Чем можно заменить мордан. На что клеить поталь

Это не только теория, но и практика работы с художественными и декоративными материалами. К нам часто обращаются с просьбами помочь в создании какого-либо декора: патинирование дерева и металла, покраска мебели под стиль "шебби", декор купюрниц для ресторана и проч.

С типичными задачами всё просто. А бывают и очень необычные просьбы, например: покрасить свечи серым лаком, разместить черные зеркала внутри шкатулки (причем, без стыков), помочь убрать липкость несохнущего лака...

Бывает, что мы справляемся, а бывает, что и нет. Но в ходе поисков и тестов подчас находятся новые творческие ходы и совершаются очень интересные открытия. Вот как, например, сейчас.

Клиент принёс нам старые виниловые пластинки (1973-1982 годов). Их бы послушать на соответствующем аппарате да поностальгировать... Так нет же, их поручено позолотить! Да ещё так, чтобы блеск металла был ярким и чистым, как при гальванике.


Гальваника - электрохимическое осаждение каких-либо металлов на обрабатываемой поверхности (с применением постоянного тока, анодов и специальной ванны, наполненной водой, являющейся электролитом).

Главное условие для гальванирования - электропроводящая поверхность предмета. Если изделие изготовлено не из электропроводящего материала (например, виниловые пластинки), тогда его сначала покрывают тонким слоем электропроводящего материала, и затем наносят гальваническое покрытие. Толщина гальванического покрытия может варьироваться от 0,05 мкм до 0,5 мкм.

"Лучше гор могут быть только горы". Так и здесь: лучше тонкого слоя металла может быть только тонкий слой металла.

Попробуем другой способ золочения поверхности металлом - наложение листовой потали (работают также с сусальным, каратным золотом). Кстати, странно, что нет такого термина, как "поталирование". Можно было бы его и ввести в обиход:)

Поталь представляет собой тончайшие листы металлического сплава меди с цинком (бывает и небольшой процент золота, меди и алюминия). Толщина листа составляет около 3 мкм (0,003 мм). После полировки потали на обрабатываемой поверхности толщина листа покрытия уменьшается.

СЛОЖНОСТИ и пути их решения


1. Как правильно подготовить поверхность?

Поталь традиционно накладывают на хорошо и правильно подготовленную поверхность. В идеале порядок действий должен быть таким: грунтовка, шлифовка, полировка, нанесения клея, наложение потали, полировка, защита лаком.

Согласно нашему заданию, все бороздки у пластинки должны идеально просматриваться. Поэтому слой с традиционным толстым грунтом (глиняным болюсом) отпадает сам собой. На виниловые пластинки можно нанести прозрачный грунт для работы по стеклу и керамике.

Мы не стали наносить грунтовочный состав вообще (чтобы избежать возможных артефактов в виде дополнительных следов от кисти, ворсинок и проч.). Просто обезжирили поверхность при помощи ватного диска и водки (спирта), дождались высыхания, убрали все ворсинки, смахнули пыль. Дальше дело за клеем.

При безгрунтовочном нанесении листов потали на виниловую пластинку звуковые бороздки будут отлично просматриваться. Правда, не только они, а также все возможные дефекты виниловой поверхности...

2. На что клеить поталь?

Поталь приклеивается на особый клей. Он известен под разными названиями (спиртовой или водный полимент, мордан, мордант, мист, молочко, смесь для золочения, масляный клей для потали и проч.) и обладает разными свойствами (цвет, запах, время высыхания и проч.). Новичку сложно правильно выбрать подходящий для конкретной работы вид клея.

Время высыхания клеевого состава колеблется от 20 минут до трёх суток или даже недели (масляный мордан). Для декора виниловых пластинок мы выбираем между спиртовым и водным полиментом.

Спиртовой состав идеально подходит для водоотталкивающих поверхностей, таких как стекло, керамика, пластик, хорошо ложится на оштукатуренные и загрунтованные стены. Такой вид полимента достаточно предсказуем в работе и не окисляет поталь в дальнейшем. Именно поэтому его часто выбирают профессиональные мастера.

