Мара сказочный персонаж. Символы великой богини марены. Оберег Мары и значение ее символов

В старину у язычников многих народностей были свои собственные богини смерти в мифологии. Их боялись и поклонялись, чтобы уберечь свой дом от болезней и горя, связанного с утратой близких. Наши предки не являлись в этом плане исключением. Богиня смерти у славян носила имя Марена, которое сокращено звучало как Мара. На санскрите слово «mara» обозначает «уничтожающий», «убивающий». Корни данного имени тянутся к индоевропейскому «мар/мор», связанному с мором и эпидемией. Отметим, что богиня смерти в имела отношение не только к переходу в мир мертвых, но также и к ритуалам вызова дождя и к сезонным периодам воскресения и умирания природы.

Генеалогия

По версии одного из мифов, Мара - это дочерь Черного Змея, который охраняет переход по Калиновом мосту из Яви в Навь, и внучка Ящера, отца вселенского зла и владыки подземного мира. Мужем ее является Кощей (один из образов Чернобога), который по отцу приходится ей родным братом. От него богиня смерти родила дочерей: Ледяницу, Немочу, Водяницу, Замору, Снежану и других, связанных с неурожаем, умиранием, мором скота и т.п.

Образ Мары

В славянских поверьях отношение к данному персонажу носит двойственный характер. В одних мифах богиня смерти предстает в виде сгорбленной старухи с распущенными и длинными волосами или косматой высокой женщины, одетой во рвань и все черное. В других же сказаниях, Марена - это красивая темноволосая девушка в белой или красной одежде, которая порой появляется среди зреющих хлебов. Из этого можно сделать вывод, что для славян богиня смерти не была ни доброй, ни злой. Для предков она была воплощением не столько сколько судьбы, от которой зависели перемены в жизнях обитателей дома. С одной стороны, она приносит смерть, но вместе с тем она же и дарует новую жизнь. Любимым занятием Марены является рукоделие. Причем считали, что она использует в пряже нити судьбы живущих на земле существ. В зависимости от того, как они будут вплетены в создаваемый богиней узор, произойдут те или иные переломные моменты в жизни. А если нить будет обрезана, то человек или другое живое существо прекратит свое существование.

Способности Мары

Славянская богиня смерти умеет прекращать ход времени, как локально, так и в глобальных масштабах. Ее возможности безгранично велики: она управляет смертью и жизнью не только обычных существ, но и бессмертных богов. Кроме того, Мара - это прекрасная волшебница, способная до неузнаваемости изменить мир, однако лишь на короткое время.

Как поклонялись богине смерти

В честь Марены не было принято возводить храмы. У богини смерти было несколько постоянных мест, в которых ей воздавали почести. В то же время ритуалы происходили не просто так, на открытом месте, а у вырезанного из дерева идола. Кроме того, для этих же целей иногда на земле устанавливали соломенное изображение Мары, обложенное вокруг камнями. После того как обряд был завершен, все это разбиралось и либо сжигалось, либо выбрасывалось в реку. Почитали Марену 15 февраля, а в качестве дара ей приносили солому, цветы и различные плоды. Очень редко, лишь в годы больших эпидемий, в жертву богине смерти приносили животных, лишая их жизни непосредственно у самого алтаря.

Серпы – это символы Мары. Серп прогнут вниз. На рисунке «круга» низом является более далёкая точка от центра. Подобно ситуации с расположением Солнца относительно Земли: ближе – верх, дальше – низ.

Треугольник, направленный вершиной вниз, в Славянстве является символом Мары – богини смерти, но также и олицетворения женского начала.

Известно, что своим серпом Богиня Марена разрезает нить жизни у каждого человека, но далеко не всякий человек сможет удостоиться чести быть сопровожденным в Ирийские сады самой Богиней Марой. Особыми почестями после смерти пользуются храбрые воины, павшие за Русь на полях сражений. Поэтому можно с уверенностью сказать, что Богиня Марена является еще и Богиней Войны. Находясь на полях сражений, Марена особенно радуется, торжествует и упивается своей властью и всемогуществом.

