Организация играющих в подвижных играх. Методика проведения подвижных игр с детьми

Организация подвижных игр.

В педагогической практике, социальной жизни и быту существуют две основные формы организации подвижных игр: урочная и внеурочная . Урочная форма проведения подвижных игр предусматривает непосредственную руководящую роль учителя, регулярность занятий с неизменным составом участников, регламентированные содержание и объем игрового материала и его взаимосвязь с организацией, содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, в который включается данная игра. Подвижные игры, относящиеся к внеурочной форме занятий, подразумевают большую роль организаторов, вожаков из среды самих детей; они организуются, как правило, эпизодически, состав участников может меняться, а игры варьируются по содержанию и объему игрового материала. Время, отводимое на подвижные игры в двигательном режиме школьников, зависит от возраста, класса, в котором учатся дети, от круглогодичного распорядка обучения и других видов деятельности и отдыха. Как уже упоминалось, при урочной форме проведения подвижных игр ведущую роль играет руководитель, который решает следующие задачи: 1) оздоровительные, 2) образовательные, 3) воспитательные. Существует также и другая группа игр, используемая для физического воспитания это группа спортивных игр. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ.

Подготовка к проведению игры особенно важна в тех случаях, когда игра предлагается впервые и педагог не в состоянии предвидеть всех ситуаций, которые могут сложиться в ее ходе. Подготовка состоит из выбора игры, подготовка площадки для проведения игры, подготовка инвентаря для игры, предварительный анализ игры.

Выбор игры в первую очередь зависит от общих задач урока, при постановке которых основными критериями являются возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество занимающихся. При выборе игры необходимо учитывать форму занятий (урок, перемена, праздник, прогулка). Урок и перемена ограничены по времени; задачи и содержание игр на перемене иные, чем на уроке; на празднике используются в основном массовые игры и аттракционы, в которых могут принимать участие дети разного возраста и разной физической подготовленности. Выбор игры напрямую зависит от места ее проведения. В небольшом узком зале или коридоре проводятся игры с линейным построением, игры, в которых участвуют по очереди. В большом спортивном зале или на площадке хорошо проводить игры с бегом врассыпную, с метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр. Во время прогулок и экскурсий за город используются игры на местности. Зимой на площадке проводятся игры на лыжах, коньках, санях, игры с постройками из снега. При организации игр на улице надо учитывать состояние погоды (особенно зимой). Если температура воздуха низкая, выбирается игра с активными действиями участников. Нельзя использовать игры, в которых приходится долго стоять, ожидая своей очереди. Малоподвижные игры, в которых участники выполняют игровое задание поочередно, хороши в жаркую погоду. Наличие пособий и инвентаря также влияет на выбор игры. Из-за отсутствия соответствующего инвентаря или при неудачной его замене игра может не состояться. Подготовка площадки для игры . Если подвижная игра проводится на воздухе, то надо снять дерн или подобрать ровную зеленую площадку (особенно для детей младшего школьного возраста), не требующую этого. Форма площадки предпочтительно прямоугольная, не менее 8 м в ширину и 12 м в длину. На расстоянии 2 м от поля можно поставить несколько скамеек. Площадка ограничивается лицевыми (короткими) и боковыми линиями, проводится поперечная черта, делящая ее пополам. По углам площадки можно поставить флажки, сделав в грунте выемки. Флажки допустимо ставить вдоль боковой границы в месте пересечения средней линии. Линии принято размечать меловой краской, на травяной площадке вдоль линий можно слегка срезать дерн, чтобы получился 2-3-сантиметровый желобок. Линии границ намечаются не ближе 3 м от забора, стены или других предметов во избежание травм. Площадку для зимних игр надо очистить от снега, утрамбовать, а по краям соорудить снежный вал. Для проведения некоторых игр ее посыпают песком. Можно сделать отдельную площадку для игр, наиболее предпочитаемых детьми, в которые они любят играть самостоятельно. Перед началом игры в помещении руководитель должен проследить, чтобы в зале не было посторонних предметов, мешающих движениям играющих. Спортивные снаряды (брусья, перекладину, коня, козла) надо убрать в подсобное помещение. Если нет такой возможности, то их следует поставить у короткой стены и оградить скамейками, сеткой или другими предметами. Оконные стекла и лампы нужно закрыть сетками. Помещение всегда должно быть проветрено, а пол протерт влажной тряпкой. Если руководитель планирует провести игру на местности, он заранее хорошо знакомится с ней и размечает условные границы для игры. Места для игр подготавливают учащиеся совместно с руководителем. Подготовка инвентаря для подвижных игр. Подвижная игра должна обеспечиваться соответствующим инвентарем. Это флажки, цветные повязки или жилетки, мячи различных размеров, палки, булавы или кегли, обручи, скакалки и т.п. Инвентарь должен быть ярким, заметным в игре, что особенно важно для младших школьников, а его размер и масса - посильными для играющих. Количество инвентаря предусматривается заранее. Руководитель поддерживает инвентарь в должном состоянии и систематически приводит в порядок. Можно привлекать детей к хранению и починке инвентаря. Для игр на лужайках, на зимних площадках можно использовать шишки, снег и т.п. Участники получают инвентарь или расставляют его на площадке только после того, как руководитель объяснит им правила игры.

Предварительный анализ игры. Перед тем как проводить игру, руководитель должен продумать процесс игры и предусмотреть все возможные ситуации, возникающие по ходу игры. Особенно необходимо предусмотреть и предотвратить возможные нежелательные явления. Руководитель, хорошо знающий данный коллектив играющих, предварительно намечает роли игроков, продумывает, как вовлечь в игру слабых и пассивных игроков. Для проведения некоторых игр он заранее выбирает себе помощников, определяет их функции и, если это необходимо, дает им возможность подготовиться (например, в играх на местности). Помощники первыми знакомятся с правилами игры и местом ее проведения.

1. Познакомиться с требованиями и правилами игры, в которую дети будут играть. Приготовить все необходимое оборудование и материалы перед ее началом.

2. Учесть уровень развития детей, их таланты, умения и неумения.

3. Предлагать только те игры, которые доступны данной возрастной группе, соответствующие росту детей, их силе, жизненному опыту. Умело выводить участников из игры, которая для них сложна.

4. Избегать сверх энтузиазма (перевозбуждения) у играющих.

5. Быть готовым к участию в игре в качестве обычного игрока, подчиняться всем правилам, включая и те, которые вроде бы умаляют достоинство взрослого.

6. Помогать детям, которые не совсем компетентны и не столь координированны, как их сверстники, поручая им задания или предоставляя возможность выполнять упражнения с учетом сноровки, которой они обладают. Ребенок с каким-либо недостатком может получать удовольствие, если будет судьей-хронометристом, счетчиком очков или главным судьей в игре, в которой он не сможет принять участие. Не обращать внимания на ошибки некоторых детей или осторожно поправлять их, не прерывая игры. Не отчитывать детей перед другими, если они нарушили правила или ошиблись в игре.

7. Объяснять правила каждой игры вовремя и разрешить детям один или большее количество раз потренироваться, перед тем как начнется активная игра. Иметь в запасе ряд альтернативных игр и необходимое оборудование, приготовленное заранее, если дети не одобрят первую предложенную руководителем игру.

8. Давать детям отдых между играми в соответствии с их возрастом и возможностями.

9. Выбирать игры с учетом возможности их усложнения: начинать с простейших, тренируя, постепенно усложнять их по мере улучшения ловкости детей.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРАЮЩИХ.

1. Размещение играющих и место руководителя при объяснении игры.

Прежде чем начать объяснение игры, необходимо разместить участников таким образом, чтобы они хорошо видели руководителя и слышали его рассказ. Лучше всего построить играющих в исходное положение, из которого они начнут игру.

