Значение слова «розоцветные. Биология в лицее

Латинское название - rosales.
Класс двудольные.

Описание. Семейство розоцветные является одним из самых многочисленных и экономически важных в жизни человека семейств цветковых растений. Его жизненные формы насчитывают более 3000 видов многолетних и однолетних трав, листопадных и вечнозеленых деревьев, а также кустарников. В образовании природной древесной растительности эти растения не играют важной роли, но принимают активное участие в образовании кустарниковых зарослей, подлеска и второго яруса в лесах. Среди розоцветных огромное количество ценнейших ягодных и фруктовых культур и декоративных растений, на первом месте среди которых находятся бесчисленные сорта роз.

Ароматные и порой изумительно красивые цветы семейства розоцветных считаются главной его гордостью и характеризуются высокой декоративностью. Их широко используют в производстве парфюмерии, бытовой химии и в качестве украшений при озеленении ландшафта. Благодаря вкусным, сочным и богатым витаминами плодам, многие виды именно этого семейства лежат в основе плодоводства.

Учитывая особенности строения цветка и плода, розоцветные растения подразделяются на четыре подсемейства:

  • спирейное (spiraeoidea) - невысокие кустарники, иногда даже деревья или многолетние травы (все виды спиреи, нейлии, квилахи);
  • розовое (rosoideae) - самое большое подсемейство. Включает только травы и кустарники (земляника, ежевика, малина, шиповник и др.);
  • яблоневое или семечковое (maloideae) - деревья и кустарники с плотными мясистыми плодами (яблоня, груша, боярышник, рябина, кизильник и т.д.);
  • сливовые или косточковые (prunoideae) – вечнозеленые и листопадные деревья, плод которых представляет односемянную костянку (слива, вишня, абрикос, персик, черемуха, миндаль и др.).

Представители розоцветных, в зависимости от типа размножения, обладают стержневой или мочковатой (при вегетативном) корневой системой. Стебли у большинства из них прямостоячие, с относительно длинными промежутками между узлами. У некоторых видов они встречаются вьющиеся, стелющиеся и ползучие. Листья в основном цельные простые (яблоня, слива, вишня), сложные (земляника) или непарноперистые (малина). У их основания развиваются прилистники, которые у одних видов (вишня, черемуха) довольно рано опадают, а у других (шиповник) сохраняются и со временем сильно разрастаются. Черешки листьев, как и стебли кустарников, иногда покрыты шипами, которые являются выростами эпидермы вместе с подстилающей ее тканью.


Цветки розоцветных , в частности, особенность их строения, в первую очередь являются основным критерием, по которому все эти растения объединены в одно семейство. Они всегда обоеполы и имеют двойной околоцветник. Чашечка их состоит из пяти сросшихся друг с другом чашелистиков, а венчик – из такого же числа яркоокрашенных и ароматных свободных лепестков. Тычинок в цветке обычно бывает много, а пестик может быть или один (яблоня, слива, вишня), или несколько (шиповник, малина, земляника). Кроме того, цветки семейства розоцветных бывают одиночные (айва) или собраны в различные соцветия: кисть (черемуха), зонтик (вишня) и щиток (яблоня, рябина). Они встречаются белые, иногда желтые, розовые, красноватые и ярко-красные, но, удивительно то, что никогда не бывают голубыми или синими. Многие выделяют нектар, легко доступный насекомым или вырабатывают достаточное количество пыльцы. Формулы цветков розоцветных: *Ч 5+5 Л 5 Т ∞ П ∞ у земляники и *Ч 5 Л 5 Т ∞ П 1 у яблони.

Плоды розоцветных необычно разнообразны и отличаются особенностью строения, формой, окраской, а также приспособлением к разным путям распространения. Они условно разделены на сборные - орешек, костянка, семянка и листовка или простые – яблоко. Образуются сочные либо сухие. Плод у сливы, вишни, абрикоса - сочная костянка, у миндаля - сухая костянка, у яблони, айвы и груши - яблоко, у ежевики и малины – многокостянка, у клубники, земляники, шиповника – многоорешек.

