Как восстановить храм. Первые шаги

  1. Московская епархия. Епархиальный отдел по реставрации и строительству

    юридические документы, практические советы, методика реставрации и т.п.

  2. Благотворительная межрегиональная организация "Центр Сельская Церковь"

    Консультативные услуги по практическим вопросам восстановления, помощь в консервации сельских церквей.

  3. Консультативно-экспертный центр Клуба Мастеров "Сень", фонд им. Н. А. Львова

    Консультации по всем вопросам связанным с проектированием, реставрацией, строительством и восстановлением деревянных строений (храмов, часовен).

  4. Каталог ресурсов православного интернета.

    Раздел: восстановление и реставрация храмов.

В последнее время в наш адрес все чаще приходят письма с вопросами о том, как восстановить церковь, с чего начать, к кому и куда обращаться. Для ответа на эти важные вопросы мы составили список советов, основанных на реальном опыте сотрудников проекта "Храмы России".

В первую очередь необходимо выяснить, кому юридически принадлежит здание храма. В советское время сельские церкви национализировались и передавались во владение местных сельхоз-предприятий или колхозов.

Возможно, что здание до сих пор находится на балансе местного сельского округа. Возможно, что юридически храм уже передан епархии.

Необходимо встретиться со священником, являющимся благочинным округа, в котором территориально находится храм. Кто именно является благочинным, можно выяснить в епархии. У многих епархий есть сайты в интернете, где можно найти нужные контакты. Кроме того, эти контакты может дать любой священник в соседней действующей церкви.

Прежде чем заниматься восстановлением храма, необходимо получить у благочинного на это благословение . У благочинного можно выяснить, кому именно юридически принадлежит здание храма. Узнать, как епархия относится к вопросу восстановления данной конкретной церкви. В беседе с благочинным можно выяснить и другие вопросы. Более того, он может помочь советом, что и как делать дальше.

До тех пор, пока при церкви не будет открыт приход , епархия не сможет участвовать в восстановлении храма. Епархии необходима уверенность в том, что желание восстановить храм не является секундным порывом, что людям на самом деле нужна эта церковь и что она не будет пустовать.

Для официального открытия прихода необходимо собрать инициативную группу минимум из двадцати человек . Группа может состоять не только из местных жителей, главное чтобы люди реально участвовали в жизни прихода. Имеется в виду отнюдь не материальный вклад, а именно участие в жизни храма, богослужениях и т.п. Информацию о том, как правильно зарегистрировать приход, также можно получить у благочинного.

Официальная регистрация прихода решает еще один важный вопрос - для прихода может быть открыт банковский счет. Такой счет полезно иметь для возможности получения благотворительных пожертвований от юридических лиц.

Торжественное богослужение в Успенском храме в день первой уборки здания.
Село Федоровское Конаковского района Тверской области.

Финансовый вопрос остается самым трудным, по крайней мере, на первичном этапе. Для начала имеет смысл попытаться подключить местную администрацию. Есть определенная вероятность того, что с их стороны может быть оказана поддержка, пусть не финансами, но материалами или техникой, как для восстановительных работ, так и для очистки здания от мусора.

Нужно быть готовым к тому, что процесс реставрации здания и возвращения его к нормальному виду, может растянуться на долгое время. Самым первым шагом в восстановлении церкви является консервация здания. Много сделать сразу невозможно, но необходимо попытаться остановить или хотя бы замедлить процессы разрушения.

Вырубить деревья на крыше и стенах, очистить от битого кирпича и т.п. В первую очередь восстанавливаются или ремонтируются кровли, окна, двери, укрепляются конструкции церковного здания - стены, фундаменты, своды. Церковное здание, таким образом, выводится из аварийного состояния.

Существуют специальные организации, профессионально занимающиеся консервацией и восстановлением церквей. Одна из них - межрегиональная общественная благотворительная организация "Центр Сельская Церковь ".

