Самодельные навесы для мотоблока. Как сделать навесное оборудование для мотоблока своими руками? Делаем самодельный дисковый окучник для мотоблока

Как сделать самоделки для мотоблока (фреза, прицеп, грабли) можно узнать, просмотрев видеоролики, которые выкладывает Юрий Сербин.

Сельскохозяйственная мини-техника

К самоделкам для мотоблока специалисты относят:

  • тележку-прицеп — для перевозки груза;
  • фрезу — для перемешивания почвы и разбивки твердых комьев;
  • грабли — навесное оборудование к мотоблокам;
  • окучник — формирует ровные и высокие гребни на грядках с корнеплодными культурами;
  • отвал — предназначен для уборки снега и песка, создавая оптимальные условия для последующей обработки почвы.

Прежде чем сделать самодельные приспособления для мотоблока, необходимо подготовить чертежи.

  1. Чтобы изготовить грабли с широким захватом, используют водопроводные трубы, втулки, стержень, рулетку. На стержень надевается втулка. Затем поверхность стержня простукивается и проворачивается. Для изготовления граблей к мотоблоку своими руками рекомендуется использовать круглый прут. Детали агрегата скрепляются электросваркой. Чтобы упростить конструкцию, поворотные детали самоделки на мотоблоки фиксируются без подшипников качения. Для легкой транспортировки изготавливаются складные грабли.
  2. С помощью мотоблока можно выравнивать грунт, очищать тротуары и дороги от снега. Для выполнения таких работ применяется специальное устройство — отвал. Самоделка на мотоблок изготавливается из листового металла (толщина 1-2 мм), внутри которой привариваются 4 ребра жесткости. Последние элементы изготавливаются из листового металла толщиной в 3-4 мм.Отвал фиксируется со штангами вертикально. Для этого в первой конструкции делаются отверстия. Снизу самоделка на мотоблок обшивается жестью (для предотвращения зарывания в почву).
  3. Можно очистить дорогу от снега и грязи с помощью лопаты-отвала. Подобные мотоблочные самоделки изготавливаются с помощью болгарки, дрели и сварочного аппарата. Лопата-отвал делается из стальной бочки на 200 л. Бочка разрезается на 3 части — сегменты лопаты. Две части свариваются по контуру. Толщина полученной лопаты-отвала равняется 3 мм.

Дополнительные аппараты

Прежде чем сделать сеялку для мотоблока своими руками, чертежи подготавливаются, определяется тип конструкции. Специалисты выделяют следующие виды сеялок:

  • с учетом количества засеиваемых рядов — 1-5;
  • овощные;
  • для точного высева.

Чтобы пунктировать посев морковки, свеклы и лука, используют овощную сеялку. Семена подаются от опорно-приводных колес. За регулировку частоты вращения аппарата отвечают сменные звездочки. Мотоблочные самоделки-сеялки точного высева представлены в виде щеточных высевающих устройств. Семена вращаются в бункере, высыпаются в отверстие, которое закрывается специальным диском. В последнем элементе предусмотрены отверстия разного диаметра.

Чтобы изменить размер отверстий, поворачивается диск. Подобным методом меняется норма высева семян. Сеялка соединяется с мотоблоком за счет универсальной сцепки. Ящик для семян изготавливается из деревянных досок (толщина 15 мм). Стенки соединяются саморезами и уголками. Внизу стенок монтируются накладки. Для сбрасывания семян из ячеек в донышках предусмотрены пластинки. Диаметр колес равняется 200 мм. В ступицах делают отверстия. Для изготовления сошника используют стальной лист толщиной в 1,5 м. Ящик крепится к мотоблоку с помощью кронштейна.

Специалисты советуют изготавливать дисковые окучники из металлических крышек от кастрюль (диаметр 50 см). Следующий этап заключается в заточке лопастей крышек. Для этого используется шлифовальный станок. Плоские крышки предварительно загибают в одну сторону. Такую работу можно выполнить молотком. Следующий этап заключается в изготовлении тележки, к которой будут фиксироваться диски, сдвигающие землю. Чтобы ее сделать, используют трубы и втулки. Снизу устанавливаются колеса.

Можно укомплектовать мотоблок фрезой «гусиные лапки». Подобные мотоблочные самоделки, в отличие от обычных культиваторов, обладают большей прочностью.

Самодельное навесное оборудование можно использовать для обработки твердой почвы, профилактики вредителей. Главное — подходящая по диаметру ось мотоблока.

Прицепы и газоноступы

Чтобы сделать бороздонарезатель, используется заводский плуг-прицеп. К конструкции прикручивается уголок на 70 мм и 2 стойки от культиватора. Последние элементы должны находиться напротив колес мотоблока. Ножи культиватора обрезаются болгаркой. Для фиксации пластины используют болты.

Чтобы сделать прицеп для мотоблока своими руками, используется дрель и болгарка. Телега фиксируется с помощью жигулевского кардана. Основа конструкции — задний москвичевский мост. Предварительно из устройства демонтируется редуктор. Для фиксации полуосей используется труба. Мост соединяется с рамой трубами. Кузов прицепа делается из оцинковки толщиной в 0,8 мм. По краям телега укрепляется металлическими уголками. Чтобы на мотоблок оказывалась минимальная нагрузка, колеса должны располагаться посередине кузова.

Для изготовления такого навесного оборудования для мотоблока своими руками, как аэратор, используют газоноступы. Аппарат можно сделать с помощью обуви. К подошве крепят гвозди. Затем подготавливают деревянные доски (с учетом размера обуви). Для этого используют электрический лобзик.

Чтобы зафиксировать доску к обуви, применяется ремень. Изготовленный аэратор-навеска на мотоблок своими руками можно использовать для обработки маленького земельного участка. Если площадь земли большая, тогда делают аппарат из трубы (длина 50 см), железа, гвоздей.

