Человек создал Бога по своему образу и подобию или таки Бог создал людей? Сотворение человека

В этой статье мы рассмотрим истину о том, для кого Бог создал абсолютно всё, для Себя или для нас. А так же увидим разницу между «Человекоцентричным богословием и Богоцентричным»

Далеко не все люди, признавая Бога и становясь христианами, на самом деле ясно понимают Его статус, Кем Он является, поэтому не могут уделить Ему то место, которое Он должен по праву занимать.

Это приводит к тому, что большое количество верующих продолжают жить прежними ценностями, облекая их в христианскую терминологию. Конечно, все верующие признают существование Бога, необходимость в спасении, заместительную жертву Христа, ад и рай, но в их жизни не хватает истинного понимания сущности Бога, благодаря которому и должна строиться вся система истинных ценностей.

Существуют такие термины, как: «Богоцентричное богословие» и «Человекоцентричное богословие». Самого термина «Богоцентризм» нет в Писании, то же самое обстоит и с термином «Богоцентризм».

Мы видим из Писания, что Богоцентризм является сущностью самой жизни. Что имеется ввиду, когда говорится о Богоцентризме? Богоцентризм – это вера в то, что Бог является единственной причиной, центром и источником всего существующего, т. е. все процессы и всё бытие во Вселенной абсолютно зависят от Него, а так же это вера в то, что вся Вселенная и абсолютно всё, что в ней находится и существует, - существует для Бога, ради Бога и ради Его целей .

На сегодняшний день существует серьёзная проблема в христианстве, заключающаяся в том, что многие христиане придерживаются философии «человекоцентричного евангелия», искажённо показывающего Бога, Который якобы только и озабочен тем, чтобы во всём благословлять человека. В мышлении многих верующих в центре Божьего мироздания находится человек. Они глубоко верят, что Бог всё создал для человека и всё делает для человека. Это и есть человекоцентричное богословие, которое имеет свою теологию, многочисленные учения и огромную массу последователей.

Многие люди признают Бога, посещают богослужения, несут различные служения в Церквях, но в то же самое время не готовы расстаться с человекоцентричными ценностями. Это привело к тому, что в христианской среде возникли различные учения, основанные на человекоцентричной философии, которые и получили название «Человекоцентричное богословие».

Идея человекоцентризма звучит так: «Всё для человека!». Эта мирская философия, к сожалению так же проникла и в Церковь.

Богоцентризм и человекоцентризм являются двумя системами ценностей, которые постоянно конфликтуют между собой, так как прямо противоположны и абсолютно несовместимы. В этой статье мы увидим некоторые отличия Богоцентричного богословия от человекоцентричного.

Многие верующие на вопрос: «Для кого Бог всё создал?» ответят: «Конечно же, для человека! А для кого же ещё? Ведь человек является венцом творения Божьего!» Но на самом деле эта точка зрения неверная. Писание ясно нам открывает, что абсолютно всё, что создал Бог, Он это создал для Себя, а не для человека. «Всё сделал Господь ради Себя » (Прит.16:4). Еще одно место Писания говорит о том, что всё, что создано Богом, создано для Него, а не для человека: «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:16-17) .

Мы ясно видим, что смысл всего, что существует в этом мире не в нас, не в нашей особой значимости, (как учит человекоцентричное богословие), а в Нём и в Его решениях.

В Послании к Римлянам в 11 главе Павел показывает нам, что Бог абсолютно не зависит от людей или кого-либо ещё; а так же, что у Него есть Свои планы и цели, которые Он осуществляет и которые мы не всегда способны понять. «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо всё из Него, Им и к Нему . Ему слава во веки, аминь» (Рим.11:33-36).

Апостол Павел говорит, что мы не можем постичь своим ограниченным умом пути Божьи и Его планы. «Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» Наш человеческий разум просто невозможно сравнить с Божьим разумом, поэтому, ум человека отличается от Божьего разума несравненно больше, чем ум первоклассника от ума профессора математики. Например, говоря о всезнании Бога, мы понимаем, что Он одновременно знает абсолютно всё, что происходит в любом уголке бесконечной Вселенной; что Он знает абсолютно каждую мысль, каждое слово и действие всех людей живущих на Земле; что Он знает всё о движении каждой молекулы во Вселенной. И можем мы хоть как-то сравнить свой разум с Его разумом?

Бог говорит человеку: «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои» (Ис.55:8). Некоторые проповедники говорят, что, так как в Писании записаны мысли Бога, то по мере познания Библии мы начинаем мыслить как Он. На самом деле мы никогда не сможем мыслить как Бог, даже если выучим наизусть всю Библию. Даже через Писание Бог открывает нам самое малое, что мы способны понять и чего для нас достаточно, чтобы увидеть Его Величие, Всемогущество и Славу, чтобы подчиниться Ему во всём. Вот что Писание говорит по этому поводу: «Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое – нам…» (Втор.29:29). На самом деле, существует великое множество знаний, которые сокрыты от нас Богом по причине того, что мы просто не способны этого понять. Поэтому Павел и спрашивает: «Ибо кто познал ум Господень?»

