Кульминация в повести капитанская дочка. Особенности композиции капитанской дочки. Несколько интересных сочинений

Жанр произведения — историческая повесть, написанная в форме воспоминаний.

Содержит 14 глав, каждая из которых имеет название и эпи-граф. Основа исторических событий, описанных в повести, — вос-стание под предводительством Емельяна Пугачева 1773-1775 годов.

Композиция. В завязке повествуется о детстве и отрочестве Петруши Гринева, о жизни в родительском семействе. Кульмина-ция повести — захват мятежниками Белогорской крепости и казнь капитана Миронова и его жены.

Вторая кульминация — появление Гринева в захваченной кре-пости для спасения Маши. Развязка — известие о помиловании Гринева императрицей. Заканчивается повесть небольшим эпило-гом, хотя не указывается, что это эпилог.

В повести нарисована яркая картина стихийного народного восстания. Пушкин упоминает о некоторых причинах восстания, рисует разнообразный национальный и социальный состав участ-ников движения. Народ в повести — не безликая масса, ведомая своим предводителем, это разноплановые личности, объединен-ные определенной целью: изувеченный башкирец, Хлопуша, ка-заки, крестьяне и многие другие, вставшие под знамена Пуга-чева.

Основные образы. Рисуя образ старика Гринева, Пушкин под-нимает проблему воспитания и образования молодежи. Автор не идеализирует семью Гриневых: глава семьи скор и на принятие решений, и на расправу, нетверд в поисках правды. Симпатию вызывает его сын Петр, в трудных обстоятельствах, будучи со-всем еще молодым, с честью хранивший верность своему слову. Искренний, порядочный, верный присяге, не струсивший перед лицом опасности и военного суда, он вызывает чувство уважения.

С симпатией же, хотя и с некоторой долей юмора, обрисована автором семья капитана Миронова. Пушкин показывает, что имен-но в такой семье и могла вырасти замечательная девушка Маша Миронова с ее простым, чистым сердцем, высокими моральными требованиями к жизни, с ее мужеством.

Искреннюю неприязнь вызывает Швабрин — сначала клевет-ник, который может нанести удар в спину, потом изменник, пе-решедший на сторону мятежников, и тюремщик сироты, а после разгрома восстания — и лживый доносчик. Материал с сайта

Сложен образ Пугачева. Глубокая народная любовь, беспощад-ность ко всему антинародному — и гуманность, сметливость; та-лант народного вождя — и наивность; вандализм — и щедрость. Гриневу было искренне жаль, что этот человек не погиб в бою, а сложил голову на плахе. В целом, образ трагичен.

Образ Савельича — выражение Пушкиным высоких нравствен-ных качеств простого русского человека.

Идеализирован образ императрицы, поставившей точку в деле Петра Гринева.

Язык повести исключительно прост, лаконичен, точен и бе-зыскусствен в изображении действительности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • краткий анализ капитанской дочки
  • анализ капитанской дочки
  • анализ рассказа капитанская дочка
  • пушкин капитанская дочка краткое цитаты
  • козельск капитанская дочка

«Урок по Евгению Онегину» - Задание: Дать оценку наиболее понравившемуся Вам герою из романа «Евгений Онегин». Боже мой! Татьяна. Владимир Ленский. Тема урока: «Система образов романа «Евгений Онегин». Александр Сергеевич Пушкин. Я думал: вольность и покой Замена счастью. Работа с опорной схемой. Евгений Онегин. Все ярко, все бело кругом.

«Евгений Онегин письмо» - Н.М.Карамзин. 4. Образ Евгения Онегина. 7. Заключение. Из письма Л.С.Пушкину (январь 1824г.,Одесса). 6. Сопоставительный анализ писем Евгения Онегина и Татьяны. Зачем вы посетили нас? Предвижу всё: вас оскорбит Печальной тайны объясненье. (Из письма Онегина к Татьяне). С героем моего романа Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас (гл.

