Древнее убранство русской избы. Русская изба — фотоподборка. Интересные факты о русском доме

Все фотографии защищены авторским правом. Любое воспроизведение фотографий без письменного разрешения автора запрещено. Приобрести лицензию на воспроизведение фото, заказать полноразмерное фото, фотографию в RAW формате можно у Андрея Дачника или приобрести на Shutterstock .
2014-2016 Андрей Дачник

Изба в виде клетского деревянного сруба различной конфигурации является традиционным русским жилищем для сельской местности. Традиции избы восходят к землянкам и домам с земляными стенами из которых постепенно стали подниматься чисто деревянные срубы без наружного утепления.

Русская деревенская изба обычно представляла собой не только дом для жилья людей, но целый комплекс построек, включавший в себя все необходимое для автономной жизни большой русской семьи: это и жилые помещения, и помещения для хранения, помещения для скота и птицы, помещения для запасов корма (сеновалы), помещения-мастерские, которые были интегрированы в один огороженный и хорошо защищенный от непогоды и чужаков крестьянский двор. Иногда часть помещений была интегрирована под единой кровлей с домом или входила в состав крытого двора. Только бани, почитавшиеся местом обитания нечистой силы (и источников пожаров) строили отдельно от крестьянской усадьбы.

Долгое время в России строили избы исключительно только при помощи топора. Такие приспособления как пилы и сверла появлялись только в XIX веке, что в некоторой степени снизило долговечность русских деревянных изб, так как пилы и сверла, во отличие от топора, оставляли "открытой" для проникновения влаги и микроорганизмов структуру дерева. Топор же "запечатывал" дерево, сминая его структуру. Металл практически не использовался при строительстве изб, так как был достаточно дорогим из-за его кустарной добычи (болотный металл) и производства.

С пятнадцатого века центральным элементом интерьера избы стала русская печь, которая могла занимать до одной четверти площади жилой части избы. Генетически русская печь восходит к византийской хлебной печи , которую заключили в короб и засыпали песком, чтобы дольше сохранять тепло.

Выверенная веками русской жизни конструкция избы не претерпевала сильных изменений со времен средневековья до XX века. И по сей день сохраняются деревянные постройки, которым насчитывается по 100-200-300 лет. Основной урон деревянному домостроению России нанесла не природа, а человеческий фактор: пожары, войны, революции, регулярные пределы собственности и "современная" реконструкция и ремонт русских изб . Поэтому с каждым днем все меньше и меньше становится вокруг уникальных деревянных построек, украшающих собой Русскую Землю, имеющих свою собственную душу и неповторимое своеобразие.

Научно-практическая конференция

Исследовательская работа

Тема: «История русской деревянной избы»

Работу выполнил :

Ученик 2 «А» класса

ГБОУ СОШ № 814 СП №2

Шумский Артемий

Руководитель :

Бакшенова Алла Евгеньевна

Москва, 2015 год

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Заключение
  4. Приложение

Введение

У американских индейцев есть поговорка: «Бог одинаково научил всех птиц вить гнёзда, но гнезда у всех птиц разные». Так же и у людей: все люди строят дома, но каждый народ делает это по-своему. У различных народов сложились свои определенные традиции постройки жилища, такие как юрта, чум, вигвам, иглу, сакля и другие. Дома могут многое рассказать о людях, которые их построили. Как они жили, во что верили, на что надеялись, что любили, а чего боялись.

В такой лесной стране, как Россия, дома испокон веков строили из дерева. И для меня нет на свете жилища прекрасней, чем обычная русская изба! Впрочем, какая же она обычная? Ведь настоящая русская изба, даже самая маленькая, - это огромный мир, целый космос, в котором каждый предмет имеет свой смысл и несет свою пользу. Русский народ сумел архитектуру простой крестьянской избы поднять до уровня мировых шедевров. Стоит перед нами рубленая изба, светится на солнце. А сколько в ней красоты и поэзии, как талантливо все придумано и хитро сделано!

Мне самому захотелось узнать, как строили на Руси, что собой представляла русская изба, побывать в ней, проникнуться ее духом, а также попробовать себя в роли строителя, создавая макет русской избы.

Актуальность исследования

Я считаю, что знать историю своего народа, его быт и традиции необходимо, так как это часть нашей истории, которую нельзя забывать. А что может лучше рассказать о русском народе и его быте, как не его дом, а особенно русская изба. Интересно то, что и сегодня, многие люди, обладающие возможностями построить каменные двух и трехэтажные особняки, предпочитают строить деревянные. И причиной этому является не столько преимущества дерева перед другими строительными материалами, сколько красота и загадочность русской избы. Поэтому я считаю изучение данной темы интересной и актуальной.

Объект исследования: история русской деревянной избы, особенности ее строительства и обустройства.

Цель: научиться самостоятельно добывать знания об истории русской избы, особенностях ее постройки и обустройства; развивать интерес к прошлому и настоящему своей страны.

Гипотеза: Русская изба является символом русской национальной культуры.

Задачи:

1. провести анализ научной литературы и Интернет-ресурсов по теме исследования;

2. выявить традиции строительства и обустройства русской избы;

3. посетить музей русской избы;

4. используя полученные при исследовании знания, составить кроссворд на тему русской избы;

5. провести исследование среди учащихся класса на предмет знания материала о русской избе путем предложения ответить на вопросы, составленного мною кроссворда;

6. выполнить макет русской избы.

Метод проведения исследования : изучение литературы и Интернет-ресурсов; посещение музея и экскурсии; составление кроссворда; создание макета русской избы; проведение опроса среди учащихся; подготовка научно-исследовательской работы и выступление на конференции.

Практическая значимость.

Результаты исследования по данной теме будут способствовать возрождению интереса к историческим знаниям, приобщению к источникам культуры своего народа, вовлечению людей в исследовательскую деятельность. А также позволит открыть в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

Основная часть

Изба – это деревянный срубный бревенчатый дом, который являлся самым распространенным жилищем русского крестьянина преимущественно в сельской местности. Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба». "Истьбой" или "истопкой" в летописях назвали отапливаемый жилой сруб, то есть дом с печкой, а если печки не было, то эту постройку именовали «клеть».

