Можно ли на олифу наносить лак. Защита дерева олифой: виды, правила пропитки, анализ. Не натуральные составы

Вы сделали отделку пола деревом и отшлифовали его? А что теперь? У нас есть хорошие варианты, как придать ещё более красивый вид такому прекрасному отелочному материалу, как дерево, и сделать его устойчивым к внешним воздействиям.

Решающее значение имеет шлифовка

Если при обычной обработке пола для предварительной шлифовки подойдёт наждачная бумага № № 40, 60 и 100, то при планируемой обработке щелочным раствором, мылом или олифой шлифовка должна быть ещё более тщательной. После шлифовки пола наждачной бумагой с зернистостью 100 с помощью циклёвочной шлифовальной машины и машины для шлифовки покрытия пола у плинтусов просто подложите шлифовальную сетку № 120 или даже № 150 под однодисковую шлифовальную машину и отшлифуйте дерево ещё раз. Делайте это основательно и время от времени убирайте древесную пыль. Края и углы отшлифуйте с помощью детальшлифмашины или вручную, тоже используя зернистость 120 или 150.

Щелочи и мыло

Щелочные растворы - это очень едкие жидкости, которые легко изменяют структуру деревянной поверхности химическим путём. Основной эффект, который получается при этом, состоит в том, что мягкая еловая древесина со временем не темнеет в результате попадания на неё солнечного света, а мягкая сосновая древесина не приобретает красноватый (в области ядра) или желтоватый (в области заболони) оттенок. Щелочной раствор наносят на сырую шлифованную древесину (резиновые перчатки обязательны!).

Очень важно постоянно помешивать щелочной раствор, чтобы он был однородным, иначе некоторые составляющие осядут на дно. Примерно через 2 ч. времени дерево окрасится в слегка беловатый цвет.

Затем необходимо основательно промыть поверхность большим количеством воды с добавлением средства для пола или убрать остатки щёлочи с поверхности с помощью однодисковой шлифовальной машины (используйте шлифовальную сетку № 150). Внимание: для мягких и твёрдых пород дерева используются разные щелочные растворы. Если Вы их перепутайте, то поверхность древесины может стать пятнистой.

Обработка дерева щелочным раствором - это только подготовка к дальнейшей обработке поверхности. Классически, прежде всего, в скандинавских странах, после этого полы намыливают. Мыло для деревянных полов содержит преимущественно соевый жир и кокосовое масло без запаха, которые промасливают древесину изнутри. В результате деревянная поверхность становится влагостойкой и отталкивает грязь. Мыло просто добавляется в воду, которая затем наносится на дерево с помощью бахромчатой метёлки. После высыхания процедуру следует повторить минимум три - четыре раза. Позже мыло надо добавлять в воду при каждом обычном мытье полов.

Олифа

Нанесение олифы - это очень распространённая обработка поверхности дощатых полов после лакировки. Олифа не настолько прочная, как лаки, но она помогает выгодно подчеркнуть естественную текстуру дерева, которое становится мягче и приятнее на ощупь.

Сначала равномерно нанесите на пол олифу при помощи валика с высоким ворсом. Примерно через 30 минут уберите лишнюю олифу тряпкой и хорошенько вотрите олифу, используя однодисковую шлифовальную машину и шлифовальную сетку. После того как поверхность высохнет (примерно через 6 часов), полируете её шлифовальной сеткой до тех пор, пока не появится равномерный слабый блеск. После щелочи часто применяют олифу, окрашенную в белый цвет, чтобы придать деревянной поверхности светлый, немного беловатый оттенок. Тёмную олифу можно наносить без предварительной обработки древесины.

Воск

Воск – это, как и олифа, тоже натуральный продукт, который после добавления в него разных веществ делается пригодным для обработки поверхности деревянных полов. В отличие от олифы воск не проникает в древесину очень глубоко, но и не образует на поверхности плёнку, как лак. Натёртая воском поверхность всегда активно дышит. Имеющийся в продаже так называемый декоративный воск - это смесь воска и растительного масла, которую точно так же, как и олифу, наносят на деревянную поверхность и втирают. Бесцветный декоративный воск достаточно нанести два раза.

