Четыре священных слова. Первое слово: Союз…

4.1. Канон Священных книг. Первоисточником церковно- го права является Божественная воля. Заповеди Господни составляют основание церковного устройства. Руководствуясь ими, Церковь исполняет в мире свою спасительную миссию. Эти заповеди содержатся в Священном Писании.

В 85-м Апостольском правиле, в 60-м правиле Лаодикий ского Собора, в 33-м (24-м) правиле Карфагенского Собора и в 39-м каноническом послании святого Афанасия, в канонах святителя Григория Богослова и Амфилохия Иконийского приведены списки Священных Книг Ветхого и Нового Заве- та. Эти перечни не вполне совпадают. В 85-м Апостольском правиле, кроме канонических ветхозаветных книг, названы и неканонические: 3 книги Маккавеев, книга Иисуса сына Сирахова, а между новозаветными книгами - два послания Климента Римского и 8 книг Апостольских Постановлений, но не упомянут Апокалипсис. Нет упоминания об Апокалип- сисе в 60-м правиле Лаодикийского Собора и в стихотворном каталоге Священных книг святого Григория Богослова. Афа- насий Великий так говорил об Апокалипсисе: «Откровение же Иоанново ныне причисляют к Священным книгам, а мно- гие называют неподлинным». В перечне канонических ветхо- заветных книг у святого Афанасия не упомянуто Есфири, ко-торую он, наряду с Премудростью Соломона, Премудростью Иисуса сына Сирахова, Иудифью и книгой Товита, а также «Пастырем Ермой» и «Учением Апостольским», причисляет к книгам, «назначенным отцами для чтения нововступающим и желающим огласиться словом благочестия».

В 33-м (24-м) правиле Карфагенского Собора предлагается следующий список канонических библейских книг: «Канони ческия же писания суть сии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисус Навин, Судии, Руфь, Царств четыре книги, Паралипоменон две, Иов, Псалтирь, Соломоновых книг четыре, Пророческих книг дванадесять, Исаия, Иере- мия, Иезекииль, Даниил, Товия, Иудифь, Есфирь, Ездры две книги. Новаго Завета: четыре Евангелия, Деяний Апостолов одна книга, Посланий Павла четыренадесять, Петра Апосто ла два, Иоанна Апостола три, Иакова Апостола едина, Иуды Апостола едина, Апокалипсис Иоанна книга едина».

В Православной Церкви аутентичным текстом Ветхого Завета, помимо подлинника в Мазоретской редакции, счита- ется перевод его на греческий язык - Септуагинта. За аутен- тичный текст Нового Завета признается греческий подлин- ник. Для славянских Церквей высоким авторитетом облада-ет славянский перевод Библии Елизаветинского издания, которое многократно воспроизводилось в наших синодальных перепечатках. Существует также и авторитетный русский Синодальный перевод, завершенный в 1870-е годы и с тех пор много раз переизданный.

4.2. Церковный авторитет ветхозаветных правовых норм. Авторитет ветхозаветных и новозаветных книг в Христиан-ской Церкви неодинаков. «Закон был для нас детоводителем ко Христу...» (Гал. 3, 24), «имея тень будущих благ, а не са- мый образ вещей» (Евр. 10, 1), явленный во Христе, Который, по слову Апостола, «отменяет первое, чтобы постановить вто- рое» (Евр. 10, 9). Тем не менее Господь говорил о Ветхом Завете: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или про- роков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5, 17).

По известному выражению блаженного Августина, «Новый Завет скрывается в Ветхом, Ветхий открывается в Новом» 62 . Идея Царства Божия в Ветхом Завете дана в обетовании, в прообразовании, а в Новом она явлена в личности и учении Христа, в жизни Церкви, в житиях святых.

В Ветхом Завете правовые предписания, касающиеся не только храма и богослужения, но и общественной жизни народа, семейных и имущественных отношений, занимают исключительно важное место.

Эти предписания по полноте и обстоятельности своей, по подробному регламентированию всевозможных казусов носят характер юридических кодексов: «Не засевай виноградника своего двумя родами семян, чтобы не сделать тебе заклятым сбора семян... Не паши на воле и осле вместе. Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе» (Втор. 22, 9-11). Недаром Пятикнижие Моисея полу- чило название «Тора»- закон.

Но большая часть ветхозаветных предписаний утратила силу для христиан. В Церкви Христовой, безусловно, отме- нен ветхозаветный левират. На Апостольском Соборе, опи- санном в «Деяниях», в связи с разномыслием первых хрис тиан об обязательности Моисеева Закона для новообращен- ных из язычников принято было постановление написать братиям из язычников: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необхо- димого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите...» (Деян. 15, 28-29). Таким образом, в Новом Завете сохранили силу нравственные предписания Моисеева Закона, очищенные от тех элементов, которые были уместны до при- шествия Христа, но утратили всякий смысл после исполне- ния чаяний Израиля.

Всю свою обязательную силу для христиан сохранило и Десятословие Моисея. Суть этих заповедей Господь в беседе с законником изложил так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением тво- им: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подоб- ная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37-40).

Профессор Н. С. Суворов отмечал: «Отдельные институты юридического ветхозаветного порядка то служили образцом и основой для христианского порядка жизни, как, например, ветхозаветный институт священства для христианской цер- ковной иерархии, то прямо признавались обязательными для христиан, как, например, десятина... запрещение взимать проценты (в Ветхом Завете, добавим, ограниченное лишь еди- ноплеменниками: "Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост" (Втор. 23, 20. - В. Ц.), налагать двойное наказание за одно и то же преступление, требование показа-ний двух или трех свидетелей для установления истины на суде» 63 . Полную силу сохранило и ветхозаветное запрещение кровосмесительных браков.

В канонах часто встречаются ссылки на ветхозаветные тексты. В 21-м правиле святого Василия цитируется пророк Иеремия (3, 1) и Книга Притчей (18, 23): «Аще муж, сожи- тельствуя жене, и потом не довольствуяся браком, впадет в блуд, таковаго почитаем блудником и надолго оставляем его под епитимиею. Впрочем, не имеем правила подвергати его вине прелюбодеяния, аще грех соделан с свободною от брака. Ибо речено: прелюбодейца сквернящися осквернится и к мужу своему не возвратится. Такожде: держащий прелюбо дейцу безумен и нечестив». На эти же места из Иеремии и Притчей ссылаются и отцы Трулльского Собора в 87-м правиле. В 16-м правиле VII Все- ленского Собора цитируется Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова: «Исполнилось в них написанное: мерзость грешни- ком благочестие (Сирах. 1, 25), то аще обрящутся некие, посмевающиеся носящим простое и скромное одеяние, епити миею да исправляются...»

