Нужно ли помогать людям. Кому, когда и зачем? Почему я перестала помогать людям и вам советую


Нужно ли помогать людям. Кому, когда и зачем?

Раньше мне казалось, что помощь надо оказывать всем и всегда, буквально обращать людей в счастье. И я очень расстраивалась, когда мои гениальные умные советы и статьи оказывались невостребованными и не применялись в жизни.

В особо тяжелые периоды я принималась ненавидеть неблагодарных людей, не понимающих, какой дар и свет я им несу. Я зарекалась что-либо делать для других. Но от этой ненависти не рождалось ничего хорошего. Со временем меня отпускало, и я снова начинала писать. Иногда я получала слова благодарности, мне приходили теплые отзывы, и это на какой-то период давало мне успокоение. Но меня все время волновал вопрос — почему люди не берут помощь, которая так щедро и бесплатно раздается? Казалось бы, ешь - не хочу, чего же ты не ешь, а? Для тебя же, сволочь, стараюсь. Чтобы ты был счастлив и успешен.

А потом я все поняла.

Пять лет назад я участвовала в семинаре, на котором была предусмотрена возможность получить ответы на волнующие вопросы. Для этого мне надо было заполнить анкету и отправить ее мастеру. Мне обещали ответить и дать рекомендации для жизни.

Заполнила я анкету и стала ждать. Ждала-ждала, а ответа все не было. Меня обуревал гнев и негодование — как это меня так обманули. Я поделилась своими соображениями с человеком, который много раз был на семинаре этого мастера. И он мне сказал: «Маша, в твоем голосе нет запроса о помощи» . Я удивилась: «Как это нет?». А он мне ответил что-то вроде: «Ты сама и есть свой вопрос. Тебе надо быть в состоянии вопроса, а не получения ответа».

Я не сразу поняла, что это значит. Но если это услышал человек, который просто присутствовал на семинарах, то мастер уж наверняка все понял. Повозмущавшись еще немного, я приняла это как правду. Что-то внутри подсказывало, что так оно и есть. А еще через какое-то время мне реально стало очень тяжело, и в тот момент я поняла, что такое — истинный запрос о помощи. Я написала мастеру, задала свой вопрос и он мне ответил.

Из той ситуации я вышла с пониманием: пока человек не готов услышать ответ, пока он не жаждет помощи, он никогда ее не сможет взять полной мерой. Любая помощь будет как еда в переполненный желудок. Что-то, может, и войдет, но, в принципе, нужно быть готовым, что человека стошнит.

Хочу рассказать вам две притчи.

Первая - про собаку на гвозде:
Однажды человек шел мимо одного дома и увидел старушку в кресле-качалке, рядом с ней качался в кресле старичок, читающий газету, а между ними на крыльце лежала собака и скулила, как будто бы от боли.

Проходя мимо человек про себя удивился, почему же скулит собака. На следующий день он снова шел мимо этого дома. Он увидел престарелую пару в креслах-качалках и собаку, лежащую между ними и издающую тот же жалобный звук.

Озадаченный человек пообещал себе, что, если и завтра собака будет скулить, он спросит о ней у престарелой пары. На третий день на свою беду он увидел ту же сцену: старушка качалась в кресле, старичок читал газету, а собака на своем месте жалобно скулила. Он больше не мог этого выдержать.
— Извините, мэм, — обратился он к старушке, — что случилось с вашей собакой?
— С ней? — переспросила она. — Она лежит на гвозде.
Смущенный ее ответом человек спросил:
— Если она лежит на гвозде и ей больно, почему она просто не встанет?
Старушка улыбнулась и сказала приветливым, ласковым голосом:
— Значит, голубчик, ей больно настолько, чтобы скулить, но не настолько, чтобы сдвинуться с места.

Вторая притча про учителя и ученика, который пришел за советом, как ему познать мудрость жизни. В ответ на этот вопрос учитель взял ученика и опустил его голову в ведро с водой. Держал его там, пока ученик не стал вырываться. Когда ученик спросил, что это было, учитель произнес: «Как сильно ты хотел воздуха, когда был там?» Ученик ответил, что очень хотел и это было единственное, о чем он мог думать. И учитель сказал: «Когда ты захочешь познать мудрость жизни так же, как и сейчас воздуха, ты ее познаешь».

Я открыла для себя несколько истин.
Очень часто людям не нужна помощь. Им больно, чтобы скулить об этом, но не настолько, чтобы что-то делать.
1. Они серфят Интернет на предмет советов и идей, поглощают тонны информации каждый день, потребляют все подряд: от розовых цитат до философских размышлений на тему счастья и жизни.

Но у них нет нужды НА САМОМ ДЕЛЕ решить свою проблему. Да, какие-то проблемы, в общем-то, есть. Но они оказываются терпимыми. То есть не настолько усложняют жизнь, чтобы встать с гвоздя и думать только о том, как найти решение. Не говоря уже о том, что самые действенные советы может оказаться очень неприятно выполнять. Например, взять ответственность за свою жизнь только на себя и перестать спихивать вину на окружающих. Зачем же так сложно, лучше я найду что-то полегче. Например, как поднять женскую энергию шоппингом. Просто, эффективно, радостно. Думать о жизни, делать какие-то упражнения — это не годится… Надо чтобы быстро и ненапряжно. Лучше обезболить, чем оперировать. Лучше прилепить пластырь, чем сделать промывание.

2. Помогая насильно, вы лишаете людей самостоятельности, выбора, мешаете взять ответственность за свою жизнь.

