Из какого дерева делают пианино? В чём заключаются правила выбора

Если вы начинающий пианист, то вам будет полезно узнать о своем инструменте немножко больше, чем знают те, кто с фортепиано дела не имеет. Сейчас здесь будет рассказано том, как устроено фортепиано и что происходит, когда мы нажимаем на клавиши. Получив эти знания, быть может, вы еще и не сумеете настроить пианино самостоятельно, но, по крайней мере, будете иметь представление о том, как устранить мелкие неполадки фортепиано и продолжить занятия до прихода настройщика.

Что мы обычно видим снаружи, когда смотрим на пианино? Как правило, это некий «черный ящик» с зубками-клавишами да ножками-педалями, главный секрет которого скрыт внутри. А что же внутри этого «черного ящика»? Здесь мне бы хотелось остановиться на мгновение и процитировать строки известного стихотворения для детей Осипа Мандельштама:

Мы сегодня увидали
Городок внутри рояля.
Целый город костяной,
Молотки стоят горой.

Блещут струны жаром солнца,
Всюду мягкие суконца,
Что ни улица – струна
В этом городе видна.

В каждом пианино и рояле внутри таинственного «черного ящика» скрывается такой «городок». Вот, что мы увидим, приоткрыв крышку пианино:

Теперь-то понятно, откуда берутся звуки: они рождаются в тот момент, когда молоточки ударяют по струнам. Давайте рассмотрим внешнее и внутреннее устройство пианино поподробнее. Каждое фортепиано состоит из трёх основных частей: корпуса, акустического (звукового) блока и ударно-клавишного механизма (механики) .

По существу, самая массивная часть пианино – его корпус , скрывающий все, что происходит внутри и защищающий все механизмы инструмента от пыли, воды, нечаянных поломок, проникновения внутрь домашних кошек и прочего безобразия. Кроме того, корпус выполняет важную роль несущего основания, которое не дает упасть на пол 200-килограммовой конструкции (примерно столько весит среднее пианино).

Акустический блок пианино или рояля образуют те детали, которые отвечают за то, чтобы инструмент издавал музыкальные звуки. Сюда мы отнесем струны (это то, что звучит), чугунную раму (на которую крепятся струны), а также резонансную деку (это большое полотно, склеенное из сосновых дощечек, которое отражает слабый звук струны, усиливая и выращивая его до концертной силы).

И, наконец, механика фортепиано – это целая система механизмов и рычагов, которые нужны для того чтобы клавиши ударяемые пианистом отзывались нужными звуками, и для того чтобы в нужный момент звучание, по желанию играющего музыканта, незамедлительно прерывалось. Здесь мы должны назвать сами клавиши, молоточки, демпферы и другие детали инструмента, сюда же можно отнести и педали.

Как же все это работает?

Звуки возникают от того, что молоточки ударяют по струнам. На клавиатуре фортепиано всего 88 клавиш (из них 52 – белые, а черные – 36). На некоторых старых фортепиано всего 85 клавиш. Это значит, что на пианино можно сыграть в общей сложности 88 нот, для этого внутри этого инструмента должно находиться 88 молоточков, которые будут ударять по струнам. А вот струн, по которым ударяют молоточки, оказывается, гораздо больше – их 220. Почему так? Дело в том, что каждой клавише изнутри отвечают от 1 до 3 струн.

Для низких громогласных звуков достаточно одной-двух струн, так как они длинные и толстые (даже имеют медную обмотку). Высокие звуки же рождаются благодаря коротким и тонким струнам. Как правило, громкость их не слишком сильна, поэтому усиливается добавлением ещё двух точно таких же. Вот и получается, что один молоточек ударяет не одну струну, а сразу три, настроенные в унисон (то есть на один и тот же звук). Группу из таких трех струн, которые издают один и тот же звук вместе, принято называть хором струн.

Все струны крепятся на специальной раме, которую отливают из чугуна. Она очень крепкая, так как должна выдерживать большую силу натяжения струн. Винты, с помощью которых достигается и фиксируется нужное натяжение струн, называются колками (или вирбелями ). Вирбелей внутри фортепиано столько же, сколько и струн – 220, они расположены в верхней части большими группами и все вместе образуют вирбельбанк (банк вирбелей). Вкручиваются колки не в саму раму, а в мощный деревянный брус, который закреплен позади неё.

Можно ли настроить пианино самому?