Однако, спиртовой состав быстро сохнет . Это может привести к образованию наслоений клея на поверхности. То же самое может произойти и с водным полиментом. Например, пока мы делали кадр с кисточкой и клеем (фото выше), мордан на пластинке стал высыхать. Место стыка подсохшего и свежего клея оказалось весьма заметным и в дальнейшем отразилось на результате золочения не лучшим образом (фото справа).

Тем не менее, новичкам лучше выбрать водный клей для потали . К тому же, его можно разбавить водой, тогда его будет легче наносить ровным слоем.

Но надо иметь ввиду, что через некоторое время после окончания работы с поталью водные составы (клей, лак) могут вызвать окисление потали (образование пятен), что, конечно, печально.

Но есть и хорошая новость: это страшное "окисление" не касается листов "серебряной" потали , потому что в их основе находится аллюминий. Поэтому для декорирования "платинового диска" мы смело использовали водный клей для золочения!

3. Чем наносить клей?

Как сделать так, чтобы мордан лёг равномерно , тонким слоем и без видимых следов от кисти? Все эти вопросы очень важны, т.к. именно от этого этапа во многом зависит конечный результат золочения.

Варианты: наносить клей очень мягкой кистью (белка) или коротковорсым валиком.

4. Какую поталь выбрать?

Поталь бывает в листах, рулонах и в виде мелкой крошки. Она может плотно держаться на подложке (трансфертная поталь) или представлена свободными листами, проложенными тонкой пергаментной бумагой.

Легче всего работать с трансфертной поталью , которой легко управлять. Такая поталь не улетает и не рвётся, к тому же, ее можно вырезать ножницами по заданной форме. Однако она мало не подходит для золочения фактурных резных элементов.

Для золочения больших и плоских поверхностей , как в нашем случае с виниловыми пластинками, отлично подойдёт листовая поталь.

5. Когда нужно накладывать поталь?

Принцип работы с клеем для потали по сути один: равномерно нанести состав на основу тонким слоем, выждать до состояния "лёгкого отлипа" , осторожно наложить и разгладить поталь.

6. Как полировать?

Поскольку в нашем случае с пластинкой был исключен полноценный этап грунтовки с применением болюса, то и традиционная полировка золота агатовым зубцом здесь не подходит.

Полировка возможна простым мягким материалом , как, например, ватный диск. Двигаться нужно строго по направлению бороздок.

7. Как защитить поталь?

Поскольку данные "золотые" и "платиновые" диски будут помещены под стекло, то дополнительной защиты не требуется.

Важно понимать, что любой лак гасит сияние потали и проявляет все мелкие огрехи, неровности и стыки.

8. Какие альтернативы?

Мы попробовали также и другие материалы для золочения (жидкая поталь, восковая паста, аэрозольная краска). Однако все они не дали такого металлического блеска и сияния, как поталь. Об этих материалах и работе с ними мы расскажем отдельно.

09.05.2018

Бесцветный клей для потали на водной основе.

Клей выпускается в упаковках 100 мл (банка) и 20 мл (тюбик).

Клей подходит для работы со всеми видами потали: листовой, в хлопьях и трансферной.

Клей для потали применяется на различных поверхностях: пластик, дерево, стекло, металл и др.

Состав: латексная дисперсия, консервант, глицерин, загуститель.

Способ применения при работе с классической поталью

Затем осторожно наносится поталь. Излишки потали удаляются сухой мягкой кистью.

Для закрепления и защиты потали от окисления покрыть шеллачным или финишным лаком.

Способ применения при работе с трансферной поталью

С помощью кисти или из тюбика клей наносится тонким слоем на поверхность и выдерживается от 3-х до 10-ти минут (клей станет прозрачным).

Лист трансферной потали прикладывается изнаночной стороной вниз и тщательно разглаживается.

Затем быстрым движением пленка удаляется. При желании закрепить любым защитным лаком.



Меры предосторожности:

Кисти и инструменты по окончании работы промыть водой.

Хранить плотно закрытым при температуре более 5 °С.

При попадании клея на кожу смыть тёплой водой.

Беречь от замерзания!