Если игра проводится в круге, то объяснение происходит в том же круговом построении. Руководитель занимает место не в центре, а в ряду играющих или, при большом количестве играющих, немного впереди них. Нельзя становиться в центр круга, так как тогда половина играющих окажется за спиной руководителя. Если играющие разделены на две команды и построены одна против другой на большом расстоянии («Вызов»), то для объяснения надо сблизить команды, а затем дать команду отойти к границам «домов». В этом случае руководитель, объясняя игру, становится между играющими в середине площадки, у боковой границы, и обращается то к одной, то к другой команде. Если игра начинается с движения врассыпную, можно построить играющих в шеренгу, когда их немного, или сгруппировать возле себя, но так, чтобы все хорошо видели и слышали руководителя. Следует помнить, что изложение игры надо сопровождать показом. Наглядность помогает лучше понять игру, и после объяснения у участников не возникает вопросов. При объяснении игры нельзя ставить детей лицом к солнцу (они будут плохо видеть руководителя) или к окнам (они могут смотреть в окно и отвлекаться). Руководитель должен стоять на видном месте боком или в крайнем случае лицом к свету, но так, чтобы видеть всех участников и контролировать их поведение.

2. Объяснение игры.

Правильное объяснение игры в значительной мере влияет на ее успех. Как уже говорилось, прежде чем начать игру, руководитель обязан ясно представить себе ее содержание, предварительно проанализировать ее и только после этого приступать к объяснению.

Рассказ должен быть кратким: затянутое объяснение может помешать восприятию игры. Исключение составляют игры в младших классах, которые можно объяснить в сказочной, увлекательной форме. Рассказ должен быть логичным, последовательным. Любую игру следует объяснять примерно по такой схеме:

а) название игры (можно сказать, с какой целью игра проводится);

б) роли играющих и их расположение на площадке;

г) цель игры;

д) правила игры.

Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих. Отвечать следует громко, обращаясь при этом ко всем. Рассказывая о ходе игры, руководитель, бесспорно, коснется правил, но в конце рассказа необходимо еще раз заострить на них внимание, чтобы дети лучше их запомнили. Рассказ не должен быть монотонным, желательно выделять голосом важные игровые моменты. В рассказе не следует употреблять сложных терминов, а новые понятия необходимо объяснять. Руководитель должен обращать внимание на настроение учащихся: если они отвлекаются, надо сократить объяснение или оживить его. Содержание игры подробно объясняется только тогда, когда учащиеся играют в нее впервые. При повторениях игры следует только напомнить основное содержание и пояснить дополнительные правила и приемы.

3. Выделение водящих.

Среди многих организаторов и ведущих игр существует тенденция назначать капитана команды или предоставлять возможность командам делать выбор самим. Но, во-первых, в случае назначения дети подозревают наличие любимчиков, независимо от того, справедливо это или нет, а, во-вторых, команды могут выбрать лидера потому, что он самый сильный в их группе. Подобный лидер может запугивать или обижать остальных.

Руководитель игры должен установить такой порядок, чтобы каждый ребенок был водящим поочередно.

Выделять его можно разными способами.

а). По назначению руководителя.

б). Существует способ выбора водящего по жребию. Жребий может быть произведен путем расчета, метания и другими способами.

в). Для определения водящего по жребию можно «тянуться на палке». Участник берет палку снизу, выше берется рукой второй игрок, еще выше - третий и т.д. Водящим становится тот, кто возьмет палку за верхний конец и удержит ее или покроет палку сверху ладонью. Этот способ применим при 2-4 играющих.

г). Организатор игры или один из игроков зажимает несколько соломинок (стебли травы, ленты или бечевки) в кулаке. Все, кроме одной, имеют одинаковую длину. Он держит их таким образом, чтобы остальные игроки не могли догадаться, какая из них короче. Каждый игрок вытягивает одну соломинку. Вытянувший короткую становится или водящим, или начинающим, или лидером одной из команд.

д). Организатор игры, или один из игроков, или капитан команды держит обе руки за спиной, сжатыми в кулак, вне поля зрения свободных игроков. Другие игроки поочередно объявляют о четном или нечетном количестве пальцев. Так определяются команда, порядок игры и т.д.

е). При жребии можно применять метания. Водит тот, кто дальше всех бросит палку, камень, мяч и т.д. Этот способ требует много времени. Им можно воспользоваться при проведении игр на открытом воздухе во внеурочное время.

ж). Один из наиболее удачных способов - выделение водящего по выбору играющих. Этот способ хорош в педагогическом отношении, он позволяет выявить коллективное желание детей, которые обычно выбирают наиболее достойных водящих.

Однако в игре с малоорганизованными детьми этот способ применить трудно, так как водящих часто выбирают не по заслугам, а под нажимом более сильных, настойчивых детей. Руководитель может порекомендовать детям выбрать тех, кто лучше бегает, прыгает, попадает в цель и т.п.

з). Справедливо установить очередность в выборе водящего, чтобы каждый участник побывал в данной роли. Это содействует воспитанию организаторских навыков и активности.

и). Можно назначить водящего по результатам предыдущих игр. Водящим становится игрок, оказавшийся в предыдущей игре наиболее ловким, быстрым и т.д. Об этом надо сообщить участникам заранее, чтобы они стремились проявлять в играх необходимые качества. Отрицательной стороной этого способа является то, что в роли водящего не смогут быть слабые и менее ловкие дети.

4. Распределение на команды.

Распределение на команды также может проводиться различными способами.

а). Руководитель распределяет играющих на команды по своему усмотрению в случаях, когда нужно составить равные по силам команды. Такой способ чаще всего применяют при проведении сложных подвижных и спортивных игр в старших классах. Активного участия в составлении команд играющие не принимают.

б). Другой способ распределения играющих на команды состоит в построении учащихся в шеренгу и расчете на первый-второй; первые номера составят одну команду, вторые - другую. Таким же способом составляют и несколько команд.

Подобное быстрое распределение целесообразно для урока, так как он ограничен по времени, однако его недостаток в том, что команды не всегда получаются равными по силам.

в). Можно разделить играющих на команды путем фигурной маршировки или расчета движущейся колонны. В каждом ряду должно быть столько человек, сколько команд требуется для игры.

Для этого способа также не нужно много времени, однако состав команд при этом бывает случайным и часто неравным по силам.

г). Используется и способ разделения команд по сговору. В этом случае дети выбирают капитанов, разделившись на пары (примерно равные по силам), сговариваются, кто кем будет, а капитаны выбирают их по названиям. При таком разделении команды почти всегда равны по силам.

Этот способ очень любим детьми, поскольку он сам - своеобразная игра. Однако его недостаток в невозможности применения на уроках - он занимает много времени.

д). Способ разделения по назначению капитанов. Игроки выбирают двух капитанов, которые, в свою очередь, набирают игроков в свою команду.

Это довольно быстрый способ, и команды бывают в основном равны по силам. Отрицательная сторона этого способа состоит в том, что слабых игроков капитаны берут неохотно, что часто приводит к обидам и ссорам среди играющих. Чтобы избежать неприятных ситуаций, рекомендуется не доводить выбор до конца и разделить оставшихся путем расчета. Способ по назначению капитанов следует

применять только в играх с учащимися старшего школьного возраста, которые смогут правильно оценить силы игроков.

5. Выбор капитанов команд.

Роль капитанов команд очень велика: они отвечают за поведение всей команды в целом и за отдельных играющих. Капитану дается право распределить роли в команде, следить за соблюдением правил и дисциплиной. Он является непосредственным помощником руководителя.

Капитанов могут выбрать сами играющие или их назначает руководитель. Обычно сначала составляют команды и лишь после этого назначают капитанов. В случае разделения на команды путем выбора или сговора капитанов выбирают заранее.

В постоянных командах капитаны периодически переизбираются.

6. Выделение помощников.

Для каждой игры руководитель выбирает помощников, которые следят за соблюдением правил, учитывают результаты игры, а также раздают и расставляют инвентарь.

Число помощников зависит от сложности правил и организации игры, количества играющих и размеров площадки, помещения. О назначении помощников руководитель объявляет всем играющим.

В зависимости от сложности игры и задач, решаемых в процессе занятий, помощников выделяют до построения играющих или после объявления игры и выбора водящих.

МЕСТО ПОДВИЖНЫХ ИГР В УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Подвижные игры решают такие важнейшие задачи как: оздоровительные, образовательные, воспитательные.

При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности, занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей и подростков, а также повышают функциональную деятельность организма.

В связи с этим большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела; игры, увеличивающие подвижность в суставах.

