Родовые проклятия: судьба в наследство? Ревность Бога. Что это

Спрашивает Игорь
Отвечает Александра Ланц, 03.03.2010


Игорь пишет: что означают слова о неизбежности наказания детей за грехи их родителей в этой заповеди: "не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня". Означает ли это, что если мой отец совершил грех, тем более тяжкий, я и мои дети до четвертого рода будут нести за это наказание, даже живя законами и заповедями Божьими? В чем здесь справедливость? Как я могу искупить грехи моего умершего отца?

Здравствуйте, Игорь!

Поэтому я хочу позвать вас к первоисточнику слов Бога, показавшихся вам странными. Они относятся к имени Иеговы , которое Он провозгласил для Моисея:

«И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» ()

Всё слышанное и виденное так потрясло Моисея, что он пал на землю и из самого своего сердца обратился к Богу: «если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдет Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен; прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим» ().

Вот в этих словах Моисея открывается для нас суть того, Кто есть Бог для человека и как мы должны относиться к имени Бога, которое Он провозглашает для нас. Если вы сможете правильно понять то, что говорит к вам Бог в , вы как Моисей обязательно воскликните:

Владыка!
Прошу Тебя – пойди посреди моей семьи!
Мы жестоковыйны, но прошу – прости наши беззакония!
Сделай нас наследием Твоим!

Не странно ли? Бог «пугает» Моисея тем, что будет наказывать вину отцов в детях до третьего и четвёртого рода, а Моисей Ему в ответ: «пойти посреди нас!», «сделай нас Твоими наследниками!» Не думаю, чтобы умный и внимательный ко всему Моисей мог недослышать окончание имени Иеговы. Но почему же тогда он не испугался, но наоборот всеми силами потянулся к Богу? Потому что он услышал прекрасную истину о характере Бога!

Какой Он Бог?

человеколюбивый (любит всякого человека)
милосердый (благой и щедрый)
долготерпеливый (Его трудно заставить разгневаться)
многомилостивый (верный в Своём отношении к человеку)
истинный (надёжный, постоянный, неизменный)
сохраняющий милость в тысячи [родов],
прощающий вину и преступление и грех

И всё это уравновешено тем, что Бог силён наказывать и будет наказывать: «не оставляющий без наказания» . Вопрос только – зачем и кого наказывает Бог? Наилучший ответ содержится в .

«Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, [если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его».

1) Бог наказывает только тех, кого реально считает Своими детьми;
2) Бог наказывает Своих детей для того, чтобы через наказание спасти их и их детей, для Вечной Жизни.

Именно это понял Моисей, в чьём сердце постоянно жила забота о народе. Моисей понял, что только Такой Бог способен провести народ к процветанию, потому что Этот Бог будет не просто «добреньким» и «всёпозволяющим», но будет настоящим мудрым, сильным Отцом, Который позаботится о спасении каждого человека. А наказание от Самого Мудрого изо всех отцов, - это всегда благо.

Вас беспокоит то, что вы сейчас страдаете за грехи вашего отца? Тогда повернитесь к Богу лицом и поблагодарите Его за то, что Он наказал и вашего отца, и вас, потому что через это наказание вы, Игорь, и ваши дети могут быть спасены.

Если бы Бог не отреагировал на беззакония вашего отца, если бы просто гладил бы его по голове и приговаривал «я тебя люблю, делай, что хочешь», то у вас не было бы никакого шанса на спасение, потому что человеческая падшая природа не способна сама по себе отказаться от саморазрушения, ей нужна помощь. И наказание от Бога – это самая лучшая и действенная помощь.

Через это наказание вы, потомок наказанного, сможете начать искать Бога и Его правды, сможете начать шуршать страницами Библии в поисках ответов на ваши впросы, через это наказание вы встанете на колени и обратитесь к Богу с искренней просьбой открыть вам путь, идя по которому вы избавитесь от своих грехов и научите своих детей не грешить пред лицем Небесного Отца. Через это наказание вы получите шанс понять главное в имени Бога: «Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех»

Благодаря наказанию, которое наложил Бог на вашего отца, вы сможете, если поверите Богу, однажды удивлённо обнаружить, что Апостол Павел был бесконечно прав:

«Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности » ().

Вы никак не можете исправить грехи вашего отца. Искупить их может только Христос, поэтому вопрос об искуплении стоит только между вашим отцом и Христом. Но вы можете воззвать к имени Вседержителя и как Моисей сказать: «если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдет Владыка посреди нас; я и семья моя жестоковыйны, но взывая к имени Твоему, где ты говоришь, что Ты человеколюбивый и любящий прощать, я прошу Тебя: прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим».

Я уверена, что на такую просьбу измученного сердца Бог ответит незамедлительно. Здесь я хочу обратить ваше внимание на один предельно важный момент: вы сможете начать жить по заповедям и законам Божиим только после того, как начнёте всем сердцем просить Его идти с вами и сделать вас Его наследниками. Не раньше. Потому что невозможно научиться реально исполнять заповеди Божии, когда твои учителя - люди или твой собственный разум, только Бог точно знает, как должны быть исполнены Его законы. Поэтому вы сможете начать жить праведно только тогда, когда позволите Самому Богу объяснить вам, что такое праведность, т.е. когда позволите Ему стать вашим Единственным Учителем.

Всех вам благословений Вседержителя, да станет Он Владыкой вашей жизни!

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

13 фев

ГЛАВА 17. Бог ревнитель

I

«Бог ревнитель» - звучит как-то обидно, правда? Ведь ревность, «чудовище зеленоглазое», известна нам как порок, один из самых зловредных и разрушительных пороков, какие только существуют на свете; в то время, как Бог – и мы в этом уверены - совершенно благ. Как же можно себе представить, что в Нем есть нечто подобное?

Прежде всего, отвечая на этот вопрос, нам нужно помнить, что речь идет не о каком-то воображаемом Боге. Если бы мы сами представляли себе Бога, то, естественно, приписали бы Ему только те качества, которыми сами восхищаемся, и, конечно, ревности бы среди них не оказалось. Никто не стал бы воображать себе ревнивого Бога. Но мы не придумываем себе Бога с помощью собственной фантазии; мы пытаемся прислушаться к словам Святого Писания, где Бог Сам сообщает нам истину о Себе. Ибо Бог, наш Творец, Которого мы никогда не смогли бы постичь своим воображением, Сам открыл нам Себя. Бог говорил. Он говорил через многих людей, через многих посланцев, и главное - через Своего Сына, нашего Господа Иисуса Христа. К тому же, Он не позволил, чтобы Его послания и память о Его великих делах были искажены и утеряны при ненадежной передаче их из уст в уста. Бог устроил так, чтобы все это было собрано воедино в письменной форме. И вот тут-то, в Библии, Божьем «архиве», как назвал ее Кальвин, Бог постоянно говорит о Своей ревности.

