Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: "Насекомые". План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия в подготовительной группе на тему: "Насекомые"

Лидия Кабанова

Кабанова Лидия Михайловна. Воспитатель.

Тема занятия : «Насекомые » .

Цель : Расширять представление дошкольников об особенностях внешнего

вида и жизненных проявлений насекомых .

Задачи :

Образовательная :

Учить анализировать, устанавливать простейшие причино-следственные

связи; делать обобщения; отвечать на вопросы; активизировать память.

Развивающая :

Развивать творческую активность; воображение; речь.

Воспитательная :

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование :

Картинки с изображением леса, предметные картинки, иллюстрации насекомых ,

цветов, дидактическая игра «четвёртый лишний» , цветная бумага, ниточки,

волшебный обруч

Предварительная работа : наблюдение за насекомыми на прогулке , на клумбе,

рассматривание иллюстраций с насекомыми , знакомство с моделями

существующих признаков насекомых ; динамической моделью «бабочка,

складывающая крылья», экскурсии : на водоём, луг, лес.

План проведения.

1. Организационный момент.

2. Беседа : Что мы видим вокруг?

3. Загадки.

4. Игра «Четвёртый лишний» .

5. Игра в слова.

6. Физкультминутка «Насекомые » .

7. Творческая работа

8. Итог занятия .

Ход занятия.

Организационный момент :

Сегодня мы отправимся на поляну, чтобы узнать

тайны из жизни насекомых .

Давайте на минутку закроем глаза и представим себе лето. Какое ласковое солнышко. Лучики играют с нашими ресничками, где-то рядом летают бабочки, стрекочут кузнечики, слышатся голоса птиц. Ребята, чтобы попасть нам на поляну, нужно пройти через этот волшебный обруч.

Когда будете проходить через волшебный обруч, не забудьте назвать своё имя, вот так, как я. Прохожу через обруч называю своё имя. Я Лидия Михайловна, (дети проходят, называя свои имена) тихо звучит музыка. Ребята! Как хорошо в лесу! В прекрасном мире веток и теней. Всё то, что живо, Музыкою дышит! Здесь всё поёт и даже муравей. Ползёт, поёт, и сам себя не слышит. Музыка звучит громче.

Посмотрите ребята, сколько здесь цветов! Назовите, какие цветы вы здесь видите? (колокольчик, ромашка, василёк, ландыш) . А ещё, какие луговые цветы вы знаете?

(одуванчик, мать-и-мачеха, фиалка) . Ах, какой аромат я чувствую, (прохожу полянку) . Да это же ландыш. А кого привлекают луговые цветы? (людей, насекомых ) . Для чего нужны цветам насекомые ? (опылять цветы) .

Каких насекомых можем встретить на поляне? Жучков, кузнечиков, божью коровку, муравья. А как ты думаешь? (вопросы детям) .

По каким признакам можно определить, что это насекомое ? (У насекомых по три пары ног , три части тела : голова, грудь и брюшко.)

Почему их так называют - НАСЕКОМЫЕ . От слов насечка , насекать . На брюшке видны поперечные полоски-насечки . Давайте поближе познакомимся с жителями нашей планеты насекомыми .

Отгадайте загадки :

У неё четыре крыла, тело тонкое, словно стрела, и большие, большие глаза.

Называем её. .(стрекоза)

Сок цветов душистый пьёт, дарит нам и воск и мёд, людям всем она мила, а зовут её. (пчела) .

Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу, не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь. (Жук) .

Не, не птица, нос как спица; летит - кричит, сядет -молчит, кто его убьёт, свою кровь прольёт. (Комар) .

Он работник настоящий, очень, очень работящий, под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом. (муравей) . Она легка, красива, изящна, легкокрыла, сама похожа на цветок. И любит пить цветочный сок. .(Бабочка) .

Всех жучков она милей, спинка алая на ней. а на ней кружочки, чёрненькие точки. (Божья коровка) . Молодцы ребята!

В лесу и на полянке, живут не только насекомые и птицы , но и животные. Только мы их сейчас не видим. Они испугались нас и прячутся. А знаете ли вы. что есть животное, которое летает. Какое это животное. (Летучая мышь)

Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

1. Заяц, ёж, лиса, шмель.

2. Трясогузка, паук, скворец, сорока.

3. Бабочка, стрекоза, муравей, енот.

4. Лягушка, комар, жук, бабочка.

А сейчас вы должны быть очень внимательными. Я хочу поиграть ещё в одну игру с вами. «Игра в слова» .

