Как подготовиться к таинству венчания. Все о таинстве венчания в православной церкви — от подготовки до совершения. Для венчания нужно будет приобрести

Венчание в церкви представляет собой священный обряд, состоящий из семи таинств. В это время любящий человек передает собственные помыслы, желания, стремления и самого себя в руки любимого. Церковное бракосочетание обязует каждого супруга хранить семью. Молодожены благословляются на продолжение рода, счастливую семейную жизнь. Что нужно для венчания? Обряд подразумевает соблюдение некоторых правил, которые не имеют юридической силы, поэтому следование им зависит от супругов. Они обязаны хранить узы брака, защищать от суетных страстей.

Как подготовиться к таинству венчания?

Венчание – духовный процесс единения мужа и жены. В этот момент пара берет на себя ответственность за сохранность брака, поэтому важно быть уверенными в собственном решении. Процедура венчания требует предварительной подготовки. Невеста и жених до церковного бракосочетания должны причаститься и исповедаться. В первую очередь следует определиться с вопросом, что нужно для обряда, могут ли молодые повенчаться? Есть несколько условий, запрещающих венчание:

  • Обручение не состоится с духовными родственниками.
  • Бракосочетание не одобрено кровными родственниками.
  • Невеста не должна быть моложе 16 лет, а муж – 18 лет.
  • Разрешается быть венчаным только трижды.
  • Если один из супругов не христианин, то таинство не может свершиться.
  • Приверженность атеизму.
  • Действительный брак одного новобрачного с другим лицом.
  • Слишком большая разница в возрасте.

Пост перед исповедью и причастием

Что нужно сделать перед венчанием? За пару недель до таинства необходимо ознакомиться с правилами венчания в храме. Это требуется для подготовки в духовном и организационном плане. Молодоженам нужно выдержать пост перед причащением и исповедью: три дня молитвы, поста, посещение вечерних служб. Священник расскажет вам, какие следует читать молитвы. Нужно воздерживаться от употребления продуктов животного происхождения – молочных, мясных, яиц. Следует отказаться от брачных отношений.

Уделяйте внимание совершенствованию собственной души. Для этого нужно бывать в церкви, где священники рассказывают о сущности поста, его правильном соблюдении. В повседневной жизни не допускайте пустословия, недобрых мыслей, будьте более смиренными, кроткими. Нужно отказаться от увеселительных, развлекательных телепередач, мероприятий, зрелищ, читать духовную литературу.

Что необходимо приобрести для венчания в церкви

Подготовку к венчанию нужно начать за пару недель до самого обряда. Проконсультируйтесь с настоятелем храма, который был выбран вами. Он детально расскажет о том, что нужно для венчания, как к нему подготовиться. Узнайте о сумме пожертвования для нужд храма в знак благодарности за проведение таинства. Что нужно приобрести для обряда венчания? Вам понадобятся: венчальные свечи, обручальные кольца, иконы, полотно.

Иконы

Для венчания нужны будут иконы. Их называют венчальной парой: иконы Иисуса Христа, пресвятой Богородицы. Значение этих икон символично для супружеской пары. Ликом Спасителя благословляется супруг, заступник, защитник, спаситель будущих детей, своей жены. Его образ будет напоминать в течение всей жизни главе семейства о его ответственности перед близкими.

Иконой Богородицы благословляется супруга, которая станет матерью и хранительницей очага. Во время венчания в большинстве случаев используется Казанская икона Богоматери, которая является защитницей семейного благополучия. Во время проведения таинства венчания иконы лежат перед алтарем на аналое. Обвенчанные супруги с образами в руках выходят в новом духовном восприятии и статусе из храма. Эти иконы становятся символом семейной жизни. Их не нужно убирать далеко от взоров входящих в дом людей.

Выбранные образы будут сопровождать пару всю жизнь. Перед ними супруги молятся в радостные и печальные времена. Заступники оберегают семейное благополучие, помогают сохранять взаимопонимание, уважение, терпение друг к другу и окружающим людям. Иконы часто дарятся родителями на свадьбу в знак благословения союза. Не воспрещается приобретать их самостоятельно.

