Грузовые контейнеры: типы, конструкция, применение. Контейнеры (Среднетоннажные, Крупнотоннажные) Универсальные контейнеры среднетоннажные и крупнотоннажные

ГОСТ 18477-79

Группа Д88

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КОНТЕЙНЕРЫ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

Типы, основные параметры и размеры

Universal containers. Types, basic parameters and dimensions


МКС 55.180.10
ОКП 31 7710

Дата введения 1980-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством путей сообщения

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 14.09.79 г. N 3572

3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 772-83, международным стандартам ИСО 668, ИСО 1161, ИСО 1496-1

4. ВЗАМЕН ГОСТ 18477-73

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Номер раздела, пункта

Вводная часть, 1.6

_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52524-2005 , здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

6. Ограничение срока действия снято по протоколу N 2-92 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 2-93)

7. ИЗДАНИЕ (ноябрь 2004 г.) с Изменениями N 1, 2, , утвержденными в июле 1982 г., декабре 1984 г., феврале 1988 г. (ИУС 10-82, 3-85, 5-88)


Настоящий стандарт распространяется на универсальные унифицированные контейнеры, предназначенные для перевозки грузов преимущественно без транспортной тары железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, включая крупнотоннажные контейнеры кодов 00-04, 10, 11, 13, 50-53 по ГОСТ 25290 , а также на универсальные малотоннажные автомобильные контейнеры для прямых перевозок указанных грузов на автомобильном транспорте.

Стандарт не распространяется на универсальные крупнотоннажные контейнеры других кодов, на универсальные контейнеры, обладающие повышенными по сравнению с устанавливаемыми настоящим стандартом размерами и массой брутто, на универсальные авиационные и специализированные (индивидуальные и групповые) контейнеры.

В стандарте полностью учтены требования международных стандартов ИСО 668, ИСО 1161, ИСО 1496-1.

Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 772-83.


1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1.1. В зависимости от величины массы брутто и конструкции подъемных (строповочных) устройств контейнеры должны изготовляться трех типов:

- крупнотоннажные - массой брутто от 10 т и выше с угловыми фитингами;

- среднетоннажные - массой брутто от 3 до 10 т с рымными узлами;

- малотоннажные - массой брутто менее 3 т с рымными узлами.

1.2. Основные параметры контейнеров должны соответствовать указанным в табл.1.

Таблица 1

Тип контейнера

Обозначение типоразмера

Масса брутто, т

Внутренний объем, м, не менее

Крупнотоннажные

Среднетоннажные

УУКП-5 (6)

УУК-5 (6)

УУКП-3 (5)

УУК-3 (5)

Малотоннажные

АУК-0,625

_______________
* Определяют расчетом в зависимости от принятой высоты контейнера.

** К строительству в СССР не приняты. Параметры учитывают при проектировании подвижного состава.

*** Повышение массы брутто контейнеров с 5 до 6 т осуществляют в сроки, устанавливаемые нормативными документами транспортных министерств.

1.1, 1.2. (Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).

1.3. Контейнеры УУК-5У предназначены для перевозки грузов с объемной массой более 490 кг/м.

1.4. Крупнотоннажные и среднетоннажные контейнеры всех типоразмеров должны изготовляться закрытыми и открытыми со съемной крышей, съемным тентом или без них.

Внутренний объем открытых контейнеров типоразмеров 1СС и 1C должен быть соответственно не менее 31,5 и 29,5 м, контейнеров других типоразмеров - по согласованию с транспортными министерствами.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

1.5. (Исключен, Изм. N 2).

1.6. Условное обозначение контейнера должно состоять из обозначения типоразмера и обозначения настоящего стандарта. В условном обозначении крупнотоннажного контейнера, кроме того, указывают код по ГОСТ 25290 .

Примеры условного обозначения:

универсального унифицированного закрытого крупнотоннажного контейнера массой брутто 30,48 т, высотой 2591 мм, с естественной вентиляцией при общей площади поперечного сечения вентиляционных отверстий менее 25 см/м, номинальной длины контейнера:

1АА ГОСТ 18477-79 код 10 ГОСТ 25290-82

То же, открытого крупнотоннажного контейнера массой брутто 24 т, высотой менее 2438 мм, с проемом в одном торце:

1СХ ГОСТ 18477-79 код 50 ГОСТ 25290-82

То же, среднетоннажного контейнера номинальной и предельной массой брутто 5 т, высотой 2400 мм:

УУК-5 ГОСТ 18477-79

То же, среднетоннажного контейнера номинальной массой брутто 3 т и предельной 5 т, высотой 2591 мм:

УУКП-3 (5) ГОСТ 18477-79


Автомобильного универсального малотоннажного контейнера массой брутто 1,25 т:

АУК-1,25 ГОСТ 18477-79.

Основные наружные и внутренние размеры крупнотоннажных, среднетоннажных и малотоннажных контейнеров должны соответствовать указанным на черт.1-6 и табл.2.

Черт.1. Крупнотоннажные контейнеры

Крупнотоннажные контейнеры

Примечание. Черт.1-9 не определяют конструкцию контейнера.

Черт.2. Среднетоннажные контейнеры УУКП-5 (6), УУКП-5, УУК-5 (6) и УУК-5

Среднетоннажные контейнеры УУКП-5 (6), УУКП-5, УУК-5 (6) и УУК-5

Черт.3. Среднетоннажные контейнеры УУК-5 с угловыми фитингами

Среднетоннажные контейнеры УУК-5 с угловыми фитингами

Примечание. Применение контейнера УУК-5 с угловыми фитингами допускается только при наличии согласия транспортных министерств, участвующих в их перевозках.

Черт.4. Среднетоннажные контейнеры УУК-5У, УУКП-3 (5), УУК-3 (5) и УУК-3

Среднетоннажные контейнеры УУК-3

Черт.5. Среднетоннажные контейнеры УУК-5У, УУКП-3 (5), УУК-3 (5) и УУК-3

Среднетоннажные контейнеры УУК-5У, УУКП-3 (5), УУК-3 (5) и УУК-3

Черт.6. Малотоннажные контейнеры АУК-1,25 и АУК-0,625

Малотоннажные контейнеры АУК-1,25 и АУК-0,625

Черт.6

Таблица 2

Обозначение
типоразмера

Размеры

Номер чертежа

наружные

внутренние, не менее

Ширина

Высота

Ширина

Высота

УУКП-5 (6)

УУК-5 (6)

УУКП-3 (5)

УУК-3 (5)

АУК-0,625

_______________
* Определяют расчетом в зависимости от принятой наружной высоты контейнера.

Примечания:

1. Внутреннюю высоту открытых контейнеров со съемной крышей, съемным тентом или без них типоразмеров 1АА и 1СС кодов 50-53 допускается уменьшать по согласованию между изготовителем и заказчиком до 2311 мм и типоразмеров 1А, 1C и 1D - до 2158 мм при соответствующем изменении внутреннего объема.

2. Высота открытых контейнеров типоразмеров 1АХ, 1ВХ, 1СХ и 1DX с учетом возможности их двухъярусной перевозки на железнодорожном транспорте не должна превышать 1580 мм. Любая большая высота в пределах до 2438 мм должна согласовываться с МПС.

3. Размеры, указанные в табл.2 и примечаниях к ней, действительны при температуре 20 °С.



2. РАЗМЕРЫ ДВЕРНЫХ ПРОЕМОВ И ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ КОНТЕЙНЕРОВ

2.1. Ширина и высота торцевого дверного проема закрытых контейнеров должны быть равны внутренней ширине и высоте контейнера или иметь размеры не менее указанных в табл.3.