Распространение. На нашей планете растения семейства розовые встречаются почти повсеместно, от тундры до тропиков, но основное количество их видов произрастает в субтропических и умеренных широтах северного полушария. В девственных лесах они почти не заметны. Зато на вырубках, опушках и в светлых лесах разрастаются быстро и пышно. Представители розоцветных первыми завладевают склонами оврагов, осыпями в горах, откосами дорог и заброшенными пашнями, заселяя их надолго и прочно. Некоторые виды можно обнаружить также на берегах рек и ручейков, в травянистых болотах и в зарослях кустарника.

Размножение. Розоцветные растения способны размножаться, как семенами, так и вегетативно. Семена распространяются при помощи ветра, животных или человека. Во втором случае с помощью плагиотропных побегов (земляника и клубника) или подземных корневищ (ежевика и малина) растения легко перемещаются на соседние участки, образуя густые, иногда непроходимые заросли.

Значение в природе и жизни человека. В естественной среде существование насекомых, птиц и некоторых животных тесно связано с розоцветными растениями. Насекомые питаются нектаром и пыльцой, плодожорки - семенами плодов, личинки цветоедов - завязями цветков. Птицы обожают ягоды рябины, шиповника и боярышник, а медведи и белки кормятся плодами клубники, земляники и малины.

Хозяйственное значение представителей розоцветных трудно переоценить. Плоды фруктовых и ягодных культур человек употребляет не только в свежем виде, но и в огромных масштабах перерабатывает на повидла и сиропы. Из семян некоторых растений, особенно миндаля, добывают технические и пищевые масла, которые применяются в парфюмерии. Множество видов выращивают в качестве декоративных растений, а отличная древесина деревьев розоцветных широко используется для изготовления различных предметов быта. Также существует много лекарственных растений (боярышник, шиповник и т.д.), богатых витаминами и биологически активными веществами. Их успешно применяют в медицине для профилактики и лечения различного вида заболеваний.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

1.Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2.Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: продолжить формирование представления о многооб-разии цветковых растений; познакомить с отличительными при-знаками растений семейства розоцветные; научить составлять морфологическое описание растения, давать систематическую характеристику; продолжить формирование навыков работы с на-туральными объектами, выполнения биологического рисунка; продолжить формирование умения распознавать растения с опре-делителем или определительными карточками

Оборудование и материалы: таблицы «Семейство розоцвет-ные», гербарии растений семейства розоцветные, засушенные или живые цветки роз, модель цветка вишни, цветка яблони, коллек-ции и муляжи плодов, коллекция засушенных листьев растений семейства розоцветные.

Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс двудольные, семейство розоцветные (розановые или розовые); простые и сложные плоды, сухие или сочные, односеменные или многосеменные, цельные и распадающиеся; различные типы пло-дов растений семейства розоцветные; правильные цветки, обое-полые цветки, двойной околоцветник, чашечка, чашелистики, венчик, лепестки; формула цветка, диаграмма цветка; способы опыления и распространения семян.

Ход уроков

Актуализация знаний

Ответьте на вопросы.

Какие растения относятся к семейству крестоцветные?

Каковы основные признаки этого семейства?

Какова формула цветка растений семейства крестоцветные?

Какие растения этого семейства используют в медицине?

Какова примерная численность растений этого семейства?

Какие из растений данного семейства употребляют в пищу?

Какие вы знаете сорта капусты?

Какие из растений данного семейства используют как ме-доносы?

Какова экологическая роль растений семейства кресто-цветные?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Сегодня мы приступаем к изучению семейства розоцветные .

Исходя из названия, подумайте, какие растения относятся к этому семейству. (Роза, шиповник.)

Это семейство также называют розановыми, или розовыми . К нему относится около 3000 видов из 120 родов. Розоцветные распространены преимущественно в Северном полушарии с суб-тропическим и умеренным климатом, но некоторые виды произ-растают и в Южном.