В настоящее время широко используется водный или спиртовой клей для золочения поталью. Мастера-позолотчики уже не так часто используют водные составы, распространенным считается спиртовой клей. Для того чтобы сэкономить на материалах, для золочения используют акриловый миксион. Но стоит учитывать, что такая экономия не совсем уместна в этом деле, так как качество позолоты поталью значительно снижается. Работать с водным клеем для потали не так легко, чего не скажешь о современном спиртовом микстионе. Это можно легко объяснить, ведь для того чтобы вода полностью испарилась необходимо больше времени, чем для испарения спирта. К выбору клея для золочения необходимо отнестись очень ответственно.
Виды и характеристика клея для золочения
Главным компонентом клея для позолоты поталью считается клей животного происхождения, как правило, это кроликовый. Если золочение осуществляется на молочко обязательно необходимо применять защитный лак для потали. Рекомендуется использовать только профессиональный клей для золочения, так как от этого зависит конечный результат работы. Подробную информацию о том или ином клее можно узнать в интернете.
На сегодняшний день в продаже можно увидеть несколько видов водно-акрилового клея для потали: водный клей, водная паста для золочения, карандаш для позолоты поталью и пигментированный водный клей.
Обычный клей на водной основе средней вязкости, его не нужно разбавлять водой. Водные морданы классифицируют по времени после которого можно начинать золочение поталью. Производителями указан временной интервал – 15, 30 и 60 минут. Но помимо этого следует учитывать такие факторы как толщина слоя, характер подложки под клей и температура влажности окружающей среды, ведь от них также зависит время высыхания клея. Профессиональные позолотчики настоятельно рекомендуют просушивать клей для золочения не меньше чем 8 часов перед приклеиванием первого листа потали.
Для обычного водного мордана для потали необходима хорошо выготовленная, прогрунтованная, непористая и невпитывающая подложка, так как она имеет необходимую жидкую консистенцию. Клей пигментированный для потали способен справиться с такими задачами как формирование цвета подложки под золочение, точность корректировки толщины слоя, способность избежать промазней.
Водный мордан перед нанесением на поверхность имеет белый цвет, после высыхания он становиться прозрачным. Этот клей для потали цвет подложки не меняет, за счет этого появляется возможность лучше контролировать толщину слоя.
Пасту для золочения поталью применяют для отделки пористых и впитывающих поверхностей, которые не имеют надежную грунтовку. Обычно такой вид золочения используют для гипсовых деталей, деревянных изделий или плохо прогрунтованных поверхностей. После золочения пастой предметы имеют матовый цвет.
Мордан для потали на водной основе, который выпускают в тюбиках, карандашах или маркерах используют для художественного нанесения, предназначены для выполнения тонких работ золочения. Мастера квалифицированных компаний могут дать вам бесплатную консультацию по поводу того или иного вида золочения. Помогут определиться с выбором. Если не правильно выбрать клей для золочения, или если он будет не качественный, результат работы может разочаровать вас. Поэтому не приступайте к делу, если не разбираетесь в нем. Обращайтесь только к профессионалам. Очень важно, чтобы фирма, которая вас обслуживает, имела хорошую репутацию и лицензию на работу. Мастера должны дать вам гарантию на работу. Но если вы хотите провести золочение самостоятельно, в первый раз рекомендуется работу делать под наблюдением мастера-позолотчика, так как здесь учитываются все нюансы, даже от выбора клея зависит результат работы.

Материалы и инструменты
. Поталь
. Клей для потали
. Кисть для клея
. Лампемзель (Лапка) - плоская беличья кисть
. Ножницы
. Нож позолотчика
. Подушка позолотчика
. Мягкая хлопковая ткань или ватный тампон
. Лак защитный для потали

