Что есть в деревянной избе. Фотографии русских деревянных домов. Русская изба

Один из символов России, которым восторгается, без преувеличения, весь мир, — это деревянная изба. Действительно, некоторые из них поражают своей невероятной красотой и уникальностью. О самых необычных деревянных домах — в обзоре «Моей Планеты».

Где: Свердловская обл., д. Кунара

В небольшой деревушке Кунара, расположенной в 20 км от Невьянска, находится сказочный терем, признанный в 1999 году на конкурсе самодельного деревянного зодчества лучшим в нашей стране. Здание, напоминающее большой пряничный дом из сказки, создано вручную одним-единственным человеком — кузнецом Сергеем Кирилловым. Он создавал эту красоту 13 лет — с 1954 по 1967 год. Все украшения на фасаде Пряничного домика выполнены из дерева и металла. И дети, держащие в руках плакаты с надписями: «Пусть всегда будет солнце…», «Летите, голуби, летите…», «Пусть всегда будет мама…», и ракеты, готовые взмыть ввысь, и всадники на конях, и солнце, и богатыри, и символы СССР… А еще множество различных завитушек и необычных цветов. Зайти во двор и полюбоваться рукотворным чудом может любой желающий: вдова Кириллова ворота не запирает.

Где: Смоленская обл., п. Фленово, историко-архитектурный комплекс «Теремок»

В этот историко-архитектурный комплекс входят четыре постройки, которые раньше принадлежали известной меценатке Марии Тенишевой. Особого внимания заслуживает Главная усадьба, созданная в 1902 году по проекту Сергея Малютина. Этот резной сказочный теремок — настоящий шедевр русского малого зодчества. На главном фасаде дома расположилось невероятной красоты окно. В центре, над резными рамами, присела отдохнуть Жар-птица с кокетливым хохолком, по обеим сторонам от нее встают на дыбы изящные коньки. Чудо-животных согревает своими лучами резное солнце, а витиеватые сказочные узоры из цветов, волн и прочих завитушек поражают своей фантастической воздушностью. Бревенчатый сруб терема поддерживают зеленые чешуйчатые змеи-горынычи, а под сводом крыши расположились два месяца. На окне с другой стороны — Царевна-Лебедь, «плывущая» по деревянным волнам под резным небом с Луной, месяцем и звездами. В таком стиле было оформлено в свое время все во Фленово. Жаль, что сохранилась эта красота лишь на фотографиях.

Где: Иркутск, ул. Фридриха Энгельса, 21

Сегодняшний Дом Европы — это бывшая усадьба купцов Шастиных. Этот дом — одна из визитных карточек Иркутска. Он был построен еще в середине XIX века, но лишь в 1907 году его украсили резьбой и прозвали Кружевным. Ажурные деревянные украшения, изящные узоры фасадной части и окон, удивительной красоты башенки, сложные очертания кровли, фигурные деревянные столбики, рельефная резьба ставень и наличников делают этот особняк совершенно неповторимым. Все элементы декора выпиливались вручную, без лекал и шаблонов.

Где: Карелия, Медвежьегорский р-н, о. Кижи, Музей-заповедник деревянного зодчества «Кижи»

Этот двухэтажный дом, похожий на богато украшенный терем, был построен в деревне Ошевнево во второй половине XIX века. Позднее его перевезли на о. Кижи с Большого Климецкого острова. Под одной большой деревянной избой расположились и жилые, и хозяйственные помещения: такой тип постройки сложился на Севере в старину из-за суровых зим и особенности быта местных крестьян.
Интерьеры дома были воссозданы в середине XX века. Они представляют собой традиционное убранство жилища зажиточного крестьянина Севера конца XIX столетия. Вдоль стен избы протянулись массивные деревянные лавки, над ними расположились полки-воронцы, в углу — большая кровать. И разумеется, обязательная печь. Хранятся здесь и подлинные вещи того времени: глиняная и деревянная посуда, берестяные и медные вещицы, детские игрушки (лошадка, санки, ткацкий станочек). В горнице можно увидеть диван, буфет, стулья и стол работы местных умельцев, кровать, зеркало: обычные предметы повседневного быта.
Снаружи дом выглядит очень нарядно: с трех сторон его опоясывают галереи, на окнах резные наличники… Оформление трех балконов совершенно разное: точеный балясик служит ограждением западного и южного балконов, а у северного сплошь ажурное исполнение из плоских теснин. Декор фасадов отличается сочетанием пропильной и объемной резьбы. А сочетание овальных выступов и прямоугольных зубьев — характерный для районов Заонежья прием «вырезания» узоров.

Где: Москва, Погодинская ул., 12а

Старых деревянных домов в Москве осталось очень мало. Но в Хамовниках среди каменных строений красуется историческое здание, построенное в традициях русского деревянного зодчества в 1856 году. Погодинская изба — деревянный сруб известного российского историка Михаила Петровича Погодина.

Этот высокий сруб, сложенный из добротных бревен, был построен архитектором Н.В. Никитиным и подарен Погодину предпринимателем В.А. Кокоревым. Двускатная крыша старого дома украшена деревянным резным узором — пропильной резьбой. Деревянным кружевом убраны и ставни окон, «полотенца», «подзоры» и другие детали избы. А яркий голубой цвет здания вкупе с белоснежными украшениями делают его похожим на домик из какой-нибудь старой русской сказки. Только вот настоящее у Погодинской избы совсем не сказочное — сейчас в доме размещены офисы.