Только изба не сразу стала такой. Первоначально (до X века) века она мало чем отличалась от землянки, и строилась она так: выкопает человек яму, обнесет ее сверху тремя рядами (или как раньше говорили, - венцами) толстых бревен, накатит такие же бревна вместо крыши и присыплет все это сооружение землей, чтобы теплее было. Даже нормальной двери у избушки не было, а был лаз – входное отверстие в метр высотой, прикрытое от ветров пологом-занавеской. Пол в таких избушках был земляной. Его просто поливали водой и утаптывали. И прямо на нем размещали сложенный из камней очаг, чтобы греться и готовить пищу. Глава семьи спал на почетном месте у очага, женщина и дети справа от входа. Непосредственно при входе размещалась домашняя скотина. В таком доме было дымно, ведь ни окон, ни трубы там не было. Такая структура сохранялась длительное время. Со временем изба совершенствовалась, получая сначала оконца в виде отверстий в боковой стене для выхода дыма, которые иногда затягивались бычьим пузырем, а затем и печь.

Когда в жилищах появились первые печи, избы стали строить выше, уже над землей. Но дым от печи по-прежнему шел внутрь дома. Подобные избушки назывались черные или курные. «Курить» значило «разжигать огонь, топить». А черными они назывались потому, что в них было черно от копоти. Такой способ топки назывался «топить по-черному». Во время топки печи в такой избе было дымно и холодно. Люди, находившиеся здесь в это время, вынуждены были сидеть на полу или выходить на улицу, так как дым ел глаза, забирался в гортань и нос. Дым поднимался вверх и зависал там плотным синим слоем. Но когда в избах появился дымник – дырка в крыше для выхода дыма, то количество сажи сразу уменьшилось. Чтобы тепло не уходило, а дым выветривался, окна в черных избах были крошечные. А освещалась такая изба в ночное время лучиной – тонкой длинной щепкой из сухого дерева. Впрочем, люди в те времена старались лечь с наступлением темноты.

Курные избы существовали в русской деревне вплоть до начала XX в. Их стали активно заменять на белые избы в деревнях Европейской России с середины XIX в., а в Сибири - еще раньше, с конца XVIII в. Топились такие избы по-белому, то есть имели настоящую русскую печь с трубой над крышей. Самая простая белая изба с четырьмя стенами – это четырехстенка (или четырехстенок). Позднее стали строить пятистенки, разделенные внутренней поперечной стеной на две неравные части: избу (горницу) и сени (нежилую и не отапливаемую комнату) и шестистенки, в которых жилая теплая часть состояла из двух или трех комнат, разделенных рублеными бревенчатыми стенами на части. Именно «белая» шестистенная изба является «классической» русской избой, венцом её развития.

Семьи тогда были большими и жили родственники все вместе в одном доме, где кроме родителей, детей, бабушек и дедушек могли проживать еще и дяди, и тети. Половину всего дома занимала жилая часть, а остальная часть отводилась под различные хозяйственные нужды. Пол тут был уже не земляной, а из толстых некрашеных досок, приподнятый на высоту от одного до полутора метров. Все, что находилось под полом жилого помещения, называлось подпольем. Чтобы попасть туда из комнаты, нужно было поднять тяжелый деревянный люк. В подполье хранились запасы картошки, моркови и прочих овощей, а также бочки с квашеной капустой, солеными огурчиками и мочеными яблоками. Вторая половина дома отделялась помещением, которое называлось «холодные сени» своего рода прихожая около 2 м шириной. Иногда, впрочем, сени значительно расширяли и устраивали в них хлев для скота. Использовали сени и по-другому. В обширных, опрятных сенях держали имущество, мастерили что-нибудь в непогоду, а летом могли, например, уложить там спать гостей. За сенями располагался сарай, где жили коровы, лошади, свиньи, козы и куры. Каждая скотина находилась в своем закуте, то есть углу. К основной избе прилегали различные пристройки, так, что такая изба на самом деле была не просто домом, а целым хозяйством.

Строительство дома для крестьянина всегда было знаменательным событием. При этом для него было важно не только обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными.

При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. Место они выбирали поближе к воде и лесу, чтобы удобно было для земледелия, охоты и рыбной ловли. Оно должно быть высоким, светлым, сухим. Чтобы проверить сухое ли место, клали пряжу, накрывали её сковородкой, потом проверяли, если пряжа не мокрая, то место сухое. Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы или барана. Он проводился во время укладки первого венца избы. Под бревна первого венца, укладывали деньги, шерсть, зерно - символы богатства и счастливой жизни, ладан - символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе. А строить дом крестьянину помогала вся деревня. За работу не платили, но кормили, нельзя было, потом отказывать в помощи, когда строился кто-то другой.

Рубили избы топором. И стены избы называли просто - сруб. Топор был главным инструментом в хозяйстве. Конечно, пила в доме тоже имелась. И хотя спилить дерево было намного легче, чем срубить, но избу ставили только из срубленных бревен. Потому, что пила при работе рвет древесные волокна, и такие спилы легко впитывают влагу, из-за чего бревно скоро начинает гнить. А топор волокна сминает и как-бы запечатывает. По той же причине при постройке изб никогда не пользуются гвоздями. Чтобы бревна плотней прилегали друг к другу, в одном из них делают продольное углубление, куда вставляют выпуклый бок другого бревна. А пазы между бревнами конопатят (то есть забивают) болотным мхом, который очень полезный и даже обладает целебными свойствами (заживляет раны). В общем, изба состоит только из натуральных и полезных материалов, имеющих необыкновенные свойства. Ведь дерево умеет поддерживать нужную влажность в доме: когда слишком влажно – дерево впитывает влагу, когда сухо – отдает. Если избу строят из сосны, то перед тем как срубить дерево, весной на нем делают узкие полоски, аккуратно снимая топором кору с самого верха до низа, и оставляют до зимы. После этого сосна начинает выделять густую смолу, а когда придет время срубить дерево, весь ствол уже будет просмоленным и дерево дольше прослужит.