Подготовка основания.
Металлические основания необходимо очистить от загрязнения, пыли, жира, ржавчины и загрунтовать специальной грунтовкой по металлу или железным суриком.
Стекло, пластик, хромированный или никелированный металл в большинстве случаев грунтовать не надо, достаточно очистить их от грязи и обезжирить поверхность.
Нанесение фона.
Цвет фона зависит от того, какого эффекта при золочении поталью нужно добиться. Для достижения, например, эффекта трещин, чтобы придать изделию старинный эффект, можно фон сделать чёрным. Поталь очень тонкая и ложится неравномерно, особенно на рельефные места, поэтому будут образовываться трещины. На черном фоне они будут видны отчётливо. Если необходимо добиться равномерной золотой поверхности, то цвет фона следует подбирать под цвет потали.
Для равномерной окраски изделия его желательно покрывать краской как минимум два раза.
Нанесение клея для потали.
После того, как краска высохнет, можно наносить слой клея для потали. На металлические загрунтованные поверхности клей можно наносить следующим образом: сначала нанести кистью клей, подождать 5-10 мин., затем почти сухой кистью (которой наносился клей) пройтись второй раз, чтобы удалить (размазать) подтеки. После этого нужно подождать 10-15 мин. когда клей подсохнет, поверхность изделия станет липкой. Время высыхания каждого клея указано в инструкции к нему.
При золочении поталью главное - нанести равномерное количество клея, не много, но и не мало, поталь может не пристать к тем участкам изделия, которые были плохо промазаны клеем.
Нанесение потали.
Поталь бывает трансферная (каждый лист давлением помещён на кальку или белую шёлковую бумагу) и свободная (переложенная двумя листами бумаги). В первом случае можно отрезать ножницами нужный кусок потали вместе с бумагой и перенести его на изделие. Когда поталь приклеится к изделию, бумагу можно осторожно отделить. Во втором случае из потали вырезают нужную форму на подушке для золочения специальным ножом позолотчика. Затем поталь берётся специальной кистью (лампемзель) и переносится на изделие. Учтите, что поталь очень тонкая и обращаться с ней нужно аккуратно и осторожно. Поталь можно разглаживать колонковой кистью, осторожно постукивать по поверхности или разглаживать. Кусочки потали, которые не приклеились к изделию, нужно собрать; ими можно покрыть неприкрытые места изделия. Когда поталь разглажена равномерно, её можно плотно прижать и разгладить тканью или ватным тампоном. Поталь наносят обязательно внахлёст. ВАЖНО: ватный тампон не должен заходить на проклеенную поверхность, иначе на клеевой поверхности могут остаться кусочки ваты, и их невозможно будет удалить, не нарушив клеевого слоя.
Обработка позолоченной поверхности.
Листы потали пристают не равномерно, и не плотно. Сначала дефекты золочения (пробелы) покрывают остатками потали. Лист после нанесения и полного высыхания (время высыхания зависит от нанесённой основы, как правило, через 2-3 часа, но бывает и 12 часов) полируют. Начинают полировать с угла, проводят по поверхности прямыми штрихами, после каждого прохода поверхность золота становится более глянцевой. Поверхность полируют до полной однородности - стыки листов тщательно разглаживаются, швов не должно быть видно.
Защитный слой.
Поталь может со временем подвергаться окислению и потускнеть. Чтобы этого не случилось, покрытую поверхность можно обработать защитным лаком. Лак наносится кистью. Есть виды лака, предназначенные для защиты от механических повреждений и воздействия чистящих средств. Поталь можно также покрывать специальным битумом для придания эффекта старины.

Наиболее распространенными и простыми способами золочения поталью является позолота на водный или спиртовой клей для потали. Сейчас профессиональные позолотчики постепенно уходят от использования водного молочка, все чаще используя спиртовые микстионы. Водно-акриловый миксион (или молочко) для золочения поталью рекомендуется использовать для позолоты в технике бликовка, когда мастеру необходимо нанести клей росписью, которая задает узор золочению. Также водный клей можно безопасно использовать при упрощенном интерьерном золочении (впрочем также подойдет розовый спиртовой клей). Для остальных целей (например, золочение мебели, другие задачи с повышенными требованиями к надежности и качесту) рекомендуется использовать спиртовой или масляный микстион. Гарантированно стабильное покрытие позолотой мебели с помощью водного клея для потали получить намного сложнее, чем используя аналоги других типов. Это объясняется в первую очередь тем, что для полного испарения воды необходимо намного более длительное время, чем для спирта.

Одним из основных компонентов клея для позолоты поталью является клей животного происхождения (обычно кроликовый). Золочение поталью на молочко нужно обязательно покрывать защитным лаком для потали.

Сейчас в продаже доступны несколько видов водно-арилового клея для потали: обычный натуральный водный клей для потали, синтетический водный микстион для потали, паста для золочения поталью.