Цветной декоративный воск нуждается в защите, так как не способные проникнуть в древесину пигменты растворяются, и на дощатом поле образуются некрасивые разводы. Защитить воск можно, если нанести сверху и втереть бесцветное твёрдое воск – масло. Так цвет декоративного воска останется надолго свежим.

Важно: чем больше слоёв воска, тем интенсивнее окрашивание пола. Недостаток в том, что с каждым слоем всё больше и больше скрывается натуральная текстура дерева. Идеальный инструмент для распределения воска и масла - профессиональный шпатель.

Лак

Покрывать цветным лаком только что отшлифованный деревянный пол – это просто грех, ведь лаки образуют на поверхности слой, который полностью скрывает текстуру дерева. Если же Вам по душе интенсивные цвета на полу, то Вы можете покрыть лаком отдельные участки, например, нарисовать ковёр. Как и все лакированные поверхности, дощатый пол после основательной очистки нуждается в грунтовке. Нанесите несколько слоёв.

Сначала окрасьте полы акриловым лаком с помощью валика с коротким ворсом. Затем по желанию сделайте рисунок. Когда основной слой лака высох, то вполне можно приклеить креповую или лакотканевую ленту. В завершении, после того как всё высохло, следует два раза нанести сургучный лак. Тогда поверхность станет устойчивой к ежедневному истиранию на долгий срок, и, соответственно, ремонт не придётся делать скоро.

Деревянные полы можно обработать также лаком на растительном масле. Он будет держаться на всех обработанных олифой и натёртых воском полах, на которых не удержится обычный водорастворимый лак.

Предпосылкой, однако, является то, что натертые воском / смазанные олифой полы Вы еще раз отшлифовали шлифовальной сеткой № 150. Сначала лак наносится по краям, потом по всей поверхности. Ходить по полу можно через 6 ч, а полностью лак отвердеет через 7 дней.

Только сургучный лак сделает лакированную поверхность износостойкой. Мы рекомендуем нанести его минимум два раза валиком с коротким ворсом с промежуточной шлифовкой шлифовальной сеткой № 150.

Если кто-то покрывает лаком икону без предварительной пропитки олифой – ну это уже совсем странно, тут и говорить не о чем, по-моему. Насколько знаю, яичная темпера требует обязательной пропитки олифой, в противном случае со временем пигменты белеют, теряют цвет и красочный слой довольно быстро разрушается.

Рецепт олифы: жидкий сиккатив (кобальтовый или свинцовый) добавляется в слегка подогретое свежее льняное масло в соотношении 1 к 10 (по обьему). Время олифления примерно 4 часа.

Льняное масло может иметь всего лишь два основных вида (ну плюс нюансы) – это оксидированное и полимеризированное. Оксидированное льняное масло вне зависимости от того сырое ли оно, вареное, с сиккативами или без начинает просыхать с верхнего поверхностного слоя, полимеризированное льняное масло приготавливается при повышенном давлении, и оно начинает просыхать одновременно во всем слое, но более подвержено в последствии желтению и потемнению. Вот и все принципиальное отличие, так, что олифа сырая или вареная по суть одно и тоже, вот если при варке кроме сиккатива в нее добавить некоторые сломы (знать бы еще какие и сколько) получится хороший масляный лак.

В отношении времени олифления – это во многом определяет основа – доска и левкас, у меня например доски липовые сухие, многолетней выдержки, олифу тянут как губка, у меня как минимум 12 часов, да и то после этого олифа может насухо просесть, так что приходится доолифлевать.

Для нашего дела лучше все-таки оксидированное масло , поскольку очень важно, чтобы и красочный слой и левкас и доска как можно более основательно пропитались олифой, так как именно льняное масло, глубоко проникая в темперу, скрепляет и предохраняет икону от разрушения. Хотя, если она находится постоянно в сыром и холодном помещении – сама олифа начинает плесневеть и очень быстро темнеет.