Обыкновенная крыша русских домов была деревянная, тесовая или из драни. Также в обычае было покрывать сверху кровлю березовою корою от сырости; это придавало ей пестроту; а иногда на кровле клали землю и дерн в предохранение от пожара. Тесом называли тонкие доски. Чтобы получить такие, бревно сначала раскалывали пополам, а затем обтесывали топором. Тес – покрытие дорогое, для которого нужно было отыскать бревна без сучков. Такую крышу могли позволить себе только богатые крестьяне. Бедняки же крыли свои дома соломой. Солому на крышу складывали рядами, начиная снизу. Каждый ряд привязывали к основе кровли лыком. Затем солому «счесывали» граблями и поливали жидкой глиной для прочности. И такая крыша могла прослужить своим хозяевам полвека.

Верх кровли прижимали тяжелым бревном, называемым охлупень, передний конец которого имел форму конской головы. Отсюда и пошло название конёк. Он вырезался из огромного корневища дерева. Вплоть до наших дней сохранилась традиция придавать охлупням облик коня. В древние времена эта скульптура имела смысл и считалась оберегом дома.
"Конь на крыше - в избе тише", - гласит народная пословица.
Что значит конь для русского крестьянина, говорить излишне. Он сопутствовал ему во всей жизни, был верным помощником и в труде, и в бою.

Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой. Резьбу делали на ставнях, наличниках окон, опушках навесов крыльца. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье от нечистой силы.

Если мы войдем в крестьянскую избу, то обязательно споткнемся. Почему? Оказывается, навешенная на кованых петлях дверь была с низкой притолокой наверху и высоким порогом внизу. Об него–то и спотыкался входящий. Тепло берегли и старались таким путем его не выпустить наружу. Порог в быту осознавался не только как препятствие для проникновения холодного воздуха, но и как граница между мирами. При входе в чужой дом полагалось остановиться у порога и прочесть краткую молитву и в знак уважения отвесить поклон хозяевам. В русских деревнях существовало множество обычаев очищения дверей. На праздник Крещения, например, повсеместно окропляли двери крещенской освещенной водой, рисовали на них углем кресты, прибивали на дверной косяк или на порог случайно найденные подкову, нож или обломок косы.

Центральное место в доме занимала печь. У наших предков даже было в быту такое выражение – «плясать от печки». Так говорили потому, что при постройке избы сразу решали самый важный вопрос: где сложить печь. Все остальное размещали в зависимости от расположения печки. Печь в крестьянской семье любили все. Ведь она и грела, и кормила, и светила, и мыла, и сушила, и даже лечила. Ставили печку не прямо на полу, а делали для нее массивный сруб – опечье. На настиле опечья ставилась сама печь, а под настилом оставляли пустое место – подпечье. Там хранили ухваты, кочерги, чтобы мешать дрова в печке, печные лопаты и прочую утварь. А в нижнюю часть подпечья зимой пускали кур, чтобы он в тепле лучше несли яйца. Внутри печи располагалась топка (или горнило) – где горели дрова, которая бывала такой большой, что в ней мог легко поместиться взрослый человек. Но для чего же ему было лезть в печь? А чтобы попариться, ведь печка еще и отличная банька, пар в которой исцеляет от множества болезней. Из протопленной печки выгребали золу и угли, а потом на широких лопатах бережно сажали туда болеющих, чтобы они в такой баньке прогрелись и вылечились. А вместо мыла служила печная зола, которую также добавляли в различные мази и отвары. Печь также прекрасная сушилка: сушит валенки и рукавицы, а также грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Она же и стиральная машинка. В большой чугунный горшок с водой женщины складывали белье, туда же опускали мешочек с золой и ставили в печь. Удивительно, что зола темно-серая, почти черная, а белье от такого кипячения становилось белым- белым, да еще и прочным. А еще печка предсказывала погоду: если дрова в печи горели с треском – к морозу, с гудящим шумом – к бурану.

На печи обычно спали старики или дети. Но более всего времени проводила около печи хозяйка дома. Угол около устья печи так и называли – бабий кут, т. е. женский угол. Здесь хозяйка готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды – посудник. Другой угол – около двери и напротив окна – был мужским. Здесь стояла лавка, на которой хозяин работал, а иногда и спал. Под лавкой хранили крестьянское добро. А на стене висела конская сбруя, одежда и принадлежности для работы. Угол этот, как и стоявшую здесь лавку, называли коник: на лавке делали узоры в виде конской головы.

Главным местом любого крестьянского дома был красный угол: здесь висела особая полочка с иконами – божница, на которой хранилась святая вода, освещенные верба, пасхальное яйцо и Библия. Божницу украшали вышитыми полотенцами – рушниками. Это почетное место в крестьянской избе всегда располагалось по диагонали от печи. Входивший в избу человек обязательно устремлял взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только потом здоровался. Крестьяне любили и почитали иконы: их бережно хранили и передавали из поколения в поколение. У икон зажигали лампады – специальные небольшие сосуды с маслом. В красном углу под иконами ставился большой обеденный стол, который по праздникам покрывали вышитой скатертью. Вообще стол осмыслялся как аналог храмовому престолу. Столешницу почитали «божьей ладонью», дающей хлеб. Потому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом.

Очень важная деревенская мебель – лавка. Их в доме было много, и все они были разные и играли свою роль. Некоторые были вделаны прямо в стены дома, а были и переносные. Они назывались скамейками. Их приставляли к неподвижным лавкам, чтобы на ночь устроить постель пошире. Ведь спали в избе тоже на лавках. Отец семейства обычно спал на лавке под названием «коник» (уменьшительное от слова конь). Боковину этой лавки украшал вырезанный из доски силуэт конской головы. Кониками (или койниками) называли ящики или лавки для хранения конских сбруй, рыболовных принадлежностей и различных инструментов. От слова «койник» впоследствии и произошло всем известное слово «койка» - кровать. Была в избе и длинная женская лавка, которая располагалась вдоль стены с окнами. На ней сидели за рукоделием и женщины и бабушки, и даже девочки, которые уже с шести лет начинали прясть пряжу. Лавка для гостей называлась красной. А вот «нищая» лавка, расположенная у двери или у калитки, получила такое название потому, что на нее мог садиться или путник, чтобы передохнуть или подкрепиться. Также была еще посудная лавка. На ней не сидели, а ставили повседневную посуду и готовили еду, поэтому она была выше всех остальных. Возле печки находилась кутная лавка, там стояли ведра с водой.