«О Евгении Онегине» - История Онегина напоминает жизнь Чаадаева. Роман Толстого «Анна Каренина» является продолжением романа «Евгений Онегин». Жанр – роман в стихах. Евгений Онегин - прототип Пётр Чаадаев, друг Пушкина. На всегда весёлую Ольгу не похожа её задумчивая сестра Татьяна. Владимир Ленский - сам Пушкин или скорее его идеализированный образ.

«Роман Онегин» - В.Г.Белинский. Как звали отца Ольги и Татьяны Лариных? Реализм (от позднелатинского realis – вещественный). Добролюбов. Какие периоды творческого развития Пушкина охватывает работа над романом? Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни». Какое время года больше всего любила Татьяна?

«Евгений Онегин образ автора» - Лирическое отступление – отступление от непосредственного сюжета в литературном произведении. Онегин, Ленский, семья Лариных, второстепенные персонажи романа. Сюжет – последовательность изображенных в художественном произведении событий. Вспомните, что такое сюжет? Тематика и роль лирических отступлений в романе.

«Евгений Онегин роман» - Евгений Онегин –образ «лишнего» человека в романе Пушкина «Евгений Онегин». Онегин – лишний человек. Гипотеза: Евгений Онегин – никакой не «лишний», а просто человек. Ход исследования. Ход исследования: Почему Евгения Онегина считают «лишним» человеком? Цель работы: Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!..

Всего в теме 14 презентаций

Повесть построена в форме семейных записок П. А. Гринёва, главным образом о тех «неожиданных происшествиях», которые «имели важные влияния на всю его жизнь и дали его душе сильное и благое потрясение». Такая форма изложения давала возможность Пушкину провести через цензурные рогатки произведение, в котором основной является тема крестьянской революции. Автор записок П. А. Гринёв - рядовой дворянин конца XVIII века, разделяющий взгляд правительственных и помещичьих кругов ^на пугачёвское восстание как на разбой, а на войско Пугачёва как шайку мошенников.

Поэтому с первого взгляда кажется, что всё в повести с официальной точки зрения политически благонадёжно: симпатии Пушкина якобы на стороне дворянства, Пушкин жалеет казнённых Пугачёвым защитников Белогорской крепости, царица выступает в роли благодетельницы Маши Мироновой. На самом же деле всё это далеко не так.

Дело в том, что Пушкин заставляет Гринёва подробно и точно излагать факты, и вот эти-то факты при их сопоставлении говорят читателю не то, что хотел бы сказать Гринёв, и читатель осмысливает их по Пушкину, а не по Гринёву.

Повесть построена так, что в исторической её части всё время сопоставляются два враждебных лагеря: народный, во главе которого стоит Пугачёв, и дворянский, возглавляемый Екатериной II. Между ними идёт борьба, и основные герои «семейственных записок» - Гринёв и Маша Миронова - волею обстоятельств сталкиваются и с тем и другим лагерем. Они должны были сделать выбор между двумя борющимися силами. Они его и сделали: остались верными дворянско-помещичьему миру.

Но если следить за тем, как изображены появляющиеся на страницах повести представители враждующих сил, то легко заметить, что всё честное, благородное, справедливое, истинно человеческое отдано автором записок (по воле Пушкина) народному миру, а не дворянско-помещичьему.

Первый раз представители двух враждебных лагерей показаны во второй главе («Вожатый»): Пугачёв и оренбургский генерал, начальник края. Какая резкая разница между ними! Вожатый - воплощение лучших черт народа, он кровно с ним связан. Генерал оторван от народа, он даже плохо знает русский язык. Удовлетворяя просьбу старика Гринёва, он назначает Петра Андреевича в Белогорскую крепость, так как там он будет «на службе настоящей, научится дисциплине». Стоит только вспомнить о коменданте крепости, о том, что там не было ни службы, ни дисциплины, чтобы понять, как плохо знал генерал своих подчинённых и то, что творилось в подначальных ему Укреплениях.

