Бюллетень вбросить в урну для голосования. Для членов избирательных комиссий проводятся тренинги по вбросам бюллетеней

Государственная дума приняла 19 июля в третьем, окончательном чтении поправки в Уголовный кодекс РФ, вводящие наказание за вброс бюллетеней. Теперь это нарушение проведения честных выборов будет наказываться уголовно, штрафами в сотни тысяч рублей, а возможно, и реальными сроками.

Закон дополняет УК РФ статьей 142-2. Она гласит, что за выдачу гражданам избирательных бюллетеней с целью проголосовать вместо избирателей или более двух раз в ходе одного и того же голосования, либо выдачу заранее заполненных бюллетеней член избирательной комиссии наказывается штрафом от 200 000 до 500 000 руб. или в размере его дохода за срок от 18 месяцев до 3 лет, либо принудительными работами до 4 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Сам же гражданин за получение таких бюллетеней наказывается чуть слабее: штрафом от 100 000 до 300 000 руб. или в размере дохода от 1 до 2 лет, либо принудработами до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок. А совершение этого преступления группой увеличивает наказание по обоим пунктам: штраф от 400 000 до 700 000 руб. или в размере дохода от 2 до 4 лет, либо обязательные работы до 480 часов, либо исправительные работы до 2 лет, либо принудительные работы до 5 лет, либо лишение свободы на тот же срок.

Данный законопроект был внесен большой группой депутатов от разных фракций во главе с председателем комитета по законодательству и государственному строительству Павлом Крашенинниковым и сенатором Андреем Клишасом. Приняли его единогласно, и депутат Виктор Пинский от "Единой России" специально заявил, что ЕР тоже "за".

Как отметил депутат-коммунист Олег Смолин, уголовное наказание за вброс бюллетеней и "избирательные карусели" (голосование по нескольку раз) вводится в РФ впервые - "как ни странно", добавил он. Смолин также обратил внимание на то, что уголовная статья вводится за вброс нескольких или многих бюллетеней. Тогда как вброс одного бюллетеня наказывается как административное правонарушение по ст. 5.22 КоАП РФ штрафом в 30 000 руб.

Такая ситуация, как отметил Смолин, создаст определенные проблемы, когда придется выяснять, один или много бюллетеней было вброшено. Но сам закон депутат считает "правильным сигналом избирательным комиссиям" накануне предстоящих выборов 2017 и 2018 года.

Правда, депутат от "Справедливой России" Валерий Гартунг заметил с той же трибуны, что уголовная норма о фальсификации выборов в РФ уже существует, только правоприменительная практика по ней отсутствует. "Во многих регионах отказываются возбуждать уголовные дела, переводя это в административное судопроизводство, - заметил Гартунг. - Хотелось бы, чтобы эта практика прекратилась и мы шли по пути уголовного преследования за "карусели".

"Новизна в том, что если ты незаконно вбросил один бюллетень - 30 000 рублей штрафа, а если два - то уже уголовное наказание и 300 тысяч, - заметил депутат от ЛДПР Сергей Иванов. - Но все эти вещи и в старом законе могли быть квалифицированы как фальсификация итогов голосования, чего мы с вами никогда не наблюдали".

Вброс может быть осуществлен:

  • перед опечатыванием урны (в отсутствие участников наблюдения или при их недостаточной внимательности) - председателем УИК ;
  • в ходе голосования - как членами УИК участковая избирательная комиссия , так и избирателями (и даже недобросовестными наблюдателями);
  • в начальный период подсчета, до опорожнения урны - членами УИК участковая избирательная комиссия , наблюдателями и иными лицами, присутствующими в помещении, где производится подсчет;
  • в момент опорожнения урны - членами УИК участковая избирательная комиссия
  • после сортировки бюллетеней - членами УИК участковая избирательная комиссия , иными лицами, находящимися непосредственно у стола, на котором производится подсчет.

