Храмовый комплекс в луксоре ипет рес. Луксорский храм: описание и фото. Стоимость посещения и режим работы Луксорского храма

В3 км к югу от храма Амона в Карнаке расположен Луксорский храм. Меньший по размеру, но столь же впечатляющий и прославленный, как и Карнакский, он тоже посвящен богу Амону. Этот второй по значению и размерам храм Древнего Египта являлся наиболее гармоничным и законченным храмовым сооружением эпохи Нового царства. Сегодня храм в Луксоре относится к числу наиболее прославленных египетских памятников.

Иероглифические тексты донесли до нас имена зодчих, строивших Луксорский храм. В их числе - братья-близнецы Гори и Сути. Но главную роль в строительстве храма, которое длилось несколько веков, сыграл зодчий Аменхотеп, сын Хапу, по прозвищу Хеви - придворный архитектор фараона Аменхотепа III, во время правления которого возведены все главные постройки Луксора. Аменхотеп, сын Хапу, еще при жизни получил признание и славу, а после смерти был обожествлен как один из величайших мудрецов Египта. Сохранились три его статуи, на одной из которых высечен текст, рассказывающий о жизни великого архитектора.

Храм в Луксоре - сложный архитектурный ансамбль, вобравший в себя особенности различных исторических эпох и плоды деятельности различных правителей. В многочисленных перестройках, производившихся в разные периоды существования храма, нашли свое отражение нашествия завоевателей, борьба за власть, попытки насаждения новой религии и другие события истории Древнего Египта. В общий ансамбль включен и храм Александра Македонского, объявившего себя сыном бога Амона и добившегося от египтян обожествления. Есть здесь и христианская часовня, относящаяся уже к первым векам нашей эры. В ряде мест изображения древних богов соскоблены и заменены надписями на коптском языке - это следы религиозной борьбы первых веков христианства, когда разрушались древние капища и идолы.

После завоевания Египта арабами мусульманская религия тоже оставила свои следы в Луксорском храме. И сегодня можно видеть мусульманскую мечеть Абу-эль-Хагаг, стоящую на крыше древнеегипетского храма. Когда строилась эта мечеть, Луксорский храм был полузасыпан, и его выступающая из песка верхняя часть была использована как фундамент. Сегодня храм освобожден из песка, и мечеть выглядит надстройкой на нем.

Л
уксорский храм имеет форму прямоугольника, вытянутого с севера на юг вдоль берега Нила. Храм Амона Ра длиной в 260 метров построили в основном два фараона – Аменхотеп III, который начал строить его в XIII веке до н.э. и Рамсес II, добавивший пилон и новый двор.

Дорога к храму вела по дороге сквозь 2 ряда сфинксов. У входа в храм располагались фигуры фараонов. Рядом возвышались Обелиски.

П
еред главным залом находится большой двор, где собирались люди для молитв. Пилон, воздвигнутый Рамсесом II, украшен барельефами, иллюстрирующими сцены военных походов фараонов против хеттов.

В древние времена перед пилоном находилось два обелиска и шесть скульптурных изваяний фараона Рамсеса II - две гранитние пятнадцатиметровие статуи, изображающие сидящего на троне фараона, и четыре других изваяния из розового гранита, которые изображали фараона стоящим. До сих пор сохранились только сидящие скульптуры и одна из стоящих.

Сегодня только левый, один из двух, 25-метровый обелиск все еще стоит на своем месте, другой был вывезен в 1833 году в Париж и установлен там на площади Согласия.

Храм Амона Ра состоит из ряда дворов и колонных залов. В первом, дворе Рамсеса II находятся тридцать две колонны высотой 16 м. На стенах двора нанесены барельефы, а в задней части двора установлены семиметровые гранитные скульптуры фараона.

В следующей колоннаде, построенной Аменхотепом III, находятся два симметричных ряда колонн высотой 16 м, верхняя часть которых выполнена в виде бутонов папируса. На стенах колоннады нанесены барельефы, посвященные празднику Опет.

Г
игантские колоннады - характерная особенность Луксорского храма. В девяти его залах - 41 колонна, в вестибюле их 64, в центральной колоннаде - 14. Всего в храме насчитывается 151 колонна, благодаря чему все сооружение напоминает собой заросли гигантских каменных папирусов.

На стенах храма сохранились многочисленные рельефы, повествующие о жизни фараона Аменхотепа III. Выдуманная придворными летописцами легенда утверждала, что фараон был рожден от брака его матери с самим богом Солнца Амоном-Ра. Вся эта история, начиная от сцены зачатия и кончая сценой передачи Амоном своему сыну Аменхотепу символов власти, последовательно развернута на стенах святилища. Рельефные композиции Луксора составляют единое целое с архитектурным пространством храма.