Каждый должен сделать помощь своим личным выбором.
Есть такие люди, которые постоянно намекают на то, что им нужна помощь . При этом сами ничего не готовы для себя делать. Если у тебя есть внутренняя потребность помогать, ты бросаешься на выручку. Но поскольку от тебя нужна не помощь, а лишь внимание, то тут начинается всякое: «Что ты лезешь в мою жизнь, я тебя ни о чем не просил, я сделал так, как ты сказал, и смотри, как все теперь ужасно, это все ты виноват…»

Такие люди не умеют быть взрослыми. Они не умеют просить помощи. Им кажется, что это ниже их достоинства. Поэтому они все сделают так, чтобы другие стали эту помощь предлагать. Потому что в этом случае можно спокойно отказываться, отбрыкиваться, делать высокомерное лицо и говорить, что вы все сами за меня тут решили, а мне этого совсем не надо было. И вообще я ничего не просил.

Позиция жертвы обстоятельств и несмышленыша очень коварная. И очень манипулятивная. В ней много силы и власти. Намного больше, чем кажется на первый взгляд.

Для иллюстрации принципа невмешательства снова вспомнила о притче. Она о человеке, который хотел помочь бабочке выбраться из своего кокона. Он видел, как трудно ей из него выбираться и поэтому вскрыл его ножом. Но когда бабочка оказалась на свету, то ее крылья не были способными летать. Они бы стали такими, если бы она смогла самостоятельно пробраться через кокон и окрепнуть, прилагая усилия. А так она осталась с недоразвитыми крыльями и больше не летала. Люди развиваются через преодоление, поэтому создавать им комфортные условия — значит делать их слабее. Если им нужна помощь, пусть учатся ее просить. Нет ничего благородного в том, чтобы быть выше просьб о помощи. Это какая-то нарциссическая конструкция, и она точно не должна быть чем-то очень возвышенным и святым.

3. Люди получают намного больше пользы, не решая свои проблемы.

Это называется вторичная выгода.
В какой бы тяжелой ситуации человек ни находился, если он ничего не делает, чтобы оттуда выбраться, значит, у него есть какая-то вторичная выгода: не расти, не изменяться, получать бонусы, оставаться инфантильным и т. д.

Есть сотни историй про больных людей, которые не выздоравливают только потому, что, став здоровыми, перестанут получать внимание. Вплоть до того, что семьи сохраняются исключительно до тех пор, пока кто-то болеет. Ведь нельзя бросить больного человека. А больной и рад стараться — болеть. Приходишь к такому человеку с искренним мотивом помочь выздороветь и получаешь в ответ саботаж и агрессию.

Ему не надо лечиться. Ему надо оставаться больным.

4. У каждого человека свой путь, своя карма, каждый получает ровно столько, сколько заработал своими действиями.

Когда я желаю кому-то помощи, то думаю, что она им нужна для облегчения их состояния. Но откуда мне знать всю его задачу по судьбе? Как я могу решать за Бога (вселенную, душу), что именно это необходимо для того или иного человека. У каждого свой путь. И я знаю, что многие из моих выводов и мудростей (если можно так это назвать) пришли ко мне только потому, что я сидела в своих печалях до тех пор, пока со всем сама не разобралась. А разобраться появились силы только тогда, когда насиделась. Это еще называется «оттолкнуться от дна». Выздоровление начинается, когда совсем невмоготу. А не тогда, когда вроде как ОК.

5. У каждого человека свои неврозы, ценности и взгляды.

Если ведической женщине начнет помогать специалист по успеху, то будет конфликт. Хотя каждый из них уверен, что их путь верный и правильный. Поэтому перед тем как предложить помощь, хорошо бы понять, а не будет ли она конфликтовать с тем, что уже есть.

Принять, что видение жизни у другого человека может очень сильно отличаться от вашего.
Все эти истины справедливы для подавляющего большинства людей. И я такая же. Есть вопросы, которые вопят о решении, тогда я отдаю этому свое внимание полностью. А есть вопросы, которые висят в фоновом режиме.
Конечно, хорошо бы, чтобы они как-то решились, но в целом сильно напрягаться для их решения я не буду.

Сегодня я рада, что на том семинаре мастер не подыграл мне в моей манипулятивной игре «сделайте мне хорошо, а я как бы не при делах».

Нет ничего зазорного в том, чтобы просить помощь. Если мне она нужна, я обращаюсь за ней. Поначалу это было не просто. Но теперь мне намного комфортнее говорить прямо, что надо. Этого же я жду и от других.
Поэтому я для себя решила, что помогать буду, только если меня об этом попросят. И не полунамеками, говоря: в надежде, что я сама брошусь выяснять, что да как, а конкретно: «» и т. д.
Свои потребности надо учиться осознавать, а просьбы — уметь озвучивать.
Я больше не додумываю и не пытаюсь догадаться. Я спрашиваю: - и не играю в игру «Угадай, на что я обиделась».

Но изучение вопроса помощи одной только этой стороной для меня не закончилось.
Потому что, раз есть те, кому помогают, значит, есть те, кто помогает. И от них в этой ситуации зависит не меньше, чем от просящих. Когда я «оказываю помощь», я исхожу из предположения, что другому человеку ДЕЙСТВИТЕЛЬНО необходима моя помощь. А самое главное, думаю, что я знаю, ЧТО ему нужно.

Но ведь это далеко не так.

Недавно один добрый человек хотел мне «помочь», пытаясь сделать меня лучше. Но для меня это было не помощью, а наездом. Поэтому я ответила, что сама решу, хочу ли я быть лучше или нет. Помощь, даже проистекающая из самых благих побуждений, может быть иллюзией. А иногда и банальным насилием.