Где: Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 112

Городская усадьба В.П Сукачева создана в 1882 году. Удивительно, но за прошедшие годы историческая целостность этого строения, его изумительная красота и даже большая часть примыкающей парковой зоны остались практически неизменны. Бревенчатый дом с четырехскатной крышей украшен пропильной резьбой: фигуры драконов, фантастические стилизованные изображения цветов, сложные переплетения ограды на крыльце, причелины, пояски карнизов — все говорит о богатой фантазии сибирских мастеров и чем-то напоминает восточные орнаменты. Собственно, восточные мотивы в оформлении усадьбы вполне объяснимы: в то время развивались культурные и экономические связи с Китаем и Монголией, что влияло на художественный вкус сибирских умельцев.
В наши дни усадьба не только сохранила свой великолепный облик и удивительную атмосферу, но и живет достаточно насыщенной жизнью. Здесь часто бывают концерты, музыкальные и литературные вечера, устраиваются балы, мастер-классы для маленьких гостей по лепке, рисованию, изготовлению лоскутных кукол.

) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен сама изба, которая таким образом представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было, ее заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок связанных вместе и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твердым. Глава семьи спал на почётном месте у очага, женщина и дети - справа от входа. Непосредственно при входе размещалась домашняя скотина, например опоросившаяся свинья с маленькими поросятами. Такая структура сохранялась длительное время. С веками изба совершенствовалась, получая сначала оконца в виде отверстий в боковой стене для выхода дыма, затем печь, потом отверстия на крыше для выхода дыма.

Печь

Внутренние стены белили, обшивались тёсом, или липовыми досками. Вдоль стен стояли лавки и сундуки . Спали на лавках, или на полу. Ещё в XIX веке в небогатых домах кровать играла декоративную роль - хозяева продолжали спать на полу.

На стенах устраивали полки. Над входом между стеной и печью устраивали полати .

Кроме красного угла в избе был «бабий угол» (или «кут») - напротив печного чела. Мужской угол, или «коник» - у входа. Закут - за печью.

Типы изб

Четырехстенная изба

Простейшее четырехстенное жилище. Часто временная постройка.

Изба-пятистенка

Изба-пятистенка или пятистенок - жилая деревянная прямоугольная в плане постройка, разделенная внутренней поперечной стеной на две неравные части: избу (горницу) и сени (как правило, нежилую комнату)

Изба-шестистенка

Изба-шестистенка (шестистенок) - дом с двумя поперечными стенами.

Красный угол

В русской избе, обычно ориентированной по сторонам горизонта, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату.

В переднем углу устанавливался стол , который назывался большим . К большому столу вдоль стены приставляли ещё один стол, который назывался прямым . Вдоль стен избы стояли лавки. Лавка, расположенная в красном углу, называлась большая лавка . В красном углу, на большой лавке за столом сидел хозяин дома. Место хозяина дома называлось большим местом . Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства. Если все не умещались за большой и прямой стол, к прямому столу под углом приставляли кривой стол .

Большое место считалось почётным, и предлагалось важным гостям. Гость должен был ритуально отказываться от места. Священнослужители садились на большое место, не отказываясь. Последнее место за кривым столом называлось полатный брус , так как располагалось под потолочным брусом, на который укладывали полати . В былинах богатыри на княжеских пирах садились обычно на полатный брус, а затем уже пересаживались на более почётные места, исходя из своих подвигов .

Изба в национальной культуре

Изба является важной частью русской национальной культуры и фольклора , упоминается в пословицах и поговорках («Не красна изба углами, красна пирогами »), в русских народных сказках («Избушка на курьих ножках »).

См. также

  • Витославлицы - новгородский музей народного деревянного зодчества

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Иван Забелин. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. Москва. 2005 ISBN 5-9578-2773-8
  • Иван Забелин. «Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетии: В 2 т.» М., 1862-1869.
  • Д. А. Баранов, И. И. Шангина «Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия: внутреннее пространство избы, мебель и убранство избы, домашняя и хозяйственная утварь». Искусство-СПБ, 1999 ISBN 5-210-01589-0
  • Л. В. Тудман «Изба, дом, дворец: жилой интерьер России с 1700 по 1840-е годы». Из-во Прогресс-Традиция. ISBN 5-89826-061-7
  • Л. В. Беловинский «Изба и хоромы: из истории русской повседневности». Профиздат, 2002 ISBN 5-88283-030-3
  • О. Н. Шелегина, Лидия Михайловна Русакова «Очерки материальной культуры русских крестьян Западной Сибири: XVIII - первая половина XIX в». ВО «Наука», 1992

Ссылки

  • Традиции строительного дела Средневековой Руси и домостроение старообрядцев Верхнего Приобья в конце XIX - начале XX вв
  • Виртуальное путешествие по дому карельского крестьянина на сайте этнографического музея "Кижи"

Самые значительные постройки на Руси возводились из многовековых стволов (по три века и более) длинною до 18 метров и диаметром более полуметра. И таких деревьев ведь было множество на Руси, особенно на европейском Севере, который в старину называли «Северным краем». Да и леса здесь, где искони жили «поганые народы», были густые. Кстати, слово «поганые» вовсе не ругательство. Просто по латыни paganus - идолопоклонничество. И значит, «погаными народами» называли язычников. Здесь, на берегах Северной Двины, Печоры, Онеги, издавна укрывались несогласные с мнением властей - сначала княжеской, потом царской. Здесь крепко хранилось свое, древнее, неофициальное. Потому и сохранились здесь до сих пор уникальные образцы искусства древнерусских зодчих.

Все дома на Руси традиционно строили из дерева. Позднее, уже в ХVI-ХVII вв., стали использовать камень.
Дерево в качестве основного строительного материала использовалось с древнейших времен. Именно в деревянной архитектуре русские зодчие выработали то разумное сочетание красоты и пользы, которое перешло затем в сооружения из камня, причем форма и конструкция каменных домов были такими же, как у деревянных строений.

Свойства дерева, как строительного материала во многом обусловили особую форму деревянных сооружений.
На стены изб шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю. И только там, где эти породы были редки, использовали для стен крепкий тяжелый дуб, либо березу.