Под воздействием физических упражнений, применяемых в играх, активизируются все виды обмена веществ (углеводный, белковый, жировой и минеральный). Мышечные нагрузки стимулируют работу желез внутренней секреции.

Особенно ценно в оздоровительном отношении круглогодичное проведение подвижных игр на свежем воздухе: занимающиеся становятся более закаленными, усиливается приток кислорода в их организм.

Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорт


Подвижные игры укрепляют здоровье, развивают двигательные качества и закрепляют двигательные навыки, совершенствуют ритмичность и точность движений. Они обогащают играющих новыми ощущениями, представлениями, понятиями, повышают активность, воспитывают волевые качества, дисциплину, коллективизм, честность, скромность. Эти виды физических упражнений хороши еще и тем, что, не требуя специальной технической подготовки от играющих, отчасти выравнивают у всех шансы на победу.

Кроме того, во время подвижных и спортивных игр на природе к благоприятному воздействию на организм физических упражнений добавляется закаливающее влияние естественных сил природы (солнца, воздуха и воды). А повышение эмоционального фона способствует эстетическому воздействию красоты природы.

Отметим также, что подвижные и упрощенные спортивные игры хороши тем, что не требуют дорогостоящего инвентаря и оборудования. Прежде чем приступить к описанию игр, хотелось бы дать несколько общих практических советов по их организации.

При объяснении новой игры следует расставить играющих в том порядке, при котором начинается игра. Если играющие встали в круг, то объясняющему следует встать в этот же круг или на 2-3 шага внутрь круга, но не на середину, чтобы не стоять ни к кому спиной. При построении в две шеренги объясняющий должен разместиться на фланге. Если игроки построились в колонны, то объясняющий стоит сбоку.

Нельзя ставить игроков против света. Объясняющий игру должен стоять боком или лицом к свету. Объяснять игру лучше в следующей последовательности: название игры, действия игроков и их места, ход игры (правила), цель игры, повторить основные правила. После объяснения игры ее один раз можно опробовать без выявления победителей.

Важнейший момент подготовки к игре - выбор водящего. Водящего может назначить организатор, но он должен объяснить играющим свой выбор. Водящий может определяться и по жребию. Детям очень нравится выбирать водящего с помощью считалки. При этом играющие становятся в круг, а один из будущих игроков начинает считалку. Произнося каждое слово считалки, он указывает по очереди на игроков. Тот, на кого придется последнее слово считалки, будет водящим. Приведем для примера несколько считалок.



«Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет: Пиф-паф, ой-ой-ой, Умирает зайчик мой!.. Принесли его домой, Оказался он живой». «Заяц белый, куда бегал? В лес, дубраву. Что там делал? Лыко драл, Под колоду убирал». А эту песенку-считалку сочинил С. Я. Маршак:

«Косой, косой, Не ходи босой, А ходи обутый, Лапочки закутай. Если будешь ты обут, Волки зайца не найдут. Не найдет тебя медведь, Выходи, тебе гореть!»

Другой старинный способ - выбор водящего с помощью палки (биты)- особенно хорош, если она в дальнейшем используется в игре. Выбирают водящего следующим образом. Палку держат вертикально. Любой из участников берет ее за нижний конец так, чтобы конец палки был вровень с нижним краем ладони. Затем за палку, вплотную к руке первого игрока, берется другой игрок, третий и т. д. Если все взялись за палку одной рукой, а есть еще место, то тот, чья рука была самой нижней, переносит ее наверх. И так до тех пор, пока палка не кончится. Кому по очереди не хватает места на палке, чтобы удержать ее верхний конец, тот и становится водящим.

В играх, где водить престижно, определить водящего можно с помощью метания. Кто дальше или точнее метнет предмет, тот и водит.

Можно водить по результатам предыдущей игры. В этом случае водящим становится наиболее (наименее) ловкий. Если вы хотите, чтобы все дети были в равных условиях и могли бы продемонстрировать свои способности, можно водить по очереди, тогда каждый побывает в роли водящего.

Другим важным моментом в, организации игры является разделение на команды. Равные по силам команды могут быть созданы по усмотрению организатора игры или делением играющих путем расчета, Для этого все играющие встают по росту в шеренгу и рассчитываются на «первый-второй», если требуется две команды, или на «первый-второй-третий» при необходимости трех команд и т. д. Способ «по сговору» очень нравится маленьким детям, так как сам по сути является игрой. Для этого способа выбирают двух капитанов. Остальные игроки разбиваются на равные по силам пары и придумывают себе новые «имена», договариваются друг с другом, кто как будет называться. Затем подходят к капитанам и называют придуманные «имена». Капитаны, не зная кто за этими «именами» скрывается, по очереди выбирают игроков. «Именами» могут быть названия различных предметов, цветов, деревьев, машин и т. п.

Способ выбора капитанов заключается в следующем. Выбирают двух-трех капитанов (в зависимости от того, сколько требуется команд), и те по очереди выбирают себе в команду по одному игроку. Этот способ часто используется в практике, но он не очень хорош из-за того, что слабых игроков капитаны выбирают неохотно и этим их слабость как бы умышленно подчеркивается, что, конечно, непедагогично.

Готовимся играть

При выборе подвижной игры учителю или тренеру следует отдавать предпочтение тем играм, которые воспитывают у учеников высокие морально-волевые качества, укрепляют здоровье, способствуют физическому развитию и формированию жизненно важных двигательных умений и навыков.

В процессе игры у детей формируются понятия о нормах общественного поведения, а также воспитываются культурные привычки. Однако игра приносит пользу только в том случае, если учитель хорошо понимает свои задачи – воспитательные, оздоровительные и образовательные, которые решаются во время игры, знает анатомо-физиологические и психические особенности учеников, владеет методикой проведения игр, заботится о создании и соблюдении соответствующих санитарных условий.

Выбор игры

Прежде чем выбрать игру, следует поставить конкретную педагогическую задачу, учитывая состав участников, их возрастные особенности, уровень их физического развития и подготовленности. При этом надо учитывать форму проведения занятий (урок, перерыв, праздник, тренировка), а также придерживаться известного в педагогике правила: от простого к сложному.

Для того чтобы определить степень сложности той или другой игры, учитывают множество элементов, входящих в нее: бег, прыжки, метания и т.п. Игры, состоящие из небольшого количества элементов, в которых не предусмотрено разделение на команды, считаются более легкими.

Выбор игры зависит и от места ее проведения. В небольшом, узком зале или коридоре можно проводить игры с выстраиванием в колонны и шеренги, а также такие, в которых игроки принимают участие поочередно; в большом зале или на площадке – игры большой подвижности с бегом врассыпную, метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр и т.п.

При выборе игры следует помнить о наличии специального инвентаря. Если игроки долго стоят в очереди за ним, они теряют интерес к игре, а это, в свою очередь, приводит к нарушению дисциплины.

Эффективность проведения игры зависит от:

ñумения доходчиво и интересно объяснить игру;

ñрасположения игроков во время ее проведения;

ñопределения ведущих;

ñраспределения на команды;

ñопределения помощников и судей;

ñруководства процессом игры;

ñдозирования нагрузки;

ñокончания игры.

Объяснение правил

Ученики занимают исходное положение. Учитель сообщает название игры, ее цель и ход, рассказывает о роли каждого игрока и его месте. При этом учитель должен стоять в таком месте, из которого все игроки могли бы его хорошо видеть и слышать. Чтобы дети лучше поняли условия игры, учитель демонстрирует им, как выполняются отдельные сложные движения. Если игра проводится впервые, необходимо убедиться в том, что все игроки поняли ее правила.

Выбор ведущего

Существует несколько способов определения ведущего в зависимости от условий проведения занятий, характера игры и количества игроков. Учитель может назначить ведущим одного из игроков на свое усмотрение, коротко обосновав свой выбор. Ведущего также могут избрать сами игроки. Однако для этого необходимо, чтобы они хорошо знали друг друга, иначе их выбор не всегда будет удачным.

Можно назначить ведущего по результатам предшествующих игр. Этот выбор стимулирует учеников добиваться лучших результатов. Часто применяют жеребьевку в виде считалочки. Нужно помнить, что роль ведущего способствует формированию организаторских привычек и росту активности.