Когда Бог вывел израильтян из Египта и привел их в Синайскую пустыню, чтобы дать им закон и завет, прежде всего Он заговорил с ними о Своей ревности. Основанием второй заповеди, сообщенной Богом Моисею и записанной «перстом Божиим» на каменной скрижали (Исх.31:18), было следующее: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исх.20:5). Некоторое время спустя Бог еще раз и еще более настойчиво сказал об этом Моисею: «Господь... имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель» (Исх.34:14). Последний стих чрезвычайно важен. Откровение Божьего имени (то есть, как и всегда в Писании, Его естества и характера) - это основная тема Книги Исхода. В третьей главе Бог провозгласил, что Его имя - «Сущий», а в главе 6 назвал Себя «Иеговой» (Господом). Эти имена говорят, что Он самодостаточен, независим и всемогущ. Далее в главе 34 Бог провозгласил Свое имя Моисею, сказав ему, что «Господь» - «Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость,.. прощающий вину,.. не оставляющий без наказания» (Исх.34:5-7). Это было имя, возвещающее Его нравственную славу. А через семь стихов, в том же разговоре с Моисеем, Бог подытожил и обобщил откровение Своего имени, назвав Себя Богом «ревнителем». Становится ясно, что это неожиданное слово обозначало такое качество характера Бога, которое не только не шло вразрез с уже открытыми Его чертами, но и в каком-то смысле вмещало их в себя. А поскольку это свойство было воистину Его «именем», то было очень важно, чтобы Божий народ четко его осознал.

Библия немало говорит о ревности Бога. Божья ревность упоминается в Пятикнижии (Чис.25:11; Втор.4:24; 6:15; 29:20; 32:16,21), в исторических книгах (И.Нав.24:19; 3Цар.14:22), в книгах пророков (Иез.8:3-5; 16:38,42; 23:25; 36:5-8; 38:19; 39:25; Иоил.2:18; Наум.1:2; Соф.1:18; 3:8; Зах.1:14; 8:2) и в Псалмах (77:58; 78:5). Мы постоянно видим ревность как мотив к действию - действию либо гнева, либо милости. «Возревную по святому имени Моему» (Иез.39:25). «Возревновал Я об Иерусалиме и о Сионе ревностью великою» (Зах.1:14). «Господь есть Бог ревнитель и мститель» (Наум.1:2). В Новом Завете Павел обращается к возгордившимся коринфянам: «Неужели мы решимся раздражать Господа». Один из английских переводов Библии, пожалуй, наиболее верно передает сущность трудного предложения в Послании Иакова 4:5, формулируя его так: «Он до ревности любит Духа, Которого поселил в нас» (ПНВ).

II

Но возникает вопрос: какова природа этой Божьей ревности? Как может ревность быть добродетелью для Бога, будучи пороком для человека? Божьи совершенства достойны всякой хвалы; но как можно хвалить Бога за то, что Он ревнив?

Ответить на этот вопрос можно, если не забывать о двух моментах.

Первое: библейские провозглашения Божьей ревности носят антропоморфный характер, то есть, описывают Бога словами, заимствованными из человеческой жизни. В Библии существует великое множество антропоморфизмов Божья рука, десница, перст; Его способность слышать, видеть и чувствовать запах; Его нежность, гнев, раскаяние, смех, радость и т. п. Рассказывая нам о Себе, Бог использует подобные слова, потому что язык, заимствованный из нашей собственной жизни, - это самое точное средство, каким можно выразить наши мысли о Нем. Он – Личность, мы - тоже личности, как ничто другое во всем остальном физическом творении. Из всех творений только человек был создан по образу Божьему. И поскольку мы похожи на Бога больше, чем любое другое известное нам творение, то Бог избрал человеческий, а не какой-то другой язык для того, чтобы наиболее понятно и наименее запутанно изобразить нам Себя. Об этом мы говорили две главы назад.

Однако, когда речь идет об антропоморфизмах, описывающих Бога, очень легко начать мерить не с того конца. Необходимо осознать, что человек не мера для своего Творца, и говоря о Боге человеческими словами, мы совсем не предполагаем в Нем обычных, тварных, человеческих несовершенств и ограничений - ограничений в познании, силе, предвидении, могуществе, постоянстве и так далее. Надо помнить также, что в характере Бога нет ничего похожего на те аспекты человеческих качеств, которые несут на себе признаки растлевающего действия греха. Например, Божий гнев совсем не похож на недостойный взрыв эмоций, выдающий гордыню и слабость, каким часто бывает гнев человеческий. Это святость, реагирующая на зло со всей нравственностью и славой. «Гнев человека не творит правды Божией» (Иак.1:20); но гнев Бога - это именно Его праведность в справедливом действии. Точно так же, Божья ревность не складывается из раздражения, зависти и злости, что нередко характерно для ревности человеческой, напротив, это (буквально) достойная всякой хвалы ревностность, стремление сохранить нечто в высшей степени драгоценное. Тут мы подходим к следующему моменту.

Второе: среди людей существует два вида ревности, и только один из них является пороком. Порочная ревность говорит примерно так: «Я хочу владеть тем, что есть у тебя, и я ненавижу тебя за то, что у меня этого нет». Это инфантильная обида, которая возникает из завистливости и выражает себя в злобности, зависти и зловредных действиях. Она ужасающе сильна, а вскармливает ее гордыня, стержень нашего греховного естества. Этой ревности присуща какая то сумасшедшая одержимость, и если ей потакать, она разорвет в клочья даже самый крепкий характер. «Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?» спросил когда-то мудрец (Прит.27:4). Именно такое чувство - сексуальная ревность, сумасбродная ярость отвергнутого или вытесненного поклонника.

Но есть и другая ревность - ревностное стремление сохранить взаимоотношения любви или отомстить за их разрушение. Эта ревность также действует в сексуальной сфере. Однако она проявляется не как слепая ярость уязвленного самолюбия, но как плод супружеской любви. Как писал профессор Р. Тэскер, супруги, которые «не чувствовали бы ревности при вторжении любовника или прелюбодейца в их дом, безусловно обнаруживали бы недостаток нравственного восприятия; ибо сущность брака заключается в его исключительности». Такая ревность - добродетель, ибо в ней мы видим осознание истинного смысла взаимоотношений мужа и жены и стремление хранить их в неприкосновенности. Ветхозаветный закон утверждал правомерность подобной ревности и предписывал «приношение ревнования» и особую церемонию, через которую муж, подозревавший жену в неверности и одержимый «духом ревности», мог убедиться в правомерности или неправомерности своих подозрений (Чис.5:11-31). Ни в этом, ни в другом месте, говорящем о ревности обманутого мужа (Прит.6:34), Писание ни словом не намекает на то, что его настроения не слишком-то нравственны. Напротив, стремление оградить свой брак от вторжений и наказать всякого, кто этот брак оскверняет, признается естественным, нормальным и справедливым - т.е. доказательством того, что человек высоко ценит свой брак, как это и должно быть.

Писание всегда рассматривает Божью ревность, как этот последний ее вид: то есть, как один из аспектов Его любви к Своему народу в завете с ним. Ветхий Завет рассматривает Божий завет как брачный союз Бога с Израилем, требующий исключительной любви и верности. Поклонение идолам и все компромиссные отношения с неизраильтянами-идолопоклонниками породили непослушание и неверность, которые в глазах Бога были не чем иным, как духовным прелюбодеянием, и вызвали у Него ревность и желание отомстить. Все упоминания Моисеева закона о Божьей ревности связаны с идолопоклонством в той или иной форме. Все они приводят к основанию второй заповеди, которую мы процитировали выше. То же самое можно сказать и о других текстах: И.Нав.24:19; 3Цар.14:22; Пс.77:58; в Новом Завете 1Кор.10:22. В Книге пророка Иезекииля 8:3 идол, которому поклонялись в Иерусалиме, назван «идолом ревности, возбуждающим ревнование». В 16 главе той же книги Бог описывает Израиль в образе неверной жены, связавшей себя нечистым союзом с идолами Ханаана, Египта и Ассирии, и произносит над ней следующий приговор: «Я буду судить тебя судом прелюбодейц и проливающих кровь - и предам тебя кровавой ярости и ревности» (ст.38; ср. ст.42; 23:25).