Да и дерево рубили не всякое, с разбором, с подготовкой. Загодя высматривали подходящую сосну и делали топором затесы (ласы) - снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя - гнить начнет. Осину же, и вообще лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость.

Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Топор, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяли деревянные костыли.

Основу деревянной постройки на Руси составлял «сруб». Это скрепленные («связанные») между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли «венцом». Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание - «ряж», который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниет меньше.

По типу скрепления бревен между собой различались и виды срубов. Для хозяйственных построек применялся сруб «в режь» (редко положенные). Бревна здесь укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скреплялись вовсе.

При скреплении бревен «в лапу» концы их, прихотливо вытесанные и действительно напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи. Венцы здесь уже плотно прилегали друг к другу, но в углах могло все же задувать зимой.

Самым надежным, теплым, считалось скрепление бревен «в обло», при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. Такое странное сегодня название проис

ходит от слова «оболонь» («облонь»), означающего наружные слои дерева (ср. «облекать, обволакивать, оболочка»). Еще в начале XX в. говорили: «рубить избу в оболонь», если хотели подчеркнуть, что внутри избы бревна стен не стесываются. Однако, чаще снаружи бревна оставались круглыми, тогда как внутри избы обтесывались до плоскости - «выскабливались в лас» (ласом называли гладкую полосу). Теперь же термин «обло» относят более к выступающим из стены наружу концам бревен, которые остаются круглыми, с облом.

Сами ряды бревен (венцы) связывались между собой при помощи внутренних шипов — нагелей или шкантов.

Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой.

В плане срубы делали в виде четырехугольника («четверик»), либо в виде восьмиугольника («восьмерик»). Из нескольких рядом стоящих четвериков составлялись, в основном, избы, а восьмерики использовались для строительства хором. Часто, ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий богатые хоромы.

Простой крытый прямоугольный деревянный сруб без всяких пристроек назывался «клетью». «Клеть клетью, поветь поветью», - говорили в старину, стремясь подчеркнуть надежность сруба по сравнению с открытым навесом - поветью. Обычно сруб ставился на «подклете» - нижнем вспомогательном этаже, который использовали для хранения запасов и хозяйственного инвентаря. А верхние венцы сруба расширялись кверху, образуя карниз - «повал».

Это интересное слово, происходящее от глагола «повалиться», часто использовалось на Руси. Так, например, «повалушей» называли верхние холодные общие спальни в доме или хоромах, куда вся семья уходила летом спать (повалиться) из натопленной избы.

Двери в клети делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло меньше уходило из избы.

Кровлю над срубом устраивали в древности безгвоздевую - «самцовую». Для этого завершения двух торцовых стен делали из уменьшающихся обрубков бревен, которые и называли «самцами». На них ступеньками клали длинные продольные жерди - «дольники», «слеги» (ср. «слечь, лечь»). Иногда, правда, самцами называли и концы слег, врубленные в стены. Так или иначе, но вся кровля получила от них свое название.

Схема устройства кровли: 1 - желоб; 2 - охлупень; 3 - стамик; 4 - слега; 5 - огниво; 6 - князевая слега («кнес»); 7 - повальная слега; 8 - самец; 9 - повал; 10 - причелина; 11 - курица; 12 - пропуск; 13 - бык; 14 - гнет.

Сверху вниз поперёк в слеги врезали тонкие стволы дерева, срубленные с одним из ответвлений корня. Такие стволы с корнями называли «курицами» (видимо за сходство оставленного корня с куриной лапой). Эти ответвления корней, направленные вверх, поддерживали выдолбленное бревно - «поток». В него собиралась, стекавшая с крыши, вода. И уже сверху на курицы и слеги укладывали широкие доски крыши, упирающиеся нижними краями в выдолбленный паз потока. Особенно тщательно перекрывали от дождя верхний стык досок - «конек» («князек»). Под ним укладывали толстую «коньковую слегу», а сверху стык досок, словно шапкой, прикрывали выдолбленным снизу бревном - «шеломом» или «черепом». Впрочем, чаще бревно это называли «охлупнем» - то, что охватывает.

Чем только не крыли крышу деревянных изб на Руси! То солому увязывали в снопы (пучки) и укладывали вдоль ската крыши, прижимая жердями; то щепили осиновые поленья на дощечки (дранку) и ими, словно чешуею, укрывали избу в несколько слоев. А в глубокой древности даже дерном крыли, переворачивая его корнями вверх и подстилая бересту.

Самым же дорогим покрытием считался «тес» (доски). Само слово «тес» хорошо отражает процесс его изготовления. Ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль, и в щели забивались клинья. Расколотое таким образом бревно еще несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтесывались специальным топором с очень широким лезвием.

Покрывали крышу обычно в два слоя - «подтесок» и «красный тес». Нижний слой теса на кровле называли еще подскальником, так как часто он покрывался для герметичности «скалой» (берестой, которую скалывали с берез). Иногда устраивали крышу с изломом. Тогда нижнюю, более пологую часть называли «полицей» (от старого слова «пола» - половина).

Весь фронтон избы важно именовали «челом» и обильно украшали магической оберегающей резьбой.

Наружные концы подкровельных слег закрывали от дождя длинными досками - «причелинами». А верхний стык причелин прикрывали узорной свисающей доской - «полотенцем».

Кровля - самая важная часть деревянной постройки. «Была бы крыша над головой», - говорят до сих пор в народе. Потому и стал со временем символом любого дома и даже хозяйственного сооружения его «верх».