В восьмой главе описывается военный совет у Пугачёва, а в Десятой - у генерала. Они даны также контрастно. У Пугачёва - живое, свободное обсуждение, в результате которого принимается смелое, правильное решение. Сатирически зарисован совет у генерала, на котором принято было решение, «что всего благоразумнее и безопаснее внутри города ожидать осады», которая, как позднее отмечает Гринёв, оказалась «гибельна для жителей».

Резко противопоставлены Пугачёв и генерал и в отношении к судьбе Маши Мироновой, оказавшейся во власти Швабрина. С какой бессердечностью отнёсся генерал к Маше! И наоборот, какое человеческое сочувствие проявил Пугачёв! «Кто из моих людей смеет обижать сироту?» - закричал он. И едет сам в Белогорскую крепость выручать невесту Гринёва.

Повесть в целом и каждую из её глав Пушкин снабдил эпиграфами. Они определяют содержание или дают характеристику основного героя (или героев) данной главы. Однако есть эпиграфы (к гл. II, VIII), имеющие противоположный смысл. Оба эти эпиграфа относятся к Пугачёву и излагают дворянскую точку зрения на Пугачёва, которую Пушкин опровергает содержанием глав.

Пейзажи в повести поражают своей реалистической точностью. Пушкин сжато, буквально в нескольких словах, умеет нарисовать полную и впечатляющую картину природы. Так, например, даны пейзажи во второй главе и в последней, идейно связанные с образами Пугачёва и Екатерины II.

Если сравним картину бурана, нарисованную Пушкиным, с описанием бурана в книге «Топография Оренбургская, т. е. обстоятельное описание Оренбургской губернии» (1772), то мы поразимся точности пейзажа у Пушкина. В книге говорится: «Особливо ж зимою, в декабре и генваре месяцах, бури, по тамошнему названию бураны, бывают с снегом и при самом жестоком морозе, что от того многие люди замерзают и пропадают, которые тем паче опаснее, что иногда при весьма тихой и умеренной погоде в один час такая туча, или буран, наступит, что при сильном снеге сверху и лежащий на земле несёт, и оным весь воздух столько сгустит, что в трёх саженях ничего видеть невозможно». Это сопоставление наглядно показывает, насколько реалистичен и точен Пушкин в своих художественных картинах природы.

Пейзаж в повести не только простое описание местности или погоды, он выполняет важную роль в характеристике героя и в развитии действия произведения. Вожатый - единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом. Он стоял на твёрдой полосе и нашёл дорогу к постоялому двору, проявив смелость и умение ориентироваться. Важно и то, что таинственный вожатый появляется в «мутном кружении метели». Снежная буря, во время которой возникает перед Гринёвым фигура вожатого (Пугачёва), как бы символизирует и предсказывает ту социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнёт Гринёва с Пугачёвым, на этот раз вожатым народа, вождём крестьянской революции.

Наконец, буран является завязкой сюжетной линии Гринёв - Пугачёв. Если бы не было бурана, не произошло бы знакомства Гринёва с Пугачёвым и судьба Гринёва сложилась бы иначе.

В сцене свидания Марьи Ивановны с Екатериной II пейзаж иной, резко контрастирующий с первым. Там - «мрак и вихорь», здесь -- прекрасное утро, пожелтевшие под свежим дыханием осени липы. В такую ясную погоду, в обстановке царскосельского парка с его озером, лугами и памятниками славе русского оружия, Марья Ивановна встречается с Екатериной II, которая дарует милость дочери капитана Миронова.

Интересно отметить, что в то время, как портрет Пугачёва Пушкин создаёт сам, резко расходясь с изображением его у дворянских писателей, Екатерину II он рисует так, как она представлена на портрете Боровиковского, т. е. отказываясь от самостоятельной зарисовки.

Это тем более интересно, что всегда верный правде Пушкин на этот раз отступает от неё. У Боровиковского, рисовавшего портрет Екатерины II в 1791 году, она изображена уже стареющей, а встреча Марьи Ивановны с царицей произошла в 1774 году, т. е. когда Екатерине было 45 лет.