Из этих отрывков ясно видно, что имел в виду Бог, говоря Моисею, что Его имя - «Бог ревнитель». Бог имел в виду, что от тех, кого Он возлюбил и искупил, Он требует полной и абсолютной верности и будет доказывать Свои требования строгими наказаниями, если они неверностью предадут Его любовь. Кальвин попал в самую точку, так объяснив основание второй заповеди:

«Господь очень часто обращается к нам как муж... Поскольку Он исполняет Свой долг истинного, верного супруга, то требует от нас любви и целомудрия - то есть, требует, чтобы мы не позволяли своим душам вступать в прелюбодеяние с сатаной... Чем целомудренней и чище супруг, тем сильнее он будет оскорблен, видя влечение своей жены к сопернику. Так и Господь, обручивший нас Себе в истине, провозглашает, что горит самой пылкой ревностью всякий раз, когда, пренебрегая чистотой Его святого брака, мы оскверняем себя отвратительными похотями - особенно, когда поклонение Его Божеству, которое должно было сохраняться в неприкосновенности с особой тщательностью, переносится на кого-то другого или растлевается каким-нибудь предрассудком. Ведь этим самым мы не только нарушаем клятвы, данные при обручении, но оскверняем брачное ложе, допуская на него прелюбодеев».

Для того чтобы рассмотреть этот вопрос в истинном свете, необходимо заметить еще вот что. Как мы уже видели, Божья ревность к Своему народу предполагает Его любовь в завете с людьми. Эта любовь не какое-то мимолетное увлечение, случайное и бесцельное, но выражение всевышнего предназначения. Цель Божьей любви в Его завете со Своим народом - сохранить его на земле на протяжении всей истории, а потом взять Своих верных всех веков к Себе во славу. Божья любовь в Его завете - это центр Божьего замысла для всего мира. И понимать ревность Бога следует именно в свете Его замысла для всего мира. Ибо конечная цель Бога, согласно Библии, состоит из трех моментов: доказать Свою правоту и праведность, показав Свое всемогущество в суде над грехом; искупить Свой избранный народ; быть любимым и прославляемым этим народом за все Его славные дела любви. Бог ищет того, чего должны искать мы, - Его славы, в людях и через людей, - и все это для того, чтобы закрепить одну мысль, мысль о том, что Он - Бог ревнитель. Его ревность во всех своих проявлениях - это именно «ревность Господа Саваофа» (Ис.9:7; 37:32; ср. Иез.5:13) по исполнению Его собственного предназначения справедливости и милости.

Итак, ревность Бога побуждает Его, с одной стороны, судить и осуждать на погибель неверных среди Своего народа, то есть тех, кто впадает в идолопоклонство и грех (Втор.6:14-15; И.Нав.24:19; Соф.1:18), а также судить врагов праведности и милости повсюду (Наум.1:2; Иез.36:5-6; Соф.3:8). С другой стороны, ревность заставляет Его вновь поднимать Свой народ после наказания, если тот смирился и очистился (наказание пленением - Зах.1:14; 8:2; наказание набегом саранчи - Иоил.2:18). Чем вызваны эти действия Бога? Тем, что Он «возревновал по святому имени Своему» (Иез.39:25). Его «имя» - это Его естество и характер как Иеговы, Господа, Вершителя истории, Защитника праведности и Спасителя грешников; и Бог хочет, чтобы Его «имя» знали, чтили и славили. «Я - Господь, это - мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам». «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному» (Ис.42:8; 48:11). В этих отрывках заключена квинтэссенция Божьей ревности.

III

Каково же практическое значение всего сказанного для тех, кто исповедует принадлежность к народу Божьему?

1. Божья ревность требует, чтобы мы были ревностны о Боге.

Так же, как истинным ответом на Божью любовь может быть только наша любовь к Нему, истинным ответом на Его ревность может быть только наша ревностность о Нем. Его забота о нас велика; наша забота о Нем должна быть не менее велика. Запрет идолопоклонства, данный во второй заповеди, предполагает, что Божий народ должен быть страстно и полностью предан Ему Самому, Его замыслу и Его чести. В Библии это называется ревностностью, а иногда и прямо ревностью о Боге. Как мы видели, Сам Бог являет эту ревностность, а значит, она должна быть и у Его народа.

Классическое описание ревностности было дано епископом Дж.С.Райлом. Мы процитируем его полностью.

«Ревностность в религии - это пылкое желание угодить Богу, творить Его волю и нести Его славу в мир всеми возможными путями. Такое желание не возникает в человеке естественным образом, но при обращении дух вкладывает его в сердце каждого верующего. Но есть верующие, которые ощущают его гораздо сильнее остальных, и только их можно назвать «ревностными» людьми...

Ревностный человек в религии – это, прежде всего, человек одной цели. Недостаточно сказать, что он целеустремлен, упорен, настойчив, пылок духом, не терпит компромиссов и действует от всего сердца. Его заботит лишь одно, он видит только одно, живет только для одного, поглощен лишь одним; и это одно есть желание угодить Богу. Живет он или умирает, здоров он или болен, богат он или беден, угождает ли он людям или обижает их, считают ли его мудрецом или глупцом, обвиняют его или хвалят, воздают ему честь или позор - все это для ревностного человека совершенно неважно. Он горит лишь для одного; и это одно - стремление угодить Богу и нести еще дальше славу Божью. И если он сгорает в своем пламени, ему все равно, он доволен. Он чувствует, что, подобно светильнику, создан, чтобы гореть. И если при этом сгорает он сам, то он всего лишь совершает то, к чему предназначил его Бог. Такой человек всегда найдет применение своей ревностности. Если он не может проповедовать, работать и давать деньги, он будет взывать, вздыхать и молиться... Если он не может сражаться на равнине вместе с Иисусом Навином, он взойдет на холм, чтобы трудиться вместе с Моисеем, Аароном и Ором (Исх.17:9-13). Если сам он не в состоянии работать, он не даст Богу покоя до тех пор, пока помощь не придет откуда-нибудь еще и дело не будет завершено. Именно это я имею в виду, говоря о «ревностности» в религии».

Ревностность, позвольте заметить еще раз, заповедана и всячески одобряется Писанием. Христиане должны быть «ревностными к добрым делам» (Тит.2:14). Павел хвалит коринфян за ту ревность, какую они проявили после его обличения (2Кор.7:11). Илия «возревновал о Господе Боге Саваофе» (3Цар.19:10,14), и Бог вознаградил его ревностность: Он послал огненную колесницу, чтобы взять его на небеса, Он избрал его представителем «благочестивого собрания пророков», чтобы стоять рядом с Моисеем на горе преображения и беседовать с Господом Иисусом. Когда Израиль своим блудом и идолопоклонством вызвал гнев Бога и Моисей приговорил преступников к смерти, все были в слезах. Один же человек воспользовался именно этим моментом и на глазах у всех привел к себе развеселую мидианитянку. Тогда Финеес, почти вне себя от отчаяния, пронзил их обоих копьем, и Бог похвалил Финееса за то, что он показал ревность по Боге, и «не истребил сынов Израилевых в ревности» Своей (Чис.25:11,13). Павел был ревностным человеком, человеком одной цели, готовым полностью отдать свои силы Господу. Перед лицом угрожавших ему страданий и тюремного заключения он провозгласил: «Я ни на что не взираю и не дорожу своей жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян.20:24). И Сам Господь Иисус был наивысшим примером ревностности. Наблюдая за тем, как Он очистил храм, «ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня» (Ин.2:17).