По словам епископа Никодима (Милаша), «предписания (ветхозаветного) законодательства сохраняют свою силу в Христовой Церкви настолько, насколько она сообщила им эту силу, руководствуясь принципом, выраженным в за- ключении... Апостольского Собора» 64 .

4.3. Новый Завет как источник церковного права. Иначе обстоит дело с Новым Заветом. Заповеди Христовы, как пря- мое выражение Божественной воли, общеобязательны для Церкви, они составляют краеугольный камень ее учения и жизни.

Некоторые из этих заповедей касаются устроения Церкви и взаимоотношений между ее членами, а также церковных Таинств. Господь установил Таинство Крещения: «Итак, иди- те, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19), - и Таинство Евхаристии: «И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое...» (Лк. 22, 19). Спасителем установлено и Таинство покаяния: Господь вручил Апостолам и в лице их священству власть разрешать грехи: «Что вы свяжете на зем- ле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18,18).

Посылая семьдесят учеников «на жатву Свою», Господь предоставил им право получать содержание от пасомых: «В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои...» (Лк. 10, 7).

В Евангелии содержится и учение Иисуса Христа о браке: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает... Кто разведется с женою своею не за прелюбоде-яние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женив- шийся на разведенной прелюбодействует» (Мф.19, 5-6, 9).

Господь вручил Церкви и право суда над согрешившими братьями: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послуша- ет их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф.18,15-17).

Спаситель оставил Своим ученикам мудрую заповедь об отношении к государственной власти: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 21).

Кроме заповедей, данных Самим Христом, в Священном Писании есть и другие постановления о Церкви, принадлежа- щие Апостолам, которые издавали их по власти, дарованной от Учителя.

В «Деяниях» говорится о повсеместном поставлении свя- щенников: «Рукоположив же им пресвитеров в каждой церк- ви, они помолились с постом и предали их Господу...» (Деян. 14, 23). О том же пишет Апостол Павел в послании к Титу: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недо- конченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит.1, 5).

В послании к Титу, а еще более обстоятельно в 1-м Посла-нии к Тимофею Апостол говорит о качествах, которыми дол- жен обладать кандидат священства: «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролю- бив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управ-лять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Бо жией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгор- дился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (1 Тим. 3, 2-7).

В Послании к Евреям Апостол наставляет верных повино- ваться пастырям: «Повинуйтесь наставникам вашим и будь- те покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр.13, 17).

Апостол Павел предписывает церковной общине самой со- держать пастырей: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9, 13-14).

Евангельское учение о браке и семье раскрывается в Апо- стольских Писаниях со многих сторон: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите сво- их жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3, 18-21). И у Апостола Петра читаем: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобре- таемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное жи- тие» (1 Пет. 3, 1-2).

В словах Апостола Иакова о помазании больных елеем Цер- ковь находит установление Таинства Елеосвящения: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помо- лятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молит- ва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

В Апостольских Писаниях говорится и о том, как следует поступать с согрешающими братьями: «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели» (1 Тим. 5, 20); «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2 Фес. 3, 6).

В 1-м Послании к Тимофею Апостол Павел дает указания, как совершать суд над клириком в случае жалобы на него: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» (1 Тим. 5,19).

В Апостольских Посланиях подробно раскрывается Еван-гельское учение об отношении христиан к государственной власти: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, - учит Апостол Павел, - ибо нет власти не от Бога; существу- ющие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бо- яться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совес- ти. Для сего вы и подати платите, ибо они - Божии служи- тели, сим самым постоянно занятые. Итак, отдавайте всяко му должное: кому подать - подать; кому оброк - оброк; кому страх - страх; кому честь - честь» (Рим. 13, 1-7).

Апостол Павел в одном месте проводит различение между теми заповедями, которые он говорит от лица Самого Бога, и своими собственными советами: «Вступившим в брак нея повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или прими- риться с мужем своим, - имужу не оставлять жены своей. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, иона согласна жить с ним, то он не дол- жен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующе- го, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1 Кор. 7, 10-13). Но и советы апостольские Церковь прини-мает как заповеди; в этом она руководствуется словами само- го Апостола. Говоря о том, что жена после смерти мужа свободна выйти замуж во второй раз, Апостол Павел добавля- ет: «Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7, 40). Просвещен- ность ума святых Апостолов Духом Божиим позволяет даже те советы, которые составляли их личное мнение, все-таки тоже признавать частью Священного Предания. И эти советы Цер- ковь рассматривает как предписания Божественного права.

4.4. Священное Писание и каноны. Заповеди Спасителя и Его Апостолов не составляют кодекса законов. Извлекая из них правовые нормы, Церковь руководствуется определенны- ми правилами.

Чтобы воспринимать Писание в духе и истине, ум челове- ческий должен быть просвещен благодатью Святого Духа. Пример такого облагодатствованного прочтения Слова Божия дают творения святых отцов. Учение отцов - это учение Церкви, которая, по слову апостольскому, является «столпом и утверждением Истины».

Иерусалимский Собор 1672 года вынес «Определение»: «Веруем, что это Божественное и Священное Писание сооб- щено Богом, и потому мы должны веровать ему без всякого рассуждения, не так, как кто захочет, а как его истолкова- ла и передала КафолическаяЦерковь» 65 .

Канон 19-й Трулльского Собора учит нас правильному вос- приятию и толкованию Священного Писания: «Аще будет из следуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих Пи- саниях...» Правило это имеет полную силу и по отношению к тем заповедям, которые легли в основу церковного права. В их толковании нет места личному произволу и домыслам; для православного сознания приемлемо лишь такое истолкование норм Божественного права, какое дано во вселенском церков-ном законодательстве - в канонах Вселенских и Поместных Соборов и отцов. Поэтому всякое противопоставление норм Божественного права канонам надуманно и неприемлемо. Эти нормы мы извлекаем из Священного Писания, руководству-ясь духом церковного учения, через призму святых канонов.

Источником Апостольских правил, а также правил Соборов и отцов являются Священное Писание и Предание. Многие места Писания почти буквально воспроизведены в канонах.

17-е Апостольское правило гласит: «Кто по святом креще-нии двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина». О том же говорится и в 1-м Послании Апостола Павла к Тимофею: «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж...» (1 Тим. 3, 2).

