Проверка перед проверкой

В российских школах сегодня более 15 миллионов учеников и 1,5 миллиона педагогов. Скоро и тех, и других ждет своя аттестация: по словам министра просвещения Ольги Васильевой, новая система аттестации учителей станет обязательной уже с 2020 года. Чем она отличается от ЕГЭ? Кто поставит оценку учителю?

Цель - не "найти и наказать", а понять, как повысить качество преподавания в школах. Для этого нужно получить объективные данные: как педагоги знают свой предмет, могут ли мотивировать ученика или, к примеру, выстроить индивидуальную образовательную траекторию, - рассказал проректор Московского государственного психолого-педагогического университета Андрей Милехин. - Первый этап апробации новой модели аттестации уже прошел в 19 регионах: ее тестировали на практике 615 учителей и 462 студента педвузов. От них мы получили более 12 тысяч предложений, замечаний, вопросов. Доработанная, но не окончательная версия модели сейчас проходит широкое общественное обсуждение.

Какой будет аттестация по новым правилам? В ней планируется несколько элементов, но среди ключевых - Единые федеральные оценочные материалы.

Если коротко - ЕФОМы. Для обычного "уха" эта аббревиатура пока еще звучит странно. Но через пару лет она станет такой же привычной, как и ЕГЭ. Учителям предложат отправить экспертам на проверку видеозапись своего урока, писать тесты по своему предмету и решать так называемые "педагогические кейсы".

Первый "блок" - письменная работа по предмету, на выполнение которой в апробации отводилось два часа. К примеру, учитель математики будет не только решать уравнения и выводить производные. В ход пойдут и методические задачки: найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить и поставить адекватную оценку. Составить план урока, выстроить материал так, чтобы ребенок его усвоил… Да много чего еще. И если ЕГЭ нацелен на проверку конкретных знаний, то у единых заданий для учителей задач гораздо больше.

"Обкаткой" Единых федеральных оценочных материалов параллельно занимается и Рособрнадзор.

Ключевая задача в том, чтобы разработать и апробировать инструменты для оценки предметных и методических компетенций учителей, - говорит заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев. - Какими должны быть эти материалы, инструменты и технологии для проведения объективной оценки квалификации педагога? Это вопрос, на который мы сейчас ищем ответ.

В планах до 2020 года - разработка ЕФОМов по всем школьным предметам. Апробация первых из них уже идет полным ходом: в ближайшие недели Рособрнадзор проведет всероссийское исследование компетенций, в котором будут участвовать более 20 тысяч учителей из 68 регионов. В фокусе - русский язык и литература, математика и информатика, история, обществознание, экономика, право. При этом будут учитываться условия работы педагогов: тип школы, в небольшом селе или мегаполисе, стаж, возраст… Всем участникам исследования ведомство также предложит оставить отзыв: что они думают о содержании и форме, в которой проходила "оценка".

Результаты исследования будут обезличены: по сути, это не мы тестируем учителей, а учителя тестируют новую систему, - подчеркнул Анзор Музаев. - То есть на данном этапе это никак не отразится на профессиональной репутации педагогов. Подчеркну: никаких наказаний, увольнений, лишения премий в школах быть не должно.

Еще один "блок", который предполагается в аттестации, - это оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций. Здесь учителю предлагается записать свой урок на видео. Для этого подойдет даже смартфон.

Независимые эксперты просмотрят запись и оценят, как педагог работает с детьми. Будут учитываться несколько аспектов: воспитание, мотивация, индивидуальный подход, формирование у ребенка навыков, необходимых для учебы. К примеру, как научить его искать и анализировать информацию, - говорит Андрей Милехин. - Кроме видеоурока нужны будут образцы самостоятельной работы учеников. Например, несколько (пара-тройка. - Прим. ред.) решенных примеров с выставленной за них оценкой. Плюс - анализ учителя собственной работы на уроке.

И последний "блок" - решение "педагогического кейса" на компьютере. Дается ситуация из реальной жизни. Например, в школу приходит новая девочка из неблагополучной семьи. Класс ее не принимает. Как ей помочь? Учитель составит план действий.