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят : Муравью : зелёный, порхает, мёд, паутина, муравейник, трудолюбивый. Пчеле : спинка, пасека, вредитель, трудолюбивая. Кузнечику : полосатый, нектар, зелёный, «чемпион по прыжкам. Бабочке : улей, большие глаза, порхает, красивая.

Физкультминутка

Засиделись насекомые на полянке , расправили свои крылья и полетели : Летит пчела жужжит : ж- ж -ж. Летит комарик, звенит : з-з-з-з. Кузнечики запрыгали.

Прилетела бабочка, закружилась, крылышками запорхала. Вдруг налетел ветер, зашумел. Бегите скорее ко мне, прячьтесь. Убежали все. Молодцы.

Ребята, а почему нельзя рвать цветы? (ответы детей)

Для кого хорошо, когда много насекомых ? Что произойдёт, с лугом, лесом, с нашей природой, если исчезнут насекомые ? (Ответы)

Как нужно вести себя в лесу, на поляне? -Не шуметь, не кричать, не мусорить, не разжигать костры. Ребята! Насекомые , это часть природы, а природу надо беречь! Нам пора возвращаться, но нас ждут интересные дела. Проходите через волшебный обруч и садитесь за столы.

Мне так понравилось, как вы сегодня показывали, как летают бабочки. Я предлагаю сделать бабочку из бумаги вот такую (показать образец)

Творческая работа

У вас в конверте лежат два квадратика : один большой, другой поменьше.

Возьмите большой квадратик и сложите его гармошкой (показываю) . Получилось

вот такое крылышко.

Индивидуальная помощь.

Теперь возьмите квадратик поменьше и также сложите гармошкой. У вас

получилось два крылышка.

Возьмите ниточку и перевяжите два крылышка вместе.

У вас получилась бабочка, сложившая крылышки.

Что нужно сделать, чтобы бабочка выглядела летящей? (расправить крылья)

Ребята выходите из-за столов, и покажите своим друзьям и мне своих бабочек. Вы так старались, у вас получились красивые бабочки. Вам понравилось занятие ? Что вам понравилось больше всего? А тебе Оля? (Ответ) А что нового узнали? (Ответ)

Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, отгадывали загадки, играли, и делали из бумаги бабочку. Пусть эти бабочки напоминают нам о лете и о нашем занятии . Занятие закончено . Всё большое спасибо. До свидание.

Возрастная группа: подготовительная к школе

Цель : Овладение элементарными представлениями о живой природе.

Программное содержание

Образовательные задачи: учить узнавать насекомых по описанию систематизировать знания детей о насекомых.

Развивающие : развивать логику, мышление, внимание.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Предварительная работа: чтение произведений о насекомых, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, загадывание загадок, собирание разрезных картинок на тему, проведение бесед «Кто такие насекомые?», «Вред или пользу приносят насекомые?»

Словарная работа: шестиногие, водомерка, насечка.

Материалы и оборудование: загадки про насекомых, презентация — «Насекомые», фитболы по количеству детей, посылка с письмом и играми «Что лишнее?», «Сложи картинку», «Отгадай насекомое».

Ход деятельности:

Воспитатель. Ребята, сегодня утром почтальон принес посылку к нам в детский сад. Она адресована вам. Давайте посмотрим, что в ней? (Открывает и достает диск.) Интересно, кто нам его прислал и что на нем? А вот и письмо. Оно из леса от нашего знакомого дедушки — Ау. Я вам его прочитаю, хотите?

«Здравствуйте, дорогие ребята! Как и обещал, отправляю вам фильм о лесных жителях. Чтобы узнать о ком он, надо отгадать загадки, которые я вам посылаю. А еще я дарю вам игры, очень надеюсь, что они вам понравятся». Вот загадки дедушки Ау.

В ярком платье модница - погулять охотница,

От цветка к цветку летает, утомится - отдыхает.

Кто его убьет, тот свою кровь прольет.

Сок из цветов она берет

И в сотах копит сладкий мед

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик)

Точка, точка, два крючочка —

Это лапки у жука.

Справа — точка, слева- точка.

В черных крапинках бока.

(Божья коровка)

Ребята, как можно назвать одним словом бабочку, кузнечика, комара, божью коровку и пчелу? (Насекомые)

Насекомые самая многочисленная группа животных. Слово «насекомые» происходит от слова «насечка», «насекать». Если внимательно рассмотреть брюшко бабочки или жука, то можно увидеть на нем поперечные полоски, словно брюшко насечено. Как вы думаете, почему насекомых называют «шестиногими»? (Потому что у них шесть ног.) Значит фильм, который нам прислал дедушка Ау, о насекомых. Давайте его посмотрим.

