Игры на восприятие формы и величины. Восприятие детей. Особенности и игры на развитие восприятия

Игры с бумагой

Цели : обогащение сенсорного опыта, знакомство с разнообразными свойствами бумаги.

«Бумажные снежки»

Оборудование и материалы: листы тонкой бумаги.

Описание игры. Показать, как из листов тонкой бумаги сделать комочки. Затем предложить их подбрасывать, ловить, отбивать ладошкой.

«Секреты в бумаге»

Оборудование и материалы : листы бумаги, мелкие предметы, игрушки.

Описание игры . Завернуть игрушку в лист бумаги, а ребенку предложить развернуть его и найти там игрушку. Игру можно разнообразить, заворачивая игрушку разными способами: в форме кулька, конфеты, коробочки, в несколько слоев бумаги.

«Игрушки из бумаги»

Оборудование и материалы: листы разноцветной мягкой бумаги.

Описание игры . Предложить ребенку сделать из бумаги комочки разной формы. Показать, как из бумаги можно изготовить различные фигуры (оригами): самолет, лодочку, вертушку.

Игры с кубиками

Цели: учить соотносить размеры, подбирать подходящие детали, контролировать результат; осваивать приемы плоскостного конструирования.

Примечание. Прежде чем организовывать игры-занятия с кубиками, следует дать ребенку возможность свободно поиграть с ними: брать в руки, передвигать, бросать, ставить друг на друга и т. п. Затем нужно показать, что из кубиков можно сооружать различные постройки: башню, стену, домик, дорожку.

«Домики из кубиков»

Оборудование и материалы : набор кубиков.

Описание игры . Предложить построить домик для маленькой куколки, собачки. Положить кубик на кубик, сверху — крышу, затем попросить ребенка самостоятельно построить домик для игрушки.

«Гараж для машины»

Оборудование и материалы: набор кубиков.

Описание игры . Построить гараж для маленькой машины, предложить ребенку построить такой же, но большего размера.

«Картинки из кубиков»

Оборудование и материалы : наборы кубиков с предметными и сюжетными картинками.

Описание игры . Предложить ребенку рассмотреть образец картинки, затем предложить собрать такую же из кубиков.

Примечание . Сначала следует предлагать наборы из 4 кубиков, затем из 6 и более.

«Собери цветочек»

Оборудование и материалы : лист бумаги с нарисованным на нем контуром цветка, состоящим из деталей; картонные детали, соответствующие контурным.

Описание игры . Предложить ребенку собрать картинку путем наложения картонных деталей на образец.

Примечание. Когда ребенок освоит приемы плоскостного конструирования, предложить ему самостоятельно составлять фигурки и целые композиции из предложенных деталей.

«Домики для кукол»

Оборудование и материалы: маленькая и большая куклы, большие и маленькие кубики.

Ход игры

Взрослый. Давай построим для куколок домики. Маленькой куколке — маленький домик, а куколке побольше — большой домик. Где у нас маленькая куколка?

Ребенок выбирает пупсика.

Взрослый. Правильно, эта куколка маленькая. Ей мы построим домик из маленьких кубиков. Давай выберем все маленькие кубики.

Взрослый помогает ребенку подобрать кубики и построить домик. Это может быть самая простая постройка в форме буквы «П».

Взрослый. Давай проверим, поместится ли куколка в этот домик. Пупсик не помещается! Построй ему домик побольше.

Взрослый предлагает построить домик из больших кубиков для большой куклы.

Примечание . Можно строить из кубиков, различающихся по цвету или материалу, например красный домик — для петушка, а желтый — для белочки; из деревянных кубиков — будку для собачки, а из пластмассовых — норку для лисички.

«Лесенка»

Оборудование и материалы: кубики разного размера, доска.

Описание игры. Соорудить на столе или на полу горку, положив на большой кубик доску. Предложить ребенку построить лесенку из кубиков разного размера, чтобы маленькая куколка поднялась по ней на горку. Вместе с ребенком положить кубики в порядке возрастания. Предложить ребенку помочь куколке подняться по лесенке и скатиться с горки.

Игры с мозаикой

Цели: развивать мелкую моторику, целенаправленность; обогащать сенсорный опыт; учить подбирать детали по цвету, рисунку.

Примечание. Детям раннего возраста следует предлагать наборы мозаики, состоящие из крупных элементов.

«Соберем мозаику»

Оборудование и материалы: набор мозаики.

Описание игры. Рассмотреть вместе с ребенком образец (домик, цветок, простой геометрический узор) и предложить собрать такую же картинку из элементов мозаики. Помочь ребенку отобрать необходимые по цвету и форме элементы и составить из них изображение.

«Курочка и цыплята»

Оборудование и материалы: коробка с мозаикой, куда помещены шесть элементов желтого цвета и один — белого.

— Курочка-рябушечка, куда пошла?

— На речку.

— Курочка-рябушечка, за чем ты пошла?

— За водичкой.

— Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

— Цыпляток поить.

— Курочка-рябушечка, как твои детки просят пить?

— «Пи-пи-пи-пи-пи!»

Показать белый элемент мозаики и сказать: «Курочка у нас будет белого цвета». Продемонстрировать желтую мозаику и пояснить: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели вставить белую мозаику, еще раз напомнить, что курочка будет белого цвета, и поместить следом за белой мозаикой одну желтую, напомнив, что такого цвета цыплята. Затем дать ребенку коробку с мозаикой и предложить найти еще одного цыпленка. Поместить его следом за мамой-курочкой. Если ребенок неуверенно выполняет задание, помочь ему и попросить найти еще 2—3 цыплят. После того как все цыплята будут найдены и размещены гуськом позади курочки, попросить ребенка повторить задание самостоятельно. Если при выполнении задания ребенок допускает ошибки, можно ему подсказать: «Посмотри, все ли цыплятки у тебя одинаковые? Какого цвета бывает цыпленок?» и т.д.

Игры с разными предметами

Цели: учить различать размеры и цвета предметов, контролировать результат.

«Какой мяч больше?»

Оборудование и материалы : большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

Описание игры. Встать на расстоянии 3—5 м от ребенка и попросить его принести самый большой мяч. Если он выполнил задание правильно, его обязательно нужно похвалить. Если ребенок ошибся, объяснить ошибку: рукой ребенка обвести по окружности мяча, говоря при этом, большой это мяч или маленький.

Затем мячи снова перемешать и попросить ребенка принести самый маленький мяч.

«Большие и маленькие»

Оборудование и материалы : бусинки одинаковой формы и цвета (четыре — диаметром 2 см и четыре — диаметром 1 см); тонкие шнуры или нити с навощенными или предварительно опущенными в клей концами; кукла, корзиночка.

Описание игры. Показать красивую куклу и рассказать, что она пришла в гости и что-то принесла в корзиночке. Посадить куклу на стол и, вынимая из корзиночки коробочку, показать ребенку, что там лежат большие и маленькие бусинки и нитка. Сказать, что кукла просит сделать для нее красивые бусы. Показать, что бусы можно нанизывать по-разному: сначала взять большую бусину и нанизать ее на нитку, затем маленькую, потом снова большую. Предложить ребенку собрать для куклы бусы, нанизывая поочередно большие и маленькие бусинки. Если чередовать бусы наоборот, т. е. сначала брать маленькую, а затем большую, ребенку будет труднее справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Когда бусы будут готовы, показать их кукле.