Центр занимается проведением срочных противоаварийных работ, оказывает содействие в восстановлении погибающих сельских храмов. Существует эта организация на благотворительные пожертвования. Именно туда стоит обратиться за помощью на самом начальном этапе. Специалисты Центра, квалифицированные инженеры и архитекторы, смогут помочь в работе над консервацией зданий, проведением противоаварийных работ и дадут профессиональную консультацию по вопросам дальнейшей работы.



Здание до и после проведения очистки кровли и стен в мае 2007 года сотрудниками Центра Сельская Церковь.
Успенская церковь в Федоровском Конаковского района Тверской области.

Необходимо довести информацию о возрождении храма до жителей окружающих сел и деревень. Для этого желательно оформить небольшой информационный стенд или доску объявлений, где бы вывешивались сведения о ходе дел, объявления о субботниках по уборке, богослужениях, если таковые проводятся. Можно разместить там же информацию об истории храма, самого села и т.п. Желательно там же оставить контактный адрес или телефон. Стенд желательно разместить на видном месте.


Информационный стенд на дороге в селе Федоровском Конаковского района Тверской области.

Основной смысл такого стенда - показать людям, что дело движется, пусть даже и медленно. Это будет вселять в людей уверенность и поможет общему делу возрождения храма. Кроме того, такой стенд может привлечь добровольных помощников и потенциальных меценатов.

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Еще в 2005 году Владимир Путин назвал сохранение культурного наследия страны важнейшим фактором развития и укрепления государства.

Спустя 12 лет слова президента ничуть не потеряли актуальности. Тысячи храмов, в том числе памятники истории и культуры федерального значения, готовы рухнуть. Некоторые уже обрушаются, пока вы читаете эту статью под сообщения СМИ об очередных народных волнениях при реализации программы строительства новых 200 храмов в столице.


О проведении программы консервации первым, еще в СССР, заговорил академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Парадоксально, но использование советской властью церквей под хозяйственные нужды помогло их во многом спасти. Лучшее состояние сегодня у тех, где были зернохранилища - так как там обеспечивались определенные условия, способствовавшие сохранению интерьеров.

Куда смотрит церковь

Процесс передачи РПЦ церковного имущества, изъятого государством в годы советской власти начался еще в 1991 году. Он проходил на фоне развала сельского хозяйства и вымирания села. С тех пор многие храмы стоят без крыш, с каждым годом разрушаясь все больше.

«До середины 80-х в РСФСР было всего два действующих мужских и ни одного женского монастыря, - говорит директор Центра „Сельская церковь“ Светлана Мельникова - поэтому с начала 90-х патриархия начала восстановление именно обителей. Это требовало огромных средств, и отдельные храмы в небольших городах, а тем более сельские церкви остались без внимания».

На просьбы жителей заняться их храмами, по словам собеседницы, слышались (и продолжают слышаться) оправдания - мол, в деревнях мало верующих, «неперспективный приход».

«Но сельская церковь могла бы служить и часовней, и использоваться, как в европейских странах делают с памятниками истории и культуры, в качестве субъектов туристической инфраструктуры региона, - замечает Мельникова. - Церковь всегда была духовным центром поселения, без нее традиционный уклад не сохранить и не восстановить».

Между тем на рубеже тысячелетий Московский патриархат обратился к президенту с жалобой: процесс передачи собственности церкви идет очень медленно, нужно повлиять.

Летом 2001 года вышло постановление правительства, работа пошла быстрее, однако не настолько, как хотелось бы иерархам.

Процесс активизировался к 2010 году, тогда РПЦ, как сообщал «Коммерсантъ » требовала передачи имущества уже и из музейных фондов, в Госдуму поступил соответствующий законопроект. По стране прошли акции протеста, в основном поддерживаемые интеллигенцией.

Хозяйственный вопрос

Со стороны государства передачей занимается Росимущество. За последнюю пятилетку Церковь получила порядка 300 объектов в половине регионов страны.

При этом из двух возможных форм - собственность и безвозмездное пользование, выбор РПЦ всегда в пользу последнего - в этом случае государство еще и выделяет деньги на содержание храмов.