Марь – это Мёртвая Вода, то есть противоположность живительному свету или Солнечной Яри. Однако, без Мары, как и без Чернобога невозможна была бы жизнь на земле, и она также участвует в поддержании равновесия.

Богиня Марена, как и Чернобог, поддерживает равновесие во всем мире, данное им Верховным Богом Мудрым Велесом.

Без смерти не может быть жизни и жизнь – это не конец всему, а лишь только начало, переход к другой жизни или обретение свободы в иной реальности. Забирая души из Яви, Мара делает великое дело и даёт душе новое существование.

Символ Богини Марены чаще всего указывает на Ее Божественное происхождение и связь с подземным миром.

Изображают славянскую богиню смерти Морану по-разному. Это может быть девушка с чёрными волосами, которые разбросаны по плечам, в бархатном платье вышитом драгоценностями. Иногда её изображают в виде седой старухи, которая одета в чёрные нищенские одеяния. Такие разные изображения связаны со сменой времён года. Поздней осенью или в начале зимы, когда тёмная богиня приходит в мир и зовёт с собой зиму, она ещё молодая и полная сил, а вот на масленицу (комоедицы) она уже старая и беспомощная, и уступает своё место молодому Яриле, который приводит в мир весну.

В её руках часто изображается серп или коса. Она даёт жизнь в явьем мире и забирает по прошествии времени душу в навь. Поэтому кумир Маре ставили возле поминальных курганов и капищах с крадой (жертвенником).

С ликом Марены или её идолом славяне-язычники обходили селение, когда заболевал скот или люди. Так же делали, когда ожидалось нападение врага или наступление войны. В процессе этого обхода они просили Мару позволить присутствовать на поле битвы духам предков, которые могли бы помочь и оказать помощь своим потомкам.

Название "смородина" происходит от древнерусского слова "смород" - неприятный, резкий запах. В сказках река описана огненной или смоляной, в ней не вода бежит, а высокий огонь полыхает. И запах (смород) присутствует. Через речку Смородину перекинут Калинов мост. Название его - от слова "калить", т.е. раскаленный от пламени в речке. В славянских легендах река Смородина представлялась границей между миром живых и мертвых, куда умершие попадали через раскаленный мост. Считалось, что после прохождения плоти через огненный поток, быстрее освобождается душа. Возможно, поэтому древние славяне сжигали своих покойников.

Богиня Марена приходит в мир Яви в образе Смерти, а в мир Нави она является с ликом молодой девицы, раздающей своим детям-славянам Живую Воду Вечной Молодости.

Символ Мара особо почитаем в кругу магов, колдунов и волхвов, ибо он обладает бесконечной властью над жизнью человека и над его смертью.
Вспоминают и чтят богиню, что проведет народ к Калинову мосту.

Воплощений у этой мрачной богини тоже было несколько - к примеру, Моровая дева, Мара, и прочие темные женские божества, олицетворявшие болезни, наваждения и гибель. Однако в русских народных сказках Марена превратилась в прекрасную Марью Моревну, пленницу Кащея, которую витязь должен украсть и привезти людям.

Ведь Марена, подобно многим божествам, была всего лишь темной стороной таинственной богини, к которой восходят все женские божества праиндоевропейской мифологии. И если зимой Марья Моревна была холодной и злой смертью, то весной она же, возобновляя жизненный цикл, являлась в своей второй ипостаси - богини весны и молодости, красивой юной девушки, несущей свет и любовь.

И все сказки и кончались победой царевича над силами тьмы и его свадьбой с прекрасной Марьей Моревной.