Примечание. Следует помогать ребенку продевать нитку в отверстие, напоминать о чередовании разных бусин: «Сначала большая бусинка, потом маленькая, снова большая и маленькая. Не торопись, смотри внимательно».

Во время самостоятельной игры ребенку дают различные шнуры и предметы для нанизывания (например, кольца от пирамидок). Можно использовать катушки, а вместо шнуров — прыгалки со снятой с одной стороны рукояткой.

«Круг, квадрат»

Оборудование и материалы: пять картонных кругов и квадратов одного цвета.

Описание игры. Пять кругов и пять квадратов произвольно перемешаны на столике. Рассказать ребенку, что там лежат разные фигуры: «Вот такая — это квадрат, а такая — это круг». Показав квадраты, говорить, что будет класть их в одну сторону, а другие фигуры (круги) — в другую сторону. Затем показать квадрат (круг) и спросить у ребенка: «Где у нас лежит такая фигурка?» Накладывая квадрат на квадрат (круг на круг), показать ребенку, что эти фигуры одинаковые. Предложить ребенку самому разложить фигуры.

Затем показать, в какой стороне лежат одни фигуры (квадраты), в какой — другие (круги), и предложить ребенку из общего материала выбрать любую фигуру и положить ее к таким же. Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, попросить ребенка наложить свою фигуру на другую.

«Поручения»

Оборудование и материалы: большая и маленькая игрушечные собачки, машинка, красный и синий мячи, большая и маленькая чашки, матрешка.

Описание игры. Показать ребенку игрушки и предметы, предложить назвать их, рассказать, какого они цвета и размера.

Дать следующие задания: большую собачку напои чаем из большой чашки (если ребенок ошибается, собачка, показывая свое неудовольствие, «рычит» или «отворачивается»; так же при ошибках ведут себя другие игрушки);

Поставь матрешку рядом с красным мячиком;

Маленькой собачке подари синий мячик;

Попляши вместе с куклой;

Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;

Большую собаку посади рядом с маленькой.

В конце занятия попросить ребенка помочь убрать игрушки и предметы, использованные в игре.

«Разрезные картинки»

Оборудование и материалы : две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две (три) части.

Описание игры. Показать ребенку две (три) части картинки и попросить: «Сделай целую картинку». Если ребенок не может правильно соединить части картинки, нужно показать ему целую картинку и предложить собрать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, наложить часть разрезной картинки на целую и попросить ребенка добавить вторую часть. Затем предложить ребенку выполнить задание самостоятельно.

«Конструирование из палочек»

Оборудование и материалы : четыре или шесть плоских палочек одного цвета.

Описание игры. Построить из палочек фигуру «молоточек» или «домик» и предложить ребенку: «Построй как у меня». Если ребенок не может выложить фигуру по показу, попросить выполнить задание по подражанию: «Смотри и делай как я». Затем снова предложить ребенку выполнить задание по образцу.

Игры на осязательное восприятие формы способствуют координации рук и глаз. Без этого ребенок не овладеет огромным количеством практических навыков: не научится завязывать шнурки, застегивать пуговицы, вытирать руки полотенцем и т.д. В этих играх исключается участие зрения. Игры на целенаправленное восприятие формы и величины делают эти признаки субъективно значимыми, что способствует их более точному различению. Активное участие в совместных играх позволяет малышам легко и успешно овладевать рациональными приемами обследования формы и величины предметов.

«Что привез мишка?»

Перед играющим ставится задача - узнать на ощупь, какой предмет попал ему в руки. Для игры нужны небольшие игрушки контрастной формы. Они должны заметно отличаться друг от друга и изображать знакомые детям предметы. Это могут быть кубики, шарики, игрушечная посуда, цыплята, машинки, куколки-голыши, лошадки и т.д. Количество игрушек должно соответствовать числу детей. Желательно иметь по два-три экземпляра каждой игрушки. Для игры нужен также мешок из плотной ткани, вмещающий все игрушки. В мешке продергивается резинка, чтобы ребенок не мог заглянуть в него, когда ищет игрушку. Кроме того, для игры нужны плюшевый мишка, а также машина или санки, на которых тот приедет.

Описание игры

Дети усаживаются на стульчики, и в комнату въезжает игрушечный мишка на большой машине (или санках), которого подталкивает помощник воспитателя (или старший ребенок). В лапах у мишки большой мешок с игрушками. Воспитатель сообщает, что мишка для каждого привез какую-то игрушку, но он просит не заглядывать в мешочек, а выбрать себе подарок руками, потом сказать, что выбрал, и только после этого достать из мешка и показать всем. Мишка по очереди вызывает детей и предлагает поискать игрушку. Таким образом, все получают подарки и возвращаются на свои места. Каждый ребенок должен показать всем свою игрушку, назвать ее и показать, как с ней можно играть: например, покатать машинку, попрыгать с зайчиком, покружиться с куколкой и т.д. Выполнив игровое действие со своей игрушкой, дети кладут ее на стол. После того как заканчивается первая «раздача подарков», игра повторяется снова. Все игрушки возвращаются в мешок, и дети опять ищут себе подарки. Но теперь уже каждый ребенок знает, какую игрушку ему хочется найти, и благодаря этому узнавание предметов по форме становится успешнее.

«Фокусник»

Эта игра учит целенаправленно обследовать форму, обеими руками поворачивая предмет и ощупывая его пальцами со всех сторон. Игра способствует также воспитанию познавательной активности детей и повышению у них интереса к решению умственной задачи. Игра приучает малышей к соблюдению достаточно трудных правил (нельзя подсказывать и подглядывать). Создается игровая ситуация, в которой дети по очереди исполняют роль фокусника, который умеет, не глядя, угадывать, какой предмет у него в руках.

Для игры нужны игрушки, хорошо знакомые малышам. Они должны быть средних размеров и контрастной формы. Например, деревянный шарик, кубик, грибок, матрешка, ведерко, чашечка, тарелочка или блюдце, голыш, куколка, уточка, рыбка, легковая машинка и т.д.

Чтобы исключить участие в этом процессе зрения, нужен колпачок или повязка на глаза. Колпачок должен сидеть на голове ребенка свободно и глубоко (но не касаться глаз). Нужен также мешочек для хранения игрушек.

Описание игры

В игре могут участвовать все дети группы. Они сидят на стульях напротив стола с игровым материалом. Воспитатель достает мешочек, вынимает из него каждую игрушку, показывает малышам и ставит ее на стол. Потом он достает колпачок фокусника (или повязку), одевает его на голову одного из детей, усаживает того за отдельный столик, чтобы остальным детям было хорошо видно, что фокусник делает. Затем воспитатель подзывает еще одного ребенка и дает ему важное поручение: как только фокусник наденет колпачок, надо подойти к игрушкам, выбрать любую из них, поднять ее повыше и спросить: «Что у меня в руках?», потом подойти к нему и положить игрушку прямо ему в руки.

Учитывая импульсивность малышей, следует на всякий случай слегка придерживать колпачок (или повязку) на голове фокусника, чтобы тот не сбросил его. Когда фокусник возьмет в руки игрушку, надо посоветовать ему поворачивать ее в руках, ощупывать пальцами со всех сторон. Ребенок должен сам назвать игрушку. Правильный ответ вызывает аплодисменты. Фокусник снимает колпачок и раскланивается перед зрителями, как артист. Затем он садится на место, выбираются новый фокусник и ребенок, который будет передавать ему игрушку.

Игра повторяется неоднократно.

«Где твой дом?»

