Стиль эклектика в архитектуре: характерные черты, архитекторы, примеры. Эклектика - архитектурные стили - дизайн и архитектура растут здесь - артишок

«Пусть совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое… Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену…»

Н. В. Гоголь, «Об архитектуре нынешнего времени», 1831

Эклектика возникает на рубеже между двумя преобладающими стилями, когда один уходит в прошлое, а другой еще только зарождается. Так, в 19 веке на смену барокко и классицизму, пришла эклектика, господствовавшая до появления модерна. И, в такое своеобразное стилевое межсезонье, проявляется свобода архитектуры, сочетающая в себе все то лучшее и актуальное, что было предложено в истории архитектуры.

Развивается российский капитализм, развивается общество, развивается архитектура. Гражданская архитектура выходит на первый план, а храмовое строительство несколько уступает свои позиции.

В эклектике форма и стиль здания прежде всего привязаны к его функциям. Эклектика – это гибкий стиль, он сочетает в себе решения разных стилевых школ, применяя их в зависимости от назначения здания – будь то общественные здания, частные дома, фабрики или храмы. Важную роль в облике зданий играют средства заказчика – богатый заказчик – богатый декор, заказчик победнее — краснокирпичная архитектура.

Москва преображается просто на глазах, город развивается столь динамично, что удивляет обывателей и приезжих масштабами своего строительства. Увеличиваются размеры, этажность зданий. Реконструируется старинный исторический центр Москвы, рядами, словно грибы после дождя, выстраиваются административные здания, несущие новейшую, необычайно актуальную функцию – банки, пассажи, конторские здания, здание московской биржи.

История московской эклектики

В архитектуре России различают два этапа развития эклектики «николаевский», относимый к 1830-1860 годах и более поздний «александровский» 1870-1890 – их разделяла, прежде всего, важнейшая реформа той эпохи — отмена крепостного права в России.

«Николаевская» эклектика представляла собой отголоски предшествующих ей стилей – барокко и рококо, а «александровская» предопределяла живой, изящный с природно-растительными нотками стиль модерн.

С течением времени в эклектики Москвы стали различаться три направления-ветви:

  • Русско-византийская: ярчайшим примером служат фасады Большого Кремлевского Дворца, построенного по проекту архитектора Константина Андреевича Тона, объединившего элементы древнерусской и византийской архитектуры;
  • Русского деревенского декора, использовавшего приемы русских орнаментов, вышивок и прикладного искусства. Например, здание Московского политехнического музея на Новой площади по проекту архитекторов Ипполита Монигетти и Николая Шохина;
  • Перекликающийся с архитектурой Москвы 17 века, но при этом достаточно сухой стиль; ярким представителем которого служит Исторический музей на Красной площади, архитекторы Владимир Шервуд и Анатолий Семенов.

Эклектика современной Москвы

Прогуляемся по современной Москве, полюбуемся какие здания в стиле эклектика сохранились и до наших дней. На ряду с Большим Кремлевским дворцом, Московским политехническим музеем и Историческим музеем и по сей день радуют наш глаз следующие здания.

Большой кремлевский дворец, К.А.Тон

Москвоский политехнический музей на Новой площади по проекту архитекторов Ипполита Монигетти и Николая Шохина

Оригинал Храма Христа Спасителя , построенного по проекту архитектора Константина Тона. Храм был заложен в 1839 году, строительство его продолжалось 44 года. Во времена Сталина здание храма было разрушено, а в 1997 году отстроено вновь неподалеку от первоначального места.

Храм Христа Спасителя, архитектор К.А.Тон

Здание Торгово-промышленной палаты России – когда-то в 19 веке было зданием московской биржи. Располагается в районе Китай-город, оно построено архитектором Александром Каминским в 1873-1875 в стиле поздней эклектики на месте постройки архитектора Михаила Быковского. Первое здание биржи было возведено Михаилом Дормидонтовичем Быковским еще в 1836-1839 годах, оказалось неудобным с точки зрения работы биржевых маклеров — они никак не хотели заходить в торговый зал, а вели свою деятельность на открытой террасе. Вследствие чего для улучшений условий работы биржи был выкуплен смежный участок, а здание расширено и перестроено.