Далее Апостол говорит: «Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?» То есть Бог абсолютно ничем не обязан людям. Люди совершенно ничего не дали Ему, чтобы Он был обязан как-то вести Себя по отношению к нам. Поэтому, Бог абсолютно ни от кого не зависит, и весь мир, и вся Вселенная подчинены Ему. И далее Павел пишет: «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» . Эти стихи показывают нам, что абсолютно всё произошло от Бога, абсолютно всё держится Богом, и абсолютно всё идет к Богу, т.е. Бог является абсолютным Владыкой и главным смыслом всего существующего во Вселенной.

Вся история человечества доказывает, что Бог всё делал и делает для Себя Самого и Своей славы, а не для человека.

Мы видим, что Бог создал человека не ради самого человека, а ради славы Своей: «Веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли (говорит Господь), каждого, кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей « (Ис. 43:6-7).

Мы видим, что Бог избрал Себе народ не ради самих людей, а ради славы Своей «Я приблизил к Себе весь дом Израилев…, говорит Господь, чтобы они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением « (Иер. 13:11).

Мы также узнаём, что Бог избавил Свой народ от египетского рабства не ради них самих, а ради имени Своего. «Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря. Но Он спас их ради имени Своего , дабы показать могущество Свое» (Пс. 105:7-8).

Бог снова и снова щадил Свой народ в пустыне, не ради их самих, а опять ради имени Своего, чтобы другие народы не сказали, что Бог евреев слабый Бог. «Я поступил ради имени Моего , чтобы оно не хулилось перед народами, в глазах которых Я вывел их» (Иез. 20:14).

Мы видим, что Бог не оставил Свой народ, когда тот не пожелал видеть в Нем Царя и просил себе земного царя, как у прочих языческих народов, опять не ради них самих, а ради Себя. «Не бойтесь, грех этот вами сделан, но вы не отступайте только от Господа… Господь же не оставит народа Своего ради великого имени Своего « (1Цар. 12:20-22).

Писание ясно говорит нам, что Бог вернул Свой народ из плена Вавилонского, опять таки ради Себя Самого, а не ради Своего народа. Исайя объясняет это так: «Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя…Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, - ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному» . (Исаия 48:9,11). А Иезекииль говорит об этом «Так говорит Господь Бог: не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святого имени Моего … И освящу великое имя Мое… и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их. Не ради вас Я сделаю это , говорит Господь Бог, да будет вам известно. Краснейте и стыдитесь путей ваших, дом Израилев» . (Иезекииль 36:22-23,32).

Даже Сын Божий пришел на землю для искупления человечества не потому, что люди обладали большой ценность сами по себе, а прежде всего для того, чтобы прославить Божество во всех делах искупления. «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя « (Ин. 17:1).

Итак, Писание открывает нам, что Бог создал абсолютно всё для Себя. Моисей очень хорошо понимал эту истину, поэтому когда Бог решил уничтожить Свой народ за постоянный ропот и непослушание, выведя его из Египта, Моисей обращаясь к Богу НЕ говорил: «Господи! Посмотри как много детей, как много хороших людей среди народа! Помилуй их!» Он хорошо, знал, что подобное «ходатайство» не принесёт никакого положительного результата. Он хорошо знал Бога, поэтому осознавал, что Господь всё создал не ради человека, а ради Себя и славы Своей, поэтому нашёл правильные слова, к которым Бог прислушался: «Но Моисей сказал Господу: услышат Египтяне, из среды которых Ты силою Твоею вывел народ сей, и скажут жителям земли сей, которые слышали, что Ты, Господь, находишься среди народа сего, и что Ты, Господь, даешь им видеть Себя лицем к лицу, и облако Твое стоит над ними, и Ты идешь пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном; и если Ты истребишь народ сей, как одного человека, то народы, которые слышали славу Твою, скажут: Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне» (Чис.14:13-16).

Моисей в своём прошении о помиловании народа основывался не на особой значимости человека, а на том, что окружающие народы начнут говорить, что Господь просто не смог выполнить того, что обещал. Позже Сам Господь через Иезекеиля сказал об этом случае так: «Но дом Израилев возмутился против Меня в пустыне: по заповедям Моим не поступали и отвергли постановления Мои, исполняя которые человек жив был бы через них, и субботы Мои нарушали, и Я сказал: изолью на них ярость Мою в пустыне, чтобы истребить их. Но Я поступил ради имени Моего, чтобы оно не хулилось перед народами , в глазах которых Я вывел их» (Иез.20:13,14).