Если венчальная пара изготавливается под заказ, то они пишутся одновременно, в едином стиле, будто цельная икона. Это подчеркивает неразделимость и единство супругов, которые проходят обряд церковного бракосочетания. На полях венчальной пары могут изображаться небесные покровители невесты и жениха, ангелы-хранители. Иконы такого типа индивидуальны, по сложности напоминают семейные иконографии.

Крестики для молодоженов и гостей

Обязательным атрибутом любого человека, который переступает церковный порог, считаются нательные кресты. Они нужны для венчания. Это касается как брачующихся, так и гостей торжества. Если кто-то появился в церкви без крестика, не стоит беспокоиться, ведь в любом храме они имеются в продаже. Нательные кресты не обязательно должны быть выполнены с использованием драгоценных металлов.

Обручальные кольца

Согласно древней традиции на обряд венчания приобреталось два кольца – серебряное и золотое. Серебряное символизировало свет луны и женское начало, а золотое – солнечный свет и мужскую силу. На сегодняшний день такая традиция практически на соблюдается. В большинстве случаев для венчания приобретаются одинаковые серебряные либо золотые кольца. Не воспрещается покупать ювелирные драгоценности, которые инкрустированы камнями. Однако лучше выбирать кольца простые, без вычурности. До совершения церемонии венчания кольца нужно отдать священнику.

Белое полотенце и четыре платка

Для церемонии венчания нужно подготовить два рушника. Это могут быть нарядные белые отрезы, либо полотенца, украшенные обережными свадебными символами. В некоторых случаях используются просто куски белой материи. Один рушник стелется под ноги паре, а другим перевязываются их руки. Эти предметы хранятся супругами для счастливой семейной жизни. Также для венчания нужно приготовить четыре платочка: два – для брачующихся, чтобы обернуть свечи, два – для свидетелей, которые держат венец.

Свечи и бутылка церковного кагора

Что нужно для венчания молодоженам? При совершении церемонии церковного бракосочетания новобрачные должны держать свечи, которые заранее следует освятить. Приобретаются они в лавке при церкви или другом месте. Обычно покупают специальные свечи для праздника. Их молодожены должны сохранить в своем жилище на всю жизнь. Согласно народным поверьям, эти атрибуты обладают сильной защитной способностью. Например, свечи используются в качестве оберега, если беременность супруги проходит тяжело.

Церковный кагор, который нужен для венчания, относится к крепленым винам. Особенность технологии производства напитка состоит в том, чтобы достигнуть таких качеств, как сладость, ярко-красный интенсивный цвет, насыщенный виноградный вкус. Кагор используется во время таинства. Символика этого напитка – схожесть с кровью Христовой.

Венцы для свидетелей и головной убор для невесты

Что нужно еще на венчание? Во время обряда на голову невесты и жениха возлагаются венцы, которые держат свидетели. Эти атрибуты имеют три символических значения:

  • Мученические венцы, олицетворяющие мученичество супружеской пары, которые ежедневно распинают в браке собственный эгоизм.
  • Царские венцы, при надевании которых провозглашается слава и честь человеку как царю творения. Невеста и жених друг для друга становятся царицей и царем.
  • Венцы Царства Божья, куда открывает путь благочестивая брачная жизнь.

Обязательным атрибутом во время венчания считается головной убор невесты. Согласно существующим традициям, голову новобрачной нужно покрыть, но лицо должно быть открыто перед Богом. Это может быть платок, шаль, косынка, которая покрывает плечи и голову молодой. Разрешается надевать на венчание фату, которой отдают предпочтение большинство современных девушек. Фата придает образу невесты таинственность и красоту.

Екатерина Кожевникова

Время на чтение: 2 минуты

Когда любящие друг друга люди желают узаконить свои отношения, они регистрируют свой брак в ЗАГСе. Это важный и ответственный шаг, но он делает их супругами лишь в глазах государства. Для верующих людей огромное значение имеет скрепление семейных уз перед лицом Бога – венчание в православной церкви. Церковный брак – это таинство, проведение которого подчиняется строгим правилам, и чтобы правильно подготовиться к нему, необходимо заранее узнать, что нужно для венчания.

Без чего не может быть венчания и когда оно вообще невозможно?