Среди растений этого семейства встречаются как древесные и кустарниковые, так и травянистые формы растительности (пре-имущественно многолетние травы), присутствуют даже вечнозеле-ные виды (например, дриада точечная, лавровишня лекарственная).

Почему же такие разнообразные по внешнему виду расте-ния принято относить к одному семейству? (Ответы уча-щихся.)

Объединяющим признаком для растений большинства се-мейств является строение цветка . Розоцветные в этом плане не исключение. Цветки растений семейства розоцветные правиль-ные , обычно обоеполые (цветки морошки разнополые, растение двудомное). Они имеют двойной околоцветник, состоящий из 5 чашелистиков и 5 (в редких случаях 4—6) лепестков. Тычинок в цветке множество, а пестиков может быть несколько (как у ма-лины, ежевика, клубники, шиповника) или один (как у вишни, сливы, яблони и т. д.). Если тычинок в цветке много, то они, как правило, расположены в несколько кругов и различаются по длине тычиночных нитей.

Попробуйте написать формулу цветка растений этого се-мейства.

(К доске выходят два ученика, каждый из них пишет вариант формулы растений семейства розоцветные. Класс проверяет и ис-правляет возможные ошибки.)

Формула цветка растений семейства розоцветные может вы-глядеть так: *Ч5Л5Т^П1 — или так:*Ч5Л5Т^П^.

Но посмотрите на строение цветка розы.

(Учитель демонстрирует засушенную или живую розу.)

Разве у него пять лепестков? (Уэтого цветка множество лепестков .)

Но почему же мы не написали и такую формулу цветка? (Учащиеся высказывают свои предположения.)

Дело в том, что у розы махровые цветки образуются благо-даря видоизменению тычинок в лепестки венчика. Настоящих лепестков у нее только 5, а все остальные — видоизмененные ты-чинки . Такие махровые цветки появились в результате работы се-лекционеров. У такого растения, как лапчатка прямостоячая , или калган, наблюдается обратное явление. У цветков этого растения не 5 лепестков и чашелистиков, а 4.

Почему же оно относится к этому семейству? (Учащиеся высказывают свои предположения.)

Дело в том, что лишь на территории России обитает более 100 видов этого рода и лишь у некоторых из них околоцветник состоит не из 5, а из 4 частей. Но помимо записи строения цветка в виде формулы, существует еще один, более наглядный способ изображения строения цветка и его основных частей.

Что это за способ? (Это изображение строения цветка в виде диаграммы.)

Вспомните, как изображается диаграмма цветка. (Диаграм-ма цветка — это как бы проекция поперечного среза цветка на бумагу.)

Попробуйте изобразить диаграмму цветка вишни. (Учи-тель демонстрирует разборную модель цветка вишни. Один из учеников выходит к доске и, рассмотрев строение цветка вишни (на модели), рисует его диаграмму. Класс проверяет и исправляет ошибки.)

Цветки розоцветных обычно крупные, яркие. Благодаря это-му их часто используют в декоративных целях. Цветоложе может быть различной формы, чаще всего оно нектароносное. Но у расте-ний этого семейства встречаются и мелкие или не очень крупные цветки. В этом случае они собраны в соцветия.

Вспомните, что такое соцветие. (Группа цветов, располо-женных близко друг к другу в определенном порядке.)

Для растений семейства розоцветные характерны такие со-цветия, как кисть (черемуха), щиток (рябина) и простой зонтик (вишня), но встречаются и другие типы.

Как вы думаете, какой способ опыления характерен для цветов этого семейства? (Чаще всего розоцветные опыляются насекомыми.)

Какие признаки насекомоопыляемых растений вы выяви-ли? (Наличие крупных ярких цветов с нектаром и приятным запахом.)