Не советую, если вы не профессиональный настройщик, но кое-что поправить вы всё-таки сможете. Когда происходит настройка фортепиано, то каждый из колков подкручивается специальным ключом так, чтобы струна зазвучала нужной высотой. Что делать, если какая-либо из струн ослабла и один их хоров выдает грязь? Вообще, нужно пригласить настройщика, если вы не делаете этого регулярно. Но до его прихода, эту проблему вполне можно разрешить самостоятельно, немного подтянув нужную струну.

Для этого сначала нужно определить, какая именно из струн хора расстроилась – это легко сделать, нужно посмотреть по какому хору ударяет молоточек, затем поочередно прослушать каждую из трех струн отдельно. После этого нужно будет просто немного повернуть колок этой струны по часовой стрелке, следя за тем, чтобы струна приобрела тот же строй, что и «здоровые» струны.

Где взять ключ для настройки фортепиано?

Как и чем настроить фортепиано, если нет специального ключа? Ни в коем случае не пытайтесь поворачивать колки плоскогубцами: во-первых, это не эффективно, во-вторых, вы можете пораниться. Для того чтобы подтянуть струну, можно использовать обычные шестигранники – такой инструмент есть в арсенале любого автовладельца:

Если дома нет шестигранников, рекомендую купить – стоят они совсем недорого (в пределах 100 рублей), продаются обычно наборами. Из набора выбираем шестигранник с диаметром в 8 мм и соответствующую головку, полученным инструментом можно легко отрегулировать положение любого из колков пианино.

Как видите, все довольно просто. Только, предупреждаю, что таким методом вы можете решить проблему на время. Не стоит, однако, увлекаться «подтягиванием колков» и отказываться от услуг настройщика: во-первых, увлёкшись, вы можете подпортить общий строй, во-вторых, это далеко не единственная необходимая операция для вашего инструмента.

Что делать, если порвалась струна?

Иногда на фортепиано лопаются (или ломаются, в общем, обрываются) струны. Что делать в такой ситуации до прихода настройщика? Зная устройство пианино, вы можете извлечь испорченную струну (снять ее с «крючка» внизу и с «колка» сверху). Но это еще не все…. Дело в том, что когда обрывается дискантовая струна, то вместе с ней теряет свой строй («расслабляется») одна из соседних (слева или справа). Её также придется убрать, либо закрепить внизу на «крючке», сделав узел, а затем подстроив уже знакомым способом до нужной высоты.

Что происходит при нажатии на клавиши фортепиано?

Теперь разберемся в том, как работает механика пианино. Вот рисунок-схема принципа работы фортепианной механики:

Здесь вы видите, что клавиша сама по себе никак не соединяется с источником звука, то есть со струной, а лишь служит своеобразным рычагом, который приводит в действие внутренние механизмы. В результате воздействия клавиши (та часть, которая видна на рисунке, скрыта, если смотреть снаружи), специальные механизмы передают энергию удара молоточку, и он ударяет по струне.

Одновременно с молоточком движется демпфер (подушечка-глушитель, которая лежит на струне), он отрывается от струны, чтобы не препятствовать её свободным колебаниям. Молоточек также после удара мгновенно отскакивает назад. Пока на клавиатуре нажата клавиша, продолжаются колебания струн, как только клавиша будет отпущена, демпфер опустится на струны, погасив их колебания, и звук прекратится.

Для чего фортепиано нужны педали?

Обычно у пианино или рояля бывает две педали, иногда три. Педали нужны для того, чтобы разнообразить, разукрасить звучание. Правая педаль отрывает от струн сразу все демпферы, в результате чего после отпускания клавиши звук не пропадает. С ее помощью мы можем добиться звучания в одновременности большего числа звуков, чем мы смогли бы сыграть только лишь одними пальцами.

Среди неискушённых людей распространено мнение о том, что если нажать правую педаль, то звук фортепиано станет громче. В некоторой степени это действительно верно. Музыканты же склонны оценивают не столько громкость, сколько обогащение тембра. При воздействии на струну при открытых демпферах, этой струне начинают отзываться многие другие, которые связаны с ней по акустико-физическим законам. В результате звук насыщается обертонами, делая его более полным, сочным и полётным.