Если встать на середину избы и посмотреть наверх, то мы увидим брус, служащий основанием для потолка, – матицу. Считалось, что матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы – один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием хлебных зерен и хмеля, молитвой, угощением плотников. Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под матицу подтыкали найденный от бороны зуб. Когда же в доме рождался младенец, то для новорожденного подвешивали к матице нарядную люльку. Мать привязывала к ней какую-нибудь веревку, и, если вдруг ребенок заплачет, можно было потянуть за нее и покачать люльку.

Крестьянская изба отличалась чистотой: уборку делали регулярно, занавески и рушники меняли часто. Рядом с печкой в избе всегда был рукомойник – глиняный кувшин с двумя носиками: с одной стороны, воду наливали, с другой – выливали. Грязная вода собиралась в лохань – специальное деревянное ведро. Воду носили тоже в деревянных ведрах на коромысле.

В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, нехитрой конструкции. Добро хранилось в сундуках, поэтому в нескольких местах их обивали железными полосами и закрывали на замки. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась крестьянская семья. Домашняя утварь, то есть предметы обихода, такие как горшки, крынки для молока, короба с крышками, корзины, сплетенные из ивовых прутьев, бочки и лукошки, а также красиво расписанные деревянные ложки тоже в основном были сделаны своими руками. Долгими зимними вечерами вырезали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, туеса и корзины. И хотя не отличалось убранство русской избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки – все делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Шли столетия, а крестьянская изба с ее домашней нехитрой утварью передавалась из поколения в поколение, не меняясь. Новое поколение приобретало лишь больше опыта и сноровки в изготовлении изделий и постройке домов.

Заключение

Изучая тему русской избы, понимаешь, что дом – это не только жилая постройка, но дом – это и родина, и семья. Человек строит и обустраивает свое жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром. Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома, а также во внутреннем убранстве дома – это внутренний мир человека, его мировоззрение. В жизни человека дом имеет большое значение. С дома начиналась жизнь человека, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем. Прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому.

Список используемой литературы

1. Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.

2. Александрова Л.А. Деревянное зодчество Руси. М.: Белый город 2003.

3. Улыбашева М. Русская изба от печки до лавочки. Москва, 2015.

4. Рапопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1988.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1977.

6. Электронная всемирная энциклопедия «Википедия».


Приложение

КРОССВОРД

1 . Висячие доски с резным орнаментом, покрывающие торцы бревен сруба и края крыши (Причелина).

2 . Материал, которым покрывали крыши небогатые крестьяне (Солома).

3. Главный инструмент в хозяйстве, которым рубили избы (Топор).

4 . Лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью, на которой спали дети (Полати).

5. Высокий глиняный сосуд для молока (Крынка).

6 . Бревно на потолке, своего рода границей между внешней и внутренней частями дома (Матица).

7. Предмет народного быта, орудие труда для изготовления нитей, на котором работали женщины и девочки начиная с пяти лет (Прялка).

8. Деревянный брус через который переступали и кланялись, когда входили в избу (Порог).

9 . Тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы (Лучина).

10. Емкость хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных вещей (Сундук).

11 . Неотапливаемое и нежилое помещение, расположенное между жилой частью дома и крыльцом (Сени).

12. Элемент конструкции кровли избы, самая верхняя ее часть, выполненная в виде головы животного (Конек).

13 . Чистая комната в крестьянской избе (Горница).

14 . Мебель на ножках с узким сиденьем, которую могли передвигать и ставить в разные части дома (Скамейка).

15. Предмет, который висел в каждом доме в красном углу (Икона).

16 . Чем люди мылись в древней Руси до изобретения мыла (Зола).

17 . Деревянный дом, стены которого собраны из рубленых брёвен (Сруб).

18 . Общепринятый порядок, привычный способ делать что-либо, передающийся от поколения к поколению (Обычай).

Один из символов России, которым восторгается, без преувеличения, весь мир, — это деревянная изба. Действительно, некоторые из них поражают своей невероятной красотой и уникальностью. О самых необычных деревянных домах — в обзоре «Моей Планеты».

Где: Свердловская обл., д. Кунара

В небольшой деревушке Кунара, расположенной в 20 км от Невьянска, находится сказочный терем, признанный в 1999 году на конкурсе самодельного деревянного зодчества лучшим в нашей стране. Здание, напоминающее большой пряничный дом из сказки, создано вручную одним-единственным человеком — кузнецом Сергеем Кирилловым. Он создавал эту красоту 13 лет — с 1954 по 1967 год. Все украшения на фасаде Пряничного домика выполнены из дерева и металла. И дети, держащие в руках плакаты с надписями: «Пусть всегда будет солнце…», «Летите, голуби, летите…», «Пусть всегда будет мама…», и ракеты, готовые взмыть ввысь, и всадники на конях, и солнце, и богатыри, и символы СССР… А еще множество различных завитушек и необычных цветов. Зайти во двор и полюбоваться рукотворным чудом может любой желающий: вдова Кириллова ворота не запирает.

Где: Смоленская обл., п. Фленово, историко-архитектурный комплекс «Теремок»

В этот историко-архитектурный комплекс входят четыре постройки, которые раньше принадлежали известной меценатке Марии Тенишевой. Особого внимания заслуживает Главная усадьба, созданная в 1902 году по проекту Сергея Малютина. Этот резной сказочный теремок — настоящий шедевр русского малого зодчества. На главном фасаде дома расположилось невероятной красоты окно. В центре, над резными рамами, присела отдохнуть Жар-птица с кокетливым хохолком, по обеим сторонам от нее встают на дыбы изящные коньки. Чудо-животных согревает своими лучами резное солнце, а витиеватые сказочные узоры из цветов, волн и прочих завитушек поражают своей фантастической воздушностью. Бревенчатый сруб терема поддерживают зеленые чешуйчатые змеи-горынычи, а под сводом крыши расположились два месяца. На окне с другой стороны — Царевна-Лебедь, «плывущая» по деревянным волнам под резным небом с Луной, месяцем и звездами. В таком стиле было оформлено в свое время все во Фленово. Жаль, что сохранилась эта красота лишь на фотографиях.