А что же тогда мы с вами? Снедает ли - обладает ли нами, - поглощает ли нас ревность по дому Божьему и по делу Божьему? Можем ли мы вслед за Господом повторить: «Моя пища есть творить волю Пославшего меня и совершить дело Его?» (Ин.4:34). Какими учениками являемся мы сами? Разве не нужно нам молиться вместе с пламенным евангелистом Джорджем Уайтфилдом - человеком настолько же смиренным, насколько и ревностным: «Господь, помоги мне начать начинать».

2. Ревность Божья угрожает церквям, которые не ревностны по мнению Бога.

Мы любим свои церкви; с ними у нас связаны священные ассоциации; нам трудно хоть сколько-нибудь серьезно помыслить, что они могут быть неугодны Богу. Но Господь Иисус однажды обратился с посланием к одной церкви, очень похожей на некоторые из наших, - к весьма самодовольной церкви в Лаодикии, - и в этом послании сказал лаодикийской общине, что недостаток их ревностности вызывает у Него великое недовольство: «Знаю твои дела; ты не холоден, не горяч; о, если бы ты был холоден или горяч!» Все что угодно было бы лучше самодовольной апатии! «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих... Итак будь ревностен и покайся» (Oтк.3:15-19). Как много церквей сегодня - здоровых, респектабельных, но теплых? С каким же словом должен обратиться к ним Христос? На что нам надеяться, если не на то только, что по милости Бога, и во гневе помнящего милость, мы обретем ревностность для покаяния? Оживи нас, Господи, до того, как настанет день Суда!

Из книги Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир автора Кураев Андрей Вячеславович

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ: БОГ-РЕВНИТЕЛЬ Тексты Ветхого Завета говорят нам вполне прямо: Да, Бог есть любовь. Да, Бог явил Свою любовь делами. Он свободно, не понуждаемый никем и ничем, создал мир и человека, Он по Своей любви даровал нам пророков и Закон. И еще Он принес людям величайший

Из книги Метафизика Благой Вести автора Дугин Александр Гельевич

Из книги Иисус Христос - конец религии автора Шнепель Эрих

Глава шестая. Как относится седьмая глава послания к Римлянам к восьмой главе В сущности основная тема седьмой главы послания к Римлянам выражена окончательно в Рим.7,6, а именно окончательное освобождение от закона, чтобы всецело отдаться Иисусу Христу. Но промежуточные

Из книги Оптинские были. Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной Пустыни автора (Афанасьев) Монах Лазарь

РЕВНИТЕЛЬ ИНОЧЕСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ Архиепископ Литовский и Виленский Ювеналий (Половцев) Не может воин сразу стать генералом, не послуживши как следует в солдатах. У монашествующих тоже так Призвал Господь в монастырь – начинай там житие послушником, будь в послушании у

Из книги Преподобный Симеон Новый Богослов автора Кривошеин Василий

2. НЕИСТОВЫЙ РЕВНИТЕЛЬ Итак, пр. Симеон был выбран игумном монастыря св. Маманта в возрасте тридцати одного года, после всего лишь трехлетнего пребывания в монастыре . Маленькая обитель св. Маманта, основанная во времена императора Маврикия, в конце VI века, находилась,

Из книги Преподобный Симеон Новый Богослов (949-1022) автора (Кривошеин) Василий

2. Неистовый ревнитель Итак, пр. Симеон был выбран игумном монастыря св. Маманта в возрасте тридцати одного года, после всего лишь трехлетнего пребывания в монастыре. Маленькая обитель св. Маманта, основанная во времена императора Маврикия, в конце VI века, находилась,

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

7. Но Господь Бог так говорит·, это не состоится и не сбудется; 8. ибо глава Сирии - Дамаск, и глава Дамаска - Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом; 9. и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Глава 7 Сто сорок четыре тысячи человек, отмеченных печатью Всевышнего 1 Потом я увидел четырёх ангелов: они стояли на четырёх углах земли и удерживали четыре ветра земли, чтобы те не дули ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. 2 Я увидел ещё одного ангела: он поднимался

Из книги Бог и Его образ. Очерк библейского богословия автора Бартелеми Доминик

Глава 15 Семь ангелов с семью бедствиями 1 Я увидел на небе ещё одно великое и удивительное знамение: семь ангелов с семью последними бедствиями. Последними потому, что на этом ярость Всевышнего заканчивалась. 2 Я видел нечто похожее на стеклянное море, смешанное с огнём. На

Из книги Что есть иудаизм? автора Альтшулер Моисей Соломонович

Глава 22 Река жизни 1 Затем ангел показал мне реку воды жизни, блестящую, как кристалл, и текущую от трона Всевышнего и Ягнёнка 2 посредине центральной улицы города. По обе стороны реки растут деревья жизни. Они плодоносят двенадцать раз в год, давая каждый месяц свой плод, а

Из книги Православие, инославие, иноверие [Очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи] автора Верт Пол В.

ГЛАВА VII БОГ – РЕВНИТЕЛЬ И ОБМАНУТЫЙ СУПРУГ Не следует забывать, что на всем (или почти на всем) протяжении Ветхого Завета звучит этот лейтмотив:"Ягве, Бог наш, – Бог-ревнитель". Если это опустить, то Ветхий Завет окажется искусственно подслащенным. Когда мы начали

Из книги Теория стаи [Психоанализ Великой Борьбы] автора Меняйлов Алексей Александрович

«Я, Яхве, бог-ревнитель…» Однажды один мой знакомый молодой человек сказал мне:- Вы знаете моих родителей, Соломон Давидович, мы не религиозные люди. Отец - член партии. Я - комсомолец. Лишь один из моих дедушек - верующий, выполняет некоторые религиозные обряды,

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Из книги автора

Симон Ревнитель Если о Симоне-Петре в Евангелиях написано много, то другой апостол по имени Симон лишь упомянут в общих списках Двенадцати апостолов. Они называют его Симоном-Зилотом (то есть Ревнителем), или Кананитом (то есть жителем Ханаана, земли Израиля). По-видимому,

Из книги автора

1036. Успокоение мятущейся духом. Новый ревнитель молитвы. По изданию Добротолюбия Милость Божия буди с вами! Только что выразил вам радость, что вы так покойны духом, как будто ничего не случилось, как получаю письмо ваше с таким гореванием о прошлом, с таким

25.01.2009

Томас Уотсон

Объяснение второй заповеди

(Отрывок из его книги «Десять заповедей»)

ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исход 20:4–6).

I. Не делай себе кумира

Первая заповедь запрещает поклоняться лжебогам, вторая - поклоняться истинному Богу на языческий манер.

Заповедь не запрещает само по себе рисование или скульптуру. Библия не имеет ничего против искусства. "Чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы " (Мф. 22:20,21). Однако заповедь запрещает использование изображений в религиозных целях, для поклонения им. "И никакого изображения..." Портретные или скульптурные изображения Бога запрещены. "Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день... дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину..." (Втор. 4:15,16) Богу должно поклоняться сердцем, а не глазами.

II. Не поклоняйся им

Цель создания кумиров и различных изображений заключается в почитании их. Как только был поставлен золотой истукан Навуходоносора, так сразу же нашлись поклонники (Дан. 3:7).

