Страшно быть лучше. Правда ли, что кто не страдает, тот к Богу не идет? Почему вокруг убийства царской семьи снова столько шума? Правда ли, что кто-то выжил? Стыдные вопросы о расстреле Романовых «Когда человек… идет прямым путем, для него и креста нет. Н

Ведь законы духовной жизни столь же реальны, как и физические, и химические, и биологические, и любые другие законы, действующие в этом мире. Прыгнул человек с балкона - сломал ногу. Сунул руку в огонь - получил ожог. Переночевал спьяну на льду - отморозил почки.

Ровно то же самое происходит и с нарушением духовных законов. Осуждение других людей, зависть, ложь, самолюбие, равнодушие к чужим бедам - все эти и многие другие наши грехи уже давно погубили бы нас, если бы не вмешательство Бога, останавливающего их смертоносные последствия. А ту небольшую их часть, которую Он все же попускает нам пережить, мы называем испытанием. И очень боимся, что оно нарушит наш покой. Примерно так же человек, выпив стакан серной кислоты, закусив его парой ложек мышьяка и оставшись после этого невредимым, может беспокоиться: не пошлет ли ему Господь насморк или мигрень для духовного роста.

Наших мук дело

Но бывают ситуации, когда страдание человека не является следствием его собственной греховной жизни. Все мы так или иначе взаимодействуем друг с другом, судьбы наши переплетаются в причудливый узор и в некоторых случаях становятся настолько общими, что последствия чужого греха принимает на себя человек, к этому греху непричастный. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак 1 :13–14). Эти слова апостола Иакова просто и доходчиво объясняют причину постигающих нас бедствий, а также - степень причастности Бога к этим бедствиям. Степень эта - нулевая. Бог не искушает никого. Под похотью же здесь подразумеваются любые движения человеческого сердца в сторону греха.

Преподобный Марк Подвижник пишет: «Вина всякого скорбного случая, встречающегося с нами, суть помыслы каждого из нас; мог бы я сказать, что и слова, и дела; но так как они не происходят прежде мысли, потому я и приписываю все помыслам. Помысел предшествует, а потом чрез слова и дела образуется между нами и ближними нашими общение. Общение же бывает двух родов: одно происходит от злобы, а другое от любви. Чрез общение мы воспринимаем друг друга, даже и тех, кого не знаем, а за принятием на себя (ближнего) необходимо следуют скорби, как говорит Божественное Писание: поручаяйся за своего друга, врагу предает свою руку (Притч 6 :1). Так каждый терпит постигающее его не за себя только, но и за ближнего - в том, в чем он принял его на себя».

Об этих двух видах принятия на себя скорбей за чужие грехи - по злобе и по любви - стоит рассказать более подробно.

В принятии по злобе действует духовный закон, который Марк Подвижник формулирует следующим образом:

«Принятие на себя ближнего, происходящее от злобы, бывает невольно. И случается так: лишающий чего-либо ближнего своего, хотя и не желает, принимает на себя искушения лишаемого; так же клевещущий - искушения оклеветанного им, оговаривающий - оговариваемого, презирающий - презираемого, лгущий принимает на себя искушение того, кого он оболгал, и, чтобы не перечислять всего порознь, скажу кратко: всякий обижающий ближнего соразмерно с обидою принимает на себя искушение обижаемого им».

Это - одно из удивительных откровений Божьих, о которых за пределами Церкви мир совсем не знает. Можно сказать, что когда мы намеренно причиняем зло другому человеку, то одновременно с этим - переводим стрелки на рельсах, отправляя в свою сторону вагон последствий грехов этого человека. И пусть не обольщают себя надеждой на безнаказанность мошенники всех мастей и сортов, нечистые на руку чиновники, бандиты, хулиганы и обычные хамы, получающие удовольствие от унижения других людей. Даже сумев обойти все юридические законы, они не смогут избежать воздаяния по закону духовному. И к скорбям за собственные грехи получают в придачу также скорби всех обиженных ими людей.

Второй вариант принятия на себя бед и страданий ближнего - по любви . Здесь суть действия духовного закона уже более понятна. Полюбив человека, мы принимаем его целиком, со всеми грехами и недостатками. Его проблемы становятся нашими, его горе - нашим горем. Простой пример - молодой человек женится на любимой девушке и вдруг узнает, что у нее есть просроченный кредит, на который банк уже насчитал драконовские проценты. Скажет ли он ей: «Знаешь что, милая, извини, но это - твои проблемы. Сама вляпалась, сама и выпутывайся»? Или же поможет решить эти проблемы, продав свою новую машину и сняв все деньги с собственного банковского счета?

Любовь вводит нас на территорию жизни любимых, в их круг событий и обстоятельств, делая эту их жизнь - частью нашей. И, к сожалению, на этой территории встречаются не только прекрасные цветущие сады, но и дремучие заросли всяких сорняков и колючек, о которые можно сильно пораниться. Последствия грехов людей, которых мы любим, неизбежно становятся и нашей скорбью. Однако в этом случае речь идет не о каком-либо духовном совершенствовании, а лишь об исполнении главного закона любви, без которого она просто умирает: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал 6 :2).

Покоя сердцем просим

Иногда причинная связь конкретных грехов с постигающими нас бедствиями вполне очевидна. Но в целом (учитывая Божье милосердие и два способа принятия скорбей за чужие грехи) общая картина всех духовных причин и следствий в жизни человека получается настолько сложной, что пытаться «прочитать» ее - дело, заведомо обреченное на неудачу. И все же отрицать такую связь не возьмется, наверное, даже самый убежденный атеист или агностик.

Преподобный Амвросий Оптинский писал: «Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца».

У него же есть и более развернутое пояснение этой афористичной мысли:

«Когда человек… идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в одну, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны».