На выполнение всех заданий у педагога уйдет минимум четыре часа, но в разные дни. Однако действующая система аттестации, по оценкам экспертов, отнимает гораздо больше времени и при этом неэффективна. Приходится собирать килограммы разных бумаг: грамоты, сертификаты, благодарности. В одном регионе, чтобы аттестоваться на соответствие занимаемой должности, учитель должен набрать 10 баллов, в другом - 600. Где-то учитываются результаты учеников, где-то упор сделан на количество сертификатов о прослушанных формально курсах. Итог? Как показывают опросы, только 8% учителей считают, что аттестация реально влияет на их карьерный рост. Новая система кардинально изменит ситуацию.

Зачем нужна аттестация учителей? Вовсе не для того, чтобы найти ошибки и наказать. Главное - понять, как повысить качество преподавания в школах

Профессиональный экзамен на основе единых заданий предлагается сдавать всем выпускникам педвузов - это станет "входом в профессию". Затем через какое-то время учителю нужно будет подтвердить соответствие занимаемой должности, сдав ЕФОМ. А если преподаватель не сможет пройти аттестацию? Его отправят доучиваться и повышать квалификацию.

В аттестационный "портрет учителя" входят еще три элемента, но собирать их будет администрация школы: справка работодателя, анализ образовательных результатов учеников, мнения выпускников. За все максимально можно набрать 100 баллов. До 60 - за прохождение ЕФОМ. Еще 20 баллов "подарят" успехи учеников, а условия профессиональной деятельности - максимум 5. И еще 15 баллов могут принести индивидуальные достижения учителя.

Все это будет органично встроено в Национальную систему учительского роста, которую министерство просвещения разрабатывает по поручению президента. Карьера учителя пойдет как по горизонтали, так и по вертикали. И если просто учитель может качественно обучать по основной программе, то "старший" - разрабатывает индивидуальные, вариативные и коррекционные программы, "ведущий" - выступает наставником, координирует работу педагогов, психологов, дефектологов.

Как учитель может развиваться? Стать завучем? Директором? И все? Очевидно, что нам нужна новая система, которая позволит сохранить свой статус преподавателя и профессионала, не переходя на административные должности. В будущем я хочу брать под крыло молодых специалистов, руководить методическим объединением или кафедрой в рамках школы. И чем выше по этим ступенькам учитель будет подниматься, тем большую зарплату он должен получать, - считает призер конкурса "Учитель года-2018", историк Илья Казанцев. Сама модель еще может сильно измениться: ее общественные обсуждения идут на сайте ЕФОМ.рф до 9 ноября. Министерство просвещения обсудит ее детали на всероссийской конференции.

Инфографика "РГ": Антон Переплетчиков / Леонид Кулешов / Ксения Колесникова

Прямая речь

Татьяна Голикова, вице-премьер:

В рамках нацпроекта "Образование" мы намерены направить на повышение квалификации педагогов 15 млрд рублей. Это возможность за будущие года подготовить и переподготовить порядка 50% педагогов, дать им такую возможность получения новых знаний в наших высших учебных заведениях.

Ольга Васильева, министр просвещения:

В каждом регионе будут созданы центры непрерывного развития профессионального педагогического мастерства. Они могут создаваться на базе институтов повышения квалификации, развития образования. Эти центры будут образовывать единую сеть, и при них будут открыты аккредитационные центры.

