Слободской С., прот. Закон Божий. Закон Божий: Протоиерей Серафим Слободской читать книгу онлайн, читать бесплатно

Ваша помощь сайту и приходу

ВЕЛИКИЙ ПОСТ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (11) В помощь прихожанам (3 688) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (309) Буклеты, памятки и листовки (133) Видеофильмы, видеолекции и беседы (969) Вопросы священнику (413) Изображения (259) Иконы (542) Иконы Божией Матери (105) Проповеди (1 022) Статьи (1 787) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (154) Любовь, брак, семья (76) Материалы для воскресной школы (413) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (43) Дидактические материалы (73) Игры (28) Изображения (43) Кроссворды (24) Методические материалы (47) Поделки (25) Раскраски (12) Сценарии (10) Тексты (98) Повести и рассказы (30) Сказки (11) Статьи (18) Стихи (29) Учебники (17) Молитва (511) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (385) Новости (280) Новости Кинельской епархии (105) Новости прихода (52) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (80) Основы православия (3 779) Библия (785) Закон Божий (798) Миссионерство и катехизация (1 390) Секты (7) Православная библиотека (482) Словари, справочники (51) Святые и Подвижники благочестия (1 769) Блаженная Матрона Московская (4) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (98) Храм (160) Церковное пение (32) Церковные записки (9) Церковные свечи (10) Церковный этикет (11) Церковный календарь (2 464) Антипасха (6) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (14) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (7) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (8) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (4) Пост (455) Радоница (8) Родительская суббота (32) Страстная Седмица (28) Церковные праздники (692) Благовещение (10) Введение во храм Пресвятой Богородицы (10) Воздвижение Креста Господня (14) Вознесение Господне (17) Вход Господень в Иерусалим (16) День Святого Духа (9) День Святой Троицы (35) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (129) Покров Пресвятой Богородицы (20) Праздник Крещения Господня (44) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (15) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (118) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (23) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (17) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (148) Елеосвящение (8) Исповедь (32) Миропомазание (5) Причащение (23) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (34) Паломничество (241) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (35) Православное радио (66) Православный журнал (34) Православный музыкальный архив (170) Колокольные звоны (11) Православный фильм (95) Притчи (102) Расписание богослужений (60) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (111) СМИ о приходе (23) Суеверия (37) Телеканал (373) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (245) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Прп. Василия исп. (750). Сщмч. Арсения, митр. Ростовского (1772). Прп. Кассиана Римлянина (435) (память переносится с 29 февраля).

Блж. Николая, Христа ради юродивого, Псковского (1576). Сщмч. Протерия, патриарха Александрийского (457). Сщмч. Нестора, еп. Магиддийского (250). Прпп. жен Марины и Киры (ок. 450). Прп. Иоанна, нареченного Варсонофием, еп. Дамасского (V); мч. Феоктириста (VIII) (памяти переносятся с 29 февраля).

Литургия Преждеосвященных Даров.

На 6-м часе: Ис. II, 3–11. На веч.: Быт. I, 24 – II, 3. Притч. II, 1–22.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Священномученик Арсе́ний Ростовский (Мацеевич), митрополит

Свя­щен­но­му­че­ник Ар­се­ний, мит­ро­по­лит Ро­стов­ский (в ми­ру Алек­сандр Ма­це­е­вич) был по­след­ним про­тив­ни­ком цер­ков­ной ре­фор­мы Пет­ра I. Он ро­дил­ся в 1697 (по дру­гим дан­ным, в 1696) го­ду во Вла­ди­ми­ре-Во­лын­ском в се­мье пра­во­слав­но­го свя­щен­ни­ка, вед­ше­го свой род из поль­ской шлях­ты.

По­лу­чив об­ра­зо­ва­ние в Ки­ев­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии, в 1733 го­ду он был уже иеро­мо­на­хом. Вско­ре он со­вер­шил пу­те­ше­ствие в Устюг, Хол­мо­го­ры и Со­ло­вец­кий мо­на­стырь, где по­ле­ми­зи­ро­вал с за­то­чен­ны­ми там ста­ро­ве­ра­ми; по по­во­ду этой по­ле­ми­ки он на­пи­сал «Уве­ще­ва­ние к рас­коль­ни­ку»

В 1734–37 го­дах отец Ар­се­ний участ­во­вал в Кам­чат­ской экс­пе­ди­ции. В 1737 го­ду он был при­ко­ман­ди­ро­ван к чле­ну Си­но­да Ам­вро­сию (Юш­ке­ви­чу), за­ни­мав­ше­му в то вре­мя пер­вен­ству­ю­щее ме­сто в цер­ков­ной иерар­хии. Это на­зна­че­ние при­ве­ло к сбли­же­нию двух иерар­хов и опре­де­ли­ло даль­ней­шую судь­бу от­ца Ар­се­ния. По­свя­щён­ный в 1741 го­ду в сан мит­ро­по­ли­та То­боль­ско­го и всея Си­би­ри, вла­ды­ка Ар­се­ний за­щи­щал в Си­би­ри пра­ва но­во­кре­ще­ных ино­род­цев от при­тес­не­ний во­е­вод, а ду­хо­вен­ство – от вме­ша­тель­ства свет­ско­го су­да.

Су­ро­вый си­бир­ский кли­мат вред­но от­ра­зил­ся на здо­ро­вье вла­ды­ки, и вско­ре по во­ца­ре­нии Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны он был пе­ре­ве­дён в 1742 го­ду на ка­фед­ру в Ро­стов с на­зна­че­ни­ем чле­ном Си­но­да.

Стро­гий к под­чи­нен­ным, вла­ды­ка ста­но­вит­ся в рез­кую оп­по­зи­цию и к свет­ской вла­сти. Он на­ста­и­ва­ет пе­ред им­пе­ра­три­цей Ека­те­ри­ной II на уда­ле­нии свет­ских чи­нов из со­ста­ва Си­но­да, утвер­жда­ет, что Си­нод во­об­ще не име­ет ка­но­ни­че­ской ос­но­вы, и де­ла­ет вы­вод о необ­хо­ди­мо­сти вос­ста­нов­ле­ния пат­ри­ар­ше­ства. За­пис­ка вла­ды­ки «О бла­го­чи­нии цер­ков­ном» яви­лась пер­вым про­те­стом рос­сий­ской иерар­хии про­тив си­но­даль­ной си­сте­мы.

Ещё бо­лее обост­ри­лись от­но­ше­ния вла­ды­ки со свет­ской вла­стью, ко­гда в кон­це цар­ство­ва­ния Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны, за­тем при Пет­ре III и Ека­те­рине II рас­по­ря­же­ния, на­прав­лен­ные к огра­ни­че­нию мо­на­сты­рей в управ­ле­нии их иму­ще­ства­ми, вы­зва­ли силь­ное него­до­ва­ние в выс­шем ду­хо­вен­стве.

9 фев­ра­ля 1763 го­да вла­ды­ка в Ро­сто­ве со­вер­ша­ет «Чин от­лу­че­ния» с неко­то­ры­ми при­бав­ка­ми, на­прав­лен­ны­ми про­тив «на­силь­ству­ю­щих и оби­дя­щих свя­тыя Бо­жия церк­ви и мо­на­сты­ри», «при­ни­ма­ю­щих дан­ныя тем от древ­них Бо­го­люб­цев име­ния».

В мар­те вла­ды­ка по­дал два до­не­се­ния в Си­нод, ко­то­рый до­ло­жил им­пе­ра­три­це о том, что свя­ти­тель Ар­се­ний яв­ля­ет­ся «оскор­би­те­лем Ея Ве­ли­че­ства». Ека­те­ри­на пре­да­ла его су­ду Си­но­да, ко­то­рый длил­ся семь дней; вла­ды­ка был осуж­ден, низ­ве­ден в зва­ние про­сто­го мо­на­ха и за­то­чен в Ни­ко­ло-Ко­рель­ский мо­на­стырь.

