Перестройка — Реформы Горбачева. Горбачев и его реформы

После избрания М.С.Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС в марте 1985 года за короткий промежуток времени грандиозные идеологические, политические, экономические и социальные перемены потрясли всю страну, изменив всю совокупность утвердившихся после октября 1917 года государственных и экономических структур.

Горбачевская перестройка началась с завоевания свободы слова. Бывшая поначалу политическим лозунгом, направленным прежде всего на оздоровление государственной идеологии, гласность помогла быстро освободить силы, направленные на либерализацию режима. По мере развития гласности, задуманной как средство борьбы с "недостатками социализма" без "подрыва его ценностей", управлять ею становилось все труднее, и наконец она обратилась к принципиальному вопросу о самой законности партийной власти, к природе сталинизма.

Осуждение сталинизма во всех его проявлениях привело к исследованию причин перерождения власти и возникновения командно-административной системы. Это породило поляризацию все более широких слоев общества на фоне резкого ухудшения условий жизни и экономического кризиса.

Вслед за гласностью новое руководство выдвинуло лозунг "ускорения", на первый взгляд выглядевший вполне традиционно, как призыв к ускорению темпов социально-экономического развития. Но очень скоро, в 1987 году, было решено сменить концепцию "ускорения" на концепцию "перестройки". Стержнем ее экономической программы стала идея перевода жестко централизованного, планово-государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу в рамках социализма.

В этих условиях была предпринята серия реформ, концепцию которых создала группа экономистов, социологов, политологов (Л.Абалкин, А.Аганбегян, Т.Заславская, Ф.Бурлацкий). Предполагалось расширение самостоятельности предприятий исходя из принципов самоокупаемости и самофинансирования. Значительно возрастали права трудовых коллективов предприятий и организаций. Предусматривалось поощрение частной инициативы в тех сферах, где это считалось "социально-оправданным", например, в сельском хозяйстве, в возрождаемой сфере индивидуально-трудовой деятельности, в сфере услуг.

Постепенное возрождение внутреннего частного сектора неизбежно должно было повлечь отказ от монополии внешней торговли и открытие советского рынка для иностранных инвестиций. Частный сектор, иностранные капиталовложения, более глубокая интеграция в мировой рынок должны были, по замыслу теоретиков реформ, послужить стимулом к развитию и повышению конкурентоспособности советских предприятий.

Новая концепция была сформулирована в "Законе о государственном предприятии" от 30 июня 1987 года, который расширял самостоятельность государственных предприятий на основе хозрасчета и самофинансирования. Если до 1990 года план оставался основным стержнем, вокруг которого разворачивалась вся деятельность предприятия, то теперь оно получило свободу самому планировать свою деятельность на контрактной основе с поставщиками и потребителями при ограниченном уровне централизованных инвестиций. Посредничество Госплана становилось лишним.

Выполнение этих положений должно было подкрепляться другими радикальными мерами - реформой ценообразования, материального снабжения и т.д. Но так как государство оставалось главным заказчиком в промышленности, оно оставляло за предприятиями весьма ограниченные возможности для коммерческой деятельности. Государство также сохраняло за собой право определять номенклатуру выпускаемой продукции, устанавливать цены и ставки налогообложения. Центральные же ведомства продолжали снимать сливки с доходов предприятий, так как не хотели отказываться от своих прежних прерогатив.

Еще одним слабым местом новой ситуации стала проблема поставок. Из-за отсутствия сложившейся системы оптовой торговли предприятия были ограничены в выборе поставщиков, а последние в случае нарушения договоров не несли за это ощутимой ответственности из-за отсутствия необходимого законодательства по этим вопросам. Таким образом, сфера рынка оказалась ограниченной, а сфера централизованного контроля расширилась.

Расширение государственного контроля за качеством продукции привело в свою очередь к фактическому сокращению заработков рабочих, так как большинство изделий не отвечало установленным "стандартам качества". Чтобы избежать банкротства, предприятия вынуждены были оставаться на государственных субсидиях, под жесткой опекой управленческих структур. Рабочие чувствовали, что, несмотря на шумиху вокруг самоуправления, все решения по-прежнему навязывались бюрократией.

Наиболее сложной проблемой перехода к рыночной экономике оказалась проблема ценообразования. При установлении цен на основе себестоимости продукции пришлось бы увеличить розничные цены. Реформа ценообразования откладывалась до весны 1991 года усилиями бюрократии, опасавшейся потерять сложившуюся систему доходов и привилегий, созданную игрой на субсидиях, гарантированным сбытом, манипуляцией ценовыми отношениями, связанными с всеобщим дефицитом. Социальная же цена за последовательное освобождение цен и переход к рыночной экономике была очень высока.

Принятым 19 ноября 1986 года и дополненным 26 мая 1988 года законом частная деятельность был легализована более чем в 30 видах производства товаров и услуг. Начали бурно развиваться кооперативный сектор и индивидуально-трудовая деятельность. Появление частного сектора было ознаменовано установлением очень высоких цен, ориентированных отнюдь не на среднего - и чувствующего себя обманутым - потребителя. Кроме того, возникший, как правило, без обращения к банковским кредитам частный сектор стал "отмывать" капиталы теневой экономики.

Официально признанный в 1988 году арендный договор предполагал аренду земли на длительный, до 50 лет, срок при условии полного распоряжения произведенной продукцией. Колхозам предоставлялось право определять площадь индивидуальных участков и поголовье скота в личном хозяйстве. Обе меры дали на практике чисто символические результаты. Колхозы остались под опекой районных властей, продолжавших планировать их производство и поставки государству. Кроме того, крестьяне были лишены необходимой техники и всей экономической инфраструктуры, необходимой для придания продукции товарного вида и ее реализации. Те же, кто желал взять землю в аренду, наталкивались на сопротивление местных властей, боявшихся лишиться насиженных мест. Чаще всего предоставляемый срок аренды не превышал пяти - десяти лет, а договоры получали силу только для заключавших их лиц без права завещания и наследования.

Ни одна из начатых в экономике реформ практически не дала положительных результатов. Экономические реформы в то же время представляли смертельную угрозу для всех привилегий бюрократического аппарата и выгод от занимаемого положения. Новые предприниматели стремились получить максимальную прибыль в кратчайшие сроки в условиях крайне нестабильной политической ситуации.

В конце 1989 - 1990-м годах реформирование экономической системы приняло широкие масштабы, включая перестройку отношений собственности во всех отраслях народного хозяйства, за исключением оборонной и тяжелой промышленности. Была провозглашена новая цель экономической реформы - не ускорение, а переход к рыночной реформе, выбрана модель "регулируемого рынка" - сочетание плана и рынка, - закрепленная законодательно постановлением Верховного Совета СССР "О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР" в июне 1990 года. Это была программа "арендизации экономики", автором которой являлся Л.Абалкин. Она окончательно сменила программу "ускорения экономического роста", создателем которой был А.Аганбегян.

В экономическом плане годы перестройки представляются драматическими. Ситуация в народном хозяйстве не переставала ухудшаться, уровень жизни стремительно падал, с каждым днем делая в глазах населения рассуждения об экономической реформе все менее заслуживающими доверия. Начиная с 1988-1989 годов стало заметно сокращаться сельскохозяйственное производство, что немедленно сказалось на продовольственном снабжении. Показатели прироста промышленного производства не переставали снижаться, достигнув нулевого уровня в 1989 году и отметив 10%-ное сокращение в первом полугодии 1991 года. В декабре 1990 года глава правительства Н.И.Рыжков констатировал обвал экономики и подал в отставку.

Новый глава правительства В.С.Павлов решился в январе-апреле 1991 года на непопулярные меры - обмен денег и повышение цен в 2 - 10 раз. К лету 1991 года инфляция резко подскочила и достигла в конце года 25% в неделю. Одновременно происходило падение курса рубля: с 10 рублей за 1 американский доллар в начале 1991 года до 110-120 в конце. "Павловское" повышение цен уже не могло спасти положение и привести к изменению экономической ситуации.

