Детские новогодние конкурсы и игры. Новогодние детские массовые игры у елки. Новогодние игры для детей возле елки

Необходимо выделить игровую комнату или хотя бы уголок с игрушками для малышей, которые не захотят по каким-то причинам играть со всеми. Если ребенок очень стесняется, лучше попросить его помогать в подготовке игр, в распределении подарков. А еще малыши не любят проигрывать, они очень расстраиваются и переживают. Для них нужно придумать групповые игры или игры, в которых не предполагается удаление игроков. Хорошо иметь призы для победителей и запастись дополнительными призами для вновь прибывших гостей.

Для малышей необходимо отобрать игры с очень ярким, большим реквизитом: это могут быть яркие воздушные шарики, большие машинки, пластмассовые овощи и фрукты, грибочки и рыбки, мячики; условия игр должны быть просты и понятны маленькому человечку.

Для них Дед Мороз и Снегурочка подбирают игры, исключающие всякое сравнение детей между собой. Нельзя одних детей ставить в пример другим, чтобы не разделить игроков на «плохих» и «хороших». Лучше формировать у них чувство общности.

Как известно, игры учат ребенка обобщать предметы и действия, развивают мышление и речь, он становится более коммуникабельным. Дети сами по мере выполнения условий игры, заданий, оценивают свои достижения и способности, учатся ставить перед собой цели и достигать их, учатся разрешать конфликты и размышлять логически.

Деду Морозу и Снегурочке нужно обязательно учесть то, что для детей младшего возраста характерно поэтапное самоутверждение: сначала в глазах взрослых, затем в глазах сверстников, и лишь потом — в собственных глазах.

Поэтому не скупитесь на похвалу, если ребенок действительно заслуживает ее, замечайте и поддерживайте его любую инициативу. Играйте вместе с детьми, поощряя более активных малышей и вовлекая в игру более застенчивых.

Будет хорошо, если в проведении игр вам «поможет» Петрушка — перчаточная кукла; с ее помощью вы быстро наладите контакт с самыми неконтактными малышами.

Все игры с детьми младшего возраста лучше проводить как соревнования и награждать победителей небольшим сувениром: открыткой, картинкой или маленькой книжкой. Но при этом Петрушка должен проследить, чтобы каждый из малышей выиграл в какой-нибудь игре, чтобы все получили подарки.

Три медведя

Перед детьми кладут картинки с изображением трех медведей: большого (медведь-папа), среднего (медведь-мама) и маленького (Мишутка). Детям говорят, что у каждого мишки есть своя ложка. У большого мишки — большая, у среднего — средняя, у маленького — совсем маленькая. Своя чашка, своя тарелочка, свой стульчик, своя кроватка (количество предметов должно соответствовать количеству играющих детей). Но мишки все перепутали, и теперь ребята помогут им разобраться. Каждому ребенку дают по три карточки с картинками (картинки можно нарисовать или вырезать и наклеить). У одного ребенка — 3 чашки разной величины, у другого — 3 ложки, у третьего — 3 тарелки и т.д. (различия в величине должны быть резко выраженными). Дети по очереди раскладывают свои карточки перед мишками. Петрушка вместе с детьми смотрит, правильно ли разложены карточки, помогает исправлять ошибки, а в конце игры хвалит всех детей.

Мартышки

Ведущий произносит: «Мы — веселые мартышки, мы играем громко слишком. Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем, надуваем щечки, скачем на носочках и друг другу даже язычки покажем. Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесем к виску. Оттопырим ушки, хвостик на макушке. Шире рот откроем, гримасы все состроим. Как скажу я цифру «3», — все с гримасами замри!» Игроки должны повторять все за ведущим.

Утки — гуси

Все становятся в круг и кладут руки друг другу на плечи. Ведущий каждому на ухо говорит «утка» или «гусь» (вразброс, при этом «уток» должно быть больше). Затем объясняет правила игры: «Если я сейчас скажу: «Гусь», — все игроки, которых я так назвал, поджимают одну ногу. А если «Утка», то игроки, которых я назвал «уткой», поджимают обе ноги». Догадайтесь, что получится.

Вы когда-нибудь пели, как птицы и звери?

Для этой игры надо всех детей разделить на небольшие группы. Затем каждой группе дать задание: одна группа поет, как воробей — чик-чирик! Другая группа мычит — му-у-у! Третья, как лягушки, — ква-ква! Четвертая, как собачки — гав-гав! Пятая, как кошки — мяу! На музыку песни «В лесу родилась елочка» каждая группа сначала в отдельности, а потом вместе поет свою партию, причем поет по взмаху руки Снегурочки. Получается смешной разноголосый хор.

Мишкины желания

Для этой игры надо положить перед детьми изображения медведей. Петрушка говорит, что мишки загадали свои желания, а ребята будут их угадывать. Петрушка будет помогать им угадывать. Он кладет перед большим мишкой кружок красного цвета и говорит, что этот мишка хочет какой-нибудь предмет такого цвета. Ре бята по очереди называют то, что может хотеть мишка (помидор, малина, клубника, флажок, шарик, звездочка и т.п.). Петрушка одобряет подходящие ответы и помогает придумать их как можно больше. Потом также обыгрываются желания других мишек с кружками других цветов, например желтого и зеленого. В эту игру могут включиться все родители и доставить детям много радости, давая иногда заведомо неверные ответы.

«Чего не стало?». Для этой игры поставьте на стол 4- 5 игрушек. Дайте детям возможность внимательно рассмотреть их в течение минуты. Затем попросите детей закрыть глаза и уберите одну из игрушек. Когда ребята откроют глаза, попросите их сказать, что изменилось, какой игрушки не хватает. Тот из детей, кто ответит первым, может потом сам спрятать игрушку. Если задание окажется слишком легким, то можно увеличить количество игрушек до 7-8 и ставить похожие игрушки, например можно поставить две машинки с небольшими различиями или две куколки, немного отличающиеся друг от друга.

Гусеница

Все участники выстраиваются паровозиком и, держа друг друга за талию, садятся на корточки. Ведущий объявляет, что они изображают гусеницу и должны показать, как гусеница спит, потягивается, встает, умывается, делает зарядку, танцует. При этом «хвостик» нарочно мешает «голове» делать все это.

Паровозик

Все становятся «паровозиком» и начинают двигаться вперед под музыку. Ведущий внезапно выключает музыку, при этом все должны остановиться. Кто при этом «сбил» впереди идущего или оторвался от всех, тот выбывает. Для удобства ведущих может быть двое: тот, кто отвечает за музыку, и тот, кто ведет «паровоз». Чем больше народу — тем лучше. Без свалок не обходится. Главное, правильно подобрать музыку и выключать ее через разные промежутки времени.

Сломанные игрушки

Для этой игры надо приготовить крупные картинки (величиной с тетрадный лист) с изображением разных игрушек: мишек, машин, кукол, матрешек и т.п. Каждую картинку разрезают на три-пять частей. Петрушка говорит детям, что у него сломались все игрушки, и просит ребят помочь ему их отремонтировать. Петрушка дает одному из детей все части одной игрушки. Ребенок должен соединить эти части так, чтобы получилась целая картинка. Каждому из детей дается для «ремонта» какая-нибудь игрушка-картинка.

Собери фигурку

Для этой игры надо приготовить для каждого ребенка набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок: кругов, треугольников, квадратов, прямоугольников. У каждого ребенка может быть по 5— 7 разных фигур. Заранее заготавливают 5-6 карточек с изображениями, которые можно сложить из этих фигурок: собачки, домика, человека, машины и т.п. Петрушка показывает детям одну из карточек, а они складывают нарисованное на ней изображение из своих фигур. Кто первым правильно выполнит задание, вытаскивает следующую карточку. Изображения на карточках должны быть нарисованы так, чтобы дети видели, какая из фигур где стоит, т.е. рисунок должен быть расчленен на детали.