25 ноября считался днем Марены - символа смерти, зимы и тьмы.
В мифологии любого народа, связанной с годичным циклом, весна всегда олицетворяла жизнь, молодость и свет, а зима - старость, смерть, тьму.
Ноябрь - месяц особенный: по календарным датам еще осень, а по погоде - самая настоящая зима (ведь по-хорошему снег выпадал еще в начале октября, а не как теперь) - и по народному календарю именно в ноябре и наступала зима.

Отмечается День Марены или Навий День - праздник воскрешения мертвецов и последний день силы и власти злых Навьих Богов перед приходом Весны. У православных христиан на эту дату приходился день Святой Евдокии, которая руководила приходом Весны. С наступлением марта, у славян начинаются обрядовые посещения могил с приношением треб.

В этот день давно умершим людям приносятся требы в воду, приговаривая:

"Свети, свети, Солнышко!
Дам тебе яичко,

Как курочка снесёт в дубраве,

Отнеси его до раю,

Пусть все души радует
".

В воду бросают скорлупу освещённого, покрашенного в красный цвет, яйца. Считается, что скорлупа доплывёт до забытых душ умерших (тех, которых давно не поминает) к Русальному дню. В ночь перед Навьим днём навьи (чужие, заброшенные, "заложенные" покойники, закопанные без обряда и вовсе не похороненные мертвецы) встают из могил, отчего на весенние святки люди вновь наряжаются в личины.

В день весеннего равноденствия (современное название – Масленица, языческое название праздника - Комоедицы) славяне традиционно сжигают на костре чучело Мораны, соломенную бабу. На время весны и лета Марена уходит, но с людьми всегда остаются её верные слуги – Мары. Мары – это духи болезней и смерти. По преданиям, Мары носят голову под мышкой и шепчут имена людей, стоя под окнами домов, если кто отзовётся - тот непременно заболеет и может даже умереть. Самый известный дух из мар – это Кикимора. Мары есть во многих верованиях разных народов.

После Зимы всегда наступает Весна. Это неизбежный процесс, в котором участвуем все мы, а Мара является главным действующем лицом в этой игре.

Кроме того, Моржана является богиней смерти и болезней в мире ЯВИ и богиней вечной молодости в мире НАВИ.

Треба (приносится на перекрёстках): морковь, рыба, баранина, репа, кисель, мёд, говядина, конина, цветы, каша, вино, калачи, пряники, пирожки, корнеплоды, оладьи, ленты.

13 ноября, 25 ноября, 5 февраля, 1 марта, 3 марта (кикиморы), 23 марта (проводы Зимы), 1 августа.

Её сакральные вещи – это коза, можжевельник, осина, ель и сосна.

МАРЕНА (Мара, Морена) - могучее и грозное Божество. Мара-Морена — древняя богиня, связанная с воплощением смерти, с темнотой, болезнями, с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, иногда с ритуалами вызывания дождя. Богиня Зимы. Мара относится к .

ИМЯ: Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть». Имена разные, суть — одна.

ДРУГОЕ ИМЯ: Ледяная Богиня, Темная Божиня

  • Тихий голос волхва разорвал цепи наваждения. Олег встряхнулся, как пес, и проворно отскочил от Ледяной Богини… Болит сердечно, Темная Божиня, слезами кровавыми плачет, тоской лютой исходит. Зачем тогда обошла меня, а его забрала? Позволь мне пригубить питье из чаши. А.Прозоров, О.Янковский, Ключ времен (Ведун-5)

ВЛАДЕНИЯ: Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной , разделяющей и , через которую перекинут охраняемый Трехглавым Змеем…

В КОПИЛКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА. Уморить, замараться

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Мару нельзя назвать ни злой и ни доброй богиней. С одной стороны она дарует смерть, но в то же время она же дарует и жизнь. Одним из излюбленных занятий Мары является рукоделие: она любит прясть и ткать. При этом использует для рукоделия нити судьбы живых существ, подводя их к переломным моментам в жизни, и, в конце концов, обрезая нить существования.