Специалисты советуют изготавливать подобный аппарат из стали и трубы. Через цилиндр проходит вал и подшипники. Трубу заполняют песком либо гравием. С внешней стороны к трубе приваривают гвозди (острием наружу). Гвозди располагают в шахматном порядке.

Картофелесажалка и грунтозацепы

Легко изготавливается подъемный механизм картофелесажалка для мотоблока своими руками. Устройство состоит из 2 дисков и чаши. Клубни попадают в почву через отверстия, предусмотренные в чаше. Затем диски закапывают картофель. Для изготовления такого устройства используют раму, колеса, ось, штифты, бункер, регулировочный механизм. Главный элемент изделия — рама. На ней фиксируются все детали навеса. Колеса закрывают пластиной. В противном случае картофель будет выпадать из бункера в ненужный момент.

Грунтозацепы для мотоблока можно изготовить из сварочного аппарата и болгарки. Для этого используют старые автомобильные диски, уголок из стали. На полуось крепится подшипник. В центре диска приваривается квадратная пластина. Дополнительно пластина прикручивается к диску болтами. Каток готов. Следующий этап заключается в изготовлении зацепов. Уголок разрезается болгаркой на несколько частей. Элементы фиксируются сварочным аппаратом. Полученные зацепы размещают на ободке диска с шагом в 15 см.

Можно изготовить колеса для грунтозацепа из газового баллона. Для этого обрезается обод шириной в 5-7 см (диаметр 30 см). Из пластины делают зацепы, которые фиксируются с шагом в 15 см.

В центре каждого зацепа приваривается дополнительная пластина. К концу зацепов добавляется еще 60 см, чтобы полученное оборудование больше входило в почву. К ободку металлического диска приваривается пластина.

При использовании самодельных мотоблочных конструкций рекомендуется соблюдать технику безопасности.

Навесное оборудование для мотоблоков всегда представляло особый интерес для мастеров самодельщиков. Простое и одновременно универсальное устройство силового агрегата средних и тяжелых мотоблоков позволяет создать несколько видов навесных орудий. А это значит, что все эти относительно нехитрые приспособления сделают мотоблок, настоящим конкурентом современному трактору.

Самодельное навесное оборудование для мотоблоков

Для мотоблоков средней и большой мощности сегодня поставщики и производители предлагают огромное количество навесного оборудования и приспособлений, которые обеспечивают механизацию многих операций. Однако, несмотря на столь привлекательные предложения и готовые варианты поставки комплектов многие владельцы предпочитают делать навесное оборудование для мотоблока своими руками. И причина не в том, что самоделки обходятся дешевле. Отнюдь, если брать стоимость материалов, то это абсолютно не так. Проблема кроется в другом. Сделанный своими руками инвентарь для мотоблока, это в большинстве своем универсально подобранные по своим качественным параметрам орудия труда, отвечающие запросам конкретного человека.

Такой подход к формированию парка сельскохозяйственной техники дает возможность учесть в процессе проектирования и сборки инвентаря всех возможных особенностей как участка, так и самого владельца.

Разрабатываемое оборудование для агрегата условно делится на оборудование:

  • универсального назначения;
  • узкоспециализированной направленности;
  • вспомогательное оборудование и устройства, позволяющие упростить управление мотоблоком.

К универсальным средствам относятся прежде всего адаптеры и разного рода прицепы, делающие универсальной транспортной платформой как для перевозки грузов, так и в качестве удобного транспортного средства. Отдельные модели мотоблоков способны развивать скорость до 25 км в час. Хотя до комфорта мини трактора здесь еще далеко, но ходить пешком уже не приходиться.

Узкоспециализированные виды оборудования чаще всего предназначаются для выполнения всего 1 или максимум 2 операций. Однако именно это самые востребованные с точки зрения потребительских качеств инструменты для качественной обработки почвы, выполнения операций по уходу за посевами, заготовке кормов и даже применяемые в строительстве. Отчасти следует заметить, что среди самоделок специального назначения преобладают относительно простые виды инструмента - плуги, фрезы, . Это то, что можно сделать из подручных материалов и при помощи самого простого электроинструмента. А вот более сложные элементы изготавливаются при помощи агрегатов от другого оборудования.

Ну и, конечно, то что облегчает управление - противовес на мотоблок, утяжелители колес и противоскользящие цепи все это позволяет работать с агрегатом круглый год.

Самоделки для мотоблока

Вопрос о том с чего начать конструировать навесное оборудование для мотоблоков вполне резонный. Дело в том, что практически все мотоблоки оснащаются прицепными устройствами, фабричного образца, рассчитанными на применение стандартных видов оборудования. Нужно уточнить, при этом что именно стандартное оборудование и не удовлетворяет запросам покупателей - уж слишком нежным и хрупким оказываются прицепные системы при использовании их в жестких условиях эксплуатации.

Для отечественных мотоблоков прицепные устройства в основном изготавливаются из стали сварным способом, а вот для массового китайского производства это в основном чугунное литье, или сплав металлов. Понятно, что для одного корпусного плуга даже самый мощный адаптер из чугуна не выдержит.

Потому первое что необходимо создать, это прицепное к мотоблоку своими руками для плуга. Здесь за основу конструкции лучше принять стандартную схему - адаптер представляет собой шарнир с возможностью фиксации плуга в разных положениях, что особенно удобно для вспашки небольших участков, когда применяется плуг как с левым, так и с правым отвалом.

Такой вариант поможет использовать его и для вспашки, и для окучивания, и для установки адаптера-сиденья для косилки или граблей для переворачивания сена на сенокосе.

Универсальный прицеп к мотоблоку

Наличие прицепа обеспечивает мобильность, ведь одно дело вести мотоблок с уже установленными агрегатами, другое, когда плуг, фреза или просто грузятся на прицеп и транспортируются самим мотоблоком.

