Семья в истории человечества. Происхождение семьи и ее эволюция. Признаки и функции

Научные основы возникновения и развития семьи были сформированы наиболее последовательно Льюсом Морганом (1818-1881 гг.) и неоспоримы до сегодняшнего дня. Первоначально была форма общественной жизни, где отсутствовали какие-либо семейные группы. Существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества - промискуитет. Далее различаются пять последовательных форм семьи, каждой из которой соответствует свой порядок брака.

1. Кровнородственная семья основывалась на групповом браке между теми, кто принадлежал к одному поколению. Братья и сестры независимо от степени родства образовывали семью.

2. Пуналуальная семья основывалась на групповом браке, брачными партнерами являлась группа сестер из одного рода и группа братьев из одного рода. Семья становится экзогамной, формируется организация архаического типа - род. В его состав входят матери, их дети и потомки по женской линии, связанные кровным родством (матриархат).

3. Синдиасмическая или парная семья базируется на браке отдельных пар, но без исключительного сожительства. Продолжительность союза зависела от доброй воли сторон. В этой семье становится известен биологический отец.

4. Патриархальная семья основывается на браке одного мужчины с несколькими женщинами (полигамный брак). Основа семьи - власть отца, мужчины, что связано с развитием скотоводства, земледелия.

5. Моногамная семья - брак вступает одна пара и на всю жизнь. Развитие аграрного общества приводит к тому, что производственные отношения существуют и развиваются через семью. В этом суть патриархальной семьи. Дети не только на содержании, но и работники в семье. Семья нуждалась в экономической поддержке детей в старости и заинтересована в передаче семейных ресурсов следующим поколениям. Преобладала многодетная крестьянская семья.

С развитием промышленного производства в семье происходят изменения. Семья из производственной ячейки становится потребительской. Рождение большего количества детей теряет свое экономическое значение. Снижение смертности и занятость женщин на производстве ослабляет нормы многодетности. Нормой становится малодетность. Современная семья характеризуется как супружеская, с ослаблением уз родства и родительства. Существуют различные классификации семей.

Подходы к семье

  1. Общественно-формационный (марксизм) – в патриархальном (или матриархальном) обществе, где возникает избыток продукта, устанавливается институт наследования собственности. Изначально – функция богатых (финансовое продолжение себя), затем, через надстройку возникает культура семьи (регуляция половых отношений, предсказуемость поведения). При коммунизме (бесклассовом обществе) такая необходимость отпадет.
  2. Культурно-исторический – изначально в рамках религии. Необходимость наследования племенных традиций + влияние биологических факторов способствует образованию табу на кровосмешение. Духовные союзы изначально групп людей, затем индивидов устанавливаются по примеру союзов племен. Поддержание воспроизводства определенных страт, ролей (вождь, шаман, воин). В современном обществе – духовное увековечение себя + традиции + государственное стимулирование.
  3. Экзистенциальный – изначально групповой брак после становления государства (перехода от общинного к общественному строю) обретает мозаичность, дифференцированность. Человек, рождаясь в общине, реализует себя в обществе. В силу ряда причин, формируемых в ходе общественной жизни, или их совокупности, человек устраивает собственную общину.
    1. обретения стабильного статуса и принятия решения остановиться в карьерном росте или избытка сил, не соответствующего темпу карьерного роста.
    2. упираясь в предел своих возможностей и возлагая свои несбывшиеся надежды на детей. Нужно быть чрезмерно талантливым, чтобы не почувствовать этого в обществе – сама природа общества ограничивает личность – ролевое общение, функционализм, давление норм, общественного ожидания и т.п. (В общине признают человека таким, какой он есть).
    3. попытке избавиться от экзистенциального одиночества и возлагая надежды на избавление от социальной отчужденности. Самая близкая к неподлинному браку.
    4. принимая вступление в брак как очередной этап самореализации (желая расстаться с родительской семьей) – «неподлинный» брак – не общинная, а общественная основа; незрелая личность, еще ребенок вступает в брак; брак как средство, а не цель
    5. Современное общество обречено на демографические кризисы (наряду с традиционным). В традиционном обществе значительное место занимают традиции + брак способствует укреплению статуса, оформлению полноценного члена общины (отдал долг, такой же как все)
  4. Психоаналитический – мужчина, под действием комплекса Эдипа, ищет прототип матери, женщина – отца + самореализация (Адлер – комплекс неполноценности). Не объясняет происхождения.