А вот 80-е Апостольское правило: «От языческаго жития пришедшаго и крещеннаго, или от порочнаго образа жизни обратившагося, несть праведно вдруг производити во еписко-па. Ибо несправедливо еще не испытанному быти учителем других: разве только по благодати Божией сие устроится». Сравним это правило со словами апостола о том, что епископ «не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим. 3, 6).

Целый ряд канонов (29-е Апост. прав., 22-е прав. Трулл. Соб., 5-е прав. VII Всел. Соб., 19-е прав. VII Всел. Соб., 90-е прав. Василия Великого, Канонические послания Патриархов Геннадия и Тарасия Константинопольских) требует, чтобы рукоположение совершалось бескорыстно. Хиротония, полу- ченная за плату, признается недействительной, а совершив- шие ее подлежат извержению из сана. Особенно подробно об этом преступлении говорится во 2-м правиле Халкидонского Собора: свое название - «симония» - оно получило от име- ни Симона Волхва, который, увидев, как через возложение рук апостольских подается Святой Дух, принес Апостолам деньги и просил их дать и ему такую власть, на что святой Петр ответил: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян.8,20).

48-е Апостольское правило содержит угрозу отлучения от Святых Таин двоеженца: «Аще который мирянин, изгнав свою жену, примет иную, или иным отринутую: да будет отлучен». Канону соответствуют слова Спасителя: «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот пода- ет ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведен- ной, тот прелюбодействует» (Мф. 5, 32).

Часто в канонах даются прямые ссылки на те места Свя-щенного Писания, которые послужили основой для этих пра- вил. 19-е (16-е) правило Карфагенского Собора гласит: «Раз суждено, да не бывают епископы и пресвитеры и диаконы откупателями ради корысти, или управителями, и да не при- обретают пропитания занятием безчестным или презритель- ным. Ибо долженствуют взирати на написанное: никто воин- ствуя Богу не обязуется куплями житейскими». В правиле приведены слова Апостола Павла (2 Тим. 2, 4).

А в 15-м правиле VII Вселенского Собора цитируется Евангелие от Матфея и 1-е Послание к Коринфянам: «Отны- не клирик да не определяется к двум церквам, ибо сие свой- ственно торговле и низкому своекорыстию, и чуждо церков наго обычая. Ибо мы слышали от самаго гласа Господня, яко не может кто-либо двема господинома работати; либо едина го возненавидит, а другаго возлюбит, или единаго держится, о другом же вознерадит (Мф. 6, 24). Того ради всяк, по апо- стольскому слову, в нем же призван есть, в том должен пре бывати» (1 Кор.7, 20).

Союз Советских Социалистических Республик… четыре священных для нас слова. Все вместе они определяют сущность нашего государства.

Вот и давайте разберем эти слова одно за другим, по порядку.

Применительно к нашему государству это слово означает добровольное объединение равноправных национальных республик, созданных волей свободных народов, в единое многонациональное централизованное государство.

30 декабря 1922 г. на I Всесоюзном съезде Советов четыре государства трудящихся - Российская Федерация, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская Федерация - составили Союз Советских Социалистических Республик (подробнее о создании СССР см. ст. «Союз Советских Социалистических Республик»), Сейчас СССР объединяет уже 15 союзных республик. Ни одна из них не имеет никаких привилегий перед другими четырнадцатью. Все союзные республики по-братски дружат и помогают друг другу.

Среди союзных республик есть и очень большие государства, например Российская Федерация, где на 1 января 1962 г. проживало 122 084 тыс. граждан. Есть и совсем небольшие, например Эстония, где в это же время насчитывалось 1235 тыс. жителей.

Основатель великой партии коммунистов и Советского государства Владимир Ильич Ленин так писал о добровольном союзе равноправных социалистических наций: «Мы хотим добровольного союза наций-такого союза, который не допускал бы никакого насилия одной нации над другой, такого союза, который был бы основан на полнейшем доверии, на ясном сознании братского единства, на вполне добровольном согласии». Эти идеи В. И. Ленина воплотились в создании Союза Советских Социалистических Республик.

Союз не лишает ни одну республику суверенных прав. Никакие изменения границ или административного деления невозможны без согласия союзного государства. У каждой из 15 союзных республик - своя Конституция; в их основе - Конституция СССР. Это понятно: ведь главное в жизни каждой республики - социалистический строй и стремление к великой общей цели - построению коммунизма.

В Советский Союз при желании может вступить любое государство, вставшее на путь социалистического развития. Так было в 1940 г., когда Бессарабия воссоединилась с Советской Молдавией, когда трудящиеся Латвии, Литвы и Эстонии заявили о своем желании жить единой семьей с другими народами СССР; так было в 1944 г., когда в СССР вступила Тувинская Народная Республика. С другой стороны, каждая из союзных республик имеет право выйти из Союза. Но народы, создавшие Союз, понимают, что они сильны, когда все вместе, пользуясь разносторонней братской помощью, составляют дружную и равноправную интернациональную семью. Единая цель - построение коммунистического общества - сплачивает с неодолимой силой все союзные республики в одно монолитное целое. Процесс объединения социалистических наций нашей страны продолжается и усиливается с каждым днем. Ведь недаром мы говорим о народах, входящих в Союз, как о едином советском народе.

В Программе партии об этом сказано так: «Строительство материально-технической базы коммунизма ведет к еще более тесному объединению советских народов. Все интенсивнее становится обмен материальными и духовными богатствами между нациями, растет вклад каждой республики в общее дело коммунистического строительства».

Каждая союзная республика носит имя нации, составляющей большинство ее населения: Армянская ССР, Азербайджанская ССР, Белорусская ССР, Эстонская ССР и т. д.

Правда, в настоящее время уже есть исключения из этого правила - новый признак все усиливающегося сближения народов СССР. В Казахстан для освоения огромных природных ресурсов - целинных земель, месторождений полезных ископаемых и т. д. - съехались новоселы со всех концов - русские, украинцы, молдаване, латыши и т. д., так что теперь казахи не составляют в республике абсолютного большинства населения.

На территории многих союзных республик издавна компактными массами живут разные народности. Так, в Грузии, например, кроме грузин, живут абхазцы, осетины, в Узбекистане - каракалпаки, в Российской Федерации - татары, башкиры, карелы, буряты, калмыки, якуты, тувинцы, коми и другие народы. Наиболее крупные из них образуют национальные автономии внутри союзных республик.

