Скачать урок основа православной культуры. Урок по опк с презентацией

Ваша помощь сайту и приходу

ВЕЛИКИЙ ПОСТ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (11) В помощь прихожанам (3 688) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (309) Буклеты, памятки и листовки (133) Видеофильмы, видеолекции и беседы (969) Вопросы священнику (413) Изображения (259) Иконы (542) Иконы Божией Матери (105) Проповеди (1 022) Статьи (1 787) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (154) Любовь, брак, семья (76) Материалы для воскресной школы (413) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (43) Дидактические материалы (73) Игры (28) Изображения (43) Кроссворды (24) Методические материалы (47) Поделки (25) Раскраски (12) Сценарии (10) Тексты (98) Повести и рассказы (30) Сказки (11) Статьи (18) Стихи (29) Учебники (17) Молитва (511) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (385) Новости (280) Новости Кинельской епархии (105) Новости прихода (52) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (80) Основы православия (3 779) Библия (785) Закон Божий (798) Миссионерство и катехизация (1 390) Секты (7) Православная библиотека (482) Словари, справочники (51) Святые и Подвижники благочестия (1 769) Блаженная Матрона Московская (4) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (98) Храм (160) Церковное пение (32) Церковные записки (9) Церковные свечи (10) Церковный этикет (11) Церковный календарь (2 464) Антипасха (6) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (14) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (7) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (8) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (4) Пост (455) Радоница (8) Родительская суббота (32) Страстная Седмица (28) Церковные праздники (692) Благовещение (10) Введение во храм Пресвятой Богородицы (10) Воздвижение Креста Господня (14) Вознесение Господне (17) Вход Господень в Иерусалим (16) День Святого Духа (9) День Святой Троицы (35) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (129) Покров Пресвятой Богородицы (20) Праздник Крещения Господня (44) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (15) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (118) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (23) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (17) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (148) Елеосвящение (8) Исповедь (32) Миропомазание (5) Причащение (23) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (34) Паломничество (241) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (35) Православное радио (66) Православный журнал (34) Православный музыкальный архив (170) Колокольные звоны (11) Православный фильм (95) Притчи (102) Расписание богослужений (60) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (111) СМИ о приходе (23) Суеверия (37) Телеканал (373) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (245) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Прп. Василия исп. (750). Сщмч. Арсения, митр. Ростовского (1772). Прп. Кассиана Римлянина (435) (память переносится с 29 февраля).

Блж. Николая, Христа ради юродивого, Псковского (1576). Сщмч. Протерия, патриарха Александрийского (457). Сщмч. Нестора, еп. Магиддийского (250). Прпп. жен Марины и Киры (ок. 450). Прп. Иоанна, нареченного Варсонофием, еп. Дамасского (V); мч. Феоктириста (VIII) (памяти переносятся с 29 февраля).

Литургия Преждеосвященных Даров.

На 6-м часе: Ис. II, 3–11. На веч.: Быт. I, 24 – II, 3. Притч. II, 1–22.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Священномученик Арсе́ний Ростовский (Мацеевич), митрополит

Свя­щен­но­му­че­ник Ар­се­ний, мит­ро­по­лит Ро­стов­ский (в ми­ру Алек­сандр Ма­це­е­вич) был по­след­ним про­тив­ни­ком цер­ков­ной ре­фор­мы Пет­ра I. Он ро­дил­ся в 1697 (по дру­гим дан­ным, в 1696) го­ду во Вла­ди­ми­ре-Во­лын­ском в се­мье пра­во­слав­но­го свя­щен­ни­ка, вед­ше­го свой род из поль­ской шлях­ты.

По­лу­чив об­ра­зо­ва­ние в Ки­ев­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии, в 1733 го­ду он был уже иеро­мо­на­хом. Вско­ре он со­вер­шил пу­те­ше­ствие в Устюг, Хол­мо­го­ры и Со­ло­вец­кий мо­на­стырь, где по­ле­ми­зи­ро­вал с за­то­чен­ны­ми там ста­ро­ве­ра­ми; по по­во­ду этой по­ле­ми­ки он на­пи­сал «Уве­ще­ва­ние к рас­коль­ни­ку»

В 1734–37 го­дах отец Ар­се­ний участ­во­вал в Кам­чат­ской экс­пе­ди­ции. В 1737 го­ду он был при­ко­ман­ди­ро­ван к чле­ну Си­но­да Ам­вро­сию (Юш­ке­ви­чу), за­ни­мав­ше­му в то вре­мя пер­вен­ству­ю­щее ме­сто в цер­ков­ной иерар­хии. Это на­зна­че­ние при­ве­ло к сбли­же­нию двух иерар­хов и опре­де­ли­ло даль­ней­шую судь­бу от­ца Ар­се­ния. По­свя­щён­ный в 1741 го­ду в сан мит­ро­по­ли­та То­боль­ско­го и всея Си­би­ри, вла­ды­ка Ар­се­ний за­щи­щал в Си­би­ри пра­ва но­во­кре­ще­ных ино­род­цев от при­тес­не­ний во­е­вод, а ду­хо­вен­ство – от вме­ша­тель­ства свет­ско­го су­да.

Су­ро­вый си­бир­ский кли­мат вред­но от­ра­зил­ся на здо­ро­вье вла­ды­ки, и вско­ре по во­ца­ре­нии Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны он был пе­ре­ве­дён в 1742 го­ду на ка­фед­ру в Ро­стов с на­зна­че­ни­ем чле­ном Си­но­да.