«Верхом» в древности называли любое завершение. Эти верхи в зависимости от богатства постройки могли быть самыми разнообразными. Наиболее простым был «клетский» верх - простая двускатная крыша на клети. Затейливым был «кубоватый верх», напоминающий массивную четырехгранную луковицу. Таким верхом украшались терема. Довольно сложной в работе была «бочка» - двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями, завершающаяся острым гребнем. А ведь делали еще и «крещатую бочку» - две пересекающиеся простые бочки.

Потолок устраивали не всегда. При топке печей «по-черному» он не нужен - дым будет только скапливаться под ним. Поэтому в жилом помещении его делали только при топке «по-белому» (через трубу в печи). При этом доски потолка укладывались на толстые балки - «матицы».

Русская изба была либо «четырехстенкой» (простая клеть), либо «пятистенкой» (клеть, перегороженная внутри стеной - «перерубом»). При строительстве избы к основному объему клети пристраивались подсобные помещения («крыльцо», «сени», «двор», «мост» между избой и двором и т. д.). В русских землях, не избалованных теплом, весь комплекс построек старались собрать вместе, прижать друг к другу.

Существовало три типа организации комплекса построек, составлявших двор. Единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей назывался «кошель». Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом приобретал вид буквы «Г», то его называли «глаголь». Если же хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в линию, то говорили, что это «брус».

В дом вело «крыльцо», которое часто устраивалось на «помочах» («выпусках») - концах длинных бревен, выпущенных из стены. Такое крыльцо называлось «висячим».

За крыльцом обычно следовали «сени» (сень - тень, затененное место). Их устраивали для того, чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и тепло в зимнее время не выходило из избы. Передняя часть здания вместе с крыльцом и сенями называлась в древности «всходом».

Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли «поветью» в хозяйственных постройках и «горницей» в жилом помещении.
На второй этаж особенно в хозяйственных постройках часто вёл «ввоз» - наклонный бревенчатый помост. По нему могла подняться лошадь с телегой, груженой сеном. Если крыльцо вело сразу на второй этаж, то сама площадка крыльца (особенно, если под ней находился вход на первый этаж) называлась «рундуком».

Резчиков и плотников на Руси всегда было много, и для них не составляло большого труда вырезать сложнейший растительный орнамент или воспроизвести сцену из языческой мифологии. Крыши украшали резными полотенцами, петушками, коньками.

Терем

(от греч. кров, жилище) верхний жилой ярус древнерусских хором или палат, сооружавшийся над горницей, или отдельно стоящая высокая жилая постройка на подклете. К терему всегда применялся эпитет «высокий».
Русский терем - особое, уникальное явление многовековой народной культуры.

В фольклоре и литературе слово терем часто обозначало богатый дом. В былинах и сказках в высоких теремах жили русские красавицы.

В тереме обыкновенно располагалась светлица светлое помещение с несколькими окнами, где женщины занимались рукоделием.

В старину терем, возвышавшийся над домом, было принято богато украшать. Крышу иногда покрывали настоящей позолотой. Отсюда и название златоверхий терем.

Вокруг теремов устраивали гульбища - парапеты и балконы, огороженные перилами или решетками.

Дворец Терем царя Алексея Михайловича в Коломенском.

Оригинальный деревянный дворец- Терем, был построен в 1667 −1672 годах и поражал своим великолепием. К сожалению, через 100 лет после начала его строительства из-за ветхости дворец был разобран, и только благодаря повелению императрицы Екатерины II перед его разборкой предварительно были сделаны все замеры, эскизы и создан деревянный макет Терема, по которому стало возможно его восстановление в наши дни.

Во времена царя Алексея Михайловича дворец был не только местом отдыха, но и главной загородной резиденцией российского государя. Здесь проходили заседания Боярской думы, советы с главами приказов (прообразами министерств), дипломатические приемы и войсковые смотры. Лес для строительства нового терема был привезен из Красноярского края, затем обрабатывался мастерами под Владимиром, а потом уже доставлялся в Москву.

Измайловский царский Терем.
Выполнен в классическом древнерусском стиле и вобрал в себя архитектурные решения и все самое красивое той эпохи. Сейчас является красивым историческим символом архитектуры.

Измайловский Кремль появился совсем недавно (строительство было закончено в 2007 году), но сразу стал видной достопримечательностью столицы.

Архитектурный ансамбль Измайловского Кремля создан по чертежам и гравюрам царской резиденции XVI - XVII веков, которая находилась в Измайлово.

Истории четырёх жителей Екатеринбурга, которые в разном возрасте вычеркнули из своей жизни алкоголь, о том, почему они это сделали, как это восприняли окружающие и что изменилось в их жизни после полного отказа от алкоголя...

«Спиртное забирает несколько вещей, которых всегда мало: деньги, энергию, время и здоровье»

Сегодня алкоголь – традиционная составляющая жизни, которая сопровождает и радость, и печаль. Для кого-то обыденными считаются бокал вина за ужином и пара коктейлей в пятницу вечером – кажется, что от небольшого количества спиртного не будет ничего, кроме приятного расслабления. Но в августе 2018 года эксперты ООН пришли к выводу, что даже самые малые порции алкоголя наносят серьезный ущерб здоровью и заметно повышают вероятность преждевременной смерти от болезней сердца, рака и несчастных случаев. В общей сложности, спиртное уносит жизни трех миллионов жителей планеты и 82 тысяч россиян каждый год. В феврале в Минздраве назвали, сколько смертей трудоспособных мужчин связаны с алкоголем – около 70 %.

The Village пообщался с четырьмя жителями Екатеринбурга, которые в разном возрасте вычеркнули из своей жизни алкоголь – о том, почему они это сделали, как их решение восприняли окружающие и что изменилось после.

Дмитрий Колезев

журналист, шеф-редактор, 34 года

НЕ ПЬЕТ 2 ГОДА

Когда я был ребенком, то постоянно видел, как взрослые вокруг выпивали. Наверное, именно тогда алкоголь стал ассоциироваться у меня со взрослой жизнью и «крутостью». Я мечтал, что вырасту и буду с безразличным лицом глотать спиртное, даже не поморщившись. Лет в семь взрослые дали мне попробовать пиво.