Какие мотивы движут «помогающими»? Далеко не всегда чистые и светлые.

1. Допустим, помогающий искренне верит, что знает, как будет лучше для другого.
Иногда это верно, а иногда и нет. Прежде чем предлагать что-то лучшее, хорошо бы узнать, готов ли другой к этому лучшему? Часто не готов. Почему? См. первые пять пунктов.

2. Помогающий пытается самоутвердиться за счет другого, удовлетворить свои потребности.
Такая помощь особенно болезненная. Она идет либо через критику, завернутую в обертку заботы: , либо через пассивную агрессию:, либо преследует корыстные интересы: «Ты ужасно готовишь. Говорю тебе это, чтобы ты одумалась и стала лучшей хозяйкой», либо через пассивную агрессию:«Что-то ты плохо выглядишь. Давай я дам тебе номер своего косметолога?», либо преследует корыстные интересы: «Я хочу помочь тебе раскрыть свою женственность, поэтому ты должна со мной переспать».

3. Помогающий хочет поднять собственную значимость для себя и для других.
Такие люди ощущают себя очень-очень благородными, несущими свет, знания и радость другим. Когда они «помогают», они чувствуют себя святыми, реализующими великую миссию. У них плюсуется самомнение, начинает ярче светиться нимб. Ведь это очень важно и красиво — просвещать несведущих, делать слепых зрячими и инвалидов здоровыми.

К сожалению, такое часто случается с представителями помогающих профессий — тренерами, коучами, психологами. Они застревают в своей профессиональной идентичности. Они чувствуют себя живыми, только пока помогают. В своих постах в соцсетях они постоянно твердят о том, как счастливы жить и помогать людям, что их работа самая лучшая, что нет большей радости, чем проснуться с утра и придумать очередную программу, чтобы привести темное человечество к светлому будущему.

Поначалу это круто. Это бодрит и делает тебя таким клааасненькииим, а мир — ярким и улыбающимся. Плюс кажется: раз тебе в руки дали великолепный инструмент, с которым ты теперь умеешь обращаться, значит, надо пытаться этим инструментом всех починить. А иначе — зачем учился?

Я была такая же. Когда я только начала обучаться гештальт-терапии, я так сильно кайфовала от открывшихся передо мной возможностей. Я ходила и всем рассказывала, что жить надо максимально осознанно и искренне, что надо все про себя понимать, ковыряться в своих проекциях и интроектах, разворачивать ретрофлексию и т. д.

Хорошо, что жизнь не дала мне возможности почивать на лаврах этих знаний. Если бы в тот момент у меня появились сотни последователей, корона приросла бы к черепу наглухо, и увидеть что-то иное, отличное от избранной точки зрения, шансов не было бы.

Я долго прятала от себя эти мысли. Пока не поняла, что я такая не одна. Что с такой проблемой сталкиваются большое количество помогающих. Они точно так же страдают от того, что их не любят, не принимают, не ценят, не носят на руках.

Когда люди оказывают помощь, они делают это, в первую очередь, для себя.

Я поняла, что важность внешнего признания была нужна мне потому, что я не чувствовала собственной важности для самой себя. Помощь другим давала ощущение, что я ничё так вообще.

Прошло много времени, прежде чем я нашла выход из этой ловушки. Я поняла, что помогать другим — это вообще не про святость, избранность и особенность, и признание окружающих уже не влияет на мое самоощущение.

Легко жить, когда меняешь жизни других людей. Тяжело жить обычной мирской жизнью без благодарностей и поклонения.

Поэтому, в первую очередь хелперам, надо разбираться именно с этими вопросами:
- Кто ты без своей помощи другим?
- Что с тобой будет, если у тебя не останется никого, кому нужна твоя помощь и твои светлые мысли?

Очень хорошо в работе со святостью и короной помогает самоирония. Как только я начинаю чувствовать, что звезда на подходе, я возвращаю себя к реальности.

Теперь я никому не помогаю. Тренинги и терапия — это моя работа. Но теперь я не жду, что она будет всем нужна и что все ее оценят. Это дает мне свободу, я больше не заложник собственных ожиданий. Как говорят, «не будите спящих, помогайте пробудившимся».

Каждый делает свой выбор: помогать или не помогать, просить помощи или не просить помощи. Главное — быть максимально честными перед собой.

Раньше мне казалось, что помощь надо оказывать всем и всегда, буквально обращать людей в счастье. И я очень расстраивалась, когда мои гениальные умные советы и статьи оказывались невостребованными и не применялись в жизни.

В особо тяжелые периоды я принималась ненавидеть неблагодарных людей, не понимающих, какой дар и свет я им несу. Я зарекалась что-либо делать для других. Но от этой ненависти не рождалось ничего хорошего. Со временем меня отпускало, и я снова начинала писать.

Иногда я получала слова благодарности, мне приходили теплые отзывы, и это на какой-то период давало мне успокоение.

Но меня все время волновал вопрос - почему люди не берут помощь, которая так щедро и бесплатно раздается?

Казалось бы, ешь – не хочу, чего же ты не ешь, а? Для тебя же, сволочь, стараюсь. Чтобы ты был счастлив и успешен.

А потом я все поняла.

Пять лет назад я участвовала в семинаре, на котором была предусмотрена возможность получить ответы на волнующие вопросы. Для этого мне надо было заполнить анкету и отправить ее мастеру. Мне обещали ответить и дать рекомендации для жизни.