Первый слайд -«Пчела»

Маленькая собачка
Не лает, не бает,
А больно кусает.
(Пчела)

Второй слайд - «Муравьи» Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Возле пня дом строит.
Вот так дом - в тысячу окон!
(Муравьи и муравейник)

Третий слайд - «Комар»

Не зверь, не птица,
Нос, как спица.
Там, где садится,
Может кровь пролиться.
(Комар)

Четвертый слайд - «Бабочка»

Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает.
(Бабочка)

Пятый слайд - «Кузнечик»

Имя взял у кузнеца,
Цвет - у огурца.
(Кузнечик)

Шестой слайд - «Жук»

Черен, да не ворон,
Рогат, а не бык,
Летает, а не птица.
(Жук)

Седьмой слайд - «Муха»

Кто над нами вверх ногами
Ходит — не страшится,
Упасть не боится,
Целый день летает,
Всем надоедает?
(Муха)

Восьмой слайд - «Божья коровка»

Какая коровка, скажите, пока
Еще никому не дала молока?
(Божья коровка)

Девятый слайд — «Стрекоза»

Целый день она стрекочет
И молчать она не хочет:
Все расскажет, все обсудит,
Всех рассердит, всех разбудит.
(Стрекоза)

Физминутка с использованием фитболов

Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть. Все взяли фитболы, я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать, если «да» — будете прыгать, если «нет»- будете просто сидеть. Готовы? Кузнечики - это насекомые? (Да)

Все насекомые питаются растениями? (Нет)

Все бабочки сначала бывают гусеницами (Да)

Бывают ночные бабочки? (Да)

У насекомых шесть ног? (Да)

Насекомых можно увидеть на улице зимой? (Нет)

Есть такой такое насекомое — жук олень? (Да)

Паук - это насекомое? (Нет)

Насекомые нужны на земле? (Да)

Положите фитболы и присядьте. Я загляну в посылку и вытащу следующую игру, которую нам прислал дедушка - Ау она называется «Что лишнее?». Я буду говорить слова, а вы должны выбрать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

Комар, муха, оса, пчела, волк. (Лишнее волк, потому что это животное, а все остальные — насекомые.)

Стрекоза, муха, аист, кузнечик, муравей. (Лишнее аист это птица)

Сверчок, оса, муравей, кукла, жук. (Лишнее кукла это игрушка)

Бабочка, пчела, щука, жук, комар. (Лишнее щука это рыба)

Следующая игра, которую прислал нам дедушка Ау, называется

«Сложи картинку» Ребята, я раздам вам каждому по конверту, в нем лежат разрезные картинки, чтобы узнать, что изображено на картинках, надо их сложить. Давайте заглянем в нашу посылку и посмотрим, какую еще игру прислал нам дедушка Ау. А следующая игра называется «Отгадай какое это насекомое?» Вы подойдете и выберете на столе одну карточку. Затем вы должны описать детям насекомое, которое изображено на вашей картинке. А дети должны отгадать.

1 ребенок. У этого насекомого длинное брюшко и большие глаза, оно очень прожорливое. «Стрекоза»

2 ребенок. Эти насекомые живут большими семьями. Они поднимают груз, который во много раз тяжелей их самих, дом у них похож на кучу. «Муравьи»

3 ребенок. У этого насекомого большие красивые крылья. Оно питается нектаром. «Бабочка»

4 ребенок. Это насекомое зеленого цвета, у него длинные задние ноги. Оно далеко прыгает. «Кузнечик»

5 ребенок. Это насекомое может ужалить, у него полосатое брюшко. Дом, в котором оно живет, называется - улей «Пчела»

6 ребенок. Это насекомое пищит и пьет кровь. «Комар»

7 ребенок. У этого насекомого длинные лапки, оно может бегать по воде и не тонет «Водомерка»

8 ребенок. Это насекомое строит свой дом из бумаги, оно жалит у него полосатое брюшко. «Оса»

Молодцы ребята! Вам понравились игры и фильм, который прислал дедушка Ау? (Да) Как вы считаете, что надо сделать? (Написать письмо дедушке Ау и поблагодарить его.) Мы это с вами обязательно сделаем.

татьяна животовская
Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Наши знакомые - это насекомые»

Цель : Формирование представлений о разнообразном мире насекомых .

