Приложение II

Рассказ духовной дочери (монахиня Евфимия). Написан около 26 года XX столетия

Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса! (Пс. 76, 14, 15).
Действительно, только Бог сотворил и устроил чудесным образом, что я вдруг изменила всю свою жизнь.
В 1910 году, в конце июля, я задумала отслужить двенадцать молебнов Иверской иконе Божией Матери, чтобы Матерь Божия исполнила мое желание. Надо сказать, что я тогда была только по названию христианка, хотя и причащалась каждый Великий пост, но ни в уме, ни в сердце не было у меня ничего религиозного, о духовной жизни я не имела никакого представ­ления и молилась Богу просто по привычке с детства. У меня была няня, которая заставляла меня молиться, особенно на ночь, а когда я не хотела, она говорила: «Молись, молись, а то страшный сон приснится!..» И больше я ни от кого о Боге не слышала. Так и жила, полная грехов и всякой нечистоты, когда задумала ходить в Иверскую часовню к вечерним молебнам.

Отслужив двенадцатый молебен, я возвращалась домой от Иверских ворот по Пятницкой улице. Настроение было нерадостное, какая-то тоска, предчувствие наполняли мою душу, и я, даже не замечая, где иду, вдруг повернула с Пятницкой не на Кузнецкую улицу, как обычно, а в противоположную сторону и очутилась на Полянке. Опомнилась, когда увидела на другой стороне улицы икону святого Пантелеймона с горящей перед ней лампадой. «Где же это я, - думаю, - и зачем я тут?»

Потом сообразила: это же Афонское подворье Пантелеймонова монастыря. Моя мамаша как-то рассказывала, что когда я была еще ребенком, она была здесь в часовне, и там был монах Аристоклий, который ей очень верно сказал о ее жизни.
Перешла на ту сторону, где была икона с лампадкой. Подошли две женщины. Я остановилась, не помню, для чего. Кажется, там было что-то наклеено, и я хотела прочитать. Вдруг женщины мне говорят:
- Вы тоже к старцу? Вы звонили?
- К какому старцу? Куда звонить?.. - не поняла я. - Они, не дожидаясь моего ответа, дали звонок. Вышел отец …, буду­щий отец X…, и говорит:
- Старец устал, и вы его не беспокойте. Он принимал до четырех часов, а теперь уже семь, приходите завтра!
Женщины ухватились за дверь и просят:
- Мы приезжие, мы никак не можем прийти завтра, а нам непременно надо видеть отца Аристоклия.

Тут, как молния, пролетела во мне мысль: «Ах, вот они к какому старцу. Это, наверное, тот, у которого моя мамаша была. Во что бы то ни стало, хоть умру тут в сенях, не уйду, пока не пустят меня к нему», - и, не помня себя, говорю:
- И мне нужно, обязательно нужно!
- Нет, нет. Вы приходите завтра, - говорит он.
- Не уйду, - заявляю я, - ни за что не уйду, мне необходимо, нужно его видеть.

Видно, он заметил мое необыкновенное состояние и впустил меня. Я ничего не соображала: зачем я пришла, и что буду говорить. Только ощущала, что умру, если не увижу старца. А скажи мне кто-нибудь хоть за десять минут, что я пойду к старцу, и так желать буду видеть его, я бы не поверила. Я даже была настроена против каких бы то ни было старцев или прозорливых, никогда сроду к ним не ходила. А тут - точно сила какая повлекла меня. Вхожу. Навстречу идет старичок, довольно полный, небольшого роста, с добрыми проницательными глазами.

Он серьезно сказал мне: «Идите, садитесь». Сам сел к столу. Помолчав немного и не спрашивая, что мне нужно, он взглянул на образ Божией Матери, висевший против стола, и, все время глядя на него, как бы спрашивая у него что-то, начал мне говорить. Я слушала молча и вдруг осознала, что он рассказывает мне всю мою жизнь, все мои поступки, даже - зачем я ходила к Иверской и о чем просила. У меня мурашки пошли по телу от ужаса, спазмы сдавили горло, вырвался какой-то хрип, рыдания душили, я не могла более сдерживаться, и слезы полились неудержимо. Я наплакалась вволю. Старец дождался, когда я успокоюсь, потом благословил меня иконочкой Божией Матери «Скоропослушницы» - и ласково сказал: - Ну, теперь всегда ходи ко мне. Будешь?
Я сквозь слезы ответила утвердительно и, не переставая плакать, вышла.

Не помню, как дошла домой, всю дорогу проплакала. Мамаша удивленно меня встретила: «Что ты?» Я сказала, что была у того монаха, к которому она когда-то ходила. С этого времени отец Аристоклий неотлучно был в моих мыслях. С нетерпением дожидалась я того дня, когда можно будет опять к нему пойти.

Прихожу. Народу - и не пройдешь. И в передней, и в большой комнате. Кто сидит, кто стоит. Душно. В соседнюю комнату дверь закрыта, батюшка там принимает отдельно. Потом он вышел для общего благословения. Некоторые после благословения уходили, а кому нужно было, оставались на отдельный прием. Много было больных и с детьми. К детям батюшка был особенно внимателен: всех помазывал маслом и давал просфорочки. Подошла и моя очередь.

Ну что, пришла? - обратился он ко мне и велел идти за ним в его келлию.
Там он собрал из разных мест понемногу денег, завернул их и дал мне:
- Это тебе в благословение.

