Игры ролевые. Сюжетно ролевые игры

Цель: Закрепление социального опыта детей в профессиональном направлении.

Сюжетно-тематические задачи:

  1. Закреплять знания детей о предприятиях и учреждениях города, о профессиях.
  2. Формировать навыки безопасного поведения на улицах большого города.
  3. Формировать позитивную оценку к профессиям и труду взрослых, доброжелательное отношение к окружающим людям и друг к другу.

Игровые задачи:

  1. Закреплять умение действовать согласно роли, принимать ее, реализовывать и развивать сюжет игры.
  2. Приучать детей к элементарному планированию игры и самостоятельному подбору игрового оборудования.
  3. Развивать диалогическую речь, навыки коллективного общения.

Оборудование:

  1. Атрибуты для игровых зон: «Кафе»; «Магазин одежды»; «Поликлиника»; «Стройка»; «Парикмахерская».
  2. Инф.-указательные знаки, светофор, модель пешеходного перехода.
  3. Эмблемы для выбора ролей.

Подготовительная работа:

  • Изготовление макетов «Светофор»; «Дорога с перекрестком»; «Дорожные знаки». Разработка инф.-указ. знаков, облегчающих ориентирование в большом городе.
  • Тематическое занятие по ПДД «Дорожные знаки»
  • Чтение стихотворений С.Михалкова «Моя улица», «А что у вас?»
  • Беседа о профессиях. Рассматривание сюжетных картин из серии «Кем быть?»
  • Развивающие д/игры на закрепление знаний о профессиях
  • Организация сюжетно-ролевых игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская»

Игровые роли: Парикмахер, клиент, врач, пациент, водитель, строитель, продавец, покупатель, бармен, посетитель, милиционер.

Словарь: супермаркет, продовольственный, продуктовый, поликлиника.

Конструктор сюжетно-ролевой игры – приложение .

Ход игры

Организационный момент.

Беседа воспитателя с детьми.

– Сегодня наше занятие будет не совсем обычное, мы с вами отправимся гулять по улицам большого города.

– Ребята, а какой город находиться недалеко от нашего села. (Красноярск)

Поднимите руки те, кто был в городе Красноярске?

Что вы там видели? (ответы детей)

– Город Красноярск самый большой город Сибири. В нем много крупных предприятий: фабрик, заводов, а также различных учреждений магазинов, больниц, парикмахерских, ателье где шьют одежду, кинотеатров, стадионов, парков, музеев, есть даже цирк.

– Ребята, вы бы хотели отправиться в город Красноярск и погулять по его улицам?

Тогда закрывайте глаза и повторяйте:

– Покружились, покружились, в городе очутились.

Дети входят в группу.

– Вот мы с вами и оказались на улице города Красноярска. Посмотрите, какая она широкая. На дорогах города много машин. Поэтому напоминаю вам, нужно быть осторожным и внимательным, помнить правила дорожного движения.

В каком месте переходят улицу пешеходы?

На какой свет светофора?

Посмотрите, на этой улице много указательных знаков. Как вы думаете, для чего они нужны?

Что подсказывает нам знак, на котором изображен красный крест? (Здесь находится больница) А как еще называется больница в больших городах? (Поликлиника)

А этот знак показывает, что в этом месте расположена, что……? Парикмахерская, а еще как можно назвать парикмахерскую (салон красоты) и т.д.

А что за знак на той стороне дороги? Что расположено в том месте? Стройка.

Какой знак мы еще не рассмотрели? Что это за знак? (АЗС)

А вы бы хотели сейчас стать взрослыми и поработать врачом, парикмахером, строителем и т.д.

Быть взрослым не просто, вы справитесь?

Тогда мы начинаем нашу игру!

У меня есть волшебная коробочка, в ней лежат картинки, которые вы будете доставать. Эти картинки расскажут вам, какую роль вы будете выполнять в игре.

Идет распределение ролей.

Дети в соответствии с ролью занимают игровое место. Остальные дети играют роль жителей.

Воспитатель приглашает всех посетить новый объект. Дети-строители рассказывают, что они построили.

Итог игры.

Дети «возвращаются» в группу. Воспитатель спрашивает:

– Ребята, вам понравилось наше путешествие?

– А быть взрослым понравилось?

– Кем был Никита, а Таня и т.д.

– Никита, а тебе понравилось быть строителем, когда ты вырастешь, хотел бы ты строителем работать и т.д.

– Кем бы вы хотели побывать в следующей нашей игре.

Сценарий сюжетно – ролевой игры

(старшая группа)

воспитатель: Бункова Ирина Владимировна

Тема: «Репортаж о городе мастеров»

Цель: построение ролевых диалогов, ролевое взаимодействие детей;

продолжать учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, побуждать детей самостоятельно создавать недостающие для игры предметы, детали (инструменты, оборудование);

побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о работе врачей, парикмахеров, маникюрщиц, поваров, официантов, строителей;

развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, продолжать формировать умение договариваться;

воспитывать доброжелательность, готовность выручить товарища.

Атрибуты и материал: картинки – вывески, корреспондент (микрофон, фотоаппарат, блокнот, ручка);

поезд (кубы, шашки, поднос с посудой, журналы);

салон красоты (фартуки, расчески, бутылочки, баночки, накладные ногти и т.д.); кафе (столики, скатерть, меню, посуда, муляжи овощей, фруктов и продуктов); больница (халаты, тарелочки, бинты, шприцы, бутылочки, упаковки от таблеток, фонендоскоп, и т.д.); стройплощадка (схемы, планы, конструктор, инструменты, каска, жилет)

Словарная работа: корреспондент, проводница, маникюрщица, меню, официант, вирус, прививка, прораб, электрик, каменщик.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Больница», «Салон красоты», «Кафе», знакомство с работой строителей, беседа с медицинской сестрой детского сада; беседа с детьми о том, как они ходили вместе со своими родителями в кафе, рассказы детей о том, что нового они узнали о профессии строителя.

Организация и проведение деятельности:

1.Беседа

Если я спрошу, какие игры вы знаете, то вы назовете много игр, и поэтому я предлагаю назвать только сюжетно – ролевые игры.

(дети перечисляют)

2.Распределение ролей:

Воспитатель:

Обратите вынимание, что наша группа превратилась в мини – город, город мастеров и живут там мастера строители, парикмахеры, и даже повара и врачи настоящие мастера своего дела.

