Самый большой собор во франции. Соборы франции. Грузинская православная церковь

Собор в Шартре (XII-XIV вв.) считается одним из красивейших в Европе. Шартр, где находились драгоценные реликвии Богоматери, пользовался особым покровительством короля Людовика IX, который подарил собору большое окно-розу. Витражи пожертвовали собору ремесленники города.

В строительстве собора принимало участие множество людей: например, в 40-х гг. XII в.тысячи нормандских паломников явились в Шартр и несколько месяцев вкатывали каменные блоки в стенах собора достигают двух-трех метров длину и одного метра в высоту. Западный фасад - единственное, что уцелело от предыдущей постройки. Его создание относится к 1170 году. Фасад украшают три пышно украшенных великолепными каменными барельефами портала, относящиеся к XII веку. С севера и с юга на фасадах здания можно видеть весьма характерное для французской готики огромное, круглое кружевное окно, в проемы которого в свинцовых переплетах вставлены цветные витражи. Диаметр окон трансепта составляет 13 метров. Подобное окно вошло в историю искусства под названием "роза". Впервые оно появилось в Шартрском соборе, как утверждают, по заказу короля Людовика IX Святого и его супруги королевы Бланки Кастильской. На витражах "розы" можно видеть гербы Франции и Кастилии, сцены из земной жизни Богоматери и сцены Страшного суда. Собор в Шартре лучше освещён, чем парижский, благодаря высоким окнам нефа, ажурным капеллам обширного пятинефного хора и светлому, голубовато-сиреневому колориту витражей, отличается крестообразно развитым пространством, сдержанным благородством интерьера, перекрытого четырёх частными сводами,органичностью структуры. «Королевский портал» (1145- 1155 гг.) собора в Шартре - яркий образец готической скульптуры. Собор в Шартре славился также своими витражами,которые занимали площадь более двух с половиной тысяч квадратных метров. В 1194 г. собор в Шартре почти полностью сгорел, сохранились только «королевский портал» и основания башен. Позднее здание было вновь отстроено. Возведение собора считалось праведным делом, за которое верующим простятся грехи, и будет обеспечено спасение на небесах.


Собор в Анжере относящийся к готическим конструкциям, сохранил все особенности западных областей Франции. Автор проекта не утолщал стен.
Он стремился уравновесить распределение тяжести, усиливая вертикальную нагрузку. Свод храма сильно выпуклый. Его мощные нервюры являются одним из украшений здания, так как проходящая между двумя валиками плоская лента покрыта резьбой; между ними как бы протянута гирлянда из цветов. В соборе сохранились витражи, относящиеся к разным периодам.


Характерные черты ранней готики воплотились в главном соборе столицы Франции - Нотр-Дам де Пари (Парижской Богоматери). Величественный Нотр-Дам де Пари был заложен в 11б3 г., но его строительство продолжалось в течение нескольких столетий - до XIV в.Собор представляет собой базилику длиной сто двадцать девять метров, состоящую из пяти продольных нефов и одного поперечного - трансепта.. Это грандиозный (длина 130 ж, высота сводов 32,5 At) пятинефный храм,разделённый посередине длины коротким трансептом и завершённый хором с двойным обходом (1182), так что весь план вписывается в прямоугольник. При шестичастных сводах и одинаковых круглых столбах главной аркады, увенчанных крупными капителями, поставленная на них стена ещё массивна она получила большие верхние окна, необходимые для освещения нефа Хор собора, а также фасад с его ясными горизонтальными и вертикальными членениями, как бы с трудом врезанными в плотную стену порталами, великолепной розой и словно выросшими из тела сооружения монументальными башнями - совершенное произведение вполне установившегося стиля.
В храм ведут три входа-портала, обрамлённых уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями - так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей, которых отождествляли с персонажами Ветхого завета. Центр западного фасада украшает окно-роза, а над боковыми порталами вытянулись вверх окна под стрельчатыми арками. На башнях собора располагаются скульптуры фантастических чудовищ - химер. В Нотр-Дам де Пари соединились черты романского и готического стилей. Массивные башни фасада характерны для романской архитектуры, в то время как крестовый свод, опирающийся на арки, использование аркбутанов и контрфорсов, стрельчатых арок и множества окон - черты, свойственные готическому искусству. Собор Нотр-Дам в Париже ответил возросшему политическому значению города
как столицы государства и завершил первый этап развития готического стиля.


