Представления а маслоу. Суть пирамиды Маслоу. Пирамида потребностей Маслоу: иерархия, примеры

Вас не повысили в должности на работе. Конечно, это вас расстроило, но еще хуже вам сделала ваша вторая половинка, которая вас бросила. К тому же вы опоздали на автобус и чуть не стали седыми пока шли по жуткому темному проулку. Но все ваши беды оказались ничтожно малы по сравнению с пустым холодильником, когда вы очень хотели есть. Действительно, наши потребности заменяют друг друга по значимости. И более высокие нужды меркнут, пока не удовлетворены основные. Этот факт говорит о том, что все наши желания, а вернее потребности, стоят в четкой иерархической последовательности. Понять какая потребность способна лишить нас сил, а без какой мы прекрасно обойдемся можно с помощью пирамиды потребностей Абрахама Маслоу.

Абрахам Маслоу - пирамида потребностей

Американский психолог Абрахам Маслоу в течение всей своей жизни пытался доказать тот факт, что люди постоянно находятся в процессе самоактуализации. Под этим термином он имел ввиду стремление человека к саморазвитию и постоянной реализации внутреннего потенциала. Самоактуализация является высшей ступенью среди потребностей, которые составляют несколько уровней в человеческой психике. Эта иерархия, описанная Маслоу в 50-х годах 20 века, получила название «Теория мотивации» или, как принято называть её сейчас, пирамида потребностей. Теория Маслоу, то есть пирамида потребностей имеет ступенчатую структуру. Сам американский психолог объяснил такое возрастание нужд тем, что человек не сможет испытать потребности более высокого уровня, пока не удовлетворит основные и более примитивные. Рассмотрим подробнее, что представляет собой данная иерархия.

Классификация потребностей

Пирамида потребностей человека по Маслоу основана на тезисе о том, что поведение человека определяется базовыми потребностями, которые можно выстроить в виде ступеней, в зависимости от значимости и насущности их удовлетворения для человека. Рассмотрим их начиная с самой низшей.

  1. Первая ступень - физиологические потребности. Человек не богатый и не имеющий многих благ цивилизации согласно теории Маслоу будет испытывать нужды, прежде всего, физиологического характера. Согласитесь если выбирать между нехваткой уважения и голодом, в первую очередь вы утолите голод. Также к физиологическим потребностям относятся жажда, потребность во сне и кислороде, а также половое влечение.
  2. Вторая ступень – потребность в безопасности. Хорошим примером здесь служат грудные дети. Еще не имея психики, малыши на биологическом уровне после удовлетворения жажды и голода ищут защиты и успокаиваются, лишь чувствуя рядом тепло матери. Во взрослой жизни происходит то же самое. У здоровых людей потребность в безопасности проявляется в мягкой форме. Например, в желании иметь социальные гарантии при трудоустройстве.
  3. Третья ступень - потребность в любви и принадлежности. В пирамиде человеческих потребностей Маслоу после удовлетворения нужд физиологического характера и обеспечения безопасности, человек жаждет тепла дружеских, семейных или любовных отношений. Цель найти такую социальную группу, которая удовлетворит этим потребностям, является у человека самой важной и значимой задачей. Стремление преодолеть чувство одиночества, по мнению Маслоу стало предпосылкой для появления всевозможных кружков и клубов по интересам. Одиночество способствует социальной дезадаптации человека, и возникновению серьезных болезней психики.
  4. Четвертая ступень - потребность в признании. Каждый человек нуждается в оценке обществом своих достоинств. Потребность в признании у Маслоу разделятся на стремление человека к достижениям и репутации. Именно достигнув чего-либо в жизни и заработав себе признание и репутацию, человек становится уверенным в себе и в своих силах. Неудовлетворение этой потребности, как правило, приводит к слабости, депрессии, чувству уныния, которые могут привести к необратимым последствиям.
  5. Пятая ступень – потребность в самоактуализации (она же самореализация). Согласно теории Маслоу - эта потребность является высшей в иерархии. Человек чувствует нужду в совершенствовании только после удовлетворения всех нижестоящих потребностей.

