Рисунок крестьянская изба. Декор русской избы: особенности, интересные факты и описание. Крестьянская изба Русского Севера строилась иначе

Секреты русской избы и ее таинства, маленькие премудрости и традиции, основные правила в постройке русской избы, приметы, факты и история возникновения «избушки на курьих ножках» — обо всем очень кратко.

Общепризнанный факт, что наиболее экологичные и подходящие для проживания человека дома могут быть построены только из дерева. Дерево — самый древний строительный материал, подаренный нам самой совершенной лабораторией на Земле — Природой.

В помещениях деревянного строения влажность воздуха всегда оптимальна для жизнедеятельности человека. Уникальная структура древесного массива, состоящая из капилляров, впитывает лишнюю влагу из воздуха, а при излишней сухости отдает ее в помещение.

Срубы обладают природной энергетикой, создают в избе особый микроклимат, обеспечивают естественную вентиляцию. От деревянных стен веет домовитостью и покоем, они защищают летом от жары, а зимой от морозов. Дерево отлично удерживает тепло. Даже в трескучий мороз стены деревянного сруба теплые внутри.

Каждый, кто хоть раз побывал в настоящей русской избе, никогда не забудет её чарующий благостный дух: тонкие нотки древесной смолы, аромат свежеиспеченного хлеба из русской печи, пряность лечебных трав. Благодаря своим свойствам, дерево нейтрализует тяжелые запахи, озонируя воздух.

И неспроста, что интерес к деревянному строительству возникает снова и разрастается с невероятной быстротой, завоёвывая всё большую популярность.

Итак, маленькие премудрости, тайны и секреты русской избы!

Название русского дома «изба» происходит из древнерусского «истьба», что означает «дом, баня» или «истобка» из «Повести временных лет…». Древнерусское наименование деревянного жилища уходит корнями в праславянское «jьstъba» и считается заимствованным из германского «stubа». В древненемецком «stubа» означала «теплое помещение, баня».

При строительстве новой избы наши предки соблюдали правила, выработанные веками, ведь возведение нового дома — это знаменательное событие в жизни крестьянской семьи и все традиции соблюдались до мелочей. Одним из главных заветов предков был выбор места для будущей избы. Новая изба не должна строиться на месте, где когда-то было кладбище, дорога или баня. Но в то же время желательно было, чтоб место для нового дома уже было обжитым, где проходила жизнь людей в полном благополучии, светлым и на сухом месте.

Главным инструментом при постройке всех русских деревянных сооружений был топор. Отсюда говорят не построить, а срубить дом. Пилу стали применять в конце XVIII в., а в некоторых местах с середины XIX в.

Первоначально (до X века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен. Таким образом, сама изба представляла собой полуземлянку.

Двери изначально не было, её заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок, связанных вместе, и пологом.

Основное требование к строительному материалу было привычным — сруб рубился либо из сосны, ели или лиственницы. Ствол хвойных деревьев был высоким, стройным, хорошо поддавался обработке топором и в то же время был прочным, стены из сосны, ели или лиственницы хорошо сохраняли тепло в доме зимой и не нагревались летом, в жару, сохраняя приятную прохладу. Одновременно выбор дерева в лесу регламентировался несколькими правилами. Например, нельзя было вырубать больные, старые и высохшие деревья, которые считались мертвыми и могли, по поверьям, принести в дом болезни. Нельзя было вырубать деревья, росшие на дороге и у дорог. Такие деревья считались «буйными» и в срубе такие бревна, по поверью, могут выпадать из стен и придавливать хозяев дома.

Возведение дома сопровождалось рядом обычаев. Во время укладки первого венца сруба (закладного), под каждый угол подкладывали монетку или бумажную купюру, в другой кусочек шерсти от овцы или небольшой моток шерстяной пряжи, в третий подсыпали зерно, а под четвертый клали ладан. Таким образом, при самом начале возведения избы, наши предки делали такие обряды для будущего жилища, которые знаменовали его богатство, семейное тепло, сытую жизнь и святость в дальнейшей жизни.

В обстановке избы нет ни одного лишнего случайного предмета, каждая вещь имеет свое строго определенное назначение и освещенное традицией место, что является характерной чертой народного жилища.

Двери в избе делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло меньше уходило из избы.

Русская изба была либо «четырехстенкой» (простая клеть), либо «пятистенкой» (клеть, перегороженная внутри стеной - «перерубом»). При строительстве избы к основному объему клети пристраивались подсобные помещения («крыльцо», «сени», «двор», «мост» между избой и двором и т. д.). В русских землях, не избалованных теплом, весь комплекс построек старались собрать вместе, прижать друг к другу.

Существовало три типа организации комплекса построек, составлявших двор. Единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей назывался «кошель». Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом приобретал вид буквы «Г», то его называли «глаголь». Если же хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в линию, то говорили, что это «брус».

За крыльцом избы обычно следовали «сени» (сень - тень, затененное место). Их устраивали для того, чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и тепло в зимнее время не выходило из избы. Передняя часть здания вместе с крыльцом и сенями называлась в древности «всходом».

Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли «поветью» в хозяйственных постройках и «горницей» в жилом помещении. Помещения же над вторым этажом, где обычно находилась девичья, назывались «теремом».

Дом редко строили каждый для себя. Обычно на строительство приглашался весь мир («обчество»). Лес заготовляли еще зимой, пока нет в деревьях сокодвижения, а строить начинали с ранней весны. После закладки первого венца сруба устраивалось первое угощение «помочанам» («окладное угощение»). Такие угощения - отголосок древних ритуальных пиров, которые проходили часто с жертвоприношениями.

После «окладного угощения» начинали устраивать сруб. В начале лета, после укладки потолочных матиц следовало новое ритуальное угощение помочанам. Затем приступали к устройству кровли. Дойдя до верха, уложив конек, устраивали новое, «коньковое» угощение. А уж по завершении строительства в самом начале осени - пир.


Демьянова уха. Художник Андрей Попов

В новое жилье первой должна войти кошка. На Севере Руси до сих пор сохраняется культ кошки. В большинстве северных домов в толстых дверях в сени сделано внизу отверстие для кошки.

В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Курные избы, вероятно, внесли свой вклад в небольшую продолжительность жизни в старину (около 30 лет для мужчин): продукты горения дров являются веществами, вызывающими рак.

Полы в избах были земляные. Лишь с распространением на Руси пил и пилорам в городах и в домах помещиков стали появляться деревянные полы. Первоначально полы выкладывались из досок, изготовленных из колотых пополам бревен, либо из массивной толстой половой доски. Однако массово полы из досок стали распространяться лишь в XVIII веке, так как не было развито лесопильное производство. Лишь усилиями Петра I пилы и пилорамы стали получать распространение на Руси с издания петровского указа «О приучении дровосеков к распиловке дров» в 1748 году. Вплоть до ХХ века, полы в крестьянской избе были земляные, то есть выравненная земля просто утаптывалась. Иногда верхний слой мазали глиной, смешанной с навозом, что предотвращало образование трещин.

Бревна для русских изб готовили с ноября-декабря, подрубая стволы деревьев по кругу и давая им высохнуть на корню (стоймя) за зиму. Дорубали деревья и вывозили бревна еще по снегу до весенней распутицы. При рубке клети избы бревна укладывали северной более плотной стороной наружу, чтобы древесина меньше трескалась и лучше переносила воздействия атмосферы. По углам дома по постройке помещались монеты, шерсть и ладан для того чтобы обитатели его жили здоровыми в достатке и тепле.

До IX века окон в русских избах вообще не было.

До XX века окна в русских избах не открывались. Проветривали избу через дверь и дымник (деревянная вентиляционная труба на крыше). Ставни защищали избы от непогоды и лихих людей. Закрытое ставнями окно днем могло служить «зеркалом».

В старину ставни были одностворчатыми. Двойных рам в старину тоже не было. Зимой для тепла окна закрывались снаружи соломенными матами или просто заваливались копнами соломы.

Многочисленные узоры русской избы служили (и служат) не сколько украшению, сколько защите дома от злых сил. Символика сакральных изображений пришла с языческих времен: солнечные круги, громовые знаки (стрелы), знаки плодородия (поле с точками), конские головы, подковы, хляби небесные (разнообразные волнистые линии), плетения и узлы.

