Что такое типология общества типы. Типология общества

Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию.

В литературе приводятся самые разные типологии обществ. Они делятся на закрытые и открытые, дописьменные и письменные, первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические, доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые, стагнирующие и динамично развивающиеся, дикие варварские и цивилизованные и т. д.

Первая типология в качестве главного признака выбирает письменность, и все общества делятся на дописьменные (т. е. умеющие говорить, но не умеющие писать) и письменные (владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах). Хотя письменность возникла около 10 тысяч лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные где-нибудь в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, незнакомы с ней. Не знающие письменности народы называют доцивилизованными.

Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса - простые и сложные. Критерием выступают число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.

Итак, мы можем заключить: простые общества совпадают с до- письменными. У них нет письменности, сложного управления и социального расслоения. Сложные общества совпадают с письменными. Здесь появляются письменность, разветвленное управление и социальное неравенство.

В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования. Самый древний - охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным: существовало сотни тысяч лет. Ранний период называют протообществом или периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушество) и огородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели - бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него - земледелие. Таким образом, огородничество - переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги - деревянному, а позже железному плугу.

Рис. 9.1. Историческая закономерность: чем ниже производительность труда, тем меньше численность населения и тем дольше существует общество. Максимальные народонаселение и производительность труда - в индустриальном обществе, минимальные - в обществе охотников и собирателей

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности - необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни. А при каком способе производства возникли первые признаки оседлого образа жизни? Земледельческую, или аграрную, цивилизацию 200 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриального общества. Дымящие заводские трубы, загазованные городские кварталы, гигантские угольные разрезы-отличительные признаки индустриального общества. По мнению многих специалистов, в 70-е годы XX века на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. Правда, не везде, а лишь в самых развитых странах, скажем в США и Японии. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания. Безлюдные заводские цеха, роботизированные производства, гигантские супермаркеты, космические станции - признаки постиндустриального общества.

В середине XIX века К. Маркс предложил свою типологию обществ. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. Передовая Америка и отсталая Бангладеш-соседи по формациям, если базируются на капиталистическом типе производства. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации: первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем.

Общественно-экономическая формация, согласно марксистской концепции, представляет собой общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, исторически определенного типа общества. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют ее сущность; вместе с тем она охватывает соответствующую надстройку, тип семьи, бьгг и др. История общества выражается через процесс развития сменяющих друг друга в результате социальной революции первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций.

Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее создателем считают видного американского социолога Даниела Белла (р. 1919). Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества. Другие ученые предлагали свои варианты триады, в частности концепции пре- модернистского, модернистского и постмодернистского состояния (С. Крук и С. Лэш 1), доэкономического, экономического и постэкономического обществ (В. Л. Иноземцев ), а также «первой», «второй» и «третьей» волн цивилизации (О. Тоффлер ).

Однако идея постиндустриального общества была сформулирована еще в начале XX века А. Пенти и была введена в научный оборот после Второй мировой войны Д. Рисменом, но широкое признание получила только в начале 70-х годов благодаря фундаментальным работам Р. Арона и Д. Белла . Сегодня известны теории постиндустриального капитализма, постиндустриального социализма, экологического и конвенционального постиндустриализма. Позже постиндустриальное общество назвали также постмодерным. Наряду с названными концепциями в 60-е и 70-е годы возникли представления, согласно которым современное общество можно обозначить как постбуржуазное, посткапиталистическое, пострыночное, посттрадици- онное и постисторическое. Однако эти экзотические понятия не получили в литературе заметного распространения .

В доиндустриальном обществе, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главным институтами. В индустриальном обществе - промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном - теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.

Сделаем выводы: развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первобытной фазы к доиндустриальному, или традиционному, обществу называется неолитической революцией, а от него к индустриальному - промышленной революцией.

  • Crook S„ Pakulsky J„ Waters M. Postmodernisation: change in advanced society.London, 1992; Lash S. Sociology of Postmodernism. New York, 1990; Lash S., Friedman J.Ed. by modernity and identity. Oxford, 1992.
  • Toffler A. The third wave. New York, 1980.
  • 2 Belt D. The coming of post-industrial society: A venture in social forecasting. NewYork, 1973.
  • См.: Иноземцев В.Л. Концепция постэкономического общества // Социологический журнал. 1997. № 4. С. 71-78.

Позволяет диагностировать уровень и зрелость как социума, так и государства. В российской истории можно выделить тоталитарный тип общества ((1923-1953 гг.), авторитарный (1953-1985, 2000-2008), преддемократический (переходный) (1985-1999 гг., 2008-?). Да, сегодня Россия снова стоит на перекрестке и ей предстоит сделать сложный выбор дальнейшего пути.

Тоталитарное общество характеризуется тем, что оно находится под абсолютным контролем государственной власти и государственного аппарата. Авторитарное общество : под полным контролем находится только политическая система (запрет на смену власти). Демократический тип социума : общество контролирует государственный аппарат и представителей власти. Гражданский тип общества – свободная ассоциация граждан, использующих органы государственного управления лишь в тех случаях, когда без них невозможно обойтись и в строго ограниченных пределах. Гражданский тип общества находится в процессе зарождения в странах Скандинавии, США и др.

Политическая модернизация – это движение от тоталитарных, авторитарных обществ к демократическим и гражданским. С точки зрения политического критерия (политический режим), в 30-е – 40-е гг. 20 в. в СССР наблюдался регресс, в 1953-1964 гг. – политический прогресс, который замедлился в годы так называемого "застоя" (1964-1985). Поступательное политическое развитие фиксируется в 1985-1991 гг. Противоречивый политический прогресс наблюдался в 1992-1999 гг.

Характерная черта тоталитарного режима в том, что он убивает естественные человеческие чувства, свободу их проявления, способность к человеческим отношениям и коммуникации. В 1946 году впервые после войны на публике в Колонном зале Дома Союзов появилась Анна Ахматова. И люди встретили ее аплодисментами. Когда об этом доложили Сталину, он спросил: "Кто организовал аплодисменты?". При тоталитарном режиме разрешено только то, что приказано, поэтому винтикам данного строя и в голову не приходит, что аплодисменты могут быть искренними, в порыве чувств.

А как оценить тот факт, что в РФ машине со спецсигналами дается право отступления от правил дорожного движения? Это наследие архаичных, крепостнических порядков, основанных на кастовом и сословном неравенстве. Поэтому мало обеспечить соблюдение закона госструктурами, нужно и законодательство сделать современным, освободить его от остатков средневековья.