Таблица 3

Обозначение типоразмеров

Размеры торцевых дверных* проемов, не менее

Ширина

Высота

УУК-3 (5)

АУК-1,25**

АУК-0,625**

_______________
* Торцевым считают дверной проем, размещенный в одной из стенок с наименьшей длиной.

** У контейнеров типоразмеров АУК-1,25 и АУК-0,625 вместо торцевых следует устраивать боковые двери.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).

2.2. По требованию заказчика закрытые контейнеры кодов 02 и 04 типоразмеров 1АА, 1А, 1С и 1C* следует выполнять с боковыми дверными проемами шириной 2790 мм и высотой 2076 мм (1А, 1C) или 2200 мм (1АА, 1СС). Внутренняя ширина таких контейнеров, а также открытых контейнеров кодов 52 и 53 может быть уменьшена по сравнению с указанной в табл.2 в пределах, согласованных с заказчиком.
_______________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

2.3. При наличии у контейнеров типоразмеров УУК-5У, УУКП-3 (5), УУК-3 (5) и УУК-3 боковой двери (черт.4) вместо торцевой ширина и высота дверного проема должны быть равны внутренним длине и высоте этих контейнеров. Если такое равенство обеспечить невозможно, то ширина бокового дверного проема у контейнеров всех указанных типоразмеров должны быть не менее 1950 мм, а высота - не менее 2090 мм у контейнеров типоразмеров УУК-5У, УУК-3 (5), УУК-3 и не менее 2280 мм - у контейнера типоразмера УУКП-3 (5).

Размеры бокового дверного проема контейнеров типоразмеров УУКП-5 (6), УУКП-5, УУК-5 (6) и УУК-5 устанавливаются транспортными министерствами.

2.2, 2.3. (Измененная редакция, Изм. N 3).

2.4. Размеры угловых фитингов и их расположение на крупнотоннажных контейнерах - по ГОСТ 20527 .

2.5. Размеры и расположение рымных узлов закрытых среднетоннажных контейнеров - по ГОСТ 18579 и приведенным на черт.2-5, открытых среднетоннажных - по утвержденной конструкторской документации, автомобильных малотоннажных - по ГОСТ 22225 .

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.6. При оборудовании угловыми фитингами контейнеров типоразмера УУК-5 их расположение должно соответствовать указанному на черт.3.

Разница между расстояниями, замеренными между центрами отверстий диагонально противоположных угловых фитингов, не должна превышать 5 мм.

2.7. Размеры и размещение закрытых снизу вилочных проемов у контейнеров типоразмеров 1СС, 1C, 1СХ, 1D и 1DX с торцевыми дверями должны соответствовать указанным на черт.7 и в табл.4.

Черт.7. Размеры и размещение закрытых снизу вилочных проемов у контейнеров типоразмеров 1СС, 1C, 1СХ, 1D и 1DX с торцевыми дверями


Таблица 4

Размеры, мм

Типоразмер контейнера

Первая пара вилочных проемов (для груженых или порожних контейнеров)

Вторая пара вилочных проемов (только для порожних контейнеров)

не менее

не менее

Примечание. и - высота проема в свету.


При наличии у контейнеров типоразмеров 1СС, 1C и 1СХ второй пары вилочных проемов расстояние между их вертикальными осями должно соответствовать указанному на черт.7 и в табл.4. Ширина и высота открытых снизу вилочных проемов и расстояние между их вертикальными осями у среднетоннажных контейнеров должны быть одинаковыми у контейнеров всех типоразмеров и соответственно составлять 300, 100 и 950 мм.

Примечания:

1. Вторая внутренняя пара вилочных проемов у контейнеров типоразмеров 1СС и 1C и 1СХ предназначена для использования только при подъеме порожних контейнеров.

2. Крупнотоннажные контейнеры с боковыми дверями вилочными проемами не оборудуются.

2.8. Размеры и размещение подхватных устройств в основании крупнотоннажных контейнеров, применение которых допускается, но не является обязательным, должны соответствовать указанным на черт.8.

Черт.8. Размеры и размещение подхватных устройств в основании крупнотоннажных контейнеров

1 - часть стенки, включая выступающие заклепки и головки болтов, не должна отстоять
от внутренней грани предохранительной полосы (планки, кромки) более чем на 12 мм;
2 - полка балки в зоне контакта с лапой захвата должна быть плоской и горизонтальной и образовывать
с предохранительной полосой прямой угол; 3 - нижняя поверхность нижних угловых фитингов

2.7, 2.8 (Измененная редакция, Изм. N 3).

2.9. Размеры паза (туннеля) в основании контейнеров типоразмеров 1АА, 1А и 1АХ, выполняемого по требованию заказчика, должны соответствовать указанным на черт.9 и в табл.5.

Черт.9. Размеры паза (туннеля) в основании контейнеров типоразмеров 1АА, 1А и 1АХ,

1 - поверхность торцовой стенки; 2 - нижняя поверхность поперечных элементов основания

Примечания:

1. Высоту паза Н проверяют на расстоянии 600 мм от его конца.

2. Опорные поверхности паза могут быть сплошными с минимальной длиной, приведенной в табл.5, и иметь сечение, показанное на чертеже жирными линиями, или состоять из отдельных площадок, отвечающих требованиям ГОСТ 20259 .

Таблица 5

Размеры, мм

Высота

От 3150
до 3500

От 1070
до 1130

От 35
до 70


(Измененная редакция, Изм. N 1).



Электронный текст документа подготовлен
АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2004

Контейнер – транспортная крупногабаритная тара с определенной грузоподъемностью, которая предназначена для хранения грузов и их перевозки морским, воздушным, железнодорожным и автомобильным способами. Прочная конструкция оберегает груз от механических повреждений, обеспечивает целостность товаров на всем пути следования и – при необходимости – соблюдение температурного режима. Модели оснащены специальными приспособлениями (фитингами или рымами) для крепления модулей к подвижному составу или между собой.

Разновидности контейнеров представлены группой транспортных единиц из разных материалов, где изделия выполнены с учетом особенностей перевозки техники, крупно- и малогабаритных предметов, сыпучих материалов, веществ в жидком состоянии и т.д. определенным путем. В зависимости от массы груза и его характеристик, при транспортировке прибегают к задействованию конкретных типов сухогрузных, морских, крупнотоннажных и иных контейнеров.

Современные виды контейнеров являются интермодальными: с ними доступна безопасная доставка товаров несколькими типами транспорта без дополнительных операций по разгрузке и погрузке. Классификация контейнеров для перевозки грузов и определение их назначения основаны на международных стандартах ISO .

Типы контейнеров

В рамках стандартизированной системы ISO все грузовые контейнеры подвергаются классификации по особенностям их использования, весовым и габаритным параметрам, формату конструкции. Различия и аспекты прямо влияют на назначение изделия. Это позволяет выявить допустимые/приемлемые виды грузов и перечень задач, доступных для эффективного решения с конкретной моделью транспортного ящика.

Одна из базовых систем «деления» – принцип определения вида контейнера по строению его корпуса, где различают:

  1. Закрытые модели. Классический формат, который используется для грузов, имеющих не препятствующие погрузке в цельный ящик габариты. Емкости закрытого класса подразделяются на герметичные и негерметичные;
  2. Открытые варианты. Подходят для транспортировки неразборной мебели, крупногабаритной техники и других элементов с нестандартными параметрами.

Собирательные образы всех вышеупомянутых характеристик отражены в перечне основных типов контейнеров.

Универсальные грузовые единицы

Представляют из себя выполненные из металла водонепроницаемые транспортные элементы прямоугольной формы. Служат для перевозки крупных грузов разного профиля. Конструкция имеет створку распашного типа для удобной выгрузки и погрузки товаров.

Контейнеры-платформы

Прямоугольные плоские панели (поддоны) для транспортировки несыпучих мало- и среднегабаритных тяжелых грузов: строительной и военной техники, оборудования, продукции из металла и пиломатериалов. Контейнеры данной классификации оборудованы угловыми фитингами для надежной эксплуатации.