Архитектуре реймского собора (1211-1331) при строгости тектонического построения свойствен подчёркнутый вертикализм, вытянутость всех элементов и фигур, обилие скульптуры и декоративных деталей, которые, словно буйная поросль, пробиваются ввысь, пересекая горизонтальные членения. Даже стрельчатые обрамления порталов настолько повышены, что центральный тимпан прорезает ещё одна роза. Весь абрис фасада облегчён, заметно суживаясь кверху. Главный фасад Реймсского собора значительно отличается от классического Фасада.Порталы, выступающие вперед, глубоко лежащая роза в обрамлении высокой стрельчатой арки и высокий второй этаж создают новый тип готического фасада: в нем решительно преобладают вертикальные лини Вызывающие восхищение капители расположены на одном уровне,не прерывая тем самым чередования вертикальных и горизонтальных линий.Это впечатление однообразия усиливается подобным оформлением боковых нефов.

Заключение

В XIII-XV вв. готическая архитектура распространялась по разным странам Европы, приобретая определённые черты, и вырастала постепенно из романского стиля преобразуя его почти незаметными новшествами. В ХIII веке усиливается связь между двумя королевствами Испании и Франции. Французские зодчие работают на территории Испании. Следы их деятельности прослеживаются в соборах Леона, Бургоса и Толедо. Испанская архитектура ХIII веке кажется ветвью французской. Почти всегда враждебные, но всегда близкие отношения с Англией не могли не сказаться на архитектуре обоих королевств. Например, французский архитектор Гийом из Санса построил 1175 году собор в Кентбери. Будучи ближе всех других английских храмов к французскому плану, собор Вестминстерского аббатства остался памятником близких отношений между королевствами. Его хор окружен венцом капелл, центральный неф выше, чем это было принято в
английских храмах. Влияние английской готики на французскую, падающее на XV век, коснулось не основной конструкции зданий, но главным образом их «пламенеющего декора» Замечательная готическая архитектура Чехии XIV века также связана с
именем французского архитектора Матье из Арраса, который начал постройку собора св. Витта в Пражском граде.
Сохранились сведения о том, что в1287 году Этьен де Боннейл отплывает с помощником в Швецию, чтобы построить собор в Упсале. Н

Готика, как архитектурный стиль, характерна для определённой эпохи всей Западной Европы, но ведущая роль в её создании, развитии и воплощении принадлежала Франции.

Франция – государство, расположенное в Западной Европе. Оно считается одним из наиболее востребованных туристических направлений, потому как отлично сочетает в себе черты соседних стран и уникальные особенности. Здесь очень много достопримечательностей, достойных внимания зарубежных гостей. Отдельно следует рассмотреть соборы Франции, которые удивляют своим величием и необычными архитектурными стилями, хранят многочисленные тайны и загадки.

Реймсский собор

Реймсский собор или Нотр-Дам находится во французском городе Реймсе. Время его строительства пришлось на 1211-1311 годы. Собор считается одним из самых известных в стране, относится к ярким примерам готической архитектуры. В Средние века здесь короновалось большинство французских монархов. Сегодня Нотр-Дам включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Если рассматривать все соборы Франции в готическом стиле, то Реймсский будет самым ярким и удачным, наиболее гармоничным.