Веселый кольцеброс

Для игры понадобятся 10 колец. Их можно сделать из плотного картона, обклеив клеящейся цветной пленкой: 5 колец одного цвета для первой команды и 5 колец другого цвета — для второй. Диаметр внешнего круга 30 см, а внутреннего — 18 см. Внутренний круг вырезаем и получаем кольцо, которое обклеиваем цветной пленкой. Реквизит готов.

Количество игроков в каждой команде определите сами, все зависит от количества гостей. Каждой команде выдаем по 5 колец. На расстоянии 1,5 м ставим пластиковую бутылку (объемом 2 л) с напитком. Расстояние увеличивают в зависимости от возраста участников, но слишком далеко бутылки ставить не стоит. Задача набросить на бутылку как можно больше колец. Каждому участнику дается 5 попыток, следующий игрок собирает кольца и продолжает эстафету. Побеждает та команда, которая больше набросит колец и сделает это быстрее.

Тучки и дождь

Все дети становятся в большой круг. Каждому ребенку дают воздушный шарик синего цвета. Необходимо подбросить шарик вверх и легонечко подбивать снизу, чтобы он не упал на пол, так как он является тучкой, а если шарик падает на пол — то это уже капельки дождя. Нужно очень постараться, чтобы день был «солнечным»: нельзя ронять шарик на пол, а самим надо улыбаться, как солнышко в небе. Игра проходит весело и очень нравится детям.

Все мы любим новогодние праздники, но больше всего ждут этого времени дети, ведь для них оно сказочное и очень веселое. Конечно же, получать подарки всегда приятно, но на них праздник не кончается. Чтобы разнообразить досуг детворы, существуют новогодние игры для детей возле елки, которые подойдут и малышам и даже подросткам.

Чтобы веселье удалось на славу и новогодние подвижные игры возле елки были интересны для детей, потребуется запастись маленькими подарочками, которые получают победители веселых конкурсов и забав.

Музыкальные новогодние массовые игры для детей возле елки

Какое же веселье без музыки? Для создания новогоднего настроения отлично подойдут всевозможные ритмы, где затрагивается тема Нового года или любая другая веселая музыка, под которую проводятся разные подвижные игры и

  1. «Шляпка». Ведущий, чаще всего Дед Мороз, одевает на голову участнику шляпу. Под веселую музыку игроки должны передавать ее друг другу, поочередно одевая на голову следующему участнику. Как только ведущий выключает музыку или, к примеру, бьет посохом о землю, тот, на ком оказалась надета шляпа, должен рассказать стих или спеть новогоднюю песенку.
  2. «Веселая карусель» Вокруг елочки ставятся стульчики, на один меньше, чем участников игры. Под музыку дети вместе с Дедушкой Морозом или Снеговиком (взрослыми) начинают бегать вокруг елочки, и как только музыка замолкает, все должны занять места. Взрослые при этом поддаются малышам, и кто не смог усесться на стул поет песенку или рассказывает стишок про зиму.
  3. «Отбери валенок». Дед Мороз должен пожертвовать для игры свой валенок. Дети встают в шеренгу и по очереди передают его друг дружке под музыку. В это время Дед Мороз должен попытаться отобрать свою обувь.

Новогодние игры возле елки для самых маленьких

Для малышей самые первые зимние впечатления от праздников откладываются в памяти на всю оставшуюся жизнь. От того, как прошло это время, зависит то, с каким настроением человек будет ожидать этого праздничного времени.

  1. «Наряжаем елочку». Прекрасными новогодними играми для дошкольников возле елки считаются те, где задействована праздничная атрибутика. Для такой игры потребуется пара маленьких искусственных елочек и трое участников возле каждой. Деткам выдают маленькие небьющиеся шарики и гирлянды, при помощи которых каждая команда украшает свое деревце. Самая аккуратная елочка побеждает.
  2. «Корзинки со снежинками». Снегурочка раскидывает из лукошка много бумажных снежинок. Задача малышей – собрать как можно больше в свои маленькие корзинки.
  3. «Новогодний калейдоскоп». Детки становятся возле елочки, где Дедушка Мороз показывает им карточки с изображением зимней атрибутики. Задача малышей - правильно назвать предметы.

Новогодние игры для старшеклассников возле елки

Если малышей можно увлечь очень просто то, чтобы заинтересовать подростков потребуется постараться. Им по душе игры, в которых явно выражен дух соперничества, но и веселые моменты никто не отменял.

Новый год для самых маленьких: новогодние игры для детей раннего возраста, кукольный театр, домашний новогодний праздник для малышей от 1 года до 3 лет.

Новый год для самых маленьких

В этой статье я поделилась с Вами идеями, играми и полезными советами по проведению домашних новогодних праздников для самых маленьких деток:

— дети до года,

— дети с года до трех лет.

Раздел первый. Новый год для самых маленьких: первый год жизни

Если Вашему малышу скоро год, то его ждет первая в его жизни елка.

Нужна ли ребенку елка?

Несомненно, нужна. Это и новый опыт, и яркие впечатления, и радостное настроение мамы (а дети «считывают» эмоции мамы на лету). Вопрос только в том, как познакомить малыша с елкой и обеспечить его безопасность.

Первое. Елку в семье, в которой есть малыш первого года жизни, нужно ставить не на пол а на стол, высоко – так, чтобы ползающий или делающий первые шаги кроха не мог ее задеть, потянуть на себя, дотянуться до ветки и, зацепившись за нее, потянуть елку вниз.

Поэтому игрушки на елке и саму елку малыш будет рассматривать, сидя у мамы на руках.

Второе. С елкой малыша обязательно нужно познакомить. Как же это лучше сделать?

Как нарядить елку для ребенка первого года жизни и познакомить малыша с ней?

Каждая игра или беседа с малышом про елку занимает не более 3- 5 минут, пока сохраняется интерес малыша.

Первый шаг. Покажите малышу неукрашенную елку – такую, какая она есть. (Если Вы можете рассмотреть натуральную елку на прогулке – то рассмотрите и ее вместе с малышом). При рассматривании разговаривайте с малышом, употребляя те лепетные слоги и маленькие словечки, которые уже может повторить за вами малыш: «Ах! Пахнет! Ах – Ах! Давай понюхаем елочку! (держим в своей руке веточку и даем ее понюхать ребенку, поднеся свою руку поближе к нему). Ах, как пахнет!», «Ой, иголочки колючие, ой, ой (уколоть свой пальчик и легонько пальчик ребенка – ой, колючая – говорим шутливо). Ай, какая красивая елка – ай!»

Прочитайте ребенку стишок про елку:

«Выбрал папа елку
Самую пушистую,
Самую пушистую,
Самую душистую.
Елочка так пахнет –
Мама сразу ахнет!» Ах! Какая красивая елочка. Ах! (А. Усачев).

Второй шаг. Поиграйте с еще не украшенной елкой и знакомыми ребенку игрушками, например, нам пригодятся такие игрушки – птичка и зайка. Мы познакомим малыша с названиями этих игрушек, их действиями, будем побуждать повторять простые лепетные слова.

Покажите, как бежит к елочке игрушечный зайка: топ-топ-топ-топ, как он прыгает – прыг – прыг – прыг- прыг! Бух! Упал зайка. Вставай! Прыг- прыг, снова прыгает зайка. Прискакал зайка под нашу елочку, сидит и ушами шевелит:

«Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот как, вот как
И ушами шевелит».

Дайте зайку в руки малышу, пусть он погладит игрушку, покормит зайку, покажет, как зайка прыгает, где у зайки ушки. «Где зайка?» (спрячем игрушку) — «Нет зайки!» (удивленно). Взглядом ищем зайку вместе с ребенком и находим: «Вот зайка (достаем игрушку)».

Уберите зайку в коробку, чтобы малыш не видел этой игрушки и не отвлекался на нее. И покажите игрушечную птичку.

Посадите птичку на еловую веточку:

«Прилетела птичка –
Птичка – невеличка.
Посиди, не улетай!
Улетела. Ай!»

«Где птичка? (На птичку накиньте непрозрачный яркий платочек). Вот птичка! (откройте платочек).