Изба устанавливалась прямо на грунт или на столбы. Под углы подводились дубовые колоды, большие камни или пни, на которых и стоял сруб. Летом под избой гулял ветер, просушивая снизу доски так называемого «черного» пола. К зиме дом обсыпали землей или устраивали из дёрна завалинку. Весной завалинка или обваловка в некоторых местах раскапывалась для создания вентиляции.

«Красный» угол в русской избе устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны по диагонали от печи. Иконы помещались в божницу в «красный» или «святой» угол комнаты с таким расчётом, чтобы входящий в дом человек сразу их видел. Это считалось важным элементом защиты дома от «злых сил». Иконы должны были обязательно стоять, а не висеть, так как почитались «живыми».


Возникновение образа «Избушки на курьих ножках» исторически связывается с деревянными срубами, которые в древности на Руси ставились на пеньки с обрубленными корнями, чтоб предохранить дерево от гниения. В словаре В. И. Даля сказано, что «куръ» - это стропила на крестьянских избах. В болотистых местах избы строили именно на таких стропилах. В Москве одна из старинных деревянных церквей называлась «Никола на курьих ножках», поскольку из-за болотистости местности стояла на пеньках.

Изба на курьих ножках — на самом деле они КУРНЫЕ, от слова курная изба. Курными избами назывались избы, топившиеся «по-чёрному», то есть, не имевшие печной трубы. Использовалась печь без дымохода, называвшаяся «курной печью» или «чёрной». Дым выходил наружу через двери и во время топки висел под потолком толстым слоем, отчего верхние части бревен в избе покрывались копотью.

В древние времена существовал погребальный обряд, включающий в себя обкуривание ножек «избы» без окон и дверей, в которую помещали труп.

Избушка на курьих ножках в народной фантазии была смоделирована по образу славянского погоста-маленького домика мертвых. Домик ставился на опоры-столбы. В сказках они представлены как куриные ножки тоже не случайно. Курица-священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов. В домик мертвых славяне складывали прах покойного. Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. Вот почему наш сказочный герой постоянно приходит к избушке на курьих ножках-чтобы попасть в иное измерение времени и реальность уже не живых людей, а волшебников. Другого пути туда нет.

Куриные ноги - всего лишь «ошибка перевода».
«Курьими (курными) ножками» славяне называли пеньки, на которые и ставилась изба, то есть домик Бабы-Яги изначально стоял всего лишь на закопчённых пеньках. С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам - миру мёртвых и миру живых.

Курные избы просуществовали в российских деревнях вплоть до XIX века, встречались они даже и в начале XX века.

Лишь в XVIII веке и только в Санкт-Петербурге царь Пётр I запретил строить дома с отоплением по-чёрному. В других же населённых пунктах они продолжали строиться до XIX века.

Русская изба всегда была ладной, добротной и самобытной. Архитектура её свидетельствует о верности многовековым традициям, их стойкости и уникальности. Её планировка, конструкция и внутреннее убранство создавались на протяжении многих лет. Не так много традиционных русских домов сохранилось по сей день, но всё же в некоторых регионах их можно встретить.

Изначально избы в России строили из дерева, частично заглубляя их фундамент под землю. Это обеспечивало большую надёжность и долговечность сооружения. Чаще всего в ней была всего одна комната, которую владельцы делили на несколько отдельных частей. Обязательной частью русской избы был печной угол, для отделения которого использовали занавеску. Кроме этого выделялись отдельные зоны для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас. Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу.

Крыльцо русской избы

Архитектура крыльца всегда была тщательно продумана, ей владельцы дома уделяли достаточно много времени. В ней сочетался отличный художественный вкус, многовековые традиции и изобретательность зодчих. Именно крыльцо соединяло избу с улицей и открывалось всем гостям или прохожим. Интересно, что на крыльце вечерами после тяжёлой работы часто собиралась вся семья, а также соседи. Здесь гости и владельцы дома танцевали, пели песни, а дети бегали и резвились.

В разных областях России форма и размеры крыльца кардинально отличались. Так, на севере страны оно было достаточно высоким и большим, а для установки выбирался южный фасад дома. Благодаря такому ассиметричному размещению и уникальной архитектуре фасада весь дом смотрелся очень своеобразно и красиво. Также достаточно часто можно было встретить крыльца, поставленные на столбы и украшенные ажурными деревянными столбиками. Они были настоящим украшением дома, делая его фасад ещё более серьёзным и добротным.

На юге России крыльца устанавливали со стороны передней части дома, привлекая внимание прохожих и соседей ажурной резьбой. Они могли быть как на две ступеньки, так и с целой лестницей. Некоторые владельцы дома украшали своё крыльцо навесом, а другие оставляли открытым.

Сени

Для того, чтобы сохранить в доме максимальное количество тепла от печи владельцы отделяли жилую зону от улицы. Сени - это именно то пространство, которое сразу же видели гости при входе в избу. Кроме сохранения тепла сени также использовались для хранения коромысла и других нужных вещей, именно здесь многие делали чуланы для продуктов.

Для разделения сеней и отапливаемой жилой зоны также делали высокий порог. Он делался для предотвращения проникновения холода в дом. Кроме этого по многовековым традициям каждый гость должен был поклониться при входе в избу, а зайти внутрь не приклонившись перед высоким порогом было невозможно. В противном случае гость просто ударялся голой об косяк.

Русская печь

Быт русской избы вращался вокруг печи. Она служила местом для приготовления пищи, отдыха, обогрева и даже банных процедур. Наверх вели ступени, в стенах имелись ниши для разной утвари. Топка всегда была с железными заслонами. Устройство русской печи – сердца любой избы – удивительно функциональное.

Печь в традиционных русских избах всегда размещалась в основной зоне, справа или слева от входа. Именно её считали главным элементом дома, поскольку на печи готовили еду, спали, она обогревала весь дом. Доказано, что приготовленная в печи еда самая полезная, поскольку в ней сохраняются все полезные витамины.

С древних времён с печкой связывали множество поверий. Наши предки верили, что именно на печи обитает домовой. Мусор никогда не выносили из избы, а сжигали в печи. Люди верили, что так вся энергия остаётся в доме, что способствует увеличению достатка семьи. Интересно, что в некоторых областях России в печи парились и мылись, а также использовали для лечения серьёзных заболеваний. Лекари того времени утверждали, что вылечить болезнь можно просто полежав на печи несколько часов.

Печной угол

Его также называли "бабий угол", поскольку именно сделать находилась вся кухонная утварь. Его отделяла занавеска или даже деревянная перегородка. Сюда практически никогда не заходили мужчины из своей семьи. Огромным оскорблением владельцев дома был приход чужого мужчины за занавеску в печной угол.

Здесь женщины стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Практически каждая женщина занималась рукоделием, а самым спокойным и удобным местом для этого был именно печной угол. Вышивка, шитьё, роспись - это самые популярные виды рукоделия девушек и женщин того времени.

Лавки в избе

В русской избе стояли подвижные и неподвижные лавки, а уже с 19 века начали появляться стулья. Вдоль стен дома владельцы устанавливали неподвижные лавки, которые крепились с помощью поставок или ножек с резными элементами. Подстава могла быть плоской или сужаться к середине, в её декоре часто присутствовали резные узоры и традиционные орнаменты.

Также в каждом доме были передвижные лавки. Такие скамьи имели по четыре ножки или устанавливались на глухие доски. Спинки часто делали так, чтобы их можно было перекинуть на противоположный край лавки, а для украшения использовали резной декор. Скамью всегда делали более длинной чем стол, а также часто покрывали плотной тканью.

Мужской угол (Коник)

Он находился справа от входа. Здесь обязательно стояла широкая лавка, которую с обеих сторон ограждали деревянными досками. Их вырезали в форме конской головы, поэтому мужской угол часто называют "коник". Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты, предназначенные для ремонта и других мужских работ. В этом углу мужчины ремонтировали обувь и утварь, а также плели корзины и другие изделия из лозы.

На скамью в мужском углу присаживались все гости, пришедшие к владельцам дома на короткое время. Именно здесь мужчина спал и отдыхал.

Женский угол (Середа)

Это было важное в женской судьбе пространство, поскольку именно из-за печной занавески девушка выходила во время смотрин в нарядном одеянии, а также ждала жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их подальше от посторонних глаз, скрываясь за занавеской.

Также именно в женском углу дома понравившегося парня девушка должна была спрятать обметалочку, чтобы в скором времени выйти замуж. Верили, что такая обметалочка поможет невестке скорее подружиться со свекровью и стать хорошей хозяйкой в новом доме.