Боясь, что Бог вмешается в нашу жизнь и лишит ее покоя, мы ежедневно по многу раз спотыкаемся о свои же грехи. И не видим, что от сокрушительного падения и травмы нас спасает лишь вмешательство Бога, заботливо подхватывающего нас - иногда у самой земли. Из этих человеческих преткновений и Божественной защиты от их последствий обычно и складывается то, что мы привыкли называть спокойной, тихой жизнью в гармонии, покое и радости за своих родных и близких.

И, к слову сказать, в своих богослужебных текстах Церковь многократно обращается к Богу с просьбой как раз об этой тишине, мире и гармонии. Так, в великой ектении христиане молятся «…о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, … О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды» и, наконец, - «…О мире всего мира». Эти молитвы многократно звучат на всех богослужениях. Но ни в одной из многочисленных церковных молитв вы не найдете даже намека на просьбу к Богу о послании нам испытаний и страданий. Этими горькими плодами греховной жизни мы с избытком обеспечиваем себя сами. И, чтобы не погибнуть под их тяжестью, просим: «…Заступи, спаси, помилуй, и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью».

Такие молитвы свидетельствуют о достаточно простой и очевидной истине: покой, мир, радость и гармония не являются естественным фоном жизни человечества, пораженного грехом. Все это - дары Божьи, результат Его заступничества, благодатной помощи и постоянного участия в наших судьбах.

Здесь мы вплотную подошли к важнейшему моменту, который как раз и определяет христианское отношение к страданиям и бедам. Господь Иисус Христос не просто защищает нас от страданий. Все последствия человеческих грехов Он взял на Себя, приняв за нас страшные мучения и смерть на Кресте. И когда христиане говорят о необходимости участия в страданиях Христовых, речь опять же идет не о каком-то духовном совершенствовании или росте. Заступаясь за нас, ни в чем не виновный Христос пострадал за наши грехи, принял на Себя нашу вину и боль. Поэтому, участвуя в Его страданиях, мы всего лишь принимаем на себя ту малую часть ответственности за свою греховную жизнь, которую Он счел для нас посильной. Всю жизнь прятаться от страданий за Крест Христов, наверное, было бы комфорт­но, но бесчестно даже по человеческим меркам. Сознавая, что грешим - мы, а страдает за нас Господь, мы в конце концов просто возненавидели бы сами себя за такую бессовестную жизнь. И Бог дает нам другую возможность - взяв свой крест, следовать за Ним. Обратите внимание - свое ведь предлагает взять, не чужое. Причем отнюдь не в полной мере, а лишь то, что действительно сможем понести, не надломившись. И Сам всегда находится рядом с каждым из нас, чтобы при случае подхватить ослабевшего, утешить отчаявшегося, укрепить малодушного.

А про духовный рост и совершенство святитель Игнатий (Брянчанинов) сказал в очень кратких словах сказал все самое важное:

«Нет совершенного между человеками по добродетелям человеческим: к совершенству христианскому приводит Крест Христов… Смирение возвело Господа на Крест, и учеников Христовых смирение возводит на крест, который есть святое терпение, непостижимое для плотских умов, как было непонятным молчание Иисуса для Ирода, понтийского Пилата и иудейских архиереев.

Будем молить Господа, чтоб Он открыл нам таинство и даровал любовь Креста Своего, чтоб сподобил нас претерпеть должным образом все скорби, которые попустятся нам всеблагим Божиим Промыслом во времени для спасения нашего и блаженства в вечности. Господь обетовал нам: Претерпевший же до конца спасется. Аминь».

Есть в современных тренингах на укрепление доверия в команде весьма суровое упражнение. Человек залезает на стол, становится спиной к краю, складывает руки на груди и - падает спиной вперед. Он знает, что за его спиной - команда из восьми человек, которая его обязательно подхватит. Но все равно это очень страшно - падать и не видеть своих спасителей, а только лишь верить в их надежность.

Аппликации Марии Сосниной

В отношениях с Богом у человека происходит нечто подобное. «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11 :1), - говорит апостол Павел. Ты знаешь из книжек, что Бог любит тебя сильнее, чем самый родной и близкий человек. Но все равно боишься, что вместо заботливых сильных рук тебя ждет сокрушительный удар об пол, боль, увечье.

Спокойная тихая жизнь в гармонии, покое и радости - великое благо. Вы боитесь, что Бог это благо разрушит Своим вмешательством. А мне видится в этом страхе некий смысловой перевертыш. По-моему, куда разумнее предположить, что как раз тишина, гармония и спокойная тихая жизнь - результат вмешательства Божьего в нашу судьбу. А все, чего Вы боитесь - испытания, страдания, лишения, - это, по большей части, лишь закономерные следствия наших грехов. Однако даже их Господь впускает в нашу жизнь не сплошным кармическим потоком, а лишь столько, сколько их бывает нужно для нашей же пользы, - как горькое, но необходимое лекарство.

Церковь называет Бога долготерпеливым и многомилостивым, потому что Он …не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам (Пс 102 :10). Таково настоящее, а не сотканное нашими страхами участие Бога в человеческой судьбе. Он прикрывает нас от осколков разорвавшихся греховных мин, на которые мы наступаем ежедневно по многу раз.

Ведь законы духовной жизни столь же реальны, как и физические, и химические, и биологические, и любые другие законы, действующие в этом мире. Прыгнул человек с балкона - сломал ногу. Сунул руку в огонь - получил ожог. Переночевал спьяну на льду - отморозил почки.

Ровно то же самое происходит и с нарушением духовных законов. Осуждение других людей, зависть, ложь, самолюбие, равнодушие к чужим бедам - все эти и многие другие наши грехи уже давно погубили бы нас, если бы не вмешательство Бога, останавливающего их смертоносные последствия. А ту небольшую их часть, которую Он все же попускает нам пережить, мы называем испытанием. И очень боимся, что оно нарушит наш покой. Примерно так же человек, выпив стакан серной кислоты, закусив его парой ложек мышьяка и оставшись после этого невредимым, может беспокоиться: не пошлет ли ему Господь насморк или мигрень для духовного роста.