Заповедь запрещает поклонение вымышленному изображению Бога. Как можно необъятного, живого Бога ограничить рамками мертвой материи? Творца всех и вся сделать творением рук человека?!

Сделать истинное изображение Господа невозможно. Бог есть Дух, и, будучи Им, Он невидим (Ин. 4:24). "...Вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня" (Втор. 4:15). Невозможно нарисовать душу или ангела, так как они имеют духовную природу. Что же говорить о Боге, который есть вечный, никем не сотворенный Дух!

Поклоняться изображению Бога так же абсурдно, как и противозаконно.

1. Не абсурдно ли поклоняться портрету царя, игнорируя присутствие Его Величества?

2. Не противозаконно ли поклонение различным изображениям, если все Священное Писание категорически против этого: "Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя..." (Лев. 26:1); "...И не ставь себе столба, что ненавидит Господь, Бог твой" (Втор. 16:22). "Да постыдятся все, служащие истуканам, хвалящиеся идолами" (Пс. 96:7). Неужели серьезно можно надеяться угодить Господу, поступая против Его воли?

3. Поклонение образу не практиковалось святыми Церкви в старые времена. Иосия разрушил жертвенники, кумиров и истуканов (4 Цар. 23). Константин запретил использование образов в церквях. Первые христианские императоры Рима предпочитали не держать при дворе скульпторов и художников, дабы не поддаться искушению, а когда Серафион поклонился идолу, то христиане исключили его из членов Церкви.

Как же получилось, что римская церковь превратилась на все сто процентов в идолопоклонническую? Паписты делают изображения Бога Отца в виде старца, а Иисуса Христа мы видим у них на распятии, но так как поклонение изображению противоречит букве Закона, то они самым кощунственным образом взяли и "вымарали" из Катехизиса (исповедание веры) вторую заповедь, разделив при этом десятую на две. Поклонение изображению или кумиру святотатственно и нечестиво, потому что оно приводит к почитанию творений рук человеческих. Поклоняться же должно лишь Богу. Господь говорит: "Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам" (Ис. 42:8).

Паписты утверждают, что они не поклоняются изображениям, но используют их как медиумов, через которых приходят к Богу. Аквиан сказал: "Даже статуя самого Иисуса Христа не заслуживает ни малейшего поклонения, так как она всего лишь деревяшка". Где в Писании мы можем найти позволение Господа служить изображению? "...Кто требует от вас...?" (Ис. 1:12). Здесь паписты не могут сказать, извращая Писание, как его извратил дьявол: "ибо написано" (Мф. 4:6).

"Но ведь сделал Моисей изображения медного змея", - возразят иные. Почему же нельзя пользоваться изображением? Моисей выполнил волю Божию: "...сделай себе змея..." (Числ. 21:8). И змей стал символом и целителем. Может ли медный змей оправдать идолопоклонство в современных храмах? Моисей сделал это по Божией воле. Можем ли мы делать это по своей?

Разве Священное Писание не представляет нам Бога, имеющего уши, глаза, руки? Почему же мы не можем делать Его изображения, чтобы помочь нашему воображению?

Да, Господь, желая помочь нашему пониманию Его сущности, представил Себя в Писании как имеющего уши, глаза и руки. Но ведь это абсурдно: из метафор и образного повествования строить зримый образ Божий. Почему бы нам не сделать зримое изображение Господа в виде солнца, расплавленного металла или же скалы, какими Он представлен в Священном Писании?

Мы утверждаем, что изображать Бога Отца незаконно. Но Иисус Христос принял образ человека. Почему нельзя изображать Его?

Нельзя! Епифан, увидев изображение Христа в одной из церквей, разбил это изображение на куски. Христос есть не что иное, как слияние Божественной сущности с человеческой. Но поскольку мы не можем изобразить Божественность, то изображаем лишь человеческое естество Христа, т.е. часть Христа, а это введение в заблуждение, умаление Бога до человека, разъединение того, что сочетал С ам Бог.

Но как тогда мы можем представить себе Бога?

Духовно:

1) в этом нам помогают такие Его качества, как святость, непорочность, доброта, любовь;

2) через Христа, так как Христос есть "образ Бога невидимого" (Кол.1:15). Духовное познание Христа есть познание Бога Отца. "...Видевший Меня видел Отца..." (Ин.14:9).

Как уберечься от идолопоклонства?

Не посещай папистских храмов и их месс. Как интерес к порнографической продукции приводит к прелюбодеянию, так и рассматривание кумиров и изображений в храмах приводит к идолопоклонству.

Не вступай в брак с поклоняющимися изображению или кумиру. Соломон, несмотря на всю свою мудрость, был совращен с истинного пути женами-идолопоклонницами. Господь строго-настрого запретил брать чужих дочерей или отдавать своих идолопоклонникам (Неем. 10:30). Брак между протестантами и папистами ярмо (2 Кор. 6:14), вероятность того, что папист окажет влияние на протестанта больше, нежели наоборот. Если мы смешаем вино и уксус, то скорее уксус испортит вино, чем вино сделает уксус сладким.

Берегись суеверия, которое есть не что иное, как мостик к Риму. Суеверие вносит церемониальность, маскарад и новшества в поклонение Богу. Это ущемляет права Господа, так как если бы Он считал нужным ввести обряды, то Он, несомненно, дал бы на этот счет указания. Богу ненавистен чуждый Ему огонь кадильниц (Лев. 10:1).Те, кто поклоняется алтарю, могут смело поклониться и духу злобы. Берегись идолопоклонства, потому что идолопоклонство есть поклонение дьяволу (Пс. 105:36,37). Согласно Библии, ты не найдешь греха более мерзкого в глазах Господа, чем хождение вслед идолам. Ад - место для поклоняющихся идолам. "А вне...и долослужители" (Откр. 22:15). Ад пополняется - дьявол торжествует.

Люби Господа твоего. Жена, любящая мужа, застрахована от прелюбодеяния, душа, любящая Христа, - от идолов.

Молись Господу, а не изображению, молись всем сердцем. "...Поддержи меня, и спасусь..." (Пс. 118:117).

III. Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель

Одна из причин, почему израильтянам не было позволено поклоняться кумирам, заключается в том, что Господь есть "Бог ревнитель". "...Потому что имя Его - "ревнитель"; Он - Бог ревнитель" (Исх. 34:14). Что же скрывается за Божией ревностью? Прежде всего любовь и забота о С воих людях. "...Возревновал Я об Иерусалиме и о Сионе ревностью великою..." (Зах. 1:14) Господь видит свой народ сочетавшимся с Ним и благоволит к нему (Ис. 62:4). Народ Его - зеница ока Его (Зах. 2:8), и он дорог Ему. "Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов С воих" (Ис. 42:13). Но Господь ревнив и в том смысле, что Он не может терпеть блудодеяний - хождения вслед другим богам. "...Не блуди и не будь с другим..." (Ос. 3:3). Наша любовь должна принадлежать лишь Ему.

Но, допустим, что Бог не есть ревнитель. Представьте себе семью, где муж после брака позволяет жене жить, как она хочет, и при этом не проявляет ни малейшего намека на ревность. Христианин после вступления в завет с Господом, не имеющим ревности, может предаться духовному блудодеянию, что есть идолопоклонство. Наказания не последует, поэтому нет страха перед преступлением. Но все не так. Идолопоклонство огорчает Господа. "...Огорчали Его высотами своими, и истуканами своими возбуждали ревность Его. Услышал Бог и воспламенился гневом, и сильно вознегодовал на Израиля..." (Пс. 77:58,59). "...Потому что ревность - ярость мужа, и не пощадит он в день мщения..." (Притч. 6:34). Идолопоклонство приводит Господа в ярость, что в конце концов ведет к разрыву отношений, к разводу. "Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего..." (Ос. 2:2).