Эта игра направлена на развитие целенаправленного зрительного восприятия формы геометрических фигур. В ней повышается целенаправленность и субъективная значимость рассматривания, поскольку зрительный образ формы фигуры подсказывает ребенку, где находится его дом. Игровая ситуация имеет сюжетный характер. Участники игры получают роли жильцов, переезжающих в новый дом. Эти роли и соответствующие им движения делают интересной и важной для детей обучающую задачу игры, которая заключается в том, чтобы сравнить фигурки на своих карточках с другими, большего размера и найти среди них такие же.

Для игры нужны маленькие карточки (6x8 см) с изображением следующих геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат и прямоугольник. Количество всех карточек должно соответствовать числу участников игры. Кроме того, нужны четыре большие карты с изображением тех же фигур. В большие карты можно продеть шнурки, чтобы детям удобнее было их держать.

Описание игры

Игру можно проводить со всей группой как в помещении, так и на участке. Воспитатель подзывает к себе четырех детей, дает каждому по большой карте с опознавательным знаком нового дома, в который будут переезжать жильцы. Дети с картами занимают свои места (встают в круги, начерченные на земле). Остальные участники игры получают маленькие карточки - это приглашения переехать в новый дом. Воспитатель объясняет правило: каждый смотрит на свое приглашение, но никому его не показывает, чтобы никто не знал, в какой дом он собирается переезжать. На приглашении нарисована фигура, которая поможет найти дом. Чтобы не спутать свой дом с чужим, нужно внимательно рассмотреть все фигуры на домах и выбрать такую же, как на карточке. Тот, кто ошибется, в дом не попадет, так как его не пустят.

После этого некоторое время дети свободно двигаются по площадке, изображая разные способы передвижения (кто на чем переезжает - кто на машине, кто на поезде, кто на лошади и т.д.). Они еще не знают, где чей дом, так как большие карты им пока не показали. По сигналу воспитателя «Стоп!» дети с большими картами (хозяева) поднимут их, а дети, изображающие жильцов, должны будут остановиться, рассмотреть свои карточки, а потом поискать, на каких «домах» находятся такие же фигуры.

После небольшой паузы воспитатель спрашивает: «Где твой дом?» После этих слов дети разбегаются по своим домам. Как только дом будет полностью заселен, все его жильцы поднимают карточки. Воспитатель и хозяева домов проверяют, в каком доме раньше собрались жильцы и все ли правильно нашли свой дом, отмечают победителей.

Затем взрослый собирает маленькие и большие карточки, выбирает новых хозяев, раздает новые приглашения и игра повторяется.

«Веселые матрешки»

Игра на восприятие величины. Народная игрушка - матрешка, отдельные части которой отличаются только размером, - как будто специально создана для того, чтобы научить детей различать величину предметов. Эта игрушка учит сравнивать и соизмерять предметы по высоте, ширине, а иногда и в разных пространственных измерениях одновременно. Игра близка интересам детей: матрешки то гуляют, то прячутся, то обедают, то расходятся по домам и т.д. Ее сюжетный характер имеет важное значение для развития творческой инициативы в самостоятельных играх и подготавливает малышей к ролевой игре. Игра способствует не только восприятию величины, зрительной памяти, мышления, пространственного воображения. Все это очень важно для умственного развития дошкольников. Проводится она с небольшой группой детей (пять-шесть человек).

Нужны два комплекта пятиместных матрешек, два комплекта разных по величине кружочков (тарелочек для матрешек), башенка из полых кубов, которую можно заменить элементами строительного материала, из которых строятся домики для матрешек. Кроме перечисленных предметов, используется самодельный ростомер. Его можно изготовить из пирамидки, сняв с нее все колечки. На подставку от пирамидки будут становиться матрешки, а одно из колечек опускается на голову матрешке. На палочке или вертикальном планшете, который устанавливается сзади, можно карандашом отмечать рост матрешек.

Описание игры

По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Взрослый обращается к малышам: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (Смотрит вокруг, потом берет в руки матрешку и покачивает ее.) Что-то там в середине гремит. Посмотрим, что там есть. (Снимает верхнюю половину матрешки.) Вот, оказывается, где они все спрятались! (Все матрешки выстраиваются в ряд.) Давайте познакомимся с ними!» Воспитатель называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом:

«Я - Матреша, я - Наташа, я - Даша, я - Маша» и т.д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну берет воспитатель). Игра начинается.

Сначала матрешки гуляют (ходят по столу). Потом их зовут к медсестре измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают на ростомер, а воспитатель опускает колечко и вместе с детьми отмечает, какого роста каждая из матрешек. Он спрашивает детей и уточняет, какая матрешка самая высокая, какая чуть пониже, какая - самая низкая, какая - чуть повыше. Потом все матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает по очереди детей, которые подбирают для своих матрешек соответствующие тарелочки. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой, - говорит он, - становитесь в пары!» Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешку по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. По просьбе воспитателя дети показывают, в каком месте не хватает пары. Матрешки появляются, малыши ставят их на место, и игрушки отправляются домой.

Воспитатель ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) - это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей. Матрешки кланяются, прощаются и уходят в домики.

Сюжеты можно продолжать и развивать, насколько хватит фантазии воспитателя и детей.

Восприятие - очень важный элемент процесса познания окружающего мира. С самого рождения, или даже раньше, ребенок способен воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств, и только потом учится запоминать и анализировать полученную информацию.

Даже самые маленькие дети воспринимают яркие цвета, голоса, интонации, музыку, прикосновение и реагируют на них. Становясь старше, они уже осознанно стремятся побольше увидеть, услышать, пощупать и попробовать на вкус. На этом этапе они уже могут обобщать полученную информацию и сознательно выражать свое отношение к тому, что воспринимают.

Возникает вопрос: а нужно ли развивать восприятие, ведь ребенок и так способен видеть, слышать, осязать? Можем ли мы добавить что-либо к тому, что дала природа?

Да, несомненно. Малышу нужно давать богатый материал для восприятия всеми органами чувств, расширяя опыт, знакомить его с новыми словами - названиями того, что он видит, слышит, осязает и т. д., предлагать описывать, а значит, и осмысливать свои ощущения.

В этом разделе предложены игры, развивающие зрительное, слуховое и осязательное восприятие. В процессе игры дети больше узнают о цвете, учатся воспринимать музыку, знакомятся со свойствами разных материалов. И для того, чтобы обогатить и расширить опыт малышей, взрослым, которые будут проводить эти игры, следует внимательно подбирать для них материалы.

ЭТО Я

Играют семь и более человек.

Ход игры. Выбирается водящий. Он отворачивается от остальных игроков. По очереди они говорят: «Это я». Водящий должен по голосу определить, кто это сказал.

Условия. 1. Игроки могут попытаться изменить голос. 2. Один и тот же игрок не может говорить два раза подряд. 3. Водящий меняется через оговоренное число правильных ответов.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗООПАРК

Играют пять и более человек.

Инвентарь. Фортепиано или записи соответствующих мелодий (можно использовать музыкальную сказку С. Прокофьева «Петя и волк» или «Карнавал животных» Ш. К. Сен-Санса).

Ход игры. Дети идут по кругу. Звучат короткие отрывки мелодий разного темпа, тембра и настроения. Не прекращая движения, дети изображают животное, которому, по их мнению, соответствует каждая мелодия.

ЧТО ЭТО?

Играет один или несколько человек. Инвентарь. Мешочек, несколько мелких предметов разной формы, лучше неправильной.