Я ушла, и с этих пор переменились все мои мысли, все прежние интересы стали для меня чуждыми, совершенно ненужными. Образ старца, его добрые глаза, его любовь, особенно его нежная любовь к детям, а по временам строгие отеческие обличения, как бы выговоры, - все это поражало меня. И все это соединялось у него с такой сострадательностью и такой горестью о заблуждающихся…
Я не поняла сначала, для чего батюшка дал мне денег, ведь я служу и не нуждаюсь вообще. И только после уразумела значение этого, когда вскоре должна была начать работать дома, и, верю, по благословению батюшки ни работа, ни деньги у меня не оскудевали, и даже долг, который я не надеялась получить, был мне выплачен совершенно неожиданно.
Прихожу я раз - много народу, ждать пришлось долго. Стала прислушиваться к разговорам. Слышу: «Надо спросить старца, как он благословит». Или - одна другую звала к себе, а та отвечает: «Я не знаю, как старец благословит. Позволит ли он мне идти к вам». Наслушавшись таких разговоров, я подумала: «Что ж это они, неужели на всякие пустяки у батюшки спрашивают благословения?» Спрашиваю у одной барышни:

Вы так на все и спрашиваете благословения у батюшки, и разве всем нужно так делать?
- Можно и всем, - с улыбкой сказала она, - но духовные дети обязательно должны на все спрашивать у старца благословения, старец не любит самочиния.
- И я должна спрашивать?
- А вы не духовная его дочь?
- Нет, я никогда у батюшки не исповедовалась.
- Ну вот, если бы вы были духовной жизни и батюшкина духовная дочь, то обязательно нужно, без этого нельзя в духовной жизни.
- Мне тоже хочется.
- А вы скажите батюшке. Только он не всех принимает на духовное окормление.

Пока мы разговаривали, дошла очередь до меня. Помню, какая-то дрожь была по всему телу, ноги тряслись. Как вошла в келлию, упала ему в ножки и говорю:
- Батюшка, примите меня и научите духовной жизни, я во всем буду слушаться вас и все спрашивать.
Он молча встал, взял икону Божией Матери «Скоропослушницы», подписал ее, накрыл меня всю епитрахилью. Я чувствовала, как он меня всю благословил, прижимая икону ко мне, и говорит:
- Вот, тебе Матерь Божия отселе будет во всем помощница. Слушай все, что я тебе буду говорить, и мне все говори, а больше никому.

И батюшка отпустил меня с такой лаской и благословением, всю помазав маслом. С тех пор я стала чаще видеть старца, то в храме за обедней, то ухитрялась дома, в келии. Я просила привратника, и меня пускали с черного хода прямо к старцу, потому что мне нужно было поспешать на службу. Задумала я раз пойти пешком к преподобному Сергию с отцом … С ним много народу собиралось идти. Пошла к старцу за благословением. Он с улыбкой благословил меня и говорит:

Ведь тебе очень трудно будет идти.
- Батюшка, - отвечаю, - хоть я никоща не ходила пешком, но вы благословите, я с вашим благословением и пойду.
- Ну, если хочешь, иди. Только тебе очень трудно будет идти.
Я все-таки отправилась, не понимая силы его слов. Собралась, сделала сумочку через плечо. У мамы были совсем новые суконные башмаки, и она мне говорит:
-Ты надень мои башмаки, а то у тебя ноги опухнут, тогда они тебе в самый раз будут, а теперь стельки положи. А в своих ты не дойдешь.

Собрались мы в Кадашевском храме и после литургии и молебна пошли к Крестовской заставе. Погода испортилась, стал моросить дождь. И вдруг я, пройдя немного Мещанскую улицу, так оступилась, что на правом башмаке отвалилась подметка и висела только на каблуке. Что тут делать? Домой идти очень не хотелось, я привязала подметку к башмаку и так пошла. От ненормального движения ноги до того опухли, что не поднимались, и я ими шмыгала, а не шагала, и даже через маленькую лужицу должна была сперва одну ногу, поддерживая руками, переставить, а потом другую.

Так я дошла до Хотькова монастыря, там мне подметку как-то прибили, но ноги совсем отказались идти, и на оставшиеся двенадцать верст пришлось нанять телегу. Тогда только я вспомнила слова старца, но не раскаивалась, что пошла. И помню, впервые в жизни я так молилась, прося преподобного Сергия помочь мне в духовной жизни. Пока не пришли наши, я все время была у мощей преподобного. Ночевали мы там две ночи и уехали обратно на поезде.

Первого числа каждого месяца батюшка служил молебен с водосвятием. Народу бывало столько, что во всей квартире не найти свободного места. Стояли, сидели на полу, лежали. Многие с детьми… И батюшка в полном облачении, торжественный такой, служил с иеродиаконом и певчими. После молебна он помазывал маслом, раздавал иконочки; некоторые спрашивали совета, и он, несмотря на усталость и болезненность свою, с любовью и таким радушием всех удовлетворял, особенно посетителей с детьми. Удивительно он любил детей, разговаривать с ними начнет…
И всегда- всегда его окружали дети, были такие приверженные к нему, что никак не хотели уходить от своего батюшки. Бывало, старец идет из келлии двором, а уж народ его ожидает, он всех благословит, затем ему подадут ящик небольшой с кормом для голубей, и батюшка с молитвой им насыплет и благословит. И так каждое утро, а голуби - где только не усядутся, дожидаясь его. Потом старец входил черным ходом, и дети его уже ждали вместе со старшими, с парадного же впускались только взрослые. Сперва он принимал всех с детьми, а потом шел в большую комнату, всю заставленную иконами, наподобие часовни, для общего благословения. Батюшка изнемогал от народа, бывали дни, когда он принимал не одну тысячу человек.

