Центр природы как традиционный элемент развивающей среды дошкольных учреждений. Как использовать игрушки при оформлении уголка природы. Требования при организации в ДОУ уголков природы

Консультация: «Центр природы в детском саду»

Цель: помощь педагогам в организации предметно-развивающей среды

Центр природы – достаточно традиционный элемент развивающей среды дошкольных учреждений. Они очень любимы детьми и играют большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за животными и растениями, побуждают детей заботиться о них. Цели создания живых уголков одинаковы, однако формы могут различаться. В настоящее время эти элементы среды существуют в виде трёх вариантов: отдельное помещение, часть экологической комнаты и центры в группах.

При подборе видового состава обитателей живого уголка учитываются следующие аспекты:

- географический : желательно (по возможности) иметь в уголке представителей разных континентов. Местообитания животных и растений наносятся на настенную географическую карту, которая служит дидактическим пособием для проведения различных занятий;

- экологический: представлены животные различных сред и условий обитания (водные, летающие; животные, приспособленные к условиям жарких и холодных стран);

- систематический: представлены животные разных систематических групп (птицы, звери, земноводные и т.д.);

- природоохранный: отмечены виды, которые в своих странах охраняются.

Видовой состав растений

Очень часто комнатные растения живого уголка выполняют лишь функцию выработки у дошкольников навыков ухода. Однако правильный подбор видов может значительно дополнить её. При подборе растений следует учитывать аспекты:

- географический: представлены растения разных стран, континентов, географических зон; естественные места произрастания комнатных растений наносятся в виде системы значков на настенную географическую карту;

- экологический: представлены растения, произрастающие в разных условиях (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые или влаголюбивые и т.д.);

- биологический: представлены растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы).

Для удобства работы рекомендуется оформить паспорта растений и животных. Варианты оформления могут быть разными: альбом, тетрадь, папка с прозрачными файлами. Последний вариант наиболее удобен, т.к. позволяет при необходимости менять информацию, дополнять её.

При описании каждого растения, животного лучше следовать определённому плану, это облегчит сравнение материалов. В паспорте следует разместить:

    фотографию или рисунок,

    указать научное и бытовое название (например, бальзамин или Ванька мокрый), если есть интересная информация о происхождении названия (например, почему морскую свинку называют морской, хотя к морю она не имеет никого отношения);

    родину растения (животного) – континент, страну;

    условия, в которых оно живёт в природе (тропический лес, пустыня и т.п.);

    экологические особенности – отношение к свету (светолюбивое, теневыносливое), влаге (растение влаголюбивое или засухоустойчивое, животные влажных или засушливых мест обитания);

    особенности питания растений (требование к богатству почвы или нет), для животных -тип питания (хищник, растительноядное, насекомоядное, чем именно питается в природе);

    особенности образа жизни (дневной, ночной);

    связи животных и растений с другими растениями и животными (например, кто питается этими растениями в природе);

    если есть информация, можно внести в паспорт сведения об отношениях человека и описываемых живых объектов (как человек использует растения в природе и быту; подлежат ли растения, животные охране и почему).

Часть информации можно изобразить в виде системы значков. Например, экологические особенности растений показываются при помощи знаков – символов. Другой вариант: каждая характеристика животного обозначается квадратиком, а растения – кружочком, которые размещаются в верхней части страницы. Например, влаголюбивое растение – синий кружок, засухоустойчивые – оранжевый. Разработайте свою систему значков в зависимости от видового состава растений и животных в вашей группе. Такие значки значительно облегчат вашу работу, помогут правильно ухаживать за растениями.

С точки зрения экологического воспитания не имеет значения, какие растения и в каком количестве будут в группе. Важно другое: растения, размещённые в данном помещении, должны хорошо себя чувствовать (хорошо расти, хорошо выглядеть, цвести и т.д.). В этом случае дети будут видеть здоровые, ухоженные живые растения, что является результатом полного соответствия их потребностей и условия обитания. На наш взгляд в группе должно быть целесообразное количество растений (8-10): все или большая их часть (примерно 80%) должны быть задействованы в педагогическом процессе, все цветы должны быть хорошо оформлены (в кашпо, композициях, торшерах), подписаны научными названиями. Можно завести 2-3 растения одного вида, различающихся по окраске цветка или по величине. Например, бегонию высокую и низкую.

