Медиация: решаем конфликты по-новому. Особенности процесса медиаторской деятельности при разрешении межличностных и деловых конфликтов

Медиация (от лат. mediatio) - посредничество. Во всём мире медиация является одной из самых популярных форм урегулирования споров. Медиация позволяет уйти от потери времени в судебных разбирательствах, от дополнительных и непредсказуемых расходов, процесс медиации является частным и конфиденциальным. Медиация - это процесс, в котором нейтральная третья сторона, медиатор, помогает разрешить конфликт, способствуя выработке добровольного соглашения (или «самоопределения») между конфликтующими сторонами. Медиатор облегчает процесс общения между сторонами, понимания позиций и интересов, фокусирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к своему собственному соглашению.
Цель посредничества - добиться прекращения конфликта путём нахождения компромисса между его оппонентами.
Роль посредника - это роль авторитетного помощника, призываемого субъектами конфликта для разрешения проблемы. В этой роли могут выступать как отдельные лица, так и организации и государства. Важная черта посредника - это его авторитет, признанный обеими сторонами конфликта. Поэтому в качестве медиатора могут выступать только люди или организации, которые выбираются обоими субъектами конфликта. При этом в качестве посредника могут выступать как официальные лица и организации, так и неофициальные. Такими посредниками на самых разных уровнях и в самом разном качестве могут быть: маги, колдуны, старейшины, «воры в законе», священнослужители, видные деятели культуры, государственные деятели, международные организации типа ООН и т.д.
Необходимо выделить следующие принципы медиации.
1. Беспристрастность. Медиатор должен проводить медиацию беспристрастно и справедливо. Идея беспристрастности медиатора является центральной в процессе медиации. Медиатор должен проводить медиацию только тех дел, в которых он может оставаться беспристрастным и справедливым. В любое время, если медиатор не способен проводить процесс в беспристрастной манере, он обязан прекратить медиацию. Медиатор должен избегать такого поведения, которое давало бы повод почувствовать пристрастность по отношению к другой стороне. Качество процесса медиации повышается, когда у сторон есть уверенность в беспристрастности медиатора. Когда медиатор назначается судом или другим институтом, то такая организация должна приложить разумные усилия по обеспечению беспристрастности услуг медиатора. Медиатор должен остерегаться пристрастности или предубеждений, основанных на личностных характеристиках сторон, их социального происхождения или поведения на медиации.
Обратной стороной беспристрастности является отсутствие заинтересованности в конфликте. Медиатор должен раскрыть все имеющиеся или потенциальные собственные интересы в конфликте, в той или иной степени известные ему. После обнаружения таковых медиатор должен отказаться от медиации или же получить согласие сторон на её проведение. Необходимость защиты от пристрастности медиатора в конфликте может влиять также на поведение сторон во время и после медиации. Интерес медиатора в конфликте порождает сделку или такие отношения, которые могут создать впечатление предубеждения. Основной подход к вопросу о заинтересованности медиатора в конфликте согласуется с понятием самоопределения. Медиатор несёт ответственность за обнародование всех имеющихся или потенциальных конфликтов, которые в той или иной мере ему знакомы и которые могут породить вопрос о беспристрастности. Если все стороны согласятся на медиацию после того, как были проинформированы о конфликте, медиатор может продолжить медиацию.
Однако если интерес в конфликте порождает ряд сомнений целостности процесса, медиатор должен отказаться от процесса. Медиатор должен избегать проявления заинтересованности в конфликте как во время, так и после медиации. Без согласия всех сторон медиатор не должен впоследствии устанавливать профессиональные отношения с одной из сторон по касающемуся или некасающемуся делу при условии, если это может поднять законные вопросы целостности процесса медиации.
2. Конфиденциальность. Медиатор должен обеспечить разумные ожидания сторон в отношении конфиденциальности. Конфиденциальность зависит от обстоятельств медиации и любого соглашения, к которому придут стороны. Медиатор не должен разглашать ход и результаты медиации, если на это нет разрешения всех сторон или если этого не требует закон. По отношению к конфиденциальности стороны могут разработать свои правила, или заранее договориться с медиатором, или действовать на основе уже имеющихся определённых правил. Так как гарантия конфиденциальности является важной для сторон, медиатор должен обсудить её с конфликтующими сторонами. Если медиатор проводит приватные заседания со сторонами, содержание таких заседаний с точки зрения конфиденциальности должно быть обсуждено со всеми сторонами предварительно. В целях защиты целостности процесса медиации медиатор должен избегать передачи кому-либо информации о поведении сторон во время процесса медиации, качестве дела или предлагаемых решениях. Если это необходимо, медиатор может сообщить о причине неявки одной из сторон. Если стороны договорились, что вся или часть выявленной информации во время процесса медиации является конфиденциальной, такое соглашение сторон должно являться для медиатора обязательным.
Конфиденциальность не может быть истолкована как ограничение или запрет на мониторинг, научные исследования или оценку программ медиации ответственными людьми. При соответствующих обстоятельствах научным работникам может быть разрешён доступ к статистическим данным и с разрешения сторон к зарегистрированным делам, присутствие на процессе медиации, интервью с участниками медиации.
3. Добровольность. Процедура медиации является сугубо добровольной. Стороны никто не может заставить воспользоваться медиацией или хотя бы попытаться это сделать. Медиация - добровольный процесс, он основан на стремлении сторон достигнуть честного и справедливого соглашения. Добровольность выражается в том, что ни одну сторону нельзя принудить к участию в медиации; выйти из процесса на любом этапе или продолжать медиацию - личное дело каждого участника; согласие с результатом процесса медиации также сугубо добровольно; стороны сами контролируют своё будущее, а не подвергаются контролю третьей стороны, такой как судьи или арбитры, которые, конечно, не обладают полными сведениями и представлениями обо всех фактах и подоплёке сторон и спора; услуги того или иного медиатора на какой-то части процесса или в течение всей процедуры принимаются обеими сторонами также добровольно.
В принципе, в качестве медиатора может выступать кто угодно. Существуют, однако, группы людей, которые в силу их статуса относятся к официальным медиаторам, неофициальным медиаторам, спонтанным медиаторам (рис. 5).
Необходимо отметить, что если в роли медиатора выступают «спонтанные медиаторы», то в этом случае нельзя говорить о профессиональной помощи.
Выделяют пять типов медиаторов (с точки зрения стиля медиации):
1) «третейский судья» - обладает максимальными возможностями для решения проблемы, изучает проблему всесторонне, и его решение не обжалуется;
2) «арбитр» - то же самое, но стороны могут не согласиться с его решением и обратиться к другому;
3) «посредник» (нейтральная роль) - обладает специальными знаниями и обеспечивает конструктивное разрешение конфликта, но окончательное решение принадлежит оппонентам;