В РСФСР - пятнадцать автономных республик, в Грузинской ССР - две, а Азербайджане и Узбекской ССР - по одной.

У автономных республик свои Конституции, Верховные Советы и советы министров. Здесь органы власти, суд, администрация, школы, общественно-политические и культурно-просветительные учреждения ведут работу на родном языке народа автономной республики.

В некоторых союзных государствах имеются автономные области. У них нет своих Конституций, но их права специально оговорены в Конституциях СССР и союзного государства. Так, в РСФСР - пять автономных областей, а в Грузии, Азербайджане и Таджикистане - по одной. Некоторые автономные области по мере достижения более высокого уровня развития, например Коми, Марийская, Тувинская, уже преобразовались в автономные республики.

Наконец, есть автономии в виде национальных округов. Всего их десять. Большинство национальных округов находится на севере Российской Федерации.

До Октября это были самые отсталые районы. Многие народности, жившие здесь, вымирали. При Советской власти эти малые народы окраин получили национальную автономию, самоуправление в округах. Они возродились для новой, счастливой жизни. Прежде у них не было своей письменности, в советское время она создана. Не было и школ; теперь есть, и занятия в них ведутся на родном языке. Они сменили чумы и землянки на светлые дома. Здесь строятся новые города и большие поселки.

А теперь рассмотрим, как в целом управляется эта большая дружная семья.

Высшие органы власти и высшие органы управления Союза представляют страну в международных отношениях, решают вопросы войны и мира, принимают в Союз новые республики, контролируют, как исполняется Конституция СССР и обеспечивается ли в Конституциях союзных республик соответствие с Конституцией СССР, организуют оборону страны, ведают внешней торговлей на основе государственной монополии, руководят охраной государственной безопасности, устанавливают народнохозяйственные планы для всей страны в целом, утверждают союзный бюджет, управляют финансовыми, промышленными, сельскохозяйственными, строительными, статистическими, транспортными, культурными и другими учреждениями союзного значения.

Словом, высшие органы государственной власти Советского Союза решают вопросы, которые касаются интересов всего государства в целом.

В 1962 г. Советский народ как большой праздник отмечал 40-летие со дня создания братского Союза равноправных республик - СССР.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Еще в доисторические времена жрецы древних народов записывали свои знания, чтобы увековечить их и передать потомкам, поэтому в самых известных исторических музеях мира каждый из нас может увидеть каменные и деревянные скрижали и древние свитки из папируса, на которых описаны ритуалы поклонения древним богам и записаны сведения о том или ином аспекте жизни общества того времени. С течением времени традиция записывать все самые важные события и информацию не исчезла, и благодаря ей мы можем достаточно много узнать о жизни и нравах древних народов.

Все священные книги религий мира также обязаны своим существованием традиции записывать все самое важное. Каждая из имеет свою священную книгу, в которой записаны все догмы веры, культы и традиции, указаны правила и нормы, обязательные или рекомендуемые для всех адептов религии, а также описаны исторические сведения, мифы и жизнеописание основателей религии и некоторых других людей, оставивших важный след в истории формирования верования.

История написания священных книг религий мира практически такая же сложная и неоднозначная, как и , ведь эти письмена писались разными людьми на протяжении длительного времени, и в каждой из книг есть информация, которой современные историки не могут дать единую трактовку. Священной книгой христианства является Библия, ислама - Коран, буддизма - Трипитака (Палийский канон), иудаизма - Танах, индуизма - Веды, конфуцианства - У-Цзин, даосизма - Дао цзан и Чжуан-цзы.

Библия - священная книга христиан

История написания Библии насчитывает более полутора тысяч лет - согласно выводам историков, священное писание христиан создавалось с XV в. до н. э. по I в. н. э., а его авторами являются несколько сотен человек, живших в разные века. Так как отдельные части Библии были неединоразово переписаны и отредактированы, авторство некоторых книг и Евангелий точно установить невозможно, однако христианские священнослужители и люди, исповедующие иудаизм, уверены, что первым автором, начавшим писать Библию, был пророк Моисей (ему приписывают авторство Торы - пяти первых книг Ветхого Завета), а закончили написание Священного Писания апостолы Иисуса Христа.

Библия состоит из двух основных частей - Ветхого Завета и Нового Завета , причем согласно верованию, первая часть была написана до первого пришествия Христа, а вторая - после его рождения. Прихожане православной, католической и протестантских церквей, а также , причисляющих себя к христианским, считают указания и пророчества, обозначенные в Новом Завете, приоритетными перед догмами и правилами, прописанными в Ветхом Завете.

Наряду с правилами поведения, нормами морали и указаниями для верующих (главными из них можно считать 10 Заповедей, указанных в книге Исход Ветхого Завета, а также наставления Иисуса Христа, описанные в Евангелиях от апостолов), в Библии также отражена история еврейского народа и жизнеописания людей, внесших значимый вклад в развитие еврейской нации. Отдельно следует упомянуть и о пророчествах, наибольшее количество которых содержится в последнем разделе канонической Библии - книге Откровения от Иоанна; эту книгу также называют Апокалипсис Иоанна.

Так как Библия была неоднократно переписана и толкование некоторых указаний и пророчеств менялись в соответствии с политикой церкви, в современный вариант этой священной книги были включены далеко не все тексты и писания, написанные апостолами. Такие тексты называют апокрифами , и несмотря на то, что большинство священнослужителей не признают их священными писаниями, некоторые историки уверены, что полностью понять суть сказанного в Библии без учета апокрифов не представляется возможным. К нашему времени сохранилось около 100 апокрифов, относящихся к Ветхому Завету (книга Варуха, книга Товина, книга Юдифи и др.), и примерно такое же количество текстов, которые не включены в Новый Завет (Евангелие Иуды Искариота, Евангелие Марии, Евангелие Варнавы, Апокалипсис Петра, Апокалипсис Павла, Книга Иосифа плотника и др.).

Танах - священная книга иудеев

Танах - это Ветхий завет Библии, который последователи иудаизма в свою очередь делят на три части:

1.Тора - первые пять книг (Бытие, Исход, Левит, книга Чисел и Второзаконье)

2. Невиим - восемь написанных пророками книг, состоящих преимущественно из описания истории еврейского народа с момента прихода на "землю обетованную" и до того, как еврейский народ был пленен Вавилонским царством

3. Ктувим - оставшиеся 11 книг Ветхого завета, которые также называют "писаниями святых".