Красный угол

Это самый светлый и важный угол, поскольку именно его считали священным местом в доме. По традиции при строительстве ему выделяли место на восточной стороне, где два смежных окна образуют угол, таким образом свет падает, делая угол самым светлым местом в избе. Здесь обязательно висели иконы и вышитые рушники, а также в некоторых избах - лики предков. Обязательно в красном углу ставили большой стол и принимали пищу. Под иконами и рушниками всегда хранили свежеиспечённый хлеб.

И по сей день известны некоторые традиции связанные со столом. Так, молодым людям не желательно сидеть на углу, чтобы в будущем создать семью. Дурная примета оставлять грязную посуду на столе или сидеть на нём.

Крупы, муку и другие продукты наши предки хранили в сенниках. Благодаря этому хозяйка всегда могла быстро приготовить еду из свежих продуктов. Кроме этого были предусмотрены дополнительные постройки: погреб для хранения овощей и фруктов зимой, хлев для скота и отдельные сооружения для сена.

Русское национальное жилище - в русской традиционной культуре, широко бытовавшей ещё в конце XIX - начале XX веков, представляло собой сооружение из дерева - избу, построенную по срубной или каркасной технологии.
Основа русского национального жилища – клеть, прямоугольный крытый однокомнатный простой бревенчатый дом без пристроек (сруб) или хибара. Размеры клетей были небольшими 3 на 2 метра, оконных проемов не было. Высота клети была в 10-12 бревен. Крылась клеть соломой. Клеть с печкой - уже изба.

Как выбирали наши предки места проживания и строительный материал для дома?
Поселения часто возникали в лесистых местах, по берегам рек, озёр, так как водные пути были тогда естественными дорогами, которые связывали многочисленные города Руси. В лесу зверь и птица, смола и дикий мёд, ягоды и грибы, «Возле леса жить – голодному не быть» говорили на Руси. Жизненное пространство раньше славяне отвоёвывали себе у леса, подсекая и обрабатывая ниву. Строительство начиналось с валки леса и на расчищенной земле появлялось поселение - «деревня». Слово «деревня» образовано от слова «дервь» (от действия «дърати») – то, что выдирается с корнем (лес и заросли). Строились не день и не два. Сначала надо было освоить участок. Готовили землю под пашню, рубили, корчевали лес. Так возникла «заимка» (от слова «занимать»), а первые постройки назывались «починками» (от слова «почин», т.е. начало). Селились рядом родственники и просто соседи (те кто рядом «сели»). Для строительства дома наши предки рубили деревья хвойных пород (наиболее стойкие к загниванию) и брали только те, которые падали верхушками на восток. Молодые и старые деревья, а также сухостой были непригодны для этого. Священными считались одиночные деревья и рощи, выросшие на месте разрушенной церкви, поэтому их тоже не брали для постройки дома. Рубили в морозы, потому, что дерево считалось в это время мертвым (древесина в это время суше). Именно рубили, а не пилили: считалось, что так дерево лучше сохранится. Брёвна складывали в штабеля, весной с них снимали кору, выравнивали, собирали в небольшие срубы и оставляли сушиться до осени, а иногда и до следующей весны. Только после этого приступали к выбору места и строительству дома. Таков был опыт многовекового деревянного строительства.

«Не для лета изба рубится, а для зимы» - как назывался крестьянский срубный дом и как выбирали место для него?
Самый древний и простой тип русских построек состоит из «клетей» – небольших четырёхгранных срубов. Одна из клетей обогревалась «очагом» и поэтому называлась «истьба», от слова «истобка», отсюда и появилось название русского дома – «изба». ИЗБА – деревянный (бревенчатый) срубный жилой дом. Дома строились большие, все вместе под одной крышей жили деды и отцы, внуки и правнуки – «Семья сильна, когда над ней крыша одна». Избу рубили обычно из толстых брёвен, складывая их в сруб. Сруб складывался из «венцов». Венец – это четыре бревна, уложенные горизонтально в квадрат или прямоугольник и по углам связанные врубками (углубления, чтобы брёвна плотно «садились» одно на другое). От земли до крыши таких «венцов» надо было собрать около 20. Самым надежным, теплым, считалось скрепление бревен «в обло» (от слова «облый» – круглый), при котором круглые бревенчатые концы брёвен врубали друг в друга и они немного выходили за пределы стены, углы такого дома не промерзали. Брёвна сруба связывались так плотно, что даже лезвие ножа не проходило между ними. Место для дома выбирали очень тщательно. Никогда не строили избу на месте старой, если прежнее жильё сгорело, разрушилось от бед. Ни в коем случае не ставили избу «на крови» или «на костях» - там, где на землю упала хотя бы капля человеческой крови или нашли кости, бывало и такое! Нехорошим считалось место, где однажды опрокинулся воз (в доме не будет богатства), или когда-то проходила дорога (по ней в дом могли прийти несчастья), или росло кривое дерево. Люди старались приметить, где любит отдыхать скот: это место сулило удачу владельцам построенного там дома.

Как называются основные элементы декоративного убранства избы?
1. «Конёк - охлупень» – оберег дома от злых сил. Конек вытёсывали из очень толстого дерева, которое выкапывали с корнем, корень обрабатывали, придавая ему вид конской головы. Коньки смотрят в небо и защищают дом не только от непогоды. Конь в древности был символом солнца, по старинным поверьям, солнце по небу везут крылатые невидимые кони, вот и громоздили на крышу конька, чтобы поддержать солнышко. 2. Из – под конька спускалась искусно вырезанная доска – «Полотенце», названная так за сходство с вышитым концом настоящего полотенца и символизирующая солнце в зените, слева от неё такая же доска символизировала восход солнца, а справа - символизировала закат. 3. Фасад дома –это стена выходящая на улицу, - уподоблялась лицу человека. На фасаде располагались окна. Слово «окно» произошло от древнего названия глаза – «око», и окна считались глазами на лице дома, поэтому деревянные резные украшения окон называются «Наличниками». Часто окна дополнялись «ставнями». В южных избах до окон можно было дотянуться руками, а вот на севере дома ставились на высоком «подклете» (то, что под клетью). Поэтому для закрывания ставней устраивались специальные обходные галереи – «гульбища», которые опоясывали дом на уровне окон. Окна раньше закрывались слюдой или бычьими пузырями, стёкла появились в XIV веке. Свету такое окно пропускало мало, зато зимой в избе лучше сохранялось тепло. 4. Крыша дома с передней и задней стенками в виде бревенчатых треугольников символизировала «лоб» на лице дома, древнерусское название лба звучит как «чело», а выступающие из-под крыши резные доски – «Причелины».

Что символизировали и как были устроены верхняя и нижняя границы в жилом пространстве избы?
Потолок в избе делался из тёса (то есть из досок, вытесанных из брёвен). Верхней границей избы служил потолок. Доски поддерживались «Матицей» – особенно толстым брусом, который врубали в верхний венец, когда был поставлен сруб. Матица проходила поперёк всей избы, скрепляя и удерживая собой стены, потолок и основание кровли. Для дома матица была тем же, чем для дерева корень, а для человека мать: началом, опорой, основой. К матице подвешивались различные предметы. Сюда прибивался крюк для подвешивания очепа с колыбелью (гибкая жердь, даже при легком толчке, такая колыбель качалась). Только тот дом считался полноценным, где скрипит очеп под потолком, где детишки подрастая нянчат младших. С матицей связывались представления об отчем доме, счастье, удаче. Не случайно, отправляясь в дорогу, нужно было подержаться за матицу. Потолочины на матицу всегда укладывались параллельно половицам. Пол – это граница, отделяющая людей от «нелюдей»: домовых и др. Пол в доме настилали из половинок брёвен (отсюда и слово «половицы», и он опирался на толстые балки, врубленные в нижние венцы сруба. Сами половицы связывались с идеей пути. Постель (а в летнее время часто спали прямо на полу) полагалось стелить поперёк половиц, иначе человек уйдёт из дома. А сваты при сватовстве старались сесть так, чтобы смотреть им вдоль половиц, тогда сговорятся и уведут невесту из дома.

