Что сейчас на чистых прудах. Чистые пруды на поганом месте

Многие из нас знают, что существует особая наука - топонимика. Изучает эта наука названия и поэтому находится на стыке географии, филологии и истории.

Обратимся сегодня к топонимическим знаниям для того, чтобы ответить на вопрос о том, Чистые пруды в Москве как назывались раньше. Ведь эти водоемы достаточно старинные, поэтому у них было еще какое-то название.

Рассмотрим этот вопрос более подробно.

История происхождения

Итак, эти искусственные водоемы были известны в столице достаточно давно. Рядом располагались лавки мясников и бойни для скота. Именно в воды этих прудов находчивые лавочники сбрасывали отходы своего производства.

Пруды поэтому и назывались «Погаными», ведь исходящее от них зловоние трудно было передать обычными словами.

Теперь же любой турист, который побывает здесь и задастся вопросом: «Чистые пруды в Москве как назывались раньше?» - сможет узнать от экскурсовода такую историю. В 18 столетии зловоние этих прудов дошло то ли до Петра Великого, то ли до его верного слуги А.Д. Меньшикова. В итоге либо тот, либо другой приказал очистить водные сооружения с таким неприятным запахом.

Новое название

Так и прижилось новое название «Чистые пруды», история этих мест такова: после стали настоящим достоянием Москвы. Благодаря красивому пейзажу и относительному уединению, сюда приезжали москвичи, чтобы летом погулять вдоль воды, а зимой - покататься на льду.

Чистые пруды стали настоящим курортным местом, здесь проходили народные гуляния и праздники.

Культурное значение

Особое значение в мире культуры получили Чистые пруды в Москве (как назывались раньше мы уже знаем) в позднее советское время. Это произошло потому, что здесь в 80-е годы стали собираться деятели искусств.

Однако это были представители так называемой субкультуры: рокеры, металлисты, готы. Кроме них появились и некоторые представители мира поэзии и музыки.

Именно в то время популярность завоевала песня Игоря Талькова об этих местах.

Сегодня здесь возле памятника поэту Александру Грибоедову собирается молодежь, часто проходят благотворительные акции, флешмобы, гуляют влюбленные пары.

И если обратиться к этим прохожим с вопросом: «Чистые пруды в Москве как назывались раньше?» - вряд ли кто-нибудь вспомнит о том, что когда-то здесь было невозможно находиться из-за зловонного запаха. Теперь эти водоемы - своеобразный символ Москвы, ее величия и мощи, вековых традиций и вечной юности.

Нынешние Чистые пруды расположены на вершине пологого холма. Для таких мест были характерны болота и вытекающие из них небольшие речки. На «чистых» все так и было — ручьи образовали реку Рачку, которая была притоком Яузы. С ростом Москвы водоем осушался, и построенная в XVI веке стена Белого города разрезала Рачку. Так как в низине перед стеной строить дома было запрещено, на этом месте на рубеже XVI-XVII веков появился знаменитый пруд.

Водоем получил название Поганый пруд, и по поводу появления столь неблагозвучного имени есть несколько версий. По одной из них, в этой местности своим богам поклонялись язычники, и слово «поганый», произошедшее от латинского «paganus» (языческий), характеризовало не что-то грязное, а язычника. Согласно другой версии, на месте будущей Москвы ранее располагались владения боярина Степана Кучки, который неподобающим образом принял у себя князя Юрия Долгорукого. За это князь приказал убить боярина и утопить его тело в пруду, после чего водоем и получил название «Поганый».

Однако, по самой известной версии,

пруд стали называть Поганым, так как торговцы из мясных лавок на Мясницкой улице сбрасывали в него отходы производства. Летом, когда над столицей нависала невероятная жара, над водоемом витали зловонные запахи, и люди старались обходить его стороной.

Князь Александр Меншиков положил конец грязному прошлому пруда. После того как фаворит Петра I купил особняк возле Поганого пруда, он решил расчистить водоем, строго запретив загрязнять его. Да и мясники покинули Мясницкую улицу. С тех пор пруды стали называть Чистыми. Впрочем, историки утверждают, что Меншиков очистил не известные нам пруды, находившиеся за Белой стеной, а те, что располагались в глубине квартала. Сейчас на их месте Чистопрудный бульвар и пешеходная зона.

Знакомые каждому москвичу Чистые пруды появились позже. Их первое упоминание есть в документах екатерининской эпохи, посвященных планам по разрушению стены Белого города и устройству бульвара. Прудов там было отмечено три, но обустроили после Отечественной войны 1812 года лишь один. Несмотря на это, в народной памяти название сохранилось во множественном числе.

В 1820 году вблизи прудов построили Чистопрудный бульвар. Он стал вторым по протяженности после Тверского: его длина составила 822 метра. Заселили бульвар люди разных социальных слоев: от московской знати, строившей роскошные особняки по внутренней стороне улицы, до мещан и купцов, застроивших своими дворами внешнюю сторону. При этом традиция гуляний по Чистопрудному бульвару осталась со времен Грибоедова и Пушкина.