Обычный натуральный водный клей для золочения поталью имеет среднюю вязкость, не требует разбавления водой. Существует условная классификация обычных водных морданов по времени после которого можно начинать золочение поталью. Производители указываю временной интервал 15, 30 или 60 минут. Однако следует понимать, что период времени, которое необходимо дать миксиону просохнуть перед началом позолоты поталью зависит от таких факторов как толщина слоя, характер подложки под клей, температуры и влажности окружающей среды. Мы настоятельно рекомендует Вам просушивать водный клей не менее 8 часов перед приклеивание первого листа потали для получения стабильной позолоты!

Обычный водный мордан для потали требует тщательно выготовленную, прогрунтованную, непористую, невпитывающую подложку, так как имеет относительно жидкую консистенцию.

Пигментированный клей для потали выполняет такие задачи: формирует цвет подложки под золочение поталью, дает возможность более точной корректировки толщины слоя, гарантировать избежание промазней.

Вторым видом подкрашенного водного мордана (миксиона ) для потали является состав, который до нанесения имее цвет отличный от белого, но в процессе высыхания теряет его и становится прозрачным. Таким образом, этот вид клея для потали не меняет цвет подложки, но позволяет лучше контролировать толщину слоя, легче обеспечивать отсутствие промазней.

Паста для золочения поталью используется для золочения пористых, впитывающих поверхностей без надлежащей грунтовки. Объектом позолоты с использованием пасты для потали могут быть плохо прогрунтованные, подготовленные гипсовые детали, либо деревянные изделия. Эффект от золочения пастой обычно матовый, ниже чем уровень блеска правильно выполненной позолоты на качественный обычный водный миксион (мордан, клей, молочко) для потали.

Водный мордан в виде тюбика, карандаша и маркера используется для точного, художественного нанесения, выполнения тонких работ золочения поталью.

Позолотчики Malikov studio помогут Вам выполнить позолоту поталью .

Менеджеры Лавки позолотчика готовы помочь с выбором клея для потали и подобрать для состав, который наиболее подходит для ваших задач.


Техника покрытия предметов имитацией сусального золота (поталью) на первый взгляд может показаться дорогой и трудоемкой.

Однако в действительности все не так сложно и вполне доступно. Все, что нужно для данного вида творчества - это сама поталь, кисти, лак и специальный клеящий состав.

Выбираем качественный клей для потали на водной или спиртовой основе

Поталь предназначена для декоративного золочения и серебрения различных поверхностей - керамики, дерева, стекла, гипсовой лепнины, металла, картона и пластика.

В зависимости от поставленной задачи в работе могут быть использованы различные марки клея, такие как:

  • Kolner Permacoll Size - специальный клей на акриловой основе для глянцевого золочения. Permacoll обладает длительной адгезией, благодаря чему покрывать обработанную клеем поверхность поталью можно в течение нескольких часов.

Клеящий состав не содержит растворителей и при необходимости может разбавляться водой. Данная марка клея широко применяется при декорировании искусственной и натуральной позолотой икон, при изготовлении поделок, предметов интерьера и т.п.

Клей Permacoll выпускается в двух цветовых вариантах - прозрачный и красного цвета (пигментирован пигментом для контроля нанесения клея). Баночка бесцветного клея объемом 100 мл стоит порядка 700 рублей, красный продается чуть дороже.

  • Клей для трансферной потали Таир - универсальный прозрачный клеящий состав на водной основе. Предназначен для работы не только с трансферной, но и с другими видами потали (свободной листовой и в хлопьях).

Может быть использован для декорирования оснований любых типов: пластмассы, дерева, металла, стекла и др. Достаточно нанести клей тонким слоем и выждать несколько минут, и можно приступать к работе.

Клей Таир долго сохраняет клеящую способность, что делает работу с ним удобной и комфортной. Клей для потали Таир чаще встречается в продаже в тубах объемом 20 мл, стоит порядка 150 рублей. Для больших объемов работ выгоднее покупать клей в баночках 100 мл (стоит около 250 рублей).


  • Мордан «Ferrario» - универсальная клеящая смесь для потали и сусального золота. Состав тонким слоем наносится на декорируемую поверхность и выдерживается в течение 15-30 минут.

После частичного подсыхания мордана можно приступать к работе по золочению. Клей (мордан) для потали после нанесения не теряет своих клеящих свойств в течение двух-трех часов, что позволяет выполнять работу аккуратно и неспешно.