Короли – также пережитки феодализма, но в развитых странах это не более чем символы. Король Швеции подвергается штрафу за неправильную парковку, а английская королева не может проехать на автомобиле по полосе, предназначенной для такси и городского транспорта. Закон в Швеции уравнивает в правах чиновников и граждан. Наше законодательство позволяет российской элите вести себя по образцу сословных или тоталитарных обществ.

Политическая эволюция постиндустриального общества, по О. Тоффлеру, включает следующие элементы:

  • принцип меньшинства ("конфигуративное общество" - тысячи меньшинств);
  • полупрямая демократия, отказ от представительной, парламентской демократии – граждане сами выбирают варианты политических решений;
  • децентрализация управления – делегирование части полномочий местным властям и международным, наднациональным организациям.)

Все это может стать реальностью по мере распространения компьютерных сетей.

Многопартийность, свобода действий гражданских, общественных организаций и учет их мнения при выработке решений, подключение рядовых граждан к участию в политике через сеть Интернет – таковы некоторые признаки политической модернизации. Кстати, президент РФ Д. Медведев, открыв в интернете собственный блог , по сути, предложил активным гражданам подключиться к технологии полупрямой демократии. Аналогично поступил и новый президент Башкирии Р. З. Хамитов.

Духовно-культурная типология общества

Духовно-культурная типология обществ , в отличие от технологических и политических, делает упор на национальном своеобразии. Она представлена концепциями Н. Я. Данилевского, П. А. Сорокина, А. Тойнби и других социологов. Кратко изложил их суть: различные общества развиваются по специфическим закономерностям, а у каждой локальной культуры – своя историческая судьба. Разновидностями культурных типологий выступают маятниковые, циклические концепции развития общества, а также интегральные информационные типы в соционике.

Маятниковые, циклические концепции подтверждаются периодами экономического подъема и спада, роста и затухания отдельных обществ (Н. Кондратьев, Н. Данилевский, П. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби). В новейшей отечественной истории цикл прогрессивных реформ 80-х – 90-х гг. 20 в. сменился противоположным стремлением к возврату прошлого, традиционным и даже архаичным ценностям в 2000-2008 гг. Экономический кризис дал толчок циклу новых реформ, направленных на освоение новых технологий. По закону циклической сменяемости, маятник должен качнуться от регресса к полюсу прогресса, от застойной статики к позитивной динамике.

В русле плюралистического подхода находится идея М. Салинса и Е. Сервиса о двух концепциях эволюции: линейной, однонаправленной и многолинейной, разнонаправленной. Представление , согласно которому история человечества целенаправленно стремится к некой финальной точке, оказывается неприемлемым. По их мнению, линейная концепция развития обрекает общество на гибель.

Пока не нашла подтверждения идея о синхронности развития всех критериев социальных изменений, а также гипотеза , согласно которой каждое отдельное общество должно подстраиваться к общему историческому процессу (Sahlins M., Service E. – 1960).

Важность духовно-культурной типологии доказывается опытом развития многих стран. Так, финансово-экономический базис не изменил арабские страны. Огромные доходы от продажи нефти внешне преобразили многие арабские страны. Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты совершили скачок из отсталого Средневековья в технологии начала 21 века. Однако овладение западной технологией не отменило традиционные ценности. Более того, привнесение новых евро-американских технологий вызвало жесткий отпор у части ортодоксальных приверженцев исламского образа жизни. Результатом столкновения этих жизненных ценностей стала серия террористических операций в России, финансируемая из Саудовской Аравии и акт 11 сентября в Нью-Йорке. Участники захвата самолетов были выходцами из Саудовской Аравии, имели высокий уровень образования и материальной обеспеченности. Мотивация их действий – чисто идеологическая.

Социальная типология общества

Социальная типология общества строится на допущении о том, что любое общество состоит из социальных общностей и групп. Тип, ядро или каркас общества определяет доминирующие, господствующие группы.

Кастовое общество представлено замкнутыми, закрытыми группами. Известно кастовое общество в Индии. В некоторых северных штатах современной Индии распространен феномен "убийств чести". Деревенские кастовые советы выступают в роли полиции нравов, предостерегая мужчин и женщин от вступления в брак вне собственной касты или деревни. Это считается преступлением против религии. Случаи убийств за честь семьи или преследований описываются в индийских СМИ довольно часто. В июне 2010 г. полиция арестовала троих подозреваемых в убийстве в Нью-Дели мужчины и женщины из разных каст, а также за убийство женщины, сбежавшей с мужчиной из другой касты. Двое из подозреваемых обвиняются в убийстве собственных сестер. В конце апреля полиция арестовала мать девушки по подозрению в убийстве. Семья Нирупамы Патхак принадлежит к высшей индийской касте (браминам). Когда 22-летняя девушка объявила, что она тайно помолвлена с молодым человеком из более низкой касты, родственники стали давить на нее, обвиняя ее в оскорблении религии.

На этом примере видно, что в бурно развивающейся Индии, даже имеющей элементы постиндустриального общества, сохранились моральные установки времен глубокой древности. В реальности кастовые перегородки рушатся, поскольку у современной молодежи появились возможности для общения с людьми разного социального происхождения. Древние традиции и архаичное сознание вступают в конфликт с современными технологиями и новым социальным бытием.

В России формально нет каст, но есть кастовоподобные группы, и соответствующие пережитки. Например, в Чечне за последние 20 лет зафиксированы множество случаев работорговли и содержания людей в рабстве. В прессе была информация о подпольном кирпичном заводе в Дагестане, куда российские офицеры продавали военнослужащих. А сохраняющийся обычай кровной мести – одна из причин массового насилия и убийств, царящего в некоторых северокавказских республиках. В российских СМИ была информация о цыгане, который убил бросившую его девушку. Причем убийство было совершено под давлением клана родственников. Осужденный на 8 лет преступник не понимал, в чем его вина, ведь он "защищал" свою честь и честь своего рода.

Корни данных преступлений кроются не в отдельных "плохих" нациях, а в низком уровне социально-экономического, духовного и образовательного уровня на отдельных территориях. Социальная жизнь там проходит в больших, многопоколенных семьях в условиях нищеты, бедности, и давления диких обычаев. Пока будет сохраняться квазикастовый и квазирабовладельческий строй общественной жизни, мы будем сталкиваться с подобными преступлениями. Задача государства и общества – поднять данные участки российского социума до уровня современной цивилизации. Судебные репрессии и военное насилие эту проблему не решают. В первую очередь , нужно улучшить социальные условия жизни, ибо не национальный фактор доминирует сегодня, а именно социально-экономический.

Итак, кастовоподобный тип общества – это реальность не только Индии, но и России. В целом кастовое общество соответствует архаичному или традиционному типам, ибо разделение между людьми происходит по этническим и религиозным признакам.

В Китае под видом наркологических центров скрываются исправительные колонии. Заключенных посылают работать на заводах и фермах, плохо кормят и отказывают им в медицинской помощи. Это не что иное как черты рабовладельческой цивилизации.