Технология подготовки вброса [  ]

Бюллетени для вброса [  ]

Для обеспечения вброса фальсификаторам необходимы бюллетени. Поскольку каждый бюллетень, используемый на участке, должен быть снабжен печатью и подписями двух членов УИК участковая избирательная комиссия , наиболее «чистым» источником бюллетеней является непосредственно участковая комиссия. Другим источником бюллетеней может служить вышестоящая комиссия, в которой легально остается резервный тираж, а нелегально могут находиться и подлежащие уничтожению лишние экземпляры, изготовленные типографией; наконец, вместо подлинных бюллетеней могут использоваться и полностью фальсифицированные бланки - вероятность того, что члены комиссии при подсчете на крупном участке не заметят подделки, достаточно велика.

Однако наличие дополнительно изготовленных бюллетеней (и на бланках из резервного тиража, и на поддельных бланках) непременно будет выявлено при правильно проведенном подсчете: бланки бюллетеней являются документом строгой отчетности, и обнаружение сколько-нибудь значительного числа лишних бланков приведет к скандалу. Поэтому основным способом обеспечения вброса является передача вбросчику бюллетеней из участковой комиссии.

Легализация вброса [  ]

При честном голосовании каждому выданному бюллетеню соответствует отметка в книгах списка избирателей. Собственно вброс означает, что в ящике для голосования оказались бюллетени, которые избиратели не получали. Для сокрытия факта вброса соучастник вбросчика из числа членов комиссии должен внести в список избирателей фальшивые записи о выдаче бюллетеней. Естественно, что для этого член комиссии должен располагать более или менее достоверной информацией о том, кто из избирателей не придет голосовать - именно поэтому участникам наблюдения рекомендуется проверять отсутствие пометок в книгах списка избирателей (см. статью Карандашные пометки в списке избирателей). Кроме того, необходимо внимательно следить за тем, чтобы члены комиссии не вносили записи в книги в отсутствие избирателей.

Сфальсифицированные записи в книгах могут вноситься и до вброса, и после него. Если записи были внесены, но вброс не состоялся, то при подсчете будет выявлено, что избиратели получали и унесли домой аномально большое число бюллетеней; если вброс состоялся, но записи в книги внести не успели, то ситуация окажется еще более странной, ее «приличное» объяснение выглядит так: бюллетени слипались при выдаче, а хитрые избиратели это обнаруживали, но не отдавали лишний бюллетень назад, а ставили на нем отметку и опускали в урну.

Вброс бюллетеней перед опечатыванием урны [  ]

  1. перед опечатыванием осмотреть и сами ящики для голосования, и внутреннюю сторону их крышки на предмет отсутствия вложений.
  2. убедиться, что снятие крышки невозможно без нарушения целостности печати/пломбы.
  3. изучить конструкцию ящика, чтобы убедиться, что ящик не имеет дополнительных точек доступа (лючков, съемных стенок и т. п.); при обнаружении требовать опечатывания таких мест.

Наиболее распространенная проблема, с которой может столкнуться наблюдатель - это опечатывание ящика для голосования задолго до открытия участка и прибытия участников наблюдения, хотя закон требует производить опечатывание непосредственно перед открытием участка:

Пункт 3 3. В день голосования непосредственно перед наступлением времени голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим лицам, указанным в , пустые ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов - при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии (пломбируются).

Время опечатывания в данной норме не указано явно, но вытекает из формулировки «непосредственно перед наступлением времени голосования», то есть между двумя событиями - опечатыванием урн и началом времени голосования - не должно происходить иных действий комиссии, они должны следовать подряд, одно за другим. (Стоит проверять данную норму в региональном законодательстве на наличие более точного указания на время опечатывания)

Если председатель УИК участковая избирательная комиссия намерен опечатать урну задолго до открытия участка, но это происходит в присутствии участников наблюдения, то следует напомнить председателю о требованиях законодательства. Однако даже если он настаивает на немедленном опечатывании, такое нарушение не является критическим, но участникам наблюдения необходимо установить тщательный контроль за урной с момента опечатывания (что, конечно, снизит их возможности для выполнения других утренних задач, например, в отношении изучения списка избирателей).