В другой день к елке могут «прибежать» другие зверюшки -игрушки.

Третий шаг. Познакомить малыша с елочными игрушками и их названиями. (Даже если Вы наряжали елку без присутствия малыша, то можно это сделать сейчас).

Дайте малышу потрогать безопасные для него елочные игрушки: текстильные шарики, деревянные игрушки. Назовите, что это за игрушка, как она называется («Это лошадка иго-го-го. Лошадка скачет и кричит: игого- игого- игого!»). Покажите как лошадка скачет, дайте малышу поиграть с этой игрушкой.

Полезный совет: Сейчас выпускают очень красивые и безопасные для ребенка деревянные елочные игрушки, которые можно купить на новогодних ярмарках у мастеров народных художественных промыслов. Это дед мороз, елочка, хлопушка, конфетка, мишка, матрешка, бабушка, дедушка, яркий шарик, сосулька и многие другие. А игрушки из ткани и фетра легко сделать самим или использовать готовые, пришив к ним петельку для подвешивания на елку. Используйте их для самых маленьких деток.

Познакомьте сначала с 2- 3 безопасными для ребенка елочными игрушками и их названиями . Где мишка? Вот мишка. Какой красивый. Мишка идет медленно: тооооп-тооооп-тооооп-тоооп. А это кто? Зайка. Когда малыш их запомнит, то познакомьте его и с другими игрушками.

Учите малыша находить игрушку, называя сначала «взрослое» ее название, а потом облегченное детское: Где у нас мишка? А где зайка? А где кукла ляля? Где собачка ав-ав? А где лошадка иго-го? Где машинка би-би?»

Когда Вы наряжаете елку, то просите ребенка показать Вам игрушку: «Где у нас часики тик-так? Вот часики тик-так. Повесим их на елочку. Вот так! Ах, какие красивые часики!»

Наряжая елку, прочитайте малышу стишок:

«Мама елку украшает,
Аня (имя ребенка) маме помогает,
Подаёт она игрушки,
Звезды, шарики, хлопушки.
Мы гостей позовем,
Дружно спляшем и споем».

Включите веселую плясовую музыку и пусть малыш попляшет под нее вместе с Вами.

Четвертый шаг.

Если Ваш малыш хорошо знает названия игрушек на елке и легко находит на ней игрушки, можно менять их местами на елке – перевешивать. Найдет ли малыш часики на новом месте на елке?

Также добавляйте на елку новые игрушки. Особенно хороши бубенчики или колокольчики. Дайте малышу позвенеть колокольчиком и повесьте на елку. Если малыш захочет позвенеть колокольчиком, уже прикрепленным на ветку елки – не отказывайте ему в этом. Поднесите колокольчик прямо на ветке к ручке малыша и ласково приемом «рука ребенка в руке взрослого» позвените в него вместе.

Полезный совет: Бубенчики можно купить в магазине товаров для хобби, а прекрасные и удобные для детской ручки маленькие колокольчики – в рыболовных магазинах. К колокольчику и бубенчику привяжите красивые банты и пришейте петельку для подвешивания их на елку.

Познакомьте малыша с огоньками гирлянды на елке. Это зрелище всегда завораживает ребенка. Огоньки! Какие красивые! Дайте малышу несколько минут просто посмотреть на это удивительное для него зрелище: огоньки горят!

«Елка, елка, елочка —
Зеленая иголочка!
Зажгись огнями разными —
Зелеными и красными!»

Какие красивые огоньки! Горят! Нет огоньков. Где огоньки? (огоньки погасли на мигающей гирлянде) Вот огоньки!

Как украсить квартиру к новому году, если в доме малыш, которому еще нет года?

Украсьте свою квартиру к приходу гостей теми украшениями, в которые Ваш малыш может играть. Особенно это касается деток 8-12 месяцев.

Играем с разноцветными флажками

Как сделать гирлянду с флажками для ребенка первого года жизни. Нарежьте из яркого цветного картона разных цветов ромбы, сложите их пополам так, чтобы получились треугольники — флажки. На веревку положите Ваш «треугольный флажок» и склейте его внизу так, чтобы флажок держался на веревке, не раскрывался и при этом его можно было перемещать по веревке. Сделайте такую разноцветную гирлянду. Малыш сможет рассматривать флажки и передвигать их ручкой по веревочке вправо – влево, когда Вы возьмете его на ручки и поднесете к вашей самодельной гирлянде.

Можно снять два флажка с гирлянды, один дать ребенку, один взять маме в руки. И станцевать под песенку пляску с флажком: малыш «танцует» на руках у мамы: машет флажком, мама кружится с малышом на руках.

В руки мы флажок возьмем
И по кругу мы пойдем.
Ай-да, ай-да
И по кругу мы пойдем.
Свой флажок друзьям покажем
Вверх поднимем и помашем
(покажите как это сделать, возьмите ручку малыша с свою руку и помашите флажком, потом отпустите свою руку, малыш машет сам).
Ай-да, ай-да
Вверх поднимем и помашем.
Посмотри на свой флажок
Покружись с ним дружок.
Ай-да, ай-да!
Покружись с ним дружок (мама медленно кружится, малыш у нее на руках)

Повторяйте эту пляску в разные дни – малыш начнет узнавать ее мелодию и удовольствием станет подражать Вашим движениям.

Играем с колокольчиками или новогодними бубенцами

Для ребенка будут также интересны украшения в виде металлических колокольчиков с бантами, подвешенных на веревочках как гирлянды или просто группами в разных местах комнаты. Малыш с удовольствием будет дергать за веревочку и звонить в колокольчик.

Возьмите колокольчик в свои руки и спойте про него песенку:

«Динь-дон – динь — дон!
Колокольчик звонкий!
Динь-дон – динь — дон!
Колокольчик тонкий!
Динь-дон – динь — дон!
Весело играет.
Динь-дон – динь — дон!
Машу (имя ребенка) забавляет!»

Играем с погремушками

Погремушки также можно включить в новогоднюю гирлянду и развесить их группами за яркие ленты. Можно сделать для ребенка целую связку погремушек, скрепив их праздничной яркой атласной ленточкой. Играя с погремушкой, можно спеть малышу адаптированный для самых маленьких вариант пляски с погремушками:

Ах как весело сегодня
Веселятся малыши
Ане (имя ребенка) дали погремушки
Погремушки хороши!
Припев:
Ай-да, позвени,
Звонкая игрушка
Ай-да, позвени
Наша погремушка
Где же, где же, погремушка?
Спрятали их малыши
Покажите погремушки,
Погремушки хороши.
Припев:
Ай-да, позвени,
Звонкая игрушка
Ай-да, позвени
Наша погремушка.

Возьмите погремушки и «спрячьте» их, накрыв платком так, чтобы была видна одна их часть. Где погремушки? Ребенку нужно стянуть платочек и найти погремушки, после этого он сам играет с ними.

Еще одна гирлянда для самых маленьких деток. Можно связать погремушки и колокольчики в одну большую гирлянду. Сделать коробку в двумя боковыми отверстиями размером примерно 15 Х 15 см. Продеть через отверстия ленту с игрушками и связать ее в единое кольцо. Получится своеобразная «карусель» в коробке. Малыш будет тянуть за ленточку и доставать из коробки следующую игрушку.

Играем с расписными деревянными ложками

Ложки могут также украсить комнату к новому году. Покажите малышу сначала, как можно стучать ложкой по полу, по столу. Позже научите его стучать ложками друг о друга.

Туки- туки, ложки!
Звонкие ладошки!
Туки-тук, туки- тук!
Звонких ложек слышен стук!

Играем с зайчиками

Можете сшить для ребенка маленькие фетровые белые колпачки на пальчик. К основе – колпачку пришейте два длинных уха и нарисуйте маркером мордочку зайки. Получились «пальчиковые куклы – зайки».

Покажите малышу мини-спектакль с зайками:

Пальчики – пальчики,
Маленькие зайчики,
Зайки плясали (шевелим пальчиками),
Зайки играли (продолжаем двигать пальчиками).
И… (пауза), Убежали!