После разрушения Фив ассирийцами во главе с царем Ашшурбанипалом в 663 году н.э. столица Египта была перенесена в Нижний Египет, в дельту Нила. Величественный город лежал в развалинах до 1930-х годов, когда археологи начали расчистку его руин. Но даже эти руины, дошедшие до наших дней, производят неизгладимое впечатление и многое могут рассказать об искусстве древних египтян.

Луксорский храм – величественное архитектурное сооружение Древнего Египта, поражающее не только свей грандиозностью строительства и размерами, но и изящностью своих колоннад, гармонией и совершенством форм. Храм, возведенный в честь Фиванской триады - египетского бога Амона-Ра, его жены Мут и их сына бога Хонсу, располагается на правом берегу Нила в самом сердце города Луксор.

Луксорский храм является одним из самых красивых и больших храмов Египта. Общая длина храмового сооружения составляет около 260 м. У центрального входа в храм можно увидеть массивные пилоны высотой 20 м и длиной 70 м. Северный вход украшают четыре грандиозных колосса-монолита и устремившийся ввысь обелиск.

Основателем этого храма стал фараон Аменхотеп III. Это случилось в XIV ст. до н.э., в период расцвета Нового царства. Им была возведена колоннада, святилище и гипостильный зал. Фараоны Тутанхамон и Хоремхеб построили двор с 74 колоннами и огромными статуями фараонов. Расширением Луксорского храма занялся фараон Рамсес II.

Благодаря иероглифическим текстам стали известны имена зодчих, которые занимались строительством храма. Среди них были зодчие братья Сути и Гори. При этом главную роль в сооружении святыни, которое тянулось несколько столетий, сыграл придворный архитектор Аменхотепа III - зодчий Хеви.

Одной из главных особенностей храма являются его огромнейшие колоннады. В храмовых залах была установлена 41 колонна, 14 - в центральной колоннаде и 64 – вестибюле. Еще одной достопримечательностью египетского Луксорского храма являются аллеи сфинксов, соединяющие основной храм с храмами, посвященными супруге бога Амона-Ра богине Мут и их сыну Хонсу.

Луксорский храм – это памятник истории. Несмотря на то, что он со всех сторон «зажат» городом с его шумными улицами и магазинами, святилище древних богов не перестает поражать воображение своим величием, неземным спокойствием, грандиозностью и внутренней гармонией…

На заметку

  • Месторасположение: Luxor
  • Часы работы: ежедневно, с октября по апрель с 6.00 до 21.00, с мая по сентябрь с 6.00 до 10.00, в Рамадан с 6.00 до 23.00 с перерывом 18.30-20.00.
  • Билеты: взрослым - 35 ег.ф., студентам - 20 ег.ф., дети - бесплатно.

Ипет-Исут, Карнакский храм - крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта, главное государственное святилище Нового царства. Расположен в современном Карнаке, небольшом селении, лежащем на восточном берегу Нила в 2,5 км от Луксора. С 1979 года этот храм, вместе с Луксорским храмом и фиванскими некрополями, включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ипет-Реc, Луксорский храм - развалины центрального храма Амона-Ра, на правом берегу Нила, в южной части Фив, в пределах современного города Луксор.

Карнакский храм

Карнакский храм - это храмовый комплекс размером 1,5 км. на 700 метров, состоящего из 33 храмов и залов, который дополнялся и изменялся в течении двух тысячелетий. Каждый фараон старался внести в храм свою лепту и увековечить свое имя, и свои заслуги.

Храм в Карнаке - храмовый комплекс, состоит из трех частей:

Центральная часть посвящена богу Амону, ее занимает храм Амона Ра. Это самый большой и интересный храм, который начали строить в период правления Аменхотепа III. 134 шестнадцатиметровые колонны (фото реконструкции справа) с многочисленными барельефами, подпиравшими некогда свод, расположились в 16 рядов и образовали священный коридор. На вершине каждой колонны могли разместиться около 50-ти человек, а каждый барельеф содержит цветные, позолоченные изображения, описывающие восхождение фараона к Богам.

  • Южнее расположился храм Мут, царице Мут и жене Амону-Ра.
  • Севернее находятся руины храма Монту.

Значимые изменения в строительстве, Карнакский храм получил во времена царствования Аменхотепа III, Рамсеса I, Рамсеса II, Рамсеса III, царицы Хатшепсут, Тутмоса I, Тутмоса III, ливийских царей ХХII династии и Птолемея.

