Нигилист - это циник или отчаявшийся человек? Атеизм. Отрицание очевидного

Отрицание в психологии рассматривается как механизм защиты психики от чувств и обстоятельств, которые по какой-то причине могут разрушительно воздействовать на психику. В психоанализе отрицание определяется как неприятие личностью подсознательных влечений, чувств и мыслей.

Отрицание чувств

Чрезмерная склонность психики к игнорированию может быть причиной или признаком развития патологических особенностей личности, психических расстройств и нарушений функционирования психики.

Tigran Tsitoghdzyan

Существует ряд ситуаций, которые психика склонна отрицать. Наиболее распространенные среди них:

  1. Игнорирование болезни. Человек настолько боится заболевания и его последствий, что отказывается замечать даже явные признаки и симптомы. Это очень опасно, поскольку человек не обращается за лечением, и болезнь стремительно развивается. Любовь, забота и поддержка близких в таком случае могут вызывать раздражение и неприятие.
  2. Игнорирование зависимости. Практически все люди с алкогольной или наркотической зависимостью считают себя способными прекратить употребление в любой момент. Эта уверенность не позволяет им обратиться за квалифицированной помощью. Один из основополагающих моментов в выздоровлении – это признание наличия проблемы.
  3. Игнорирование страха. Психика людей, которые занимаются экстремальными видами спорта, обычно отрицает опасность их деятельности, притупляет страх. В некоторых случаях это приводит к тому, что они начинают халатно относиться к технике безопасности и погибают.
  4. Игнорирование проблем в семейной жизни. Часто люди в браке настолько привыкают друг к другу, что становятся неинтересными для своего партнера, отдаляются. Ради сохранения дисфункциональной семейной структуры они игнорируют даже очевидные признаки неблагополучия этого союза, например, отсутствие любви, секса и взаимного уважения. Множество семей распадается из-за того, что оба супруга имеют такую психологическую защиту.
  5. Отрицание смерти близкого. При получении известия о гибели родного человека, первой реакцией становится отрицание. Человек отказывается верить в произошедшее. Этот механизм дает ему возможность выполнять необходимые действия в сложившейся ситуации: сообщить остальным родственникам, организовать похороны.

Примеров отрицания можно привести множество. Само по себе отрицание – это не патология, а инструмент, который психика применяет для адаптации. Иногда отрицание становится одним из этапов осознания ситуации.

Стадии переживания горя

В психологии выделяют 5 стадий, которые проходит человек, прежде чем принять травмирующую ситуацию, такую, например, как постановка смертельного диагноза. Как выглядят эти стадии:

  1. Отрицание. Человек не верит в то, что произошло. Надеется на ошибку и ждет чуда.
  2. Гнев. На этой стадии происходит поиск ответа на вопрос: «Почему это случилось со мной?». Человека начинают раздражать люди, которых не коснулась такая же неприятность. Он ищет виновных или винит всех вокруг.
  3. Торг. Человек старается «откупиться» от неизбежного. Или в прямом смысле, готов отдать все деньги, только бы исправить ситуацию. Или ищет другие способы «задобрить» судьбу: начинает помогать больным людям, углубляется в религию, совершает бесконтрольные траты.
  4. Депрессия. Человек измотан непрекращающейся борьбой за жизнь, он теряет надежду, сил бороться не остается. Снижается аппетит. Могут появляться мысли о суициде.
  5. Принятие. Здесь происходит смирение с происшедшим. Борьба окончена, человек принимает ситуацию как должное.

Эта модель предложена Элизабет Кюблер-Росс, но некоторые ученые пришли к выводу, что не все люди проходят именно эти 5 стадий. Бывают случаи, когда они проживаются в другом порядке или же человек проходит лишь некоторые из стадий. Тем не менее отрицание в таких случаях встречается часто и является важной составляющей процесса принятия неизбежного.

Если же стадия отрицания заболевания длительное время не переходит в следующую стадию, человеку нужна поддержка, лечение и помощь психолога.

Специалист помогает выстроить для пациента внутреннюю картину его заболевания, объединить все симптомы и связать их с поставленным диагнозом, адаптироваться к ситуации.


Отрицание обеспечивает удержание от осознания того содержания, которое может нанести непоправимый ущерб психике. Благодаря отрицанию воздействие сильных травмирующих факторов сглаживается, и психика получает дополнительное время для того, чтобы мобилизовать свои ресурсы в адаптации к стрессовым условиям.