Кроме того, большое количество тычинок в цветке розоцвет-ных, их круговое расположение вокруг пестика и неодинаковая высота являются дополнительным средством, повышающим веро-ятность опыления насекомыми разного размера, которые не могут миновать контакта с тычинками на пути к пестику за нектаром. У розоцветных имеется тесная связь с широким кругом опылите-лей. Кроме насекомых, отдельные виды растений этого семейства могут опыляться летучими мышами и даже некоторыми назем-ными животными.

У розоцветных наблюдается, наверное, самое большое раз-нообразие плодов среди всех семейств. Это могут быть простые и сложные плоды, сухие или сочные, односеменные или многосе-менные, цельные и распадающиеся. Чаще всего это многогнезд- ные коробочки, орешки, многоорешки или костянки. У многих растений семейства встречается плод яблоко.

Вспомните строение плодов.

Как выглядит плод, образованный из цветка с несколькими пестиками? (Из цветков с несколькими пестиками образуют-ся сборные плоды, состоящие как бы из отдельных плодиков.)

Для каких розоцветных характерен подобный плод? (Для малины, ежевики.)

Земляника и клубника имеют особый плод, который образо-ван не стенками завязи, а разросшимся мясистым сочным цве-толожем.

Вспомните, как называется подобный плод. (Земляничина, или фрага.)

Название этого плода произошло от латинского родового на-звания земляники и клубники — Ргадапа.

Способы распространения семян растений розоцветных также многочисленны. Некоторые, как например, семена гравилата, имеют специальные выросты в виде волосков или крючочков, с помощью которых они прикрепляются к шерсти животных или одежде людей и переносятся на новое место. Семена некоторых лапчаток, например лапчатки гусиной, прилипают к лапкам жи-вотных вместе с частичками размокшей от дождя земли. Плоды рябины, черемухи, боярышника поедаются птицами и, пройдя через пищеварительный тракт, вместе с пометом выбрасываются на большом расстоянии от материнского организма.

Листовые пластинки у растений семейства розоцветные могут быть как простыми (яблоня, груша), так и сложными , в разной сте-пени рассеченными: перистыми (шиповник, лапчатка гусиная), тройчатыми (земляника, клубника) и др. В целом сложные ли-стовые пластинки в рамках данного семейства встречаются чаще, чем простые. Листорасположение обычно очередное, реже — су-противное.

Несмотря на подобное разнообразие в строении плодов, со-цветий и многообразие жизненных форм, однотипность строения цветка очевидна (несмотря на некоторые отклонения). Именно по сходству в строении цветков растения и были объединены в об-щее семейство.

Отдел покрытосеменные. Семейство розоцветных. Признаки семейства

Семейство Розоцветные

Семейство Розоцветные - особенности строения

Ресурсы :

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций

Класс двудольные. Семейство розоцветные

Растения семейства розоцветные очень разнообразны по строению. Что же объединяет их в одно семейство? Какие розоцветные - культурные растения, как их использует человек?

Разнообразие растений семейства розоцветные. В семействе розоцветные насчитывается около 100 родов и 3 тыс. видов. Это многолетние растения. Одни из них деревья: яблоня, слива, рябина, черёмуха . Другие - кустарники: боярышник, шиповник, спирея . Третьи - травы: земляника, гравилат, манжетка .

Разнообразны и листья: простые - у вишни, груши ; тройчатые - у земляники, костяники и клубники ; непарноперистые - у шиповника, малины, рябины . У многих видов листья имеют прилистники.

Побеги чаще прямостоячие, но у земляники и гусиной лапки побеги укороченные, имеются также столоны - усы. У многих розоцветных есть колючки на стеблях (слива, боярышник, груша) и даже листьях (шиповник), волоски и шипики на плодах (шиповник, миндаль ).

Но особенно разнообразны у розоцветных плоды. Сухие плоды - орешки и многоорешки - у лапчатки , манжетки, гравилата (у последнего - с крючочками, цепляющимися за шерсть животных, одежду). Сочные плоды костянки у абрикоса , сливы, черёмухи; многокостянки у ежевики , малины.

У некоторых - сочные ложные плоды: яблоко у рябины, яблони, земляничина у клубники, земляники.