При правлении царицы Хатшепсут были установлены два гигантских, тридцатиметровых обелиска в ее честь и восемь пилонов в храме Амона.

храмовый комплекс в Карнаке При Тутмосе III, Карнакский храм был застроен стенами, а на барельефах были сделаны изображения с победами египетского народа.

Южнее Карнакского храма находится Священное озеро - пруд омовения, возле которого установлена колонна, ее венчает масштабный жук-скоробей . Для древних египтян, жук-скоробей был священным символом благоденствия.

Луксорский храм - Храм Амон-Ра

Луксорский храм, как и храм в Карнаке, это храмовый комплекс построенный в честь бога Амон-Ра. Его начали строить еще при фараоне Аменофисе в XIV веке до н.э., и в годы расцвета древнего Египта, он состоял из нескольких дворов окруженных гигантскими колоннами и статуями фараонам. Это храмовый комплекс размером 208 метров в длинну и 54 метра в ширину, на внутренних стенах которого имеются многочисленные барельефы изображающие культовые обряды в храме, а внешние стены украшены барельефами победоносной битве Рамсеса II при Кадеше.

На протяжении тысячелетий храм достраивался и видоизменялся, он становился красивее и величественнее, ведь каждый фараон считал своим долгом увековечить бога Амон-Ра - божественного отца всех фараонов, и оставить о себе память.

Мало, что сохранилось от первоначального величия, и сегодня храм в Луксоре, это в большей степени развалины. Возле входа главного пилона остались всего три из шести огромных, 20-ти метровых статуи Рамзесу II и его супруге Нефертари. А из двух украшавших вход обелисков, остался лишь один. Второй обелиск, в 1830 году был подарен Франции за разгадку и расшифровку египетских иероглифов.

Началом упадка и забвения египетской культуры стало поражение войску Александра Македонского. Армии завоевателей сменялись, но Египет уже не мог им противостоять.

Со временем, Луксорский храм пришел в упадок и был занесен слоем песка, мусора и грунта , из под земли торчать лишь верхушки колонн. Многие ученые утверждают, что благодаря именно этому храм в Луксоре не был полностью разрушен.

На территории храма размещался военный лагерь римского войска, были построены христианская церковь и мечеть Абу-эль-Хаггаг, которая так и осталась стоять на своем месте после раскопок.

Сюрпризы раскопок не прекращаются и в наше время, тайны Луксора и его сокровища открываются людям. Так, в 1989 году, во время реконструкции храма, был найден тайник, в котором находились уникальные статуи ранее украшавшие храм. Жрецы укрыли древнейшие ценности от разграбления и уничтожения, и сейчас благодаря их заботе, мы можем увидеть эти статуи во многих музеях Египта и в музее Луксора.

Карнакский храм и Луксорский храм - это два величественных храмовых комплекса, которые напоминают нам о расцвете древнего Египта и временах царствования фараонов.

Музейный комплекс и туристический центр Луксора, это достопримечательности "Города живых" и "Города мертвых" . Город мертвых разместился на противоположном, левом берегу реки Нила, это знаменитый некрополь - Долины Фараонов и Долины Цариц, о котором будет рассказано в статье "Луксор Город мертвых - Долина Царей и храм царицы Хатшепсут".