27.06.2016 17:22

Некоторые ситуации, происходящие в современных семейных и личных отношениях, и вызывающие споры и возмущения некоторых из нас, станут яснее и понятнее, если мы внимательно рассмотрим и узнаем процесс формирования семьи в историческом аспекте. На изучение истории семьи меня подтолкнул случай с одним из моих пациентов, который, ничего не стесняясь, завел вторую жену и поселил её вместе с первой, ссылаясь на то, что его поступок соответствует положениям в книге Ф. Энгельса и «Манифесту Коммунистической партии».

История - очень важна для нас, без нее трудно понимать процессы, которые происходят в настоящем. Для человечества уже много веков считается нормой - моногамный брак, но в древние времена всё было иначе.

Развитие человечества имеет несколько этапов.

Первый этап - это дикость, которая в свою очередь делится на несколько ступеней. На низшей ступени, длящейся несколько тысячелетий, люди ещё не готовили пищу и жили естественно, на природе, собирали съедобные растения, орехи. Возможно, в это время начинает формироваться речь. Во время средней ступени люди открывают огонь, создают первые орудия труда, начинают употреблять в пищу рыбу. Жить начинают не просто там, где придется, а выбирают места рядом с рекой. На высшей ступени орудия усложняются, создаются первые лук и стрелы, с помощью которых становится возможным охотиться на дичь.

Второй этап — варварство. Он делится также на ступени. На низшей ступени люди приручают животных, выращивают растения, а также начинают заниматься гончарным делом. Средняя ступень отличается тем, что люди начинают строить дома с применением камня и кирпича. Выращивают растения для пропитания и создают систему орошения для ухода за ними. Из домашних животных образуются стада, люди лучше питаются благодаря молочной пище.И уже на высшей ступени человечество входит на путь цивилизации, который начинается с применения медной руды для производства орудий и создания письма.

Третий этап - это цивилизация, во время которого все уже приобретенные навыки развиваются, расширяется производство, распространяется искусство.

Но что же о семье? Известен факт, что стадо образуется только там, где есть полигамия. Там же, где существует крепкая семья - возникновение стада крайне редко. Семью ограничивает ревность самца, и она же отделяет семью от стада. Ревность в стаде отсутствует, там все самцы терпимы друг к другу, поэтому существование крупной группы возможно. В таких стадах и происходил переход от животных к человекоподобным, а потом к человеку. Поэтому благодаря полигамии мы стали людьми и существуем до сих пор. Можно сказать, что полигамия - это часть нашей природы и она естественно присутствует в нас, поэтому бороться с ней бессмысленно. Намного полезнее попробовать вписать ее в существующие рамки принятой в обществе полигамии.

До того, как создать моногамный брак, человечество прошло целый путь развития и образования следующих типов семей.

Групповой брак

Сначала существовал групповой брак, в котором участвовали множество мужчин и женщин, принадлежащих друг другу. Такая форма отношений практически исключала ревность, и именно она способствовала формированию человеческого общества. Такой период полигамии существовал достаточно долго. По мнению Ф. Энгельса ревность появилась намного позже и больше была социальной, нежели биологической.

Биологическая ревность больше присуща мужчинам, ведь потомство несет гены, а значит, продолжает тебя и твой род, поэтому очень важно быть уверенным в верности женщины. Но в древние времена ещё не было понимания чистоты потомства, ничего не знали о кровосмешении. Никого не смущали половые отношение между родственниками, братьями и сестрами и даже между родителями и детьми.

От таких союзов рождались болезненные дети, которые долго не жили. И только позже, с открытием кровосмешения и запретом на кровнородственные связи, перестали тратить время и средства на выхаживание нежизнеспособных детей. Но даже при таких свободных нравах иногда образовывались пары, которые неосознанно для себя какое-то время были моногамными, жили вместе, трудились.