4) «помощник» - организует встречу, но не участвует в обсуждении;
5) «наблюдатель» - своим присутствием в зоне конфликта смягчает его течение.
Первые два типа называют высокоавторитарными. Они выгодны, если требуется скорое решение. Если конфликт не слишком напряжен, предпочтительны последние три способа.
Выделяют следующие тактики воздействия медиатора на стороны.
1. Тактика поочерёдного выслушивания - применяется для уяснения ситуации и выслушивания предложений в период острого конфликта, когда разъединение сторон невозможно.
2. Директивное воздействие - акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов. Цель - склонение к примирению.
3. Сделка - посредник стремится вести переговоры с участием обеих сторон.
4. Давление на одного из оппонентов - посредник доказывает одному из оппонентов ошибочность его позиции.
5. Челночная дипломатия - медиатор разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, согласуя их решения.
Процесс медиации распадается на ряд стадий с применением характерных техник.
Стадия 1 - Формирование структуры и доверия. Эта стадия закладывает ту основу взаимоотношений, которая будет соблюдаться на протяжении всего медиаторского процесса. Медиатор должен потратить значительное количество времени и усилий для того, чтобы процесс медиации стал понятным и приемлемым для участников.
Стадия 2 - Анализ фактов и выявление проблем. Для того чтобы приемлемое решение было принято, все участники должны иметь равный объём информации и хорошо понимать действительные проблемы. Поэтому вторая стадия медиаторского процесса направлена на анализ значимых фактов и выявление таких проблем. Ведь чтобы разрешить конфликт, его сначала надо хорошо осознать. Следует заметить, что данный процесс частично начинается уже на первой стадии медиации. Задача медиатора на второй стадии - выявить все имеющиеся проблемы, поскольку большинство конфликтов имеет, как известно, комплексный характер. Причём нужно добиться не только личных мнений о тех или иных проблемах, но и совместного понимания и формулирования участниками существа конфликта.
Стадия 3 - Поиск альтернатив. Данная стадия призвана дать ответ на вопрос: «Как вы можете сделать то, что вы хотите сделать, с наибольшим эффектом?» В поиск ответа вовлекаются все участники. При этом следует понимать, что, несмотря на обилие проблем, выявленных и зафиксированных медиатором к данному моменту, ключевое решение, возможно, кроется лишь в одной или нескольких базовых. Их нужно определить в первую очередь. После обзора всех проблем и определения среди них главных медиатор приглашает участников высказаться по поводу путей их решения и фиксирует высказывания. Затем делается следующий шаг - анализ предложений на предмет их соответствия некоторым критериям.
Стадия 4 - Переговоры и принятие решения. Главной задачей данной стадии является кооперация участников, нацеливание их на совместную работу. В целях реализации этой задачи полезно начать диалог сторон с наименее значимых вопросов, а затем сделать акцент на тех хотя бы небольших компромиссах, которые были достигнуты в рамках такого диалога. В случае когда разговор всё же начинается с крупных проблем и предложений по их разрешению, важно в качестве позитивного фактора обращать внимание на то, что участники согласились обсуждать даже те проблемы, по которым ранее существовала высокая степень непримиримости. Нужно помнить и ещё об одном: слишком длинный список предложений для обсуждения и выбора в ряде случаев затрудняет принятие решения и, следовательно, должен быть максимально сокращён.
Стадия 5 - Составление итогового документа. Функция этой стадии производство документа (плана или соглашения), в котором были бы чётко изложены принятые участниками решения, их текущие намерения и варианты поведения в будущем. Чем занимается медиатор на данной стадии? Он организовывает составление плана, уточняет формулировки, записывает принятые решения и стимулирует внесение в итоговый документ пунктов, которые говорили бы о возможности его корректировки в случае тех или иных изменений. В процессе выработки приемлемого соглашения стоит помнить, что начинать путь к нему целесообразно с наиболее лёгких вопросов. Их решение оказывает положительное психологическое воздействие на участников переговоров и демонстрирует принципиальную возможность достижения договорённостей. Столь же позитивное воздействие данный приём оказывает и на общественное мнение.
Стадия 6 - Правовая процедура и утверждение соглашения. Довольно часто бывает, что конфликт между сторонами затрагивает и их внешнее окружение, а принятое соглашение или план нуждается в институциа- лизации, что предполагает правовое сопровождение и утверждение (ратификацию) ответственными инстанциями: комитетами и комиссиями представительных органов власти, исполнительными структурами, судами и т.п. Таким образом, на медиаторской сессии следует определить, какие механизмы обеспечат наиболее быструю и эффективную ратификацию принятого документа, какие представители сторон будут этим заниматься и какие ресурсы для этого потребуются.
Стадия 7 - Выполнение, пересмотр и коррективы соглашения. Когда стороны начинают работать в соответствии с достигнутыми договорённостями, пункты этих договорённостей могут переосмысливаться, ситуация - меняться. Могут возникать непредвиденные (форс-мажорные) обстоятельства. Во всех этих случаях будет лучше, если стороны не ограничатся спонтанной реакцией, а заранее предусмотрят возможность новых встреч, согласований и обсуждений. Эти встречи будут представлять собой мини-сессии с перечисленными выше стадиями. Поскольку стороны уже накопили некоторый опыт участия в медиаторском процессе, новые сессии займут значительно меньше времени, чем предыдущие. Следует подчеркнуть, что стадии 6 и 7 могут отсутствовать совсем (если принятое соглашение исчерпывает проблему и касается только участников медиации) либо проводиться сторонами самостоятельно, без участия посредника.
Таким образом, медиация - это процесс урегулирования спора между двумя конфликтующими сторонами с участием третьей нейтральной стороны. Являясь альтернативой судебной процедуре и другим силовым способам разбирательства, медиация обладает целым рядом преимуществ, самым главным из которых является то, что разрешение спора достигается путём принятия сторонами решения на добровольной и равноправной основе, одинаково устраивающего все заинтересованные стороны, так, чтобы интересы всех участников спора могли бы быть удовлетворены.