Однако если по какой-то причине у личности не активизируются более сложные формы защит, а отрицание оказывается главным, привычным способом реагирования, это нарушает адекватное взаимодействие человека с миром и может быть признаком психического расстройства.

Отрицание – это метод защиты психики, который является очень показательным для психоаналитика, делает картину более ясной и раскрывает множество актуальных проблем.

Задайте вопрос эксперту в комментариях

Site Team

Величайшая трагедия жизни - утратить Бога и не скучать по Нему»(Ф.Норвуд).

Хотя, по утверждению атеистов, они не верят в Бога, некоторые христиане и все мусульмане полагают, что в определенный момент своей жизни даже убежденные атеисты признают Его существование. Врожденное, но упорно игнорируемое чувство осознания Бога обычно проявляется в тяжелые моменты. Цитата времен второй мировой войны: «В лисьей норе нет атеистов».

Несомненно, бывают времена - будь-то дни мучительной болезни, унизительное нападение преступников или доли секунд, в преддверии ужасных последствий неизбежной аварии - когда мы понимаем, насколько человек уязвим и не властен над судьбой. Разве не к Творцу мы обращаемся в такие моменты? Эти минуты отчаяния должны напоминать всем, от религиозного ученого до ярого атеиста, о зависимости человека от реальности намного более великой, чем наше ничтожное бытие. Более великой во всем: в знании, силе, воле…

В такие горькие моменты, когда всякие человеческие усилия тщетны, и ничто из материального мира не может помочь, к кому, как не к Богу, инстинктивно взывает человек? В минуты испытания сколько раз обращаемся мы к Господу, каждый раз обещая встать на истинный путь! Но многие ли держат данное слово?

Величайшим бедствием для человека станет, бесспорно, День Суда, и несчастным будет тот, кто признает существование Бога только в этот страшный день. Английская поэтесса Элизабет Баррет Браунинг, описывая обращение страдальцев («Плач человека») пишет:

«И молвят уста: «Бог сострадателен»

Те, что ни разу не восхвалили Его».

Мыслящий атеист, хотя и полон скептицизма, все же страшится Судного Дня, отсутствие которого он не в силах доказать. Поэтому, на всякий случай, говорит:

«О Господь, если Господь есть! Спаси мою душу, если у меня есть душа» (Жозеф Эрнест Ренан «Молитва Скептика»).

Разве человек потеряет что-то, обратись он с такой мольбой к Богу? Если атеист решит остаться в неверии, хуже от этого уже не станет, но если с обращением человек придет к вере, как сказал Томас Джефферсон:

«Если вы найдете причину верить в Бога, осознание того, что вы живете под Его наблюдением и Он одобряет ваши поступки, послужит дополнительным толчком - если есть будущая жизнь, надежда на счастливое существование подогреет желание заслужить его…»

Если человек не видит Бога в великолепии Его творений, ему стоит приглядеться снова. Как сказал однажды Френсис Бэкон: «Я лучше поверю во все сказки, Талмуд и Коран, чем в то, что у Вселенной нет разума». Далее он пишет: «Господь никогда не творил чудеса, чтобы опровергнуть атеизм, потому что Его простые творения уже опровергают его».

Подумайте, ведь даже мельчайшие творения, простые для Него, являются чудом для нас! Возьмите, к примеру, крошечного паука. Неужели кто-то действительно верит, что столь изощренное существо могло возникнуть из «первичного бульона»? Это создание - маленькое чудо - может производить до семи видов шелка, невероятно тонкого, но прочного. Паучий шелк прочнее стали. Паук производит разный шелк для различных целей: охоты, оборачивания добычи, создания мешочка для хранения яиц и т.д. И это лишь малая часть чуда паука.

И при этом человек считает себя высшим созданием. Всего одна минута искренних размышлений может доказать человеку его ничтожность. Глядя на прекрасное здание, мы проникаемся уважением к архитектору, а восхищаясь скульптурой, мы думаем о скульпторе. Но взгляните на изысканность творений вокруг: от сложности мельчайшей ядерной частицы до неизведанных просторов Вселенной. Неужели вы ни к чему не придете? Окруженные великолепием мы, люди, не можем сотворить даже крыла комара! Целый мир, Вселенная пребывают в состоянии удивительной гармонии, демонстрируя результат случайных стечений, превративших космический хаос в сбалансированное совершенство! Кто-то называет это совпадением, кто-то - творением.