До 1958 года на Чистых прудах работала лодочная станция: летом можно было прокатиться на лодке. Зимой, когда лед застывал, все желающие брали с собой на «чистые» коньки. В 1960 году берега прудов укрепили камнями, а затем бетоном.

К счастью, преобразования советских времен не затронули Чистопрудный бульвар:

здания не изменили свой облик с конца XIX века. Например, кинотеатр «Колизей», спроектированный архитектором Романом Клейном, до сих пор находится по адресу «Чистопрудный бульвар 19А»: только теперь в нем располагается драмтеатр «Современник».

Чистые пруды, возможно, стали одними из самых упоминаемых московских водоемов в русской литературе. Так, например, Юрий Нагибин называл пруды «средоточием самого прекрасного», чем было исполнено его детство, «самого радостного и самого печального, ибо печаль детства тоже была прекрасна». Он называл знаменитые пруды школой природы: «Мы ловили тут рыбу, и бывало, на крючке извивалась не просто черная пиявка, а настоящая серебряная плотичка. И это было чудом — поймать рыбу в центре города».

Писатель также отмечал, что в его время

среди мальчишек существовало звание «чистопрудных». Оно давало право ловить рыбу, кататься на лодке, лазать зимой по ледяным валунам и строить снежные крепости.

Заслужить его могли только те, кто жил на бульваре: обитателям ближних переулков отказывали в получении звания. «Мы не только не могли приблизиться к пруду, но и просто пересечь бульвар на пути в школу было сопряжено с немалым риском. Разбитый нос, фиолетовый синяк под глазом, сорванная с головы шапка — обычная расплата за дерзость», — писал Нагибин.

Патриаршие пруды

Патриаршими прудами называется не только сам знаменитый водоем, но и окружающий его сквер и жилой микрорайон, на территории которого расположены три церкви, синагога и более 15 посольств.

На месте «патриков» раньше располагалось Козье болото. Оно получило свое название либо из-за пасущихся здесь в огромных количествах коз, либо из-за близости к месту, где перерабатывали козью шерсть и поставляли ее к царскому и патриаршему дворам. Впрочем, есть и конспирологическая версия, по которой дело было не в козах, а в кознях, которые нечистая сила чинила обитателям этих мест.

Якобы на месте болота в глубокой древности языческие жрецы топили своих жертв, а перед этим нередко отрезали жертвам головы. Патриаршие пруды, час небывало жаркого заката, отрезанная голова — что-то это напоминает…

В начале XVII века патриарх Гермоген решил устроить на Козьем болоте свою резиденцию. Так на его месте появилась Патриаршая cлобода, в состав которой вошли несколько церквей. В 1683 году священнослужители приказали вырыть три пруда для разведения рыбы к патриаршему столу: два на Пресне, где разводили дорогие сорта рыбы, и один на Козьем болоте, куда запустили живность подешевле.

Впоследствии Патриаршая cлобода пришла в упадок. Пруды запустили, а местность снова заболотилась. Вспомнили о них лишь в первой половине XIX века: тогда было решено зарыть старые водоемы и оставить один декоративный пруд. Вокруг него разбили сквер и стали называть «Бульвар Патриаршего пруда».

Весенний паводок 1897 года, который серьезно загрязнил пруд, заставил московские власти всерьез задуматься о «совершенной засыпке» водоема.

В городской Думе утверждали, что существование пруда в «густонаселенной местности не вызывается никакой действительной надобностью». История закончилась хорошо: «патрики» пощадили и решили заполнять свежей мытищинской водой.

Каток на Патриарших прудах, устроенный на замерзшей глади водоема и так любимый в наши дни москвичами, приобрел свою популярность еще в конце XIX века. Известно, что, к примеру, писатель Лев Толстой зимой водил туда своих дочерей кататься на коньках.

Примечательно, что советская власть в рамках борьбы с религией переименовала Патриарший пруд в Пионерский, а вместе с ним и Патриаршие переулки, расположенные по соседству. Однако, несмотря на переименование, в народе пруд продолжали называть Патриаршим.

Голицынский пруд

Сегодня Голицынский пруд по праву можно назвать сердцем Парка Горького. Водоем состоит из Большого и Малого прудов, которые соединены узким перешейком. Работы по его созданию начались в 1954 году.

За все время своего существования водоем несколько раз менял свое название: в советские времена пруд именовали Пионерским, однако после распада СССР ему вернули историческое название, а Пионерским стали называть пруд у главного входа в парк. Водоем сохранил имя князя Дмитрия Голицына, создавшего Голицынскую больницу для бедняков в 1802 году (сегодня — Первая Градская больница).