Впервые я напился в седьмом классе - вместе с друзьями мы выпили отвратительной паленой водки «Дамский каприз» из ларька. Все блевали. Когда мы стали постарше, то стали пить пиво. После школы мы часто садились выпить в каком-нибудь кафе или дворике - для большинства наших сверстников это было нормой: скорее, странным нам казалось, если человек так не делал. Когда мы пили пиво вместо уроков, то чувствовали, что делаем что-то запретное - тайна объединяла нас еще больше.

В студенческие годы я нередко напивался на тусовках вместе со всеми, но постепенно интерес к спиртному стал пропадать. На время студенчества пришелся пик алкоголя в моей жизни - мы часто тусовались в общежитии, пили пиво на улице или коктейли в барах. Коктейли - это вообще один из самых коварных видов спиртных напитков, в них много сладкой газировки и сиропов, которые заглушают вкус алкоголя. Организм устроен так, что, когда ты пьешь чистый спирт, он говорит тебе: «Чувак, это не для тебя, ты это пить не должен», поэтому когда ты впервые пробуешь алкоголь, тебя тошнит. Но когда алкоголь смешивается с чем-то сладким, вкус спирта маскируется, и организм вовремя на него не реагирует.

Общество не особо порицает человека, который напился, уснул под деревом и не пришел домой - это вызывает лишь добрые усмешки. Человек, который тоже самое сделает под героином, вызовет совершенно другие эмоции - нам это будет казаться человеческой трагедией. Но так ли велика разница?

Два года назад я решил попробовать пожить без алкоголя вообще, но не ставил перед собой никаких обязательств: знал, что если что-то себе запрещать, то это не будет работать. У меня и раньше были моменты, когда я просыпался с похмелья и думал: все, больше никогда не буду пить. Естественно, через какое-то время я снова где-то выпивал, но почти всегда чувствовал по этому поводу внутренний конфликт. В конце концов я для себя понял, что на самом деле мне просто не нравится пить алкоголь и решил прекратить это делать.

Первые полгода после отказа мне приходилась регулярно объяснять людям, почему я не пью. Люди думали, что если они будут лучше меня уговаривать, то я сломаюсь и соглашусь. Но если у тебя правда нет желания пить, то никакие уговоры не помогут. Я много раз попадал в ситуации, где, казалось бы, по всем канонам я не мог не выпить - к примеру, на грузинском застолье. Но я просто отвечал людям, что не пью - и когда люди видят, что ты не кокетничаешь, а говоришь правду, они пожимают плечами и говорят: «Ну, ладно». Даже грузины.

Алкоголь забирает несколько вещей, которых всегда не хватает: деньги, энергию, время и здоровье. После отказа от него я чувствую себя лучше - мне сейчас 34 года, но я чувствую себя лучше, чем в 25, когда выпивал регулярно. Не знаю точно, сколько я стал экономить - возможно, до нескольких десятков тысяч рублей в месяц.

В свое время на меня сильно подействовала книга Аллена Карра «Легкий способ бросить пить». Я прочитал ее еще во время учебы в университете - книга попалась мне в период новогодних тусовок, после одной из которых я заходил в супермаркет за минералкой. Этот небольшой текст изменил мое отношение алкоголю - с тех пор, когда я выпивал, я никогда больше не чувствовал, что делаю что-то правильное. Сформировалось убеждение, что даже небольшое количество алкоголя - это ненормально.

Я осознал, что алкоголь - вещь, во многом навязанная нам обществом, культурой и привычками. В книге развенчивается миф о том, что алкоголь - это нормально. Карр говорит, что, употребляя алкоголь, мы обманываемся. Люди воспринимают алкоголь как нечто обыденное, разрешенное и одобряемое. Большую роль в этом сыграла наша массовая культура: во всех фильмах, книгах и даже в некоторых мультфильмах герои проводят свободное время в барах. Люди привыкли: если грустно - заливаешь горе, если весело - пьешь с друзьями.

Карр подробно расписывает, как алкоголь действует на психику человека и подавляет ее, как вызывает привыкание. Когда вы пьете, алкоголь вызывает жажду - вам хочется еще больше пива или вина. В какой-то момент вы можете полностью потерять над собой контроль.

В сети можно найти огромное количество табличек о вреде алкоголя и других наркотиков, основанных на исследованиях ВОЗ. Алкоголь возглавляет списки самых вредных веществ - даже героин занимает второе место, а марихуана находится на восьмом. При этом марихуана запрещена и незаконна, а алкоголь разрешен.

Мне кажется, что алкоголь - вещь более опасная и коварная, чем марихуана. Сколько преступлений совершается под действием алкогольного опьянения, сколько семей разрушается из-за спиртных напитков? Я не знаю человека, который схватился бы за топор под действием марихуаны, а в контексте алкоголя это обычная история.

Общество не особо порицает человека, который напился, уснул под деревом и не пришел домой - это вызывает лишь добрые усмешки. Он - веселый алкоголик. Человек, который тоже самое сделает под героином, вызовет совершенно другие эмоции - нам это будет казаться человеческой трагедией. Но так ли велика разница?

Есть разные теории о том, почему алкоголь стал столь важной частью жизни человечества. Скорее всего, так просто сложилось исторически - государства получали большие доходы от алкоголя и были заинтересованы в его распространении. Что касается самих людей - вероятно, им просто нужны какие-либо способы саморазрушения, высвобождения энергии и выброса агрессии. Часть людей для этого пьет.