Так, где же эти мастера?

Дети:

А это мы!

Воспитатель:

- Кто вы по профессии?

А вы чем занимаетесь?

А вы с кем работаете?

(дети отвечают)

Воспитатель:

Ну что же, тогда превращайтесь в мастеров и занимайте свои места

(дети распределяются по разным уголкам, корреспондент остается)

Воспитатель:

А мы с корреспондентом сядем в поезд, чтобы попасть в этот город и снять репортаж о мастерах

3. С\р игра «Поезд»

Воспитатель:

Это поезд 320,город мастеров?

Проводница:

Да, отправляемся через 5 минут, пожалуйста, ваши документы?

-Я билеты посмотрела

Добрый день, прошу пройти,

Ваше место 9-10

Может чай вам принести?

Корреспондент:

- Да, пожалуйста, несите

Будет очень хорошо

(проводница несет чай, и подает пассажирам)

Корреспондент:

- Проводница принесла сахар, чай, печенье

Ехать в поезде друзья, просто развлеченье!

Проводница:

-Все, приехали!

Так как поезд простоит

Только несколько минут,

Выходить придется вам

Очень - очень быстро тут.

(Воспитатель и корреспондент благодарят за приятную поездку)

Воспитатель:

- После поездки нужно привести себя в порядок, и я уже вижу, что в этом городе есть салон красоты.

4 С\р игра «Салон красоты»

Воспитатель:

- Здравствуйте, мы бы хотели причесаться и сделать маникюр.

(работники салона и корреспондент здороваются)

Корреспондент:

- Как называется ваша профессия?

Маникюрщица:

- Я маникюрщица, я делаю маникюр, мажу ногти специальным раствором, а потом покрываю их лаком.

Корреспондент:

- А вы что делаете?

Парикмахер:

- Я парикмахер, я делаю прически

Корреспондент:

- А по какому случаю вы делаете себе прическу?

Клиент:

- Я иду на день рождения подруги

Воспитатель:

- Сделайте мне, пожалуйста, что то необычное

(воспитатель садится на стульчик и ей делают маникюр)

Корреспондент:

Я так проголодался, вы не знаете где здесь кафе?

Воспитатель:

- Да здесь за углом, совсем недалеко.

(корреспондент отправляется в кафе)

5 С\р игра « Кафе »

Официант:

- Добрый день, заходите к нам в кафе.

(воспитатель и корреспондент садятся за стол )

- Что будете заказывать?

(подает меню)

Корреспондент:

- Скажите, а вы сами готовите?

- Нет, у нас есть повар, а я принимаю заказы и обслуживаю посетителей

(корреспондент идет к повару)

- Что вы сейчас готовите?

Повар:

- Я готовлю пиццу, сначала раскатываю тесто, потом кладу грибы и помидоры.

(Воспитатель из салона приходит и забирает с собой корреспондента)

Воспитатель:

- Я слышала, что в городе свирепствует вирус гриппа и поэтому необходимо всем ставить прививки. Вы бы не хотели посмотреть, как работают наши врачи?

Корреспондент:

- Да, конечно, с удовольствием!

(по пути беседуют о кафе и блюдах)

6 С\р игра «Больница»

Воспитатель:

Здравствуйте, мы бы хотели снять репортаж о работе врача и медсестры.

Врач:

- Добрый день, у нас сегодня день прививок, и мы всем пациентам ставим прививки против гриппа.

Воспитатель:

- Я бы хотела обезопасить себя и тоже поставить прививку, вы можете мне помочь?

Врач:

- Да, конечно, но перед этим нужно обязательно вас осмотреть и послушать.

(осматривает, слушает, затем отправляет в процедурный кабинет)

Медсестра:

- Добрый день, вас уже осмотрели так, что приготовьте руку.

(выполняет процедуры и ставит прививку)

Врач:

3 дня не мочите, не держите руку в холоде, а сейчас немного подержите ватку и посидите.

(корреспондент все это время фотографирует)

Корреспондент:

- А вы не знаете, где здесь работают строители?

Воспитатель:

- Да, конечно вам нужно пройти на следующую улицу.

(корреспондент идет на стройку)

7 С\р игра «Стройплощадка»

Прораб:

Строителя знает весь район

Мастер он отличный,

Со своей бригадой он

Строит дом кирпичный

Дом среди других домов

И стройней и выше

Говорят до облаков

Он достанет крышей.

Воспитатель:

- Да, хороший дом получился, значит, работают настоящие мастера.

- А вы кто?

Каменщик:

- Я каменщик, укладываю кирпичные стены, чтобы дом был прочным и крепким

Электрик:

- А я электрик, чтобы в доме было электричество, я провожу провода, и люди смогут смотреть телевизор и пользоваться техникой.

Воспитатель:

8 Итог:

Внимание, всем жителям города собраться на главной площади!

(Корреспондент благодарит всех, обещает напечатать и приглашает в свой город, дети садятся в поезд и отправляются)

Сценарий ролевой игры "Взятие снежного городка"


Игра «Взятие снежного городка» - это авторская разработка, неоднократно опробованная на детях 11 – 18 лет. Может быть использована в летних лагерях, школах и т.д. Игру могут взять на вооружение вожатые, педагоги, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, воспитатели, заместители директора по воспитательной работе, методисты при разработке досуговых мероприятий в школе и детском лагере. Целью мероприятия является развитие детской самостоятельности. Задачи: развитие умения работать по правилам, стремления к достижению цели, стратегических качеств, креатива, оздоровление детей.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ.

«Снеговики»

Вожатые. У каждого «снеговика» должны быть часы. «Снеговики» имеют права носить сколько угодно «снежков» в руках, но не в одежде, в сумках и т.д. «Снеговиков» нельзя вывести из игры, можно только одним попаданием «снежка» нейтрализовать на 1 минуту. Несколько одновременных попадания «снежком» в «снеговика» считается за одно. Попадание «снежком» в замершего «снеговика» не в счёт.
- Одни из них сидят в «сугробах» - их задача не дать игрокам унести «снежки». Для этого они стреляют маленькими «снежками» по игрокам. «Снеговики», охраняющие «сугробы», двигаются по своей траектории. То есть, в каждом «сугробе» для «снеговиков» своя траектория движения. Например, в одном, «снеговик» догоняет игроков только по периметру, во втором, по радиусу, в третьем по одной стороне и т.д. Таких «снеговиков» должно быть по одному на каждый «сугроб».
- Другие «снеговики» нападают на игроков на их территории, мешая построить крепость. Таких «снеговиков» должно быть по одному на каждую детскую территорию. Они не имеют права заходить за границы территории, а должны стараться попасть «снежком» в игроков. Они могут нападать по-одному, а могут собраться все вместе и напасть на какую-то одну детскую территорию.