Для венчания в православной церкви есть правила, без соблюдения которых нельзя заключить христианский брак. Чтобы священнослужители допустили пару на обряд венчания, будущие супруги должны соответствовать некоторым критериям, касающимся как законов православия, так и гражданской ответственности:

  • Прежде чем заключать христианский брак, пара должна расписаться в ЗАГСе. Без свидетельства о браке церемония венчания не состоится, поэтому надо либо взять его с собой еще на беседу с настоятелем, либо узнать, когда можно представить этот документ (к примеру, если венчание будет проводиться сразу после гражданской росписи).
  • Ограничений, касающихся возраста будущих супругов, нет – тут все зависит от того, когда они смогут предоставить свидетельство о браке. По закону это возможно после достижения ими 18 лет, а если это действительно необходимо, то разрешена свадьба с шестнадцатилетней невестой.
  • Запрещен брак между родственниками до четвертой ступени, т.е. троюродной сестре нельзя выходить замуж за брата. Также нельзя венчаться тем, кто состоит в церковном родстве – крестным и крестникам. При наличии более дальних родственных связей надо уточнять этот вопрос с настоятелем во время подготовки к церемонии.
  • Атеистам таинство венчания и участие в нем заказаны – обязательным условием является крещение обоих супругов и их свидетелей.

Если один из молодоженов не был крещен в младенчестве, то этот обряд нужно пройти до знаменательного события, но только при условии искреннего желания и полного принятия веры.

  • То же самое касается представителей других вероисповеданий, включая неправославных христиан. В отношении к последним может быть сделано исключение, но такое возможно только при условии, что рожденные в этом браке дети будут воспитываться по православным канонам.
  • Расторгать христианский брак, заключенный на небесах, можно только по сверхуважительной причине – каждый подобный случай рассматривается отдельно, но священнослужители не допустят венчания, если у одного из супругов уже есть за плечами три подобных церемонии.

Священнослужитель не может провести обряд венчания, если один из супругов указывает на принуждение его к этой церемонии. Правда, что в таком случае делать с уже состоявшейся «гражданской» свадьбой, правила не уточняют.

Подготовка к церемонии венчания

Просто так приехать и заключить церковный брак не получится – к торжественной дате надо подготовиться. По правилам, венчанию в церкви должно предшествовать строгое говение супругов – воздержание в еде и прочих житейских заботах, молитвы, пост, посещение богослужений, исповедь и причащение.

Важно понимать, что венчание - это не дань моде, не просто красивый обряд, а прежде всего серьезный и ответственный шаг. Церковный брак, в отличие от официального, расторгнуть нельзя. В отдельных случаях, в порядке исключения, священнослужители идут навстречу мирянам, если они давно развелись и живут в других семьях, дабы люди не впадали еще в больший грех. Поэтому прежде чем решить повенчаться, нужно осознать, что это навсегда.

Общие правила

Венчание - это священный обряд, в котором Церковь дает благословение на совместную семейную жизнь , рождение детей и благодать в семье, при обещании будущих супругов хранить верность друг другу. В связи с этим все приготовления должны начинаться с духовного очищения.

Если будущие супруги еще не крещенные, обязательно нужно покреститься. Далее требуется выдержать как минимум трехдневный пост, не есть пищу животного происхождения, чтобы подготовиться к Таинствам исповеди и причащения.

Также обязательным правилом является воздержание от плотских отношений. Все описанные условия одинаковы и для подготовки к венчанию живущих в браке. И для них под запретом близость за несколько дней до проведения ритуала.

Заранее выберите церковь и обговорите со священником дату проведения церемонии, что нужно сделать до венчания. Уточните, какие нужно читать молитвы , когда можно будет исповедаться и причаститься.

Предметы для венчания

Для обряда основной набор един, в отдельных храмах могут вноситься дополнения, об этом желательно заранее поговорить со священнослужителем. Узнайте у него о стоимости проведения браковенчания, в одних храмах устанавливают точную стоимость, в других рассматриваются добровольные пожертвования в знак благодарности. Обсудите, сколько будет длиться венчание, возможно ли проведение видео- и фотосъемок. Часто священники приглашают молодых на беседу, в которой отвечают на частые вопросы, объясняют, что нужно для венчания, и что значит обряд для супругов.

Для венчания нужно будет приобрести:

Венчальные атрибуты никогда и ни под каким предлогом нельзя отдавать , их нужно хранить в доме для счастливой семейной жизни.

