Конспект урока литературы на тему "Маяковский о роли поэта и поэзии" (11 класс). Маяковский о назначении поэта (Маяковский В. В.)

Владимир Маяковский очень серьезно и ответственно подходил к поэзии в целом и к своему творчеству в частности. Энергично и образно автор говорил о своем назначении служить людям. Деятельность поэта Маяковский сравнивал с работой шахтера и рудокопа.

та же добыча радия. В гр добыча,

в год труды. Изводишь

единого слова ради Тысячи тонн

словесной руды.

Бескомпромиссно поэт подходил к печатному слову. По свидетельству сестры, Владимир Владимирович часто месяцами работал над произведением, доводя его до совершенства. Маяковского не смущало сравнение его с солнцем. В стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» поэт обращается к солнцу, называя его «дармоедом», запросто приглашая светило к себе на чай. Такое непосредственное общение надобно автору, чтобы доходчиво объяснить своим читателям большое важность творчества поэта. Его труд так же необходим людям, как свет и тепло солнца. Маяковский нисколько не преувеличивал, говоря о большой роли стихов в жизни народа. Мы знаем, что действенное слово звало на битву и на труд, вело за собой миллионы людей. В конце стихотворения поэт высокомерно утверждает, что, подобно солнцу, он будет:

Светить постоянно,

светить везде,

до дней последних донца

светить -

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой -

и солнца!

Владимир Владимирович Маяковский был постоянно там, где требовались его острое слово, бескомпромиссная сатира и политически четкая мысль. Поэзия Маяковского прошла проверку временем, потому что пропущена через сердце поэта. Все написанное им было выстрадано и пережито, ослепительно и честно изложено большим и талантливым художником. Сам Владимир Владимирович говорил, что людям надобно «больше поэтов хороших и разных…», они ведут за собой, открывают новые рубежи миллионам своих читателей.

  1. Новое!

    Маяковский пристально вслушивался в пульс своего времени и постоянно искал новые поэтические решения, которые бы соответ­ствовали духу эпохи великих перемен. Его излюбленный приём - метафора, особенно гиперболиче­ская, построенная на преувеличении....

  2. Существует общепринятое мнение, что поэзию способны по-настоящему понять далеко не все. Что для того, чтобы понять стихи, нужно обладать определенным умом, складом характера, образом мыслей, уметь по-особому чувствовать, видеть, угадывать мир, уметь...

  3. Новое!

    Маяковский был больше, чем кто-либо другой, характерен для своего времени и трудно понимаем из иной эпохи. Начало поэтической деятельности Маяковского совпало с общемировоззренческим кризисом первого десятилетия XX в., с его крушением этических идеалов...

  4. Наша жизнь меняется каждый день и вместе с ней меняется отношение к культуре, искусству, поэзии. Поэтому интересно было бы задать вопрос: «Можно ли сейчас сказать что-то справедливое в отношении творчества В.Маяковского? Трудно разобраться в своём времени,...

    Мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени. В.В.Маяковский Владимира Маяковского принято считать поэтом политическим. Он ставил перед собой одну цель поэзии: содействовать поэтическим словом революционному переустройству жизни....

Вопрос об ответственности поэта перед своим народом волновал всех художников слова: Пушкина, Лермонтова и, конечно, Маяковского.

У Маяковского тема поэта и поэзии также занимает важное место. Он наряду с Пушкиным и Лермонтовым показывает образ поэта пророка, но также мы видим, что данный образ претерпевает изменения и становится больше похож на декабристский.

Думаю, что всем известно, что многие критики называют творчество Маяковского лишь пародией – пародией на творчество таких классиков, как Пушкин, Лермонтов. Но также имеются сторонники версии, что Маяковский является важным звеном в развитии русской литературы и слова. И в эту линию входят Пушкин – Некрасов – Маяковский.

Вопрос о роли поэта и поэзии находит отражение во многих стихотворениях Маяковского. При этом стоит отметить, что восприятие и принятие данной темы автором весьма статично и переменчиво. Маяковский раскрывает ее с разных ракурсов и сторон, показывая ее многогранность.

Свою роль в становлении поэтического наследия Маяковский поднимает в . Он приравнивает свои поэтические достижения к поэзии Пушкина:

«У меня,/ да и у вас, / в запасе вечность».

