Варваринская церковь. Московский варваринский храм на варварке

Московский храм во имя святой великомученицы Варвары, на Варварке (Патриаршее подворье храмов Зарядья в Китай-городе, Московская епархия)

Варварская улица с деревянной церковью святой Варвары упомянута в веке. Посвящение храма дало современное наименование всей улице, ранее называвшейся сходным образом – Варьской улицей (от слова «варя», означавшее повинность посадского населения). По другим сведениям, Варварка до XVI века называлась Всехсвятской улицей, по церкви Всех Святых на Кулишках .

В начале XVI века деревянная церковь была разобрана и на ее месте итальянским зодчим Алевизом Новым в году был построен каменный храм. В летописи место постройки обозначено "за торгом, против Панского двора". Вскоре после постройки церковь приобрела в Москве большую популярность.

Архитектура

Основной объем храма - крестообразный в плане, с портиками, фронтоны которых опираются на коринфские колонны. Внутри церковь очень светлая - за счет двух ярусов окон и подкупольного барабана со световыми окошками. Это прекрасная представительница зрелого московского классицизма - сдержанный внешний декор с четкими линиями всего основного объема, широкий круглый купол с небольшой главкой. Колокольня храма - не очень высокая, завершается небольшой полусферой с крестом; верхний ярус звона с широкими арочными проемами, обрамленными пилястрами с коринфскими капителями и фронтонами. Второй ярус был сломан после 1917 года и восстановлен в 1967 году при реставрации.

Красота этого храма – в тонкости пропорциональных соотношений и изяществе ордерного и декоративного убранства. В сохранившейся части интерьера большое впечатление производит купол, в котором серо-голубая живопись создает иллюзию перспективного сокращения и зрительно увеличивает объем. Стены отделаны искусственным мрамором теплых розово-желтых тонов. Настенные образа выполнены в XIX веке масляной живописью. В алтарной части сохранилась первоначальная мраморная резьба прекрасного художественного качества.

Литература

  • Елена Лебедева. "Церковь святой великомученицы Варвары"

Использованные материалы

  • Никита Брусиловский. "Церковь великомученицы Варвары на Варварке"
  • "Церковь Варвары Великомученицы на Варварке", страница сайта "Храмы России"

Церковь Великомученицы Варвары на Варварке находится в самом центре Москвы - в Китай-городе. Сохранившийся до нашего времени храм строился с 1796 по 1801 год. Средства на строительство храма выделили майор артиллерии Барышников и московский купец первой гильдии Самгин. Проект церкви выполнил архитектор Родион Казаков. Он использовал фундамент старого строения храма, построенного в 1514 году Алевизом Новым. А тот храм, вероятно, был построен на месте деревянного храма, построенного тоже на средства купцов. Их имена сохранились. Это - Василий Бобр, Юшка Урвихвостов и Федор Вепрь.

Святая Варвара была всегда почитаема среди торговцев. Согласно каноническим преданиям, она родилась в Египте, в городе Гелиополе. Единственная дочь Диоскора - знатного жителя города, отличалась благочестивостью и красотой. Святая Варвара отказалась от выгодного замужества, отвергла мирскую жизнь и приняла святое Крещение. Диоскор был разгневан. Варвару заточили в темницу, но пытки не поколебали ее веру. Варвару осудили на смерть. Казнил Варвару ее собственный отец. Мощи святой Варвары в 6 веке были перенесены в Константинополь.

В 12 веке царевна Варвара (дочь византийского императора Алексея Комнина) вступила в брак с русским князем Изяславичем. Именно она перевезла мощи святой Варвары в Киев. Мощи покоятся во Владимирском соборе Киева и в наше время. Частички мощей святой великомученицы Варвары хранились и в Москве, в церкви на Варварке. В 1812 году ризница церкви св. Варвары была разграблена французами. Сам храм, находясь в центре военных событий, чудом сохранился.

После революции 1917 года купеческое сословие исчезло, приходская жизнь замерла, а в тридцатых годах церковь закрыли. Последняя реставрация церкви Святой Великомученицы Варвары была проведена в 1965-1967 годах. Восстановлением церковной колокольни, разобранной ранее из-за аварийного состояния, руководил архитектор Макаров.