Поскольку маслянные лаки в темных сырых помещениях темнеют, а спиртовые мутнеют, в качестве альтернативного варианта можно воспользоваться «жидким воском» всемирно известной итал.фирмы OIKOS, которая производит различные краски и материалы для строительно-отделочных работ. «Жидкий воск» применяется для покрытия штукатурки типа иск. камень, хорошо держится на стенах, подверженных конденсату, водостоек, по внешнему виду похож на молоко, после высыхания абсолютно прозрачен.

Появление пятен после олифленья обусловлено неравномерным содержанием связующего в красочном слое, поэтому и просвечивается левкас там где этого связующего мало, особенно это плохо выглядит на ликах. Чтобы уменьшить этот нежелательный эффект надо стараться писать по возможности одинаковой текстурой темперы. На личном письме жирные желтковые пятна недопустимы – надо их немедленно размывать и удалять. Если после нанесения слоя плави и просушки на просвет на поверхности выступают матовые проплешины – значит нужно добавить связующего и воды в темперу. Приближаясь к окончанию выплавки надо на просвет оценить наполнение темперы связующим и при его недостатке надо развести связующее с водой и аккуратно «напоить» им красочный слой за один или несколько приемов смотря по обстоятельствам.

Если писать плотным красочным слоем риск возникновения пятен при олифлении минимален. Если стоит задача написать что-либо тонким слоем с учетом просвета левкаса лучше сделать темперу с допустимым недостатком связующего и после окончания всей работы на участке дополнительно напоить красочный слой связующим.

Ну еще для тех, кто пока не знает – существует такой контрольный тест на степень достаточности связующего в красочном слое: по высохшей поверхности темперы проводят мокрой кисточкой, если след темнее коллера – значит связующего мало, надо добавлять, если наоборот след светлее – значит все нормально, ничего добавлять не нужно.

Все фото из статьи

Обработка дерева олифой практикуется уже несколько сот лет. Наши предки использовали ее для защиты древесины, приданию изделиям золотистого оттенка и изготовления красок.

Но, несмотря на столь преклонный возраст и появление множества альтернативных составов, пропитка дерева олифой по-прежнему актуальна. О том, что это за средство, его видах и способах применения, мы будем говорить далее.

Что такое олифа и зачем она нужна

Итак, олифа представляет собой жидкое текучее вещество, напоминающее масло, но с более густой консистенцией. Цвет может варьироваться от темно коричневого, до желто золотистого. Уровень прозрачности может быть разным, хотя полностью непрозрачная жидкость встречается крайне редко и, как правило, это говорит о проблемах с качеством.

Изначально все подобные составы делались исключительно на натуральных маслах. Чаще всего использовалось , хотя в некоторых случаях применялось подсолнечное или конопляное. Научно технический прогресс внес свои коррективы и сейчас появились полусинтетические и синтетические олифы.

Что касается области применения, то она весьма разнообразна. Подобные составы являются основой для производства масляных жидких и густотертых красок. Целый ряд шпаклевок и затирок делается именно из олифы.

Она выступает в качестве грунта для многих составов при обработке металла или бетона. Но самым популярным является покрытие дерева олифой.

Виды составов

Как уже упоминалось, сейчас выпускается множество разнообразных составов, именуемых общим названием олифа. Специалисты выделяют несколько основных направлений. В частности это натуральные, полунатуральные, комбинированные, алкидные и синтетические составы.

Составы на натуральной основе

Название говорит само за себя. За основу здесь берутся высыхающие, иногда полу высыхающие растительные масла. В редких случаях и в небольшом количестве сюда могут добавляться растворители, но исключительно на натуральной основе.

Эталоном служит ГОСТ 7931-76.

  1. Состав на основе льняного масла заслужено считается классическим и наиболее качественным . Это густая, светлая прозрачная жидкость, полученная путем длительного кипячения и добавления сиккатива.

Спектр применения достаточно широк:

  • Их можно использовать в качестве грунта под деревянные, металлические или оштукатуренные поверхности.
  • Именно льняные составы используются для производства светлых масляных густотертых красок, затирок и шпаклевок. Из них же делаются замазки и смазочные пасты.
  • Чаще всего она используется для внутренних работ. Льняная олифа для наружных работ по дереву, теоретически применяться может, но это не целесообразно, так как цена у нее выше, плюс существуют целевые синтетические защитные составы.