Контейнеры-танки

Специальный тип контейнера для перевозки по суше и морю газа, горючих и ядовитых жидкостей, пищевых соединений жидкого типа и различных сыпучих грузов. «Танки» производятся в форме цилиндра, имеют вид цистерны, безопасны при эксплуатации на судах и с автомобильным транспортом.

Вентилируемые модели

Созданы для транспортировки особых товаров, требующих постоянной циркуляции воздуха: чая, кофе (в зернах), пряностей и т.д. Могут быть исполнены с естественной или принудительной вентиляцией, которая достигается с помощью отверстий в корпусе или систем автоматической регулировки.

Рефрижераторы

Рефконтейнеры с термоизоляцией . Благодаря рефрижераторным агрегатам обеспечивается поддержание необходимой температуры (от -25 до +25 градусов по Цельсию) внутри корпуса для сохранности перевозимых продуктов и товаров.

Для ЖД перевозок подходят универсальные модули весом до 30 т.: они оснащены системами фиксации перевозимых грузов внутри корпуса и фитингами для крепления к железнодорожному составу.

Сокращения и аббревиатуры

В целях понимания классификации контейнеров и быстрого распознавания их характеристик используются установленные аббревиатуры, которые раскрывают типы контейнеров:

  • DC (Dry Cube), GP (General Purpose), DV (Dry Van) – стандартные универсальные (сухогрузные) модели типа 1СС или 1АА;
  • HC (High Cube) – высокий контейнер с увеличенной вместимостью типа 1ССС или 1ААА;
  • PW (Pallet Wide) – ящик с увеличенной (по сравнению с DC) внутренней шириной, которая позволяет разместить 2 европоддона;
  • OT (Open Top) – специальная модель с «откидным» брезентовым тентом;
  • HT (Hard Top) – аналог Open Top, где съемной деталью выступает металлическая крыша;
  • UP (Upgraded) – максимально прочный контейнер с повышенными показателями грузоподъемности;
  • FR (Flat Rack) , PL (Platform) – контейнер-платформа;
  • SB (Swap Bodies) – транспортная тара для автомобильного транспорта;
  • Tank containers - контейнер-танк.

Для перевозки грузов морским путем DC и HC – одни из самых популярных решений, но в случае необходимости все представленные виды контейнеров беспрепятственно могут быть задействованы в подобной операции.

Классификация по габаритам

Классификация контейнеров по габаритам и массе регламентирована стандартами ISO 668, где учитывается вес брутто и размеры самого контейнера.

Деление моделей по массе и величине описано и в действовавшем ранее ГОСТ 18477, где универсальные грузовые единицы объединены в три группы:специализированная грузовая единица . Большое количество объемных нетяжелых товаров потребует использования 40-футовой модели достаточной грузоподъемности.

Разумное задействование внутреннего пространства поможет сэкономить средства, а перевозка громоздкого, но полупустого модуля повлечет повышение расходов.

Понимание особенностей использования транспортных единиц даст на 100% эффективный результат при осуществлении грузоперевозок.

  • DC (Dry Cube), GP (General Purpose) и DV (Dry Van) - разные обозначения стандартных универсальных контейнеров, тип 1СС или 1АА, также их называют сухогрузные контейнеры.
  • HC (High Cube) - такой же как DC, но высокий контейнер или контейнер увеличенного объема, тип 1ССС либо 1ААА.
  • PW (Pallet Wide) - универсальный контейнер, но чуть шире стандартного, т.е. палетной ширины. Габаритная ширина такого контейнера 2500 мм, внутри по ширине помещаются два европоддона.
  • OT (Open Top) - специализированный контейнер, у которого съемные: крыша из брезентового тента и верхняя торцевая балка над дверями.
  • HT (Hard Top) - то же, что ОТ контейнер, но со съемной металлической крышей.
  • UP (Upgraded) - контейнер повышенной прочности и увеличенной грузоподъемности.
  • FR (Flat Rack) и PL (Platform) - контейнер-платформа.
  • SB (Swap Bodies) - автомобильный контейнер.
  • Tank containers - контейнер-цистерна.

Термины и определения

Грузовой контейнер - единица транспортного оборудования многократного применения, предназначенная для перевозки и временного хранения грузов без промежуточных перегрузок, удобная для механизированной загрузки и разгрузки, погрузки и выгрузки; внутренний объем - 1м3 и более.

Крупнотоннажный контейнер - грузовой контейнер, максимальная масса брутто которого равна 10 000 и более.

Среднетоннажный контейнер - грузовой контейнер, максимальная масса брутто которого не менее 3 000, но не более 10 000.

Малотоннажный контейнер - грузовой контейнер, максимальная масса брутто которого менее 3 000.

Универсальный контейнер - грузовой контейнер для штучных грузов широкой номенклатуры, укрупненных грузовых единиц и тарно-штучных грузов.

Специализированный контейнер - грузовой контейнер для грузов ограниченной номенклатуры или грузов отдельных видов.

Контейнер-цистерна - специализированный контейнер, состоящий из каркаса (рамных элементов), цистерны или цистерн, укомплектованный арматурой и другими устройствами, с выгрузкой груза, как под действием силы тяжести, так и под давлением, и предназначенный для перевозки сжиженных газов, жидких или сыпучих грузов.

Контейнер для перевозки навалочных грузов без давления типа "бокс" - контейнер прямоугольной конструкции, с дверным проемом как минимум на одной торцевой стенке и выгрузкой под действием силы тяжести. Допускается использование такого контейнера в качестве универсального.

Контейнер-платформа - контейнер, имеющий только основание с полом, снабженное, кроме нижних угловых фитингов, верхними угловыми фитингами.

Изотермический контейнер - специализированный контейнер, стенки, пол, крыша и двери которого покрыты или изготовлены из теплоизоляционного материала, ограничивающего теплообмен между внутренним объемом контейнера и окружающей средой.

Рефрижераторный контейнер - изотермический контейнер, имеющий холодильное оборудование (например, механический компрессор, абсорбционную установку и т.п.)

Классификация контейнеров

В соответствии со стандартом ISO 830 под грузовым контейнером понимается предмет транспортного оборудования:

  • имеющий постоянный характер в силу этого достаточно прочный, чтобы быть пригодным для многократного использования;
  • специальной конструкции, позволяющей осуществлять перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перевозки грузов;
  • снабженный приспособлениями, позволяющими осуществлять его перегрузку, в частности передачу с одного вида транспорта на другой;
  • изготовленный таким образом, чтобы максимально облегчить процессы его загрузки-разгрузки.

Контейнеры классифицируются по четырем основным признакам: назначению, конструкции, величине массы брутто и нетто, сфере обращения.

По назначению - контейнеры подразделяются на универсальные, предназначенные для перевозки тарно-штучных грузов, и специализированные, предназначенные для перевозки сыпучих материалов, жидких, рефрижераторных, газообразных и других грузов.

По конструкции - контейнеры делятся на крытые и открытые, водонепроницаемые и негерметизированные, металлические и из полимерных материалов с металлическим каркасом и т.д.

По величине массы брутто и нетто - контейнеры подразделяются в соответствии с рекомендованными ISO (Международной организацией по стандартизации) фиксированными величинами. Наиболее распространенными являются контейнеры массой 30 и 20 т., с неизменной шириной 8 футов (2,438 м). Высота контейнеров различна: 8 футов (2,438 м), 8,5 футов (2,59м), 9 футов (2,74 м) и 9,5 футов (2,896м). В настоящее время в основном эксплуатируются контейнеры высотой 8,5 футов (2,59м) и реже 9,5 футов (2,896м). Для перевозки тяжелых грузов, не подверженных порче при любых погодных условиях, применяются контейнеры без крыши высотой, равной 0,5 стандартной, а также контейнеры-платформы - флеты (flats) - для укладывания на них габаритных грузов. Длина контейнеров: 40, 30, 20 и 10 футов.