Стро­гий к под­чи­нен­ным, вла­ды­ка ста­но­вит­ся в рез­кую оп­по­зи­цию и к свет­ской вла­сти. Он на­ста­и­ва­ет пе­ред им­пе­ра­три­цей Ека­те­ри­ной II на уда­ле­нии свет­ских чи­нов из со­ста­ва Си­но­да, утвер­жда­ет, что Си­нод во­об­ще не име­ет ка­но­ни­че­ской ос­но­вы, и де­ла­ет вы­вод о необ­хо­ди­мо­сти вос­ста­нов­ле­ния пат­ри­ар­ше­ства. За­пис­ка вла­ды­ки «О бла­го­чи­нии цер­ков­ном» яви­лась пер­вым про­те­стом рос­сий­ской иерар­хии про­тив си­но­даль­ной си­сте­мы.

Ещё бо­лее обост­ри­лись от­но­ше­ния вла­ды­ки со свет­ской вла­стью, ко­гда в кон­це цар­ство­ва­ния Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны, за­тем при Пет­ре III и Ека­те­рине II рас­по­ря­же­ния, на­прав­лен­ные к огра­ни­че­нию мо­на­сты­рей в управ­ле­нии их иму­ще­ства­ми, вы­зва­ли силь­ное него­до­ва­ние в выс­шем ду­хо­вен­стве.

9 фев­ра­ля 1763 го­да вла­ды­ка в Ро­сто­ве со­вер­ша­ет «Чин от­лу­че­ния» с неко­то­ры­ми при­бав­ка­ми, на­прав­лен­ны­ми про­тив «на­силь­ству­ю­щих и оби­дя­щих свя­тыя Бо­жия церк­ви и мо­на­сты­ри», «при­ни­ма­ю­щих дан­ныя тем от древ­них Бо­го­люб­цев име­ния».

В мар­те вла­ды­ка по­дал два до­не­се­ния в Си­нод, ко­то­рый до­ло­жил им­пе­ра­три­це о том, что свя­ти­тель Ар­се­ний яв­ля­ет­ся «оскор­би­те­лем Ея Ве­ли­че­ства». Ека­те­ри­на пре­да­ла его су­ду Си­но­да, ко­то­рый длил­ся семь дней; вла­ды­ка был осуж­ден, низ­ве­ден в зва­ние про­сто­го мо­на­ха и за­то­чен в Ни­ко­ло-Ко­рель­ский мо­на­стырь.

Но и в ссыл­ке свя­ти­тель не пе­ре­ста­вал об­ли­чать дей­ствия обес­цер­ко­в­лен­ных вла­стей в от­но­ше­нии цер­ков­ных иму­ществ, вы­ра­жал со­мне­ние в пра­вах Ека­те­ри­ны II на пре­стол, со­чув­ствие ве­ли­ко­му кня­зю Пав­лу Пет­ро­ви­чу. Де­лу вла­ды­ки был дан ха­рак­тер по­ли­ти­че­ский, и в кон­це 1767 го­да он был ли­шен мо­на­ше­ства и при­го­во­рен к «веч­но­му за­клю­че­нию». Под име­нем «Ан­дрея Вра­ля» он со­дер­жал­ся в Ре­вель­ском ка­зе­ма­те, где и умер 28 фев­ра­ля 1772 го­да.

За сми­рен­ное пе­ре­не­се­ние скор­бей и нес­тя­жа­тель­ность, а так­же за му­че­ни­че­скую кон­чи­ну за Цер­ковь свя­ти­тель по­чи­та­ет­ся в Рус­ском на­ро­де.

При­чис­лен к ли­ку свя­тых Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре в ав­гу­сте 2000 го­да.

Молитва священномученику Арсению (Мацеевичу), митрополиту Ростовскому

О, вели́кий уго́дниче Христо́в, многострада́льне святи́телю Арсе́ние! Умилосе́рдися у́бо о мне́ гре́шнем, услы́ши сле́зное мое́ моле́ние. Не возгнуша́йся скве́рных мои́х я́зв грехо́вных. Приими́ недосто́йное мое́ хвале́ние от всего́ се́рдца тебе́ возноси́мое. И ми́лостив сотвори́ся на мои́ проше́ния к тебе́ многомо́щному засту́пнику моему́ пред Го́сподем. Умоли́ Всеблага́го Бо́га моего́ дарова́ти ду́х сокруше́ния о гресе́х мои́х, ду́х смире́ния, кро́тости и незло́бия, еще́ же вся́ за́поведи Его́ неле́ностно исполня́ти, к бли́жнему любо́вь и милосе́рдие вы́ну явля́ти. Наипа́че же и́мя Его́ Сладча́йшее в се́рдце и уме́ содержа́ти и уста́ми безбоя́зненно испове́дати. Да да́рует моли́твами твои́ми Христо́с Бо́г на́ш все́м призыва́ющим и́мя Его́ свято́е вся́ потре́бная ко спасе́нию, дабы́ во вся́кое вре́мя и на вся́цем ме́сте с любо́вию сла́вилось и́мя Всесвяты́я Тро́ицы Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

В прошлой передаче речь шла о благовести Захарии в Иерусалимском храме о рождении Иоанна Крестителя.

Сегодня мы рассмотрим текст того же евангелиста Луки, в котором повествуется о Благовещении Деве Марии.

1.26. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

1.27. к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

1.28. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

1.29. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

1.30. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

1.31. и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

1.32. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

1.33. и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

1.34. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

1.35. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

1.36. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

1.37. ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

1.38. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

(Лк. 1, 26–38)

Оба рассказа о явлении Архангела Гавриила построены по одной и той же схеме: явление ангела, его предсказание о чудесном рождении ребенка, рассказ о грядущем величии, имя, которым он должен быть наречен; сомнение собеседника ангела и дарование знака, подтверждающего слова посланника Небес. Но все же и различий в этих повествованиях тоже немало.