Я не думаю, что общество в целом способно полностью отказаться от легких способов разрушать внутренние барьеры: несколько раз в год людям нужен праздник оргиастического содержания, где они могут не чувствовать себя скованными правилами, сломать барьеры, снять привычные маски. Люди нуждаются в ритуалах, которые помогут почувствовать себя более отдохнувшим и на время освободиться от психологической нагрузки. Проблема в том, что для большинства алкоголь из праздничного явления превратился в рутину.

Василий Семенов

преподаватель, 38 лет

НЕ ПЬЕТ 21 ГОД

Впервые я попробовал алкоголь, еще будучи ребенком - мне было лет восемь. Тогда я нашел дома спирт, набрал его в рот и стал булькать. Ощущения почему-то оказались приятными: во рту было тепло и немного жгло. Сейчас это кажется удивительным - практически любой взрослый, ощутив во рту «букет» чистого спирта, почти наверняка скажет, что это гадость.

В 14 лет мы с друзьями поехали поехали на скальные выходы возле станции «Перегон» отмечать день рождения одного из нас. Купили в вокзальном киоске портвейн и дешевый травяной винный напиток - выпили не меньше, чем по 0,7 литров на человека. Я тогда не сильно напился, но мой друг детства даже не мог стоять на ногах - нам пришлось тащить его на себе. Позже мне как самому ответственному в компании влетело от его мамы за то, что тот пришел домой с руками, больше похожими на лапы замороженной курицы. Он учился в музыкальной школе и на месяц утратил способность играть на фортепиано.

Когда мы пили с друзьями, было весело - мы делали это, чтобы поржать. На школьных дискотеках без водки делать было нечего. Алкоголь воздействуют на процессы возбуждения и торможения - люди раскрепощаются, становятся смелее в выражениях. У нас, подростков, он был способом социализации - выпившими взаимодействовать с людьми было проще.

Сейчас я вижу, как друзья получают удовольствие от хороших вин, и думаю, что я что-то упускаю в этой жизни - Омар Хайям тоже был не дурак

Сначала мы выпивали не часто, обычно по праздникам. Иногда после школы пили пиво. В свой шестнадцатый день рождения я перед школой закупился водкой в ларьке на пересечении улиц Куйбышева и Восточной - пришел на урок с булькающим и позвякивающим рюкзаком. Готовиться к светлому будущему мы начали еще на переменах, в туалете третьего этажа. Ребята сидели с красными лицами и улыбались, а я весь урок истории не мог свести глаза в одну точку, поэтому один глаз приходилось зажмуривать или закрывать рукой. Учительница наверняка это заметила, но отношения с ней у меня были хорошие, поэтому та не стала акцентировать на этом внимание.

Когда мне исполнилось 17, я решил отказаться от алкоголя. Помню даже точную дату, когда я пил в последний раз - 30 сентября 1997 года я был в гостях у моего друга, где мы выпили по стаканчику Johnnie Walker Black Label. К тому времени мы с другим моим товарищем стали пить действительно много - в летнее время могли купить ящик «Бархатного» пива и не спеша распить его вдвоем в дендрарии. Я начал осознавать, что я веселый человек и без алкоголя - меня и так штырит. Спиртное же меня наоборот затормаживало. Помню это ощущение: ты поднимаешь руку, а она выполняет команду с запаздыванием, и ты отчетливо видишь, как твое тело тормозит.

Первое время моя друзья тяжело воспринимали мой отказ от алкоголя - культура была такой, что в праздники пили все. Меня даже пытались связывать, заливать спиртное прямо в рот. Все вокруг были против меня и делали ставки, сколько я продержусь. Мне предлагали много денег или, к примеру, купить лучший армянский коньяк, только чтобы я его выпил. Зато мое решение мое порадовало маму - у отца и деда были проблемы с алкоголем.

Бывает, мне снятся кошмары - во снах я умираю от жажды, но рядом со мной есть только пиво. Иногда я его выпиваю и долго страдаю. Безалкогольное пиво я пробовал, но смысла в нем не вижу - к тому же, спирт в нем все равно содержится, только в ничтожно малом количестве. Первое время пил квас, но теперь стараюсь и его избегать, потому потом чувствую в нем прям алкоголь. Спиртосодержащие лекарства тоже не использую. Отсутствие алкоголя в своей жизни я компенсирую вкусной едой и спортзалом.

Сейчас я вижу, как друзья получают удовольствие от хороших вин, и думаю, что я что-то упускаю в этой жизни - Омар Хайям тоже был не дурак. Друзья, с которыми я езжу отдыхать, большие любители вина и планомерно образовываются в этом направлении. Моя жена не против спиртного, но в последнее время тоже подумывает бросить. Правда, дома у нас винный шкаф на сорок бутылок хорошего вина. Возможно, в какой-то момент я тоже начну свое образование в этом направлении, но пока без алкоголя мне проще.

Чтобы разрешить себе пить, мне нужно иметь в жизни больше стабильности и уверенности. Для многих алкоголь - это способ бегства от реальности. Кто-то смотрит сериальчики, кто-то покупает пивко. Мне кажется, очень большая часть населения нашей страны использует пивко для того, чтобы заглушить безысходность своего существования. Если ты вкалываешь, у тебя тяжелый начальник, мизерная зарплата, такое бегство от реальности оказывается одним из самых простых выходов.

Алексей Пономарчук

фотограф, 32 года

НЕ ПЬЕТ 14 ЛЕТ

Первый раз я попробовал спиртное, будучи шестиклассником. Подробностей я не помню, так как был слишком мал. Более плотное знакомство произошло чуть позже, когда вместе с дворовыми мальчишками я бегал по полю крыш ржавых гаражей. Для того, чтобы это занятие пробуждало в нас еще больший кураж, мы вливали в себя пивас, нелегально купленный в ларьке. В те моменты я ощущал себя очень взрослым и свободным. Тогда только начали появляться алкогольные коктейли, и многие мальчишки из моего двора с воодушевлением попивали сладкий яд на детских верандах садиков, я же не оценил нового тренда и предпочитал ему старый добрый пивас с сигаретой.