Преподобный Аристоклий Афонский

Отец Аристоклий (в миру - Алексей Алексеевич Амвросиев) родился в 1846 году. Овдовев, он в 1876 году уехал на Афон и поступил в Русский Свято–Пантелеимонов монастырь. В марте 1880 года послушника Алексия постригли в монахи с именем Аристоклий. 12 декабря 1884 года его рукоположили в сан иеромонаха, а спустя два года он принял схиму.

В 1887 году иеросхимонах Аристоклий вернулся в Москву и занимался строительством Афонского подворья. Это здание на Большой Полянке сохранилось до сих пор. Заботами подвижника в нем устроили домовую церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Рядом находилась келья батюшки. Там он ежедневно принимал сотни посетителей и духовных чад.

В 1891–1894 годах преподобный Аристоклий служил настоятелем Афонской Свято–Пантелеимоновой часовни. Потом он снова нес послушание на Горе Афон. А с 1909 по 1918 год, вплоть до самой кончины, жил в Москве и по–прежнему являлся настоятелем Афонской часовни.

Преподобный Аристоклий был неутомимым тружеником на ниве духовного окормления православного люда. До последних дней земной жизни он всегда старался помочь убогим, немощным и обездоленным. Опытный старец стяжал дары прозорливости, исцеления и чудотворения. Его жертвенная евангельская любовь притягивала души самых закоренелых грешников. От него исходила удивительная благодать. Светом Христовой истины она озаряла сердца тех, кто потерял смысл жизни. После первой же встречи и беседы со старцем богомольцы не теряли с ним связи.

Приведем свидетельство современников. По совету местных врачей одна молодая женщина приехала в Москву со своим слепорожденным сыном. Больного показали лучшим специалистам. Они сделали снимки и назначили день операции. Но чрезвычайно взволнованная мать никак не решалась окончательно довериться врачам.

И вот, по Промыслу Божию, проходя мимо часовни, женщина увидела множество народа. Узнав от людей о благодатном старце, она была глубоко потрясена. И вдруг какая–то особая вера и надежда загорелась в ее скорбящем сердце. На следующий же день она пришла к батюшке вместе с сыном.

Народ подходил к старцу по очереди, но он почему–то все время пристально смотрел на вошедшую женщину с ребенком на руках. Когда подошла ее очередь, священник помазал елеем мальчику оба глаза, а матери - чело. Потом спросил: «У тебя муж–то кто?» И тотчас, не дожидаясь ответа, произнес: «Сам сатана!»

Женщина стояла, не шелохнувшись. Затем она со слезами рассказала старцу о своем бесноватом супруге, о слепорожденном сыне и о том, что привезла его в Москву для операции. Муж согласен на операцию, а она - колеблется.

Выслушав несчастную мать, батюшка благословил ее и предрек: «Мой совет тебе такой: операцию не делать, а все дни, которые ты здесь, в Москве, пробудешь, приходи сюда в часовню с мальчиком на молебен. А на будущий год опять приезжай с сыном ко мне… А потом ты ко мне приедешь с мужем».

Услышав это, женщина возразила: «Батюшка, я и подумать не смею, чтобы муж со мной приехал к вам!» «Да–да, - повторил прозорливец, - а потом с мужем и сыном ко мне приедешь». И еще раз благословив ее и мальчика, отпустил их. Женщина последовала этому совету.

На следующий год, по предсказанию старца, она пришла к нему вместе с сыном. И внешне, и внутренне женщина очень изменилась. Слова отца Аристоклия исполнились буквально. Как и прежде, накануне церковных праздников муж приходил в бешенство и избивал жену так, что тело от побоев синело. «А мне, - говорила она, - совсем не было больно». В Москву муж ее не отпускал. Она приехала тайно. Что с ней будет по возвращении, женщина даже не представляла.

Проведя в городе много недель, она ежедневно стояла в часовне на молебне, и батюшка крестообразно помазывал глаза мальчика святым маслом. При последнем помазании он благословил ребенка так: «Господь знает, кому что нужно».

И по молитвам старца свершилось чудо. Женщина приехала и с мужем, и с прозревшим сыном! Отца ребенка вели к преподобному несколько мужчин. Несмотря на их усилия, он дергался, высоко подпрыгивал, кричал и падал на пол. Наконец, он упал и лежал, как мертвый, а затем начал сильно кашлять, испуская пену и мокроту. Батюшка обильно окропил страждущего святой водой, помазал освященным елеем и благословил. Мужчина долго не приходил в чувство. Когда он опомнился, то вскочил, с воплем бросился чудотворцу в ноги и зарыдал.