Тем людям, которые считают, что всё должно крутиться вокруг человека, не по душе эта истина, но от этого она не перестаёт быть истиной. Немалое количество христиан считают, что для Бога превыше всего является Его творение – человек, но истина в том, для Него превыше всего является Он Сам и Его слава, поэтому во всех Своих делах Он стремится превознести величие Своего имени. Ревность Его о славе Своей беспредельна. «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это» , – говорит Господь. – «Славы Моей не дам иному » !

К сожалению, сегодня мало кто понимает эту истину, поэтому люди не могут уделить Богу то место, которое Он должен по праву занимать в их жизнях. Из-за этого масса христиан имеют неправильное представление о Боге и имеют неправильный подход к Писанию, что и приводит к многим ложным учениям, таким как: «Правильное и неправильное исповедание», «Учение о финансовом процветании», «Заключение заветов с Богом», «Планирование своей жизни» и т.д.

Когда мы слышим истину о том, что Бог всё делал и делает для Себя, что главная Его цель заключается в том, чтобы радоваться Себе и Своей славе, то сразу же возникает мысль о том, что это похоже на эгоизм. Мы не любим эгоистов, поэтому подобная истина сразу же встречает противление с нашей стороны. Но в Боге совершенно нет эгоизма. Он Свят и Праведен! Писание говорит: «Ибо все из Него, Им и к Нему. »(Рим.11:36). Дело в том, что Бог был всегда, чего мы своим ограниченным умом даже понять не способны. Всё, что существует на небе и на Земле обязано своим существованием только Ему, поэтому мы не можем дать Ему что-либо, чего уже не исходило бы от Него.

Мы ясно видим из Писания, что всё, что Бог делал и делает сегодня, Он делает не ради человека, значимость которого сильно преувеличивают в учении «человекоцентричного» или «либерального богословия», а ради Себя Самого. Мы можем с этим соглашаться или нет, но от этого реальность не изменится. Бог находится абсолютно выше всего. От того, какого Бога вы себе представляете, зависит и ваше богословие, которое будет либо Богоцентричным, либо человекоцентричным.

Незнание этой истины привело к тому, что многие христиане имеют неправильное понимание Бога и Его целей, что приводит к постоянному неосознанному противлению Богу и Его воли.

Сегодня в христианстве очень распространён либерализм. Что такое либерализм? Либерализм – это когда люди признают существование и величие Бога, но в реальности считают, что Бог и Церковь должны всё делать для блага человека. Для либерализма Библия нужна настолько, насколько она помогает человеку быть счастливым сейчас. Существуют различные проявления либерализма в современных Церквях разных деноминаций, но в этой статье мы коснемся только некоторых. Мы не будем говорить о таких проявлениях либерализма, как венчание однополых браков, рукоположение на пасторство гомосексуалистов и т.д., потому что это и так всем понятно, а коснёмся тех примеров, которые имеют место сегодня в наших Российских церквях.

Либеральное христианство своими учениями даёт понять, что не человек является слугой и рабом Божьим, (как говорит и Ветхий и Новый Заветы), а якобы Бог является помощником человека в достижении им счастья на Земле. В понимании либеральных верующих Бог только и озабочен тем, чтобы бегать за ними с желанием благословлять их и отвечать на многочисленные «молитвы-попрошайничества». Для либеральных христиан главным аргументом является их счастье, их планы, их цели, поэтому они говорят: «Ну, Бог же хочет, чтобы я был счастлив? Конечно, хочет!» и начинают достигать то, чего сами желают, подстраивая под себя Писание.

Христианские лидеры-либералы делают огромное ударение в своих учениях на успехе, процветании, повышении самооценки, позитивных провозглашениях, на так называемых «пророчествах в духовный мир» и на всём, что способствует достижению благ человека на этой Земле. В либеральных Церквях христиане могут развестись и тут же создать новую семью; выходить замуж или жениться на неверующих (ведь, по их мнению, Бог же хочет им счастья, а так они просто несчастны). А если таким «христианам» кто-то покажет на учение Христа по этому поводу, то они назовут такого человека религиозным фанатиком и «буквоедом» .

Эти люди будут говорить, что любят Бога и служат Ему, но в своей жизни они поступают так, как сами считают нужным. Но по учению Иисуса Христа: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Иоан.14:21).

Любовь к Христу выражается не в словах, не в эмоциях, и даже не в служении Ему, а в послушании Его учению, поэтому либеральные христиане, само того не осознавая, находятся в постоянном противлении Богу.