Начатые в процессе перестройки политические и законодательные преобразования сочетались с желанием М.С.Горбачева сохранить при этом политическую систему во главе с КПСС и союз советских республик. Союзное руководство во главе с Горбачевым пришло к выводу, что экономическое развитие страны сдерживается консервативной политической системой, и переключило свое главное внимание на политические преобразования. Речь шла о восстановлении роли Советов как органов социалистической власти и возвращении общественным организациям их первоначального значения. Второй целью реформы было перераспределение власти, но при сохранении ведущей роли партии.

Важным этапом политических преобразований стало принятие летом 1988 года проекта конституционной реформы, которая привела к установлению двухуровневой представительной системы - Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР - и к учреждению поста президента СССР, наделенного широкими полномочиями. В функции Съезда входило проведение конституционных, политических, экономических и социальных реформ, а также избрание, наряду с Верховным Советом, президента страны, наделенного полномочиями руководства внешней политикой и обороной, назначения премьер-министра.

Весной 1990 года была определена новая цель реформы - переход к правовому государству, которое способно обеспечить переход к рынку и демократическому обществу. Среди первостепенных задач реформирования политической системы было создание президентской власти в СССР и переход к многопартийности. 15 марта 1990 года Горбачев был избран первым президентом СССР. Вскоре стала оформляться и структура президентской власти, одним из звеньев которой стал Президентский Совет, преобразованный затем сначала в Совет Федерации, а потом в Госсовет. Переход к президентской системе власти в СССР означал свертывание, а в дальнейшем и ликвидацию советской власти.

Эти перемены сопровождались принятием законов в сторону учреждения правового государства. Было признано, что советское право, по существу, служило не обществу, а государству. Стремление гарантировать права граждан и необходимость создания правовой защиты экономических реформ стали основаниями для перехода к построению правового государства.

В 1988-1990 годах был принят ряд законов, среди которых - закон о праве граждан на судебное обжалование неправомерных решений администрации; закон о государственной безопасности; закон о прессе и средствах массовой информации; закон об общественных организациях; закон о въезде и выезде из СССР.

В мае-июне 1989 года состоялся первый Съезд народных депутатов СССР, избран Верховный Совет СССР во главе с Горбачевым. В мае 1990 года Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н.Ельцин. Инициатива реформирования политической системы перешла в руки народных депутатов. Через год, 12 июня 1991 г., Б.Н.Ельцин на всеобщих выборах был избран Президентом РСФСР.

Начиная с 1990 года переход к многопартийности стал вопросом, требовавшим незамедлительного решения. Пониманию этого в огромной мере способствовал выход Б.Ельцина на последнем XXVIII съезде КПСС в июле 1990 года из партии. III съезд народных депутатов СССР изменил редакцию статьи 6-й Конституции СССР "развитого социализма" 1977 года, изъяв из нее положение о КПСС как руководящей и направляющей силе общества и ядре политической системы. Это был курс на возрождение многопартийности в обществе. После "августовского путча" 1991 года, приостановки деятельности компартии на территории России в ноябре 1991 года политическая система СССР была обречена.

Сосредоточив в конце 1991 года в своих руках всю полноту власти, российское руководство во главе с Ельциным незамедлительно взяло курс на дальнейшую либерализацию экономики и углубление рыночной реформы. Политика экономического либерализма означает освобождение товарно-денежных отношений от контроля государства. Первой мерой правительства Е.Т.Гайдара в январе 1992 года стало освобождение (либерализация) цен от государственного регулирования. Одновременно правительство приняло меры по ограничению и отмене системы материально-технического снабжения, означавшего централизованное распределение сырья и ресурсов, и государственного дотирования убыточных отраслей и регионов.

Одновременно проводимая политика либерализации внешней торговли, открывшая границы для широкого проникновения иностранных товаров, и свободная конвертация рубля были призваны насытить рынок товарами народного потребления в условиях товарного дефицита. С насыщением рынка либерализованные цены постепенно стабилизировались. В то же время спрос на отечественную продукцию резко упал, приведя к массовому закрытию предприятий легкой, электронной, машиностроительной и других отраслей промышленности в 1994-1996 годах.

Другим направлением реформы стало осуществление широкой программы приватизации - перевода государственной собственности через ее акционирование в частную, - руководителем которой стал А.Б.Чубайс. С 1994 года начался процесс перераспределения собственности, в результате чего значительная часть бывшего национального достояния сосредоточилась в руках менее чем 10% населения страны.

Одновременно с началом приватизации активизировался процесс превращения колхозов и совхозов в фермерские хозяйства и акционерные общества. Тем не менее количество производимой сельскохозяйственной продукции в стране неуклонно сокращалось ввиду нерешенности основного вопроса - вопроса о земле - несмотря на законы о приватизации производственных земельных участков.

На пути проведения политики экономического либерализма с 1992 по 1995 годы правительству России не удалось преодолеть глубокий экономический кризис, проявлениями которого стали общий спад производства, рост цен и безработица. По существу в первой половине 1990-х годов в России начался процесс деиндустриализации народного хозяйства, сопровождающийся все большей топливно-энергетической и сырьевой ориентацией промышленного производства и оттоком российских капиталов за рубеж.

Радикально изменилось положение России на международной арене. Провозглашенный Горбачевым переход к «новому мышлению» во внешней политике, с одной стороны, привел к окончанию длившейся многие годы «холодной войны», но с другой стороны повлек за собой резкое ослабление внешнеполитических позиций СССР, а затем Российской Федерации. На деле международная политика СССР, позднее России во второй половине 80-х – 90-х годах выражалась в серии односторонних уступок, в ответ на которые не последовало равноценных уступок со стороны США и их союзников. В итоге Россия лишилась большинства прежних союзников и партнеров как в военной, так и в экономической сфере, но не смогла приобрести новых.

Отошла в прошлое существовавшая несколько десятилетий система силового противостояния двух лагерей во главе соответственно с СССР и США. Однако на смену ей пришло не мирное равноправное сотрудничество прежних соперников (как это виделось идеологам «нового мышления»), а стремительное усиление позиций США в политической и военной области. Американское руководство сполна использовало ослабление России с тем, чтобы попытаться стать единственным арбитром в мировой политике. Такой подход вызвал в мире растущее недовольство, в том числе и со стороны союзников США.

Сложившиеся после распада СССР отношения России со многими из бывших советских республик были сложными, неровными, что не могло не сказаться на геополитическом равновесии в «постсоветском пространстве». Непоследовательная политика российского руководства в 90-е гг. имела следствием поворот ряда государств «ближнего зарубежья» к тесному сотрудничеству с военным блоком НАТО, сфера влияния которого резко расширилась и подступила вплотную к российским границам.

1991-1999 гг. - время, когда во главе страны стоял Б.Н.Ельцин. Вступая в должность Президента Российской Федерации, он обещал сделать Россию преуспевающим государством, а ее граждан - самыми свободными людьми в мире. Его десятилетнее правление завершилось покаянием перед россиянами.

Основанием жизни государства стала Конституция 1993 г., утверждавшая президентскую республику и практически неограниченные права главы государства. В области политики это время отмечено непрерывной сменой премьер-министров - Е.Т.Гайдар, В.С.Черномырдин, С.В.Кириенко, С.В.Степашин, Е.М.Примаков, В.В.Путин. Резкому ухудшению ситуации способствовали две чеченские войны. Страна пыталась войти в мировое элитарное сообщество, превратив "семерку" ведущих стран мира в "восьмерку", однако так и не смогла стать ее полноправным членом.

В области экономики была предпринята попытка перехода к главенству частной собственности, упразднению государственного регулирования и открытости в связях с внешним миром. Среди последствий этого были резкое падение производства, перебои в работе денежной системы, серьезные проблемы в области здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и социальной защищенности граждан. Произошли некоторые сдвиги в сторону рыночной экономики, но ни одно из начинаний так и не было доведено до конца. Остался нерешенным аграрный вопрос. Вместе с тем очевидным стал огромный взлет коррупции, казнокрадства, рост численности чиновничества.