По сфере обращения - контейнеры делятся на международные, магистральные, допущенные к перевозке на одном или нескольких видах транспорта внутри одного государства, внутризаводские.

Классификация контейнеров по назначению

По назначению контейнеры подразделяют на универсальные и специализированные.

Универсальные контейнеры - это общее определение, применимое для всех типов контейнеров, предназначенных для перевозки широкой номенклатуры генеральных грузов. Универсальные контейнеры, перевозимые на подвижном составе всех основных видов транспорта, в зависимости от массы брутто подразделяются на три категории:

  • крупнотоннажные массой брутто от 10 000 и выше;
  • среднетоннажные массой брутто от 3 000 до 10 000;
  • малотоннажные массой брутто менее 3 000.

Основные характеристики универсальных контейнеров международного класса

Показать таблицу (открывается в отдельном окне).

  • 3.5. Изотермические контейнеры
  • 3.6. Малотоннажные и среднетоннажные контейнеры
  • 3.7. Мягкие контейнеры
  • 3.8. Маркировка контейнеров
  • 3.9. УГМ на транспортных средствах
  • 4. Лесные грузы
  • 4.1. Классификация и свойства лесных грузов
  • 4.2. Свойства лесных грузов
  • 4.3. Сортообразующие факторы лесных грузов
  • 4.4. Круглые лесоматериалы
  • 4.5. Пиломатериалы
  • 4.6. Изделия из дерева
  • 4.7. Технологическая щепа
  • 4.8. Маркировка леса
  • 4.10. Прием и сдача лесных грузов. Единицы измерения леса
  • 4.11. Особенности транспортировки и хранения лесных грузов
  • 5. Наливные грузы
  • 5.1. Транспортные характеристики наливных грузов
  • 5.2. Нефть и нефтепродукты
  • 5.3. Жидкие химические грузы
  • 5.4. Пищевые наливные грузы
  • 5.5. Противопожарные и санитарные режимы
  • 5.6. Сжиженные газы
  • 5.7. Классификация СГ
  • 6. Навалочные грузы
  • 6.1. Свойства навалочных грузов
  • 6.2. Транспортные характеристики некоторых навалочных грузов
  • 6.3. Насыпные грузы
  • 6.4. Транспортные характеристики некоторых насыпных грузов
  • 6.5. Хранение навалочных грузов в порту
  • 6.6. Особенности перевозки навалочных грузов
  • 7. Опасные грузы
  • 7.1. Транспортные характеристики опасных грузов класса 1
  • 7.2. Транспортные характеристики опасных грузов класса 2
  • 7.3. Транспортные характеристики опасных грузов класса 3
  • 7.4. Транспортные характеристики опасных грузов класса 4
  • 7.5. Транспортные характеристики опасных грузов класса 5
  • 7.6. Транспортные характеристики опасных грузов класса 6
  • 7.7. Транспортные характеристики опасных грузов класса 7
  • 7.8. Транспортные характеристики опасных грузов класса 8
  • 7.9. Транспортные характеристики опасных грузов класса 9
  • 8. Режимные грузы
  • 8.1. Определение и система классификация режимных грузов
  • 8.2. Воздействие составных воздуха на режимные грузы
  • 8.3. Воздействие температуры на режимные грузы
  • 8.4. Воздействие влажности и воздухообмена на режимные грузы
  • 8.5. Воздействие лучистой энергии на режимные грузы
  • 8.6. Скоропортящиеся грузы
  • 8.7. Скоропортящиеся в условиях рефрижерации
  • 8.8. Живые грузы
  • 8.9. Особенности перевозка животных и птиц
  • 8.10. Особенности перевозки сырья животного происхождения
  • 9. Свойства грузов
  • 9.1. Гигроскопические свойства грузов
  • 9.1. Теплофизические свойства грузов
  • 9.2. Пожароопасность, воспламенение, самовоспламенение
  • 9.3. Концентрационный и температурный пределы воспламенения
  • 9.4. Характеристики горения
  • 9.5. Опасность статического электричества
  • 9.6. Взрывоопасность и детонация
  • 9.7. Токсическая и инфекционная опасность
  • 9.8. Окислительные, коррозионные и радиоактивные свойства
  • 9.9. Концентрация опасностей в грузовых помещениях
  • 10. Несохранность грузов
  • 10.1. Виды несохранности грузов
  • 10.2. Причины повреждения грузов при морской перевозке
  • 10.3. Естественная убыль грузов и ее нормирование
  • 10.4. Причины недостачи грузов
  • 11. Биологические свойства и воздействия на грузы
  • 11.1. Дыхание грузов
  • 11.2. Дозревание грузов
  • 11.3. Прорастание грузов
  • 11.4. Долговечность грузов
  • 11.5. Вредители грузов и борьба с ними
  • 11.6. Грызуны
  • 11.7. Насекомые
  • 11.8. Микроорганизмы
  • 11.9. Бактерии. Заражение и воздействие
  • 11.10. Гниение и брожение
  • 11.11. Плесень
  • 11.12. Влияние ферментов
  • 12.2. Воздействие пыли воздуха
  • 12.3. Приборы для измерения параметров воздуха
  • 12.4. Диаграммы состояния влажного воздуха
  • 13. Мероприятия по обеспечению сохранности грузов
  • 13.2. Склады. Классификация и условия обеспечения сохранности
  • 13.3. Тепло-влажностные режимы в складах. Воздухообмен
  • 13.4. Морское судно и обеспечение сохранности
  • 13.5. Температурно-влажностные режимы перевозки и сохранность грузов
  • 13.6. Микроклимат трюма в различных эксплуатационных условиях
  • 13.7. Особенности тепло и массообмена при перевозке различных грузов
  • 13.8. Судовые средства регулирования микроклимата
  • 13.9. Вентиляция трюмов наружным воздухом
  • 13.10. Построение графиков перехода
  • 13.11. Системы технического кондиционирования
  • 13.12. Микроклимат трюмов рефрижераторного судна
  • 13.13. Перспективные методы повышения сохранности грузов
  • 13.14. Взаимовлияние и совместимость грузов
  • 13.15. Режимы транспортировки груза
  • 13.16. Вспомогательные материалы и их применение
  • Рекомендации по изучению курса Грузоведения
  • Список рекомендуемой литературы
  • Для перевозки фруктов и овощей изотермические контейнеры снабжаются вентиляционными устройствами, обеспечивающими 2÷4-кратный обмен воздуха в сутки. Вентиляционные отверстия контейнера должны быть диаметром не менее 254 мм и оснащены крышками, закрываемыми снаружи.

    © Изотермический неохлаждаемый (термоизолированный) контейнер предназначен для перевозок на небольшие расстояния и обеспечивает защиту от незначительного и непродолжительного колебания температуры

    © Для рефрижераторных контейнеров в ряде случаев применяют систему азотного охлаждения. В сосудах, покрытых тепловой изоляцией, содержится жидкий азот, температура кипения которого при атмосферном давлении равна– 196°С. При повышении температуры воздуха в контейнере до заданного верхнего предела реле температуры открывает соленоидный вентиль и испаряющийся азот охлаждает камеру.

    При перевозках малотоннажных холодильных контейнеров иногда применяют охлаждение при помощи сухого льда. Этот способ охлаждения наиболее простой, но малоэкономичный.

    © Наибольшее распространение для охлаждения в изотермических контейнерах получили холодильные агрегаты, включающие силовой привод. К силовому приводу на судне или терминале подводится электропитание, а при перевозке наземными видами транспорта подается топливо.