Существует так же так называемый «евангеличный человекоцентризм», когда люди так сильно хотят спасать грешников, что начинают привлекать их тем, чего те хотят. В этом случае христиане мыслят так: «Ну, если он не хочет спасаться, то мы попробуем привлечь его тем, что ему нравится, а потом между делом его спасём». Таким образом, основанием того, что делают верующие – это не то, что говорит Бог через своё Слово, а то, что нравится этим людям. Например, если людям нравится реп или рок, то тогда христиане начинают использовать эти музыкальные направления, чтобы привлечь их. Или же христиане начинают одеваться и вести себя так, как неверующие, разговаривать жаргоном и т.д., чтобы «спасти их», но в результате сами попадают в ловушку и перестают быть Богоцентричными, становясь человекоцентричными.

Когда мы говорим о Богоцентризме, то мы не имеем в виду, что должны игнорировать нужды людей, но мы говорим о том, что только тогда мы сможем иметь правильное отношение к людям, когда по-настоящему будем любить Бога и трепетать перед Ним и Его Словом. Только тогда можно построить правильную Церковь, только тогда можно проводить правильные Евангелизации и т.д., когда Бог и Его Слово будут в центре всего.

Зачем был создан человек?

Весьма примечательно появление человека совершенного.

Для каких целей Господь Бог решил создать человека совершенного?

Многие задаются этим вопросом и не находят себе ответа.

Мы же, дорогие братья и сестры, постараемся разобраться и ответить на этот вопрос.

Как всегда ответ лежит на поверхности, то есть, наоборот, сокрыт в Святом Писании.

В то время, когда Господь Бог создал землю и небо, Он создал и ещё кое-что:

2:5 и всякий полевой кустарник, которого ещё не было на земле и всякую полевую траву, которая ещё не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю и не было человека для возделывания земли.

Господь Бог создал всякий полевой кустарник, которого ещё не было на земле. То есть Он создал, а его нет. Создал и всякую полевую траву, которая, впрочем, как выясняется, ещё не росла. Интересно, Он создал то, чего нет, создал то, чего не растёт. Почему произошло такое?

Причины две. Потому, что Господь Бог не посылал дождя на землю - раз, и не было человека для возделывания земли – два! Всё просто.

Действительно, зачем посылать дождь на землю, если не было человека для возделывания земли? Рационально? Весьма.

А может Господь Бог просто банально забыл про дождь? С памятью-то у Господа Бога было не всё хорошо. И это мягко сказано.

Ну, ладно с дождём. Не посылал, так не посылал. Зато нам доподлинно известно, что, когда уж пошлёт этот дождь на землю, то мало не покажется. Никому. А то, дождя Он, видите ли, не посылал.
А дождь и не нужен был никому. Никто и не просил.

А, вот, что человека не было для возделывания земли, это плохо.

Земля пропадала. Господу Богу невозможно было построить Рай. В смысле, насадить его. Нам рай не нужен. Никому не нужен. А Господь всё равно его насаждает. Для кого Он старался? Для Себя любимого.
Господу Богу Рай нужен был. Он будет там ходить во время прохлады дня. Типо, отдыхать. Как бы в профилактории. Разговаривать будет, громко. Что бы все боялись.
Любил комфорт, наш Господь Бог. А что такого? И мы все такие же, тоже любим отдохнуть в комфорте.

Казалось бы, Бог самодостаточен, вседоволен, зачем ему профилакторий в Раю? Ан-нет. Всегда чего-то не хватает и хочется большего. Ни что человеческое Ему не чуждо.
Последнее замечание особо примечательно.

Оказывается, хотя и были уже созданы первые люди, мы же с вами отлично помним:
«1:27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину, сотворил их».
Но не было человека для возделывания земли.

То есть, Господу Богу нужен был человек не просто для размножения, а человек для возделывания земли. То есть, человек умелый, человек совершенный. Землю возделывать не доверишь абы кому.

И пришлось Господу Богу вновь создавать человека из того что было. Помните песню: «Я его создала из того что было…». А что было? А был только прах земной. Но прах хороший, такой унавоженный, удобренный. С парком. Такой, что пар поднимался с земли и орошал всё её лице. Короче, прах был высшего качества. Из такого праха грех было не создать чего-нибудь.

2:7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою.

2:8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

Так вот насадил Он себе рай и поместил там человека, без его согласия. Аки раба. Не дурака валять, и не прохлаждаться, а работать.
Мало того, что поместил, человека в Рай, так Он ещё и поселил его прямо в саду…

2:15 И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, что бы возделывать его и хранить его.
Это после того, как Господь Бог произрастил из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

Просто интересно, как это Он его взял, за шкирку что ли? А главное чем взял? Руками-манипуляторами что ли?
Мдя. Поселил, типо, прописал человека жить там, но не в самом Раю, а в саду Едемском, который окружал здание Рая.