Факты о Луксорском храме Амон-Ра

  1. Декоративное убранство . Колонные и стены гипостиля были украшены многоцветными рельефами со сценами подвигов царей, битв и религиозных обрядов. Портреты фараонов дошли до нас искаженными или стесанными, а иероглифы, обозначавшие их имена, были переписаны фараонами последующих династий. Таким способом каждый новый правитель стремился увековечить память о своем роде и возвеличить себя самого.
  2. Пилоны . Для возведения массивных башен (пилонов) каменные блоки втаскивали наверх по насыпи из земли и кирпича, покрытой илом. Такая насыпь сохранилась у центральной части наружного пилона, оставшегося незаконченным.
  3. Аллея сфинксов . Вдоль дороги, ведущей от причала к пилонам входа, сохранилась часть аллеи из сорока каменных сфинксов с телом льва и головой барана (священного животного Амона). В дни праздников по аллее проносили статую Амона, царя всех богов. Торжественная процессия сопровождала божество до пристани – там начиналось ритуальное плавание по Нилу до храма в Луксоре и обратно.
  4. Центральная ось . Главные залы и дворцы располагались симметрично вдоль дороги, ведущей к святилищу. После завершения работ вокруг храма возводили ограду. К ней пристраивали ворота, устанавливали памятные знаки.
  5. Строительство . Каждую новую часть сооружения засыпали землей, создавая площадку, куда поднимали каменные плиты и балки. После завершения работ постройку откапывали, и ее архитектурные формы представали взору зрителей.
  6. Волшебный зал . Огромный колонный зал перекрывала каменная крыша. Синие потолки были расписаны желтыми звездами и парящими коршунами. Свет проникал через решетки центрального нефа. Диаметр каждой из 12 колонн, поддерживавших свод – 3,6 метров. За ними располагались еще 7 рядов по 9 колонн. Уходя в полумрак, этот каменный лес создавал впечатление бесконечного пространства.
  7. Наружный пилон . К наружному пилону (высота 42,6 м) прикреплялись мачты из корабельного леса. На них развевались огромные флаги, и вход в храм был виден издалека.
  8. Наружный двор . Возле павильона фараона Тахарки (не сохранился) останавливалась основная часть торжественной процессии: пройти внутрь могли только посвященные.
  9. Внутренний двор . Входом во внутренние дворы служили пилоны, перед ними устанавливали обелиски.
  10. Священное озеро . Искусственное озеро на территории храмового комплекса играло важную роль в ежедневных обрядах купаний и омовений. В нем также разводили водоплавающих птиц для церемонии жертвоприношения.
  11. Святилище . В глубине храма находилось маленькое темное святилище со статуей бога. Амона, стоявшей на ладье.
  12. Садовый павильон . В старейшей части комплекса находился Садовый павильон фараона Тутмоса III. Его стены были расписаны изображениями животных, птиц и растений.
  13. Обелиск царицы Хатшепсут . Обелиск из асуанского гранита с верхушкой, облицованной электром (сплав золота с серебром), доставили в Карнак на барже. С помощью насыпей и рычагов его опустили в вырытую в песке яму. Высота мемориального сооружения – около 30 метров.

В центре города Луксор стоит храм, который древние египтяне называли "Ipet-resyt" ("Внутренние палаты"). В конце лета, когда Нил выходил из берегов и вода становилась красной, как кровь, начинался фестиваль OPET. Божественные образы Амона (бог солнца), его супруги Мут (богиня войны) и сына Хонсу (бог Луны) пышной процессией путешествовали из в Луксорский, для обновления Бога-царя, вместе с обновлением земли после долгой засухи.

Мифы и факты

Луксорский храм основал Аменхотеп III в XIV веке до н.э, в период расцвета Нового царства. Хоремхеб и Тутанхамон добавили двор с 74 колоннами и статуями фараонов. Рамсес II построил северный перистиль и пилон с изображением своих подвигов в битве с хеттами.

Луксорский храм пришел в упадок в поздний период. Александр Великий решил "восстановить его славу времен Аменхотепа" в 320 году до н.э. Во время господства Рима в Египте комплекса были преобразованы в центр культа римского императора.

К моменту арабского завоевания, сооружения в значительной степени были погребены под речным илом, и на их вершине построили мечеть Абу Хаггаг в XIII веке (на сегодняшний день сохранился один из оригинальных минаретов).

Что посмотреть

Луксорский комплекс, один из самых красивых , огромен по своим масштабам. Длина сооружения 260 метров. Обрамляющие вход пилоны (массивные трапециевидные башни) - 70 метров в длину и более 20 метров в высоту. У северного входа находятся четыре колосса-монолита и обелиск.

К главному входу храма ведет аллея сфинксов, известная как Священный Путь. Этой дорогой продвигалось шествие с Карнака во время фестиваля OPET. Первоначально вход окружали шесть колоссальных статуй Рамсеса, но сохранились только две из них. По бокам возвышались два 25-метровых обелиска из розового гранита. Сегодня остался только один, второй был доставлен в Париж в 1819 году, так как Мохамед Али (который правил Египтом) подарил обелиск королю Филиппу Луи, после того как получил от него французские часы, которые никогда не работали должным образом.

Узкий шлюз пилона ведет во двор, окруженный колоннадой. С восточной стороны на колоннах, на высоте 8 метров над землей, возвышается мечеть Абу Хаггаг.

За колоннадой открывается другой двор, который относится к оригинальной постройке Аменхотепа. Лучше всего сохранились колонны на восточной стороне, где видны даже следы первоначальных цветов. В южной части 32 колоны гипостильного зала ведут во внутренний храм. Поверх египетской резьбы стены украшает римская лепнина. В римские времена здесь была часовня, где местные жители могли отречься от своей веры и принять религию государства.