Если Захария встречает вестника Божиего в самый величественный момент своей жизни и происходит это в доме Божием, в Иерусалиме, во время богослужения, то сцена явления того же ангела юной девушке подчеркнуто проста и лишена всякой внешней торжественности. Это происходит в Назарете, захудалом провинциальном городке Галилеи.

И если праведность Захарии и Елисаветы подчеркнута с самого начала и весть о рождении сына дана в ответ на усиленные молитвы, то о юной Марии не говорится практически ничего: ни о ее нравственных качествах, ни о каком бы то ни было религиозном рвении.

Однако все человеческие стереотипы переворачиваются, ибо тот, чье рождение возвещено было в клубах кадильного фимиама, окажется всего лишь предтечей, вестником прихода Того, о ком было рассказано так скромно.

Евангелист Лука указывает на то, что Елисавета была на шестом месяце беременности, когда ангел явился в Назарет с благой вестью к Деве Марии. В случае с Елисаветой препятствиями для рождения были ее бесплодность и преклонный возраст, для Марии же – ее девственность.

Мы знаем, что Мария была обручена Иосифу. По еврейскому брачному закону девушек обручали будущим мужьям очень рано, обычно в возрасте двенадцати или тринадцати лет. Обручение длилось примерно год, но жених и невеста считались мужем и женой с момента помолвки. Этот год невеста оставалась в доме своих родителей или опекунов. Фактически девушка становилась женой, когда муж забирал ее в свой дом.

Иосиф, как мы помним, происходил из рода царя Давида, что было чрезвычайно важно, потому как через Иосифа и Иисус становился юридически потомком Давида. Ведь в древности юридическое родство считалось более важным, чем кровное.

С приветствием: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1, 28), – обращается ангел к Деве Марии. Автор пишет по-гречески. Вполне возможно, греческое слово «хайре» («радуйся») по-еврейски могло звучать как «шалом», то есть пожелание мира.

Как и Захария, Мария растеряна и полна смятения, вызванного и явлением ангела, и его словами. Посланник пытается объяснить Марии и успокоить ее словами: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога (Лк. 1, 30). Затем он объясняет то, что должно произойти. И делает он это через три основных глагола: зачнешь, родишь, наречешь.

Обычно имя ребенку давал отец в знак того, что он признает его своим, но здесь эта честь принадлежит матери. Иисус – эллинизированная форма еврейского имени Йешуа, что вероятнее всего переводится как «Яхве – спасение».

Выслушивая от ангела то, каким великим будет ее Сын, Мария задает естественный вопрос: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1, 34).

Этот вопрос, дорогие братья и сестры, для понимания и прост, и труден. Мария не может понять слова ангела, так как она еще не замужем (в фактическом понимании, хотя в юридическом уже имела мужа). Но Мария скоро вступит в супружеское общение, почему же она так удивлена?

Есть несколько попыток объяснить этот вопрос, и они построены на словах «мужа не знаю». Так, некоторые полагают, что глагол «знать» нужно понимать в прошедшем времени, то есть «мужа еще не познала». Из чего следует, что Мария поняла слова ангела как возвещение ей ее фактического состояния беременности.

Согласно еще одной точке зрения, глагол «знать» происходит от слова «познать», то есть вступить в супружеское общение. Святоотеческая традиция указывает нам, что Дева Мария дала обет вечного девства и ее слова нужно понимать не иначе, как «не буду знать мужа». Но некоторые ученые утверждают, что это было невозможно, так как в еврейской традиции того времени брак и деторождение были не только почетны, но и обязательны. И если встречались общины, где люди вели девственную жизнь, то в основном это были мужчины. И подобные заявления кажутся логичными. Но не будем забывать, что Бог не действует согласно человеческой логике – Он выше всего и может положить на сердце чистого человека добродетельный помысел и укрепить даже юную девушку в ее богоугодном стремлении сохранить свою непорочность.

Ярким подтверждением того, что Бог не действует в рамках физических законов природы, является ответ ангела Марии: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1, 35). Нередко приходится слышать искаженное понимание данного момента евангельской истории. Люди пытаются объяснить непорочное зачатие Девой Марией Сына Божия как литературный прием, взятый из греческих мифов, где боги сходили с Олимпа и вступали в отношения с женщинами, от которых рождались так называемые «сыны божии». Но в данном тексте ничего подобного мы не видим. Да и в Святом Духе нет никакого мужского начала, что подчеркивается даже грамматическим родом: еврейское «руах» («дух») – женского рода, а греческое «пневма» – среднего.

Иудейский Талмуд тоже пытается оспорить непорочность зачатия Спасителя, утверждая, что Иисус был незаконнорожденным сыном беглого солдата по имени Пантера, отсюда и наименования Христа в Талмуде – Бен-Пантер. Но некоторые ученые считают, что «пантер» – это искаженное греческое слово «партенос», что переводится как «дева», а значит, и понимать талмудическое выражение следует как «Сын Девы».

Сцена Благовещения заканчивается ответом Марии на весть Гавриила: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).

В этих словах заключено великое смирение молодой девушки, готовой исполнить любую волю Божию. Тут нет рабского страха, а только чистосердечная готовность служения Господу. Никогда и ни у кого не получалось, да и вряд ли получится выразить свою веру так, как это сделала Дева Мария. Но к этому нам, дорогие братья и сестры, необходимо стремиться.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

СТАРЫЕ, НО НЕ ОДИНОКИЕ СО ХРИСТОМ: Слово на Сретение Господне

С имеон и Анна – два старых человека – не видели себя одинокими, потому что жили Богом и для Бога. Мы не знаем, какие жизненные скорби и старческие недуги у них были, но для человека, любящего Бога, благодарного Богу, подобные испытания и искушения никогда не заменят самого главного – радости Сретения Христа....