После показа наденьте колпачки малышу на пальчики – пусть он подвигает пальчиками и поиграет в зайчиков.

Как может участвовать малыш в домашнем новогоднем празднике?

Полезный совет 1. Если Вы идете в гости на новогодний праздник с Вашим малышом первого года жизни, то заранее узнайте, будет ли у Вас возможность уединяться время от времени с вашим ребенком в отдельной тихой комнате?

Дело в том, что малыш, да еще после дороги, будет уставать от постоянного присутствия в шумной новой для него группе людей. Поэтому после 20-30 минут пребывания малыша в общей комнате с гостями, лучше уйти с ребенком в отдельную комнату. Кроме того, в отдельной комнате будет возможность ребенку и поспать, если он устанет.

Если таких условий нет, то лучше не рисковать идти в гости на новый год с таким маленьким ребенком. Т.к. малыш может раскапризничаться, и Вы не получите удовольствия от праздника. И он тоже.

Не стоит идти в гости прямо на новогоднюю ночь, лучше сходить с ребенком на дневной праздник к друзьям с детьми или родственникам.

Полезный совет 2. Наденьте на себя и на ребенка «выходную праздничную одежду» — она создает настроение! А Ваше настроение праздника очень важно и для малыша тоже! А также дает Вам силы!

Полезный совет 3. С малышом на празднике, естественно, будут знакомиться незнакомые ему люди. Не нужно этого бояться, но не нужно и передавать ребенка с рук на руки незнакомым людям, он может испугаться. Но новые контакты будут полезны ребенку, которому скоро год. Поэтому пусть новые люди поиграют с малышом, когда он сидит у мамы на руках — скажут ему потешку, похвалят, покажут ему «ладушки» или танцевальные действия. Малыш в безопасности, он улыбается, всё хорошо!

Полезный совет 4. Попросите хозяев и гостей чтобы в то время, когда малыш присутствует в общей комнате в ней не было резких громких звуков (хлопанья хлопушки, например), которые могут его сильно испугать, чтобы музыка не звучала громко. Малыш первого года жизни не может переносить большие эмоциональные перегрузки, в случае перегрузки он начинает капризничать, плакать и всячески выражать это свое неприятное состояние голосом. Если другим гостям нужно хлопнуть хлопушки, то на это время выйдите из общей комнаты в Ваше тихое место вне ее. А потом вернитесь.

Полезный совет 5. С малышом на празднике, нужно будет заниматься, общаться, играть. Он не сможет просто пассивно сидеть или лежать во время праздника. Продумайте, какие игрушки Вы возьмете с собой чтобы малыш с ними мог поиграть в гостях. Научите гостей любимым потешкам малыша (сорока – ворона, ладушки, ай-та-та-та-та-та-та и другим). Пусть и гости с малышом поиграют – позабавляют его потешками.

Полезный совет 6. Если Вы принимаете гостей у Вас дома, то проблем с отдельной комнатой для отдыха, скорее всего, не возникнет. Но встанет другой вопрос – если Вам нужно будет уединиться с ребенком на время для отдыха в отдельную комнату, кто сможет в это время выполнить роль хозяина или хозяйки с гостями? Хорошо, если кто-то из подруг или родственников сможет взять на себя эту роль, чтобы Вам не нужно было оставлять малыша одного в другой комнате в экстренных случаях.

Раздел 2. Новый год для самых маленьких: дети второго и третьего года жизни

Для детей с полутора лет и старше уже можно устроить днем в январе небольшой детский домашний праздник. Пригласите на него еще 3 – 4 деток того же возраста или чуть постарше. Важно, чтобы детский праздник был или у Вас дома, или рядом с Вашим домом, т.к. за время дороги малыш устанет и уже не сможет активно принять в нем участие.

Рекомендация 1. Длительность праздника. Чтобы дети не устали, активная часть праздника для таких маленьких ребят должна быть не более 30 минут, а всё время пребывания гостей – примерно час. В эти дополнительные 30 минут входит и переодевание детей, и сок с угощениями после праздника, но не входит подготовка помещения к приходу детей – комната для праздника готовится заранее, еще до прихода детей.

Рекомендация 2. Участники праздника. Приглашайте на праздник уже знакомых ребенку детей и взрослых. Если есть кто-то новый для ребенка, то лучше познакомить малыша с этими людьми до праздника – пусть они придут к Вам в гости еще до праздника в отдельный день. Дело в том, что дети раннего возраста всегда поддерживают друг друга во всем, особенно в плаче! Поэтому если один малыш испугается кого-то незнакомого и заплачет, то дружный рёв будет обеспечен. Чтобы не было таких моментов, надо заранее позаботиться о том, чтобы все гости друг друга хорошо знали.

Рекомендация 3. Один важный нюанс. Праздник принесет радость детям этого возраста и взрослым только в одном случае – если детки будут не зрителями спектакля, тщательно подготовленного взрослым, а его активными участниками! Они будут отвечать на вопросы, звать персонажей, играть, танцевать. Причем для раннего возраста очень важно, чтобы все дети одновременно делали одно и то же действие: например, все бросали ватные снежки в лису, прогоняя ее. Или все изображали зайку, сидящего под елкой – дружно и одновременно.

Взрослые также не должны быть пассивными зрителями: если водим хоровод, то в нем танцуют и дети, и взрослые. Также взрослые участвуют и в играх, показывая образец действий своим малышам.

А) либо давать всем абсолютно одинаковые, чтобы не случилось такого: два малыша схватились за одну игрушку и не уступают ее друг другу (уступать и сдерживать себя дети в этом возрасте еще не умеют),

Б) либо иметь большой запас. И если кто-то из малышей вдруг схватился за колокольчик с желтой лентой, а второй тут же схватился за него же, то дать второму еще один такой же колокольчик, чтобы все были рады и довольны:).

Обязательно для плясок раздавайте детками красивый реквизит — одинаковые для всех снежинки или ленточки или фонарики или погремушки, так как яркий праздничный реквизит помогает малышу прочувствовать атмосферу праздника и очень привлекателен и интересен для маленьких.

Если же Вы идете в гости на семейный новогодний праздник с ребенком 1 – 2 лет, и в семье хозяев принято приносить индивидуальные подарки на Новый год, то ни в коем случае не просите ребенка 1 -2 лет отдать подарок другим детям. Будут слезы и испорченное настроение. Просто заверните подарок и сами его отдайте – и опять же не ребенку в руки, а в руки его маме!

Рекомендация 6. Про Деда Мороза. Желательно на домашнюю елку для детей до 2 лет не приглашать Деда Мороза, малыши могут его испугаться. Дед Мороз для многих из них – это неизвестный дядя в странной одежде, а отнюдь не сказочный герой с подарками. Пусть Дед Мороз будет нарисован на их подарках, которые они найдут под елкой. А «живого Деда Мороза» они увидят чуть позже, когда подрастут.

Чем можно занять детей 1-2 лет на домашнем новогоднем празднике:

— пляска (пляшут и взрослые и дети под любую веселую музыку с простейшим движениями: хлопаем, делаем полуприседания – пружинки, показываем фонарики, кружимся, притопываем ногой),

— хоровод вокруг елки (под любую песню о елочке),

просмотр кукольного театра (об этом подробнее чуть ниже),

игра с огоньками на елке: когда мы дуем, то огоньки на елке гаснут (нужно заранее с кем-то договориться, чтобы это было обеспечено). Когда мы хлопаем в ладоши, то огоньки снова зажигаются! Восторг детей! Но если мы делаем это не вместе (например, Ваня не хлопнул), то не получается, надо повторить!

музицирование на детских музыкальных инструментах. Дайте малышам одинаковые бубенцы, погремушки и пусть они позвучат ими под веселую музыку, а игрушечный зайка им станцует под их аккомпанемент!

— подвижная игра.