А женщина с радостью поведала о чудесном прозрении сына: «Рано утром я, как всегда, читала акафист Божией Матери “Скоропослушнице” и акафист великомученику и целителю Пантелеймону. Вдруг слышу: “Мама, мама, подойди ко мне скорее!” Думаю, что случилось, почему он меня так рано зовет? Бегу к сыну, и что же - мальчик сидит на кроватке, а глазки–то открыты. Он смотрит на меня и говорит: “Мама, я тебя вижу, мам, я вижу тебя!” Я зарыдала. Прибежал отец. Это произошло в воскресенье. И вот мы приехали к вам».

Когда в больнице ребенку сделали повторный снимок его уже открытых небесно–голубых глаз, изумлению врачей не было предела. На снимке проявились кресты от помазания глаз елеем! Какое удивительное знамение Божие: сверхъестественное по природе и тем не менее зафиксированное специалистами. Оно ясно свидетельствует о богоугодной жизни преподобного. Его молитвами Господь исцеляет даже тяжелые врожденные недуги, вызванные отягощенной наследственностью или неблагоприятными факторами внутриутробного развития.

Святой Аристоклий блаженно скончался 24 августа/6 сентября 1918 года в своей келье на Полянке. Обратив молитвенный взор на любимый образ «Скоропослушницы», он трижды истово перекрестился и мирно отдал свою душу в руки Божии. Тело праведника погребли у храма «Скоропослушницы». Однако в 1923 году, чтобы уберечь могилу от поругания, гроб перенесли на Даниловское кладбище.

Чудотворения по молитвам старца продолжаются и ныне. Он помогает многим людям, в том числе автору этих строк и его близким. К почившему старцу верующие обращаются, как к живому человеку.

Известен такой случай из жизни москвички по имени Татьяна. В августе 1999 года у ее дочери произошли преждевременные роды. Срок беременности составлял пять с половиной месяцев. Недоношенная, с сильными отеками девочка весила всего 900 грамм. Четыре месяца врачи боролись за ее жизнь, а бабушка горячо молилась старцу Аристоклию. Татьяна неоднократно посещала его могилу на Даниловском кладбище и заказывала панихиды. Домой она уходила умиротворенная, уповая на заступничество праведника.

Спустя четыре месяца младенца выписали из больницы с улучшением состояния. Но через две недели опять госпитализировали с диагнозом двустороннего воспаления легких. И без того ослабленный организм не мог сопротивляться болезни. Ребенок около месяца пролежал в коме, и врачи не оставляли никаких шансов на благополучный исход.

Однако вера и надежда не покинули Татьяну. Она взывала к угоднику Божию, и ее мольба была услышана. Малышка (в крещении Тамара), вопреки всем человеческим прогнозам, полностью выздоровела. Сейчас девочке более пяти лет, и, слава Богу, она не отстает в развитии от сверстников.

В 2004 году состоялось обретение нетленных мощей святого. А 24 августа/6 сентября в Успенском соборе Кремля Святейший Патриарх Алексий II зачитал «Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия Афонского, старца Московского». В этот день Церковь и совершает память праведника. С 13 ноября 2004 года его святые мощи пребывают на Афонском подворье города Москвы.

Будем же сердечно обращаться к великому угоднику Божию, памятуя дивное апостольское изречение: «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16).

* * *

В 2007 году, через два года после выхода в свет первого тиража данной книги, одна православная женщина (назовем ее Светлана) рассказала автору этих строк поразительную историю. Расставшись с гражданским мужем, Светлана познакомилась с женатым мужчиной. Их первенец Ваня родился вне брака. Максим фактически жил на две семьи, не в силах решиться на окончательный выбор. Оба были далеки от Церкви и думали, что такое положение вполне допустимо. Однако в отношениях нарастали нервозность, напряжение…

Светлана пошла за советом к прозорливой инокине Анне из Московского Зачатьевского монастыря. Старица предупредила: «Ну, как ты не поймешь: он ведь женат. Если разобьешь его семью, может родиться больной ребенок». А про Ванечку матушка сказала, что заболеет «свинкой» 186 .

186 Кстати, именно эта детская инфекция в будущем чревата мужским бесплодием. Вот какая беда могла постичь мальчика.

Вернувшись домой, Светлана рыдала и молилась: «Господи, не наказывай ребенка за мои грехи! Если можно, позволь мне самой “расплатиться” за них». И буквально через месяц мать слегла с тяжелой формой «свинки». А потом пошли осложнения, и левое ухо перестало слышать.

Все же в 2000 году Светлана и Максим повенчались. По усердным молитвам многих православных людей болезнь обошла стороной их второго сына. Но, увы, супруг не сохранил чистоту венчанного брака. Вот после этого и сбылось предсказание старицы Анны.

Третий сын Светланы и Максима родился с синдромом Дауна и врожденным пороком сердца. Кардиохирурги настаивали на срочной операции. Мать очень переживала, много молилась, неустанно ухаживала за новорожденным. Однажды в храме она приобрела первое издание книги «Гены и семь смертных грехов», рассчитывая найти ответы на свои вопросы. Книга подтвердила опасения: дети могут страдать за грехи родителей, но подарила и надежду.

Особенно Светлану тронуло житие преподобного Аристоклия Афонского, который исцелил слепорожденного мальчика. «Если святой уврачевал врожденную слепоту, - решила мать, - то он поможет и моему сыну». Надеясь на это, мать поехала к его мощам на Афонское подворье. Она дала обет сорок дней и сорок ночей читать молитву угоднику Божию, акафист Божией Матери Скоропослушнице, перед образом которой любил молиться преподобный, и молитву целителю Пантелеймону. Кроме того, в разных монастырях Светлана заказала сорокоусты и чтение неусыпаемой псалтири о здравии.

