История возникновения ландшафтного дизайна. История развития ландшафтного дизайна. Построение пейзажной картины

Древний мир

Первые упоминания об организованных ландшафтах относятся к VI-II векам до н. э. В это время на территории Древнего Египта, Ассирии и Вавилонии садоводство и ландшафтное моделирование уже сформировались как отдельные области профессиональной деятельности. Чуть позже в Древней Персии появились так называемые "райские сады" для царской забавы - охоты. В Древней Греции и Древнем Риме появились и стали популярными общественные сады при школах, гимназиях, а во внутренних двориках домов возникли небольшие перистили своего рода патио.

Средние века

Суровые времена средних веков способствовали замкнутой жизни людей, сады и садоводство ушло во внутреннюю жизнь человека, «спрятались» за монастырскими и дворцовыми стенами и стали выполнять в основном практическую функцию. В этот период получили распространение «кухонные» и аптекарские огороды при больницах и богодельнях, сады лекарственных растений.

Аптекарские сады и сады-огороды

В разное время к красоте и созданию клумб подходили по-разному. Помимо классических цветочных клумб, где росли великолепные цветники, создавались и удивительные по своей оригинальности и функциональной насыщенности клумбы из овощных культур, зелени и разнотравья. Впервые такие клумбы появились в Европе в XVI веке. Один из самых известных огородов-клумб возник около замка Вилландри, во Франции. Такие сады-огороды радовали взор европейцев на протяжении нескольких столетий. Самое удивительное, что их основу формировали морковь, капуста, свекла и плодовые деревья. Такая клумба будет более чем уместна и в наши дни.

Екатерининские времена

Во времена Екатерины II в России цветы были не в почете. Вместо клумб сад украшала система газонов и дорожек - партер, обсаженный низкими стрижеными кустами и многолетниками. Цветы выращивали отдельно на грядках исключительно в интересах флористики. Вскоре пришла мода на ковровые клумбы - растения на них высаживались в виде геометрического "коврового" узора.

Двадцатый век

В ХХ веке такие клумбы вошли в обиход практически всех городов - они могут быть ковровыми узорами, вазами, часами и даже портретами. Такие клумбы очень эффективны, но для их поддержания требуется много сил. Поэтому постепенно их стали вытеснять «пестрые» клумбы, на которых высаживалось множество растений, постоянно цветущих и сохраняющих без особого труда свою декоративность. Цветы располагались на них в виде ромбов, прямоугольников или полос.

Желание человека быть ближе к живой природе становится все более актуальным с каждым годом. Поэтому в последние годы стали стали популярны клумбы и решения, напоминающие уголки дикой природы. Сначала в таком стиле создавали только альпинарии и водоемы, но сейчас таких решений, похожих на естественные природные группы растений, становится больше.


Как вы думаете, сколько лет существует ландшафтный дизайн? Не знаете? На самом деле даже историки не могут дать точный ответ. Если говорить о самом названии, то ему всего-то около 200 лет.

А такое понятие, как «обустраивать пространство вокруг своего дома, высаживать деревья и растения», скорее всего, существует с момента возникновения земледелия. По разным данным оно возникло около 9-13 тысяч лет назад.

Фактически история развития ландшафтного дизайна шла параллельно с историей развития человечества. Древний человек был изначально привязан к природе, потому что от взаимодействия с ней зависела его жизнь – он получал от неё пропитание, одежду и жилище.

В большинстве своём близлежащие к дому территории «обустраивались» огородами, грядками для чисто утилитарных целей – получить пищу.

Однако в нашем современном понимании – это, всё-таки, не огород с помидорами. А нечто такое, чем можно любоваться. Это то, что доставляет эстетическое удовольствие. И, в конце концов, это место, где можно отдохнуть.

Так вот первые парковые зоны для эстетического созерцания, для удовольствия, для прогулок начали появляться тогда, когда появились первые зажиточные, знатные люди, т.е. с началом рабовладельческого строя. И чем богаче был человек, тем больше и красивее были сады, окружавшие его владения.