Труд каторжный, чего и говорить, рабский, с утра до вечера, без выходных. Условий никаких. Но против Бога, как говорится не попрёшь. И вынужден был человек тянуть свою лямку, Господом Богом ему уготованную.

Днём сад возделывает бедолага, а ночью его хранит. На сон времени совсем не было у человека. А что бы человек не умер преждевременно от непосильного труда, Господь Бог заповедал ему:
2:16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: «От всякого дерева в саду ты будешь есть,
2:17 а от дерева познания добра и зла – не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь.

А что? Достаточно гуманно. Ешь себе от дерева жизни, будешь жить вечно, но и трудиться трудом рабским будешь тоже вечно.
Заботливый был Создатель. Смекнул, что лишние знания рабу Божьему ни к чему. Типо, много будет знать, скорее умрёт! А кто будет тогда сад возделывать? Поэтому вкусив от дерева познания никто умереть не мог. Это шутка была такая от Господа.

Господь Бог явно исповедовал принцип: Что охраняешь, тем и питаешься. И применил его к человеку работавшему у него в саду.
И так всю жизнь, до конца дней своих, должен был трудиться человек, как раб на своего Хозяина. Знай работай на Господа, а боле и знать человеку ничего не надо было.

Правильно. Зачем Господу Богу образованный садовник и по совместительству образованный охранник?
Образованный-то, начнёт ещё вопросы какие задавать неудобные. Типо, зачем я здесь? Каково моё предназначение? А так всё тихо, благообразно. Никаких потрясений.
Никаких цветных революций.

Так, други мои любезные, мы разобрали вопрос, зачем был создан человек совершенный.

Повторяю.
Человек был создан, что бы возделывать сад Едемский и хранить его.
Сад Едемский был нужен Господу Богу, что бы ходить в раю во время прохлады дня.
Так сказано в Святом Писании.

Все иные причины – от лукавого!

И зачем нам стремиться обратно в этот рай? На каторжные работы захотелось? По рабскому труду соскучились?
Не для нас этот рай делался. Господь Бог насадил его для Себя, для Своего Божеского удовольствия.
Да и нет нынче рая. Смыло его потопом. Совсем.

  1. Зачем Бог создал человека?
    2. Почему человек такое несовершенное и грешное существо, если его создал Бог?
    3. Зачем человеку вечная жизнь? (Людмила)

Какие хорошие вопросы! Жаль, что не каждый задумывается над ними.

  1. О том, для чего Бог создал человека, говорится в первой главе Книги Бытия:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:26-28).

Сказано кратко, но вполне определенно: да владычествуют!

Но что значит владычествовать, для чего это нужно? Это значит управлять природою. И человек сотворен так, что он может управлять. Сейчас, когда человечество накопило опыт управления, когда существует наука – теория управления, стало понятно, что человек сам является готовой системой управления. Он так сотворен. И сотворен мир, которым человек призван управлять, как бы продолжая дело Творения, начатое Создателем.

И человек начал свою деятельность под руководством Бога: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт.2:19).

  1. И тут мы естественным путем переходим ко второму вопросу: «Почему человек такое несовершенное и грешное существо, если его создал Бог?» Человек начал хорошо, проявил глубокий и ясный ум, поняв суть и предназначение каждого животного и создав (!) слово – имя, обозначение для всякого предмета и всякой души живой. Адам создал человеческий язык!

А потом случилась катастрофа – Адам и Ева съели запретный плод. Дьявол их подговорил, мол, откроются глаза ваши, сами станете, как боги, знающие добро и зло. Съели, богами не стали, глаза, правда, открылись, но увидели только одно новое для себя: что они наги. И устыдились того, что так глупо попались и так глупо выглядят без одежды из света, которая была на них до сих пор.

Но катастрофа заключалась не в этом, а в том, что они стали смертны, как и предупреждал их Бог. Изменилась их природа! Они настолько поглупели, что стали прятаться от Бога в кустах! Они стали грешными, то есть ошибающимися, подверженными соблазнам. Ведь «грех» в переводе с греческого есть «промах» (мимо цели). Человек стремится к ложным целям, потому что в его собственной природе, предназначенной управлять, произошли изменения. Дьявол не просто соблазнил людей, он всеял в них свое семя – семя зла. Это нематериальное, духовное семя и всеяно оно было посредством слов. Это гордость, которая порождает самомнение, славолюбие, сластолюбие, властолюбие, зависть, месть, злость и т.п. Оно же порождает и смертность человека.