Заполнила я анкету и стала ждать. Ждала-ждала, а ответа все не было. Меня обуревал гнев и негодование - как это меня так обманули. Я поделилась своими соображениями с человеком, который много раз был на семинаре этого мастера. И он мне сказал: «Маша, в твоем голосе нет запроса о помощи». Я удивилась: «Как это нет?». А он мне ответил что-то вроде: «Ты сама и есть свой вопрос. Тебе надо быть в состоянии вопроса, а не получения ответа».

Я не сразу поняла, что это значит. Но если это услышал человек, который просто присутствовал на семинарах, то мастер уж наверняка все понял.

Повозмущавшись еще немного, я приняла это как правду. Что-то внутри подсказывало, что так оно и есть.

А еще через какое-то время мне реально стало очень тяжело, и в тот момент я поняла, что такое - истинный запрос о помощи. Я написала мастеру, задала свой вопрос, и он мне ответил.

Из той ситуации я вышла с пониманием: пока человек не готов услышать ответ, пока он не жаждет помощи, он никогда ее не сможет взять полной мерой.

Любая помощь будет как еда в переполненный желудок. Что-то, может, и войдет, но, в принципе, нужно быть готовым, что человека стошнит.

Хочу рассказать вам две притчи.

Первая – про собаку на гвозде:

Однажды человек шел мимо одного дома и увидел старушку в кресле-качалке, рядом с ней качался в кресле старичок, читающий газету, а между ними на крыльце лежала собака и скулила, как будто бы от боли.

Проходя мимо человек про себя удивился, почему же скулит собака. На следующий день он снова шел мимо этого дома. Он увидел престарелую пару в креслах-качалках и собаку, лежащую между ними и издающую тот же жалобный звук.

Озадаченный человек пообещал себе, что, если и завтра собака будет скулить, он спросит о ней у престарелой пары. На третий день на свою беду он увидел ту же сцену: старушка качалась в кресле, старичок читал газету, а собака на своем месте жалобно скулила. Он больше не мог этого выдержать.

Извините, мэм, - обратился он к старушке, - что случилось с вашей собакой?

С ней? - переспросила она. - Она лежит на гвозде.

Смущенный ее ответом человек спросил:

Если она лежит на гвозде и ей больно, почему она просто не встанет?

Старушка улыбнулась и сказала приветливым, ласковым голосом:

Значит, голубчик, ей больно настолько, чтобы скулить, но не настолько, чтобы сдвинуться с места.

Вторая притча про учителя и ученика, который пришел за советом, как ему познать мудрость жизни. В ответ на этот вопрос учитель взял ученика и опустил его голову в ведро с водой. Держал его там, пока ученик не стал вырываться. Когда ученик спросил, что это было, учитель произнес: «Как сильно ты хотел воздуха, когда был там?» Ученик ответил, что очень хотел и это было единственное, о чем он мог думать. И учитель сказал: «Когда ты захочешь познать мудрость жизни так же, как и сейчас воздуха, ты ее познаешь».

Я открыла для себя несколько истин.

Очень часто людям не нужна помощь. Им больно, чтобы скулить об этом, но не настолько, чтобы что-то делать.

1. Они серфят Интернет на предмет советов и идей, поглощают тонны информации каждый день, потребляют все подряд: от розовых цитат до философских размышлений на тему счастья и жизни.

Но у них нет нужды НА САМОМ ДЕЛЕ решить свою проблему.

Да, какие-то проблемы, в общем-то, есть. Но они оказываются терпимыми. То есть не настолько усложняют жизнь, чтобы встать с гвоздя и думать только о том, как найти решение.

Не говоря уже о том, что самые действенные советы может оказаться очень неприятно выполнять. Например, взять ответственность за свою жизнь только на себя и перестать спихивать вину на окружающих.

Зачем же так сложно, лучше я найду что-то полегче. Например - как поднять женскую энергию шопингом. Просто, эффективно, радостно.

Думать о жизни, делать какие-то упражнения - это не годится… Надо чтобы быстро и ненапряжно.

Лучше обезболить, чем оперировать. Лучше прилепить пластырь, чем сделать промывание.

2. Помогая насильно, вы лишаете людей самостоятельности, выбора, мешаете взять ответственность за свою жизнь.

Каждый должен сделать помощь своим личным выбором.

Есть такие люди, которые постоянно намекают на то, что им нужна помощь. При этом сами ничего не готовы для себя делать. Если у тебя есть внутренняя потребность помогать, ты бросаешься на выручку. Но поскольку от тебя нужна не помощь, а лишь внимание, то тут начинается всякое: «Что ты лезешь в мою жизнь, я тебя ни о чем не просил, я сделал так, как ты сказал, и смотри, как все теперь ужасно, это все ты виноват…»

Такие люди не умеют быть взрослыми. Они не умеют просить помощи. Им кажется, что это ниже их достоинства. Поэтому они все сделают так, чтобы другие стали эту помощь предлагать. Потому что в этом случае можно спокойно отказываться, отбрыкиваться, делать высокомерное лицо и говорить, что вы все сами за меня тут решили, а мне этого совсем не надо было. И вообще я ничего не просил.

Позиция жертвы обстоятельств и несмышленыша очень коварная. И очень манипулятивная. В ней много силы и власти. Намного больше, чем кажется на первый взгляд.