По прошествии положенных дней Светлане была явлена милость Божия: ей удалось поговорить о своей беде с очень опытным духовником. Батюшка предрек, что сейчас операция на сердце не будет успешной. Он обещал усердно молиться о младенце в течение года. Отцу и матери малыша он посоветовал регулярно причащать его, горячо просить о нем, откладывать срок операции, а самим жить более духовно (каяться, участвовать в церковных Таинствах, подавать записки на молебны и т. д.).

Спустя год по благословению этого священника Светлана согласилась на операцию. Вопреки печальным прогнозам, все обошлось. Мать убеждена, что произошло настоящее чудо: ребенок выжил и теперь избавлен от порока сердца. Светлана не сомневается, что это милость Божия благодаря молитвам тех, кого она просила.

Воистину, «по вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29)!

Преп. Аристоклий Афонский

Святой родился в 1846 году на Урале, в благочестивой крестьянской семье Амвросиевых. Родители, Михаил и Матрона, нарекли чадо Алексеем. Вскоре Алексей потерял отца.
В десятилетнем возрасте после тяжелой болезни у мальчика отнялись ноги. Моля свт. Николая Мирликийского об исцелении сына, мать его, Матрона, дала обет уйти в монастырь, как только Алексей повзрослеет, и в этой жизни с ним больше не видеться. По молитвам матери, в день празднования Церковью памяти Святителя, 6 / 19 декабря, Господь исцелил отрока.
Обет был исполнен: когда Святому минуло семнадцать лет, Матрона приняла постриг в России, а сам Алексей отправился на Афон.
При пострижении послушнику Алексею нарекли имя Аристоклий – в честь Кипрского сщмч. пресвитера Аристоклия Саламинского. Более четверти века подвизался иеромонах Аристоклий в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе, а в середине 1880-х годов был направлен на его московское подворье. Десять лет он возглавлял подворье и был настоятелем часовни в честь св. вмч. Пантелеимона.
Стараниями Старца на Афонском подворье с 1888 года начал издаваться журнал «Душеполезный Собеседник», который рассказывал о жизни русских святогорских монахов. Благодаря его просветительской деятельности, русские монастыри на греческом острове, испытывавшие недостаток в числе братии, стали быстро пополняться новыми молитвенниками за землю Русскую, новыми подвижниками и столпами веры Христианской, среди которых был и будущий великий старец Силуан.
В 1894 году из-за ложного доноса Старцу пришлось вернуться в родную обитель на Святую Гору Афон, где его избрали казначеем и духовником монастыря, а в 1909 году имя иеросхимонаха Аристоклия (к тому времени Преподобный уже принял схиму) стояло первым в списке кандидатов в наместники.
Пятнадцать лет, пока Батюшка пребывал на Святой Горе, его духовные чада посылали письма в Синод и на Афон, умоляя вернуть им любимого пастыря. Наконец, собор духовников Свято-Пантелеимонова монастыря вновь назначил старца Аристоклия настоятелем подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве.
В 70-ти летнем возрасте Старец вернулся в Россию. К тому времени он страдал от многочисленных болезней и нуждался в преданном ему помощнике. В последние годы своего пребывания на Афоне он сблизился с послушником Ипатием (Ставровым). По просьбе старца Аристоклия послушника Ипатия постригли в монахи с именем Исаия, рукоположили и благословили помогать Старцу в Москве. Отец Исаия стал не только келейником Старца, но и секретарем, незаменимым помощником во всех делах подворья. Здания подворья на момент возвращения отца Аристоклия нуждались в ремонте, но средств не было, поскольку после его отъезда в 1894 году на Афон приход уменьшился и казна опустела.
С возвращением Старца тысячи людей вновь стали приходить в часовню. С 1909 по 1918 годы на подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря выросли два трехэтажных здания: одно для книг, в другом разместились монастырские службы и богоугодные заведения, а на третьем этаже, в одной из угловых комнат, Батюшка устроил домовую церковь в честь особо почитаемой им иконы Божией Матери «Скоропослушницы».
В Москве и далеко за ее пределами хорошо знали о даре отца Аристоклия изгонять бесов, исцелять недужных, предвидеть будущее и даже воскрешать из мертвых силою своей молитвы к Богу. Об этом оставлено немало свидетельств. Вот лишь некоторые из них.
Старец Исаия был очевидцем воскрешения по молитвам старца Аристоклия мертвой девочки. Об этом он сам рассказал после кончины Преподобного старцу Даниилу из Донского монастыря.
Однажды к отцу Аристоклию пришла женщина, неся на руках мертвого ребенка. Она поведала, что приехали они из Рязани, так как были наслышаны о чудесах Святого. Мать везла ему свою больную доченьку в надежде, что Батюшка ее исцелит. Но в дороге девочка скончалась, и теперь женщина умоляла Старца оживить дитя. Она не сомневалась в силе молитвенного предстательства отца Аристоклия пред Господом и с верою ожидала чуда. И чудо свершилось: по молитвам Святого девочка ожила и исцелилась от болезни. Мать прижимала к себе ожившее дитя и не могла найти слов благодарности, а лишь повторяла: «Дай Бог Вам здоровья, Батюшка, дай Бог Вам здоровья!»
Из воспоминаний матушки Варвары (Цветковой): «По молитвам афонского старца Божия Аристоклия в Пантелеимоновой часовне на Никольской <улице> совершалось много чудес, исцелений больных и несчастных одержимых. Батюшка принимал на Большой Полянке в Афонском подворье безконечных посетителей, жаждавших его духовных советов и руководства. Батюшка всегда утешал нас, молился и говорил, что будет.
Я часто с болью вспоминала, как за 10 дней до его кончины я была у него, и он как-то особенно тепло меня благословил: „Прощай, чадушко, прощай...“
Как-то в разговоре о судьбе России после революции, я ему сказала, что надеюсь на Белую Армию. „Нет, не надейся, – сказал Батюшка, – потому что дух не тот“. Спрашивала я его о войне, которая тогда еще не закончилась, а он ответил: „А еще и другая будет... И ты узнаешь о ней в той стране, где будешь тогда... Что оружие немецкое бряцает на границе России“. Так и случилось, в Иерусалиме мы именно эти слова и прочитали. Конечно, по-английски. Батюшка дальше сказал так: „Только ты не радуйся еще. Многие русские подумают, что немцы избавят Россию от большевистской власти, но это не так. <...> Это будет потом, потом...“ Помню, еще раньше он говорил, что я не доживу до этого времени. А Россия еще будет спасена. Много страданий, много мучений предстоит. Вся Россия сделается тюрьмой, говорил он, и надо будет умолять Господа о прощении. Каяться в грехах, и бояться творить и малейший грех. Надо всеми силами стараться творить добро, хотя бы самое малое: „Ведь и крыло мухи имеет вес, – говорил батюшка, – а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда и явит Бог милость Свою над Россией“».
Земная жизнь Cтарца закончилась 24 августа / 6 сентября 1918 года.
Первоначально старец Аристоклий был похоронен в мраморном склепе усыпальницы подворья. Однако после революции все монастырские владения подлежали национализации, а домовые церкви – ликвидации. На подворье начались обыски, аресты, конфискации. В январе 1919 года был арестован настоятель Пантелеимоновой часовни иеромонах Макарий, а в 1921 году – иеромонах Феофан. Поэтому духовные чада Старца в 1922 году приняли решение о перезахоронении его мощей. Хоронили тихо, чтобы не привлекать внимания властей. Монахи вынесли гроб с нетленным телом иеросхимонаха Аристоклия из усыпальницы, погрузили на телегу и повезли на Даниловское кладбище. Очевидцы рассказывали, что голуби, которых Старец при жизни любил кормить, слетелись со всех сторон и, кружась, образовали в небе живой крест. Этот голубиный крест сопровождал Преподобного до самой могилы.
Сейчас мощи святого Аристоклия пребывают в храме св. вмч. Никиты на Афонском подворье в Москве.

(Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846, Оренбург - 24.08.1918, Москва), иеросхим, прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых). Из мещан, был женат, жена умерла в 1876 г. В этом же году Амвросиев прибыл на Афон и поступил в Пантелеимона вмч. рус. мон-рь под духовное руководство игум. схиархим. Макария (Сушкина) и старца-духовника иеросхим. Иеронима (Соломенцева) . 11 марта 1880 г. пострижен в мантию с именем в честь сщмч. Аристоклия Саламинского, 2 дек. 1884 г. рукоположен во иеродиакона, 12 дек.- во иеромонаха, 12 февр. 1886 г. пострижен в схиму с тем же именем. Трудился в иконной мастерской. В 1887 г. направлен в Москву для исполнения послушания доверенного Пантелеимонова мон-ря на Афонском подворье (ул. Б. Полянка, д. 38). 19 дек. 1889 г. награжден набедренником. В 1891-1894 гг. настоятель часовни во имя вмч. Пантелеимона на Никольской ул. В часовню на молебны Божией Матери и вмч. Пантелеимону стекалось множество людей со всей России. По благословению, данному ранее свт. Филаретом (Дроздовым) , А. А. приезжал с афонскими святынями в дома больных и служил молебны, после чего происходили чудесные исцеления. А. А. способствовал развитию книгоиздательской деятельности подворья, рассылке правосл. лит-ры. А. А. совершал богослужения в Богоявленском, Златоустовом, Алексиевском и Чудовом мон-рях , храмах Успения Божией Матери в Казачьей слободе, св. Григория Неокесарийского и др.; принимал участие в жизни Казанского Головинского жен. мон-ря Московского у., где на средства благотворительницы Афонского подворья А. А. Смирновой был построен больничный корпус с храмом. Среди наиболее значимых пожертвований на Пантелеимонов мон-рь, собранных за 1-ю пол. 90-х гг., следует отметить колокол в 818 пудов, доставленный в афонскую обитель 31 мая 1894 г. В мае 1893 г. А. А. был награжден наперсным крестом от Святейшего Синода.