Нигилизм как философская концепция постулирует следующие идеи: не существует никакой нравственности, которую называют реальной; ничто явно не указывает на существование высшего создателя всего сущего; бытие не имеет истины, нет правильных и неправильных поступков, объективно их ценность одинакова. Как можно догадаться, нигилист - это разочаровавшийся в мире человек. Нигилизм представляет собой наиболее саркастическую концепцию, скрывающую под маской цинизма горечь разочарования во всем сущем и осознания тщетности бытия.

Западно-европейский нигилизм

Наибольшее распространение данному термину предоставили нигилисты 19 века, поскольку именно в этот период нигилистическое движение приобрело особенный размах как в России, так и на Западе. Понятие "нигилизм" было впервые введено Ф.Г.Якоби, немецким философом. Наиболее яркий в истории философии нигилист - это, несомненно, Фридрих Ницше, полагающий, что истинного мира (каким он должен быть по мнению прохристианских мыслителей) не существует, что это не более чем иллюзия, фикция. О. Шпенглеру принадлежит идея о закате европейской культуры, разрушении прежних форм сознания. Еще один известный нигилист - это полагающий, что христианское вероисповедние претерпевает кризис, что и является причиной распространения нигилистических воззрений.

Нигилизм в России 19 века

Со второй половины 19 века в России стало нарастать движение, отрицающее сложившиеся устои социального общества. Разночинцы-шестидесятники проповедовали атеизм и материализм и высмеивали религиозную идеологию. Наибольшую популярность термин "нигилизм" получил благодаря всем известному роману Тургенева И.С. "Отцы и дети" и описанному в нем Общие народные настроения вполне отвечали идеям нигилизма, что и послужило распространению этого термина в массах.

Психологическая точка зрения

Тем, кто немного знаком с психологией и таким понятием как становится очевидно, что нигилизм как раз является формой такой защиты.

По сути, нигилист - это в поисках смысла и причины своего бытия в мире. Окружающая действительность не отвечает внутренним представлениям человека о том, каким должен быть истинный мир, и это противоречие находит отражение в процессе отрицания. Так, нигилизм и нигилисты анализируются с точки зрения глубинной психологии. Человек разрывается между двумя тенденциями - стремлением к свободе и потребностью в принадлежности к группе. Чем сильнее стремление к свободе, тем более одиноким чувствует себя индивид на своем пути. В работе Э. Фромма "Бегство от свободы" описаны характеристики когда воспринимает данную свободу, а именно - стремление разрушить мир (хотя бы через отрицание его) и стремление разрушить тем самым себя, отвергая смысл своего существования. Сторонники телесного подхода в психологии отмечают внешние характеристики нигилиста: ироническая ухмылка, вызывающее поведение, ироничные замечания. Это закрепленные в прошлом защитные реакции, которые так и остались в чертах человека.

Таким образом, нигилизм - это своебразный ответ человека на происходящее в мире, защитная реакция в ответ на неугодные являения окружающей действительности.

Еще один ранний способ справляться с неприятностями – отказ принять их существование. Все мы автоматически отвечаем таким отрицанием на любую катастрофу. Первая реакция человека, которому сообщили о смерти близкого: “Нет!”. Эта реакция – отзвук архаического процесса, уходящего корнями в детский эгоцентризм, когда познанием управляет дологическая убежденность: “Если я не признаю этого, значит, это не случилось”. Подобные процессы вдохновили Сельму Фрайберг назвать свою классическую популярную книгу о раннем детстве “Волшебные годы”.

Человек, для которого отрицание является фундаментальной защитой, всегда настаивает на том, что “все прекрасно и все к лучшему”. Родители одного из моих пациентов продолжали рожать одного ребенка за другим, хотя уже трое из их отпрысков умерли от того, что любые другие родители, не находящиеся в состоянии отрицания, поняли бы как генетическое нарушение. Они отказывались оплакивать умерших детей, игнорировали страдания двух здоровых сыновей, отвергали советы обратиться в генетическую консультацию и твердили, что происходящее с ними есть воля Бога, знающего их благо лучше их самих. Переживания восторга и всепоглощающей радости, особенно когда они возникают в ситуациях, в которых большинство людей нашли бы негативные стороны, также говорят о действии отрицания.