Для иллюстрации принципа невмешательства снова вспомнила о притче. Она о человеке, который хотел помочь бабочке выбраться из своего кокона. Он видел, как трудно ей из него выбираться и поэтому вскрыл его ножом. Но когда бабочка оказалась на свету, то ее крылья не были способными летать. Они бы стали такими, если бы она смогла самостоятельно пробраться через кокон и окрепнуть, прилагая усилия. А так она осталась с недоразвитыми крыльями и больше не летала.

Люди развиваются через преодоление. Поэтому создавать им комфортные условия - значит делать их слабее. Если им нужна помощь, пусть учатся ее просить. Нет ничего благородного в том, чтобы быть выше просьб о помощи. Это какая-то нарциссическая конструкция, и она точно не должна быть чем-то очень возвышенным и святым.

3. Люди получают намного больше пользы, не решая свои проблемы.

Это называется вторичная выгода.

В какой бы тяжелой ситуации человек ни находился, если он ничего не делает, чтобы оттуда выбраться, значит, у него есть какая-то вторичная выгода: не расти, не изменяться, получать бонусы, оставаться инфантильным и т. д.

Есть сотни историй про больных людей, которые не выздоравливают только потому, что, став здоровыми, перестанут получать внимание. Вплоть до того, что семьи сохраняются исключительно до тех пор, пока кто-то болеет. Ведь нельзя бросить больного человека. А больной и рад стараться - болеть.

Приходишь к такому человеку с искренним мотивом помочь выздороветь и получаешь в ответ саботаж и агрессию.

Ему не надо лечиться. Ему надо оставаться больным.

4. У каждого человека свой путь, своя карма, каждый получает ровно столько, сколько заработал своими действиями.

Когда я желаю кому-то помощи, то думаю, что она им нужна для облегчения их состояния. Но откуда мне знать всю его задачу по судьбе? Как я могу решать за Бога (вселенную, душу), что именно это необходимо для того или иного человека. У каждого свой путь. И я знаю, что многие из моих выводов и мудростей (если можно так это назвать) пришли ко мне только потому, что я сидела в своих печалях до тех пор, пока со всем сама не разобралась. А разобраться появились силы только тогда, когда насиделась. Это еще называется «оттолкнуться от дна». Выздоровление начинается, когда совсем невмоготу. А не тогда, когда вроде как ОК.

5. У каждого человека свои неврозы, ценности и взгляды.

Если ведической женщине начнет помогать специалист по успеху, то будет конфликт. Хотя каждый из них уверен, что их путь верный и правильный.

Поэтому перед тем как предложить помощь, хорошо бы понять, а не будет ли она конфликтовать с тем, что уже есть.

Принять, что видение жизни у другого человека может очень сильно отличаться от вашего.

Все эти истины справедливы для подавляющего большинства людей. И я такая же. Есть вопросы, которые вопят о решении, тогда я отдаю этому свое внимание полностью. А есть вопросы, которые висят в фоновом режиме.

Конечно, хорошо бы, чтобы они как-то решились, но в целом сильно напрягаться для их решения я не буду.

Сегодня я рада, что на том семинаре мастер не подыграл мне в моей манипулятивной игре «сделайте мне хорошо, а я как бы не при делах».

Нет ничего зазорного в том, чтобы просить помощь. Если мне она нужна, я обращаюсь за ней. Поначалу это было не просто. Но теперь мне намного комфортнее говорить прямо, что надо. Этого же я жду и от других.

Поэтому я для себя решила, что помогать буду, только если меня об этом попросят. И не полунамеками, говоря: «Ой, что-то голова разболелась» в надежде, что я сама брошусь выяснять, что да как, а конкретно: «Пожалей меня, поддержи меня, успокой меня» и т. д.

Свои потребности надо учиться осознавать, а просьбы - уметь озвучивать.

Я больше не додумываю и не пытаюсь догадаться. Я спрашиваю: «Как именно я могу тебе помочь?» — и не играю в игру «Угадай, на что я обиделась».

Но изучение вопроса помощи одной только этой стороной для меня не закончилось.

Потому что, раз есть те, кому помогают, значит, есть те, кто помогает. И от них в этой ситуации зависит не меньше, чем от просящих.

Когда я «оказываю помощь», я исхожу из предположения, что другому человеку ДЕЙСТВИТЕЛЬНО необходима моя помощь.

А самое главное, думаю, что я знаю, ЧТО ему нужно.

Но ведь это далеко не так.

Недавно один добрый человек хотел мне «помочь», пытаясь сделать меня лучше. Но для меня это было не помощью, а наездом.

Поэтому я ответила, что сама решу, хочу ли я быть лучше или нет.

Помощь, даже проистекающая из самых благих побуждений, может быть иллюзией.

А иногда и банальным насилием.

Какие мотивы движут «помогающими»?

Далеко не всегда чистые и светлые.

1. Допустим, помогающий искренне верит, что знает, как будет лучше для другого.

Иногда это верно, а иногда и нет. Прежде чем предлагать что-то лучшее, хорошо бы узнать, готов ли другой к этому лучшему?

Часто не готов. Почему? См. первые пять пунктов.

2. Помогающий пытается самоутвердиться за счет другого, удовлетворить свои потребности.

Такая помощь особенно болезненная. Она идет либо через критику, завернутую в обертку заботы: «Ты ужасно готовишь. Говорю тебе это, чтобы ты одумалась и стала лучшей хозяйкой», либо через пассивную агрессию: «Что-то ты плохо выглядишь. Давай я дам тебе номер своего косметолога?», либо преследует корыстные интересы: «Я хочу помочь тебе раскрыть свою женственность, поэтому ты должна со мной переспать».