В каждом регионе средней полосы до полутысячи погибающих храмов. Светлана Мельникова, которая занимается спасением сельских памятников архитектуры уже 27 лет, считает, что в этой трагической ситуации виновато современное лицемерие:

«Когда кивают на годы коммунизма - это понятно, был объявлен атеизм и поэтому одни храмы взрывали за ненадобностью, в других размещали нецерковные учреждения, - говорит общественница. - Сегодня же с экранов многое говорится о наследии, о необходимости его сохранения, а на практике практически ничего не делается для сохранения, может быть, самого важного класса памятников истории и культуры - сельских храмов».

Конечно, делать повсеместную реставрацию, которая стоит от ста миллионов рублей за объект ни бюджету РПЦ, ни даже бюджету страны не по силам. Для неискушенного такие суммы кажется невероятными:

«Правильная реставрация дорогая потому, что проводится с максимальным использованием материалов, из которых было построено здание - говорит архитектор Елена Тальская, возвращавшая к жизни одну из церквей в Калужской области. - Иначе это уже не реставрация, а скорее реконструкция».

Проблема же, по ее словам, в том, что «аутентичные» материалы всегда обходятся дороже, чем «стоковые», обычные из магазина - взять хотя бы кирпич, который столетия назад использовался других размеров, и который необходимо формовать на заказ.

«То же самое можно сказать о лепных элементах, и многом другом. Помимо этого, и сами работы по укреплению фундамента и стен, и необходимые для их проведения предварительные исследования обходятся недешево. Особенно в случаях, когда уже обрушилась крыша и несущие конструкции стали разрушаться, а таких объектов сегодня очень много», - комментирует Тальская.

Именно поэтому важно хотя бы спасти то, что осталось, законсервировать на будущее, до времени, когда «руки дойдут».

Низовое звено - сельские священники - своими силами пытаются находить деньги на спасение храмов. Зачастую к работам привлекается паства, и они проводятся без каких-либо консультаций. Порой это лишь вредит зданию, так как священник считает, что его знаний достаточно, и нанимает любых рабочих, лишь бы дешевле.

«Очень часто решения по реставрации принимаются без совета с профессионалами, и, к сожалению, это часто отражается на имидже Церкви», - говорит председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, член Патриаршего совета по культуре Московской городской епархии протоиерей Леонид Калинин.

Положение самого батюшки при этом незавидное. Ему дается одна работающая церковь, и к ней приписывается пара-тройка не действующих, где он появляется в определенные дни, и должен о них заботиться.

Но где взять сельскому священнику пусть даже пару миллионов рублей, необходимых только на консервационные работы для одного храма?

Церковь в надежде на государство и социум

При этом новые церкви продолжат строиться. В Москве реализуется программа «200 храмов». В регионах не такими темпами, но тоже возводят - в центре Твери, в которой стоит несколько нуждающихся в реставрации закрытых храмов, строят еще один.

Новая церковь строится по идее на месте разрушенной. Но не на том самом месте, где когда-то стояла. «Линия улицы тогда проходила на пару десятков метров в стороне, соответственно церковь не загораживала фасад Путевого дворца, возведенного архитектором Никитиным. - отмечает тверской собкор „Ридуса“. - Новодел закрывает его чуть менее, чем полностью».

Кстати, о Твери. Как сообщает собкор «Ридуса», в 2016 году на привокзальной площади был открыт огромный собор, полностью закрывший фасад здания «нового» вокзала. «Специально заходил несколько раз в храм, прихожан ни разу не видел», - отмечает журналист.

Позиция самой Церкви такова - нужно строить храмы там, где есть паства, требующая окормления, это - по-евангельски - забота о верующих. А старыми храмами Церкви надо заниматься по возможности. И вообще - их должно приводить в порядок государство. В одном только Подмосковье стоят десятки прекрасных церквей - памятников архитектуры, которые епархия принимать отказывается, потому, что нет денег.

«По большому счету ответственность за состояние церковных зданий никоим образом не может быть возложена на Церковь, - выразил уверенность Вахтанг Кипшидзе, заместитель председателя Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. - Сама Церковь взывает о помощи как со стороны государства, так и со стороны неправительственных организаций и отдельных благотворителей, поскольку видит в восстановлении храмов общенациональную задачу».