методист СПб государтсвенное бюджетное учреждение "Подростково-молодежный досуговый центр "Фрунзенский" Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, кандидат филологических наук, доцент. Участник (с докладом) ряда городских и международных конференций и форумов по профориентации молодежи, координатор Первого молодежного патриотического форума Фрунзенского района СПб "Патриотизм: современные вызовы будущего" (27.04.2018) и выездного образовательного добровольческого форума (12-13 апреля 2018, п.Репино). Участник (с докладом) Международного петербургского культурного форума (ноябрь 2017) Автор ряда молодежных программ и проектов - по летней занятости, по добровольчеству, по профилактике рискованного поведения среди несовершеннолетних.

Эксперт: в области филологии, коммуникации, молодежной политики

Медиация как новая технология общения. Что написано в Федеральном законе, где и как применить его на практике. Пример школьной медиации.

Внедрение медиативных технологий в работу с конфликтными ситуациями, в первую очередь, в подростково-молодежной среде, на протяжении более двадцати лет в России напрямую зависело исключительно от инициативы отдельных специалистов и руководителей.

Принятие федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» , регламентирующего использование медиативной технологии для разрешения конфликтных ситуаций, стало революционным в развитии медиации в нашей стране.

Цель закона

Это особенно актуально и, тем более, перспективно в ситуации разрешения как спорных вопросов так и острых конфликтов, в молодежной среде, с последующим их разбором и методическим описанием.

Несовершеннолетние и молодежь – уязвимая категория для возникновения острых конфликтных ситуаций, спровоцированных недомолвками с родителями, непониманием в школе, несогласием в кругу друзей.

Эти веские факторы вызывают не просто замыкание на самом себе, но и «уход» подростка от реальности и его «выход» в виде асоциального поведения.

Что такое медиация

Медиация – это одна из технологий урегулирования споров (или конфликтной ситуации) при участии третьей стороны (медиатора) не заинтересованной в данном конфликте, но помогающей выработать определенное соглашение по спору, полностью контролируя процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Основные принципы медиативных сессий

  • конфиденциальность выявленной медиатором информации,
  • нейтральность позиции медиатора,
  • равноправие сторон в процессе медиативной сессии
  • и, обязательно, добровольность участия в ней .

Эффективность (медиабельность) споров

Медиация возможна, когда стороны хотят урегулировать конфликт и когда необходимо восстановить отношения людей, желающих взаимодействовать в будущем. Не возможно проводить медиативную сессию, если стороны не хотят урегулировать конфликтную ситуацию, когда одна из сторон недееспособна (например, зависимость от наркотиков, ПАВ, алкоголя), если тематика медиации может нанести психическую травму самому медиатору, в криминальных конфликтах, при работе с близкими.

Согласно Закону, существуют и определенные ограничения в проведении процедуры.

Процесс медиации состоит из нескольких стадий:

* Введение в процесс медиации, вступительное слово медиатора – продолжается достаточно долго, примерно 15-20 минут. Столь длинная и стандартная процедура обычно кажется начинающим медиаторам излишней, и они стараются ее сократить. Опыт показывает, что сокращение вступительной процедуры, как правило, приводит к резкому увеличению времени, а то и к срыву всего процесса медиации.

* Презентация сторон, когда каждая из сторон представляет суть произошедшего конфликта – при презентации и пересказе медиатор не делает никаких оценок, ничего не интерпретирует, позволяя себе только структурировать изложение. Завершается пересказ стандартными вопросами типа:

Я правильно вас понял?

Я не упустил ничего существенного?

* Дискуссия, в которой стороны вырабатывают вопросы для обсуждения в переговорах;

* Кокус, в который входит индивидуальная работа медиатора с каждой из сторон – посредник старается выявить точки сближения или прямого пересечения позиций и интересов сторон;

* Общая сессия – дискуссия по выработке предложений;

* Подготовка проекта соглашения;

* Выход из медиации – удовлетворенность медиацией конфликтующих сторон.

Функции медиатора

  1. При всем вышеупомянутом, медиатор выполняет функцию беспристрастного организатора происходящего процесса, активного слушателя, постоянно анализирующего конфликт и проверяющего реалистичность.
  2. В процессе сессии, расширяя ресурсы и обучая ведению переговоров, он обязан сохранять психологический климат на протяжении всей сессии и, подытоживая работу, помочь сторонам в составлении итогового соглашения (или «списка обещаний»), которое стороны декларируют письменно и обязательно указывают, что конкретно каждая сторона сделает или не сделает, что бы конфликт был урегулирован окончательно.