Поэт понимает, что при жизни к нему не придет народное признание, но потом они все поймут и прочувствуют его труд. Он утверждает, что его поэзия равна поэзии Пушкина и Некрасова. Говорит, что в его время страна стала «поэтами нища », потому что «надо, /чтобы поэт / и в жизни был мастак ».

«Только вот / поэтов, / к сожалению, нету –
Впрочем, может, / это и не нужно».

По подобию Пушкина, Маяковский затрагивает тему поэзии, как памятника и наследия. При этом требует себе памятник при жизни, а не после смерти, потому что «ненавидит /всякую мертвечину! // Обожает/ всяческую жизнь! »

Стихотворение «Разговор с фининспектором» продолжает раскрытие темы поэта и поэзии, при этом в нем Маяковский рассматривает ее с точки зрения не творчества, а великого труда. «Труд мой любому труду родственен » - этими словами автор ставит поэтический труд на одну ступень с физическим трудом. Он пытается показать, что создавать поэзию, это не просто складывание слов в рифму, а великий труд, требующий большой отдачи. Поэтому быть поэтом - отнюдь не легкая работа. Она сопоставима одновременно и с прыжком в неизвестность, и сложностью рабочий, добывающих радий:

Поэзия - /та же добыча радия.
В грамм добыча, / в год труды.
Изводишь / единого слова ради
Тысячи тонн / словесной руды.

А все потому, что слово требует взвешенного и бережного отношения. При этом каждое произведение должно быть по-своему новым и необычным. А это значит, что каждый раз поэт должен открывать в себе новые грани, затрагивая при этом еще не познанные темы: «Поэзия – вся – езда в незнакомое », «А что если я народа водитель и одновременно народный слуга? »

Главным долгом поэта, а значит и целью всей поэзии, Маяковский видел борьбу с мещанством, как негативным проявлением существующего мира:

Эти слова / приводят в движение
тысячи лет / миллионов сердца.
Долг наш - / реветь / медногорлой сиреной
в тумане мещанья, / у бурь в кипенье.
Поэт / всегда /должник вселенной, /
платящий / на го´ре / проценты / и пени.

Маяковский в стихотворении «Разговор с фининспектором» ставит тему поэта и поэзии на новый уровень, показывая умение стихосложения с точки зрения сложного, но имеющего огромное значение для народа и страны труда: «Нет! И сегодня рифма поэта – ласка и лозунг и штык и кнут ». Стихотворение является отражением размышлений Маяковского о месте поэта в рабочем строю:

У меня к вам / дело / деликатного свойства:
О месте / поэта / в рабочем строю.

Он укоряет фининспектора в том, что все считают «рифму – векселем», «строчку – распоряжением», и не видят в них душу и истинный смысл. При этом старается натолкнуть его на мысль, что народ, страну может спасти лишь поэзия:

Все меньше любится, /все меньше дерзается,
И лоб мой / время / с разбега крушит.
Приходит / страшнейшая из амортизаций –
амортизация / сердца и души.
Слово поэта - /ваше воскресение,
ваше бессмертие, гражданин канцелярист.

Безусловно Маяковский осознавал огромную важность собственной поэзии, но при этом видел, что его место «в ряду беднейших рабочих и крестьян»:

Нет! / И сегодня/ рифма поэта –
ласка, / и лозунг, / и штык, / и кнут.

Понимая назначение своей поэзии, Маяковский подчеркивал насколько она отличается от лирической. Особенно это противопоставление заметно в стихотворении «Сергею Есенину». Подчеркивая отличие поэзии Есенина от его испепеляющих стихов, Маяковский в то же время жалеет Сергея Александровича. Маяковский считал, что Есенин не мог жить и писать иначе под воздействием богем, поэтому не сумел раскрыть всего себя:

Заменить бы вам / богему / классом,
Класс влиял на вас, / и было бы не до драк.

По мнению Маяковского, одной из причин гибели Есенина послужила невозможность самовыражения:

Может, /окажись / чернила в «Англетере»,
вены / резать / не было б причины.

Также в стихотворении Маяковский отмечает личностное отношение к творчеству Есенина: ему дороже не нежность и красочность, ценимые поклонниками, а сила, крепость, способность не только «воспевать жизнь, но и участвовать в ее переделке». Он принимал лишь одну активную жизненную позицию, с целью разгона таких «друзей», как Собинов, Коган:

Надо / жизнь / сначала переделать,
переделав можно воспевать.