Андрей СИДЕНКО, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2013, учитель информатики школы №29 городского округа Мытищи Московской области:
- 11 октября день особенный для учителей нашей страны. В этот день по всей стране учителя, выбранные для участия в диагностике, объявленной Рос­обр­над­зо­ром, спешили на пункт проведения экзамена. Испытание объявлено добровольным, но на самом деле это не так. Мне несколько раз объяснили в управлении образования нашего города, что отказаться от участия я не могу, хотя в этот день у меня были занятия в аспирантуре, которые пришлось отменить. А если вдруг заболею, то вместе с больничным листом меня ждут в резервный день.
Мне предстояло пройти диагностику, как и другим 18 тысячам учителей из 45 регионов. Перечень проверяемых предметов тоже оказался внушительным: русский язык, литература, математика и информатика, история, обществознание, экономика и право, Россия в мире и родной язык и литература, а также основы духовно-нравственной культуры народов России. Таких масштабных проверок я не могу вспомнить. Учителя выполняли задания по материалам, разработанным на федеральном уровне, по дисциплинам, которые они преподают. Наряду с диагностическими заданиями педагоги отвечали на вопросы анкеты, часть из которых направлена на выявление психолого-педагогических аспектов деятельности учителя.
«Проводимые исследования компетенций учителей дополняют систему оценки качества образования обучающихся и станут еще одним направлением работы по формированию единого образовательного пространства, - уточнил замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев. -Принципиально важно, что результаты выполнения диагностических работ будут деперсонифицированы и никак не отразятся на профессиональной репутации педагогов. Никаких административных шагов по итогам апробации - наказаний, увольнений, лишения премий - быть не должно. По итогам апробации планируется широкое общественное обсуждение результатов проекта с привлечением профессиональных ассоциаций учителей, профсоюзов и других общественных организаций».
Я не против той позиции, которая подразумевает, что в школе должны работать профессионалы своего дела. Я ждал, что диагностическая работа для учителей будет включать как минимум интересные вопросы. К моему удивлению, это оказалось не так.
Учителя очень долгое время пытаются убедить общественность, что ЕГЭ давно не проверка знаний в формате тестирования и подразумевает ответ, который получается путем решения, а не угадайки. Диагностика для учителей проходит в формате тестирования. Сразу хочу заметить, что я выполнял работу по информатике и математике, хотя математику не преподаю. Именно так. По содержанию данные вопросы относились скорее к математике, всего 3 вопроса из 15 были посвящены информатике. Несколько заданий меня по-настоящему удивили. Представьте, что вы решаете пример, получаете ответ и начинаете искать его среди возможных вариантов. Ответ номер 3 подходит. Читаю в конце строки «верно». Кто-то просто не удалил этот пункт из материалов, которые не должны содержать никаких подсказок. Еще два вопроса на сопоставление графика и функции вовсе не имели решения. В одном из вариантов ответа очевидно пропущен знак «минус», а другой вообще решить невозможно, так как среди ответов в тесте не указан нужный.