Большинство из нас до некоторой степени прибегает к отрицанию, с достойной целью сделать жизнь менее неприятной, и у многих людей есть свои конкретные области, где эта защита преобладает над остальными. Большинство людей, чьи чувства уязвлены, в ситуации, когда плакать неуместно или неразумно, более охотно откажутся от своих чувств, чем, полностью их осознавая, подавят слезы сознательным усилием. В чрезвычайных обстоятельствах способность к отрицанию опасности для жизни на уровне эмоций может оказаться спасительной. Благодаря отрицанию мы можем реалистически предпринять самые эффективные и даже героические действия. Каждая война оставляет нам массу историй о людях, которые “не потеряли головы” в ужасных, смертельно опасных обстоятельствах и в результате спасли себя и своих товарищей.

Хуже то, что отрицание может привести и к противоположному исходу. Одна моя знакомая отказывается делать ежегодные гинекологические анализы, словно, игнорируя возможность рака матки и шейки матки, она магическим образом может избежать этих болезней. Жена, отрицающая, что избивающий ее муж опасен; алкоголик, настаивающий, что не имеет никаких проблем с алкоголем; мать, игнорирующая свидетельства о сексуальных домогательствах к ее дочери; пожилой человек, не помышляющий об отказе от вождения машины, несмотря на явное ослабление способностей к этому, – все это знакомые примеры отрицания в его худшем виде.

Данная психоаналитическая концепция более или менее без искажений воспринята повседневным языком, отчасти потому, что слово “отрицание”, так же как “изоляция”, не стало жаргонным. Другая причина популярности этой концепции – ее особая роль в программе “12 шагов” (лечения наркомании) и других мероприятиях, направленных на помощь их участникам в осознании привычного использования ими этой защиты и для того, чтобы помочь им выйти из ада, который они создали для себя.

Компонент отрицания можно найти в большинстве более зрелых защит. Возьмем, например, утешительную веру в то, что отвергший вас человек на самом деле хотел быть с вами, но просто еще не готов отдать себя целиком и оформить ваши отношения. В этом случае мы наблюдаем отрицание отвержения, а также более изощренный прием нахождения оправдания, который называется рационализацией. Аналогично этому, защита путем реактивного формирования, когда эмоция обращается в свою противоположность (ненависть – любовь), является специфическим и более сложным видом отрицания чувства, от которого нужно защититься, чем просто отказ испытывать данное чувство.

Самый очевидный пример психопатологии, обусловленной использованием отрицания, – мания. Пребывая в маниакальном состоянии, люди могут в невероятной степени отрицать свои физические потребности, потребность в сне, финансовые затруднения, личные слабости и даже свою смертность. В то время как депрессия делает совершенно невозможным игнорирование болезненных фактов жизни, мания придает им психологическую незначимость. Люди, для которых отрицание служит основной защитой, маниакальны по своему характеру. Аналитически ориентированные клиницисты относят их к типу гипоманиакальных. (Приставка “гипо”, означающая “мало” или “несколько”, указывает на отличие этих людей от индивидов, переживающих настоящие маниакальные эпизоды.)

Эта категория была охарактеризована также словом “циклотимия” (“чередование эмоций), поскольку в ней наблюдается тенденция чередования маниакальных и депрессивных настроений, обычно не достигающих выраженности клинически диагностируемого биполярного заболевания. Аналитики рассматривают эти перепады как результат периодических использований отрицания, за которыми каждый раз следует неизбежный “обвал”, когда у человека вследствие маниакального состояния наступает истощение.

Наличие ничем не модифицированного отрицания у взрослого человека, как и других примитивных защит, является поводом для беспокойства. Однако слегка гипоманиакальные люди могут быть очаровательны. Многие комические и эстрадные артисты демонстрируют остроумие, энергетический подъем, склонность играть словами и заразительно приподнятое настроение. Именно эти признаки характеризует людей, которые в течение длительного времени успешно отстраняют и трансформируют болезненные переживания. Но близкие и друзья нередко замечают и оборотную сторону их характера – тяжелую и депрессивную, и часто нетрудно увидеть психологическую цену их маниакального

Некоторые исследователи в Англии, Лас-Вегасе и в целом в США мгновенно приходят мне на ум. Доктор Якобс называет также имена некоторых «звезд» в исследовании «инопланетян», таких как Джон Хантер Грэй, доктор Лео Спринкл, Доктор Ричард Бойлан, Джозеф Найман и Гарвардский профессор доктор Джон Мэк - среди тех, кто хотят придать позитивный оттенок сообщениям о похищении:

«Оба Бойлан и Мэк умаляют эффекты стандартной процедуры похищения. Бойлан верит в то, что гинекологические и урологические процедуры имеют место лишь с очень малым количеством похищенных и он редко на них фокусируется. И хотя Мэк в курсе всего диапазона физических, умственных и репродуктивных процедур «чужих», он упоминает их лишь походя и усиливает духовно-возвышенные, по его мнению, элементы. Благосклонный оттенок, который «позитивы» (что похищенные, то и исследователи) придают феномену похищения - загадочен, если судить по методам, описанным людьми: уведенные против своей воли, ставшие предметом болезненных физических процедур (оставляющих порой за собой шрамы), продолжительные издевательские и надругательские сексуальные эпизоды, включая принуждение к половому сношению, жизнь в страхе и тревоге в ожидании следующего похищения».