Цветок у розоцветных правильный, с широким, выпуклым или чашевидным цветоложем. Разрастаясь, оно часто образует ложные плоды. Околоцветник двойной, из 5 чашелистиков и 5 лепестков. Иногда чашечка состоит из двух кругов по 5 чашелистиков. Тычинок много. Если присмотреться, то можно увидеть, что они расположены в кругах и имеют разную длину. Пестик может быть либо один, либо множество. Как правило, цветоложе разрастается и становится сочным в плодах с большим количеством пестиков. Каждый пестик образует один маленький плод - орешек (у шиповника, земляники) или костянку (у малины).


Выполните первую часть виртуальной лабораторной работы

Составьте формулу цветка по данной диаграмме. (Интерактивное задание)

Культурные растения семейства розоцветные. Можно сказать, что наши плодовые сады составлены из розоцветных: яблоня, груша, вишня и черешня, слива, персик и абрикос, а также айва, миндаль . Среди розоцветных есть и ягодные культуры : малина, клубника, земляника.

Из плодовых культур у нас особенно распространена яблоня. Сортов у неё больше, чем у всех других культур - не менее 20 тыс. Более 40 сортов выведено нашим учёным-селекционером И. В. Мичуриным.

Груша - более теплолюбивая культура, живёт она до 200 лет. У груши не только вкусные плоды, но и красивая древесина, из которой изготавливают ценную мебель, делают музыкальные инструменты.

Груша и яблоня - семечковые культуры . На разрезе их плода - яблока - видны 5 плёнчатых гнёзд, образовавшихся из покровов семязачатка, в каждом из которых расположено по 2 семени. Слива, абрикос, миндаль, персик, вишня - косточковые культуры .

Видов декоративных культур немного: спирея с крупными пушистыми соцветиями, которую выращивают в парках, в виде живых изгородей, но самая главная царица всех цветов - роза . Розу в древние времена вывели из дикорастущего шиповника. Почему же у шиповника (некоторые его виды также очень декоративны) всего 5 лепестков, а у роз их десятки? У шиповника много, до 100, тычинок, которые превратились в лепестки розы. В настоящее время известно более 25 тыс. сортов розы, что вполне заменяет недостаток видового разнообразия декоративных розоцветных.

Из розовых лепестков получают розовое масло, которое используется в парфюмерии. Розоцветные приносят нам не просто вкусные плоды, они богаты витаминами (плоды шиповника - одни из рекордсменов по содержанию витамина С) и минералами. Наиболее ценным по содержанию витаминов и минералов является отечественный сорт яблок Антоновка.

Семейство розовые, или розоцветные (Rosaceae). Семейство розоцветные относятся к классу двудольных — Dicotyledones, порядку розовые — Rosales и подклассу розиды — Rosidae. Это отдел покрытосеменные Angiospermae, Anthophyta, Magnoliophyta.
Обычная формула цветка — это Ч5Л5Т∞П∞.

Растения семейства розоцветные — это примерно 100 родов и 3000 видов. Цветок семейства розоцветных бывает очень разным, как и различаются плоды семейства розоцветных. Эти различия приводят к подразделению на такие подсемейства:
— Спирейные (Spiraeoidea), в которых входят рода рябинник, пузыреплодник, спирея. Соцветия у них кистевидные, обычно чашелистиков и лепестков по четыре, пять или шесть. Цветки чаще всего розового и белого цвета, маленького размера. Плод в некоторых случаях коробочка, но чаще всего многолистовка;
— К семейству розоцветных относится и такие подсемейства, как Розовые (Rosoideae). К ним относятся: , лапчатка, рубус, гавилат, . Плод многосемянка или многоорешек. Цветки бывают обоеполыми или однополыми, могут различаться размерами и формой;
— Яблонные (семечковые, яблоневые). В них входят такие рода, как , кизильник, . Цветки либо собраны в соцветия, либо одиночные. Чаще всего обоеполые, большого размера, красного или белого цвета;
— Сливовые (косточковые). К ним относят: , миндаль, персик. Плодом вступает костянка односемянная.