    Включение и выключение компрессора обеспечивается автоматически при помощи реле температуры. Холодильная установка контейнера должна быть рассчитана на непрерывную работу и иметь производительность, обеспечивающую поддержание минимальной температуры внутри контейнера при максимальной наружной температуре при работе не более 18 ч в сутки. В дополнение к автоматическому контролю используется дистанционный термометр и лампы, сигнализирующие отклонение температуры воздуха от заданной на± 2°С. Термограф регистрирует температуру воздуха в течение недели.

    Кроме того, холодильная установка должна быть полностью автоматизированной, включая оттаивание, а элементы автоматического регулирования и управления защищены от замерзания. Дополнительно установка оборудуется ручным управлением, которое располагается в легкодоступном месте.

    3.6. Малотоннажные и среднетоннажные контейнеры

    К малотоннажным относятся контейнеры массой брутто менее2,5 т и перерабатываемые в морских портах мягкие резинокордовые контейнеры для сыпучих грузов, а также специальные контейнеры для концентратов руд цветных металлов. К среднетоннажным контейнерам относятся контейнеры массой брутто свыше2,5 т и менее 10 т и перерабатываемые в морских портах контейнеры массой брутто3 и 5 т. Все эти контейнеры в значительных количествах перевозятся в каботажных сообщениях.

    Характерные технологические особенности малотоннажных и среднетоннажных контейнеров: разнообразие формы

    и размеров, относительно небольшая масса, плохая приспособленность для автоматической и управляемой застропки и отстропки унифицированными захватами при перегрузке кранами.

    Для малотоннажных и среднетоннажных контейнеров приняты условные обозначения, состоящие из буквенных индексов и цифровых значений. Буквенные индексы указывают на тип и вид контейнеров. Приняты следующие условные буквенные обозначения типов и видов контейнеров: контейнеры закрытые – КЗ, контейнеры открытые – КО и контей- неры-платформы – КП.

    Цифры, стоящие за начальными буквенными индексами, указывают номинальную массу брутто средств контейнеризации, выраженную в тоннах с точностью до 0,01 т, с округлением в меньшую сторону. Буквенные индексы, стоящие за цифрами, указывают на область применения по основным доставляемым грузам (У – универсальный; Г – групповой; И – индивидуальный).

    Цифры, стоящие в конце обозначения, указывают на модификацию конструкции контейнера или средства пакетирования.

    Кроме этого применяется и другие обозначения:

    ü универсальные унифицированные контейнеры (УУК), цифра обозначает массу контейнера брутто в тоннах: ü специализированные групповые контейнеры (СК) для перевозки индустриальных грузов разделяются на5 групп

    (СК-1, СК-2, СК-3, СК-4, СК-5), масса брутто указывается в тоннах цифрой через тире; Номенклатура индустриальных штучных грузов весьма разнообразна и включает материалы, производимые и по-

    требляемые металлургией, машиностроением, строительной индустрией и другими отраслями. Значительную долю штучных грузов составляют строительный кирпич, огнеупорные изделия, шифер, среднесортовой и мелкосортовой стальной прокат, холоднокатаная листовая сталь и белая жесть, слитки цветных металлов.

    © Контейнеры типа СК массой брутто до 10 т включительно оборудуются рымами или проушинами, а массой брутто 15 и 20 т – угловыми фитингами; контейнеры массой брутто до 5 т включительно должны иметь пазы для вилочного захвата, а массой брутто 10 т и выше – те же пазы, но по заказу потребителя. Прочность контейнеров допускает установку их в четыре яруса

    © Контейнеры типа СК-1 предназначены для неслеживающихся или слабо слеживающихся сыпучих грузов, требующих защиты от атмосферных осадков. Допускается конструктивное исполнение контейнеров для перевозки как штучных, так и сыпучих грузов без тары. В контейнерах типа СК-1 предусматриваются загрузочные, выгрузочные и смотровые люки с крышкой и уплотнением. Запорные устройства контейнеров должны быть прижимного типа. Контейнеры могут иметь устройства для пневматической загрузки и выгрузки. Расположение загрузочных люков в контейнерах должно обеспечивать равномерное распределение груза внутри контейнера.

    © Контейнеры типа СК-2 применяют для сильно слеживающихся и смерзающихся сыпучих грузов, а также для неслеживающихся или слабо слеживающихся с объемной массой больше1,8 т/м3 . Они должны быть рассчитаны для перевозки пакетами в порожнем состоянии.

    © Контейнеры типа СК-3 предназначены для штучных грузов, готовой продукции машиностроения и сыпучих грузов в таре.

    © Контейнеры типа СК-4 – для перевозки наливных и текучих грузов. Контейнеры – цилиндрической или смешанной формы, закрытые, с люками в крыше, днище или боковых стенках, имеющие каркас в виде параллелепипеда.

    © Контейнеры типа СК-5 предназначены для пищевых продуктов, требующих перевозки и хранения в термоконстантных условиях (мясо, рыба, овощи, фрукты и т.п.). Контейнеры имеют форму параллелепипеда, закрытые и могут быть изотермическими и рефрижераторными.

    Некоторые групповые контейнеры для перевозки индустриальных грузов в зависимости от их параметров соответствуют контейнерам УУК, ID, IC и др.

    Широко применяют для перевозки листового стекла специализированные контейнеры пирамидальной формы. Существует большая номенклатура специализированных групповых и индивидуальных контейнеров, используемых

    при строительстве и предназначенных для: мелкоштучных отделочных материалов; электротехнических, санитарнотехнических материалов и изделий; метизов; огнеупорных изделий; стеклоблоков; строительного стекла; сыпучих вяжущих материалов (цемента, гипса); грузов, упакованных в бумажные мешки; рулонных кровельных материалов; накладных деталей, материалов и изделий для монтажа и отделки; теплоизоляционных материалов; малогабаритных железобетонных изделий; металлических изделий; заготовок санитарно-технических систем и.тд. Также используется широкая номенклатура контейнеров для доставки соответствующих материалов и изделий с предприятий промышленности строительных материалов до центральных складов, складов подсобных предприятий строительных организаций и баз комплектации, а также с центральных складов и баз комплектации до объектов строительства с подачей на рабочее место (перекрытие, этаж).

    3.7. Мягкие контейнеры

    Для транспортировки сыпучих грузов предназначены также и мягкие специализированные контейнеры из различных эластичных материалов. Мягкие контейнеры влагонепроницаемы и могут перевозиться в открытом подвижном составе. Температура эксплуатации от –60 до +60 °C.

    Контейнер представляет собой закрытую емкость, как правило, прямоугольного сечения с прямыми углами, с загрузочным и разгрузочными устройствами (люками, рукавами и т.п.) и несущими проушинами, Контейнеры изготавливаются двух типов: П – с грузовыми элементами в виде несущих проушин (рис. 19, а); Л – с грузовыми элементами в виде грузовых лент с кольцами (рис. 19, б).

    Мягкие специализированные контейнеры предназначены для транспортировки всеми видами транспорта и кратковременного хранения сыпучих продуктов. Контейнеры могут быть как многоразового, так и разового использования. Контейнеры многоразового использования изготовляются из материалов следующих марок: РК-2 – резинокордный двухслойный вискозный; РК-3 – резинокордный трехслойный вискозный; РТ-1В – резинотканевый однослойный вис-

    козный; РТ-1К – резинотканевый однослойный капроновый; РТ-1А –

    резинотканевый однослойный анидный. Контейнеры разового исполь-

    зования изготовляются из следующих материалов: полиолефиновой

    ткани, ламинированной пленкой; нетканых материалов, ламинирован-

    ных-полимерной пленкой или с полимерным пленочным вкладышем.

    Эти контейнеры предназначены для временного хранения и транс-

    портировки сыпучих химических материалов, не вступающих во взаи-

    модействие с материалом контейнера(минеральные удобрения, окись

    цинка, сурик железный сухой, гранулированный полиэтилен, пресс-

    порошки).