В этих пяти пунктах заключается вся пирамида, то есть иерархия потребностей Маслоу. Как отмечал сам создатель теории мотивации, эти ступени не настолько стабильны как кажется. Встречаются люди, порядок нужд которых является исключением из правил пирамиды. Например, для кого-то самоутверждение важнее, чем любовь и отношения. Посмотрите на карьеристов, и вы увидите, насколько распространен подобный случай.

Пирамиду потребностей Маслоу оспаривали многие ученые. И дело здесь не только в нестабильности созданной психологом иерархии. В нестандартных ситуациях, например во время войны или в крайней нищете люди умудрялись создавать великие произведения и совершали героические поступки. Таким образом Маслоу пытались доказать что даже не удовлетворив свои базовые и основные потребности люди реализовали свой потенциал. На все подобные нападки американский психолог отвечал лишь одной фразой: «Спросите у этих людей, были ли они счастливы».

Пирамида потребностей Маслоу отражает основные идеи американского психолога Абрахама Маслоу. Он разработал иерархическую теорию уровней удовлетворенности человека в жизни. Ее суть состоит в том, что человек закрывает свои потребности последовательно, постепенно поднимаясь по пирамиде вверх.

Вот как выглядит пирамида Маслоу

Сама по себе иерархическая теория потребностей была оформлена в представленную диаграмму после смерти Маслоу его учениками. А изначально теория иерархии, как ее еще называют, была изложена в труде Маслоу «Теория человеческой мотивации» в 1943 г. и в дальнейшем развита им в работе «Мотивация и личность» в 1954 г.

Уровни пирамиды Маслоу

Рассмотрим подробнее что из себя представляет пирамида Маслоу. Потребности человека распределяются в ее более упрощенном варианте по 5 уровням.

1. Физиологические (органические): дыхание, жажда, голод, половое влечение и т.д.

2. Потребности в защите: кров, некоторое постоянство условий жизни для замещения повседневных тревоги и страха и обретения базового чувства уверенности в жизни.

3. Социальные потребности или принадлежность: взаимоотношения с другими людьми, повседневное общение, чувство привязанности, реализация заботы о других людях, получение внимания или, так называемых, «поглаживаний» по Берну, совместные активности.

4. Престижные потребности или общественное признание: достижение определенного уровня самоуважения, признание заслуг со стороны других, достижение успеха и высокой оценки, карьерный рост.

5. Духовные потребности: познание, удовлетворение эстетических запросов, самоактуализация и самовыражение, что проявляется в реализации своего потенциала и обнаружении смысла жизни, выполнение духовной миссии.

Более сложный вариант, в котором реализуется пирамида Маслоу, – семиуровневый. В нем 5 ступень потребностей разделяется на 3, из которых выделяются сначала познавательные потребности (уметь, знать, исследовать), затем эстетические (порядок, красота, упорядоченность) и только потом потребность в самоактуализации, связанная с осознанием высшего смысла своего существования.

Пирамида маслоу 7 уровней

Итак, первый уровень пирамиды Маслоу – органический или физиологический. Он является основой основ и с этим никто не поспорит. Мы находимся в физическом мире и вынуждены поддерживать свое существование с помощью воздуха, воды, еды и отправления естественных нужд. И вот что говорит нам по этому поводу пирамида Маслоу. Примеры очевидны. Если у вас по пути на работу случилось расстройство желудка, то вы будете искать туалет, а не думать об отчете, стремясь, например, в офис по первой причине, а не по второй.

Второй уровень пирамиды Маслоу – потребности в безопасности, защите, обороне и т.д. Основа этого уровня – место, где вы можете укрыться от опасностей внешнего мира, то есть дом. Также вы хотите перестать постоянно беспокоиться о том, чем кормить себя и семью. Поэтому стремитесь к стабильному источнику дохода. Кроме того, человек хочет расстаться с фоновым чувством тревоги за себя и своих близких. Поэтому нам так важны безопасность района, детских садов, школ, университетов и т.д.