В командных играх и эстафетах, где соревнуются между собой несколько команд, распределение игроков можно провести одним из следующих способов:

ñс помощью расчетов;

ñфигурной маршировкой;

ñпо собственному усмотрению;

ñпо выбору капитанов, которые поочередно добирают себе игроков.

А судьи кто?

Разделение на команды нужно осуществлять в соответствии с характером и условиями проведения игры, а также составом игроков. В сложных играх с большим количеством участников необходимо привлекать судей-помощников, задача которых – считать очки, контролировать время, наблюдать за порядком и состоянием места для игры.

Судьи и их помощники назначаются из учеников, освобожденных по состоянию здоровья от выполнения физических упражнений средней и большой интенсивности. Если таких учеников нет, то назначение производится из числа игроков.

Руководство игрой

Это, бесспорно, тяжелейший и вместе с тем решающий момент в работе педагога, так как только оно может обеспечить достижение запланированного педагогического результата, – включающий несколько обязательных элементов:

ñнаблюдение за действиями игроков;

ñустранение ошибок;

ñпоказ правильных коллективных приемов;

ñнедопущение проявлений индивидуализма, грубого отношения к игрокам;

ñрегулирование нагрузок;

ñстимулирование необходимого уровня двигательной активности на протяжении всей игры.

Направляя игровую деятельность, учитель помогает выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь активности, самостоятельности и проявления творческой инициативы игроков. В отдельных случаях он может включиться в игру сам, демонстрируя, как лучше действовать в том или другом случае. Важно своевременно исправлять ошибки. Лучше это делать во время специального перерыва. Игроки при этом остаются на своих местах. Объяснять ошибку нужно сжато, демонстрируя правильные действия. Если этих приемов недостаточно, можно применять специальные упражнения, по отдельности анализируя ту или другую ситуацию.

Регулирование нагрузки

Ответственным моментом в руководстве подвижными играми является дозирование физической нагрузки. Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей, и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления учеников необходимо своевременно прекратить игру или изменить ее интенсивность и характер нагрузки. Регулируя физическую нагрузку в игре, учитель может использовать разнообразные приемы:

ñуменьшать или увеличивать время, отведенное на игру;

ñизменять количество повторений игры, размеры площадки и длину дистанции, которую пробегают игроки;

ñкорректировать вес и количество предметов;

ñусложнять или упрощать правила игры и препятствия;

ñвводить кратковременные паузы для отдыха, уточнения отдельных моментов игры и анализа ошибок.

Окончание игры

Окончание игры должно быть своевременным (если игроки получили достаточную физическую и эмоциональную нагрузку). Преждевременное или внезапное окончание игры вызовет у учеников недовольство. Во избежание этого педагог должен уложиться в отведенное время. По окончании игры необходимо подвести итоги. При сообщении результатов следует указать командам и отдельным игрокам на допущенные ошибки, положительные и отрицательные моменты в их поведении. Желательно отметить лучших ведущих, капитанов, судей.

Когда играть?

В зависимости от задач и характера игры, ее физической и эмоциональной нагрузки, состава учеников она может быть включена во все части урока (тренировки).

Подготовительная часть – игры небольшой подвижности и сложности, способствующие сосредоточенности внимания. Характерными видами движений для этих игр являются ходьба, бег с выполнением несложных дополнительных упражнений.

Основная часть – игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими видами движений, требующие большой подвижности и способствующие на данном этапе изучению и совершенствованию техники выполнения тех или других движений.

Заключительная часть – игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами и организацией, помогающие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части игры и позволяющие завершить ее в хорошем расположении духа. Всестороннего воспитания и гармоничного развития учеников можно достичь только в процессе многолетнего, систематического и правильно организованного обучения подвижным играм.

Где играть?

Игры на местности относятся к подвижным, но вместе с тем отличаются от них как содержанием, так и задачами, а также условиями и методикой проведения: в необычных условиях, на площадке, в лесу и т.д. Почти все игры на местности предусматривают наличие у детей определенной подготовки и знаний. Игры на местности пользуются большой популярностью у учащихся, благотворно влияют на их общее развитие, формируя инициативу, умение ловко передвигаться, хорошо маскироваться, правильно ориентироваться в разнообразных игровых ситуациях, преодолевать определенные препятствия в зависимости от условий и задач игры. Игры на местности, как правило, командные. Дети активно участвуют в соревновании за овладение флагом или пакетом. Существуют и интеллектуальные игры: с ориентированием на местности, походами по определенному маршруту при помощи компаса и др.

Подготовка к игре

Каждую игру на местности надо готовить заранее, для чего детей необходимо ознакомить с местностью, показать запрещенные места в лесу, возле водохранилищ или в районе огородов, садов, пашни и т.п. С этой целью следует организовать несколько прогулок или походов. Накануне игры ее руководитель (тренер) должен подробно изучить местность, наметить пункты отправления групп (команд), предусмотреть места сбора. После этого надо наметить состав команд, проанализировать со всеми игроками правила и условия игры, т.е. способы передвижения, маскировку, ориентирования по карте, пользования компасом. Один или несколько тренеров должны подготовить судей-помощников, которые бы хорошо знали ход игры, ее задачи, умели всегда оценить ситуацию и найти выход из любого положения. Желательно, чтобы судьи-помощники сами не принимали участия в игре, а только следили за соблюдением правил и дисциплины игроками и вместе с тренером определяли победу той или другой команды. Судьи-помощники носят нарукавную повязку или другой знак, который будет выделять их среди игроков.

Каждая игра на местности начинается и заканчивается по заранее определенным сигналам. После окончания игры тренер вместе со всеми игроками должен проанализировать ее ход, определить победителей (группы или команды), отметить отдельных игроков, которые особенно успешно выполняли задания, и судей-помощников, которые успешно справились со своими обязанностями, а также сказать несколько слов о тех, кто получил замечания.

Классификация игр

Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят в активности и самостоятельности играющих, коллективности действий. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой. Взаимоотношения между участниками определяются, прежде всего, содержанием игры. Выделяются две основные группы – некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой переходных игр. Некомандные игры можно разделить на игры с ведущими и без ведущих. Командные игры делятся на два основных вида: игры с одновременным участием всех играющих; игры с поочередным участием (эстафеты); а также по форме поединка играющих: без вступления игроков в борьбу с соперником и, наоборот, предусматривающие активную борьбу с ним.

Более детальная классификация игр основана на выполнении двигательных действий:

ñимитационные (с выполнением подражательных действий);

ñс перебежками;

ñс преодолением препятствий;

ñс использованием мячей, палок и других предметов;

ñс сопротивлением;

ñс ориентированием по слуховым и зрительным сигналам.

Заключение

Что надо знать при подготовке и проведении подвижных игр:

1 этап.Подготовка к проведению игры.

ñвыбор игры. Это зависит от поставленной задачи; возраста, физических данных, количества детей, условия и места проведения.

ñподготовка места для игры. Для проведения игр на свежем воздухе необходимо подобрать ровную, с травяным покрытием площадку. Если игра проводится в помещении, то там не должно быть посторонних предметов, мешающих движениям играющих.

ñподготовка инвентаря к играм. Желательно, чтобы инвентарь был красочным, ярким, заметным в игре. По размеру и весу должен соответствовать силам играющих.

ñразметка площадки. Если разметка площадки требует много времени, то это делается до начала игры. Несложную разметку можно провести одновременно с рассказом содержания игры. В спортивном зале в качестве разметки для игры можно использовать линии разметок площадок для спортивных игр.

2 этап.Организация играющих.

ñразмещение играющих и место руководителя при объяснении игры. Пред объяснением игры необходимо так расставить участников, чтобы они хорошо видели и слышали руководителя. При этом играющие должны стоять спиной к источнику света.

ñобъяснение игры. Оно должно быть кратким и логичным:

а) название игры,

б) роль играющих и их места расположения,

в) ход игры,

д) правила.

ñвыделение водящих. Делать это можно разными способами:

а) по назначению руководителя,

б) по жребию,

в) по выбору играющих.

ñраспределение на команды, выбор капитанов команд.