Рассчитывать параметры прицепного оборудования для мотоблока нужно исходя из его мощности, принцип здесь прост - 1 л. с. означает возможность перевозки 100 кг полезного груза на тележке. Самым простым и надежным является схема одноосного прицепа с нагрузкой на центральную ось. И хотя грузоподъемность такого прицепа невелика, всего до 500 кг, этого вполне хватает для того, чтобы на прицепе установить сиденье и управлять мотоблоком сидя на прицепе.

Самое сложное здесь это подобрать необходимые комплектующие. Легче всего использовать готовые детали. Например, ступица для мотоблока своими руками изготавливается из автомобильной, для легковых машин. Это позволяет использовать стандартные автомобильные колеса и покрышки для оборудования агрегата. С другой стороны, ступица от вазовской классики отлично подойдет и для того чтобы сделать и другие полезные самоделки - грунтозацепы, лебедки, утяжелители колес.

Для прицепа в основном используют конструкцию из прямоугольной трубы, но в качестве рамной основы может быть использован и швеллер и двутавр. Борта для прицепа лучше предусмотреть съемными. Предпочтительно сразу предусмотреть возможность установки на платформу нескольких видов бортов:

  • деревянные или металлические для перевозки сыпучих грузов;
  • легкие, сетчатые для заготовки зеленой массы для животных;
  • раскладные, с возможностью увеличения полезной площади для перевозки сена.

А вот для того чтобы было комфортно перемещаться по дорогам стоит сделать крылья на мотоблок. По возможности сразу установить на них брызговики. Ведь не на всех дорогах есть асфальт и твердое покрытие.

Мотоблок с прицепом назвать транспортным средством согласно законодательству, сегодня нельзя, но это не означает что прицеп не должен оборудоваться средствами световой сигнализации.

Обязательно установить на прицеп как минимум 4 светоотражающих элемента - 2 красного цвета сзади и 2 белого впереди. Это поможет водителю автомобиля определить повозку в темноте.

Орудия обработки почвы - плуг и соха для мотоблока своими руками

Перед тем как сделать навеску на мотоблок для обработки почвы следует решить, что важнее и расставить приоритеты в вопросе техники обработки участка. Для больших участков, применяемых для посадки картофеля, корнеплодов, зерновых культур оптимальным вариантом была бы соха для мотоблока своими руками. Сделать ее проще и легче. А вот для грядок под овощные культуры, для обработки полос между рядами сада или финальной обработки под посадку лучше сделать фрезу. Это намного облегчит дальнейшие работы.

При готовой сцепке на мотоблок самым сложным в изготовлении плуга выступает его форма. Корпус имеет сложную для формовки форму и поэтому лучше сделать плуг из нескольких составляющих. Сошник для мотоблока своими руками лучше сделать из стали. Большое усилие, которое будет испытывать этот элемент не должно приводить к его деформации. Тем более, что именно сошник отвечает за глубину опускания плуга.

Лемех плуга должен быть из максимально твердого металла. Это та часть плуга, которая врезается в землю и разрезает ее пласт. Прочность и мощность этого элемента позволит работать с плугом как в условиях обрабатываемой пашни, так и делать предварительную обработку целины. Несмотря на сложность конструкции отвала сделать его довольно просто. Для изогнутого отвала лучше взять уже готовую заготовку круглой или овальной формы. Из нее по чертежу сделать отвал. Умельцы для этого обычно используют трубы большого размера от 350 мм в диаметре или газовые баллоны. Отвал при этом получается практически идеальной формы.

Одним из вопросов как сделать плуг для мотоблока будет изготовление полевой доски - стабилизирующего элемента для плуга, задающего направление его движения при работе на пашне.

Соха своими руками для мотоблока так же, как и плуг собирается из нескольких элементов. Правда, для использования сохи в обработке почвы лучше предусмотреть отвал из арматуры, так, чтобы во время обработки грунт как можно больше рыхлился при повороте пласта. В конструкции сохи лучше предусмотреть не фронтальный отвал, а двусторонний отвал с арматурными прутьями.

Фреза для мотоблока своими руками

Навесное оборудование для мотоблока в виде грунтофрезы может быть использовано в основном для легких и средних агрегатов. Для тяжелых моделей с отдельным механизмом отбора мощности и передачей крутящего момента на прицепные агрегаты для мотоблока оптимальными будут фрезы с цепной передачей.

Самыми простыми фрезами для рыхления почвы могут быть четыре сегментные сабельные фрезы. Конструктивно такая фреза представляет собой трубу, на которую жестко посажены сабельные фрезы. Для средних и легких агрегатов полуоси для мотоблока делают разборными. Так можно регулировать ширину и скорость обработки почвы. Если установлено два сегмента с каждой из сторон редуктора, то скорость обработки существенно выше. Правда, ширина в этом случае будет небольшой. Для полуосей из двух или даже четырех элементов ширина захвата может быть увеличена до 1,5 метра.

Навесные агрегаты для мотоблока своими руками изготавливаются из профильной трубы. Профиль легче устанавливать на редуктор колес. Да и сочленять их при наращивании намного проще и легче.

Достаточно просто вставить их друг в друга и закрепить шпильками. Полуоси для мотоблока своими руками изготавливаются из квадратной или шестиугольной трубы с толстыми стенками. Для 1 комплекта фрез понадобится:

  • трубы для корпуса полуоси с толщиной стенок 2,5-3 мм длиной 50-80 см;
  • для соединения сегментов трубы меньшего диаметра длиной 50-60 см;
  • 8 сабельных элементов для рабочего органа;
  • фиксаторы на полуосях - 4 штуки;

Сами фрезы рекомендуется изготовить из стальной полосы толщиной 5 мм и более. Самое лучшее решение для изготовления фрез — применение кованного металла. В таком случае и прочность выше и нет необходимости часто делать заточку инструмента. Рекомендуется использовать при разработке формы фрезы для мотоблока своими руками чертежи наиболее удачных моделей - сабельной, изогнутой или фрезы с треугольным заостренным элементом.