Для нашей страны медиация – это новый, альтернативный метод, урегулирования споров и конфликтов, ставший, сначала предметом обсуждения среди юристов, а затем, приобретающий все больше сторонников, готовых и способных все применять его в различных социальных сферах.

Пример школьной медиации

Предметом конфликта между учителем/преподавателем и родителем стал вопрос о предвзятом отношении учителя к одному из учащихся выпускного класса. Родительница была возмущена тем, что учитель вызвала ее на разговор в школу из-за неуспеваемости сына. Она была уверена, что ее ребенок обязан приносить домой только пятерки и четверки, а раз ему ставят тройки и двойки, значит виноват учитель-предметник.

Учитель предложила урегулировать конфликт с помощью медиации.

При этом медиатором выступил не психолог и не юрист, а родитель из параллельного класса.

Медиация заняла три часа. Однако, урегулировать конфликт удалось, соблюдая все этапы медиации, “эхо-повтор” медиатором услышанного и нахождение медиатором общего желаемого между конфликтующими.

В данном случае требования были разными, но, как правило, оба участника были согласны, что их главная задача - действовать не в своих интересах, а в интересах ребенка. Это стало фундаментом будущих договоренностей.

Через две недели методиатор проверил, действительно ли стороны соблюдают соглашение и нужна ли дальнейшая помощь (психолога, юриста и т.д.)?

Медиация необходима людям, которые готовы к применению новых технологий в общении, уходя от привычных, стереотипных формул повседневности. Это действенный инструмент, который позволит продолжить взаимодействие между субъектами, не поступаясь своими интересами и, при этом, не теряя свое лицо. Осознавая социальную значимость интеграции инновационных методов, мы должны понимать, что этот подход очень важен в процессе воспитания детей, подростков и молодежи.

  1. портал “Медиация в образовании” – кейсы, алгоритмы, ауди-видео материалы для проведения медиаций.
  2. Хрестоматия альтернативного решения споров – представлен опыт отечественных коллег. И не только в сфере образования.
  3. Центр медиации и права – можно пройти обучение по нескольким программам, включая “Школьную медиацию”
  4. СПБ ГБУ “Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи “КОНТАКТ” – полезная информация, новости, обучение.

Во всем мире медиация является одной из самых популярных форм урегулирования конфликтов. Медиация (от лат Mediation - посредничество) - это частное и конфиденциальное использование посредников для выхода из конфл ликтнои ситуации. Она позволяет избежать потери времени в судебных разбирательствах и дополнительных и непредсказуемых материальных издержкахрат.

. Медиация - это процесс, в котором нейтральная третья сторона, медиатор, помогает разрешить конфликт, способствуя выработке добровольного соглашения между конфликтующими сторонами. Медиатор облегчает процесс общения между стр. сторонами, помогает глубже понять их позиции и интересы, ищет эффективные пути решения проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти собственной соглашенийи.

В древние времена правосудие было быстрым, непредсказуемым и субъективным. Людям, которые нуждались делового решения дел, не нравилось рисковать при принятии решений, поэтому ими создавались свои в собственные системы, такие как торговые палаты. Это позволяло предпринимателям тех времен улаживать конфликтные ситуации без убийств и непредсказуемых решений судей и присяжных. Так появился прообраз современных. Арби тиражного судедів.

Его преимущество заключалось в том, что результат был более предсказуем и решение было окончательным. Недостатком была абсолютная победа или абсолютное поражение из-за того, что обе стороны обязаны были подчиняется рыться результата, независимо от того, согласны они с ним или нет. Чаще арбитражное решение завершало не только конфликт, но и отношения между его сторонами. Многие изменилось с тех времен. Некоторые вещи стал и намного лучше, более быстрыми и дешевыми. К большому сожалению, это не касается отечественного судопроизводства. Рассмотрение дела в судах стал намного длиннее и дороже. Поэтому во многих развитых странах возродился древний метод медиацийедіації.

Во многих случаях, если люди могут решить проблему путем обсуждения и переговоров, они достигнут более быстрого и лучшего результата, чем при противостоянии или судебном разбирательстве. Однако в основном им этого не удается сделать без помощи кого-то третьего. Сильные эмоции, враждебность, тактика противостояния и неравенство социального положения могут стать препятствиями на пути к конструктивным переговорамів.

Как утверждает известный российский конфликтолог. ОВ. Вишневская, статистика развитых стран показывает, что 83-85% всех конфликтов с использованием медиаторов успешные. Даже если желаемого результата не добьюсь уто, то привлечение медиаторов способствует взаимопониманию между сторонами и положительно влияет на восприятие действия противоположной стороны в судебном процессеесі.

Принципы медиации

1. Беспристрастность

Медиатор должен выполнять свою работу объективно и честно. Он должен проводить медиацию только тех дел, в которых он может оставаться беспристрастным и справедливым. Идея беспристрастности является центральной в о оцеси медиации. В любое время, если медиатор не способен проводить процесс бесстрастно, он обязан прекратить медиацийцію.

Медиатор должен избегать такого поведения, которая давала бы повод почувствовать предубежденность относительно определенной стороны. Качество процесса медиации повышается, когда у сторон есть уверенность в беспристрастности медиатора

Когда медиатор назначается судом или иным учреждением, то эта организация должна приложить максимум усилий для обеспечения беспристрастности услуг медиатора

Медиатор должен остерегаться предвзятости или предубеждений, основанных на личных характеристиках сторон, их социального происхождения или поведения на медиации

Обратной стороной беспристрастности является отсутствие заинтересованности в конфликте

Медиатор должен выявить имеющиеся или потенциальные собственные интересы в конфликте. После этого он должен отказаться от медиации или получить согласие сторон на проведение медиации. Если все стороны согласуют ься на медиацию после того, как были проинформированы, медиатор может продолжить медиацию. Однако интерес в конфликте порождает некоторые сомнения в объективности процесса, медиатор должен отказаться от процессесу.