Третий уровень пирамиды Маслоу – обретения внутреннего социального круга. Это потребность реализуется в том, что человек хочет дружить, завести семью, влиться в коллектив на работе. То есть в глобальном смысле – это нужда в повседневном общении и получении выгод от него.

Четвертый уровень пирамиды Маслоу – стремление к общественному признанию и успеху. Обычно выход на эту ступень характеризуется потребностью к карьерному росту или построению своего собственного бизнеса. Именно на ней формируется основа для самоидентификации (кто я?) и самоактуализации (для чего я?). Именно тут пробиваются первые ростки таланта и творчества.

Пятый уровень пирамиды Маслоу – расширение возможностей познания. Так как человек уже достиг определенного успеха, то вполне возможно, что позитивные стимулы заведут его еще дальше. Он не захочет оставаться на своем высоком «плато», а постарается взять очередную вершину. Поэтому он будет изучать новое, получать дополнительную информацию, осваивать недостающие навыки.

Шестой уровень пирамиды Маслоу – созерцание и созидание красоты. Практически выражается в эстетике оформления пространства вокруг себя, путешествиях, посещении художественных галерей, музеев, театров.

Седьмой уровень – самоактуализация. Это потребность проявляется в лидерстве, подтверждении своей жизненной миссии, необходимости передачи личного и профессионального опыта и знаний другим, менторстве, осознании смысла своей жизни.

Пирамида Маслоу: всего лишь модель?

Вы должны помнить, что теория потребностей, выраженная в простенькой, но наглядной диаграмме является идеальной моделью. Когда этот американский психолог разрабатывал свою теорию иерархий, то ориентировался на опыт наиболее выдающихся представителей человечества – Альберта Эйнштейна, Рихарда Вагнера, Авраама Линкольна и т.д.

Потребности человека могут удовлетворяться не столь линейно. Сама последовательность наступления тех или иных стадий может варьироваться от одной личности к другой. Кроме того, никто не может измерить меру удовлетворенности человека, достигшего того или иного уровня. А это означает, что когда личность достигает нового уровня, то предыдущие потребности по-прежнему никуда не деваются, а требуют своего удовлетворения.

Пирамида Маслоу: применение

Тем не менее в управлении продажами, а именно в сфере мотивации сотрудников «расшифровка» потребностей человека, которую произвел американский психолог может быть очень полезна.

Она лежит в основе сложного оклада, который следует применять к сотрудникам отдела продаж. Сложный оклад состоит из 3 частей:

Твердый оклад – около 30% всего заработка продавца, выполнившего план. Выплачивается подчиненному вне зависимости от результата и должен покрывать его базовые потребности, то есть те, которые у Маслоу называются физиологическими.

Вторая и третья части вознаграждения менеджера — мягкий оклад за выполнение показателей в размере 10-20% и бонусы от сделок – не менее 50%, представляют собой стимулы, способны «забросить» человека сразу на 4-ый уровень удовлетворения потребности в признании и почитании.

Мы говорили о том, что иногда люди не растут в прямолинейной последовательности представленной модели потребностей. Однако фокус в том, что, вероятнее всего, нормальный человек никогда не перейдет на 5-ый уровень и дальше, пока не почувствует удовлетворения на первых 4 ступенях. И тут Маслоу был в целом прав относительно большинства.

Резкий переход с 1-го уровня на 5-ый или 6-ой, например, без учета предыдущих доступен редким нестандартным личностям. Но так как вы нанимаете нормальных специалистов, то обеспечьте им столь же нормальную и понятную схему материальной мотивации, описанную выше.

После этого вы, как работодатель в состоянии стимулировать переход сотрудника на высшие уровни. Развивайте формы нематериальной мотивации: обучение и повышение квалификации сотрудников, конкурсы, соревнования. Они подтолкнут продавца к познанию и даже самоактуализации.