Джеймс Бартли, похищенный и исследователь связи с рептилиями, гораздо более прямолинеен в оценке называемых им «Кукол» - тех, кто либо отказывается видеть злобный характер рептильного Плана или активно пытается представить его в позитивном свете. Он считает, что причиной того, что многие похищенные стали безнадежно запутанными во всем этом - стало срабатывание механизма программирования на невозможность выяснения правды в их происшествии. Он говорит, что бессчетное число раз был свидетелем того, как жертва мгновенно засыпала в момент, когда разговор заходил за предмет его страха. Но когда он или она посещает лекции медиума, говорящего «положительные» вещи в отношении «чужих» - похищенный становится оживленным и внимательным на протяжении всей лекции. «Засыпание является одним из механизмов, - говорит он, - и другим является беспокойство или злость». Точно также как и непреодолимое побуждение встать и уйти, пойти поесть, закурить, почувствовать тошноту или головную боль и т. д. В статье, дающей вызов методам исследователя и лектора, доктора Ричарда Бойлана, Бэртли продолжает:

«Бойлан (продвигает) смехотворное предположение о том, что женщина-похищенная страдает просто от душевного торможения и умственно неспособна понять благосклонный характер ужасного и нежелаемого экспериментирования, проведенного над ней. Нам приходилось работать с бесчисленным количеством женщин, страдавшим от болезненных кровотечений, иногда продолжавшихся днями после «благосклонных» инопланетных докторов. Что общего, спросит нас проницательный человек, имеется между обширным и болезненным кровотечением и «душевной» эволюцией? Ла-Ди-Дас из «Новой Эры» заявляет о том, что не существует никаких Зла и Демонов, что делает его предметом бесконечных шуток со стороны ведьм, колдунов и сатанистов всего мира, потому что последние получают силу свою от этих демонических существ. Своими постоянными обвинениями в адрес «глобалистов-индустриалистов» и «военщины», пропагандисты рептилий формируют у похищаемых веру в то, что все институты человечества плохи, и вся надежда состоит в достижении… следующих уровней сознания, эволюции, частоты вибрации и прочего. Это все равно что начать высматривать в небесах все тех же темных «богов», что в ответе за их нынешнее состояние духовного порабощения. И ничего, что большая часть этих «глобалистов и милитаристов» являются все теми же братскими орденами, поклоняющимися патриархальным серпент-богам и во многих случаях содержащих в себе рептильные существа. Эти хозяева со своими путешественниками выступают «пятой колонной» на Земле для подготовки сцены к возвращению темных Рептильных Богов.

«Так называемое НЛО-Исследовательское Общество насыщено этими «куклами». Даже я могу посмеяться над этим: буквально приживальщики рептильных существ, способствующие группам поддержки похищенных, поучающие на так называемых «НЛО-конференциях» и говорящих на Арт-Белл Шоу (Главное радиошоу мистерий в США). Это происходит ради долгосрочной программы генетической и духовной матрицы манипуляций человеческой расой».

Как же он прав, и как же быстрее надо проснуться и встать человеческой расе! Истории, приведенные мною в этой главе - всего лишь малая часть сообщений и личных происшествий, описывающих рептильную тему. Если вы хотите узнать больше - обратитесь в «Рептильный Архив» на моем вебсайте, прочитайте «Величайший Секрет» или посмотрите «Мост Любви» видео с Аризоной Уальдер, «Откровениями Матери-Богини» и Кредо Мутва в «Планах Рептилий», части 1 и 2. Соединив эти современные сообщения с их отражениями в древнем мире - получите такую библиотеку информации, что только самые закрепощенные умы могут отбросить ее безо всякого дальнейшего разбирательства. Но, принимая во внимание уровень сформированного человеческого сознания - таковые имеются. Особенно в средствах массовой информации


| |