Варварка - одна из самых древних московских улиц, её название (по церкви Святой Варвары Великомученицы) сохранилось еще с XV-XVI веков. В советское время, с 1933 по 1993 годы, Варварка называлась улицей Разина в честь донского казака, предводителя крестьянского восстания 1670-1671 годов Степана Разина. По её чётной стороне выстроились в ряд несколько старинных храмов, уцелевших при градостроительных реформах и в наши дни переданных Русской Православной Церкви.



При зачистке местности под строительство гостиницы "Россия" только эти храмы да еще Палаты бояр Романовых и сохранились. Обветшавшие жилые кварталы Зарядья начали сносить еще до войны, а в 1960-е от многочисленных построек от Варварки до набережной оставили только церковь Зачатия Святой Анны.


Помимо рабочих трущоб под ковш экскаватора отправились несколько изящных городских усадеб и здание Торгового дома Товарищества "Викула Морозов с сыновьями, Иван Поляков и компания" (на старом фото - справа, за храмом Георгия Победоносца). 1903-1904 гг.: https://pastvu.com/p/4764


Церковь Зачатия Святой Анны. 1950 год: https://pastvu.com/p/38162


Церковь Зачатия Святой Анны. 2012 год


Снос на Варварке в 1966 году: https://pastvu.com/p/237607

В советский период богослужения в церквях не проводились, здания использовались как склады, жильё или клуб (в храмах замечательная акустика для проведения концертов) и выглядели неказисто. Но в итоге, после их реставрации, получилась отличная картинка для туристов: старая дореволюционная и новая социалистическая Москва в одном кадре. Но это только внешне, внутреннее убранство было разграблено, исчезли иконостасы, закрашены старинные фрески. Потребуется не один год труда реставраторов, чтобы восстановить хотя бы часть исторических интерьеров. Какими они были, можно судить по старым фотографиям и сохранившимся фрагментам росписи XVIII-XIX веков.


Несохранившийся иконостас в Знаменском соборе. 1920 год

В настоящее время храм Варвары Великомученицы, церковь Максима Блаженного, храм Знамения Божией Матери, храм Великомученика Георгия Победоносца и церковь Зачатия Святой Анны входят в состав Подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов в Зарядье, что в Китай-городе. Настоятель - протоиерей Вячеслав Николаевич Шестаков.

Весной 2014 года мэр Сергей Собянин сообщил о предстоящей реставрации храмов в Зарядье: "Совместно с федеральными властями в нынешнем году мы приступаем к реставрации этих памятников архитектуры религиозного назначения. Начинать нужно уже сейчас, чтобы к моменту открытия парка "Зарядье" вокруг был единый архитектурный ансамбль с обновленными храмами и новыми пешеходными улицами, прежде всего - Варваркой".

Интерес горожан к московской истории растёт, чему подтверждение праздник улицы Варварки, прошедший 23 ноября 2014 года. Инициативу общественного движения Архнадзор поддержали городские власти и представители Церкви. В этот день москвоведы Рустам Рахматуллин, Дмитрий Лисицин, Александр Ракитин, Константин Михайлов, Денис Сергеев, Александр Фролов провели экскурсии по памятным местам Варварки, причём численность групп составляла от 80 до 120 экскурсантов. А вечером состоялась дискуссия о будущем Зарядья с участием главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, который заявил, что готов учесть пожелания архитекторов и историков. Среди предложений - восстановление утраченного Псковского переулка как пешеходной трассы, воссоздание фруктового сада при Английском подворье, необходимость проведения археологических исследований вокруг стилобата снесённой гостиницы "Россия" (это шестиметровый культурный слой под остатками фундаментов зданий XVIII-XIX веков), воссоздание комплекса зданий Товарищества мануфактур "Викулы Морозова с сыновьями".
http://www.archnadzor.ru/2014/11/26/prazdnik-lyubvi/


Храм Варвары Великомученицы (Варварка, дом 2). 1968-1972 гг.: https://pastvu.com/p/76185