Мы рассмотрели теорию потребностей Маслоу и пояснили, как вы можете применить ее на практике, чтобы правильно сформировать мотивационные механизмы в своей компании.

Согласно А.Маслоу, все человеческие потребности человека можно расположить в виде иерархии. Обычно данную теорию представляют в виде пирамиды. Суть данной пирамиды состоит в том, что при регулярном удовлетворении тех или иных потребностей в полном объеме у человека всегда появляются потребности новые, более высокого уровня.

Маслоу определяет пять уровней иерархии, которые он называет базовыми потребностями. К ним он относит:

1. физиологические потребности (голод, жажда, кров, сон и т.п.);

2. потребности безопасности (безопасность семьи, здоровье, трудоустройство, стабильность);

3. потребности в принадлежности и любви (дружба, семья, принадлежность к группе, общение);

4. потребности в уважении, признании (самооценка, отношение окружающих);

5. потребности в самоактуализации или потребности личного совершенствования (самовыражение, персональное развитие).

На рисунке 1. представлена иерархия потребностей по А. Маслоу в том виде, в котором она чаще всего представлена в различных источниках.

Рисунок 1 - Иерархия потребностей по Маслоу

Существует также боле подробная классификация. В этой классификации Маслоу выделяет семь уровней:

1. низший – физиологические потребности (голод, жажда, кров, сон и т.п.);

2. потребность в безопасности (чувство уверенности, избавление от страха и неудач);

3. потребность в принадлежности и любви;

4. потребность в уважении (достижение успеха, одобрение, признание);

5. познавательские потребности (знание, умение, исследование);

6. эстетические потребности (гармония, порядок, красота);

7. высший – потребность в самоактуализации (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности).

На рисунке 2 представлена иерархия потребностей по второй классификации.

Рисунок 2 – Расширенная иерархия потребностей по Абрахаму Маслоу

По мере удовлетворения низлежайших потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью.

Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Согласно данной теории, потребности первого уровня – физиологические – являются врожденными и присущи всем людям.

А потребности боле высоких уровней могут появиться только в том случае, если достигнут определенный уровень потребностей предыдущего уровня.

Так, потребность в безопасности, защите и порядке возникает, если физиологические потребности человека удовлетворены не менее, чем на 85%.

Социальные потребности возникают при удовлетворении потребности в безопасности на 70%.

Социальные потребности также должны быть удовлетворены на 70% для того, чтобы у человека возникла потребность в самоуважении, которое подразумевает достижение определенного социального статуса, свободы действий.

При удовлетворении потребности в самоуважении на 60%, личность начинает испытывать потребности в самоактуализации, самовыражении, реализации своего творческого потенциала. Эту последнюю потребность удовлетворить сложнее всего, и даже при достижении 40% уровня самоактуализации, человек чувствует себя счастливым, но достигают этого уровня только 1-4% населения Земли. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Теория иерархических потребностей А.Маслоу показала, что стимулирование подчиненных исключительно экономическими стимулами. Способствующими удовлетворению потребностей только низших уровней, не продуктивно. Значительно лучших результатов можно добиться, ставя цели организации, способствующие удовлетворению высших потребностей подчиненных.

В таблице 1 представлены возможные методы удовлетворения потребностей высших уровней по А. Маслоу.

Знание иерархии потребностей требует от руководителя в первую очередь, определить, какой уровень иерархии является для работника наиболее актуальным.

Иерархия потребностей позволяет понять, что уровни актуальных потребностей работников могут различаться.

Данная концепция помогает организации определить последовательность стимулирования работников, учитывать не только физиологические потребности, но и потребности более высоких уровней.

Однако нельзя рассчитывать, что стимулирование, которое один раз оказалось эффективным, будет эффективно всегда.