ñвыделение помощников. Помощники, выбранные руководителем (это могут быть дети, по каким-либо причинам не участвующие в игре), наблюдают за соблюдением правил, учитывают результаты игры, а также раздают и расставляют инвентарь.

3 этап.Руководство процессом игры.

ñход игры и поведение играющих. Игра начинается по условному сигналу. Детям сложно сразу запомнить все правила игры (особенно если они играют в нее впервые), поэтому в процессе игры нужно напоминать им о них. Если большинство играющих допускает одинаковую ошибку, руководитель останавливает игру и вносит поправки.

ñсудейство. Судья должен найти удобное для наблюдения место, чтобы видеть всех играющих и не мешать им. Заметив нарушения правила, судья своевременно и отчетливо подает сигнал. Он делает замечания, не вступая в споры с играющими. Замечания и разъяснения, касающиеся судейства, надо делать по окончании игры.

ñдозировка нагрузки в процессе игры. Интенсивные нагрузки необходимо чередовать с отдыхом. Надо также учитывать, что с повышением эмоционального состояния нагрузка на играющих в игре возрастает. Для регулирования нагрузки можно применять кратковременные перерывы, увеличивать или уменьшать размеры площадки, удлинять дистанции пробежек, разделять играющих на большее количество подгрупп, увеличивать количество инвентаря в игре.

ñокончание игры. Руководителю необходимо закончить игру, когда дети еще не переутомились и проявляют к ней интерес. Он формирует группы детей и организует уборку инвентаря.

4 этап.Подведение итогов игры.

ñопределение результатов. При определении результатов игры учитывается не только быстрота, но и качество выполнения того или иного задания.

ñразбор игры. При разборе уточняются детали игры, улаживаются конфликты. Разбор помогает руководителю понять, насколько усвоена игра, что играющим понравилось и над чем надо еще работать в дальнейшем.

Список литературы

1.Гримоть А.А.и др. Педагогика летнего отдыха: Уч.-метод. Пособие. - Мн., 1998.

2.Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. – Казань: Изд-во ТГГИ, 2003. – 212 с.

3.Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство. Сборник статей. – М.:ЦГЛ, 2006. – 152 с.

4.Календарь вожатого. Для тех, кто едет в лагерь первый раз, и не только…: учебно-практическое пособие по организации социально-педагогической деятельности в детском оздоровительном лагере / А.В. Щербаков, В.Г. Швеммер, Е.А.Киселева и др. – Челябинск: Изд-во ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2004. – 69 с.

5.Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И Организация и методика проведения игр с подростками М.: Владос, 2001. - 215с

6.Панченко С.И. День за днем в жизни вожатого. В помощь всем, кто работает или будет работать с подростками в детском лагере. М: НИИ Школьных технологий, 2008. - 356 с.
7. Поляков, С.Д. Технологии воспитания / С.Д. Поляков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 144 с.

Методика применения подвижных игр

Подготовка к проведению игры

Выбор игр зависит от поставленной задачи. Определяя ее, руководитель учитывает возрастные особенности детей, их развитие, физическую подготовленность, условия и количество детей. Выбор игры зависит также от места ее проведения, погоды и температуры воздуха, от наличия пособия и инвентаря.

Подготовка места для игры. Для проведения игр на воздухе надо снять терн (если требуется точная разметка и ровная площадка) или подобрать ровную зеленую площадку (особенно для детей младшего школьного возраста). Перед проведением игры на местности руководитель должен заранее ознакомиться с местностью и наметить условные границы для игры.

Подготовка инвентаря к играм. Для проведения подвижных игр нужны флажки, цветные повязки, палки, мячи, кегли, вожжи и т.п. Желательно, чтобы инвентарь был красочным, ярким, заметным в игре (это особенно важно для малышей). По размеру и весу инвентарь должен соответствовать силам играющих. Количество инвентаря необходимо предусмотреть заранее.

Предварительный анализ игры. Руководитель должен предварительно продумать весь процесс игры и предвидеть, какие моменты ее могут вызвать азарт, нечестное поведение играющих, падение интересов, чтобы заранее продумать, как предотвратить эти нежелательные явления. Организация играющих.

Объяснение игры

Успех игры в значительной мере зависит от объяснения. Приступая к рассказу, руководитель должен представить себе всю игру Рассказ должен быть кратким: длительное объяснение может отрицательно сказаться на восприятие игры (исключение составляют игры с малышами, которые можно объяснить в сказочной, увлекательной форме). Рассказ должен быть логичным, последовательным. Рекомендуется следующий план изложения: название игры, роль играющих и их места расположения, ход игры, цель и правила. Для лучшего усвоения игры рассказ рекомендуется сопровождать показом. -

Выделение водящих

Выделять водящих можно разными способами:

    По назначении руководителя. Преимущество этого способа – быстро выбран наиболее подходящий водящий. Но при этом подавляется инициатива играющих.

    По жребию. Определение водящего по жребию не всегда удачно. Однако дети часто употребляют этот способ в самостоятельных играх, так как он не вызывает у них споров.

    По выбору играющих. Этот способ позволяет выявить коллективное желание детей, которые обычно выбирают наиболее достойных-водящих.

    По результатам предыдущих игр. В качестве поощрения водящим становится игрок, оказавшийся в предыдущей игре наиболее ловким, быстрым и т.д.

Распределение на команды

Распределение на команды производится различными способами: по усмотрению руководителя, путем расчета в шеренге, по сговору, по назначению капитанов. Руководство процессом игры. Руководитель должен заинтересовать детей игрой, увлечь их. Иногда стоит самому участвовать в игре, увлекая детей своим поведением. Надо приучать детей сознательно соблюдать правила игры. Необходимо добиваться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на игроков. В процессе игры следует развивать творчество играющих. Судейство. Каждая игра требует объективного, беспристрастного судейства. Судья следит за правильным выполнением приемов в игре, что способствует улучшению техники игры и в целом повышает интерес к ней.

Дозировка в процессе игры

В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, а также его физическое состояние в данное время. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Во время занятий следует чередовать игры интенсивные с малоподвижными. Не надо допускать, чтобы водящие длительное время находились в движении без отдыха.

Длительность игры. Продолжительность игры зависит от характера игры, условий занятий и состава занимающихся. Очень важно закончить игру своевременно. Как только появятся первые признаки утомления, игру следует заканчивать, но окончание не должно быть для участников ожидайным. Подведение итогов. По окончании игры руководитель должен объявить ее результат, разобрать игру, указав на ошибки в технических приемах и в тактике, отметить детей, которые хорошо играли, соблюдали правила игры и проявляли творческую инициативу.

Заводите личным примером!!!

    Интересно должно быть всем. Продумывая своё мероприятие, делайте так, чтобы было интересно и мальчикам и девочкам.

    Важно заинтересовать (задействуйте всё, вплоть до интонации голоса)

    Не обращайте внимания на отговорки! Часто дети преждевременно негативно настроены к игре, не стоит расстраиваться, такое часто и со взрослыми бывает. Втягивайте их в игру и сделайте её максимально интересной, так как если будет не очень, то они лишь утвердятся в своей правоте. Следовательно, все мероприятия должны быть хорошо продуманы и проведены (чтобы те, кто не участвовал, потом позавидовали!)

    Ведение мероприятий. Вести прикольно, с задором. Вы сами должны быть настроены оптимистично, в противном случае эффект будет не лучшим. Это относится к любому мероприятию, начиная с зарядки.

    Должна быть заинтересованность. Обязательно заинтересовать в игре, походе, огоньке (должна быть какая-то интрига, история, загадка,…). Выписывайте план на целый день, по часам – организует вас и интригует их!

    Не перегружайте! Каждые 20 минут лучше делать разрядку (пошутить, дать посмеяться, переключиться на что-нибудь другое,…)

    Поддерживайте идеи. Подхватывайте любую инициативу.

Заинтересовать детей

Чтоб дети стали играть в вашу игру, надо, чтоб им стало интересно. Тут важно всё, вплоть до интонации вашего голоса , когда вы объявляете им о предстоящем мероприятии (кстати, «мероприятие» это вожатский технический термин, детям он не говорится). Вы должны быть сами уверены в том, что это прикольно.