Простых китайцев раздражает ложь властей, коррупция, информационные запреты, в частности, невозможность свободно пользоваться Интернетом. Помимо Китая, ограничивают своих граждан в праве на информацию Иран, Египет, Саудовская Аравия, Вьетнам, Тунис, Узбекистан. А в Зимбабве журналистская деятельность уголовно наказуема.

Остатки архаичного, патриархального, монархического строя можно обозначить термином "традиционализм", который Ю. Афанасьев определяет как самовоспроизводство на основе сохранения низменности. Если власть вместе с большей частью населения России присоединяется к традиционалистскому полюсу, то образуется мощная реакционная сила. По мысли Ю. Афанасьева, Россия как традиционный тип цивилизации умирает. А продолжение – за обновленным обществом, сменившем вектор развития.

Надо отметить, что кастовая стратификация поддерживается религиозными ритуалами. По Конституции РФ – светское государство. На практике в некоторых регионах фактически узаконено религиозное насилие. Ставка на религию стала одной из причин двух чеченских войн. Сегодня более эффективны технологии, которые развивают внерелигиозную духовность и интеллект .

В сословном типе общества доминируют такие сословия как дворяне, священники. Сословное неравенство строится на основе политического неравноправия. У сословий разный уровень доступа к политической власти и разные политические права .

Сословноподобные группы в РФ существуют в форме хорошо известных кланов. Если раньше речь шла в основном о родственных, земляческих кланах, то за последние десятилетия сформировались политические кланы, которые объединяют людей разных наций и территорий в политически правящем классе (политическая элита).

Сословные пережитки, остатки дворянско-монархических традиций гораздо более широко распространены в РФ, нежели кастовые. Религиозное разделение российских граждан – главный признак функционирования сословного типа общества. Сословное общество соответствует патриархальному (традиционному) или переходному типам. Главное препятствие для преодоления архаичных остатков средневековья – неравноправие в политической жизни.

Классовый тип общества соответствует индустриальному уровню развития. Классовое общество несовместимо с политическим неравноправием. Сословное общество в борьбе с классовым не сдается, что проявляется в неравенстве граждан перед законом. Кроме того, классы различаются уровнем доступа к собственности и доходов. Низкий статус экономически активных групп (предприниматели, малый бизнес), подчиненное по отношению к политической власти положение крупного бизнеса, отсутствие экономической свободы и справедливой конкуренции – все это говорит о незрелости классового типа общества в РФ. А доминирование политической власти над экономической системой и практика вмешательства государства в экономику характерны для предыдущей ступени развития общества – сословной.

В современной России собственность, богатство, доступ к духовным и информационным благам определяется принадлежностью к властным элитным группировкам. В 90-х гг. 20 в. был короткий период, когда крупный бизнес оказывал влияние на власть, но шаткое равновесие бизнеса и власти завершилось в 2000-х гг.

В то же время в России складывается и массовый тип общества. Массовая социальная мобильность, массовая коммуникация и массовая культура стирают социальные перегородки между людьми таким образом, что сходные, общие черты доминируют над отличиями. В свое время социолог Б.Грушин определял массы как ситуативно возникающие социальные общности. Однако массы могут быть и устойчивыми, постоянно функционирующими.

В целом, массовое общество несет на себе признаки глобализации как на региональном, так и на мировом уровне. Расплывчатость понятия "массовое общество" связано, очевидно, с тем, что оно соответствует информационному типу цивилизации, контуры которой не вполне ясны.

В процессе трансформации классового типа общества в массовый, или, по другой терминологии, индустриального общества в постиндустриальное, будет возрастать роль информационного и интеллектуального факторов развития. Обладание информацией все в большей мере будет определять размеры собственности, и объем доходов, доступ к политической власти и к духовным ресурсам.

Системный подход к обществу предполагает комплексный учет всех типологий – экономической, политической, духовной, социальной и информационной (соционической). Многомерный, комплексный подход позволяет выявить слабые звенья в механизме российского социума – в первую очередь , это политика и духовная сфера. Их отставание связано с тем, что они в меньшей степени прямо зависят от прогресса технологий, научных открытий, и в значительной мере стали заложниками субъективизма, вековых стереотипов и мифов, идеологической конъюнктуры. В той мере, в какой научные достижения, в том числе социология и соционика, инновационные технологии будут проникать в сферу политики, идеологии и культуры, эти сферы также могут стать пространством для прогрессивного развития.

Сложность решения данной проблемы в том, что политика и религиозная идеология занимают в современном российском социуме высшие позиции в иерархии подсистем и институтов. А парадокс в том, что слабые, архаичные звенья обладают наивысшим индексом власти и силы. Отсюда и трудности модернизации, и опасности провала России в "третий мир" и оттеснения ее на периферию мировой системы.

Итак, перспективы модернизационного развития России связаны с постиндустриальной экономикой, демократическим обществом, ростом массовых (общечеловеческих, межсоциальных) общностей и социального интеллекта. Знание типологии и эволюции общества – это тот маяк, который поможет выработать стратегию развития нашей страны.

Типологии обществ

Экономическая типология (К.Маркс, Ф.Энгельс) Экономическая типология (А.Сен-Симон, Д.Белл) Политическая типология общества Социальная типология Плюралистические типологии (Духовно-культурная, соционическая)
Первобытное общество Архаичное (примитивное) Кастовое
Рабовладельческое Аграрное Тоталитарное Кастовое
Феодальное Аграрное (традиционное) Тоталитарное Сословное
Капиталистическое Индустриальное Авторитарное Классовое
Посткапиталистичес-кое Постиндустриальное Демократическое Массовое общество

Как видно из авторской схемы (таблицы) соответствия разных типологий, каждому типу общества свойственны вполне определенные личностные, экономические, политические, социальные, духовные, информационные характеристики. Согласно обнаруженной закономерности соответствия разных сфер жизни (политика, экономика, культура, личность , социум, наука), отставание хотя бы одного элемента (сферы, подсистемы) тормозит прогрессивное развитие общества. Так, остатки кастовых, сословных и раннеклассовых обществ, авторитарные и тоталитарные методы управления – такова социально-экономическая и политическая база торможения системной модернизации России.

Исходя из теории уровней, правомерно сделать вывод , что базовыми, с точки зрения методологии, являются интеллектуальные концепции общества. Поэтому на первый план выходит информационная структура общества, соционическая характеристика общества. Практический (материальный) фундамент общества определяется экономическими и социальными типологиями. Низший уровень – политический тип общества, который является концентрированным выражением информационного, интеллектуального, экономического и социальных типологических характеристик. В этом смысле политика – надстроечное образование. Но в низкоразвитых социальных системах не информационно-экономический базис определяет надстройку, а властная и идеологическая надстройка активно формирует (или деформирует) свой базис .