Общеобразовательные программы ДО рекомендуют во второй младшей группе иметь 2-3 невысоких цветка. На подоконник нужно ставить небольшие, низкие цветы, которые занимают не более 15% см. высоты от подоконника. Большое количество растений на окнах и не в меру разросшиеся цветы могут «съедать» до 50% естественного освещения, а это особенно вредно для маленьких детей, да и в поле внимания ребёнок может держать ограниченное количество объектов.

Педагог привлекает детей к совместному труду по уходу за растениями в виде поручений: расстелить на столе клеёнку, бережно перенести цветок на стол, вымыть поддон, подать необходимое для пересадки оборудование, поднести ведёрко с почвой, поддержать цветок, полить после пересадки. Все растения должны быть пересажены вместе с детьми.

В средней группе в уголок природы добавляют 2-4 новых растения, которые отличаются величиной листьев (кливия), строением стебля (аспарагус, традесканция, плющ). Это даёт возможность сравнивать. Работа в данной группе построена таким образом, что сначала мы создаём общее положительное отношение у детей к объектам природного уголка (дежурство - уход за растениями, кормление животных совместно с педагогом), а затем сведения о них.

В старшей группе вновь добавляются растения. В течение года воспитатель учит сравнивать детей с уже имеющимися, знакомит с правилами ухода за ними. Работа с детьми в природном уголке дополняется разделом по познавательному развитию, темой блока «Царство растений», «Царство животных» (где обговаривается классификация комнатных цветов, начинается работа с тех, которые есть в вашей группе, и постепенно дополняется этот список; а также говорится о диких, декоративных животных: аквариумные рыбы, хомячки, попугайчики, которые живут дома, за ними ухаживает человек).

В подготовительной группе могут быть представлены разнообразные комнатные растения. Дети уже знают правила ухода за ними, помогают поливать растения. Акцент в данном возрасте делается на то, что у каждого ребёнка есть свой любимый цветок, как и воспитателя и ребёнок «несёт за него ответственность», т.е. ухаживает (поливает, опрыскивает), наблюдает за тем как он себя «чувствует» и своевременно говорит об этом воспитателю. Занимаются пересадкой, выращиванием цветов и овощей, отмечая результаты наблюдений, высаживают рассаду весной на участки детского сада. Педагог организует тематические выставки: «Мой любимый цветок», «Редкие растения», «Моё любимое животное». Поддерживает познавательный интерес детей за счёт легенд, познавательных историй о цветах, животных.

При переезде в новое помещение специалисты рекомендуют цветы оставлять на своих местах, т.к. многие из них плохо реагируют на переезд.

К выше сказанному следует добавить требования , которые необходимо соблюдать при организации природных уголков:

    растения и животные должны быть безопасными для детей и взрослых, недопустимы ядовитые и колючие растения;

    подбирать неприхотливые, нетребовательные к уходу и условиям содержания;

    предпочтение отдавать растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные вещества и элиминирующим аллергены;

    уход за растениями (кроме полива) должен осуществлять только персонал ДОУ (СанПин, 2003г., п.2.4. 12);

    обитатели уголка должны быть неприхотливы и доступны в уходе;

    подбор растений и животных должен быть осуществлён с учётом возрастных особенностей детей;

    придерживаться принципа «лучше меньше, да лучше», т.е. использовать небольшое число объектов, но здоровых, ухоженных, красиво вписывающихся в интерьер помещения.

Оборудование

В природном уголке необходимо выделить полочки для хранения корма и ухода за растениями и животными (клеёнчатые фартуки, полотенца, клеёнка для стола, лейки, опрыскиватели, тряпочки, рыхлители земли). Здесь же можно поместить красочную литературу о его обитателях, фотографии (открытки), календарь природы. На стене размещается географическая карта с обозначением мест происхождения обитателей уголка.

В природном уголке может находиться теплица (ящики для посадки лука, овса, рассады), которая служит, прежде всего, местом выращивания для многих обитателей природного уголка (овёс для попугаев, салат для черепах), наблюдений за растениями и пополнения рациона дошкольников витаминами (лук, чеснок).

Уже становится традиционным экспериментальный уголок в детских садах. В нашем детском саду педагоги из-за нехватки помещения в групповых комнатах экспериментальный уголок объединяют с природным. В данном уголке находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать). Состав материала изменяется в зависимости от темы занятий. Так, во время занятий на темы «Песок, глина, камни» ребёнку предоставляется возможность самостоятельно экспериментировать, играть с этими материалами, исследовать их с помощью лупы, повторять опыты, которые он проводил под руководством педагога.