Игроки – дети.

Они ищут «сугробы» и выносят из них «снежки». Лепят из больших «снежков» крепость на своей территории. Игроки имеют права носить только по одному «снежку» за один раз. Могут накапливать «снежки» на своей территории, но сразу брать в руки по 2 и более «снежков» им нельзя. Детей можно вывести из игры и вернуть в игру. Несколько одновременных попадания «снежком» в игрока считается за одно. Повторное попадание «снежком» в игрока не в счёт.

«Снежная баба»

Вожатый. Он находится в «лубяной избушке», куда стекаются все выведенные из игры дети. Он даёт каждому пришедшему к нему игроку или нескольким игрокам задание. После их выполнения возвращает игроков в игру.

НА ТЕРРИТОРИИ:

«Сугроб»

(хранилище) – место, где хранятся боевые «снежки» (маленькие), «снежки» для строительства (большие):
- таких «сугробов» может быть сколько угодно на территории, лучше, как можно больше;
- в каждом «сугробе» хранится разное количество «снежков»;
- «сугробы» могут быть расположены как на равнине, так и в трудно доступных местах, но не травмоопасных;
- всего в «сугробах» маленьких «снежков» должно быть из расчёта по 5 на каждого игрока, больших (для строительства) по 14 на каждую команду;
- «сугроб» стоит на территории, которая охраняется вожатыми («снеговиками»);
- границы «сугроба» не обозначены ничем, их можно увидеть, наблюдая за тем, как двигаются «снеговики»;
- после того, как игроки вынесут все «снежки» из «сугроба», «снеговик» может уйти в другой «сугроб» или подключиться к атаке детской территории.

Детская территория

– это территория, которая тылом касается либо забора, либо стены. То есть, обстрелу подвергается только 3 стороны. Её границы обозначены опознавательными знаками. На территории каждой команды находится: большой скотч для склеивания больших «снежков» в крепость, флаг команды. На ней команда строит (склеивает) свою крепость.

«Лубяная избушка»

Это обозначенная территория или помещение, куда стекаются вышедшие из игры дети, те, в которых попали «снежком». У них на ладони нарисован маленький крестик. После выполнения игроками задания «снежная баба» обводит на их ладонях крестик в кружочек и отпускает в игру.

ПРАВИЛА ИГРЫ.

1.Вся смена делится на команды. Командами могут быть отряды. Могут быть смешанные команды. То есть, смена бьётся на несколько частей/команд, в которых присутствуют дети из каждого отряда. Здесь важно следующее. Во-первых, распределить детей из младших и старших отрядов, а так же мальчиков и девочек поровну в каждую команду. Для того, чтобы команды были равноценные. Во-вторых, если смена бьётся на 2 или 3 команды (получаются команды большие по численности), то на крепость надо отводить более чем 14 «снежков».
2.Каждая команда рисует себе флаг (бумажное полотно размером 25*40см), крепит его к прутику (1 м)
3.У каждой команды есть своя территория.
4.Все герои и игроки занимают свои места: «снеговики» - «сугробы», «снежная баба» - «лубяную избушку», команды – свои территории.
5.Даётся сигнал начала игры.
6.Каждая команда должна найти и выкрасть 14 больших «снежков» для строительства, построить из них на своей территории крепость.
7.Для этого игроки команды должны найти «сугроб», в котором лежат большие и маленькие «снежки». Можно брать и те и другие, но один игрок за один раз может взять только один «снежок» – большой или маленький.
8.«Снеговики» им будут в этом мешать, стараясь попасть по игрокам маленьким «снежком».
9.В том случае, если «снеговик» попадает по игроку «снежком». Игрок поднимает «снежок» отдаёт его и свой, если имеется, «снеговику». «Снеговик» ставит на ладони игрока маленький крестик. Игрок идёт в «лубяную избушку».
10.В «лубяной избушке» сидит «снежная баба» она задаёт одному игроку или нескольким задания, если они их проходят, то возвращаются в игру.
11.Игроки, для того, чтобы вынести из «сугроба» «снежок», должны:
- либо подбить «снеговика» «снежком» (в этом случае, «снеговик» замирает на 1 мин)
- либо понаблюдать с безопасного места за траекторией движения «снеговика» и, поняв, какое место на территории для «снеговика» недоступно, просто обойти его.
12.При атаке «сугроба», все «снежки», после броска, упавшие и оставшиеся на территории «сугроба», принадлежат «снеговикам». Все «снежки», упавшие за «сугробом», принадлежат тому, кто их первым поднимет.
13.При атаке территорий игроков, все «снежки», после броска, упавшие и оставшиеся на детской территории принадлежат игрокам этой территории. Все «снежки» упавшие за территорией игроков, принадлежат тому, кто их первым поднимет.
14.При атаке территории игроков, игроки имеют права сбежать со своей территории, чтобы не быть выведенными из игры, либо укрыться за «снежками» или строящейся крепостью, а после того, как «снеговики» уйдут, вернуться и попытаться достроить её.
15.Каждый «снеговик» имеет право без причины напасть (попасть «снежком») на любого игрока-ребёнка.
16.Игроки не нападают на игроков.
17.Игроки не имеют права брать из «сугробов» «снежков» больше, чем им нужно для строительства.
18.Если игрок приносит на территорию лишний 15-ый «снежок», то он обязан его выбросить за свою территорию, так, чтобы те, кому он необходим, смогли его подобрать.
19.Победит та команда, которая построит на своей территории крепость из 14 больших «снежков» и водрузит (прилепит скотчем) на ней свой флаг. Как только флаг будет водружён на крепости – обстрел «снеговиками» заканчивается и даётся сигнал завершающий игру.
20.После сигнала все игроки начинают убирать территорию.
21.В «лубяной избушке» открывается пункт сбора «снежков». Команда, которая принесёт «снежков» больше других, получит сладкий приз. Возможен другой вариант – каждый получит 1 конфету за 1 «снежок». Таким образом, чем больше «снежков» принесёт – тем больше конфет получит.
22.Награждение, как правило, проходит на вечерней или утренней линейке.