Есть очень интересный взгляд на то, что делает Мара:

  • Прекрасная Мара не приносит смерти, – поднял глаза на богиню Середин. – Мара ее забирает. Впитывает, испивает, принимает в себя, дабы даровать умершим возможность существовать в ином, лучшем мире. В Золотом царстве Мары. Забирает из небытия и отводит куда-то за ледяную стену. А.Прозоров, Воин Мрака (Ведун-18)

Правда, надо учитывать, что так считает человек, по уши в эту Мару влюбленный.

МЕСТА ПОКЛОНЕНИЯ: В часть Мары не возводили постоянных мест поклонения, почести ей можно было воздавать где угодно. Для этого на земле устанавливали изображение богини, вырезанное из дерева, или сделанное из соломы, вокруг место обкладывали камнями. Непосредственно перед идолом устанавливали более крупный камень или деревянную дощечку, которая и служила алтарем. После проведения обряда все это разбиралось, а изображение Мары сжигалось, либо сбрасывалось в реку.

ПОДНОШЕНИЯ И ТРЕБЫ: в дар богине смерти приносили цветы, солому и различные плоды. Иногда, в годы сильных эпидемий, преподносили в жертву животных, пуская им кровь непосредственно у алтаря.

СПОСОБНОСТИ: Мара способна прекращать течение времени, как в глобальных масштабах, так и локально. Она управляет жизнью и смертью и способна забрать жизнь даже у бессмертных существ, в том числе и у богов. С другой стороны она так же способна даровать жизнь и бессмертие. Говорят, именно так она и продлевала долгую жизнь своему сыну , посылая ему с маленькими живыми .

Как и большинство богов Мара - превосходная волшебница, способная полностью изменить окружающий мир, но лишь на время.

СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Большую часть времени Мара обитает в , но, в отличие от , она не является пленницей этого мира, и может свободно пересекать границу – , хотя чаще предпочитает отправлять своих посланниц. Влияние Мары распространяется на все три мира, но особенно богиня сильна именно в Нави.

Говорят, что у мира Мары есть два входа — один — через , а другие ворота — в горах великан стережет.

СИМВОЛЫ МАРЫ: Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. Но самый известный символ Мары — это ее чаша из черепа человеческого. И тот, кто пригубит из этой чаши, навсегда в ее царстве останется.

  • Я ведь тогда почти дала испить тебе из моей чаши, протянула… Но ты невежлив оказался, вывернулся. - Она снова доброжелательно засмеялась. - Что за чаша такая? Смех оборвался, губы Мары скривились недобро. - Я покажу тебе, - шепнула она и подняла руку. Над ладонью Мары взвился вихрь, вспыхнул и сложился в легкоразличимые очертания человеческого черепа. Видение наполнялось красками, обретало объем. Олег удивленно моргнул. Нет, он не ошибся. Женщина действительно держала на ладони настоящий человеческий череп, окованный серебристым металлом. Серебро? Хотя почему бы и нет. Она ведь богиня, а не нежить. Однако череп продолжал меняться. Его очертания снова поплыли, как воск под лучами солнца. Верхняя часть провалилась, оставив пустоту, стенки покрылись рельефным узором. И снова Олег не уловил момента, когда трансформация закончилась. Мара держала перед ним небольшую серебряную чашу на короткой ножке. А внутри, вспыхивая рубиновыми искрами, плескалась тягучая жидкость. - Попробуй, ведун. Только пригуби. А.Прозоров, О.Янковский, Ключ времен (Ведун-5)