Основное оборудование:

    приборы - помощники: увеличительные стёкла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;

    разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы;

    природный материал: камешки, шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.п.;

    утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

    разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;

    красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварель и др.);

    медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и т.д.;

    прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи и т.д.;

Выставочный уголок.

В уголке природы периодически можно размещать детские рисунки и поделки на тему о природе, фотографии детей и родителей во время общения с природой, с обитателями живого уголка.

По мнению Светланы Николаевны Николаевой (автора программы по экологическому воспитанию), расположить природный уголок можно в помещении группы, не на проходе и не рядом с зоной подвижных и ролевых игр; если позволяет пространство, то можно организовать в приемной групповой или в туалетной комнате. В уголке природы воспитатель организует три вида деятельности: создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных (труд в природе), познавательно-ознакомительная работа и общение с природой.

Используемая литература:

    Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду

    Николаева С.Н. Юный эколог

    Иванова Е.А. Комнатные растения в ДОУ (журнал Дошкольная педагогика № 5 – 2004г.)

    Иванова Е.А. Комнатные растения в ДОУ (журнал Дошкольная педагогика № 1 – 2007г.)

Оксана Гуляева

Уголок природы – необходимая составляющая воспитательного процесса в детском саду. Он помогает научить детей воспринимать красоту природы , привить милосердие и сострадание к растениям и животным, понимание необходимости беречь природу , другими словами – сформировать экологическую культуру личности. Организуя предметную среду в групповом помещении, я старалась учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка. Вот такой уголок природы создала для детей в детском саду. В уголке так же есть календарь с картинками, время суток, а так же погода.

Цель создания уголка природы – способствовать развитию ребёнка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности, научить детей экологически целесообразному образу жизни.

Цель организации уголка природы – продолжать работу по углублению и обобщению знаний о растениях (особенностях внешнего вида, размножении и т. п.) . Учить ответственно относится к природе , понимать её законы. Продолжать формировать умения самостоятельно работать в уголке природы .

Задачи :

Формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями;

Видеть и понимать связи между явлениями;

Практически осваивать природу , создавая необходимые условия для нормальной жизнедеятельности живых организмов;

Средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства;

Воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой.

Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты. Уголок природы , который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Уголок природы в нашей группе является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность. В повседневной жизни у наших воспитанников воспитывается познавательное отношение к природе , желание ухаживать за объектами, добрые чувства, ответственность. В уголке природы я разместила макеты разных климатических зон. Которые сделала сама. Также тут стоит дерево Времена года. На стенах висят обручи оформленные под времена года. Семена,шишки, плоды,камни,гербарий, ракушки образцы почвы находятся в центре исследования и эксперементирования. При необходимости дети берут оттуда. Цветы пришлось убрать в другую отведенную комнату.



















Публикации по теме:

Природа с ее необычайным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с.

Для гармоничного развития ребёнка большое значение имеет оформление детского сада. Оформление детского сада – это современный дизайн групповых.

Центр природы и экспериментирования группы Оформляя наш природный центр, мы, как и все педагоги, старались придерживаться образовательной программе дошкольного образования и СанПинам.

Центр природы в ДОУ Консультация для воспитателей Центр природы в группе Подготовила старший воспитатель Галашова Татьяна Васильевна Слайд 1. Мир природы.

Детское экспериментирование как средство познания мира неживой природы Особенностью умственного развития ребенка дошкольного возраста является преобладания образных форм познания: восприятия, образного мышления,.

Конспект ОД «Познавательное развитие» ознакомление с миром природы в старшей группе. «Путешествие в мир природы» Задачи: Образовательные:.

Номинация «Педагогическая среда»

Экологическое воспитание дошкольников является начальным и значимым звеном в системе непрерывного экологического образования. Как педагог-эколог ставлю перед собой цель - развитие экологической воспитанности дошкольников.

В экологическом образовании и воспитании программа нашего дошкольного учреждения ставит следующие задачи: освоение экологических представлений, развитие познавательных умений, овладение умениями ухода за живыми существами, накопление опыта гуманного отношения к объектам природы, развитие экологически правильного поведения в природе.