В области социальной жизни были провозглашены свобода, открытость всех источников информации, независимость их от власти. Это, пожалуй, было высшим успехом последнего десятилетия. Но и здесь свободы в итоге оказались под контролем финансовой олигархии. Общество раскололось на богатых и бедных, причем за чертой бедности оказалось до 80% населения. Страна - обладатель огромной доли мировых ресурсов, огромного экономического потенциала, огромной территории, наконец - обладатель ядерного оружия, - вновь находится накануне реформ и модернизации. Такой видится Россия 2000 года, на рубеже двух тысячелетий.

Последние 10 лет некоторые ученые, публицисты, историки называют очередной "смутой" на Руси. Но в истории нашей страны после периодов смут и неудач всегда наступали времена новых успехов и подъема: порукой тому - весь многовековой опыт русской истории.

К середине 80-х годов в социально-экономической и политической сферах жизни советских республик наблюдались кризисные явления. Очевидным стало безнадёжное отставание социалистического общества от более развитых стран мира. Для того чтобы избежать окончательного краха и улучшить ситуацию в стране, правительством СССР были проведены экономические реформы 1985-1991 гг.

Предпосылки к реформированию

В 80-х годах экономика оказалась на грани развала. По всей стране наблюдалось замедление темпов ее развития, а в некоторых отраслях народного хозяйства произошёл сильный спад уровня производства. Неэффективность социалистических методов хозяйствования выразительней всего проявлялась в машиностроении, металлургии, металлообрабатывающей промышленности и других отраслях. Хоть в 1985 г. на территории СССР производилось около 150 тысяч тонн стали, что было больше, чем в США, металла стране всё равно не хватало. Причина этого заключалась в несовершенной технологии его плавления, при которой большая часть сырья превращалась в стружку. Ситуацию усугубляла бесхозяйственность, из-за которой тонны металла просто ржавели под открытым небом.

Экономические реформы СССР 1985-1991 гг. были необходимы не только из-за проблем в сфере тяжёлой промышленности. В начале 80-х годов в Советском Союзе провели оценивание машин и станков отечественного производства. Из всех проверенных объектов, а их оказалось около 20 тысяч, третья часть была признана технически устаревшей и непригодной к эксплуатации. Некачественное оборудование подлежало снятию с производства, но его по-прежнему продолжали выпускать.

Несмотря на то что Советский Союз особое внимание уделял развитию оборонной промышленности, она тоже оказалась неконкурентоспособной на мировом рынке. Когда на стыке 70-80-х годов во всём западном мире происходила микропроцессорная революция, в СССР огромные средства шли на поддержание гонки вооружений. Из-за этого не выделялось достаточное количество средств на развитие науки и техники. Советское общество всё больше стало отставать от западного по уровню технологического и промышленного развития.

Политические и экономические реформы 1985-1991 годов назрели также и из-за падения реального уровня жизни населения. По сравнению с концом 60-х годов к 1980 г. снизились почти в 3 раза. Советскому человеку всё чаще приходилось слышать слово «дефицит». Все сферы жизни поразили бюрократизм и коррупция. Происходило падение морали и нравственности простого человека.

Приход к власти Горбачёва

Весной 1985 года генсеком стал Михаил Горбачёв. Понимая, что экономика страны находится на грани краха, он провозгласил курс на её реформирование. По телевидению зазвучало новое для советских людей слово «перестройка», смысл которого заключался в преодолении застойных процессов, создании эффективного и надёжного механизма управления, направленного на улучшение и ускорение развития в социальной и экономической сферах жизни.

Этапы экономических реформ 1985-1991 годов

Реформирование советской экономики можно условно поделить на несколько этапов.

  1. В 1985-1986 годах советское правительство во главе с Горбачёвым пыталось сохранить социалистическую систему путём форсирования темпов развития переоснащения машиностроительной отрасли и активизации человеческих ресурсов.
  2. В 1987 г. началось проведение экономической реформы. Её смысл заключался в сохранении централизованного управления при переходе от административных методов к экономическим.
  3. В 1989-1990 годах объявили курс на постепенный переход от социалистической модели экономики к рыночной. Была разработана антикризисная программа «500 дней».
  4. В 1991 г. провели денежную реформу. Восстановление экономики оказалось под срывом из-за непоследовательных действий правительства.

Политика ускорения

Экономические реформы 1985-1991 годов начались с провозглашения курса на ускорение развития страны. Осенью 1985 г. Горбачёв призвал руководителей предприятий организовать многосменный режим работы, внедрить в практику социалистические соревнования и следить за соблюдением трудовой дисциплины на производстве, улучшать Эти действия, по мнению Москвы, должны были позитивно отобразиться на повышении производительности труда и ускорении социально-экономической сферы жизни всего СССР. Приоритетная роль отводилась машиностроительной отрасли, продукцию которой планировалось использовать для переоборудования народного хозяйства.

Объявленный М. Горбачёвым курс на ускорение подразумевал значительное увеличение экономики. До 2000 г. советское руководство планировало удвоить производственный потенциал и национальный доход государства, поднять в 2,5 раза производительность труда.

При Горбачёве началась бескомпромиссная борьба с пьянством. По мнению политика и его окружения, антиалкогольная кампания должна была положительно повлиять на укрепление дисциплины и повысить производительность труда. Во многих регионах закрывались заводы по изготовлению винно-водочной продукции, безжалостно вырубались виноградники. В результате такой политики производство алкогольных напитков в СССР сократилось в 2 раза. Из-за ликвидации винно-водочных предприятий страна терпела многомиллионные убытки. Нехватка денег в государственном бюджете привела к задержке зарплат. Чтобы восполнить недостающие средства, правительство приняло решение о печатании новых денег.

Экономические реформы 1985-1991 годов в СССР проявились в запрете советским гражданам получать прибыль с нетрудовых доходов. За работу по частному найму, самовольную торговлю и прочие неподконтрольные государству виды деятельности человек мог сесть в тюрьму на срок до 5 лет. Но вскоре стало понятно, что подобные меры неэффективны, и в ноябре 1986 г. появился закон, разрешающий в СССР индивидуальную трудовую деятельность.

Ускорение развития машиностроения привело к сокращению финансирования других сфер промышленности. Из-за этого из свободной продажи стали исчезать товары широкого потребления. НТР, которой в процессе перестройки уделялась особая роль, так и не получила своего развития. Кризисные явления и дальше ослабляли государство. К концу 1986 г. стало очевидно, что качественное реформирование экономики невозможно провести из-за несовершенной системы госпланирования.

Экономические преобразования 1987-1989 годов

В 1987 г. пост премьер-министра занял обещающий за полтора года стабилизировать экономику. Его правительство развернуло серию реформ, направленных на создание социалистического рынка. Отныне предприятия переводились на хозрасчёт, им предоставлялось частичное самоуправление, расширялась сфера их самостоятельности. Организации получали право сотрудничать с партнёрами из зарубежных стран, а их руководители не подчинялись больше ни рынку, ни чиновникам. Стали появляться первые кооперативы, связанные с теневыми структурами. Результат такой политики для СССР оказался неблагоприятным: правительство перестало контролировать экономику государства. Переход к социалистическому рынку стал невозможен. Экономические реформы 1985-1991 годов не принесли ожидаемых результатов.

Дальнейшие попытки восстановить экономику

Поиски выхода из кризиса продолжались и дальше. В 1989 г. советские экономисты Г. Явлинский и С. Шаталин разработали программу «500 дней». Её суть заключалась в передаче в руки частных лиц государственных предприятий и переходе страны к рыночным отношениям. При этом в документе не уделялось внимание таким проблемам, как реформирование политической системы государства, приватизация недвижимости, денационализация земельной собственности, проведение денежной реформы. Экономисты обещали, что воплощение их концепции в жизнь не отразится на материальном положении населения. Одобренная Верховным Советом СССР программа должна была вступить в силу с октября 1990 г. Но у неё был один существенный недостаток: она не отображала интересы номенклатурной верхушки. Из-за этого Горбачёвым в последний момент была выбрана другая программа, которая не смогла обеспечить переход к рыночным отношениям.