Как наряжать елку, если в семье есть дети 1- 2 лет

В этом возрасте ребенка елку уже можно поставить на пол, но проследить, чтобы она была устойчива и не могла упасть. На нижний ярус елки (на высоте, доступной ребенку) вывешиваются игрушки небьющиеся – из бумаги, картона, ваты, ткани, дерева. На самые верхние ярусы елки вывешиваем бьющиеся игрушки. Мишуру вывешиваем также на верхних ярусах елки, чтобы ребенок не смог потянуть за нее и нечаянно не уронил елку на пол.

Ребенка полутора – двух лет уже можно научить самому наряжать елку — повесить на нее несколько игрушек. Это очень полезно для развития мелкой моторики и сенсомоторной координации. Сделайте для небьющихся игрушек толстую петлю из шнура и научите малыша вывешивать игрушку на веточку и снимать ее. Не ждите, что малыш украсит всю елку- он повесит всего лишь 2- 3 игрушки, а может быть лишь одну. Остальные оставьте на следующий раз. Это трудная задача для ребенка, и не стоит его перегружать, заставляя повесить несколько игрушек за один раз.

Поздравляем родственников с новым годом вместе с ребенком 1-2 лет

Сейчас чаще принято, чтобы все взрослые были сосредоточены на ребенке. В традиционной же народной педагогике тысячелетиями с раннего детства приучали ребенка заботиться о близких. Именно тогда он впитает в себя умение быть милосердным, сочувствующим, помогать взрослым.

С другой стороны, многое ли может такой малыш? Один – нет, но вместе с мамой – очень многое.

Когда мы делаем с малышом 1- 2 лет праздничные поделки – подарки бабушке, дедушке и другим родственника- то бывают две крайности.

Первое: за ребенка всё делает мама. Получается красиво, но чья это поделка?

Второе: всё делает ребенок сам. Но… получается некрасиво и явно, что этот подарок не факт что понравится. Возможно, его примут, но просто как должное.

Как же сделать чтобы и подарок был красивым, и ребенок активно участвовал в его изготовлении. Выход – это совместное творчество взрослого и ребенка.

Примеры совместного творчества в изготовлении новогодних подарков с ребенком 1- 2 лет:

— в новогодней открытке взрослый рисует фон: небо, дома, снег на земле. А ребенок «тычком» рисует только снег, кружащийся в воздухе (берем карандаш и обратным «нерисующим» концом карандаша рисуем точки, погружая карандаш в белую гуашь),

— ребенок на фоне зимнего леса, сделанном взрослым, может дорисовать примакиванием следы зверюшек: прыг-прыг-прыг, здесь проскакал зайка,

— ребенок может вместе со взрослым слепить конфеты, яблочки на елку из соленого теста,

— можно поручить малышу размазывание пластилина по фону, а потом на этом фоне взрослому выложить картинку из мелких деталей пластилина.

Возможностей и вариантов – много! И есть распределение работы – что делает взрослый, а что- ребенок. Причем в «детскую» часть взрослый не вмешивается. Если надо что-то показать малышу, то мы показываем на своем отдельном листе бумаги, а не на общей открытке.

Рассматриваем новогодние картинки

С детьми 1- 2 лет уже можно рассмотреть новогодние картинки в книжках и на открытках. Где елочка, где звезда, где фонарик, шарик, дед мороз, снегурочка на картинке? А на нашей елочке где звезда?

Хороводы для детей 1-2 лет

Деткам 1- 2 лет очень нужны хороводы. Именно в хороводе малыш получает первый опыт взаимодействия со сверстниками. В первых хороводах все малыши делают одни и те же действия.

Например, традиционный новогодний хоровод «Заинька» для самых маленьких.

Заинька, выходи,
Серенький, выходи!
Вот так, этак выходи!
Вот так, этак выходи!

Заинька, погуляй,
Серенький, погуляй!
Вот так, вот так, погуляй,
Вот так, вот так, погуляй.
Заинька, поскачи.
Серенький, поскачи.
Вот так, вот так, поскачи.
Вот так, вот так, поскачи.
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой.
Вот так, вот так, топни ножкой.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, вот так, попляши!
Вот так, вот так, попляши!
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись.
Вот так, вот так, поклонись.
Вот так, вот так поклонись.

Все дети в хороводе и взрослые делают движения по тексту. На новогоднем празднике игрушечный зайка может попросить малышей станцевать с ним. Тогда мы возьмем зайку к себе в руки, поставим в хоровод (зайка будет танцевать между двумя мамами) и с ним спляшем.

Если дети хорошо знают этот хоровод и легко выполняют его движения, то можно усложнить задачу. Тогда выбирается из деток один зайка, он изображает все действия в центре хоровода, а все игроки за ним всё повторяют. В конце добавляется еще один куплет:

Заинька, выбирай!
Серенький, выбирай!
Вот так, вот так, выбирай!
Вот так, вот так, выбирай!

Для ребенка быть в центре хоровода – это очень важный опыт! Ведь ему надо вести себя свободно, когда все на него смотрят и на нем сосредоточено внимание. Не каждый ребенок сразу выйдет в центр хоровода. Если малыш не готов – пусть пока просто посмотрит на хоровод или просто походит в нем вместе с вами. Когда он постепенно освоится – то выйдет и в центр круга (это может быть и через неделю или две).

Новый год для самых маленьких: как показать кукольный театр детям 1-2 лет

Для кукольного спектакля совершенно необязательно покупать специальные игрушки. Подойдут и обычные ваши игрушки для игр ребенка.

Совет 1. До начала спектакля дайте малышам в руки игрушки – персонажи. Пусть он их обследует, подействует с ними. Пусть они станут из новых знакомыми ребенку. Иначе во время спектакля малыш будет тянуться к новым игрушками и требовать взять их в руки.

Совет 2. Вместо ширмы можно использовать:

— большую коробку,

— чемодан, декорировав его дно как «сцену с декорациями», а верхнюю крышку как «небо»,

— обычный стол,

— ткань, натянутую между двух стульев,

— ткань, натянутую в дверном проеме.

Декорации можно сделать с помощью прищепки: наклеить фигурку на прищепку, и прикрепить прищепку на ткань – ширму.

Совет 3. Как передвигать куклы в ходе спектакля:

— когда игрушка говорит, то она двигается (например, наклоняется — раскачивается в сторону того героя, которому она говорит). Когда же персонаж молчит, то он должен быть неподвижен.

— когда игрушка выходит на сцену, то она передвигается либо из глубины сцены к детям (если это коробка), либо справа – налево или слева- направо (если сценой служит обычный стол),

— если нужно игрушке что-то передвинуть по сюжету спектакля или взять в руки, то Вы держите одной рукой куклу, а другой рукой делаете необходимые действия,

— если Вы показываете спектакль с помощью кукол бибабо (надевающиеся на руку куклы), то можете выражать с помощью рук игрушки разные жесты. Например, руки в стороны – это удивление, кукла радуется – это прыжки, кукла подносит ручки к щекам «ох!».

— если Вы использовали игрушку и больше она вам по ходу спектакля не нужна, то кладите ее в непрозрачную коробку, чтобы она не отвлекала внимание детей.

Совет 4. В конце спектакля пусть сначала все герои – куклы сделают поклон зрителям, а все зрители похлопают артистам и героям – куклам. Мамы – зрители показывают деткам образец действий и направляют их.

Новогодние хороводы для детей раннего возраста

Ниже вы найдете варианты хороводов для домашнего детского праздника. Чтобы детки смогли в него поиграть, надо сначала дома до праздника спеть хоровод с малышом, сделать движения по тексту. Только тогда малыш сможет действовать вместе с его сверстниками на празднике с удовольствием и быстро, и будет рад тому, что услышал знакомую мелодию и знакомые слова. Дети раннего возраста очень любят повторения и всё узнаваемое и предсказуемое. И не сразу могут освоиться с новой для них пляской.

Достаточно выучить одну пляску или один хоровод с движениями по тексту. А обычный хоровод вокруг елки малыш может водить с другими мамами и детками и без подготовки.