Каким был внутренний мир русской избы?
В крестьянской избе каждый угол имел своё значение. Основное пространство избы занимала печь. Печь делали из глины с добавлением в толщу камней. Русскую печь использовали для отопления, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции и освещения помещения. Разогретая печь служила постелью для стариков и малышей, здесь же сушили одежду. В теплом устье печи мыли младенцев, а если не было бани, то тут «банились» и взрослые члены семьи. На печи хранили вещи, сушили зерно, она лечила - в ней парились при недугах. На лавке, что рядом с печью хозяйка готовила пищу, сюда же складывались вынутые из печи хлеба. Это место в избе называлось «Печной угол» или «Бабий угол» - от устья печи до передней стены дома - царство женщины, здесь стояла вся нехитрая посуда, которая была в хозяйстве, здесь она работала, отдыхала, растила детей. Рядом с печью на гибкой жерди, закреплённой на матице, висела колыбель. Здесь у самого окна всегда ставили ручные жернова – мелющее устройство (два больших плоских камня), поэтому угол ещё назывался «Жерновым».Парадной частью избы был «Красный угол». Как бы не располагалась в избе печь (справа или слева от входа), красный угол всегда находился по диагонали от неё. В самом углу всегда располагали «Божницу» с иконами и лампадой, отчего угол получил ещё название «Святого». «Задний угол» исстари был мужским. Здесь помещали «конник» («кутник») - короткую широкую лавку в форме ящика с откидной плоской крышкой, в нём хранили инструменты. От двери он отделялся плоской доской, которой часто придавали форму конской головы. Это было место хозяина. Здесь он отдыхал и работал. Здесь плели лапти, ремонтировали и изготавливали утварь, упряжь, вязали сети и т.д.

В чём предназначение и местоположение стола в русской избе?
Самое почетное место в «красном углу» у сходящихся лавок (долгой и короткой) занимал стол. Стол обязательно покрывался скатертью. В XI – XII веках стол делали глинобитным и неподвижным. Тогда –то и определилось его постоянное место в доме. Подвижные деревянные столы появляются лишь к XVII – XVIII векам. Стол делали прямоугольным по форме и располагали всегда вдоль половиц в красном углу. Любое выдвижение его оттуда могло быть связано только с обрядовой или кризисной ситуацией. Стол никогда не выносили из избы, а при продаже дома стол продавался вместе с домом. Особую роль играл стол в свадебных обрядах. Каждый этап сватовства и подготовки к свадьбе обязательно завершался застольем. А перед отправлением к венцу, в доме невесты происходил ритуальный обход женихом и невестой стола и благословление их. Новорождённого обносили вокруг стола. В обычные дни обход стола запрещался, все должны были выходить с той стороны с какой заходили. Вообще, стол осмыслялся как аналог храмовому престолу. Плоскую столешницу почитали «Божьей ладонью», дающей хлеб. Потому стучать по столу, за которым сидят, скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол, считалось грехом. В народе говорили: «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска – так стол доска». В обычное время между застольями на столе могли находиться лишь хлеб, завернутый в скатерть, и солонка с солью. Постоянное пребывание хлеба на столе должно было обеспечить достаток и благополучие дома. Таким образом, стол был местом единения семьи. У каждого домочадца было своё место за столом, которое зависело от семейного положения. Самое почетное место за столом – во главе стола – занимал хозяин дома.

При помощи чего и как освещали внутреннее пространство избы?
Слюда, и пузыри, и даже стёкла того времени только немного пропускали свет и избу приходилось дополнительно освещать. Самым древним устройством для освещения избы считается «камелёк» - небольшое углубление, ниша в самом углу печи. В камелёк клали горящую лучину, хорошо просушенная лучина давала яркий и ровный свет. Лучиной называли тонкую щепку из берёзы, сосны, осины, дуба, ясеня, клёна. Чуть позже камелька появилось освещение лучиной, вставленной в «Светец». Для получения тонкой (менее 1 см) длиной (до 70 см) щепы полено распаривали в печи над чугунком с кипящей водой и надкалывали с одного конца топором, затем раздирали на лучины руками. Вставляли лучины в светцы. Простейшим светцом был стержень из кованого железа с развилкой на одном конце и остриём на другом. Этим остриём светец вставляли в щель между брёвнами избы. В развилку вставляли лучину. А для падающих угольков под светец подставляли корыто с водой. Позже появились кованые светцы, в которых горело несколько лучин. По большим праздникам для полноты света в избе зажигали дорогие и редкие свечи. Со свечами в темноте ходили в сени, спускались в подпол. Зимой со свечами молотили на «гумне» (крытая площадка для молотьбы). Свечи были сальными и восковыми. Сальные свечи чаще были «маканцами». Для их изготовления брали говяжье, баранье, козье сало, растапливали его и макали в него фитиль перекинутый через лучину, замораживали и так несколько раз, получали «маканцы», которые часто выходили тощими и неровными. Восковые свечи выделывали катанием. Воск разогревали в горячей воде, раскатывали в валик, плющили его в длинную лепёшку и, положив на край лепёшки фитиль из льна или пеньки, вновь закатывали в валик.

Как использовались в доме кочерга, ухват, помело и хлебная лопата?
В народе говорили: «Кочерга в печи хозяйка». В старину печная кочерга была одним из символов домашнего очага, дающего пищу и тепло, без которого невозможно семейное благополучие. Пока топится печь, кочерга-хозяйка трудится неустанно. Как только разгорелись в печи дрова и горящие поленья нужно отодвинуть в глубь печи, кочерга тут как тут. Выпало из огня поленце и чадит в дальнем углу топливника, на помощь ему приходит все та же кочерга. «Ухватом» вносили в русскую печь чугунки (от полутора до десяти литров). Прежде чем отправить чугунок в печь, его ставили на шесток около устья и подводили под его тулово рога ухвата. Рядом с чугунком под рукоятку ухвата подкладывали подходящего размера каток (круглое поленце). Нажав на конец рукоятки, чугунок слегка приподнимали и, опираясь ухватом на каток, вкатывали в печь и ставили в намеченном месте пода. Без сноровки это сделать было непросто. Ухваты, как и горшки, были разных размеров, поэтому их много стояло у печи, их берегли и они долго служили людям. «Помело» неизменно находится при духовой русской печи и предназначено для очистки шестка и пода. Чаще всего под в печи подметали перед тем, как печь пироги. Помело предназначалось исключительно для печи. Употреблять его для каких-то других целей строго запрещалось. В старые годы, когда в каждом деревенском доме пекли хлеб, а по праздникам пироги, при печи полагалось иметь широкую деревянную «лопату» на длинном черенке. Лопатой, сделанной из доски, сажали в печь хлеб. Хлебная лопата тоже требовала почтительного к себе отношения. Её ставили только ручкой вниз.

Где хранилась одежда, ткани и ценные предметы домашнего быта?
«Сундук» – этим словом обозначался большой прямоугольный ящик из пиленых досок с крышкой на петлях, закрывающийся на замок. В нём русские люди хранили одежду и ценные вещи. Различные сундучные изделия на протяжении веков составляли важную часть интерьера крестьянских изб, его выставляли на видное место свидетельствуя о богатстве семьи. Сундуки в которых хранили приданное невесты зачастую были очень больших размеров и вносились в дом только единожды - при его строительстве. На Руси, когда рождалась девочка, ей тут же начинали готовить приданое – это называлось «нагнетать сундуки». Приданое было залогом успешного брака. После замужества девушка оставляла родной дом и забирала с собой сундуки с приданым: подушки, перины, одеяла, полотенца (изготовленные самой невестой), одежду, домашнюю утварь, украшения. Во многих домах сундуки разного размера выставляли в виде горки, т.е. ставили один на другой, иногда их численность достигала потолка. В крестьянском доме сундуки использовались не только для хранения добра, но и служили подставкой под подушку, скамьёй, а иногда и местом для дневного послеобеденного сна. Сундуки, подголовники, ларцы, скрыни, шкатулки - богато декорировались. Обычно их оковывали для прочности полосами железа, лужёного или воронёного. Заказчики предъявляли сундучным мастерам определённые художественные требования: сундуки должны быть не только вместительными, прочными, но и красивыми. Для этого сундуки расписывали темперными красками, разводившимися на яичном желтке. На сундучных изделиях часто встречались изображения льва или грифона, они считались зверями сильными, мужественными, хорошими защитниками нажитого человеком добра.