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 9:07 мин. Размер 8.34 Mb)

Иеромонах Никон (Париманчук)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие

«Православная газета» г.Екатеринбург

Православие.Ru - Встреча с Православием

  • «Отдай мне эти сухари, я их за чаем съем»

    Помощь Божия от общения с о. Тихоном была всегда ощутима, т.к. ответы подкреплялись духовной милостыней, молитвой.

Храм Божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул…
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Войди с открытой головой!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею своей
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной…
Н.А.Некрасов

Дом есть не только у человека. Раковина моллюска, пчелиный улей, птичье гнездо, нора зверька - тоже дома. Но храмы есть только у людей. Человек в мире, полном зла, несправедливости, всегда хотел выделить место, где обитала бы святость (мир, свет, любовь). Таким местом является храм .

Издавна на месте будущего поселения: деревни, села, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города.

В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Что такое храм?

Храм (церковь) - культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужения и церковных обрядов.

Главная церковь города или монастыря называется собором

Задание: Записать определение «храм» и «собор» в рабочих листах.

Сегодня на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вспомним «Как правильно себя вести в храме».

Беседа с учащимися.

1. Внешние особенности храма.

Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

- У него есть купол, на котором находится крест. Храм Божий по своему внешнему виду отличается от

прочих зданий. По своей архитектуре храмы бывают разные:

  • В виде креста. Это означает, что храм посвящен Господу, распятому за нас на кресте.
  • Храм может быть виде продолговатого корабля. Это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.
  • Храм иногда устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.
  • Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо.

Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- выслушиваем предположения детей

Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

А сейчас мы выполним с вами задания

2. Изучение устройства храма.

Давайте совершим экскурсию по храму. Православные храмы строятся алтарем на восток в сторону света, где восходит солнце. Каждый храм посвящен какому-либо святому или знаменательному событию в истории нашей страны. Так мемориальными или храмами памятниками являются:

  • Храм Христа Спасителя – Москва. Построен в память о победе русского народа в Отечественной Войне 1812 года.
  • Храм Великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе
  • Знаменско-Петропавловский храм в селе Амосовка на месте Курской битвы.
  • Церковь Всех Святых на Мамаевом кургане(Волгоград) и многие другие

Самыми большими храмами нашей страны являются:

  • Храм Христа Спасителя – г. Москва
  • Исаакиевский собор – г. Санкт-Петербург
  • Крестовоздвиженский собор Николаевского мужского монастыря – г. Верхотурье Свердловской области

Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм.

Выслушиваем предположения детей

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.

Православный храм делится на три части:

  • притвор
  • собственно храм (средняя часть)
  • алтарь.

Мы входим в храм. Самая первая часть храма называется притвор .

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. В притворе дается очистительная молитва женщине по истечении 40 дней после родов, без чего она не имеет права входить в храм. В притворе, как правило, находится церковный ящик - место для продажи свечей, просфор, крестиков и икон.

Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая.

Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик (канун), здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения. В самом храме мы видим: иконы, свечи.

Алтарь отделяется от храма иконостасом - перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращенные ликами к молящимся верующим.

В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние Царские врата. Справа от Царских врат всегда икона Христа, слева – Божией Матери. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, на которой изображено событие священной истории в честь которого возведён храм. Через них невидимо выходит Сам Христос - Царь Славы в Святых Дарах.

Главнейшая часть храма - это алтарь , место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю.

Самое важное место в алтаре - престол - особо освященный четырехугольный стол. Престол - это стол прямо за Царскими дверями в алтаре, самая святая часть.

Престол означает гору Голгофу, на которой на кресте Иисус Христос принес собой кровавую жертву. Он же означает престол Божий, с которого Бог, как Царь, управляет миром. "Престол" значит "больший, важнейший из столов" (приставка пре- означает "больше", "важнее").

На престоле за литургией приносится святейшая жертва Тела и Крови Христовой, и с него преподается верующим святое причастие - святая пища.

Таким образом, престолом называют особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижнею - белою, из полотна, и верхнею - из более дорогой материи, большею частью из парчи.

Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

Входить в алтарь также могут только церковно- и священнослужители. В алтаре они облачаются в специальные одежды для службы – церковное облачение.

В православном храме нет случайных предметов, всё помогает верующим молиться, настраивает душу на молитву, создаёт особую обстановку.

Индивидуальная работа.

Давайте снова поработаем в рабочих листах.

Тип урока: ознакомление с новым материалом
Форма урока: интегрированный урок
Тема урока: «Культура и религия»
Цель урока: осмысление понятий культура, религия, православие в связи с
понятием Россия – родина, актуализация представлений о понятиях Отечество,
Родина, культурные традиции, формулирование целей изучения курса ОПК.
Задачи урока:
1.
Личностные:
Способствовать формированию духовной личности ребёнка на основах
религиозных ценностей и образцах мирового культурного наследия.
2. Воспитывать желание быть духовно красивым человеком.
Предметные:
1. Объяснить значение и связь слов «родина», «культура», «религия».
2. Познакомить с разнообразием культурных традиций.
3. Акцентировать внимание на неразрывной связи культуры России и
православной религии (храмы, иконы, книги).
4. Познакомить с происхождением и значением слова «спасибо».
Метапредметные:
1. Формировать умение слушать собеседников, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
собственную.
2. Сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой
жизни.
3. Вызывать желание бережно относится к духовным и материальным
ценностям.
Формы и виды деятельности: рассказ учителя, групповая работа с
источниками информации, работа с иллюстративным материалом, беседа, работа в
тетради (тетрадь­словарь), работа в рабочих тетрадях.
Основные термины и понятия: культура, религия, православие
Средства наглядности: иллюстрации учебника, фотографии и изображения
православных храмов, МакБуки, проектор, словарь В.И. Даля, «Толковый словарь
русского языка» С.И.Ожегова.