Задачи :

Образовательные : Обобщить представления детей о разнообразии насекомых , выделить их отличительные признаки (характерные особенности : внешний вид, повадки, среда обитания) ; совершенствовать навыки творческого рассказывания, речь, мышление; закрепить представление о равновесии в мире.

Развивающие : Развивать творческие способности.

Воспитательные : Воспитывать бережное отношение к насекомым .

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций с насекомыми , наблюдения за насекомыми во время прогулок , чтение художественных произведений (стихи, рассказы, сказки, загадки) о насекомых ; знакомство с творчеством К . И. Чуковского.

Словарная работа : Пчела, муравей, стрекоза, муравейник, улей, санитары леса.

Материал и оборудование : шапочки на голову; аудиозапись, изображение жука, пчелы, муравья, муравейника, улья; фигурка паука; дидактический материал для игры «Четвертый лишний?» ; материал (трава, сосновые иголки, маленькие веточки) для постройки муравейника; нити для паутины; фигурки для фланелеграфа (персонажи сказки «Муха-Цокотуха» ).

Воспитатель : Ребята отгадайте загадку :

Тараканище придумал,

И про муху сочинил.

Мойдодыра, Айболита

В своих сказках не забыл.

И про горюшко Федоры

Всем ребятам рассказал.

Это не Чайковский.

Дети : Корней Чуковский!

Воспитатель : Правильно! Перед вами портрет замечательного детского поэта-сказочника К. И. Чуковского. Вспомните и назовите сказки

К. И, Чуковского.

Ответы детей :

Сказка «Тараканище» ;

Сказка «Краденое солнце» ;

Сказка «Мойдодыр» ;

Сказка «Федорино горе» .

Сказка "Муха-Цокотуха"

Воспитатель. Попробуйте догадаться, о какой сказке идет речь.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар,

И купила самовар…

Дети : Сказка «Муха-цокотуха» .

Воспитатель : А вы любите путешествия и приключения?

Дети : Мы очень любим путешествовать.

А я с мамой и папой ездили в лес.

А мы с бабушкой ходили в парк.

Воспитатель :

В царство Мухи-Цокотухи

Мы сегодня попадем,

Если нужную тропинку

В сказочном лесу найдем.

Воспитатель. На всякий случай возьмите с собой шапки-невидимки, они помогут нам спрятаться от врагов и поближе подойти к тем, кто нас боится.

Сейчас мы с вами произнесем волшебные слова, которые помогут нам уменьшиться до размера комара.

Воспитатель и дети. Произносят волшебные слова с закрытыми глазами.

Шапки-невидимки, помогите

И размеры наши измените .

1,2,3-начнись, игра!

Сделай нас скорее

Размером с комара!

Воспитатель : Открывайте глаза. Ребята, мы с вами очутились в сказочной стране, где живут сказочные персонажи. Попали мы в мир насекомых- знакомых и незнакомых .

По дорожке мы пойдем,

Посмотрите - чей-то дом.

Шапки-невидимки надевайте,

Чей же домик, угадайте?

Ах, как я люблю цветы,

Просто обожаю!

Вокруг цветка жужжанье

Как важно расписанье

От цветка к цветку весь день

Без устали летаю.

Весь день нектар качаю,

А ночью отдыхаю.

Ответы детей : Это пчела.

Воспитатель : Ребята, а что мы знаем о пчеле.

Дети :-Пчела любит трудиться, она собирает нектар с цветов.

Воспитатель : Вот она какая, славная труженица и кормилица пчела!А что получается из нектара?

Дети : Вкусный, душистый,полезный, лечебный мед.

Воспитатель : А для того, кто заболел, мед-первое лекарство. Кто пил молоко с медом во время болезни?

Лена : Мне мама давала теплое молоко с медом, когда я простыла, у меня был сильный кашель.

Воспитатель. Давайте рассмотрим пчелу. Какая окраска у пчелы?

Дети : Пчелы полосатые, полоска черная, полоска желтая.

Воспитатель. На кого похожа пчела?

Дети : На осу, шмеля.

Воспитатель : Как называется домик пчелы?

Дети : Домик пчелы называется улей.

Воспитатель. Пожалуй, мы не будем снимать шапки-невидимки. Как вы думаете почему?

Дети : Пчелам не нравиться когда их отвлекают от работы, они могут ужалить.

Дети и воспитатель отходят от домика. Воспитатель предлагает детям снять шапки-невидимки и под музыкальное сопровождение отправиться в путь.