Какое значение имело вышитое полотенце в крестьянском быту?
На Руси полотенца развешивали в избе для праздничного убранства. Их красочные узоры оживляли ее бревенчатые стены, придавая праздничность, делая жилище нарядным. Полотенцем окаймляли божницу в красном углу, вешали на окна, зеркала, стены. В старом крестьянском быту полотенцем называли - полотнище белой ткани домашнего производства, отделанное вышивкой, тканым цветным узором, лентами, полосами цветного ситца, кружевом и т.д. Длина полотенец была от 2 до 4 м, ширина 3638 см. Оно украшалось, как правило, на концах, полотнище орнаментовалось редко. Особенно богато украшалось большое «рукобитное» полотенце, так называемое «стеновое» (длиной в стену). Во время рукобитья его дарили жениху, вешая ему на шею. Это означало, что невеста просватана, и жених кидал полотенце своей родне. Им украшали божницу на все время свадьбы, а при поездке к венцу привязывали к дуге свадебной повозки. «Дарные» полотенца, которыми невеста одаривала родню жениха, меньше украшались, чем рукобитные. Полотенцем (а сверху шалью) покрывали невесту, когда везли в церковь. Полотенцем связывали жениха и невесту, как бы символизируя этим крепость их семейной жизни. Значительную роль полотенце играло в родильных и крестильных обрядах, а также в похоронной и поминальной обрядности. По обычаю, богато орнаментированные полотенца являлись необходимой частью девичьего приданого. На второй день свадьбы молодуха развешивала свои рукотворные полотенца в избе поверх полотенец свекрови, чтобы все гости могли полюбоваться на ее работу. Полотенце присутствовало во многих обычаях и обрядах русской семьи. Такое предназначение полотенца исключало использование его для вытирания рук, лица, пола. Для этой цели пользовались «рукотерником или утиркой».

Какие растительные и животные масла изготавливали на Руси?
Так что же такое «масло» на самом деле? Что ни говори, любишь – не любишь, а без жира, составляющего основу масла, жизнь человека была бы невозможна, так как каждая клеточка нашего организма окружена защитной жировой пленкой. Наиболее часто употребляемыми на Руси растительными маслами всегда были льняное и конопляное. А привычное нам подсолнечное масло вошло в употребление значительно позже, в начале 19-го века. Употребление растительных масел было разрешено даже во время самых строгих многодневных постов, поэтому его второе «народное» имя - масло постное. Конопляное масло жирное растительное масло, получаемое из плодов растения конопли, обычно путём выжимки, оно обладает великолепными питательными, защитными и регенерирующими свойствами. К сожалению, в наше время конопля воспринимается, как наркотическое растение и запрещена к выращиванию. Льняное масло не уступало конопляному и всегда было одним из наиболее ценных и важных продуктов питания. Масло льна - это и пища, и лекарство, и косметика. Но, если льняное масло обладает специфическим запахом, то тыквенное и кедровое относятся к самым вкусным. В медицинских целях часто применяли масло шиповника и ореха. Масло животного происхождения на Руси сбивали из сливок, сметаны и цельного молока. Наиболее распространенным способом приготовления масла было перетапливание сметаны или сливок в русской печи. Отделявшуюся маслянистую массу остужали и сбивали деревянными мутовками, лопатками, ложками, а зачастую и руками. Готовое масло промывали в холодной воде. Поскольку свежее масло не могло долго храниться, крестьяне перетапливали его в печи, получая топлёное масло.

Почему на Руси говорили - «Без соли, без хлеба - половина обеда»?
На столе в русском доме постоянно лежал хлеб, а рядом стояла солонка, соль была своеобразным оберегом, ведь наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил. В старину, когда господствовало натуральное хозяйство, соль была у восточных славян едва ли не единственным покупным продуктом. Соль была очень дорога, и ее берегли. Этим объясняется и широко распространенная примета, что просыпать соль не к добру - последует наказание. Каравай хлеба и солонка с солью украшали свадебный стол, его дарили на новоселье, с ним приходили к новорожденному ребёнку, как с благословлением, а отправляющемуся в дорогу путнику и дорогому гостю при встрече подносили хлеб – соль, с пожеланием богатства и благополучия, тем самым выражали своё расположение к ним. Давным - давно слово «каравай» произносили и писали, как «коровай». Очень давно люди, чтобы задобрить Богов, приносили в жертву домашних животных (коров), но жизнь не позволяла расстаться с коровой кормилицей. Вот тогда и стали лепить коров из теста, а позже – хлеб с рожками, который называли «коровай». Так как основной зерновой культурой была рожь, то и пекли, в основном, ржаной хлеб. На Руси издревле ржаной хлеб был основным продуктом питания, замешивался он на натуральной закваске и был трех сортов: 1) пушной, или мякинный, из плохо провеянной ржи и непросеянной муки; 2) решотный из ржаной муки, просеянной через очень редкое сито (решето); 3) ситный из ржаной муки, просеянной через обычное частое сито. Но там где сеяли пшеницу, выпекали и белый хлеб. Самым лучшим считался «кирпичатый» – хлеб, выпеченный из хорошо просеянной пшеничной муки. Помол муки, тщательность её просеивания определяли вкус хлеба.

«Хороша кашка, да мала чашка» - любили каши на Руси, а из каких круп их готовили?
Ещё со времён средневековой древности в нашей стране возделываются рожь, овёс, пшеница, ячмень, просо, гречиха. Сегодня в нашей стране из этих злаков вырабатывают следующие виды круп: из гречихи – ядрицу и продел; из проса – пшено шлифованное; из овса – крупы: недробленую, плющеную, хлопья и толокно; из ячменя – крупу перловую и ячневую; из твердой пшеницы при помолах вырабатывают манную крупу. Давно наши предки заимствовали навыки изготовления муки, овладели «тайнами» выпечки различных изделий из забродившего теста. Вот почему в пище наших предков существенное значение имеют пироги, расстегаи, блины, пирожки, кулебяки, оладьи, блинчики и др. Многие из этих изделий издавна стали традиционными для праздничных столов: курники - на свадьбах, пироги, блины - на масленицу, «жаворонки» из теста - в весенние праздники и т. д. Не менее типичны для русской традиционной кухни блюда из всевозможных круп: различные каши, крупеники, овсяные кисели, запеканки. В более северных краях нашей страны особое значение имеют блюда, приготовленные из пшена. Просо служило сырьем для получения муки, крупы, варки пива, кваса, приготовления супов и сладких блюд. Эта народная традиция сохраняется и в настоящее время. Каша была повседневной едой и трёх основных видов – рассыпчатая, вязкая и жидкая; в неё добавляли молоко, жир, масло, яйца, грибы и т.д. На Руси их более двадцати: гречневая простая, гречневая с горохом, пшённая, овсяная, пшеничная, морковная, репная, гороховая и т.д. Особым блюдом на Руси была «кутья», её готовили из зёрен пшеницы с добавлением мёда.

Какие овощные культуры возделывали на Руси?
Не только зерновые культуры возделывали наши предки. Из древности, сквозь века дошли до наших дней и стали основными на нашем огороде такие культуры, кaк, кaпуcтa, свёкла, репа, брюква, тыква, морковь, горох. Наиболее широко применялась на Руси квашеная капуста, которую было возможно сохранять до нового урожая. Капуста служила незаменимой закуской, приправой к разным блюдам. Щи из различных видов капусты являются заслуженной гордостью нашей национальной кухни, хотя их и готовили еще в Древнем Риме, где специально выращивалось очень много капусты. Просто многие овощные растения и рецепты блюд «перекочевали» из Древнего Рима через Византию на Русь после принятия на Руси христианства. Репа в России до конца XVIII - начала XIX вв. имела такое значение, как сегодня картофель. Репу использовали повсеместно и из репы готовили множество блюд, фаршировали, варили, парили. Репу использовали как начинку для пирогов, из неё готовили квас. Репка содержит в своем составе очень ценные биохимические соединения серы, являющиеся при регулярном употреблении в пищу отличными иммуностимуляторами. Позднее репа стала выходить из употребления, но появился картофель и пословица - «Картофель – хлебу подмога», стали культивировать помидоры, огурцы. Тыква на Руси появилась в XYI веке и сразу стала популярной у крестьян благодаря своей урожайности, неприхотливости, полезности и способности к длительному хранению. Свекла считалась исключительно целебным продуктом, с ранней весны до поздней осени употребляли в пищу и корнеплоды, и ботву растения.