Танец со снежками

Для танца нужны сшитые из ваты снежки. Берем комок ваты и белые нитки с иголкой. И сшиваем вату так, чтобы она стала плотным белым комочком – снежком. Можно также сделать снежки вместе с ребенком из белой бумаги, смяв ее в комочки – шарики. Все движения выполняют дети под музыку в соответствии с текстом.

Мы снежочки в руки взяли, по дорожке побежали.
Побежали малыши, все нарядны хороши! (2 р.)
Мы снежочек поднимаем и над головой качаем.
Покачайся надо мной мой снежочек озорной. (2 р.)
Потанцуй-ка ты снежок, снежный маленький дружок
Потанцуй, не зевай и за нами повторяй. (2 р.)
Будем топать ножкой возьмём снежок в ладошку
Мы Снегурке принесём и в корзиночку вернём. (2 р.)

Зайчики

Наши детки веселились,
И кружились, и плясали,
Словно зайчики скакали.
Прыг-скок, прыг-скок,
Разорвался башмачок.
Все ребята на пол сели,
На ботинки посмотрели.
Чтоб ботинки починить,
Надо гвоздики прибить.
Тук-тук-тук-тук,
Надо гвоздики прибить.
Ох, устали наши ножки,
Мы похлопаем в ладошки,
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,
Мы похлопаем в ладошки.
Мы в ладошки постучали,
Наши рученьки устали,
Положу их, покачаю,
Баю-баю-баю-баю.
Отдохнули мы немножко,
Опять пляшут наши ножки,
Ля-ля-ля-ля.

Блестят на елке бусы

Блестят на елке бусы,
Хлопушки и звезда.
Мы любим нашу елку.
Да-да-да! (слова куплета поет взрослый и старшие дети, а малыши договаривают последнюю строчку песни хором: да-да-да).
И Дед-Мороз веселый -
Седая борода -
Приносит нам подарки.
Да-да-да!
Снегурка в белой шубке
Приходит к нам всегда.
Мы с ней поем и пляшем.
Да-да-да! (Н. Найденова)


Танец с платочками

У кого в руках платочек,
Тот пойдёт ко мне в кружочек.
Он платочек свой покажет,
Весело помашет.

Припев: Вот–вот, вот какой,

Мы возьмём за уголочки
Наши яркие платочки.
И поднимем выше, выше,
Выше наших ребятишек!

Припев: Вот–вот, вот какой,
Вот какой платочек мой! (2 раза).

Сядем тихо все в кружочек,
Спрячемся за свой платочек.
А потом, а потом –
Всех ребяток мы найдём!

Припев: Вот–вот, вот какой,
Вот какой платочек мой! (2 раза).

Как похожи на цветочки,
Наши яркие платочки.
И ребятки наши тоже
На цветочки все похожи!

Припев: Вот–вот, вот какой,
Вот какой платочек мой! (2 раза).

Хоровод «Мишенька»

Выходи – ка, Мишенька, попляши, попляши.
Лапой, лапой, Мишенька, помаши, помаши.
А мы вокруг Мишеньки хороводом пойдём,
Песенку весёлую запоём, запоём!
Будем, будем в ладушки ударять, ударять!
Будет, будет Мишенька нам плясать, нам плясать!

Пляска «Ножки и ладошки»

Как у наших у ребят
Ножки весело стучат!
Наш народ удаленький,
Хоть и очень маленький!

Лишь устанут ножки,
Хлопаем в ладошки,
В ладошки-ладошечки
Весёлые хлопошечки!

А как пустимся бежать,
Никому нас не догнать!
Мы народ удаленький,
Хоть и очень маленький!

А теперь вприсядочку
С моей мамой рядышком,
Книзу, кверху, раз и два –
Вот как пляшет детвора!

«Пляшут малыши» (на мотив «Ах вы, сени…»)

Вот наш Мишенька (имя ребенка) встаёт,
Он плясать сейчас начнёт.
Будет Мишенька плясать,
Всех ребяток забавлять!
Миша, Миша, попляши,
Нашим деткам помаши.
Выбирай других плясать
И ребяток забавлять!

Все захлопали в ладошки (на мотив «Во саду ли, в огороде…»)

Все захлопали в ладошки
Дружно, веселее.
Застучали наши ножки
Громче и быстрее.

По коленочкам ударим,
Тише, тише, тише…
Ручки, ручки поднимаем
Выше, выше, выше…

Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Покружились, покружились
И остановились.

Пляска с погремушками

Побежали с погремушкой, побежали побыстрей.
Всем ребятам с погремушкой сразу стало веселей.

Погремушкой, погремушкой громче,
Громче, громче бей.
Куклам, мишкам, всем зверюшкам
Сразу стало веселей.
Ёлочка, ёлочка, веточки развесила.
Весело, весело, всем ребятам весело.
Покружились с погремушкой,
Покружились веселей.
Всем ребяткам с погремушкой сразу стало веселей.
Ёлочка, ёлочка, веточки развесила.
Весело, весело, всем ребятам весело.

Желаю Вам веселых новогодних праздничных дней и интересных семейных зимних каникул!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Если компания собралась большая, нужно включить в игровую программу праздника и другие конкурсы и развлечения. Например, такие.

Конкурс стихов

Это конкурс для младших школьников. Приготовьте карточки с рифмами и раздайте всем гостям в начале праздника. Придумайте «новогодние» рифмы или используйте такие: лет — дед, нос — мороз, календарь — январь, год — идёт.

В конце праздника, перед вручением подарков, все читают свои стихи и получают призы за лучшие произведения.

Идёт Дед Мороз

Сначала предложите всем участникам игры запомнить текст:

Идёт из леса Дед Мороз,

На праздник к нам идёт.

И знаем мы, что Дед Мороз

Подарки нам несёт.

После того как игроки повторят текст, предложите такие условия: нужно постепенно заменять слова движениями и жестами. Первое слово, которое заменяется,— «мы». Вместо него каждый показывает на себя. С каждым новым исполнением слов становится меньше, а жестов — больше.

Вот какими могут быть жесты.

«Дед Мороз» — показать на дверь. «Праздник» — прыгать и хлопать в ладоши. «Идёт» — ходить на месте. «Знаем» — указательным пальцем прикоснуться ко лбу. «Подарки» — жестом изобразить большой мешок. И так далее. При последнем исполнении останутся только предлоги и глагол «несёт».

Что вешают на ёлку

Ведущий может придумать и свой собственный вариант:

— Мы с ребятами сыграем в интересную игру: то, что вешают на ёлку, я детишкам назову.

Если всё скажу я верно, говорите «Да!» в ответ.

Ну, а если вдруг неверно, говорите смело:

«Нет!» Готовы? Начинаем!

— Разноцветные хлопушки?

— Одеяла и подушки?

— Раскладушки и кроватки?

— Мармеладки, шоколадки?

— Шарики стеклянные?

— Стулья деревянные?

— Плюшевые мишки?

— Буквари и книжки?

— Бусы разноцветные?

— А гирлянды светлые?

— Туфли и сапожки?

— Чашки, вилки, ложки?

— Конфеты блестящие?

— Тигры настоящие?

— Шишки золотистые?

— Звёздочки лучистые?

Вижу, умеете вы ёлку украшать. А знаете ли вы, кто такой Дед Мороз? Если вы согласны со мной, говорите «Верно», а не согласны — «Неверно».

Верно - неверно

Ведущий начинает диалог:

— Дед Мороз известен всем, верно?

— Он приходит ровно в семь,

— Неверно!

— Дед Мороз — старик хороший, верно?

— Носит шляпку и калоши, верно?

— Неверно!

— Скоро Дед Мороз придёт, верно?

— Он подарки принесёт, верно?

— Ствол хорош у нашей ёлки, верно?

— Был он срублен из двустволки, верно?

— Неверно!

— Что растёт на ёлке? Шишки, верно?

— Помидоры и коврижки, верно?

— Неверно!

— Вид красив у нашей ёлки, верно?

— Всюду красные иголки, верно?