В 30-х годах ХХ века в пруд завезли водоплавающих птиц: в их числе были два лебедя с черными шеями редкой породы. В настоящее время птицы радуют посетителей парка только летом: зимой их заботливо переселяют в специальные домики. До недавнего времени Голицынский водоем был полностью покрыт водорослями. Решили эту проблему 400 кг рыбы, выпущенные в воду руководством парка. Именно она очистила пруд от ила и водорослей. Сегодня в пруду обитают толстолобики, сазаны, караси, окуни и белые амуры. Вдоль берега высажен тростник, камыш и кувшинки.

Неподалеку находится так называемый «Остров танца». Сейчас он не используется по прямому назначению, но в 1930-е годы здесь располагалась одна из красивейших эстрад парка.

На берегу, на месте современного кафе «Островок», располагался амфитеатр для зрителей (порядка 700 мест). Там можно было посмотреть спектакль, балет, оперу, причем нередко на сцене выступали артисты Большого театра.

Сегодня большая площадь водоема дает горожанам возможность арендовать катамараны на лодочной станции. Главное — не нарушать покой грациозных лебедей и уточек, настоящих хозяев Голицынского пруда. Рядом с прудом расположены лежаки и лавки: смело приземляйтесь на них и устраивайте пикник. Парковый Wi-Fi и розетки, расположенные рядом с лежаками, помогут вам всегда оставаться в сети. По вечерам романтическую атмосферу создадут лампы, слегка подсвечивающие водную гладь пруда.

Останкинский пруд

Останкинский пруд выкопали в начале XVII века в пойме Останкинского ручья. У него есть еще два названия — Дворцовый и Актеркин. Второе он получил во времена графа Шереметева, который в середине XVIII века построил недалеко от пруда крепостной театр. По легенде, уставшие от тяжелой жизни, болезней и притеснений актрисы кончали жизнь самоубийством, топясь в пруду.

Однако некоторые историки отмечают, что дурная слава охватила Останкинский пруд задолго до печальных судеб крепостных артисток. По некоторым данным,

на месте водоема в прошлом находилось кладбище самоубийц, а позже — немецкое протестантское. Отсюда историки делают вывод, что название района произошло от слова «останки».

Также подчеркивалось, что в древности на этом же месте язычники проводили ритуалы жертвоприношения. И, по одной из мистических версий, неприкаянные души якобы подталкивают жителей Останкинского района к самоубийствам и в настоящее время.

На месте кладбища сегодня стоит малое здание телецентра. Такое расположение породило легенды о призраке старухи, которую якобы живьем зарыли неподалеку от пруда. Колдунья жила в XVIII веке, во времена правления императора Павла I. Именно она, согласно преданию, предсказала смерть самодержца во время его визита в имение графа Шереметева. С тех времен она якобы расхаживает в Останкино и предвещает беды. При этом отмечалось, что после смерти старухи и наступил пик самоубийств в крепостном театре графа.

Если же опустить всю мистику, то можно сказать, что в XVIII веке пруд пользовался популярностью среди горожан. Люди прогуливались по берегу, катались на лодках, а также запускали ночные фейерверки неподалеку от водоема. Аллеи уводили москвичей в глубины лесного массива, который раньше являлся охотничьим угодьем. Сегодня на пруду можно посидеть на удобных лавочках, покормить уток, а также попытать удачу и встретить известных телеведущих, спешащих на работу в телецентр «Останкино».

Лефортовские пруды

Лефортовские пруды являются основной акваторией одноименного парка, расположенного в Измайлово. Он появился в XVIII веке как сад при дворце адмирала Федора Головина, приближенного Петра I. Строили парк голландские архитекторы, которых император пригласил в Россию лично. Они установили множество плотин, террасы из красного кирпича и вырыли пруды, которые впоследствии назвали «лефортовскими».

У каждого водоема есть свое имя: Сапожок, Северный, Банный, Квадратный, Гитара и Островной. Пруд Сапожок назван по своей необычной форме, а пруд Гитара раньше напоминал церковный крест, однако после «оплывания» берегов стал похож на расширенную часть гитары.

Интересно, что Лефортовские пруды и водоемы в Измайлово выступили в качестве Чистых прудов в одноименном фильме 1965 года режиссера Алексея Сахарова по произведениям Юрия Нагибина.

К сожалению, плавать в прудах запрещено (зачем тревожить покой уточек?), однако принятию солнечных ванн никто не воспрепятствует. В теплые дни все берега заполнены загорающими москвичами. Летом в парке можно заметить закидывающих удочки пожилых горожан: они охотятся на гибридов карася и карпа. Однако специалисты Роспотребнадзора утверждают, что выловленной в пруду рыбой не стоит кормить даже домашнюю кошку.