Где: Иркутск, ул. Фридриха Энгельса, 21

Сегодняшний Дом Европы — это бывшая усадьба купцов Шастиных. Этот дом — одна из визитных карточек Иркутска. Он был построен еще в середине XIX века, но лишь в 1907 году его украсили резьбой и прозвали Кружевным. Ажурные деревянные украшения, изящные узоры фасадной части и окон, удивительной красоты башенки, сложные очертания кровли, фигурные деревянные столбики, рельефная резьба ставень и наличников делают этот особняк совершенно неповторимым. Все элементы декора выпиливались вручную, без лекал и шаблонов.

Где: Карелия, Медвежьегорский р-н, о. Кижи, Музей-заповедник деревянного зодчества «Кижи»

Этот двухэтажный дом, похожий на богато украшенный терем, был построен в деревне Ошевнево во второй половине XIX века. Позднее его перевезли на о. Кижи с Большого Климецкого острова. Под одной большой деревянной избой расположились и жилые, и хозяйственные помещения: такой тип постройки сложился на Севере в старину из-за суровых зим и особенности быта местных крестьян.
Интерьеры дома были воссозданы в середине XX века. Они представляют собой традиционное убранство жилища зажиточного крестьянина Севера конца XIX столетия. Вдоль стен избы протянулись массивные деревянные лавки, над ними расположились полки-воронцы, в углу — большая кровать. И разумеется, обязательная печь. Хранятся здесь и подлинные вещи того времени: глиняная и деревянная посуда, берестяные и медные вещицы, детские игрушки (лошадка, санки, ткацкий станочек). В горнице можно увидеть диван, буфет, стулья и стол работы местных умельцев, кровать, зеркало: обычные предметы повседневного быта.
Снаружи дом выглядит очень нарядно: с трех сторон его опоясывают галереи, на окнах резные наличники… Оформление трех балконов совершенно разное: точеный балясик служит ограждением западного и южного балконов, а у северного сплошь ажурное исполнение из плоских теснин. Декор фасадов отличается сочетанием пропильной и объемной резьбы. А сочетание овальных выступов и прямоугольных зубьев — характерный для районов Заонежья прием «вырезания» узоров.

Где: Москва, Погодинская ул., 12а

Старых деревянных домов в Москве осталось очень мало. Но в Хамовниках среди каменных строений красуется историческое здание, построенное в традициях русского деревянного зодчества в 1856 году. Погодинская изба — деревянный сруб известного российского историка Михаила Петровича Погодина.

Этот высокий сруб, сложенный из добротных бревен, был построен архитектором Н.В. Никитиным и подарен Погодину предпринимателем В.А. Кокоревым. Двускатная крыша старого дома украшена деревянным резным узором — пропильной резьбой. Деревянным кружевом убраны и ставни окон, «полотенца», «подзоры» и другие детали избы. А яркий голубой цвет здания вкупе с белоснежными украшениями делают его похожим на домик из какой-нибудь старой русской сказки. Только вот настоящее у Погодинской избы совсем не сказочное — сейчас в доме размещены офисы.

Где: Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 112

Городская усадьба В.П Сукачева создана в 1882 году. Удивительно, но за прошедшие годы историческая целостность этого строения, его изумительная красота и даже большая часть примыкающей парковой зоны остались практически неизменны. Бревенчатый дом с четырехскатной крышей украшен пропильной резьбой: фигуры драконов, фантастические стилизованные изображения цветов, сложные переплетения ограды на крыльце, причелины, пояски карнизов — все говорит о богатой фантазии сибирских мастеров и чем-то напоминает восточные орнаменты. Собственно, восточные мотивы в оформлении усадьбы вполне объяснимы: в то время развивались культурные и экономические связи с Китаем и Монголией, что влияло на художественный вкус сибирских умельцев.
В наши дни усадьба не только сохранила свой великолепный облик и удивительную атмосферу, но и живет достаточно насыщенной жизнью. Здесь часто бывают концерты, музыкальные и литературные вечера, устраиваются балы, мастер-классы для маленьких гостей по лепке, рисованию, изготовлению лоскутных кукол.

Давайте поговорим о старинной русской избе , или возьмем даже чуть шире – русском доме. Внешний его вид и внутреннее устройство – результат воздействия множества факторов, начиная с природных и заканчивая социальными и культурными. Крестьянское общество всегда было чрезвычайно устойчиво своей традиционностью быта и представлениями об устройстве мира. Даже находясь в зависимости от влияния властей (церковь, петровские реформы), русская народная культура продолжала свое развитие, венцом которого нужно признать формирование крестьянской усадьбы, в частности дома-двора с жилой старинной русской избой .

Русский дом остается для многих либо некоей аллегорией христианской Руси, либо избенкой в три окошка с резными наличниками. Экспонаты музеев деревянного зодчества почему-то не меняют этого устойчивого мнения. Может быть потому, что так никто внятно и не объяснил, — что же такое, собственно, старинная русская изба – в буквальном смысле?

Русская изба изнутри

Чужой человек осваивает жилище сначала снаружи, затем заходит внутрь. Свой – рождается внутри. Затем, постепенно расширяя свой мир, доводит его до размеров нашего. Внешность для него – потом, внутренность – сначала.

Мы с Вами, к сожалению, там чужаки.