2. Конфиденциальность

Медиатор должен обеспечить ожидания сторон относительно конфиденциальности, зависит от обстоятельств медиации и любого соглашения, к которому придут стороны. Медиатор не должен разглашать ход и резуль ьтаты медиации, если на это нет согласия всех сторон или если этого не требует закон.

Поскольку гарантия конфиденциальности является важной для сторон, медиатор должен обсудить ее с конфликтующими сторонами. Если медиатор проводит частные заседания со сторонами, содержание таких заседаний, с пог рассмотрения конфиденциальности, должен быть обсужден со всеми сторонами заранее. С целью защиты целостности процесса медиации медиатор должен избегать передачи кому-либо информации о поведении сторон во процессе медиации, качества прохождения дела или предлагаемых решениях. Если стороны договорились, что вся или часть информации, выявленной в процессе медиации, является конфиденциальной, то такая сделка сто. Сторон должно быть для медиатора обязательновою.

Конфиденциальность не может толковаться как ограничение или запрет на мониторинг, научные исследования или оценку программ медиации соответствующими людьми. При соответствующих обстоятельствах ученым может быть разрешен и доступ к статистическим данным и, с согласия сторон, к зарегистрированным дел, присутствие во время самого процесса медиации и на интервью с участниками медиацийї.

3. Добровольность

Процедура медиации является сугубо добровольным. Никто не может заставить стороны воспользоваться медиацией или хотя бы попытаться это сделать. Медиация - это добровольный процесс, основанный на стремлении сторон достичь и честной и справедливой соглашенийди.

Добровольность проявляется в том, что:

Одну сторону нельзя принудить к участию в медиации;

Каждый участник может выйти из процесса медиации на любом этапе;

Согласие с результатом процесса медиации также сугубо добровольным;

Стороны сами контролируют ход и результаты медиации;

Услуги медиатора течение всей процедуры принимаются обеими сторонами добровольно

Медиатором может выступать кто угодно, однако существуют группы людей, которые вследствие своего статуса относятся к официальным медиаторов:

Межгосударственные организации (ООН);

Государственные правовые институты (арбитражный суд, прокуратура);

Государственные специализированные комиссии (например, по урегулированию

конфликтов);

Представители правоохранительных органов (участковый инспектор в бытовых конфликтах);

Руководители относительно своих подчиненных;

Общественные организации (профсоюзы);

Профессиональные медиаторы-конфликтологи

В неофициальных медиаторов, к которым можно обратиться за помощью благодаря их образованию или большом жизненному опыту, можно отнести:

Представителей религиозных организаций;

Профессиональных психологов;

Социальных педагогов;

Юристов

В роли спонтанных медиаторов могут выступать свидетели конфликтов, ваши друзья и родственники, неформальные лидеры и коллеги по работе. Впрочем в этом случае речь не идет о профессиональной помощи

Медиация необходима в следующих случаях:

1. Когда нужно прийти к тому или иному решению в результате переговоров и зафиксировать его документально

2. Когда между сторонами есть договоренности, которые они не могут или не желают раскрывать третьим лицам (а тем более в суде) и хотят сохранить конфиденциальность

3. Когда раздражение и эмоции конфликтующих сторон препятствуют эффективному общению сторон

4. Когда стороны ограничены временными рамками и экономят средства

5. Когда стороны хотят оставаться в партнерских или дружеских отношениях

Медиация позволяет сторонам выйти из тупиковой ситуации, продемонстрировать высокий уровень культуры общения сторон, тогда как после судебного разбирательства обычно все заканчивается разрывом отношений или иным мы неприятными последствий.

Конфликты, которые необходимо решать в суде:

2. Когда одна из сторон хочет использовать суд для наказания другой стороны

3. Когда существует необходимость контроля правоохранительных органов за поведением одной из сторон после вынесения решения

4. Когда в конфликте является наличие нарушений норм уголовного кодекса или положений. Конституции Украины

функцию медиатора

1. Оценщик конфликтов. В этой роли медиатор должен взвешенно и тщательно изучить все, что касается участников конфликта, собрать информацию о всех ее участников. Эту информацию можно получить такими способа амими:

Изучить досье или газетные статьи, что есть в его распоряжении;

Определить участие и поведение противоборствующих сторон в предыдущих конфликтах;

Определить позиции сторон в процессе предварительных разговоров ("вентиляции");

Наблюдать действия сторон во время дискуссий по процедурным вопросам

2. Активный слушатель. В этой роли медиатор должен все внимательно выслушать, чтобы уяснить как содержательную, так и эмоциональную составляющие конфликта. Активное слушание включает следующее:

Обеспечение обратной связи между сторонами с тем, чтобы удостовериться, что одна сторона услышала и поняла, что говорит другой;

Отделение эмоциональных факторов от содержательных вопросов конфликта;

Поиск и раскрытие истинных интересов сторон;

Отделения вопросов, не связанных с реальными интересами сторон, от проблем, связанных с интересами сторон;

Проявление гнева, если он целесообразен и имеет конструктивный характер;

Обеспечение возможности конфликтующим сторонам понять их позиции;

Определение моментов ощущение сторонами несправедливости или принуждение к сделке;

Понимание того, когда сторонам нужно больше информации, консультаций или предоставления времени для обдумывания проблем

3. Беспристрастный организатор процесса. В этой роли медиатор должен:

Оказывать помощь в установлении основных положений, которые лягут в основупроцедурних соглашений;

Наносить тон процесса переговоров;

Помогать сторонам в достижении процедурных соглашений;

Создавать условия для установления корректных отношений между сторонами;

Удерживать стороны в пределах правил ведения договорного процесса; "

Обеспечивать и поддерживать психологическое удовлетворение каждой из сторон ходом и результатами переговорного процесса

4 быть генератором альтернативных предложений

В этой роли медиатор обязан помочь противодействующим сторонам найти другие решения, которые в итоге могут спасти репутацию сторон

5 статей источником информации

Медиатор должен обеспечивать участников конфликта информацией или оказывать им помощь в ее поиске, но не должен давать никаких юридических толкований, разъяснений или советов, даже если он является адвокатом, не зависеть от всякого рода побочной информации, уточнений и интерпретаций. Медиатор не может вмешиваться в позиции сторин.