Здание Торгово-промышленной палаты России – когда-то в 19 веке было зданием московской биржи. Изначально возведено М.Д.Быковским, перестроено А.С.Каминским

А.Каминский был одним из самых плодовитых архитекторов девятнадцатого века и в течение всей жизни являлся семейным архитектором Третьякова. Каминский — автор первого здания Третьяковской галереи и Третьяковского проезда, а также множества административных и частных домов в Москве. Каминскому принадлежит работа над домом С.М.Третьякова на Гоголевском бульваре, Доходным домом Третьяковых на Кузнецком мосту и многие другие, всего несколько десятков работ.

Доходным домом Третьяковых на Кузнецком мосту, архитектор А.Каминский

Дом Третьякова на Гоголевском бульваре, архитектор А.Каминский

Роман Иванович Клейн, один из самых востребованных архитекторов конца девятнадцатого века – начала двадцатого, подарил Москве здания Музея изобразительных искусств имени Пушкина (ранее Музей изящных искусств, Клейн работал над ним двадцать лет), ЦУМа (ранее Мюр и Мерилиз) и Бородинский мост , возведенный как память к 100-летней годовщине победы в отечественной войне 1812 года.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина, ранее Музей изящных искусств

Музей изобразительных искусств имени Пушкина, ранее Музей изящных искусств, архитектор Р.И.Клейн

ЦУМ, ранее Мюр и Мерилиз, архитектор Р.И.Клейн

Бородинский мост, архитектор Р.И.Клейн

Здание Центрального банка на Неглинной улице, выстроенное по проекту архитекторов Константина Михайловича Быковского и Богдана Михайловича Нилуса в 1894 году. Отличается большим количеством лепнины, колонн и очень высокими потолками.

Здание Центрального банка на Неглинной улице, выстроенное по проекту архитекторов К.М. Быковского и Богдана Михайловича Нилуса в 1894 году

Старое здание Московской городской думы , построенное архитектором Д.Н.Чичаговым в 1890-1892 годах, теремного типа в псевдорусском стиле, определившее облик площади Революции в центре Москвы. С 1936 года в нем располагался музей им.Ленина, а сейчас хранилище Государственного Исторического Музея.

Старое здание Московской городской думы, построенное архитектором Д.Н.Чичаговым. С 1936 года в нем располагался музей им.Ленина, а сейчас хранилище Государственного Исторического Музея

Здание нынешней штаб-квартиры нефтяной компании «Роснефть» на Софийской набережной Москвы-реки, а первоначально «Дом бесплатных квартир для многодетных вдов и бедных курсисток на Софийской набережной», построено в 1894 г по проекту академика архитектуры Фомы Осиповича Богдановича. Дом был построен и содержался на деньги братьев Бахрушиных, входивших в пятерку богатейших людей страны конца 19 века. К началу 20 века в доме проживало более 2000 человек.

Штаб-квартира нефтяной компании «Роснефть» на Софийской набережной Москвы-реки, первоначально «Дом бесплатных квартир для многодетных вдов и бедных курсисток на Софийской набережной», архитектор Ф.О.Богданович

Подмосковная усадьба Марфино расположилась на высоком берегу реки Уча. Свой псевдоготический облик получила благодаря стараниям архитектора М.Быковского и её последней владелице графине С.В.Паниной. Сегодня в усадьбе расположился Марфинский центральный военный клинический санаторий.

Петропавловская церковь в Марфино, М.Быковский

Усадьба Марфино, архитектор М.Быковский

Не только Москва, но и Санкт-Петербург, а также многие другие города России украшены архитектурой 19 века в стиле эклектика. Но это уже тема отдельной истории.