«Когда в печи жарко – тогда и варко» - как устроена русская печь?
У русских уже в давние времена появилась и прочно вошла в быт так называемая «русская печь». Хорошая печь – гордость хозяина., святая святых дома. Огонь горевший в печи, давал свет и тепло, на нём готовили пищу. Это уникальное сооружение играло роль своего рода жизненного центра семьи. Русские печи всегда ставили на «опечке». Это небольшой сруб в три – четыре венца из круглых брёвен. Поверх него устраивали горизонтальный «накат», который засыпали песком и мазали толстым слоем глины. Эта глина служила «подом» для печи. В «подпечье» хранили ухват, кочергу, совок, считалось, что там же живёт домовой. Печь складывали из камня (кирпича), а сверху обмазывали глиной, она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше. С конструкцией печи связана и форма глиняной посуды, в которой готовили пищу (так называемые «славянские горшки». Дело в том, что в этой печи посуда нагревается с боков и потому должна иметь большую боковую поверхность. Кроме того, форма горшков наилучшим образом приспособлена для ухватов. По размерам печь была почти кубической: длина 1,8-2 м, ширина 1,6-1,8 м, высота 1,7 м. Верхняя часть печи делалась широкой и плоской, удобной для лежания. Внутреннее пространство печи – «топка», «горнило» – делали большим: высотой 1,2-1,4 м, шириной до 1,5 м, со сводчатым потолком и плоским дном – «подом». Прямоугольное отверстие в передней части горнила - «чело», «устье» - плотно закрывали большой «заслонкой», во избежание потери тепла. Перед устьем устраивали площадку - широкую доску - «шесток», на неё ставилась утварь, чтобы ухватом задвинуть её в печь. Справа и слева от шестка располагались «зольники», где год хранились горячие угли.

«Один день - год кормит» - почему для земледельца сроки обработки земли имели важное значение?
Крестьяне жили в окружении прекрасной, но суровой природы. Их жизнь зависела от засухи и дождей, количества работников в семье, сохранности урожая. Главным их занятием постепенно становится «земледелие». Сначала зимой вырубали участок леса. Весной его выжигали, зола служила удобрением. После этого рыхлили мотыгой, смешивая золу с землёй, а затем поле засевали. На большей части России основным пахотным орудием была «соха» или «плуг», наряду с сохой была известна «косуля», применявшаяся для поднятия нови (необработанной почвы). Для разрыхления земли после вспашки, перемешивания пластов и удаления сорных трав использовали «бороны - суковатки» (так называли большую ветвь дерева с не до конца обрубленными сучьями). Для сеяния зерна, семян льна и конопли по всей России применялись корзины - «севалки», для жатвы – «серпы», они были самым распространённым орудием уборки хлебов, для обмолота зерновых культур – «цепы», для обмолота льна и конопли – «вальки», для веяния – «лопаты», для переработки зерна в муку в домашних условиях – «жернова». Крестьяне сеяли просо, пшеницу, ячмень, овёс, рожь, гречиху, коноплю, лен, реже бобы и горох. Хлеб славяне называли «житом» (от слова «жить»), потому что прожить без него не могли: это был главный продукт питания. В каждой деревне были свои знатоки, которые определяли сроки сельскохозяйственных работ. Нужный момент «спелости» земли для пахоты крестьянин определял по вековому опыту своих предков: взяв в горсть землю и крепко сжав её в кулаке, выпускал. Если ком рассыпался при падении – значит земля готова для сева, если падал комом – ещё не поспела (т.е. не просохла). В июне начинался сенокос, в июле и августе – тяжёлая пора уборки хлебов.

Откуда возникла пословица: «Посеешь лён, а пожнёшь золото»?
Исстари на Руси возделывали лён который и кормил и одевал людей, наши предки с уважением говорили о нём: «Посеешь лён, а пожнёшь золото». Для переработки стеблей льна в волокно, из волокна в нить использовали «мялки», «трепала», «гребни», «валёк», «прялки», «самопрялки», «веретёна». Прялка была необходимым предметом крестьянского обихода: это и орудие труда, и украшение избы, и свадебный подарок. Веками технология выращивания и обработки льна оставалась неизменной. Созревший лён теребят, то есть выдёргивают из земли, причём вместе с корнями. Затем его высушивают, освобождают от семенных головок (очёсывают), молотят, вымачивают, что позволяет отделить волокно от древесной части стебля, мнут и треплют. Трёпанный лён расчесывают и получают закрученную тонкую ленту – ровницу. Из неё долгими зимними вечерами женщины пряли льняную пряжу – скручивали в нить волокна льна на веретенах или прялках. Во время прядения пальцы левой руки приходилось смачивать, чтобы придать нити «крепость». Прядение – довольно сложная и однообразная работа, чтобы веселее было работать, девушки собирались в какой-либо избе, там пели и вели беседы, но и о работе не забывали. Все старались работать как можно лучше, ведь по тому, какая нить получиться, будут судить о мастерстве девушки. Получив достаточное количество ниток, из них делали ткань на ручном ткацком станке. Лён на Руси выращивали не только для того, чтобы из него получать очень ценную по своим свойствам льняную ткань. Известно о том, что в древней Руси из льняной муки, получаемой из размолотых семян льна, пекли вкусный хлеб и лепёшки, льняное масло в постные дни добавляли в пищу.

Какой материал использовали для изготовления посуды на Руси?
Всё необходимое для домашнего хозяйства крестьяне делали сами. Посуду изготавливали из коры деревьев (кузовки, чаши, ведра, бочки), вырезали из дерева (ложки, чашки, тазы), лепили из глины, обжигая затем на огне в печи. По разному называлась посуда одного назначения, но изготовленная из разного материала: сосуд из глины – «горшок», из чугуна – «чугунок», из меди – «медник». Для приготовления пищи очень долго служили людям глиняные горшки, кувшины. Горшки изготавливались самых разных размеров. Главным достоинством горшка была его прочность. В хозяйстве дорожили горшками и берегли их. Если треснул горшок, его оплетали берестяными лентами и хранили в нём крупы. Позже на смену горшку пришли чугуны – луженые металлические сосуды, они сохранили форму горшка. На протяжении веков было создано огромное множество изделий из дерева, глины, металла. Среди них было немало истинно художественных творений, когда бытовой предмет, не теряя своих утилитарных качеств, вместе с тем становился произведением высокого эстетического уровня. Крестьянский дом трудно представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями. «Утварь» – это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи её на стол – горшки, латки, лоханки, кринки, миски, блюда, ендовы, ковши, корчики (из них пили мёд, квас, пиво) и т.д.; всевозможные ёмкости для сбора ягод и грибов – корзинки, кузова, туеса и др.; различные сундуки, ларцы, шкатулки для хранения предметов домашнего обихода, одежды и косметических принадлежностей; предметы для разжигания огня и внутреннего освещения дома – огнива, светцы, подсвечники и многое другое.

«Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички – розни» - во что и как одевались на Руси?
Труд русских мастеров – ремесленников обслуживал самые разные стороны крестьянского быта, в том числе изготовление одежды и обуви. Для крестьян главной одеждой была «рубаха», как для мужчин, так и для женщин. Считалось, что все уязвимые места человеческого тела должны были быть укрыты. У каждого были рубахи повседневные и праздничные. Повседневные только обшивали по шву и краям красной нитью, чтобы преградить дорогу злу. Праздничные рубахи богато украшались вышивкой. Считалось, что языком узора человек передаёт Богу свои просьбы. В разных районах Руси на рубаху одевали «понёву» или «сарафан», «передник» или «душегрею», их всячески украшали. Головной убор у русских всегда являлся важной частью костюма. Девушки носили «ленты», а замужние женщины покрывали голову платком или прятали их под кокошник, который в разных местах назывался по-разному: кика, ряска, каблучок. Мужчины носили широкие штаны – «порты» и «рубашки-косоворотки». Всю одежду подпоясывали «кушаком». На голове носили «картуз». Зимой и летом крестьяне обували на ноги «лапти». Их плели из внутренней части липовой или берёзовой коры – лыка. Лапти обычно надевали на холщовые (летом), шерстяные или суконные (зимой) подмотки («онучи»). Онучи закрепляли на ноге «оборами» - кожаными или конопляными верёвками, их прикрепляли к лаптю, обвивали ими ногу и завязывали под коленом. Плелись лапти без различия правой и левой ноги. Будничные лапти без дополнительных приспособлений имели срок годности от трёх до десяти дней. Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей.

Литвинова Елена Евгеньевна

Жители поселков в Древней Руси строили деревянные избы. Поскольку леса в стране было предостаточно, то запастись бревнами мог каждый. Со временем зародилось и стало развиваться полноценное домостроительное ремесло.