Но и в ссыл­ке свя­ти­тель не пе­ре­ста­вал об­ли­чать дей­ствия обес­цер­ко­в­лен­ных вла­стей в от­но­ше­нии цер­ков­ных иму­ществ, вы­ра­жал со­мне­ние в пра­вах Ека­те­ри­ны II на пре­стол, со­чув­ствие ве­ли­ко­му кня­зю Пав­лу Пет­ро­ви­чу. Де­лу вла­ды­ки был дан ха­рак­тер по­ли­ти­че­ский, и в кон­це 1767 го­да он был ли­шен мо­на­ше­ства и при­го­во­рен к «веч­но­му за­клю­че­нию». Под име­нем «Ан­дрея Вра­ля» он со­дер­жал­ся в Ре­вель­ском ка­зе­ма­те, где и умер 28 фев­ра­ля 1772 го­да.

За сми­рен­ное пе­ре­не­се­ние скор­бей и нес­тя­жа­тель­ность, а так­же за му­че­ни­че­скую кон­чи­ну за Цер­ковь свя­ти­тель по­чи­та­ет­ся в Рус­ском на­ро­де.

При­чис­лен к ли­ку свя­тых Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре в ав­гу­сте 2000 го­да.

Молитва священномученику Арсению (Мацеевичу), митрополиту Ростовскому

О, вели́кий уго́дниче Христо́в, многострада́льне святи́телю Арсе́ние! Умилосе́рдися у́бо о мне́ гре́шнем, услы́ши сле́зное мое́ моле́ние. Не возгнуша́йся скве́рных мои́х я́зв грехо́вных. Приими́ недосто́йное мое́ хвале́ние от всего́ се́рдца тебе́ возноси́мое. И ми́лостив сотвори́ся на мои́ проше́ния к тебе́ многомо́щному засту́пнику моему́ пред Го́сподем. Умоли́ Всеблага́го Бо́га моего́ дарова́ти ду́х сокруше́ния о гресе́х мои́х, ду́х смире́ния, кро́тости и незло́бия, еще́ же вся́ за́поведи Его́ неле́ностно исполня́ти, к бли́жнему любо́вь и милосе́рдие вы́ну явля́ти. Наипа́че же и́мя Его́ Сладча́йшее в се́рдце и уме́ содержа́ти и уста́ми безбоя́зненно испове́дати. Да да́рует моли́твами твои́ми Христо́с Бо́г на́ш все́м призыва́ющим и́мя Его́ свято́е вся́ потре́бная ко спасе́нию, дабы́ во вся́кое вре́мя и на вся́цем ме́сте с любо́вию сла́вилось и́мя Всесвяты́я Тро́ицы Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

В прошлой передаче речь шла о благовести Захарии в Иерусалимском храме о рождении Иоанна Крестителя.

Сегодня мы рассмотрим текст того же евангелиста Луки, в котором повествуется о Благовещении Деве Марии.

1.26. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

1.27. к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

1.28. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

1.29. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

1.30. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

1.31. и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

1.32. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

1.33. и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

1.34. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

1.35. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

1.36. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

1.37. ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

1.38. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

(Лк. 1, 26–38)

Оба рассказа о явлении Архангела Гавриила построены по одной и той же схеме: явление ангела, его предсказание о чудесном рождении ребенка, рассказ о грядущем величии, имя, которым он должен быть наречен; сомнение собеседника ангела и дарование знака, подтверждающего слова посланника Небес. Но все же и различий в этих повествованиях тоже немало.

Если Захария встречает вестника Божиего в самый величественный момент своей жизни и происходит это в доме Божием, в Иерусалиме, во время богослужения, то сцена явления того же ангела юной девушке подчеркнуто проста и лишена всякой внешней торжественности. Это происходит в Назарете, захудалом провинциальном городке Галилеи.

И если праведность Захарии и Елисаветы подчеркнута с самого начала и весть о рождении сына дана в ответ на усиленные молитвы, то о юной Марии не говорится практически ничего: ни о ее нравственных качествах, ни о каком бы то ни было религиозном рвении.

Однако все человеческие стереотипы переворачиваются, ибо тот, чье рождение возвещено было в клубах кадильного фимиама, окажется всего лишь предтечей, вестником прихода Того, о ком было рассказано так скромно.

Евангелист Лука указывает на то, что Елисавета была на шестом месяце беременности, когда ангел явился в Назарет с благой вестью к Деве Марии. В случае с Елисаветой препятствиями для рождения были ее бесплодность и преклонный возраст, для Марии же – ее девственность.

Мы знаем, что Мария была обручена Иосифу. По еврейскому брачному закону девушек обручали будущим мужьям очень рано, обычно в возрасте двенадцати или тринадцати лет. Обручение длилось примерно год, но жених и невеста считались мужем и женой с момента помолвки. Этот год невеста оставалась в доме своих родителей или опекунов. Фактически девушка становилась женой, когда муж забирал ее в свой дом.

Иосиф, как мы помним, происходил из рода царя Давида, что было чрезвычайно важно, потому как через Иосифа и Иисус становился юридически потомком Давида. Ведь в древности юридическое родство считалось более важным, чем кровное.

С приветствием: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1, 28), – обращается ангел к Деве Марии. Автор пишет по-гречески. Вполне возможно, греческое слово «хайре» («радуйся») по-еврейски могло звучать как «шалом», то есть пожелание мира.

Как и Захария, Мария растеряна и полна смятения, вызванного и явлением ангела, и его словами. Посланник пытается объяснить Марии и успокоить ее словами: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога (Лк. 1, 30). Затем он объясняет то, что должно произойти. И делает он это через три основных глагола: зачнешь, родишь, наречешь.

Обычно имя ребенку давал отец в знак того, что он признает его своим, но здесь эта честь принадлежит матери. Иисус – эллинизированная форма еврейского имени Йешуа, что вероятнее всего переводится как «Яхве – спасение».

Выслушивая от ангела то, каким великим будет ее Сын, Мария задает естественный вопрос: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1, 34).

Этот вопрос, дорогие братья и сестры, для понимания и прост, и труден. Мария не может понять слова ангела, так как она еще не замужем (в фактическом понимании, хотя в юридическом уже имела мужа). Но Мария скоро вступит в супружеское общение, почему же она так удивлена?

Есть несколько попыток объяснить этот вопрос, и они построены на словах «мужа не знаю». Так, некоторые полагают, что глагол «знать» нужно понимать в прошедшем времени, то есть «мужа еще не познала». Из чего следует, что Мария поняла слова ангела как возвещение ей ее фактического состояния беременности.

Согласно еще одной точке зрения, глагол «знать» происходит от слова «познать», то есть вступить в супружеское общение. Святоотеческая традиция указывает нам, что Дева Мария дала обет вечного девства и ее слова нужно понимать не иначе, как «не буду знать мужа». Но некоторые ученые утверждают, что это было невозможно, так как в еврейской традиции того времени брак и деторождение были не только почетны, но и обязательны. И если встречались общины, где люди вели девственную жизнь, то в основном это были мужчины. И подобные заявления кажутся логичными. Но не будем забывать, что Бог не действует согласно человеческой логике – Он выше всего и может положить на сердце чистого человека добродетельный помысел и укрепить даже юную девушку в ее богоугодном стремлении сохранить свою непорочность.

Ярким подтверждением того, что Бог не действует в рамках физических законов природы, является ответ ангела Марии: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1, 35). Нередко приходится слышать искаженное понимание данного момента евангельской истории. Люди пытаются объяснить непорочное зачатие Девой Марией Сына Божия как литературный прием, взятый из греческих мифов, где боги сходили с Олимпа и вступали в отношения с женщинами, от которых рождались так называемые «сыны божии». Но в данном тексте ничего подобного мы не видим. Да и в Святом Духе нет никакого мужского начала, что подчеркивается даже грамматическим родом: еврейское «руах» («дух») – женского рода, а греческое «пневма» – среднего.

Иудейский Талмуд тоже пытается оспорить непорочность зачатия Спасителя, утверждая, что Иисус был незаконнорожденным сыном беглого солдата по имени Пантера, отсюда и наименования Христа в Талмуде – Бен-Пантер. Но некоторые ученые считают, что «пантер» – это искаженное греческое слово «партенос», что переводится как «дева», а значит, и понимать талмудическое выражение следует как «Сын Девы».