Далее - храм Амона, построенный Александром. Настенные росписи изображают Бога Солнца - отца фараона, подчеркивая божественное происхождение египетских правителей. Под полом в 1989 году обнаружили 26 священных статуй, вероятно, спрятанные священниками во время вторжения. В настоящее время они экспонируются в Луксорском музее.

Вечерами вход в комплекс освещается прожекторами.

На западном берегу Нила, в "Городе мертвых", находится и - огромный некрополь высеченный в скалах, а также храмовый комплекс - самый крупный по величине после Карнакского храма.

Луксорский храм (Luxor Temple) открыт ежедневно с 6.00 до 17.00.
Стоимость: Луксорский храм - 60 LE (около 6.2 €), музей - 100 LE.
Как добраться: находится в центре города, на восточном берегу Нила. В Луксор можно добраться на автобусе из Хургады, Макади-Бэй, Сафаги, Эль-Гуны, Эль-Кусейра (4-5 час.)

Храм Амона Ра в Луксоре на сегодняшний день является одним из известнейших памятников древнеегипетской культуры. Храм в свое время являлся вторым по значимости храмом Древнего Египта. Мрамор, колонны, огромные пилоны, статуи фараонов высотой 14 метров, обелиски, рельефы, иероглифы и многое другое ожидает путешественника в этом прекрасном сооружении.

Как и храм в Карнаке Луксорский храм посвящен богу Амону. Находясь всего в трех километрах южнее Карнакского храма, храм Амона в Луксоре обычно оставался в тени славы главного храма столицы.

Судя по оставленным иероглифам, строительством храма занимались братья Гори и Сути. Но основные сооружения выполнил зодчий Аменхотепа III Аменхотеп, сын Хапу. О славе этого архитектора ходили легенды еще при его жизни, поэтому даже сохранились его статуи с жизнеописанием.

Аллея сфинксов и пилоны

Луксорский храм в Египте воплотил в себе множество исторических эпох: завоевания, борьба за власть, религиозные войны. Здесь есть и храм Александра Македонского, прозвавшего себя сыном Амона, есть и крепость, возведенная римскими завоевателями. Римляне плотно поглотили храм в своем строении. Так пилоны стали служить главным входом в лагерь, а сам храм делил постройку на две части – западную и восточную. Не обошлось и без изменений в храме. Здесь были сооружены перегородки, и обустроена капелла, посвященная существовавшему в то время культу императора. Стены были украшены изображениями императора и легионеров.

Колонны

Здесь же можно увидеть христианскую часовню, появившуюся, судя по всем, в первых веках нашей эры. В некоторых местах храма бога Амона в Луксоре можно заметить разрушение изображений древних богов, применявшееся как раз в религиозной борьбе того времени.

Статуя Рамзеса II стоя

Храм не пропустил влияния и мусульманской религии. Завоевавшие Египет арабы построили здесь мечеть Абу-эль-Хагаг. Мечеть построили на крыше храма, потому что когда шло ее возведение, Луксорский храм Древнего Египта был присыпан песком, и его верхнюю часть использовали в качестве фундамента. На сегодняшний день, после расчистки, мечеть выглядит как верхняя надстройка.

Статуя Рамзеса II сидя

Храм имеет форму прямоугольника, вытянутого вдоль Нила. В плане выделяется четкость сооружения и почти полная симметричность. Центральное здание в длину занимает 190 метров. Примечательно обилие колонн, находящихся в храме Амона Ра в Луксоре: в залах, в вестибюле, в центральной колоннаде. Всего здесь 151 колонна, каждая из них украшена цветком папируса. Здесь же имеются и рельефы, повествующие о легендарной жизни Аменхотепа III .

Гранитный обелиск

Расширением Луксорского храма занимались и при Рамсесе II . Был построен новый пилон, установлены статуи Рамсеса II в стоящих и сидящих позах. Строители возвели и новые колоннады двора, гранитные обелиски.

Мечеть Абу-эль-Хагаг

Строительство храма уравновесило общий ансамбль древних Фив. Расположенный на юге вместе с храмом Аменхотепа III , он компенсировал влияние северных храмов – Карнакского и Хатшепсут , что подчеркивало идеальность, красоту, богатство столицы Египта.

После разрушения города ассирийцами в 663 году нашей эры столица была перенесена, и до 1930-х годов храм Амона в Луксоре находился под завалами песка, пока не начались раскопки. И хотя его текущее положение не отражает всей былой красоты, даже эти останки не позволяют усомниться в искусности и мастерстве древних строителей.