Итак, снаружи, старинная русская изба высока, велика, окна её малы, а расположены высоко, стены представляют могучий бревенчатый массив, не расчлененный цоколем и карнизами по горизонтали, лопатками и колоннами – по вертикали. Крыша щипцом вырастает из стены, сразу видно, что за «фронтоном» нет никаких привычных стропил. Коньком служит мощное бревно-охлупень с характерным скульптурным выносом. Детали немногочисленны, крупны, отсутствует обшивка, накладки. Из стен кое-где могут выступать отдельные торцы брёвен не совсем ясного назначения. Приветливой старинную русскую избу не назовешь, скорее, молчаливой, скрытной.

Сбоку к избе приставлено крыльцо, иногда высокое, столбовое, иногда низкое, невнятное. Однако, именно оно – и есть первый Кров, под который входит пришедший. А раз это первый кров, то, значит, и второй кров (сени) и третий кров (собственно изба) – лишь развивают идею крыльца – покрытого замощенного возвышения, спроецировавшего на себя Землю и Небеса. Крыльцо избы берет начало в первом святилище – постаменте под кроной священного древа и эволюционирует вплоть до царских сеней в Успенском соборе. Крыльцо у дома – начало нового мира, ноль отсчета всех его путей.

С крыльца внутрь сеней ведет невысокая широкая дверь в мощном косящатом обрамлении. Внутренние контуры его слегка округлы, что служит главным препятствием для нежелательных духов и нечистых в помыслах людей. Округлость дверного проема сродни круглоте Солнца и Луны. Замка нет, защелка, открывающаяся как изнутри, так и снаружи, — от ветра и домашнего скота.

Сени, на Севере именуемые мостом, – развивают мысль крыльца. Часто в них нет потолка, как прежде не было и в избе, — только кровля отделяет их от неба, только она осеняет их.

Сень – небесного происхождения. Мост – земного. Снова, как и в крыльце, Небо встречается с Землёй, а связуют их те, кто срубил старинную русскую избу с сенями, и те, кто живёт в ней – большая семья, ныне представленное среди живущих звено рода.

Крыльцо открыто с трёх сторон, сени закрыты с четырёх, света в них немного от волоковых (заволакиваемых досками) окон.

Переход из сеней в избу не менее ответственен, чем из крыльца в сени. Чувствуется, как нагнетается атмосфера…

Внутренний мир русской избы

Открываем дверь, пригибаясь, входим. Над нами низкий потолок, хотя это не потолок, а полати, – настил на уровне лежанки печи – для спанья. Мы в полатном куте. И можем обратиться к хозяйке избы с добрым пожеланием.

Полатный кут – притвор внутри русской избы. Туда может войти любой добрый человек без спроса, без стука в дверь. Полати одним краем опираются на стену прямо над дверью, другим – на полатный брус. За этот полатный брус гостю по его воле ходу нет. Только хозяйка может пригласить его войти в следующий кут – красный угол, к семейным и родовым святыням, сесть за стол.

Трапезная, освящённая святынями, вот что такое красный угол.

Так гость осваивает целую половину избы; однако во вторую, дальнюю половину (за пирожный брус) ему уже не зайти никогда, туда его хозяйка не пригласит, потому что вторая половина – главная священная часть русской избы – бабий и печной куты. Эти два кута аналогичны алтарю храма, да собственно это и есть алтарь с печью-престолом и ритуальными предметами: хлебной лопатой, помелом, ухватами, квашнёй. Там претворяются плоды земли, неба и крестьянского труда в пищу духовно-материального свойства. Потому что никогда для человека Традиции пища не была количеством калорий и набором консистенций и вкусов.

Мужская часть семьи в бабий кут не допускается, здесь всем верховодит хозяйка, большуха, постепенно обучая будущих хозяек священнодействию…

Мужики большую часть времени трудятся в поле, на лугу, в лесу, на воде, на отхожих промыслах. В доме место хозяина сразу при входе на лавке-конике, в палатном куте, либо за дальним от бабьего кута торцом стола. Он ближе к малым святыням красного угла, дальше от центра русской избы.

Место хозяйки в красном углу – за торцом стола со стороны бабьего кута и печи, — именно она жрица домашнего храма, она общается с печью и огнём печи, она заводит квашню и сажает в печь тесто, она вынимает его претворённым в хлеб. Именно она по смысловой вертикали печного столба – спускается через голбец (особая деревянная пристройка к печи) в подпол, который тоже именуется голбцом. Там, в голбце, в подклетном родовом святилище, месте обитания духов-охранителей, держат припасы. Там не так жарко летом, не так холодно зимой. Голбец сродни пещере – чреву Земли-Матери, из которого выходят, и в которое возвращаются тленные останки.

Хозяйка заправляет, хороводит всем в доме, она в постоянном общении с внутренней (избяной) Землёй (пол-мост избы, подпол-голбец), с внутренним небом (балка-матица, потолок), с Мировым Древом (печной столб), связующим их, с духами умерших (тот же печной столб и голбец) и, конечно, с нынешними живыми представителями своего крестьянского родового древа. Именно её безусловное лидерство в доме (и духовное, и материальное) не оставляет пустопорожнего времени мужику в русской избе, отсылает его за пределы домашнего храма, на периферию освещённого храмом пространства, к мужским сферам и делам. Если умна и крепка хозяйка (ось семьи), родо-семейное колесо крутится с желанным постоянством.

Устройство русской избы

Обстановка старинной русской избы полна ясного, незамысловатого и строгого значения. По стенам широкие и невысокие лавки, пять-шесть окон невысоко расположены над полом и ритмично освещают, а не заливают светом. Прямо над окнами сплошная полка-воронец. Выше – пять-семь нетёсаных прокопчённых венцов сруба, — здесь ходит дым во время топки чёрной печи. Для его удаления над дверью находится дымоволок, ведущий в сени, а в сенях пристроена деревянная труба-вытяжка, выносящая уже охлаждённый дым за пределы дома. Горячий дым экономично прогревает и антисептирует жилое помещение. Благодаря ему на Руси не было таких жестоких пандемий, как в Западной Европе.

Потолок из толстых и широких плах (полубрёвен), таков же пол-мост. Под потолком могучая балка-матица (иногда две или три).