— Неверно!

— Дед Мороз боится стужи, верно?

— Неверно!

— Со Снегурочкой он дружит, верно?

Что, ответы даны на вопросы,

Знаете всё вы про Деда Мороза,

А это значит — настала пора,

Которую ждёт вся детвора.

Давайте позовём Деда Мороза!

Игра, в которой в шутливой форме проверяется, насколько дети внимательны.

Ребята в конце двустишия, там, где это подходит по смыслу, хором кричат «И я!». Но надо хорошо слушать Деда Мороза. Иногда лучше и помолчать.

— Я люблю ходить по снегу

И люблю играть в снежки.

— Я люблю на лыжах бегать,

А ещё люблю коньки.

— Я люблю зимой и летом

Петь, играть и танцевать.

— А ещё люблю конфеты

Прямо с фантиком жевать.

— Я люблю лететь на санках,

Так, чтоб ветер засвистел!

— Я сегодня наизнанку

Шубу тёплую надел.

— Я отгадывал загадки

И подарки получал.

— Скушал много яблок сладких,

Ни минуты не скучал!

— И девчонки, и мальчишки

В хоровод скорей бегут.

— А пушистые зайчишки

Спят под ёлочкой в снегу.

— Так плясали наши ноги,

Даже начал пол скрипеть!

— А в лесу, в своей берлоге,

До весны заснул медведь.

— Этот праздник новогодний

Не забуду никогда.

— Сочинял весь день сегодня —

Получилась ерунда!

Да - нет

Игра, похожая на предыдущую. Важное условие: здесь нужно уметь громко сказать не только «Да!», но и «Нет!».

— Любит шутки и приколы?

— Знает песни и загадки?

— Съест все ваши шоколадки?

— Он зажжёт ребятам ёлку?

— Носит шорты и футболку?

— Он душою не стареет?

— Нас на улице согреет?

— Санта Клаус — брат Мороза?

— Хороша у нас берёза?

— Новый год идёт всё ближе?

— Есть Снегурочка в Париже?

— Дед Мороз несёт подарки?

— Ездит он на иномарке?

— Носит тросточку и шляпу?

— Иногда похож на папу?

Новогодняя угадайка

Ребятам очень нравится заканчивать вместе с Дедушкой Морозом стихи.

Дед Мороз. На дворе снежок идёт,

Скоро праздник...

Дети . Новый год!

Дед Мороз. Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идёт...

Дети. От ёлки!

Дед Мороз . Ветви слабо шелестят,

Бусы яркие...

Дети. Блестят!

Дед Мороз . И качаются игрушки —

Флаги, звёздочки...

Дети . Хлопушки!

Дед Мороз . Нити пёстрой мишуры,

Колокольчики...

Дети. Шары!

Дед Мороз . Рыбок хрупкие фигурки,

Птицы, лыжницы...

Дети . Снегурки!

Дед Мороз . Белоус и краснонос,

Под ветвями Дед...

Дети . Мороз!

Дед Мороз. Ну и ёлка, просто диво!

Как нарядна, как...

Дети. Красива!

Дед Мороз. Вот уже зажглись на ней,

Сотни крошечных...

Дети . Огней!

Дед Мороз. Двери настежь, точно в сказке,

Хоровод несётся в...

Дети . Пляске!

Дед Мороз: И над этим хороводом

Говор, песни, звонкий смех...

Поздравляю...

Дети. С Новым годом!

Дед Мороз. С новым счастьем сразу...

Дети. Всех!

Я захотел устроить бал

Для этой игры может пригодиться стихотворение Даниила Хармса «Я захотел устроить бал». Ведущий предваряет эту забаву таким вступлением. «Вы умеете принимать гостей?» — спрашивает он. Дети, конечно, отвечают «Да!». «Это очень хорошо, — продолжает ведущий. — К сожалению, некоторые не умеют этого делать. Вот о таких странных людях мы и сочиним с вами и поэтом Даниилом Хармсом стихотворение. Я буду начинать, а у вас главная роль: вы будете придумывать рифмы».

Ведущий . Я захотел устроить бал

И всех гостей к себе...

Дети. Позвал!

Ведущий . Купил муки, купил творог,

Испёк рассыпчатый...

Дети. Пирог!

Ведущий. Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости не...

Дети . Идут!

Ведущий. Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек...

Дети. Откусил!

Ведущий . Потом придвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту...

Дети . Съел!

Ведущий . Когда же гости подошли,

То даже крошек...

Дети. Не нашли!

Это угадайка для самых маленьких, они с удовольствием показывают, как прыгает зайчик, как ходит косолапый мишка и как «разговаривают» разные животные.

Дед Мороз. В лесу у ёлки в Новый год

Идёт весёлый хоровод.

Усевшись крепко на суку,

Кричит петух...

Дети. Ку-ка-ре-ку!

Дед Мороз. И каждый раз в ответ ему

Мычит корова...

Дети . Му-у, му-у, му-у!

Дед Мороз. Сказать певцам хотела «браво», но вышло лишь у кошки...

Дети . Мяу!

Дед Мороз. Не разобрать никак слова, твердят лягушки...

Дети. Ква-ква-ква!

Дед Мороз . И что-то шепчет снегирю

Смешная хрюшка...

Дети . Хрю-хрю-хрю!

Дед Мороз . И, улыбаясь сам себе,

Запел козлёнок...

Дети. Бе-бе-бе!

Дед Мороз . А это кто там на суку? Кукушка крикнула...

Дети . Ку-ку!

В зоопарке видели

Это музыкальная игра, где Дедушка Мороз запевает, а дети отвечают:

— За решёткой у ворот спит огромный бегемот.

— Вот слонёнка тихий сон охраняет старый слон.

— Видели, видели, в зоопарке видели!

— Черноглазая куница — замечательная птица!

— Злой-презлющий серый волк на ребят зубами щёлк!

— Видели, видели, в зоопарке видели!

— Полетели вдруг пингвины выше ели и осины.

— Путаешь, путаешь, Дедушка, ты путаешь!

— Пони — маленькие кони, до чего забавны пони!

— Видели, видели, в зоопарке видели!

— Ненасытный зверь шакал от стены к стене шагал.

— Видели, видели, в зоопарке видели!

— А зелёный крокодил важно по полю ходил.

— Путаешь, путаешь, Дедушка, ты путаешь!

Дети должны отвечать правильно, не сбиваясь с ритма.

Новогодняя игра «Ответь наоборот»

Эта игра проводится в конце новогоднего праздника. Ведущий проходит по кругу и задает вопросы. Отвечать на них может тот, кому он их задаёт, а помогать должны хором все ребята. Постепенно (это обязанность ведущего) отвечают всё больше и больше ребят. И слово «Конец» должен уже сказать весь зал.

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь — «низко».

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь — «близко».

Скажу тебе я слово «сытый»,

Ответишь ты — «голодный».

Скажу «горячий» я тебе,

Ответишь ты — «холодный».

Скажу тебе я слово «лечь»,

Ты мне ответишь —- «встать».

Скажу потом тебе «отец»,

Ты мне ответишь — «мать».

Скажу тебе я слово «грязный»,

Ты мне ответишь — «чистый».

Скажу я «медленный» тебе,

Ты мне ответишь — «быстрый».

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты — «храбрец».

Теперь «начало» я скажу,

Ты отвечай — «конец».

Снежный ком

Раздача подарков — самый приятный и долгожданный момент на новогоднем празднике. Он всегда сопровождается каким-нибудь аттракционом или игрой. Предлагаемая игра подходит для немногочисленных домашних и немноголюдных «семейных» праздников. Выкуп новогодних призов из мешка Деда Мороза обставляется так: по кругу взрослые и дети передают специально подготовленный «снежный ком» — из ваты или белой ткани. Дедушке Морозу неплохо иметь такой у себя в мешке. «Ком» передают, Дед Мороз приговаривает:

Снежный ком мы все катаем,

До «пяти» мы все считаем —

Раз, два, три, четыре, пять —

Тебе песню исполнять.