В каждой стране свой стиль

В каждой стране история ландшафтного дизайна складывалась по-своему. Вы, наверно, знаете, что есть итальянский стиль, французский и множество других. Формирование каждого стиля произошло не случайно. И не случайно каждый стиль приписывают какой-то одной стране. Зарождению определённых стилей способствовали, в первую очередь, рельеф и климат конкретной страны. Например, регулярные парки на холмистом рельефе называют итальянскими, а на ровной местности – французскими, сады с обилием цветов называют – голландскими и т.д.

Давайте посмотрим, как развивался ландшафтный дизайн с самых истоков.

Древние сады

Например, в Древнем Египте первые «сады для удовольствия» появились у богатых жрецов. Их изображения, где они отдыхают в тени деревьев и наслаждаются вкусом фруктов, можно увидеть на древнеегипетских фресках.

В садах жрецов выращивались различные виды цветов с изысканными ароматами, поверхность водоёмов была покрыта лотосами и нимфеями. А в эпоху царствования Клеопатры чаще выращивали садовые розы.

Всем известны висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Это сооружение состояло из 4 террас, возвышающихся друг над другом. Две нижние террасы были засажены деревьями, а верхние – кустарниками и цветами.

В Фивах – древнем городе Греции – широкое распространение в то время получила пергола. Это было такое «воздушное» сооружение, украшенное гроздьями винограда или другими растениями, которое тянулось вдоль всей территории двора. А беседки обвивали разные виды роз.

В Персии ландшафтное искусство начало развиваться благодаря созданию специальных парков наподобие сегодняшних заповедников, которые были густо населены различными видами животных: кабанами, львами, парнокопытными. Но создавались эти парки отнюдь не для защиты животных, а для охоты на них.

И персы, чтобы обеспечить себе больший комфорт в процессе охоты, стали разбивать в парках клумбы, цветочные газоны, устанавливать павильоны для отдыха и фонтаны. Именно в Персии появились первые, аккуратно подстриженные живые изгороди , делившие парк на зоны с разным ландшафтом.

В таких странах, как Китай и Япония, пейзажное искусство зародилось в глубокой древности. Садовые стили в этих странах сформировались под влиянием древних философий и исконных религий, которые призывали к единению природы и человека. Садам Китая и Японии свойственна умиротворённость, спокойствие и тишина. В них обязательно присутствовали водные объекты, беседки и камни.

Сады Средневековья и Нового времени

Эпоха Возрождения XIV-XVI веков стала неким рубежом в формировании ландшафтного искусства. В парках той эпохи появилось обилие скульптур, создавались целые скульптурные аллеи, высаживались раскидистые деревья, высокорослые кустарники, создавались искусственные водоёмы.

В XVII веке в моде были классические регулярные парки с прямыми лентами многочисленных дорожек. Примерно в это же время в Европе разделились понятия сад и парк. Сады стали использовать больше для уединения, отдыха. А парки стали местом проведения различных торжеств с большим количеством людей. В парках устраивались театральные представления, концерты, иллюминационные вечерние праздники.

К XVIII веку модное тогда в Европе регулярное направление сменилось пейзажным, пришедшим с Востока. Общественные парки стали ближе к естественной природе. Маршруты дорожек в них продумывались таким образом, чтобы объединить места с самыми красивыми пейзажами.

История ландшафтного дизайна в России

В России ландшафтное искусство развивалось практически в одном темпе с европейским. Однако наиболее свежие течения в России появились, когда Пётр I «прорубил» окно в Европу.

В XVII веке в России появились увеселительные парки и ботанические оранжереи. Особенно популярны были парки-лабиринты, дорожки которых разделялись высокой живой изгородью. А в скором времени клумбам с душистыми цветами пришли на смену цветники с луковичными растениями : нарциссами, тюльпанами, гиацинтами – этакий привет из дружественной Голландии.

Ландшафтный дизайн Новейшего времени

Надо сказать, что смена направлений, стилей, в какой бы то ни было стране, никогда не совершалась стихийно. Стили как бы наслаивались друг на друга, новые веяния постепенно вытесняли более старые течения. В особенности такое наслаивание заметно в период XIX века.

Двадцатый век внёс серьёзные преобразования не только в историю развития ландшафтного дизайна, но и в садовую архитектуру. Появились новые феерические постройки, благодаря которым граница между домашним интерьером и садовым ландшафтом стала практически незаметной.