Игра проводилась моим педагогическим отрядом неоднократно в летнем оздоровительном лагере. Всегда проходила «на ура». Несомненный плюс в том, что игра не контактная. То есть, дети друг в друга «не стреляют». Травмоопасность низкая. Игра динамичная, эмоциональная, стратегическая. Средней физической нагрузки. Как правило, идёт до 40 минут.

Картотека сюжетно-ролевых игр для дошкольников

Развитие игровой деятельности.
Основные цели и задачи:
Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитие культурных форм игры. Всестороннее воспитание и гармоническое развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное). Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Сюжетно - ролевая игра "Магазин"

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, располо-женные на витрине, деньги.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия,
мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

Сюжетно - ролевая игра "Игрушки у врача"

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

Сюжетно-ролевая игра "Аптека"

Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».
Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются
строго по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.

Сюжетно-ролевая игра "Строим дом"

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

Сюжетно - ролевая игра "Зоопарк"

Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

Сюжетно - ролевая игра "Детский сад"

Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.
Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.

Сюжетно - ролевая игра "Парикмахерская"

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера - расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем
Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

Сюжетно - ролевая игра "В библиотеке"

Цель: расширить кругозор детей, научить детей правильно пользоваться услугами библиотеки, применять знания литературных произведений, ранее полученных на занятиях, закрепить знания о профессии библиотекаря, воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение к книге, расширить словарный запас детей: «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал».
Оборудование: книги, знакомые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы открыток.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в библиотеку. Все вместе вспоминают о том, кто работает в библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выбирают 2–3 Библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек. Остальные дети распределяются на
несколько групп. Каждую группу обслуживает один Библиотекарь. Он показывает много книг, а чтобы взять понравившуюся книгу, ребенок должен назвать ее или коротко рассказать о том, что в ней написано. Можно рассказать стихотворение из книги, которую берет ребенок. В ходе игры дают советы детям, которые затрудняются выбрать книгу. Библиотекарю необходимо быть повнимательнее к посетителям, показывать иллюстрации к понравившимся книгам. Некоторые дети желают остаться в читальном зале, чтобы посмотреть наборы картинок, открытки. Они делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие книги предлагал им Библиотекарь, говорят о том, что им больше всего понравилось.

Сюжетно - ролевая игра "Космонавты"

Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.

Сюжетно - ролевая игра "Семья"

Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.

Сюжетно - ролевая игра "В кафе"

Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.
Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригласить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.

Сюжетно - ролевая игра "Кругосветное путешествие"

Цель: расширять кругозор детей, закреплять знания о частях света, разных стран, воспитывать желание путешествовать, дружеские взаимоотношения, расширить словарный запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия», «Индия», «Европа», «Тихий океан».
Оборудование: корабль, сделанный из строительного материала, штурвал, бинокль, карта мира.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в кругосветное путешествие на корабле. По желанию выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Корабль проплывает и Африку, и Индию, и другие страны и континенты. Морякам приходится ловко управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей. Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием.

Сюжетно - ролевая игра "На дорогах города"

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.
Оборудование: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.

Сюжетно - ролевая игра "Правила движения"

Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».
Оборудование: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника ГИБДД - милицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения, техталоны.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

Сюжетно - ролевая игра "Мы – спортсмены"

Цель: дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве.
Оборудование: медали победителям, рекламный щит для демонстрации количества заработанных баллов, спортивный инвентарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям провести соревнование по разным видам спорта. По желанию детей выбирают судей, организаторов соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается награждением победителей.

Сюжетно - ролевая игра "На станции технического обслуживания автомобилей"

Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин.
Оборудование: строительный материал для постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраске автомобилей.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: сообщить детям о том, что на дорогах города очень много автомобилей и эти автомобили очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть станцию технического обслуживания автомобилей. Детям предлагают построить большой гараж, оборудовать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслуживающий персонал. Их знакомят с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин (мотора, рулевого управления, тормозов и т. д.).

Сюжетно - ролевая игра "Пограничники"

Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями, уточнить распорядок дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы командира, расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».
Оборудование: граница, пограничный столб, автомат, пограничная собака, военные фуражки.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям побывать на государственной границе нашей Родины. Проводится беседа о том, кто охраняет границу, с какой целью, как проходит служба пограничника, каков распорядок дня военного человека. Дети самостоятельно
распределяют роли Военного командира, Начальника пограничной заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь.

Сюжетно - ролевая игра "Школа"

Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспитать желание учиться в школе, уважение к труду словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.
Оборудование: ручки, тетради, детские книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По желанию детей выбирается Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает ученикам задания, они самостоятельно и старательно выполняют его. На другом уроке другой Учитель. Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.

Сюжетно - ролевая игра "Космическое приключение"

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».
Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

Сюжетно - ролевая игра "Мы – военные разведчики"

Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».
Оборудование: элементы военной одежды для детей, оружие.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.

"Полицейские и бандиты"

Эту игру лучше всего организовать на улице, чтобы был достаточный простор для действий. Все участники разбиваются на несколько групп. Члены первой команды исполняют роль "полицейских", другой, соответственно, "бандитов". Помимо этого должны быть "продавцы", обычные "прохожие", "жители" квартир или домов и т. д.

Задача "полицейских" – не просто поймать кого-то, а проследить за действиями "бандитов" и застать именно в момент совершения "преступления". Сценарий игры может быть примерно следующим: все участники договариваются о территории, на которой должна проходить игра. Например, это может быть территория двора или небольшой парк.

Задача "бандитов" – попытаться совершить какие-то противоправные действия. Например, они могут угонять воображаемые "машины", грабить "жителей", нападать на "прохожих", обворовывать "магазины" и т. д. "Полицейские" должны "поймать бандитов", причем те имеют право убегать и прятаться в собственной "резиденции".