Таблица 1 – Методы удовлетворения потребностей высших уровней

Уровень потребностей Методы стимулирования
Социальные потребности 1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться. 2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды. 3. Проводите с подчиненными периодические совещания. 4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба. 5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.
Потребности в уважении 1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу. 2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами. 3. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений. 4. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия. 5. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице. 6. Обеспечивайте обучение и переподготовку персонала, которые повышают уровень компетентности.
Потребности в самовыражении 1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал. 2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи. 3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.

Согласно Маслоу, когда потребности более низкого уровня удовлетворены, потребности более высокого порядка становятся важнее. Однако это скорее характерно для категории людей с низким уровнем дохода, так как их основные потребности в пище и жилье слабо удовлетворены.

У среднего класса, профессионалов и менеджеров порядок и значимость потребностей будут напоминать ромб. Для среднего класса актуальны потребности второго, третьего и четвертого уровней и не актуальны – первого и пятого.

Класс людей с высоким уровнем дохода (топ-менеджеры) давно удовлетворил низшие потребности, а актуальность средних потребностей для них невелика, так как они работают индивидуально, а не в команде, над ними нет начальников и т.д., зато очень сильна потребность в самовыражении. В этом случае пирамида будет перевернутой.

Поскольку в различных странах относительная важность потребностей определяется по-разному, руководители организаций, действующих на международном уровне, должны знать различия и принимать их в расчет.

Был проведен сопоставительный анализ пяти различных групп руководителей. Эти группы были сформированы по географическому принципу:

1. руководители английских и американских фирм;

2. японские руководители;

3. руководители фирм Германии, Дании, Швеции, Норвегии;

4. руководители фирм Испании, Франции, Бельгии, Италии;

5. руководители фирм Аргентины, Чили, Индии.

Один из результатов этого исследования состоял в том, что руководители таких стран, как Аргентина, Чили, Индия, придавали большее значение всем потребностям иерархии Маслоу и степени их удовлетворения, чем руководители каких-либо других стран. Руководители фирм Испании, Франции, Бельгии, Италии больше всего стремятся удовлетворить социальные потребности. Это говорит о важности использования при работе с ним таких вознаграждений. Как повышение статуса, социальное уважение, признание заслуг.

Более позднее исследование на эту же тему, составленное на основании результатов опросов и посвященное определению потребности людей из более 40 стран, позволило сделать вывод, что теории мотивации, разработанные американскими учеными, базируются на неявном допущении о том, что американская система культурных ценностей и идеалов существует и за границей. Однако это не соответствует действительности.

Теория человеческих потребностей Маслоу дала руководителям весьма полезное описание процесса мотивации, последующие экспериментальные исследования подтвердили ее далеко не полностью. Можно сделать вывод, что людей можно отнести к той или иной достаточно широкой категории, характеризующейся какой-либо потребностью высшего или низшего уровня. Но четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей по Маслоу не существует. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека. Многие авторы, считают, что данная теория не учитывает индивидуальные отличия людей.

Чтобы жить, быть здоровым и счастливым, люди нуждаются в пище, воздухе, сне и т.д. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей своей жизни. Они во многом зависят от поведения человека. Так, каждый пациент нуждается в пище, однако не все одинаково реагируют на поднос с едой: один, улыбаясь, скажет «спасибо» и с удовольствием начнёт есть, другой, посмотрев на блюда, мимикой и словами даст понять, что «это» он есть не будет, третий предпочтёт вначале поспать, а затем уже принимать пищу. Таким образом, у всех пациентов разная потребность в еде. Оказывается, болезнь тоже мешает удовлетворению потребностей, приводит к дискомфорту.

В 1943 году американский психолог А.Маслоу разработал теорию иерархии потребностей, определяющих поведение человека. По его теории, одни потребности для человека важнее, чем другие. Это положение позволило классифицировать их по иерархической системе: от физиологических (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший уровень). А.Маслоу изобразил уровни потребностей человека в виде пирамиды.