Высота его башен достигает 80 метров. Они образуют одно целое с западным фасадом, выстроенным в стиле зрелой готики, декорированном необычными скульптурами. Порталы и окна собора декорированы каменными фигурными флеронами. Их остроугольные окончания соединяются со вторым ярусом, благодаря чему визуально стирают границы карниза. Во втором ярусе стрельчатые окна делают фасад более вытянутым, благодаря чему собор смотрится очень красиво и необычно. Порталы декорированы окнами-розами, уникальными по своей конструкции. Если рассматривать боковые фасады Реймсского собора во Франции, то здесь можно видеть очень высокие и достаточно широкие окна, которые практически касаются друг друга. Каждые два окна соединяются единой розой, размещенной под аркой проема. Центральный фасад не мене красив, украшен необычными колоннами.

Если говорить про интерьер, здесь особое внимание следует уделить витражам, которые были изготовлены по эскизам российского живописца:

  • на центральном витраже можно видеть два библейских сюжета. С одной стороны представлено жертвоприношение Исаака, с другой – распятие Иисуса Христа;
  • на остальных витражах представлены важные события, происходившие в жизни королей Франции, в том числе, крещение Хлодвига I.

Даже если не углубляться в историю и религию, посетив собор в Реймсе во Франции, можно получить массу положительных эмоций. Это уникальное здание, поражающее своим величием и необычным архитектурным стилем. Подобных ему нет во всем мире.

Все, кто включит Реймсский собор, будучи в Реймсе во Франции, в свой экскурсионный план смогут привезти домой незабываемые впечатления и эксклюзивные фотоснимки. Это действительно уникальная достопримечательность, являющаяся одной из главных в стране.

Собор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам-де-Пари – это один из самых известных храмов во всем мире, уникальный архитектурный памятник. На его популярность повлиял и известный роман Виктора Гюго, который помог разжечь в жителях Франции любовь к собору. Она проявлялась и ранее, главным образом в том, что во время Великой Французской Революции французы встали на защиту храма перед Робеспьером, который хотел его снести. Разрушить собор у него не получилось, но все же здание несколько пострадало. Его реконструкцию начали спустя 10 лет после выхода романа Виктора Гюго. Она позволила восстановить первозданный вид храма, а также в ходе ее проведения здесь появилась всемирно известная галерея химер.

Собор Парижской Богоматери во Франции строили практически 200 лет – с 1163 года по 1345. Но это только сделало его еще более популярным, потому как в архитектуре здания присутствует несколько стилей. Начиналось строительство, когда еще господствовал романский архитектурный стиль, а заканчивалось уже с включениями особенностей готической стилистики. Именно это позволило собору получить свой уникальный облик, который сделал его одной из главных достопримечательностей страны и всего мира. Именно поэтому рекомендуется обязательно включить Собор Парижской Богоматери, будучи в Париже во Франции, в собственную экскурсионную программу. Вам гарантированы непередаваемые эмоции, которые обязательно вызовет величественное строение, увековеченное в романе Гюго.

В завершение отметим несколько интересных фактов, которые связаны с рассматриваемым храмом:

  • по нему написан одноименный роман;
  • каждый год собор принимает более 14 миллионов человек, потому как считается самым известным памятником в Европе;
  • здесь хранится Терновый венец Иисуса Христа – главная из списка великих христианских реликвий;
  • в честь 850-летия собора для него было отлито девять новых колоколов.

Это основные моменты, которые следует знать тем, кто желает побывать во всемирно известном соборе. Остальное вы увидите своими глазами.

Шартрский собор во Франции

Собор города Шартр – это один из самых популярных храмов во всей Франции. Он имеет множество уникальных особенностей, выгодно выделяющих его на фоне остальных храмов. Рассмотрим все по порядку.

На месте, где располагается нынешний собор, ранее находились небольшие церкви, где хранилась плащаница Богоматери. Первый собор возвели в XI веке, но простоял он не так долго, полностью сгорел при пожаре. На его месте возвели новый храм, выполненный в романском стиле, который по тем или иным причинам ожидала та же участь. Строительство современного собора началось в XII веке. В его процессе участвовало огромное количество французов. Завершили возведение здания в 1260 году, тогда же и состоялось его официальное открытие. Интересным является тот факт, что рассматриваемый собор в Шартре во Франции до сего дня практически полностью сохранил свой первозданный вид. Безусловно, здесь проводились реконструкции и восстановительные работы, но они не предполагали внесения кардинальных изменений в архитектуру.