Дисковый культиватор для мотоблока

Одним из самых востребованных видов навесного оборудования для мотоблока в период ухода за растениями летом является культиватор. Полольщик для мотоблока своими руками можно сделать:

  • по примеру классического культиватора в виде прицепного рыхлителя;
  • в виде дисковых окучников, применяемых для обработки посевов корнеплодов.

Технология обработки предусматривает прохождение мотоблока между двумя рядами посевов или при использовании много корпусного культиватора трех и даже четырех рядов.

Рыхлитель окучник может иметь несколько видов инструмента, установленных в одном корпусе:

  • рыхлитель;
  • два двухотвальных плужка-плоскореза;
  • 2 дисковые бороны для формирования гряд;
  • два диска для защиты растений.

Диски защиты растений для мотоблока своими руками обычно изготавливаются из листовой стали. В зависимости от назначения устройства, к которому они будут применяться рассчитывается их диаметр. Для фрез, обычно диаметр меньше фрез на 5-7 см, а для культиватора они, должны быть диаметром 30-35 см. Просто во время фрезерования участка растения обычно имеют небольшую высоту. А вот культивация проводится, когда растения достигают значительного роста, и поломка их на этом этапе может закончиться гибелью овощной культуры.

Диски среднего размера могут быть и универсальными, диаметром 20-25 см. При этом нужно предусмотреть и универсальный тип крепления к каждому из видов навесного оборудования.

Вспомогательное оборудование для мотоблока

В числе необходимых усовершенствований мотоблока в виде навесного оборудования рекомендуется сделать, кроме всего вышеперечисленного, следующие элементы:

  • колеса с грунтозацепами для работы на рыхлой почве;
  • подъемник;
  • навесной ковш-отвал для уборки снега.

Для конструкций колес, используемых в качестве движителей мотоблока на пашне используют колеса с резиновыми покрышками. Как самому сделать колеса для мотоблока с грунтозацепами подскажет опыт и умение работать с готовыми конструкциями, например, со стальными дисками от автоколес.

Для этого нужно:

  • 2 стальных диска от легкового автомобиля;
  • уголки 25х25 см;
  • электросварка;
  • болгарка;
  • рулетка и карандаш.

Уголок разрезается на отрезки по 35-40 см. Обода диска размечаются на равные сегменты. Лучше всего, если их будет 8 или 10. Делаются отметки и в местах отметок привариваются уголки.

Подъемник своими руками для мотоблока лучше сделать из отрезка трубы диаметром 100 мм. Сам подъемник делается в виде ролика на кронштейне. Он в случае необходимости изменяет свое положение и дает возможность поднять мотоблок на опору. В обычном положении вал-подъемник находится впереди агрегата и используется как опорный каток при преодолении канав и рытвин.

Ковш можно сделать:

  • из листового металла толщиной 1,5-2 мм;
  • жесткого пластика с ножом в нижней части из металлической полосы;
  • из фанеры толщиной 8-10 мм или плиты OSB 10-12 мм.

Ковш жестко закрепляется на раме мотоблока. Для облегчения работы можно сделать поворотное устройство для изменения угла наклона режущей плоскости к поверхности дороги.

Чтобы ковш работал долгое время, впереди на кронштейне выносится опорная лыжа. Это позволит сделать очистку более безопасной. Режущая поверхность будет находиться на определённой высоте над землей и не касаться грунта.

Усовершенствовать домашнюю мототехнику под свои требования можно без больших затрат. Ведь навесное оборудование на мотоблок можно собрать самостоятельно, все сделав своими руками.

Работа мотоблока с навесным оборудованием — видео

Очень скоро после приобретения собственного участка встает вопрос ухода за ним. Если площадь его невелика, то можно обойтись и тележкой с ручным инструментом. Но это не всегда удобно, да и не всем под силу. А если участок больше по размеру, то здесь и вовсе не обойтись без «помощника». На выручку многим хозяевам приходит мотоблок. Но здесь опять-таки возникает проблема: как расширить его функциональные возможности? Конечно же, можно приобрести в тех же магазинах уже готовое заводское навесное оборудование. Главное, чтобы денег хватило на все. А есть еще один вариант: самоделки для мотоблока, изготовленные своими руками. Минимум инструментов и материалов, немного труда - и приспособления готовы. Главное, с минимальными финансовыми затратами. О том, что и как можно изготовить самому, - далее в данной статье.

Что можно изготовить?

Функциональные возможности мотоблока очень широки. Только зависят они от дополнительных приспособлений, которые к нему присоединяются. Самоделки для мотоблока являются хорошей альтернативой заводским механизмам. Главное, иметь немного фантазии и понимания дела. А изготовить можно практически все.

Изготовить для мотоблока своими руками можно следующие агрегаты:

  • Плуг.
  • Культиватор.
  • Окучник.
  • Фрезу.
  • Сеялку.
  • Косилку.
  • Грабли.
  • Прицеп.
  • Ковш (лопату).
  • Отвал.

Этот список можно продолжать. Но и так уже понятно, что самодельное оборудование для мотоблока позволяет выполнить все виды работ по участку.

Этапы изготовления

Весь процесс изготовления агрегатов для мотоблока своими руками условно можно разделить на несколько этапов. Для начала необходимо определиться, какое оборудование необходимо и какие функции оно будет выполнять. К примеру, если речь идет о прицепе, то в зависимости от выполняемых видов работ может изменяться конструкция. Самодельная тележка для мотоблока может обладать способностью выгружать грузы самостоятельно. Это очень удобно, если речь идет о перевозке насыпью удобрений, почвы, убранных овощей. В таких случаях поднять кузов и высыпать все гораздо проще, чем разгружать это вручную.