«Есть множество примеров, когда в регионах находились неравнодушные частные лица и коммерческие организации, которые на свои средства поддерживают церковные здания с целью возрождения в них религиозной жизни», - отметил Кипшидзе в беседе с «Ридусом».

С другой стороны, по свидетельству официального представителя РПЦ, «есть множество зданий религиозного назначения, которые расположены в крупных городах и пользуются интересом со стороны туристов, в том числе иностранных». Они, по его словам, «приносят значительный доход, он вполне может быть использован, чтобы восстанавливать те памятники культуры, которые находятся в неподобающем состоянии, в тех случаях, когда на это не хватает своих сил у местных епархий и приходов».

Куда смотрит государство

Раньше этим занималось именно оно. В 60-е годы прошлого века, несмотря на объявленный атеизм, министерство культуры СССР создало Общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), которое провело паспортизацию всех памятников на территории Союза, в том числе и церквей, многие из которых начали реставрировать.

Очень быстро по количеству членов организация стала второй по численности после комсомола. Миллионы людей платили взносы, на которые было отреставрировано более трех тысяч памятников по всему СССР.


При обществе были созданы и развивались специализированные проектные организации и производственные мощности, работавшие на нужды реставраторов.

Располагалась организация в московском Высоко-Петровском монастыре, что позволило привести его в должный вид одним из первых. Позже были спасены от сноса и отреставрированы ансамбли Троице-Сергиевой лавры, Валаамского, Соловецкого, Иосифо-Волоколамского и монастырей Золотого кольца, Свято-Введенской Оптиной пустыни. Но главное, что было сделано обществом - реестр объектов. Все они были описаны, и на каждый был создан паспорт.

Но на сегодняшний день законодательство поменялось и старые документы стали неактуальны, а где-то и вовсе утрачены.

Сложилась парадоксальная ситуация - табличка на здании «Памятник архитектуры. Охраняется государством» больше ничего не значит.

Ведь если на памятник нет документации, непонятно, как и что оно может охранять.

За прошедшие 25 лет Министерство культуры не озаботилось этим вопросом, пока не «клюнул жареный петух». На запрос «Ридуса» там ответили, что работа ведется в рамках исполнения поручения президента Российской Федерации от 05.01.2013 об обеспечении формирования Единого реестра до 2018 года.

«Главная проблема любого памятника - в его двойном статусе», - уверен Первый заместитель Председателя Центрального совета ВООПик Артем Демидов.

С одной стороны - это достояние государства и общества, с другой - объект недвижимого имущества, который должен использоваться, у которого должен быть владелец, обеспечивающий жизнедеятельность памятника и поддерживающий его сохранность.

«Именно поэтому так важно, чтобы все памятники были должным образом занесены в реестр, получили охранную документацию, а, значит, и однозначные и четко определенные требования к его содержанию», - поясняет Демидов.

Еще хуже, по его словам, обстоят дела с обеспеченностью объектов культурного наследия зонами охраны.

«Так, один из фундаментальных принципов охраны наследия, заложенный еще в „Венецианской хартии“, гласит, что любой памятник неотделим не только от истории, свидетелем которой он является, но и от окружающей среды, где он расположен, - приводит пример эксперт. - Это хорошо видно на примере знаменитой церкви Покрова на Нерли: пойменный луг, по которому к ней ведет дорога, является той самой охранной зоной, где запрещено строительство. Застрой его - и жемчужина древнерусского зодчества потеряла бы свое очарование, потерявшись за другими строениями».

Перераспределение ответственности

В 2008 году на государственном уровне появился тренд «делегирования полномочий», ударивший сразу по многим сферам: Минкульт отдал памятники федерального значения на содержание регионам. Это сопровождалось дотированием каждого из них довольно несерьезными суммами.

Задача по наполнению реестра тоже была передана в регионы. Таким образом, у министерства осталась лишь надзорная функция, которая, как можно судить по многим объектам, не выполняется.