Наших мук дело

В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак 1 :13–14). Эти слова апостола Иакова просто и доходчиво объясняют причину постигающих нас бедствий, а также - степень причастности Бога к этим бедствиям. Степень эта - нулевая. Бог не искушает никого. Под похотью же здесь подразумеваются любые движения человеческого сердца в сторону греха.

Но бывают ситуации, когда страдание человека не является следствием его собственной греховной жизни. Все мы так или иначе взаимодействуем друг с другом, судьбы наши переплетаются в причудливый узор и в некоторых случаях становятся настолько общими, что последствия чужого греха принимает на себя человек, к этому греху непричастный.

Преподобный Марк Подвижник пишет: «Вина всякого скорбного случая, встречающегося с нами, суть помыслы каждого из нас; мог бы я сказать, что и слова, и дела; но так как они не происходят прежде мысли, потому я и приписываю все помыслам. Помысел предшествует, а потом чрез слова и дела образуется между нами и ближними нашими общение. Общение же бывает двух родов: одно происходит от злобы, а другое от любви. Чрез общение мы воспринимаем друг друга, даже и тех, кого не знаем, а за принятием на себя (ближнего) необходимо следуют скорби, как говорит Божественное Писание: поручаяйся за своего друга, врагу предает свою руку (Притч 6 :1). Так каждый терпит постигающее его не за себя только, но и за ближнего - в том, в чем он принял его на себя».

Об этих двух видах принятия на себя скорбей за чужие грехи - по злобе и по любви - стоит рассказать более подробно.

В принятии по злобе действует духовный закон, который Марк Подвижник формулирует следующим образом:

«Принятие на себя ближнего, происходящее от злобы, бывает невольно. И случается так: лишающий чего-либо ближнего своего, хотя и не желает, принимает на себя искушения лишаемого; так же клевещущий - искушения оклеветанного им, оговаривающий - оговариваемого, презирающий - презираемого, лгущий принимает на себя искушение того, кого он оболгал, и, чтобы не перечислять всего порознь, скажу кратко: всякий обижающий ближнего соразмерно с обидою принимает на себя искушение обижаемого им».

Это - одно из удивительных откровений Божьих, о которых за пределами Церкви мир совсем не знает. Можно сказать, что когда мы намеренно причиняем зло другому человеку, то одновременно с этим - переводим стрелки на рельсах, отправляя в свою сторону вагон последствий грехов этого человека. И пусть не обольщают себя надеждой на безнаказанность мошенники всех мастей и сортов, нечистые на руку чиновники, бандиты, хулиганы и обычные хамы, получающие удовольствие от унижения других людей. Даже сумев обойти все юридические законы, они не смогут избежать воздаяния по закону духовному. И к скорбям за собственные грехи получают в придачу также скорби всех обиженных ими людей.

Второй вариант принятия на себя бед и страданий ближнего - по любви. Здесь суть действия духовного закона уже более понятна. Полюбив человека, мы принимаем его целиком, со всеми грехами и недостатками. Его проблемы становятся нашими, его горе - нашим горем. Простой пример - молодой человек женится на любимой девушке и вдруг узнает, что у нее есть просроченный кредит, на который банк уже насчитал драконовские проценты. Скажет ли он ей: «Знаешь что, милая, извини, но это - твои проблемы. Сама вляпалась, сама и выпутывайся»? Или же поможет решить эти проблемы, продав свою новую машину и сняв все деньги с собственного банковского счета?

Любовь вводит нас на территорию жизни любимых, в их круг событий и обстоятельств, делая эту их жизнь - частью нашей. И, к сожалению, на этой территории встречаются не только прекрасные цветущие сады, но и дремучие заросли всяких сорняков и колючек, о которые можно сильно пораниться. Последствия грехов людей, которых мы любим, неизбежно становятся и нашей скорбью. Однако в этом случае речь идет не о каком-либо духовном совершенствовании, а лишь об исполнении главного закона любви, без которого она просто умирает: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал 6 :2).

Покоя сердцем просим

Иногда причинная связь конкретных грехов с постигающими нас бедствиями вполне очевидна. Но в целом (учитывая Божье милосердие и два способа принятия скорбей за чужие грехи) общая картина всех духовных причин и следствий в жизни человека получается настолько сложной, что пытаться «прочитать» ее - дело, заведомо обреченное на неудачу. И все же отрицать такую связь не возьмется, наверное, даже самый убежденный атеист или агностик.

Преподобный Амвросий Оптинский писал: «Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца».

У него же есть и более развернутое пояснение этой афористичной мысли:

«Когда человек… идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в одну, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны».

Боясь, что Бог вмешается в нашу жизнь и лишит ее покоя, мы ежедневно по многу раз спотыкаемся о свои же грехи. И не видим, что от сокрушительного падения и травмы нас спасает лишь вмешательство Бога, заботливо подхватывающего нас - иногда у самой земли. Из этих человеческих преткновений и Божественной защиты от их последствий обычно и складывается то, что мы привыкли называть спокойной, тихой жизнью в гармонии, покое и радости за своих родных и близких.


И, к слову сказать, в своих богослужебных текстах Церковь многократно обращается к Богу с просьбой как раз об этой тишине, мире и гармонии. Так, в великой ектении христиане молятся «…о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, … О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды» и, наконец, - «…О мире всего мира». Эти молитвы многократно звучат на всех богослужениях. Но ни в одной из многочисленных церковных молитв вы не найдете даже намека на просьбу к Богу о послании нам испытаний и страданий. Этими горькими плодами греховной жизни мы с избытком обеспечиваем себя сами. И, чтобы не погибнуть под их тяжестью, просим: «…Заступи, спаси, помилуй, и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью».