(ходьба друг за другом змейкой)

По тропинке мы пойдем,

Посмотрите - снова дом.

Шапки надевайте,

Кто живет там, угадайте?

Он жужжит весь день подряд.

Утром, вечером и днем,

Все ему уже твердят :

От тебя жужжит весь дом!

А ему жужжать не лень,

Он так развлекается ,

И жужжит он целый день,

И не заикается!

Дети : - Это жук.

Воспитатель показывает изображение жука.

Воспитатель : Если мы будем вежливы, то жук не сделает нам ничего плохого. Давайте снимем шапки-невидимки и поздороваемся с жуком.

Дети приветствуют жука.

Жук : Я виж-ж-жу, вы гости в нашей стране. Зачем пож-ж-ж-жаловали?

Дети : Мы любим путешествовать, хотим увидеть новые места и познакомиться с их обитателями .

Жук : Пропущу, если выполните мое задание, повторите скороговорку.

Жук упал и втать не может,

Ждет кто ж ему поможет.

Дети повторяют скороговорку в разном темпе, несколько раз.

Жук : Ребята, мне очень, поиграйте со мной пожалуйста.

Проводится игра «На лужайке»

На лужайке по ромашке, жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу - я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь, низко, низко наклоняюсь.

(Дети имитируют движения жука) .

Жук : Молодцы! А ответьте на вопрос, что я люблю кушать?

Дети : Жуки как пчелы едят нектар цветов, любят зеленые, сочные листики.

Жук : Какие вы умные. Теперь я уверен, что вы можете продолжать свое путешествие по нашей стране. Если вы пойдете по тропинке, то успеете на праздник к чудесной гостеприимной хозяюшке Мухе-Цокотухе, только берегитесь злодея!

Дети прощаются с жуком и идут за воспитателем по воображаемой дорожке под музыкальное сопровождение к следующему домику. (ходьба друг за другом, чередуя обычную ходьбу с перешагиванием через предметы)

Воспитатель. Ребята посмотрите то слева, то справа нас обгоняют насекомые . Они несут тяжелую ношу и их очень много.

Долго дом из хворостинок

Собирают для семьи,

Не жалея ног и спинок,

Непоседы.

Дети : муравьи.

Воспитатель. Что можно рассказать о муравье?

Дети : Муравей очень маленький, живут большой семьей, домик свой строят сами. Они очень сильные.

Воспитатель : Хорошо, а давайте подумаем, что переносят муравьи на себе?

Дети : Соломинку, листик, кусочки коры от дерева, хвойные иглы.

Воспитатель. Правильно! Недаром муравьев называют санитарами леса. Груз, который может нести муравей, во много раз превышает его собственный вес.

А как называется домик муравьев?

Дети : Муравейник.

Воспитатель : Скоро мы увидим его. Ребята случилась большая беда для муравьев, кто-то разрушил муравейник. Они остались без дома. Давайте поможем построить муравейник.

Дети строят горку-муравейник из травы, веточек, сосновых иголок.

Воспитатель. Муравьи общаются с помощью антенн-усиков. Они благодарят вас за помощь, и советуют нам поспешить. Скоро начнется праздник у Мухи-Цокотухи, но нужно быть очень внимательными, чтобы не попасть в ловушку к злодею.

Дети прощаются с муравьями и продолжают свой путь.

Воспитатель. Смотрите, похоже, мы с вами во владениях разбойника, везде висят паутины. Надо постараться найти его в зарослях и договориться с ним мирным путем.

Дети находят фигурку паука, спрятанную в цветах.

Воспитатель : А вот и он! Кто это?

Дети : Паук.

Воспитатель : Попробуйте с ним договориться, чтобы он пропустил вас.

Дети :Здравствуйте дядя Паук, пропусти нас, пожалуйста, не задерживайте нас.

Паук : Мне, нравится быть вредным. На вашем пути я расставил две паутины, которые подниму, только если вы выполните мои задания, а не выполните – накину на вас свою паутину, и станете вы моими пленниками.

Воспитатель : Не боятся ребята твоих заданий, они с ними справятся.

Паук : Поиграйте со мной в игру.

Игра «Назови насекомое » – игра с мячом.

Описание : Паук бросает ребенку мяч, каждый играющий называет насекомое .

Дети : Муравей, стрекоза, сверчок, кузнечик, пчела….

группе находятся подсказки изображения и фигуры насекомых )

Воспитатель : Какие вы молодцы, паук как ребята хорошо справились с твоим заданием.