Сегодня в мире встречаются сады любого направления и стиля. Какого-то безусловного преобладания того или другого стиля не существует. Более того, приветствуется смешение нескольких стилей и использование каких-то креативно обработанных элементов.

Однако история развития ландшафтного искусства на этом не остановилась, она совершенствуется и по сей день. Поскольку людям постоянно приходят на ум какие-то новые идеи. Каждый создаёт сад на свой вкус, и в итоге появляются новые стили. Так и происходит дальнейшее развитие этого прекрасного искусства.

История садово-паркового искусства начинается немного позже, чем начало свою историю человечество. Отправной точкой можно считать обустройство первой стоянки первобытного человека. Он переделывал окружающий ландшафт под свои нужды, главным образом защищаясь от агрессивной внешней среды, чем и положил начало ландшафтному дизайну в целом и утилитарному направлению в нём, в частности.
С развитием земледелия рос и уровень жизни граждан, появлялись возможности для проявления творчества. Первые сады появились в месте с первыми культурными цивилизациями на территории Египта и древней Месопотамии примерно в XX -XV веке до н.э..

Сады Египта были выполнены в формальном стиле и имели замкнутую композицию. Центром ансамбля всегда являлось главное здание, расположенное среди большого количества водоемов, все элементы сада - пруды, аллеи, клумбы, открытые павильоны - располагались в подчинении определённого ритма. Древнеегипетский сад характеризовался органичным слиянием религиозных, утилитарных и эстетических функций.
На территории Месопотамии или двуречья, садовый дизайн связан с расцветом культуры Ассирии и Вавилонии произошедший в VIII – VII веке до н.э.. В развитии архитектурной композиции применялось поперечное развертывание пространства. Для этого периода характерно строительство на террасах, насыпных платформах, которые возвышались над поверхностью улиц и имели ступенчатую структуру по отношению друг к другу. Именно на этой основе, в 605-562 гг. до н.э., в Вавилоне был создан самый знаменитый ансамбль - «висячие сады» Семирамиды. Он располагался на четырех ступенях террас, которые сужались кверху. На нижних террасах были посажаны деревья, а на верхних – кустарники и цветы. Построен он был на сырцовом кирпиче, материале не прочном, поэтому к сегодняшнему дню, от него совершенно ничего не осталось. Также существовал обширный парк, созданный ассирийским царем Саргоном II в 8 веке до н.э. у города Хорсбада. В нем были высажены деревья, привезенные из других стран: кипарисы, кедры, платаны, ивы, тополя, самшит, некоторые плодовые. Существовали и обширные парки, предназначенные для охоты и прогулок верхом. Эти парки являлись прообразами парков пейзажного стиля.
В Персии и Индии был высокий уровень садово-паркового искусства . Основой их строго геометричной планировки был так называемый «чор-бак» - четыре квадрата. Аллеи, выложенные плитами, пересекались под прямым углом, а пространство между ними заполнялось густо посаженными деревьями или занималось прудами и роскошными цветниками. Образовавшийся большой квадрат делился на четыре более мелких квадрата и так далее. Это разделение пространства осуществлялось не только дорожками, но также с помощью растений и большого количества мелких каналов с водой. Главную и лучшую часть сада занимали деревья и цветы редких видов, причем особой популярностью пользовались старые мощные тенистые платаны, на ветвях которых устраивались беседки.
Садово-парковое искусство Древней Греции , в связи завоеваниями А. Македонского, в своей значительной части подверглось сильному Азиатскому влиянию. Но поскольку грекам изначально было свойственно стремление к гармонии с природой, садово-парковый дизайн Древней Греции отличался значительно более свободной планировкой и структурой композиции. Характеризовался он такими объектами озеленения, как герроны (священные рощи), философские сады и частновладельческие сады. Герроны носили чисто мемориальный характер: скульптуры, архитектурные сооружения, лесные массивы с источниками. Для ученых бесед создавали философские сады. Городские площади озеленяли рядовыми посадками вдоль дорог. Частновладельческие сады носили утилитарный характер, цветочные растения – цветочные растения были основным элементом при их озеленении.