Значение прозы Пушкина хорошо раскрыл Горький. «Как прозаик, - пишет А. М. Горький, - он написал исторический роман «Капитанская дочка», где с проницательностью историка дал живой образ казака Емельяна Пугачёва, организатора одного из наиболее грандиозных восстаний русских крестьян. Его рассказы «Пиковая дама», «Дубровский», «Станционный смотритель» и другие положили основание русской прозе, смело ввели в литературу новизну тем и, освободив русский язык от влияния французского, немецкого, освободили и литературу от слащавого сентиментализма, которым болели предшественники Пушкина».

Произведение состоит из нескольких набросков из жизни обычного дворянина Петра Гринева, повествующих о самых ярких событиях, произошедших с ним и оказавших на него особенное влияние.

Композиционная структура повести включает в себя четырнадцать глав, стилизованных в форме мемуаров, выстроенных с использованием симметричности, отличается четким, стройным, последовательным изложением, напоминающим сюжеты волшебных сказок в виде напутственных отеческих слов, дальнего пути главного героя, схватки со злым соперником, спасения возлюбленной и царской награды при возвращении домой.

Экспозиционная составляющая представлена в форме двух первых глав, которые являются равновеликими по объемному содержанию и демонстрируют основной внутренний смысл произведения, изображая главных действующих героев – молодого человека дворянского происхождения Петра Гринева и предводителя народного восстания Емельяна Пугачева.

Взаимоотношения основных персонажей составляют историческую канву повести, основанную на параллельном столкновении величайших личностей истории императрицы Екатерины Второй и Пугачева. Писатель ярко подчеркивает контраст правящей власти и восставших крестьян путем расположения стройно сочленных между собой и следующих друг за другом глав, которые излагают события жизненного пути ключевого героя в обратном порядке, а не по порядку.

Каждой из глав повести, а также произведению в целом, предшествуют эпиграфы, определяющие суть повествования, либо характеризующие героев данного изложения. Однако имеются и вступления, содержащие противоположное суждение автора о Пугачеве, выражающие мнение поэта на предводителя восстания с точки зрения дворянства и опровергающие содержание главы.

Описание природных картин, пейзажей представляются автором в виде реалистичных зарисовок, изображенных в виде сжатых, кратких изложениях, помогающих более глубже охарактеризовать героев повести, а также акцентирующих внимание на развитии и завязке сюжетной линии произведения. Именно, используя описание картины во время снежного бурана, писатель знакомит своих основных персонажей, Гринева и Пугачева, друг с другом. А в сцене, описывающей встречу Маши Мироновой с императрицей, присутствует совсем иная картина в виде прекрасного ясного утра, передающего атмосферу ранней теплой осени с пожелтевшими листочками липы.

В изображении портретных характеристик героев повести также применяется прием контраста, при использовании которого образ Пугачева описывается автором самостоятельно, а Екатерина представляется поэтом в соответствии со знаменитым портретом художника Боровиковского, а не в виде самостоятельных авторских зарисовок.

Все применяемые в произведении художественные литературные приемы и методы позволяют автору выстроить в повести продуманную, стройную композиционную модель повествования, захватывающую читателя с первых строк книги.

Вариант 2

В этом романе автор привел много исторических героев, а так же создал много вымышленных, но благодаря наличию реальных героев роман и обладает своей особенностью и имеет огромное значение. Ведь автор создавал его, опираясь на исторические события, поэтому кроме основных сюжетных линий в этом произведении упомянута судьба всего русского народа.

Именно для внесения более точного повествования в герои данного романа выбран Петр, который лично знаком с Пугачевым. Соответственно все далее излагаемые события являются правдивыми и исторически важными. Роман написан в виде мемуаров.