Следующий этап - расчет и изготовление чертежа. На этом этапе важно, чтобы мотоблок и полученное оборудование могли работать «в паре». Это касается мощности, размеров, способа крепления и многих других факторов.

После подготовки чертежа, когда известны необходимые материалы и инструменты, можно приступать к их подготовке. Работа будет выполняться быстрее, если все будет подготовлено заранее. В таком случае не нужно будет бросать работу и ехать в магазин за недостающими деталями.

И только когда все этапы подготовки пройдены, можно приступать собственно к изготовлению. На строительство может уйти много времени и сил. Но результат того стоит.

Необходимые параметры

Изготавливая самоделки для мотоблока, важно учитывать факторы, которые позволят оборудованию работать правильно. Нельзя собрать агрегат как у соседа, работающего на тракторе, и подсоединить его к мотоблоку. Параметры техники и навесного оборудования должны быть соответствующими. Поэтому необходимо уделить внимание следующим моментам:

  • Мощность мотоблока. Так, для техники мощностью 4,5 л. с. будет достаточно нагрузки 250 кг с учетом водителя. Исходя из этого значения, можно рассчитать массу перевозимого груза в прицепе, количество допустимых плугов и так далее.
  • Размер. Участок возле дома, даже самый большой, - это все-таки не поле. Поэтому наверняка найдутся участки, где большая техника не поместится. К тому же большая (или, наоборот, узкая) техника не всегда удобна в работе. Она может не пройти между деревьями или, наоборот, быть слишком узкой для грядки. Необходимо учитывать подобные размеры заранее.

  • Предусмотреть узел для крепления оборудования к мотоблоку. Оно может быть шарнирным, на втулках, подшипниковым. Подбирать его необходимо именно для своей техники.
  • Способ крепления отдельных частей оборудования между собой. Цельные узлы могут соединяться между собой сваркой, заклепками, болтами. Выбор в данном случае зависит от наличия инструмента, времени и способностей.

Это основные вопросы, которые необходимо продумать. Но не единственные. В процессе изготовления самоделки для мотоблока будет много вопросов и нюансов, которые нужно будет тщательно обдумывать для принятия правильного решения.

Изготовление прицепа

Одной из наиболее популярных самоделок является прицеп. Его можно считать самым основным агрегатом для работы с мотоблоком. Как уже отмечалось, начинать необходимо с подготовки чертежей и расчетов. Конструкция может отличаться в зависимости от желания, фантазии и имеющегося материала.

Первым делом готовится рама. Делается каркас прямоугольной формы с обязательной вставкой ребер жесткости. Предусматриваются места, к которым будут присоединяться элементы ходовой части и крепления к мотоблоку. Ходовая часть чаще всего крепится на самодельной ступице (окантовывается приваренная к раме арматура).

Далее производят непосредственное крепление ходовой части. Здесь может использоваться подшипниковая система или ось в зависимости от конструкции прицепа. Во втором случае лучше выполнить съемное крепление, нежели сварное. Это может понадобиться при ремонте (замене) оси.

Сцепной механизм проще приобрести готовый. Его нужно будет просто присоединить к прицепу. Обычно его крепят к куску металлической трубы, которая приваривается к раме тележки.

Плуг своими руками

Реальностью является самодельный плуг для мотоблока. Только в данном случае важно найти точные и правильные чертежи. От этого будет зависеть качество обработки почвы.

Сам отвал плуга обычно изготавливают из стали толщиной 3 мм. Важно ее правильно изогнуть. Сделать это правильно поможет шаблон из обычной металлической трубы.

Для стойки берут металлическую пластину, толщина которой не менее 10 мм. Степень заглубления регулируется местом установки стойки на кронштейне. Угол вспашки выбирается наклоном мотоблока. Может использоваться с этой целью регулировочный винт.

Почву разрезает и формирует ее пласт лемех. Традиционная версия - двухсторонняя конструкция. Но можно выбрать и более современный вариант самозатачивающегося лемеха. В первом случае периодически необходимо затачивать оборудование. Это позволит равномерно разрыхлить почву, разрезать корни сорняков.

Самодельная косилка для мотоблока

Изготавливать косилку можно из подручных вариантов. В таком случае для начала изготавливается рама. Чаще всего в качестве исходного материала берут металлический уголок 40х40 мм. Иногда берут основу от заводских косилок. Но это более дорогой вариант.

На готовую раму крепят подшипники, в которые монтируется ось для колес. После этого крепится рабочая часть. От ее вида зависит тип косилки: роторная, сегментная или соединенная с повозкой. В действие она может приводиться цепью от редуктора бензопилы. В случае роторной косилки берут металлические диски, между которыми крепят ножи. Во втором случае ножи крепятся на металлическую планку. На металлический брус крепят колесо (подойдет от старой детской коляски), которое приводится в действие ВОМ от техники. На этом самодельная косилка для мотоблока готова.

Изготавливаем культиватор

Самодельный культиватор для мотоблока изготавливается из стального листа размером 150х150 мм. Фреза изготавливается из пластин 250х40 мм. Пластины соединяются попарно в виде фрезы. Обычно крепят их болтами. Далее берутся две металлические трубы, которые соединяются между собой уже готовыми фрезами. Вся конструкция крепится к валу мотоблока.

Самодельный отвал

Еще одно популярное приспособление для мотоблока - отвал. Он может использоваться для очистки снега, разравнивания почвы. Основу гнут из стального листа толщиной 1-2 мм. К ней крепятся вертикальные ребра жесткости из более толстого металла.

Мотоблок незаменим в современном хозяйстве. Оснащаемая различными навесными агрегатами, эта техника может делать буквально всё, начиная окучиванием картофеля и заканчивая уборкой снега или заготовкой дров. В то же время универсальнцми мотоблоки можно назвать с большой натяжкой: как правило, список оборудования, подключаемого даже к самым дорогим моделям, ограничен 2-3 видами навесных узлов. Впрочем, довольствоваться только тем, что предлагает производитель, вовсе не обязательно. Ведь практически любой из мотоблочных агрегатов, которые могут потребоваться для ведения домашнего или садово-огородного хозяйства, можно сделать самостоятельно.