Эта фигура имеет широкое основание (фундамент). В пирамиде физиологичес-кие потребности человека составляют фундамент его жизнедеятельности. Возмож-ность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от нескольких факторов: возраста, окружающей среды, знаний, умений, желаний и способностей самого человека. Прежде всего удовлетворяют потребности низшего порядка, т.е. физиологические.

Чтобы жить, человеку необходимо удовлетворять физиологические потребности в воздухе, пище, воде. Кроме того, каждый из нас нуждается в движении, сне, отправлении физиологических потребностей, а также в общении с людьми, удовлетворении своих сексуальных потребностей.

Существует несколько классификаций потребностей. Согласно классифика-ции А.Маслоу, каждый человек имеет 14 жизненно важных потребностей:

4) выделять

5) двигаться

6) быть здоровым (поддерживать состояние)

7) поддерживать температуру тела

8) спать и отдыхать

9) одеваться и развлекаться

10)быть чистым

11)избегать опасности

12)общаться

13)иметь жизненные ценности

14)работать, играть и учиться.

Следует помнить, что физиологические потребности одинаковы у всех людей, но удовлетворяются в разной степени.

Потребность в кислороде (нормальном дыхании) – основная физиологическая потребность человека. Дыхание и жизнь – неразделимые понятия. Человек усвоил давно: пока дышу, надеюсь . Многие слова в русском языке имеют «дыхательный» смысл: отдых, вдохновение, дух и т.п. Поддержание этой потребности должно стать для медсестры приоритетной задачей. Кора головного мозга очень чувствительна к недостатку кислорода. При недостатке кислорода дыхание становится частым и поверхностным, появляется одышка. Например, длительное уменьшение концентрации кислорода в тканях приводит к цианозу: кожа и видимые слизистые оболочки приобретают синюшный оттенок. Человек, удовлетворяя потребность в кислороде, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.

Потребность в пище. Питание имеет значение для поддержания здоровья и хорошего самочувствия. Родители, удовлетворяя потребность младенца в рациональном питании, проявляют не только родительскую заботу, но и обеспечивают ребёнку возможность нормального роста и развития. Рациональное питание взрослого помогает исключить факторы риска многих заболеваний.

Адекватное питание при болезнях способствует выздоровлению. Так, высокое содержание белка в пище содействует заживлению ран, в том числе и пролежней.

Неудовлетворённая потребность человека в питании часто приводит к ухудшению самочувствия и здоровья.

Потребность в жидкости. Здоровый человек должен выпивать 2,5-3 литра жидкости ежедневно. Такое количество жидкости восполняет физиологические потери в виде мочи, пота, кала и испарений при дыхании. Для сохранения водного баланса человек должен употреблять жидкости больше, чем выделять, в противном случае проявляются признаки обезвоживания. От знания и умений медицинской сестры предвидеть обезвоживание зависит возможность пациента избежать многих осложнений.

Потребность в физиологических отправлениях. Непереваренная часть пищи выводится из организма в виде кала. Акт дефекации и мочеиспускания у каждого индивидуальны, и их удовлетворение нельзя отложить на долгое время. Большинство людей считает эти процессы личными, интимными и предпочитают не обсуждать их. В связи с этим медицинская сестра, оказывая помощь пациенту, имеющему проблемы с отправлениями физиологических потребностей, должна быть особенно деликатна и, уважая право человека на конфиденциальность, обеспечить ему возможность уединения.

Потребность во сне и отдыхе. А.Маслоу также относит к физиологическим потребностям. Чередование периодов сон – бодрствование является основным фоном для повседневной деятельности человека.

Недосыпание стоит на втором месте после работы по дому среди причин усталости. В случаях, когда человек выкраивает время для занятий делами за счёт сна, он увеличивает долг недосыпания, поскольку продолжительность сна современного человека, необходимая для нормального существования, не менее семи часов.

При недосыпании у человека ухудшается здоровье. Уменьшается уровень глюкозы в плазме крови, изменяется питание мозга, замедляется кратковременная память, замедляются скорость и точность вычислений, снижается способность к обучению. Известно, что мы тратим на сон треть своей жизни. Больному человеку сон необходим ещё больше, поскольку способствует улучшению самочувствия.