Эклектика в переводе с греческого означает «избранный». В архитектуре же это стало ведущим направлением европейского и русского искусства в 19 веке. Зарубежная этимология дает свое собственное название этому явлению – романтизм (во второй четверти 19 века), боз-ар (вторая половина 19 века) и историзм – в теперешней жизни. Отличается комбинацией разных «исторических» стилей, в частности неоренессанс, необарокко, неоготика, и другие. История возникновения берет свое начало с того периода, когда авангардисты в поисках нового, необычного, постоянно сталкивались с проблемой того, что всё уже создали и придумали до них. Все пришли к общему выводу о том, что при совмещении уже ранее существовавших вещей и добавления чего-то своего, можно получить интересный результат. Нынешний арт-дизайн комбинирует западное и восточное, старое и новое – арт-деко, хай-тек и этно, это говорит о том, что интерьеры нашего тысячелетия по своему стилистическому наполнению несут в себе чрезвычайно много компонентов. Именно это и называется Эклектика (по-другому - историзм) Форма, а также стиль здания в эклектике очень зависит от его предназначения. Эклектика «разностильна» в том плане, что строения одного и того же периода формируются на основе различных стилевых школах, всё зависит от функции зданий (собор, фабрика, жилой дом, общественный комплекс) и от финансовых возможностей заказчика (это может быть либо шикарный декор многоэтажных построек, либо же архитектурное решение будет достаточно «скромным» и демократичным). Это довольно сильно отличает эклектику от ампира, где принципиально важным было соблюдение единого стиля. Если говорить в целом, то сама по себе эклектика не значит обособленный стиль в искусстве, так как ее идейная основа как раз таки заключается в синтезе многих стилевых разновидностей. Довольно часто в кругу мастеров архитектурного творчества название эклектика является негативной оценкой, как направление, которое не соблюдает четких рамок. С другой стороны, следует учесть, что порой сочетание некоторых стилей, качественно воплощенных в реальность, могут сотворить неповторимые и уникальные произведения архитектуры. Эклектика характеризуется тесным переплетением технических аспектов с художественными при постройке сооружения, а также своей монументальностью и большим количеством декоративных элементов. На сегодняшний день элементы из эклектики пользуются популярностью в интерьерных оформлениях. Эклектика в интерьере подразумевает совмещение нескольких похожих стилей, например – барокко, классицизм, ампир. Это направление будет идеально подходить для тех, кто привозит множество сувениров и интерьерных объектов из различных стран. Тогда эклектика словно соединяет всё это воедино и создает единую стилевую волну в оформлении. А еще данное интерьерное решение прекрасно справится с «проблемой поколений» и позволит создать уютный уголок для каждого члена семьи, вне зависимости от вкусовых предпочтений. Важно сказать о том, что всё-таки эклектика, несмотря на то, что заимствует абсолютно разные элементы, умело их сочетает и не создает ощущение противоречивости. Этот же принцип усматривается и в гармоничности сочетания материалов, цветов и фактур. Для эклектики вполне привычно использование изобильного количества текстиля, легких изогнутых форм, этнические мотивы. Наиболее выдающимися архитекторами и дизайнерами историзма являются Жан Луи Шарль Гарнье (французский архитектор), а также Джон Нэш (британский мастер архитектурной деятельности), из отечественных – Василь Григорович Кричевский и Константин Андреевич Тон.

Эклектика - соединение разнородных художественных элементов. Использовала формы различных стилей - готики, ренессанса, барокко, рококо и др. Оказала влияние на модерн. Тяготела к созданию больших городских ансамблей (Красная и Лубянская площади, застройка Китай-города). Большое внимание уделялось градостроительной роли крупных зданий и выразительности их силуэта. Характерная особенность - монументальные, нередко перегруженные декором здания, органично "вошедшие" в структуру города. постройки: Государственный банк на Неглинной улице (К.М. Быковский 1893-95); Международный торговый банк на Кузнецком мосту (С.С. Эйбушитц, 1898); Сандуновские бани (Б.В. Фрейденберг, 1894-95)

2. Ведущие мастера эклектики в России. Работы, проекты.

1. переходный этап от классицизма к эклектике 1830-е – нач 1860-х

Е.Д.Тюрин (1832-1870). Постройки: Университетская (Татьянинская) церковь в Москве, Елоховский собор в Москве.

А.Монферран - проект Исаакиевского собора в Питере

2. начальный эт ап развития эклектики (усиленное подражательство, точная передача исторического прообраза)

К.А.Тон - Храм Христа Спасителя в Москве (1837-1883). Большой Кремлевский дворец в ансамбле Соборной площади (1839-1849).

А.П.Брюллов -Лютеранская церковь св.Петра(1832-1838).

М.Д.Быковский -ансамбль подмосковной усадьбы Марфино (1837-39).