Церковь Максима Блаженного (Варварка, дом 4). 1966-1967 гг.: https://pastvu.com/p/16157

Храм Знамения Божией Матери (Варварка, дом 8). Знаменский монастырь. 1882 год: https://pastvu.com/p/2040

Земля, где находится Знаменский монастырь, в XVI веке принадлежала боярам Романовым. Там располагался боярский двор и домовая церковь, освящённая во имя иконы Божией Матери "Знамение". Монастырь был основан в 1631 году, в 1679-1684 годах архитекторы Федор Григорьев и Григорий Анисимов построили пятиглавый собор. Эти стены пережили и многочисленные московские пожары, и нашествие наполеоновской армии.


На втором этаже остался клубный занавес и невысокая сцена

Церковь святой великомученицы Варвары расположена в самом центре Москвы в Китай-городе на улице Варварка. Прежнее название улицы было возвращено ей несколько лет назад.

Китай-город издревле являлся средоточием торговли, промышленности и судопроизводства. Здесь были известны крестцы (перекрестки улиц) Никольский, Ильинский и Варварский.

Каждый из них имел свое особое значение в городской хозяйственной жизни, но с развитием города и с изменением улиц, только один сохранил свое значение и наименование. Это Варварский крестец, который, как и Варварская улица, были названы так по древней церкви во имя великомученицы Варвары.

«На Варварском крестце, на Варваре горе, на Варьской, потом Варварской улице - церковь святой великомученицы Варвары, каменная…»

Одно из старинных названий улицы - Всесвятская - по имени церкви Всех Святых на Кулишках, построенной по преданию Дмитрием Донским в 1380 году, в память воинов, погибших на Куликовом поле. Иногда улица называлась Варьскою, Варварским мостом, Большой Мостовой улицей.

В далекие времена здесь знахари и лекари продавали лечебные травы и коренья, сюда приходили «заговорить» зубную боль… Верующие же шли на Варварку поклониться образу святой великомученицы Варвары.

Храм этот был особо почитаем москвичами и приезжим людом, и считался одним из лучших в Китай-городе и по своей архитектуре, и по благоговейному отношению к нему верующих.

Построен он был при князе Василии Иоанновиче III в 1514 году итальянским зодчим Алевизом Фрязиным на средства - «иждевением» известных в то время богатых приезжих гостей: Василия Бобра с братьями его Феодором Вепрем и Юшкою Урвихвостом. Вот как сообщает об этом летопись: «Да того же лета поставиша церковь кирпичную Варвару святую великомученицу Василий Бобр с братиею своею с Вепрем да с Юшком. А всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин…»

В 1731 году церковь была «обновлена» по указанию императрицы Анны Иоанновны. Богато украшенная, удобно расположенная, она стала одной из самых почитаемых в Москве.

В эти годы в храме служили и исправно вносили в казну «по окладу дани» священники: Кирилл, Лука, Иван, Тихон и другие. В праздничные дни и в дни храмового праздника служили праздничные молебны с водосвятием. Вода затем доставлялась в патриаршие покои.

Вот лаконичная запись из книги Казенного Патриаршего Приказа: «145 и 151 гг декабря 9, церкви св. мученицы Варвары, что в Китае у Гостиного двора, попу Тихону на молебен 3 алт. 2 ден., приходил к св. Патриарху с святою водою декабря в 4 день…»

Пожар 1737 года нанес значительный ущерб церкви.

Священник Степан Кузмин и прихожане храма в прошении, поданном в Синодальный Казенный Приказ, писали: «Прошедшаго мая 29 дня сего 1737 года означенная Варварская церковь и в ней святые иконы, иконостас и всякая церковная утварь без остатка волею Божиею сгорела, а без указу оной церкви строить не смеем, и чтоб указом повелено было означенную церковь построить и о освящении оной дать указ и антиминс выдать».

Прошение было удовлетворено и два указа послужили делу восстановления храма:
«Священнику Варварской церкви Степану Кузмину с прихожанами в оной церкви погорелое построить вновь и устроя, убрать священными икноами».
«Протопопу Успенского собора Никифору Ивановичу освятить оную церковь по новоисправленному требнику».