Паук : Не радуйтесь, с первым заданием вы справились, впереди еще испытание. Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают , но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными , мы поиграем в игру «Четвертый лишний» .

Детям предлагаются задания :

1. Заяц, еж, лиса, шмель;

2. Бабочка, стрекоза, медведь, пчела;

3. Таракан, муха, пчела, майский жук;

4. Лягушка, комар, жук, бабочка;

5. Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Дети выполняют задание, находят лишнее изображение.

Паук : Какие вы молодцы, хорошо и правильно выполнили задание. Я решил, что больше не буду вредным и плохим, хочу быть как вы хорошим, умным и добрым. Проходите ребята.

Дети прощаются с пауком и продолжают свой путь.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, мы с вами оказались на цветочной полянке, здесь много разных насекомых , вы их узнали?

Дети : Да, мы их узнали.

Воспитатель : Как вы думаете, к кому они все прилетели?

Дети : Насекомые прилетели на праздник к Мухе – Цокотухе.

Она именинница.

Муха-цокотуха : Ребята, я, приглашаю вас в наш веселый хоровод, повеселиться.

Хороводная игра «Карусель» .

Муха – Цокотуха : Спасибо что вы пришли в гости, мы - насекомые хотим с вами дружить.

Дети : Мы тоже будим с вами дружить, будем вас защищать.

Воспитатель :

Подошла к концу прогулка.

Возвращаться нам пора.

Шапки-невидимки, помогите,

Прежние размеры нам верните.

Воспитатель : Понравилось вам путешествовать?

Дети : - Мне было немножко страшно, но интересно.

Мне все понравилось.

Мне понравилось выполнять разные задания.

Я много узнал интересного, знаю что насекомых обижать нельзя .

Воспитатель : Ребята вы все молодцы, я рада за вас. Теперь мы с вами будем бережно относиться к природе. Ведь природа - наше богатство, а насекомые - наши хорошие знакомые .

Цель: закрепление знаний детей о насекомых.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

Активизировать и актуализировать словарь по теме «Насекомые»;

Упражнять в умении задавать вопросы;

Закрепить умение детей составлять рассказ по схеме;

Совершенствовать грамматический строй речи: согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже, употреблять в речи глаголы, предлоги на, над, под, за;

Продолжать совершенствовать умение детей подбирать антонимы;

Формировать коммуникативную, информационную, речевую компетентность дошкольников.

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление;

Укреплять мышцы органов зрения;

Упражнять детей в отгадывании насекомых по совершаемым действиям;

Продолжать развивать мелкую и общую моторику.

Коррекционно-развивающие:

Формировать устойчивый интерес к занятиям, стремление к активной деятельности, умение слушать других, не перебивать;

Продолжать воспитывать чувство доброжелательности, сотрудничества, эмоциональной отзывчивости;

Воспитывать бережное и заботливое отношение к насекомым.

Предварительная работа: беседы о насекомых, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, «Красной книги», чтение художественной литературы К. И. Чуковский «Муха - Цокотуха» , Владимир Зотов «Лесная мозаика», настольно- печатные игры по теме, игры на мелкую моторику, рисование по точкам, штриховка, НОД рисование, лепка, аппликация по теме, разучивание пальчиковой и зрительной гимнастики, мастер - класс с родителями по нетрадиционным техникам «Бабочка».

Материалы и оборудование: мультимедийное устройство, презентация по теме «Насекомые», письмо от Мухи - Цокотухи, иллюстрации, разрезные картинки, маски с изображением насекомых, палочки с пчёлками для зрительной гимнастики, плоскостные цветы для физ. минутки, счётные палочки, паетки, цветные карандаши, схемы с цифрами, при соединении по порядку которых получается изображение насекомого.

1. Организационный момент.

Приветствие.

Дили-дили-дили-диди! Дети держат в правой руке воображаемый

Колокольчики звонили. колокольчик и звонят им.

Доли-дили-дили-дили! Дети держат в левой руке воображаемый

Колокольчики будили колокольчик и звонят им.

Всех жуков, пауков Имитируют движения насекомых.

И весёлых мотыльков. Держат в обеих руках воображаемые

Динь, день! Динь, день! колокольчики и звонят ими.

Начинаем новый день. Разводят руки в стороны.

Станем рядышком, по кругу, Встают в круг.

Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Кивают головой.

Нам здороваться не лень: Поворачивают голову в правую, а затем в левую

Всем «Привет!» и «Добрый день!», сторону, кивая при этом головой.

Если каждый улыбнётся - Улыбаются.