ВНЕШНИЙ ВИД — высокая черноволосая женщина

  • Вдоль стен огненной змеей струилось пламя, ярко освещая высокий камень в центре и хрупкую женскую фигурку…Платье женщины с тихим шорохом колыхнулось, и она обернулась к вошедшему. Высокая, невероятно красивая, с копной пышных смолисто‑черных волос… Олег невольно улыбнулся и сам. - Извини, красавица, но мы не встречались с тобой. - Нет, не смог бы он забыть такую даму, доведись повстречаться им раньше. - Как тебя зовут? Она удивленно изогнула черную бровь. - Люди по‑разному кличут. Кто Марой, кто Мареной, а кто и Погибелью Ледяной. Вот уж не знала, что есть те, которые Мару не узнают. А ведь наши пути уже пересекались. Ах, ведун, сколько раз ты был на краю! Сколько раз я подходила к тебе с чашей. А.Прозоров, О.Янковский, Ключ времен (Ведун-5)

КАК КОШМАР. У белорусов существует поверье, что по ночам Мара превращается в злой дух, который является воплощением ночных кошмаров.

В ЛИТЕРАТУРЕ. Старики говорили, когда-то — очень давно — Морана едва не вокняжилась навек. Не по нраву, вишь, стало ей тёплое лето, весь год игравшее тогда на земле. М.Семенова, Тот, кого я всегда жду.

В МИФОЛОГИИ ДРУГИХ НАРОДОВ есть богини смерти — Кали и Яма — у индусов, Аид у греков, Хель у скандиновов и Анубис у египтян.

(41)Подборка выполнена специально для сайта

Сегодня эзотерические интернет-магазины наперебой предлагают всевозможные товары, ориентированные в первую очередь на защитные обереги, амулеты, талисманы. Некоторое время назад пользовательский спрос качнулся в сторону темы славянской атрибутики. Почему? Догадаться несложно, люди начали проявлять интерес к практически забытой культуре предков в целом и как неотъемлемой составляющей – их вере.

К огромному сожалению, современники не знают почти ничего об истинном прошлом. Потому зачастую возникают казусные моменты, касающиеся славянского пантеона богов. Кто они такие, откуда взялись, как выглядели, чем занимались. Некоторых из них вообще путают между собой, а то и вовсе сливают в единый образ, как случилось это с богинями Марой и Макошью. Поэтому прежде чем приобретать амулет Мары стоит понять суть богини.

Если кто-то когда слышал о Маре как о богине смерти, холода и ночи то, безусловно, при упоминании о ней тут же рисует в своем воображении мрачный портрет. Вследствие чего у человека происходит отторжение ее восприятия, а тем более поклонения ее сущности из-за боязни навлечь на себя беды. Однако не все так плохо, скорее напротив.

Проводя аналогию света и тьмы, жизни или смерти на ум приходит простой вывод: одно без другого существовать не может. Человек рождается или умирает, где до границы первого его сопровождает Мара, на рубеже второго принимает отошедшую душу та же богиня. Но с другой стороны разве плохо после долгого тяжкого дня обрести покой, смежив веки – уснуть, а утром проснуться бодрым, свежим?

Мара охраняет покой, душевное равновесие человека. Несет извечную стражу у черты Нави и Яви, не допуская излишней суеты. Пусть даже ее нелегкий труд сопряжен с таинством смерти, холода, мрака, все же будет неверно причислять Мару к зловредной опасной особе.

Призвание богини

Появление на свет этой богини очень противоречивы. В одних источниках она упоминается как дочь светлого Сварога, породившего все сущее, а значит Мара стоит на высшей ступени пантеона славянских богов, являясь первородным божеством. По другим версиям считается, что создала ее Макошь, передав часть своих функциональных обязанностей. Недаром обе обожают прясть из нитей жизней смертных людей. У обеих в подчинении Доля, да Недоля, исполняющих их поручения. Мать Сыра Земля – это утверждение верно для них обеих. Аналогий много, но сущности их отличаются.

Мара способствует появлению человека на свет в Яви, встречает за порогом смерти в Нави. Помимо того она отвечает за смену времени года, человеческие чувства, считается хранительницей очага, покровительницей рожениц, да и женщин вообще.