В 1895 г. А. А. вернулся на Афон и 20 дек. на большом соборе в Пантелеимоновом мон-ре был избран одним из казначеев. 15 апр. следующего года А. А. был отправлен в Москву в составе депутации от мон-ря для поздравления мч. имп. Николая II с коронацией и для проведения ревизии Пантелеимоновской часовни, после чего вернулся на Афон. В нач. 1900-х гг. старец был назначен одним из духовников братии, выполнял также послушания, связанные с приемом именитых гостей обители. В февр. 1896-го, мае 1905-го и мае 1909 г. согласно уставу Пантелеимонова мон-ря назначался кандидатом при выборах наместника игуменам Андрею, Нифонту и Мисаилу, но избран не был.

29 нояб. 1909 г. А. А. вновь был назначен настоятелем московской Пантелеимоновской часовни и заведующим московским Афонским подворьем. В 1912 г. начал строительство нового комплекса зданий подворья на участке, соседствовавшем с усадьбой на Полянке, к-рый был ранее приобретен для Пантелеимонова мон-ря тульским купцом И. И. Сушкиным, братом схиархим. Макария. Комплекс включал в себя главное каменное трехэтажное здание (д. 3 по 1-му Петропавловскому пер.), в полуподвале к-рого разместились трапезная и братские кельи, на 1-м этаже - книжная лавка и Николаевский приют, на 2-м этаже - кельи, на 3-м - кельи и домовая ц. в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (освящена 30 сент. 1918 г. свт. Тихоном , Патриархом Московским и всея России), а также трехэтажное здание, служившее складом для книг, издаваемых мон-рем, и др. хозяйственные постройки.

Главным в деятельности А. А. в этот период стало старчество . Несмотря на тяжелый недуг (бо́льшую часть жизни А. А. страдал водянкой и болезнью ног), он духовно окормлял множество людей, иногда принимая в день более тысячи чел. Особо почитали старца свт. Тихон и еп. Трифон (Туркестанов) . А. А. прославился дарами прозорливости (предвидел Октябрьскую революцию 1917 г. и Великую Отечественную войну), исцеления, изгнания бесов. В тяжелое революционное время по молитвам старца люди спасались от голодной смерти, выходили из тюрьмы, избегали расстрела. Благодаря А. А. мн. неверующие обратились к Богу.

А. А. был погребен в усыпальнице, устроенной под храмом в подвале главного дома Афонского подворья; старца отпевали еп. Трифон, еп. Арсений (Жадановский) и Можайский архиеп. Иоасаф (Каллистов) , викарий Московской епархии. В нояб. 1922 г. домовый храм Афонского подворья и усыпальница были ликвидированы, на подворье разместилось общежитие студентов Горной академии. В 1923 г. духовные дети А. А. и братия перезахоронили останки А. А. на Даниловском кладбище, близ Никольской часовни, как предсказал старец; по свидетельству очевидцев, тело его было нетленно.

Летом 2004 г. на Даниловском кладбище были обретены мощи А.

6 сентября 2004 года старец Аристоклий был прославлен в лике местночтимых святых Москвы и Московской епархии. На Божественной литургии, совершенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Успенском соборе Кремля в сослужении митр. Калужского и Боровского Климента, архиепископов Истринского Арсения, Владимирского Евлогия, Орехово-Зуевского Алексия, еп. Дмитровского Александра, московский старец был причислен к лику преподобных.

За Патриаршим богослужением было оглашено «Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского (1846-1918)».

13 ноября 2004 года святые мощи прл. Аристоклия были перенесены крестным ходом из Свято-Данилова монастыря в храм вмч. Никиты на Афонском подворье Москвы.

Лит.: Удивительный московский подвижник и целитель старец Аристоклий. М., 1997; [Миропия, схим. ]. Старец иеросхимонах Аристоклий. М., 1998; Тимкина В. А. Иеросхимонах Аристоклий: Мат-лы к житию // К Свету. 2000. Вып. 18. С. 129-171; Житие прп. Аристоклия Афонского, старца Московского. М., 2006.

Игум. Петр (Пиголь), игум. Андроник (Трубачёв)

Иеросхимонах Аристоклий Афонский (1838 — 1918)

Местночтимый святой Московской епархии. Прославление 06.09.2004

«…Сперва Бог отнимет всех вождей, чтобы только на Него взирали русские люди. Все бросят Россию, откажутся от нее другие державы, предоставив ее себе самой. Это чтобы на помощь Господню уповали русские люди. Услышите, что в других странах начнутся безпорядки и подобное тому, что и в России, и о войнах услышите и будут войны — вот, уже время близко. Но не бойтесь ничего. Господь будет являть Свою чудесную милость».

Преподобный Аристоклий Афонский


Пророчества старца Аристоклия Афонского о России и мире из воспоминаний игумении Гефсиманского Иерусалимского монастыря Варвары (Цветковой) — Конец будет через Китай, а Россия будет спасена — Краткое житие преподобного Аристоклия Афонского

«Батюшка тогда сказал, между прочим, что теперь начался суд Божий над живыми и не останется ни одной страны на земле, ни одного человека, которого это не коснется. Началось в России, а потом дальше . Ничего утешительного он не сказал, только все время мне говорил: Только не бойся ничего, не бойся. Господь будет являть Свою чудесную милость». Из воспоминаний игумении Гефсиманского Иерусалимского монастыря Варвары (Цветковой) от 19.03.1917 (Журнал «Православная Русь», 1969 № 1 (1991 №13 стр. 10)).