Проведенный анализ показал, что типология общества может быть только комплексной междисциплинарной, но сквозной, интеграционный подход – социологический.

Глобальная революция приводит к схожим изменениям во всех странах и во всех социальных институтах – в этом проявляется конвергенция и тенденция движения к интегративному обществу. Типологические и национально-культурные черты определяют специфические нюансы, детали и своеобразие социальной динамики.

Развитие общества, как показали Г. Спенсер, П. Сорокин, имеет нелинейный характер (боковые ветви под воздействием бифуркации, флуктуаций).

Г. Морган, Б. Поршнев сформулировали закон ускорения истории (характер экспоненты). Если Россия не войдет в группу модернизирующихся государств, ей грозит провальное отставание от передовых держав.

Трансформация общества возможна только как системный процесс. Выявлено, что в РФ необходимо в первую очередь осовременить политику и культуру. Однако это не означает отказа от комплексного подхода. Нам нужно войти в соответствие с мировой тенденцией – снижение роли государства.

Любое общество имеет элементы, примеси других типов и формаций. Однако в России " индекс смешанности" выше, чем в группе лидирующих стран. Очистить российский социум от архаичных примесей – это задача, без решения которой не удастся запустить сам двигатель модернизации.

Краткие итоги

  1. Диагностика социальных и иных типов обществ способствует объяснению закономерностей социального развития, эволюции общества и тем самым становится общим ориентиром в определении перспектив развития современной России.
  2. Типология – это метод научного познания, основанный на группировке социальных объектов (обществ) по их существенным признакам.
  3. Универсальный подход к типологии общества учитывает уровень развития общества.
  4. Типологический (качественный) подход основан на учете культурного и иного своеобразия разных обществ.
  5. Существуют экономическая, политическая, социальная, духовно-культурная, информационная типологии обществ.
  6. Авторами экономической типологии являются К.Маркс, Ф.Энгельс (по доминирующему способу производства) и А.Сен-Симон, Д.Белл (по господствующей отрасли хозяйства).
  7. К.Маркс выделил пять формаций – первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.
  8. В рамках типологии Сен-Симона – Белла общества называются традиционными, индустриальными, постиндустриальными, архаичными. аграрными, информационными.
  9. В зависимости от типа политического режима общества классифицируются на тоталитарные, авторитарные, демократические и гражданские.

Набор для практики

Вопросы

Какие типы обществ вам известны? Раскройте экономическую типологию Сен Симона – Белла. В чем специфика экономической типологии К.Маркса? Опишите типы обществ по политическому критерию. Что представляет собой социальная типология общества? В чем суть духовных(культурных) типологий общества? Как вы понимаете эволюцию общества как целостной системы?

Темы для курсовых работ, рефератов, эссе.

  1. Социальный прогресс и социальный регресс
  2. Простое и сложное общество.
  3. Аграрные общества
  4. Современное общество
  5. Модернизация общества
  6. Социальная динамика общества
  7. Информационная (соционическая) типология общества
  8. Культурно-историческая типология Н.Н.Данилевского
  9. Концепция интегративного общества П.Сорокина

Общество - явление многогранное, обладающее в каждом кон­кретном случае специфическими чертами. Многообразие обществ обусловило появление различных вариантов их классификации. Одним из них является типология обществ, представляющая со­бой их распределение на основании таких критериев, как соци­альные, экономические, исторические, культурные и т.д. Понятие «тип» подразумевает форму, которая составляет основу ряда родственных объектов, являясь образцом для предметов опреде­ленного вида. В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение и т.д.), так и скрытым (степень социальной сплоченности, уро­вень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отли­чающих одни группы обществ от других и объединяющих обще­ства одной и той же группы.

Один из подходов к типологии делит все общества на простые и сложные в зависимости от числа уровней управления и степени социальной дифференциации (расслоения). Простое общество - это общество, в котором составные его части однородны; в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных; структур­ное деление либо отсутствует, либо находится в зачаточном со­стоянии. Таким было первобытное общество на заре человеческой цивилизации. И по сей день в укромных уголках земли существуют племена, находящиеся на первобытнообщинной стадии развития.

В отличие от простого сложное общество - это общество с силь­но развитыми структурными элементами, которые взаимосвяза­ны и взаимозависимы друг от друга. В сложных обществах суще­ствует расслоение людей на богатых и бедных, возникает специ­альный аппарат управления (государство); развитие общества происходит в разных направлениях и более быстрыми темпами. Имущественная дифференциация общества возникла еще в рам­ках первобытнообщинного строя, но формирование подлинно иерархической структуры общества связано с созданием госу­дарства. Первые государства возникли более пяти тысяч лет на­зад - в междуречье Евфрата и Тигра и в Египте. С тех пор многие народы неизбежно вставали на путь создания государства. Если в древние времена сложные общества были исключением в обшей массе простых обществ, то сейчас наоборот, простые общества составляют единичные случаи среди сложных.

Еще один из подходов к типологии обществ выделяет критери­ем их дифференциации наличие письменности. В соответствии с этим различают дописьменные и письменные общества. В дописьменных обществах письменности не было, люди передавали ин­формацию только с помощью речи. В письменных обществах суще­ствовала передача информации с помощью знаков. Сначала это были рисунки, изображающие зверей, птиц, людей, различные предметы. Затем появилась клинопись, которая являлась упроще­нием рисунков. Но подлинным изобретением стало создание зна­кового изображения звуков - алфавита. У разных народов буквы алфавита различны, означают разные звуки. Знания, зафиксиро­ванные на глиняных табличках, восковых досках, бересте, бумаге и т.д., служили многим поколениям людей. Оригинальный вид письменности изобрели американские индейцы. Для передачи информации они использовали веревку с завязанными на ней узелками. Получатель такого письма постепенно развязывал узел­ки, «читая» сообщение. Со временем носители информации все более усложнялись. Появились книги, газеты, радио, телевиде­ние, компьютеры. Но свое значение письменность нисколько не утратила.



Возникновение письменности стало одним из важнейших эта­пов на пути перехода человечества от дикости к цивилизации. Но в истории были и исключения. Так, скифы - народ, живший в Северном Причерноморье в I тысячелетии до нашей эры, - не имели письменности несмотря на высокоразвитую материальную культуру. Некоторые первобытные реликтовые племена и по сей день не имеют письменности.

Существует типология обществ, основанная на выделении спо­соба производства. По этому критерию различают общество соби­рателей и охотников, общество земледельцев, общество скотово­дов, индустриальное общество.