Наиболее смелые прогрессивные ученые, исходя из личных и опосредованных научных исследований, допускают весьма высокую вероятность того, что дева Мария является преемницей языческой богини Мары. Они проводят аналогию не только из однокоренного имени, но и по другим, весьма уважительным причинам, отмахнуться от которых невозможно.

Помимо славянских племен это божество почиталось другими народами, в частности, латышами, скандинавами.

Характеристика символа

Амулеты Мары с изображением волнообразной линии символизирует подчинение ей стихии воды, способствующей перерождению человека, приходящего в мир живых или уходящего из него через воду. У практикующих магов значение данного символа считается одним из самых мощных, востребованных, поскольку он способен создавать мост между двумя мирами – Явью и Навью.

Защитные свойства оберега

Амулеты Мары выглядят просто, но своеобразно. Основа – крест, притом каждая из четырех вершин украшена крестиком в миниатюре. Архаичное предназначение знака подчеркивало равные стороны Света с четырьмя равнозначными элементами, стихиями и т д.

В понимании славян, таким образом, представлялся существующий мир – уравновешенный, устойчивый. Перекос хотя бы одной из вершин мог навлечь страшные несчастья. А поскольку богиня Мара покровительница покоя, то основное ее предназначение – равновесие.

Амулеты Мары оберегают обладателя от быстрой растраты жизненных сил, уравновешивая негативные стороны его характера при любых возникающих жизненных ситуациях.

Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы. Ее символ — серп, которым она жнет жизни, разбитые груды черепов и Черная Луна. Каждое утро она пытается погубить солнце, но ужас перед его яркими лучами не дает ей сделать это.
Мара — дочь богини Лады и бога Сварога. В зависимости от времени года, она выглядит по разному. Поздней осенью, это молодая прекрасная девушка, с бледным лицом и длинными черными волосами, в белых и лазурных одеждах, искрящихся в свете луны (походе на Снежную Королеву), а в конце зимы — старуха-нищенка, одетая в лохмотья. Не хочет старуха уступать время для весны. Старается всеми силами удержать зиму. Именно из древнего язычества, к нам пришел обряд сжигать чучело на костре, на Масленицу, что бы злая Морана поскорее ушла.

Само имя «Морана» происходит от слова «мор». С образом богини селяне обходили деревни, когда в них начинался мор, умирали люди, животные. Они просили богиню забрать болезнь в Навь. Ведь изначально Морена олицетворялась как богиня жизни и смерти, забирая души умерших, она позволяла им переродится вновь. Со временем, об этом стали забывать и Морана ассоциировалась исключительно со смертью, принося страх в души людей. Одно из любимых занятий богини — ткачество. Подобно греческим Мойрам она играет с нитями жизни людей, ведя из в нужном направлении, а в конце, обрезая нить жизни умирающего. У Морены не было святилищ, как у других богов, ей поклонялись тайком, а если нужно было обратиться к богине, например, во время болезней, или войны, то идол устанавливали на земле, обкладывая его камнями. После того, как обряд был произведен, все что было в этом месте(камни, алтарь, сам идол) сжигалось или топилось в воде.

Еще по земле ходят прислужники богини — мары. Призраки, которые по ночам, под окнами шепчут имена людей, живущих в доме. Кто отзовётся на свое имя, тот вскоре умрет. Из других источников — мары наоборот, живут в домах людей, в уголках за печкой, если домовой помогает хозяевам, то мара, портит и рвет пряжу, крадет вещи. Становясь видимой по ночам, она прядет и шьет в лунную ночь. Тех, кто застанет ее за этим занятием, ждет горе. Марами, так же пугали детишек, маленьких и слабых, они могли утащить и убив, сделать такими.
О Моране часто рассказывается в славянских сказках и былинах. В них она предстает злодейкой, женой Кощея, подругой Яги Мареной Свароговной. В сказках она может принимать облик других девушек, пленять богатырей, и пакостить главным героям. Но, неизменно, добро побеждает зло, и Марана оказывается проигравшей.