6. Служить помощником в выработке сторонами окончательных домовл иен остей

В этой роли медиатор должен удостовериться, что конфликтующие стороны точно и ясно понимают все условия соглашения об урегулировании конфликта. Кроме того, стороны должны полностью согласовываться с условиями соглашения и б быть способными выполнить свою часть договоренностей. Роль медиатора - не просто помочь сторонам договориться, но и позаботиться о том, чтобы эти договоренности были надежными и долгосрочнымми.

7. Обучать стороны правилам ведения партнерских переговоров. В этой роли медиатора нужно учить стороны думать, действовать и вести

переговоры с установкой на сотрудничество. Большинство участников конфликта не знают, как вести переговоры с установкой на сотрудничество, и нуждаются в обучении и помощи при выработке и поиска решений, которые зад довольнялы как их собственные, так и интересы другой стороны. В научной литературе выделяют пять типов медиаторов: 1. Третейский судья. Обладает максимальными возможностями для решения проблемы изучает проблему всесторонне, его решение не оскаржуютують.

2. Арбитр характеризуется так же, но стороны конфликта могут не согласиться с его решением и обратиться к другому

3. Посредник обладает необходимыми знаниями и обеспечивает конструктивное разрешение конфликта, но играет нейтральную роль и окончательное решение принадлежит оппонентам

4. Помощник организует встречи, но не участвует в обсуждении проблем

5. Наблюдатель только присутствует в зоне конфликта и своим присутствием смягчает его протекания

Ученые выделяют несколько сценариев развития медиации:

Классическая медиация начинается с принятия соглашения сторонами и заканчивается исполнением договоров. Она дополняет возможности судебного регулирования, распутывает конфликт, налаживает связи между сторонами и прив водит стороны к выполнению условий соглашенийи.

Внутрисистемные медиация действует тогда, когда медиатор является частью конфликтующей системы. Например, внутрисистемным медиатором выступает директор, который помогает персоналу решить конфликт между двумя с сотрудниками.

Адвокатское посредничество происходит тогда, когда медиатором выступает адвокат или адвокаты сторон. Они работают в этом случае и как юристы, и как посредники

Тактика действия медиатора:

Тактика поочередного выслушивания участников конфликта-применяется для выяснения ситуации и выслушивания предложений;

Директивная действие - акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов с целью склонить их к примирению;

Операция - медиатор ведет переговоры при одновременном участии обеих сторон;

Давление на одного из оппонентов - посредник доказывает одному из участников конфликта ошибочность его позиции;

Челночная дипломатия - медиатор разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, согласуя их позиции

Стадии медиации

Стадия 1. Формирование структуры и доверия

Эта стадия закладывает основу взаимоотношений и делает процесс медиации понятным и приемлемым для участников

На первом шаге целесообразно расположить участников так, чтобы они удобно сидели (согласно их желаниям - командой, индивидуально), хорошо слышали и видели друг друга. Таким образом, учитываются три в важные аспекты: комфорт, коммуникация и возможность контроля. Что касается позиции самого медиатора, то она должна подчеркивать его нейтральность по проблеме и оппонентамів.

Второй шаг - объявление медиатором ролей, которые будут выполняться им и участниками в ходе переговоров. Необходимо сразу же поблагодарить участников за то, что они выбрали именно этот способ урегулирования кон го пункта и пришли на встречу. Далее происходит обсуждение и принятие правил поведения, когда участники должны осознать, что их поведение не может быть бесконтрольной и безнаказанной. Например, за серьезное за пизнення на переговорный процесс виновник платит штраф, а преждевременный выход из переговорного процесса должно сопровождаться письменным заявлениемвою.

Во время третьего шага медиатор сообщает участникам все, что знает о них и ситуацию, вновь демонстрируя, что ни от кого не имеет секретов

На четвертом шаге участники конфликта рассказывают о своем видении проблемы. Он направлен на выяснение скрытых проблем -"айсбергов", которые пока лишь поверхностно понимаются участниками. Применяю кая открытые вопросы и слушая их молча, медиатор постепенно берет ход дискуссии в свои руки и начинает управлять ею. Если участники переговоров очень раздражены и обстановка становится взрывоопасной, имеет смысл перебивать их в определенный момент. Чтобы такое прерывание не выглядело недемократичным, можно заранее договориться о фиксированном время каждого выступлениятупу.

Пятый шаг - это изучение ожиданий участников. Выслушивая их пожелания, медиатор в первом приближении оказывает мысленный прогноз о возможности удовлетворения ожиданий и необходимые для этого технологии

Стадия 2. Анализ фактов и выявление проблем. Для того чтобы решение было принято, все участники должны иметь равный объем информации и хорошо понимать состояние проблем. Ведь чтобы разрешить конфликт, сначала по отрибно хорошо осознать его причины и сущность. Задача медиатора на этой стадии - выявить все существующие проблемы, поскольку большинство конфликтов имеют, как известно, комплексный характер. Здесь участники водовороте шують, хотят ли они достичь соглашения по всем заявленных проблем или только по некоторым, а также определяют очередность их рассмотрения, так же принимается принципиальное решение о продлении или свертывания робот и. Стадия 3. Поиск альтернативыернатив.