Для решения задач экологического воспитания и образования в нашем детском саду организуется система взаимосвязанных компонентов: организация различных видов деятельности, развивающая предметная среда, экологическое просвещение родителей, оценка окружающей среды, координация работы с другими учреждениями.

Началом работы по экологическому образованию дош-кольников, по моему мнению, является правильная орга-низация единого экологического пространства. Центром экологического образования в нашем детском саду является эколого-познавательный центр.

В эколого-познавательном центре созданы условия для экологического образования детей: есть аквариум с рыбками, бассейн - «модель пруда» для изучения и игр с водой, собрано более 40 видов растений. Это одно из самых любимых мест детей и взрослых.

Также в нём собран разнообразный методический материал, пособия, природоведческая литература, разнообразные технические средства обучения. Здесь располагаются: учебная зона «Корабль знаний», экологическая лаборатория «Эврика», мини-музей «Удивительное рядом», игровой центр «Игротека старичка Лесовичка», материал для детского творчества «Кладовая для умелых ручек», планетарий «Большая Медведица», собрание детских работ «Копилка впечатлений», центр исследований «Наши проекты», библиотека «Зеленые странички».

Дети с удовольствием приносят сюда подарки: коллекции предметов природы, поделки, рисунки. В эколого-познавательном холле есть очень интересный центр «По Вологодской области», где можно найти «Красную книгу Вологодской области», карту чудес земли Вологодской, рассмотреть фотографии растений и животных своей местности. В исследовательском центре можно заглянуть в микроскоп, отправиться в путешествие по карте мире, изучить модель нашей планеты.

Центры природы в группах являются зелеными островками, которые служат для воспитания экологически грамотного отношения к живым существам, а так же способствуют оздоровлению окружающей детей среды.

В каждом уголке природы более 10 видов игр экологического содержания, соответствующих возрасту детей, оборудование для детских исследований, календари наблюдений, материал для творчества, коллекции, оборудование для трудовой деятельности, результаты творчества детей.

В нашем дошкольном учреждении организована ра-бота педагогов с детьми на экологических тропах в здании детского сада и на его территории, создан уголок нетронутой природы «Уголок леса Вологодской области». При озеленении территории и помещений стремимся к обеспечению максимального видового разнообразия флоры и фауны.

Много-образие деревьев, кустарников, цветов, трав вызывает у детей радостное творческое настроение. Кроме того, на участ-ках детского сада дети наблюдают за деятельностью взрос-лых в природе, оказывают посильную помощь, знакомятся с видами насаждений, их особенностями. Все это способ-ствует развитию наблюдательности, любознательности, фан-тазии, бережного отношения к природе.

На территории ДОУ высажены более 40 видов многолетних и видов однолетних декоративных растений, 10 видов деревьев, 15 видов кустарников. Декоративные растения подбираются таким образом, чтобы обеспечить непрерывное цветение с мая по сентябрь.

Животный мир представлен животными разных классов: улитки 3-х видов, рыбки 4 видов; временными обитателями - кроликами, хомяками, дождевыми червями. На территории ДОУ встречаются птицы 10 видов, насекомые: бабочки 5 видов, муравьи, жуки 10 видов, пауки 3-х видов.

В помещении ДОУ выращиваются более 80 видов растений, расположенных в зимнем саду (зоне релаксации), в уголках природы на группах, в комнате развивающих игр и компьютерно-игровом центре, на лестничных пролётах и ступеньках, в эколого-познавательном центре.

Созданная для становления личности ребенка - дошкольника в ДОУ эколого-развивающая среда, является оптимально обогащенной, соответствует требованиям формирования личности, адаптированной к современным условиям. Ее отличает разнообразие, доступность, эстетичность, сложность, высокий уровень содержательности.

Консультация для педагогов

«ОБОРУДОВАНИЕ ЦЕНТРА ПРИРОДЫ

В ДЕТСКОМ САДУ»

(к презентации)

Составила: Лебедева Л. И.

старший воспитатель

ГБОУ Школа №2120

Москва, 2017г

Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Для того, чтобы обучение было результативным, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Одно из условий, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе центр природы.

Центр природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.

Центр природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за животными и растениями.

У каждой группы детского сада должен быть свой центр природы. Подбор и размещение объектов в центр природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами.

В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

Растения, которые помещаются в природный центр, должны быть безопасны. Не допускается иметь в центре природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах необходимо иметь таблички с названием и схему наблюдения и составления описательного рассказа о растении.