Здесь также использовалось террасирование, на них высаживали деревья цветы, устраивали фонтаны. Эллинский сад выделялся насыщенностью — нагромождение зеленых масс, витые лестницы, много украшений. В данном контексте следует отметить основные принципы градостроительства Аристотеля (IV в. до н.э.), считавшего, что проектирование и населенного пункта, и парка должно рассматриваться не только как комплекс технических вопросов, но и с точки зрения художественности: «Город должен строиться так, чтобы обеспечить людям безопасность и в то же время сделать их счастливыми»
Садово-парковое искусство в Древнем Риме поистине расцветало с I в. до н.э. по I в. н.э.. Здесь устраивались следующие виды садов: священные рощи, общественные сады, сады при виллах, сады-ипподромы, сады-перестили. В объеме жилого дома находились внутренние дворы, окруженные колоннадой. Они оформлялись цветами, кустарниками, скульптурой, снабжались водой. Большинство садов устраивались на террасированных склонах, их украшали цветами, скульптурой, различными архитектурными сооружениями и фонтанами. Именно в ландшафтном дизайне Древнего Рима появились перголы и крытые аллеи, часто стало применяться топиарное искусство. Свидетельством высокого развития ландшафтного искусства может являться тот факт, что на рубеже нашей эры родственник императора Августа Агриппа возвел в Риме большие термы(банные комплексы) с садами, построил около 700 бассейнов, 500 фонтанов и акведуки. Многие приемы создания регулярных садов, парков, работ с землей, растениями и водными конструкциями берут начало в античности и служат основой создания искусственной среды.
Садово-парковое искусство в раннем Средневековье . Европейцы основательно подзабыли традиции античных времён, назначение сада стало исключительно утилитарным — обеспечить его владельца пищей. Сады устраивались небольшие, только при монастырях и у небольшого количества феодальной знати, на территории замков. В своих садах, для обеспечения внутренних нужд, монахи выращивали овощи, а также лекарственные травы. Кроме того, в садах росли розы, мальва, гвоздика, пионы, фиалки и лилии. Широко культивировались яблони и груши для изготовления сидра; тутовое дерево и вишню высаживали только в садах знати. Сад в основном делился на четыре части дорожками. В центре пересечения дорожек высаживали куст розы или устанавливали крест Иисуса Христа. Сады были уединенными, тихими, созерцательными. В феодальных садах выращивали цветы в клумбах, устраивали аллеи, обвитые виноградом, выращивали яблони, устраивали розарии. Позднее, в крупных замках, стали обустраивать крупные сады именуемые – прато. Здесь тоже появляются декоративные элементы – перголы, трельяжи, цветники, водоёмы и фонтаны.
Садово-парковое искусство в мусульманском мире . В мусульманском же мире, в это время, наоборот наблюдался культурный расцвет, многие города от Индии до Испании могли гордиться своими садами. Концепция сада Арабской Испании – это простота планировки и индивидуальность решения. Основной мотив сада – вода. В регулярной планировке обязательно присутствует внутренний дворик – патио. Устраиваются видовые точки, оформляются аркады. Растения экзотические, которые соответствуют климатическим условиям: мандарины, кипарисы, апельсины, олеандр. Они высаживались свободно, стрижка в основном не применялась. Газон не использовался из-за жаркого климата, территория оформлялась декоративным мощением – это один из важных моментов мавританского сада.