Таковы последствия грехопадения. Человеку дана была свобода воли, ибо в ней самая суть богоподобия. Но человек совершил ошибку и должен испытать, пережить все последствия этой ошибки вплоть до смерти. Это наука, необходимая человеку. Ему следовало узнать, что такое зло. А зло –это отсутствие связи с Богом, это немощь, страдания и смерть. Чтобы знать на будущее, куда нельзя направлять свою свободную волю.

  1. Теперь мы так же плавно переходим к третьему вопросу «Зачем человеку вечная жизнь?» На будущее – это на вечную жизнь, которую Бог возвращает человеку Своею Жертвою на Кресте. Сын Божий умер на Кресте, чтобы воскреснуть, как Он и предупреждал своих учеников, и дать всем веру в будущее воскресение.

Он заранее говорил, что в Иерусалиме Его схватят, будут бить и убьют, а третий день Он воскреснет. И воскрес. В теле, а не как призрак. О будущем всеобщем воскресении и вечной жизни Он свидетельствовал так:

«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин.6:54-58).

Будущее – это жизнь на новой Земле под новым небом, в телах таких же человеческих, но бессмертных и вечно молодых. Вечная жизнь нужна для того, чтобы человек вечно учился у Бога, совершенствовался, становился Творцом и другом Богу. Бог не страдает от одиночества, Он – Троица, три Личности, которые общаются между собой. Они и перед сотворением человека проводили совещание: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему». А «создал», говорится, – Бог, Единый.

Поэтому человека Он создал не от скуки, а от избытка любви. Он, абсолютно нематериальный Ум, сотворил Другого – ум, всеянный в материю. И для этого созданного ума сотворил материальную среду – Вселенную, которая есть Книга, она до предела насыщена информацией, смыслами. Она предназначена для человека, и человек читает эту Книгу, которая рассказывает человеку о нем самом и о Боге, сотворившем всё. Проживая свою личную жизнь, каждый человек накапливает свой личный, уникальный опыт, который интересен и Богу.

Кроме того, Бог дал человеку другую Книгу – Святое Откровение, Предание (в том числе и Писание), в котором объясняет человеку, как надо жить, как строить отношения с Богом и между собой. М.В. Ломоносов в работе «Явление Венеры на Солнце» писал: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая - видимый сей мир, им созданный, чтобы человек, смотря огромность, красоту и стройность его зданий, признал божественное всемогущество, по мере себе дарованного понятия. Вторая книга – Священное Писание. В ней показано создателево благоволение к нашему спасению».

Коротко: вечная жизнь человеку для того, чтобы учиться у Бога и становиться все более интересным собеседником для Бога.

Священник Виктор Максимов

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Бытие 1:27-28).

Бог создал человека, назвал его Адамом и дал ему влады­чество над землей. Бытие 3:8 говорит, что Бог и Адам ходили вместе в прохладе дня. Бог создал Адама по Своему точному образу и подобию, потому что Он хотел, чтобы Адам был на Его уровне, способный ходить и разговаривать с Ним в прият­ном общении. Он предложил Адаму самый высокий вид жиз­ни - быть Его семьей на земле: Адаму было поручено обладать землей и наполнять ее существами, подобными ему, которые были сотворены по образу Божьему.

Бог поставил Адаму лишь одно условие: «...от всякого древа в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Бытие 2:16-17).

Единственное, что Бог потребовал от Адама, - это послуша­ние, но пришел день, когда тот решил поступить по своей воле и не послушаться Божьей заповеди.

В то же мгновение, когда Адам съел плод запретного дерева, сама жизнь Божья была отрезана от него. Те отношения, то личное общение и взаимоотношения, которыми он так наслаждался с Богом, прекратились. Он был мгновенно отде­лен от Бога и умер духовно, как и предупреждал Бог. Отделе­ние от Бога - это духовная смерть. Он отделился от своего духовного источника жизни.

Непослушавшись Бога, Адам избрал смерть - и это так же верно, как если бы он подписал официальный документ, глася­щий: «Я выбираю смерть». Его непослушание повлияло и на будущее мира - все потомки Адама рождались в этом мире с природой греха, а не праведности; с природой сатаны, а не Бога. Адам совершил государственную измену против Бога, и сатана стал его господином. На земле стали преобладать непослушание и бунтарство. Грех настроил человека против Божьих мыслей и Божьих путей. Поэтому и смерть царствова­ла благодаря непослушанию одного человека. «Ибо, если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Римлянам 5:17).

Нужно было что-то сделать. Бог дал Адаму владычество над землей, а Адам через непослушание сделал себя подвластным Божьему врагу - сатане, который был слабее Адама. Богу потребуется определенное время, чтобы опять вернуть челове­ка к союзу и согласию с Собой. Но Бог это сделает.