Следует отметить, что между Танахом и Ветхим Заветом христианской Библии есть определенные отличия - адепты иудаизма считают апокрифами некоторые из тех книг Ветхого Завета, которые христиане признают каноническими. Также иудеи уверены, что есть 4 уровня (или слоя) толкования Танаха, и если первые три слоя понимания священного писания (буквальное, образное и логическое понимание) доступны каждому человеку, но каббалистическое понимание приходит только избранным.

Коран - священная книга ислама

Коран , священная книга мусульман, состоит из откровений пророка Магомеда, которые через него Аллах ниспослал верующим. Как и Библию, Коран несколько раз переписывали, и считается, что единственная каноническая версия была утверждена в седьмом веке нашей эры коллегией из оставшихся в живых сподвижников Магомеда. Однако сейчас существует 7 вариантов чтения Корана, каждый из которых был сформирован той или иной мусульманской школой начального периода истории ислама.

Состоит священная книга мусульман из 114 сур (глав), а каждая сура, в свою очередь, включает в себя от 3 до 286 аятов (стихов). Все суры делятся на мекканские , в которых записаны откровения, данные пророку Магомеду Джабраилом до переселения в Медину, и мединские - суры, записанные из слов пророка после того, как он прибыл в Медину. Помимо основных догм вероучения, пророчеств и указаний верующим, в Коране содержится жизнеописание пророков, которых бог посылал на землю.

Прочитав эту священную книгу, можно сделать вывод, что и мусульмане, и христиане, и иудеи верят в одних и тех же пророков - в Коране упоминаются Ной, Соломон, Моисей, Иисус и другие апостолы, чьи имена есть в Библии. Однако мусульмане уверены, что именно откровения последнего пророка Магомеда наиболее исчерпывающе доносят людям волю бога, поэтому верующим необходимо жить по его заветам.

Палийский канон - священная книга буддистов

История создания Трипитаки началась в седьмом веке до н.э., после достижения паринирваны Буддой Шакьямуни. Изначально сакральные знания буддистов передавались только в устном варианте, однако на Четвертом Буддийском Соборе было решено увековечить заветы Будды, и Трипитака была записана на папирусах, изготовленных из пальмовых листьев. Так как эта священная книга записывалась на языке пали, во всем мире она также известна под названием "Палийский канон".

Данная священная книга состоит из трех основных частей - "трех корзин":

1. Виная-питака - корзина правил поведения; в этой части Палийского канона обозначены правила и нормы поведения для монахинь и монахов, которые отреклись от мирской жизни и живут в буддийских монастырях

2. Суттанта-питака - корзина наставлений; в данной части Трипитаки записаны наставления Будды, которым должны следовать и молодые монахи, и миряне. Именно в Суттанта-питаке описаны ключевые догмы буддийской религии

3. Абхидхамма-питака - корзина доктрин; в нее входят не изречения самого Будды, а труды его учеников и последователей, посвященные искусству медитации. В этой части Палийского канона преобладают тексты, посвященные психологии, и познания, этике, философии.

Веды - священная книга индуизма

Веды , несомненно, можно назвать одной из старейших священных книг религий мира, так как первая ее часть была записана еще в XVI века до н.э. Священные тексты индуизма в оригинале были записаны на санскрите, и большая часть знаний, представленных в этой книге - самхиты (сборники мантр для религиозных обрядов и молитв) и комментарии и пояснения к ним. Согласно верованию индуистов, Веды не были составлены людьми, а ниспосланы человечеству богами через святых мудрецов. Священная книга Веды состоит из четырех вед:

1. Риг-веда - веда гимнов; в ней размещены мантры, которые произносят в молитвах главные священнослужители. По мнению исследователей, Риг-веда и по лингвистике, и по содержанию имеет много общего со священной книги древних иранцев - Авестой

2. Яджур-веда - веда жертвенных формул; в этой части священной книги индуизма размещены мантры, которые необходимо произносить во время ритуалов жертвоприношений, а также манрты для чтения при проведении практически всех ведийских обрядов

3. Сама-веда - веда мелодий; в Самаведе записаны мантры, которые священнослужители поют во время богослужения, причем каждую мантру нужно петь в строго определенном ритме

4. Атхарва-веда - веда заклинаний; в данной части священной книги описаны не только обряды и ритуалы, но и уделено внимание повседневной жизни древних индусов. В этой веде записаны некоторые медицинские и , в частности, обозначены причины и способы лечения ряда болезней, а также способы изготовления ядов, отравленных стрел, дымовых завес и др.

С глубокой древности числа играют важную и многогранную роль в жизни человека. Древние люди приписывали им особые, сверхъестественные свойства; одни числа сулили счастье и успех, другие могли вызвать удар судьбы. Во многих культурах, особенно в вавилонской, индуистской и пифагорейской, число - начало всех вещей. Признанными специалистами в области применения чисел были древние индийцы, египтяне, халдеи. У китайцев нечетные числа - это ян, небо, непреложность и благоприятность; четные числа - это инь, земля, изменчивость и неблагоприятность.

В христианстве до учений святых Августина и Александра символизм чисел был развит слабо.

Классическая или Пифагорейская школа.

Основоположником европейского учения о числах был Пифагор, которому приписывают высказывание: "Мир построен на силе чисел". В его школе познание свойств чисел являлось первой ступенью на пути к эзотерическому знанию. Числа, по Пифагору, имеют как количественные, так и качественные черты. Изучая свойства чисел, пифагорейцы первые обратили внимание на законы их делимости. Они разбили все числа на четные - "мужские" и нечетные - "женские", или иначе "гномоны" и, что очень важно, на простые и составные. Пифагорейцы называли составные числа, представимые в виде произведения двух сомножителей, "плоскими числами" и изображали их в виде прямоугольников, а составные числа, представимые в виде произведения трех сомножителей, - "телесными числами" и изображали их в виде параллелепипедов. Простые числа, которые нельзя представить в виде произведений, они называли "линейными числами".
Совершенными числами пифагорейцы считали такие числа, которые были равны сумме своих делителей (исключая само число), как, например, 6=1+2+3 или 28=1+2+4+7+14. Совершенных чисел не много. Среди однозначных - это только 6, среди двузначных, трехзначных и четырехзначных - только 28, 496 и 8128 соответственно. Два числа, обладающие тем свойством, что сумма делителей одного из них равняется другому, назывались "содружественными".