В 17 лет ко мне пришло осознание, что пора завязывать с курением. Курить я начал еще в десять лет. Сигареты мне не нравились - скорее, это была дань дворовой тусовке. Чтобы отказаться от курения, мне нужно было покончить и с алкоголем - спиртное и сигареты для меня были неразрывно связаны. К моему удивлению, процесс произошел быстро и безболезненно, и с тех пор алкоголь не присутствует в моем организме вообще.

Поначалу у окружающих не умещалось в голове, что веселье возможно без каких-либо веществ. Для меня же их удивление непонятно: мне было нормально

В 18 лет в мою жизнь ворвались тусовки и ночные клубы, но на них мне было максимально комфортно без алкоголя и других стимуляторов. Я даже не догадывался, что танцующие вокруг меня люди были обжабаны до потери пульса. В то время в клубах царила иная атмосфера - новые знакомства, музыка и места вдохновляли меня куда больше, чем пьяный угар клубных ящеров. Хотя, возможно, это во мне говорит ностальгия. Денег на такси не было, мне приходилось тусоваться до самого утра и ехать домой на первом трамвае, что заставляло тусующихся сомневаться в трезвости моего ума.

Поначалу у окружающих не умещалось в голове, что веселье возможно без каких-либо веществ. Для меня же их удивление непонятно: мне было нормально. С появлением в моей жизни «Тесноты» тусовки стали еще более осмысленными. Позже пребывание в клубах стало напрямую связано с моей профессиональной деятельностью, для которой мне нужно было находиться в трезвом уме.

Мне очень нравится состояние трезвости - полного контроля над своим телом и сознанием. Сейчас алкоголь кажется мне чем-то искусственным и инородным для человеческого тела и довольно бессмысленным как для ума, так и для души.

Анна Кирьянова

создатель бренда одежды, 29 лет

НЕ ПЬЕТ 2 ГОДА

Если честно, я не помню тот самый первый глоток, но случилось это задолго до «можно по закону». Я помню два достаточно стандартных эпизода. Первый - джин за гаражами, банка на троих или на четверых. Вкуса не помню - наверняка он был жуткий, зато помню голову льва на жестяной банке.

Второй эпизод - праздничный. Родители, друзья, дети, квартира. Родители ушли на перекур, а дети утолили любопытство каплями со дна бокалов. Пить было весело и забавно. Алкоголь находился под запретом и от этого становился еще интереснее. Казалось, вот он - взрослый мир во всей красе, ведь все взрослые так делают.

В период с 18 лет до 21 года я училась в университете, и алкоголя в моей жизни стало больше. Я выпивала что-то минимум один-два раза в неделю. Это был пик вечеринок и тусовок, где рука без бокала абсолютно не вписывалась в окружение. В клубах становилось неловко и пусто, в компаниях - одиноко.

После моего отказа от алкоголя изменился формат общения с людьми. Мне стало решительно скучно встречаться с неблизкими мне по духу и малоинтересными личностями

Не могу сказать, что потом в моей жизни было много бокалов, если не брать университетский период. В октябре 2016 года я узнала, что стану мамой - мне нужно было кормить ребенка, поэтому я отказалась от алкоголя совсем. Позднее пришла болезнь, лечение которой было несовместимо со спиртным. Алкоголь был мне противопоказан, но дело было не только в этом - пить мне больше не хотелось.

На момент отказа от спиртного мое решение было логичным для окружающих, но позже начались вопросы. «Ты ведь уже не кормишь, почему не пьешь? Болеешь что ли?». Такие выводы казались мне неприятными - я поняла, что большинство людей не готовы воспринимать безалкогольное существование как норму здоровой жизни. Мне было лень объяснять им, почему мне хорошо в неискаженной реальности.

После моего отказа от алкоголя изменился формат общения с людьми. Мне стало решительно скучно встречаться с неблизкими мне по духу и малоинтересными личностями. Раньше все неровности восприятия мог сгладить бокал, сейчас время стало мне дороже. Есть и еще один забавный факт: когда я нахожусь в приятной мне компании в тех обстоятельствах, которые предполагают спиртное, мозг как будто бы сам немного затуманивается. Создается ощущение текучести времени, которое при этом быстро проходит.

Для меня отказ от спиртного - это естественное событие в жизни. Я не ломала себя через колено, не привязывала к батарее, не клеила пластыри. Желание выпить иногда возникает, но, как показала практика, три глотка безалкогольного пива снимают его моментально. Это история, скорее, про вкусовые ощущения.

Русская изба всегда была ладной, добротной и самобытной. Архитектура её свидетельствует о верности многовековым традициям, их стойкости и уникальности. Её планировка, конструкция и внутреннее убранство создавались на протяжении многих лет. Не так много традиционных русских домов сохранилось по сей день, но всё же в некоторых регионах их можно встретить.

Изначально избы в России строили из дерева, частично заглубляя их фундамент под землю. Это обеспечивало большую надёжность и долговечность сооружения. Чаще всего в ней была всего одна комната, которую владельцы делили на несколько отдельных частей. Обязательной частью русской избы был печной угол, для отделения которого использовали занавеску. Кроме этого выделялись отдельные зоны для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас. Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу.

Крыльцо русской избы

Архитектура крыльца всегда была тщательно продумана, ей владельцы дома уделяли достаточно много времени. В ней сочетался отличный художественный вкус, многовековые традиции и изобретательность зодчих. Именно крыльцо соединяло избу с улицей и открывалось всем гостям или прохожим. Интересно, что на крыльце вечерами после тяжёлой работы часто собиралась вся семья, а также соседи. Здесь гости и владельцы дома танцевали, пели песни, а дети бегали и резвились.