Начиная знакомство с собором, следует рассмотреть его фасад. Здесь можно видеть две уникальные башни, возвышающие здание до небес. Высота первой составляет 105 метров, вторая башня выше на 8 метров. При этом одна башня выполнена в романском стиле, а другая – в готическом. Также, будучи у входа в собор, следует обратить внимание на уникальную розетку, украшенную витражами; астрономические часы, располагающиеся на фасаде с южной стороны. Часы были помещены здесь еще в XVI веке, первоначально показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката солнца, фазы луны, текущий знак зодиака. В XVIII веке механизм был сломан, полностью восстановить его информативность так и не удалось.

Зайдя внутрь храма, вы увидите удивительные витражи, подобных которым нет нигде. Они являются главной примечательной особенностью собора, в общей площади составляют более 2 000 кв. м., а по количеству их больше 170. Здесь сохранились и витражи, которыми храм декорировался еще во время своего строительства – в XII веке, эта особенность делает здание еще более ценным. Пол собора в Шартре во Франции имеет необычный лабиринт, чем привлекает внимание посетителей святыни.

Руанский собор

Руанский собор примечателен тем, что его строительство продолжалось около 7 веков. Главным архитектурным стилем является готический, но можно видеть и нотки древней романской стилистики. Одной из основных особенностей храма являются красивейшие полотна импрессиониста Клода Моне. В общей сложности их насчитывается более 50.

Если говорить об истории, то она тянется еще с IV века. В это время на месте Руанского собора Франции стояла небольшая базилика. В IX веке она была полностью разрушена, после чего в X веке началось ведение работ по строительству нового храма. Изначально за основу был взят романский стиль, но с течением времени архитекторы и строители начинали использовать более современные мотивы, добавляя сюда дополнительные пристройки и архитектурные элементы. Так, самым старым архитектурным элементом храма называют башню Сен-Ромен, строительство которой пришлось на XII век.

Амьенский собор во Франции

Амьенский собор считается самым большим во всей стране, потому как его общий объем превышает 200 000 м 3 . Этот храм относится по архитектурному стилю к чистой готике, в 1981 году был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Нынешний собор в Амьене во Франции не первый на своем месте. До этого здесь находился другой храм, который сгорел в 1218 году. Возведение нового здания началось через 2 года. Полностью его смогли завершить только в 1528 году. Тогда установили шпиц, верхушка которого возвышается на 112,7 метра над уровнем земли.

Собор Александра Невского

Этот собор относят к числу более современных зданий, если сравнивать его с предыдущими храмами. Здесь был использован архитектурный стиль – эклектика. Строительство велось в период 1847-1861 годов. С 1983 года здание охраняется государством как важный исторический памятник. В 1996 году Собор Александра Невского в Париже во Франции был реконструирован, но все его архитектурные особенности сохранились. Внутри храма просматривается византийский стиль, который использовался для оформления его интерьера. Иконы и фрески – результаты труда многочисленных всемирно известных художников. Данный собор также достоин вашего внимания, поэтому, будучи в Париже, включите его в экскурсионную программу.

На фото 1: Собор Шартра. Соборы Франции.

1. Величественые соборы Франции это прежде всего Шартрский Собор (1194-1225), Амьенский Собор (1120-1269), Собор Реймса (1211-1298), Руанский Собор (фр. Cathedrale Notre-Dame de Rouen), Нотр-Дам-де-Пари. Существует интересная теория, что 7 великих французских соборов, посвящённых Деве Марии, располагаются на территории Франции в порядке, отображающем расположение звёзд в созвездии Девы.