Сцена Благовещения заканчивается ответом Марии на весть Гавриила: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).

В этих словах заключено великое смирение молодой девушки, готовой исполнить любую волю Божию. Тут нет рабского страха, а только чистосердечная готовность служения Господу. Никогда и ни у кого не получалось, да и вряд ли получится выразить свою веру так, как это сделала Дева Мария. Но к этому нам, дорогие братья и сестры, необходимо стремиться.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

СТАРЫЕ, НО НЕ ОДИНОКИЕ СО ХРИСТОМ: Слово на Сретение Господне

С имеон и Анна – два старых человека – не видели себя одинокими, потому что жили Богом и для Бога. Мы не знаем, какие жизненные скорби и старческие недуги у них были, но для человека, любящего Бога, благодарного Богу, подобные испытания и искушения никогда не заменят самого главного – радости Сретения Христа....

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 9:07 мин. Размер 8.34 Mb)

Иеромонах Никон (Париманчук)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие

«Православная газета» г.Екатеринбург

Православие.Ru - Встреча с Православием

  • «Отдай мне эти сухари, я их за чаем съем»

    Помощь Божия от общения с о. Тихоном была всегда ощутима, т.к. ответы подкреплялись духовной милостыней, молитвой.

В трудное время многие люди обращаются за помощью к богу, находят утешение и успокоение в вере. А другие живут с верой в сердце изо дня в день, и без неё не представляют себя. Одним из популярных религиозных учений является христианство. Православие – одно из направлений христианского учения, которое проповедует большое количество людей. Книга «Закон Божий» была написана еще в середине прошлого века и с тех пор переиздавалась много раз, она стала одним из самых популярных православных учебников. Протоиерей Серафим Слободской создал наиболее полный учебник, в котором рассмотрены все особенности православия и рассказано о церковной жизни.

Эта книга может считаться настоящей энциклопедией, из которой любой желающий, как взрослый, так и ребенок, сможет почерпнуть всё необходимое. Здесь есть все важные сведения, а также некоторые дополнения в естественно-научной части повествования с учетом того, какие открытия были совершены в науке. В книге есть красивые иллюстрации. Она может изучаться в кругу семьи, воспитывая в детях нужные качества, приобщая их к культуре семьи, также её можно изучать в воскресных школах. Учебник будет интересен тем, кто недавно принял православие или только задумывается об этом, кто хочет познакомиться с православной верой или хорошо её изучить.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Закон Божий" Протоиерей Серафим Слободской бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

© ООО «Яуза-пресс», 2008

© ООО «Издательство «Лепта Книга», 2008

© ООО «Издательство «Эксмо», 2008

* * *

Предисловие к новому изданию

Перед вами – новое издание учебника Закона Божия, составленного протоиереем Серафимом Слободским, впервые выпущенного в середине прошлого, XX столетия в Свято-Троицком монастыре (Джорданвилль) и снискавшего небывалую популярность. Суммарный тираж этой книги составляет уже не один миллион экземпляров. В нынешнем издании мы, полностью сохранив структуру и содержание книги, а также особый стильо. Серафима, дополнили некоторые естественно-научные сведения, приведенные автором в первых изданиях, но устаревшие или подвергшиеся уточнению учеными за последние 50–60 лет. Кроме того, в настоящем издании были частично переработаны главы, посвященные творению Богом мiра и Всемiрному Потопу, в соответствии с современным научным и богословским взглядом на эти проблемы, для того, чтобы дать читателю более четкое святоотеческое толкование происхождения мiра. Данное решение продиктовано тем, что в современной России в этом вопросе продолжает господствовать псевдо-научная эволюционная теория происхождения мiра, никак не совместимая с православным вероучением. Критике этой гипотезы в первоначальном тексте «Закона Божьего» не было уделено достаточно внимания, поскольку господство эволюционной концепции не представляло большой проблемы для прот. Серафима Слободского, жившего в эмиграции и первоначально писавшего для русских эмигрантов. Мы дерзнули восполнить этот пробел, ничего по сути не меняя, а лишь дополняя имеющиеся в книге сведения.

Кроме того, мы дополнили и информацию, касающуюся Туринской Плащаницы и схождения Благодатного Огня на Гробе Господнем, поскольку за время, прошедшее с момента первого издания «Закона Божьего», наука существенно обогатилась данными в этой области.

Необходимость иметь обширное пособие в преподавании Закона Божия диктуется современными, особенными, небывалыми условиями:

Во-первых, в подавляющем большинстве школ Закону Божиему не учат, а все естественные науки преподаются сугубо материалистически.

Во-вторых, большинство русских людей – как взрослых, так и детей и молодежи находится в окружении неправославной среды, среди различных вероисповеданий и сект. Все эти указанные условия и другие обстоятельства нашего трудного времени налагают на родителей, на всех воспитателей детей и особенно на преподавателей Закона Божия огромную ответственность. Кроме того, учебные программы постоянно модифицируют, и это не дает нам возможности ограничиваться простым (без всяких пояснений) рассказыванием событий Священной Истории, как это делалось раньше, в дореволюционное время, когда программы много лет оставались без изменений.

В наше время необходимо избегать рассказывать Закон Божий в форме наивной сказки (как говорят, «по-детски»), ибо в наше время Закон Божий нередко начинают изучать уже взрослые люди. Знания в области Закона Божия в примитивной форме, конечно, не могут удовлетворять всем запросам ума современных людей с высшим образованием. Если же рассказывать Закон Божий в виде сказки ребенку, то ребенок и поймет его, как сказку. Когда же будет взрослым, у него произойдет разрыв между учением Закона Божия и восприятием мира, как это мы и наблюдаем нередко в окружающей нас жизни. У детей, растущих в современных условиях и развивающихся быстрее, чем в предыдущих поколениях, часто возникают самые серьезные и мучительные вопросы, на которые многие родители и взрослые совершенно не в силах ответить.

Все эти обстоятельства выдвигают первостепенную задачу: дать в руки не только детям в церковной школе, но и самим родителям, преподавателям и воспитателям, а лучше сказать семье, школу Закона Божия. Для этого, как показывает практика, необходимо дать одну книгу, заключающую в себе все основы христианской веры и жизни.

Ввиду того, что многие из учащихся, может быть, никогда не возьмут в руки Св. Библию, а будут довольствоваться только одним учебником, то такое положение требует от учебника абсолютной правильности передачи Слова Божия. Не должно быть допущено не только искажения, но даже малейшей неточности в изложении Слова Божия.

Нередки подобные неточности, а порой и неправильности в передаче Слова Божия. Приведем несколько примеров, начиная с мелких. В учебниках часто пишут: «Мать Моисея сплела из тростника корзинку…» В Библии же сказано: «взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою». На первый взгляд это кажется «мелочью», но эта «мелочь» сказывается дальше уже в более крупном.

В большинстве учебников пишут, что Голиаф поносил, хулил имя Божие, когда в Слове Божием сказано так: «не филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы?.. сегодня я посрамлю полки израильские, дайте мне человека, и мы сразимся вдвоем»… И говорили израильтяне: видите этого выступающего человека? Он выступает, чтобы поносить Израиля»… И сам Давид свидетельствует, когда говорит Голиафу: «ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств израильских, которые ты поносил». Вполне ясно и определенно сказано, что Голиаф смеялся вовсе не над Богом, а над полками израильскими.

Но есть ошибки-искажения, которые явились роковыми для многих людей, например, повествование о потопе. В подавляющем большинстве учебников довольствуются сказать, что шел дождь 40 дней и 40 ночей и наполнил землю водою, покрыв все высокие горы. В самой же Св. Библии сказано совершенно иначе: «… в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей»… «Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней». А в следующей главе говорится: «… и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней…» «в первый день десятого месяца показались верхи гор».

С предельной ясностью Божественное Откровение говорит, что потоп усиливался почти полгода, а вовсе не 40 дней. Затем вода стала убывать, и только на 10-й месяц показались верхи гор. Значит, потоп продолжался не меньше одного года. Это особенно важно и существенно знать в наше рационалистическое время, ибо и научные геологические данные это всецело подтверждают.