Все обитатели центра природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.

Постоянными обитателями центра природы будут комнатные растения:

  • В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами.
  • В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев.
  • В старшей группе в центре природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы.
  • В подготовительной группе в центре природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус.

1 младшая группа Фикус, фиалка, герань, традесканция, сансевьера.

2 младшая группа Примула, Бегония,Герань,Колеус,Бальзамин,Кливия,Аспидистра,Фикус,Традесканция,Рейнекия, Драцена (4-5 видов по 2-3 экземпляра)

Средняя группа Примула, Бегония,Герань,Бальзамин,Кливия,Аспидистра,Фикус,Традесканция,Рейнекия,

Драцена, Хлорофитум, Агава, Аспарагус (4-5 видов по 2-3 экземпляра)

Старшая группа 2 вида Бегонии, 2 вида Герани, Колеус, Плющ, Комнатный виноград, Традесканция, Амараллис и др. Растения, имеющие различные виды стеблей, различную форму, величину, окраску листьев и цветов.

Подготовительная группа 2 виды Бегонии, 2 вида Герани, Колеус, Плющ, Бегония Рекс, Узамбарская фиалка. Лекарственные алоэ, Туя, Бриофиллюм, Камнеломка, Циперус.

Каждое растение должно иметь название и схему наблюдения

Схема наблюдения

  1. Высота растения - высокое, низкое
  1. Характер растения - светолюбивое, тенелюбивое
  1. Тип стебля - Прямой, вьющийся, стелющийся
  1. Форма листовой пластинки - овальные, круглые, треугольные
  1. Ширина листовой пластинки - широкие, узкие
  2. Поверхность листовой пластины - тонкие, толстые, опушенные
  3. Края листовой пластинки - ровные, с зубчиками
  4. Расположение листьев
  5. Полив
  6. Уход
  7. За что ценится

Временные обитатели центра природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:

  • Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала.
  • Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.
  • Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

Можно сделать «сухой» аквариум .

Для этого нужно наполнить аквариум цветными камешками, на заднюю стенку приклеить обои с изображением подводного мира, на дно поместить игрушечных обитателей моря (черепаху, рака, краба и других), на заднюю стенку изнутри аквариума приклеить объёмные наклейки-рыбы, на камешки – наклейки-улитки, морские звёздочки. Дополнить морской пейзаж искусственными водорослями. Аквариум готов.

В центре природы должны быть календари наблюдений :

За ростом и развитием растений.

Календарь наблюдений за птицами.

Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе

Календарь наблюдений за птицами

Календарь для младших и средних дошкольников заполняется карточками с изображениями птиц, прилетающих на кормушку. Наблюдения этим способом производятся каждый день заново, и никакие пометки («следы») не ставятся.

Календарь представлен листом альбомной бумаги с нарисованным деревом и кормушкой, на которых имеются прорези. После прогулки дети младшей и средней группы находят картинки птиц, которые видели на прогулке и вставляют в эти прорези.

На старшей и подготовительной группе ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные пометки - «галочки» (символическое изображение птиц, которые остаются в календарях как следы наблюдений).

Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени (дни недели), фиксируются разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом).

Календарь наблюдений за ростом и развитием растений

За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике.

В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения.

В средних – дети помогают (например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья).

В старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети.

Для воспитанников младших групп целесообразно высаживать более крупные семена, чем для воспитанников средних и старших групп. Так же в младших группах достаточно 1 – 2 вида растения для посадки, в средних – 2 – 3, в старших и подготовительных – до 5.

Примерный перечень растений для посадки

лук-репка,

дольки чеснока,

корнеплоды свеклы,

морковь,

петрушка,

укроп,

листья салата

Можно выращивать по 1-2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка.

Кроме этого, в центре природы в каждой группе необходимо иметь:

  • Муляжи овощей и фруктов.
  • Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

Наполнение центра природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы.

Центр природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Таким образом, центр природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.


Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: материал будет интересен и полезен воспитателям дошкольных учреждений.
Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС.