Общество собирателей и охотников существовало в период гос­подства присваивающей экономики в рамках первобытнообщинного строя. Люди брали от природы готовые продукты и полно­стью зависели от ее капризов. Изменение климата, увеличение численности населения, нехватка пищи привели к тому, что люди стали добывать средства к существованию другим путем. На смену собирательству пришло земледелие, а на смену охоте - ското­водство. Произошел переход от присваивающей экономики к про­изводя щей. Земледельческие и скотоводческие общества долгие века существовали по соседству друг с другом. Соседство это не всегда было мирным. Нередко кочевники нападали на оседлые народы. Но, несмотря на разорения, земледельцы восстанавливали свое хозяйство и часто давали отпор кочевникам. История показала, что более жизнеспособным оказалось земледельческое общество, так как большинство народов перешло со временем к оседлому образу жизни. Именно на основе базы, созданной земледельче­скими, в первую очередь европейскими народами, возникает инду­стриальное общество, основанное на промышленном производ­стве. Оно существует всего 300-400 лет, но отличается более вы­сокими, по сравнению с предыдущими обществами, темпами развития.

В науке существует классификация обществ, выделяющая за­крытые и открытые типы. В основе различий между ними лежат уровень контроля над личностью и степень свободы индивида. Для закрытого общества характерна неизменная социальная структу­ра, невосприимчивость к нововведениям, консерватизм, догма­тичная идеология, коллективизм. К такому типу обществ относятся все антидемократические режимы прошлого и настоящего. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, способностью к обновлению, индивидуализмом и демократической идеологией. Подобный тип общества широко распространен в современном мире, в первую очередь в развитых демократический государствах.

В отечественной науке до недавнего времени господствовал формационный подход к типологии обществ, основанный на марк­систско-ленинском учении об общественно-экономических фор­мациях. Общественно-экономическая формация - это историче­ский тип общества, базирующийся на определенном способе произ­водства. Тип производственных отношений, основанный на определенной форме собственности на средства производства, составляет экономический базис общества, который определяет соответствующий тип надстройки с основными ее элементами - государством и правом. Смена одной общественно-экономической формации другой происходит в результате изменения типа произ­водственных отношений, что неизменно влечет за собой преобра­зования в надстройке. В развитии человечества марксистская тео­рия выделяет пять общественно-экономических формаций с со­ответствующими им типами общества - первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунисти­ческую. В первой и пятой государства не существует. Переходным от капитализма к коммунизму выступает социалистическое общество.

С развитием производительных сил (орудий труда) изменяют­ся производственные отношения, общество делится на классы, образуется государство. Происходит переход от первобытнообщинной общественно-экономической формации к рабовладель­ческой. Государство выступает как орудие в руках господствующе­го класса для подавления угнетаемых. Исходя из исторического опыта, теоретики марксизма сделали вывод о том, что некото­рые народы переходили от первобытнообщинной формации к феодальной, минуя рабовладельческую. Формации сменяют друг друга как эволюционным путем (переход к рабовладению и фео­дализму), так и в результате революции (переход к капиталисти­ческому и социалистическому обществу). Социалистическое го­сударство, выражая интересы трудящихся, подавляет сопротив­ление эксплуататоров. С выполнением этой задачи необходимость в принуждении отпадает, а значит, государство становится не­нужным. Происходит переход к бесклассовому обществу, при ко­тором государство отмирает. Формационный подход к типологии обществ основан на реальном развитии исторического процесса в прошлом. Тем не менее практика существования социалистиче­ского общества, в том числе и у нас в стране, не оправдала теоре­тических ожиданий. Не подтвердился и прогноз перехода к бес­классовому коммунистическому обществу.

Наиболее распространенным в современной науке является деление обществ на традиционные, индустриальные и постинду­стриальные. Эту концепцию предложил американский социолог Д. Белл. Критериями данной типологии ученый выделил измене­ния и совершенствование средств производства и знания.

Традиционное (доиндустриалъное) общество отличалось преоб­ладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, тради­ционным способом регулирования общественных отношений. Для него характерны ручной труд, низкие темпы развития производ­ства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Традиционное общество маловосприимчи­во к нововведениям. Поведение людей в таком обществе регла­ментируется обычаями и традициями, основанными на религии. Отсчет истории традиционных обществ можно начать с возник­новения человечества. Такие общества существовали в период ра­бовладения и феодализма. И только с появлением буржуазных от­ношений формируется индустриальное общество.

Индустриальное общество - это сложное общество, основан­ное на промышленном производстве. В нем человек наделен большими, чем в доиндустриальном обществе, возможностями самореализации. Человеку дается весь набор прав и свобод, и только от него зависит, как ими воспользоваться. В индустриальном об­ществе производство развивается на основе механизации и авто­матизации, создание разного рода товаров приобретает массовый характер. Растет население городов (урбанизация), увеличивается число людей, занятых в промышленности, возрастают требова­ния к образованию и квалификации работников. Ускоряется раз­витие средств массовой коммуникации.

В постиндустриальном (информационном) обществе добывание и переработка продуктов природы уступает свое приоритетное зна­чение производству и переработке информации, удельный вес производства товаров в экономике снижается, увеличивается доля сферы услуг. Товаропроизводящая экономика трансформируется в обслуживающую. В результате меняется структура общества. На смену классовому делению приходит профессиональное. Положе­ние человека в обществе, уровень его доходов напрямую зависит от образования и уровня знаний.

С изменением характера экономических связей меняется и со­циальная структура общества. Если в доиндустриальном обществе основную группу населения составляли крестьяне, в индустри­альном - рабочие, то в постиндустриальном - служащие, управ­ленцы, менеджеры. На смену авторитарному руководству в доин­дустриальном обществе и представительной демократии в инду­стриальном идет непосредственная демократия и самоуправление в постиндустриальном обществе. Увеличивается свобода личности в выборе приоритетных направлений ее развития.

Помимо рассмотренных существуют и другие подходы к типо­логии обществ. Все они, как видно, различаются критериями, которые положены в основу данной конкретной классификации. Вопрос типологии обществ нуждается в дальнейшей разработке. Более целесообразным представляется использование различных подходов при условии выделения из них всего рационального и недопущения их противопоставления. Позитивные стороны каж­дого из них, взятые в единстве, позволят глубже уяснить тип того или иного общества.

Вопросы и задания

1. Что такое типология? Каковы параметры выделения тех или иных типов общества?

2. Какие подходы к типологии обществ вы знаете?

3. В чем состоит отличие простого общества от сложного?

4. Определите значение письменности для развития общества.

5. Приведите исторические примеры, иллюстрирующие типологию обществ по способу производства.

6. В чем различия обществ закрытого и открытого типов?

7. В чем состоят особенности формационного подхода к типологии обществ?

8. Дайте развернутую характеристику концепции Д. Белла. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие каждый из типов обществ.