Или такой пример. Писатель Минцлов своею книгою «Сны земли» снова вызывает мучительные дни недоумений и сомнений. Дело в том, что Минцлов, описывая спор студентов петербургской Духовной Академии, устами студента Крестовоздвиженского говорит:

– Нельзя же закрывать глаза на достижения науки в исследовании Библии: она на три четверти фальсификация жрецов!

– А например?

– Например, хотя бы история исхода евреев из Египта – Библия рассказывает, что они сами ушли оттуда, что войско египтян погибло вместе с фараоном Мернефтом в Чермном море, а недавно в Египте нашли гробницу этого самого фараона, и из надписей в ней видно, что он и не думал погибать нигде, а умер себе дома…»

Мы не намерены спорить с господином Минцловым, что фараон Мернефта есть именно тот фараон, при котором евреи вышли из Египта. Ибо это дело историков, тем более что в Библии не указано имя фараона. Но мы хотим сказать, что в этом вопросе господин Минцлов оказался совершенно несведущим, но одновременно с этим он, не задумываясь, смело бросает «яд» сомнения в достоверность Слова Божия.

В Священном Писании нет определенно точного исторического указания о гибели самого фараона. В книге «Исход», в которой находится историческое описание перехода Израильтян через Чермное море, в главе 14-й этой книги сказано следующее: «Погнались египтяне, и вошли за ними (израильтянами) в середину моря все кони фараона, колесницы его и все всадники его. И в утреннюю стражу воззрел Господьна стан египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан египтян; и отнял колеса у колесниц их, так – что они влекли их с трудом. И сказали египтяне: побежим от израильтян, потому что Господь поборает за них против египтян. И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на египтян, на колесницы их и на всадников их. И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а египтяне бежали навстречу воде. Так потопил Господь Египтян среди моря. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них».

Как видно из приведенного текста, о самом фараоне, что он погиб, ничего не сказано. Но в то же время вполне ясно сказано, что погибло все войско фараоново; при этом Моисей уточняет, что вода «покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море». Также и в других местах Библии, где упоминается об этом событии, не говорится о гибели самого фараона.

Только в 135-м хвалебном псалме, – в котором воспевается всемогущество Божие, говорится: «и низверг фараона и войско его в море Чермное, ибо вовек милость Его». Но здесь нет исторического описания события. Это есть псалом-гимн, в котором говорится о низвержении самого фараона в море образно, символически, как об окончательном низвержении силы и власти его над Израильским народом.

Для самих израильтян фараон погиб, «утонул».

Так же выражается и в предыдущих стихах этого псалма сила Божия, когда говорится, что Господь вывел Израиля «рукою крепкою и мышцею простертою, ибо во век милость Его». Точно так же поет и Церковь о гибели фараона в море. Подобно тому, как она в воскресные дни воспевает победную силу Христову: «врата бо медная сокрушил еси, и вереи железные стерл еси»…

Итак, мы – христиане – верим и знаем, что «Все писание богодухновенно» и есть непреложная истина.

Часто безбожники, пользуясь неосведомленностью верующих в Слове Божием, смело начинают высмеивать то, о чем в Священном Писании ничего не сказано. Так, они любят утверждать, якобы в Библии говорится, что земля стоит на четырех китах, что Бог человека слепил из глины и т. п. То же сделал, может быть сам не ведая того, и писатель Минцлов. Потому, если безбожники будут стараться опровергать истину Божию от имени якобы науки, то пусть каждый из нас сначала тщательно проверит: знает ли этот безбожник то, о чем он говорит, и то, что он опровергает. Совершенно ясно: найдена ли гробница фараона, при котором евреи вышли из Египта, или нет, это нисколько не опровергает истины Слова Божия.

К величайшему сожалению, в пересказах Священного Писания есть много неточностей. Эти неточности, большею частью и есть те «камни преткновения», которые для неутвержденных играют роковую роль. При составлении нашего учебника мы старались, с помощью Божией, устранить все эти «камни преткновения» и передать насколько возможно точнее слова Божественного Откровения.

Наше время требует особого внимания и бережного изложения Слова Божия. В современных условиях необходимо доказывать истинность Закона Божия, доказывать духовно-нравственные основы жизни человека. Необходимо научить верующих давать ответы вопрошающим, согласно указанию апостола Петра: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр., 3, 15). Особенно необходимо в наше время давать ответы на лукавые вопросы безбожного мира, который ведет наступление на истину Божию якобы во имя науки. Но как раз в этом-то безбожники и терпят постоянное поражение. Потому что подлинная наука не только не противоречит, но, наоборот, с несомненностью подтверждает истину Божию.

В наши дни необходимо, чтобы в преподавании Закона Божия имели место элементы апологетики (защиты веры), что раньше, при постоянных и твердых устоях жизни, не требовалось.

Рассказы из Закона Божия следует подтверждать примерами жития святых и другими примерами из обыденной жизни, чтобы человек понял и усвоил, что Закон Божий есть не теория, не наука, а есть сама жизнь.

В заключение необходимо указать на весьма странное, непонятное и совершенно недопустимое искажение во всех учебниках, которые нам довелось видеть. Искажение это касается крестного знамения. В этих учебниках сказано – крестное знамение наносить на себя правою рукою полагается так: на лоб, затем на грудь(а не на живот) и на правое и левое плечи. Нам показалось странным, что нижний конец креста получается короче, чем верхний, т. е. крест получается перевернутым. Но, просмотрев дореволюционные учебники, утвержденные Святейшим Синодом, мы с некоторым колебанием сохранили данные указания. Впоследствии мы исправили эту страшную ошибку согласно указаниям, данным в священной книге «Псалтирь», по которой учились и воспитывались с древних времен православные люди. Здесь в «кратком изъявлении» указано «о еже како православному христианину, по древнему преданию святых Апостол и Св. Отец… подобает на себе знамение креста изображати»: «…полагаем я: первое на челе (на лбу) нашем, его же касается вышний рог креста, второе на чреве (на животе) нашем, его же достизает нижний рог креста, третие на правом раме (плече) нашем, четвертое же на левом, ими же знаменуются поперечне простертии концы креста, на нем же распятый за нас Господь наш Иисус Христос руце прострый, вся языки расточенные в концах во едино собра».

И да поможет нам Господь облегчить труд воспитания молодого поколения в вечной истине, правде и любви Божией. И если этот скромный труд принесет некоторую пользу душе христианской, то для нас это будет большою радостью.

Да окажет нам в этом милость Свою Господь Бог и Его Пречистая Матерь и да оградит Он нас, силою Честного и Животворящего Креста Своего, от всякого зла.

При составлении этой книги были использованы следующие труды:

1. «Первая книга по Закону Божию», составленная группой московских законоучителей и переизданная под редакцией прот. Колчева.

2. «Наставление в Законе Божием», прот. А. Темномерова.

3. «Закон Божий», прот. Г. Чельцова.

4. «Краткая Священная история», архим. Нафанаила.

5. «Наставление в Законе Божием», архиеп. Агафодора.

6. «Священная история Ветхого и Нового завета», прот. Д. Соколова.

7. «Священная История Ветхого и Нового завета», свящ. М. Смирнова.

8. «История земной жизни Спасителя», А. Матвеевой.

9. «История христианской Православной Церкви», прот. П. Смирнова.

10. «Руководство к изучению православной христианской веры», прот. П. Мазанова.

11. «Православно-христианский катехизис», архим. Аверкия.

12. «Опыт христианского православного катехизиса», митр. Антония.

13. «Краткий Православный катехизис», изд. Русской школы при Скорбященской церкви, Париж.

14. «Учение о православном богослужении», прот. Н. Перехвальского.

15. «Краткое учение о Богослужении Православной Церкви», прот. А. Рудакова.

16. «Учение о православном богослужении», прот. В. Михайловского.

17. «Сборник поучений», прот. Л. Колчева.

18. «В царском саду», Т. Шорэ.

19. «Достоверность Библейских Чудес», Артур Гук.

20. «Жил ли Иисус Христос?», прот. Г. Шорец.