В СПб А.И.Штакеншнейдер - Мариинский (1839-1844), Ново-Михайловский (1857-1861), Николаевский дворцы (1853-1861)

3. второй этап развития эклектики (сочетание различных стилистических направлений с использованием новым материалов в ней - чугуна, железа, ж/б)

Продолжалось строительство Исаакиевского собора в Петербурге (О.Монферран).

4. третий этап позднего эклектизма конца XIX века (достоверный историзм архитектурного языка и форм).

Ведущий мастер – Н.Л.Бенуа (ученик К.А.Тона) - перестроенный Мариинский театр, вокзал в Стрельне, Красном селе.

Р.И.Клейн - музей ИИ им. А.С.Пушкина, Универсальный магазин «Мюр и Мюрилиз” (ЦУМ)

К.М.Быковского – здания Государственного банка (1893-1906) и Зоологического музея (1896-1897)

А.Парланд - храм Воскресения Христова (Спас на Крови)

3. Неорусский стиль как национальное выражение в эклектике и модерне.

п
оследняя треть 19 века. Развиваясь в духе эклектизма, он стал характеризоваться пристрастием к обильной и дробной декорации, воспроизводившей мотивы московского и ярославского зодчества 16 и 17 веков. Организация пространства - на основе использования принципа свободной планировки. к строительству в неорусском стиле обратились архитекторы, представители модерна: Ф.О. Шехтель (Ярославский вокзал в Москве, 1902-04), И.Е. Бондаренко (старообрядческие церкви). Представители позднего неорусского стиля воспроизводят формы древнерусских построек (собор Марфо-Мариинской обители, 1908-12, Щусев) либо "накладывают" русскую традиционную орнаментику на рационально спланированные объёмы (здание Ссудной кассы в Настасьинском переулке, 1914-16, В.А. Покровский).

Основными отличительными чертами стиля эклектика являются функциональность и компактность, заимствованные у превосходного, отличающегося романтичностью и легкостью, стиля начала XX столетия, имеющего название модерн.

При наполнении помещений, выполненных в стиле эклектика, мебелью выбираются предметы интерьера из нескольких стилей, объединенных цветом и фактурой, а также архитектурное решение и текстура. Кроме того, нередко можно встретить в помещениях, выполненных в стиле эклектика, смешение нескольких исторических стилей, среди которых можно перечислить рококо, ренессанс, классицизм и ампир зачастую даже в одном самом, казалось бы, незначительном изделии.

Декор считается одним из самых важных элементов помещений в стиле эклектика. Форма предметов интерьера отличается динамичностью, а также сопровождается резьбой по дереву. Украшения, используемые при декорировании помещений в стиле эклектика, отличаются закрученностью и изогнутостью.

Очень интересна мебель в эклектичном стиле, имеющая динамичные формы, украшенная резьбой по дереву. Ажурные спинки кресел, узоры в виде завитков придают декоративность эклектичной мебели. Вся мебель, выполненная в стиле эклектика, производит впечатление декоративной мебели, так как имеет точеные ножки и превосходную стеганую обивку.

В целом, это очень уютный стиль. Для обработки стен здесь применяют обои, керамическую плитку; на пол можно положить ковер, паркет. Цветовая гамма разнообразна.

Шторы в стиле эклектика тоже имеют свои неповторимые особенности. Все воображение можно направить на нетрадиционное сочетание моделей и рисунков тканей. Перья, стразы, рюши, клепки на глянцевых атласных, бархатных и шелковых поверхностях. Густота складок, драпировок, наличие лент, шнуров варьируется и сочетается в таких шторах. Если вы полны оригинальных идей, в эклектичном интерьере можете реализовать их сполна.

Кроме того, очень часто для удобства пользования и экономии пространства в стенах выполняются ниши или встраиваются вместительные и удобные современные шкафы-купе. Удобство – это одно из самых важных качеств, которое должно соблюдаться при оформлении помещений в великолепном стиле интерьера эклектика.

Потолок, выполненный в стиле эклектика, может быть как одно-, так и двухуровневым. Кроме того, такой прием визуально расширяет пространство комнаты. Нередко при оформлении потолков и стен помещений в стиле эклектика используются лепнины и другие декоративные элементы, призванные наполнить дом атмосферой тепла, уюта, благородной роскоши и комфорта.