Роль и обязанности свидетелей

В дореволюционной России церковный брак имел не только гражданскую, но и юридическую силу, обряд совершался в присутствии поручителей, в простонародье - дружки, шаферы, а в церковных книгах - восприемники. Своими подписями в метрической книге они подтверждали акт венчания.

Как правило, поручителей выбирали из близких людей , они обязательно должны быть крещеными. Нельзя брать свидетелями разведенных, живущих в «гражданском» браке, неженатых и незнакомых с семейной жизнью людей. Имея богатый духовный и жизненный багаж знаний, поручители становились наставниками молодой семьи. Теперь присутствие или отсутствие свидетелей - личное желание брачующихся.

Во время обряда венчания дружки выполняют следующие обязанности (в зависимости от правил той или иной церкви, они могут отличаться):

  • Держат венцы над головами молодых.
  • Сопровождают брачующихся во время троекратного шествия.
  • Стелят рушник перед аналоем.
  • Подают обручальные кольца.
  • Помогают собирать букеты после церемонии.

Поведение во время обряда

Ошибка многих, пришедших на таинство венчания, заключается в том, что ожидая окончания обряда, они ходят по храму, разговаривают, смеются, поворачиваются спиной к иконам. Не следует забывать о том, что священнослужитель во время Литургии молится за двоих, находящихся в храме, один раз только читается молитва за родителей. Записываясь на венчание по требованию родителей, из-за обычая или моды, стоит помнить, что этот час молитв имеет большое влияние на всю последующую семейную жизнь. Дабы не навредить, все находящиеся в храме, особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время проведения обряда.

Как проходит церемония

Процесс включает в себя помолвку и венчание. Стоит помнить, что во время проведения обряда священник называет молодых именами, данными им при крещении. Обручают венчающихся перед входом в храм.

То что обручение происходит непосредственно в церкви, обозначает, что жених принимает невесту от самого Бога. Церковь велит встать обручающимся перед дверями храма, чтобы объяснить, что помолвка осуществляется перед лицом Божьим, а священник изображает в это время Господа Бога нашего Иисуса Христа.

Невеста должна стоять по левую руку от жениха. Батюшка благословляет их и дает молодым зажженные свечи, которые нужно держать до конца обряда. Прочтя молитву, он надевает кольцо сначала жениху, затем невесте, при этом осеняя крестообразно каждого. После этого молодожены меняются кольцами.

Жених, надевая свое кольцо на руку невесты, показывает готовность любить ее, жертвовать всем своей супруге и помогать до конца жизни. Невеста, обмениваясь своим кольцом с будущим мужем, показывает готовность принимать его помощь, любить его и быть преданной супругу всю жизнь. Молодые обмениваются кольцами три раза, в честь и славу Пресвятой Троицы (в некоторых храмах священник сам меняет кольца).

После этого священник читает молитву Господу, чтобы он благословил жениха и невесту, осенил положение колец небесным благословением и послал им Ангела-хранителя. После этого обручение заканчивается.

Молодые входят в храм следом за батюшкой, проходят в центр, где будет проходить таинство. Текст венчания дословно описан в церковной книге - Требнике. Жених и невеста встают на белое полотенце перед аналоем. После этого священник спрашивает у каждого из них, по доброй ли воле они вступают в брак, нет ли препятствий для проведения обряда. Получив утвердительный ответ, священник читает молитвы, берет венцы и с молитвой возлагает их на головы молодых, читается Священное Писание.

После прочтения кратких молитв приносится чаша общения, наполненная красным вином. Священнослужитель благословляет ее на общение супругов и троекратно дает испить вина из общей чаши. После этого молодым перевязывают руки и троекратно обводят вокруг аналоя, сопровождая шествие пением сопутствующих тропарей. Это хождение означает начало вечного хождения мужа и жены.

Заканчивается обряд подведением молодых к Царским Вратам, где они целуют иконы и крест. Затем священник вручает иконы: мужу - лик Спасителя, жене - лик Пресвятой Богородицы. Гости поздравляют супругов.

После свадьбы праздник продолжается за столом. Праздничная трапеза должна быть тихой и скромной, без пьянок и чрезмерного веселья.