Садово-парковое искусство эпохи Возрождения. С Востока, многочисленные крестовые походы приносили европейцам новые культурные веяния. Данное обстоятельство подтолкнуло к наступлению в Европе эпохи Возрождения. Немного раньше, чем у остальных, в XIV веке, культурный подъём начался в Италии, в садово-парковом искусстве это привело к началу образования стиля Барокко. Данный стиль предполагал, что сад должен быть логическим продолжением дворца, то есть иметь комнаты, коридоры и соответствующее роскошное убранство. Материальные затраты на устройство сада, стали сопоставимы с постройкой самого дворца. Гористый характер местности предполагал ступенчатое расположение сада на крутых и высоких террасах. Общее количество террас могло быть различным, например, в садах виллы Фарнезе их было три, в вилле Ланте — пять, а в садах виллы Д’Эсте — восемь. До конца XVI в. итальянские сады были небольшими по размерам 1 – 3,5га. Аллеи того времени проектировались узкими и короткими, дворец, обыкновенно, располагался по центральной оси симметрии участка, занимая доминирующее положение. Сады обсаживались густыми посадками деревьев и кустарников, что формировало их визуальную замкнутость, виды на окружающие ландшафты ограничивались определенными точками и направлениями обзора. К началу XVII в. итальянские барочные сады увеличиваются в размерах, приобретают особую зрелищность, что отражается и в изменениях планировки. Аллеи приобретают важное значение, уже не просто соединяя между собой «зеленые залы», а объединяют их в роскошную анфиладу, целенаправленно организуя движение по саду в направлении наиболее интересных объектов.
Подчеркнутая архитектурность классических садов итальянского барокко проявлялась в использовании контрастного рельефа, мощенных плитами дорожек и площадок, во множестве каменных сооружений: высоких подпорных стен, скульптур, павильонов, гротов, балюстрад, лестниц. Наличие большого количества декоративных бассейнов и всевозможных водных устройств — каскадов, каналов, фонтанов и прочих, также являлась необходимой составляющей. Расцвет Барокко это расцвет топиарного искусства, растительность приобретала фантастическую форму. Использовались ширококронные деревья: платаны и дубы, иногда кипарисы, для создания живых изгородей используют лавр, самшит, кипарис. Также в посадках применяют листопадные и плодовые деревья, маслины. Здесь появился новый прием – боскет. Боскет ограничивается регулярными дорожками, имеет геометрический контур. Внутри высаживаются деревья, которые обрамляются рядовыми посадками или живой изгородью.
Из Италии барокко перекочевал во Францию, где наиболее ярким объектом является сад дворца Версаль вблизи Парижа, созданный Андрэ ле Нотром для короля Людовика XIV. Начиная с 20-х годов XVI века, Версальский стиль стал образцом для подражания у большинства европейских монархов и их приближенных. В последующие 100 лет основы, созданные в Версале, совершенствовались. Заданное направление, с развитием оформилось, в отдельный, известный всему миру стиль — Французский классицизм.