Ход урока:
1.Организационный момент
Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему:
­ Я желаю тебе добра;
Если тебе будет трудно, я помогу.
2. Проверка домашнего задания.
­ Как называется наша огромная страна?
­ Как ещё слова­синонимы мы можем подобрать к слову Россия?
(Отчизна, Отечество, родина)
­ О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на 1 уроке?
(о культурных традициях)
­ Кто подготовил рассказ о культурных традициях своей семьи?
3.Сообщение темы, постановка целей.
­ А теперь прочитайте тему сегодняшнего урока
(Культура и религия)
­ С какими новыми словами и понятиями мы сегодня с вами познакомимся?
(Культура, религия) на доске вывешиваются эти 2 слова и слово родина
­ Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить в
конце урока?

­ А я добавлю ещё один вопрос, на который нам предстоит ответить: связаны ли
культура и религия между собой?
4. Актуализация опорных знаний учащихся.
Учитель раздает по одному листочку на парту таблицу.
родина
культура
религия
Работа с таблицей в парах.
­ Вы когда­нибудь слышали слово культура? Приведите свои примеры.
(Поздоровались, сказали спасибо, похвалили дежурных)
­ А слово религия вам знакомо?
(Это бабушка молится, церковь)
­ О родине мы говорили на прошлом уроке.
­ Напишите, пожалуйста, что вы представляете, какие слова приходят вам на ум,
когда слышите слова «родина», «культура» и «религия»?
­ Кто готов прочитать свои слова?
Одна пара читает, другие дополняют, учитель прикрепляет слова на доску

5.Объяснение нового материала.
а) Вступительное слово учителя.
­ Ребята, вы подобрали много хороших и правильных слов, но
культура ­ это не только «волшебные слова», художественная литература,
библиотеки, выставки, музеи, музыка, концерты, театральное искусство
или какой­либо памятник архитектуры. Да и с религией не так все
просто. И сейчас мы с вами попробуем разобраться с этими большими
понятиями и с тем, как они связаны между собой.
б) Исследовательская работа с текстом учебника.
Опережающее задание
Будем внимательны к каждому слову изучаемого текста, чтобы
прокомментировать те представления, которые мы уже имеем, и добавить новые
знания.
Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих
родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не
могу выбрать Родину.
1 остановка
– Почему с такого явного отрицания начинается наш разговор о культуре и
религии?
(Не все человек может выбирать, есть что­то, что дается человеку изначально. И
это изначальное мы воспринимаем как данность, основу, как нечто драгоценное,
что призваны хранить и беречь).
Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия и это самая
большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей и с молодыми мечтами.
2 остановка
– Как названа наша страна? Как она же называлась в древности?
– Почему она страна с древней историей и молодыми мечтами? Каков возраст
Руси­России?
– А о чем вы мечтаете, когда думаете о нашей стране?
С первых дней моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг
расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды ко мне приходит понимание, что
кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя
Страна – Россия.
Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть
много общего. И мы все в чем­то зависим друг от друга.
3 остановка
Давайте выстроим цепочку слов, с помощью которых даже, может быть,
обозначено наше взросление:

Родители ** родственники ** друзья** соседи ** дом ** двор ** школа**
улица** город ** Россия (вместо ** нужно поставить стрелочки)
– Скажите, это здорово ощущать, что ты один из очень многих, живущих в
большом государстве – отечестве?
– А почему мы зависим друг от друга? В чем мы зависим?
Пятьдесят лет назад над землей взлетел один молодой и никому тогда неизвестный
летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу огромную страну. И теперь мы
с доброй гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого в мире
космонавта.
Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не
чужие.
Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие
законы. Но важнее всего – единая культура.
4 остановка
– Найдите ключевое слово в первом абзаце. (Соотечественники).
– Найдите в этом слове корень («отеч»). Слово «родина» и отечество» – это
синонимы? (Безусловно)
– Мы можем считать своими соотечественниками всех людей, все народы,
живущие в нашей стране? (Безусловно, да).
– Какими своими соотечественниками, кроме Юрия Гагарина, вы гордитесь?
Помните, что ими могут быть люди и не столь широко известные, но очень
достойные.
– А победы и беды нас как соотечественников могут объединять? Можете привести
примеры?
Итак, (рисуем в виде схемы на доске, все время спрашивая ребят и делая
записи на доске)
РОДИНА – это
земля история законы общей жизни культура
Культура – сложное понятие, которое включает все «человеческое» в окружающем нас
мире. Это все то, что делают люди и то новое, что мы вносим в мир природы. Одним из следствий
таких поступков становятся прекрасные произведения искусства. Но главное их следствие – это
развитие самого человека. И поэтому самое важное в культуре ­ это причины, по которым
человек решает совершить именно такой, своеобразно­человеческий поступок.
Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и
неправду? Ответы на эти вопросы – в мире культуры.
5 остановка
– Объясните, как вы поняли, что такое «культура»?
– Что, по­вашему, помогает отличить добро от зла, правду от неправды?
– Почему именно культура отвечает за это? (Культура как передача накопленных
ценностей, постоянное усвоение и развитие).

– Представьте на минуту, что культуру бы упразднили, предали забвению – что бы
началось?
Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить
родных людей мы учимся не только на уроках. А это тоже часть культуры.
Как надо отмечать государственный, народный или религиозный провести праздник?
Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого
человека, ухаживать за могилами предков? Это тоже вопросы культуры.
Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру
человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.
6 остановка
­ Какие составляющие, входящие в понятие «культура», вас удивили?
­ А как вы объясните утверждение о том, что свою культуру человек не выбирает?
Мы уже встречались с подобным утверждением сегодня на уроке? А как человек
может «расти» в культуре? Усвоение опыта, правил, норм, обмен впечатлениями,
получение образования).
Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и
различия в культурах даже тех народов, которые живут вместе.
И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по­разному. Например, все
люди осуждают ложь. Но один объяснит: «Не лги, потому что однажды и тебе солгут». А
другой скажет: «Не лги, потому что всякую ложь видит Бог».