Вы начинаете заинтересовывать детей заранее , интригуя их. Составьте план на день на отрядном уголке в необычной форме, придумайте яркие названия для всех мероприятий. Например, можно вставить в план на день загадочный пункт: «БУМ». Что это такое? Оказалось «Большая Уборка Мусора».

Вести игру надо тоже прикольно, с задором . Придумайте себе какой-нибудь оригинальный образ. И опять же, вам самим должно нравиться то, что вы делаете.

Не ленитесь создавать антураж . Это способно превратить обычный набор стандартных конкурсов в захватывающее действо . Можно просто разбить отряд на 2 команды и провести пять конкурсов, выставляя от 1 до 5 баллов за каждый, но это никому не интересно. А можно сказать, что это не команды вовсе, а экспедиции по исследованию древних гробниц, все те же конкурсы привязать к этому сюжету, притушить в холле свет, поставить свечки, самому одеться в костюм мумии - и вот уже совсем другая игра! Яркая, запоминающаяся.

Детские отговорки

Бывает, что некоторые дети заранее негативно настроены к предстоящей игре. «Мы не хотим играть », «Фу, да это скучно, мы лучше в палате посидим» Что с такими делать? Не расстраивайтесь. Втягивайте их в игру. Предложите им начать , а потом, если им не понравится, уйти. Скорее всего, им понравится, и они будут увлечённо играть до конца. Но тут уж не облажайтесь. Сделайте игру действительно интересной. А те, кто всё-таки не стали играть, пусть обзавидуются. Не стоит давать детям лишней возможности покапризничать. Собрав отряд, сразу без промедления начинайте. Пусть ваша игра подхватит и закружит детей как вихрь! Подхватывать инициативу

Не стоит механически придерживаться заготовленного плана. Надо смотреть, что детям интересно и подхватывать инициативу. Допустим, ваши дети всё время тусуются у пинг-понгового стола. Окей, берём, проводим блицтурнир – вот вам и мероприятие.

Вожатый должен иметь «виртуальный рюх» - уметь придумывать игры на ходу. Разрядка

Детям трудно бывает долго сидеть на месте (чем младше, тем труднее). Продумывайте игру так, чтоб была физическая разрядка (ну скажем, раз в 20 – 30 минут).

При проведении игры опирайтесь на следующую схему :

    Подготовительный этап игры. Если для проведения игры Вам требуются дополнительные материалы, подготовьте их заранее или помещение, договоритесь заранее. Пусть ребята займут исходные позиции для объявления правил игры.

    Вводная по игре. Расскажите о правилах игры. Старайтесь говорить четко, кратко, на языке понятным детям, уточняйте, что они поняли из правил

    Сама игра . В процессе игры Вы можете участвовать или нет. Есть игры, в которых Ваше участие обязательно, например: если ребята разбивается на пары и один ребенок остается без пары, то Вы должны принять участие в игре, чтобы ребенок не почувствовал себя вне коллектива и, наоборот, если пар хватило всем, то Вам следует не принимать участия в игре. Вы должны следить за исполнением всеми участниками игры заданных правил, смотреть, как ребята общаются во время игры, чтоб не допустить грубость между участниками.

    Итог игры . Каждая игра должна иметь логическое завершение. Это может быть: подведение итогов и объявление победителей, поощрение всех участников по номинациям, вывод, отвечающий смыслу игры или, как минимум, одобрение и похвала.

А также…

    УДИВЛЯЙ

Х орошо известно: ничто так не привлекает внимания и не стимулирует детей, как удивительное. Вожатый может найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

    ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА

В начале мероприятия вожатый дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта в процессе выполнения заданий. Загадку можно также дать в конце, чтобы начать с нее следующее мероприятие.

    ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА

В ожатый дополняет реальную ситуацию фантастическими (сказочными, приключенческими, ...) фенечками.

Планируя проведение игр, ответьте для себя на следующие вопросы: подходит ли площадка для проведения игры? Достаточно ли места? Достаточно ли освещения, чтобы игра прошла хорошо и безопасно? Все ли будут участвовать, и соответствует ли выбранная игра количеству детей в отряде?

Важные моменты для проведения игр

    Тщательная подготовка и тренировка. Хорошо изучите игру. Запомните правила и научитесь объяснять их ясно и простыми словами.

    Для первой игры лучше подобрать ту, в которой будут участвовать все, не делясь на группы, а всем отрядом. Это задаст хороший настрой на последующие игры.

    заранее подготовьте необходимый реквизит и принесите к месту проведения.

    Позаботьтесь о дисциплине до и вовремя объяснения правил игры.

    Лучше, если после объяснения несколько ребят покажут, что предстоит делать. Зрительное восприятие всегда лучше, чем словесное описание.

    В основном используйте массовые игры. Планируйте особые задания для тех, кто по какой-то причине не может принимать активное участие в игре.

    Проводите игру оживлённо и не затягивая. Завершить игру нужно до того, как пропадёт к ней интерес.

    Всегда имейте «в запасе» ещё несколько игр на всякий непредвиденный случай, например, дождь, поломанный реквизит, отсутствие интереса у детей и другое.

    Ознакомьтесь с различными формами проведения игр: в кругу, эстафета по кругу и т.д. Заранее продумайте, как отряд будет перестраиваться из одной формы организации игры в другую.

    Учитывайте обстановку, когда инструктируйте детей. Они не должны испытывать дискомфорт, чтобы полностью сосредоточиться на подготовке к игре.

    Если в игре предполагаются победители, обязательно уделите внимание их объявлению и поздравлению. Всегда приятны признание и похвала. Нет необходимости слишком на этом концентрироваться. Ребята должны учиться и побеждать и проигрывать.

    Будьте сами увлечены происходящим!

Уточним те возрастные особенности детей и подростков, которые вожатому надо учитывать при организации игровой деятельности.

Дети младшего возраста .

Играя и слушая вожатого, дети в этом возрасте учатся действовать в коллективе. Каковы условия выполнения детьми поручений в этом возрасте? Поручения должны быть у каждого ребенка, простые и понятные, чтобы их можно было выполнить и в то же время достаточно трудные, чтобы их хотелось выполнять. Они должны быть игровые, чтобы их интересно было выполнять.

    Подвижные игры с бегом и прыжками должны быть ограничены во времени и сопровождаться частыми перерывами, сменами характера движений.

    Недопустимы игры, связанные с большими силовыми нагрузками, с длительным неподвижным сидением за столом,

    Если по правилам игры ребенок вынужден выйти из ее, то только на короткое время, иначе он будет нарушать правила, вступая в игру самостоятельно, без разрешения.

    Дети этого возраста любят игры, в которых они должны «замереть» на месте. Такие игры способствуют развитию функции торможения.

    Все дети любят водить в игре. Выбор водящего должен быть каждый раз обоснован: «он у нас еще ни разу не водил», «он был очень смел в предыдущей игре», «очень честно соблюдал правила игры»... Водящий может быть выбран с помощью считалки или им может быть назначен победитель предыдущей игры.

    Детей надо учить играть, не нарушая правил, приучать действовать по сигналу.

    Заканчивая игру, нужно отметить лучших, инициативных игроков. Полезны сюжетно-ролевые игры (исполнение ролей животных) и, конечно, разнообразные подвижные игры.

Как ввести детей в игру?

    Изложить детям содержание игры надо кратко, образно. Правила игры давать желательно не все сразу, так как быстро усвоить их дети не смогут и невольно будут нарушать. В дальнейшем правила игры пусть дети вспоминают сами.

    Разделить детей на команды можно так: построить отряд в одну шеренгу по росту и рассчитать на «первый-второй»; «первые» - одна команда, «вторые» - другая команда. Либо поступают таким образом: выбираются два ведущих, отряд разбивается на пары, каждая пара придумывает себе название какого-либо животного, растения, предмета: затем пары по очереди подходят к ведущим и «называют» себя; ведущие в определенной очередности выбирают себе членов команды из этих пар.

Есть еще следующий способ разделения на команды: выбираются (назначаются) ведущие, которые вызывают по одному члену в команду; вызванный член команды вызывает следующего по своему усмотрению. Так комплектуются команды. Вожатый участвует в игре вместе с детьми.