Характеристика группы:
В мою группу ходят дети с младшей группы. На февраль месяц их возраст колеблется от 5лет 6 мес. до 6 лет 3 мес. В группе 15 девочек и 8 мальчиков, в основном (80%) это дети служащих, рабочих - 20%. Группа - общеразвивающая. Есть дети с задержкой речевого развития, которым требуется помощь учителя-логопеда (13%), есть дети (57%), речевое развитие которых соответствует возрасту, у остальных детей (30%) – чистая речь.
Факты, полученные в результате анализа.
а) безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в ДОУ.
Создавая развивающую среду в старшей группе, я, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Я старалась, чтобы обстановка в моей группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности.
Переставляется мебель в игровых зонах, что позволяет уйти от надоедливой однообразной обстановки и внести в интерьер что-то новое и свежее. Мебель в центрах разнообразная, часто меняются варианты расстановки столов в обеденной части группы. В группе есть мягкая мебель,(мягкий уголок), что создает уютную атмосферу, а так же игрушки детей, принесенные ими из дома. В работе с детьми я использую не авторитарную, а личностно-ориентированную модель воспитания, тесно взаимодействую с родителями с целью изучения потребностей ребенка. Сотрудничество детского сада с семьей идет по единому воспитательному плану и приводит к достижению максимальных результатов в формировании личности ребенка.
б) реализация образовательных программ дошкольного образования.
Детский сад работает по общеобразовательной программе ГБДОУ №43 Колпинского района, поэтому все центры в развивающей среде созданы в соответствии с этой программой, с рекомендациями по развивающей среде: учтены основные требования и основные принципы организации среды.
Создавая среду развития в группе, я учитывала следующие параметры:
содержательно-насыщенная, развивающая;
трансформируемая;
полифункциональная;
вариативная;
доступная;
безопасная;
здоровьесберегающая;
эстетически-привлекательная.
Кроме того, все пространство в группе я разделила на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса:
художественно- творческий уголок, уголок безопасности, музыкально- театрализованный, уголок природы, экспериментальный, конструкторский, познавательно-речевой.
в) Учет возрастных особенностей детей.
Дети моей возрастной группы соответствуют физическим и психологическим данным детям старшего дошкольного возраста.
Основная группа: 22 ребенка - 2 группа здоровья, 1 ребенок – 1 группа здоровья. Инвалидов и с задержкой психического развития - нет.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр сюжетно - ролевой игры
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.
Сюжетно-ролевые игры: Ателье, Почта, Салон красоты, Супермаркет, Поликлиника, Семья.



Центр дежурства.
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный и там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства.



Центр безопасности.
Создавая развивающую среду в группе, немало внимания я уделяла созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно -печатные игры.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Физического развития»

Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, я делала акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь сделанный своими руками.



Во время образовательного процесса устраиваются динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры. В работе с детьми старшего возраста мною используются различные виды гимнастики: пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Театральный центр

Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, деревянный на дисках, би-ба-бо, напольный, теневой. Также в группе имеется уголок «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.


Музыкальный уголок.
В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха.


Центр творческой деятельности
В центре творческой деятельности имеется: разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно- прикладному искусству, настольно- печатные игры.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Познание»

Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры». «Учись считать»,«Цвет», «Форма», «Размер».Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», Целое из частей, «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число»,»Математическая рыбалка»,«Детям о времени», «Измеряем всё подряд», «Составь задачу».Развивающие игры: Блоки Дьенеша и схемы к ним, Палочки Кюйзенера и схемы, счётные палочки и схемы к ним. Сложи узор, сложи Квадрат», «Рамки Монтессори», «Дроби», «Прозрачный квадрат», «Логический пояс», Игры на плоскостное моделирование: Танграм. Игрушки для сенсорного развития детей: пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки.




Центр природы
В центре природы имеется: календарь погоды, инвентарь за уходом комнатных растений, муляжи фруктов, овощей.



Центр экспериментирования
В центре экспериментирования имеется: различные емкости для воды и сыпучих, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы. Имеется картотека проведения экспериментов в старшем возрасте, природный материал для проведения эксперементов; знакомство с растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа и т.д.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Развитие речи»

В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи.
Игры по звуковой культуре речи
Игры на звукоподражание: «Звуковой куб», Кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши»,«Позови громко», «Эхо».
Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики».
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения
«Дин-дон», «Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Логопедическое лото»,«Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки», «Звуковой коллаж».
Картотека артикуляционных игр и упражнений.
Игры на развитие словаря, и грамматического строя речи «Глаголы в картинках», «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Автобус для зверят», «Ёлочка», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки».
Игры на развитие связной речи
«Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала,что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов»,«Расскажи про детский сад», «Телефон», «Сам себе сказочник».