Тебе танец сплясать.

Тебе загадку загадать...

Выкупивший приз выходит из круга, а игра продолжается.

Сказочная чепуха

Детям страшно нравится, когда Дедушка что-нибудь путает. Например, как «разговаривают» животные. Ребята «учат» Деда Мороза и поправляют его. По этому же принципу придумана забава, в которой «тёмная» Баба Яга или кто-нибудь из её окружения перепутывают имена всех сказочных героев. Например:

Леший (Бабе Яге). Вот, старая, иду я вчера по лесу, а мне навстречу — Крокодил этот зелёный со своим Бурачешкой!

Баба-Яга . Не Бурачешкой, глупый ты остолоп, а Бурчекашкой!

Леший. Нет, Бурачешкой!

Яга . Бурчекашкой!

Леший. А мы вот у ребят спросим, Бурачешкой или Бурчекашкой?

Дети. Чебурашкой!

Леший. Вот я и говорю, Чебурашкой! Идут они, значит, и спрашивают у меня, не видел ли я этого, Ти-но-бу-ра.

Яга. Вот олух! Ты олух, Леший! Запомни, не Тинобуро, а Робутино!

Леший. Так, ребята?

Дети. Буратино!

Леший. Во, Буратино!

Яга. А зачем им Буратино?

Леший . Вот и я спрашиваю, зачем? А они мне и говорят: «Сегодня будет большой праздник. Там все соберутся: и Дюйчомовка, и Салоручка»...

Яга. Кто-кто?

Леший . Дюйчомовка, Салоручка... Так, дети?

Дети . Нет, не так.

Леший . А как?

Дети. Дюймовочка, Русалочка!

Леший. Во, во, и к ним придёт сам Дед этот Ромоз со своей Сгунерочкой!

Дети. Дед Мороз со Снегурочкой!

Такая приблизительно сценка может присутствовать в новогоднем сценарии, или ведущий для праздника может подготовить забавный рассказ. Чем старше дети, тем непонятнее и смешнее можно переиначивать имена. Если ребят немного, то можно даже выявить знатока имён сказочных героев и вручить ему приз.

В гости к Дедушке Морозу

Это игра для малышей. Дед Мороз предлагает детям отправиться в его лесную избушку. Когда ребята встают за Дедушкой «паровозиком», он ведёт их, приговаривая и показывая разные движения, которые дети должны выполнять.

Мы за руки дружно взялись,

Как лошадки поскакали.

(Дедушка показывает, как скачут лошадки, высоко поднимая колени, а дети повторяют.)

Друг за другом скачем мы —

Холода нам не страшны!

А теперь как мишки мы

По тропиночке пошли.

(Дедушка медленно идёт, переваливаясь с ноги на ногу, дети повторяют.)

Мы вразвалочку идём

И ничуть не устаём —

Как задорные зайчишки

И девчонки, и мальчишки!

(Все прыгают, как зайчики.)

Прыгают, проказники,

На весёлом празднике!

— Вот мы и пришли! — объявляет Дедушка. — Танцуйте, веселитесь от души!

(Звучит весёлая музыка, дети прыгают, танцуют.)

Дед Мороз ставит детишек в хоровод, сам в середине. Запевает и показывает детям движения:

Долго праздника я ждал,

Детям ёлку выбирал. (2 раза)

(Смотрит из-под ладошки направо и налево.)

Вот так, посмотри,

Детям ёлку выбирал!

(Дети поют последние две строчки каждого куплета и повторяют за Дедушкой движения.)

Долго праздника я ждал,

Свои валенки искал. (2 раза)

(Дед Мороз, пританцовывая, показывает свои валенки.)

Вот так, посмотри,

Свои валенки искал!

Долго праздника я ждал,

Рукавицы надевал. (2 раза)

(Показывает, как он натягивал рукавицы.)

Вот так, посмотри,

Рукавицы надевал!

Долго праздника я ждал,

Эту шубу примерял. (2 раза)

(Показывает, как надевал шубу.)

Вот так, посмотри,

Долго праздника я ждал,

Шапку мехом подшивал...

Долго праздника я ждал

И подарки собирал...

В конце игры Дед Мороз с ребятами пускается в пляс.

Новогодние загадки

Скатерть бела

Весь свет одела. (Снег)

Белое покрывало

На земле лежало.

Лето пришло —

Оно всё сошло. (Снег)

Морковка белая

Всю зиму росла.

Солнышко пригрело

И морковку съело. (Сосулька)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лёд)

С неба — звездой,

На ладошку — водой. (Снег)

Старик у ворот

Тепло уволок.

Сам не бежит

И стоять не велит. (Мороз)

Детки сели на карниз

И растут всё время вниз. (Сосульки)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт —

Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Ночью он, пока я спал,

Пришёл с волшебной кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья. (Мороз)

Он катки для нас устроил,

Снегом улицы занёс,

Изо льда мосты построил,

Кто же это?.. (Дед Мороз)

Все его зимой боятся —

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице... (Мороз)

Поглядели мы в окно —

Аж глазам не верится!

Всё вокруг белым-бело

И метёт... (Метелица)

Зимой, в часы веселья,

Вишу на яркой ели я.

Стреляю, точно пушка,

Зовут меня... (Хлопушка)

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его — всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду — упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это? (Январь)

Снег мешками валит с неба

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно,

Ну, так что за месяц это? (Февраль)

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь — вода в руке? (Снежинки)

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идёт от... (Ёлки)

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути. (Снег)

Её всегда в лесу найдёшь,

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придёт

Под Новый год —

Ребята будут рады,

Хлопот весёлых полон рот:

Готовят ей наряды. (Ёлка)

К нам домой под Новый год

Кто-то из лесу придёт,

Вся пушистая, в иголках,

А зовут ту гостью... (Ёлка)

Родилась она в лесу,

Там росла и расцвела.

И теперь свою красу

К Рождеству нам принесла. (Ёлка)

Снег идёт, под белой ватой

Скрылись улицы, дома.

Рады снегу все ребята —

Снова к нам пришла... (Зима)

По счёту первым он идёт,

С него начнётся Новый год.

Открой скорее календарь,

Читай! Написано... (Январь)

Я тепла не потерплю:

Закручу метели,

Все поляны побелю,

Разукрашу ели,

Замету снежком дома,

Потому что я... (Зима)

Он чёрной тучей был сначала,

Он белым пухом лёг на лес.

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез. (Снег)

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нём,

Нос приделали, и в миг

Получился... (Снеговик)

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной,

У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель... (Снеговик)

Кто зимой метёт и злится,

Дует, воет и кружится,

Стелет белую постель?

Это — снежная... (Метель)

Если кот решил прилечь,

Где теплее, там, где печь,

И хвостом укрыл свой нос —

Ожидает нас... (Мороз)

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык-тык! (Заяц)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это... (Снегири)

Всё лето стояли,

Зимы ожидали,

Дождались поры —

Помчались с горы. (Санки)

Два берёзовых коня

По снегам несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их... (Лыжи)

Зимой спит,

Летом — ульи ворошит. (Медведь)

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я!

Стал мне спорт родней и ближе.

Кто помог мне в этом?.. (Лыжи)

А ну-ка, ребята,

Кто угадает:

На десятерых братьев

Двух шуб хватает. (Варежки)

Их треплют, катают,

А зиму таскают. (Валенки)

Он и ёлку, и подарки,

И конфет для нас принёс.

Это добрый и весёлый

Наш любимый... (Дед Мороз)

Кто ребят под Новый год

Веселить не устаёт?

Кто подарки дарит детям?

Кто ребятам всем на свете

Ёлку из лесу привёз?

Отгадайте! (Дед Мороз)

Он приходит в зимний вечер

Зажигать на ёлке свечи.

Бородой седой оброс,

Кто же это?.. (Дед Мороз)

Он приходит в зимний вечер

Зажигать на ёлке свечи.

Он заводит хоровод —

Это праздник... (Новый год)