Так к XVI в. в княжеской Москве образовались районы, заполненные срубами, которые были готовы к продаже. В столицу княжества их переправляли по реке и продавали по низким ценам, отчего иностранцы удивлялись стоимости такого жилья.

Для ремонта избы требовались только бревна и доски. В зависимости от нужных габаритов можно было подобрать подходящий сруб и сразу же нанять плотников, которые собрали бы дом.
Бревенчатые избы всегда пользовались высоким спросом. Из-за частых массовых пожаров города (порой даже по причине неосторожного обращения с огнем) и селения приходилось восстанавливать. Большой урон наносили вражеские набеги и междоусобные войны.

Как на Руси строили избы?

Бревна укладывали таким образом, чтобы они были связаны между собой по всем 4 углам. Деревянные постройки были двух видов: летние (холодные) и зимние (оборудованные печью либо очагом).
1. Ради экономии древесины использовали полуземляную технологию, когда нижнюю часть выкапывали в грунте, а сверху была клеть с окнами (их затягивали бычьим пузырем или закрывали крышкой-ставенкой).


Для такого жилья более предпочтительным была легкая, песчаная, не пропитанная влагой почва. Стенки ямы обшивали досками, а иногда обмазывали глиной. Если трамбовали пол, то также обрабатывали его глиняной смесью.
2. Существовал еще один способ — укладка готового сруба из сосны в выкопанной земле. Между стенами ямы и будущего дома засыпали щебень, камни и песок. Конструкций внутри пола не было. Да и потолка как такового тоже не существовало. Хватало устланной соломой и сухой травой и ветками крыши, которая держалась на толстых жердях. Стандартная площадь избы составляла примерно 16 кв. м.


3. Более состоятельные крестьяне Древней Руси ставили себе дома, которые полностью находились над поверхностью земли и имели покрытую досками крышу. Обязательным атрибутом такого жилья была печь. На чердаке организовывали помещения, которые преимущественно использовали в хозяйственных нуждах. В стенах прорубали волоковые окна. Они представляли собой обычные проемы, которые в холодное время года закрывали щитами из досок, то есть «заволакивали».
Вплоть до XIV в. в избах обеспеченных жителей (крестьян, дворян, бояр) окна делали не волоковыми, а слюдяными. Со временем стекло пришло на смену пластинам из слюды. Однако еще в XIX в. в селах оконные стекла были большой и ценной редкостью.

Как жили в русских избах?

На Руси избы представляли собой весьма практичное жилье, которое устанавливали таким образом, чтобы сохранить тепло. Вход в дом находился с южной стороны, с северной стороны была глухая стена. Пространство было разделено на 2 части: холодную и теплую клети, их площадь не была одинаковой. В первой держали домашний скот и инвентарь; теплую оснащали печью или очагом, размещали полати для отдыха.


Русские избы топили по-черному: дым клубился по полу и выходил из двери, из-за чего потолок и стены были покрыты толстым слоем сажи. В состоятельных домах топку выполняли по-белому, то есть через дымоход в печи.
В домах бояр строили дополнительный третий этаж - теремной. Как правило, там размещали покои для жены или дочерей. Важна была порода дерева, которое применялось при возведении жилья. Представители высшего сословия выбирали дуб, так как он считался наиболее прочным материалом. Остальные сооружали постройки из бревен сосны.

Древнерусские хоромы

На Руси хоромами называли избу из деревянного сруба, которую составляли из нескольких построек, соединенных между собой. Вместе сооружения образовывали княжий двор.


Каждая составная часть носила свое название:

  • ложница - спальное помещение;
  • медуша - кладовая для хранения запасов меда и браги;
  • мыльня - помещение для мытья, банная;
  • гридница - парадная зала для приема гостей.
В разных частях хором жили родственники и приближенные (дружинники, сподвижники) князя.

Убранство древнерусской избы

Обстановка и интерьер деревянной избы организовывали с соблюдением традиций. Больше всего места отдавали печи, которая располагалась с правой или левой стороны от входа. Этот атрибут выполнял сразу несколько функций: на ней спали, в печи готовили еду, а когда во дворе не было отдельной бани, то в печи еще и мылись!

Напротив печи (по диагонали) размещали красный угол - место для хозяина и почетных гостей. Там же находилось место для икон и святынь, которые оберегали жилище.
Угол напротив печи представлял собой кухонное пространство, которое называли бабьим кутом. Крестьянки находились у печи долгими вечерами: кроме приготовления пищи там они занимались рукоделием - шили и пряли при свете лучины.


В мужском куте были свои домашние заботы: ремонтировали инвентарь, плели лапти и т. д.
Избы были обставлены самой простой мебелью - лавки, стол. Спали на полатях - широких лавках, установленных высоко у стены печи.

Крестьянские дома не украшали элементами декора. В палатах князей на стены размешивали ковры, шкуры зверей и оружие.

Давайте поговорим о старинной русской избе , или возьмем даже чуть шире – русском доме. Внешний его вид и внутреннее устройство – результат воздействия множества факторов, начиная с природных и заканчивая социальными и культурными. Крестьянское общество всегда было чрезвычайно устойчиво своей традиционностью быта и представлениями об устройстве мира. Даже находясь в зависимости от влияния властей (церковь, петровские реформы), русская народная культура продолжала свое развитие, венцом которого нужно признать формирование крестьянской усадьбы, в частности дома-двора с жилой старинной русской избой .

Русский дом остается для многих либо некоей аллегорией христианской Руси, либо избенкой в три окошка с резными наличниками. Экспонаты музеев деревянного зодчества почему-то не меняют этого устойчивого мнения. Может быть потому, что так никто внятно и не объяснил, — что же такое, собственно, старинная русская изба – в буквальном смысле?

Русская изба изнутри

Чужой человек осваивает жилище сначала снаружи, затем заходит внутрь. Свой – рождается внутри. Затем, постепенно расширяя свой мир, доводит его до размеров нашего. Внешность для него – потом, внутренность – сначала.

Мы с Вами, к сожалению, там чужаки.

Итак, снаружи, старинная русская изба высока, велика, окна её малы, а расположены высоко, стены представляют могучий бревенчатый массив, не расчлененный цоколем и карнизами по горизонтали, лопатками и колоннами – по вертикали. Крыша щипцом вырастает из стены, сразу видно, что за «фронтоном» нет никаких привычных стропил. Коньком служит мощное бревно-охлупень с характерным скульптурным выносом. Детали немногочисленны, крупны, отсутствует обшивка, накладки. Из стен кое-где могут выступать отдельные торцы брёвен не совсем ясного назначения. Приветливой старинную русскую избу не назовешь, скорее, молчаливой, скрытной.

Сбоку к избе приставлено крыльцо, иногда высокое, столбовое, иногда низкое, невнятное. Однако, именно оно – и есть первый Кров, под который входит пришедший. А раз это первый кров, то, значит, и второй кров (сени) и третий кров (собственно изба) – лишь развивают идею крыльца – покрытого замощенного возвышения, спроецировавшего на себя Землю и Небеса. Крыльцо избы берет начало в первом святилище – постаменте под кроной священного древа и эволюционирует вплоть до царских сеней в Успенском соборе. Крыльцо у дома – начало нового мира, ноль отсчета всех его путей.

С крыльца внутрь сеней ведет невысокая широкая дверь в мощном косящатом обрамлении. Внутренние контуры его слегка округлы, что служит главным препятствием для нежелательных духов и нечистых в помыслах людей. Округлость дверного проема сродни круглоте Солнца и Луны. Замка нет, защелка, открывающаяся как изнутри, так и снаружи, — от ветра и домашнего скота.

Сени, на Севере именуемые мостом, – развивают мысль крыльца. Часто в них нет потолка, как прежде не было и в избе, — только кровля отделяет их от неба, только она осеняет их.

Сень – небесного происхождения. Мост – земного. Снова, как и в крыльце, Небо встречается с Землёй, а связуют их те, кто срубил старинную русскую избу с сенями, и те, кто живёт в ней – большая семья, ныне представленное среди живущих звено рода.

Крыльцо открыто с трёх сторон, сени закрыты с четырёх, света в них немного от волоковых (заволакиваемых досками) окон.