В игре неоднократно может возникнуть "перестрелка". Разумеется, при этом будут "убитые" и "раненые". Соответственно, "убитые" выходят из игры, а "раненые" покидают игру на время. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все "бандиты". В игре может произойти так, что пойманные "бандиты" убегут из тюрьмы, в которую их отправляют "полицейские". В этом случае игра продолжается до тех пор, пока снова все "бандиты" не окажутся "за решеткой".

"Улицы с погасшими лампочками"
Наверняка все смотрели сериал "Улицы разбитых фонарей" и запомнили всех действующих лиц, а также сюжеты, по которым поставлены серии. Вначале все участники договариваются о территории, на которой состоится игра. Например, это может быть парк, двор или еще какая-то территория. Несколько участников игры исполняют роль "ментов", при этом они сами могут договориться о том, какого героя фильма кто будет изображать. Остальные выбирают себе другие образы, например "преступников", "потерпевших" и прочих.

Можно выбрать какой-то определенный фильм из этого сериала и построить сценарий игры строго по нему. А можно придумать свой собственный сценарий, где все будет происходить по выбору участников игры. В игре нет победителей и побежденных, все зависит либо от заданного сюжета, либо от замысла участников.

Военные действия

В начале игры все участники договариваются об определенной территории, на которой будет происходить действие. Несколько участников будут "защитниками крепости". Им следует защитить от "похитителей" определенные "документы". При этом "похитители" могут действовать разными способами, в том числе и силой. "Документы" находятся в "сейфе". Например, это может быть обыкновенная коробка. Остальные участники игры будут проводить "военные действия" на территории, где проходит игра. То есть участники делятся на две группы, враждующие между собой.

Игра заканчивается, как только "похитители" смогут добыть важные "документы". При этом может произойти, что все "защитники крепости" будут "убиты" "похитителями". В этом случае следует найти новых "защитников". И, наоборот, все "похитители" могут быть "убиты" "защитниками". И тут таким же образом желательно найти им замену.

В эту игру следует играть возле реки или бассейна. Все участники делятся на три группы. Первая – "морская полиция", вторая – "пираты", а третья – "путешественники". Игра проходит по следующему сценарию: "путешественники" немедленно подвергаются нападениям со стороны "пиратов", как только заходят в воду. "Пираты" могут взять их в плен. Задача "полицейских" – поймать "пиратов".

В этой игре можно организовать настоящие "сражения". А именно – "полицейские" могут бороться с "пиратами", стараться поймать их и посадить в "тюрьму". "Путешественники" всеми силами помогают "полицейским", чтобы "пираты" не одержали над ними победу. Игра продолжается до тех пор, пока все "пираты" не будут пойманы и не окажутся "за решеткой".

"Индейцы"

Участники игры перед ее началом договариваются о территории, на которой будет организовано действие. Далее игроки делятся на две команды. Первая команда – "индейцы", а вторая – их враги. Смысл игры в следующем: между "индейцами" и враждебным им "племенем" разыгрывается настоящее сражение. При этом игроки могут действовать силой, когда представители враждебных команд могут ловить друг друга, брать в плен. Игра заканчивается тогда, когда сами "индейцы" или их враги будут пойманы все до одного. После этого игроки могут меняться ролями, и игра продолжается.

"Поиск сокровищ"

Игру предваряет договоренность об определенной территории, на которой состоится игра. Все ребята делятся на три группы. Первая группа будет исполнять роль "разбойников", вторая – "королевские войска", третья – "искатели сокровищ".

Игра заключается в следующем: "искатели сокровищ" пускаются в поиск клада. При этом заранее можно договориться о месте, где будут спрятаны "сокровища". Но к ним не так-то легко добраться. На пути подстерегают "разбойники", которые могут взять в плен и даже "убить". "Королевские войска" должны поймать "разбойников", чтобы освободить "искателей сокровищ". Игра закончится, когда все "разбойники" окажутся "за решеткой". Ребята после окончания первого тура игры могут поменяться ролями.

"Шпионы и воины"

Перед началом игры договариваются о территории, на которой предполагается играть. Все участники делятся на две команды. Члены первой команды будут "воинами", второй – "шпионами".

"Воины" устраивают собственный лагерь, разрабатывают "планы военных действий". При этом "шпионы" должны подслушать или каким-то другим образом узнать, что за "планы военных действий" разработали "воины" и против кого они направлены.

"Шпионы" не имеют права действовать с помощью силы, они должны добиваться своего с помощью хитрости. Как только "планы военных действий" становятся известны "шпионам", игра прекращается. Затем игроки меняются, "шпионы" становятся "воинами" – и наоборот.

"Великие сыщики и преступники"

Перед началом игры следует договориться о территории, на которой будет проходить игра. Выбираются два-три человека. Они будут "великими сыщиками", еще два-три игрока становятся "преступниками". Остальные будут "мирными жителями". "Преступники" нападают на "мирных жителей", затем скрываются с добычей "в неизвестном направлении".

"Великие сыщики" должны найти место, где прячутся "преступники". Но сами "преступники" должны оставить какие-то знаки, где находится их резиденция. То есть они могут как бы случайно оставить где-то карту, на которой указано месторасположение их резиденции, или поступить каким-то иным образом.

Игра продолжается до тех пор, пока последний "преступник" не окажется пойманным. Затем игроки меняются местами, "сыщики" становятся "преступниками", и наоборот.

"Королевская война"

Ребята перед игрой договариваются о территории, на которой будет происходить действие, а также распределяют роли между всеми участниками. Поначалу они делятся на две команды, в которых существуют свои роли. Предполагаются следующие персонажи: "король", "полководец", "воины" как в первой команде, так и во второй. Первоначально происходит разговор двух "королей". Они могут беседовать о чем угодно, но по ходу беседы между ними должен разгореться какой-то конфликт. После этого "короли" объявляют друг другу войну.

"Полководцы" должны разработать определенный план военных действий, "воинам" же предстоит привести этот план в исполнение. А чтобы игра была более увлекательной и интересной, в нее следует играть большому числу игроков, потому что добавление в игру "мирных жителей", например "крестьян", "горожан", оживит ситуацию. Ведь в соответствии с ней "королевские войска" и той, и другой стороны могут брать в плен и "мирных жителей", вести сражения на территории обоих "королевств".

В этой игре также найдется место "шпионам", цель которых – выведывать секреты "враждебного королевства". Игра продолжается до тех пор, пока одно из "королевств" не будет побеждено. Для этого все "воины" должны быть "убиты", "ранены" или "взяты в плен". После этого первый тур игры заканчивается, игроки меняются ролями.