Такие молитвы свидетельствуют о достаточно простой и очевидной истине: покой, мир, радость и гармония не являются естественным фоном жизни человечества, пораженного грехом. Все это - дары Божьи, результат Его заступничества, благодатной помощи и постоянного участия в наших судьбах.

Здесь мы вплотную подошли к важнейшему моменту, который как раз и определяет христианское отношение к страданиям и бедам. Господь Иисус Христос не просто защищает нас от страданий. Все последствия человеческих грехов Он взял на Себя, приняв за нас страшные мучения и смерть на Кресте. И когда христиане говорят о необходимости участия в страданиях Христовых, речь опять же идет не о каком-то духовном совершенствовании или росте. Заступаясь за нас, ни в чем не виновный Христос пострадал за наши грехи, принял на Себя нашу вину и боль. Поэтому, участвуя в Его страданиях, мы всего лишь принимаем на себя ту малую часть ответственности за свою греховную жизнь, которую Он счел для нас посильной. Всю жизнь прятаться от страданий за Крест Христов, наверное, было бы комфорт­но, но бесчестно даже по человеческим меркам. Сознавая, что грешим - мы, а страдает за нас Господь, мы в конце концов просто возненавидели бы сами себя за такую бессовестную жизнь. И Бог дает нам другую возможность - взяв свой крест, следовать за Ним. Обратите внимание - свое ведь предлагает взять, не чужое. Причем отнюдь не в полной мере, а лишь то, что действительно сможем понести, не надломившись. И Сам всегда находится рядом с каждым из нас, чтобы при случае подхватить ослабевшего, утешить отчаявшегося, укрепить малодушного.

Спиной чувствую

В упражнении на укрепление доверия к команде человек должен упасть спиной вперед, веря, что товарищи его обязательно подхватят. Нужно только решиться и позволить им сделать это.

В каждом постигающем нас испытании мы точно так же можем доверить себя Богу - шагнуть в это испытание, преодолевая страх неизвестности, и внезапно ощутить, как заботливо оберегает нас Господь даже в самых тяжелых жизненных ситуациях. Это и есть христианская жизнь по вере.

Ну а про духовный рост и совершенство святитель Игнатий (Брянчанинов) в очень кратких словах сказал все самое важное:

«Нет совершенного между человеками по добродетелям человеческим: к совершенству христианскому приводит Крест Христов… Смирение возвело Господа на Крест, и учеников Христовых смирение возводит на крест, который есть святое терпение , непостижимое для плотских умов, как было непонятным молчание Иисуса для Ирода, понтийского Пилата и иудейских архиереев.

Будем молить Господа, чтоб Он открыл нам таинство и даровал любовь Креста Своего, чтоб сподобил нас претерпеть должным образом все скорби, которые попустятся нам всеблагим Божиим Промыслом во времени для спасения нашего и блаженства в вечности. Господь обетовал нам: Претерпевший же до конца спасется . Аминь».

разбор

Почему вокруг убийства царской семьи снова столько шума? Правда ли, что кто-то выжил? Стыдные вопросы о расстреле Романовых

В конце ноября СМИ снова начали много писать об обстоятельствах гибели царской семьи. Эта тема обсуждается в том числе и на проходящем в Москве Архиерейском соборе РПЦ. Дополнительное внимание к теме привлекло заявление старшего следователя СК по особо важным делам Марины Молодцовой - 27 ноября она рассказала, что следствие рассматривает среди прочего версию «ритуального убийства». Расстрел царской семьи, безусловно, один из важнейших эпизодов в истории России XX века. По просьбе «Медузы» журналистка и доцент РАНХиГС Ксения Лученко, автор множества публикаций по этой теме, ответила на ключевые вопросы об убийстве и захоронении Романовых.

Как, в общих чертах, проходил расстрел? Сколько человек было убито?

Расстрел царской семьи и ее приближенных произошел в ночь на 17 июля 1918 года в доме инженера Ипатьева в Екатеринбурге. Убиты были 11 человек - сам царь Николай II, его жена императрица Александра Федоровна, четыре дочери - Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, сын - цесаревич Алексей, семейный врач Романовых Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, камердинер Алоизий Трупп и горничная Анна Демидова.

Приказа о расстреле до сих пор не найдено. В распоряжении историков есть телеграмма из Екатеринбурга, где сказано, что по решению Уралсовета (местный орган власти) царь был расстрелян из-за приближения к городу неприятеля и раскрытия белогвардейского заговора. Специалисты считают, что решение принималось не Уралсоветом, а руководством партии. Руководил расстрелом комендант Ипатьевского дома Яков Юровский.

Великая княгиня Ольга и цесаревич Алексей на корабле «Русь» по пути из Тобольска в Екатеринбург. Май 1918 года, последняя известная фотография

Wikimedia Commons

Правда, что цесаревич Алексей умер последним?

Да, если верить рассказу охранника Павла Медведева, который был свидетелем расстрела. Во время убийства Юровский отправил его на улицу проверить, слышны ли выстрелы. Когда Медведев вошел в комнату, он застал всех уже мертвыми, а цесаревич Алексей еще стонал, и Юровский добил его из нагана на глазах Медведева (из показаний Медведева, см. страницу 186). В архивах есть воспоминания другого участника убийства, Александра Стрекотина: «Арестованные уже все лежали на полу, истекая кровью, а наследник все еще сидел на стуле. Он почему-то долго не упадал со стула и оставался еще живым». Яков Юровский в своем отчете (известном как «записка Юровского») рассказывает, что «достреливать» пришлось не только Алексея, но и трех его сестер, «фрейлину» (горничную Демидову) и доктора Боткина.

Говорят, что пули отскакивали от бриллиантов на поясах царевен. Это миф?

Видимо, так и было. Во всяком случае, Юровский писал, что пули «отскакивали от чего-то рикошетом и, как град, прыгали по комнате. Когда одну из девиц пытались доколоть штыком, то штык не мог пробить корсажа». По свидетельству Юровского, участвовавшие в расстреле чекисты сразу начали присваивать себе вещи убитых, и ему пришлось пригрозить им расстрелом, чтобы они вернули похищенное. Драгоценности находили также и в Ганиной Яме, где команда Юровского сожгла личные вещи убитых (в описи значатся бриллианты, платиновые серьги, тринадцать крупных жемчужин и так далее).