Левая педаль также используется для создания особого рода красочности звучания. Своим действием она приглушает звук. На пианино и роялях левая педаль действует различными способами. Например, на пианино при нажатой (правильнее выразиться – взятой) левой педали молоточки приближаются к струнам, вследствие этого сила их удара снижается и соответственно уменьшается громкость. На рояле же, левая педаль при помощи особых механизмов так смещает всю механику относительно струн, что молоточек вместо трех струн ударяет всего одну, и это создает потрясающий эффект отдалённости или глубины звучания.

У фортепиано бывает ещё и третья педаль , которая располагается между правой педалью и левой. Функции этой педали могут быть различными. В одном случае это педаль-sostenuto , нужная для удержания отдельных басовых звуков, в другом – модератор , который сильно уменьшает звучность инструмента (например, для ночных занятий), в третьем случае средняя педаль подключает какую-нибудь дополнительную функцию. Например, опускает между молоточками и струнами планку с металлическими пластинками, и таким образом изменяет привычный тембр пианино на какую-либо «экзотическую» окраску.

Подведем итоги…

Мы с вами узнали устройство пианино и получили представление о том, как настраивают фортепиано, научились устранять мелкие недостатки в работе инструмента до прихода настройщика. Предлагаю вам также посмотреть видео по теме статьи – вы сможете подсмотреть за производством музыкальных инструментов на фабрике пианино Yamaha.

Если у вас остались вопросы, оставьте их в комментариях. Для того чтобы отправить статью своим друзьям. Используйте кнопки социальных сетей внизу данной страницы.

    Для данного музыкального инструмента древесина не всякая подойдет и не из любого дерева его можно делать. Нужна особая резонансная ель . Ее срубают как правило с северной стороны в лесу на склоне . Так же и грунт в котором растет дерево должен быть ни тощим, ни чересчур плодородным, тогда будущее пианино будет служить века и его не съедят жуки короеды. На дереве не должно быть завитков и сучков , а при его распиле и сушки кольца в стволе должны быть одинаковы . А еще музыкальная ель по виду нежного и серебристого цвета .

    Пианино состоит из большого количества деревянных деталей, каждую из которых делают из разных сортов дерева.

    Чаще всего используется ель (наиболее звонкая порода деревьев), используется также из ореха, березы, дуба, красного дерева, некоторые детали, на которые приходится наибольшая механическая нагрузка, изготавливаются из твердых сортов дерева, например, из бука. Оклеивают шпоном из ореха или красного дерева.

    Дерево, которое годиться для изготовления пианино, называют резонансным. В переводе с французского, это означает того, которое звучит в ответ. Таковым может быть дуб, береза, орех, но самая лучшая древесина для изготовления этого музыкального инструмента - ель. Так же следует учесть, что качество материала зависит от грунта, в котором выросло дерево, а так же условий его жизни. Четкое заключение о том, является ли древесина резонансной и подходит ли для изготовления пианино, можно сделать только после распила ствола.

    Замечательный музыкальный инструмент, который прекрасно знает каждый советский школьник по урокам музыки. Если разобрать пианино на составляющие и материалы из которых они выполнены. Выполнив срез, можно выяснить, что основная доля древесины представлена елью. Ель по своим свойствам хорошо подходит. Звучание с елью получается лучше.

    Для изготовления фортепиано используют различные породы. Так, подойдет дуб, береза, орех.

    Но самым идеальным деревом считается ель, ибо она является самой резонансной (резонанс в переводе с французского означает звучу в ответ).

    Но ель ели рознь, все деревья звучат по-разному, так как произрастают на разной почве и при различных условиях. Лучше всего подойдет старая (возраст - желательно около века или даже больше) ель, которая росла в среднем грунте - не слишком скудном, но при этом и не слишком плодородном.

    В любом случае, дерево выбирают далеко не на глаз, а при помощи целого набора формул. На выходе древесина должна иметь высокую жесткость, низкую плотность, также она должна отлично проводить звук (так, ель проводит звук в 15 раз быстрее, чем воздух).

    С этим музыкальным инструментом, наверное, знакомы все с раннего возраста, так как еще в детском саду начинают изучение песен, стихов и различных танцевальных номеров. Многих пианино сопровождает и после уроков музыки в школе, потому что необходимо еще и музыкальную школу посещать. Обычно в специализированных школах рассказывают и об устройстве самого пианино; о том, какие фирмы делают пианино, как делают пианино. О различных характеристиках инструмента, в том числе и из чего делают пианино. Ответ простой - при производстве пианино используется дерево ель, та же ель нужна для производства еще одного музыкального инструмента - скрипки.

    Чаще всего этот музыкальный инструмент делают из ели .