21. «Наука о человеке», проф. В. Несмелова.

22. «Конспект к изучению Библии Ветхого Завета», ар-хиеп. Виталия.

23. «Уроки и примеры Христианской Веры», прот. Григория Дьяченко, и другие. Некоторые источники указаны в самом тексте учебника.

Кроме того, в новом издании, при исправлении сведений, связанных с Творением и Всемирным Потопом, использованы материалы из книг:

24. «Бытiе: Сотворение мiра и первые ветхозаветные люди», иером. Серафима (Роуза)

25. «Православное вероучение и теория эволюции», прот. Константина Буфеева.

При дополнении сведений, касающихся новейших исследований Туринской Плащаницы и схождения Благодатного Огня, использованы:

26. «Тайна Туринской плащаницы. Новые научные данные», Джона Ианноне.

27. «К вопросу о датировании Туринской Плащаницы», А. В. Фесенко, А. В. Белякова, Ю. Н. Тилькунова и Т. П. Москвиной.

Данные интернет-ресурсов «Православие. ru», «Русская линия», «Интерфакс-религия», «Чудеса Православия», «Чудо схождения Благодатного огня» и др.

Часть 1
Предварительные понятия

О міре

Все, что мы видим: небо, солнце, луну, звезды, облака, землю, на которой мы живем, воздух, которым дышим, – и все, что на земле: траву, деревья, горы, реки, моря, рыб, птиц, зверей, животных и, наконец, людей, то есть нас самих, – все это сотворил Бог. Мiр есть творение Божие.

Мы видим мiр Божий и понимаем, как он красиво и мудро устроен.

Вот мы на лугу. Над нами высоко раскинулось шатром голубое небо с белыми облаками. А на земле густая зеленая трава, усеянная цветами. Среди травы слышно стрекотание разновидных насекомых, а над цветами порхают мотыльки, летают пчелки и разные мошки. Вся земля здесь похожа на большой красивый ковер. Но ни один ковер, сотканный руками человека, не сравнится с красотою Божьего луга.



Пройдемся по лесу. Там мы увидим множество разнообразных по виду и строению деревьев. Там и могучий дуб, и стройная ель, и кудрявая береза, и душистая липа, и высокая сосна, и густой орешник. Там есть и полянки с кустарником и всевозможными травами. Всюду слышны голоса птиц, жужжание и стрекотание насекомых. В лесу живут сотни различных пород зверей. А сколько там ягод, грибов и разных цветов! Это свой большой, лесной мiр.

А вот и река. Она плавно несет свои воды, поблескивая на солнце, среди лесов, полей и лугов. Как в ней приятно выкупаться! Кругом жара, а в воде прохладно и легко. И сколько в ней разных рыбок, лягушек, водяных жуков и прочей живности. Там тоже своя жизнь – свой мiр.

И как величественно море, имеющее свой огромный и богатый подводный мiр живых существ.

А как красивы горы, уходящие своими вершинами, покрытыми вечным снегом и льдом, высоко за облака.



Чуден мiр земной в своей красоте, и все в нем наполнено жизнью. Невозможно сосчитать всех растений и животных, населяющих землю, от самых маленьких, не видимых нашими глазами, до самых больших. Они живут везде: и на суше, и в воде, и в воздухе, и в почве, и даже глубоко под землею. И всю эту жизнь мiру дал Бог.

Богат и разнообразен мiр Божий! Но в тоже время в этом огромном разнообразии царит дивный и стройный порядок, установленный Богом, или, как часто называют, «законы природы». Все растения и животные расселены по земле, согласно этому порядку. И кому чем положено питаться, тем и питаются. Всему дана определенная и разумная цель. Все в мiре рождается, растет, стареет и умирает – одно сменяется другим. Всему Бог дал свое время, место и назначение.

Только человек живет повсюду на земле и над всем царствует. Бог наделил его разумом и бессмертной душою. Он дал человеку особое, великое назначение: познавать Бога, уподобляться Ему, то есть становиться все лучше и добрее, и наследовать жизнь вечную.

По внешнему виду люди разделяются на белых, черных, желтых и краснокожих, но все они одинаково имеют разумную и бессмертную душу. Через эту душу люди возвышаются над всем животным миром и уподобляются Богу.

А теперь посмотрим, в глубокую темную ночь, с земли на небо. Сколько там мы увидим звезд, усеянных по нему. Их несметное число! Все это отдельные миры. Многие из звезд такие же, как наше солнце или луна, а есть и такие, которые во много раз больше их, но находятся так далеко от земли, что кажутся нам маленькими светящимися точками. Все они стройно и согласно движутся по определенным путям и законам друг около друга. И наша земля в этом небесном пространстве кажется маленькой светлой точкой.

Велик и необъятен мiр Божий! Нельзя ни сосчитать, ни измерить его, а знает всему меру, вес и число только сам Бог, сотворивший все.

Весь этот мiр Бог создал для жизни и пользы людей – для каждого из нас. Так бесконечно любит нас Бог!

И если мы будем любить Бога и жить по закону Его, то многое, непонятное в мiре нам станет понятным и ясным. Мы полюбим мир Божий и жить будем со всеми в дружбе, любви и радости. Тогда эта радость никогда и нигде не прекратится, и никто не отнимет ее, потому что Сам Бог будет с нами.

Но чтобы помнить, что мы принадлежим Богу, быть ближе к Нему и любить Его, то есть исполнить свое назначение на земле и наследовать вечную жизнь, нам нужно больше знать о Боге, знать Его святую волю, то есть Закон Божий.

О Боге

Бог сотворил весь мир из ничего, одним Своим словом. Он все может сделать, что пожелает.

Бог – высочайшее существо. Ему нет равного никого и нигде, ни на земле, ни на небе.

Мы, люди, своим разумом вполне постичь Его не можем. И сами мы ничего не могли бы узнать о Нем, если бы Сам Бог не открыл нам о Себе. Что мы знаем о Боге, все это открыто нам Им Самим.

Когда Бог сотворил первых людей – Адама и Еву, то являлся им в раю и открывал им о Себе: как Он сотворил мир, как нужно веровать в Единого Истинного Бога и как исполнять волю Его.

Это учение Божие сначала передавалось устно из рода в род, а потом, по внушению Божию, было записано Моисеем и другими пророками в священные книги.

Наконец, Сам Сын Божий, Иисус Христос, явился на землю и дополнил все, что нужно знать людям о Боге. Он открыл людям великую тайну, что Бог один, но троичен в Лицах. Первое Лицо – Бог Отец, второе Лицо – Бог Сын, третье Лицо – Бог Дух Святый.

Это не три Бога, а один Бог в трех Лицах, Троица Единосущная и Нераздельная.



Все три Лица имеют одинаковое Божеское достоинство, нет между ними ни старшего, ни младшего; как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Дух Святый есть истинный Бог.

Различаются Они только тем, что Бог Отец ни от кого не рождается и не исходит; Сын Божий рождается от Бога Отца, а Дух Святый исходит от Бога Отца.

Иисус Христос через раскрытие тайны Пресвятой Троицы научил нас не только истинно поклоняться Богу, но и любить Бога, так как все три Лица Пресвятой Троицы, – Отец, Сын и Святой Дух, – вечно пребывают друг с другом в непрерывной любви и составляют Собою одно Существо. Бог есть все совершеннейшая Любовь.

Великую тайну, которую открыл нам Бог о Себе – тайну Святой Троицы, – наш слабый ум не может вместить, понять.

Св. Кирилл, учитель славян, старался так объяснить тайну Пресвятой Троицы, он говорил: «видите на небе круг блестящий (солнце) и от него рождается свет и исходит тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. От Него вечно рождается Сын Божий, как от солнца – свет; и как от солнца вместе со светлыми лучами идет и тепло, исходит Дух Святый. Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло (но это не три солнца), а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: три в Ней Лица, а Бог единый и нераздельный».

Св. Августин говорит: «Ты видишь Троицу, если видишь любовь». Это значит, что тайну Пресвятой Троицы скорее можно понять сердцем, т. е. любовью, чем нашим слабым умом.