«Было бы разумным вывести из-под юрисдикции Минкульта заботу о недвижимых памятниках культуры и реставрацию - у них своих забот хватает, - уверена Светлана Мельникова. - Эта же сфера не чисто гуманитарная - она требует участия архитекторов, строителей и других „технарей“. Нужна отдельная структура, в виде комитета, например, которая занималась бы только этим вопросом. А у Минкульта сегодня столько задач, что дай Бог справиться со всеми на должном уровне».

В 2016 году на реставрацию памятников было выделено 12,5 миллиардов рублей. Раньше почти все реставрационные тендеры министерства выигрывало 2−3 фирмы, пороги которых потом обивали многочисленные субподрядчики. Чем это закончилось - известно, замминистра Пирумов, кормившийся на этой стезе был арестован вместе с подельниками. Все они дали признательные показания и даже вернули бюджету часть денег, что, впрочем, не дало им возможности покинуть стены СИЗО.

Впрочем, со дня их ареста вся деятельность на объектах реставрации была остановлена, вплоть до заключения новых контрактов.


Правда, дело замминистра все же изменило порядок распределения средств из министерства. Вместо одной организации, занимавшейся этим, будет создано две.

Тяжесть ситуации подкрепляется и малым количеством специалистов на рынке. Например, в Москве всего один колледж, где готовят плотников-реставраторов, способных работать с деревянным зодчеством.

Да и с каменным не все так просто - по закону любые работы на памятнике архитектуры имеет право проводить только лицензированная фирма, в которой работают соответствующие специалисты.

Но на практике реализуется два варианта - либо аттестованные специалисты работают сразу в нескольких конторах, либо лицензии покупаются точно так же, как дипломы и любые иные документы - через интернет.

Соответствующие лицензии имеют более 4 тыс. реставрационных организаций при том, что аттестованных реставраторов, согласно реестру Минкульта, всего около 400 человек.

Возвращаясь же к храмам, на запрос «Ридуса», кроме прочего Минкульт ответил, что взаимодействие с РПЦ осуществляется в рамках специального меморандума, в котором прописано, что финансирование объектов религиозного назначения осуществляется с учетом мнения Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии. То есть, Церковь сама запрашивает нужную по своему мнению сумму, а государство уже решает, сколько оно сможет выделить.

Как отмечено выше, эти деньги редко достигают даже храмов в небольших городах, а деревенские церкви продолжают медленно, но верно разрушаться. И если сегодня неважно кто - государство, РПЦ, или общество не найдут способ (читай - деньги) на программу консервации, очень скоро от них практически ничего не останется.

Долгое время в России у власти были воинствующие атеисты, безбожники, всеми силами старавшиеся уничтожить Православную Церковь, заставить людей «забыть Имя Бога». Долгое время Церковь терпела страшные гонения: разрушенные храмы, расстрелянные священники, заброшенные монастыри, поруганные святыни – но всего этого оказалось мало для уничтожения православия среди русского народа.
Согласно отчетам с Архиерейского Собора от 2 февраля 2013 года, в Русской православной церкви уже тогда действовали 30 675 приходов, не считая приходов и монастырей в странах дальнего зарубежья и монастырей в составе Русской православной церкви заграницей – и это число продолжает неуклонно расти. Не сложно подсчитать, сколько было открыто приходов за 25 лет после развала Советского Союза, оставившего после себя менее 7000 действующих храмов!
Зачем и почему восстанавливается, строится такое количество храмов? Патриарх Кирилл говорил об этом после Божественной Литургии в Свято-Троицком соборе в Париже, 4 декабря 2016 года: «Потому что мы прошли через такой исторический урок, через который не прошла ни одна нация. И мы не объясняем наши поступки, ибо каждый, кто знает нашу историю, понимает, что как народ мы спаслись только благодаря тому, что сохранили веру».
И именно поэтому такое, казалось бы, огромное количество приходов не соответствует количеству желающих посещать храм, воцерковляться. Многим до сих пор приходится ездить в соседние села и города, чтобы поучаствовать в богослужении – и вовсе не потому, что у них нет храма, а потому, что храмы эти непригодны для использования.
На фотографиях ниже вы можете увидеть храмы, попросившие на нашем сайте финансовой помощи на восстановление.