Причины отказа в проведении обряда

Обычно желающие обвенчаться в церкви сначала регистрируются в загсе. Православная Церковь принимает факт регистрации и не считает его блудным сожительством, однако, утверждает, что такой брак лишен духовной благодати. Гражданский брак и церковное венчание отличаются по многим канонам, и не каждую официальную регистрацию согласятся благословить в церкви.

Священнослужитель откажет в проведении Таинства венчания если:

Следует помнить, что не разрешается проводить обряд венчания во вторник, четверг и субботу, во время всех четырех постов, накануне великих церковных праздников и в Святки. Если для проведения церемонии был выбран день, не входящий в список перечисленных, желательно сходить в церковь и посоветоваться с батюшкой.

Независимо от вероисповедания, венчаются ли в православном храме, костеле или в мечети, смысл венчания заключается в клятве молодых перед Богом любить и почитать друг друга в бедствии и богатстве, в болезни и здравии. Растить детей своих по слову Божьему и не просто называться словом «семья», а быть крепкой и любящей семьей.

Венчание в православной церкви – это одно из семи главных таинств и правила для него верующие люди стараются соблюдать как можно тщательней. Венчание наряду с крещением, миропомазаньем, покаянием, причастием, священством и елеосвящением составляют центр духовной жизни и воплощают полноту входа человека в церковную жизнь. Все, что нужно знать жениху и невесте перед таким ответственным шагом, как венчание, вы прочтете в нашей подробной статье. Она также будет интересна тем, кто уже совершил таинство, но хочет узнать больше о нем.

Смысл венчания в православной церкви

Согласно христианскому мировоззрению, двое людей соединяется в освященном Богом союзе и становятся одной плотью. Именно поэтому столь привычные сегодня разводы в христианской среде считаются противоестественным явлением, как если бы мать решила не жить с рожденным ею ребенком. Иногда подобный разрыв связывают с ампутацией конечности или органа – болезненный процесс, который делает человека неполноценным.

Господь создал Адама и Еву и благословил им размножаться и плодить землю. Духовное и физическое родство со своей женой Адам признал сразу: первым делом, когда увидел Еву, он назвал ее своей плотью и кровью, так как полюбил ее:

«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт.2:23).

Поэтому, прежде чем пойти на этот шаг, люди должны осознавать всю серьезность, которую они этим поступком обещают Богу.

Юной любви, а также любви долгожданной, свойственна поспешность и видение своего партнера в «розовых» тонах. Достоинства, которые есть у любого человека, – так как все созданы по образу Божию и унаследовали от Него совершенные черты – любящий человек воспринимает преувеличенно и ему кажется, что объект любви совершенен. При этом его недостатки, – которые также есть у всякого, так как все мы подверглись первородному греху и его последствиям в виде болезни, смерти и страстей – кажутся сглаженными и не поддаются рациональному анализу.

Поэтому в храме, куда пришли молодые на разговор со священником о предстоящем мероприятии, можно встретить неожиданную реакцию церковного служителя. Так, если священник соблюдает устав святых отцов и чтит традиции, то он посоветует влюбленным подождать до венчания хотя бы год, за который можно лучше узнать человека в разных обстоятельствах и испытать свои чувства на практике.

При этом за этот год не благословляется жить интимной жизнью. В случае, когда молодые пришли уже после сложившихся отношений и ставят священника перед фактом, тот разъясняет им, что ранняя половая близость до законного бракосочетания ведет за собой неблагоприятные последствия для дальнейших отношений и их крепости.

После разъяснительной беседы, если молодые осознали свою вину, священник предлагает им попоститься три дня, затем исповедоваться в грехах и причаститься. Накануне венчания молодожены обязательно должны причаститься, чтобы прочувствовать этот день как самый важный в жизни – день, когда две судьбы становятся одной судьбой, две души – одной душой и два тела – одним телом.

Как подготовиться к венчанию?

Для начала нужно выбрать день, место для венчания и поставить в известность священника заранее. При этом необходимо помнить, что не каждый день в году в православной церкви разрешается проводить это таинство.

Таинство венчания не совершается по вторникам и четвергам, так как эти дни предшествуют постам, которые соблюдают верующие в среду и в пятницу. Также не совершается таинство в субботу, так как воскресенье (а церковные сутки начинаются с 20:00 накануне) – это малая Пасха, день освященный.