Бог и по­разному представляющие себе отношения человека и Бога.
7 остановка
– Найдите в тексте объяснение поступка религиозное и без религиозное (во втором
абзаце данного отрывка).
В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём­то особых
культур, убеждений. В том числе люди, по­разному отвечающие на вопрос о том, есть ли
Бог, и по­разному представляющие себе отношения человека и Бога.
Это означает, что они относятся к разным религиям. Религия – это мысли и
поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок.
Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и
духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько
глубокой, что определяет их поведение и их культуру.
Россия когда­то стала такой большой страной именно потому, что она разрешала
людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её жители
граждане могут принадлежать к разным народам, религиям, иметь свою, своеобразную
культуру. Эти различия в культуре не только признавались, но и уважались.
Россия же стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть
разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к
разным народам и религиям.
На страницах именно этого учебника мы будем знакомиться с основами православной
культуры. Другие ребята, чьим семьям ближе другие религии, существующие в нашем
Отечестве, будут знакомиться с культурой этих религий.
Остановка 8

– Как, по­вашему, вера может определять поведение и культуру? Вера – это
система запретов или, наоборот, разрешений быть лучше, сознательно строить и
направлять свой путь в сторону добра?
– Почему различия в культуре нужно непременно уважать?
Культура, как мы узнали – это то, что отличает людей от животных. Значит, на
уроках православной культуры вы будете знакомиться еще и с самими собой. Изучать не
только внешнюю жизнь людей, - как они жили раньше и живут сейчас, что они ценят, во
что верят, на что надеются, но и познавать свой внутренний мир, душу человека. Это
называется – «самопознание».
Остановка 9
– Почему наш новый предмет может способствовать еще и самопознанию? А что
такое самопознание и что бы вы хотели узнать о себе в первую очередь?
­ А теперь напомните мне два вопроса, которые ставили в начале урока.
(Что такое культура? Что такое религия?)
­ Мы нашли ответы на них? Проверим с помощью тренажера.
г). Работа с тренажёром..
Теперь вы можете проверить себя, как усвоили этот материал.
Тренажёр. Культура и религия 1.
­ Прочитайте внимательно задание.
­ Кто справился с заданием на 100 %?
­ Что вы отнесли к понятию культура?
­ А к религии? –
­ У кого не совсем получилось, нажмите кнопку «ПОДСКАЗКА» и посмотрите, в
чём вы ошиблись.
6. Самостоятельная работа по новой теме
а) Работа с рассказом.
­ Мы с вами хорошо потрудились и нашли ответы на первые два вопроса,
заданные в начале урока. Попробуем найти ответ и на третий вопрос.
Прочитаем его ещё раз.
­ Хочу вас спросить: Каким словом в русском языке выражается
благодарность? (спасибо)
­ Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.
Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного
госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому
она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой,
благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:
­ Работай! За тебя люди молятся! ­ Женщина очень удивилась, тогда
священник спросил:
­ А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?
­ Говорят «спасибо», что же ещё?

­ Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если
тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и
позаботится о тебе.
Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала
ухаживать за ранеными солдатами.
б)Беседа по вопросам:
1. Что нового вы узнали о слове спасибо?
(Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих
людей это маленькая молитва)
Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?
Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?
2.
3.
4. Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она
действительно верила в Бога?
Женщина была верующей и переживала, что не может часто ходить в храм.
Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)
­ Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и
духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал
человек, а значит это …. (культура)
­ В настоящее время эти замечательные сооружения –церкви – считаются
культурными памятниками. Они охраняются государством. Туристы со всего мира
приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные
сооружения (рассматривание иллюстраций)
­ Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов?
­ Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются, мы узнаем
на следующих уроках.
­ А у нас в городе Гагарине есть храмы? Где они находятся? Как
называются?
­ А что находится внутри храма, созданное людьми для прославления Бога и
духовного общения с ним?
­ Давайте посмотрим на некоторые из них.
­ Только в храме находятся иконы?
­ Люди берегут иконы, хранят их, передают из поколения в поколение. Более
подробно об этом поведем разговор на следующих уроках и узнаем много историй
о том, как приобщение к иконе спасало людей.
ВЫВОД:
­ Теперь вы можем ответить на третий вопрос нашего урока: Связаны ли культура и
религия между собой?
7. Контроль.
Наш урок подходит к концу. Пришло время узнать, как хорошо вы потрудились на
этом уроке. Откройте на компьютере «Контроль» и ответьте на вопросы.
­ Кто справился со всеми заданиями?
­ Кому пока не удалось выполнить все задания на 100%?

8. Рефлексия
Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями.
Продолжите предложения:
Культура – это… Религия ­ …
10. Домашнее задание.
Прочитать статью учебника стр.6­7 и выполнить задание.
Подобрать материал о любом храме или соборе своего города (села).
Использованная литература:
Бородина А.В. Основы православной культуры – М: Издательский дом
«Покров».2003
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Государственное
издательство иностранных и национальных словарей. Москва. 1955 г.
Кураев А.В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы
православной культуры 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных
учреждений. – М: «Просвещение» 2012
Основы православной культуры. Методические рекомендации ­ М: «Новое
время». 2010
Основы православной культуры. Электронное приложение к учебному
пособию Кураева А.В.
«Словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова

Конспект урока по предмету «Основы православной культуры» (ОПК) на тему: «Доброе слово» для учащихся 4-5 класса.