    МК-П объемом0,1 и 0,25 м3 предназначены для

    © Контейнеры

    Рис. 19. Конструктивные схемы мягких

    транспортировки штучных грузов, а также грузов, упакованных в по-

    лиэтиленовые или бумажные мешки. Несущие проушины этих контей-

    контейнеров: а – с несущими проушинами;

    неров снабжены

    металлическими кольцами. Контейнеры МК-П (Л)

    б – с грузовыми лентами и кольцами

    объемом 0,5; 0,7; 1,0; 1,5; 2,0; 2,5 и 3,0 м3 , массой брутто от 0,5 до 4 т

    предназначены для перевозки сыпучих продуктов насыпью.

    © Контейнер МКв-Л предназначен для перевозки и кратковременного хранения волокнистых материалов, подпрессованных во время загрузки контейнера. Он представляет собой конструкцию прямоугольного сечения объемом1,5 м3 , массой брутто 1 т, с открывающейся крышкой. Грузовые элементы выполнены в виде четырех грузовых лент, располо-

    женных по двум боковым сторонам и снабженных сверху и снизу металлическими кольцами.

    © Контейнер МКР-М (рис.20) предназначен для перевозки и кратковременного хранения сы-

    пучих продуктов. Он представляет собой закрытую конструкцию объемом 1 м3 , массой брутто 1

    т, в виде мешка с квадратным днищем. Грузовым элементом является канат, который стягивает

    горловину и завязывает ее специальным узлом.

    © К мягким контейнерам можно отнести мягкие резервуары МР-4, которые предназначены

    для транспортировки нефтепродуктов на бортовых автомобилях при температуре наружного

    воздуха от –30 до +50°C. Резервуары имеют четырехслойную оболочку, которая состоит из

    внутреннего маслобензостойкого резинового слоя, полиамидной противодиффузионной пленки,

    капронового силового слоя и наружного атмосферного резинового слоя. Общая толщина обо-

    лочки 1,5÷1,9 мм Заполняют мягкие резервуары через наливочно-сливную арматуру, смонтиро-

    ванную в торце. После опорожнения резервуар сварачивают в рулон, занимающий мало места.

    Рис. 20. Контейнер

    Срок службы мягких резервуаров – 5 лет.

    Ø В мировой практике мягкие специализированные контейнеры грузоподъемностью от0,5 до

    МКР-М: 1 – корпус;

    12 т имеют такие буквенные обозначения:

    2 – грузовой элемент

    МК-Л – мягкий контейнер многоразового использования из резино-текстильных материалов с

    несущими грузовыми элементами в виде лент; МКО-С – мягкий контейнер многоразового использования из нетканых и тканых материалов с несущими грузовыми

    элементами в виде строп; МКР-С – мягкий контейнер одноразового использования из нетканых и тканых материалов с несущими элементами

    в виде строп; МКР-М – мягкий контейнер одноразового использования из полиэтиленовых материалов без несущих грузовых

    элементов Ø Не должны приниматься к перевозке загрязненные и подмоченные контейнеры, со слежавшимся грузом, не

    имеющие грузовых сопроводительных документов и качественных сертификатов, а также имеющие следующие дефекты:

    ü сквозные проколы, разрезы и расхождения швов; ü несквозные порезы, истирание и задиры резинового покрытия с повреждением текстильной основы; ü отслоение герметизирующих элементов; ü разрыв проушин или расслоение грузовых несущих элементов;

    ü с пятнами, отличающимися по цвету от остальной поверхности, и с растрескавшимся покрытием на них. Горловины контейнеров должны быть загерметизированы.

    3.8. Маркировка контейнеров

    Все контейнеры, используемые как элемент транспортного оборудования, должны иметь маркировку. В международных сообщениях в соответствии со стандартом ИСО(ISO) такие контейнеры должны иметь основную и дополни-

    тельную маркировку.

    систематизации

    основной

    маркировки

    контейнеров ИСО разработал стандартную сис-

    тему маркировки – код

    под названием«BIC-

    code». Вся необходимая информация о пара-

    метрах контейнера нанесена на его боковые

    стенки, двери и крышу в виде маркировочного

    кода (BIC-code). Структура BIC-code состоит,

    как правило, из двух строк, хотя форма пред-

    ставления может быть иной. Места нанесения

    BIC-code приведены на рис. 21.

    Рис. 21. Маркировка контейнеров стандарта ИСО, серия I: 1 – код

    Ø Структура BIC-code представлена на рис.

    22 и содержит 17 знаков: 6 букв

    латинского

    владельца, серийный номер и контрольная цифра; 2 – обозначение

    алфавита и 11 арабских цифр.

    страны, размера и типа контейнера; 3 – максимальная масса брутто и

    © Первая строка – это кодовое обозначение

    масса тары. 4 – табличка безопасности; 5 – таможенная табличка

    владельца контейнера (Prefix + serial number +

    check digit), которое состоит

    из четырех букв латинского алфавита

    (рис. 22, I), последняя из которых (рис. 22, 2) – буква U обозначает

    признак транспортного оборудования под названием «Контейнер гру-

    зовой». Первые три буквы (рис. 22, 1) – соответственно буквенный

    код владельца, официально включенный в международный реестр

    Рис. 22. BIC-code

    контейнеровладельцев.

    Например, все контейнеры бывшего МПС СССР имели код вла-

    дельца SZDU , сейчас контейнеры Украины и России маркируются кодами UZUU и RZDU .

    Регистрация контейнерных кодов собственников производится путем официального обращения уполномоченного лица, с соответствующей оплатой услуг, в Международном бюро по контейнерам(BUREAU INTERNATIONAL des CONTENEURS – BIC), находящимся в Париже.

    Своими филиалами Международное бюро по контейнерам назначает национальные регистрационные организации по итогам консультаций с национальным представительством в ИСО. Кроме BIC функционируют филиалы Международного бюро по контейнерам.

    После кодового обозначения владельца следует серийный номер контейнера(рис. 22, II) из шести цифр (рис. 22, 3). Седьмая цифра (рис. 22, 4), так называемое контрольное число, служит для проверки правильности информации о коде владельца и серийном номере контейнера. Это число рассчитывается по установленному правилу. При искажении любой буквы или цифры из кода и номера контейнера будет иметь место несовпадение контрольного числа. При нанесении маркировки контрольное число (рис. 22, 4) часто помещают в рамку.

    Расчет контрольного числа производится в такой последовательности:

    ü каждому буквенному знаку кода владельца присваивается цифровой эквивалент, начиная с числа 10; ü каждый цифровой эквивалент кода и каждую цифру номера умножают на весовой коэффициент, который пред-

    ставляет собой степень числа 2 от 0 до 9 (по числу знаков в коде владельца и номера контейнера), т. е. первый знак умножается на 20 , второй – на 21 , последний, десятый, – на 2 в 9-ой;

    ü результаты умножения складываются и делятся на модуль, равный 11; ü остаток, полученный в результате деления, является контрольным числом.

    © Вторая строка BIC-code также состоит из двух частей (Country code + ISO code) – буквенной (рис. 22, III) и цифровой (рис. 22, IV). Буквенная часть содержит две прописные(в некоторых случаях – три) буквы латинского алфавита (рис. 22, 5), составляющие кодовое обозначение страны владельца контейнера(закодированное в первой строкеBIC-

    code). Три буквы кода страны имеют контейнеры выпуска до 1984 г. При этом в качестве третьей буквы могла быть использована латинская буква «X».

    Идентификация кодового обозначения страны содержится в международном стандарте ИСО3166-88 «Коды для представлений названий стран». Кроме того, каждое государство имеет и цифровые трехзначные коды, которые на контейнере не отражены. При этом на контейнеры наносится буквенный код альфа-2.