С амодельное навесное оборудование для мотоблоков

Что делать, если мотоблок у вас уже есть, а установить на него заводское навесное оборудование не представляется возможным? Выход один – самостоятельно сконструировать необходимый функциональный узел, не уповая на изобретательность производителя и щедрость игроков рынка.

Список навесных агрегатов для мотоблоков весьма разнообразен. В него входят:

  • плуги;
  • бороны;
  • грабли;
  • картофелекопатели, окучиватели и картофелесажалки;
  • плоскорезы-пропольники;
  • почвофрезы;
  • сеялки; подметальные щётки и снегоуборщики;
  • дровоколы;
  • отвалы;
  • водяные помпы;
  • насосы-опрыскиватели и т.д..

Очевидно, что столь богатый арсенал навесного оборудования не в ходит ни в одну комплектацию. Остаётся только представить, во сколько помимо самого мотоблока обойдётся покупка всех необходимых для ведения хозяйства агрегатов. Не стоит забывать и о том, что на рынке по-настоящему универсальные мотоблоки можно пересчитать по пальцам. То есть оборудование, которое подлходит к какой-либо конкретной модели довольно редко можно подключить к другой. К счастью, производители всё же предусматривают возможность модификации выпускаемой мотоблочной техники, в основном за счёт дополнительного . К таковому можно отнести:

  • дополнительные полуоси (ступицы);
  • ходоуменьшители;
  • грузы (утяжелители);
  • грунтозацепы;
  • сиденья-адаптеры;
  • транспортировочные тележки и прицепы;
  • сошники (упорные рычаги);
  • сцепки и пр.

Любой из этих узлов можно сделать самостоятельно или взять от других моделей и адаптировать под вашу. Но прежде всего следует удостовериться в их совместимости. Мощность , габариты и вес, способ подключения, рабочие нагрузки и т.д. – всё это следует учесть ещё на стадии разработки, иначе вы рискуете потратить силы и средства впустую.

Изготовление самодельного адаптера-прицепа

Адаптер позволяет превратить мотоблок в мини-трактор и максимально автоматизировать садово-огородные работы.

Его конструкция включает:

  • металлическую раму;
  • сцепку;
  • поперечную штангу;
  • раскосы;
  • колёсные стойки, ось и колёса;
  • органы управления;
  • сиденье оператора;
  • тележку или .

Простая рама для адаптера изготавливается из металлической трубы круглого или прямоугольного сечения длиной 1,5-1,7 м. С одного конца к ней приваривается дышло (сцепку) – элемент, с помощью которого конструкция будет крепиться к фаркопу мотоблока, а с другой – поперечная штанга, ширина которой выбирается в соответствии с шириной колёсной базы последнего. К штанге привариваются стойки колёс и раскосы, функция которых заключается в обеспечении жёсткости конструкции и амортизации при передвижении по участку. Что касается колёс, их можно снять с обычной садовой тележки либо автомобильного прицепа.

Как правило, соединение адаптера мотоблока и навесного оборудования выполняется посредством одинарной сцепки. Управление же функциональными агрегатами осуществляется посредством рычага с 2 или 3 коленами – переключая их вы сможете регулировать положение установленного навесного агрегата. Кроме того, можно использовать дополнительный рычаг для контроля прилагаемого усилия. В завершение по центру поперечной штанги нужно приварить металлическую «ногу», на которой будет размещено .

Чем длиннее дышло адаптера, тем мощнее должен быть мотоблок. При этом мощность двигателя последнего влияет и на выбор колёс, а также сечения трубы, из которой будет изготавливаться рама.

Наиболее удобным в эксплуатации вариантом является дисковый окучник. Для работы с ним нужно прилагать минимум физических усилий, причём с понижением скорости движения возрастает его мощность, что положительно сказывается на эффективности работы. Кроме того, дисковая конструкция окучника отличается универсальностью – с помощью такого инструмента можно выполнять сельскохозяйственные работы как сразу после посадки огородных культур, так и в период их интенсивного роста.

Конструкция дискового окучника включает:

  • диски;
  • Т-образный поводок (раму);
  • стойки;
  • винтовые талперы.

Талперы предназначены для регулировки угла поворота дисков. От последнего зависит глубина погружения последних, а также усилие, необходимое для выполнения работы. Для облегчения труда оператора окучник оснащается , которые обеспечивают надёжность конструкции и удобство в эксплуатации.

Диски изготавливаются из легированной стали толщиной 1,5-2 мм. Их наружные кромки выгибаются, а по центру выполняется отверстие для переходников, с помощью которых они будут крепиться к раме окучника. Если возможность изготовить диски самостоятельно отсутствует, можно позаимствовать их у отслужившей свой срок сеялки или другого подобного оборудования.

Окучник может иметь фиксированную или переменную ширину захвата. Во втором случае вы сможете регулировать расстояние между дисками, переставляя стойки. Элементы навесного агрегата соединяются с помощью болтов или сваркой.

Картофелекопалка к мотоблоку своими руками

Эта разновидность навесного оборудования значительно облегчает процесс уборки урожая картофеля, а также других клубневых культур.

Основными конструктивными элементами картофелекопалки являются:

  • сварная рама;
  • лемех;
  • редакционного узла;
  • барабана-очистителя.

Лемех - подвижная часть картофелекопалки - изготавливается из стальных прутьев и одной или нескольких заострённых стальных пластин. Острые кромки и концы конструктивных элементов лемеха затупляются так, чтобы предотвратить повреждение клубней картофеля.