3. Помогающий хочет поднять собственную значимость для себя и для других.

Такие люди ощущают себя очень-очень благородными, несущими свет, знания и радость другим. Когда они «помогают», они чувствуют себя святыми, реализующими великую миссию. У них плюсуется самомнение, начинает ярче светиться нимб. Ведь это очень важно и красиво - просвещать несведущих, делать слепых зрячими и инвалидов здоровыми.

К сожалению, такое часто случается с представителями помогающих профессий - тренерами, коучами, психологами. Они застревают в своей профессиональной идентичности. Они чувствуют себя живыми, только пока помогают. В своих постах в соцсетях они постоянно твердят о том, как счастливы жить и помогать людям, что их работа самая лучшая, что нет большей радости, чем проснуться с утра и придумать очередную программу, чтобы привести темное человечество к светлому будущему.

Поначалу это круто. Это бодрит и делает тебя таким клааасненькииим, а мир - ярким и улыбающимся. Плюс кажется: раз тебе в руки дали великолепный инструмент, с которым ты теперь умеешь обращаться, значит, надо пытаться этим инструментом всех починить. А иначе - зачем учился?

Я была такая же. Когда я только начала обучаться гештальт-терапии, я так сильно кайфовала от открывшихся передо мной возможностей. Я ходила и всем рассказывала, что жить надо максимально осознанно и искренне, что надо все про себя понимать, ковыряться в своих проекциях и интроектах, разворачивать ретрофлексию и т. д.

Хорошо, что жизнь не дала мне возможности почивать на лаврах этих знаний. Если бы в тот момент у меня появились сотни последователей, корона приросла бы к черепу наглухо, и увидеть что-то иное, отличное от избранной точки зрения, шансов не было бы.

Я долго прятала от себя эти мысли. Пока не поняла, что я такая не одна. Что с такой проблемой сталкиваются большое количество помогающих. Они точно так же страдают от того, что их не любят, не принимают, не ценят, не носят на руках.

Когда люди оказывают помощь, они делают это, в первую очередь, для себя.

Я поняла, что важность внешнего признания была нужна мне потому, что я не чувствовала собственной важности для самой себя. Помощь другим давала ощущение, что я ничё так вообще.

Прошло много времени, прежде чем я нашла выход из этой ловушки. Я поняла, что помогать другим - это вообще не про святость, избранность и особенность, и признание окружающих уже не влияет на мое самоощущение.

Легко жить, когда меняешь жизни других людей. Тяжело жить обычной мирской жизнью без благодарностей и поклонения.

Поэтому, в первую очередь хелперам, надо разбираться именно с этими вопросами:

Кто ты без своей помощи другим?
Что с тобой будет, если у тебя не останется никого, кому нужна твоя помощь и твои светлые мысли?
Очень хорошо в работе со святостью и короной помогает самоирония. Как только я начинаю чувствовать, что звезда на подходе, я возвращаю себя к реальности.

Теперь я никому не помогаю. Тренинги и терапия - это моя работа. Но теперь я не жду, что она будет всем нужна и что все ее оценят. Это дает мне свободу, я больше не заложник собственных ожиданий. Как говорят, «не будите спящих, помогайте пробудившимся».

Каждый делает свой выбор: помогать или не помогать, просить помощи или не просить помощи. Главное - быть максимально честными перед собой.

Если вы из помогающих, задайте себе вопросы:

Почему вы помогаете?
Кому вы помогаете?
Если вы из тех, кому нужна помощь, спросите себя:

Готовы ли вы просить помощь?
Готовы ли вы принимать помощь?
Никому нельзя помочь насильно, никого нельзя спасти без его ведома. Каждый человек идет своим путем. И если на этом пути он сочтет кого-то или что-то полезным, он выберет побыть рядом какое-то время. А потом снова продолжит свой путь. А если вы хотите помогать, то предлагайте, но не настаивайте.

И напоследок классика о том, что не всегда очевидная помощь - это то, что надо.

Значит так, смирно-вольно, диктую.

Благотворительность бывает плохая. Благотворительность бывает вредная. Благотворительность бывает глупая и даже, страшно сказать, бывает благотворительность, которой лучше бы не было.

Как и во всех других случаях, глупость и вред начинаются в тот момент, когда ведущий благотворительную деятельность человек начинает игнорировать объективную реальность, исходя из каких-то своих внутренних установок. А столь эмоциональное занятие, как помощь людям, провоцирует действовать по принципу «тем хуже для фактов» особенно сильно, ибо в конце каждого действия человек видит свою внутреннюю награду: сделав добро, чувствуешь себя лучше. Каким бы ты ни был полным говном до того, после совершенного благого дела ты, несомненно, записываешь себе плюсик в карму.

Однако, если в погоне за подобного рода эмоциональными выбросами забыть о цели всего мероприятия — помощи людям (я не разбираюсь в помощи собакам, может, там всё иначе), то можно и навредить. Или просто потратить ресурсы, свои и чужие, зря.

Хрестоматийный пример подобного рода неудачной помощи — кучи гуманитарного тряпья, разбросанные по Крымску осенью 2012 года. Ненужную, грязную, годную только на свалку одежду и обувь там жгли и закапывали до самой зимы.

И ведь всё это кто-то принёс на кем-то организованные пункты сбора. Кто-то всё это сортировал, паковал в коробки, жёг бензин, доставляя в далекий южный город. Кто-то писал призывы в социальных сетях и договаривался со складами, тратил время, деньги и нервы.