Также нельзя венчаться в дни установленных Вселенскими соборами постов – это 4 поста в году общей длительностью 5-6 месяцев с разной периодичностью.

Как правило, в православной церкви России установилась вековая традиция венчания на Красную горку – это название праздника в первое воскресенье после Пасхи. Этот день называется в церковном календаре Антипасхой и обозначает начало периода всенародных свадебных гуляний, которые происходили массово на Руси во все времена.

Таинство не проводят также накануне единичных постных дней – например, 11 сентября на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи; в особые дни радости и празднования после Великого и Рождественского постов – на Святках и Светлой седмице; перед и во время праздника Воздвижения Креста Господня.

После выбора дня необходимо приступить к подготовке, что, в первую очередь, включает не внешнее приготовление отдельных предметов, приглашение гостей и план мероприятий празднества – а внутреннее состояние молодоженов, которое заключается к подготовке к таинству Исповеди и . И то, и другое таинство обязательно предшествует столь важному событию. Ведь Господь называет Царство Небесное брачным пиром, и Причастие на таком пиру в день бракосочетания является приобщением любви Божьей и укрепление на весь дальнейший совместный путь по жизни.

Время венчания священник назначает сразу после литургии, которая проводится каждое утро. В идеале, если молодоженам получится отстоять литургию и причаститься на ней непосредственно накануне торжества. Ведь куда важнее истратить свои силы на вклад в таинство, чем беречь их на вечерние гуляния (которых желательно избежать и оставить гостей как можно раньше для уединения).

Что нужно для венчания в церкви?

Правила подготовки к венчанию в православной церкви заключаются главным образом во внутреннем осознании и ответственности за этот шаг. В понимании, что назад пути нет и все трудности характера, притирки, разногласия – не могут теперь быть поводом для расторжения союза, который освятил Бог.

Это серьезный шаг, но многие сегодня легкомысленно идут на него, не рассчитывая силы и крепость чувств. К сожалению, такие люди не понимают, что после разрыва венчанного союза сделать гармоничной следующую семью будет сложнее и следует беречь то, что имеется.

И уже во вторую очередь необходимо подготовить наряд, документы, предметы для таинства и прочие вещи, необходимые в этот день.

Что нужно для венчания в православной церкви, список:

  1. Свидетельство о регистрации брака. Согласно правилам, установленным Священным Синодом, незарегистрированные в органах ЗАГСа браки не могут быть венчаны. Такие условия диктуются в первую очередь серьезностью намерений молодоженов, ведь после революции и распада Российской Империи церковь утратила полномочия влияния на права и обязанности сторон, функцию регулировки законных отношений теперь выполняет именно ЗАГС.
  2. Иконы Спасителя и Божией Матери. Какие иконы нужны для венчания? Подойдут любые образы и оклады, но главное, чтобы их можно было без проблем взять в руки. Эта благочестивая традиция раньше означала благословение родителей на брак и передавалась по наследству – со стороны невесты икона Пресвятой Богородицы, а со стороны жениха икона Спасителя. Благословение родителей имело сакральную ценность и свято соблюдалось.
  3. Золотые обручальные кольца. Раньше женское кольцо для венчания было серебряным, напоминая о том, что в христианской семье женщина является помощницей мужу и подчиняется любящему супругу. У мужа было золотое кольцо, что соответствовало символике царского металла – как Христос, муж обязан любить свою жену, которая символизирует собой Церковь. Именно муж будет нести ответственность за свою семью перед Богом на Суде.
  4. Венчальные свечи. Их можно приобрести на месте в храме. Являются символом благодати Святого Духа, Который невидимо предстоит и освящает.
  5. Белый плат. Это может быть как обычное покупное полотенце белого цвета, так и вручную расшитое невестой полотно (что раньше часто практиковалось). Можно также приобрести на месте в Храме. Его стелют на пол и встают во время определенного момента в процессе таинства. Плат символизирует чистоту помыслов и устремлений венчающихся.
  6. В некоторых храмах существует фиксированный размер пожертвований для таинства. Стоимость необходимо оплатить перед таинством, чтобы не забыть об этом после. Если фиксированной платы нет, то можно оставить добровольное пожертвование после венчания. Следует помнить, что государство не снабжает работников церкви зарплатами и их проживание зависит от наших пожертвований.
  7. Достойный внешний вид венчающихся. У девушки (женщины) должен быть головной убор (платок или более пышная фата для венчания), закрытые плечи, наряд должен быть скромным, закрывающим колени и не имеющим глубокого декольте. Мужчина должен быть в брюках. Шорты, бриджи и другие укороченные варианты, обнажающие ноги, для мужчины в храме не допускаются. Цвет наряда для невесты лучше выбрать светлых, пастельных тонов. Традиционно, чистая целомудренная девушка подчеркивает свою невинность абсолютно белым платьем и живыми цветами в руках. Обувь для невесты лучше выбрать удобную, на плоской подошве, чтобы без проблем отстоять службу.