Москва, круглый год

Чистые пруды, застенчивые липы… Или ивы? Как правильно? Каждый из нас хоть раз напевал эту лиричную мелодию песни Игоря Талькова. А многие ли знают зловещую и яркую историю этого квартала старинной Москвы, романтичный и насмешливый характер этого места? Я родилась и выросла здесь. И приглашаю вас совершить небольшую прогулку...

Итак, с чего же начать?… Савва Игнатьевич искал удравшего в самоволку на коньках Хоботова именно здесь (хотя снималась сцена, кстати, на Патриарших). А будь это катание всамделишным, недотёпа не мог не попасться, не мог не упасть во время очередного тура по катку… Ведь в нескольких шагах от Чистопрудного бульвара на пересечении с улицей Покровкой находится самый опасный и мистический перекрёсток Москвы. Краеведы в документальном телефильме на «ТВЗ настоящем мистическом» рассказывали, что здесь в тридцатые годы из-под земли раздавался детский плач и жуткие стоны (очевидно, несчастных беспризорников, что глубоко под землёй рыли породу для сталинского бункера), как после этой остановки трамваи «срывались с цепи», некая сила разбивала вдребезги лобовое стекло, и взбесившийся состав, не слушаясь вагоновожатую, нёсся аж до самой Яузы… Здесь собаки ни с того, ни с сего начинали огрызаться на хозяев. Здесь люди без видимых причин падали замертво…

Дорогие мои!.. Это всё, конечно же, художественный полувымысел. Но во всякой байке есть и правда, и отражение действительности, а слова и пересуды просто сгустили краски. Для меня Чистые Пруды — родной дом. Потому что именно здесь меня возили в коляске, здесь же, в переулке Огородная слобода живу и сейчас. Так что, на правах аборигена и историка расскажу вам то, за что могу поручиться.

Самый мистический перекрёсток Москвы, действительно, опасен. Зараженные химией грунтовые воды и пустоты с отрицательной энергетикой, созданные перед войной в результате работ по коммуникационному обеспечению Комитета Обороны, жертвы и не захороненные тела, разумеется, не могут не влиять на происходящее здесь. Тёмная «воронка» на перекрёстке нестабильна. Иногда сюда просто страшновато подходить, иногда всё кажется спокойным.

Однако тем, кто приходит сюда «с лёгким сердцем», бояться нечего. Если же вы почему-то грустны или у вас плохое настроение, есть нерешённые проблемы, вы думаете о некой конфликтной ситуации, к этой трамвайной остановке лучше не приближаться. Эффект резонанса места и вашего состояния может оказаться небезопасным. Но мы и не будем здесь надолго задерживаться, правда?

Спросите, а что тут было раньше? Посмотрим внимательно на карту Москвы внутри Садового кольца. Чистопрудный бульвар и улица Покровка соединены не напрямую, а как бы образуют «трезубец», направленный остриями в направлении Замоскворечья, то есть к Яузе и Москва-реке. Трезубец, реки, ничего не напоминает? Правильно. Посейдон, бог водной стихии, точнее, его славянское воплощение Даждьбог правил здесь с незапамятных времён.

Около нынешней станции метро Тургеневская на небольшом холме располагался «пантеон», а собственно таинства происходили у тёплых священных ключей, вливавшихся в речку Рачку там, где ещё стоит здание старинной бывшей гостиницы архитектора Стасова, там, где «трезубец» улиц «расстраивается». Кстати, без всяких рациональных причин именно здесь в здании городской усадьбы конца 18 века с барельефами Морского старца Протея (помните Илиаду и остров у северного побережья Египта, куда направился Одиссей?) располагается администрация одного из подразделений Мосводоканала.

Славянские мистерии, омовение в целебных водах, венки по воде… Так продолжалось до тех пор, пока земли не отошли к владениям родовитого боярина Кучки, основавшего предтечу будущей Москвы в районе нынешней Сретенки. Чем прогневал он тогдашнего сюзерена Владимиро-Суздальской Руси, неведомо. Но с карательной экспедицией явился к нему в вотчину князь Юрий Долгорукий. Убил боярина, перерезал его сыновей, изнасиловал единственную дочь…

По преданию, избитая девушка шла под венец с князем, «хромая и стеная», в то время как в священных ключах Даждьбога на речке Рачке плавали вздувшиеся трупы её отца и братьев. С тех пор место стало проклятым… А князь Юрий пригласил к себе «во град Москов» кореша и союзника Святослава Ольговича и «был дан пир силён», а заодно с осени 1147 года была запущена официальная «летописная часть» истории Москвы.

Пронеслись века. Пруды на месте заболоченной речки и ушедших вглубь ключей стали называть проклятыми, недобрая была у них слава. Орала по ночам выпь, на зыбких почвах вырывавшиеся синие газы плясали недобрыми огоньками. Да и место было глухое вплоть до времён Алексея Михайловича. Нынешний переулок Огородная слобода, где я живу, сохранил для краеведов назначение здешних земель: здесь выращивали овощи для царской кухни. На соседней Мясницкой улице развернулась экономическая активность. Коровий двор, Скотинная площадка. Мычание и блеяние раздавались тут круглые сутки. А отходы своего производства — ободранные кости и всякие потроха купцы выбрасывали уже в Поганые пруды. Глушь, вонища… Жуть. Но эпоха петровских реформ перевернула и это дремотное место. Приобрёл себе в собственность здешние угодья Александр Данилович Меншиков.