На куты русская изба разделяется двумя брусьями-воронцами (полатным и пирожным), уложенными перпендикулярно на верхний срез печного столба. Пирожный брус тянется к передней стене избы и отделяет женскую часть избы (около печи) от остального пространства. Часто его используют для хранения выпеченного хлеба.

Существует мнение, что печной столб не должен обрываться на уровне воронцов, ему следует подниматься выше, под самую матицу; в этом случае космогония избы была бы полной. В глубине северных земель обнаружилось нечто подобное, только, пожалуй, ещё более значительное, статистически надёжно продублированное не один раз.

В непосредственной близости от печного столба, между пирожным брусом и матицей, исследователям встретился (почему-то никому дотоле не встречался) резной элемент достаточно ясного, и даже символического смысла.

Трёхчастность подобных изображений трактуется одним из современных авторов так: верхняя полусфера – это высшее духовное пространство (чаша «небесных вод»), вместилище багодати; нижняя – небесный свод, покрывающий Землю – наш видимый мир; среднее звено – узел, вентель, место расположения богов, контролирующих поступление благодати в наш нижний мир.

Кроме того, легко представить его как верхнюю (перевёрнутую) и нижнюю Берегиню, Бабу, Богиню с поднятыми руками. В среднем звене прочитываются привычные конские головы – символ солнечного движения по кругу.

Резной элемент стоит на пирожном брусе и именно подпирает матицу.

Таким образом, в верхнем уровне избяного пространства, в центре старинной русской избы , в самом значимом, ударном месте, мимо которого не пройдёт ни один взгляд, воочию воплощено недостающее звено – связь Мирового Древа (печного столба) и небесной сферы (матицы), причём связь в виде сложного глубоко-символичного скульптурно-резного элемента. Надо отметить, что он располагается сразу на двух внутренних границах избы – между обжитым относительно светлым низом и чёрным «небесным» верхом, а также между общей семейной половиной избы и запретным для мужчин священным алтарем – бабьим и печным кутами.

Именно благодаря этому запрятанному и очень вовремя нашедшемуся элементу можно выстроить ряд взаимодополняющих архитектурно-символических образов традиционных крестьянских культурных объектов и сооружений.

По своей символической сути все эти объекты – одно и то же. Однако, именно старинная русская изба – самый полный, самый развитой, самый углублённый архитектурный феномен. И теперь, когда, кажется, она полностью забыта и надёжно похоронена, снова настаёт её время. Настаёт Время Русского Дома – в буквальном смысле.

Курная изба

Надо заметить, что высшим образцом материальной народной культуры исследователями признаётся именно курная (чёрная, рудная) русская изба, в которой дым при топке печи поступал непосредственно в верхнюю часть внутреннего объёма. Высокий потолок трапециевидной формы позволял находиться в избе во время топки. Дым выходил из устья печи прямо в комнату, стелился по потолку, а затем опускался до уровня полок-воронцов и вытягивался через волоковое окошко, прорубленное в стене, соединенное с деревянным дымником.

Причин долгого бытования рудных изб несколько, и прежде всего, климатические условиябольшая влажность местности. Открытый огонь и дым из печи пропитывали и просушивали стены сруба, таким образом, происходила своеобразная консервация древесины, поэтому век черных изб более длительный. Курная печь хорошо обогревала помещение и не требовала много дров. Была она удобна и для ведения хозяйства. Дым просушивал одежду, обувь и рыболовные сети.

Переход на белые печи принёс вслед за собой невосполнимую утрату в устройстве всего комплекса значимых элементов русской избы: понизился потолок, повысились окна, стали пропадать воронцы, печной столб, голбец. Единый зонированный объём избы начал дробиться на функциональные объёмы-комнаты. Исказились до неузнаваемости все внутренние пропорции, внешний вид и постепенно старинная русская изба прекратила своё существование, превратившись в сельский дом с интерьером, приближенным к городской квартире. Вся «пертурбация», фактически – деградация, произошла лет за сто, начавшись в XIX веке и завершившись к середине XX века. Последние курные избы, по нашим сведениям, переделывались в белые после Великой Отечественной войны, в 1950-е годы.

А как же быть теперь? Возврат к действительно курным избам возможен лишь как результат всемирной или национальной катастрофы. Однако, вернуть всю образно-символическую структуру избы, насытить ею русский загородный дом – можно и в условиях технического прогресса и всё увеличивающегося благосостояния «россиян»…

Для этого, собственно, надо лишь начать просыпаться ото сна. Сна, навеянного на элиту нашего народа как раз тогда, когда сам народ творил шедевры своей культуры.

По материалам журнала «Родобожие №7

    Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

    Стол украшают гости, а дом - дети.

    Тот не умирает, кто детей не покидает.

    Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

    — Л.Н. Толстой

    Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.

    Дайте детству созреть в детях.

    Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.

    — М. Горький

    Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.

    Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Внутреннее обустройство русской избы


Изба была самым главным хранителем семейных традиций для русского человека, здесь проживала большая семья, и воспитывались дети. Изба являлась символом уюта и спокойствия. Слово «изба» произошло от слова «истопить». Истопка - это отапливаемая часть дома, отсюда и слово «истьба».

Внутреннее убранство традиционной русской избы было простым и удобным: стол, лавки, скамьи, стольцы (табуретки), сундуки, - всё делалось в избе своими руками, тщательно и с любовью, и было не только полезным, красивым, радующим глаз, но несло свои обережные свойства. У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенках - расшитые белые полотенца; пол, стол, скамьи выскреблены.

Комнат в доме не было, поэтому всё пространство разделялось по зонам, согласно функциям и назначению. Разделение производилось с помощью своеобразной тканевой занавески. Таким способом отделялась хозяйственная часть от жилой.

Центральное место в доме отводилось под печь. Печь порой занимала почти четверть избы, и чем массивнее она была, тем больше тепла накапливала. От её расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: «Плясать от печи». Печь являлась неотъемлемой частью не только русской избы, но и русской традиции. Она служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна; использовалась при лечении от самых различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь, порою, олицетворяла всё жилище, её наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи - нежилой). Приготовление пищи в русской печи являлось сакральным действом: сырое, неосвоенное превращалось в варёное, освоенное. Печь - душа дома. Добрая, честная Матушка-печь в присутствии которой не смели сказать бранного слова, под которой, согласно поверьям предков, обитал хранитель избы - Домовой. В печке сжигали сор, так как его нельзя было выносить из избы.