4. Довольно любопытно, но больше нигде в готических соборах Франции того времени лабиринт не встречается. 12,78 метра в диаметре, лабиринт Шартрского Собора это последнее испытание для паломников, пришедших поклониться в Шартр величайшей святыне христианского мира, хранящийся в городском Соборе — Покров Святой Девы Марии. Паломники должны были на коленях проделать путь от начала лабиринта к выходу у алтаря Собора при этом непрестанно произнося молитвы.

5. Соборы Франции. Крипта.

Не секрет, что все великие соборы Франции построены на священных местах для кельтов и галлов, населявших Францию до прихода римлян. Шартрский Собор отнюдь не исключение. Древние хроники говорят, что на месте собора было святилище кельтов — священный родник, воды которого даровали здоровье и долголетие. Родник существует и в наши дни, его воды выходят наружу в подземной Шартрского Собора. Кстати, крипта Шартрского Собора сохранилась от самого первого Собора, построенного ещё на рубеже 4 и 5-го веков в романском стиле.

6. Говоря о Соборах Франции невозможно не упомянуть о великолепнейших витражах Шартрского Собора. Общей площадью более 2000 квадратных метров. Собора в Шартре считаются наиболее яркими представителями витражного искусства Средневековья.

7. Соборы Франции. Орлеанский Собор.

Фото: . Французские Соборы это конечно же не только 7-8 наиболее известных храмов, таких как Собор в Реймсе, Шартре, Амьене, Мон-сен-Мишель, Руанский Собор и им подобные. На самом деле существует множество красивых соборов и монастырей мало известных широкой публике, но, тем не менее, обладающих богатой историей и потрясающей архитектурой. Один из таких соборов Франции это Орлеанский Собор. Построен приблизительно в 350 году, но в 865 году был сожжён норманнами, после был отстроен, а в конце 12 века был реконструирован и частично перестроен в стиле пламенеющей готики.

8.Соборы Франции. Руанский Собор.

На фото:. Руанский Собор (фр. Cathedrale Notre-Dame de Rouen), построенный в XII веке на месте старинной базилики, датируемой IV веком, можно отнести к одним из самых впечатляющих готических соборов Франции. Великолепная архитектура главного портала Руанского Собора при высоте шпиля в 150 метров даёт ощущение какой то возвышенности и лёгкости. Северная сторона трансепта украшена великолепным , диаметром в 12 метров. Нужно отметить, что соборы Франции стали декорироваться окнами-розами после строительства Собора в Шартре, когда Людовик Святой, высказал идею украсить главный портал и собора окном именно такой формы. Витражи, украшающие Северную Розу, а именно так называется окно-роза на северной оконечности трансепта, имеют глубокий аллегорический смысл. Вообще Северная Роза по замыслу средневековых зодчих олицетворяет души, ищущие Свет в царстве Тьмы, ведь Северная Роза никогда не видела света солнца. Архитектура Руанского Собора довольно неоднородна, что характерно для многих соборов Франции, строившихся на протяжении довольно длительных отрезков времени.

Соборы Франции. Собор в Альби.

Так, например, Собор в Байё возводился без малого 300 лет и таких примеров множество. Нужно отметить, что соборы Франции имеют гораздо более древнюю историю, но в период с 8 по 9 век многие соборы Франции были уничтожены в результате нашествия викингов. Архитектура соборов Франции это, без сомнения, готика, возникшая во французском регионе Иль-де-Франс в начале 12 века и впоследствии распространившаяся на территории Западной и Центральной Европы.

9. Собор Альби.

Соборы Франции. Тимпан Собора Альби.

Великолепный , построенный в 1280-1480 годах, разительно отличается от других готических соборов Франции. Во-первых Собор Альби выполнен из кирпича, что шло в разрез с бытующим в Средневековье мнением о непригодности этого материала для строительства соборов по причине его хрупкости. Кроме того, этот собор был предназначен для ведения оборонительных действий, тут сказался пример штурма крестоносцами

Думаю будет не лишним “пройтись” по самым красивым готическим постройкам Франции. Поверьте, оно того стоит!)