Алексей ДОРОНИН, лауреат конкурса «Учитель года России»-2011, учитель математики школы №1520 имени Капцовых Москвы:
- Наверное, каждый, кто имеет хоть какое-то отношение к школе, знает, каким насыщенным и соответственно напряженным месяцем является сентябрь для учителя: нужно не только самому окунуться в учебный процесс, но и быстро мобилизовать усилия ребят для постижения новых образовательных истин. Наверное, чтобы жизнь не казалась медом, возникла затея с масштабным тестированием учителей, которая коснулась меня неожиданно - мои коллеги из Петрозаводска, учителя математики, узнали о том, что им необходимо участвовать в этом действе. У нас в Москве была как раз неделя каникул, и я оказался у себя на родине. Конечно, сразу началась паника, так как демонстрационный вариант содержал вопросы в большей степени для педагогов, которые работают в старшей школе, но самое удивительное заключалось в том, что в тесте были предложены вопросы по информатике, причем отнюдь не философские и метапредметные, а конкретные - на знание языков программирования. Также были достаточно специфические вопросы, связанные с обучением ребят, которые нуждаются в особом внимании учителя. Если таких ребят в классе никогда не было, то вряд ли педагог знает, какие технические средства должны быть в кабинете информатики для слабослышащих и слабовидящих обучающихся. Меня, как математика, сразу насторожила задача с параметром, которая легко решалась методом, известным любому учителю, работающему в профильных классах. Но если не знаешь этого приема, то решение задачи становится изощренной пыткой. Во всяком случае все, что можно было прорешать, мы прорешали, естественно, в вечернее время, в выходные дни. Также замечу, что никакого отношения к конкретной педагогической практике эти задания не имели, а времени было потрачено немало.
На самом тестировании, слава Богу, мне присутствовать не пришлось, но несколько заданий мне передали слово в слово. Вряд ли бы я выдержал такой натиск диагностических щупалец Рособрнадзора. Я до сих пор не могу продолжить ряд: 2, 3, 4, 11, 16... Возможно, среди читателей найдутся еще не известные нам Лейбницы и Гауссы, но делать первым заданием в тесте такую головоломку - вопиющее нарушение структуры диагностики. В задании на соответствие нужно было искать функцию, которой просто нет в ответах. А вот задача с параметром заставила меня почувствовать себя полным кретином, так как построить график функции я смог через 40 минут исследования, но правильного ответа среди предложенных так и не нашел.
Поэтому я обращаюсь к уважаемым составителям подобных работ: содержание работы все-таки должно быть выверено, в структуре работы хотелось бы видеть определенную логику (методическую или предметную), все варианты требуют качественной оценки группы экспертов, которые самостоятельно и не единожды прорешают данные задания. И самое главное - такие диагностики должны быть максимально индивидуализированы, выполнение работы уже является повышением квалификации и нацелено на оказание помощи учителю в той ситуации, в которой он непосредственно находится. Поясню свою позицию: если учитель математики работает в среднем звене, то диагностировать нужно то, как он умеет эффективно построить работу с учащимися этой возрастной группы, хватает ли ему предметных и методических компетенций.
Одним словом, семь раз составь, один раз проведи!
В заключение хотелось бы узнать: если данное тестирование было деперсонифицированным, то почему в комплекте материалов был лист согласия на обработку персональных данных? Оператором обработки данных указана компания «Просвещение». Может быть, профессиональные ассоциации учителей, профсоюз и общественные организации будут привлечены для обсуждения не только итогов диагностики, но и структуры и содержания самих вопросов, с которыми пришлось столкнуться учителям 11 октября 2018 года?

От редакции

Уважаемые читатели! Всех, кому пришлось участвовать в диагностике 11 октября, просим продолжить начатый Андреем Сиденко и Алексеем Дорониным разговор о качестве диагностических материалов и организации тестирования.

Сегодня школьному учителю практически невозможно сделать профессиональную карьеру. Да, педагогам присваиваются категории - первая, высшая, но проходит аттестация довольно формально, единых требований к ней нет. Можно согласиться стать завучем или директором, но от преподавания, скорее всего, придется отказаться и стать администратором. Да и вакансий таких в школе - минимум.

Чем старше учитель - тем выше шансы стать заслуженным или почетным. Молодежи в эту карьерную лестницу вписаться еще сложнее. Очень изменилась и нагрузка на педагогов. В классе теперь могут быть ученики с инвалидностью, задержкой развития и другими особенностями. Кто-то может успешно работать с ними, кто-то - пока нет.

Если раньше педагогов готовили только педвузы и некоторые университеты, то сейчас - еще и федеральные, национальные исследовательские, профильные вузы. Можно учиться в бакалавриате по любой специальности, и, закончив за два года педагогическую магистратуру, прийти работать в школу.

Министерство просвещения предлагает выстраивать карьеру учителя по горизонтали - в школах могут появиться новые должности - "старший учитель", "ведущий учитель". Например, рядовой педагог ведет уроки по единым разработанным планам и рабочим программам, а старший - по вариативным программам, направленным на учет особых образовательных потребностей. Ведущий учитель может заниматься в самом сложном классе, где есть ученики, которым нужен индивидуальный подход и адаптированные программы. Ведущий учитель будет иметь минимальную учебную нагрузку и заниматься наставничеством. Эти нюансы уже прописаны в новом профстандарте для учителей. Он не вступил в силу, но вполне возможно, что с 1 сентября 2019 года станет обязательным.