  • От того сколько сохнет олифа на дереве напрямую зависит скорость выполнения работ. В данном случае при температуре не ниже 20ºС, время высыхания не превышает 24 часов.

Важно: сиккатив в той или иной мере добавляется в любой подобный состав, по сути это своеобразный отвердитель. Но добавлять его нужно без фанатизма, как правило, на 1 литр идет не более 3 – 5%. В противном случае высохшая пленка будет шелушиться.

На видео в этой статье собрана дополнительная информация по теме.

Вывод

Вне зависимости от того, какую олифу вы решили использовать, все составы подобного плана относятся к пожароопасной категории. Как сами емкости, так и инструмент для нанесения должны находиться в изолированном месте, подальше от электропроводки или открытого огня.

Олифа - это пленкообразующий состав, изготовленный на основе натурального растительного масла - льняного, подсолнечного, соевого. Кроме того, в состав олифы входит сиккатив - вещество, ускоряющее высыхание.

Олифа применяется в изготовлении масляных красок и шпатлевок, а также для пропитки деревянных поверхностей с целью защиты от гниения. Кроме того, она позволяет сократить расход краски и лака при малярных работах: знатоки советуют использовать олифу в качестве предварительного покрытия - сначала на древесину нанести два-три слоя олифы, а потом уже покрыть масляной краской или лаком.

Виды олифы

На сегодняшний день существует три варианта олифы: натуральная, оксоль и композиционная.

Натуральная олифа (ГОСТ 7931-76) на 97%25 состоит из натурального растительного масла (чаще всего льняного, реже - подсолнечного), остальные 3%25 - сиккатив (вещество, способствующее быстрому высыханию). Натуральная олифа применяется для разведения густотертых красок и для пропитки деревянных поверхностей внутри помещения. Специалисты не рекомендуют использовать олифу для наружных работ - это дорого и непрактично.

Оксоль на основе льняного масла считается самой лучшей, потому что после высыхания образует твердую, водостойкую и эластичную пленку и долго не чернеет. Предназначена оксоль, в основном, для обработки деревянных и оштукатуренных поверхностей внутри помещения. Нанесенная на оштукатуренную поверхность, оксоль улучшает сцепление масляных, алкидных, дисперсионных красок и шпатлевок. Оксоль можно использовать и для наружных работ, но следует помнить о том, что этот материал служит лишь для временной консервации поверхности, поэтому его обязательно нужно покрасить, краской, лаком или эмалью.

Если нужна оксоль подешевле, можно купить ее "подсолнечный" вариант, который можно использовать при обработке деревянных и оштукатуренных поверхностей внутри помещений, а снаружи можно обрабатывать лишь те поверхности, которые находятся под навесом или крышей, чтобы защитить от попадания воды, а еще лучше - закрасить слоем масляной краски, чтобы дерево не начало гнить.

Самые дешевые и самые пахучие композиционные олифы , у них нет номера ГОСТа, который бы строго регламентировал их состав, а производят их по техническим условиям (ТУ). В состав комбинированных олиф входят химические компоненты, заменяющие натуральные смолы, нефтеполимерные смолы и другие побочные продукты нефтехимии. Лучше не использовать композиционные олифы для обработки поверхностей стен ни в квартире, ни на балконе. Они токсичны и вредны, и даже высохнув, продолжают пахнуть несколько лет.

Советы по выбору

При покупке композиционных олиф будьте осторожны!

Если в основе олифы окажется фуз (осадок натуральных растительных масел), такая олифа не высохнет никогда, и ни лак, ни краска закрасить это безобразие не сможет. Олифа на основе фуза имеет рыжий цвет и темный осадок.

Если обработать поверхность олифой, изготовленной на основе скопа (вещества, состоящего из нефтеполимерных смол), то она либо никогда не высохнет, либо начнет осыпаться. Эта олифа самая жидкая, светлая и самая дешевая из всех существующих разновидностей.