«Говорила я, что еще и война-то не закончилась. - «А еще и другая будет, - сказал батюшка. - И ты узнаешь о ней в той стране, где будешь тогда, что немецкое оружие бряцает на границе России… Только ты не радуйся еще. Многие русские подумают, что немцы избавят Россию от большевицкой власти, но это не так. Немцы, правда, войдут в Россию и много что сделают, но они уйдут, т. к. еще не время будет спасения. Это будет потом, потом….» Из воспоминаний игумении Варвары (Цветковой) от 16.08.1918 («Православная Русь», 1969. № 1. (1991 №13 стр. 10)).

Помню, еще раньше он говорил, что я не доживу до этого времени. А Россия еще будет спасена. Много страданий, много мучений предстоит. Вся Россия сделается тюрьмой, говорил он, и надо будет умолять Господа о прощении. Каяться в грехах, и бояться творить и малейший грех. Надо всеми силами стараться творить добро, хотя бы самое малое: «Ведь и крыло мухи имеет вес, — говорил батюшка, — а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда и явит Бог милость Свою над Россией ». Из воспоминаний игумении Варвары (Цветковой) от 16.08.1918.

Престарелая игуменья Варвара (Цветкова) в разговоре с нами паломниками в Гефсимании 1973 году вспоминала еще предсказания Старца о том, что «возрождение в России начнется после большого взрыва около реки ». После событий в связи с Чернобыльской катастрофой я вспомнил это предсказание Старца Аристоклия.
Епископ Александр (Милеант) (Светлана Девятова, «Православные старцы ХХ века»).*

Конец будет через Китай, а Россия будет спасена

«Сейчас мы пережваем предантихристово время. Начался суд Божий над живыми и не останется ни одной страны на земле, ни одного человека, которого это не коснется. Началось с России, а потом дальше .

А Россия будет спасена. Много страдания, много мучения. Надо много и много перестрадать и глубоко каяться всем. Только покаяние через страдание спасет Россию. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейшие грехи, а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией

Но сперва Бог отнимет всех вождей, чтобы только на Него взирали русские люди. Все бросят Россию, откажутся от нее другие державы, предоставив ее себе самой. Это чтобы на помощь Господню уповали русские люди . Услышите, что в других странах начнутся безпорядки и подобное тому, что и в России (во время революции — ред.), и о войнах услышите и будут войны — вот, уже время близко. Но не бойтесь ничего. Господь будет являть Свою чудесную милость.

Конец будет через Китай. Какой-то необычный взрыв будет, и явится чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не на очень долго. Крест Христов засияет над всем миром, потому что возвеличится наша Родина и будет, как маяк во тьме для всех». Пророчество Схииеромонаха Аристоклия Афонского было сделано в. 1917-18 гг.

Краткое житие преподобного Аристоклия Афонского (1838 — 1918)

Старец Аристоклий (в миру — Алексей Алексеевич Амвросиев) родился в Оренбурге в благочестивой крестьянской семье. В раннем детстве Алексей потерял отца.

В десятилетнем возрасте после тяжёлой болезни у мальчика отнялись ноги. Мать Алексея Матрона слёзно молила святителя Николая Чудотворца об исцелении сына, дав обет посвятить сына Богу, а самой, по достижении сыном иноческого возраста, уйти в монастырь.

В день празднования святителя Николая 6 декабря Алексей чудесно исцелился. Когда сыну исполнилось семнадцать лет, Матрона удалилась в монастырь.

В 1876 году, сразу после смерти жены, Алексей Амвросиев отправился на Святую Гору Афон и поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. 11 марта 1880 он был пострижен в мантию с именем Аристоклий, в честь кипрского священномученика Аристоклия Саламинского.

2 декабря 1884 года монах Аристоклий был рукоположен во иеродиакона, а 12 декабря того же года — во иеромонаха. 12 февраля 1886 года иеромонах Аристоклий пострижен в схиму без перемены имени.

В 1887 году отец Аристоклий привозил в Москву масличную ветвь с места усечения св. вмч. Пантелеимона Целителя. С 1891 по 1894 настоятель подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В те годы подворье размещалось в небольшой городской усадьбе на Большой Полянке — ее в сентябре 1879 года подарила монастырю известная благотворительница Акилина Алексеевна Смирнова.

Несколько лет отец Аристоклий возглавлял подворье и был настоятелем часовни святого великомученика и целителя Пантелеимона. Старец обладал даром исцеления и прозорливости и принимал ежедневно сотни людей, нуждающихся в помощи. Многочисленные пожертвования верующих старец раздавал страждущим, оплачивал обучение детей из бедных семей.

В 1894 году после ложного доноса старцу пришлось покинуть Москву и вернуться на Афон.

В 1909 году собор духовников Свято-Пантелеимонова монастыря вновь назначил старца Аристоклия настоятелем Афонского подворья, и с 29 ноября 1909 года старец пребывает в Москве. По возвращению старца тысячи людей вновь стали приходить на подворье.

С 1909 по 1918 на подворье были построены два трехэтажных здания. В одном из них разместилась библиотека. Другое было отдано под богоугодные заведения, а на третьем этаже, в одной из угловых комнат, батюшка устроил домовую церковь в честь особо почитаемой и любимой им иконы Божией Матери «Скоропослушница». Храм был освящен уже после смерти старца — 30 сентября 1918 года чин освящения совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон.

*http://www.f7x.ru/source/456

**http://priroda.inc.ru/blog/prorok/afonskii.html