Дайлиденок Любовь Евгеньевна, начинающий педагог, г.Кострома.
Описание:
материал предназначен для педагогов, воспитателей и родителей.
Цель урока:
1) Показать необходимость употребления в речи «добрых слов».
2) Формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.
3) Воспитать культуру общения.
Задачи урока:
1) Дать понятие о добрых словах как одном из способов выражения христианской добродетели «доброта».
2) Расширение кругозора знаний учащихся
3) Развивать память и коммуникативные качества ребенка


Ход урока:
Вступительное слово учителя:

Доброе слово излечит больного.
Доброе слово творит чудеса.
Доброе слово всей жизни основа
Нашей души необъятной краса.
Вы его просто в сердцах поселите.
Пусть оно там потихоньку живёт.
И не скупитесь, добро вы дарите.
Многие души то слово спасёт.
(

Знаете ли вы ребята, что доброе слово - огромная ценность.
Среди добрых слов есть настоящие бриллианты. Это те слова, которые сказаны искренне, сказаны с любовью, сказаны вовремя.
Одно или два таких добрых слова могут улучшить настроение на целый день. Могут помочь поверить в себя. Могут поддержать в сложную минуту и не дать сбиться с пути. Могут создать волю к победе и желание двигаться вперед. Добрые слова создают доверие и уважение. Они превращаются в тот клей, который объединяет команду. Каждое доброе слово - это весомый вклад на банковский счет отношений между людьми.
Тот, кто умеет говорить добрые слова - очень ценный человек.

Существует много пословиц и поговорок. Для чего же они нужны?

Пословицы не даром появляются
Без них прожить никак нельзя
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,
Порой чему-то научают,
И от беды нас берегут.

Вопрос учащимся:
Знает ли кто-нибудь из вас пословицы и поговорки про «доброе слово» или про «добро» (ответы ребят).
Вот еще несколько пословиц и поговорок о добром слове:
Где доброе слово скажется, там и добро окажется.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Добрые слова дороже богатства.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Доброе слово гнев побеждает.
Доброе слово открывает путь к сердцу.
Доброе слово дом построит.

Вопрос учащимся : Какая из пословиц вам больше по душе и почему? (ответы ребят).

В некотором царстве, в учебном государстве стояла обычная школа. В ней произошли необычные события.
- Давайте, дети, посадим несколько ростков, - предложила учительница.
- А что из них вырастет? - спросил Витя.
- Добрые слова, - ответила учительница. Дети удивились, но стали помогать учительнице.
В один прекрасный момент ростки набрали силу и заговорили:
- Приятно познакомиться! Рады встрече с вами, дорогие дети! Хорошего дня!
Ребята от удивления только рты раскрыли. «Надо же, ростки – а разговаривают», - подумали они. И рассказали обо всём учительнице.
На следующее утро, когда дети пришли в школу, ростки ещё вытянулись. А ребята услышали следующие слова: «Приветствуем вас, дорогие дети! Рады снова встрече с вами. Удачных отметок».
Каждое утро дети подходили к росткам и слышали от них новые добрые слова. Это стало хорошей традицией. В конце концов, ребятишки так привыкли к добрым словам, что и в разговоре между собой стали всё чаще их использовать.
- Доброе утро! Надеюсь, у тебя всё хорошо? Нужна помощь? Счастливо! - эти и другие слова дети стали употреблять в разговорах всё чаще и чаще.
Поначалу ребята словно играли в игру. Но так заигрались, что не захотели расставаться с добрыми словами. От них как-то светлее в жизни!
(Автор сказки: Ирис Ревю)

Вопросы учащимся:
Чему учит нас эта сказка? (ответы ребят).
Хотели бы вы стать похожими на ребят из сказки? (ответы ребят)

А хотите, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Добрые слова».
Участники игры встают в круг.
Условия игры: участники игры по очереди должны называть добрые и ласковые слова. На обдумывание дается 2 секунды, повторяться нельзя. Тот, кто не может больше придумать доброе слово, выбывает из игры.

Молодцы ребята, сколько добрых и хороших слов вы сейчас назвали. (учащиеся садятся на свои места).


Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Добрые сердца – сады.
Вопрос учащимся: Понятен ли вам смысл этих слов. Что вы думаете об этом? (ответы ребят).

Добрые правила:
1) При встрече говорите друг другу слово «Здравствуй» (желая при этом здоровья).
2) Не грубите друг другу, даже если у вас плохое настроение.
3) Проявляйте доброжелательность.
4) Будьте вежливы и воспитаны.
5) Делайте всегда только добро.

Заключительное слово учителя:
Дарите добрые слова,
От сердца чистого дарите!
Ведь наша жизнь так коротка.
Вы дальше жить всем помогите!
Дарите тем, кто одинок
И тем, кто счастлив, жизнь проходит.
А вечной доброты урок
Всегда признание находит.
Дарите добрые слова…
Что наша жизнь? Одно мгновенье!
И точно, кто-то ждет всегда
Когда на нас найдет прозрение.
Дарите добрые слова…
Прошу дарите без стеснения.
Любому доброта нужна,
Любому нужно окрыление!
А мы стесняемся порой
От всей души дарить признания
И остаемся за стеной
Обид, забот и ожидания.
Дарите добрые слова
Всем - незнакомым и любимым.
Дарите добрые слова,
Чтоб сделать этот мир красивым!
(автор: Илья Ивтеев)

Православный храм

Разработала: учитель русского языка литературы

Утина Л.И.

Новая Кармала - 2012

Модуль: основы православной культуры.

Урок № 14.

Тема: Православный храм.

Цели урока.