    Цифровые сведения второй строки BIC-code состоят из четырех цифр (рис. 22, IV) и содержат обозначения размера и типа контейнера (по две цифры на каждую позицию).

    © Первые две цифры (рис. 22, 6) указывают на размеры контейнера как по длине, так и по высоте. Первая обознача-

    ет длину: 1 – 10 футов (2991 мм, IDX), 2 – 20 футов (6058 мм), 3 – 30 футов (9125 мм), 4 – 40 футов (12192 мм). Вторая обозначает высоту: 0 и 1 – 2438 мм; 2 и 3 – 2591 мм; 4 и 5 – более 2591 мм, и наличие паза для Г-образных прицепов

    типа «гусиная шея»: 0 и 2 – без такого паза; 1 и 3 – с пазом.

    © Вторые две цифры (рис. 22, 7) обозначают тип контейнера: универсальный, специализированный,

    с различными

    конструктивными особенностями.

    Ø В качестве дополнительной маркировки на контейнере также наносится:

    ü на дверях – максимальная масса брутто (MGW);

    ü собственная масса (TARE) в килограммах (kg) и фунтах (lb).

    ü знак обозначения контейнера с открываемой крышкой (рис. 23, 1);

    ü знак предупреждения про опасность поражения электриче-

    ским толком от электросети для контейнеров, оборудованных

    лестницами (рис. 23, 2);

    ü знак, обозначающий контейнер высотой2591 мм

    (рис. 23, 3);

    Рис. 23. Дополнительная маркировка контейнера

    ü табличка о допуске контейнера к эксплуатации по услови-

    ям безопасности (рис. 24, а);

    ü табличка о допуске контей-

    нера к перевозке товаров под

    таможенными печатями и плом-

    бами (рис. 24, б).

    соответствии

    Международной

    ции по безопасным контейнерам

    (КБК) и Таможенной конвенции,

    касающейся контейнеров (КТК),

    в СССР с 1972 г. соответственно

    и Поправками к КБК, в 1981 г.,

    все контейнеры

    должны отве-

    чать требованиям этих конвен-

    Рис. 24. Табличка безопасности и таможенная табличка

    конвенционные

    таблички

    (таблички

    безопасно-

    сти и таможенная табличка).

    Табличка безопасности (рис. 24, а) содержит надписи на английском языке: ü допущенная страна и номер допущения; ü дата изготовления; ü опознавательный номер;

    ü максимальная масса брутто…. кг,…. фунтов;

    ü допустимая масса при штабелировании при 1,8 g …. кг, …. фунтов; ü нагрузка при испытании на перекос…. кг,…. фунтов; ü прочность торцовой стенки…. кг,…. фунтов; ü прочность боковой стенки…. кг,…. фунтов; ü даты осмотров.

    Таможенная табличка (рис. 24, б) – металлическая прямоугольная пластинка не менее200x100 мм, содержащую надписи на английском языке: допущен к перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами(1); тип (2); заводской номер контейнера (3).

    На боковых стенках контейнера также указывается срок (месяц и год) очередного капитального ремонта.

    3.9. УГМ на транспортных средствах

    Основными видами УГМ на транспортных средствах являются: лихтера, вагоны, автомобили .

    Ø Автоприцепы (трейлеры ) – высокоили низко рамные прицепные платформы, имеющие оси спереди и сзади, ис-

    пользуемые для транспортировки грузов по

    магистральным дорогам (рис. 25, 1).

    © Автополуприцепы (семитрейлеры ) – вы-

    сокорамные платформы, имеющие только зад-

    нюю ось (оси), с опорой передней части на се-

    дельное устройство тягача, соединяемое с ним

    Рис. 25. УГМ на транспортных средствах

    шкворнем, используемые для транспортировки

    грузов по магистральным дорогам(рис. 25, 2).

    КОНТЕЙНЕРЫ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

    ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

    ГОСТ 18477-79

    (СТ СЭВ 772-83)

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

    КОНТЕЙНЕРЫ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

    Типы, основные параметры и размеры

    Universal containers. Types.

    Basic parameters and dimensions

    ГОСТ
    18477-79*

    (СТ СЭВ 772-83)

    Взамен
    ГОСТ 18477-73

    Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 14 сентября 1979 г. № 3572 срок введения установлен Проверен в 1984 г. Постановлением Госстандарта с 01.01.80 , от 07.12.84 № 4170 срок действия продлен до 01.01.90

    Несоблюдение стандарта преследуется по закону

    Настоящий стандарт распространяется на универсальные унифицированные контейнеры, предназначенные для перевозки грузов преимущественно без транспортной тары железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, включая крупнотоннажные контейнеры кодов 00-04, 10, 11, 13, 50-53 по ГОСТ 25290-82, а также на универсальные автомобильные контейнеры для прямых перевозок указанных грузов на автомобильном транспорте. Стандарт не распространяется на универсальные крупнотоннажные контейнеры других кодов, на универсальные контейнеры, обладающие повышенными по сравнению с устанавливаемыми настоящим стандартом размерами и массой брутто, на универсальные авиационные и специализированные (индивидуальные и групповые) контейнеры. В стандарте полностью учтены требования международных стандартов ИСО 668, ИСО 1161, ИСО 1496/1. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 772-83.

    1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

    1.1. В зависимости от величины массы брутто и конструкции подъемных (строповочных) устройств контейнеры должны изготовляться трех типов: крупнотоннажные - массой брутто от 10 т и выше с угловыми фитингами; среднетоннажные - массой брутто от 3 до 10,0 т с рымными узлами; малотоннажные - массой брутто менее 3 т с рымными узлами. (Измененная редакция, Изм. № 3). 1.2. Основные параметры контейнеров должны соответствовать указанным в табл. 1.

    Таблица 1

    Тип контейнера

    Обозначение типоразмера

    Масса брутто, т

    Внутренний объем, м 3 , не менее

    Крупнотоннажные

    Среднетоннажные

    Малотоннажные

    * Определяют расчетом в зависимости от принятой высоты контейнера. ** К строительству в СССР не приняты. Параметры учитывают при проектировании подвижного состава. *** Повышение массы брутто контейнеров с 5 до 6 т осуществляют в сроки, устанавливаемые нормативными документами транспортных министерств.
    (Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3). 1.3. Контейнеры УУК-5У предназначены для перевозки грузов с объемной массой более 490 кг/ м 3 . 1.4. Крупнотоннажные и среднетоннажные контейнеры всех типоразмеров должны изготовляться закрытыми и открытыми со съемной крышей, съемным тентом или без них. Внутренний объем открытых контейнеров типоразмеров 1СС и 1C должен быть соответственно не менее 31,5 и 29,5 м 3 , контейнеров других типоразмеров - по согласованию с транспортными министерствами. (Новая редакция, Изм. № 3). 1.5. (Исключен, Изм. № 2). 1.6. Условное обозначение контейнера должно состоять из обозначения типоразмера и обозначения настоящего стандарта. В условном обозначении крупнотоннажного контейнера, кроме того, указывают код по ГОСТ 25290-82. Примеры условного обозначения: универсального унифицированного закрытого крупнотоннажного контейнера массой брутто 30,48 т, высотой 2591 мм, с естественной вентиляцией при общей площади поперечного сечения вентиляционных отверстий менее 25 см 2 /м номинальной длины контейнера:

    1АА ГОСТ 18477-79 код 10 ГОСТ 25290-82

    То же, открытого крупнотоннажного контейнера массой брутто 24 т, высотой менее 2438 мм, с проемом в одном торце:

    1СХ ГОСТ 18477-79 код 50 ГОСТ 25290-82

    То же, среднетоннажного контейнера номинальной и предельной массой брутто 5 т, высотой 2400 мм:

    УУК-5 ГОСТ 18477-79

    То же, среднетоннажного контейнера номинальной массой брутто 3 т и предельной 5 т, высотой 2591 мм:

    УУКП-3(5) ГОСТ 18477-79

    Автомобильного универсального малотоннажного контейнера массой брутто 1,25 т:

    АУК-1,25 ГОСТ 18477-79.