9. Заполните таблицу.

В процессе развития социологического знания сложилось множество подходов к классификации обществ. Классификации основаны на выделении основных параметров. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии.

В последующие века исследователи делили общества на открытые и закрытые, на первобытные и современные, на варварские и цивилизованные и т.д. Рассмотрим два основных современных подхода к типологизации общества: формационный и цивилизационный.

Формационный подход был разработан выдающимся немецким ученым Карлом Марксом (1818-1883) в середине XIX в. Общественно-экономическая формация (строй) - исторически определенная ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией.

По мнению К. Маркса, господствующий в обществе способ производства и форма собственности обуславливают формирование соответствующих сфер общества: политической, социальной, духовной. Маркс считал, что общество в своем развитии проходит пять общественно-экономических формаций:

  • 1) первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно- присваивающим способом производства;
  • 2) рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей - рабов и продукты их труда;
  • 3) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;
  • 4) капиталистическое (буржуазное) общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда;
  • 5) коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.

Одним из существенных недостатков формационного подхода многие исследователи считают чрезмерное преувеличение роли экономических факторов развитии общества и преуменьшение роли других сфер жизнедеятельности.

Цивилизационный подход к типологизации общества был предложен в сер. ХХ в. американским социологом Даниелем Беллом (1919-2011).

Понятие цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный) многогранно, но чаще всего его рассматривают:

  • 1) в общефилософском значении, как социальную форму движения материи, которая обеспечивает её стабильность и способность к саморазвитию путем саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства);
  • 2) в историко-философском значении, как единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли);
  • 3) как стадию всемирного исторического процесса, связанную с достижением определенного уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания);
  • 4) как локализованное во времени и пространстве общество.

Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам определенных циклов.

Д. Белл делил историю развития общества на три основные стадии:

  • - доиндустриальную (аграрная или традиционная);
  • - индустриальную;
  • - постиндустриальную (информационная).

Схема - Цивилизационные стадии развития общества

Каждая из этих стадий соответствует определенному типу цивилизации.

Доиндустриальная (аграрная или традиционная) цивилизация - это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях. Для него характерны следующие основные признаки:

  • - основной способ производства - земледелие и скотоводство (на ранних стадиях - собирательство и охота);
  • - натуральный способ ведения хозяйства (все, что производится - в основном идет на удовлетворение собственных потребностей);
  • - в производстве материальных и духовных благ в основном используется физическая сила человека и домашних животных;
  • - преимущественно сельский образ жизни (подавляющее большинство населения живет вне города);
  • - низкий уровень социальной и географической мобильности;
  • - система образования в основном носит характер семейного воспитания и обучения традиционным видам деятельности.

Поэтому доиндустриальный тип общества называют также традиционным. Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Социальные преобразования в таком обществе невозможны. Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства. Для современности характерно снижение количества традиционных обществ, однако они по-прежнему сохраняются в Африке, центральной части Австралии, индейских резервациях.

Термин «индустриальное общество» впервые ввел французский философ, известный социальный реформатор, основатель школы утопического социализма Анри Сен-Симон (1760-1825). Свою дальнейшую разработку это понятие получило в работах Р. Арона, У. Ростоу, О. Тоффлера и др. исследователей. В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация доиндустриального общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:

  • - машинный способ производства;
  • - производство носит рыночный характер, т.е. большая часть произведенного продукта предназначена для продажи;
  • - преимущественно городской образ жизни (большая часть населения живет в городах);
  • - высокий уровень социальной и географической мобильности;
  • - сравнительно высокий общий уровень образования и профессиональной подготовки населения;
  • - рост городского населения и одновременно уменьшение количества сельских жителей;
  • - возникновение крупных промышленных центров (мегаполисов);увеличение числа людей, занятых в промышленном производстве (рабочих, техников, инженеров и пр.).

В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества. Эта теория разрабатывалась такими исследователями, как Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас.

Основой трансформации индустриального общества и превращения его в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного общества являются:

  • - автоматизация и компьютеризация большинства процессов в промышленном производстве и сфере услуг;
  • - внедрение автоматических систем управления во многие сферы жизнедеятельности людей;
  • - главный продукт производства и продажи - информационные технологии;
  • - сокращение количества людей, занятых в промышленности рост числа работников, занятых в науке, информации и сфере услуг;
  • - наряду с ростом городского населения растет число людей, имеющих благоустроенное жилье (коттедж) в сельской местности;
  • - выравнивание городского и сельского уровней жизни.

В обществе существуют различные подходы к оценке феномена информационного общества. Так, Р.Ф. Абдеев пишет, что следствием информационной революции и становлением информационного общества становится развитие наукоемких производств с минимальным использованием сырья и энергии.

В информационном обществе жизнью правят интеллект, знания, высокоорганизованный труд, отсутствует безработица и нет национальных проблем, народ доволен жизнью.

Однако существуют и определенные опасения, связанные с наступлением эры информационного общества. Негативной стороной постиндустриального общества является опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

С другой стороны существует опасность формирования двухклассового общества: тех, кто владеет информацией и тех, кто не будет иметь доступ к ней в силу различных причин.

Российский исследователь Ю.В. Яковец, основываясь на работах Даниела Белла и Элвина Тоффлера, сформулировал концепцию мировых цивилизаций как определённой ступени «в историческом ритме динамики и генетики общества как целостной системы, в которой взаимно переплетены, дополняя друг друга, материальное и духовное воспроизводство, экономика и политика, социальные отношения и культура».

История человечества в его трактовке представлена как ритмичная смена цивилизационных циклов, продолжительность которых неумолимо сокращается.

Таблица 1. Развертывание цивилизации во времени

Глобальная цивилизация

Мировые цивилизации

Поколения локальных цивилизаций

Локальные цивилизации

Первый исторический суперцикл (VIII тыс. до н. э. - I-е тыс. н. э.)

Неолитическая (VIII - IV тыс. до н. э.) Раннеклассовая (кон. IV - нач. I тыс. до н. э.)

1-е поколение (кон. IV - нач. I тыс. до н. э.)

Древнеегипетская, шумерская, ассирийская, вавилонская, эллинская, минойская, индийская, китайская

Античная (VIII в. до н. э. - V в. н. э.)

2-е поколение (VIII в. до н. э. - V в. н. э.)

Греко-римская, персидская, финикийская, индийская, китайская, японская, древнеамериканская

Второй исторический суперцикл (VI - XX вв.)

Средневековая (VI - XIV вв.)

3-е поколение (VI - XIV вв.)

Византийская, восточноевропейская, восточнославянская, китайская, индийская, японская

Раннеиндустриальная (XV - сер. XVIII в.) Индустриальная (сер. XVIII - XX в.)