После потери церковью законной гражданской силы, способной регулировать юридические вопросы, наличие свидетелей не является обязательным и носит, скорее, характер благочестивой традиции. Свидетели были поручителями брачующихся, хорошо их знали. Приглашали умудренных опытом, имеющих собственные семьи свидетелей, которые в трудные ситуации смогли бы дать дельный совет.

Какие правила венчания в православной церкви нужно знать?

Как подготовиться к венчанию в православной церкви – доступно объяснит священник, которого выбрали молодожены для проведения своего таинства. Но общие правила остаются одинаковыми.

Брак, зарегистрированный органами ЗАГС, является безблагодатным, но не беззаконным сожительством. Такая форма уважается церковью и допускается в случае, когда церковный брак не может быть совершен. А он не может быть совершен в нескольких случаях:

  • когда гражданский брак был регистрирован более трех раз — по церковным канонам нельзя вступать в брак более трех раз;
  • когда один или оба супруга не принадлежат к православной церкви, не крещены или приведены не добровольно;
  • когда не произошло фактического расторжения брака с предыдущим супругом: при гражданской регистрации необходимо свидетельство о разводе, при церковном – благословение архиерея на вступление в новый брак;
  • когда жених и невеста состоят в кровном или духовном родстве – в том числе, если они являются крестными одного человека;
  • правила в возрасте венчающихся в православной церкви ограничиваются верхним порогом в 60 лет для женщины и в 70 для мужчины, нижний порог: 16 лет для девушки и 18 – для парня.

Во время подготовки к венчанию следует проговорить все спорные моменты в вопросах мировоззрения, чтобы совершение таинство происходило с чистым сердцем.

Сколько по времени идет венчание в церкви – 40-60 минут.

Что делать с венчальными свечами и другими атрибутами после венчания?

Из подобных семейных реликвий можно устроить небольшую коллекцию. Для этой цели заводят отдельную шкатулку, куда складывают атрибуты после венчания, крещения и других памятных семейных событий. Шкатулку можно показывать детям, освещая перед ними подробности знаменательного дня, освежая собственную память и окунаясь воспоминаниями в счастливые события. Туда же можно поместить различные сувениры, привезенные из паломничества.

Венчальные свечи можно зажигать во время молитвы, чтобы попросить о чем-нибудь важном для семьи у Бога, для особой благодарности Ему или в другие моменты.

Все эти вещи являются напоминанием о важных вехах в развитии семьи и являются частью эмоциональной жизни членов семьи. При этом сами по себе они не несут сакральную ценность. Если по какой-то причине реликвии оказались не нужны, их можно ликвидировать особым образом. Так как предметы участвовали в святом обряде их лучше сжечь – самостоятельно или передать в церковь с просьбой утилизировать освященные свечи и предметы, участвовавшие в таинстве.

Видя перед собой символы венчания, супруги могут через воспоминания отыскивать пути во взаимопонимании, когда возникают сложные моменты, через ощутимые свидетельства их союза, который они заключили перед Богом, супруги вспоминают о важности семейного очага и черпают новые силы, чтобы идти по жизни дружно рука об руку.

Правила венчания в православной церкви состоят, в первую очередь, из нравственной основы, которая заключается в чистоте намерений, отсутствии корыстных и непорядочных целей и твердая решительность соединиться с любимым человеком воедино. Целью такого союза является получение от Господа дара единомыслия для христианской жизни и воспитания детей. Больше о венчании можно узнать из книги .

Венчание

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.