В произведении «Необычайное приключение бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» мы вновь видим новую грань раскрытия темы. При помощи эффекта гиперболизации Маяковский в стихотворении бросает вызов солнцу. Подчеркивая этим личное понимание поэзии, как выполнения социального заказа Роста:

Про то, \ про это говорю, / что де заела Роста.

И как не странно солнце понимает труд поэта потому, что и ему светить трудно. Они переходят на «ты», осознавая свою близость – оба, поэт и солнце, противостоят тьме. И если нет Солнца, то души озаряет поэзия:

Светить всегда, /светить везде,
до дней последних донца, светить –
и никаких гвоздей! / Вот лозунг мой \
и солнца!

Маяковский хотел быть понятым если не современниками, то хотя бы потомками. Это стремление он отразил в поэме «Во весь голос». Ее смело называют поэтическим завещанием творца:

Я к вам приду / в коммунистическое далеко
не так, / как песенно-есенинский провитязь.
Мой стих дойдет / через хребты веков
и через головы / поэтов и правительств.

Поэт пытается подвести свое творчество к итогу. Задается вопросом, что сделает его творчество бессмертным. Хочет объяснить, почему он намеренно выделялся из числа своих современников-поэтов, «поэтов чистого искусства». Причину он видит в своем стремлении отразить грубую действительность:

И мне / агитроп / в зубах навяз.
И мне бы / строчить / романсы на вас –
доходней оно / и прелестней.
Но я / себя / смирял, / становясь
На горло / собственной песне.

Маяковский указывает, что поэзия должна отражать и освещать насущные проблемы дня. Он следовал этой цели, поэтому верит, что рано или поздно истинная самобытность его творчества будет понята:

Мой стих/ трудом / громаду лет прорвет
и явится / весомо, / грубо, / зримо,
как в наши дни / вошел водопровод,
сработанный / еще рабами Рима.

Верил в признание, но и был готов к тому, что его забудут:

Стихи стоят / свинцово-тяжело,
готовые и к смерти / и к бессмертной славе.

Маяковский подчеркивает партийность и классовость своего творчества, его связь с народом:

Пускай нам / общим памятником будет
построенный / в боях / социализм.

Маяковский – поэт, необычайно чувствовавший время, поэт, ценящий верность высокому долгу творчества. После его смерти М. Цветаева написала: «Боюсь, что, несмотря на народные похороны… Россия до сих пор еще не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского » Это является подтверждением слов Маяковского, что лишь после смерти спустя годы – его творчество обретет истинное признание, а современники ценность пока не осознают.

Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского

В. Маяковский -- крупнейший поэт двадцатого столетия, который намеренно выступал в ярко-желтой кофте, его выступления сопровождались улюлюканьем и свистом. Такой же громкой и яркой была его поэзия.

Маяковский в своих стихах выражает убежденность в необходимости поэтического слова. Назначение поэта он видит в том, чтобы вызвать в людях стремление преодолеть некрасивость мира и изменить его.

Маяковский был далек от поэзии чисто эстетической, услаждающей, наполняющей душу лишь возвышенным лиризмом. Настоящего поэта он видит, прежде всего, агитатором, главарем, борцом за переустройство несовершенной жизни. Стихи, по мнению Маяковского, непременно должны обладать взрывной, действенной силой. У самого поэта стихотворение никогда не бывает вялым и инертным, оно всегда заряжено большой идеей, страстью, энергетикой. Маяковский не просто рисует мир, он убедительно доказывает, призывает к соучастию своего читателя.

В русской поэзии существует прекрасная традиция: каждый поэт, будь он мал или велик, не мог не задумываться о назначении творчества, о своем месте в жизни современного общества, о роли поэзии в жизни людей.

Владимир Маяковский неоднократно предпринимал попытки достучаться до людей и донести до них свое творчество, лишенное сантиментов, фальши и светской изысканности. Одной из таких попыток является стихотворение "Послушайте!", созданное в 1914 году и ставшее, по сути, одним из ключевых произведений в творчестве поэта, своеобразным уставом автора, в котором он сформулировал основной постулат своей поэзии.

По мнению Маяковского, "если звезды зажигают - значит, это кому-нибудь нужно". В данном случае речь идет не столько о небесных светилах, сколько о звездах поэзии, которые в первой половине ХХ века в изобилии появились на русском литературном небосклоне. Автор, которому на момент создания стихотворения "Послушайте!" едва исполнился 21 год, пытается найти свой путь в жизни и понять, нужно ли кому-нибудь его творчество, бескомпромиссное, эпатажное и не лишенное юношеского максимализма.