Вброс бюллетеней в период голосования [  ]

Чаще всего словом «вброс» называют именно вброс бюллетеней во время голосования. Порядок действия участника наблюдения определяется тем, задержан ли вбросчик и удалось ли предотвратить вброс.

Как распознать намерения вбросчика [  ]

Особенности поведения вбросчика определяются тем, что он должен маскировать пачку бюллетеней, и тем, что он боится разоблачения. Первое определяет особенности того, как он при выходе из кабины для голосования держит свой «легальный» бюллетень (в котором чаще всего бывает скрыта пачка, предназначенная для вброса); второе - влияет на его общую манеру поведения.

Следует понимать, что вброс бюллетеней в присутствии наблюдателей осуществляется достаточно небольшими пачками - пять-десять бюллетеней. Поэтому распознавание вбросчика является непростой и не всегда реальной задачей.

Наиболее распространенным способом вброса является проталкивание пачки бюллетеней, скрытой внутри сложенного «легального» бюллетеня. Не следует рассчитывать на то, что пачка будет заметна при проходе вбросчика от кабины к урне, скорее вы обратите внимание длительное нахождение избирателя в кабине для голосования или на необычное обращение с бюллетенем (скованность в движениях и т. п.) после выхода из кабины.

Важно! Попытки пристально разглядывать бюллетени в руках избирателей могут привести к конфликтам и обвинениям в попытках нарушить тайну голосования (а это влечет удаление или отстранение). Старайтесь не выглядеть назойливым.

Эффективным методом может оказаться обращение к предполагаемому вбросчику на пути к урне: вбросчик находится в состоянии напряжения, любая неожиданность его пугает. В тот момент, когда вы говорите ему: «Добрый день!» - он лихорадочно пытается понять, что происходит и где кроется опасность. Не исключена ситуация, что в паузу между приветствием и вашим дальнейшим вопросом он уже раскроется, предприняв неадекватные действия (например, направится к выходу вместо урны). Однако нужно быть готовым к тому, что ничего не произойдет: вашим собеседником может оказаться и обычный избиратель, и хладнокровный вбросчик. Поэтому вы должны быть готовы к продолжению беседы и понимать, что вы скажете дальше, какой вопрос зададите. Возможность дальнейшей беседы хороша еще и тем, что вы в ходе разговора можете сопровождать собеседника к урне, находясь непосредственно рядом с ним и его контролируя.

Не следует злоупотреблять «тестом на общение», критерии отбора потенциальных кандидатов должны быть таковы, чтобы вам не требовалось применять этот способ чаще чем раз в один-два часа. Более частое общение с избирателями повышает вероятность того, что недружественные участникам наблюдения лица (члены комиссии или заинтересованные в фальсификациях наблюдатели) попробуют обвинить вас в агитации.

Вбросчик пытается убежать до вброса [  ]

Если предполагаемый вбросчик в результате каких-то ваших действий (например, после вашей попытки обратиться к нему, или после вашего движения в сторону урны) ведет себя неадекватно и пытается покинуть участок, не дойдя до урны, либо очевидным образом пытается избавиться от лишних бюллетеней в руках, это является вполне достаточным основанием для того, чтобы попытаться ему помешать. Скорость и интенсивность вашей реакции должна быть соразмерна действиям предполагаемого вбросчика. В любом случае, не прибегайте к явному насилию, если правонарушение не очевидно: можно звать на помощь сотрудника полиции, можно встать у человека на пути, преградив выход, но если вы схватите человека, которому не удастся ничего вменить, то в лучшем случае вас удалят с участка, а в худшем - еще и отвезут в полицию. Старайтесь заметить, в какой карман предполагаемый вбросчик спрятал пачку - сотрудник полиции может предложить вбросчику показать содержимое кармана, но не будет задерживать и обыскивать его без веских оснований.