    Устройство фортепиано состоит из 4 основных систем: звуковой аппарат, ударно-клавишный механизм, педальный механизм и корпус.

    Думаю, это самый популярный инструмент, игре на котором учат в музыкальных школах.

    Удивительно, но самое песенное дерево (ну, есть у нас песни и о клене, и о березе с ясенем, но самая популярная-то - новогодняя, про В лесу родилась...) оказалось и самым музыкальным: ЕЛЬ - наиболее подходящий материал для изготовления как пианино, так и рояля.

Крайне привлекательный в своей подробности материал о том, как делают фортепиано. Специально для тех, кто хочет узнать кучу новых слов, посмотреть картинки с фабрики и порадоваться тому, что пианино не нужно собирать своими руками, как мебель из IKEA.

Началось с мелкого ремесленного производства, но сейчас оно давно перестало существовать. В первой половине ХХ века в Европе насчитывалось несколько сотен небольших мастерских, в которых изготавливались инструменты небольшими сериями. Сегодня такой способ производства встречается только в виде исключения. Конкуренция стала настолько острой, что производители были вынуждены рационализировать производство с помощью высокопроизводительных станков.

Сегодня многие технологические процессы в производстве выполняются станками с цифровым программным управлением. Темп работы специалистов и рабочих высок. Этим достигается приемлемая цена продукции, в особенности, если покупатель рассчитывает на долгую полноценную жизнь приобретаемого пианино или рояля.

Дерево, которое звучит

Одним из важнейших материалов для изготовления фортепиано является древесина. Прежде всего, это ель, сосна и бук. Сорта твердой древесины выполняют поддерживающую и механическую функции: бук, граб, сосна часто выполняют роль конструкционной древесины, используются для изготовления футора (остов корпуса) инструмента, бук – (как и граб) также употребляется для изготовления вирбельбанка (колковой доски), постелей дек (кромка футора – место приклеивания деки), и различных частей механики. Упругие и эластичные сорта древесины, такие как ель, используются для изготовления резонансных дек, клавиш, штульрам и клавиатурных рам.



Древесина берется из экологически чистых хозяйств. Специалисты проводят тщательный контроль материалов, выбирая сорта древесины исходя из ее качества и долговечности. Дерево это основной материал из которого изготавливаются будущие рояли и пианино, и он представляет собой высокоценный материал незаменимый в производстве музыкальных инструментов. Ему уделяют особое внимание, и в конечном итоге это внимание окупается сполна качеством музыкальных инструментов.

Дека

Дека – сердце музыкального инструмента, поскольку именно она рождает и проецирует звук. С давних времен в качестве древесины для изготовления дек смычковых инструментов, гитар, клавесинов используется ель. Эта же традиция поддерживается и в фортепианостроении. Дека в рояле изготавливается из самых ценных пород ели (обычно это европейская горная ель).

После тщательного отбора древесина очень медленно и осторожно обрабатывается в климатических камерах, чтобы после процесса склеивания готовой резонансной деки с рипками было создано определённое напряжение, которое будет способствовать большей отзывчивости деки.

Необходимый размер деки получается за счет склеивания дощечек ели шириной от 8 до 12 см, толщиной 1 см.

Пред склеиванием края дощечек вручную идеально подгоняют друг к другу.

Склеивание выполняется, с помощью специальных струбцин.


Рипки представляют собой ребра жесткости (нем. Rippe – ребро), расположенные поперек волокон деки.

Рипки изготавливаются из такого же материала что и дека. Они служат, с одной стороны, для распределения энергии колебаний по всей площади резонансной деки, а с другой стороны, – для увеличения жёсткости деки, обеспечивая сопротивляемость натяжению струн. Рипки застругиваются по приклеиваемым поверхностям дугообразно, чтобы предать деке купольность, и сужаются к концам, чтобы предать ей эластичность.

Каждая фортепианная фирма имеет собственную технологию изготовления резонансных дек, отличия при этом могут касаться всех основных параметров деки (форма, величина выпуклости деки, ее толщина, организация рипок, и т.д.).

Другой составной частью фортепиано представляющей большую важность для его звучания является т.н. штег (нем. Steg – мостик), посредством которого колебание струн передается деке.

Их конструкция и качество решающим образом влияют на качество звучания инструмента.