Одной из последних попыток стабилизировать экономическое положение стало проведение в 1991 г. денежной реформы. Горбачёв планировал с её помощью пополнить казну и остановить Но реформа привела к неконтролируемому росту цен и снижению жизненного уровня народа. Недовольство населения достигло предела. По многим регионам государства прокатились забастовки. Повсеместно начал проявляться национальный сепаратизм.

Результаты

Итоги экономической реформы 1985-1991 годов оказались плачевными. Вместо восстановления народного хозяйства действия правительства ещё больше усугубили ситуацию в стране. Ни одна из запланированных реформ так и не была закончена. Разрушив прежние структуры управления, власти так и не смогли создать новые. В этих условиях крах огромной страны стал неизбежным.

Обнинский институт атомной энергетики – филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский ядерный университет

«МИФИ»

Факультет заочного обучения

Доклад

По дисциплине «История» на тему:

Экономические реформы Горбачева М.С.

Выполнил

Студент группы ЭиА-с15з Лямаев С.И.

Проверил Масленников И.О.

Кандидат философских наук,

Доцент кафедры философских и социальных наук

Обнинск 2016 г.

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1 Начало перестройки ……..………………………………………………2

Глава 2. Экономические реформы 1987 г. ….…………………………………..5

Глава 3. Развал…………………………………………………………………….7

Заключение………………………………………………………………………...9

Список литературы……………………………………………………………....10

Введение.

К концу 80х годов становилось очевидным отставание СССР от ведущих мировых держав, как по темпам развития экономики, так и по качественным ее характеристикам. Перебои в снабжении населения элементарными продуктами питания никак не совпадали с лозунгами о построении в СССР развитого социализма и успешном продвижении общества к коммунизму. Застой охватил к этому времени все стороны общественной жизни. Потребность в реформировании общества превращалась в неизбежность.

После смерти Брежнева во главе партии государства встал Андропов. Он признал наличие многих нерешенных проблем. Однако, предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал с позиции сохранения и обновления системы. Деятельность Андропова была встречена в народе с симпатией, зародила в людях надежды на перемены к лучшему. В феврале 84г. Андропов умер. Главой КПСС стал Черненко. В целом продолжался курс Андропова на очищение и спасение системы. При Черненко окончательно сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве, которое выступало за более радикальное обновление общества. Его признанным лидером стал Горбачев. 10.03.85 Черненко умер, через сутки пленум ЦК КПСС избрал новым генсеком Горбачева



Тремя основными лозунгами его реформ вскоре становятся перестройка, гласность и ускорение.

23 апреля 1985 года в Москве состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Михаил Горбачев сообщил о планах реформ, направленных на ускорение социально-экономического развития страны и на котором впервые прозвучало слово «перестройка». При этом предыдущий период был охарактеризован как «застойный». [

В докладе Горбачева на XXVII съезде КПСС, прозвучавшем 25 февраля 1986 года, была провозглашена гласность («нам надо сделать гласность безотказно действующей системой»). На съезде Горбачев заговорил также о перестройке мышления (сам термин «новое политическое мышление» появился тогда же из уст Э. А. Шеварднадзе), было заявлено о развитии социалистического самоуправления народа.

«Если мы в двенадцатой пятилетке не сделаем того, о чем говорим,... то тогда многое можем потерять...» - сказал Горбачев по приезду в Киев 27 июня 1985 г.

Новое руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны . Главными его рычагами его были научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения, активизация человеческого фактора. В мае 85г. началась антиалкогольная компания. Упор делался на повышение качества продукции. Для его контроля была введена госприемка. Однако качество радикально не улучшилось. Традиционная ставка на энтузиазм работников успеха не принес.

«Женщины мне пишут: наконец-то отцы увидели своих детей, а мы мужей своих увидели.» - ответил на вопрос о винных очередях во Владивостоке Михаил Сергеевич(26.06.86г.)

Усиление эксплуатации оборудования обернулось увеличением случаев аварийности. Взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 86г. привел к катастрофическим последствиям. Руководство страны приступило к разработке первой за годы перестройки экономической реформы, которая предусматривала следующие изменения: расширение самостоятельности предприятий (хозрасчет и самофинансирование), возрождение частного сектора, отказ от монополии внешней торговли, интеграция в мировой рынок, сокращение отраслевых министерств и ведомств, признание равенства колхозов, совхозов, фермПривыкший к лозунгам и словесам прежних партийных лидеров, Горбачев тоже призывал активнее использовать "скрытые резервы", крепить трудовую дисциплину, развивать социалистическое соревнование. Низким оставалось качество выпускавшейся советской промышленностью продукции. За 1981-1984 гг. только из-за снижения цен на не отвечавшие стандартам оборудование и товары страна потеряла 12 млрд. руб. (по официальному курсу - 20 млрд. долларов). Для обеспечения более высокого качества была введена система госприемки выпускаемой продукции. Однако это в первую очередь привело к значительному росту управленческого аппарата на производстве.

Все эти традиционные шаги не дали серьезных экономических результатов. Относительное улучшение экономических показателей 1985 г. можно объяснить лишь самим энтузиазмом народа, у которого появилась новая перспектива. Необходима была и смена кадров управления экономикой, и разработка новой стратегии экономического развития. Эта работа началась после назначения осенью 1985 г. Председателем Совета Министров СССР Н. И. Рыжкова. К работе над проектом реформы были привлечены известные экономисты - Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, Т. И. Заславская и др. К лету 1987 г. работа была завершена.

В период начала перестройки с 1985 по 1986 гг. существенных изменений в организации управления страной не было. В регионах власть, по крайней мере, формально, принадлежала Советам, а на высшем уровне – Верховному Совету СССР. Но, в этот период уже слышались заявления о гласности и борьбе с бюрократией. Постепенно начался процесс переосмысления международных отношений. Значительно уменьшилась напряженность в отношениях СССР – США.

С самого начала "перестройки" лидеры страны объявили о социальной ориентации реформ. Предполагалось в течение пяти лет в 3 раза сократить применение ручного труда. С учетом роста цен планировалось увеличить почти на 30% зарплату работникам производственной сферы. За счет снятия ограничений с развития подсобного хозяйства предполагалось уравнять доходы горожан и крестьян. Через общественные фонды потребления доходы на душу населения должны были увеличиться еще на 600 руб. в месяц.

Особое внимание намечалось уделить развитию образования и здравоохранения, расширению культурно-просветительных учреждений, в первую очередь на селе (за пять лет предполагалось построить в сельской местности более 500 районных дворцов культуры и 5,5 тыс. клубов).

Однако нарастание экономических трудностей сделало невозможной реализацию этих планов. Единственное, чего удалось достичь - опережающего возможности производства роста заработной платы. Ее размер увеличился со 190 руб. в 1985 г. до 530 руб. в 1991 г. В то же время сокращались объемы производства важнейших товаров. В результате неудовлетворенный спрос населения на товары и услуги в 1990 г. составил 165 млрд. руб. (275 млрд. долларов по официальному курсу). Их дефицит привел к введению "визитных карточек покупателя", купить без которых что-либо было практически невозможно.

« Возьмем продовольственную проблему. Ситуация здесь улучшается. ... Политбюро считает так: у нас есть реальные возможности для того, чтобы в ближайшие 2-3 года серьезно изменить ситуацию с продовольственным снабжением» - Горбачев на пленуме в июне 1987

Разработчики преобразований исходили из идеи сохранения плановой экономики. Тем не менее они предполагали внесение серьезных изменений в существовавшую экономическую модель. В общих чертах предусматривалось: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики (на начальном этапе - через деятельность кооперативов в сфере услуг и производства товаров народного потребления); отказ от монополии внешней торговли; более глубокая интеграция в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств; признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств); закрытие убыточных предприятий; создание коммерческих банков.