  1. Познакомить с понятием «храм – дом Божий».
  2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
  3. Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  4. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Основные термины и понятия : Храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь.

Виды деятельности: беседа, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, участие в учебном диалоге.

Оборудование:

  1. графические изображения;
  2. презентация изображения храмов с использованием ПК и проектора
  3. иллюстративный материал
  4. аудиозапись колокольного звона

Ход урока.

  1. Организационный момент. Д.з.

Мы живем в России и должны хорошо знать свою историю, традиции и культуру своей страны. Мир, окружающий нас, как мы уже с вами знаем, многообразен и бесконечен. Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы – это все материальный мир.

Вы согласны со мной?

А какой есть еще мир? Другой?

(духовный мир)

А как вы понимаете значение этого слова?

(Это знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства, отношении между людьми, отношение к миру)

А как иначе можно назвать этот мир?

(миром культуры)

В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями, по ним шли наши предки. И мы должны знать свои культурные традиции. Ведь это богатство нашей многонациональной страны.

А на чем основаны культурные традиции?

(на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие)

А в чем истоки русской культуры?

(в православной религии)

А поскольку мы изучаем ОПК, мы должны знать, что означает православие?

(верное учение, правильно славить Бога)

Правильно, славить Бога мы должны в храме, в Доме Божьем.

  1. Выявление восприятия, мотивации.

Учитель.

Человека в жизни окружает множество различных зданий. Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос: зачем нужны эти здания человеку?

(жилые дома, стадион, магазины, театр, почта, храм, вокзал и т.д..)

Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.

(стихотворение)

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

  1. Объяснение нового материала.

Работа с иллюстративным материалом.

Учитель.

На Руси всегда было много храмов. Храмы поражают своей красотой, величием, убранством. 22-х главая Преображенская церковь, сделанная без единого гвоздя. Кижи. Карелия.

Храм Христа Спасителя в Москве считается главным православным храмом нашей страны. Здесь служит Патриарх Московский и всея Руси - Кирилл.

Издавна храмы строили в самых красивых местах.

Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

(У него есть купол, на котором находится крест )

Купола (или глава) – символ устремленности к миру Горнему, соединение земного и небесного.

Форма куполов может быть различной.

Первоначально купола были в виде воинского шлема, а храм был похож на русского богатыря.

Позже купол стал походить на пламя свечи.

А с 17 века купола стали делать в виде вазонов.

Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

(предположения детей )

Две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

Три главы (три Лица Святой Троицы);

Пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

Семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

Девять глав (девять чинов Ангельских);

Тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена и прозвища: Гавриил, Широкий, Лебедь, Медведь, Ревун - в зависимости от звучания.

Картина И.Левитана «Вечерний звон»

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я с ним, навек простясь,

Там слушал звон в последний раз!…

Какие чувства вызывает у вас колокольный звон?

Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

  1. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
  2. Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».
  3. Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

Форма храма всегда символична. Если взглянуть на храм с высоты птичьего полета, то увидим храмы различной формы.. Чаще храмы имеют форму корабля, или креста, или круга, или звезды.

Подумайте, что может символизировать каждый вариант формы?

(Корабл ь спасает в бурных водах, крест – наше спасение и защита, круг – символ бесконечности и вечной жизни, звезда указывает людям путь, а Церковь учит правильному пути в жизни)

Храмов много. Все они очень похожи. И все - разные. И этим они тоже похожи на людей. Как и у человека, у храма есть свое имя, день рождения.

Виртуальная экскурсия в храм.

Сейчас мы отправимся на виртуальную экскурсию в православные храмы нашей местности (демонстрация слайда).

Мы познакомились сейчас с историями наших местных храмов, которые несут духовное и нравственное воспитание подрастающего поколения. В этих храмах вы неоднократно бывали и заметили, что внутреннее устройство храмов одинаковое.

На экскурсии вы узнаете о внутреннем устроении нашего храма, связанными с посещением храма, итогом нашей экскурсии станет памятка «Как вести себя в храме».

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм и алтарь .

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

Самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В храме их иконы повсюду.

Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

У икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. Панихидный столик – «канун»; там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

Целая стена из икон называется иконостас.

В центре иконостаса - двери. Они называются Царские врата (ворота). Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.

За иконостасом находится алтарь , место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю.

Исследовательская работа с текстом (стр. 48-51 УМК ОПК).

- Ребята, рассмотрите иллюстрации на стр.51 учебника. Что изображено на этих иллюстрациях?

Послетекстовая работа.

Какие новые слова-понятия для вас открыл текст? (Отбираем новые слова и повторяем те, которые уже звучали на уроке).

А сейчас я вам раздам листочки с иллюстрациями. Выполните 1 задание.

Проверим, правильно ли вы подписали слова к иллюстрациям.

(ФИЗМИНУТКА)

Пожалуйста, зачитайте последние 6 строчек учебника на стр.51 вслух. Чтение отрывка из текста

Ребята, вы все знаете, что в школе существуют правила поведения для учащихся. Так и в храме существуют правила «Как себя вести в храме». Я думаю, что вы эти правила знаете. Давйте о них расскажем нашим гостям.

Творческая работа учащихся.

Театрализация «Как вести себя в храме».

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они...

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Богомыслие храни,

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам -

Неполезно это нам...

Хоть старушка, хоть девица

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.

Итог занятия.

Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Что получают люди в храме?

(Ответы детей.)

Вывод:

Чтобы люди, приходя в храм, учились добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.

И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.

Домашнее задание. зад.2

ГБОУ СОШ с. Новая Кармала м.р. Кошкинский

Методическая разработка урока по модулю

«Основы православной культуры»

Православный храм

Разработала:

Учитель русского языка литературы

Утина Л.И.

Новая Кармала - 2012