Эта стадия должна быть направлена??на то, что вы хотите сделать с наибольшим эффектом. К поиску решения привлекаются все участники переговорного процесса. При этом следует понимать, что несмотря на обилие пробл лем, обнаруженных и зафиксированных медиатором на данный момент, ключевое решение, возможно, кроется лишь в одной или нескольких их нужно определить в первую очередейгу.

После осмотра всех проблем и определения среди них главных медиатор приглашает участников высказаться по поводу путей их решения и фиксирует высказывания. Затем делается следующий шаг - анализ предложений на предмет их соответствия некоторым критериям. Эти критерии также производятся на сессии, а как ориентиры могут фигурировать такиеі:

Прогноз развития событий в случае принятия данного решения;

Последствия (экономические, социальные, политические), возникшие при принятии решения;

Правовые и финансовые ресурсы, способствующие выполнению данного решения или препятствовать ему;

Новые обстоятельства, которые могут возникнуть при выполнении данного решения

На этой стадии медиатор выполняет две важные задачи:

1 помогает сторонам лучше сформулировать те предложения, которые у них уже есть

2. Стимулирует участников конфликта к поиску новых предложений, которые могли бы удовлетворить всех лучше, чем предыдущие

Свои решения медиатору следует предлагать только после того, как все участники высказались. Тон предложений должен быть таким, чтобы не создавалось впечатления о давлении со стороны медиатора или его симпатии к одной из и сторон. При отсутствии конструктивных предложений смысл попросить участников еще раз подумать над ними дома или во время перерв.

Стадия 4. Переговоры и принятия решения

Главной задачей стадии является направление участников на совместную работу с целью реализации этой задачи полезно начать диалог сторон из наименее значимых вопросов, а затем сделать акцент на тех компроми исах, которые можно достичь в результате диалога. Следует помнить, что очень длинный список предложений для обсуждения затрудняет принятие решения. Роль медиатора на этом этапе состоит в том, чтобы рассказать о процедурах и технологии, способные помочь принятию эффективного решения. Далее медиатор контролирует организационно-технологическую сторону переговоров, тогда как разговор по содержанию ведут сами участникники.

Таким образом, на этом этапе медиатор дает старт взаимодействия между сторонами и следит за тем, чтобы каждому участнику была предоставлена??возможность высказаться, внести свои предложения и оценить предложения других бе ез всякого давления. Медиатор может остановить негативные выпады участников в адрес друг друга, напомнив им о правилах поведения во время переговоров. Эта стадия является достаточно тяжелой, и следует помнить, что от повидальнисть за принятие решений является исключительной прерогативой участников конфликтту.

Стадия 5. Составление итогового документа

Медиатор организует составление плана, уточняет формулировки и записывает принятые решения. В процессе выработки приемлемого соглашения следует помнить, что в повестку дня включаются сначала те пункты, по которым х готовность участников к договоренностям наиболее высока. Это готовит свою основа для перехода к следующим, более проблемных вопросов. Часто стороны согласны с пунктами по сути, однако их не устраивают по фиксированные в документе слова, поэтому медиатор должен позаботиться о том, чтобы сделка была приемлема и в стилистическом смысленсі.

Идеальная итоговое соглашение - это такие равноправные, законные и прочные обязательства, выработанные в результате переговоров и с которыми соглашаются конфликтующие стороны. Особое внимание следует уделить процедур ре подписания совместно разработанного и принятого сторонами документа рукопожатия или поднятия бокалов с шампанским послужат здесь символом того, что стороны преодолели конфронтацийію.

По окончании переговоров их участники обычно готовят отчет. При составлении отчета целесообразно ответить на следующие вопросы:

Что способствовало успеху переговоров, которые возникали трудности, как они преодолевались;

Что не было учтено при подготовке к переговорам и почему;

Неожиданности возникли во время ведения переговоров;

Какова была поведение партнера на переговорах;

Какие принципы ведения переговоров возможно и необходимо использовать при ведении иных переговоров;

Стадия 6. Утверждение соглашения

медиатор вместе со сторонами соглашения следует определить, какие механизмы обеспечат наиболее быстрое и эффективное утверждении принятого документа, представители сторон этим заниматься и какие ресурсы для этого потребуются.

Таким образом, медиация - это процесс урегулирования конфликта между двумя конфликтующими сторонами с участием третьей нейтральной стороны. Будучи альтернативой судебной процедуре и другим силовым способам развитием тку событий, медиация имеет ряд преимуществ, главным из которых является то, что разрешение конфликта достигается путем принятия сторонами решения на добровольной и равноправной основе, одинаково устраивает заи нтересовани сторони.

Столкновение интересов, ссора, вызванная расхождением взглядов по поводу того или иного вопроса, - все Порой оба оппонента теряют самообладание и не могут прийти к консенсусу, что только усугубляет положение. Единственным выходом здесь является привлечение третьего лица - посредника. Чем полезен посредник в разрешении конфликта? Какие функции он выполняет? Ответить на эти вопросы помогает информация, изложенная ниже.

Кто такой посредник?

Посредник (медиатор) - человек (группа людей), помогающий в Отнюдь не любая заслуживает внимания медиатора. Споры, в которых оппоненты могут самостоятельно прийти к перемирию, не нуждаются во вмешательстве извне. Посредничество в разрешении конфликтов используется при наличии большого количества проблем между сторонами, а также применяется в качестве модели разрешения будущих конфликтных ситуаций.

Что такое медиация (посредничество)?