Кровнородственная семья

Первой ступенью семьи стала кровнородственная семья, в которой отношения между детьми и родителями отсутствовали, но половая связь между братьями и сестрами принималась как само собой разумеющееся. Такой вид семьи давно исчез, но ее некоторые элементы можно встретить у племен аборигенов Гавайских островов. Аналоги таких отношений встречаются и в современном обществе. Яркий пример - семейные ритуальные празднования и встречи. Но обычно, секс здесь не доходит до окончательной стадии из-за принципов морали или других обстоятельств.

Всё это свидетельство того, что людям не удалось реализоваться профессионально, и свою энергию они пускают на отношения с родственниками. Если супруги действительно увлечены друг другом, то необходимость посещения подобных мероприятий у них практически отсутствует.

Пунуальная семья

Следующий вид семьи - пуналуальная, в ней брак между братьями и сестрами запрещен. Такие группы становились развитее и сильнее, нежели племена с кровосмешением. В пуналуальных семьях женщина может быть общей женой нескольких мужчин, но среди которых нет ее родных братьев. И наоборот, мужчина может быть общим мужем ряда женщин, и среди них нет его сестер.

В наше время такая форма тоже может проявляться в так называемых «шведских» семьях, поэтому опять же - не осуждайте никого, у всех нас одна история. В групповых семьях не всегда известно кто отец ребенка, так как мужей несколько, но мать всегда известна - поэтому род в те времена начинался вестись по материнской линии - так возник институт рода. Все родные сестры с братьями и детьми, имеющие одну мать-основательницу составили первый род.

Парная семья

Внутри групповых семей могли образовываться пары, которые длительное время жили вместе, привыкали друг к другу и обосабливались. Так формировались парные семьи. Те семьи, в которых не было кровосмешения, давали более здоровое потомство и соответственно в дальнейшем такие семьи и племена становились сильнее кровнородственных групп. Но в какой-то момент количество женщин уменьшилось и им приходилось платить какой-либо выкуп, чтобы жить только с одним мужчиной.

Парная семья появилась в переходный период от дикости к варварству, у нее ещё нет своего хозяйства и имущества. Также важный момент - теперь в семье появился один отец, все дети были от одного мужчины, который обеспечивал быт и добывал еду. В случае разлада в семье и развода - мальчики оставались с отцом и в роду, а девочки вместе с матерью исключались из него. Так появилась патриархальная семья, в которой права женщины стали ущемляться, она вместе с детьми стала собственностью мужа.

Моногамная семья

Возникновение моногамной семьи из парной - начало эпохи цивилизации. Глава моногамной семьи - мужчина, который является отцом детей, и изменять ему жена не имеет права. При этом муж может изменять, иметь рабынь, но жена принижена и занимается домашним хозяйством, не участвуя в общественных делах. В это время получает широкое распространение проституция. Моногамные семьи в своей основе имели экономические аспект - общее имущество, что было важнее любви, можно сказать - это были браки по расчету. Появляется неравенство полов, мужчины подавляют женщин.

Свобода в половых связях с введением моногамного брака не исчезла - развитие получила проституция. Женщины, в свою очередь, заводили любовников, а установление отцовства детей, рожденных в браке, основывалось только на нравственных аспектах.

Несмотря на форму брака, люди не меняются, в браке они остаются такими же, какими они было до него, поэтому со временем любой брак становится похож на спокойное сожительство, называемое тихим семейным счастьем.Когда брак заключается по расчету, он так или иначе принимает вид проституции, намного чаще с женской стороны, единственное отличие в том, что женщина продает свое тело один раз и навсегда, попадая при этом в рабство. В современное время очень часто в “приличных” семьях дочерей настраивают на то, что нужно искать богатого жениха, который будет ее обеспечивать.

Институт семьи различался в каждую эпоху и у разных народов, отражая специфику конкретных обществ. Но всем без исключения обществам присуща общая и естественная причина возникновения семьи - необходимость обеспечения выживания человека как вида, биологической непрерывности.