В последнем десятилетии XVIII в. новые веяния Английской культуры привели к возникновению пейзажного стиля ландшафтного дизайна. За основу выбрана естественность. Устраиваются поляны и лужайки, посадки деревьев – групповые, дорожки — криволинейные, водоемы – с извилистыми берегами. Используются малые архитектурные формы – беседки, павильоны, трельяжи. Наиболее известными представителями нового направления в ландшафтном дизайне стали Уильям Кент и Ланселот Браун. Созданная Кентом концепция планировки сада построена на утверждении, что природе не свойствен- на прямая линия. Браун был автором знаменитого сада в Латон Ху, расположенного на площади в 1600 акров. В саду много интересных водоемов, посадок на холмах, извилис- тых лощин, по которым разбросаны группы деревьев. Здесь же — великолепные образцы каменистых водных растений розарий, лесистая часть сада с цветущими кустарниками (махровая вишня, рододендроны и азалии). Луковичные растения высажены на лугах в тени деревьев. Планировка садов и парков в пейзажном стиле проводилась масштабно, включая в себя устройство озер путем строительства дамб на небольших реках, перекапывание огромного количества земли, посадку лесов, которая велась не бессистемно, а в соответствии с высокими эстетическими требованиями.
Садово-парковое искусство XIX в. В начале XIX в. начал падать интерес к манере Брауна в ландшафтной архитектуре. Возник викторианский сад с симметричными посадками однолетних растений, в котором все прочие компоненты были подчинены расположению цветников. Но в таком виде сад просуществовал недолго. Основной вклад англичан в развитие ландшафтного дизайна — это газон и бордюр из однолетних травянистых растений.
Принципы формирования ландшафта, использованные в пейзажном стиле, распространились на всю «западную» цивилизацию и до сих пор пользуются заслуженной популярностью. Необходимо отметить, что ландшафтное искусство на Востоке (Китай, Япония, Корея), развивавшееся своим оригинальным путём, остановилось на принципах, по смыслу, схожих с концепцией естественности.
В ходе XIX-го столетия городская жизнь становилась всё более масштабной, это привело, к соединению городского архитектурного планирования с традициями ландшафтного садоводства, и придало ландшафтной архитектуре и дизайну нынешний уникальный статус. Следую данным тенденциям, во второй половине XIX-го века Американский архитектор Фредерик Лоу Олмстед завершил серию парков, которая и поныне оказывает огромное влияние на ландшафтную архитектуру. Среди его работ можно выделить Центральный Парк в Нью-Йорке, Проспект Парк в Бруклине и парковую систему в Бостоне, так называемое «Изумрудное ожерелье».
На рубеже XIX – XX вв. родилось и перемешалось множество стилей и направлений ландшафтного искусства, большинство из них были скоротечны, но некоторые из них прижились и хорошо нам известны, такие как, например – модерн. В XX веке ландшафтный дизайн развивался и видоизменялся, постоянно откликаясь на веяния технического и культурного прогресса, воплощая в себе эмпирические модели быстро изменяющегося мира, естественно перетекая, в нынешнюю постмодернистскую эпоху.
Садово-парковое искусство в России . В Древней России сады в основном носили утилитарный характер: в основном место отводят огородам, плодовым деревьям, но со временем стали появляться декоративные деревья. В качестве ограды используется живая изгородь или деревянная ограда. Пруды устраивались для разведения рыбы, купания, полива.
В 17 веке в России уже создают увеселительные, или «красные» сады (Коломенское, Измайлово). В Кремле – это Нижний и Верхний Набережные сады, «висячие» сады. Знаменитым является Измайловский сад в Москве. В нем есть все: и зверинец, и ботанический сад, и лабиринт, устроено большое количество водоемов, виноградники.
При Петре I русское садово-парковое строительство переходит на создание классического регулярного сада в ландшафтном дизайне. Это Петродворец, Стрельня, Ориенбаум, Царское село. Регулярные сады в Петербурге строят иностранцы. А в 1710г. в России создается Садовая контора. Она занимается закупкой различных растений за границей для строительства парков Москвы и Петербурга.