Характеристика этих растений весьма разнообразная. Имеются различные формы, например, кустарник, дерево, травы. Семейство розоцветные представители имеются и в Красной книге России: 17 видов.
Цветы обоеполые (в некоторых случаях встречаются однополые), бывают и полигамные, располагаются в разнообразных соцветиях, чаще всего пятичленные и правильные с заметной трубкой — гипантием. Эта цветочная трубка появляется при срастании тычиночных нитей и нижних элементов околоцветника.
Околоцветники чаще всего пятичленные или четырехчленные, или трёхчленные. Обычно количество тычинок в 2-4 раза больше лепестков, либо же редуцировано до 4-1.

В цветках лепестки, чашелистики и тычинки размещаются по внутреннему краю гипантия. Гипантий чаще всего обладает блюдцевидной или бокальчатой формой. В середине гипантия находится разное количество плодолистиков. Это может быть один или множество. Обычно плодолистики свободные, но в некоторых случаях наблюдается их срастание и между собой, и иногда и с гипантием.
Женский орган гинецей иногда бывает синкарпный, но в основном апокарпный. При срастании с цветочной трубой создаёт полунижнюю и нижнюю завязь.
Большинство растений этого семейства, произрастающих в тропических странах, опыляют насекомые длиннохоботковые. А плоды получают распространение благодаря воде, рукокрылым и птицам. Насекомых влечёт нектар и пыльца, и они опыляют цветки. Встречаются и растения, которые опыляет ветер.
Больше всего видов крупных родов можно встретить в субтропических, а также умеренных, поясах Северного полушария.

Плоды могут быть самыми разными. Это может быть костянка, листовка, многолистовка, многоорешек, коробочка, яблоко.
Среди розоцветных большое количество плодовых: груша, персик, яблоня, миндаль, черешня и вишня. Также большое количество ягодных: , земляника, . Кроме того, встречаются и декоративные: боярышник, роза, спирея. Имеются и лекарственные растения: калган, лавровишня, шиповник, .
Чаще всего в самых разных растительных сообществах представители данного семейства не являются доминирующими, но играют значимую роль.
В данном семействе встречаются травы, кустарники и деревья. Листья в основном очередные, бывают и супротивные, сложные и простые. Листья в основном имеют прилистники.
Значительное количество розовых считаются энтомофильными, но в цветках нет каких-либо особенных приспособлений к разноплановым источникам опыления.
Цветки иногда бывают жёлтого цвета, но в основном белые, красноватые и ярко-красные, розовые. Значительная часть из них создаёт множество пыльцы, либо же создаёт нектар, который нравится многим насекомым.
Внутри гипантия размещается нектароносная ткань во многих растениях данного семейства, которая обладает видом утолщенного диска. Эта ткань находится между листок крепления плодолистиков и тычинок.
У определенных видов растений плоды способны перемещаться при помощи источников воды. Это некоторые лапчатки и сабельник. Роза морщинистая, которая произрастает на морских берегах, выделяет плоды, которые плавают по морю, пока не окажутся на песчаном берегу.
Вегетативное размножение имеет большое значение для розовых. К примеру, никакая преграда не может остановить подземные побеги малины. У

В семейство розоцветных входят растения разнообразных жизненных форм, распространённые во всех областях Земли. Многие представители розоцветных являются культурными растениями. Хозяйственное значение семейства очень велико.

Цветок

Число частей цветка у растений семейства розоцветные различно. Как правило, их цветок имеет 5 лепестков и 5 чашелистиков. Есть виды с тремя, четырьмя, шестью или большим количеством лепестков. Некоторые розы могут иметь даже до ста лепестков.

Тычинок в 2 - 4 раза больше, чем лепестков, но бывают цветки с одинаковым числом тычинок и лепестков.

Рис. 1. Диаграмма и формула цветка розоцветных.