Ход игры. Игроку завязывают глаза. Он опускает руку в мешочек, по очереди достает предметы, на ощупь угадывает, что это такое. Называет свойства предмета (твердый, гладкий, мягкий, шершавый), старается угадать, из какого материала сделан предмет. Потом то же делают другие игроки. Побеждает тот, кто правильно назовет наибольшее количество предметов и лучше опишет их свойства.

ВОРОБУШКИ ПО ЗЕРНЫШКУ

Играют два человека или две команды по 3 - 4 человека.

Инвентарь. Два мешочка, несколько видов пуговиц, бусин и т. п., различной формы и размера.

Ход игры. В мешочки кладется одинаковое количество пуговиц и бусин каждого вида. Игрокам предлагается на ощупь выбрать все предметы одного вида (если играют две команды, то дети по очереди ищут по одному виду пуговиц или бусин). Побеждает игрок или команда, которая быстрее справится с заданием.

ЖИВАЯ ПАЛИТРА

Играют 10-20 человек.

Инвентарь. Таблички разных цветов и оттенков.

Ход игры. Каждый игрок с закрытыми глазами выбирает табличку, затем называется цвет, перечисляет предметы, для которых он характерен, Побеждает игрок, назвавший больше предметов.

Ход игры. Пока водящий считает до десяти, семеро игроков с соответствующими табличками строятся в шеренгу, образуя радугу. На следующие десять счетов остальные игроки находят свое место в радуге. Игру можно проводить и с двумя командами, если использовать два одинаковых набора табличек.

3. ВРЕМЕНА ГОДА

Ход игры. Игрокам предлагается образовать палитру зимы (белый и все оттенки синего цвета), весны (оттенки зеленого и т. д.), лета и осени.

4. НАЙДИ БРАТЦЕВ

Ход игры. Выбирается водящий с табличкой любого цвета. Если это базовый цвет спектра, то водящий выбирает игроков с табличками тех цветов, которые образуются при смешении его цвета с другими. Если у водящего табличка производного цвета, то он выбирает игроков, цвета которых образовали его цвет.

Найденные «братцы» берут водящего за руки, а потом по тому же принципу ищут своих «братцев». В результате все игроки должны держаться за руки, образовав круг.

5. ЭТО МОЕ

Ход игры. Игроки становятся в одну шеренгу. Водящий называет предметы. Услышав название предмета своего цвета, игрок поднимает табличку и говорит: «Мое!». Если предмет может быть разных цветов, то поднимают таблички несколько игроков, например, при слове «яблоко» - зеленую, желтую и красную, а при слове «автомобиль» - все. Если игрок ошибается - не поднимает табличку вовремя или поднимает, когда назван предмет не его цвета, то он делает шаг назад. Побеждает игрок, оставшийся на своем месте.

ЗООПАРК

Играют 7-10 человек.

Ход игры. Выбирается водящий. Он становится спиной ко всем остальным игрокам. Они выстраиваются в очередь. Водящий называет животное. Первый игрок в очереди произносит звук, который оно издает. Водящий пытается угадать, кто говорит. Если ему это удается, игрок занимает его место, а он - место в хвосте очереди. Если водящий ошибается, игрок уходит в конец очереди.

ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН

Играют восемь и более человек.

Ход игры. Все садятся в ряд. Крайний игрок тихо и очень быстро шепчет своему соседу на ухо скороговорку, пословицу или строчку известного всем стихотворения. Тот передает то, что услышал, следующему и т. д. Последний игрок произносит то, что до него дошло, вслух, а первый - фразу, с которой он начал игру.

После каждого «звонка» первый игрок пересаживается в конец, чтобы все смогли побывать на концах «провода».

НОЕВ КОВЧЕГ

Инвентарь. Картинки с изображениями животных,

Ход игры. Дети делятся на две команды. Каждой из них предоставляется одинаковый набор картинок. Игроки, не глядя, берут по одной из них. Потом в комнате выключают свет (если за окном светло, всем завязывают глаза), и каждый начинает издавать звуки, свойственные выбранному животному. Задача игроков - найти свою пару в темноте по этим звукам. Когда двое, изображающие одинаковых зверей, встретятся, они берутся за руки и умолкают. Игра заканчивается, когда наступает тишина. Побеждает пара, встретившаяся первой.

Примечание. Желательно, чтобы картинки не изображали животных, издающих похожие звуки: пару «львов» будет очень сложно отличить от «тигров» или «медведей».

ТЕАТР ТЕНЕЙ

Играют десять и более человек.

Инвентарь. Тонкое белое полотно, настольная лампа.

Ход игры. Участники делятся на две команды. Первая садится с одной стороны полотна, натянутого на раму или в дверном проеме. С другой стороны помещается включенная настольная лампа, свет которой направлен на полотно. Игроки второй команды по очереди проходят между полотном и лампой, так, что соперники видят только их тени на ткани (рис. 3). Каждый из игроков останавливается, поворачивается, выполняет какие-нибудь движения. Задача команды зрителей - угадать, кто это. Когда все пройдут перед полотном, команды меняются ролями.

Побеждает команда, игроки которой узнали больше соперников.

Правило. Проходя перед полотном, нельзя пытаться замаскироваться и изменить свой силуэт.

Примечание. Игра проводится вечером в темном помещении.

ГРИБНИКИ

Играют два, шесть и более человек. Инвентарь. Кубики, корзинки.

Ход игры. На ограниченной площади рассыпают кубики, участникам завязывают глаза. Они берут в руки корзинки и по сигналу начинают на ощупь собирать кубики. Через одну-две минуты по команде «Стоп!» игроки останавливаются и считают собранный «улов». Побеждает тот, кто набрал больше кубиков.

Вариант игры. Участники делятся на команды, а на игровой площадке рассыпаются игрушки разных видов (кубики, шарики, грибочки и т. п.). Каждая команда собирает только один вид игрушек.

НЕВИДИМЫЙ ОРКЕСТР

Играют пять и более человек.

Инвентарь. Записи детских музыкальных произведений, исполненных на разных музыкальных инструментах (можно использовать симфоническую сказку С. Прокофьева «Петя и волк»).

Ход игры. Дети идут по кругу. Одна за другой включаются записи, и игроки начинают изображать музыкантов, играющих на инструменте, который они слышат. Потом водящий говорит, на чем в действительности исполнялась музыка. Побеждает игрок, который не ошибся ни разу.

СОЛНЦЕ И ДОЖДЬ

Играют пять и более человек.

Инвентарь. Записи простых мелодий мажорного и минорного лада, таблички с изображением солнышка на одной стороне и дождевой тучки на другой.

Ход игры. Участникам раздают таблички. Дети становятся в ряд на исходной линии. Звучат мелодии. Услышав веселую, мажорную музыку, дети показывают солнышко. Когда звучит минорная, грустная мелодия, они поворачивают табличку и показывают дождь. Если игрок ошибся, он делает шаг назад. Побеждает тот, кто остался на своем месте.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

У учащихся с ЗПР процесс восприятия часто ограничен только узнаванием и последующим называнием предмета. Они не владеют техникой восприятия, не выделяют главные, существенные детали, но "выхватывают" второстепенные, у них нет целостного восприятия сюжетной картинки. При описании картинки они перечисляют отдельные детали, часто второстепенные, не видят внутренней связи. Восприятие детей с ЗПР отличается низкой дифференциацией, они часто путают предметы, сходные между собой в том или ином отношении. Например, цифры 6 и 9, буквы З и Э и др.