Попросту говоря, куча ресурсов была выброшена в никуда. Хотя на других направлениях в том же Крымске эти ресурсы ох, как пригодились бы.

«Попросту говоря, куча ресурсов была выброшена в никуда»

Но это пример относительно позитивный: лишнее оказалось просто выкинуто, а многие люди хотя бы получили полезный опыт. Куда хуже примеры, когда благотворительность превращается из собственно помощи людям в нечто иное — в политическую позицию, в эмоциональный наркотик, в способ решения чьих-то психологических проблем или рекламную вывеску для бизнеса.

Типичным примером такого рода неправильной благотворительности являются сборы на умирающих детей в социальных сетях, когда группа экзальтированных женщин бесконечно заламывает руки и выпрашивает деньги на то, чтобы заграничный доктор совершил Чудо. Неправильно здесь то, что зачастую речь идёт о ребёнке, которого уже не вылечить, клинике, которая просто зарабатывает деньги, и женщинах, которые занимаются этим делом не ради ребёнка, а ради переживания собственного спасительства. Попытки же выяснить, зачем ребёнка мучают и почему не внимают советам врачей, натыкаются на глухое и озлобленное сопротивление. Потому что ломает кайф великого дела. А также потому, что эмоционально накаленная атмосфера борьбы за Жизнь – прекрасное прикрытие для махинаций с чужими деньгами. Подробнее об этом рассказывается, например, .

«Типичным примером такого рода неправильной благотворительности являются сборы на умирающих детей в социальных сетях»

Настоящая благотворительность, с точки зрения менеджмента, с точки зрения организации дел — очень скучна. Она требует аккуратности, дотошности, умения читать документы и терпеливо ждать ответа от вечного занятого медицинского консультанта или представителя строительной фирмы, который поясняет, как лучше сделать ремонт в детдоме. Она требует умения постоянно мириться с неудачами, когда перспективнй донор отказывает или выдвигает невыполнимые условия, или же подопечные в последний момент делают такой финт, который всю помощь делает если не бессмысленной, то не вполне адекватной.

У нас была подопечная семья, которой мы помогли достаточно серьёзно. Сильно вложились и временем, и эмоционально, и денег ушло немало. А через несколько месяцев мы узнали, что семья эта развалилась, отец ушёл к другой женщине и по сути, помощь наша ушла в песок.

Прыгать с фонариками, делать праздник и дарить людям надежду тоже нужно, но это занимает куда меньше времени.

Благотворительность без включения мозга и навыков тех, кто в предметной области профессионально разбирается — медиков, соцработников, реабилитоголов и так далее — превращается в разбазаривание ресурсов. А если профессиональное участие намеренно блокируется, то и вопрос о реальной цели сбора средств оказывается чрезвычайно актуален. Не надо помогать тем, кто не ищет помощи, а ищет переживаний или популярности.

Точно также не стоит помогать профессиональным нищим – тем, кто сделал просьбы о помощи своим постоянным источником дохода. Если человек просит много и часто, если он капризничает, если он скрывает, что собирает из нескольких источников одновременно, если он шантажирует жертвователя своими бедами и навязывает ему ответственность за свои проблемы – лучше не участвовать. Профессионал умеет присосаться, как пиявка, к обладателю ресурсов (кстати, не только денег, но и времени, внимания, нужных навыков или знакомств) и вытягивать их до бесконечности. Ссылок давать не буду: не хочу посылать людей туда, где можно залипнуть.

Ни в коем случае нельзя принимать участия в благотворительности, в которой присутствуют хоть какие-то тайны, особенно – связанные с деньгами. Если неизвестно, сколько денег собрано и откуда, как они будут тратиться и на что именно, если вообще хоть что-то, связанное с деньгами, непрозрачно для тех, кто деньги даёт – в этом деле лучше не участвовать.

«Ни в коем случае нельзя принимать участия в благотворительности, в которой присутствуют хоть какие-то тайны»

Скажем, я бы никому не могу рекомендовать жертвовать на детей, чьи истории размещены на сайте «Союза Благотворительных организаций России» (СБОР). Потому что там указаны необходимые детям суммы, однако нет никакой информации о том, как, собственно, куда, а главное — сколько денег тратится. То есть: написано, что для мальчика нужно 150 тысяч рублей. Но нет никакого подтверждения, что ему нужно именно столько (нет счета из клиники), а не меньше на 20 тысяч, которые отправятся куда-то ещё. И нет никакого подтверждения, что именно 150 тысяч рублей было выплачено по окончании сбора — ни платежного поручения, ни даже текстового сообщения о том, что вся сумма была переведена. Как правило, нет никакой информации о том, куда собственно, были перечислены деньги.

Или, например, вот нашел я в сети сайт фонда “Софи”. Возможно, его сайт просто недоработан. Но в разделе отчёты там нет вообще ни одной цифры. По ссылке “Отчёты ” (осторожно, вырвиглазный дизайн) находится загадочная “Памятка для руководителей некоммерческих организаций по выполнению требований федерального законодательства” — вещь, наверное, полезная, но ничего не сообщающая ни о том, сколько средств собрал фонд “Софи”, ни сколько и куда он потратил.

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь

Многие люди говорят, что мы живем, чтобы помогать другим. Осуществляя помощь другим людям, мы выполняем свое предназначение. Нельзя знать насколько это верно, но можно хорошо знать то чувство, которое мы испытываем, когда помогаем кому-то и видим разницу. Что-то происходит, мы получаем чувство удовлетворения и счастья, испытываем прилив энергии и целеустремленности.