Штег может быть изготовлен как из массивной древесины, так и из многослойной. Дискантовые и басовые штеги фрезеруются, в них сверлятся отверстия для штифтов, делаются специальные фаски (в большинстве фирм эта работа проделывается опытными мастерами вручную), после чего устанавливаются штифты, и штег приклеивается к деке с рипками.



После того как просохнут клеевые швы, следующим этапом завершающим изготовление деки становиться ее лакировка.

В дальнейшем дека будет приклеена к футору инструмента.

Футор

Футор (на нем. Rast) представляет собой стабильную деревянную основу инструмента, состоящую из опорной рамы, шпрейцев футора (массивные распорки), горизонтальных и вертикальных брусков. Служит опорой для деки и поддерживает чугунную раму.

Футор рояля изготавливается из целой кипы (порядка 10) тонких (толщиной 3-5 мм) слоёв, полученных из прочных сортов отборной древесины (как правило, из бука), которые покрываются клеем и перемещаются в специальный пресс, где им в течение нескольких часов придается необходимая форма, так называемая крыловидная форма — конечная форма рояля.







По такому же принципу изготовляется наружная стенка корпуса рояля (обечайка), которая в дальнейшем приклеивается поверх футора. Разница будет заключаться в используемом материале (преимущественно, это красное дерево), и в ширине слоев (обечайка значительно шире). Правда, некоторые фирмы объединяют эти два этапа в один, сразу склеивая шпон опорной рамы футора и наружной стенки, чередуя разные породы древесины.

Футор соединяют с поперечным бруском корпуса – поперечная часть футора, соединяющая басы с участком дисканта. Ее изготавливают из цельного бука в сочетании со слоями сосновой древесины, что создает разнообразие частот способствующих благозвучию рояля. Эта составная часть также важна для обеспечения упругости деки.

Все остальные части относящиеся к футору собираются и склеиваются в этом месте.

Деревянные распорки, так называемые шпрейцы (нем. Spreize – распорка), при помощи шиповых соединений «ласточкин хвост» соединяются с футором, клеевые швы дополнительно поддерживаются штырями, установленными под нужными углами. Распорки обычно сходятся в одном месте поперечного бруска. В результате получается монолитная структура стабилизирующая напряжение и натяжение струн инструмента.

Рама

Чугунная рама одна из важных составных частей рояля, основная функция которой заключается в том, чтобы принимать на себя суммарное натяжения струн инструмента, которое в рояле может превышать 20 тонн.

Чугунные рамы отливают в песчаных формах и конструируют для конкретных диапазонов частот, улучшая общий диапазон звуковой гаммы. Серый чугун дает одновременно прочность и при давлении и при изгибах формы, благодаря чему инструмент приобретает стабильность, а также базовою звуковую окраску.

Работа над рамой проходит через много стадий. После просверливания отверстий для вирбелей и других деталей, обработки на фрезеровочном станке, производится бронзирование рамы рояля золотистым тоном, что достигается за счет тщательной зачистки шлифовальной шкуркой и нанесения лака тончайшим слоем.


Аграфы, рамные штифты, производимые из высококачественных материалов, во время тонких и требующих огромного мастерства производственных процессов определяют продолжительность звучания струн.

После того как на футор наклеивается резонансная дека раму прикрепляют к деке. Конструкция, состоящая из футора, резонансной деки и чугунной рамы, образуют жизненно важное ядро рояля.

Лак

В отдельном цехе производится лакирование поверхности корпуса рояля.

Полиэфирный лак распыляется определенным количеством слоев, после многочисленных периодов акклиматизации и зачистки мелкой шлифовальной шкуркой, лак превращается в твердую и блестящую полировку, которая радует глаз, и в тоже время такая поверхность служит для проецирования высоких частот звука.


На следующем этапе производятся роботы по наложению струн инструмента и его настройки.

Струны



Струны, проходя через штег, одним концом закрепляются на рамном штифте, другим на настроечном колке (вирбеле).

Струны со стальной сердцевиной и медной обмоткой предназначены для нижних регистров или басовой секции.

Навивка басовых струн представляет собой настоящее искусство, требующее большой опыт и немалую сноровку.

Гладкие струны используются в среднем и дискантовом регистрах, где каждый звук состоит из трех отдельных струн.

Каждый регистр обладает своим собственным характером звука своими оттенками и неповторимой тонкостью. Каждый регистр это богатый и яркий звуковой спектр.

Точность вращения настроечного колка и его крутящий момент имеют решающее значение для качества настройки. Неоднократные настройки инструмента, производимые в процессе изготовления, приводят в конечном итоге к стабильности строя.