В процессе обучения школьника надо стремиться чтобы "восприятие становилось думающим" (Д.Б.Эльконин). Восприятие должно становиться более анализирующим, более дифференцирующим, принимать характер организованного наблюдения, должна усиливаться роль слова в восприятии предметов и явлений.

Психолого-педагогические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.

В результате игровой и учебной деятельности восприятие должно перейти в самостоятельную деятельность, в наблюдение.

Игра "Сколько раз встречается"

Игра улучшает скорость и точность восприятия.

Вариант 1. Учитель предлагает детям рассмотреть картинку, на которой прозвольным образом расположены различные предметы (куклы, машинки, и др.). Картинка демонстрируется ограниченное время. Перед ее демонстрацией учитель предлагает детям сосчитать сколько машинок встречается на этой картинке. Когда картинка убирается, дети отвечают сколько они нашли машинок. Постепенно игру можно усложнять, например, уже после демонстрации спросить детей о том, сколько из этих машин было красных, грузовых и т.д.

Игра развивает не только восприятие, но память и внимание.

Вариант 2. Учитель предлагает детям в небольшом тексте (по выбору учителя) за определенное время ответить:

Сколько раз встречается буква "а" (или любая другая)

Сколько раз встречается "."

Сколько названий животных встретилось в тексте и др.

Игра " Геометрические фигуры"

Игра направлена на развитие восприятия формы предметов.

На плакате, на доске предлагаются карточки с рисунками геометрических фигур.



Задание учащимся:

Определите, сколько на картинке треугольников,

Определите, сколько на картинке кружков, и т. д.

Задание можно усложнить, предложив детям нарисовать с помощью трафаретов такую же картинку. Если дети справляются легко, можно предложить нарисовать по памяти.

Ира " Волшебный мешочек "

В мешочек из плотной ткани укладываются различные предметы и дети по очереди на ощупь должны определить, какой предмет им попался.

В 1классе в мешочек могут быть сложены вырезанные из картона буквы. Ученик с завязанными глазами вынимает букву, ощупывает ее и называет. Из букв, которые дети достали из "волшебного мешочка" можно предложить сложить слово.

Игры на развитие памяти.

У детей с ЗПР, как правило, память развита значительно хуже, чем у их сверстников. У них преобладает наглядно – образная память, смысловая практически не развита, снижен объем запоминаемого материала, низкая точность запоминания, нарушена продуктивность запоминания. Наглядно представленный материал дети запоминают лучше, чем словесный, поэтому словесный материал должен подкрепляться опорами.

У этих детей очень долго ведущей остается механическая память, они не умеют дифференцировать задачи запоминания, поэтому надо учить выделять главное, существенное, обучать продуктивным приемам запоминания, учить устанавливать логические связи, выявлять последовательность. Чаще всего эти дети медленно запоминают и быстро забывают учебный материал. Однако установлено, что большое количество повторений одного и того же материала вызывает потерю интереса и не дает желаемого результата. Повысить интерес ребенка позволяет использование игр.

В процессе обучения "память ребенка должна становиться мыслящей" (Д.Б.Эльконин). Поэтому в процессе работы по развитию памяти выделяют следующие направления:

Развивать объем и точность запоминания, улучшать продуктивность запоминания;

Усиливать роль и увеличивать удельный вес словесно–логического запоминания (по сравнению с наглядно – образным);

Научить ребенка сознательно управлять своей памятью, регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

1. Игра "Кто больше "

Игра развивает вербальную память.

Учитель читает 10 слов, дети должны запомнить как можно больше слов и записать их.

Например: дом, парта, белый, хорошо, груша, мел, сильный, чашка, свеча, стол.

2. Игра " Что за чем "

Игра развивает логическую, смысловую память. Учитель читает детям группу логически связанных слов, определяет с детьми, в какой связи находятся эти слова. Затем учитель читает первое слово, а дети записывают второе

Например:

листок – книга

долька – апельсин

ученик – класс

капля – река

Дети определяют, что первое слово обозначает часть целого. Учитель читает вразбивку первые слова, а ученики записывают второе слово.

Игра усложняется, если учитель предлагает учащимся три слова, объединенных по смыслу. При этом так же обращается внимание на логическую связь, существующую между словами. Например: лес – медведь – берлога.

Затем учитель читает вслух группу слов:

весна – солнце – ручей

река – рыболов – уха

мост – река – вода

пчела – улей – мед

дуб – желудь – свинья

Учитель называет первое слово, а ученик должен вспомнить два других.

3. Игра " Поймай злодея "

Игра развивает зрительную память, тренирует процессы припоминания, развивает внимание.

Дети – миллиционеры, которые ловят преступника.

"Портрет" преступника изображен на карточке геометрическими фигурами разного цвета. Учитель на какое – то время показывает детям "портрет" и предлагает его хорошо запомнить, т. к. взять с собой его нельзя.


Потом портрет убирается и учитель задает детям вопросы о том, как выглядит преступник.

Какой формы у него глаза?

Какого они цвета?

Какой формы нос? и т. д.

После того, как ребята вспомнили как "выглядит преступник", портрет демонстрируется еще раз и дети проверяют себя.

Игры на развитие внимания

Преобладающим видом внимания у детей с задержкой психического развития очень долго остается непроизвольное внимание. Это объясняется тем, что у них преобладает наглядно–образный характер мыслительной деятельности.

Рост произвольного внимания у хорошо успевающих детей происходит интенсивно с 1 класса, а у слабоуспевающих лишь небольшой рост наблюдается к концу 3 класса. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием мотивации учения, которая у детей с ЗПР обычно развита плохо. Кроме того, у детей с ЗПР значительно меньше возрастной нормы объем внимания, слабее распределение внимания, низкая устойчивость внимания, они не могут быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

Использование в ходе урока игр позволяет повысить уровень внимания, развить такие свойства внимания, как устойчивость, распределение, переключение, а также увеличить объем внимания.


Похожая информация.


Восприятие

Операции восприятия.

Выделяют следующие операции восприятия: обнаружение, различение, идентификация, опознание.

Обнаружение – это исходная фаза процесса восприятия. На этой стадии дается ответ на вопрос: «Есть ли предмет?».

Различение – или собственно восприятие, ведет к формированию перцептивного образа. Например, когда мы воспринимаем какой-либо предмет, включаются почти все наши органы чувств. Зрительный анализатор помогает воспринимать цвет, форму, величину. Вкусовой анализатор позволяет ощутить вкус. Тактильный анализатор дает возможность судить о твердости предмета и т.д.

Различение ведет к формированию образа предмета.

Идентификация, или сличение – это отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти.

Опознание – последний этап – отнесение данного объекта к классу объектов, воспринимавшихся ранее.

Виды восприятия.

  1. По ведущему анализатору:
  • зрительное восприятие;
  • слуховое восприятие;
  • обонятильное восприятие;
  • осязательное восприятие;
  • вкусовое восприятие;
  • кинестетическое восприятие.
  1. По степени целенаправленности восприятия:
  • произвольное восприятие, когда есть восприятие цели;
  • непроизвольное восприятие, когда нет цели что-то воспринимать.
  1. По объектам отражения:
  • восприятие пространства – это отражение удаленности объекта, его формы, объема, величины;
  • восприятие времени – это отражение временных отрезков (длительности, последовательности событий);

восприятие человека (внешний вид, черты характера). - развитие зрительного восприятия цветов – различение, называние, классификация;

Развитие зрительного и осязательного восприятия форм – различение, называние, классификация;

Развитие зрительного и осязательного восприятия величины – различение, называние, классификация, сравнение по величине;

Развитие зрительного восприятия и формирование и развитие пространственного ориентирования – понимание, называние, ориентирование;

Развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов – различение, называние и классификация;

Развитие вкусовой чувствительности.