Типичными являются следующие цветки:

  • Ч5 Л5 Т∞ П1 - яблоня;
  • Ч5 Л5 Т∞ П∞ - шиповник.

Цветки бывают как одиночные, так и собранные в соцветия:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • простой зонтик (вишня);
  • метёлка (таволга);
  • кисть (черёмуха);
  • щиток (рябина).

Опыляются насекомыми.

Плоды

Тип плода является одним из признаков семейства, хотя плоды розоцветных достаточно разнообразны:

  • костянка (абрикос, черешня);
  • яблоко (груша, рябина);
  • многокостянка (малина, костяника);
  • многоорешек (земляника);
  • многолистовка (спирея).

Другие признаки

Листья очередные, с прилистниками.

Стебель древесных розоцветных часто имеет шипы.

Многообразие розоцветных

В семействе объединены сто родов и примерно три тысячи видов.

По типу плода выделяют 4 подсемейства:

  • спирейные;
  • розовые;
  • яблонные;
  • сливовые.

К спирейным относятся кустарники родов спирея и рябинник.

К розовым относят множество дикорастущих и культурных трав и кустарников:

  • лапчатка;
  • земляника;
  • гравилат;
  • таволга;
  • манжетка;
  • шиповник, или роза;
  • рубус.

Рис. 2. Дикорастущие розоцветные.

Плоды розовых различны. У земляники, таволги, шиповника и лапчатки это многоорешек, у манжетки - орешек.

Род рубус (Rubus) объединяет многие известные кустарнички с плодом многокостянкой:

  • малина;
  • ежевика;
  • куманика;
  • костяника;
  • морошка;
  • княженика.

Королева цветов

Розы издревле разводятся в странах Азии и Европы. На сегодня выведено уже около 30 тыс. сортов и форм роз.

Разведением роз занимались многие короли и великие полководцы. Французский император Карл Великий в 9 веке издал закон об обязательном разведении роз в замках и дворцах.

Рис. 3. Роза сентифолия.

Из роз получают ценное эфирное масло, используемое для производства духов и в лечебных целях.

В подсемействе яблонные объединены роды:

  • яблоня;
  • груша;
  • рябина;
  • боярышник и другие.

Все они имеют плод яблоко.

Яблоня, как и роза, издавна разводится людьми и количество её сортов постоянно растёт. Сегодня насчитывается около 10 тыс. сортов яблонь.

В подсемействе сливовые собраны растения с плодом костянка:

  • вишня;
  • слива;
  • черёмуха;
  • миндаль;
  • абрикос;
  • персик.

Значение

Многие растения семейства розоцветные используются человеком. Среди розоцветных есть:

  • плодово-ягодные культуры;
  • растения-медоносы;
  • декоративные;
  • лекарственные;
  • эфиромасличные.

Примерами лекарственных розоцветных являются:

  • репешок аптечный;
  • лапчатка прямостоячая (калган);
  • кровохлёбка лекарственная;
  • боярышник, и другие.

Древесина розоцветных

Все деревья и кустарники семейства низкорослые и потому их древесина не может широко применяться в строительстве или производстве. Но у многих розоцветных древесина имеет ценные свойства, благодаря которым используется в художественном промысле и в изготовлении бытовых предметов. Имеет ценность древесина:

  • ирги;
  • боярышника;
  • яблони;
  • миндаля и других.

Древесина боярышника очень прочная и при сгорании даёт много тепла, за что боярышник называют «огонь-деревом».

Абрикосовое дерево обладает своеобразными акустическими свойствами. Только из абрикоса изготавливают музыкальный инструмент армянский дудук.

В природе плоды и семена розоцветных являются кормом для множества видов животных.

Что мы узнали?

Мы дали общую характеристику семейства розоцветные. Среди других семейств класса двудольные розоцветные выделяются обилием культурных растений, особенно садовых. Цветок с пятью лепестками является основным отличительным признаком семейства. В семействе нет одного, характерного для большинства видов типа плода. Семейство делится на 4 подсемейства.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 117.