Семья возникает, прежде всего, по причине необходимости эту биологическую непрерывность обеспечивать, потому что человеческий детеныш - беспомощное и несамостоятельное существо, в отличие от всех других животных, имеющее самое протяженное детство. Отсюда необходимость ухода, вскармливания, воспитания, подготовки к самостоятельному существованию, которую обеспечивала первобытная группа в целом, а потом семья. Поскольку по мере развития цивилизации продолжительность детства увеличивается, зависимость ребенка от родителей в современном обществе длится до 17 - 18 лет и больше. В этот период он нуждается не только в питании, которое не может добыть самостоятельно, другой материальной поддержке, но и социальной поддержке взрослых. Подготовка к взрослой жизни происходит полноценно в семье, поскольку она включает не только питание, проживание и начальное воспитание (это возможно и в детском доме), не только обучение, тренировку, усвоение знаний (это делает и школа), но также присвоение имени, прав наследования имущества, социального статуса и положения в обществе, отождествление с определенной линией родства (генеалогию) и очень важные элементы формирования гармонической личности - любовь родителей и эмоциональное общение в семье. Именно семья обеспечивает молодому человеку признанную законом адресность - социальную "прописку" в данном обществе.

Семья - это исторически изменяющаяся форма организации совместной жизни людей обоего пола. Характер отношений в семье, её структура и форма изменялись по мере того как изменялось и развивалось общество. Одним из первых исследователей, отмечавших исторически изменчивый характер семейно-брачных отношений был американский ученый Льюис Морган. Изучая быт североамериканских индейцев, он провел много лет в одном из племен ирокезов. На основе своих наблюдений сделал ряд выводов, которые изложил в работе "Древнее общество"(1877г.).

По его мнению, принятому затем абсолютным большинством социологов, последовательно сменяли друг друга пять форм семьи:

  • - кровнородственная (брачная общность между всеми лицами одного поколения, групповой кровнородственный брак);
  • - пуналуальная (брак нескольких братьев с несколькими женщинами другого рода, тоже групповой брак, но мужья и жены между собой не кровные родственники);
  • - парная (достаточно непрочное соединение супружеской пары);
  • - патриархальная (с выраженной властью мужа);
  • -моногамная (прочное соединение супругов, преимущественно с властью мужа как частного собственника, сохраняющаяся и до настоящего времени, но с тенденцией перехода к равноправным партнерским отношениям супругов).

Фридрих Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства"(1884г.), опираясь на исследования Л. Моргана, отмечает, что человек на разных этапах своего развития жил в различных формах брака:

  • - периоду дикости соответствовал групповой брак;
  • - периоду варварства - парный брак;
  • - цивилизации - моногамия.

Он связал становление форм семьи с развитием частной собственности, классов и государственных институтов, которые законодательно закрепили отношения в семье.

М. Ковалевский в "Очерке происхождения семьи и собственности" доказывал, что матриархальная, патриархальная и индивидуальная семья - это три различных фазы одного и того же развития.

П. Сорокин в работе "Кризис современной семьи", изучая эволюцию семьи, её функции и типологию, делает вывод, что выходом из кризиса семьи является возвращение семьи к традиционным формам, наполненным новым содержанием - умеренным консерватизмом, с помощью "моральной реконструкции".

На ранних этапах становления человека отношения между полами регулировались преимущественно биологическими факторами. Самки предлюдей, как и обезьян, периодически переживали кратковременный (4 - 5 дней в месяц) период эструса - неудержимого влечения к спариванию. В эти дни самка спаривалась без разбора со всеми желающими, а в остальные дни спаривания не происходило.

Анатомическая и физиологическая перестройка организма в связи с переходом людей к прямохождению приводила к исключительно

высокой смертности "предженщин" во время родов, к резкому сокращению их числа в человеческом стаде. Из-за этого между мужчинами происходило немало конфликтов, которые нередко заканчивались их увечьями и гибелью. В этих условиях выживали те первобытные группы, в которых эструс был продолжительнее, причем его испытывали одновременно несколько самок.