Великие княгини Мария, Ольга, Анастасия и Татьяна в Царском Селе, где они содержались под стражей. С ними кавалер-кинг-чарльз-спаниель Джемми и французский бульдог Ортино. Весна 1917 года

Пьер Жильяр / Wikimedia Commons

А правда, что вместе с царской семьей расстреляли и их собак?

Из трех собак, принадлежавших царским детям, которые были в ночь на 17 июля в доме Ипатьевых, выжила только одна - спаниель цесаревича Алексея Джой. Его даже удалось переправить в Англию, и он дожил свои дни при дворе короля Георга, двоюродного брата Николая II. 25 июля 1919 года на дне шахты в Ганиной Яме нашли хорошо сохранившийся на льду труп маленькой собачки. У нее была сломана правая лапа и пробита голова. Учитель английского языка царских детей Чарльз Гиббс, который помогал Николаю Соколову в расследовании, опознал в ней Джемми - кавалер-кинг-чарльз-спаниеля великой княжны Анастасии (Гиббс, впрочем, называет его «собачкой японской породы»). Французского бульдога Ортино, который принадлежал великой княжне Татьяне, тоже убили.

Как нашли останки царской семьи?

Вскоре после убийства царской семьи Екатеринбург заняла армия Александра Колчака. Он распорядился расследовать обстоятельства убийства и найти тела. Следователь Николай Соколов изучил местность, нашел фрагменты сожженной одежды членов царской семьи и даже описал «мостик из шпал», под которым несколько десятков лет спустя нашли захоронение, но пришел к выводу, что останки полностью уничтожены в Ганиной Яме.

Фото № 70. Открытая шахта в момент ее разработки. Екатеринбург, весна 1919 года

В 1928 году старые большевики возили к «могиле Романовых» Владимира Маяковского, попросившего показать, «где народ поставил точку на монархии». Он написал стихотворение «Император», в котором есть такие строчки: «Здесь кедр топором перестроган, / Зарубки под корень коры, / У корня под кедром дорога, / А в ней император зарыт».

Останки царской семьи нашли только в конце 1970-х годов, и стихотворение Маяковского сыграло в этом свою роль. Эти строки дали киносценаристу Гелию Рябову, загоревшемуся идеей найти останки, примерное представление о том, как должно выглядеть место захоронения. Безусловно, это был не единственный его источник. Рябов был автором сценария фильма «Рожденная революцией» и много писал о советской милиции, поэтому пользовался покровительством министра внутренних дел Николая Щелокова и имел доступ к засекреченным документам. Он видел материалы изданной в Европе книги следователя Соколова .

В 1976 году Рябов приехал в Свердловск, где познакомился с местным краеведом и геологом Александром Авдониным. Понятно, что даже обласканным министрами сценаристам в те годы нельзя было в открытую заниматься поиском останков царской семьи. Поэтому Рябов, Авдонин и их помощники несколько лет тайно искали захоронение.

Место захоронения царской семьи в Поросенковом логе. Екатеринбург, 1919 год

Николай Соколов / Wikimedia Commons

Сын Якова Юровского передал Рябову «записку» своего отца, где тот описал не только убийство царской семьи, но и последовавшие метания чекистов в попытках спрятать тела. Описание места окончательного захоронения под настилом из шпал возле застрявшего в дороге грузовика совпадало с «указанием» Маяковского про дорогу. Это была старая Коптяковская дорога, а само место называлось Поросенков лог. Рябов и Авдонин с щупами исследовали пространство, которое очертили с помощью сопоставления карт и разных документов. Летом 1979 года они нашли захоронение и вскрыли его первый раз, достав оттуда три черепа. Они поняли, что никаких экспертиз в Москве провести не удастся, а держать у себя черепа было опасно, поэтому исследователи положили их в ящик и через год вернули обратно в могилу. Они хранили тайну до 1989 года. А в 1991-м останки девяти человек были официально найдены. Еще два сильно обгоревших тела (к тому моменту было уже ясно, что это останки цесаревича Алексея и великой княжны Марии) нашли в 2007-м чуть поодаль.

Правда, что останки царской семьи могут быть и не их останками? Говорят, кто-то мог выжить и скрыться

Это исключено. 23 января 1998 года генеральная прокуратура представила правительственной комиссии под руководством вице-премьера Бориса Немцова подробную справку об итогах исследования обстоятельств гибели царской семьи и людей из ее окружения. В документе приводились результаты всевозможных экспертиз - исторической, микроостеологической, баллистической, трасологической, судебно-стоматологической, антропологической, молекулярно-генетической и другие. И общий вывод был однозначным: погибли все, останки идентифицированы верно.

18 июля 1998 года члены царской семьи были похоронены в Екатерининском приделе Петропавловского собора в Петербурге. После того как в 2007 году нашли останки цесаревича Алексея и великой княжны Марии, большинство экспертиз провели заново на более современном уровне.

Самая убедительная, хотя не заменяющая все остальные, экспертиза - генетическая. Полностью расшифрованы митохондриальные ДНК, выделенные из найденных останков (последовательности из 16 тысяч нуклеотидов) и объектов сравнения - принца-консорта Филиппа, герцога Эдинбургского, внучатого племянника царицы Александры Федоровны, двух потомков династии Романовых - графини Ксении Шереметевой-Сфири и представителя герцогской семьи Файф (пожелавшего остаться инкогнито), отстоящих от императора Николая II на четыре и пять поколений соответственно.