Чудеса света. Древние сады. История и мода.

История развития ландшафтного дизайна

Дорогой друг, как вы думаете, сколько лет существует ландшафтный дизайн? Не знаете? На самом деле даже историки не могут установить точную дату. Но, если говорить о самом названии, то ему всего около 200 лет. А вот суть понятия ландшафтного дизайна берет свое начало в Эдемском саду Адама и Евы. И конечно, самые выдающиеся ландшафтные проекты относятся к 7 чудесам света. Фактически история развития ландшафтного дизайна шла параллельно с историей развития всего человечества. Древний человек был сильно привязан к природе, боготворил и обожествлял её. Древние люди очень хорошо понимали, что от этого зависит их качество жизни. О чем сегодня, мой друг, мы порой забываем. А ведь от природы человек всегда получал пропитание, одежду и жилище. Как и в древние времена, сегодня, в культуре дачного землевладения, близлежащие к дому территории обустраиваются огородами, грядками для чисто утилитарных целей — получения пищи.

Однако в современном понимании ландшафтный дизайн — это, такое пространство, в котором происходит гармонизация и, чем можно любоваться бесконечно, воспевать и вдохновляться. Это то, что доставляет эстетическое удовольствие. И, в конце концов, это то место, куда хочется возвращаться и созидать. И вот такие первые парковые зоны для эстетического созерцания, для удовольствия, для прогулок начали появляться с началом рабовладельческого строя. И чем богаче был человек, тем больше и красивее были сады, окружавшие его владения. В каждой стране история ландшафтного дизайна складывалась по-своему. В каждой стране зарождался и развивался свой стиль. Вы, наверно, знаете, что есть итальянский стиль, французский и японский, русский и т.д... Формирование каждого стиля произошло не случайно. И не случайно каждый стиль приписывают какой-то одной стране. Зарождению определённых стилей способствовали, в первую очередь, рельеф и климат конкретной страны. Например, регулярные парки на холмистом рельефе называют итальянскими, а на ровной местности — французскими, сады с обилием цветов называют — голландскими и т.д. Давайте посмотрим, как развивался ландшафтный дизайн с самых истоков. В Древнем Египте первые «сады для удовольствия» появились у богатых жрецов. Их изображения, где они отдыхают в тени деревьев и наслаждаются вкусом фруктов, можно увидеть на древнеегипетских фресках. В садах жрецов выращивались различные виды цветов с изысканными ароматами, поверхность водоёмов была покрыта лотосами и нимфеями. А в эпоху царствования Клеопатры появилась мода на выращивание садовые розы. Всем известны висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Это сооружение состояло из 4 террас, возвышающихся друг над другом. Две нижние террасы были засажены деревьями, а верхние — кустарниками и цветами. В древнем городе Греции, в Фивах — широкое распространение получила пергола. Это было «воздушное» сооружение, украшенное гроздьями винограда или другими цветущими вьющимися растениями, которое тянулось вдоль всей территории двора. А беседки обвивали ароматные розы. В Персии ландшафтное искусство начало развиваться благодаря созданию парков для животных, похожих на современные заповедники. Такие парки создавались для охоты на животных. Для большего комфорта в этих парках стали разбивать клумбы, цветочные газоны, устанавливать павильоны для отдыха и фонтаны. Именно в Персии появились первые, аккуратно подстриженные живые изгороди, делившие парк на зоны с разным ландшафтом.

А вот в таких странах, как Китай и Япония, пейзажное искусство зародилось в глубокой древности. Садовые стили в этих странах сформировались под влиянием древних философий и религий, которые призывали к единению природы и человека. Садам Китая и Японии свойственна умиротворённость, спокойствие и тишина. В них обязательно присутствовали водные объекты, беседки и камни.

УДК 712.3

Р е ц е н з е н т:

Заремук Р.Ш. - заведующая научным центром сортоизучения и селекции садовых культур и винограда ФГБНУ «Северо-Кавказский зональный научно-исследовательский институт садоводства и виноградарства, доктор с.-х. наук, доцент

Матузок Н.В. – профессор кафедры виноградарства КубГАУ, доктор с.-х. наук, профессор

Максименко А.П.

Ландшафтный дизайн / А.П. Максименко, Д.В. Максимцов. – Краснодар: КубГАУ, 2016. – 139 с.

В учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы современного ландшафтного дизайна в соответствии с требованиями к обустройству и озеленению сада.

Учебно-методическое пособие для студентов (бакалавр, магистр), обучающихся по направлению «Садоводство» специализации «Ландшафтный дизайн и декоративное садоводство».

По тематическому плану внутривузовских изданий учебной литературы на 2016 г.

УДК 712.3

©А. П. Максименко, Д.В. Максимцов, 2016

©ФГБОУ ВПО «Кубанский

государственный аграрный

ISBN университет», 2016

ВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 5

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СТИЛИ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА............................ 6

1.1. Античный период..................................................................................................... 7

1.1.1. Египет....................................................................................................................... 7

1.1.2. Ассиро-Вавилонское садово-парковое строительство............................. 8

1.1.3. Садово-парковое искусство Древней Греции.............................................. 8

1.1.3. Сады Древнего Рима............................................................................................ 9

1.1.5. Эпоха Средневековья (готический стиль)................................................... 10

1.1.5. Сады арабов Испании...................................................................................... 11

1.1.7. Сады эпохи Возрождения................................................................................ 12

1.1.8. Садово-парковый французский стиль (барокко – конец XVI-середина XVIII вв.) 20

1.1.9. Ландшафтное искусство Дальнего Востока.............................................. 22

1.2. XX век........................................................................................................................ 23

1.2.1. Советский период............................................................................................... 23


1.2.2. Ландшафтный дизайн в России...................................................................... 28

1.3 Стили ландшафтного дизайна............................................................................ 35

Контрольные вопросы для самопроверки:................................................................. 40

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК И ОРГАНИЗАЦИЯ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА........ 42

2.1. Принципы и методы проектирования.............................................................. 42

2.2. Основные требования ландшафтного дизайна............................................. 45

2.2.1. Методика предпроектной оценки территорий. Ландшафтный анализ 45

2.3. Общие положения.................................................................................................. 45

2.4 Задание на проектирование объекта................................................................ 47