Потребность в движении. Ограничение подвижности или неподвижность создают множество проблем для человека. Неподвижностью называется состояние, при котором человек не может двигаться или испытывает затруднения при движениях, необходимых для нормального функционирования. Это состояние бывает длительным или кратковременным, преходящим или постоянным. Оно может быть обусловлено вынужденным применением ортопедических систем (шина, вытяжение, корсет или какое-либо специальное средство для удерживания тела), болью (в суставах, спине); хроническим заболеванием (артрит, остаточные явления нарушения мозгового кровообращения), нарушением психики (депрессия).

Трудно найти человека, которому ни разу не приходилось слышать про пирамиду потребностей Маслоу. Найти ей применение пытаются в психологии, маркетинге, менеджменте. В этом нет ничего удивительного, ведь потребность – источник мотивации, а мотивация – основа активной деятельности в каком-либо направлении.

Абрахам Маслоу (1 апреля 1908, Нью-Йорк - 8 июня 1970, Менло-Парк, Калифорния) - известный американский психолог, основатель гуманистической психологии.

Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» - диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У. Стоппа (1975 год).

Можно предположить, что зная потребности человека, можно мотивировать его к осуществлению какой-либо деятельности, например, к созданию прибыльного проекта, работе в команде, покупке каких-либо товаров. Если теория Маслоу верна, то она в состоянии подсказать, что движет человеком сегодня и что будет двигать им завтра, найти рычаги управления обществом.

Только вот верна ли она? Попробуем разобраться.

В чём заключается теория А.Маслоу?

Для того чтобы понять, в чем заключается теория американского психолога Абрахама Маслоу, необходимо иметь представление о таких базовых понятиях, как потребность и мотивация. Определений этих понятий много.

Можно остановиться на том, что:

Потребность – это осознанная необходимость в изменении какой-либо системы с целью пополнения ее чем-то недостающим или исключения из нее какого-либо чужеродного элемента. Другими словами, это когда человек понимает, что что-то в его жизни не так, чего-то не хватает или что-то мешает, и что для этого нужно или получить недостающее или избавиться от того, что тяготит. Однако на момент появления потребности она неконкретна, то есть человек не знает, что же именно ему нужно для ее удовлетворения. Потом находится предмет (не обязательно материальный), который, по мнению человека, в состоянии ее удовлетворить. Этот предмет – мотив.

Человек получает мотивацию – побуждение к действию . Мотивация меняет его поведение, определяет вектор его движения к цели.

Анализируя биографии известных деятелей, американский психолог Абрахам Маслоу выявил определенные закономерности в их поведении и разработал теорию иерархии потребностей . Ее основные положения он изложил в двух своих основных трудах: книге «Пирамида потребностей», вышедшей в 1943 году, и книге «Мотивация и личность», увидевшей свет в 1954 году. Примечательно, что ни в одной из этих книг, равно как и в последующих трудах ученого, схематического изображения теории не было. Графический вид она обрела позже , уже после его смерти, в работе малоизвестного ученого У. Стоппа. Впрочем, эта несложная схема помогает наглядно представить теорию А. Маслоу в виде пятиярусной или семиярусной пирамиды.

Ученый все человеческие потребности разложил на 5 групп и распределил по ярусам. Пятый, самый высоких ярус, условно можно разделить еще на три этажа, на каждом из которых высшие потребности разного уровня, среди которых – своя иерархия.

Как выглядит пирамида потребностей - 7 уровней?

Пройдемся по этажам пирамиды Маслоу, чтобы поближе рассмотреть потребности, «живущие» на каждом из них.