Останки царской семьи в помещении бюро судебно-медицинской экспертизы. Екатеринбург, 1997 год

Sovfoto / Universal Images Group / REX / Vida Press

Потом группа генетиков под руководством заведующего отделом геномики человека Института общей генетики РАН Евгения Рогаева провела исследование и по Y-хромосоме, которое в 1990-е еще делать не умели, и это позволило проследить родство по отцовской линии. Сначала установили родство между останками Николая II и цесаревича Алексея, сравнили по двум независимым линиям родственников - Романовым, происходящим от детей Николая I. И снова совпало все, включая редкую мутацию - гетероплазмию. ДНК Николая II сравнивали и с образцами его брата Георгия Александровича, и племянника - сына сестры Ольги Тихона Николаевича Куликовского-Романова, и с кровью с рубашки царя, хранящейся в Эрмитаже. Был заново расшифрован митохондриальный геном: ДНК, выделенная из крови Николая II, совпала с ДНК из кости скелета, атрибутированного как его останки.

В 90-е экспертизы проводили в лучших в то время генетических лабораториях мира - в Криминалистическом центре МВД Великобритании в Олдермастоне и Военно-медицинском институте Минобороны США в Вашингтоне. В нулевые подключились Майкл Коббл - руководитель Идентификационной лаборатории ДНК Вооруженных сил США - и лаборатория Вальтера Парсона из Инсбрукского медицинского университета. Профессор Евгений Рогаев работал в Институте общей генетики в Москве и в Медицинской школе университета Массачусетса.

И все эти исследователи на 100 процентов уверены, что найденные 11 останков атрибутированы верно и никто не выжил.

РПЦ канонизировала царскую семью. Почему они не признают подлинность останков?

Действительно, в Церкви принято говорить «так называемые екатеринбургские останки». В середине января 1998 года Борис Немцов, его советник Виктор Аксючиц и следователь Владимир Соловьев встречались с патриархом и два часа рассказывали ему о работе правительственной комиссии и ее выводах. И Соловьев, и Аксючиц вспоминают, что патриарх ответил: «Вы меня убедили». Но через несколько дней митрополит Ювеналий, который представлял Церковь в комиссии, выступил с заявлением, что результаты исследований «нельзя принять с абсолютной достоверностью». А потом Синод постановил, что решение комиссии «вызвало серьезные сомнения и даже противостояния в Церкви и обществе». Патриарх не поехал в Петербург на похороны. С тех пор считается, что «Церковь не признает останки». Ответ на вопрос, что произошло в те дни в середине января, достоверно знает только митрополит Ювеналий. Но он молчит.

Осенью 2015 года Следственный комитет вновь возобновил дважды закрытое дело об убийстве царской семьи. Расследование продолжается до сих пор; в его рамках уже эксгумировали останки Николая II и Александры Федоровны в Петропавловском соборе и вскрыли могилу Александра III, чтобы сравнить ДНК отца с сыном и внуками; заново проводятся экспертизы, в том числе генетическая. Все это происходит в присутствии представителей патриархии, которая сформировала свою комиссию по вопросу об останках царской семьи.

Вероятно, государство решило пойти навстречу Церкви, чтобы уже окончательно закрыть вопрос с останками и похоронить Алексея и Марию. Эксперты СК теперь представляют результаты исследований (многим из которых по 20 лет) архиереям РПЦ. При этом состав церковной комиссии засекречен, СК тоже не дает комментариев, неизвестно даже, какие именно исследования и кто переделывает.

Официальная позиция, которую транслируют все церковные спикеры, начиная с патриарха: «Единственное, что нас останавливало от того, чтобы признать результаты проведенных экспертиз, - это непрозрачность исследовательского процесса и полное нежелание включить в этот процесс Церковь. То есть нам предлагалось просто поверить в результаты проведенных исследований, - естественно, Церковь это не устраивало».

Есть и неофициальная позиция. Например, на конференции, которая прошла 27 ноября в Сретенском монастыре, представители православной общественности говорили: народ чувствует, что это не те останки, - люди не стремятся поклониться мощам, чувствуют отторжение. Кроме того, очень распространены конспирологические теории, отчасти связанные с версией о «ритуальном убийстве» , а отчасти с тем, что государство в 1990-х годах слишком поспешно признало останки подлинными. После канонизации Николая II и его семьи сложился ритуал их почитания: святые места - храм на месте дома Ипатьева и Ганина Яма, где, по преданию, тела были сожжены. Ни Екатерининский придел Петропавловского собора, ни Поросенков лог, где нашли останки, в число святых мест пока не входят.

Что за версия о «ритуальном убийстве» царской семьи?

Существует типовой антисемитский миф о том, что евреи якобы убивают людей в ритуальных целях. И у расстрела царской семьи тоже есть своя «ритуальная» версия.

Оказавшись в 1920-х годах в эмиграции, трое участников первого следствия по делу об убийстве царской семьи - следователь Николай Соколов, журналист Роберт Вильтон и генерал Михаил Дитерихс - написали об этом книги.

Соколов приводит надпись, увиденную им на стене в подвале дома Ипатьевых, где произошло убийство: «Belsazar ward in selbiger Nacht Von seinen Knechten umgebracht». Это цитата из Генриха Гейне и переводится как «В эту самую ночь Валтасар был убит своими холопами». Еще он упоминает, что видел там же некое «обозначение из четырех знаков». Вильтон в своей книге делает из этого вывод, что знаки были «каббалистические», добавляет, что среди членов расстрельной команды были евреи (из непосредственно участвовавших в расстреле еврей только один - Яков Юровский, и тот крещен в лютеранство) и приходит к версии о ритуальном убийстве царской семьи. Антисемитской версии придерживается и Дитерихс.

Вильтон также пишет, что у Дитерихса во время следствия возникло предположение, что у убитых отчленили головы и увезли в Москву в качестве трофеев. Вероятнее всего, это предположение родилось в попытках доказать, что тела сожгли в Ганиной Яме: в костровище не нашли зубы, которые должны были остаться после сожжения, следовательно, в нем не было голов.