Я не знаю, является ли это доказательством того, что помощь другим - это наша судьба, но знаю, что существует достаточно причин для того, чтобы постараться и помочь кому-то, когда у нас есть такая возможность.

Делайте разницу

Все мы обладаем уникальным набором навыков и способностей. Учитывая эти способности, мы можем либо совершать необыкновенные вещи вокруг себя, либо этого не делать. Это полностью зависит от вас, хотите ли вы изменить свою жизнь, и что именно вы хотите в ней изменить.

Многие люди ставят высокие цели в своей жизни и хотят, чтобы их запомнили, как провидцев. Они хотят изменить и спасти мир.

Другие хотят, чтобы их запомнили просто как добрых людей, которые всегда готовы помочь и выслушать вас, если вы в этом нуждаетесь.

Как вы думаете, кто из них лучше?

Тот, кто изменяет мир, или тот, кто помогает отдельному человеку?

Делайте то, что можете, с тем, что у вас есть.

Для того, чтобы вас запомнили, вы не должны совершать невероятные вещи, просто будьте рядом с людьми, которых вы можете спасти от бессмысленной жизни, и которым вы можете помочь начать вести ту жизнь, которой они должны были жить.

Мелочи имеют значение

Выслушивание проблем других людей без вынесения суждений является одним из самых добрых дел, которые вы можете совершить. Большинство людей знает ответы на вопросы, с которыми они столкнулись; они просто пока этого не осознали.

Позволяя им рассказать о своих проблемах, вы помогаете им найти свой путь и понять, что они должны делать. Иногда им, возможно, потребуется поддержка и помощь, чтобы начать движение по новому пути.

Делайте что-нибудь удивительное

Изменив жизнь другого человека, вы можете испытать невероятные ощущения, и все это полностью находится в пределах ваших возможностей. Вы можете сделать это, решив стать наставником для молодых, амбициозных людей. Вы можете помочь им избежать ошибок, которые делали сами, а также помочь им начать учиться на ошибках, которые они будут неизбежно делать в свою очередь.

Боритесь за чьи-то права

В своей жизни вы часто будете видеть, что с кем-то поступили несправедливо. Это происходит как в профессиональном, так и в социальном плане. Многие люди, которые заслуживают признания, не получают его.

Начав бороться и убедившись, что другие получают то, что они заслуживают, вы станете настоящим героем. Вы тем самым совершите долговременное воздействие на их жизнь и будете вознаграждены любовью и помощью в будущем, когда будете в этом нуждаться.

Закон кармы говорит: что бы вы ни делали, обратно вы получите в три раза больше. В этом смысле помощь другим людям является эгоистичным делом, но все же это доброе дело, которое вы должны совершать без страха, с любовью и со знанием того, что когда-нибудь вы будете вознаграждены за это.

Доводите дела до конца

Компромисс является врагом долгосрочным обязательствам. Если взяли на себя обязательство помогать кому-то, будучи наставником или отстаивая права других людей, не останавливайтесь на полпути. Доводите начатое дело до конца. Убедитесь, что произошли какие-то изменения, чтобы ваши обязательства не оказались пустыми словами.

Разница между остановкой на полпути и законченным делом будет не такой большой в плане выполнения необходимой работы, но для того человека, которому вы помогаете, она будет очень заметна.

Заключение

На самом деле, все мы можем помогать друг другу, мы можем быть частью механизма, который способствует развитию сотрудничества и, наконец, мы сами можем создавать лучшие условия для своей жизни.

В любом случае помощь другим людям приносит процветание и счастье в вашу собственную жизнь, поэтому, несмотря на причину, по которой вы решили начать помогать другим людям, ответная помощь всегда к вам вернется.

Нужно быть доброй, заботливой, помогать всем – так принято, так учили. И, тем не менее, многие из нас задаются справедливыми вопросами: «Зачем? И кто поможет мне?!»

сайт предлагает критично подойти к этим вопросам и вместе решить, стоит ли помогать другим людям, если да, то каким людям, и в каком объеме, как реагировать на просьбы о помощи, кому и зачем нужна помощь .

Помощь близким – наш святой долг

Близким всегда требуется помощь, и чем чаще мы ее оказываем, тем чаще она требуется. Вот парадокс! Разумеется, отдавать родным – это все равно, что всегда говорить спасибо за то хорошее, что они сделали вам. Да и вообще, это естественно.

Подводный камень

Как только вы сделали это для себя долгом, вы не только обрекли себя на периодические страдания, но и забрали у близких возможность развиваться. Ведь помочь бабушке научиться пользоваться компьютером , посвятив этому неделю – одно. А слушать жалобы сестры на мужа каждый день по два часа – другое.

Не оказывайте медвежьих услуг, еще и себе во вред. Иногда любовь проявляется в том, что мы делаем больно, как врачи. Отрезав от себя сестру, вы оставите ее наедине с собой – и, возможно, она начнет решать проблемы, перестав на них жаловаться. А потом вас поблагодарит.

Иногда нужно дать близкому человеку возможность ошибиться или пострадать от своих ошибок, чем бежать и решать все за всех. И это не эгоизм.

Кроме того, нужно смотреть, что стоит за просьбами близких. Если, например, родители просят чаще помогать на даче, а у вас нет на это сил, то, может, они просто хотят чаще с вами видеться и проводить вместе больше времени и это можно организовать по-другому? И если вас просят отвозить крестника на машине в садик, то, может, вами просто пользуются под видом «родственных связей»? Подобный фильтр просьб позволит вам оказывать действительно необходимую помощь, не разрешая пользоваться собой.