Учение Иисуса Христа, Сына Божия, было записано Его учениками в священную книгу, которая называется Евангелием. Слово «Евангелие» значит благая, или добрая, весть.

А все священные книги, соединенные вместе, в одну книгу, называются Библией. Это слово греческое, а по-русски означает книга.

Священная история Ветхого Завета1
Ветхим Заветом называется древний союз Бога с человеком. Он состоит в том, что Бог обещал людям Спасителя и приготовлял их к принятию Его.
Глава 1
Сотворение мира и человека

Сотворение мира и человека начале Бог сотворил из ничего небо и землю. В (Под небом здесь разумеется мир невидимый, духовный – Ангелы, под землей – вещество, из которого потом создан весь видимый мир.)

Земля сначала была не устроена; вода и тьма покрывали ее, и Дух Божий носился над ней. Потом Бог дал устройство земле в шесть дней.

В первый день, по повелению Божиему, явился свет. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. Во второй день Бог сотворил твердь, или видимое не делил воду от земли и повелел земле производить растения. В четвертый – Бог создал светила небесные: солнце, луну и звезды. В пятый – рыб и птиц. В шестой – животных и, наконец, человека.

Перед сотворением его Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему и подобию. И создал Он из земли тело человека и вдунул в лицо его дыхание жизни, то есть душу разумную, свободную и бессмертную. Этой душой Бог отличил человека от животных неразумных и уподобил Себе.

Первого человека Бог назвал Адамом и поселил в раю (прекрасном саду), в котором было всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи; посреди же него находились два необыкновенных дерева: дерево жизни2
Плоды дерева жизни имели силу сохранять человека от болезней и смерти.

И дерево познания добра и зла. Бог сказал человеку: от всякого дерева ты будешь есть, а от дерева добра и зла не ешь: если вкусишь от него, то умрешь. После того Бог навел на Адама крепкий сон, во время сна вынул у него ребро и создал подобную ему жену – Еву (жизнь).

В седьмой день Бог почил от дел Своих, то есть ничего не творил, и повелел этот день проводить свято, в молитве и добрых делах.

Сотворив мир, Бог не оставляет его без Своего попечения. Он хранит его и управляет им, посылает на наши поля дождь и росу. Мы призываем Бога в своих молитвах, просим у Него помощи на добрые дела, благодарим за Его милости и прославляем за Его совершенства.

Ангелы сотворены Богом прежде человека и по своей природе стоят выше нас.

Они живут на небе и служат Богу. К людям Ангелы имеют самое благодетельное отношение; особенно близок к нам Ангел-хранитель. Молитва Ангелу-хранителю начинается словами: «Ангеле Христов, хранителю мой святый…»

Глава 2
Грехопадение первых людей, обетование Спасителя и наказание за грех. Каин и Авель

ГРЕХОПАДЕНИЕ ПЕРВЫХ ЛЮДЕЙ, ОБЕТОВАНИЕ СПАСИТЕЛЯ И НАКАЗАНИЕ ЗА ГРЕХ. Живя в раю, первые люди блаженствовали. Но это продолжалось недолго. Один из высших Ангелов, с некоторыми другими, возмутился против Бога, своего Творца, и не стал слушать Его, сделался злым ангелом – диаволом. Возмутившихся ангелов Бог лишил блаженства и удалил от Себя. Тогда диавол стал завидовать первым людям и решил погубить их.

Однажды Ева находилась около запрещенного дерева. Диавол вошел в змея, и змей сказал Еве: правда ли, будто Бог запретил вам есть плоды от всех райских деревьев? Ева ответила: нет, Бог велел нам есть плоды со всех райских деревьев, а запретил вкушать только от плодов дерева, которое посреди рая, чтобы не умереть. Змей сказал: нет, не умрете, но Бог знает, что если вкусите их, то будете сами как боги и узнаете добро и зло. Понравились Еве речи змея; посмотрела она на плоды, и плоды показались хороши. Она взяла плод, съела, а потом и мужа уговорила сделать то же. Таким образом оба согрешили.

Совершив грех, Адам и Ева тотчас же увидели, что они наги. Им стало стыдно и страшно. Они сшили из листьев одежду и прикрыли свою наготу. Вечером, когда услышали, что Бог ходит в раю, они скрылись между деревьями. Господь сказал Адаму: Адам, где ты? Адам отвечал: я здесь, Господи, но я наг и потому скрылся. Господь спросил: кто тебе сказал, что ты наг? Не ел ли ты плодов от запрещенного дерева? Вместо того чтобы раскаяться в своем грехе и просить у Бога прощения, первые люди стали слагать с себя вину. Адам говорил, что его соблазнила жена, а Ева говорила, что ее прельстил змий.

Тогда Господь осудил виновников греха. Он проклял соблазнителя – диавола, сказав, что между ним и людьми будет борьба, в которой люди останутся победителями, а именно: от жены произойдет Потомок3
Потомок – Иисус Христос, Сын Божий.

Который сокрушит власть и могущество диавола и возвратит людям потерянное блаженство. Потом Господь определил наказание и людям. Адаму сказал, что он в поте лица своего будет добывать себе хлеб, пока не умрет, а Еве – что она в болезнях будет рожать детей. После этого люди были изгнаны из рая; их постигли болезни, разные несчастья и смерть. От первых людей грех, со своими последствиями, перешел и на все их потомство.

Господь запрещает нам злые мысли и желания, потому что от них происходят худые греховные дела. Надо беречь себя от худых мыслей и страшиться нарушить волю Божию. Каждое худое дело влечет за собой худые последствия, – пример этого мы видели на прародителях.


КАИН И АВЕЛЬ. По изгнании из рая у Адама и Евы стали рождаться дети: первыми родились Каин и Авель. Каин был нрава сурового, имел сердце злое; Авель был кроткий и благочестивый. Он радовал своих родителей, но недолго. Однажды братья приносили жертву4
Жертва – дар.

Богу: Каин – от плодов земных, Авель – от животных. Бог видел, что Авель приносил жертву с верой и усердием, а Каин не имел их, и потому жертву Авеля принял, а жертву Каина нет. Тогда Каин, из зависти и досады, убил брата своего Авеля и, мучимый совестью, бежал от своих родителей в другую землю. Вместо Авеля Бог даровал им третьего сына – Сифа.5
После Сифа у Адама и Евы рождались другие дети – сыновья и дочери.

Жизнь человека – это дар Божий; поэтому человек не имеет права ни сам себя лишать ее, ни отнимать ее у других. Лишение ближнего жизни называется убийством, это – тяжкий грех.

Глава 3
Всемирный потоп

От сыновей Адама род человеческий скоро размножился. От Сифа произошли люди добрые и благочестивые6
Замечательны между ними: Енох, который за свою святую жизнь был взят на небо живым; Мафусаил, который жил на земле всех более – девятьсот шестьдесят девять лет; и Ной, которого Господь спас от Потопа.

А от Каина – злые и нечестивые. Потомки Сифа сначала жили врозь с потомками Каина, сохраняли веру в Бога и будущего Спасителя; но впоследствии стали брать себе в жены их дочерей, переняли от них худые обычаи, развратились и забыли Бога истинного; только один праведный Ной со своим семейством помнил Его. Бог явился Ною и сказал: проповедуй людям, чтобы они раскаялись и исправились, на что Я им даю сто двадцать лет. Ной говорил об этом людям, но они не хотели его слушать. Тогда Бог положил истребить грешников потопом. Он повелел Ною построить ковчег (большое четырехугольное судно), в котором могли бы поместиться его семья и животные. Когда ковчег был готов, Ной по повелению Божию вошел в него со своей женой, тремя сыновьями и их женами и взял с собой животных и птиц, которые не могут жить в воде, чистых – по семи пар, а нечистых – по одной паре.

После этого шел дождь сорок дней и сорок ночей. Вода вышла из берегов рек и морей, поднялась выше самых высоких гор и потопила всех животных и людей. Ной же и бывшие с ним в ковчеге безопасно плавали по поверхности воды.