Пруды велел привести в порядок, вычистить, огородить. На месте прежних грядок стала селиться московская знать, а сам «полудержавный властелин» повелел построить великолепный храм. Вот что сказано о нём в «Историческом путеводителе по знаменитой столице государства Российского» 1831 года издания: «предание сохранило наименование Меншиковой башни, и потому до сих пор церковь так именуется. Архитектура башни сей довольно хороша, оная построена в 1705 году и полутора саженью превышала Ивана Великого». Неслыханная дерзость вознестись над главной кремлёвской колокольней! Но при Петре Алексашке многое сходило с рук. Даже идеологическую базу он под эту свою наглость умудрился подогнать: «торжество национально-государственной идеи и светского искусства над религиозными догмами средневековья».

Храм Архангела Гавриила стал образцом и «экспериментальным проектор» для будущего Петропавловского собора в Санкт-Петербурге и самым высоким сооружением в тогдашней Москве. Два стройных восьмигранника вырастали из четверика, как в храмах нарышкинского барокко. Но храму были приданы и новые черты: вход отмечает портик с витыми колоннами и затейливыми волютами-контрфорсами… Я на днях зашла в дворик храма. Вот уж где тишина, покой и светлая безмятежность.

Но вернёмся к истории. Пышный растительно-травяной орнамент, гирлянды и скульптуры пухлых ангелочков украшают фасады. Но уж совсем необычным для современников казалось завершение башни шпилем с медной позолоченной скульптурой архангела Гавриила… O, tempora, o mores! О времена, о нравы. Но изменила светлейшему его счастливая звезда. И когда со своим семейством он уже был отправлен в ссылку в Берёзов, в 1723 году страшная гроза пронеслась над Первопрестольной. Молния ударила в шпиль, возник сильный пожар, башня сильно пострадала. Лишь в конце столетия её восстановили, а вместо непривычного для москвичей шпиля поставили не менее необычное завершение. Несколько напоминая амфору со спиралевидной нарезкой наверху, оно задрапировано крупными листьями и покрыто позолотой. Даже во времена советского богоборчества храм не закрывался, так как здесь располагается Антиохийское патриаршее подворье, де-юро территория иноземного государства. Почти посольство.

Ещё одна мистическая история о грозе. Помните, несколько лет назад в прессе и в обществе разгорелась дискуссия — кто отдал приказ о расстреле царской семьи? Накануне дня памяти Романовых 18 июля 2008 года сильнейший ливень пронёсся над столицей. Во дворе бывшего Городского Дворца пионеров (готический особняк купцов Высоцких 19 века) с 1970 года стоял памятник Ленину-гимназисту. Переломленный порывом ветра старый ясень упал на скульптуру. Вождь рухнул вниз с постамента, его медная голова откатилась на пару метров, туловище практически не пострадало… Поскольку я живу буквально в соседнем доме, я была первым журналистом, который сфотографировал это зрелище, только явившись на работу поделилась темой с коллегами. Радио, телевидение, газеты… Для многих ответ на вопрос, поставленный об авторстве расстрельного приказа, был после этого очевиден. Через пару лет статую вернули в скверик. Но, каждый раз проходя мимо неё по направлению к станции метро «Чистые пруды», я вижу, что грубый белёсый «шрам от сварки» на шее становится всё заметнее.

И, чтобы уже закрыть тему мистики, расскажу ещё одну известную городскую легенду о Чистых Прудах. Жил здесь когда-то купец Кусовников с женой. Баснословно был богат, но патологически скуп при этом. И так трясся за свои накопления, что по ночам, боясь воров, он брал мешок с ассигнациями, садился в пролётку и ездил вместе с женой по городу. Но однажды был он вынужден уехать на неделю по делам из города. И не нашёл ничего лучшего, чтобы спрятать заветный свёрток в печной трубе.

Дворовая девка решила к приезду хозяина помещение протопить, и… Жену купца хватил удар. Да и тот, выяснив, что в банке восстановить ассигнации (по тем понятиям — как облигации) не выходит, тронулся рассудком и умер во дворе собственного дома. С тех пор возле «трезубца» летними вечерами, говорят, появляется трясущийся старик в смешном картузе, что идёт и приговаривает: «где же мои денежки, пропали мои денежки…».

А тот, кому он встретится, непременно получит проблемы в бизнесе, или вовсе разорится.