  • Первый этаж – физиологические потребности . Это все, без чего невозможно представить существование человека: сон, утоление голода, жажды, секс. Аналогичные нужды присущи всем животным. Пока они не удовлетворены, считал Маслоу, о более высоких материях человек не помышляет. Другими словами, человек, изнывая от жары и мучительно желающий пить, навряд ли будет мучиться жаждой познания, по крайней мере пока не напьется воды. Когда кто-то мучительно хочет спать, его бесполезно звать в музей. Когда физиологические потребности удовлетворены, хотя бы частично, у индивидуума появляются более высокие.
  • Второй этаж – потребности в безопасности , стабильности, комфорте. Мотивы в этом случае более разнообразны, чем на первом уровне. Это может быть желание иметь крышу над головой, стабильную работу, предметы обихода, которые не отнимут, законы, которые защитят и другие предметы.
  • Третий этаж – социальные потребности : в любви, принадлежности к какой-либо группе, в общении. С каждым этажом вариативность мотиваций расширяется. Какой мотив окажется важнее для конкретного индивидуума, предположить сложно. Ясно лишь одно – пока его социальные потребности не удовлетворены хотя бы частично, о «восхождении» на пятый уровень не может идти и речи.
  • На четвертом этаже можно повесить табличку «Признание ». Здесь находятся потребности в завоевании авторитета, уважения, в признании ценности личности. Получив признание или почувствовав себя признанным, хотя бы даже среди членов своей семьи, можно подняться в «верхнюю башню». В нее, по мнению Маслоу, попадают лишь двое из ста.
  • Пятый этаж пирамиды – потребность в самореализации . Здесь есть три ступеньки: низшая – потребности в познании, исследовании, средняя – эстетические потребности, последняя ступень – реализация своих талантов.

Присмотревшись, мы увидим, что на верхнюю ступень поднимается совсем мало людей, особенно во времена войн, экономических кризисов и других потрясений.

Как связаны потребность и мотивация?

Мотивировать человека , то есть заставлять его действовать определенным образом, могут только те потребности, которые для него актуальны на данный момент. Если хотя бы частично относящиеся к низшему уровню не удовлетворены, более высокие еще не актуальны. Когда низшие потребности удовлетворены, они уже не актуальны. Удовлетворенные потребности не мотивируют.

Иными словами, если у хозяйки болит голова о том, что поесть и чем накормить семью, она навряд ли пойдет в книжный магазин, чтобы потратить последние деньги на томик Пушкина. А человека, имеющего стабильную работу и хорошую зарплату, позволяющего покупать любые продукты в супермаркете, трудно уговорить все выходные консервировать овощи на зиму вместо того, чтобы пойти на концерт любимого артиста, приехавшего с гастролями.

Сильные и слабые стороны теории

Сильная сторона теории Маслоу – в ее четкой упорядоченности, строгой иерархии, но в этом же и ее слабость.

С одной стороны, теория Маслоу позволяет строить прогнозы , просчитывая, какие потребности будут волновать людей завтра и выстраивать деятельность компании таким образом, чтобы завтра предложить людям востребованные товары, услуги, то есть чтобы она давала им мотивы. Понятная система позволяет понять потребности общества или конкретного человека, адаптироваться к ним и мотивировать кого-то к совершению определенных действий. Это ключик к управлению людьми.

С другой стороны, слишком много история знает исключений, которые теория объяснить не в силах.

Критика теории Маслоу современными психологами

Первыми с критикой теории Маслоу выступили Холл и Ноугейм в 1968 году. Они заявили, что на практике теория не подтверждается. Действительно, история знает много примеров, когда талантливые художники голодали, но создавали шедевры. Когда поэты, страдающие от неразделенной любви, создавали бессмертные творения. Другими словами, нарушали иерархию . И таких исключений так много, что они не подтверждают, а опровергают правило.

Второй изъян – отсутствие количественного мерила удовлетворенности потребности. Невозможно определить, когда кто-то «созрел» до нового уровня, а кто-то уже «перезрел».

Кроме того, Маслоу обвиняют в том, что его модель трудно применить на практике, но в этом его вины, по правде говоря, нет – ведь он и не предполагал, что его теорией попытаются воспользоваться маркетологи.