    Основные наружные и внутренние размеры крупнотоннажных, среднетоннажных и малотоннажных контейнеров должны соответствовать указанным на черт. 1- 6 и табл. 2.

    Таблица 2

    Обозначение типоразмера

    Номер чертежа

    Наружные

    Внутренние, не менее

    Длина L

    Ширина В

    Высота Н

    Длина l

    Ширина b

    Высота h

    * Определяют расчетом в зависимости от принятой наружной высоты контейнера. Примечания: 1. Внутреннюю высоту открытых контейнеров со съемной крышей, съемным тентом или без них типоразмеров 1АА и 1СС кодов 50-53 допускается уменьшать по согласованию между изготовителем и заказчиком до 2311 мм и типоразмеров 1А, 1C и 1 D - до 2158 мм при соответствующем изменении внутреннего объема. 2. Высота открытых контейнеров типоразмеров 1АХ, 1ВХ, 1СХ и 1 DX с учетом возможности их двухъярусной перевозки на железнодорожном транспорте не должна превышать 1580 мм. Любая большая высота в пределах до 2438 мм должна согласовываться с МПС. 3. Размеры, указанные в табл. 2 и примечаниях к ней, действительны при температуре 20 °С.
    (Новая редакция, Изм. № 3).

    2. РАЗМЕРЫ ДВЕРНЫХ ПРОЕМОВ И ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ КОНТЕЙНЕРОВ

    (Измененная редакция, Изм. № 3). 2.1. Ширина и высота торцевого дверного проема закрытых контейнеров должны быть равны внутренней ширине и высоте контейнера или иметь размеры не менее указанных в табл. 3.

    Таблица 3

    Обозначение

    Торцевые дверные проемы контейнеров в свету, мм, не менее

    * Торцевым считают дверной проем, размещенный в одной из стенок с наименьшей длиной. ** У контейнеров типоразмеров АУК-1,25 и АУК-0,625 вместо торцевых следует устраивать боковые двери.
    (Измененная редакция, Изм. № 3). 2.2. По требованию заказчика закрытые контейнеры кодов 02 и 04 типоразмеров 1АА, 1А, 1СС и 1C сле дует выполнять с боковыми дверными проемами шириной 2790 мм и высотой 2076 мм (1А, 1C) или 2200 мм (1АА, 1СС). Внутренняя ширина таких контейнеров, а также открытых контейнеров кодов 52 и 53 может быть уменьшена по сравнению с указанной в табл. 2 в пределах, согласованных с заказчиком. (Новая редакция, Изм. № 3).

    Крупнотоннажные контейнеры

    Примечание. Черт. 1- 9 не определяют конструкцию контейнера.

    Среднетоннажные контейнеры УУКП-5(6), УУКП-5, УУК-5(6) и УУК-5

    (Измененная редакция, Изм. № 3 ).

    Среднетоннажные контейнеры УУК-5 с угловыми фитингами

    Примечание. Применение контейнера УУК-5 с угловыми фитингами допускается только при наличии согласия транспортных министерств, участвующих в их перевозках.

    Среднетоннажные контейнеры УУК-5У, УУКП-3(5), УУК-3(5) и УУК-3

    Среднетоннажные контейнеры УУК-5У, УУКП-3(5), УУК-3(5) и УУК-3

    Черт. 4 и 5. (Измененная редакция, Изм. № 1, 3 ).

    Малотоннажные контейнеры АУК-1,25 и АУК-0,625

    (Измененная редакция, Изм. № 3 ). 2.3. При наличии у контейнеров типоразмеров УУК-5У, УУКП-3(5), УУК-3(5) и УУК-3 боковой двери (черт. 4) вместо торцовой ширина и высота дверного проема должны быть равны внутренним длине и высоте этих контейнеров. Если такое равенство обеспечить невозможно, то ширина бокового дверного проема у контейнеров всех указанных типоразмеров должны быть не менее 1950 мм, а высота - не менее 2090 мм у контейнеров типоразмеров УУК-5У, УУК-3(5), УУК-3 и не менее 2280 мм - у контейнера типоразмера УУКП-3(5). Размеры бокового дверного проема контейнеров типоразмеров УУКП-5(6), УУКП-5, УУК-5(6) и УУК-5 устанавливаются транспортными министерствами. (Новая редакция, Изм. № 3). 2.4. Размеры угловых, фитингом и их расположение на крупнотоннажных контейнерах - по ГОСТ 20527-82. 2.5. Размеры и расположение рымных узлов закрытых среднетоннажных контейнеров - по ГОСТ 18579-79 и приведенным на черт. 2- 5, открытых среднетоннажных - по утвержденной конструкторской документации, автомобильных малотоннажных - по ГОСТ 22225-76. (Новая редакция, Изм. № 3). 2.6. При оборудовании угловыми фитингами контейнеров типоразмера УУК-5 их расположение должно соответствовать указанному на черт. 3. Разница между расстояниями, замеренными между центрами отверстий диагонально противоположных угловых фитингов, не должна превышать 5 мм. 2.7. Размеры и размещение закрытых снизу вилочных проемов у контейнеров типоразмеров 1 CC , 1C, 1СХ, 1 D и 1 DX с торцевыми дверями должны соответствовать указанным на черт. 7 и в табл. 4. При наличии у контейнеров типоразмеров 1 CC , 1C и 1СХ второй пары вилочных проемов расстояние между их вертикальными осями должно соответствовать указанному на черт. 7 и в табл. 4. Ширина и высота открытых снизу вилочных проемов и расстояние между их вертикальными осями у среднетоннажных контейнеров должны быть одинаковыми у контейнеров всех типоразмеров и соответственно составлять 300, 100 и 950 мм. Примечания: 1. Вторая внутренняя пара вилочных проемов у контейнеров типоразмеров 1 CC , 1 C и 1СХ предназначена для использования только при подъеме порожних контейнеров. 2. Крупнотоннажные контейнеры с боковыми дверями вилочными проемами не оборудуются. (Измененная редакция, Изм. № 3 ).

    Таблица 4

    Типоразмеры контейнеров

    Размеры, мм

    Первая пара вилочных проемов (для груженых или порожних контейнеров)

    Вторая пара вилочных проемов (только для порожних контейнеров)

    a

    b

    c

    d

    b 1

    c 1

    Примечание . c и c 1 - высотапроема в свету.

    1 - часть стенки, включая выступающие заклепки и головки болтов, не должна отстоять от внутренней грани предохранительной полосы (планки, кромки) более чем на 12 -2 мм; 2 - полка балки в зоне контакта с лапой захвата должна быть плоской и горизонтальной и образовывать с предохранительной полосой прямой угол; 3 - нижняя поверхность нижних угловых фитингов

    (Измененная редакция, Изм. № 3 ). Примечание. Размеры и размещение подхватных устройств в основании контейнеров типоразмеров 1 AX , 1СХ, 1 D Х такие же, как соответственно у контейнеров типоразмеров 1АА (1А), 1СС (1C) и 1 D .

    1 - поверхность торцовой стенки; 2 - нижняя поверхность поперечных элементов основания

    Примечания: 1. Высоту паза Н проверяют на расстоянии 600 мм от его конца. 2. Опорные поверхности паза могут быть сплошными с минимальной длиной, приведенной в табл. 5, и иметь сечение, показанное на чертеже жирными линиями или состоять из отдельных площадок, отвечающих требованиям ГОСТ 20259-80.

    Таблица 5

    Размеры мм

    L

    B max

    B 1

    B 2

    H

    h

    c