В дальнейшем греческая нумерологическая система была заимствована европейцами, а позднее была перенесена в Россию.
Практически в каждой мировой религии есть свои "священные числа", а каждое число символизирует определенное значение.

ЦИФРА «0» имеет тот же символизм, что и пустой круг, указывающий как на отсутствие смерти, так и на абсолютную жизнь, находящуюся внутри круга.
Для Пифагора ноль - это совершенная форма.
В даосизме ноль символизирует пустоту и небытие.
В буддизме - это пустота и безвещественность.
В исламе - это символ Сущности Божества.
В ученье Каббалы - безграничность, свет беспредельный, единое.

ЦИФРА «1» означает первичное единство, начало, Создателя.

ЦИФРА «2» означает двойственность.
По Пифагору диада - разделенное земное существо.
В буддизме двойка - это двойственность сансары, мужское и женское, мудрость и метод, слепой и хромой, объединившиеся для того, чтобы видеть путь и идти по нему.
В Китае - это инь, женское, земное, неблагоприятное начало.
В христианстве - Христос имеет две природы: Бога и человека.
В еврейской традиции - жизненная сила.
В Каббале - мудрость и самосознание.
В индуизме - двойственность, шакта - шакти.
В исламе - дух.

ЦИФРА «3». Идея триендинства составляет основу многих древних философских и религиозных учений. С тройкой связывают трёхмерность пространства: длина-ширина-высота; трёхфазность вещества: твёрдое тело-жидкость - пар; триединство времени: прошлое - настоящее - будущее; человека (тело, душа и дух), а также рождение, жизнь и смерть; начало, середина и конец; прошлое, настоящее и будущее; три фазы Луны; триединство Мира; во многих религиях верхний Мир - это небо, средний - земля, нижний - вода.
Тройка - небесное число, символизирующее душу. Это - число удачи.
В христианстве: Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух; единство тела и души в человеке и Церкви. Три ипостаси - это догмат троицы, что является отличительной особенностью христианства от ислама и иудаизма. Поэтому число "3" - это священное число Христианства. В Библии говорится о трех дарах волхвов Христу как Богу, Царю и Искупительной Жертве, трех образах Преображения, трех искушениях, трех отречениях Петра, трех крестах на Голгофе, трех днях смерти Христа, трех явлениях после смерти, трех качествах, или богословских добродетелях: Вере, Надежде, Любви.
В Каббале тройка символизирует понимание, а также триединство мужского и женского начал и объединяющего их взаимопонимания.
В индуизме - Тримурти, троичная сила творения, разрушения и сохранения; разнообразные тройки божеств; у лунной колесницы три колеса.
В Японии Три Сокровища - это зеркало меч и самоцвет; истина, мужество и сострадание.
В китайском иероглифе «ван» (три горизонтальные черты соединённые вертикальной), что означает слово «князь», верхняя горизонтальная черта символизирует небо, нижняя - землю, средняя - человека, который от имени неба и управляет землёй.
В фольклоре встречаются три желания, три попытки, три царевича, три ведьмы, феи (две добрые, одна злая).
Трехкратными бывают здравицы. Тройка означает также исполнение. Бесчисленны тройки божеств и сил. Триединые лунные божества и троичные богини изобилуют в семитской, греческой, кельтской и древнегерманской религиях.
Основной символ тройки - треугольник. Три сцепленных кольца или треугольника символизируют нерасторжимое единстве трех ликов троицы. Другие символы: трезубец, геральдическая лилия, трилистник, три молнии, триграммы. Лунные животные часто треногие, олицетворяя три фазы Луны.

ЦИФРА «4» означает целость, совокупность, полноту; четыре стороны света, времени года, ветра, стороны квадрата.
В пифагорействе четверка означает совершенство, гармоничную пропорцию, справедливость, землю. Четыре - число клятвы пифагорейцев.
В христианстве число четыре - число тела, тогда как число три символизирует душу. Четыре реки рая, Евангелия, евангелиста, главных архангела, главных дьявола. Четыре отца церкви, великих пророка, главных добродетели (мудрость, твердость, справедливость, умеренность). Четыре ветра, несущие Единый Дух, четыре апокалиптических всадника, тетраморфы (синтез сил четырех стихий).
Четверка - символическое число Ветхого Завета. Четыре реки рая, образующие крест, четыре части земли и т. п. встречаются в символике почти повсеместно. Четверка может изображаться четырехлистником, а также квадратом или крестом.
В буддизме Древо Жизни Дамба имеет четыре ветви, от его корней текут четыре священных реки рая, символизирующие четыре безграничных желания: сострадание, привязанность, любовь, беспристрастность; четыре направления сердца.
В Китае четверка - число земли, которую символизирует квадрат. Четыре реки бессмертия. Четыре - четное, иньское число. В китайском буддизме четыре небесных стража, охраняющих каждую сторону света.
В Египте четверка - священное число времени, солнечная мера. Небесный свод покоится на четырех столбах. Четыре погребальных урны, помещаемые с четырех сторон вокруг покойного, охраняются четырьмя сыновьями Гора, которые связаны с четырьмя сторонами света.
В еврейской традиции это мера, благодеяние, понимание.
У американских индейцев это число используется чаще всего как четыре стороны света. Четыре ветра изображаются крестом и свастикой. Ритуальные и обрядовые действия повторяются четырежды.
В Каббале четверка означает память. Четыре мира каббалы, четыре направления в пространстве и четыре иерархических уровня Торы.
В индуизме четверка - совокупность, полнота, совершенство. Творец, Брахма, имеет четыре лица. Храм стоит на четырех сторонах квадрата, символизирующих порядок и окончательность. Четыре таттвы, четыре тела человека, четыре царства природы (животное, растительное, минеральное, царство ума), четыре юги. В игре в кости четверка означает выигрыш. Четыре касты, четыре пары противоположностей.
В исламскую четверку входит принцип - творец, мировой дух, мировая душа, изначальная материя. Они соответствуют четырем мирам Каббалы. Есть еще четыре ангельских существа, четыре дома смерти.