Мордан «Ferrario» выпускается в упаковках объемом 75, 250 и 1000 мл. Стоимость 250-мл баночки - порядка 1200 рублей.


Рецепт - как сделать клей для потали своими руками

Готовые клеящие составы для потали стоят недешево, поэтому при желании можно изготовить аналог магазинного мордана из доступных ингредиентов.

Вот два несложных рецепта:

  • Клей для потали на основе картофельного крахмала и сахара.
  1. Растворяем в 200 мл теплой воды 70 граммов сахара, ставим на плиту, доводим раствор до кипения.
  2. Затем добавляем в состав чайную ложку уксуса, перемешиваем и кипятим еще полминуты.
  3. Снимаем будущий клей с огня и, постоянно размешивая, засыпаем треть стакана картофельного крахмала.
  4. После остывания состав должен напоминать по консистенции сметанообразную массу. По свойствам такой клей близок к ПВА - после высыхания он становится практически прозрачным.
  • Клей для золочения на сливках и коньяке.
  1. Берем 100 граммов жирных сливок и такое же количество коньяка, тщательно перемешиваем - клей готов.
  2. Наносим состав на обрабатываемую поверхность, ждем около 30-60 минут, чтобы клей подсох и приступаем к золочению.


Как клеить - пример работы с трансферной поталью

Способ применения клея Таир при работе с трансферной поталью (фольга на пленке):

  1. Подготовка изделия. Поверхность обезжиривается, сильно впитывающие основания (гипс, дерево и т.п.) предварительно грунтуются клеем.
  2. Нанесение клея. На чистую сухую декорируемую поверхность с помощью кисти тонким слоем наносится клей.
  3. Технологическая пауза. Выдерживается 5-10-минутная пауза (клей за это время подсохнет и станет прозрачным).
  4. Декорирование. Внутренней стороной лист трансферной потали прикладывается к поверхности и аккуратно разглаживается ватным тампоном, излишки клея удаляются. Затем резким движением удаляется пленка.
  5. Покрытие лаком. При желании для закрепления и защиты «позолоты» от окисления можно покрыть поталь специальным лаком (Ferrario, Daily ART и т.п.).
  6. Очистка инструментов. Кисточки по окончании работы следует незамедлительно промыть теплой водой.

ВИДЕО ИНСТРУКЦИЯ

В настоящее время широко используется водный или спиртовой клей для золочения поталью. Мастера-позолотчики уже не так часто используют водные составы, распространенным считается спиртовой клей. Для того чтобы сэкономить на материалах, для золочения используют акриловый миксион. Но стоит учитывать, что такая экономия не совсем уместна в этом деле, так как качество позолоты поталью значительно снижается. Работать с водным клеем для потали не так легко, чего не скажешь о современном спиртовом микстионе. Это можно легко объяснить, ведь для того чтобы вода полностью испарилась необходимо больше времени, чем для испарения спирта. К выбору клея для золочения необходимо отнестись очень ответственно.
Виды и характеристика клея для золочения
Главным компонентом клея для позолоты поталью считается клей животного происхождения, как правило, это кроликовый. Если золочение осуществляется на молочко обязательно необходимо применять защитный лак для потали. Рекомендуется использовать только профессиональный клей для золочения, так как от этого зависит конечный результат работы. Подробную информацию о том или ином клее можно узнать в интернете.
На сегодняшний день в продаже можно увидеть несколько видов водно-акрилового клея для потали: водный клей, водная паста для золочения, карандаш для позолоты поталью и пигментированный водный клей.
Обычный клей на водной основе средней вязкости, его не нужно разбавлять водой. Водные морданы классифицируют по времени после которого можно начинать золочение поталью. Производителями указан временной интервал – 15, 30 и 60 минут. Но помимо этого следует учитывать такие факторы как толщина слоя, характер подложки под клей и температура влажности окружающей среды, ведь от них также зависит время высыхания клея. Профессиональные позолотчики настоятельно рекомендуют просушивать клей для золочения не меньше чем 8 часов перед приклеиванием первого листа потали.
Для обычного водного мордана для потали необходима хорошо выготовленная, прогрунтованная, непористая и невпитывающая подложка, так как она имеет необходимую жидкую консистенцию. Клей пигментированный для потали способен справиться с такими задачами как формирование цвета подложки под золочение, точность корректировки толщины слоя, способность избежать промазней.
Водный мордан перед нанесением на поверхность имеет белый цвет, после высыхания он становиться прозрачным. Этот клей для потали цвет подложки не меняет, за счет этого появляется возможность лучше контролировать толщину слоя.
Пасту для золочения поталью применяют для отделки пористых и впитывающих поверхностей, которые не имеют надежную грунтовку. Обычно такой вид золочения используют для гипсовых деталей, деревянных изделий или плохо прогрунтованных поверхностей. После золочения пастой предметы имеют матовый цвет.
Мордан для потали на водной основе, который выпускают в тюбиках, карандашах или маркерах используют для художественного нанесения, предназначены для выполнения тонких работ золочения. Мастера квалифицированных компаний могут дать вам бесплатную консультацию по поводу того или иного вида золочения. Помогут определиться с выбором. Если не правильно выбрать клей для золочения, или если он будет не качественный, результат работы может разочаровать вас. Поэтому не приступайте к делу, если не разбираетесь в нем. Обращайтесь только к профессионалам. Очень важно, чтобы фирма, которая вас обслуживает, имела хорошую репутацию и лицензию на работу. Мастера должны дать вам гарантию на работу. Но если вы хотите провести золочение самостоятельно, в первый раз рекомендуется работу делать под наблюдением мастера-позолотчика, так как здесь учитываются все нюансы, даже от выбора клея зависит результат работы.