Царская семья. 1904 год

Boasson and Eggler / Wikimedia Commons

Версия о ритуальном убийстве циркулировала в эмигрантских монархических кругах. Русская зарубежная православная церковь канонизировала царскую семью в 1981 году - почти на 20 лет раньше, чем РПЦ, поэтому многие мифы, которыми культ царя-мученика успел обрасти в Европе, были экспортированы в Россию.

В 1998 году патриархия задала следствию десять вопросов, на которые полностью ответил руководивший следствием старший прокурор-криминалист Главного следственного управления Генеральной прокуратуры РФ Владимир Соловьев. Вопрос № 9 был о ритуальном характере убийства, вопрос № 10 - об отчленении голов. Соловьев ответил, что в российской юридической практике нет критериев «ритуального убийства», но «обстоятельства гибели семьи говорят о том, что действия лиц, причастных к непосредственному исполнению приговора (выбор места расстрела, команды, орудий убийства, места захоронения, манипуляции с трупами), определялись случайными обстоятельствами. В указанных действиях принимали участие люди различных национальностей (русские, евреи, мадьяры, латыши и другие). Так называемые «каббалистические письмена не имеют аналогов в мире, и их написание трактуется произвольно, причем отбрасываются существенные детали». Все черепа убитых в целости и относительной сохранности, дополнительные антропологические исследования подтвердили наличие всех шейных позвонков и их соответствие каждому из черепов и костей скелета.

Наталья Шкулева комментирует невероятные факты, которые то и дело появляются в СМИ о ее супруге

Частная жизнь Андрея Малахова - самого популярного телеведущего России - как это всегда бывает с людьми, которых знает в лицо вся страна, окружена множеством мифов и домыслов. Сегодня, 11 января, он празднует день рождения, и мы решили раз и навсегда развеять или подтвердить часть из них. Близкие друзья именинника знают, что лучше жены этого примерного семьянина не знает никто. Поэтому мы не смогли удержаться от соблазна и задали Наталье Шкулевой 20 вопросов об ее известном супруге.

ELLE: Правда ли, что Андрей, еще будучи старшеклассником, вел все школьные концерты и мероприятия?

Наталья Шкулева: Да, это правда. Он учился в музыкальной школе по классу скрипки, но очень не любил эти занятия. Поэтому, когда приходило время давать отчетные концерты, Андрей напрашивался на роль ведущего вместо исполнения сольных партий. Амплуа школьного шоумена нравилось ему больше всего.

ELLE: Правда ли, что Андрей закончил школу с серебряной медалью?

Н. Ш.: Это правда. Он закончил школу с серебряной медалью, а журфак МГУ - с красным дипломом.

Фото @natashashkuleva /Instagram

ELLE: Правда ли, что отношения с Андреем у вас начались со служебного романа в стенах нашей компании, а до этого вы не были знакомы?

Н. Ш.: Правда. Познакомились мы здесь, когда Андрей стал главным редактором журнала StarHit. Это был служебный роман в его классическом понимании.

ELLE: Правда ли, что ваше первое свидание c Андреем состоялось в брянской колонии?

Н. Ш.: Да, все было так. Он звонит мне и говорит: «Ты поедешь со мной?» Я спрашиваю: «Куда?» - «Это сюрприз. Встречаемся через час на Павелецком». Приезжаю, как договорились, на вокзал, а там меня уже ждет Андрей с цветами. Свидание было поздней весной, на мне был жакет Chanel, красивые брюки, на ногах - балетки. Мы заходим в СВ, а в нашем купе горят свечи Jo Malone и накрыт «стол» с французским вином и сырами. Куда едет этот поезд, я по-прежнему не знала. Мы разговаривали всю ночь напролет! Так началось наше первое свидание. А дальше мы, действительно, оказались в Брянске, в мужской колонии строгого режима, где Андрей снимал телевизионный сюжет.

ELLE: Правда ли, что Андрей сделал вам предложение во флорентийском палаццо, где до этого останавливалась Анджелина Джоли с Бредом Питтом и всем своим семейством?

Н. Ш.: Нет, все было не так. Мы, правда, останавливались с Андреем в этом дворце во Флоренции, когда ездили по Италии, и это было одно из самых романтических путешествий в моей жизни. Но предложение он мне сделал в Нью-Йорке, в ноябрьские праздники. Мы были в одном из самых модных в то время ресторанов города Bagatelle, там все и случилось. В какой-то момент Андрей встал на одно колено и спросил: «Ты выйдешь за меня?» А я в шутку ответила: «Я подумаю» и заплакала. Это была классическая сцена предложения в ресторане - на нас смотрели все. Конечно, я согласилась! Нам аплодировали все - и гости, и официанты. А дальше началось невообразимое - мы все начали танцевать на столах, и шампанское лилось рекой.

Фото @natashashkuleva / Instagram

ELLE: Правда ли, что Андрей коллекционирует марки?

Н. Ш.: Правда. Но он коллекционирует только особые марки - те, которые связаны с Новым годом и Рождеством. У него огромная коллекция, в ней есть экземпляры со всего мира. Каждый раз, когда мы куда-то приезжаем, первое, что он делает - отправляется в антикварные магазины или на местную почту и скупает там новогодние марки. Для него по-прежнему лучший подарок - это рождественская марка, которой у него еще нет.

ELLE: Правда ли, что Андрей терпеть не может кошек?

Н. Ш.: Нет. Он любит всех животных, в том числе, и котов, и собак. Каждый год мы отдыхаем в Италии, и на территории дома, где мы останавливаемся, живет кошка. У них взаимная любовь: он с ней общается, играет, гладит, а она - всячески требует от него внимания. У нас нет домашних питомцев, но Андрей - точно не тот человек, про которого можно сказать, что он не любит животных.

Фото Из личного архива Натальи Шкулевой

ELLE: Правда ли, что в 1996 году Андрея во время съемок «Доброго утра» в Риме забрали в полицейский участок?