Ключевым документом реформы стал принятый тогда же "Закон о государственном предприятии", предусматривавший значительное расширение прав предприятий. Им, в частности, разрешалось вести самостоятельную экономическую деятельность после выполнения обязательного государственного заказа. Однако, воспользовавшись этой оговоркой, министерства устанавливали госзаказ практически на весь объем производства.

Централизованной оставалась и система снабжения предприятий материальными ресурсами. Государственный контроль сохранялся и над системой ценообразования. Все эти условия не давали предприятиям реальной возможности вести самостоятельную экономическую деятельность.

Тем не менее одним из немногих реальных результатов реформы 1987 г. стало начало формирования частного сектора в экономике. Но шел этот процесс с огромным трудом, так как для него был необходим первоначальный капитал. Ограничена была и разрешенная сфера деятельности частных предпринимателей: она разрешалась лишь в 30 видах производства и сферы услуг, где государство не могло само удовлетворить потребностей населения. Все это вело к тому, что началась легализация "теневой экономики", в которой заметное место занимали и представители номенклатуры, скопившие немалые средства на коррупции и казнокрадстве. По самым скромным подсчетам, ежегодно частный сектор "отмывал" до 90 млрд. рублей.

« ...одной из главных трудностей перестройки является ее декларативный характер. Объявили о ней без достаточного анализа причин возникшего застоя, анализа современной обстановки в обществе, без глубокого анализа в разрезе истории допущенных партией ошибок и упущений...» - Ельцин Б.Н.

«...с чем я не могу согласиться,... что объявили мы о перестройке без достаточного анализа...» - ответил Горбачев ему на конференции в июне 1988 г.

Со временем стало ясно, что без перехода к рыночной экономике не обойтись. Горбачев согласился на поэтапный переход к рынку. На первом этапе предполагалось перевести часть предприятий на аренду, обеспечить демонополизацию экономики, начать разгосударствление собственности (если в 1970 г. удельный вес государственной собственности составлял 80%, то в 1988 г. - уже 88%). Это были правильные ориентиры, тем более что преобразования можно было проводить под контролем государства. Однако реализация большинства этих мер была отложена до 1991-1995 годов.

В сельском хозяйстве ситуация складывалась еще более неблагоприятно. Даже первый опыт передачи в аренду земли и создания фермерских хозяйств показывал, что можно в короткий срок добиться высоких результатов. Архангельский фермер Н. Сивков с двумя помощниками сдавал молока и мяса больше, чем целый совхоз, в котором он раньше работал. Не решившись на передачу крестьянам земли в частную собственность, Горбачев разрешил 50-летнюю аренду земли у колхозов и совхозов (которым она была еще в 30-е гг. передана в вечное пользование). Но те не спешили поддерживать возможных конкурентов. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Не получили хозяйственной самостоятельности и сами колхозы и совхозы, по-прежнему опутанные мелочной опекой местных властей.

На фоне жесткой политической борьбы в этот период перестройки Горбачева начинается раскол и в сфере интеллигенции, среди деятелей искусства. Если часть их была критически настроена по отношению к происходящим в стране процессам, то другая часть оказывает всестороннюю поддержку Горбачеву. На фоне невиданной то этого времени политической и социальной свободы значительно уменьшаются объемы финансирования, как искусства, так и науки, образования, многих отраслей производства. Талантливые ученые в подобных условиях уезжают работать за рубеж, или же превращаются в бизнесменов. Множество НИИ и КБ прекращают свое существование. Развитие наукоемких отраслей замедляется, а позже и совсем останавливается. Пожалуй, ярчайшим примером этого может стать проект «Энергия – Буран», в рамках которого был создан уникальный космический челнок многоразового использования «Буран», совершивший единственный полет.

Материальное положение большинства граждан постепенно ухудшается. Так же, происходит обострение межнациональных отношений. Многие культурные и политические деятели начинают говорить о том, что перестройка изжила себя.

Ни одно из предложенных властями экономических нововведений так и не заработало.

На рубеже 1980-1990-х гг. началось резкое сокращение производства мяса, сыров, сахарного песка и других продуктов питания. Продовольственный дефицит принял катастрофические масштабы - чтобы купить, например, курицу или десяток яиц, нужно было отстоять в очереди три-четыре часа. Стремительное падение уровня жизни населения с лета 1989 г. при­вело к росту забастовочного движения по всей стране. Власти стремились ослабить социальную напряженность массовыми закупками продовольствия за границей.

«Очереди везде... Проблема приобрела настолько острый характер, что мы должны заняться ею основательно и навести здесь надлежащий порядок.» - Горбачев 29.07.88 г.

За шесть лет золотой запас страны сократился в десять раз и составил 240 т. Вместо привлечения инвестиций начались крупные заимствования за границей. Внешний долг СССР к лету 1991 г. значительно увеличился.

Поскольку союзное правительство затягивало решение экономических проблем, республики Союза начали разрабатывать собственные программы экономических преобразований. После принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) правительство Российской Федерации поддержало разработанную группой экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским программу "500 дней". За этот короткий срок она предполагала провести приватизацию государственных предприятий, значительно ограничить экономические полномочия Центра.

После отказа Горбачева одобрить эту программу правительство РСФСР заявило, что начнет ее реализацию в одностороннем порядке. Причем это означало уже не частичное обновление прежней экономической системы, а ее полный демонтаж. Борьба вокруг содержания, темпов и методов реформы экономики вступила в решающую фазу.

«...мы с серьезным опозданием занялись анализом и оценкой финансового положения страны
...все мы не знали хорошо страну, в которой живем
...многие решения принимались без должного учета... возможностей экономики
...все оказалось гораздо сложнее, чем МЫ думали, чем казалось на первом этапе» - говорил Горбачев на пленуме в апреле 1989 г.

Заключение

Главными причинами неудач экономических реформ периода "перестройки" стали: непрерывные корректировки уже принятых решений в области экономики; промедление в осуществлении преобразований; начало демонтажа прежней вертикали управления экономикой без создания новых механизмов управления; отставание процессов экономического реформирования от быстрых перемен в политической и духовной сферах жизни; обострение проблемы национального сепаратизма и ослабление роли Центра; активизация политической борьбы вокруг путей экономического развития страны; утрата населением веры в способность Горбачева добиться реальных перемен к лучшему.

Последствия перестройки крайне неоднозначны и многоплановы. Безусловно, получение обществом социальных и политических свобод, гласность и реформирование планово-распределительной экономики являются положительными моментами. Однако, процессы, происходившие в период перестройки в СССР 1985 – 1991 гг., привели к распаду СССР и обострению тлевших долгое время межнациональных конфликтов. Ослаблению власти, как в центре, так и на местах, резкому снижению уровня жизни населения, подрыву научной базы и так деле. Несомненно, итоги перестройки и ее значение еще не раз будут переосмыслены будущими поколениями.

Список используемой литературы:

1. http://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid=166&subid=71

2. http://cyclowiki.org/wiki

3. http://xn--90abr5b.xn--p1ai/wiki/doku.php?id=examination:history:question68

4. http://historykratko.com/perestroyka-gorbacheva-i-ee-itogi

5. http://www.wiz-aut.narod.ru/L059_gorbachev_citations.htm

I.Реформы М.С. Горбачева.

1.Причины перестройки

К середине 80-ых годов, социализм, как общественно-экономическая система полностью исчерпала себя. Советская страна впала в глубокий социально-экономический и культурно-моральный кризис. По основным показателям качества и уровня жизни: ее продолжительности, смертности, в т.ч. детской, обеспечения населения товарами и услугами СССР оказался далеко позади не только развитых капиталистических стран но и многих развивающихся государств. Даже по официальным данным, производительность труда в промышленности Советского Союза в 2 раза ниже, чем в американской, а в сельском хозяйстве в 4 раза ниже. Реальное же положение было гораздо более тяжелым.