Готический стиль возник во Франции в середине XII века. Наиболее значительными произведениями готического стиля во Франции считаются соборы Шартра, Амьена и Реймса, но вообще во Франции осталось огромное количество памятников готического стиля, от часовен до огромных соборов. В XV веке наступил период так называемой “пламенеющей готики”, от которой до нас дошли лишь отдельные образцы, такие как один из порталов Руанского собора или башня Сен-Жак в Париже.

Шартрский собор

Шартрский собор или Собор Шартрской Богоматери - самый известный памятник города Шартра, в 90 км к юго-западу от Парижа. Собор считается одним из прекраснейших готических зданий.


На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии.

Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.


Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.

Шартрский собор храм сохранился до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограблений, никогда не реставрировался и не перестраивался.


Отличительной чертой собора является то, что его две башни сильно различаются между собой. Северная башня имеет типичное древнеготическое основание (с контрфорсами и небольшим количеством отверстий) и шпиль в стиле пламенеющая готика, выполненный несколько позже. Южная башня, напротив, имеет основание уже готического стиля и увенчана более простым шпилем.

Амьенский собор

Амьенский собор или Собор Амьенской Богоматери - один из самых известных готических соборов в мире и один из самых крупных во Франции.

Существовавший здесь ранее собор романской архитектуры сгорел дотла в 1218 г. при пожаре, вызванном ударом молнии. А вот находящаяся вблизи собора небольшая церковь уцелела. В ней хранились мощи святого Фирмина, первого епископа города Амьена, поэтому церковь нельзя было снести до завершения строительства нового собора, куда впоследствии и перенесли мощи святого.

Согласно первоначальному плану башни собора предполагалось выстроить в два раза шире и гораздо выше существующих. Однако их возвели только до половины запроектированной высоты, в результате чего башни едва поднимаются над кровлей собора. В 1366 г. было начато возведение шатра над южной башней, а северная башня была достроена лишь в начале XV века. Разные по высоте и рисунку, они придают фасаду собора необычайную живописность.

Амьенский собор прекрасен со всех сторон. Стройный башенный шатер фонаря над средокрестием усиливает общее впечатление устремленности ввысь и подчеркивает высоту готической конструкции. Изящные легкие контрфорсы, увенчанные пинаклями, поднимаются от основания собора к его кровле.


Во время Великой французской революции, когда скульптуры и рельефы разбивались тысячами, пострадали многие соборы Франции. Однако благодаря усилиям влиятельных горожан Амьена, которые перекрыли революционерам доступ в собор, потери там были минимальными.

Несмотря на то что в готическом стиле возводились многие храмы как во Франции, так и в других странах Европы, именно Амьенский собор является одним из наиболее смелых, оригинальных и гармоничных строений готической церкви.


Реймсский собор

Реймсский собор или Собор Реймской Богоматери является одним из самых известных образцов готического искусства во Франции благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям. Это классический образец архитектуры высокой готики в период ее наивысшего расцвета.

Cобор всемирно известен тем, что начиная с периода средневековья и вплоть до XIX века здесь проходили коронации практически всех французских монархов.


Собор в Реймсе имеет древнюю историю. Самое старое здание собора на этом месте датируется 401 годом. В IX веке на месте обветшавшего старого храма началось возведение нового. Однако грандиозный пожар 1210 года полностью уничтожил его. Тогда начался третий этап строительства, в результате которого появилось то величественное сооружение, которое и дошло до наших дней.


Две 80-метровые башни западного фасада Реймсского собора - самые высокие во Франции. Они могли бы быть еще выше, поскольку первоначально планировалось увенчать их высокими шатрами со шпилями, но этот замысел не осуществился. Кроме того, хотели возвести еще пять башен, но этот план тоже не был реализован.