Петр Гринев сам из дворянской семьи, служит императрице, он честен и благороден. Когда Пугачев предложил ему перейти на сторону бунтовщиков и получить более высокое звание, Петр естественно отказался, так как он не так воспитан. Кроме этого он противостоит пугачевскому бунту, без прикрас рассказывает о событиях того времени.

Но одновременно Гринев и рассказывает о том, что Пугачев смекалист, честен и справедлив, в течение всего общения с Пугачевым Гринев избежал три раза смертной казни. Интересный момент романа, автор пишет о Гриневе в разных его периодах жизни.

И при этом Гринев как бы сам со стороны себя критикует и рассказывает о своих ошибках и победах. Так же Пугачев в начале произведения появляется как обычный человек, через время он уже предводитель восстания. Далее видим жестокие и благородные черты его характера, когда Пугачев спас невесту Гринева от Швабрина.

Благодаря тонкому авторскому замыслу большинство исторических событий рассказывается от лица Гринева. Эти события и высказывания и есть мысли самого автора. Благодаря тонкому подходу автор пишет рассказ от лица Петра, так же он высказывает свои умозаключения о бунте крестьян.

Весь рассказ пропитан противостоянием правительства и бунтовщиков. Автор показывает сторону правительства их уклад и поведение всех чиновников, одновременно этому он сопоставляет бунтовщиков и рассказывает об их действиях.

Умело, сопоставлены вождь крестьян и императрица их противостояние и борьба, без прикрас показана жизнь крестьян при императорской власти. Тут же Пугачев рассказывает о своих предложениях и вольной жизни освобожденных крестьян.

В лице Маши показана простота и чистота души русского народа, в ее обращении к императрице. Весь роман пропитан демократичностью и стремлением к свободной жизни простых людей. Автор хотел показать, что и Пугачев и весь его бунт принес определенные изменения в историю нашего государства.

Особенности произведения

Несколько интересных сочинений

  • Образ Акулины из повести Барышня-крестьянка Пушкина

    В данном произведении Акулина, это и есть Елизавета Муромская, она переоделась в крестьянку, для того чтобы познакомиться со своим будущим мужем. Главная героиня повести Елизавета

  • Мой год начинается 1 сентября, а не 1 января, как на самом деле происходит у всех. Нет, я не имею в виду учебный год. Дело в том, что когда я говорю «в прошлом году», я имею в виду все это время до дня 1 сентября.

  • Сочинение Сказочный образ Царевны-лебедь Пушкина

    Все произведения Пушкина гениальны и считаются высшей степенью культуры и образованности человека. К этому числу относится и «Сказка о царе Салтане». Волшебная сказка в стихах о том, что добро торжествует над злом.

  • Анализ рассказа Чехова Крыжовник сочинение 10 класс

    Удивительный и неповторимый Антон Павлович Чехов славится своими непревзойденными рассказами, которые затрагивают до глубины души. Глубоким смыслом не обделено и произведение Крыжовник

  • Сочинение В чем разница между мечтателями и реалистами?

    В каждом человеке в той или иной степени совмещены мечты и реальность. И это здорово – быть реалистом с мечтой, но, когда человек мечтатель по жизни и совершенно не реализует себя в реальности

Предварительный просмотр:

Александр Сергеевич Пушкин

«Капитанская дочка» 8 класс

Историческая основа повести. Особенности композиции.

Цели : 1. Рассказать об истории создания повести

2. Раскрыть связь «Капитанской дочки» с другими произведениями Пушкина

3. Рассказать об особенностях композиции

4. Развивать умение связно и логично отвечать на поставленные вопросы

5. Воспитывать любовь к русской истории и русской литературе

Оборудование: Электронная презентация, карта России 18 века, раздаточный материал

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с исторической повестью Пушкина «Капитанская дочка». Наш урок будет проходить в соответствии с планом:

  1. Движение Пушкина к прозе
  2. Роман и повесть в русской литературе 30-х годов 19 века
  3. Требования Пушкина к историческому роману
  4. Интерес Пушкина к теме народных восстаний
  5. Работа писателя над «Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой»
  6. Композиция повести
  1. Еще в 3 главе «Евгения Онегина» Пушкин говорит о своем стремлении обратиться к реалистическому повествованию в прозе. Это было в 1824 году в Одессе.