Однако этот биологический фактор вместе с тем порождал новое препятствие уже "предсоциального" плана: никакой организм не может выдержать длительного периода крайнего сексуального напряжения. Поэтому, вместе с удлинением эструса, женщины в этот период становились как бы более "холодными", способными контролировать половое влечение и отдаваться уже не кому угодно, а лишь тем, кто вызывал их симпатию. Появляется избирательное отношение к мужчинам, своего рода биологический фундамент человеческой любви. Внутри первобытной орды начинают образовываться небольшие группы сексуально предпочитаемых партнеров, хотя никакими социальными нормами они не регулировались. Таким образом, удлиненный эструс оказался благом не для всех. Снова возникли условия для конфликтов, кровопролития внутри первобытного стада, что серьезно расстраивало хозяйственную деятельность человеческой общности, создавало угрозу для её выживания. Поэтому в зарождающемся обществе начинают формироваться социальные нормы для регуляции полового общения внутри рода, обуздания биологического инстинкта, зоологического индивидуализма. Так появились половые табу - строжайший запрет, за нарушение которого следует казнь, независимо от того вольно или невольно запрет нарушен. Запрет на половые связи мужчин и женщин данного рода распространялся на определенные периоды - подготовка к охоте, сама охота, беременность. Возникновение производственных табу сопровождалось и бытовым обособлением мужчин и женщин. Мужчинам запрещалось не только прикасаться к женщинам, но и разговаривать с ними, есть приготовленную ими пищу, даже находиться под одной крышей с ними.

С зарождением земледелия, возникновением сезонных полевых работ, свободные от действия половых табу периоды становились все более редкими и все менее продолжительными. Интенсивность полового напряжения нарастала - и у мужчин, и у женщин - и потому оставшиеся свободными от табу промежутки времени стали превращаться в своеобразные сексуальные оргии - праздники (З. Фрейд: праздник - это такое время, когда разрешается делать все то, что запрещается в другие дни). В эти дни происходило бурное, ничем не ограниченное общение полов (промискуитет), даже между родителями и детьми, братьями и сестрами (инцест). Таким образом, как бы снова возник кратковременный эструс, но теперь порожденный не биологическими, а социальными причинами. В это время еще не существовало ни брака, ни семьи (отдельной от рода) и воспроизводство людей было эндогамным (внутригрупповым).

Вместе с тем, табу привели к возникновению обычаев, которые впоследствии породили экзогамный брак (межродовой и на первых порах все еще групповой). Ведь табу распространялись только на членов своего рода, ограничивали половое общение только между кровными родственниками, представителей же других родов и племен не касались. Поэтому мужчины, встретив женщину из другого рода, могли воспользоваться ею как сексуальным объектом. Это же делали и женщины, если в поле их зрения во время сбора дикоросов или сельхозработ появлялся чужой. В период действия полового табу мужчины, находясь вдали от своих женщин, содержали в своей охотничьей хижине женщин из другого рода и таким образом облегчали свою участь.

Постепенно эти случайные связи превратились в обычные, необходимые, закрепленные родовыми правилами. И, по- видимому, люди заметили, что от связей с "инородцами" появлялось более рослое и крепкое потомство. Это был как раз период становления современного человека (homo sapiens - кроманьонец), происходивший на всей территории расселения человека около 40 тысяч лет назад.

Таким образом, из эндогамии, через агамию (временный запрет половых отношений), возникла экзогамия, т.е. систематические половые связи с представителями других родов. Так возникла первая форма брака и перехода от рода к семье. Л. Морган называет его пуналуальным , а по содержанию это кровнородственная семья на основе дуально-родового группового брака, где все мужчины одного рода ("фратрии" по Моргану) являются мужьями всех женщин другого рода. При этом "мужья" или "жены" приходили из другого рода первоначально только с одной, "брачной" целью.

Работали и жили они в своей материнской семье и никаких прав на имущество в роду мужа или жены не имели.

Возникала более или менее прочная связь нескольких родов, сначала только детопроизводственная, позже и организационно-хозяйственная. Этот первый вид брака не был еще в полном смысле браком:

  • 1) он не был персональным, кто именно был отцом ребенка установить было невозможно, поэтому происхождение считалось по матери и признавалась только женская линия родства;
  • 2) между родителями не существовало ни прав, ни обязанностей, ни взаимной ответственности;
  • 3) не было никакой организации по вскармливанию и воспитанию детей, которую можно было бы назвать семьей.