Еще одно новшество: изменятся правила аттестации, и каждый педагог, который хочет работать в школе, должен будет сдать экзамен на "вход в профессию". Затем, через какое-то время надо будет снова сдать экзамен и подтвердить свое соответствие занимаемой должности. Эти обе аттестации станут обязательными. Что, если кто-то не сможет ее пройти? Преподавателя отправят доучиваться и повышать квалификацию.

Чтобы работать в школе, каждый педагог должен будет сдать своеобразный экзамен "на вход в профессию"

Как станет проходить аттестация по новым правилам? Московский государственный педагогический университет предложил такую модель: учитель на аттестации может набрать максимум 100 баллов. До 60 баллов будет приходиться на оценку квалификации, до 40 - на оценку профессиональных качеств. Из этих 40 баллов отзывы учеников могут составить максимум 25 баллов, работодателя - до 10 баллов, 5 баллов - мнения выпускников.

В октябре 2018 года пройдет общественно-профессиональное обсуждение новой модели, а в ноябре - рассмотрение итогов на Всероссийской конференции, посвященной этой теме.

От первого лица

Ольга Васильева, министр просвещения России:

Новая горизонтальная система учительского роста предлагает достаточно серьезные оценочные процедуры. Сначала - по собственному желанию в течение какого-то времени, потом - обязательные. Прежде всего проверяются предметные знания, дается психолого-педагогическая оценка учителю. В 13 регионах у нас прошло добровольное анонимное тестирование учителей русского языка и математики. Большая часть с заданием не справилась, мы способствовали тому, чтобы каждый человек выработал траекторию совершенствования. Некоторым придется переучиваться, я так полагаю, года три.

Справка "РГ"

Пилотные регионы, участвовавшие в апробации новой модели:

Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Чеченская Республика, Краснодарский край, Красноярский край, Хабаровский край, Волгоградская область, Калининградская область, Ленинградская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Омская область, Рязанская область, Свердловская область, Томская область, Ульяновская область, Ярославская область.

Дорожная карта переход на новую модель учительского роста

Первый этап: установление новых должностей педагогических работников (2017-2018)

Второй этап: внесение изменений в профстандарт "педагог" в части дифференциации уровней профессиональных компетенций и описания трудовых функций (2018)

Третий этап: разработка нового Порядка проведения аттестации, составление и апробация Единых федеральных оценочных материалов (2018-2019)

Четвертый этап: внесение изменений в законодательство РФ в целях обеспечения социальных гарантий педагогическим работникам.

Одним из ведущих направлений в 2018-2019 годах для Правительства РФ является реформирование системы образования, целью которого является повышение социального статуса учителя, престижности профессии и общего уровня преподавания. Наряду с повышением требований к выпускникам школ, гимназий и лицеев растут и требования к педагогическим работникам. Каким будет учитель 2019 года, и какие новые механизмы профессионального роста готовит государство для будущих и уже работающих по специальности педагогов? Предлагаем разобраться более детально в тонкостях нового законодательства.

Профессия «учитель»

Выходя из стен высшего учебного заведения с новеньким дипломом и большими амбициями, молодые учителя сталкиваются с целым рядом проблем:

  • Сложностями с трудоустройством, ведь большинство учебных заведения желают получить опытного и уже зарекомендовавшего себя специалиста.
  • Низкой заработной платой, ведь «начиная с нуля» молодой специалист лишен большого числа надбавок, формирующих оклад опытного учителя с внушительным стажем.
  • Невозможностью быстро повысить свой профессиональный уровень, пройдя очередную аттестацию (зачастую данный вопрос во многом зависит не от профессионализма молодого специалиста, а от желания администрации).

В результате достаточно большой процент подающих надежды и ранее мечтавших о работе с детьми молодых специалистов ищут возможности самореализации и достойного заработка в других сферах, что приводит в дефициту качественных педагогических кадров, который особенно ощутим в небольших городах, поселках и деревнях.