ЦИФРА «5» - число священного брака, поскольку является суммой женской (четной) двойки и мужской (нечетной) тройки.
В греко-римской традиции пятерка - число бракосочетания, любви, единения; число Венеры, причем годы Венеры образуют группы по пять лет. Аполлон как бог света обладает пятью качествами: он всемогущ, всеведущ, вездесущ, вечен, един.
В христианстве пятерка символизирует человека после грехопадения; пять чувств; пять точек, образующих крест; пять ран Христа; пять рыб, которыми насытились пять тысяч человек; пятикнижие Моисея.
В буддизме сердце имеет четыре направления, которые месте с центром образуют пятерку и символизируют универсальность. Существует пять Дхьяни-будд: Вайрочана -Сверкаюший, Акшобхья- Невозмутимый, Ратнасамбхава - Самоцвет, Амитабха -Безграничный Свет, Амогхасиддхи -Неизменная Удача.
У китайцев пять элементов, пять атмосферных субстанций, пять состояний, планет, священных гор, зерен, цветов, видов вкуса, ядов, могучих амулетов, основных добродетелей, посвящений, вечных идеалов, пять видов отношений внутри человечества. В еврейской традиции пять - это сила и суровость, понимание сути.
В Каббале пятерка означает страх.
В индуизме это пятичленные группы мира, пять элементов тонкого и грубого состояний, пять основных цветов, чувств, пять ликов Шивы и дважды пять воплощений Вишну.
В исламе пять столпов веры, пять божественных присутствий, пять основных догматов, пять действий, пятикратная ежедневная молитва.

ЦИФРА «6». Означает равновесие, гармонию. Самое плодовитое из всех чисел (Филон).
В нумерологии цифра 6 означает союз двух треугольников - мужского и женского, один из которых стоит на основании, а другой перевернут вершиной вниз. Этот знак хорошо известен как щит Давида, шестиугольник, который изображен на флаге государства Израиль.

ЦИФРА «7» считается священной, и божественной, и магической, и счастливой. Семерку почитали за много столетий до нашей эры, в средние века, почитают и сегодня.
В Вавилоне в честь главных богов был выстроен семиступенчатый храм. Жрецы этого города утверждали, что люди после смерти, пройдя через семь ворот попадают в подземное царство, окруженное семью стенами.
В древней Греции число семь называли числом Аполлона, одного из важнейших богов олимпийской религии. Из мифологии известно, что человеко-быку Минотавру, обитавшему в лабиринте на острове Крит, жители Афин ежегодно в качестве дани посылали на съедение семерых юношей и семерых девушек; у дочери Тантала Ниобы было семь сыновей и семь дочерей; Нимфа острова Огигия Калипсо семь лет держала в плену Одиссея; всему миру знакомы «семь чудес света» и т. д.
Древний Рим также боготворил число семь. Сам город построен на семи холмах; река Стикс окружающая подземное царство, семь раз обтекает ад, разделенный у Вергилия на семь областей.
Ислам, христианство и иудаизм признают семиэтапный акт создания Вселенной. Однако, в исламе число "7" имеет особенный смысл. Согласно исламу, имеется семь небес; попадающие на седьмое небо испытывают высшее блаженство. Поэтому число "7" это священное число ислама.
В христианских священных книгах цифра семь упоминается много раз: «Всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро», «...и прошло семь лет изобилия... и наступили семь лет голода», «и насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет», и т. д. Великий пост у христиан насчитывает семь недель. Известно семь чинов ангельских, семь смертных грехов. Во многих странах существует обычай ставить на рождественский стол семь блюд, название которых начинается на одну букву.
В браминском и буддийском верованиях и богослужениях число семь также священно. От индусов пошел обычай дарить на счастье семь слоников - фигурок из кости, дерева или другого материала.
Семерку очень часто применяли знахари, гадалки и колдуны: «Возьми семь пакетиков, с семью разными травами, настой на семи водах и пей семь дней во семи ложек...».
С числом семь связано множество загадок, примет, пословиц, поговорок: «Семи пядей во лбу», «У семи нянек дитя без глазу», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Один с сошкой, семеро с ложкой», «Для любимого дружка семь верст не околица», «За семь верст киселя хлебать», «Семь бед - один ответ», «За семью морями» и т. д.

ЦИФРА «8» - число вновь обретенного рая, а также возобновления, восстановления, счастья. Восьмой день породил нового, совершенного человека. После семи дней поста и покаяния на восьмой наступает духовное обновление.
У пифагорейцев восемь означает трехмерность и стабильность.
В шумеро-семитской традиции восемь - магическое число Неба.
У буддистов восьмерка - это полнота, совокупность всех возможностей. Восемь символов доброго предзнаменования.
У китайцев она означает целое, все возможности в проявленном виде, удачу. Ба-гуа - это восемь триграмм и пар противоположностей, обычно расположенных в виде круга, символизирующего время и пространство. Восемь радостей человеческого существования.
В христианстве означает восстановление и возрождение. Крестильня обычно бывает восьмиугольной, что символизирует место возрождения. Восемь заповедей блаженства.
В Египте восемь - число Тота.
У евреев - число Господа; восемь дней освящался Храм.
В индуизме 8х8 означает порядок небесного мира, установленный на земле. Строение храмов воспроизводит мандалу, которой свойственна та же символика - 8х8. Существует восемь областей мира, восемь солнц, частей дня, чакр.
В исламе престол, управляющий миром, поддерживают восемь ангелов, соответствующих восьми направлениям и восьми группам букв арабского алфавита.
У японцев восемь означает много; на небе восемь богов.

ЦИФРА «9» означает всемогущество, и представляет собой Тройную Триаду (3х3). Это число окружности, отсюда деление на 90 и 360 градусов.
У пифагорейцев девять - предел всех чисел, внутри которого существуют и обращаются все прочие. Это число небесное и ангельское, рай на земле.
Девять - священное число в скандинавской и древнегерманской символике.
В христианской символике девятка фигурирует редко. Есть тройные триады ангельских хоров, девять сфер и кругов вокруг ада.
У буддистов девятка - это высшая духовная сила, небесное число.
У китайцев 3х3 - самое благоприятное из всех чисел, означающее также восемь направлений плюс центр в качестве девятой точки, как в Зале Света. Есть девять основных общественных законов и девять классов чиновников.
В греко-римской традиции существует девять богов, а позднее девять муз.
У евреев девять - чистое понимание, истина, поскольку девятка воспроизводит себя при умножении.
В Каббале символизирует о снование.