Переход из сеней в избу не менее ответственен, чем из крыльца в сени. Чувствуется, как нагнетается атмосфера…

Внутренний мир русской избы

Открываем дверь, пригибаясь, входим. Над нами низкий потолок, хотя это не потолок, а полати, – настил на уровне лежанки печи – для спанья. Мы в полатном куте. И можем обратиться к хозяйке избы с добрым пожеланием.

Полатный кут – притвор внутри русской избы. Туда может войти любой добрый человек без спроса, без стука в дверь. Полати одним краем опираются на стену прямо над дверью, другим – на полатный брус. За этот полатный брус гостю по его воле ходу нет. Только хозяйка может пригласить его войти в следующий кут – красный угол, к семейным и родовым святыням, сесть за стол.

Трапезная, освящённая святынями, вот что такое красный угол.

Так гость осваивает целую половину избы; однако во вторую, дальнюю половину (за пирожный брус) ему уже не зайти никогда, туда его хозяйка не пригласит, потому что вторая половина – главная священная часть русской избы – бабий и печной куты. Эти два кута аналогичны алтарю храма, да собственно это и есть алтарь с печью-престолом и ритуальными предметами: хлебной лопатой, помелом, ухватами, квашнёй. Там претворяются плоды земли, неба и крестьянского труда в пищу духовно-материального свойства. Потому что никогда для человека Традиции пища не была количеством калорий и набором консистенций и вкусов.

Мужская часть семьи в бабий кут не допускается, здесь всем верховодит хозяйка, большуха, постепенно обучая будущих хозяек священнодействию…

Мужики большую часть времени трудятся в поле, на лугу, в лесу, на воде, на отхожих промыслах. В доме место хозяина сразу при входе на лавке-конике, в палатном куте, либо за дальним от бабьего кута торцом стола. Он ближе к малым святыням красного угла, дальше от центра русской избы.

Место хозяйки в красном углу – за торцом стола со стороны бабьего кута и печи, — именно она жрица домашнего храма, она общается с печью и огнём печи, она заводит квашню и сажает в печь тесто, она вынимает его претворённым в хлеб. Именно она по смысловой вертикали печного столба – спускается через голбец (особая деревянная пристройка к печи) в подпол, который тоже именуется голбцом. Там, в голбце, в подклетном родовом святилище, месте обитания духов-охранителей, держат припасы. Там не так жарко летом, не так холодно зимой. Голбец сродни пещере – чреву Земли-Матери, из которого выходят, и в которое возвращаются тленные останки.

Хозяйка заправляет, хороводит всем в доме, она в постоянном общении с внутренней (избяной) Землёй (пол-мост избы, подпол-голбец), с внутренним небом (балка-матица, потолок), с Мировым Древом (печной столб), связующим их, с духами умерших (тот же печной столб и голбец) и, конечно, с нынешними живыми представителями своего крестьянского родового древа. Именно её безусловное лидерство в доме (и духовное, и материальное) не оставляет пустопорожнего времени мужику в русской избе, отсылает его за пределы домашнего храма, на периферию освещённого храмом пространства, к мужским сферам и делам. Если умна и крепка хозяйка (ось семьи), родо-семейное колесо крутится с желанным постоянством.

Устройство русской избы

Обстановка старинной русской избы полна ясного, незамысловатого и строгого значения. По стенам широкие и невысокие лавки, пять-шесть окон невысоко расположены над полом и ритмично освещают, а не заливают светом. Прямо над окнами сплошная полка-воронец. Выше – пять-семь нетёсаных прокопчённых венцов сруба, — здесь ходит дым во время топки чёрной печи. Для его удаления над дверью находится дымоволок, ведущий в сени, а в сенях пристроена деревянная труба-вытяжка, выносящая уже охлаждённый дым за пределы дома. Горячий дым экономично прогревает и антисептирует жилое помещение. Благодаря ему на Руси не было таких жестоких пандемий, как в Западной Европе.

Потолок из толстых и широких плах (полубрёвен), таков же пол-мост. Под потолком могучая балка-матица (иногда две или три).

На куты русская изба разделяется двумя брусьями-воронцами (полатным и пирожным), уложенными перпендикулярно на верхний срез печного столба. Пирожный брус тянется к передней стене избы и отделяет женскую часть избы (около печи) от остального пространства. Часто его используют для хранения выпеченного хлеба.

Существует мнение, что печной столб не должен обрываться на уровне воронцов, ему следует подниматься выше, под самую матицу; в этом случае космогония избы была бы полной. В глубине северных земель обнаружилось нечто подобное, только, пожалуй, ещё более значительное, статистически надёжно продублированное не один раз.

В непосредственной близости от печного столба, между пирожным брусом и матицей, исследователям встретился (почему-то никому дотоле не встречался) резной элемент достаточно ясного, и даже символического смысла.

Трёхчастность подобных изображений трактуется одним из современных авторов так: верхняя полусфера – это высшее духовное пространство (чаша «небесных вод»), вместилище багодати; нижняя – небесный свод, покрывающий Землю – наш видимый мир; среднее звено – узел, вентель, место расположения богов, контролирующих поступление благодати в наш нижний мир.

Кроме того, легко представить его как верхнюю (перевёрнутую) и нижнюю Берегиню, Бабу, Богиню с поднятыми руками. В среднем звене прочитываются привычные конские головы – символ солнечного движения по кругу.

Резной элемент стоит на пирожном брусе и именно подпирает матицу.

Таким образом, в верхнем уровне избяного пространства, в центре старинной русской избы , в самом значимом, ударном месте, мимо которого не пройдёт ни один взгляд, воочию воплощено недостающее звено – связь Мирового Древа (печного столба) и небесной сферы (матицы), причём связь в виде сложного глубоко-символичного скульптурно-резного элемента. Надо отметить, что он располагается сразу на двух внутренних границах избы – между обжитым относительно светлым низом и чёрным «небесным» верхом, а также между общей семейной половиной избы и запретным для мужчин священным алтарем – бабьим и печным кутами.

Именно благодаря этому запрятанному и очень вовремя нашедшемуся элементу можно выстроить ряд взаимодополняющих архитектурно-символических образов традиционных крестьянских культурных объектов и сооружений.

По своей символической сути все эти объекты – одно и то же. Однако, именно старинная русская изба – самый полный, самый развитой, самый углублённый архитектурный феномен. И теперь, когда, кажется, она полностью забыта и надёжно похоронена, снова настаёт её время. Настаёт Время Русского Дома – в буквальном смысле.

Курная изба

Надо заметить, что высшим образцом материальной народной культуры исследователями признаётся именно курная (чёрная, рудная) русская изба, в которой дым при топке печи поступал непосредственно в верхнюю часть внутреннего объёма. Высокий потолок трапециевидной формы позволял находиться в избе во время топки. Дым выходил из устья печи прямо в комнату, стелился по потолку, а затем опускался до уровня полок-воронцов и вытягивался через волоковое окошко, прорубленное в стене, соединенное с деревянным дымником.

Причин долгого бытования рудных изб несколько, и прежде всего, климатические условия — большая влажность местности. Открытый огонь и дым из печи пропитывали и просушивали стены сруба, таким образом, происходила своеобразная консервация древесины, поэтому век черных изб более длительный. Курная печь хорошо обогревала помещение и не требовала много дров. Была она удобна и для ведения хозяйства. Дым просушивал одежду, обувь и рыболовные сети.

Переход на белые печи принёс вслед за собой невосполнимую утрату в устройстве всего комплекса значимых элементов русской избы: понизился потолок, повысились окна, стали пропадать воронцы, печной столб, голбец. Единый зонированный объём избы начал дробиться на функциональные объёмы-комнаты. Исказились до неузнаваемости все внутренние пропорции, внешний вид и постепенно старинная русская изба прекратила своё существование, превратившись в сельский дом с интерьером, приближенным к городской квартире. Вся «пертурбация», фактически – деградация, произошла лет за сто, начавшись в XIX веке и завершившись к середине XX века. Последние курные избы, по нашим сведениям, переделывались в белые после Великой Отечественной войны, в 1950-е годы.

А как же быть теперь? Возврат к действительно курным избам возможен лишь как результат всемирной или национальной катастрофы. Однако, вернуть всю образно-символическую структуру избы, насытить ею русский загородный дом – можно и в условиях технического прогресса и всё увеличивающегося благосостояния «россиян»…

Для этого, собственно, надо лишь начать просыпаться ото сна. Сна, навеянного на элиту нашего народа как раз тогда, когда сам народ творил шедевры своей культуры.

По материалам журнала «Родобожие №7