Реформа, запущенная Правительством, а также новая аттестация педагогических работников, которая придет на смену старому порядку повышения квалификации уже в 2019 году, должны кардинально изменить положение молодых учителей, открыв им широчайшие возможности личностного и карьерного роста.

Зачем нужна аттестация?

Система аттестации учителей – своеобразная карьерная лестница в сфере образования. Более высокая категория открывает для учителей новые возможности, а именно:

  1. рост заработной платы и сопутствующих выплат согласно установленной тарифной сетке;
  2. возможность дополнительно брать «классное руководство»;
  3. право заведовать кабинетом и др.

Педагоги со стажем знают, что на протяжении многих лет молодого специалиста, окончившего университет, ожидал длительный и непростой путь к вершине с учетом таких норм:

  • Первая аттестация учителя через 5 лет после начала работы.
  • Внеочередная аттестация (при наличии серьезных заслуг) не ранее чем через 2 года после предыдущей.
  • Поэтапный рост, не позволявший молодым специалистам претендовать на «высшую» категорию ранее, чем будут покорены нижестоящие уровни (вторая и первая).
  • Можно было аттестоваться на соответствие уже достигнутого уровня, либо повысить категорию.
  • Оценивалась сама работа учителя и ее результативность, но тестов на знание предмета как таковых не было.

Готовясь к аттестации, учителю предстояла масштабная работа по подготовке портфолио, в котором необходимо было детально описать работу за отчетный период, предоставив на рассмотрение комиссии весомые доказательства того, что учитель активно работает по всем основным направлениям:

  • преподавание предмета;
  • организация внеурочной деятельности учеников;
  • взаимодействие с родителями;
  • участие в общешкольной жизни;
  • методическая работа;
  • самообразование, обуславливающее личностный и профессиональный рост.

При этом, достигнув определенных вершин, многие теряли желание продолжать работу над собой, что особенно ярко проявилось на фоне введения новых норм и методов преподавания. Именно поэтому стране необходима новая форма аттестации учителей, которую планируют внедрить в 2019 году.

Новый формат оценки деятельности учителя

В 2019 году аттестация ожидает тех учителей, которым необходимо подтверждать квалификацию по истечению 5 летнего термина и тех, кто желает повысить свою категорию. По мнению Минобрнауки дополнительным стимулом для активной работы и стремления к карьерному росту учителям будет увеличение разрыва между минимальной и максимальной ставкой в тарифной сетке, которая уже в следующем году должна в среднем возрасти с 16 000 руб. до 50 000 руб.

Главной инновацией 2019 года станет НКТ (Национальный Квалификационный Тест), который будет обязательным для всех проходящих аттестацию учителей и будет состоять на 70% из вопросов по предмету и 30% по методике преподавания и психологии.

Также последние изменения затронули саму суть оценивания эффективности деятельности педагога, и в 2019 году новая по формату аттестация учителей позволит активно работающим молодым специалистам быстро добиться успехов и признания.

Основными нововведениями будут:

  • Возможность «перескакивать» через категорию.
  • Возможность раньше «выходить» на аттестацию при наличии определенного ряда заслуг и достижений.
  • За основу будут брать не только достижения учащихся, а и сравнение уровня самого учителя в динамике «вчера» и «сегодня».
  • Активность и эффективность работы педагога в межаттестационный период будет показывать рассчитываемый по специальной методике рейтинг.
  • От учителей ожидают демонстрации концептуальных методических подходов к реализации новых норм и стандартов ФГОС.

Конечно, многие специалисты «старой закалки» посматривают на нововведения с некоторым опасением, ведь им предстоит не только показать эффективность своей работы, а и подтвердить знание предмета, что может вызывать некоторые трудности у тех, что длительный период читает в определенных параллелях и успел несколько подзабыть тонкости некоторых тем.

Что будет с теми, кто не пройдет аттестацию?

Больше всего страхов, возникающих у педагогов связаны с вопросом – что будет с теми, кто не сможет сдать НКТ или не пройдет аттестацию по каким-либо иным причинам.

В Минобрнауки четко заявили, что увольнять учителя, которому не удалось пройти «экзамен на профпригодность» в новом формате никто не будет.