Рассуждая на тему жизненного предназначения людей, Маяковский сравнивает их со звездами, каждой из которых уготована своя судьба. Между рождением и смертью - всего лишь один миг по меркам вселенной, в который и укладывается человеческая жизнь. Маяковский убеждает себя и читателей, что ведь "кто-то называет эти плевочки жемчужиной". А, значит, это и есть главный смысл в жизни - быть для кого-то нужным и полезным. Проблема лишь в том, что автор не может в полной мере применить в себе подобное определение и с уверенностью сказать, что его творчество способно стать жизненно важным хотя бы для одного человека, кроме него самого.

Подобные мысли, в общем-то, не свойственные Маяковскому, который без преувеличения считал себя гением поэзии и не стеснялся это открыто утверждать, демонстрируют истинный внутренний мир поэта, лишенный иллюзий и самообмана. И именно эти ростки сомнения позволяют читателю увидеть другого Маяковского, без привычного налета грубости, который ощущает себя потерянной звездой во Вселенной и не может понять, есть ли на земле хоть один человек, которому бы его стихи действительно запали в душу. Тема одиночества и не признанности красной линией проходит через все творчество Владимира Маяковского. Однако стихотворение "Послушайте!" является одной из первых попыток автора определить свою роль в современной литературе и понять, будет ли его творчество востребовано спустя годы, или же стихам уготована участь безымянных звезд, бесславно погасших на небосклоне.

У Маяковского было много общего в понимании роли поэта и поэзии с классиками XIX века. Пушкин призывал "глаголом жечь сердца людей", Некрасов считал, что поэт, независимо от степени его таланта, должен быть прежде всего гражданином, воспринимающим боль и страдания народа, как свои собственные.

В. Маяковский определял же свою задачу так: " Светить всегда, светить везде". В ироническом стихотворении "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче", в этой нереальной фантастической истории, аллегорическая форма помогает поэту ярко и образно выразить свое понимание роли поэзии, искусства в обществе. Цель солнца -- светить людям, давать жизнь всему живому на земле. Таким же неутомимым тружеником должен быть поэт. Свет поэзии для людей -- то же, что свет солнца. И поэт, понявший это, радостно несет свою нелегкую ношу, которую и озвучивает в этом стихотворении:

Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить --

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой --

и солнца!

Владимир Маяковский считал, что поэт должен быть строителем новой жизни. Он большое внимание уделял профессионализму поэта. Проблеме поэтического мастерства посвящено стихотворение "Разговор с фининспектором о поэзии".

Маяковский также считал, что настоящий поэт, работая над стихотворением, должен затрачивать большие усилия. Только в этом случае его слово будет достойным того, чтобы его услышали. Автор поднимает такую тему, как тема долга перед людьми, Вселенной, перед всем, что не успел написать. У поэта есть высшее призвание: "Долг наш - реветь медногорлой сиреной в тумане мещанья, у бурь в кипеньи". Ему очень важно доказать, что слово настоящего поэта - слово вечное, бессмертное, что его будут помнить всегда. агитаторство маяковский поэтический мастерство

Часто в его строках можно увидеть душевную борьбу, его мучительные раздумья. В 1930 году, незадолго до своей трагической гибели, поэт написал вступление к поэме "Во весь голос", являющееся его поэтическим завещанием потомкам. Собственно в данном произведении видится нам истинное лицо и подлинные чувства поэта. Через головы современников он говорит грядущим поколениям, будущим потомкам, обещаясь рассказать "о времени и о себе".

Маяковский был прав: его стихи, миновав время, не потеряли своей ценности, а его "звонкая сила поэта" указывает людям место, занимаемое творчеством поэта и гражданина Владимира Маяковского в русском литературном наследии.

О НАЗНАЧЕНИИ ПОЭТА И ПОЭЗИИ. В чем заключается сущность поэзии, ее «сокровенный смысл» и назначение? В каких отношениях находятся поэзия и дей­ствительность, поэт и его эпоха? Должна ли лира служить вели­кой цели, к которой стремится народ, новые и новые поколе­ния? Ответ на эти вопросы Владимир Владимирович Маяковский ищет всю жизнь, тема поэта и поэзии пульсирующим нервом проходит через все творчество поэта, - «горлана-главаря».