В конце XVIII века древняя церковь была разобрана, а на ее месте в 1796 - 1804 годах было возведено новое здание по проекту архитектора Родиона Козакова. Заказчиками нового храма во имя великомученицы Варвары были майор артиллерии Иван Барышников и московский купец Н.А. Самгин.

Новое здание было украшено с северной и южной стороны шестиколонными портиками ордера.

Интерьер храма был обновлен: вызолочен иконостас, одеты в ризы иконы.

Во время Отечественной войны 1812 года богатейшая ризница церкви была разграблена, сняты оклады и ризы с икон. Но сам храм, несмотря на то, что находился в самом центре военных событий, уцелел; сохранился иконостас, некоторые иконы и после освящения богослужения в храме продолжались.

Служили в этот период в церкви протоиерей и благочинный Иван Кандорский, «на дьячковскую вакансию» был назначен Александр Розанов, а также пономарь Иван Федоров.

Колокольня еще в 1757 году по заявлению архитектора Яковлева была разобрана, т.к. дала значительный крен и была близка к падению. В 19 веке колокольня была выстроена вновь.

Церковь действующая.

В центре Москвы неподалеку от Красной площади и сохранился старинный храм, построенный в XVI в. на месте более ранней деревянной церкви; это храм в честь Святой Великомученицы Варвары. Он дал и название улице, сбегающей к Кулишкам, теплое, старомосковское – Варварка…

Место удивительное. Один за другим вырастают главки храмов: вот, строгий, немного напоминающий псковские – «Максим Блаженный», за ним – поливные изумрудные с золотом купола Знаменского собора, – старый государев двор, «родовое гнездо» бояр Романовых, – а вот и нарядный, как пасхальное яичко, «Егорий, что на Псковской горке» – храм в честь небесного покровителя Москвы . Разные по стилю и по времени постройки они отражают дух Москвы с ее пестротой и эклектикой, благолепием и художественной необязательностью.

Зарядье – уютный «островок» старины в туристическом центре столицы. Он словно выпадает из городского пространства, сюда хочется прийти под вечер, когда в окнах вспыхивают мотыльки свечей, или ранним утром, когда движения еще нет, и тонкий благовест летит по умытым улицам. и Святой Георгий в сияющих латах – два мученика, два великих исповедника – в Церкви Небесной Торжествующей молятся за юность и за воинство, и здесь на земле, будто высоко поднимают крест свидетельства с разных концов московской улицы.

«Священа бысть и Святая Варвара»

Первый Варваринский храм на месте современного, по преданию, строили купцы сурожане – уроженцы Сурожа (Судака) в Летописные своды сохранили имена-прозвища жертвователей и благотворителей: Василий Бобр, Вепрь и Юшка-Урвихвост. Архитектором был Алевиз Фрязин. В записях о событиях 1514 г. осталось свидетельство об освящении этого храма: «Священа бысть и святая Варвара против панского двора Митрополитом Варлаамом».

Почему же крымские купцы выбрали своей покровительницей именно ее, Святую Великомученицу Варвару?

С древних времен в Церкви эта святая оказывает покровительство людям, находящимся в опасности. Много пострадавшая при жизни за исповедание христианской веры, достигшая высокой ступени святости, она имеет дерзновение ходатайствовать перед Богом об избавлении людей от внезапной смерти.

Сурожане, находившиеся вдали от родных мест и подвергавшиеся риску на дорогах, страшились умереть без покаяния и без церковного напутствия, а потому чаще всего обращались к этой святой, прося ее о молитвенном предстательстве за себя и за своих близких. Оттого и храм стал местом особого почитания путешественников и всех живущих вдали от дома. Площадь перекрестка, где была возведена эта церковь, получила название Варварский крестец.