Н. Ш.: Да, это правдивая история. Это была одна из его первых заграничных командировок в качестве журналиста. Он рассказывал, что был настолько впечатлен Римом, что, оказавшись у фонтана Треви, вспомнил фильм Феллини «Сладкая жизнь» и окунулся воду. После чего его и забрали в полицию. Он заплатил штраф - это была очень приличная сумма на тот момент.

ELLE: Правда ли, что Андрей всегда носит крест?

Н. Ш.: Да. Андрей - верующий человек. И крестик всегда с ним - и днем, и ночью.

ELLE: Правда ли, что Андрей оплатил строительство церкви в родном городе Апатиты?

Н. Ш.: Да, это правда. В прошлом году я первый раз была в Апатитах и посетила эту церковь. Она очень красивая, уютная и домашняя. Чувствуется, что в нее вложили душу. Там очень теплая умиротворяющая атмосфера. Это серьезный вклад Андрея в жизнь и историю родного города.

ELLE: Правда ли, что Андрей иногда ездит в Валаамский монастырь за уединением?

Н. Ш.: Это правда. Обычно на свой день рождения он уезжает в святые места. Там он проводит несколько дней наедине с собой, Богом, душой.

ELLE: Правда ли, что Андрей регулярно ездит в метро в темных очках, надвинув капюшон?

Н. Ш.: Да, он периодически спускается в метро. Но не ездит там в темных очках! Андрей и так носит обычные очки, а капюшон наденет, только если на дворе зима, и он в куртке с капюшоном. В остальное время он, как правило, в костюме.

ELLE: Правда ли, что Андрей матерится как сапожник?

ELLE: Правда ли, что любимая исполнительница Андрея – Нина Симон?

Н. Ш.: Нет. Но допускаю, что она одна из немногих.

ELLE: Правда ли, что Андрей завел Инстаграм благодаря Нике Белоцерковской (известному блогеру Belonika)?

Н. Ш.: Да, правда. Она его к этому подтолкнула, в какой-то момент Андрей понял, что этой соцсети ему не избежать.

ELLE: Правда ли, что Андрей тренируется четыре раза в неделю?

Н. Ш.: Да, это правда. Но четыре раза в неделю - это минимум, который он сам себе установил. Но если была бы такая возможность, тренировался бы каждый день.

ELLE: Правда ли, что у вас во дворе постоянно дежурят его фанатки 14-15 лет, в надежде его увидеть?

Н. Ш.: Нет. За семь лет нашего брака я только пару раз видела девочек, дежуривших у подъезда. В остальном - все очень спокойно, толпы фанаток под окнами на стоят.

ELLE: Правда ли, что Андрей - главный по подъезду?

Н. Ш.: Да, это правда. Он главный активист, человек, который поддерживает в порядке подъезд и вкладывает собственные деньги и силы в ремонт: красит стены и перила, меняет двери, окна. У подъезда по стене вьется огромный плющ. Андрей за ним ухаживает, поливает, благодаря чему он разросся и стал настоящим украшением внутреннего двора. Можно сказать, что мой супруг делает ту работу, которую должно выполнять ТСЖ.

Кто-то из Конгресса США выкатывает приветственный фургон для российского президента Владимира Путина. Изображение размещено автором.

Кто-то с доступом к компьютеру в Конгрессе США имеет привычку тролить пользователей Википедии. На прошлой неделе администратор Википедии на 10 дней зaбанил IP-адрес Конгресса за “запрещенные” правки к нескольким статьям, включая о “заговоре о высадке на луну .” Так как у законодателей были связаны руки, пользователи Википедии не ожидали никаких выходок от Конгресса как минимум до 2 августа. Мораторий на анонимные правки Википедии с IP-адреса Конгресса касался, однако, только статей на английском языке.

31 июля Twitter-бот с логином @Congressedits, который автоматически заходит на Википедию с IP-адресов американских гос. органов, сообщил об исправлении к русской статье о российском национальном гимне. Кто-то, используя этот IP-адрес заменил нотную запись настоящего гимна словами и компоновкой популярной украинской кричалки, высмеивающей Владимира Путина (см. ниже).

Перевод: “Путин мудак!”. Музыкальное произведение, популярная антипутинская кричалка в Украине. Википедия.

Название этой маленькой песенки “Putin khuilo! ”, что приблизительно значит “Путин мудак!”. Эта антипутинская песня выросла в популярности с начала русской интервенции в восточную Украину, что стало международной новостью в середине июня, когда Андрей Дещиця, бывший тогда украинским министром иностранных дел, повторил слова этой песни в попытке утихомирить толпу митингующих в Киеве. После этого случая российские политики отказались сотрудничать с этим украинским дипломатом, а премьер-министр Дмитрий Медведев даже предположил, что Дещиця, возможно, психически неуравновешенный. Через пять дней после инцидента с “Putin khuilo”, Дещиця был заменен.

Хотя это спровоцировало замешательства, благодаря пользователю @Congressedits колкость “Putin khuilo” никогда не появлялась на страницах Википедии, так как не получала одобрения российских модераторов. (Публичная запись o попытке изменений все еще присутствует в истории редактирования постов.) В действительности, российские модераторы отклонили предложенные с IP-адресов Конгресса изменения и забанили этот IP-адрес на один день, запретив ему делать анонимные правки в русскоязычных статьях. Это значит, что работники аппарата Конгресса (или кто-бы то ни был в законодательной власти США с таким рвением к публикациям в Википедии) должны снова заполучить анонимные права для правки и русскоязычных, и англоязычных статей 2 августа.

Другими словами, 1 августа 2014 г – особый день, так как англоговорящие и русскоговорящие граждане свободны от троллинга Википедии со стороны Конгресса США на один день. Но анонимные правки со стороны Конгресса восстановятся приблизительно через 24 часа. Энтузиасты исследования луны и музыкальной аранжировки, готовьтесь.