Материальной основой группового брака было, главным образом, собирательство и примитивное земледелие (См. главу "Общество", раздел "Типология обществ"). Женщина выполняла все работы, связанные с ведением домашнего хозяйства, а также собирала и выращивала продукты, а поскольку охота уже не всегда могла обеспечить пропитание рода, роль женщины в жизнеобеспечении рода была главной, отсюда не просто уважение, а фактическое управление родом. Эпоха матриархата, с которой совпадает групповой, дуально-родовой брак, продолжалась несколько десятков тысяч лет.

Постепенно, в рамках дуально-родового брака, на почве взаимных влечений начали складываться достаточно постоянные пары. Синдиасмический брак не регулировался обществом. Супругов связывала только добрая воля. При этом были различные переходные варианты, т.е. не только пара состояла из одного мужчины и одной женщины, но один мужчина мог быть связан парными отношениями с несколькими женщинами, а одна женщина с несколькими мужчинами. Так что более точно синдиасмический брак можно было бы называть первобытно-эгалитарным, т.е. равноправным. Этот вид брака возник примерно 25 тысяч лет назад, что связано с началом перехода к новым формам хозяйственных, экономических отношений внутри рода.

Первым шагом на пути к возникновению собственности был "дарообмен". С переходом от собирательства и охоты, связанных с бродячим образом жизни, к земледелию и животноводству, а соответственно к оседлому образу жизни, существенно увеличивается объем продуктов, которые теперь производят. Но прежняя форма распределения, когда все было общей собственностью и шло в общий котел, начинала тормозить дальнейшее развитие производства (поскольку и активные и недобросовестные получали поровну). Поэтому род вынужден был часть продукции распределять в качестве "премии", дополнительного вознаграждения членам рода, которые были наиболее успешными. Таким образом, наряду с уравнительным распределением начинает внедряться и распределение трудовое - по количеству принесенной добычи, произведенного продукта.

Если при уравнительном распределении право на долю продукта основывалось лишь на принадлежности к данному роду (независимо от степени трудового участия), то теперь уже это право основывалось именно на участии в создании продукта. Появление личной собственности, излишков продуктов у некоторых членов рода породило, кроме прочих социальных последствий, дарообмен как шаг к образованию семьи, к превращению её в хозяйственную единицу общества. Мужчина дарил "своей" женщине из чужого рода свою "премию", женщина могла дарить мужчине свою. И пока существовал дарообмен, существовала и связь между мужчиной и женщиной, а прекращение дарообмена означало и прекращение этой связи. Так появился индивидуальный парный брак.

Возникновение парной семьи с самого начала означало противопоставление её своему роду и подрыв основ материнского рода: чем больше отдавал мужчина детям "своей" женщины из другого рода, тем меньше оставалось детям своих сестер, своему роду. Но "муж" еще не являлся не только единственным, но и основным кормильцем "жены" и её детей. Для обособления парной семьи необходимо было, чтобы дарообмен стал кормлением, т.е. чтобы муж стал кормильцем жены и детей. В конце концов, внутри дуально-родовой организации образовалась постоянная локализованная хозяйственная единица - община, в которую входили мужья со своими женами и детьми. Окончательное отделение мужей от своих сестер, а жен от своих братьев привело к возникновению парной семьи (муж + жена и её дети). С возникновением парного брака половые отношения между партнерами были введены не просто в социальные, регулируемые моральными нормами, но и в социально-экономические рамки.

С возникновением и укреплением частной собственности происходило становление классовых отношений, которые явились основой для формирования современной формы брака - моногамии. При этом в классической форме моногамный брак и моногамная семья утверждаются лишь в зрелом классовом обществе.

Возникновение частной собственности означало, что один человек становится полным или верховным собственником средств производства, а другие - полностью лишенными их или подчиненными собственниками. Это приводило к обособлению отношений производства и распределения. Если вначале лишь одного членства в общности было достаточно, чтобы получать долю общественного продукта, затем для этого требовалось уже реальное участие в общественном труде, то теперь уже не членство в общности и не труд, а именно владение собственностью на средства производства стало основанием распределения созданного в обществе продукта. На смену уравнительному и трудовому пришло распределение по собственности.