Техника покрытия предметов имитацией сусального золота (поталью) на первый взгляд может показаться дорогой и трудоемкой.

Однако в действительности все не так сложно и вполне доступно. Все, что нужно для данного вида творчества - это сама поталь, кисти, лак и специальный клеящий состав.

Выбираем качественный клей для потали на водной или спиртовой основе

Поталь предназначена для декоративного золочения и серебрения различных поверхностей - керамики, дерева, стекла, гипсовой лепнины, металла, картона и пластика.

В зависимости от поставленной задачи в работе могут быть использованы различные марки клея, такие как:

  • Kolner Permacoll Size - специальный клей на акриловой основе для глянцевого золочения. Permacoll обладает длительной адгезией, благодаря чему покрывать обработанную клеем поверхность поталью можно в течение нескольких часов.

Клеящий состав не содержит растворителей и при необходимости может разбавляться водой. Данная марка клея широко применяется при декорировании искусственной и натуральной позолотой икон, при изготовлении поделок, предметов интерьера и т.п.

Клей Permacoll выпускается в двух цветовых вариантах - прозрачный и красного цвета (пигментирован пигментом для контроля нанесения клея). Баночка бесцветного клея объемом 100 мл стоит порядка 700 рублей, красный продается чуть дороже.

  • Клей для трансферной потали Таир - универсальный прозрачный клеящий состав на водной основе. Предназначен для работы не только с трансферной, но и с другими видами потали (свободной листовой и в хлопьях).

Может быть использован для декорирования оснований любых типов: пластмассы, дерева, металла, стекла и др. Достаточно нанести клей тонким слоем и выждать несколько минут, и можно приступать к работе.

Клей Таир долго сохраняет клеящую способность, что делает работу с ним удобной и комфортной. Клей для потали Таир чаще встречается в продаже в тубах объемом 20 мл, стоит порядка 150 рублей. Для больших объемов работ выгоднее покупать клей в баночках 100 мл (стоит около 250 рублей).

  • Мордан «Ferrario» - универсальная клеящая смесь для потали и сусального золота. Состав тонким слоем наносится на декорируемую поверхность и выдерживается в течение 15-30 минут.

После частичного подсыхания мордана можно приступать к работе по золочению. Клей (мордан) для потали после нанесения не теряет своих клеящих свойств в течение двух-трех часов, что позволяет выполнять работу аккуратно и неспешно.

Мордан «Ferrario» выпускается в упаковках объемом 75, 250 и 1000 мл. Стоимость 250-мл баночки - порядка 1200 рублей.