А в 1827 году Пушкин работает над «Арапом Петра Великого». 1830 г.- окончены «Повести Белкина», 1832 – 1833 – работа над «Дубровским». С конца 20-х годов проза занимает в творчестве писателя огромное место, хотя и не означает отказа от стихотворной формы.

  1. Развитие прозы в творчестве Пушкина связано и с тем обстоятельством, что в 30-е годы в русской и зарубежной литературе начинает широко развиваться роман и особенно – повесть.

Сообщение учащегося об известных романах того времени (Марлинский, Лажечников, В.Скотт)

  1. Пушкин внимательно следит за развитием романа и повести. Он формулирует свои требования к историческому роману: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании».
  2. В ходе изучения творчества Пушкина мы уже отмечали интерес поэта к родной истории, к периодам больших социальных потрясений, крупных переломов в истории страны.

- Личность какого государственного деятеля вызывала у писателя пристальное внимание? (Петр Первый)

Назовите произведения, которые описывают деятельность Петра и его эпоху? («Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого»)

Почему деятельность Петра Великого вызывает большой интерес у Пушкина?

Кроме того, писателя интересует и тема народных восстаний.

  1. Интерес Пушкина к народному движению неслучаен. В начале 30-х годов 19 века крестьянские волнения вспыхивают с большой силой. Среди них – восстание военных поселян в Новгородской губернии. Пушкин с волнением следит за его развитием. В 1833 году поэт работает в исторических архивах. Он обращается к военному министру Чернышеву за разрешением получить доступ к документам, касающимся следственного дела о Пугачеве. Пушкин мотивирует это тем, что задумал работать над историей Суворова (Суворов принимал участие в ликвидации Пугачевского бунта). Он получает разрешение и приступает к работе. Кроме работы в архивах, Пушкин совершает поездку в Казань, Симбирск, Уральск, Оренбург, побывал он и в Бердской слободе – столице Пугачева. Он беседует с еще оставшимися в живых свидетелями тех событий. В начале 1834 года исторический труд «История Пугачева» («История Пугачевского бунта») вышел в свет.

Замысел «Капитанской дочки» возник у Пушкина еще до работы над «Историей Пугачева», в то время, когда он пишет «Дубровского».

Назовите действующих лиц повести «Дубровский»?

Какой конфликт положен в основу произведения?

Почему Дубровский потерпел поражение и распустил свою шайку? (В борьбе с Троекуровым Дубровский выступает как герой-мститель за собственные обиды, судьба народа его не интересует).

Пушкин понял, что на материале современности он не сможет изобразить подлинного крестьянского восстания. Поэтому он обращается к истории Пугачевского бунта.

Фигура Емельяна Пугачева кажется Пушкину очень яркой и самобытной. Он деятель большого исторического масштаба.

Работа с картой. Указать города, районы, охваченные восстанием, сказать о причинах поражения.

Работа над повестью продолжается несколько лет. В 1836 году она закончена и опубликована в журнале «Современник». Пушкин выступил в повести как ученый-историк и художник, создавший первый реалистический исторический роман.

6. Работа с эпиграфами.

Как вы понимаете смысл выражения, которое является эпиграфом ко всей повести?

Почему Пушкин взял именно эти слова?

От чьего лица ведется повествование?

Каковы основные черты повести (точность, сжатость, стремительность в развитии действия, никаких отклонений от сюжета, строгое соответствие рассказа хронологии событий)

Как бы вы определили основные темы произведения? (1. Тема народного движения. « Честь, долг, верность – и в службе, и в любви)

7.Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание: 1-2 главы читать; пересказ отрывка «Встреча с вожатым», или сообщение о Емельяне Пугачеве, или составление статьи в энциклопедию «Пугачевский бунт»