И в рамках семьи происходят соответствующие изменения. Обязанность содержать детей полностью ложится на семью, причем мужчина выступает в роли кормильца лишь потому, что является собственником средств производства. Участвует ли он при этом в труде, не играет особой роли. Женщина выступает в роли иждивенки потому, что не является собственницей и её участие в труде (даже если только её трудом содержится семья) также не играет особой роли, так как собственником результатов труда считается муж, именно он и считается кормильцем. Вместе с тем на мужа возлагались и все обязанности, вся ответственность за семью. Муж в законодательном порядке объявлялся хозяином всех членов семьи, своих детей, вплоть до того, что в раннеклассовом (рабовладельческом и феодальном) обществе мог обратить их в рабство и продать. Материнская линия родства стала несущественной, на смену ей пришла отцовская. В Кодексе законов Наполеона четко отмечалось, что "отцом ребенка, рожденного в браке, является муж матери" - независимо от фактического отцовства. Это породило стремление мужчин обеспечить достоверность своего отцовства, чтобы передавать имущество по наследству своим детям, для чего исключить возможность вступления своей жены в связь с посторонними мужчинами. Отсюда требования целомудрия невесты, верности жены, право мужа убить уличенную в неверности жену, отправить её в тюрьму. То есть, на деле моногамия распространялась только на женщин. "То, что со стороны женщины считается преступлением с тяжелыми последствиями, для мужчины считается чем-то почетным или, в худшем случае, незначительным моральным пятном". Вместе с тем односторонняя моногамия породила "подпольное равноправие", супружескую неверность и со стороны женщин. "Мужчины одержали победу над женщинами, но увенчать победителей великодушно взялись побежденные". Ф. Энгельс. Соч., т.21, с.256.

Научное изучение семьи имеет место с первой половины XIX в. Автор «Материнского права» Баховен проанализировал литературу древности и сделал вывод о том, что мифы отражают наличие матриархата до патриархата . Более подробно семью изучает Морган, который считается основателем науки о семье. В книге «Древнее общество» он предлагает научную теорию развития семьи, опровергает догматы божественного происхождения семьи и единобрачия как неизменной формы существования семьи. Морган отнёс семью к исторической категории и выделил несколько последовательно сменявших друг друга форм семейно-брачных отношений (от группового брака до моногамии), используя исторический метод . Но наука о семье становится отдельной дисциплиной с XX столетия. Многие учёные изучают феномен семьи. Дюркгейм формулирует закон «контракции» (сжатия) семьи от большого круга родственников ко всё более узкой группе до «супружеской семьи» (однако этот закон не носит всеобщего характера). Дюркгейм также говорит о том, что аномия (процесс, характеризующийся тем, что старые ценности разрушаются, а новые ещё не утвердились) несёт огромную опасность для семьи . Ф.Ле Пле предлагает типологию семей. Конт рассматривает семью как социологический элемент: общество образуется из совокупности семей; человечество прошло исторические фазы от семьи, племени, нации до государства; семья передаёт традиции предшествующих поколений, и, следовательно, обеспечивает социальный механизм прогресса. И многие другие учёные внесли свой вклад в изучение явления семьи.

Но, несомненно, в древности не было такого понятия как семья, или же оно присутствовало, но не в таком виде, как на сегодняшний день. По мнению большинства исследователей древности, досемейная эпоха характеризуется тем, что, выйдя из животного состояния, люди приняли стадный образ жизни, связанный с промискуитетом (неограниченными половыми связями). Следующий этап – переход к родовой организации. Морган связывал появление рода с экзогамией – запретом брака в пределах определённой группы. Социализирующую функцию в условиях группового брака выполняли старшие члены рода. То есть, ещё не было выделения социальных ролей матери, отца и других родственников. Высокая смертность регулировалась табу на прекращение беременности, а причиной раннего брака являлась низкая продолжительность жизни (20 – 25 лет) . Не было ни семейного хозяйства, ни семейного жилья. Род был материнским, и дети оставались в роду матери. Брачные группы были связаны ритуальными встречами, на которых, возможно, происходили какие-либо ритуальные танцы и т.д. Далее в связи с неолитической революцией увеличилась роль мужского труда и произошёл переход к патриархату. Первостепенную роль играет мужчина и счёт родства ведётся по отцовской линии. Жена теперь селится в общине мужа (патрилокальность) . В связи с появлением частной собственности и нравственным прогрессом происходит переход к моногамии, индивидуальной семье, единобрачию. И со временем биологическое родство начинает совпадать с социальным положением родителей по отношению к своим детям, то есть родителями называются кровные родители . Браки заключались общиной или родителями.