Все великолепие математики состоит в том, что она лише­на конкретности и оперирует абстрактными понятиями. Ее законы и доказательства, ее логика не зависят от того, чего они касаются - ив этом ее особая красота и гармония. Ис­кусство - не математика, искусство - это жизнь. Поэтому Маяковский презирал лжепоэтов, лишь восхваляющих «двор­цы, любовь, сирени куст». Однако критиковать и отрицать мало. Нужно созидать. Поэтому Маяковский много экспери­ментирует в области рифм, структуры стиха, «копает» свой колодец поэтического слова.

Товарищи,

дайте новое искусство -

чтобы выволочь республику из грязи, -

писал поэт-трибун в стихотворении «Приказ №2 армии ис­кусств». Он понимает» что поэзия - не пустая болтовня для слабохарактерных малокровных барышень. Поэзия - гроз­ное оружие в руках умелых. Протест поэта против империа­листической войны» против жестокой» бессмысленной крова­вой бойни - убедительное подтверждение этому. «Я от первых дней войнищу эту проклял, плюнул рифмами в лицо войне», - сказал Маяковский.

Он не ищет легкой поэзии, все счастье поэта он видит в полезности своей Родине, своему родному народу.

Кто выше - поэт или техник, который

ведет людей к вещественной выгоде? -

спрашивает Маяковский в стихотворении «Поэт рабочий». И здесь же с уверенностью отвечает: «Мы равны». Главное от­личие поэта от рабочего в том, что поэт влияет на жизнь по- своему, обращаясь к миллионам людей. В стихотворении «Раз­говор с фининспектором о поэзии» Маяковский говорит о воздействии поэтического слова:

Эти слова

приводят в движение

Тысячи лет миллионов сердца.

Это обязанность искусства - смело вторгаться в гущу жиз­ни, принимать участие в ее преобразованиях. Так мыслил поэт, II слово у него не расходилось с делом. Весь свой талант» всю свою звонкую силу поэт Маяковский отдал служению своему народу. А ведь это громадная работа:

та же добыча радия:

В грамм добыча, в год труды.

Поэзия Маяковского - страстный и смелый разговор «аги­татора, горлана-главаря». Для того чтобы писать так, как писал Маяковский, требуется недюжинный талант и граж­данское мужество. Может поэтому так не хватает сейчас на­стоящих писателей, говорящих прямо, искренне, безбоязнен­но. Как верно писал Ярослав Смеляков в своем стихотворении «Маяковский»:

Как ты нужен стране сейчас,

Клубу, площади, газетам революции трубный бас, голос истинного поета

Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей! Вот лозунг мой - и солнца!

В. В. Маяковский

Вслед А. С. Пушкину, М. Ю. Лермонтову и Н. А. Некрасову Владимир Маяковский очень серьезно и ответственно подходил к поэзии в целом и к своему творчеству в частности. Энергично и образно автор говорил о своем назначении служить людям. Деятельность поэта Маяковский сравнивал с работой шахтера и рудокопа.

Та же добыча радия.

В грамм добыча,

В год труды.

Изводишь

Единого слова ради

Тысячи тонн

Словесной руды.

Бескомпромиссно поэт подходил к печатному слову. По свидетельству сестры, Владимир Владимирович часто месяцами работал над произведением, доводя его до совершенства. Маяковского не смущало сравнение его с солнцем. В стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» поэт обращается к солнцу, называя его «дармоедом», запросто приглашая светило к себе на чай.

Такое непосредственное общение нужно автору, чтобы доходчиво объяснить своим читателям огромное значение творчества поэта. Его труд так же необходим людям, как свет и тепло солнца. Маяковский нисколько не преувеличивал, говоря о большой роли стихов в жизни народа. Мы знаем, что действенное слово звало на битву и на труд, вело за собой миллионы людей. В заключении поэт гордо утверждает, что, подобно солнцу, он будет: Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей! Вот лозунг мой - и солнца!

Владимир Владимирович Маяковский был всегда там, где требовались его острый слог, бескомпромиссная сатира и политически четкая мысль. Поэзия Маяковского прошла проверку временем, потому что пропущена через сердце поэта. Все написанное им было выстрадано и пережито, ярко и честно изложено большим и талантливым художником. Сам Владимир Владимирович говорил, что людям нужно «больше поэтов хороших и разных... », они ведут за собой, открывают новые рубежи миллионам своих читателей.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/