Сюда же, «к Варваре», приходили молиться и родственники тех несчастных, которые оказались под стражей в расположенном по соседству Царском судебном приказе. Пережившая тяготы заточения святая милостиво отзывалась на молитвы людей, просивших ее об освобождении или облегчении участи

Церковь XVI в. представляла в плане квадрат с полукружьями, выступающими с четырех сторон. Столпообразная постройка завершалась куполом, характерным для итальянской архитектуры. Главной святыней храма была икона Святой девы-мученицы с вложенными частицами перстов.

В н. 30-х гг. XVIII в. первая алевизовская постройка подверглась серьезным повреждениям из-за сильного пожара, после чего храм был восстановлен и вновь освящен при попечении императрицы Анны Иоанновны. А уже в к. XVIII – нач. XIX в., по благословению Митрополита Платона, церковь была отстроена заново в стиле классицизма по проекту Родиона Козакова. На этот раз помощь при возведении храма оказали майор артиллерии И. Барышников и московский купец 1-ой гильдии Н. Самгин. Их жены получили исцеление от мощей Святой Великомученицы. Освятили церковь в 1804 г. Правда, от первоначальной конструкции остался лишь фундамент в подклети нынешнего храма. Современные тенденции проявились и во внутренней отделке. Стены покрыла масляная живопись, а вот судьба старинных икон и прежнего неизвестна…

Варварка и Зарядье с палатами бояр Романовых в XIX в.

Путеводная звездочка веры

С давнего времени Великомученица Варвара была одной из самой любимых в народе святых.

…Она была совсем юной, эта девушка, жившая на рубеже III и IV веков в Малой Азии, но история ее настолько поразительна, что не забылась и спустя столетия, ее знают во всех уголках христианского мира. Необыкновенно красивая, не нуждавшаяся ни в чем, воспитанная в неге и роскоши, Варвара была дочерью одного из влиятельных правителей – Диоскура, но, узнав о Христе, приняла Его учение всем сердцем и с легкостью сумела перешагнуть через все блага мира ради того, чтобы быть достойной призвания христианки.

На ее долю выпало тягчайшее испытание: за отказ отречься от евангельского учения и принести поклонение ложным богам Варвару подвергли жесточайшим пыткам, не пощадив ни возраста, ни девичьей нежности. Ей пришлось выдержать такие истязания, какие мог бы вынести не всякий мужчина. Девушку избивали воловьими жилами, жгли ее тело огнем, строгали железными когтями, сорвав с нее одежды, влачили по городу… Но, наверное, тяжелее физических и нравственных мук от оскорбленной чистоты была боль за отца. Главным гонителем и истязателем Варвары стал самый близкий для нее человек!

В наставлениях нашего современника – известного есть одно наблюдение, позволяющее глубже понять историю этой святой и ту страшную метаморфозу, которой подверглась естественная родительская привязанность: «Когда нет воздержания и любви духовной, от чувств рождаются страсти». Ведь отец любил свою дочь больше всего на свете, заботился о ней, берег и помышлял о выборе для нее достойного жениха, однако непреодолимым «порогом» стал вопрос о вере. Неосвященное истинной любовью, любовью во Христе, чувство отца Варвары буквально распалось под действием страстей и заблуждений. Теплота обратилась в безудержную ненависть, родительское попечение – в неумеренное властолюбие, ласка – в неистовое преследование.

Ее же чувство, укрепляемое верой и любовью к Господу, напротив, возросло стремительно, набрало силу и простерлось до вершин христианского подвига – до готовности отдать жизнь за Того, Кто был воплощенной Любовью. Под пытками она страшилась уже не боли, а только отступления от Истины, боясь выронить путеводную звездочку веры, и Господь придал ей силы. Едва повзрослевшая девочка проявила в земной битве со злом столько же мужества, сколько закаленные в походах римские легионеры, принимавшие христианство и предпочитавшие смерть участию в языческих культах.