4-е поколение (XV - XX вв.)

Западная, евразийская, буддийская, мусульманская, китайская, индийская, японская

Третий исторический суперцикл (XXI - XXIII вв.) (прогноз)

Постиндустриальная (XXI - нач. XXIII в.) (прогноз)

5-е поколение (XXI - нач. XXIII в.) (прогноз)

Западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, океаническая, русская, китайская, индийская, японская, мусульманская, буддийская, африканская

В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами. В рамках этой теории разными исследователями выделяются различные цивилизации, однако для всех характерно выделение Египетской, Китайской, Вавилонской, Европейской, Российской, Мусульманской, Греческой и других цивилизаций. Любая цивилизация является уникальной. Уникальность каждой цивилизации обуславливается не только материальной базой и способом производства, но и соответствующей им культурой. Культура в данном случае определяется совокупностью определенного мировоззрения, образом жизни населения и моралью народа.

Понятие общество.

Типология общества.

Основные теоретические подходы к обществу.

Понятие общество

Существует множество определений понятия «общества». При всей теснейшей взаимосвязи таких важнейших и широко употребляемых понятий, как «общество», «страна» и «государство», их необходимо строго разграничивать. «Страна» – это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику части нашей планеты, определенной границами независимого государства. «Государство» – понятие, отражающее главное в политической системе страны и поэтому выступающее в качестве важнейшей категории прежде всего политологии. «Общество» – понятие, непосредственно характеризующее социальную организацию страны и поэтому занимающее центральное место в системе категорий социологии.

Первое значение слова «общество» – социально-исторический (социоисторический) организм.

Социоисторический организм есть отдельное конкретное общество, которое представляет собой относительно самостоятельную единицу исторического развития. Каждый социоисторический организм локализован во времени и пространстве. Он занимает определенную территорию. Он обязательно когда-то возник, а многие родившиеся в свое время социоисторические организмы давно уже исчезли, ушли с исторической сцены.

Второе значение слова «общество» – система социально-исторических организмов

Говоря об обществе, нередко имеют в виду не один социально-исторический организм, а целую группу, целую пространственно ограниченную систему социоисторических организмов (социорную систему). Говорят ведь не только об английском, французском, польском обществах, но и об обществе Западной Европы, обществе Ближнего Востока и т.п. И такие региональные системы социоисторических организмов тоже являются объектами изучения историков.

Третье значение слова «общество» – человеческое общество в целом

Третье значение термина «общество» – все существовавшие и существующие социально-исторические организмы вместе взятые. Для передачи данного смысла этого слова обычно употребляется словосочетание «человеческое общество в целом», а иногда и слово «человечество». Но последнее имеет и несколько других значений. Под «человечеством» могут понимать всю совокупность людей без учета их принадлежности к тем или иным сферам, а иногда и просто биологический вид. Человеческое общество в целом тоже является объектом изучения исторической науки. Историки пишут работы, посвященные не только историям отдельных социоисторических организмов и их систем, но и всемирной, или мировой истории. По отношению к человеческому обществу в целом отдельные социоисторические организмы и их системы выступают как его части.

Четвертое значение слова «общество» – общество вообще

Четвертое значение термина «общество» – общество вообще, безотносительно к каким-либо конкретным формам его существования. Общество в таком смысле данного слова не является и не может являться объектом исторического исследования, ибо оно как таковое, как самостоятельное явление не существует. Это, отнюдь, не значит, что общество вообще совсем не имеет бытия. Оно, безусловно, существует в исторической реальности, но существует не самостоятельно, не само по себе, а лишь как то объективное общее, что присуще всем без исключения социально-историческим организмам.

Пятое значение слова «общество» – общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)

Когда под обществом понимается общество вообще определенного типа, то к слову «общество» добавляют прилагательное, обозначающее его тип. Примерами могут послужить словосочетания: «первобытное общество», «феодальное общество», «капиталистическое общество», «традиционное общество», «индустриальное общество», «постиндустриальное общество» и т.п. Каждое из таких словосочетаний обозначает тип общества, выделенный по тому или иному признаку или по совокупности тех или иных признаков.

Существует множество классификаций определения «общество».

Так выделяют два подхода: «социальный номинализм» и «социальный реализм».

Социальный номинализм рассматривает общество как совокупность взаимодействующих индивидов, поэтому изучение общества начинается с индивида. Представитель – М.Вебер.

Социальный реализм рассматривает общество как автономную и независимую от индивида реальность, поэтому при изучении общества индивид не рассматривается.

Представитель – Э. Дюркгейм.

Можно выделить следующие парадигмы в понимании общества.

Макросоциологическая парадигма: общество как специфическая социальная реальность. (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Т. Парсонс).

Микросоциологическая (атомистическая): общество через индивида, как продукт социального взаимодействия. (М. Вебер, Г. Зиммель). Попытки соединить.

Ю.Г. Волков и И.В. Мостовая выделили три теоретические модели: 1. «люди», 2. «отношения», 3. «культура».

1 – общества как система (согласованно действующих людей), структурированной (разделенной на социальные группы) в соответствии с набором функций, необходимых для поддержания ее целостности.

2 – отношения, связи, взаимодействия между людьми (экономические, политические, конфликтные).

3 – «культурологический» взгляд на общество культура как система взаимосвязанных и воплощенных смыслов, искусственная реальность, «символическое пространство социальной жизни».

Общество – это объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью (самопричислением) его членов. От других социальных образований – групп, общностей, организаций – общество отличается длительностью существования и самодостаточностью, т.е. обладает всеми необходимыми ресурсами для своего воспроизводства и нормального развития.

2. Типология общества

Типология общества зависит от критериев.

Г. Спенсер: военное, индустриальное. Э. Дюркгейм: механические и органические.

I. Дж.Ленски и Г.Ленски. Критерий: характерный способ получения средств к существованию.

Типы общества:

1) общества, живущие охотой и собирательством

2) садоводческие

3) аграрные

4) индустриальные (промышленные).

крупных коммерческих компаний, союзов, университетов, больниц и правительств.

II. К. Маркс. Критерий: способ производства материальных благ. Пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

III. Критерий: уровень управления и степень социальной дифференциации .

Простое – составные части однородны, нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться. (первобытные племена).

Сложное – с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обуславливает необходимость их координации.

IV. К. Поппер. Критерий: отношения социального контроля и свободы индивида.

Закрытое общество – статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к новвоведениям, традиционализм. Догматичная авторитарная идеология, коллективизм. Спарта, Пруссия, царская Россия, СССР времен Сталина, нацистская Германия.

Открытое общество – динамичная социальная структура, высокая мобильность, способность к инновациям, критицизм, индивидуализм, демократическая плюралистическая идеология. Древние Афины, современные западные демократии.