Утро доброе начнётся. Разводят руки в стороны.

Доброе утро!

Педагог сообщает детям, что когда шла в детский сад, встретила почтальона, который вручил ей письмо. Спрашивает детей догадались ли они кто его прислал.

Читает письмо от Мухи- Цокотухи.

«Здравствуйте, мои дорогие жучки и паучки, букашечки и таракашечки! Приглашаю вас на мой День рождения. Муха – цокотуха».

2. Работа с презентацией по теме «Насекомые».

Загадки о насекомых.

Словесная игра «Кто что делает?»;

Игра «Сосчитай- ка».

Игра «Кто был на полянке?».

Зрительная гимнастика.

Жа – жа – жа прилетела к нам пчела, (Вытянуть перед собой

палочку, зафиксировать на ней

взгляд. Голова остается

неподвижной.)

Жу – жу – жу мы увидели пчелу. (Проследить движение палочки

Вверх – вниз.)

Жы – жы – жы испугались мы пчелы. (Описать в воздухе круг палочкой

проследить его взглядом.)

Жа – жа – жа улетай скорей пчела. (Проследить движение по кругу в

другую сторону.)

Ай – ай – ай ты нас больше не кусай! (Спрятать руки за спину и покачать

Головой.)

Ой – ой – ой побежали мы домой! (Помигать глазами.)

Игра «Четвёртый лишний»;

Игра «Кто где спрятался?»;

Игра «Поиграй- ка»;

Игровой упражнение «Где чей домик?»;

Составление рассказа по схеме о насекомом.

Физ. минутка.

«Утром бабочка проснулась, (Дети выполняют движения в

Потянулась, улыбнулась, соответствии с текстом.)

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре улетела».

Игра с маской насекомого «Да - Нет».

Пальчиковая гимнастика.

«Прилетела к нам вчера (Машут ладошками)

Полосатая пчела. (На каждое насекомое загибают

А за нею шмель – шмелёк один пальчик.)

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков и

Как фонарики глаза подносят к глазам.)

Пожужжали, полетали (Машут ладошками.)

От усталости упали (Роняют ладошки на стол.)

3. Индивидуальная работа.

Разрезные картинки;

Выкладывание изображений насекомых из паеток, счётных палочек;

Соединение по точкам для получения изображения, раскрашивание насекомых и поздравление Мухи- Цокотухи (дети дарят те работы, которые выполняли индивидуально).

Педагог интересуется у детей, что им понравилось на занятии.

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе

«Насекомые»

Воспитатель

муниципального бюджетного

дошкольного образовательного

учреждения детский сад

общеразвивающего вида № 50

Программное содержание:

Образовательные задачи - учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; делать обобщения; отвечать на вопросы; активизировать память;

Развивающие задачи: развивать творческую активность, воображение, речь;

Воспитательные задачи - воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Музыка», «Художественное творчество».

Методы и приемы: наблюдение (показ образца, способов действий), демонстрация наглядных пособий, рассказ педагога (вопросы, пояснение), беседа, дидактическая игра, воображаемая ситуация с соответствующим игровым оборудованием.

Оборудование и материалы: картинки с изображением леса; предметные картинки, иллюстрации насекомых, цветов; дидактическая игра «Четвёртый лишний», цветная бумага, ниточки, волшебный обруч.

Средства ИКТ: презентация, экран, проектор.

Предварительная работа: наблюдение за насекомыми на прогулке, на клумбе, рассматривание иллюстраций с насекомыми, знакомство с моделями существующих признаков насекомых; динамической моделью «бабочка, складывающая крылья», экскурсия в парк, по территории детского сада.

Ход занятия

Воспитатель: - Сегодня мы отправимся на поляну, чтобы узнать тайны из жизни насекомых. Давайте на минутку закроем глаза и представим себе лето.

Какое ласковое солнышко. Лучики играют с нашими ресничками, где-то рядом летают бабочки, стрекочут кузнечики, слышатся голоса птиц. Ребята, чтобы попасть нам на поляну, нужно пройти через этот волшебный обруч. Когда будете проходить через волшебный обруч, не забудьте назвать своё имя, вот так, как я. Прохожу через обруч называю своё имя. Я, Мария Владимировна.

Дети проходят, называя свои имена, тихо звучит музыка.

Воспитатель: - Ребята! Как хорошо в лесу! В прекрасном мире веток и теней. Всё то, что живо, Музыкою дышит! Здесь всё поёт и даже муравей. Ползёт, поёт, и сам себя не слышит.