Святая Великомученица Варвара традиционно была одной из самых любимых и почитаемых святых. Если в традиционном обществе христиан поражала в первую очередь крепость ее веры, то в новом мире с преобладанием материальных ценностей, засияла еще одна грань ее образа – бескорыстие и та решительность, с которой она перешагнула через земные блага. Неслучайно это выбрал в качестве главной темы для проповеди, посвященной этой великой святой, известный духовный наставник нашего времени – . Вот, что он пишет:

«Мы предельно высоко ценим то, что святые мученики, преподобные, праведные считали за бесценок. <…> Вот перед нами святая девица – великомученица Варвара. Она облачена в драгоценные одежды, на ее груди и руках – золотые ожерелья, славно и знатно имя ее. “Нет, – говорит она, – все это пустое, ничтожное, совершенно бесценное”. Она снимает с себя украшения и бросает их на землю. “Христос мой, – говорит она, – дороже, безмерно ценнее, лучше. А все это – прах”. И она умирает за Христа – Спасителя. <…> А сегодня, что делает наша девица? Она говорит: “Нет, то, что Варвара бросила, это действительно ценность. Это действительно богатство и сокровище. Ради этого всего я и живу”. “Вот дура”, – говорит она о святой девице, – зачем она променяла драгоценности на Христа?” И бросается, несчастная, и жадно хватает брошенное Варварой. Надевает все это на себя и считает себя истинно счастливой <…> А Христос остается осмеянным».

Архимандриту Тихону пришлось жить в тяжелое для нашей Церкви время – и последующего давления. Вот почему история Святой Великомученицы Варвары имела для него особое значение и как пример адамантного свидетельства перед лицом явных испытаний, и как образец духовной собранности тогда, когда явной опасности нет, однако человек стоит перед выбором: пойти ли вслед за Христом, узким, тернистым путем, или подчиниться условиям мира?

Возрождение

«Мученическая» судьба ожидала и Варваринский храм в Зарядье. В 1917-м он подвергся разрушениям не от природной стихии, а от стихии безверия. Был снят венчавший его главу крест, пострадала верхняя часть колокольни, был разобран и вынесен иконостас.

Не избежали той участи и другие храмы Варварки. Старинный ценнейший исторический и духовный комплекс использовался совершенно утилитарно. Лишь в с. 60-х годов в связи со строительством гостиницы «Россия» Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры начало восстановительные работы в Зарядье. В 1965 -67 гг. реставраторы под руководством Г.А. Макарова вернули церкви в честь Великомученицы Варвары ее прежний облик. Но прошло более 20 лет, прежде чем под его сводами вновь раздались звуки церковных песнопений.

Патриаршее подворье храмов в Зарядье восстанавливается в наши дни. Нужны немалые силы и средства, но, благо, люди все-таки приходят сюда, хотя район этот считается «не доходным» – жилых домов в округе почти нет, и прихожане едут издалека, со всех концов города. Уже снискала известность удивительная икона Божией Матери в Георгиевском храме – теплый, замечательный образ, изрешеченный вкруг нимба пулевыми отверстиями. Перед ним читают акафисты, и, как правило, даже днем – есть молящиеся. Кого-то необъяснимо притягивает храм в честь покровителя города – один из древнейших в Москве. А в день Великомученицы Варвары в ее церковь приходят и те, кто носят имя этой великой христианской святой, и те, кто знает историю этого чудного «островка» русской старины в самом центре столицы под покровительством юной девы и мужественного воина, получивших от Бога равное воздаяние за свидетельство об Истине.

2. Паламарчук П.Г. Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов: в 4т. М.: «Издательство АСТ», 2003-2005.

3. Русская Православная Церковь. Храмы. Москва. Энциклопедический справочник. (Сост. и авт. А.В.Никольский) М.: Изд-во Моск. Патриархии: Издательский дом «Российский писатель», 2003.

4. Подъяпольская Е.Н. Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог. Вып. 1-3. М.: Стройиздат, 1999-2001.

6. Старец Иосиф Ватопедский. Афонские беседы. Ответы Афонского старца на вопросы паломников. Перевод с новогреческого. По благословению Преосвященнейшего Никона, епископа Липецкого и Елецкого. – Санкт-Петербург, 2004.

7. Архимандрит Тихон Агриков. «У Троицы окрыленные». Воспоминания. М., Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002

8. Варвара Илиопольская. (Материал из Википедии – свободной энциклопедии).

10. Зарядье. (Материал из Википедии – свободной энциклопедии).