Для сравнения, один работник в США на тот момент производил: 54,7 т. зерна, 4570 кг. Мяса, 11,8 т. молока в год. В СССР же соответственно: 4,5 т., 320 кг., и 2.8 т..

Также отрицательно сказывалась на экономике практически полное отсутствие компьютеризации в СССР. Количество компьютеров в США на тот момент- 800 тыс.,

СССР- 50 тыс. Отсталая, неэффективная советская экономика захлебывалась под бременем гигантских военных расходов. Они пожирали 1/5 часть валового национального продукта.

Численность советской армии на тот момент – 4,5 млн. человек (самая большая армия в мире).

При всем этом налицо был кризис общественной и культурной жизни.

Тогда ему было 54 года. Родился он на Ставропольщине, в крестьянской семье, окончил юрфак МГУ и Ставропольский сельскохозяйственный институт. М.С. Горбачев прошел весь путь комсомольского партийного функционера- от секретаря Ставропольского горкома ВЛКСМ до члена Политбюро и президента СССР. Начальный этап деятельности нового руководства страны во главе с М.С. Горбачевым (апрель 1985-1986 гг.) характеризуется попыткой модернизировать социализм, отказаться не от системы, а от ее наиболее нелепых и жестоких сторон. Речь шла об ускорении социально-экономического развития страны. В это время была выдвинута концепция перестройки хозяйственного механизма, которая заключалась в том, чтобы расширить права предприятий, их самостоятельность, внедрить хозрасчет, повысить заинтересованность трудовых коллективов в конечном результате своего труда. В целях повышения качества выпускаемой продукции была введена госприемка. Стали проводиться выборы руководителей предприятий.

2.Антиалкогольная реформа

Изначальная задумка реформы была весьма положительной- уменьшить количество потребляемого алкоголя на душу населения в стране, начать борьбу с пьянством. Но в результате слишком радикальных действий этом направлении антиалкогольная кампания привела к таким результатам:

· Антиалкогольная кампания Горбачева и последующий отказ от государственной монополии привели к тому, что большая часть доходов ушла в теневой сектор. В 90-е годы немало стартовых капиталов было сколочено частниками на "пьяных" деньгах. Казна же стремительно пустела.

· Вырубка ценнейших виноградников, в результате этого исчезновение целых секторов промышленности в некоторых республиках СССР (Грузия и т.д.)

· Рост наркомании, токсикомании, самогоноварения

· Много миллиардные убытки бюджета

3. Кадровые реформы в правительстве

В октябре 1985 года Председателем Совета Министров СССР был назначен Н.И. Рыжков. В декабре 1985 года секретарем московского городского комитета партии стал Б.Н. Ельцин. Министром иностранных дел вместо Громыко стал Э.А. Шеварднадзе. В высшую партийную иерархию выдвинулись: А.Н. Яковлев, А.И. Лукьянов. Фактически 90% старого брежневского аппарата было заменено новыми кадрами. Сменился практически весь состав Президиума Совета Министров СССР.

4.Общественные и социальные реформы

В это время началась общая демократизация жизни в стране. Прекратились политические преследования. Ослаб гнет цензуры. Из тюрем и ссылок возвращались такие видные люди, как: Сахаров, Марченко и т.д.. Политика гласности, начатая новым советским руководством, резко изменила духовную жизнь людей. Возрос интерес к печатным изданиям, радио, телевидению. Только за 1986 г. газеты и журналы приобрели более 14 млн. новых читателей. Политика гласности подготовила почву для подлинной свободы слова, печати, мысли, что стало возможным только после крушения коммунистического режима.

5.Реформы во внешней политике

В ходе встречи М.С. Горбачева с президентом США Рональдом Рейганом в ноябре 1985 года стороны признали необходимость улучшения советско-американских отношений и оздоровления международной обстановки в целом. Заключены договоры СНВ-1,2. Заявлением от 15 января 1986 года М.С. Горбачев выдвинул ряд крупных внешнеполитических инициатив:

· Полная ликвидация ядерного и химического оружия к 2000 году.

· Строгий контроль при хранении ядерного оружия и уничтожении его на местах ликвидаций

Во время визита Михаила Сергеевича в Индию была подписана Делийская декларация о принципах свободного от ядерного вооружения и ненасильственного мира.

6.Реформы политической системы СССР

Борьба за политическую реформу, методы ее проведения развернулась на XIX всесоюзной партийной конференции летом 1988 г. К этому времени актвизировались противники перестройки. Еще в марте 1988 г. в газете ЦК КПСС “Советская Россия” статья преподавателя одного из ленинградских вузов Нины Андреевой “Не могу поступиться принципами”, направленная против демократических преобразований, зовущая назад, к Ленину и Сталину. На съезде также были попытки консерваторов переменить мнение большинства делегатов в свою пользу, но они ни к чему ни привели. 1 декабря Верховный совет СССР принял 2 закона “Об изменениях и дополнениях Конституции СССP” и “О выборе народных депутатов СССР” По первому из них высшим органом власти становится Съезд Народных Депутатов СССР, состоящий из 2250 депутатов. Заседание должно было проводиться 1 раз в году. На нем избирался Верховный совет СССР. Второй закон определял порядок выборов народных депутатов СССР. Новые законы имели множество недостатков, но были значительным шагом вперед к освобождению от тоталитаризма и однопартийной системы. 26 марта 1989 года прошли выборы народных депутатов СССР. Май-июнь 1989 года – 1-ый съезд народных депутатов начал свою работу.

В него вошли:

Межрегиональная депутатская группа (Сахаров, Собчак, Афанасьев, Попов, Старовойтова)

Депутатская группа “Союз”(Блохин, Коган, Петрушенко, Алкснис)

Депутатская группа “Жизнь”

И другие.

Завершающим этапом в сфере реформ политической системы можно назвать III съезд народных депутатов СССР, на котором Горбачев был избран президентом СССР, а также внесены некоторые поправки в Конституцию (отменена 6-я статья).

7.Экономическая реформа

К середине 1990г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием “500 дней”, созданная под руководством молодого ученого Г. Явлинского. Свою программу предложило и правительство СССР. Программы отличались в основном по степени радикализации и решимости. 500 дней нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности. Правительственная программа не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный сектор в экономике, всепроникающий контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов. Президент отдал предпочтение программе правительства. Ее реализация началась в январе 1991 года, с обмена 50 и 100 рублевых купюр в целях изъятия денег, приобретенных с точки зрения властей незаконным путем, а также уменьшения давления денежной массы на потребительский рынок. Обмен проходил в сжатые сроки. В сберкассах выстраивались огромные многочасовые очереди. Люди должны были доказывать законность своих сбережений. Вместо планируемых 20 млрд. рублей, правительство получило от этой операции только 10 млрд. рублей. 2 апреля 1991 года, были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги. Произошло падение жизненного уровня населения. По данным ООН, к середине 1991 года СССР по этому показателю занимал 82-е место в мире. Официальное решение советского руководства о переходе к рыночной экономике позволило наиболее предприимчивым и энергичным людям создавать первые в стране легальные частнопредпринимательские фирмы, торговые и товарные биржи. В стране появился и стал реализовываться слой предпринимателей, хотя существовавшие законы не позволяли им развернуть свою деятельность по производству товаров. Основная масса частных капиталов находила свое применение в сфере торговли и денежного обращения. Процесс приватизации предприятий проходил крайне медленно. Вдобавок ко всему наблюдалось появление безработицы, преступности, рэкета. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катас­трофическом положении. Ускорялось падение производ­ства. Национальный доход по сравне­нию с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государст­венного бюджета, т. е. превышение государственных рас­ходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). На­растание денежной массы в стране грозило потерей кон­троля государства над финансовой системой и гиперинф­ляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Неудачи в экономике все более подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с Горбачевым.