"Война роботов"

В начале игры все ребята делятся на две команды. Первая команда – "люди", вторая – "роботы". Игра заключается в том, что "роботы" нападают на "людей", между ними разгорается сражение. На "роботов" не действует какое-то определенное оружие, их можно уничтожить только особым образом.

Можно заранее договориться о том, какие именно способы подействуют на "роботов". Например, с ними в состоянии справиться только "лазерный луч". В игре "лазерный луч" можете заменить светом самого обыкновенного фонарика. То есть, чтобы нейтрализовать "робота", нужно направить на него вплотную луч фонарика.

"Роботы" должны избегать "лазерного луча". Но за то они могут пользоваться как силой, так и хитростью. Игра продолжается до тех пор, пока все роботы не будут "нейтрализованы". После этого игра продолжается, но участники меняются ролями.

"Бой на море"

Как обычно, начинается игра с договоренности о территории, на которой будет происходить действие. Затем следует распределить роли. Кто-то будет "капитаном корабля", кто-то – "матросами", а кто-то – "пиратами". Задача "капитана" – отдавать команды, "матросов" – защищаться от "пиратов". "Пираты" же норовят напасть на "корабль", "убить" или "взять в плен" всех, кто там находится.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не одержит победу над своими "врагами". После этого игроки меняются ролями, игра продолжается.

"Спасти принцессу"

В начале игры распределяются роли – и участники договариваются о территории, на которой намечено организовать действие. В этой игре предполагаются образы "принцессы", "разбойников", "воинов". Эти персонажи – самые необходимые для проведения действия.

Если ребят, желающих принять участие в спасении "принцессы", много, можно расширить круг действующих лиц "королем", "слугами", "мирными жителями" и прочими. Игра начинается таким образом: в "королевстве" живет "принцесса". "Разбойники" стремятся похитить девушку. Она старается от них спастись, "слуги" и "король" ее защищают.

И все же "разбойникам" удается "взять в плен" "принцессу". Они должны "заточить" ее в темницу. В этом случае "воины" должны спасти красавицу, освободить ее от "разбойников".

Между "воинами" и "разбойниками" разгорается сражение. И те, и другие могут действовать как силой, так и хитростью. Игра продолжается до тех пор, пока "принцесса" не окажется освобожденной. После этого игроки меняются ролями, и игра продолжается по этому же сценарию.

"Супермен и бандиты"

Сначала участники договариваются о территории, на которой организуется действие. Затем игроки распределяют роли. Выбирается один из ребят на роль "супермена". Несколько человек становятся "бандитами". Остальные участники будут "мирными жителями". Задача "бандитов" – нападать на "мирных жителей", задача "супермена" – защищать их от "бандитов". Несколько игроков становятся "полицейскими", они должны помогать "супермену" в его сражении с "бандитами".

"Супермен" может действовать как силой, так и хитростью.

Игра продолжается до тех пор, пока он не поймает всех "бандитов" и не сдаст их в "полицию". После этого игра продолжается, а участники меняются ролями.

"Звездные войны"

Сначала распределите роли, далее разделитесь на две команды. Первая состоит из "землян", вторая – из "инопланетян". Задача "землян" и "инопланетян" – "сражаться" между собой за освобождение людей и планеты от разрушающего нашествия чужой цивилизации.

В игре существуют особые условия: "сражения" можно устраивать только в "космосе", то есть на специально оговоренной территории. На "землю" инопланетяне не имеют права заходить, а "земляне" вполне могут отдохнуть на своей родной территории. Игра продолжается до тех пор, пока все "инопланетяне" не будут побеждены. Можно заранее обговорить все условия, то есть выбрать "оружие", которое "безотказно" воздействует на "инопланетян".

Как только все "инопланетяне" будут "побеждены", игроки меняются ролями – и игра продолжается.

"Марсианские сражения"

В начале игры распределяются роли. Несколько игроков становятся "марсианами", несколько – "земными воинами", остальные – "мирные жители". Им предстоит заниматься своими делами, то есть строить дома, работать, отдыхать. Цель "воинов" – защищать "землян". Задача "марсиан" – "похищать землян", "брать их в плен" и держать в каком-то строго установленном месте – на своем "космическом корабле" или в "космической темнице".

"Марсиане" должны "похитить" как можно больше "землян", одновременно стараясь избегать общения с "воинами". "Воины", наоборот, обязаны следить за "землянами", мешать "марсианам" похищать их.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь – "земляне" или "марсиане" – не одержит победу. Для этого "марсиане" должны быть нейтрализованы, а если проигрывают "земляне", значит они должны быть "взяты в плен" все до единого. После этого игра продолжается, а игроки меняются ролями.

"Грабители и прохожие"

Сначала распределяются роли. Несколько игроков становятся "грабителями", остальные должны быть "прохожими". Задача "грабителей" – подстеречь "прохожих" и отнять у них что-нибудь. Но "прохожим" надо как следует "защищаться".

Если "грабителю" удается что-нибудь отнять у "прохожего", последнему придется выйти из игры. А если "прохожий" оказался сильнее, чем "грабитель", значит из игры выходит этот "грабитель". "Прохожие" могут действовать сообща, то есть "ловить" "грабителей" не в одиночку, а вместе.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь – "грабители" или "прохожие" – не одержит победу. После этого игра продолжается, а игроки меняются ролями. Но в процессе действия и "грабителям", и "прохожим" запрещается устраивать драку. Конечно, шуточная потасовка вполне допускается, но она должна быть именно шуточной, а не жестокой.

Кто сильнее?

Все участники делятся на три команды. Первая команда – "супермены", вторая – "бандиты", третья – "мирные жители". Задача "бандитов" – нападать на "мирных жителей", задача "суперменов" – защищать их. При этом игра развертывается по следующему сценарию: "мирные жители" занимаются своими привычными делами. Когда на них нападают "бандиты", они не могут защищаться от них с помощью силы, они вправе только убегать.

За то "супермены" сами могут использовать любые восточные единоборства. Их задача – обезвредить "бандитов", поймать их и посадить в "тюрьму". Каждый "супермен" может действовать как в одиночку, так и в компании с другими. Если один "супермен" сможет поймать несколько "бандитов", он становится победителем в этой игре. "Бандиты" также могут использовать восточные единоборства. Если "бандиты" оказываются сильнее, то победителем становится кто-то из них. После этого игра продолжается, но игроки меняются ролями.