ЦИФРА «10» - число космоса, она содержит все числа, а следовательно, все вещи и возможности, это основа и поворотный пункт всего счета. Означает нечто всеобъемлющее, закон, порядок, власть. 1+2+3+4=10 - символизирует божественное; единица означает точку, двойка - протяженность, тройка (треугольник) - плоскость, четверка - объемность или пространство.
У пифагорейцев десятка - это возобновление ряда, совершенство.
В Риме это число изображалось знаком X - совершенной фигурой, означающей полноту.
Десятка - это также число завершения путешествий и возвращения в исходную точку. Одиссей странствовал девять лет, а на десятый год вернулся. Троя была в осаде девять лет и на десятый год пала.
У китайцев десятка изображается в виде креста, центр которого образован иероглифом чи, что символизирует человеческое Я, перед которым лежат оба пути, инь и ян, это совершенная фигура. Десять Небесных Стеблей (Гань), возможно, связаны с десятидневной неделей наиболее распространенного цикла.
У христиан десять заповедей Десятикнижия, притчи о десяти лампадах, девах, талантах. Богу посвящалась десятина.
В Каббале десять - это числовое значение буквы J-йод - Вечного Слова, первой буквы имени Бога. Символизирует блестящую способность к пониманию, божественную поддержку.
В исламе большую роль играет ушр (десятина), налог с земельных владений, который должен идти на общие нужды мусульман.

ЦИФРА «11». Поскольку десятка - совершенное число и закон, одиннадцать символизирует выход за пределы того и другого и означает грех, нарушение закона, опасность.

ЦИФРА «12» олицетворяет космический порядок. Это число знаков Зодиака и месяцев в году (шесть мужских и шесть женских). Двенадцать часов дня и ночи. Двенадцать плодов на Космическом Древе. Кроме того, двенадцать дней возврата к хаосу во время зимнего солнцестояния, когда возвращаются мертвые, отмечались в Риме во время Сатурналий. Тот же символизм имеют двенадцать дней перед Рождеством.
Эта цифра встречается в ведической, китайской, языческой и европейской символике: 12 членов в совете Далай- Ламы, 12 паладинов (пэров) Карла Великого, 12 рыцарей Круглого Стола.
У христиан - 12 плодов духа, звезд, 12 колен Израилевых, 12 апостолов, 12 врат и камней в основании Святого Града, 12 дней празднования Рождества.
У египтян - 12 врат ада, в котором Ра проводит ночные часы.
У греков на Олимпе 12 богов и богинь, 12 титанов.
В еврейской традиции - 12 плодов Древа Жизни; 12 врат Небесного Града; 12 лепешек на столе храма, изображавших месяцы года; 12 драгоценных камней в нагруднике Аарона; 12 колен Израилевых, сыновей Иакова.
В исламе 12 имамов, потомков Али, управляют двенадцатью часами дня.

ЦИФРА «13». Отношение к этому числу всегда было особым: оно считалось либо несчастливым, либо, наоборот, приносящим удачу.
В христианстве во время вечерних служб последней недели Великого Поста тринадцать свечей (у католиков их называют tenebrae) гасят одну за другой, что символизирует тьму, наступившую на земле после смерти Христа. Число тринадцать считается несчастливым, поскольку это число Иуды вместе с Иисусом и апостолами. Кроме того, это число шабаша ведьм.
У ацтеков это таинственное число ассоциировалось с понятием времени, а именно, означало завершение временного цикла. Они же полагали, что цифра «13» каким-то образом связана с небесами. В шевелюре одного из их главных божеств насчитывалось тринадцать локонов, а в бороде - столько же прядей.
Древние китайцы возвели многочисленные храмы в честь бога Хуан Ди. Слуги императора делали в этих храмах жертвоприношения по 13-м числам первого и пятого месяцев каждого года.
Священная книга «Каббала» упоминает о тринадцати злых духах, число «13» обозначает змея, дракона, сатану и убийцу.
Тринадцатая глава Апокалипсиса касается Антихриста и Зверя.
Это число используется при гадании. С ним связано много суеверий. Во многих гостиницах США не существует ни тринадцатого этажа, ни тринадцатого номера. Кроме того, в самолетах американских авиакомпаний нет кресла №13. В ряде крупных городов Франции дома, которые должны иметь порядковый номер «13», обозначаются кодом 12-бис. Хозяйки остерегаются сажать за стол 13 гостей.
Предполагается, что это связано с воспоминаниями о Тайной вечере; когда во время последней трапезы Иисуса Христа помимо двенадцати окружающих его апостолов был и тринадцатый - предатель Иуда.

«40». Означает пробу, испытание, посвящение, смерть. Особое значение сорока дней восходит, видимо, к Вавилону, где сорокадневный период исчезновения Плеяд с небосклона было временем дождей, бурь и наводнений и считался опасным. Римляне сорок дней держали прибывающие суда в карантине, и само это слово произведено от слова «сорок».
Храмы у персов, татар, в Баальбеке, храмы друидов, храм Иезекииля имели сорок колонн. В христианстве сорок дней от Пасхи до Вознесения - период неприкосновенности и время права на убежище. В Ветхом Завете сорок дней провел Моисей на Синае; сорок дней скрывался Илия; сорок дней лил ливень Потопа; сорок дней испытания Ниневии при Ионе; сорок лет блуждали евреи в пустыне; сорок лет ходили под игом филистимлян; сорок лет царствовали Давид и Соломон; сорок лет Илия судил Израиль. В Книге пророка Иезекииля говорится о видении, в котором Бог повелел пророку за сорок лет беззакония дома Иудина сорок дней пролежать на правом боку.
В Египте сорок дней после смерти отсутствовал Озирис, это - период поста.
В исламе сорок - число изменения и смерти, но также примирения и возврата к принципу. Магомет был призван в сорок лет. Коран читают каждые сорок дней.
В митраизме сорок - число дней обряда инициации, празднеств и жертвоприношений.

«60». Число времени (60 минут и 60 секунд).
В Египте оно символизировало долголетие.
В Китае это циклическое число, символизирующее шестидесятеричный цикл, известный в прошлом на Западе как китайский цикл. Взаимодействие чередующихся Десяти Небесных Стеблей и Двенадцати Земных Ветвей строится таким образом, что цикл завершается на шестидесятый год, когда исчерпываются все комбинации, а затем повторяется снова. Шесть циклов примерно равны тропическому году.

«70». В еврейской символике семьдесят ответвлений канделябров изображают Деканы - двенадцать зодиакальных подразделений семи планет на десятки. Семьдесят лет - это длительность человеческой жизни.

«666». В христианстве - знак Зверя, Антихриста.
В Каббале 666 - число Сората - солнечного демона, противостоящего Архангелу Михаилу.

«888». По числовому значению еврейских букв, это число Иисуса в противоположность 666 - числу Зверя.