Работа проводилась в разных видах деятельности:

В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному восприятию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирования перцептивных действий. Эти игры проводятся как отдельно, так и в качестве отдельного элемента занятия.

В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия. Эти игры отражены в разделе социальное развитие, который направлен на восприятие человека, его действий, движений, в том числе экспрессивных и мимических, восприятие самого себя и окружающих его сверстников.

Задание на развитие внимания: развитие объема, устойчивости, распределения, переключения, сосредоточения внимания, развитие произвольного внимания.

Задание на развитие восприятия: развитие свойств восприятия, осмысленности, обобщенности, целостности, константности, объема; развитие простых видов восприятия: величины, формы, цвета, восприятие пространства, времени, движения.

Развитие восприятия как интеллектуального процесса, в основе которого лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.

1.Дидактические игры, направленные на развитие умения различать цвета.

«Бегите ко мне!»

Ход игры: В вазе стоят синие, красные, жёлтые, зелёные флажки. Дети берут по одному, воспитатель - четыре флажка (всех цветов).

Воспитатель предлагает детям посмотреть на флажки, помахать ими. (Далее дети выполняют задание по показу воспитателя.)

Положите флажки на колени. Поднимите флажки синего (красного, жёлтого, зелёного) цвета. (Дети, которые держат флажки названного цвета, поднимают их.)

Сейчас я буду называть флажки то одного, то другого цвета. Сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой флажок, и если их цвета совпадут, то бегите ко мне.

Дети садятся на стулья. Воспитатель отходит на некоторое расстояние, поднимает один флажок (остальные держит за спиной) и называет его цвет, затем даёт команду: «Красные флажки, бегите ко мне!» Дети подбегают к нему, поднимают флажки, проверяя, правильно ли они выполнили задание, машут ими и садятся на место. Воспитатель последовательно называет флажки всех цветов, а в конце игры поднимает все четыре флажка. Все дети подбегают к нему, машут флажками и танцуют.

Усложнение: воспитатель поднимает два флажка.

«Стрелка, стрелка, покружись»

(упрощённый вариант игры «Цветовое лото).

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Дети сидят на стульях вокруг стола, по углам которого закреплены флажки (красный, синий, жёлтый, зелёный). В центре стола - диск со стрелкой, вокруг которого разложены кружки четырёх цветов. Воспитатель (крутит стрелку).

Стрелка, стрелка, покружись,

Всем кружочкам покажись!

И какой тебе милей,

Укажи нам поскорей,

Стоп!

Берёт кружок, на который указывает стрелка, и кладёт его к флажку соответствующего цвета. Дети повторяют игровые действия.

«Открой свой домик»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Дети сидят на стульях. К спинке каждого стула приклеен кружок жёлтого, красного, зелёного или синего цвета. На столе разложены вырезанные из бумаги ключи таких же цветов.

Воспитатель.

Дети, встаньте и посмотрите, какого цвета ваш домик (кружок). (Дети называют цвет.) Подойдите к столу и выберите для своего домика ключ такого же цвета.

Какой ключ ты взял? (Ребёнок называет цвет.)

После того как все ключи разобраны, дети запирают домики (говорят «чик-чик») и идут гулять.

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли дети погулять. (Ходят вокруг стульев.)

Постучали, (Стучат кулаком по полу.)

Покружились, (Кружатся.)

Поскакали, порезвились. (Прыгают.)

Погуляла детвора,

Всем домой идти пора.

Подходят к своим стульям, отпирают домик (говорят чик-чик) и садятся. При повторе игры воспитатель меняет стулья местами.

«Собери капельки в стакан»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Перед детьми на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Взрослый кладёт в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: “В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек”. Используется шесть цветов спектра.

«Сложи пирамидку»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры:

Вариант 1

У четырёх пирамидок разного цвета сняты все кольца и сложены на поднос. Каждый ребёнок собирает пирамидку определённого цвета.

Вариант 2

Ребёнок, по просьбе воспитателя, подбирает нужный цвет колечек бумажной пирамидки. Выкладывая пирамидку, старается самостоятельно называть цвет колечек.

«Подбери шарик»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры:

Ребята у нас сегодня праздник, прекрасное настроение, давайте украсим нашу группу. Возьмите каждый по флажку (вырезанные из цветного картона). А теперь подберите воздушный шарик по цвету схожий с вашим флажком. Назовите какого цвета у вас шарик и флажок. Давайте украсим группу.

«Воздушные шары»

Цель: упражнять детей подбору по образцу шести цветов спектра.

Словарь: названия шести цветов спектра – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый.

Ход игры:

Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещает на равных расстояниях вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета. Дети по очереди привязывают шарики и называют цвет каждого.

«Спрячь мышку»

Цель: закреплять у детей представления о шести цветах.

Ход игры: воспитатель выкладывает на стол домики для мышки (листы бумаги шести цветов, посередине окошко с нарисованной мышкой). Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвет, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко, откроет его и съесть мышку. Сначала ребёнку предлагается один домик, затем, усложняя,2-3 домика одновременно.

«Подбери по цвету»

Цель: закреплять представления о шести цветах. Учит детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.

Ход игры: Дети, мы будем играть в игру. У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие у вас игрушки. Подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна.

«Живое домино»

Цель: продолжать знакомить детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить сравнивать предметы по цвету путём прикладывания их друг к другу.

Ход игры: Воспитатель повязывает детям на руки ленты различных цветов в виде браслетов и предлагает всем быстро построить круг так, чтобы у каждого ребёнка цвет ленты, повязанной на одной руке, совпал с цветом ленты товарища, стоящего с той или другой стороны.

«Окраска воды»

Цель: формировать у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте. Словарь: светлый, темный, светлее, темнее.

Вариант 1

Ход игры: Воспитатель: «Мы сегодня будем красить воду, у нас получится красная вода разных оттенков. Вода в баночках бесцветная, а мы её сделаем цветной. Смотрите, как я буду красить воду: я беру на кисть краску, макаю кисть до половины, теперь прополаскиваю её в одной баночке. У меня получилась светло – красная водичка. А в другую баночку я положу побольше краски: обмакну кисть полностью в краску, промою, ещё раз наберу краску и снова промою в той же баночке. Получилась тоже красная вода, но уже тёмная.

Вариант 2

Ход игры: Проводится так же, как в Варианте 1, только теперь раздаются краски шести цветов.

«Украсим ёлочку»

Цель: учить детей группировать оттенки по два оттенка каждого из шести цветов, подбирать их по слову, обозначающему цвет.

Ход игры: У детей силуэтные изображения ёлочных игрушек. На мольберт ставится планшет с изображением ёлочки.

Воспитатель называет какой-нибудь цвет и те из детей, у кого есть игрушка такого цвета, вешает её на ёлочку.

«У кого какое платье?»

Цель: учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.

Ход игры: Воспитатель показывает детям куклу, дети – называют, какого цвета у неё платье.

«Подбери предметы похожего цвета»

Цель: упражнять детей в сопоставлении и группировке предметов по цвету.