Если задержать вбросчика не удалось, но вы уверены в том, что такая попытка была, следует инициировать проверку баланса бюллетеней на участке, которая позволит проверить равенства фактического остатка бюллетеней у членов комиссии с ПРГ право решающего голоса (или член комиссии с правом решающего голоса) тому количеству, которое должно было бы у них оставаться в соответствии с записями в книгах списка избирателей. Недостача бюллетеней покажет на сообщника вбросчика.

Если вброс произошел [  ]

Как это ни грустно, но наиболее частой оказывается ситуация, когда понимание, что, скорее всего, на ваших глазах произошел вброс, приходит к вам в тот момент, когда пачка бюллетеней с характерным стуком падает в урну или вы издали видите необычно сложенный бюллетень, опускаемый в ящик. Поднимать крик в этот момент уже поздно: вбросчик упрется и будет все отрицать, а никаких доказательств, кроме вашего обостренного слуха, у вас нет. Вы можете предпринять следующие шаги, в зависимости от конкретной ситуации:

  1. Если есть возможность, попробовать испугать предполагаемого вбросчика обращением к нему - по тому же рецепту, что описывался выше, в связи с подходом подозрительного лица к урне. Попытка убежать дает уверенность в том, что слух и/или зрение вас не подвели, и это действительно вбросчик.
  2. Попросить сотрудника полиции проверить паспорт предполагаемого вбросчика (естественно, если вам удалось установить с сотрудником полиции надлежащие отношения). С большой вероятностью окажется, что вбросчик не проживает на территории данного участка, и это уже будет основанием для дальнейших разбирательств.
  3. Проследить, куда направится вбросчик, выйдя с участка - если он сядет в автомобиль, то номера и описание автомобиля следует сообщить в штаб наблюдения: с большой вероятностью вбросчик направится на другой участок.

Полученная совокупность относительно малозначимых обстоятельств: то, что вы заметили/услышали в момент предполагаемого вброса; то, что подозреваемый бросился бежать; то, что вы и другие свидетели видели, как человек, не имеющий надлежащей прописки, опускал бюллетень в урну (последнее даже и нельзя счесть малозначительным) - позволяет вам поставить вопрос о вызове полиции и инициировать проверку баланса бюллетеней .

Что делать после успешного вброса [  ]

Во всех случаях, когда вы не сумели пресечь вброс, но смогли заставить членов комиссии в той или иной степени признать вероятность этого, следует подать жалобу:

В участковую избирательную комиссию №___

от (статус) (инициалы, фамилия)

Жалоба на нарушение законодательства о выборах

В результате действий (инициалы, фамилия предполагаемого нарушителя либо «неустановленного лица») примерно в ___ часов ___ минут в стационарном ящике для голосования №____ могли оказаться избирательные бюллетени, не выдававшиеся избирателям («вброс»).

В связи с этим прошу:

На избирательном участке на выборах президента 2018 прямо из пакета вываливается куча бюллетений и запихивается в урну. Участок еще закрыт, Московский участок. Пока никого нет, выборы не начались, нужно напихать побольше бюллетеней. А дальше совсем без палева такая, женщина. Берет из-за пазухи пачку и кладет в урну, пока никто не видит.

Еще один случай вброса бюллетеней

Кандидат от КПРФ обнаружил вбросы бюллетени другого кандидата на выборах президента 2018, тем самым произошла подмена голосов. 3 пачки пустых не проштампованных бюллетени. Не желание председателя комиссии избирательного участка выполнять свои обязанности и сговор с наблюдателями за выборами делают не возможным проведение честных выборов без вбросов бюллетени и мошенничества. Видео опубликовал «Открытый канал» на видео-хостинге YouTube.

Надеемся, что государственные органы предпримут действия для пресечения и предупреждению случаев вбросов.

По мнению главы ЦИК, наблюдатель, перехвативший возле урны девушку с пачкой бюллетеней, должен быть лишен аккредитации.