Потоп продолжался целый год. В седьмом месяце вода стала убывать, и ковчег остановился на горах Араратских (в Армении). В первый день десятого месяца показались вершины гор. К концу года вода вошла в берега и земля обсохла. Тогда Ной по повелению Божию вышел из ковчега и за свое спасение принес жертву Богу от всех чистых животных и птиц. Господь милостиво принял эту жертву, благословил Ноя и его сыновей и дал ему обещание, что в будущем подобного потопа не будет; знаком же Своего обещания Он положил на небе радугу7
До Потопа Господь не посылал дождя на землю, поэтому не было и радуги.

Праведных людей, которые ведут жизнь благочестивую, Господь награждает, а грешных, которые не заботятся о своем покаянии и исправлении, наказывает. Поэтому старайтесь, дети, быть добрыми, благочестивыми, избегайте греховных дел. Когда же впадете в грех, поспешите исповедаться и просите Господа Бога, чтобы Он простил грехи ваши и не наказывал за них.

Глава 4
Дети Ноя. Столпотворение. Появление идолопоклонства

Дети НОЯ. У Ноя было три сына: Сим, Хам, Иафет. По выходе из ковчега Ной насадил виноградник и стал возделывать его. Однажды, выпив виноградного вина, Ной опьянел и лежал нагой. В это время мимо него проходил Хам. Он был человек нехороший, к отцу своему непочтительный. Увидев наготу отца, он стал смеяться над ним, потом пошел и рассказал об этом братьям. Но братья Хама не были так грубы и непочтительны. Вместо того чтобы смеяться над отцом, они взяли одежды и бережно прикрыли его наготу.

Когда Ной проснулся и узнал, что Хам смеялся над ним, то проклял его самого и осудил все его потомство на служение и рабство братьям. Сима же с Иафетом он благословил, сказав, что в потомстве Сима сохранится истинная вера, а потомки Иафета распространятся по земле и примут истинную веру от потомков Сима.

Чти отца твоего и матерь твою, чтобы получить от них благословение, ибо благословение родителей утверждает дома детей. Непочтение к родителям – страшный грех и влечет за собой худые последствия. Примером этого служит Хам и его потомки.


СТОЛПОТВОРЕНИЕ. После потопа люди стали очень быстро размножаться. Сначала они жили вместе, в одной стране, недалеко от гор Араратских, которая называлась Халдейской страной; был у них один язык и одно наречие. Потом, когда им стало тесно жить в одном месте, они стали расселяться. Но прежде они сговорились построить город, а в нем башню высотой до небес, чтобы приобрести себе славу. Они наделали кирпичей и принялись за постройку. Но Богу это предприятие было неугодно. Он смешал язык строителей так, что они не смогли понимать друг друга. Они перестали строить город и разошлись по земле в разные стороны. Так произошли народы, говорящие на разных языках. Недостроенный город назывался Вавилоном, что значит «смешение».


ПОЯВЛЕНИЕ ИДОЛОПОКЛОНСТВА

Когда люди рассеялись по разным сторонам, они забыли невидимого, истинного Бога, Творца мира. Многие племена сами выдумали себе богов. Вместо истинного Бога стали поклоняться солнцу, луне, звездам и разным животным; стали делать себе идолов и всякие подобия тварей, им поклоняться и приносить жертвы. Люди эти называются идолопоклонниками, а вера их – идолопоклонством.

Господь не терпит суетных и горделивых дел человеческих. В душе своей нужно всегда иметь страх Божий, стремиться к богомыслию. Следует избегать лености и беспечности: эти пороки ведут к нечестию и забвению Бога.

Глава 5
Призвание Авраама. Явление Аврааму Святой Троицы в виде трех странников. Жертвоприношение Исаака

ПРИЗВАНИЕ АВРААМА. Когда почти все люди сделались идолопоклонниками, Бог для сохранения истинной веры на земле избрал одного благочестивого человека по имени Авраам, сына Фарры, из племени Сима. Авраам жил в земле Халдейской, был богат, имел много рабов и скота, но был бездетен и скорбел об этом. Однажды Бог явился к нему и сказал: оставь дом отца своего и иди в землю, которую Я тебе покажу; Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое. Аврааму было в то время семьдесят пять лет. Повинуясь Богу, он взял с собой свою жену Сарру, племянника Лота, все имение и всех своих рабов и отправился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанской и была очень плодородна. Войдя в нее, Авраам устроил жертвенник и принес Богу благодарственную жертву.


ЯВЛЕНИЕ АВРААМУ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В ВИДЕ ТРЕХ СТРАННИКОВ. В земле Ханаанской Авраам поселился близ Хеврона. Однажды, сидя у своего шатра, он увидел невдалеке трех странников. Авраам любил принимать странников. Он тотчас же пошел им навстречу, поклонился до земли и стал просить их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищей. Странники согласились. По обычаю того времени Авраам омыл им ноги, подал хлеба, молока и лучшего жареного теленка. В то время когда странники ели, один из них сказал: через год Я буду опять у тебя; у Сарры, жены твоей, будет сын. Сарра, стоявшая сзади у входа в шатер, слышала эти слова. Удивившись внутренне, она сказала: мне ли иметь в старости такое утешение? Но странник сказал: есть ли что трудное для Бога?


ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ИСААКА. Прошел год после этого события. Аврааму было сто лет, а жене его, Сарре, девяносто, когда у них родился сын Исаак. Авраам всей душой любил своего сына; Господь видел это. Когда Исаак вырос, Бог, желая испытать веру Авраама, сказал ему: возьми единственного твоего сына, которого ты любишь, иди в землю Мориа и принеси его в жертву на одной из гор, которую Я тебе покажу8
Принесение в жертву Исаака было прообразом смерти и воскресения Иисуса Христа.

Авраам повиновался. На другой день, рано утром, он приготовил дров, оседлал осла, взял двух рабов и сына своего, Исаака, и отправился в путь. На третий день пути ему было издали указано место для жертвоприношения. Оставив под горой своих рабов, Авраам дал Исааку дрова, сам же взял огонь и нож, и они пошли на гору. Дорогой Исаак спросил Авраама: отец мой, вот у нас есть огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам ответил: Господь усмотрит Себе агнца. На горе Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, связал сына своего, Исаака, и положил его на жертвенник. Он уже поднял нож, чтобы заколоть Исаака. Вдруг Ангел Господень явился ему и сказал: Авраам, Авраам! не поднимай руки на отрока своего! теперь я знаю, что ты боишься Бога, ибо не пожалел единственного своего сына. Оглядевшись, Авраам увидел барана, запутавшегося рогами в кусте, и принес его в жертву.

Надо иметь твердую веру в Бога и совершенное послушание: без этого нельзя угодить Богу, быть счастливым и удостоиться обетований Божиих. В испытаниях не нужно быть малодушным. Все, что делает Господь, делает для нашего благополучия.

Глава 6
Видение Иаковом таинственной лестницы

Исаака было два сына: Исав и Иаков. Исав любил находиться в поле и заниматься звероловством. Иаков был кроток, послушен родителям и жил возле своего дома. Однажды Иаков отправился в Месопотамию к родственникам. Ночь застигла его среди поля. Помолившись Богу, он положил под голову камень, лег и уснул. И вот видит во сне: стоит лестница9
Лестница, виденная во сне Иаковом, прообразовала Матерь Божию, через Которую Сын Божий сошел на землю.

На земле, а верх ее касается небес. Ангелы Божии восходят и нисходят по ней, а наверху лестницы стоит Сам Господь и говорит ему: Я – Бог Авраама и Бог Исаака; землю эту дам тебе и твоему потомству, и будет потомство твое многочисленно, как песок земной; в нем (через Спасителя) благословятся все народы земли. Проснувшись, Иаков сказал: страшно место это; это – дом Божий, это – врата небесные. Камень, на котором спал, Иаков поставил и полил елеем в жертву Богу. Место это он назвал Вефиль, что значит «дом Божий».

Глава 7
Иосиф

Иаков, прозванный Израилем10
Израиль – значит Богоборец.

Жил в земле Ханаанской, был богат, благочестив и угоден Богу. Он имел двенадцать сыновей11
Сыновья Иакова: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссаха, Завулон, Дан, Нефеалим, Гад, Асир, Иосиф и Вениамин.