Ход игры: Вариант 1

На двух столах расставляются игрушки. Воспитатель даёт каждому участвующему предмет или игрушку одного из цветов спектра. Каждый ребёнок должен подобрать все игрушки аналогичного цвета. Выполнив задание, дети меняются игрушками, и игра повторяется снова.

Вариант 2

Дети образуют пары. Воспитатель раздаёт каждой паре играющих листы бумаги, на которых красками нанесены различные изображения разных цветов. Определив, какого цвета изображение на листе, дети подходят к столу, на котором вперемежку лежат картинки с разноцветными предметами, и выбирают нужные карточки.

«Собери цветик – семицветик»

Ход игры: Воспитатель выкладывает круги шести цветов. Ребёнок подбирает лепестки соответственно цвету середины.

«Помоги рыбкам»

Цель: Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Ребёнок раскладывает детишек–рыбок соответственно цвету своих мам–рыбок.

«Сложи радугу»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Ребёнок собирает радугу из цветных дуг, разрезанных пополам, по образцу воспитателя и называет цвета. Если ребёнок не может назвать цвет, взрослый отвечает за него.

«Подбери пару»

Ход игры: Для игры используется цветное лото в рисунках. Взрослый раскладывает перед ребёнком картинки и просит по добрать их парами одинакового цвета.

«Какие шарики улетели?»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов по цвету.

Материал: Цветное лото с флажками и шариками.

Ход игры: Воспитатель раскладывает в ряд флажки, ребёнок подбирает похожие по цвету шарики.

«Цветная карусель»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов по цвету.

Материал: Круг с изображением предметов, цветные квадратики (переворачивают цветом вниз и раскладывают на столе)

Ход занятия: Каждый участник выбирает квадратик и сектор на круге. Если он совпадает по цвету с предметом на рисунке в его секторе, то он выполняет какое – либо задание: называет предметы такого же цвета, собирает цветок такого же цвета. Задание он выбирает сам. Если квадратик не совпадает по цвету с предметом сектора, то выбор делает другой участник игры. Выигрывает тот, кто первый выполнит все задания. Количество заданий можно обговорить до начала игры. Первый выбор делает тот, на ком останавливается считалочка: «Радуга, дуга, дуга! Выбирай скорей меня!»

«Угадай, какого цвета одежда»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Дети сидят по кругу на стульчиках, одно место свободное. Взрослый говорит: «Место рядом со мной справа свободно. Я хочу, чтобы его заняла девочка в красном платье (мальчик в синей рубашке и т.д.)».

«Найди предметы такого же цвета»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Взрослый говорит: «Когда я вернусь, у всех должно быть что-нибудь красное (жёлтое, коричневое, синее, фиолетовое и т.д.)». Ведущий уходит, дети ищут в группе предметы названного цвета. Водящий возвращается и проверяет, правильно ли выполнено задание. Игра повт

Дидактическая игра «Найди игрушку»

Цель: развивать восприятие, а также внимание детей 4 – 5-летнего возраста.

Ход игры:

Несколько игрушек может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребёнок, облюбовав какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать, какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, сам становится ведущим.Новый ведущий описывает свойства уже данной игрушки.Игра продолжается до тех пор, пока все дети не пройдут через роль ведущего.

2 Дидактические игры.Форма

Дидактическая игра «Составь картинку»

Цель: развивать восприятие у детей 3 – 5-летнего возраста.

Оборудование: простые картинки с изображением яблок, огурца, матрешки. Одна картинка целая, другая разрезана на 3 части.

Ход игры:

Предложить ребёнку собрать по образцу разрезанную картинку.

Для детей 5 – 6 лет можно предложить следующее задание:

а) собрать более сложные картинки;

б) взять две одинаковые открытки, одну из которых оставить в виде эталона, а другую разрезать на 4 – 5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу;

в) для ребёнка можно усложнить задание, попросив складывать картинки по памяти, без эталона.

Дидактическая игра «Белый лист»

Цель: развивать восприятие формы предметов у детей 3 – 5-летнего возраста, а также развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: лист бумаги с нарисованными фигурами, часть закрашена зелёным цветом, набор фигур белого цвета, идентичных фигурам на листе бумаги.

Ход игры:

Предложить детям закрыть белыми фигурами зелёные фигуры на листе бумаги. При правильном расположении фигур в результате должен получиться белый лист бумаги.

Для детей 5 лет можно несколько усложнить, поместив наклеенные на листок картона фигурки в полотняный мешочек. А затем просим ребёнка на ощупь отыскать нужную «заплатку», чтобы закрыть ту или иную зелёную фигурку.

Дидактическая игра «Узнай предмет»

Цель: развивать восприятие цвета, формы и величины у детей 4 – 6 лет.

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры:

Ребёнку даются задания, направленные на дифференциацию признаков цвета, величины, формы:

а) Дай мишке круг, дай кукле треугольник, дай зайке квадрат. Положи квадрат на окно. Положи круг на диван. Положи красный круг, синий квадрат, принеси зелёный треугольник.

б) Собери все круги, отдельно положи синие круги, зелёные круги, жёлтые круги, красные круги.

в) Покажи треугольники, затем выбери синие треугольники, зелёные треугольники, жёлтые треугольники, красные треугольники.

г) Собери все квадраты, выбери синие квадраты, жёлтые квадраты, зелёные квадраты.

д) Покажи маленькие круги (маленькие треугольники, маленькие квадраты).

е) Собери большие круги (квадраты, треугольники).

ж) Покажи зелёные большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зелёные квадраты.

Дидактическая игра «Найди такой же предмет»

Цель: развивать восприятие формы у детей 4 – 6 лет.

Оборудование: картинки с изображением эталона лампы и ещё несколько рисунков ламп различной формы.

Ход игры:

Ребёнку предлагаются картинки, среди которых он должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено во времени, на изучение картинок даётся только 30 секунд. После этого ребёнок должен дать ответ.

Для детей 4 лет можно оставить эталон перед глазами, для более старших детей эталон следует просто закрыть листом белой бумаги. Такой вариант позволит развивать не только восприятие ребёнка, Нои память, и внимание.

Предлагают ребёнку внимательно посмотреть на лампу.Среди других ламп найти такую же.

Дидактическая игра «Цвета»

Цель: развивать восприятие цвета у детей дошкольного возраста.

Ход игры:

Предложить ребёнку за 1 минуту назвать 5 предметов определённого цвета (синего, красного, жёлтого, коричневого, чёрного, зелёного и т.д.). Повторять предметы не разрешается.

Так же воспитатель может организовать игру с группой ребят. Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов названного цвета, выходит из игры, а победителю даётся право стать ведущим и предложить цвет для поиска предметов.

Дидактическая игра «Кто наблюдательнее»

Цель: развивать восприятие формы у детей дошкольного возраста.

Ход игры:

Предложить ребёнку за 1 минуту назвать 5 предметов определённой формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные). Повторять предметы не разрешается.

Так же воспитатель может организовать игру с группой ребят. Каждый ребёнок должен по очереди называть предметы названной формы, поэтому будет перечислено много предметов той или иной формы, что способствует развитию каждого ребёнка.

Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов нужной формы, выходит из игры. Победителю предоставляется право предложить название формы предмета для дальнейшей игры.

Дидактическая игра «Расскажи о животных»

Цель: развивать структурность восприятия детей дошкольного возраста.

Оборудование: лист бумаги с нарисованными на нём белкой, кошкой, рысью, уткой, совой.

Ход игры:

В течение 5 секунд показать детям лист бумаги с нарисованными животными.