Для изготовления сварной рамы необходимы размером около 60х40 мм, профилированная труба и отрезок швеллера №8. Размеры, а также вес рамы, который зависит от веса используемых материалов и особенностей принятого конструктивного решения, должны соответствовать габаритам и мощности мотоблока.

Редакционный узел - главный элемент картофелекопалки. Для его изготовления понадобится два металлических цилиндра, которые будут выполнять роль стаканов для соединительных втулок – с помощью такой конструкции обеспечивается взаимодействие ведущего и ведомого валов. Далее из металлической трубы диаметром 25 мм необходимо сделать ступицы, к которым привариваются передаточные звёздочки. Последние с помощью шпонок призматической формы насаживаются на втулки.

Самая сложная часть картофелекопалки - барабан-очиститель. Его конструкция включает пару роликовых цепей по 94 звена каждая, которые одеваются на специальные стержни. Этот элемент, получивший название «беличье колесо», закрепляется на двух фиксированных осях, что обеспечивает его подвижность при вращении. Таким образом усилием вала двигателя лемех картофелекопалки, прикреплённый к подвижному кожуху, будет менять угол наклона, совершая в процессе движения копательные движения.

Угол наклона рабочей части и глубина копа регулируются с помощью ползунка. Он изготавливается из фторопласта, а его параметры подбираются в соответствии с характеристиками основного агрегата (мощности двигателя, скорости передвижения и т.д.), а также свойств обрабатываемой почвы.

Самодельный снегоуборщик для мотоблока

Не каждый может позволить себе купить профессиональный снегоуборочный агрегат. Да и стоит ли это делать, если работать он будет всего лишь несколько раз в году? С другой стороны вовсе необязательно заниматься расчисткой территории вручную – вполне приличный снегоуборочный узел к мотоблоку вы можете изготовить и самостоятельно.

Наиболее простым вариантом является отвального типа. Он состоит из двух основных элементов: адаптера и, собственно, отвала. Первый состоит из пары металлических штанг и трёх кронштейнов. С помощью штанг отвал крепится к раме мотоблока, а кронштейны обеспечивают возможность регулировки его положения по горизонтали и вертикали. Это можно делать вручную, так и с помощью тягового или рычажного механизма. Основу такой системы составляет поворотный узел, который можно позаимствовать у различной самоходной техники или изготовить своими руками, используя в качестве основы узлы передних колёс легкового автомобиля.

Чтобы сделать бульдозерный нужно изготовить металический каркас, который с одной стороны обшивается 1-2 мм листом жести Высота и ширина снегоуборщика выбираются в соответствии с параметрами основного узла - мотоблока, а также особенностями обслуживаемого участка. Если дорожки на вашем дворе имеют ширину не более 70-80 см, идеальным вариантом будет 50-см отвал, с которым вы сможете легко маневрировать в процессе уборки снега. На нижнюю кромку отвала, расположенную под углом по отношению к основной оси каркаса, с помощью болтовых или заклёпочных соединений устанавливается нож. Чем больше наклон ножа, тем легче отвал срезает затвердевшие слои снега. Малый угол напротив позволяет передвигать снежную массу без существенного увеличения мощности двигателя.

Для повышения конструктивной жесткости отвал можно обшить по периметру металлическим уголком, а каркас снабдить дополнительными рёбрами. Однако всё это приводит к утяжелению конструкции и, как сделствие, к повышенному расходу горючего и моторесурса основного агрегата.

Универсальное навесное оборудование к мотоблоку своими руками

Некоторые виды функциональных узлов мотоблока имеют схожую конструкцию и принцип работы. Поэтому если вы занимаетесь их изготовлением самостоятельно, подумайте об универсальности. К примеру, картофелекопалку можно модифицировать под картофелесажалку, а снегоуборщик под . Несколько изменений в конструкции и один и тот же узел можно будет использовать для решения различных хозяйственных задач – это позволит сэкономить не только деньги и силы, но также и площадь, необходимую для хранения оборудования.

Нынешние крестьяне не представляют своей деятельности без специальной техники. Большинство собирают навесное оборудование для мотоблока своими руками, так как данная машина в продажу поступает с минимальным набором дополнительных инструментов для обработки земли.

Для дачников и жителей сельской местности, где требуется обработать достаточно большие площади земли, эта техника является настоящим спасителем, позволяющим выполнять намеченную работу быстро, качественно и без тяжелых физических усилий. Только вот сам мотоблок представляет ценность в роли тягача, для выполнения разных земельных работ необходимо приобрести или сделать своими руками навесное оборудование.

Стоят дополнительные инструменты к этой машине немало, поэтому приобретать их выгодно лишь крупным фермерам и тем, кто занимается выполнением земельных работ на заказ. А вот для того чтобы обработать достаточно небольшие площади земли или в целях экономии, можно создать все эти инструменты собственными руками. Часто специалисты советуют все же приобрести сцепку в магазине, так как она выполняет довольно важную роль в работе и имеет универсальный тип. Она просто необходима для мотоблоков, с ее помощью присоединяются навесные устройства, такие как: плуг, прицеп, картофелесажалка, окучник и многое другое, что понадобится в работе фермера. К сожалению, этот сцепляющий узел не идет в комплекте с техникой, поэтому его придется приобретать отдельно. Но многие умельцы в случае неудачных поисков сцепки изготавливают ее самостоятельно.

Как изготовить сцепляющий узел?

Данная деталь должна быть изготовлена из прочного материала, так как является связующим звеном между инструментом для работы и тяговой силой мотоблока. Этот узел должен иметь прочные элементы фиксации с обеих сторон.

Для его изготовления понадобятся следующие инструменты и материалы:

  1. Металл или швеллера. Они понадобятся для создания основного корпуса узла.
  2. Элементы крепления в виде болтов, гаек и стальных стержней.
  3. Для того чтобы положение узла можно было менять, нужно продумать, какой элемент регулировки необходим. Это должен быть прочный и металлический рычаг.
  4. Для сборки этой детали мотоблока понадобится сварочный аппарат, набор ключей, сверла и дрель по металлу.