Приезжайте ко мне в гости! Я вам покажу и то самое место «у Харитонья в переулке», куда «к старой тётке, четвёртый год больной в чахотке» привезли Татьяну Ларину, и крошечный частный зоопарк с фазанами и пони на улице Макаренко,

и дом-иноземец, знаменитое «Чайуправление» на Мясницкой с китайскими драконами, фонариками и восхитительными, неповторимыми запахами…

Хотите в двух словах и эту историю? Ну, ладно… В двух словах. Появилась эта историческая «подделка» под китайскую архитектуру так. В 1896 году в Москву на коронационные праздники должен был приехать Ли Хунчжан — китайский правитель и дипломат. Особые надежды на его визит возлагали главы двух конкурирующих московских фирм — чаеторговцы-однофамильцы Перловы, у одного из которых предполагал остановиться высокий гость. Тогда-то С.Перлов, который добивался, чтобы эта честь была оказана именно ему, и родилась мысль придать своему дому на Мясницкой китайский облик. Для этой цели были приглашены архитекторы Гиппиус и Клейн, которые славились своими стилизациями. Тем не менее правитель предпочёл гостеприимство В.Перлова, остановившись в его особняке на Мещанской. Но и С.Перлов в накладе не остался: опереточный фасад стал отличной рекламой его торговли. И до сих пор поход в этот магазин — настоящая китайская сказка.

Скульптуры, скульптуры… На Чистопрудном бульваре их две. Несколько лет назад к визиту Назарбаева москвичам преподнесли «подарок» — скульптуру казахского поэта и мыслителя Абая в окружении каменных баб… Или фаллических символов — за снегом не разберёшь.

И ради этого СНГ-политического политеса вырубили с десяток деревьев. Любители московской старины выходили на митинги — бесполезно… Однако мыслитель и есть мыслитель, хоть и из соседней державы. Он оказался настолько скромным и гармоничным в своей спокойной позе, что местные жители быстро с его присутствием свыклись, а фонтан «поющий журавль», на который глядит Абай, даже придаёт месту особое очарование.

К слову, скандалы вокруг скульптур начались задолго до того. В 1919 году в начале бульвара по плану монументальной пропаганды был установлен памятник идеологу анархизма Бакунину. Выполнен он был в модной тогда футуристической манере. Но анархисты подняли крик, не согласившись с такой трактовкой облика своего учителя. В Моссовет поступила протестная петиция, в прессе появилась статья «Долой чучело». Действительно, фигура Бакунина, держащего в руках собственную голову, могла быть понята только очень большим поклонником кубизма. Пока комиссары от культуры думали, около статуи прошёл ещё один стихийный митинг. Ломовики и извозчики числом около пяти тысяч устроили демонстрацию с требованием демонтировать монумент, по причине «чрезвычайности уродства коего шарахались даже полуслепые лошади». Власти вняли пролетариям гужевого транспорта больше, чем политическим маргиналам, и пошли навстречу. В 1959 году на этом месте появился памятник Александру Грибоедову работы скульптора Мануйлова с потрясающим барельефом персонажей бессмертной комедии вокруг цоколя, покрытого флаговым полотнищем. С той же печальной улыбкой, что и в жизни, взирает гениальный драматург на современную московскую суету сует у станции метро «Чистые пруды».

А ещё один скандал разразился совсем недавно. Два года назад, когда тоже было самое время настроиться на мечтательный лад, прохожие буквально шарахались от «украшения», подаренного нам заокеанским авангардистом. Прямо в центре водоёма он спустил на воду четыре пары белых… полупрозрачных женских ног.

Не живое синхронное плавание. Фигуры исполнительниц «танца маленьких лебедей» опустили головами в пруд. Нечто из области художественных фантазий держалось на плаву как на плотике на пачках тех самых утопленных балерин. «Ерунда какая-то… -поделился эмоциями молодой мужчина, по виду — бизнесмен, — зря они это». Разгадка нашлась в газете «Метро», лежавшей тут же на скамейке. Оказывается, американский художник некто Марк Дженкинс вот эдак самовыражался в нашем городе скульптурами, слепленными из скотча: «когда я выношу свои скульптуры на улицу, всё, что вокруг, становится искусством. И не моё дело объяснять — зачем и почему. Искать смысл каждый должен сам». На один диагноз он уже налепил из скотча — у парня все признаки мании величия. Непризнанный на родине гений? Какое счастье, что его творчество утонуло в пруду уже сразу после первого более или менее серьёзного снегопада, а работники «Мосводоканала» выгребли остатки шедевра вместе с прочим мусором. Кто позволил втиснуть чужое арт-чудачество в нашу родную городскую среду? Оставим этот вопрос в качестве проверочного перед выборами: чиновники за деньги способны позволить испоганить всё, что угодно.