Рецепт - как сделать клей для потали своими руками

Готовые клеящие составы для потали стоят недешево, поэтому при желании можно изготовить аналог магазинного мордана из доступных ингредиентов.

Вот два несложных рецепта:

  • Клей для потали на основе картофельного крахмала и сахара.
  1. Растворяем в 200 мл теплой воды 70 граммов сахара, ставим на плиту, доводим раствор до кипения.
  2. Затем добавляем в состав чайную ложку уксуса, перемешиваем и кипятим еще полминуты.
  3. Снимаем будущий клей с огня и, постоянно размешивая, засыпаем треть стакана картофельного крахмала.
  4. После остывания состав должен напоминать по консистенции сметанообразную массу. По свойствам такой клей близок к ПВА - после высыхания он становится практически прозрачным.
  • Клей для золочения на сливках и коньяке.
  1. Берем 100 граммов жирных сливок и такое же количество коньяка, тщательно перемешиваем - клей готов.
  2. Наносим состав на обрабатываемую поверхность, ждем около 30-60 минут, чтобы клей подсох и приступаем к золочению.

Как клеить - пример работы с трансферной поталью

Способ применения клея Таир при работе с трансферной поталью (фольга на пленке):

  1. Подготовка изделия. Поверхность обезжиривается, сильно впитывающие основания (гипс, дерево и т.п.) предварительно грунтуются клеем.
  2. Нанесение клея. На чистую сухую декорируемую поверхность с помощью кисти тонким слоем наносится клей.
  3. Технологическая пауза. Выдерживается 5-10-минутная пауза (клей за это время подсохнет и станет прозрачным).
  4. Декорирование. Внутренней стороной лист трансферной потали прикладывается к поверхности и аккуратно разглаживается ватным тампоном, излишки клея удаляются. Затем резким движением удаляется пленка.
  5. Покрытие лаком. При желании для закрепления и защиты «позолоты» от окисления можно покрыть поталь специальным лаком (Ferrario, Daily ART и т.п.).
  6. Очистка инструментов. Кисточки по окончании работы следует незамедлительно промыть теплой водой.

ВИДЕО ИНСТРУКЦИЯ

Техника золочения многим может показаться дорогой и трудоемкой. Но при определенной сноровке ее можно легко применять в домашних условиях. Настоящее сусальное золото стоит недешево, и было бы нецелесообразно использовать его для рукоделия и тем более для изучения техники золочения. Для этого предназначена поталь - современная имитация сусального золота в виде тонкой термопленки золотого цвета.

Поталь может быть золотой, серебряной, бронзовой. Часто на листы термопленки наносят различные рисунки: разводы, пятна, геометрические фигуры. Этот материал можно использовать в оформлении предметов интерьера, аксессуаров, подарков и т.д. При определенном мастерстве изделия, «позолоченные» поталью, будут выглядеть так же эффектно и роскошно, как и покрытые настоящим сусальным золотом.

Сегодня вы узнаете, что такое горячее золочение поталью и создадите небольшой объемный узор.

Материалы:

  • деревянная заготовка

  • золотая термопленка (поталь)

  • клей ПВХ

  • акриловая краска
  • контур

Инструменты:

  • трафарет
  • ластик
  • кисточки
  • карандаш

Техника золочения поталью

1. Рисуем на заготовке узор по трафарету.

2. Макаем кисть в клей и наносим его на внутренние части узора, чем больше клея - тем более выпуклым получится рисунок.

3. Берем пленку для золочения, прикладываем матовой стороной к заготовке.

4. Нагреваем ластик, прижав к подошве утюга на 10 секунд, и тут же прикладываем его к заготовке. Если пленка приклеивается плохо - проделываем то же самое второй раз. Огрехи и неровности можно подправить зубочисткой.

5. Закрашиваем фон. Для этого берем толстую кисточку и покрываем заготовку акриловой краской, стараясь не заходить на золоченые детали. Если краска все-таки попала на позолоченный участок - ее можно аккуратно смыть мокрой ватной палочкой.

7. Берем тонкую кисть и черную краску. Аккуратно обводим контуры золоченых деталей.

9. Сушим феном.

При желании готовую поделку можно покрыть бесцветным лаком.

Как видите, золочение поталью - сравнительно легкая техника, которую можно применять для оформления различных поделок и предметов интерьера.