Даже в Едемском саду Бог знал, какую цену Ему придется заплатить. Но Он был готов платить цену, чтобы вернуть Себе Свою семью. Он сказал сатане: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Бытие 3:15). Бог был готов пожертвовать Своим Единственным Сыном, чтобы вернуть человека к общению с Собой: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16).

Из-за непослушания Адам потерпел катастрофу. Он был отделен от жизни Божьей. Он был изгнан из совершенной среды, которую Бог создал для него.

Здравствуйте, уважаемые читатели и зрители портала « ». Мы продолжаем с вами цикл бесед на Книгу Бытия Священного Писания.

На прошлой встрече мы разбирали 1-ю главу Книги Бытия, в которой говорится о творении этого мира. Сегодня мы рассмотрим, как был сотворен человек, - об этом сказано во 2-й главе. Но прежде разберем первые стихи главы 2 и связанный с ними важный вопрос о дне субботнем.

Какой день недели чтить?

Во 2-й главе Книги Бытия сказано:

«Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2: 1-3).

Как видим, седьмой день в Священном Писании выделен особым образом. Почему? Сам контекст Книги Бытия это объясняет: это был день завершения творения мира. И седьмой день являлся в Ветхом Завете всего лишь именно памятником творению. И уже только в законе Моисея, в 4-й заповеди, говорится: «Помни день субботний, дабы святить его… Не делай в оный день никакого дела ни ты, ни раб твой, ни рабыня твоя… ни пришелец в доме твоем» (Исх. 20: 8; 10).

Но Господь заключает Новый Завет в Крови Своей, преподавая Чашу Евхаристическую. И у во 2-м Послании к Коринфянам мы читаем: «Кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор. 5: 17), - тот новое творение. Прежнее прошло, теперь всё новое.

Почему я обращаю внимание на это? Существует такая неопротестантская группа, как адвентисты 7-го дня, которая, ссылаясь на тексты Священного Писания, но глубоко заблуждаясь, говорит: новозаветным христианам следует почитать именно субботний день - и совершенно отрицает празднование дня воскресного.

Мы почитаем празднуем

Заметим, что Православная Церковь никогда не отменяла почитание субботнего дня. Мы почитаем день субботний, а Воскресение Христово празднуем - это надо помнить.

Господь Иисус Христос в Священном Писании, в Евангелии от Иоанна, нас предупреждает: «Исследуйте писания, ибо думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5: 39). Как видим, братья и сестры, исследование Писания - это дело не праздное, это вопрос не просто умствования и философии. От того, насколько тщательно и внимательно мы его исследуем, зависит наша вечная участь, по слову Самого Христа Спасителя. Повторю их еще раз: «Исследуйте писания, ибо думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне».

А о каких писаниях здесь говорит Господь Своим ученикам? - О писаниях Ветхого Завета. И как сказано у апостола Павла, «всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для наставления и для исправления в праведности» (ср.: 2 Тим. 3: 16).

Душа и… кровь

Обратимся вновь к тексту Книги Бытия:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2: 7).

Мы видим, что Бог творит человека особым образом, не так, как мир. Ранее Он повелевал, когда говорил земле: «Да произрастит», когда говорил воде: «Да произведет», когда говорил земле: «Да произведет земля душу живую, пресмыкающихся и животных». Человека Бог творит особым образом. Мы уже вкратце касались этого вопроса, когда читали 1-ю главу, в 26-м стихе которой говорится: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Здесь, во 2-й главе, мы узнаем подробности о творении самого человека и его души: «и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою», - и, как сектовед, я обращаю особое внимание на эти слова.

«Свидетели Иеговы» глубоко заблуждаются, считая, что при переливании крови идет «переливание души»

Почему? Потому что есть секта « », которая неправильно отвечает на вопрос о том, где же находится человеческая душа. Они, ссылаясь на 9-ю главу Книги Бытия (которую мы с вами, если Господь позволит, рассмотрим в дальнейшем), говорят, что якобы душа человека находится в крови, поэтому запрещают переливание крови. Сделаю отступление и расскажу такой случай. В Центр по реабилитации людей, пострадавших от сект (он находится при храме Преображения Господня в Старом Беляеве; в этом центре я провожу прием каждый вторник с 15 до 19 часов), как-то пришел папа, у которого погибла дочь. Он был «свидетелем Иеговы». Их семья ехала на машине и попала в аварию. Дочь с тяжелейшими травмами отвезли в больницу, в отделение реанимации. Пострадавшая потеряла много крови, нужно было делать переливание. Но в больницу приехал старейшина «Свидетелей Иеговы», сел возле двери операционной и запретил переливать девушке кровь, говоря: «Ни в коем случае нельзя вливать чужую кровь. Положитесь на Иегову, Иегова вам поможет». Девушка погибла.