IV. Наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода

Здесь мы находим второй аргумент против идолопоклонства. Господь либо милует, либо наказывает.

Грех есть причина наказания. "...Если нарушат уставы Мои, и повелений Моих не сохранят: посещу жезлом беззаконие их, и ударами - неправду их..." (Пс. 88:32,33) Грех - причина всех наших невзгод. Это троянский конь, утроба печалей, могила комфорта. Господь карает за грех.

Есть особый грех, за которым следует страшное наказание. Это идолопоклонство. "Пойдите же на место Мое в Силом , где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля" (Иер. 7:12). За идолопоклонство израильтян Господь карает армию, священники убиты, ковчег пленен. Силом же более не встречается на страницах Святого Писания. Храм строится в Иерусалиме.

Идолопоклонники являются врагами не только своих душ, но и душ своих детей. Но как тогда объяснить слова: "...не должны быть умерщвляемы отцы за детей, и дети не должны быть умерщвляемы за отцов; но каждый за свое преступление должен умереть" (2 Пар. 25:4)?

Действительно, Господь не карает смертью и вечным проклятием детей за грехи отцов, но наказывает. "...Бог бережет для детей его несчастие его" (Иов 21:19). Иеровоам, царь Израильский, сделал попытку установить царство, где бы процветало идолопоклонство. Наказание было страшным (3 Цар. 14:10). Идолопоклонство Ахава навлекает гнев Божий на его потомков. Они теряют удел в царствовании и обезглавлены. "...Они взяли царских сыновей, и закололи их - семьдесят человек, и положили головы их в корзины..." (4 Цар.10:7). Как дети заболевают наследственными болезнями, так и грех отцов ставит их в тяжелое положение.

Как ужасно быть ребенком родителей-идолопоклонников! Дети Гиезия, слуги Неемана, унаследовали грех отца. "Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и потомству твоему навек" (4 Цар. 5:27). Безрадостно быть ребенком идолопоклонника. "Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их..." (Ис. 14:21).

Но как прекрасно быть ребенком верующих родителей, вступивших в вечный завет с Господом. "Праведник ходит в своей непорочности; блаженны дети его после него!" (Притч. 20:7) Какой контраст! Верующие родители не навлекают гнев Божий на ребенка, но защищают его. Они воспитывают дитя на христианских принципах, молятся за него, ведут ко Христу. Августин говорил, что его мама Моника претерпела больше страданий за его рождение свыше, чем за естественное. Нечестивые навлекают гнев на свое потомство, праведные получают милость Божию.

V. Ненавидящих Меня

Еще один аргумент против идолопоклонства. Каждый, делающий кумира или поклоняющийся ему или идолу, ненавидит Бога! Паписты, поклоняющиеся изображению Господа, ненавидят Его! Проблема заключается в том, что они думают, что любят Его. Но все совершенно по-другому в глазах Господа. Женщина, любящая другого мужчину, ненавидит своего мужа. Любящий идолов ненавидит Бога. Он блудодействует вслед богов своих (Исх. 34:15). Рассмотрим, почему поклоняющийся кумиру ненавидит Бога.

Те, кто поступают вопреки воле Всевышнего, ненавидят Его. Господь просит не воздвигать статуй, не рисовать изображений, что может представлять Его. "...И не ставь себе столба, что ненавидит Господь, Бог твой" (Втор. 16:22). Тем не менее блудодей ставит и поклоняется. Это любовь?

Те, кто выгнал Иеффая из дома отца его, ненавидели Иеффая (Суд. 11:7). Идолопоклонник изгнал истину, пренебрегши второй заповедью, он сделал изображение Бога невидимого, внеся ложь в служение Господу. Это любовь?

VI. Творящий милость

Следующий аргумент против идолопоклонства заключается в том, что Господь милует тех, кто не поклоняется идолам. Какое это наслаждение иметь Господнее благоволение! Моисей просит у Господа: "Покажи мне славу Т вою". Слава же Господня есть милость Его. "...Я проведу пред тобою всю славу Мою... и, кого помиловать, помилую, кого пожалеть, пожалею" (Исх. 33:19). Милость - это имя Бога, по которому Он будет узнан. Милость берет свое начало в Господе. Он есть "Отец милосердия" (2 Кор. 1:3).

Каковы же качества Господней милости?

Она свободна и не зависит ни от каких обстоятельств. Поставить милость в зависимость от заслуг - значит уничтожить милость. Мы можем спровоцировать гнев Божий, но не милость. "...Возлюблю их по благоволению..." (Ос. 14:5) Милость зависит лишь от воли Божией: "...предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли С воей..." (Еф. 1:5). Оправдание дается даром. "...Получая оправдание даром, по благодати Его..." (Рим. 3:24), Господь не может миловать по заслугам, так как в этом случае никто не получил бы спасения.

Милость Господня всесильна. Она сокрушает каменные сердца, она, и только она, возродила Марию Магдалину, изгнав из нее семь бесов. Милость Господня нежна, но противостоять ей невозможно, ибо она всепобеждающа. Она изгоняет злобу, ненависть и гордость из сердец грешников, разбивает цепи рабства, сковавшие душу.

Милость Господня не знает границ. Господь наказывает "до третьего и четвертого поколения", милует же "до тысячи родов". Он не только благ и милостив, но, как говорит Давид, многомилостив (Пс. 85:5). Гнев Господень - капля по сравнению с морем Его любви. Солнце не имеет столько света, сколько любви у Бога.

Господь милосерд к бедным. "Из праха подъемлет Он бедного..." (1 Цар. 2:8) Он милосерд к узникам, "не пренебрегает узников С воих" (Пс. 68:34). Милосерд к отверженным. "В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостию помилую тебя..." (Ис. 54:8).

Божия милость неизменна и не подвержена влиянию времени. "Милость же Господня от века и до века..." (Пс. 102:17) Божий гнев к С воим чадам не вечен, милость - вовек (Пс. 135:1).

Как же проявляет Господь С вою милость?

Все мы являемся живыми памятниками Его милости. Каждодневно мы испытываем великую любовь Господа. Он дает нам здоровье, обеспечивает пищей. "...Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня..." (Быт. 48:15). Каждый кусок хлеба, каждый глоток воды - все от него.

Защищая от зла и многих бед, Господь этим самым проявляет свою милость к нам. "...Ты, Господи, щит предо мною..." (Пс. 3:4).

Милость Господня - в избавлении нас от уже случившейся беды. "...И я избавился (в оригинале: "был избавлен". - Прим. перев .) из львиных челюстей" (2 Тим. 4:17). Мы можем присоединиться к молитве Езекии, "когда он болен был и выздоровел от болезни" (Ис. 38:9).

4) Милость Господня - в удержании нас от греха. Вожделение внутри нас хуже, чем львы снаружи. Если Господь гневается, то самый верный признак Его гнева заключается в том, что Он позволяет нам поступать так, как нам хочется. "Поэтому Я оставил их упорству сердца их..." (Пс. 80:13). Поскольку люди упорствуют в грехе до самого ада, то Господь дал нам мост С воей милости. Авимелеху Он сказал: "...удержал тебя от греха предо Мною..." (Быт. 20:6). Скольких грехов и преступлений мы минули благодаря Господу!