2.5. Комплекс предпроектных работ....................................................................... 49

2.5.1. Инвентаризация на садово-парковых объектах................................... 50

2.6 Стадийность и этапы проектирования............................................................. 55

2.7. Требования к проектированию, составлению и оформлению проектной документации 60

Контрольные вопросы для самопроверки:................................................................. 67

ГЛАВА 3. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ И ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН 69

3.1. Особенности проектирования малых архитектурно-ландшафтных форм..... 69

3.2. Функциональное зонирование........................................................................... 70

3.3. Варианты планировки......................................................................................... 73

3.4. Варианты ландшафтного дизайна........................................................................ 74

3.4.1. Ландшафтный дизайн для небольших участков....................................... 74

3.4.2. Ландшафтный дизайн с акцентом на воде.................................................. 76

3.4.3. Формирование растительных композиций. Виды и их особенности.. 83

3.4.4. Каменный сад................................................................................................... 104

3.4.4. Висячие сады................................................................................................... 107

3.5. Элементы ландшафтного дизайна................................................................. 108

3.6. Современные тенденции преобразования рельефа................................... 110

3.7. Ландшафтный дизайн доступной среды. Современные тенденции формирования открытых пространств для маломобильных групп населения.......................................................................... 111

3.8. Организация пешеходных путей движения и транспортного обслуживания 117

Контрольные вопросы для самопроверки:............................................................... 121

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ЛАНДШАФТНОМУ ДИЗАЙНУ............................. 122

Библиографический список литературы.................................................................. 137

ВЕДЕНИЕ

Учебное пособие по ландшафтному дизайну разработано в соответствии с учебным планом, программой и предназначено для подготовки бакалавров и магистров по направлению «Садоводство».

Основная цель учебного пособия – приобретение теоретических знаний и развитие творческих подходов, а также практических навыков студентам к проектированию объектов ландшафтной архитектуры различных по характеру использования, создать правильное представление о возможностях разработки проектов внешнего благоустройства и озеленения территорий в соответствие с существующими нормами и правилами. В учебном пособие уделяется внимание анализу объектов ландшафтной архитектуры. Ряд теоретических положений рассматривается в историческом ракурсе, даются ссылки на зарубежный и отечественный опыт создания парков XIX-XX веков в городах Европы и Америки.

Изложение теоретического материала рассматривается с позиций современных градостроительных представлений о формировании систем озеленения как частей планировки городов и отдельных объектов ландшафтной архитектуры.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СТИЛИ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА

Античный период

Зачатки садово-паркового искусства относятся к X-XIII вв. до н.э. Сначала сады носили чисто утилитарный характер: состояли из огорода, плодового сада и виноградника. Разбивку садов осуществляли в основном в регулярном стиле. Внутри сады были огорожены по периметру живыми изгородями. В садах выращивали такие культуры как яблоня, груша, гранат, персик, маслина, апельсин, виноград, овощи и цветочные растения.

Следует отметить, что греческое садовое искусство в своем развитии получило огромный импульс благодаря завоевательным походам Александра Македонского с высокоразвитым садовым искусством Азии была включена в греческую архитектуру.

Египет

Ландшафтный дизайн в Древнем Египте формировался в регулярном стиле. Широкие улицы имели прямоугольный рисунок, соединяющий дворцы и храмы. Таким образом, композиции развертывались в плоскости. Сады Древнего Египта создавались при храмах и дворцах. Вдоль улиц высаживались аллеи из пальм, ближе к храмам устанавливались фигуры сфинксов. В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались редкие ввезенные растения – инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки.

Сады Древнего Египта были выполнены в регулярном стиле: квадратный участок обнесен стеной, по периметру высажены деревья, всю центральную часть сада занимает виноградник, устроены прямоугольные бассейны для содержания рыбы и водоплавающих птиц. В начале сада располагали жилой дом, в глубине – беседки. Устраивались также сады при храмах.

В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими, композиционно-планировочными канонами:

Регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии;

Формирование замкнутых композиций;

Наличие водоемов как неотъемлемой, а часто и главной части сада;

Использование ритма как композиционного приема;

Применением аллейных и рядовых посадок;

Использование экзотов в ассортименте древесных растений.