Чистые пруды… Зловещая слава, престижный квартал, романтические свидания, утки… Невозможно оторваться от волшебной умиротворяющей картины отражения осенних листьев в этой водной глади. Может быть, простит нам, нынешним, история, ошибки и бессовестные поступки наших предков Может быть… Если сами мы будем любить эти удивительные места нашего детства и будем чисты сердцем. Если будем любить нашу малую родину так, как я люблю мои Чистые Пруды.


Готов к критике!

Тэги: Россия ,

Историческое и, прямо скажем, атмосферное место для прогулки в центре Москве – Чистые пруды. Лабиринт улочек со старинными домами и вывесками на них имен людей, которые родились, создавали шедевры или просто останавливались здесь на некоторое время, формируют некое подобие музея под открытым небом. Настолько все здесь пронизано духом истории и творчества. Что же, вперед: доезжаем до станции метро «Чистые пруды» и вот они, заповедные духовные места, простираются от Мясницкой до Покровской площади.



История Чистых прудов

Существует несколько вариантов истории возникновения Чистых прудов. Более известна версия, согласно которой в XVII веке в этом районе существовала скотобойня, и нечистоты сливались в местные водоемы, тогда было три таких пруда, называемых погаными. После повеления Петра I эти земли были дарованы его фавориту, князю Меншикову. Часть водоемов по приказу князя была осушена, а самый крупный из них очищен, одновременно наложен запрет на загрязнение вод. С этого момента Чистые пруды стали историческим названием места, сохранив в названии, как дань прошлому, форму множественного числа.











Сегодня это прогулочная зона и культурно-исторический парк. Чистопрудный бульвар — это широкая парковая аллея для прогулок, которая длится до оздоровительного центра «Чистые пруды», а за этим зданием, до площади Покровских ворот – находится сам пруд. Можно взять в прокат велосипед, чтобы совершить велотурне по близлежащим историческим местам или прогуляться пешком вдоль пруда, покормить обитающих на нем уточек и полюбоваться на лебедей.








Культурно-исторические места парка Чистые пруды

Пройдемся по самым знаковым местам любимого экскурсоводами маршрута. Начало парковой зоны Чистопрудного бульвара начинается у памятника Грибоедову, автора классического произведения «Горе от ума». На постаменте можно увидеть горельеф с изображением героев комедии. Памятник был создан скульптором Аполлоном Мануйловым и установлен в 1959 году на месте выполненной в абстрактной манере скульптуры русского анархиста Михаила Бунина. Последний был демонтирован по просьбе представителей общественности за непонятный футуристический подход при его создании. Сам Грибоедов жил некоторое время на Мясницкой улице, в доме № 42, где он завершал известную комедию и поэтому место выбрано логично.





Где жить в отпуске?

Система бронирования Booking.com старейшая на Российском рынке. Сотни тысяч вариантов размещения от аппартаментов и хостелов до гостиниц и отелей. Вы сможете найти подходящий вариант размещения, по хорошей цене.

Не забронировав гостиницу сейчас вы рискуете переплатить потом. Бронируйте жилье через Booking.com

Прогулка по Чистопрудному бульвару, по левой стороне приведет нас к дому 19. Историческое здание, созданное архитектором Романом Клейном в начале ХХ века в стиле неоклассицизма, было помещением ранее известного кинематографа «Колизей». А в 1974 году в здании разместился и сейчас находится театр «Современник». Одним из основателей и первым художественным руководителем театра был Олег Ефремов, во многом определивший стилевую особенность театра – говорить со зрителем о вечных истинах на языке современного искусства.





Двигаясь по Чистопрудному в сторону Покровских ворот, географически завершающих район Чистые пруды, можно выйти к Церкви Троицы на Грязех, которая расположена на улице Покровка. Рядом с ней – другой архитектурный шедевр – это принадлежавший ранее церкви доходный дом, построенный в начале ХХ века. Любопытно его оформление: барельефы на уровнях со 2-го до 4-го этажа с изображением фантастических зверей, птиц и деревьев. Авторы оформления – С.Вашков и П.Микини. Благодаря этим изображениям строение получило название «Дом со зверями». Верхние этажи надстроены в 1945 году, поэтому здание выглядит фрагментарно незавершенным. Частично этот дом виден в кадрах фильма «Место встречи изменить нельзя».


«Дом со зверями» соседствует с современным кинотеатром «Ролан», расположенным в доме №12. Он носит имя талантливого актера Ролана Быкова. Ранее здесь была «Бородинская панорама», ныне она перенесена на Кутузовский проспект.


Дальше — по Чистопрудному идем до Архангельского переулка, свернув на который, увидим Меншикову башню. Александр Меншиков «счастья баловень безродный» возле своего подворья приказал возвести огромный каменный храм на месте обветшавшей церкви. Строительство этого сооружения было осуществлено при участии итальянских архитекторов. Башня храма, построенная в стиле барокко, по высоте превзошла колокольню Ивана Великого. Но на этом «полудержавный властелин», как Пушкин назвал Меншикова, не успокоился. Александр Данилович за сказочную сумму купил в Лондоне часы-куранты, которые и установили на храме. Часы отбивали час, полчаса и четверти - чего не было на Спасской башне Кремля. Торжество было полным, но кратковременным. Молния срубила шпиль, а часы - их век оказался недолог - были разобраны и свезены на Пушечный двор.