Считается, что это становится стилем только тогда, когда все участвующие в этом предметы интерьера объединены некой общей идеей; тогда может возникнуть ощущение чего-то целого и разобщенности не будет. Здесь очень сложно уйти от большой субъективности при определении этого стиля, но можно выделить несколько простых рекомендаций.

Во-первых, при совмещении нескольких разных течений необходимо ограничиться двумя (максимум – тремя) направлениями, и тогда можно сделать такую эклектику гармоничным сочетанием и, скорее всего, удастся избежать ощущения перегруженности. Становится возможным сделать так, что интерьер будет «звучать», как хорошая музыка, в которой есть тема, неброские акценты и простая, несложная гармония.

Хорошо выполненный эклектический декор интерьера выглядит так, будто все его детали искусно и тщательно собирались на протяжении многих лет. Здесь этому стилю нужны какие-то объединяющие элементы, чтобы предметы не выглядели беспорядочно собранными вместе, и в качестве такого элемента очень хорошо работает цвет. Нейтральные цветовые решения или простые природные цвета особенно подходят для этих целей; приглушенные оттенки помогут смягчить беспорядочность линий и фактур, характерную для эклектики.

Эклектика и историзм

Механическое соединение различных стилей либо использование стилевых форм одной эпохи в качестве формального языка другой, более поздней эпохи составляет сущность эклектики. Поскольку формальные элементы заимствуются из исторических стилей, то наряду с понятием эклектики существует и термин историзм.

Начиная с середины 19 века темпы развития капитализма стремительно повышаются. Налаживается массовое производство товаров, развитие техники и экономики вносит радикальные изменения в общественную структуру и социально-бытовые условия жизни людей. Осваиваются новые материалы и технические приемы; новые потребности могли бы вызвать к жизни и новые формы, однако неспособность эпохи к самостоятельному художественному формообразованию вынуждала ограничиваться обновлением старых стилей.

Во второй половине века наблюдаемое повсюду стремление создать непременно «новое» лишь мешало органическому поступательному развитию искусства. Стремительно развивающаяся индустриальная техника несла гибель миру уникальных художественных форм старых, благородных ремесел.

После июльской революции в Париже (1848 г.) в мебели наблюдается возвращение к формам рококо. Это второе рококо, иначе называемое во Франции «стилем Людовика-Филиппа», а в Англии «ранним стилем королевы Виктории», характеризуется массой накладных резных украшений и сильно изогнутыми формами ножек с глубокими, но мягкими профилями и выемками. В обивке мебели этой эпохи ситец и репс заменяются бархатом и плюшем с отделкой из бахромы. Из материалов употреблялись дуб, липа, береза, ясень и орех. Последней стадией этого увлечения рококо явился так называемый «стиль второй Империи» или «стиль Наполеона 3», соответствующий в России последнему периоду николаевского ампира в работах Гамбса-сына. Позднее, между 1850 и 1895 гг., в мебели, изготовляемой в это время, происходит повторение различных исторических стилей мебели.

Появление Эклектики:

Эклектика (эклектизм, историзм) в архитектуре - направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Эклектика прошла два этапа в развитии - 1830-е-1860-е гг. и 1870-е-1890-е гг.; в России естественно разделение на «николаевский» и «александровский» этапы. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры.

Особенности Эклектики в архитектуре:

Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике. В зарубежном искусствоведении употребляются не несущие негативной окраски термины романтизм (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века). Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV-XVIII веков, а с другой - в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность.
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

Крупнейшие мастера эклектики в российской архитектуре:
Первый этап:
Михаил Дормидонтович Быковский, Константин Андреевич Тон, Андрей Иванович Штакеншнейдер
Второй этап
Александр Степанович Каминский, Михаил Дормидонтович Быковский, Роман Иванович Клейн, Альфред Александрович Парланд, Александр Никанорович Померанцев, Дмитрий Николаевич Чичагов.

Примеры Эклектики в архитектуре:

Музей декоративно-прикладного искусства

при Высшем художественном училище им. В.И. Мухиной. (Мухи).

арх. М.Е.Месмахер, 1885-1895.

Храм Алексия человека Божия, Быковский М.Д., 1853г. Москва, Россия.