Музыка звучит громче.

Воспитатель: - Посмотрите ребята, сколько здесь цветов!

Назовите, какие цветы вы здесь видите? (колокольчик, ромашка, василёк, ландыш) . А ещё, какие луговые цветы вы знаете? (одуванчик, мать-и-мачеха, фиалка). Ах, какой аромат я чувствую. Да это же ландыш! А кого привлекают луговые цветы? (людей, насекомых). Для чего нужны цветам насекомые? (опылять цветы) .

Воспитатель: - Каких насекомых можем встретить на поляне? Жучков, кузнечиков, божью коровку, муравья. А как ты думаешь? (вопросы детям) .

По каким признакам можно определить, что это насекомое? (у насекомых по три пары ног, три части тела: голова, грудь и брюшко).

Воспитатель: - Почему их так называют - НАСЕКОМЫЕ. От слов насечка, насекать. На брюшке видны поперечные полоски-насечки. Давайте поближе познакомимся с жителями нашей планеты насекомыми. Отгадайте загадки:

· У неё четыре крыла, тело тонкое, словно стрела, и большие, большие глаза. Называем её...(стрекоза)

· Сок цветов душистый пьёт, дарит нам и воск и мёд, людям всем она мила, а зовут её… (пчела)

· Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу, не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь. (жук)

· Не, не птица, нос как спица; летит - кричит, сядет - молчит, кто его убьёт, свою кровь прольёт. (комар)

· Он работник настоящий, очень, очень работящий, под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом. (муравей)

· Она легка, красива, изящна, легкокрыла, сама похожа на цветок. И любит пить цветочный сок. (бабочка)

· Всех жучков она милей, спинка алая на ней. а на ней кружочки, чёрненькие точки. (божья коровка)

Воспитатель: - Молодцы ребята! В лесу и на полянке, живут не только насекомые и птицы, но и животные. Только мы их сейчас не видим. Они испугались нас и прячутся. А знаете ли вы, что есть животное, которое летает? Какое это животное?

(летучая мышь) Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»:

· Заяц, ёж, лиса, шмель.

· Трясогузка, паук, скворец, сорока.

· Бабочка, стрекоза, муравей, енот.

4. Лягушка, комар, жук, бабочка.

Воспитатель: - А сейчас вы должны быть очень внимательными. Я хочу поиграть ещё в одну игру с вами: «Игра в слова». Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят:

· Муравью: зелёный, порхает, мёд, паутина, муравейник, трудолюбивый.

· Пчеле: спинка, пасека, вредитель, трудолюбивая.

· Кузнечику: полосатый, нектар, зелёный, «чемпион по прыжкам.

· Бабочке: улей, большие глаза, порхает, красивая.

Физкультминутка:

Танец « В траве сидел кузнечик»

Воспитатель: - Ребята, а почему нельзя рвать цветы? (ответы детей) Для кого хорошо, когда много насекомых? Что произойдёт, с лугом, лесом, с нашей природой, если исчезнут насекомые? (ответы) Как нужно вести себя в лесу, на поляне? Не шуметь, не кричать, не мусорить, не разжигать костры. Ребята! Насекомые, это часть природы, а природу надо беречь! Нам пора возвращаться, но нас ждут интересные дела. Проходите через волшебный обруч и садитесь за столы. Мне так понравилось, как вы сегодня показывали, как летают бабочки. Я предлагаю сделать бабочку из бумаги вот такую. (показать образец)

Ручной труд: Изготовление бабочек.

Воспитатель: - У вас в конверте лежат два квадратика: один большой, другой поменьше. Возьмите большой квадратик и сложите его гармошкой. (показываю) Получилось вот такое крылышко.

Индивидуальная помощь.

Воспитатель: - Теперь возьмите квадратик поменьше и также сложите гармошкой. У вас получилось два крылышка. Возьмите ниточку и перевяжите два крылышка вместе. У вас получилась бабочка, сложившая крылышки. Что нужно сделать, чтобы бабочка выглядела летящей? (расправить крылья)

Воспитатель: - Ребята выходите из-за столов, и покажите своим друзьям и мне своих бабочек. Вы так старались, у вас получились красивые бабочки. Вам понравилось занятие? Что вам понравилось больше всего? А тебе Оля? (ответ) А что нового узнали? (ответ) Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, отгадывали загадки, играли, и делали из бумаги бабочку. Пусть эти бабочки напоминают нам о лете и о нашем занятии. Занятие закончено. Всем, большое спасибо. До свидания!