Милость Господня в Его путеводительстве. "Ты руководишь меня советом..." (Пс. 72:24). "...Ради имени Т воего води меня и управляй мною" (Пс. 30:4).

Милость Господня - в выправлении путей наших. Розга Его не железный прут, чтобы сокрушить нас, но розга Отцовская, чтобы вернуть на путь истинный. Он наказывает нас "для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его" (Евр. 12:10). Господь даже может прервать жизненный путь, чтобы спасти душу. Не милость ли это? Буря вынесла апостола Павла на обломках корабля к берегу. Так и многие из нас, пройдя через бурю, достигают долгожданного берега.

Милость Господня в прощении. "Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие...?" (Мих. 7:18). Милость - в послании нам хлеба насущного, но насколько большая милость в прощении грехов! "И ни один из жителей не скажет: "я болен"; народу, живущему там, будут отпущены согрешения" (Ис. 33:24). Прощение грехов - величайшая милость.

Милость Господа заключается в том, что Он освящает свой народ. "...Я Господь, освящающий вас" (Лев. 20:8). Через освящение мы становимся сопричастниками Божественного естества (2 Пет . 1:4). Господь освящает не только душу, но и дух, и тело, чтобы все было без порока в пришествие Ии суса Христа (1 Фес.5:23).

Милость Господня - в слышании наших молитв. "Благословен Бог, Который не отверг молитвы моей и не отвратил от меня милости С воей" (Пс. 65: 20).

Милость Господня - в нашем спасении. "...Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по С воей милости..." (Тит. 3:5). Это завершающий камень в здании милости Господней, и он лежит на Небесах!

VII. Любящим меня

Милость Господня принадлежит лишь тем, кто любит Его.

Какова же должна быть любовь к Господу?

Любовь должна быть чистой и неподдельной. Господь должен быть любим за то, что Он Бог. Не за то, что Он дает нам, но за то, что есть в Нем.

Любовь к Господу должна быть от всего нашего сердца. "...И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим..." (Мк. 12:30).

Любовь должна быть страстной, яркой, как огонь, чтобы никакие воды зла не смогли бы потушить ее.

Как мы можем узнать, что любим Бога?

Любящий Бога жаждет Его присутствия. Как влюбленные не могут находиться вдалеке друг от друга, так и душа, полюбившая Бога, не может быть вне общения с Ним. Пребывание в молитве, участие в Вечере Господней, рассуждение над Словом Божиим есть общение с Ним. "Истомилась душа моя, желая во дворы Господни..." (Пс. 83:3).

Любящий Господа не может любить грех. "Любящие Господа, ненавидьте зло!" (Пс. 96:10). Как Далида могла заявлять, что она любит Самсона, если она любила филистимлян, которые были смертельными врагами Самсону? Как может любящий грех говорить о любви к Богу?

Любящий Господа не может любить мир. "А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира" (Гал. 6:14). Любящий Господа живет в миру, но уже выбрал Бога. "И подойду я к жертвеннику Божию , к Богу радости и веселия..." (Пс. 42:4). Все, что нужно человеку, есть в Боге.

VIII. И соблюдающим заповеди Мои

Любовь и послушание идут рядом, по жизни, как две любящие сестры рука в руке. "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Ин. 14:15). Ребенок, любящий родителей, слушается их. Послушание приятно Богу. "Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов" (1 Цар. 15:22). В жертве приносится мертвое тело, а при послушании, живая душа.

Мы должны соблюдать заповеди, основываясь на вере. Вера - источник послушания. Верою, а не знанием "Авель принес жертву лучшую, нежели Каин" (Евр. 11:4).

Все Божии заповеди равны. Нет главной из десяти. "Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Т вои..." (Пс. 118:6).

Но кто может соблюсти все заповеди?

Хотя мы не можем соблюсти их, но стремимся к этому. Мы соблюдаем их в свете Евангелия:

Если не отрицаем ни одной из них;

Если в нас есть страстное желание соблюдать их ("О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Т воих!") (Пс.118:5);

Если мы глубоко сожалеем, что не смогли ничего сделать, сокрушаемся, что не устояли и судим себя со всей строгостью (Рим. 7:24);

Если, поняв всю свою несостоятельность в соблюдении Закона, смиренно идем под защиту Крови Христа, молим о прощении и очищении от всякой неправды.

Только в этих случаях, мы соблюдаем Закон в свете Евангелия.

Как же нам, простым христианам, соблюдать заповеди?

Молитесь, чтобы Дух Святой наставлял вас. Сами мы не в силах сделать что-либо. Святой Дух даст желание и силы, "потому что Бог производит в вас и хотение и действие" (Фил. 2:13). Как магнит притягивает железо, так и Святой Дух будет притягивать молящегося к хождению в истине.

Вера и жизнь

Родовые проклятия: судьба в наследство?

«…Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (2М. 20:5,6).

Теперь часто проповедуют о родовых проклятиях и дают советы, как от них избавиться. Все чаще проповедники строят свое служение на освобождении от проклятий. Иногда эти служения вызывают целый ряд вопросов, так как они не всегда отвечают евангельской истине.

Что же такое родовое проклятие и что на самом деле говорит о нем Библия?

В Библии мы не находим термина «родовое проклятие», хотя есть случаи, когда вслед за родителями грешили их дети, и, как следствие, - пожинали посеянное.

Например: «Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его; и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (1М. 9:24-26).

Потомки Хама шли дорогой их праотца и, следовательно, пожинали проклятия. Народы, которых истреблял Господь рукой израильтян, были потомками Хама - людьми, которые погрязли в идолопоклонстве, оргиях, аморальности и жестокости.

«…Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (2М. 20:5,6).

Из этих текстов вытекает вывод: родовое проклятие - это страдание нераскаянных детей из-за последствий отцовских грехов. Сразу заметим:

1. Не каждый грех, сделанный родителями, влечет за собой родовое проклятие. Здесь речь идет не просто о людях, которые грешат, а о тех, которые ненавидят Бога.

2. Наказание детей за грехи отцов распространяется на тех, которые не раскаиваются перед Господом, не отрекаются от своих грехов, а дальше подражают своим родителям и идут их греховной дорогой.
3. Родовое проклятие действует в трех-четырех поколениях.

4. Бог желает простить и явить милость каждому, кто приходит к Нему с искренним покаянием.

Как действует родовое проклятие, как оно проявляется, откуда оно приходит?

Преждевременная смерть членов семьи, рождение умственно отсталых детей, бесплодие, нищета - все это чаще всего является следствием проклятий, которые повторяются в каждом поколении или распространяются на весь род. Единичные случаи перечисленных выше проблем не следует считать родовым проклятием. Для примера хочется привести распространенное мнение о том, что семейство Кеннеди еще в прошлом столетии настигло проклятие.

Так президент Кеннеди был убит в 1963 году, его брата Роберта Кеннеди застрелили через пять лет. Брат Р. Кеннеди-младшего Девид умер от передозировки наркотиков в 1984 году. Еще один сын Р.Кеннеди Майкл умер вследствие несчастного случая во время катания на горных лыжах. Еще одна смерть постигла семейство Кеннеди в 1999 году. Сын бывшего президента Джон Кеннеди-младший погиб в авиакатастрофе вместе с супругой Каролин Биссетт и родственницей Лорен Биссетт. И, наконец, в мае 2012 года жену племянника бывшего президента США Джона Кеннеди найдено мертвой в своей квартире, в штате Нью-Йорк. По предварительным данным женщина покончила жизнь самоубийством. Описанные события трудно назвать стечением обстоятельств. Даже человеку, который не верит в родовые проклятия, не признает существования духовного мира, трудно сказать, что это простое совпадение. Пролить свет на этот ряд трагедий может тот факт, что клан Кеннеди производил «львиную» долю алкоголя в Америке.
Источники проклятий могут быть разные.