Особенность Реймсского собора - прославившие его скульптуры. Только в “Галерее королей” представлено более пятисот фигур. Большая часть их создана в XIII в. Это скульптурные изображения святых, епископов, рыцарей, королей, ремесленников. Реймсский собор часто называют “собором ангелов” - из-за множества скульптур, их изображающих. Наиболее известна фигура улыбающегося ангела над северным порталом. Реймсский собор сильно пострадал в эпоху Великой Французской революции. Еще более тяжкий урон был нанесен собору во время Первой мировой войны. Полностью восстановительные работы завершились только лишь к 1996 году.

В наши дни величественный и вместе с тем гармоничный собор продолжает оставаться замечательным памятником французской готики, скульптуры которого послужили образцом для других храмов Франции, Италии и Испании.


Руанский собор

Руанский собор или Собор Руанской Богоматери - один из важнейших памятников готической архитектуры Франции. Массивные стены собора идут вдоль всей улицы Сан-Романо, одной из наиболее престижных в средневековом Руане.

Любая, даже самая скромная фотокамера легко и непринужденно передает всю красоту и мощь этого невероятного сооружения, веками вдохновлявшего писателей и художников самых разных калибров. Люди на фоне собора выглядят маленькими, как червячки. Массивные входные двери кажутся крошечными как пробитые гвоздем дырочки на холсте.


Собору сильно досталось во время войны. Перед высадкой в Нормандии союзники устроили ковровое бомбометание на целую ночь. Одна из боковых башен завалилась и повредила несущие колонны. По идее, собор должен был рухнуть и рассыпаться в пыль, но он чудом устоял. Ремонт занял двенадцать лет. В 2000 году не то та же, не то другая башня обрушилась снова. Это произошло в пять утра, и собор, к счастью, был пуст, а то случилась бы беда. Конечно, за такой древней конструкцией приходится следить постоянно.

Руанскому собору более 800 лет. Центральная башня со шпилем отстоит на 70 метров вглубь от фасада - она размещена ровно по пространственному центру собора, что очень необычно.

На площадь перед фасадом собора выходят две башни: левая, построенная в XII-XV веках, и правая, датированная 1506 годом, которая была построена всего за 20 лет. Этот более поздний стиль со множеством мелких деталей и усложненной формой называется “пламенеющей готикой”.


Внутреннее убранство собора

За свой более желтый цвет правую башню прозвали масличной. Несмотря на то, что известняка в Нормандии более чем достаточно, камень для Масличной башни везли из Уэлльса. Помимо цвета, у названия башни есть и иное объяснение: по легенде, деньги на ее постройку взяты из доходов от продажи индульгенций. А больше всего индульгенций церковь продавала за нарушение правил Великого Поста. Руанцы любили кушать сливочное масло и не отказывали себе в этом удовольствии даже в дни поста. К тому же, главам зажиточных семей приходилось раскошеливаться на индульгенции для всех домочадцев.


Центральный шпиль пристроен позже всех в середине 19 века. Его высота 151 метр.

Густав Флобер, будучи уроженцем Руана, прожил в этом городе наиболее значительный период своей жизни. В частности, в Руане была написана “Госпожа Бовари”. Он наблюдал строительство шпиля и выразился ехидно в том смысле, что подобная архитектура - каприз взбесившегося изготовителя паровых котлов. Вблизи шпиль действительно выглядит чересчур технологично, но от этого не менее оригинально.

Башня Сен-Жак

Башня Сен-Жак - это уцелевшая колокольня разрушенной в годы революции (в 1797 году) грандиозной церкви Сен-Жак-де-ла-Бушри. Из этого красиво звучащего названия видно, что посвящена она была святому Иакову (имеется в виду апостол) и что построена на деньги гильдии мясников (“бушри” - мясная лавка). В Англии этого апостола называют Сент-Джеймс, в Испании - Сантьяго. Католическая традиция считает, что именно в Испании, в одноименной церкви Сантьяго-де-Компостелла захоронен этот святой.