Современность парка Чистые пруды

Прогулка по Чистопрудному бульвару это не только исторические памятники и дань прошлому. Это активная зона отдыха, привлекающая на аллеи разные поколения и представителей культур. Здесь любят собираться и представители современного андеграунда. «У Грибоедова» – излюбленное место романтических встреч. Приехать сюда хочется и коренным москвичам и гостям столицы, чтобы воочию увидеть сюжеты, навеянные трогательной мелодией в исполнении Игоря Талькова, иллюстрациями мастеров живописи и художественных произведений.






]

Чистые пруды - удивительное место! Сколько лет существуют - все время притягивают какие-то действия, плохие и хорошие, позитивные и негативные.

Здесь всегда происходили разные события, мелкие и большие, но всегда исторические.

Прогуляться по Чистым прудам от самого раннего прошлого до нынешних дней, почитать истории и посмотреть много старых фотографий —>


А.М.Васнецов. Основание Москвы

Начнем с того, что именно сюда приезжает Юрий Долгорукий. Именно в этих местах было Кучково поле и поселение боярина Кучки. Здесь и произошла известная всем по учебникам истории трагедия, когда боярин Кучка “не почте великого князя подобающею честию”, за что и был убит, а тело его по одной из версий было сброшено в Поганые пруды, называемые по иронии ныне Чистыми.

По еще одной версии, Погаными пруды названы в честь того, что в дохристианскую эпоху здесь (а, как мы знаем, поселение было в этих местах задолго до появления Долгорукого и Москвы) были языческие капища.

Что интересно, с установкой в 2006 г. памятника Абаю Кунанбаеву язычество опосредованно вернулось на пруды.



Рядом с памятником торчат два степных истукана, напоминанием о некогда стоявших здесь идолах

Еще по одной версии пруды звались Погаными из-за того, что мясники из мясницкой слободы (отсюда и название близлежащей крупной улицы) до самых петровских времен проживали здесь и сливали в пруды отходы своего производства.

Так как же Поганые пруды вдруг стали Чистыми?

Дело в том, что район становился все более престижным, а мясники постепенно покидали его. В конечном итоге, большой надел земли здесь попал в руки сподвижника Петра I, Александра Меншикова, которому, конечно же, не понравилось соседство с Погаными прудами. Меншиков приказал их вычистить и впредь называть Чистыми. Так и повелось. Правда, пруд остался лишь один, да и то сместился на бульвар, изначальные пруды же находились в квартале между Мясницкой и Покровкой.

Но и Меншикову эти владения не принесли счастья, не любят Чистые пруды властьимущих.

До сих пор в Архангельском переулке можно видеть колокольню церкви Гавриила Архангела (Меншикову башню) (вид на Яндекс-панораме).

Башня замысливалась Меншиковым как самая высокая постройка Москвы, выше самого Ивана Великого в Кремле, но когда работы еще не были завершены случилась большая гроза и в недостроенную колокольню ударила молния. Как поговаривали, “на Москве” наказан был “Алексашка” за гордыню, впал в немилось и был сослан. Церковь же достроили уже не при нем. Да и достроили ли? Сделали небольшое завершение всего делов!

По изначальному же плану колокольня должна была выглядеть так:

Но шли времена, менялись властьимущие, а пруды всегда были любимым местом отдыха горожан

Начало 20 века. Каток на Чистых прудах (на заднем плане в лесах Меншикова башня)

Хоккей на Чистых прудах. 1912 г.

Площадка, где сейчас стоит Абай Кунанбаев всегда пользовалась популярностью у детей…

…. была популярна и среди студентов:

В 1912 году, к юбилею, именно на Чистых прудах открыли деревянный павильон для панорамы Бородинской битвы:

Газеты того времени наперебой писали, что за несколько лет до юбилейных торжеств удалось по всей России найти аж двух живых ветеранов и привезти их в Москву.

Сейчас полотно можно видеть на Кутузовском проспекте в павильоне 1960-х

В 1930-х Чистые также были излюбленным местом гуляния москвичей.

Именно на Чистых живет и теряется главная героиня фильма “Подкидыш”.

Здесь можно было покататься на лодке.

А зимой заливали каток. Фото конца 1950-х, начала 1960-х

Здесь снимали множество известных советских фильмов:

“Я шагаю по Москве”

“Место встречи изменить нельзя”

“Белорусский вокзал” (ресторан на Чистых)

О них пел Игорь Тальков

Чистые пруды - это удивительная московская история, здесь она начиналась в древние времена и продолжает делаться и на наших глазах дальше