Особенно важно в этой игре не забывать держать себя в рамках дозволенного и не устраивать самой обыкновенной драки. Если игроки на самом деле не знают восточных единоборств, допустимо использовать их, что называется, "понарошку". Запрещается устраивать драку, и если кто-то нарушает это условие, он немедленно должен выйти из игры.

"Плохиш" и "Хорошиш"

Каждый ребенок обязательно хоть раз вел себя очень уж хорошо, и обязательно было такое, что он вел себя очень плохо. То же самое очень часто происходит и вокруг детей: взрослые ругаются, ссорятся, вредят друг другу. Эта игра поможет детям узнать, как все это выглядит со стороны, и учит их быть терпеливее к другим, умению правильно оценивать ситуацию.

Играющие делятся на пары. Ведущий пишет на карточках задания, а каждая пара поочередно их тянет. Затем пары выполняют полученное задание, стараясь как можно живописнее вжиться в роль. В помощь участники могут брать кого-либо из игроков другой пары. Победитель выбирается голосованием. Задания могут быть следующими:

1. Изобразить непослушного мальчика, который ссорится с мамой. Роль мамы и мальчика пара распределяет между собой самостоятельно. Причиной непослушания может служить отказ от манной каши, разбитое окно или отказ делать уборку в комнате.

2. Сыграть хорошего ученика и плохого, злого учителя, который, проверяя тетрадь, придирается к каждой букве.

Задача пары – показать, как хороший ученик постарается выйти из сложившейся ситуации.

3. Представить ссорящихся мужа и жену. Причина ссоры может быть следующей: позднее возвращение одного из них с работы, не готовый вовремя ужин, телевизор, не выключающийся с утра до ночи, или же день рождения, про который забыли. После миниатюры можно попросить остальных игроков объяснить, кто из данной пары являлся "хорошим", а кто "плохим" персонажем.

4. Проговорить диалог начальника и подчиненного. Начальник делает выговор о том, что подчиненный продал не тот продукт, продавец, в свою очередь, оправдывается. При этом основные черты характеров пара определяет самостоятельно. Остальные, как и в предыдущем варианте, угадывают, кто хороший, а кто плохой.

5. Изобразить пешехода, перебегающего дорогу на красный свет, и диалог между ним и шофером после этого. Затем попросите остальных объяснить, кто из них был плохим, а кто хорошим. При этом ведущий должен делать упор на то, что пешеход нарушил правила дорожного движения, но все равно продолжал ругаться и возмущаться.

"Грабители"

Все участники делятся на две команды. Первая команда – "грабители", вторая – "добропорядочные граждане". "Грабители" должны украсть какие-то предметы – кошельки, украшения, сувениры. Эти предметы предварительно нужно разложить в разных местах. Если игра проходит в комнате, предметы можно разложить на столе, на полках или в ящике стола. Если на улице – спрятать под камешки или в цветах.

Игра начинается по условному сигналу. "Добропорядочные граждане" занимаются своими делами, при этом им нужно внимательно следить за "грабителями". Как только кто-то из "грабителей" приготовится что-нибудь "украсть", кто-нибудь из "добропорядочных граждан" старается поймать его и взять в "плен".

Игра продолжается до тех пор, пока все "грабители" не окажутся "за решеткой". После этого игроки меняются ролями, "грабители" становятся "добропорядочными гражданами", а те, в свою очередь, – "грабителями".

В игре есть свои условия: "грабителей" можно ловить только в непосредственной близости к предмету, который он собирается "украсть". Если он успевает убежать, брать его в "плен" нельзя. Таким образом, "добропорядочным гражданам" нужно быть особенно внимательными при охране своего "богатства".

"Браконьеры"

В начале игры выбирается ведущий. Это – "лесник". Остальные игроки должны разделиться на две группы. Первая группа будет "дикими животными", а вторая – "браконьерами". "Дикие животные" спокойно гуляют по лесу, а "браконьеры" ловят их.

"Браконьер" может "убить" "животное", а может поймать его и "посадить в клетку". Если "животное убито", участник, исполняющий его роль, должен выйти из игры. Если "животное" "посажено в клетку", его еще можно "спасти". "Спасением" занимается "лесник". Он должен "ловить браконьеров".

Игра продолжается до тех пор, пока все "браконьеры" не будут обезврежены или не будут пойманы и "убиты" все "звери". В этом случае игру продолжают, когда игроки поменяются ролями. "Браконьеры" становятся "дикими животными", а те, в свою очередь, – "браконьерами". Снова из числа участников игры выбирается ведущий, исполняющий роль "лесника".

"Как ограбить банк"

Выбирается ведущий. Остальные участники делятся на две группы. Первая из них – "полицейские", а вторая – "бандиты". Эти предлагают различные способы, с помощью которых можно ограбить банк. "Полицейские" придумывают свои варианты, благодаря которым можно предотвратить это ограбление.

Ведущий внимательно следит за высказываниями участников. После этого он подводит итоги. Условие игры в том, что на каждый способ, предложенный "бандитами", "полицейские" должны придумать точный ответный ход. В этом случае "полицейские" получают очко. Если же "полицейские" не могут предотвратить какого-то способа ограбления, то "бандитам" засчитывается очко. В конце игры нужно подсчитать очки – побеждает та команда, которая набирает больше очков.

"Воины тьмы и света"

В начале игры определите территорию, на которой будет происходить "сражение". Выбирается ведущий, его задача – подвести итоги в конце игры, следить за выполнением правил игры. Все игроки делятся на две группы. Первая – "воины тьмы", а вторая – "воины света". Между ними происходят "сражения". Условие: "воины света" могут сражаться как днем, так и ночью. А "воины тьмы" могут сражаться только ночью.

Ведущий объявляет: "Ночь" (или "День"). Когда объявляется ночь, то на выбранную территорию выходят "воины тьмы". "Воины света" начинают их ловить. Например, если "воин света" догонит "воина тьмы", тот должен выйти из игры. Если несколько "воинов тьмы" догонят и поймают "воина света", значит он выходит из игры. Как только ведущий объявляет "День", "воинам тьмы" следует прятаться в собственную резиденцию. Если кто-то не успел спрятаться, он должен выйти из игры.