При выборе и покупке олифы следует:

  • если позволит упаковка, обратить внимание на прозрачность ее содержимого. Натуральная олифа должна иметь темно-коричневый оттенок. А чем прозрачнее жидкость, тем больше шансов, что перед вами композиционная олифа, причем вероятнее всего - подделка;
  • внимательно изучить состав продукта, обозначенный на этикетке, и саму этикетку, на которой должна содержаться информация о производителе (наименование, координаты), номер ГОСТа или ТУ, состав продукта, инструкция по применению;
  • проверить наличие сертификата соответствия на натуральную олифу и оксоль, гигиенический - на композиционную олифу. Качественная олифа должна быть однородной по составу - без механических включений и без осадка; чем слабее у олифы запах, тем лучше.
  • Олифа – это плёнкообразующее вещество, которое изготавливают из натуральных масел растительного происхождения (подсолнечного, соевого, льняного) и сиккатива, ускоряющего его полимеризацию. Используют олифу при изготовлении шпатлевки и , а также для пропитки поверхностей из дерева против гниения. Также благодаря ней сокращаются расходы на краску и лак во время малярных работ.

    Виды олифы

    Этот материал бывает 3-х видов: натуральный, композиционный и оксоль. В натуральной олифе содержатся натуральные растительные масла, причем, обычно – льняное и намного реже – подсолнечное. В ее структуре масло занимает 97%, а остальные 3% – сиккативы, способствующие быстрому высыханию. Натуральную олифу применяют для разведения густых красок, для пропитки деревянных конструкций внутри здания. Специалисты рекомендуют не пользоваться олифой при наружных работах, потому что это непрактично и довольно дорого.

    Самый дешевый и пахучий вид – композиционная олифа. Она не утверждена никакими государственными стандартами, которые бы строго регламентировали ее состав. В составе композиционной олифы содержатся компоненты, служащие заменой натуральных, нефтеполимерных смол и других побочных продуктов нефтяной промышленности. Данным материалом нельзя обрабатывать наружные и внутренние стены, так как он токсичен, вредит здоровью человека и даже после высыхания источает неприятный запах.

    Оксоль содержит в себе льняное или подсолнечное масло (55%), уайт-спирит (40%) и сиккатив (5%). После того как она высыхает, появляется долговечная пленка, обладающая твердостью, водостойкостью и эластичностью. Обычно оксолью обрабатываются деревянные и оштукатуренные поверхности внутри здания. Если ее нанести на штукатурку, она увеличит ее сцепление с масляными, дисперсионными, алкидными красками и шпатлевками. Оксоль хороша и в наружных, и во внутренних работах, но не стоит забывать, что она консервирует поверхность лишь на некоторое время, поэтому после нее необходимо использовать эмаль, краску или лак.

    Самая дешевая оксоль – из подсолнечного масла, ею обрабатывают оштукатуренные поверхности внутри здания. Снаружи она подходит только для поверхностей, находящихся под каким-либо навесом и защищенных от воздействия влаги. Сверху такая олифа также покрывается масляной краской против гниения.

    Как выбирать олифу?

    Покупая композиционную олифу, необходимо соблюдать осторожность, чтобы в ее составе не оказалось осадка. Его оставляет натуральное растительное масло, а такой материал не сохнет.

    Работая олифой из нефтеполимерной смолы, легко получить осыпающуюся и никогда не высыхающую поверхность. Такой материал – жидкий, недорогой и обладает светлым цветом.

    Приобретая олифу, следует обращать внимание на некоторые критерии:

    • на прозрачность материала: если олифа прозрачная, то она – композиционная и поддельная, ведь натуральная имеет темный коричневый цвет;
    • узнать состав олифы, который приведён на этикетке, кроме того, важна информация с этикетки об изготовителе, организации и ее координатах, номерах технических условий (ТУ) или государственных стандартов (ГОСТ), применении и составе материала;
    • проверить сертификат соответствия оксоли и натуральной олифы, а также гигиенический сертификат композиционной;
    • качественный продукт – однородный, без осадка и различных включений;
    • на запах: следует помнить, что у качественного материала практически нет запаха.

    От правильно выбранной олифы зависит то, как долго прослужит та или иная поверхность, как легко ее будет обрабатывать. Поэтому обязательно нужно учитывать вышеперечисленные критерии и приобретать только качественный материал.

    Связанные статьи.