Свято-Воскресенский храм, г. Гороховец

Храм Воскресения Христова, с. Ахмат

Богоявленский храм, с. Усть-Миасс

Некоторые из них – это величественные, огромные соборы, находящиеся в ужасном состоянии, некоторые – старые дома священников, трапезные, оставшиеся после снесения храма.
И несмотря на все бедственное состояние этих церквей, люди идут туда, стоят на службах среди ремонта, среди строительных лесов, под протекающими крышами, не обращают внимания на отсутствие икон и росписей. О чем это может говорить, как не о вере и подвиге простых прихожан? И, естественно, этим объясняется их желание помочь родному приходу.

Но, к большому сожалению, процесс восстановления храма является очень сложным делом. На пути к реставрации необходимо решить множество вопросов, таких как:
Кому принадлежит здание храма?
Оно может находится на балансе местного сельского округа, находится в чьих-то частных владениях, или уже быть юридически передано епархии.
Создание прихода
Епархия не может заниматься восстановлением храма до тех пор, пока не будет открыт приход – инициативная группа минимум из двадцати человек. Это не обязательно должны быть местные жители, и, конечно, здесь не идет речь об их финансовой помощи – они должны участвовать в жизни храма, в богослужениях – церковь не должна пустовать.
Реставрация здания
Ни для кого не секрет, каким сложным и опасным делом является восстановление зданий. Речь идет о постройках XVIII – XIX века, которые долгое время никак не обслуживались, а порой содержались в жутких условиях – в них хранили зерно, сено, траву, из-за этого проседали полы, из-за гниения часто случались пожары, при погрузке и выгрузке рабочие выбивали окна, стены, двери. Некоторые церкви просто адаптировали под клубы и кинотеатры, не обращая внимания на историческую и культурную ценность зданий.
Поэтому самым первым шагом является консервация здания – необходимо сразу попытаться замедлить или остановить процессы разрушения. Для этого нужно очистить здание от мусора, вырубить выросшие там деревья, кустарники, поставить охрану, чтобы не допустить вандалов и хулиганов в будущий храм.
Затем с большой осторожностью начинается ремонт – укрепляются стены, фундамент, своды, ремонтируются кровля, двери, окна.
Завершающим этапом являются облицовочные работы внутри и снаружи храма, затем роспись, закупка необходимой утвари и икон.
Помимо этого, существует очевидное – финансовый вопрос. Можно попытаться подключить местную администрацию – с их стороны может быть оказана поддержка, если не деньгами, то строительными материалами или техникой, или агитацией среди местных жителей.
Основной вклад обычно осуществляется за счет пожертвований простых прихожан. Но для этого необходима активная деятельность настоятеля прихода и служащих в храме – ведь если (даже в строящемся храме) не совершать хоть изредка богослужения, молебны – мало кто сочтет нужным принять участие в восстановлении церкви.
Очень эффективным средством является размещение просьб о пожертвовании в Интернете – эту услугу предлагает и наш сайт. Тогда количество неравнодушных, желающих помочь людей увеличивается, о храме узнают не только жители ближних сел, а православные со всей страны.
В сервис

1 /

Нужна помощь в реставрации алтаря и иконостаса в Храме воскресения Христова

Почти 200 лет назад в селе Троицкое Шарьинского района был построен Храм Воскресения Христова. Он стоит на высоком месте так, что со стороны реки Ветлуги виден за несколько десятков километров. По воспоминаниям старейшин в начале 1900 годов – Троицкий погост бы одним из самых красивых во всей Костромской области. К сожалению, сохранить то, что было построено нашими предками, не удалось. В 1937 году храм был закрыт. Его, как и многие другие церкви, не избежала участь побыть складом для зерна.
Церковь начали восстанавливать в 2009 году местные жители.