Такие самодельные приспособления должны соответствовать габаритам и грузоподъемности машины. Узел должен иметь достаточно прочные детали крепления и по своим размерам подходить к основному оборудованию.

Конечно, изготовить нужно универсальную сцепку, так как к ней можно будет присоединить, как самодельные устройства, так и приобретенные.

Универсальный узел собирается в следующей последовательности:

  1. Для начала необходимо взять 2 одинаковые по своим размерам металлические дуги П-образной формы, для их изготовления прекрасно подходят швеллера. В каждой металлической пластине нужно просверлить отверстия: в одной — 6 шт., а в другой — 8 шт.
  2. Корпус является более сложной деталью и собирается при помощи сварочного аппарата. У него четко должны быть отмерены и просверлены отверстия для соединительных элементов, а на одной из скоб необходимо продумать, как выполнить подвижное соединение.
  3. Самым сложным в этой работе считается изготовление рычага, вернее, самого механизма регулировки положения мотоблока. Основные его детали — это винт, кронштейн и рукоятка.

Для выполнения данной работы рекомендуется воспользоваться специальным станком, на котором можно будет выточить все необходимые детали. Когда сцепка будет собрана и готова к эксплуатации, стоит проверить прочность ее присоединения и крепления рабочего приспособления для мотоблока.

Навесные устройства для мотоблока

Для того чтобы обработать землю и выполнить ряд сельскохозяйственных работ на малогабаритном тракторе, понадобятся следующие дополнительные приспособления:

  1. Грабли.
  2. Плуги.
  3. Окучиватели.
  4. Картофелесажалки и картофелекопалки.
  5. Бороны.
  6. Пропольники и косилки.
  7. Дровоколы.
  8. Опрыскиватели.
  9. Почвофрезы.

Все эти устройства рано или поздно понадобятся, но чаще всего используют, грабли, плуг, окучиватели и устройства для посадки и сбора картофеля.

Как сделать окучник?

Самое простое самодельное навесное оборудование — это окучник. Для сборки этого устройства понадобятся следующие инструменты и материалы:

  1. 2 диска одинакового размера из прочного металла. Их можно изготовить самостоятельно, либо взять от отслужившей свой срок сеялки.
  2. Болты, гайки, металлические оси и шайбы, подшипники скольжения.
  3. Металлическая рама Т-образной формы.
  4. Стойки — 2 шт.
  5. Для правильной регулировки угла поворота дисков необходимо приобрести винтовые талрепы.

По центру дисков располагают переходники, с их помощью производится крепление к раме. Стойки в идеале необходимо крепить на такие устройства, чтобы в дальнейшем можно было регулировать расстояние между дисками. Остальные детали собираются путем сварки и болтов.

Устройство для копания картофеля

Данное приспособление является незаменимым в период сбора урожая клубневой культуры, в особенности картофеля. Такие самоделки для мотоблока своими руками выполнить не так уж и просто. Перед работой необходимо создать чертежи навесного оборудования и продумать при этом каждую деталь.

Рама, как основной корпус, путем сварки изготавливается из металлических уголков или швеллеров. Она должна быть достаточно прочной и устойчивой.

Для непосредственного сбора клубней необходима 1 или 2 металлические пластины с закругленными краями, делается это для того, чтобы они не разрезали картофель. Также потребуются металлические прутья, которые привариваются к пластине. Вся вместе эта конструкция называется лемехом — это подвижная деталь данного устройства.

Не менее важный элемент оборудования — это редакционный узел. Для его изготовления необходимо приобрести 2 металлических цилиндра, они предназначены для соединения 2 втулок, которые обеспечивают взаимодействие валов.

Корпус для очистки клубней. Его достаточно сложно изготовить неопытному мастеру. Для его сборки необходимо приобрести роликовые цепи, стальные стержни, именно с их помощью требуется собрать конструкцию, которая по своему внешнему виду будет напоминать колесо для белки. Это колесо нужно прочно закрепить на 2 специальных стержнях таким образом, чтобы барабан смог вращаться.

Правильно собранные детали позволят применять в работе это устройство многие годы, а качественный результат будет радовать.

Снегоуборочное устройство

Выполнить его не сложно, для его создания необходимо подготовить 2 металлические трубы и кронштейны. Так называемый отвал, можно сделать из металлического листа. К его корпусу при помощи сварки присоединяются штанги, а кронштейны позволяют фиксировать его угол наклона и расположение относительно сцепляющего узла. Эту подвижную деталь можно взять из отслужившей свой срок самоходной техники.

Картофелесажалка

Для того чтобы собрать самостоятельно данное навесное устройство, необходимо подготовить следующие детали:

  1. Рама является основным несущим элементом, ее можно сварить из металлических уголков и швеллеров.
  2. К раме необходимо присоединить металлическую ось, к которой будут крепиться колеса.
  3. В нижней части рамы крепится бункер для картофеля.
  4. Зацепные звездочки следует правильно прикрепить к раме и соединить с регулировочным механизмом.

Особое внимание необходимо уделить правильно отрегулированному расположению звездочек, так как от этого будет зависеть распределение клубней в почве во время посадки. Колеса на этом устройстве могут быть разного диаметра, все зависит от габаритов самого мотоблока и навесного оборудования.

Некоторые умельцы умудряются создавать универсальные приспособления для земляных работ, к примеру, путем добавления или снятия каких-либо деталей можно создать из мотокультиватора картофелесажалку, а грабли легко переделать в бороны, путем смены основных насадок на раме. Если подойти к этому вопросу грамотно и со знанием дела, то можно постепенно собрать весь необходимый инструмент для домашних и сельскохозяйственных работ на мотоблоке.