Из них более всех любил Иосифа за его кроткость и чистосердечие. Братьям было неприятно, что отец любил Иосифа больше, чем их: они возненавидели брата за это, а еще больше – за его сны. В разное время Иосиф видел два сна, которые и рассказал своему отцу и братьям. Первый сон: будто бы он и его братья вязали в поле снопы; сноп Иосифа встал, а снопы братьев окружили его сноп и поклонились ему. Второй сон: будто бы солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились ему. Выслушав эти сны, отец сказал Иосифу: ужели ты думаешь, что мы все будем тебе кланяться?

Братья Иосифа пасли стада своего отца и нередко отходили далеко от дома. Однажды Иаков, долго не получая от них известия, послал Иосифа узнать, здоровы ли его братья и цел ли скот. Иосиф надел свою красивую одежду и отправился. Братья издали увидели его и сказали: вот наш сновидец идет; давайте убьем его! Но старший брат, Рувим, посоветовал лучше бросить его в колодезь, где он сам может умереть. Иосифа опустили в колодезь. В это время мимо проезжали измаильские купцы с товарами. Братья вытащили Иосифа из колодца и продали его в рабство купцам, а отцу сказали, что хищный зверь растерзал его.

Купцы отвезли Иосифа в Египет и продали знатному вельможе по имени Потифар. Живя в Египте среди язычников, Иосиф твердо хранил веру в истинного Бога и боялся согрешить перед Ним. Своему новому господину служил честно. Поти-фар любил его за это и сделал управителем своего дома. Но жена Потифара была женщина нехорошая. Она оклеветала Иосифа перед мужем, и его посадили в темницу. Однако Бог, не оставляющий добродетельных людей и среди несчастий, открыл Иосифу разумение толковать сновидения и через это прославил его.

В одну ночь египетский царь, фараон12
Фараонами назывались египетские цари.

Видел два сна. Первый сон: будто он стоял у реки и вышли из нее семь коров тучных, а вслед за ними вышли семь коров тощих. Тощие коровы съели тучных, а сами не пополнели. Потом он видел другой сон: на одном стебле выросли семь колосьев полных, и после них выросли семь колосьев сухих; полные были съедены сухими, но и тогда не пополнели. Утром фараон созвал всех мудрецов и толкователей, но никто не мог ему объяснить этих снов. Один царедворец сказал фараону: у нас в темнице сидит молодой еврей, который хорошо толкует сны. Фараон приказал привести Иосифа. Иосиф, выслушав сны фараона, сказал: государь, оба сна означают одно и то же; семь коров тучных и семь колосьев полных означают семь годов плодородных, а семь коров тощих и семь колосьев сухих означают семь годов голода; так ты, государь, избери себе мужа мудрого и разумного, который бы мог в плодородные годы заготовить хлеб на годы голодные. Толкование снов и разумный совет Иосифа понравились фараону. Он сказал Иосифу: если Бог все это открыл тебе, то нет мудрее тебя, – и сделал он Иосифа начальником над всей землей Египетской, и поручил ему заготовлять хлеб.

Предсказание Иосифа исполнилось. Сначала наступили семь годов плодородных, а потом семь годов голодных. Иосиф в плодородные годы заготовил столько хлеба на годы голодные, что его можно было продавать и в чужие земли. Из всех соседних стран стали приходить, чтоб купить хлеба, потому что голод был в то время по всей земле. Иаков, услышав, что в Египте продают хлеб, послал за ним своих детей. Братья не узнали Иосифа и поклонились ему до земли. Иосиф невольно вспомнил сны своего детства, но, прежде чем открыться братьям, испытал их. Он принял их сурово, как соглядатаев, и одного из них, Симеона, даже велел задержать. Когда братья приехали во второй раз и Иосиф узнал, что они исправились и сделались лучше, то открылся им. Выслав своих слуг, он сказал: я брат ваш Иосиф, которого вы продали в Египет; не печальтесь и не жалейте о прошлом; меня Бог послал сюда; идите к отцу и скажите, чтобы он переезжал ко мне жить.

Обрадовался Иаков, когда услышал, что его любимый сын Иосиф жив. Помолившись Богу и получив от Него повеление, он немедленно со всем своим семейством, которое состояло из семидесяти пяти человек, отправился в Египет.

Иосиф умер в глубокой старости13
Иосиф, пострадавший от братьев своих, потом прославившийся и спасший им жизнь, был прообразом Христа Спасителя, пострадавшего от людей, прославленного и спасшего их.

Святая Церковь воспоминает его в понедельник Страстной седмицы.

Любите, дети, друг друга, избегайте ненависти, лжи и обмана, как грехов, противных заповедям Божиим. Подобно Иосифу, старайтесь быть кроткими, откровенными и честными. Добродетели эти приятны Богу и людям. Обиды и огорчения ближних прощайте. В несчастье будьте терпеливы и тверды. Людей благочестивых Господь не оставляет и среди несчастий.

Глава 8
Рождение пророка Моисея. Призвание Моисея к освобождению евреев

РОЖДЕНИЕ ПРОРОКА МОИСЕЯ. После смерти Иакова его потомки жили в Египте около двухсот лет. В это время они так размножились, что образовали целый народ, который назывался еврейским или израильским. Цари египетские, опасаясь, чтобы народ этот не сделался сильнее египтян и не восстал против них, стали изнурять его различными тяжелыми работами; а один из них повелел всех новорожденных еврейских мальчиков убивать или бросать в реку.

В это время у одного благочестивого еврея родился необыкновенно красивый сын. Мать сначала скрывала его три месяца у себя дома, а когда скрывать стало невозможно, взяла осмоленную корзинку, положила в нее младенца и поставила в тростник на берегу реки, куда дочь фараона ходила купаться. Она увидела в корзинке младенца, сжалилась над ним, взяла его к себе, воспитала как сына и назвала Моисеем, что значит «взятый из воды».

Моисей жил в Египте сорок лет, был научен всей мудрости египетской и мог бы занять высокую должность при дворе фараона, но мирская слава не привлекала его.

Он знал, что родом еврей и что у него есть брат Аарон и сестра Мариамна, и нередко посещал их. Однажды, находясь у своих родных, он увидел, что египтянин бил еврея, заступился за еврея и убил египтянина. Фараон хотел убить за это Моисея. Моисей бежал из Египта в землю Мадиамскую, поселился там у священника Иофора и женился на его дочери Сепфоре.


ПРИЗВАНИЕ МОИСЕЯ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ЕВРЕЕВ. Живя в Мадиамской земле, Моисей пас овец своего тестя и постоянно думал о несчастных евреях. Однажды он привел стадо далеко в пустыню, к горе Божией Хорив, и увидел терновый куст, который горит и не сгорает. Моисей подошел ближе, чтобы посмотреть на это чудо. Вдруг из куста послышался голос: Я – Бог отцов твоих, Бог Авраама, Исаака и Иакова; Я вижу страдание народа Моего в Египте и знаю скорби его. Поди к фараону, царю египетскому, и выведи народ Мой. Моисей сказал: Господи, мне не поверят, что Ты послал меня. Господь дал ему силу творить различные знамения и чудеса14
Чудеса: Бог велел Моисею бросить жезл свой на землю, и жезл обратился в змия; потом велел взять змия за хвост, и змий сделался жезлом. Еще: Бог велел Моисею положить руку за пазуху, и она покрылась проказой; потом Бог снова велел положить руку за пазуху, и она стала здоровой.

Моисей отправился в Египет и пересказал фараону волю Божию. Но фараон не послушал Моисея и не согласился отпустить евреев. Тогда Бог поразил Египет десятью различными казнями15
Эти казни следующие: 1) превращение воды в кровь; 2) жабы (лягушки); 3) мошки; 4) песьи мухи; 5) падеж скота; 6) гнойные струпья на людях; 7) сильный град; 8) саранча, истребившая зелень; 9) трехдневный мрак; 10) избиение первенцев египетских.

Последней из которых было истребление всех первенцев египетских, от человека до скота.