Почти 200 лет назад в селе Троицкое Шарьинского района был построен Храм Воскресения Христова. Он стоит на высоком месте так, что со стороны реки Ветлуги виден за несколько десятков километров. По воспоминаниям старейшин в начале 1900 годов – Троицкий погост бы одним из самых красивых во всей Костромской области. К сожалению, сохранить то, что было построено нашими предками, не удалось. В 1937 году храм был закрыт. Его, как и многие другие церкви, не избежала участь побыть складом для зерна.
Церковь начали восстанавливать в 2009 году местные жители. Срубили проросшие на стенах березы, разобрали сгнившие полы, вымели зерно, вывезли мусор, восстановили кирпичную кладку разрушенных стен. На первые службы сельские жители стали приходить уже летом, когда в храме не было ни освещения, не было вообще ничего – кроме чудом уцелевших библейских сюжетов на стенах, икон и огромного желания быть в Храме и читать молитву. В это же лето удивительным образом завязалась дружба прихода с сотрудниками и детьми Детской церковной музыкальной школы при Успенском храме г. Красногорска Московской области. Разбив в Троицком палаточные лагерь они активно участвовали в работах по восстановлению церкви, совершили четыре Божественных литургии и три вечерних службы. На богослужения приходили не только насельники лагеря, но и многие местные жители. На последней литургии в день равноапостольного великого князя Владимира впервые за последние пятьдесят лет 15 человек самого разного возраста, от младенцев до стариков, приняли Крещение.
С тех пор Храм начал жить новой жизнью. В октябре 2010 провели освещение, восстановили оконные проемы, отремонтировали световой барабан, провели полную реконструкцию стропил и кровли дальних пределов, по подобию прежних были установлены резные деревянные Царские Врата. В конце мая 2010 года на Храме была установлена малая главка с крестом. И только спустя два года - 21 июня 2012 года состоялось торжественное освящение и установка креста на главном куполе Храма. Очень больших усилий стоило восстановить кровлю всего храмного комплекса и алтаря.
Для жителей села с численностью в 400 человек, каждое завершенное дело по реконструкции Храма - большое чудо. И только одним прихожанам Храма Воскресения Христова из Троицкого, Шарьи и окрестных деревень все эти работы было бы не поднять, как не справится в одиночку и с новой мечтой о восстановлении алтаря и иконостаса. Господь даёт нам возможность поучаствовать в большом общем деле. Мы будем благодарны каждому пожертвованию, обязательно отчитаемся о каждом этапе выполненных работ, а всех желающих пригласим в гости в наш Храм и наши живописные места.

Показать полностью... Свернуть

29 Декабря 2018

На расчетный счет БФ "География Добра" поступило пожертвование для Храма в селе Троицкое в размере 10 000 рублей!
Пожертвование учтено ко сбору. Спасибо вам огромное! Божией помощи во всех добрых делах!

Рассказать друзьям

Пожертвование учтено к..." data-yashareimage="http://geografiyadobra.ru">

Над ярусом иконостатса сейчас трудятся диакон отец Вадим и Дмитрий Кулагин, староста Успенского храма г. Красногорска Московской области. Маленький приход храма и все сельские жители благодарят добрых людей, кто уже откликнулся и помог им в восстановлении святыни.

Читать полностью

Рассказать друзьям

16 Марта 2018 Пожертвование на расчетный счет

На расчетный счет Фонда поступили 1000 рублей для Храма Воскресения Христова. Пожертвование учтено ко сбору, благодарим вас за помощь в восстановлении святыни.