8.Итоги “Горбачевской эпохи”

Последние несколько лет существования Советского Союза, наверное, самый дискуссионный этап развития страны. По-разному интерпретировали произошедшие в эти годы изменения не только непосредственные участники событий, такие как М. С. Горбачев, А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачев, В. А. Крючков, Н. И. Рыжков, но и профессиональные историки И. Я. Фроянов, Р. А. Медведев, В. В. Соргин, Дж. Боффа и многие др. Нет определенного согласия даже по вопросу названия этого периода отечественной истории.

В публицистике за ним твердо закрепилось название «перестройка», или «горбачевская перестройка». Многие ученые тем не менее не спешат присоединяться к журналистам и политикам, а слово «перестройка» если и употребляют, то в кавычках. Дискуссионен вопрос и о периодизации развития страны в 1985–1991 гг. Чаще всего исследователи выделяют два этапа перестройки . Первый этап, продолжавшийся примерно до 1988 г., – это время, когда официально перестройка была направлена на совершенствование существовавшей в СССР политико-экономической системы.

Второй этап охватывает время с 1988 но 1991 г. В эти годы перестройка уже открыто переходит на путь слома прежних экономических, политических и социальных институтов, поиска новых. Но этот подход далеко не единственный. Иногда в качестве самостоятельного периода перестройки выделяют 1985–1986 гг., когда в качестве основных целей провозглашались ускорение темпов развития и научно-техническая революция, и когда собственно о перестройке еще не говорилось.

Начало политики ускорения было декларировано 23 апреля 1985 г. на Пленуме ЦК КПСС. Планировалось удвоить к 2000 г. национальный доход, а темпы его прироста должны были увеличиться с 3,1% в 1981–1985 гг. до 5% в 1986–2000 гг. Предполагалось резко увеличить ресурсосбережение экономики, ее наукоемкость. Ставилась задача обеспечить 75–80% прироста потребления сырья и энергии за счет их экономии. Для этого предусматривалось опережающее в 1,7 раза развитие машиностроения по отношению к прочим отраслям экономики. Сворачивались долгострои. Увеличивалось инвестирование. Проводились другие мероприятия стабилизационного характера.

Вместе с тем в эти годы был предпринят ряд шагов, серьезно сказавшихся на положении всей экономики. Прежде всего следует отметить, что развитие тяжелой промышленности не было сбалансировано. Стране было не под силу выполнить эти планы. Колоссальные финансовые и материальные ресурсы были растрачены впустую. Другим ударом по экономике становится так называемая антиалкогольная кампания. О ее разрушительных результатах для некоторых отраслей легкой промышленности говорили и противники, и даже сторонники перестройки.

Уничтожение виноградников привело к ощутимым потерям для бюджета. Критикам антиалкогольной кампании Горбачев отвечал, что «в коммунизм на водке не въехать», но как залатать бюджетную дыру, которая только на начальном этапе антиалкогольной кампании должна была составить не менее 5 млрд рублей, никто не разъяснил. Антиалкогольная кампания привела к созданию в стране дефицита сахара и некоторых продуктов кондитерского производства, что создавало социальную напряженность и серьезный дисбаланс в экономике. Значительная часть сахара и сахарной свеклы была задействована для производства самогона. Антиалкогольная кампания в СССР (так же, как в свое время сухой закон в США) способствовала обострению криминальной обстановки и росту организованной преступности.

Стало очевидно, что первоначально объявленные цели реформ в принципе недостижимы, а меры, принятые для их осуществления, разрушительны. Тем не менее в этих условиях руководство страны берет курс на радикализацию экономических преобразований, которые теперь должны были получить дополнительный импульс за счет демократических изменений в политической надстройке советского общества.

Гласность. Многие ученые как в нашей стране, так и за рубежом сходятся во мнении, что основным орудием, сделавшим возможным проведение в СССР горбачевской перестройки, становится политика гласности. Гласность в понимании многих является своего рода синонимом перестройки, ее главным и единственным позитивным достижением. Большую роль гласности отводили и такие лидеры проводившихся во второй половине 1980-х гг. преобразований, как А. Н. Яковлев, А. А. Собчак, М. С. Горбачев.

Первоначально гласность провозглашалась фундаментальным условием существования социализма, а позже она сыграла важную роль в его демонтаже. Как целенаправленная политика, гласность стала внедряться не сразу. Группа реформаторов, ставшая во главе советского государства, первоначально вынуждена была скрывать свои планы от господствующего слоя партийных кадров. Настроенные консервативно, они могли стать серьезной преградой в осуществлении перестройки. Но уже в 1987 г. ситуация начинает меняться.

Курс на гласность, поддержанный горбачевской командой реформаторов, начинает решительно пробивать себе дорогу. Для его продвижения в советскую действительность была задействована вся мощь агитационно-пропагандистской машины КПСС и активность поддержавших перестройку общественных слоев.

Важной особенностью гласности становится ее обращенность в прошлое. Именно там публицисты и политики искали и находили зоны, прежде закрытые от внимания общественности. В таких изданиях, как «Московские Новости», «Огонек», «Московский комсомолец», «Новый мир», «Аргументы и факты», «Известия», начинают публиковаться многочисленные материалы, разоблачающие эпоху Сталина. Аналогичную роль на телеэкранах играла передача «Взгляд», в которой шли эксперименты по формированию телевидения нового типа, в корне отличающегося от прежних советских образцов.

На волне политики гласности выдвинулись такие публицисты и политики, как Ю. Афанасьев, А. Собчак, Г. Попов, О. Лацис, Н. Шмелев и многие др. Как и хрущевская «оттепель», горбачевская перестройка разворачивалась под лозунгами десталинизации. Но со временем перестройка пошла значительно дальше. Постепенно тон публикаций становится более жестким.

Не ограничиваясь эпохой Сталина, политика гласности развивается вглубь времени, стремится показать связь сталинизма с Октябрьской революцией. Критике подвергаются даже более ранние периоды русской истории: эпоха Петра I, Опричнина Ивана Грозного, вновь реанимируется «норманнская теория» происхождения русского государства. На волне разоблачений и вскрытия «белых пятен истории» в стране развивается настоящий исторический бум. 1987–1988 гг. были наполнены острейшей дискуссией по вопросам прошлого нашей страны, резко увеличился приток студентов на исторические факультеты.

Переломным моментом в развитии политики гласности становится публикация 13 марта 1988 г. в газете «Советская Россия» письма Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами» . В письме подвергались сомнению некоторые проводимые реформы, а главное – попытки отвлечь внимание людей от стоящих перед обществом проблем критикой прошлого. С критических позиций в нем говорилось о возможных негативных последствиях курса реформ: развале страны, обнищании населения, нравственной деградации.

Реформаторы в публикации назывались наследниками меньшевиков Дана и Мартова, а заодно и духовными наследниками Троцкого и Ягоды. Появление письма Н. Андреевой вызвало сильную обеспокоенность сторонников реформ, назвавших его «антиперестроечным манифестом». Почти на двадцать дней критический настрой средств массовой информации явно поутих. Наоборот, стали печататься некоторые аналогичные статьи, а также письма рядовых читателей в поддержку позиции Н. Андреевой. Для поддержки политики гласности требовались срочные пропагандистские и административные меры, и они были предприняты.

Уже 5 апреля в центральном партийном органе «Правда» появляется огромная статья с характерным для той эпохи названием «Принципы перестройки: революционность мышления и действий» . Хотя автор в публикации назван не был, все были уверены, что им является ближайший сподвижник Горбачева А. Н. Яковлев. В статье содержалась гневная отповедь «врагам перестройки». Темной стороной тех дней стала настоящая травля, начатая против Н. Андреевой многочисленными изданиями. Заодно критике подвергались многие руководители, которых обвиняли в том, что они являются противниками и даже «врагами» перестройки.

В числе таких руководителей оказался секретарь ЦК КПСС Е. К. Лигачев. В разряд «врагов» перестройки он был зачислен после того, как в октябре – ноябре 1987 г. поддержал Горбачева в его борьбе с руководителем столичной партийной организации Б. Н. Ельциным. После инцидента с Н. Андреевой политика гласности проводилась уже более твердо, какая-либо консервативная критика перестройки или ее сторонников в прессе не допускалась.