Клавиатура

Клавиатура – сложный рычажный механизм, состоящий из молотков, демпферов и клавиш, служащий для воспроизведения звука. В общей сложности это тысячи отдельных деталей рояля. Установка этого механизма относится к числу сугубо индивидуальных специальных настроек, разработанных для точности и тонкости воспроизведения звука.

Не все детали механики производятся на самих фабриках, многие закупаются в виде полуфабрикатов, сделанных по точным и жестким техническим требованиям фирм. Они проходят контроль и подвергаются дальнейшей более точной обработке и приобретают окончательный вид. После проведения сборки соответствующей требованиям каждого определенного инструмента, в конечном счете, получается точный игровой механизм.

Каждая клавиша рояля, а также каждая деталь молоточкового механизма подвергаются точному юстированию как для индивидуальной работы, так и для работы деталей друг с другом, это относится и к весу каждой клавиши и к давлению клавиш. Каждая отдельная деталь подпадает под стандарты качества фортепианной фабрики. Здесь идет речь не просто о точности до миллиметра, а фактически до долей миллиметра.




Данная работа должна производиться вручную. На этот процесс отводится многие часы, он повторяется неоднократно для того, чтобы, в конечном счете, исполнитель имел в своем распоряжении точный механизм, который прослужит ему многие годы. Качество и стабильность дают возможность для исполнения любого репертуара, используя всю палитру звуковых оттенков фортепиано.

Сборка

В цехе корпусных деталей происходит изготовление внешних элементов фортепиано, и их сборка.

Все съемные детали корпуса вставляются в инструмент только в самом конце производственного процесса: этим уменьшается риск их повреждения.

Интонировка

После того как была неоднократно проведена настройка струн рояля и они приобрели устойчивость, необходимо проанализировать каждый звук. Молоточку, который с ним связан, должна быть придана нужная форма. Необходимо исследовать, раскрыть и заставить работать весь потенциал резонансной деки и каждого молоточка. Этот процесс получил название интонировки.


Интонировка – это сообщение головке молоточка правильной формы, размера и плотности. Данный процесс подразумевает придание звуку фортепиано строго определенной интонации с учетом всех потребностей и возможностей человеческого уха. Интонировка требует времени. Иначе есть риск, что предыдущие труды окажутся напрасными.

На последнем этапе инструменты собираются и упаковываются для транспортировки.

12 000 частей

На самом деле это было очень краткое описание того, как делают фортепиано. Нужно понимать, что между этапами технологической цепочки каждый инструмент находится какое-то время в покое, созревает, что называется. Производство рояля может длиться больше года. В процессе создания инструмента состоящего в общей сложности из 12 000 частей и деталей, может быть задействовано порядка 200 мастеров, инструмент в итоге проходит около 20 полных стадий проверки.

Также нужно отметить, что в современном фортепианном производстве отчетливо выражено стремление собирать инструменты из уже готовых частей. Комплектующие закупаются, проходят дополнительную обработку и монтируются. Лишь немногие фирмы, те что принадлежат к числу мировых лидеров, могут позволить себе производство фортепиано почти полностью на базе своих фабрик.

Видео о суровых трудовых буднях работников фабрики Steinway&Sons , фотографии с производства которой использовались в качестве иллюстраций этого материала.

Пианино и рояль – инструменты, на 75% состоящие из деревянных деталей, каждую из которых делают из разных сортов дерева. Неспроста практически все мастера, основавшие компании-производители знаменитых на весь мир инструментов, были краснодеревщиками.

Древесина для фортепиано

Пианино и рояль – инструменты, на 75% состоящие из деревянных деталей, каждую из которых делают из разных сортов дерева. Неспроста практически все мастера, основавшие компании-производители знаменитых на весь мир инструментов, были краснодеревщиками. Долгое время технология обработки древесины для производства музыкальных инструментов считалось секретом, и тщательно оберегалась.

Самый известный пример – скрипки мастера Страдивари. Ведь именно материал корпуса создает тот самый узнаваемый и уникальный звук. Это же правило «качественного дерева» относиться и к фортепьяно. Происхождение древесины архиважно. Известно, что резонансная дека рояля Fazioli сделана из красной ели, произрастающей в знаменитом итальянском лесу Val di Fieme, куда в свое любил захаживать в поисках сырья сам маэстро Страдивари.