В разных областях России форма и размеры крыльца кардинально отличались. Так, на севере страны оно было достаточно высоким и большим, а для установки выбирался южный фасад дома. Благодаря такому ассиметричному размещению и уникальной архитектуре фасада весь дом смотрелся очень своеобразно и красиво. Также достаточно часто можно было встретить крыльца, поставленные на столбы и украшенные ажурными деревянными столбиками. Они были настоящим украшением дома, делая его фасад ещё более серьёзным и добротным.

На юге России крыльца устанавливали со стороны передней части дома, привлекая внимание прохожих и соседей ажурной резьбой. Они могли быть как на две ступеньки, так и с целой лестницей. Некоторые владельцы дома украшали своё крыльцо навесом, а другие оставляли открытым.

Сени

Для того, чтобы сохранить в доме максимальное количество тепла от печи владельцы отделяли жилую зону от улицы. Сени - это именно то пространство, которое сразу же видели гости при входе в избу. Кроме сохранения тепла сени также использовались для хранения коромысла и других нужных вещей, именно здесь многие делали чуланы для продуктов.

Для разделения сеней и отапливаемой жилой зоны также делали высокий порог. Он делался для предотвращения проникновения холода в дом. Кроме этого по многовековым традициям каждый гость должен был поклониться при входе в избу, а зайти внутрь не приклонившись перед высоким порогом было невозможно. В противном случае гость просто ударялся голой об косяк.

Русская печь

Быт русской избы вращался вокруг печи. Она служила местом для приготовления пищи, отдыха, обогрева и даже банных процедур. Наверх вели ступени, в стенах имелись ниши для разной утвари. Топка всегда была с железными заслонами. Устройство русской печи – сердца любой избы – удивительно функциональное.

Печь в традиционных русских избах всегда размещалась в основной зоне, справа или слева от входа. Именно её считали главным элементом дома, поскольку на печи готовили еду, спали, она обогревала весь дом. Доказано, что приготовленная в печи еда самая полезная, поскольку в ней сохраняются все полезные витамины.

С древних времён с печкой связывали множество поверий. Наши предки верили, что именно на печи обитает домовой. Мусор никогда не выносили из избы, а сжигали в печи. Люди верили, что так вся энергия остаётся в доме, что способствует увеличению достатка семьи. Интересно, что в некоторых областях России в печи парились и мылись, а также использовали для лечения серьёзных заболеваний. Лекари того времени утверждали, что вылечить болезнь можно просто полежав на печи несколько часов.

Печной угол

Его также называли "бабий угол", поскольку именно сделать находилась вся кухонная утварь. Его отделяла занавеска или даже деревянная перегородка. Сюда практически никогда не заходили мужчины из своей семьи. Огромным оскорблением владельцев дома был приход чужого мужчины за занавеску в печной угол.

Здесь женщины стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Практически каждая женщина занималась рукоделием, а самым спокойным и удобным местом для этого был именно печной угол. Вышивка, шитьё, роспись - это самые популярные виды рукоделия девушек и женщин того времени.

Лавки в избе

В русской избе стояли подвижные и неподвижные лавки, а уже с 19 века начали появляться стулья. Вдоль стен дома владельцы устанавливали неподвижные лавки, которые крепились с помощью поставок или ножек с резными элементами. Подстава могла быть плоской или сужаться к середине, в её декоре часто присутствовали резные узоры и традиционные орнаменты.

Также в каждом доме были передвижные лавки. Такие скамьи имели по четыре ножки или устанавливались на глухие доски. Спинки часто делали так, чтобы их можно было перекинуть на противоположный край лавки, а для украшения использовали резной декор. Скамью всегда делали более длинной чем стол, а также часто покрывали плотной тканью.

Мужской угол (Коник)

Он находился справа от входа. Здесь обязательно стояла широкая лавка, которую с обеих сторон ограждали деревянными досками. Их вырезали в форме конской головы, поэтому мужской угол часто называют "коник". Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты, предназначенные для ремонта и других мужских работ. В этом углу мужчины ремонтировали обувь и утварь, а также плели корзины и другие изделия из лозы.

На скамью в мужском углу присаживались все гости, пришедшие к владельцам дома на короткое время. Именно здесь мужчина спал и отдыхал.

Женский угол (Середа)

Это было важное в женской судьбе пространство, поскольку именно из-за печной занавески девушка выходила во время смотрин в нарядном одеянии, а также ждала жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их подальше от посторонних глаз, скрываясь за занавеской.

Также именно в женском углу дома понравившегося парня девушка должна была спрятать обметалочку, чтобы в скором времени выйти замуж. Верили, что такая обметалочка поможет невестке скорее подружиться со свекровью и стать хорошей хозяйкой в новом доме.

Красный угол

Это самый светлый и важный угол, поскольку именно его считали священным местом в доме. По традиции при строительстве ему выделяли место на восточной стороне, где два смежных окна образуют угол, таким образом свет падает, делая угол самым светлым местом в избе. Здесь обязательно висели иконы и вышитые рушники, а также в некоторых избах - лики предков. Обязательно в красном углу ставили большой стол и принимали пищу. Под иконами и рушниками всегда хранили свежеиспечённый хлеб.

И по сей день известны некоторые традиции связанные со столом. Так, молодым людям не желательно сидеть на углу, чтобы в будущем создать семью. Дурная примета оставлять грязную посуду на столе или сидеть на нём.

Крупы, муку и другие продукты наши предки хранили в сенниках. Благодаря этому хозяйка всегда могла быстро приготовить еду из свежих продуктов. Кроме этого были предусмотрены дополнительные постройки: погреб для хранения овощей и фруктов зимой, хлев для скота и отдельные сооружения для сена.