Гласность окончательно ограничивалась областью истории, современность оказывалась в зоне, закрытой от критики. Позже приверженность политике гласности будет закреплена официально. В частности, выдающемуся значению гласности в жизни общества будет посвящена специальная резолюция ХIХ партконференции.

Курсом социально-экономических преобразований . Политика ускорения, провозглашенная на начальном этапе перестройки, всколыхнула все общество ожиданиями скорых перемен к лучшему. К тому же она была подкреплена целым комплексом социальных преобразований. Так, наметились меры, направленные на повышение заработной платы, пенсий, пособий и других социальных выплат. Вводились дополнительные льготы участникам Великой Отечественной войны и семьям погибших военнослужащих. Задумывалось радикально изменить ситуацию со строительством школ, детских садов, больниц и поликлиник.

Разворот экономики к человеку должна была продемонстрировать комплексная программа, направленная на прорыв в деле производства товаров народного потребления на 1986–2000 гг. Еще более амбициозной выглядела программа «Жилье-2000». Она предусматривала решение одной из наиболее болезненных социальных проблем для нашей страны. Согласно программе, каждая советская семья к 2000 г. должна была иметь отдельную квартиру или жить в собственном доме. Эти и многие другие решения руководства СССР породили явление, которое некоторые историки назвали «революция ожиданий». Она была связана с надеждой на скорейшее решение назревших проблем, укрепляла поддержку населения перестроечных процессов.

Однако революция ожиданий сыграла злую шутку с людьми, поверившими в нее. К 1989–1990 гг. оказалось, что большинство обещаний горбачевского руководства не выполнены и вряд ли будут выполнены в будущем. Это объяснялось ухудшением ситуации в экономике, которое последовало за коротким периодом некоторого улучшения макроэкономических показателей развития СССР.

Экономика страны столкнулась со многими объективными трудностями. Развитие научно-технической революции требовало крупных инвестиций. Возникала проблема их привлечения. Постепенно вместо политики перевода экономики на рельсы интенсивного развития приоритетным становится другое направление. В центре политики перестройки оказываются масштабные мероприятия, направленные на изменение в СССР отношений собственности.

Официально провозглашалась цель новой политики – пробудить инициативу граждан, скованную планово-распределительной экономикой, создать слой предприимчивых людей (класс собственников), для которых экономические реформы станут их личным делом. На первый план все чаще начинают выдвигаться такие понятия, как разгосударствление и приватизация. Идет усиленный поиск новых форм хозяйствования.

Первые реальные шаги по переделу собственности в годы перестройки были связаны с тремя законами: о нетрудовых доходах, об индивидуально-трудовой деятельности, о кооперации. Эти законы были приняты при большом сопротивлении консерваторов и сыграли ощутимую роль в нарастании перестроечных процессов. Особенно большое значение имел закон о кооперации, принятый 19 ноября 1986 г. и дополненный 26 мая 1988 г. По данным 1991 г., более 7 млн человек, т.е. 5% активного населения, было сосредоточено в кооперативном секторе. Однако кооперативное движение быстро выявило свою неоднородность.

Наряду с многочисленными служащими кооперативов, по сути игравших роль наемных работников на частных предприятиях, четко обозначился узкий слой собственников, которым и принадлежало подавляющее большинство кооперативов. Этот факт, а также беспрецедентный рост цен в сети кооперативной торговли, вызвал серьезную переоценку образа кооперативного движения в массовом сознании. Кооперативные цены были, как правило, в 3,10 и более раз выше, чем в государственной торговле. Через кооперативы шло массовое отмывание криминального капитала.

Тот же эффект вызвало и создание после принятия закона о кооперации первых в СССР частных банков. Первый кооперативный банк в СССР – «Союз-банк» – был зарегистрирован в Чимкенте (Казахстан) 24 августа 1988 г. К концу 1988 г. в СССР насчитывался 41 банк, из них 11 – в Москве и 3 – в Ленинграде. На 1 октября 1989 г. было зарегистрировано 175 банков, а к середине 1991 г. их число достигло 1500 банков.

Эйфория «банкотворчества» охватила даже общественные организации. Первым результатом этого стал Молодежный коммерческий банк, созданный ЦК ВЛКСМ. Достаточным условием для открытия коммерческого банка являлась регистрация его устава. Регистрацию банков осуществлял Госбанк СССР по согласованию с Министерством финансов СССР. В результате деятельность частных банков контролировалась недостаточно. Частные банки были мало связаны с реальным сектором экономики. Через них деньги из народного хозяйства уводились в сторону и служили питательной средой роста новых капиталистических элементов.

Существенно медленнее развивались реформы в государственном секторе экономики. Под давлением рабочих 30 июля 1987 г. был, наконец, принят «Закон о государственном предприятии». Декларировалось, что он был призван повысить политическую роль и хозяйственную самостоятельность трудовых коллективов. Основной акцент делался на хозрасчет и трудовую демократию. Однако очень скоро эти принципы были забыты, так и не став основой долгосрочной политики в деле реорганизации промышленности.

Самостоятельность государственных предприятий была задушена госзаказом и развалом хозяйственных связей. Самоуправление рабочих было задавлено бездумным администрированием. Государственные предприятия так и не были уравнены в правах с кооперативными, частными и совместными. Невосполнимый удар по промышленности нанесла непродуманность конверсионных мероприятий. Многими ожидалось, что конверсия, иными словами перевод предприятий с выпуска оборонной на выпуск мирной продукции, приведет к экономии средств, ранее уходивших на гонку вооружений и поддержание военно-стратегического паритета с Соединенными Штатами. Кроме того, простые люди верили, что мощности оборонных предприятий в сжатые сроки смогут наполнить полки магазинов дешевыми и качественными товарами народного потребления. Эти ожидания обернулись разрушением производства, свертыванием многих предприятий, бегством из промышленности грамотных рабочих, техников, инженеров, управленцев.

Аграрная реформа, направленная на развитие арендных отношений, продвигалась медленно. С 1988 по 1991 гг. арендное движение развивалось слабо: в хозяйстве арендаторов в эти годы было только до 2,5% обрабатываемых земель и скота. Обеспеченность же арендаторов техникой вообще была незначительной. Основная масса крестьянства относилась к арендаторам негативно. Правоохранительные органы отмечали множество случаев, когда сжигались дома и хозяйственные постройки арендаторов. Так, деревня отвечала на попытки внести в нее социальное и имущественное разделение: в новых условиях воскресала борьба, шедшая между личным и коллективным началом еще в период столыпинских реформ. Пресса писала о таких случаях в качестве подтверждения сопротивления консервативной массы передовым методам хозяйствования на селе.

Усиливалась экономическая изоляция отдельных районов страны, в чем следует видеть одну из причин последовавшего вскоре разрушения СССР. Результаты экономической политики в годы перестройки негативно оцениваются не только ее критиками, по и сочувственно относящимися к перестройке авторами. После короткого подъема в 1985– 1988 гг. начинается катастрофическое падение жизненного уровня большинства населения. Начиная с 1988–1989 гг. стали ощутимы трудности в сельском хозяйстве и снабжении городов продовольствием. Начинают стремительно снижаться общие показатели прироста промышленной продукции, достигнув в 1989 г. нулевого уровня, а затем в 1991 г. сократившись в среднем на десять процентов.

К лету 1991 г. усилились инфляционные тенденции в связи с очень большим бюджетным дефицитом, превысившим уже в 1988–1989 гг. 100 млрд руб., что составляло 11% валового национального продукта. В 1991 г. происходит первый за годы реформ обвал рубля с 10 руб. за доллар в начале года до 110–120 руб. за доллар в конце года. Росла внешняя задолженность. С полок стали исчезать самые различные товары. Один из лидеров последующих российских реформ E. Т. Гайдар вспоминал это время как период пустых полок, как «суровую зиму девяносто первого». Экономические просчеты в годы перестройки серьезно осложнили не только положение рядовых граждан, но и проведение позитивных реформ в последующие годы.