Церковь служила местом сбора паломников, следовавших по пути Святого Иакова к конечному пункту - гробнице апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела в Испании. Церковь перестраивалась в XVI веке, поменяв стиль с романского на готический, тогда же к ней была пристроена колокольня - нынешняя башня Сен-Жак.

Церковь, объявленная народной собственностью, была продана революционным правительством и разобрана на доходный товар - камни - в 1797 г. Колокольня была сдана в аренду мастеру для отлива охотничьей дроби: расплавленный свинец, падая с 50-ти метровой высоты через специальную решётку, застывал маленькими шариками в подставленных бочках с водой.


С башней Сен-Жак связаны имена двух великих людей: Николы Фламеля и Блеза Паскаля. О Николе Фламеле говорили как о единственном алхимике, постигшем тайну философского камня и научившемся превращать свинец в золото. Он совершил отсюда паломничество в Испанию, а похоронен был в снесённой позже де-ла-Бушри. В 1648 году французский учёный Блез Паскаль проводил на башне Сен-Жак замеры атмосферного давления. Французы почтили память Паскаля, установив ему в башне статую; также в нишах башни сохранились 19 статуй разных святых. С 1981 г. на башне и в сквере установлена метеостанция.

Присмотревшись, можно увидеть, что углы башни завершают фигуры, символизирующие евангелистов: орёл, лев, телец и - самый высокий - ангел. Церковь после революционного разграбления восстановили лишь в 1854 году, т.е. уже во времена II империи. Судьба её могла сложиться и иначе. Гюго в “Соборе Парижской богоматери” (изданном в 1831 году) писал: “Вот уже несколько дней, как башня церкви Сен-Жак-де-ла-Бушри покрыта строительными лесами, а в ближайшее утро там заработает кирка”. Видимо, в те времена церкви ещё не взрывали, а разбирали. Экономили стройматериал…


В одном из главных городов Пикардии, в северо-западной части страны и в «Цветной долине Франции» расположен Амьенский собор – образец готической архитектуры и объект паломничества православных со всего мира.

Вехи соборного строительства

Город Амьен находится на р. Сомма. Строительство собора пришлось на времена устройства города Реймс во Франции, место было выбрано не случайно – в 1218 году здесь сгорела дотла церковь, возведенная по всем канонам романского архитектурного направления. Амьенский собор во Франции заложили в 1220 г., сделал это епископ Арну де ля Пьере. К слову, останки основоположника погребены в центральной соборной капелле. Умер епископ в 1247 г.

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

Основная идея строительства известного на весь мир собора в Амьене перекликается с архитектурой подобного объекта в Шартре. Очевидцы отмечают некоторое сходство этих двух памятников истории и религии.

В свое время к строительству собора приложили руку такие известные личности, как Том де Кормон со своим сыном, Робер де Люзарш и другие. Твердые песчаные камни для стен добывали в каменоломнях городских окрестностей, после чего материал доставлялся к месту застройки и укладывался на века.

Закончилось соборное строительство в 1288 г., но незначительные доработки и исправления вносились в объект вплоть до 14-го столетия. Первоначальный проект предполагал устройство широких и высоких башен, но в конечном итоге эти элементы уменьшились вдвое. Короткие башни практически не видны из-за крыши, что вызывает у некоторых ценителей архитектуры определенный внутренний диссонанс.

1366 г. – начало возведения шатра, который призван был покрыть южную башню. Строительство северной башни было завершено лишь в начале 15-го века. Получившиеся совершенно разными, башни французского собора радуют глаз созерцателя своим живописным рисунком.

Архитектурные особенности

Амьенский собор во Франции является одним из крупнейших объектов католического наследия. Размеры постройки впечатляют: в длину он растянулся на 145, в ширину – на 59, в высоту – на 42,5 метра. На площади в 7,8 тыс. квадратных метров на момент завершения строительства можно было разместить все население Амьена (примерно 10 тыс. человек).