    подвижные игры выбирать такие, которые бы не содержали из¬лишних эмоциональных нагрузок;

    некоторые игры-соревнования желательно проводить отдельно для мальчиков и девочек;

Как ввести ребят в игру?

    Объяснять правила игры, проводить игру и «судить» необходимо в темпе, образность не обязательна.

    Делить ребят на группы так же как и в случае с детьми младшего возраста.

    Вожатый играет роль не прямого наставника, а старшего члена коллектива, руководит игрой «изнутри». Если дети принимают ошибочное решение, вожатый не должен спешить его отменять; лучше вначале убедить детей в его ошибочности, а может быть даже дать детям возможность убедиться в ошибке на практике (если предпола¬гаемые отрицательные последствия неверного решения допустимы).

    игра должна быть осмысленная, деятельная, достаточно сложная;

    она может быть рассчитана на длительную подготовку;

    важно, чтобы подростки осознавали нужность игры, полезность её.

Во временном детском объединении игра выполняет важную коллективообразующую роль. Игра позволяет регулировать эмоциональный тонус детей и подростков, поддерживать интерес к предлагаемым им в летнем лагере видам деятельности.

Как ввести подростка в игру?

Разработка игр осуществляется в процессе совместного творчества вожатых, детей и подростков в выборе сюжетов, ролей, игровых задач. Это не только создает у них интерес к предстоящей игре, ожидание се, но и предотвращает многие педагогические просчеты. Включение детей в разработку игры - залог их активного участия в ее проведении.

Разделить подростков на команды можно ранее описанными способами или в зависимости от личных привязанностей, интересов. Коли в ходе подготовки к игре выясняется, что художники, артисты, дизайнеры должны играть каждый свои роли, вожатый может поступить следующим образом:

    Назначить лидеров (зная о способностях ребят) по количеству групп, необходимых для подготовки;

    Предложить каждому из них пригласить по одному человеку из отряда к себе в команду;

    Затем «новичок» приглашает следующего и т.д. Это позволяет скомплектовать разноликие группы с определенной направленностью деятельности. Вожатый играет роль организатора штурма игры. Далее

делегирует свои полномочия ребятам, корректируя и направляя их деятельность.

Несколько советов для проведения игр:

    Чтобы руководить, надо планировать и не забывать про резерв

    Правила игры надо хорошо объяснить, чтобы не было недоразумений и путаницы

    Игра не должна быть ни слишком трудной, ни слишком легкой

    Лучше, если руководитель играет наравне с другими. Это быстрее позволит раскрепоститься играющим ребятам, почувствовать себя равными. Ино-гда нельзя играть, чтобы быть судьей, а иногда - чтобы не занимать места играющего

    Одно из правил - надо избегать пауз. Одна игра должна сменяться другой. Ребят нельзя заставить играть в игру, которая им не нравится, но нельзя позволять им делать из игры балаган. В таком случае лучше прекратить игру и начать новую.

    Руководитель часто бывает судьей, но иногда роль судьи нужно доверить кому-нибудь из играющих. Последнее, между прочим, не снимает с руко-водителя ответственности, он должен все видеть и все знать.

    При разделении на команды надо равномерно распределять силы команд, создавая равноценные группы

    Чтобы руководить большой игрой в лесу, надо хорошо знать местность и хорошо договориться о конце игры. Надо заранее условиться, что делать, если кто-то не услышит финальный сигнал. У каждой группы должен быть ответственный за то, чтобы никто не потерялся и не был забыт в лесу

    В игре не должно быть скучающих наблюдателей. Игра должна быть организована так, чтобы игроки, если это необходимо, выходили из игры только на короткий срок. Чем меньше пассивных - тем веселее игра

    Не стоит обучать более, чем одной игре за один раз.

    Всегда имейте одну или две новые игры как сюрприз, особенно во время лагерных мероприятий.

    Пополняйте ваш личный запас игр и других развлекательных программ. Делайте сборники. Всегда ищите новые игры.

    Чтобы не терять время на лагерных мероприятиях заранее объясните и нарисуйте на доске условия и правила игр, приготовьте набор знаков (жесты, таблички и др.), таких как «стоп», «иди», «замри».

    Следите, чтобы игровая площадка и снаряжение всегда были готовы к игре. Сделайте постоянную разметку на площадке в виде квадратов, кругов, линий, точек и т.д. Следите за исправностью снаряжения, особенно за мячами.

    Создавайте побольше команд, групп и вовлекайте их в игры. Поощряйте всех присутствующих к активной деятельности, чтобы они не стояли в стороне. Везде, где возможно, используйте маленькие группы.

Татьяна Ковалева
Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр с детьми дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей

Организация подвижных игр с детьми дошкольного возраста

Значение подвижных игр

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества – быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др.

Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствую психические процессы.

Таким образом, подвижные игры – действенное средство разностороннего развития.

Классификация подвижных игр

Для удобства практического использования подвижные игры классифицируются. Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры – баскетбол, хоккей, футбол и др. Подвижные игры – игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Подвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой игре основному виду движению (игры с бегом, игры с прыжками и т. д.)

По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образным («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробышки и кот») и условным («Ловишки», «Перебежки», «Пятнашки»).

В бессюжетных играх («Найди себе пару», «Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру») все дети выполняют одинаковые движения. Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфический оттенок движениям.

По характеру игровых действий отличаются игры соревновательного характера. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего скоростных.

По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.

В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например, «сбей кеглю», «Попади в круг», «Обгони обруч» и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес играющих вызывают привлекательные манипуляции предметами. Самых маленьких игровые упражнения подводят к играм.

Выбор игры

Подбирая игру, воспитатель обращается, прежде всего к программе по которой работе учреждение. Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует подбирать игры с незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия.

Двигательное содержание игр должно согласовываться с условиями проведения. Игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или вдаль не имеют эффекта в помещении. Важно также учитывать время года и состояние погоды. Для зимней прогулки, например, логичны игры более динамичные. Но иногда скользкая площадка мешает бегу с увертыванием. Летом удобно соревноваться в быстром беге, но в жаркую погоду лучше такие соревнования не проводить.

Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны в первой половине дня, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела.

На прогулке во второй половине дня можно проводить разные по двигательной характеристике игры. Но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые игры.

Методика проведения подвижных игр

Сбор детей на игру

Прежде всего нужно сделать разметку игровой площадки, подготовить и разместить необходимое игровое оборудование.

Собирать детей в том месте площадки, откуда будут начинаться игровые действия: в играх с перебежками – в «домик» у короткой стороны площадки, в играх с построением в круг – в центр площадки. Сбор детей должен проходить быстро и интересно. Поэтому важно придумать приемы сбора. Они бывают разными от возраста детей и их отношения к игре.

Старшие дети любят и умеют играть. С ними можно договариваться о месте и сигнале сбора задолго до начала прогулки. Дети младшего возраста не воспринимают таких методов. Непосредственно на игровой площадке старших детей можно собрать при помощи зазывалочек («Раз! Два» Три» Играть скорей беги!», «Раз, два, три, четыре, пять! Всех зову играть!»). Можно в отдельной форме поручить отдельным детям собрать остальных в установленный срок (пока вращается юла, звучит мелодия, размещаются атрибуты). Можно использовать нестандартные звуковые и зрительные сигналы (спортивный свисток, звонок – колокольчик, гроздь надувных шаров и т. д.) Эффективны и сюрпризные моменты: играть будут те, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой, кто сумеет проскользить по ледяной дорожке и др.

Организация малышей требует от воспитателя большой находчивости, потому что их нужно еще учить играть, формировать интерес к подвижным играм.

Поэтому воспитатель, привлекая внимание малышей демонстративно играет мячом, сопровождая движение стихами: «Мой веселый звонкий мяч…», или кружится за руки с именинником или куклой напевая: «Каравай, каравай»; или подойдя к детям таинственным голосом предлагает посмотреть, чьи ушки торчат за кустиком, а начерченный на площадке домик, куда приглашает воспитатель похож на настоящий – с крышей и трубой…

Приемы сбора детей на игру нужно постоянно варьировать.