В конце ведущий подводит итоги. Он должен объективно оценить игру каждой команды, то есть активность и быстроту ребят. Побеждает команда, которая показала наибольшую активность и вела "военные действия" с неослабным азартом.

"Охранное агентство"

Все участники делятся на три группы. Первая – "бизнесмены", вторая – "охранники", третья – "бандиты". Каждый "бизнесмен" обращается в "охранное агентство" и нанимает себе "охранников".

После этого "бизнесмен" отправляется в командировку или начинает заниматься выполнением собственной работы. "Бандиты" нападают на "бизнесмена", требуют от него деньги. "Охранники" защищают "бизнесмена", иногда им приходится вступать в борьбу с "бандитами". Если "бандиты" оказываются сильнее, то "бизнесмену" придется отдавать им какой-то выкуп. Если "охранники" оказываются сильнее, то "бандитам" придется выходить из игры.

В конце подводятся итоги. Победителем может оказаться команда "бандитов" или команда "бизнесменов". Потом игроки меняются ролями, и игра продолжается.

"Племя дикарей"

Все участники делятся на две команды. Первая – это "дикари", вторая – "путешественники". Необходимо определить территорию, на которой состоится игра. Все "путешественники" спокойно располагаются на ней. "Дикари" в это время прячутся.

Играть лучше всего там, где много кустов, травы, например в небольшом лесочке или парке. Как только какой-нибудь "путешественник" уходит слишком далеко от своих товарищей, на него могут напасть "дикари". Он должен убегать от них. Если "дикари" догнали "путешественника", они могут "съесть" его или "взять в плен". "Съеденный" игрок выходит из игры.

"Взятых в плен" путешественников можно спасти. Для этого необходимо "напасть" на "дикарей" и устроить "сражение". "Убитые дикари" также выходят из действия. Игра продолжается до тех пор, пока все "путешественники" или все "дикари" не выйдут из игры. После этого игроки меняются ролями и игра продолжается.

"Монстры"

Все участники делятся на две группы. Первая – "монстры", вторая – "космонавты". Каждый "космонавт" должен исследовать новую территорию. Для этого он уходит от своих друзей и начинает действовать в одиночку. В это время на него нападают "монстры". Все "монстры" должны быть с завязанными глазами, поэтому "космонавт" может от них спрятаться. "Монстры" никогда не ходят в одиночку, они всегда охотятся сообща. Если они поймали кого-нибудь из "космонавтов", тот выходит из игры.

Игра продолжается до тех пор, пока все "космонавты" не окажутся за пределами игрового поля. После этого игроки меняются ролями и игра продолжается.

"Водолазы и водяные"

Начинается игра с разделения ребят на две группы. Первая – "водолазы", вторая – "водяные". Далее определяется территория предстоящего действия. Она будет считаться "морем" или "океаном". Например, это может быть большая площадка.

"Водяные" живут в "море", они должны ловить "водолазов". Если "водяные" поймали "водолаза", тот выходит из игры. Но "водолазы" могут защищаться. У них есть оружие, значит они могут "убить" "водяного". "Убитый" "водяной" выходит из игры.

Таким образом игра продолжается до тех пор, пока участники какой-то одной команды не выйдут из игры в полном составе. После этого игроки меняются ролями, игра продолжается.

"Опасные игры"

Выбирается ведущий. Он должен внимательно наблюдать за ходом действия, чтобы подвести итоги в конце игры. Все остальные делятся на две группы. Первая состоит из "бандитов" и "грабителей", а вторая – из "добропорядочных граждан".

"Бандиты" предлагают различные ситуации, которые показывают, какие действия они могут совершить для собственного обогащения. Например, они могут ограбить банк, получить много денег путем мошенничества и т. д. "Добропорядочные граждане" приводят в ответ собственные возражения, объясняя, что "бандиты" подвергают себя различным опасностям.

Словом, задача "добропорядочных граждан" – доказать, насколько опасна жизнь "бандитов". Ведущий внимательно наблюдает за игрой, а каждая команда в итоге получает за свои высказывания определенное количество очков. В конце игры подводится общий итог. Побеждает та команда, которая набирает больше очков. Потом игроки меняются ролями, игра продолжается.

"Барышня и хулиганы"

Выбирается ведущий. Он наблюдает за ходом игры, за участниками, в конце подводит итоги. Все ребята делятся на две команды. Первая из них описывает различные ситуации, в которых рассказывается об опасностях, подстерегающих всех людей. Например, ночью, когда темно и нет на улицах прохожих, на молодую девушку, возвращающуюся домой, вдруг нападают хулиганы.

Вторая команда должна немедленно продолжить ситуацию таким образом, чтобы стало ясно – из любого, даже самого трудного и опасного положения есть выход. Например, они продолжают рассказ: "Вдруг девушка поднимает камень с земли и бросает в окно ближайшего дома. При этом она громко кричит: "Помогите! Пожар!" Проснувшиеся люди немедленно высовываются в окно, начинается переполох. Хулиганы, испуганные неожиданным поворотом событий, убегают".

Участники первой команды могут предложить любую ситуацию.

Например, человек возвращается к себе домой и вдруг видит, что дверь его квартиры открыта. Он собирается войти туда, как вдруг слышит голоса, и понимает, что дома – грабители.

Члены второй команды немедленно предлагают выход: человек быстро бежит к соседям, просит вызвать милицию. А сам караулит грабителей возле подъезда. Когда они выходят, он ищет способы задержать их до приезда милиции. Для этого он быстро обращается к ним и предлагает купить "Гербалайф". Он представляется распространителем этого чудесного продукта и начинает энергично расхваливать свой товар. Ему следует быть настолько убедительным, чтобы грабители не могли от него отделаться. Действуя так, он успешно удерживает их возле дома до тех пор, пока не приезжает милиция.

Задача участников второй группы – придумать самые разные, иногда даже невероятные способы спасения от хулиганов и бандитов. Ведущий наблюдает за высказываниями каждого игрока. За каждый ответ команды получают определенное количество очков. В конце игры подводятся итоги. Побеждает команда, набравшая больше очков. После этого игроки меняются ролями, игра продолжается.

Татьяна Николаевна Образцова "Ролевые игры для детей"

Профессиональные игры. Часть 1