Во-первых, мы читаем в Библии, что Сам Бог говорит: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего, и не будешь стараться исполнять заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. Проклят ты будешь в городе и проклят ты будешь на поле. Прокляты будут житницы твои и кладовые твои. Проклят будет плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих» (5М. 28:15-18).

Другой текст, который уже цитировался выше, говорит, что Бог наказывает за вину родителей до четвертого поколения. Зная эту особенность Божьего характера, ученики Иисуса Христа, увидевшие больного, спросили о том, кто согрешил: тот человек или родители его.

Второй источник - это родительские проклятия. В Библии говорится очень четко, что мы должны почитать родителей. Если нет почитания родителей, то вступает в действие Божий приговор, о котором гласит заповедь. Мы уже вспоминали случай, когда Ной проклял род Хама, и это проклятие распространялось от поколения к поколению. Знал об этом и патриарх Иаков.

Когда он обманом захотел приобрести отцовское благословение, он говорит своей матери: «Может статься, ощупает меня отец мой; и я буду в глазах его обманщиком, и наведу на себя проклятие, а не благословение» (1М. 27:12). Поэтому родителям необходимо быть очень осторожными в своих высказываниях относительно детей.

И, наконец, третий источник - это проклятие, провозглашенное самим человеком.

В Библии мы читаем: «Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется» (Пр. 26:2). Но здесь идет речь только о незаслуженном проклятии. А если оно заслуженное?! Если это проклятие провозглашает брошенная на произвол судьбы мать с маленьким ребенком, обманутая или предана мужем жена, осиротевший ребенок, обманутый человек. Такое проклятие может иметь силу на несколько поколений.

Как человеку освободиться от проклятий, причиной которых стали ее предки?

Искреннее и сердечное обращение к Христу, «достойный плод покаяния» во грехах остановят действие родового проклятия и не дадут ему распространяться дальше. Пример - покаяние Закхея.
«Или не знаете,что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники,ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор. 6:9-11).
Кровь Иисуса Христа омывает всякий грех и не дает распространяться действию всякого проклятия в жизни человека, который искренне кается и принимает Господа в свое сердце. Людям, которые обращаются к Богу и замечают в своей жизни действие проклятия, необходимо обратиться к пастору церкви и, если нужно, исповедаться и свершить соответствующую молитву.

То, что некоторые церкви на Западе практикуют «инкаутер», может быть следствием того, что люди не пережили глубокого раскаяния, когда пришли в церковь, их только призвали принять Христа в свое сердце. У них не было глубокой беседы с пасторами перед водным крещением, они только прошли курс подготовки к нему. И, как следствие, - неупорядоченные духовные вопросы остались с ними, хотя они и стали членами церкви.

Как молиться, когда мы знаем о тяжелых, нераскаянных проступках наших родителей и членов семьи, которых, возможно, уже нет в живых?

Советом и примером может быть молитва Даниила и священника Ездры: «Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступали от заповедей Твоих и от постановлений Твоих, и не слушали рабов Твоих, пророков, которые именем Твоим говорили царям нашим и вельможам нашим, и отцам нашим и всему народу страны. У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя. Господи, у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою» (Дан. 9:5-8). Господи! По всей правде Твоей да отвратится гнев Твой и негодование Твое от града Твоего Иерусалима, от святой горы Твоей; ибо за грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех, окружающих нас. (Дан. 9:16). Эти слова прекрасно показывают, что Даниил молился не за грехи умерших родителей, а за то, чтобы Господь не вменил потомкам родительских проступков.

Молитва покаяния, обращение детей к Богу остановили действие проклятия в поколении пророка. Следует отметить, Библия не учит нас специально исследовать в архивах или других источниках историю своего рода и то, нет ли в нем людей, которые причастны к тем или иным грехам. Но если нам известно о сделанном родителями грехе, мы имеем право и возможность попросить у Господа, чтобы Он простил нам наши грехи и не вменил нам вину наших предков.

Последнее: «Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф. 1:17). Две тысячи лет - сорок два поколения. Человечество живет приблизительно шесть тысяч лет, это около ста двадцати или ста пятидесяти поколений, а Бог оказывает милость тысячам поколений тех, кто любит Его, и кто придерживается Его заповедей (2М. 20:5). От дней Адама до наших дней прошло только около полторы сотни поколений. А потомкам тех, кто любит Господа и придерживается Его заповедей, оказывает милость тысячам поколений. Так велика Его любовь и доброта. Божья милость несравнимо выше суда.

Так будем же теми людьми, которые станут благословением для своих потомков на многие поколения.

Ростислав МУРАХ,
"Благовісник", 3,2012

В ы когда-нибудь играли в «ассоциации»? Благодаря этой игре можно узнать, как человек связывает разные идеи, чувства, переживания и даже информацию. Если я скажу какое-нибудь слово, что первое вам придет в голову? К примеру, я могу сказать «собака», а вы можете на это подумать «кошка». Или «мех» — «пальто». А что, если я скажу «Бог»? Что вы мне ответите? «Благой»? «Любящий»? «Царь»? «Великий»? Конечно, в голову начинает приходить огромное количество слов. Но как насчет слова «Ревнитель»?

Моисей был человеком, который разговаривал с Богом лицом к лицу. Так люди обычно разговаривают со своими друзьями. Моисей был тем, кто знал, что Бог благой, любящий, всемогущий, святой и великий. Но ни одно из этих слов он не выбрал для того, чтобы описать Бога. В книге Исход Моисей дает повеление сынам Израиля: «Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их. Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель» (Книга Исход 34:13,14).

Заметили, что Бог не просто ревнивый, Его имя – Ревнитель. Вас когда-нибудь предупреждали члены семьи вашего возлюбленного/возлюбленной о некоторых чертах его/её характера? Почти то же самое сделал Моисей. Он Ревнитель. Это часть Его личности. Бог не будет делить вас с Ваалом, Молохом или Дагоном. Поэтому разрушь жертвенники, сокруши столбы, выруби священные рощи. Господь хочет, чтобы ты полностью принадлежал Ему.

Подписывайтесь:

Вы не услышите об этом в проповедях. И об этом не споют в песнях. Ведь это никак не вяжется с тем добрым Санта Клаусом, с которым люди ассоциируют Бога. Но мы должны помнить об этой части Его личности. Бог — Ревнитель!

Ревнитель не хочет делить твое сердце с кем-то еще. Ревнителя не успокоит твоя «подачка» в виде утреннего похода в церковь или пожертвования. Ревнителю не будут нравиться дела, даже очень важные дела, которые будут вытеснять Его из твоей жизни. Ревнитель не потерпит ни единого греха, который станет между вами. Ревнитель не будет игнорировать твое «заигрывание» с миром. Ревнитель не будет играть с тобой в игры, такие как «неполное посвящение». Ревнителя не убедить отговорками и оправданиями… даже в форме долгой молитвы. Ревнителя нельзя обмануть, ведь Он видит твое сердце. И только одним Его можно удовлетворить. Он желает тебя. Полностью. Для Себя.