Наблюдатель, перехвативший возле урны девушку с пачкой бюллетеней, должен быть лишен аккредитации. Такое мнение высказала председатель Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Лидия Ермошина в Минске 14 ноября во время досрочного голосования на выборах в Палату представителей.

На вопрос БелаПАН, будет ли ЦИК проводить проверку произошедшего, она ответила:

«Я думаю, что самая главная проверка - это лишение данного наблюдателя аккредитации. Он совершил злостное нарушение закона и гражданского, и избирательного. Во-первых, никого нельзя снимать - ни девушек, ни юношей, - без их согласия. Снимать на избирательном участке можно только с согласия председателя участковой комиссии. Он не сделал ничего этого. Нельзя вертеться около ящика для голосования. И тем более нельзя требовать что-либо у граждан. Он что, участковый оперуполномоченный, чтобы ему демонстрировали, что у них находится в руках?»

По словам Ермошиной, все, что совершил наблюдатель, - «это просто недопустимо» . Она полагает, что участковая избирательная комиссия даст надлежащую оценку его действиям.

«Если же говорить о том, что у нее была пачка, то мы не знаем, что у нее было в руках, - сказала Ермошина. - И избирательная комиссия, если мы говорим о вопиющих фактах, совершенно ни при чем, потому что сам наблюдатель подтверждает, что избирательная комиссия выдала ей только один избирательный бюллетень. Поэтому тут это не более, не менее как инсинуации».

По словам Ермошиной, иногда граждане «опускают не только бюллетени, но и петиции в ящики для голосования, чтобы они дошли». «Поэтому здесь это все на уровне предположений создан скандал, причем создан скандал по вине наблюдателя» , - заявила Ермошина.

На уточняющий вопрос журналистов, не стоит ли в таком случае сделать ящики для голосования прозрачными, чтобы было видно, кто сколько бюллетеней бросает, Ермошина отметила, что ящики везде разные.

«Всё зависит от того бюджета, который был потрачен организацией, отвечающей за участок для голосования на выборы, - сказала она. - Там, где деньги вложили - Гродненская область в этом году за счет местного бюджета меняла ящики для голосования, и они там полупрозрачные, на территории Витебска это почти повсеместно. Либо это местные власти из бюджета выделяют средства, либо спонсорские взносы, либо сами участки создают подобные ящики для голосования. Республиканский бюджет на это средства не выделяет».

13 ноября на участке № 37, входящего в состав Брестского-Восточного избирательного округа № 3, наблюдатель Юрий Вощенчук зафиксировал попытку вброса бюллетеней.

Видео инцидента размещено на YouTube. На нем запечатлено, как из кабинки для голосования выходит девушка с пачкой бюллетеней в руках. Подойдя к ней, наблюдатель спрашивает, сколько бюллетеней у нее в руках. Растерявшись, девушка выходит из помещения для голосования, так и не опустив бюллетени в урну.

Как выяснили журналисты «Еврорадио», героиней видео оказалась педагог-психолог детсада Анастасия Куличкова. Директор этого детсада Татьяна Мосина является председателем избирательной комиссии.

На этом округе основным кандидатом от оппозиции является член Белорусской социал-демократической партии (Грамада) Анна Канюс.

14 ноября Вощенчук подал жалобу в прокуратуру Бреста. Как сообщила БелаПАН Анна Канюс, наблюдатель, являющийся ее доверенным лицом, требует дать правовую оценку действиям председателя комиссии № 37, которая, как он считает, допустила вынос бюллетеней из помещения для голосования, и возбудить уголовное дело по статье 192 УК. Кроме того, он добивается подсчета бюллетеней в ящике для голосования и сопоставления полученных данных с протоколами выдачи бюллетеней на участке".

Статья 192 Уголовного кодекса (нарушение законодательства о выборах, референдуме, об отзыве депутата и о реализации права законодательной инициативы граждан) предусматривает наказание в виде штрафа, или лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительных работ на срок до двух лет, или ограничения свободы на срок до пяти лет, или лишения свободы на тот же срок.