Попросить детей назвать, что нарисовано, и рассказать об особенностях и различиях этих животных

Игра «Геометрическое лото»

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образу.

Воспитатель рассматривает с детьми предложенный материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, квадратная, треугольная)

Д/и «Узнай, кто нарисован».

Цель: учить детей осуществлять проекцию объёмного предмета на плоскость, узнавать тело человека по контурному и силуэтному изображению, закрепить умение называть и показывать основные части тела, их пространственное положение.

Оборудование: большой лист ватмана, чёрный маркер.

Ребёнка кладут на ватман, обрисовывают его тело маркером, затем ребёнок встаёт. Далее, педагог вместе с детьми рассматривают контурное изображение тела. После этого можно предложить рассмотреть силуэтное изображение различных людей на карточках.

Д/и «Нарисуй по трафарету».

Цель: закреплять умение обводить по трафарету изображение человека, прослеживать линию, выделять основные части тела, их форму, величину, пространственное положение, совершенствовать двигательную память.

Оборудование: трафареты с изображением человека, листы бумаги, фломастеры.

Д/и «Составь целое из частей».

Цель: учить детей составлять целое изображение из его частей, закрепить пространственное положение, развивать целостное восприятие.

Оборудование: лист ватмана с уже нарисованным контурным изображением тела ребёнка разрезанный на части (по частям тела).

Д/и «Палка, палка, огуречек….».

Цель: учить составлять схематичное изображение человека из счётных палочек, закрепить названия частей тела, их пространственное положение.

Оборудование: набор счётных палочек, образец.

Д/и «Найди на картинке».

Цель: закрепить умение выделять изображение человека из многообразия других предметов, фиксировать взгляд на изображении, узнавать и называть его словом.

Оборудование: сюжетная картинка.

Д/и «Чудесный мешочек».

Цель: закрепить знания о разных видах игрушек, их форме, величине; развивать умение их зрительно обследовать, выделять основные части, дополнять зрительную информацию представлениями, полученными различными анализаторами.

Оборудование: мешочек из ткани, игрушки (собака, кукла, пирамидка, машинка, юла и др.).

Д/и «Мой весёлый звонкий мяч».

Цель: учить называть словом и понимать скоростные качества (быстро, медленно) мяча, закрепить название формы.

Д/и «Подбери силуэт к предмету».

Цель: учить соотносить натуральный объект и его силуэтное изображение; активизировать фиксацию, локализацию, развивать зрительную память.

Оборудование: различные игрушки и на карточках их силуэтное изображение.

Д/и «Составь из мозаики предмет».

Цель: закрепить умение составлять изображения игрушек, совершенствовать умение работать по образцу: зрительно выделять части предмета, их местоположение, величину, цвет и т.д., соотносить изображение на образце со своим.

Оборудование: кнопочная мозаика, образцы изображений игрушек (мяч, флажок, домик, кораблик и д

Д/и «Оденем куклу»

Цель: учить детей узнавать и называть предметы одежды, практически действовать с ними, получая дополнительную информацию через осязательный анализатор, выделять части одежды (рукав, карман, пуговица, воротник и др.), определять цвет, форму, величину, пространственное положение частей (правый рукав, левый рукав, верхняя пуговица и т.д.).

Оборудование: предметы натуральной одежды и кукольной (майка, трусы, платье, носочки, пальто, шапка, шарф и др.), кукла.

Д/и «Подбери нитки к платью».

Цель: закрепить умение соотносить цветной силуэт платья с цветом ниток, развивать умение узнавать и называть цвета спектра (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый).

Д/И «Составь из частей».

Цель: закрепить умение составлять целый предмет из частей, закрепит название частей (рукав, воротник, карман и т.д.), их форму, пространственное положение.

Оборудование: разрезные картинки с изображением предметов одежды.

«Найди свою одежду среди другой».

Цель: учить детей узнавать и называть свою одежду по цвету, величине, размеру, фасону, закрепить умение зрительно рассматривать предметы, фиксировать на них взгляд.

Оборудование: трафареты с изображением животных, фломастеры, листок бумаги.

Д/и «Наложи цветное – на контурное изображение».

Цель: закрепить умение узнавать животных по их цветному плоскостному изображению, соотносить его с контурным изображением, учить приёму наложения, развивать бифовеальное слияние двух изображений в одно целое.

Оборудование: карточки с цветным и контурным изображением домашних животных (лошадь, корова, кошка, собака, свинья и др.).

Д/и «Разрезные картинки».

Цель: совершенствовать навык составления целого изображения из частей, закрепить названия частей, их форму, величину, пространственное положение.

Оборудование: карточки с изображением домашних животных, разрезанные на 3–4 част

3. Игры на узнавание неречевых звуков.

1. «Где позвонили?»

Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Емупредлагают закрыть глаза, угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

  1. «Скажи, что ты слышишь ».

Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа и т.д.). Игру хорошо проводить на прогулке.

  1. «Тихо - громко!»

Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий полным шагом, под более громкий - бегут. Кто ошибается, тот становится в конец колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

  1. «Наседка и цыплята».

За стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят.

Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи - пи - пи).

  1. «Кто что услышит?»

Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

  1. «Продавец и покупатель».

Один ребенок - продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырех - пяти), в каждой разный вид продуктов, например, горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти её. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа ил другой требуемый товар. Воспитатель, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает их в коробку, встряхивает каждую и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

  1. Найди игрушку».

а) Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого - нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того, как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают.

б) Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:

Кукла Таня убежала,

Вова, Вова, поищи,

Как найдешь её, то смело С нашей Таней попляши.

Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляются - хлопки стихают.

Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.

  1. ‘"Встречайте гостей!”

Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Он выделяет трех ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка - шапочку с длинными ушками, а мишка - шапочку медведя. Педагог

предупреждает малышей, что мишка придет с погремушкой, петрушка с - барабаном, а зайка – с балалайкой. Дети должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости пришли, малыши становятся в круг, а петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбирают новых гостей и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.

  1. “Солнце или дождик”.

Педагог говорит детям: “Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляете, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурины. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю”.

Воспитатель проводит игру, меняя звучание тамбурина 3-4 раза.

  1. Узнай по звуку”.

Играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т.п.; ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать её, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т.п.

II. Упражнения.

  1. Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращенного звукокомплеска. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей позвал его.

В начале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.

  1. Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).

Одни и те же реплики:

«Кто сидел на моем стуле?»

«Кто ел из моей чашки 9»

«Кто спал в моей постели?»

«Кто же был в нашем доме?» и т.п. произносятся поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах.

  1. Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а - затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Дети кричат: АУ (громко), АУ (тихо). Собака лает: АВ (громко), АВ-АВ (тихо). Кошка мяукает, корова мычит, петух поет, курица кудахчет, лягушка квакает, ворона каркает, овечка блеет и т.п.

14. Взрослый произносит один и тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем просит ребенка воспроизвести образец.

А - плачет, кричит девочка

А - показывает горло врачу

А - поет певица

А - качает малыша

А - девочка укололась иголкой

О - удивилась мама

О - стонет бабушка

О - поет певицаО - потягивается папа

О - кричит охотник в лесу

У – гудит пароход пароход

У - звучит дудочка

У - плачет мальчик

15. Упражнение направлено на изменение звукокомплекса по высоте и силе. Взрослый предлагает ребенку сказать, например - «мяу»: громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний; и го - го, му, гав, ква, бе, ку - ку и т.п.