Создание интереса к игре

На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней разными средствами во всех возрастных группах. Но особенно важно создать его вначале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Приемы создания интереса к игре, тесно примыкают к приемам сбора детей. Иногда это одно и то же. Например, интригующий вопрос малышам: «Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром.»

Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. Например, воспитатель надевает маску – шапочку: «Смотрите какой большой косолапый мишка пришел к вам играть…», или «Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик… Ловите его!» Или: «Угадайте, кто прячется за моей спиной?» - говорит воспитатель, манипулирую звучащей игрушкой.

В старших группах приемы создания интереса используются, главным образом, когда игра разучивается. Это чаще всего, стихи, песенки, загадки в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.

Объяснение игры

Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности – интонация голоса, мимики, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры – это инструкция, и момент создания игровой ситуации.

В младшей группе объяснение ведется поэтапно, т. е. в ходе игровых действий. Оно может иметь форму двигательного рассказа. Например, игра «Самолеты»: «Сидят на скамейке летчики, ждут команды, чтобы отправиться в полет. Вот приходит командир (воспитатель надевает фуражку): «Готовьтесь к полету,», или игра «Воробышки и кот»: «Лежит кот на лавочке, греется на солнышке (жест в сторону игрушки). Очень хочется ему поймать какую-нибудь птичку. А в это время воробышки расправили свои крылышки и полетели искать зернышки…»

Предварительное объяснение в средней и старшей группах происходит с учетом возросших психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснения, аналогичная арифметической задаче: сначала – условие, потом – вопрос. В практике, к сожалению распространенная ошибка, когда объяснение начинается с назначения ребенка на главную роль, в результате чего внимание детей к инструкции падает, отсюда и сбой в игровых действиях. Аналогичный казус возникает, когда детям перед объяснением игры раздают атрибуты. Последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия.

Если есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует, дети естественно запомнят их в ходе игры.

Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. в остальном схема действия воспитателем сохраняется.

Распределение ролей в игре

Роли определяют поведение детей в игре. Ведущая роль – всегда соблазн. Поэтому во время распределения ролей случаются разные конфликты.

распределение ролей следует использовать как удобный момент для воспитания поведения детей. выбор на главную роль должны воспринимать как поощрение, как доверие, как уверенность воспитателя в том, что ребенок выполнит важное поручение. Назначение на главную роль - наиболее распространенный прием. Выбор воспитателя должен быть обязательно мотивирован. Например: «Дети, пусть первым ловишкой будет Саша. У него сегодня день рождение. Это наш ему подарок. Согласны?» Или «Леночка загадала лучшую загадку про нашу игру. Пусть она назначит лису…» Или «Маша первая услышала зазывалочку и быстро прибежала. Она и будет затейница…»

Для назначения на ведущую роль часто используются считалочки. Они предупреждают конфликты: на кого выпало последнее слово, тот и будет водить. По – настоящему считалочки понятны старшим детям: за рукой считающего ревниво следят все. Поэтому делить слова на части нельзя. Считалочка должна быть безукоризненной в педагогическом смысле.

Распределить роли можно при помощи «волшебной палочки», всевозможных вертушек (юлы, обруча, кеглей и др.) и т. д.

Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового ведущего в ходе игры основным критерием является качество выполнения движений и правил. Например: «Быстрее всех прибежал скамейке Вова. Сейчас он будет ловить.» Или «Дети какая Света молодчина: она и от волка легко увернулась, и Валю выручила. Теперь она будет волком…»

Руководство ходом игры

В целом контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обуславливает выбор конкретных методов и приемов.

Педагогу необходимо следить за движениями дошкольников: поощрять удачное исполнение, подсказывать лучший способ действий, помогать личным примером. Но большое количество замечаний о неправильном выполнении отрицательно сказывается на настроении детей. Поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.

То же самое касается правил. Охваченные радостным настроением или образом, особенно в сюжетных играх, дети нарушают правила. Не надо их у4прекать за это, тем более исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно. В доброжелательных реакциях воспитателя особенно нуждаются ослабленные дети. Некоторых из них иногда, придумав удобный повод, нужно исключить из игры на некоторое время (например, помочь воспитателю подержать второй конец веревочки, под которую подлезают «цыплятки»).

Повторение и продолжительность игры для каждого возраста регламентирована программой, но воспитатель должен уметь оценивать и фактическое положение. Если дети во время бега покашливают, значит они устали и не могут перевести дыхание. Необходимо переключиться на другую, более спокойную игру.

Важным моментом руководства является участие воспитателя в игре. В первой младшей группе обязательно непосредственное участие педагога в игре, который чаще всего сам выполняет главную роль. Во второй младшей группе в знакомых играх исполнение главной роли поручается детям. В средней и старшей группах руководство опосредованное. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по у4словиям игры требуется соответствующее число играющих.

Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей надо обязательно похвалить.

Варьирование и усложнение подвижных игр

Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает интересными хорошо знакомые игры.

Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:

Увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры);

Усложнить двигательное содержание (воробышки из домика не выбегают, а выпрыгивают);

Изменить размещение играющих на площадке (ловишка не сбоку, а в середине площадки);

Сменить сигнал (вместо словесного звуковой или зрительный);

Провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее);

Усложнить правила (в старшей группе пойманных можно выручать; увеличить число ловишек) и т. д.

Место игры в педагогическом процессе

Подвижные игры проводятся ежедневно во всех возрастных группах, на прогулке и в помещении; игры составляют часть физкультурных занятий, используются между занятиями, как средство активного отдыха детей. Игры проводятся на детских утренниках, праздниках, в часы досуга.

В утренние часы, во время сбора, уместны игры средней подвижности, не возбуждающие детей (кегли, серсо). В часы прогулок проводятся игры более разнообразные по содержанию, с большей двигательной активностью.

Если до прогулки было относительно «спокойное» занятие прогулку можно начать с игры. Если дети увлеклись интересной творческой игрой, не нужно прерывать ее, а собрать детей для игры в конце прогулки. Бывает так, что трудовые процессы на участке детского сада и творческие игры быстро заканчиваются, дети затрудняются найти себе занятие, тогда стоит провести игру в середине прогулки.

Нельзя проводить подвижные игры непосредственно перед сном, так как они могут возбудить детей.

При выборе игр учитывается физическая подготовленность детей группы, время года, состояние погоды, место проведения. В групповой комнате дети играют на ограниченной площади («Угадай по голосу», «Найди где спрятано» и др.) В холодную погоду на улице игры должны быстро согревать детей, поэтому необходима большая двигательная активность, правда нельзя требовать от всех детей общего темпа движений.

Необходимо иметь в виду последовательность, чередование видов деятельности. Если в помещении дети сидели, игра должна дать физическую разрядку. Если с детьми проводилось физкультурное занятие, игры должны быть спокойные.

Следует исключать игры, связанные с чрезмерными мышечными напряжениями и однообразными медленными движениями. Очень важно подбирать игры, требующие разнохарактерной двигательной деятельности, так, чтобы их двигательное содержание не повторялось при выполнении других упражнений. Например, если на занятиях проводилось обучение прыжкам, то в игре не должно быть прыжков. Это объясняется тем, что, с одной стороны, дети не могут правильно передать прыжок, мешает увлеченность игрой, с другой стороны, подобное повторение создает предпосылки для одностороннего, ограниченного воздействия на организм.

Подвижные игры предъявляют особые требования к одежде и обуви детей. Одежда должна быть легкой, свободной, обувь – облегченной.

Примерная средняя продолжительность игры составляет в младшей группе – 5 – 6 минут, в средней – 6 – 8 минут, в старшей – 6 – 10 минут, в подготовительной к школе группе – 8 – 15 минут (общая продолжительность игры – это время с момента сбора детей на игру и до ее окончания).

Физическая нагрузка в играх регулируется чередованием бега, прыжков с ходьбой. Кроме того, регулировать физическую нагрузку можно сокращением общей длительности и количества повторений игры, увеличением или уменьшением игровой площадки, изменением веса или размера инвентаря, изменением правил игры, уменьшением или увеличением количества действий, введением перерывов, организацией места для отдыха, сменой ролей играющих и др.