V. Д. Белл, У. Ростоу, Р. Арон.

Критерий: изменение технологического базиса

Традиционное (доиндустриальное) общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество

1. аграрный уклад, преобладание натурального хозяйства. Добыча продуктов природы. Ручной труд, крайне низкие темпы развития производства.

2. сословная иерархия, малоподвижные структуры, маловосприимчиво к нововведениям.

3. поведение регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Они считаются незыблемыми. Подавляется любое проявление свободы личности.

1. основанный на промышленности способ хозяйствования. Переработка продуктов природы. Развитое разделение труда, массовое производство товаров, машинизация и автоматизация производства.

2. гибкие, динамичные, модифицирующиеся структуры. Массовый класс – рабочие.

3. способ социальной регуляции основан на сочетании свободы личности и интересов общества. Развитие СМК, урбанизация и т.д.

1. приобретение и переработка информации. Преобладание сферы услуг.

2. меняется структура занятости. Массовый класс – служащие 50% – в сфере информации, по 25% – в сфере материального производства и в производстве услуг. Значение классовой дифференциации ослабевает.

3. вместо представительной демократии идет непосредственная демократия

3. Основные теоретические подходы к обществу

I. Системный анализ

При анализе общества используется системный анализ: общество и его элементы рассматриваются как система. Системный подход, рассматривающий общество как тип социальной системы, формируется в социологии под влиянием общей теории систем, родоначальниками которой были А.А. Богданов и Людвиг фон Берталанфи. Однако основные принципы системности встречаются в трудах Платона, Аристотеля, Спинозы, Канта, Шеллинга, Гегеля, Маркса. Представление о системе можно найти и в работах социологов XIX-начала XX века – О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, П. Сорокина. Необходимо заметить, что системный подход является одним из направлений социологического реализма.

Исходным пунктом всякого системного исследования является представление о целостности изучаемой системы. Система может быть понята только как нечто противостоящее своей среде. Она всегда «качественно определена, выделена относительно своей среды, способна быть автономной, отлична от других явлений».

Любая система обладает следующими системными признаками:

1) целостностью;

2) структурностью;

3) взаимозависимостью системы и среды;

4) иерархичностью;

5) функциональным характером;

6) интеграцией.

Концепция общества Т. Парсонса

Общество – это «тип социальной системы (среди всего универсума социальных систем), которая как система достигает по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности». Самодостаточность Парсонс объясняет как функцию от сбалансированной комбинации механизмов контроля над отношениями общества со средой и от степени его внутренней интеграции. Она состоит в способности общества институционализировать какие-то элементы культуры, которые задаются извне – системой культуры; предоставить широкий спектр ролей индивидам, а также контролировать экономический комплекс и территорию.

В каждой системе Парсонс выделяет четыре главных функции: адаптация, достижение цели, интеграция, сохранение существующего порядка (латентная функция). Таким образом, система должна приспосабливаться к среде, достигать цели, обладать внутренним единством и уметь сохранять это состояние, воспроизводить структуру и снимать напряжение в системе.

Благодаря выделению этих четырех функций, оказалось возможным анализировать системы любого уровня в терминах функциональных подсистем. Так, на самом высоком уровне выделяется так называемая система человеческого действия – самоорганизующаяся система, специфика которой в отличие от системы физического или биологического действия, выражается в наличии, во-первых, символичности (язык, ценности и т.п.), а, во-вторых, нормативности, и, наконец, в иррациональности и независимости от условий среды. В этой системе человеческого действия Парсонс выделяет четыре подсистемы: организм – подсистема, обеспечивающая функцию адаптации и дающая системе физические и энергетические ресурсы для взаимодействия со средой; личность, обеспечивающая целедостижение; социальная система, которая отвечает за интеграцию действий множества индивидов; культурная система (по существу, под этим термином надо иметь в виду этническую систему), которая содержит ценности, верования, знания и т.п.

На уровне социальной системы Парсонс, в свою очередь, выделяет тоже четыре подсистемы, каждая из которых выполняет одну из четырех главных функций: экономическую, призванную обеспечивать адаптацию системы к среде, политическую, назначение которой в достижении цели, социетальное сообщество (единый коллектив, подчиняющийся определенному принятому нормативному порядку), которое обеспечивает внутреннее единство, и систему поддержания институциональных культурных (этнических) образцов (то есть не вся культура принадлежит социальной системе), которая отвечает за легитимизацию нормативного порядка и сохранение состояния единства.

Таким образом, каждая подсистема специализируется на выполнении какой-то функции, и результаты ее деятельности могут быть использованы другой, более широкой системой – по принципу матрешки. Причем каждая подсистема зависит от других подсистем; они обмениваются результатами своей деятельности.

Системный метод в анализе общества позволяет изучать общество в виде стабильной социальной структуры, в которой человек руководствуется жестко заданным образцом поведения, который установлен коллективом.

II. Функциональный анализ

Общество рассматривается через призму функций, которые выполняют его элементы. Основы функционализма заложил английский философ и социолог XIX в. Г. Спенсер. Он был представителем «органической школы в социологии», где общество рассматривается по аналогии с живым организмам. Недостатки данного подхода пытались преодолеть американские функционалисты XX в. В частности, Р. Мертон ввел следующие уточнения в «органическую» модель общества:

1) ввел понятие дисфункция;

2) ввел различие между «явными» и «скрытыми» функциями.

Таким образом, структурный функционализм, рассматривая общество, делает акцент на том, что любая система стремится к равновесию, поскольку ей присуще согласие элементов; она всегда воздействует на отклонения так, чтобы скорректировать их и вернуться в равновесное состояние. Любые дисфункции преодолеваются системой, а каждый элемент вкладывает нечто в поддержание ее устойчивости.

Недостатки

1) общество рассматривается вне динамики и развития;

2) акцент делается на функциональную взаимосвязь частей, обеспечивающую стабильность системы. Как следствие – невозможно объяснить конфликты в обществе.

III. Социальный детерминизм

Общество рассматривается через влияние отдельных подсистем на другие подсистемы и общество в целом. Подчеркивается наличие в обществе причинно-следственных связей. В зависимости от того, какая подсистема называется в качестве главной выделяют виды социального детерминизма.

Например: Экономический детерминизм. Главным элементом в обществе считается экономическая подсистема. Яркий представитель – марксизм.

Контрольные вопросы для самопроверки знаний студента:

1. Что такое «системное качество»?

2. Почему Г. Спенсер назвал свою теорию общества «органической»?

3. Почему в социологии отсутствует универсальное определение общества?

4. Какие явления в обществе можно назвать дисфункциональными?

5. Что обеспечивает равновесие социальной системы с точки зрения Т. Парсонса?