Долгое время в России у власти были воинствующие атеисты, безбожники, всеми силами старавшиеся уничтожить Православную Церковь, заставить людей «забыть Имя Бога». Долгое время Церковь терпела страшные гонения: разрушенные храмы, расстрелянные священники, заброшенные монастыри, поруганные святыни – но всего этого оказалось мало для уничтожения православия среди русского народа.
Согласно отчетам с Архиерейского Собора от 2 февраля 2013 года, в Русской православной церкви уже тогда действовали 30 675 приходов, не считая приходов и монастырей в странах дальнего зарубежья и монастырей в составе Русской православной церкви заграницей – и это число продолжает неуклонно расти. Не сложно подсчитать, сколько было открыто приходов за 25 лет после развала Советского Союза, оставившего после себя менее 7000 действующих храмов!
Зачем и почему восстанавливается, строится такое количество храмов? Патриарх Кирилл говорил об этом после Божественной Литургии в Свято-Троицком соборе в Париже, 4 декабря 2016 года: «Потому что мы прошли через такой исторический урок, через который не прошла ни одна нация. И мы не объясняем наши поступки, ибо каждый, кто знает нашу историю, понимает, что как народ мы спаслись только благодаря тому, что сохранили веру».
И именно поэтому такое, казалось бы, огромное количество приходов не соответствует количеству желающих посещать храм, воцерковляться. Многим до сих пор приходится ездить в соседние села и города, чтобы поучаствовать в богослужении – и вовсе не потому, что у них нет храма, а потому, что храмы эти непригодны для использования.
На фотографиях ниже вы можете увидеть храмы, попросившие на нашем сайте финансовой помощи на восстановление.

Свято-Воскресенский храм, г. Гороховец

Храм Воскресения Христова, с. Ахмат

Богоявленский храм, с. Усть-Миасс

Некоторые из них – это величественные, огромные соборы, находящиеся в ужасном состоянии, некоторые – старые дома священников, трапезные, оставшиеся после снесения храма.
И несмотря на все бедственное состояние этих церквей, люди идут туда, стоят на службах среди ремонта, среди строительных лесов, под протекающими крышами, не обращают внимания на отсутствие икон и росписей. О чем это может говорить, как не о вере и подвиге простых прихожан? И, естественно, этим объясняется их желание помочь родному приходу.

Но, к большому сожалению, процесс восстановления храма является очень сложным делом. На пути к реставрации необходимо решить множество вопросов, таких как:
Кому принадлежит здание храма?
Оно может находится на балансе местного сельского округа, находится в чьих-то частных владениях, или уже быть юридически передано епархии.
Создание прихода
Епархия не может заниматься восстановлением храма до тех пор, пока не будет открыт приход – инициативная группа минимум из двадцати человек. Это не обязательно должны быть местные жители, и, конечно, здесь не идет речь об их финансовой помощи – они должны участвовать в жизни храма, в богослужениях – церковь не должна пустовать.
Реставрация здания
Ни для кого не секрет, каким сложным и опасным делом является восстановление зданий. Речь идет о постройках XVIII – XIX века, которые долгое время никак не обслуживались, а порой содержались в жутких условиях – в них хранили зерно, сено, траву, из-за этого проседали полы, из-за гниения часто случались пожары, при погрузке и выгрузке рабочие выбивали окна, стены, двери. Некоторые церкви просто адаптировали под клубы и кинотеатры, не обращая внимания на историческую и культурную ценность зданий.
Поэтому самым первым шагом является консервация здания – необходимо сразу попытаться замедлить или остановить процессы разрушения. Для этого нужно очистить здание от мусора, вырубить выросшие там деревья, кустарники, поставить охрану, чтобы не допустить вандалов и хулиганов в будущий храм.
Затем с большой осторожностью начинается ремонт – укрепляются стены, фундамент, своды, ремонтируются кровля, двери, окна.
Завершающим этапом являются облицовочные работы внутри и снаружи храма, затем роспись, закупка необходимой утвари и икон.
Помимо этого, существует очевидное – финансовый вопрос. Можно попытаться подключить местную администрацию – с их стороны может быть оказана поддержка, если не деньгами, то строительными материалами или техникой, или агитацией среди местных жителей.
Основной вклад обычно осуществляется за счет пожертвований простых прихожан. Но для этого необходима активная деятельность настоятеля прихода и служащих в храме – ведь если (даже в строящемся храме) не совершать хоть изредка богослужения, молебны – мало кто сочтет нужным принять участие в восстановлении церкви.
Очень эффективным средством является размещение просьб о пожертвовании в Интернете – эту услугу предлагает и наш сайт. Тогда количество неравнодушных, желающих помочь людей увеличивается, о храме узнают не только жители ближних сел, а православные со всей страны.
В сервис