Не достаточно высокие результаты теста – сигнал о том, что человеку необходимо обратить немного больше внимания на свой профессиональный уровень. «Подтянуть» квалификацию помогут на специальных курсах при соответствующих региональных Институтах усовершенствования учителей. Стоит заметить, что посещение таких курсов было обязательным для всех аттестующийся педагогов и ранее. Просто по новым правилам, «проваливший» тест должен будет вернуться к самообразованию еще раз и отнестись к вопросу своей профессиональной подготовки более серьезно.

Новые должности для успешных учителей

Молодые или уже давно работающие в сфере образования учителя получат реальную возможность карьерного роста. Новый Профстандарт 2019 года предполагает введение таких должностей, как:

  • Старший учитель (на звание может претендовать специалист 1 категории).
  • Ведущий учитель (для педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию).

Естественно, что оплачиваться труд старшего и ведущего учителя будет по более высокому разряду.

По положению о новой форме аттестации, учителя должны будут сдавать экзамен по предмету в той школе, где сами преподают Фото: Александр Исаков

Свердловская область – единственная на территории Урала вошла в число 19 пилотных регионов страны, которые испытывают новую модель аттестации учителей. Для того чтобы подтвердить качественные знания, учителя будут сдавать экзамены по всем предметам, которые ведут, напоминающие по форме ЕГЭ. Первые тестирования уже состоялись.

Сейчас в число 19 пилотных регионов также входят Татарстан, Нижегородская, Ленинградская области и Красноярский край. Но по плану профильного министерства, с 2020 года в ходе своей аттестации экзамены будут сдавать учителя по всей стране. Сейчас в России создаётся национальная система учительского роста. В соответствии с ней учителя должны будут не только демонстрировать свои методические умения и знания психологии школьников, но и знания своего предмета.

Систему аттестации, которую педагоги проходят раз в пять лет, в России решили пересмотреть ради качества школьного образования. Из-за нехватки учительских кадров нередкими стали ситуации, когда математику, русский язык и даже иностранный ведут учителя начальных классов. А в деревнях и посёлках случается, что географию преподаёт физкультурник. Так, директор лицея Уральского федерального университета Андрей Мартьянов рассказал «Облгазете», что на весь Серов приходится всего семь учителей физики… Что уж говорить о деревнях. Искоренить дефицит педагогов не удаётся ни увеличением бюджетных мест в педагогических вузах, ни введением специальных льгот для сельских учителей. Понимая это, руководство образованием решило подойти к решению вопроса качества обучения с другой стороны. И заставить учителей хорошо знать тот предмет, которому они сами учат детей. Тем более что представители других социально значимых профессий при аттестации всегда сдавали экзамены. Так, врачи при подтверждении квалификационной категории всегда проходят учёбу и в финале экзаменуются.

– Президент поставил нам задачу обеспечить конкурентоспособность отечественного образования. Россия должна войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. А ведь педагог учит только тому, что знает сам, следовательно, качество его знаний обязано быть высоким, – объяснил необходимость нововведения заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков на расширенной коллегии министерства общего и профессионального образования региона.

Первый пробный экзамен по своему предмету около 600 российских учителей сдали уже на этой неделе. Это были тесты, присланные из столицы. Среди пионеров были и несколько десятков свердловских педагогов. Результатов, правда, ещё нет – итоги подведут в июле: ждать придётся примерно столько же, сколько выпускники ждут оценок ЕГЭ.

– Для аттестующихся педагогов мы организовываем образовательные курсы, у нас в регионе есть Институт развития образования, так что наши учителя имеют все возможности повысить качество своих предметных знаний, – заверил министр общего и профессионального образования Свердловской области Юрий Биктуганов . – Пока область принимает участие в апробации новой формы аттестации, все наши педагоги экзаменуются исключительно по собственному желанию.

  • Опубликовано в №107 от 22.06.2018 под заголовком «Педагоги Среднего Урала начали сдавать экзамены»