Место печи в русском доме видно по тому, с каким уважением относился народ к своему очагу. К печи пускали не каждого гостя, а если разрешали кому-то посидеть на своей печи, то такой человек становился особенно близким, желанным в доме.

Печь устанавливали по диагонали от красного угла. Так называли самую нарядную часть дома. Само слово "красный" означает: "красивый", "хороший", "светлый". Красный угол располагали напротив входной двери, чтобы каждый входивший мог по достоинству оценить красоту. Красный угол был хорошо освещён, поскольку обе составляющие его стены имели окна. К убранству красного угла относились особенно трепетно и старались содержать его в чистоте. Он являлся самым почётным местом в доме. Здесь располагали особо важные семейные ценности, обереги, кумиры. Всё размещалось на полке или столике, выстланном расшитым рушником, в особом порядке. Согласно традиции, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.

Как правило, повсеместно в России в красном углу находился стол. В ряде мест его ставили в простенке между окнами - против угла печи. Стол всегда был местом, где происходило единение членов семьи.

В красном углу, подле стола, стыкаются две лавки, а сверху - две полки полавочника. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь, за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья; происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп её у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома её увозили; привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол.

Напротив красного угла располагался печной или «бабий» угол (кут). Там женщины готовили пищу, пряли, ткали, шили, вышивали и т. д. Здесь, около окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют ещё жерновым. На стенах располагались наблюдники - полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда, и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности. Закрытый дощатой перегородкой печной угол, образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан" или "прилуб". Он являлся своеобразным женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы.

Сравнительно небольшое пространство избы было организовано таким образом, что в нём с наибольшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал своё место в общем пространстве. Мужчины работали, отдыхали днём на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол и лавку около входа. Женщины и дети находились днём на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Спальные места располагались на лавках и даже на полу. Под самым потолком избы, между двумя смежными стенами и печью на особую балку настилали широкий дощатый помост - «полати». Особенно любили сидеть на полатях дети — и тепло и всё видно. На полатях спали дети, а иногда и взрослые, сюда же складывали одежду, здесь сушили лук, чеснок и горох. Под потолком, закрепляли детскую колыбель.

Весь домашний скарб хранился в сундуках. Они были массивными, тяжёлыми, и порой достигали таких размеров, что на них вполне можно было спать взрослому человеку. Сундуки делались на века, поэтому укреплялись с углов кованым металлом, такая мебель жила в семьях десятилетиями, передаваясь по наследству.

В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. В старинных избах лавки украшались "опушкой" - доской, прибитой к краю лавки, свисавшей с неё подобно оборке. Такие лавки назывались "опушенными" или "с навесом", "с подзором. Под лавками хранили различные предметы, которые, в случае необходимости, легко было достать: топоры, инструменты, обувь и прочее. В традиционной обрядности и в сфере традиционных норм поведения лавка выступает как место, на которое позволено сесть не каждому. Так, входя в дом, особенно чужим людям, было принято стоять у порога до тех пор, пока хозяева не пригласят пройти и сесть. То же касается и сватов - они проходили к столу и садились на лавку только по приглашению.

В русской избе было много ребятишек, и колыбель - люлька была столь же необходимым атрибутом русской избы, как стол или печь. Распространёнными материалами для изготовления колыбелей был луб, камыш, сосновая дранка, кора липы. Чаще люльку вешали в задней части избы, рядом с подтопком. В толстое потолочное бревно вбивали кольцо, на него вешался «качок», на который и крепилась на веревках люлька. Качать такую люльку можно было при помощи специального ремешка рукой, а в случае занятости рук, ногой. В некоторых регионах колыбелька подвешивалась на очеп - деревянную, довольно длинную жердину. Чаще всего для очепа использовалась хорошо гнущаяся и пружинящая берёза. Подвешивание колыбели к потолку было не случайным: у потолка скапливался самый тёплый воздух, что обеспечивало обогрев ребёнку. Существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом дитё, так он лучше растёт и накапливает жизненную энергию. Пол воспринимался границей между миром людей и миром, где обитает нечисть: души умерших, привидения, домовые. Чтобы защитить от них ребёнка, под люльку обязательно клали обереги. А на изголовье люльки вырезали солнце, в ножках - месяц и звёзды, крепились разноцветные тряпицы, деревянные расписные ложки. Саму люльку украшали резьбой или росписью. Обязательным атрибутом был полог. Для полога выбиралась самая красивая ткань, его украшали кружевами и лентами. Если же семья была бедная, в дело пускали старый сарафан, который, несмотря на лета, выглядел нарядно.

Вечерами, когда темнело, русские избы освещались лучинами. Лучина являлась единственным источником освещения в русской избе на протяжении многих веков. Обычно в качестве лучины использовали берёзу, которая горела ярко и не дымила. Пучок лучин вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно было закрепить в любом месте. Иногда использовали масляные светильники - небольшие плошки с загнутыми вверх краями.

Занавески на окнах были однотонные или с рисунком. Ткались они из натуральных тканей, украшались обережной вышивкой. Белыми кружевами ручной работы были украшены все предметы текстиля: и скатерти, и занавески и подзор простыни.

В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях.

В качестве основной цветовой гаммы для избы использовалась золотисто-охристая, с добавлением красного и белого цветов. Мебель, стены, посуду, окрашенные в золотисто-охристые тона, успешно дополняли белые полотенца, красные цветы, а также красивая роспись.

Потолок также мог быть расписан в виде растительных орнаментов.

Благодаря использованию исключительно натуральных материалов при строительстве и внутреннем убранстве, в избах всегда летом было прохладно, а зимой тепло.

В обстановке избы не было ни одного лишнего случайного предмета, каждая вещь имела своё строго определенное назначение и освещенное традицией место, что является отличительной чертой характера русского жилища.