«Свидетели Иеговы» глубоко заблуждаются, считая, что при переливании крови идет «переливание души». Обвиняют нас в том, что мы чуть ли не некоей реинкарнацией занимаемся - туда-сюда «души переливаем». Это полная нелепость! Душа не в крови! Мы видим, что в Библии о душе говорится совершенное иное. Кстати, вскоре после того трагического случая «Свидетели Иеговы», у которых есть такое понятие, как «прогрессирующее откровение», поменяли свою доктрину и стали учить, что плазму, то есть заменитель крови, переливать можно.

Где же исток этого заблуждения «Свидетелей Иеговы», которое приводит к тому, что многие люди, не пройдя до конца свой жизненный путь и не придя к покаянию, погибают для этой жизни и для жизни вечной?

Только о животных в 9-й главе Книги Бытия говорится, что душа их содержится в их крови

Дело в том, что в иврите есть три слова со значением «душа»: «нэфэш», «нэшама» и «руах». Слово «нэфэш» употребляется в Библии при рассказе о том, как Господь вдунул в человека дыхание жизни; и никогда в Священном Писании оно не употребляется применительно к животным. И только о животных в 9-й главе Книги Бытия говорится, что душа животных содержится в их крови.

«Плоть от плоти, кость от кости»

«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2: 15).

Бог создал для человека все условия благополучия, у него не было никакого недостатка в чем-либо. Это, можно сказать, то, к чему стремится современный наш мир, - получение всех возможных благ. И первой семье, Адаму и Еве, Бог при этом сказал: вы не можете вкушать от древа познания добра и зла.

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него» (Быт. 2: 16-17).

Почему такой запрет? Потому что было неполезно людям практически познавать, что такое зло. Теоретически они знали, что такое зло, но практически не должны были познавать. Как и сегодня, к сожалению, человеку для того, например, чтобы знать, что нельзя убивать, нужно обязательно убить, чтобы узнать, насколько это плохо.

«Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт. 2: 19-20).

Один из греческих философов сказал: самый мудрый человек на земле был тот, который дал всему названия и имена. Действительно, насколько нужно было быть совершенным, чтобы назвать всё так премудро!

Но человеку нужен был помощник, чтобы возделывать и хранить рай, а среди животных такового не нашлось.

«И сказал Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника соответственного ему» (Быт. 2: 18).

Бог создает Еву из ребра, потому что ребро ближе к сердцу

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и птиц, жену же Адаму сотворил из его ребра. Почему же из ребра? Вот есть такое фольклорное «объяснение»: мол, потому, что ребро - это единственная часть скелета, в которой нет мозга. Конечно же, это досужие домыслы. Бог создает Еву из ребра, потому что это самая близкая часть к сердцу мужчины. Если бы, например, Господь создал Еву из черепно-мозговой кости, то женщина могла бы возгордиться и сказать: «Я - твоя голова». Если бы Господь создал, например, из пятки, то уже муж бы сказал: «Ты вообще моя пятка». Но Господь создает из ребра - самой близкой части к сердцу человека.

И когда Адам увидел жену, которую создал ему Бог из ребра его, то, как читаем:

«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2: 23).

«Плоть от плоти», «кость от кости» - какой поэтический образ! Да тут, действительно, стихотворная форма. Поэтому, когда наступает весна, не надо удивляться тому, что мужчины и молодые люди читают стихи и поют песни женщинам.

Все люди произошли от Адама и Евы, и это факт той единой природы, которая объединяет всех человеков.

Итак, как видим, Бог творит этот мир весьма хорошо, Он творит его за шесть дней, особым образом Он творит человека, творение которого отличается от творения животных и растений. И мы видим, что нигде в не говорится, что душа человека пребывала где-то до сотворения мира. Это ответ тем людям, тоже заблуждающимся, так называемым неоплатоникам и неоиндуистам, последователям Рерихов, Блаватской, которые говорят о том, что якобы душа была где-то, а потом она каким-то образом вселяется в человека. Это, повторю, заблуждение. Душа человека возникает в момент сотворения человека. Точно так же, как душа ребенка возникает в момент зачатия ребенка.

Братья и сестры, как важно исследовать Священное Писание! И Господь Иисус Христос наставляет - повторю эти слова еще раз: «Исследуйте писания, ибо через них думаете иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне». Любое заблуждение при чтении Священного Писания приводит человека к погибели, поэтому будем внимательны. И будем поступать так, к чему призывает апостол Павел: «Не сообразуйтесь с веком сим, а преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 2). Видим, что для того, чтобы принимать и воспринимать Священное Писание в присущем ему свете, в Духе Святом, необходимо углубиться в знания отцов Церкви и в текст самого Священного Писания, чтобы не попасть на пути заблуждения и не отпасть от пути спасения.