Основная часть любого пианино – дека – изготовляется из клееного шпона (тонких дощечек).

При массовом производстве, в основном, используется старая добрая ель. При этом слово «старая» - не есть метафора речи. По ГОСТу СССР дерево для изготовления шпона должно сушиться в особых условиях не менее двух лет. Для каждого инструмента шпон берется от одного дерева. Считается, что при таких условиях пианино будет выдавать «чистый» звук. В этом был определенный смысл – ель считается наиболее звонкой породой и она не является дефицитным материалом. Отметим, в советских фортепьяно часто использовался бук и береза.

Кроме деки, в каждом инструменте собрано большое количество разнообразных деталей: от совсем миниатюрных до весьма увесистых. И все они – из разных пород дерева. Повторимся, у каждой уважающей себя фортепианной фирмы свои секреты и, соответственно, древесные предпочтения.

Бук, дуб, береза, клен и красное дерево – подходят для изготовления корпусов.

Американский тополь хорош для крышки рояля.

Из ореха и граба изготовляют молоточки, ударяющие по струнам.

Эбеновое дерево – для черных клавиш.

Все, что касается работы с деревом - мастера работают по классическим лекалам. Новые материалы применяются редко. Особенно важно учитывать все эти тонкости, если нужно сделать ремонт пианино или провести реставрацию фортепиано – внимательно подходите к выбору мастерской.

Выше мы говорили о внутреннем мире пианино – он достаточно консервативен. Зато внешний дизайн инструмента – открывает богатое поле для реализации всевозможных фантазий. Резьба, инкрустация, вычурченная оклейка… Дерево для изысканных экземпляров фортепианного искусства поставляют со всего света – Азии, Африки, Америки, Европы. Применяют: различные виды ореха и дуба, грушу, лимонное дерево, тис, вишню, палисандр, красное, черное и желтое дерево, мирт, красный вяз, секвойю, сикомору, платан и т.д.

Не всякая древесина подойдёт для изготовления музыкального инструмента, в том числе для пианино. Для изготовления инструмента требуется так называемая резонансная древесина, хотя с физической точки зрения, такое название не совсем верно. Слово резонанс происходит от французского слова, которое в дословном переводе означает «звучу в ответ». Для изготовления музыкального инструмента подходит орех, дуб, береза. Но наиболее звучащей является древесина из ели.

Чтобы изготовить хорошее пианино с качественным звуком, как было сказано ранее, подойдет древесина из ели. Однако не каждая ель одинаково звучит. Необходимо знать некоторые условия произрастания такого дерева. Резонансная ель произрастает преимущественно на склоне леса с северной стороны, где солнце не так жарко. Грунт, в котором растет дерево, должен быть средним, то есть не слишком плодородным, но и не слишком тощим. В таких условиях будущий инструмент должен расти более века. Но не просто расти, но и не пострадать от сильного ветра или жуков-короедов.

После определения дерева для изготовления пианино, окончательный вердикт можно будет вынести только после распила, сушки и выдержки древесины в мастерской. Также резонансное дерево не должно иметь пороков в виде сучков, завитков и других. Кольца ствола должны быть одинаковой ширины, а при распиле радиальным способом быть параллельными и прямыми.

Не раз пытались заменить еловую древесину другой, но попытки не увенчались успехом. Исследователь девятнадцатого века в ходе экспериментов выяснил, что скорость звука в еловой древесине больше в 15 раз, чем в воздухе.

Ввиду особенностей музыкальной древесины, её достаточно сложно отыскать, что сказывается на цене материала за кубометр, а это соответственно на цене качественных инструментов.

Древесину принято выбирать не на глаз, а по вычислениям характеристик по определенным формулам, соответствующим Госстандарту. Основной критерий называется акустическим коэффициентом. Музыкальная древесина сочетает несочетаемое: низкую плотность, высокую жесткость и высокую скорость проведения звука.

Качественную древесину также можно определить по её блеску. Музыкальное дерево имеет нежный серебристый блеск. Определяющим свойством является и запах, резкость которого определяется количеством содержащейся смолы. Чем больше смолы, тем хуже акустические характеристики древесины.

Таким образом, факторами, влияющих на выбор акустической древесины, являются порода дерева, условия его произрастания, внутреннее строение, порода и физические характеристики.

Теперь можно смело ответить на главный вопрос: из какого дерева делают пианино, - из «правильной» звучащей резонансной ели.