В доиндустриальную эпоху семья связана с экономикой. В данное время типичной является многодетная расширенная семья. Это объясняется тем, что много детей и, соответственно, много рук способствуют развитию и процветанию семейного труда, а, следовательно, семья становится богаче. Существует востребованность рабочих рук для проведения сельскохозяйственных работ, а также отсутствие системы социального обеспечения. Для семьи этого времени характерна традиционность, коллективизм, а также преобладание общественного над частным. Семейные интересы стоят превыше индивидуальных, характерна ограниченность свободного выбора (придерживались тезиса «быть тем, кем являются мои родители»), также характерна обязательность вступления в брак, часто по договору родителей. В данное время наблюдается классический патриархат, и соответственно, задачами женщины считаются деторождение и соблюдение порядка в доме. Гегель говорит о том, что идеальный вариант семьи – господство мужчины.

В индустриальную эпоху происходит движение к формированию автономной личности, независимой от семьи. Если в доиндустриальное время типичной была многодетная расширенная семья, то на данном этапе человек экономически и профессионально независим от семьи; он может выполнять профессиональные функции, строить карьеру и получать большую оплату за свой труд независимо от наличия или отсутствия семьи. Преобладает частная собственность, частные интересы и цели. Увеличивается число нуклеарных семей, пары живут отдельно от родственников. Характерен самостоятельный выбор партнёров для брака, а также самостоятельный выбор профессии, независимо от того, кем являются твои родители. На данном этапе появляется государственное обеспечение и т.д., то есть часть функций, которые ранее выполняла патриархальная семья, взяло на себя государство и индивид. В связи с таким индивидуализмом и независимостью увеличивается количество мужчин и женщин, не вступающих в брак. В связи с успехами в медицине и улучшением санитарно-гигиенических условий жизни уменьшается смертность, а, следовательно, отпадает острая необходимость в большом количестве детей .

В настоящее время тенденции, характерные для индустриальной эпохи, только усиливаются. Происходит снижение ценности брака и, как следствие, усиление ценности партнёрского сожительства. Растёт количество разводов, так как в современное время они не запрещены. Формируются различные объединения, например, Childfree (чайлдфри), не желающие иметь детей. В XX в. происходит кризис семьи, то есть ослабление личных потребностей вступления в брак, рождения, воспитания и содержания детей. Причинами уменьшения воспитательной роли семьи являются нуклеаризации, которой способствует урбанизация; конъюгализация, то есть редукция семейного единства, минимализация родственно-родительско-супружеских связей и отношений. Одной из самых важных причин является индивидуализация – самостоятельность, приоритет индивидуальных потребностей и интересов над семейными, то есть, эгоизм . В настоящее время работа мешает совместной деятельности родителей со своими детьми, и, как следствие, происходит снижение родительского авторитета. И влияние на формирование личности ребёнка оказывают в большей степени не родители, а различные воспитательные учреждения . В XX – XXI вв. идёт постоянная борьба между различными социальными институтами (церковью, государством и семьёй) за оказание решающего влияния на членов семьи. Семья играла посредническую роль между личностью и обществом, но рост индивидуализма и отбрасывание семьи на вторые роли ослабляют эту функцию. Всё это приводит к отрицательным последствиям, а именно к уменьшению ценности семьи, уменьшению мотивации вступления в брак, увеличению гражданских браков, росту разводов, низкой рождаемости, увеличению чувства одиночества . Последнее, в свою очередь, способствует распространению алкоголизма, наркомании и других девиаций.

Таким образом, семья как явление очень динамично. В различные исторические эпохи существовало своё понимание семьи и её функций. В настоящее время институт семьи претерпевает кризис.

Н.А. Котоликова