Данный процесс представляет собой планомерное выявление проблем, их решение, поиск альтернативы, а также помощь в достижении консенсуса (с учетом интересов обеих сторон).

Разрешение конфликтов с помощью посредника позволяет свести негативный настрой на нет, ослабить накал страстей, избежать разрыва длительных взаимоотношений и рукоприкладства, незаконных действий. При медиации не учитываются личностные качества каждого участника конфликта, если они не мешают процессу становления перемирия.

Медиация направлена на устранение самой и на предотвращение ее развития, повторения в будущем. События, предшествующие конфликту, а также черты характера оппонентов не особо важны, хотя и должны учитываться посредником.

Медиатор должен обладать беспрекословным авторитетом у обеих сторон, иначе процесс разрешения не будет эффективным, а сам посредник может стать непосредственным участником конфликта. Немаловажна заинтересованность посредника в разрешении спора: он должен объективно оценивать ситуацию и не занимать ни одну из сторон в противовес другой.

Чем полезен в разрешении конфликта посредник? Обществознание дает такой ответ: медиатор в состоянии вывести оппонентов из конфликта без нанесения какого-либо морального ущерба, ущемления прав и интересов обеих сторон.

Главные задачи посредника

Прежде чем начать работу, медиатор должен убедиться в том, что все участники спора осведомлены о желаниях и потребностях друг друга, а также в том, что его подопечные признают наличие конфликтной ситуации.

Прерогативой посредника является:

  1. Разработка проекта соглашения, который каждая из сторон должна безоговорочно принять.
  2. Доведение до оппонентов того, что вся ответственность за принятые решения будет лежать исключительно на них.
  3. Устранение негатива между участниками спора, вызванного конфликтной ситуацией, при помощи переговоров.

Чем полезен посредник в разрешении конфликта? Тем, что соблюдает полный нейтралитет. Медиатор должен быть беспристрастен, его прерогативой является рассмотрение мнения каждой из сторон, при этом он не может занимать чью-либо сторону во время разрешения конфликта.

Медиатор помогает:

  • Преодолеть препятствия на пути к нормальному сосуществованию участников столкновения интересов.
  • Направить все силы на поиск альтернативных решений.
  • Справиться с негативом, прийти к консенсусу, при этом учитывая интересы и потребности всех участников конфликта.

Чем отличается помощь посредника от психологической консультации

Цель медиатора - найти компромисс, выработать определенный план действий, чтобы устранить сам конфликт и его последствия. То есть посредник прикладывает усилия, дабы разрешить конкретную проблему при помощи конструктивного диалога обеих сторон. Здесь отсутствует анализирование внутренних неурядиц участников конфликта, восстановление личных отношений, а также корректировка поведенческих особенностей индивидуумов. Этими вопросами занимается психология, а посредничество относится к социологии, так как не принимает во внимание аспекты человеческой души.

Чем полезен посредник в разрешении конфликта? Медиатор контролирует действия и диалог участников спорной ситуации, являясь тем самым инструментом регулирования социального мира. Посредник способствует становлению равноправия в споре, а также нормализации повседневного общения (на работе, учебе, дома).

Методы воздействия

Существуют три основных метода регулирования конфликтной ситуации посредником:

  1. Давление на одну из конфликтующих сторон.
  2. Склонение всех участников спора к примирению.
  3. Дипломатия.

В первом случае медиатор пытается при помощи внушения и аргументов заставить поверить в свою неправоту одну из сторон. В итоге оппонент сдается и идет на уступки.

Склонение к примирению заключается в постоянной работе с каждым из участников спора, объяснении неправильности позиции. Медиатор разъясняет индивидуумам, насколько неверны их поступки и слова, направленные в сторону оппонентов.

При дипломатическом разрешении проблемы посредник использует индивидуальные беседы с участниками конфликта, доводя до них возможные способы выхода из негативной ситуации и согласовывая их с каждой из сторон.

Какими знаниями должен обладать посредник

Участвуя в урегулировании конфликтной ситуации, медиатор должен знать, что:

  1. Необходимо беседовать по-отдельности с каждой из сторон.
  2. Во время диалога следует устанавливать собственные правила, запрещающие проявление агрессии и физического насилия.
  3. Процедура устранения негатива проводится исключительно в доверительной и спокойной обстановке.
  4. До оппонентов важно донести информацию о том, что предмет спора и есть та преграда на пути к конструктивному диалогу, которую необходимо преодолеть.
  5. Стимуляция беседы - его прерогатива.
  6. Решение о прекращении конфронтации должно устраивать каждого и быть обоюдным.

Чем полезен посредник в разрешении конфликта? Тем, что при затяжном споре обе стороны могут избежать вмешательства силовых структур только благодаря участию медиатора. Однако стоит знать, что сами по себе посредники не являются адвокатами и не могут давать какие-либо консультации, связанные с правовыми нормами.

Молодежные конфликты и посредничество

Наиболее непредсказуемый, эмоциональный и психически неуравновешенный возраст - это пубертатный период. Конфликтные ситуации в среде сверстников могут возникать по любому вопросу, будь то элементарная внешняя непохожесть или соперничество, борьба за внимание противоположного пола.

Как полезен посредник в разрешении молодежных конфликтов? Благодаря медиатору спор может разрешиться быстро и без некоторых опасных моментов (насилия, взаимных оскорблений). Посредником здесь может быть взрослый либо более опытный индивидуум одного возраста с участниками негативной ситуации. Авторитет медиатора должен быть непоколебим у обеих сторон, иначе какого-либо соглашения достигнуть будет невозможно.

В роли посредников обычно выступают волонтеры из общественных организаций, учителя, родители и близкие родственники, а также более авторитетные сверстники.

Чем полезен в разрешении конфликта посредник? Примеры из жизни

Посредничество необходимо в тех случаях, когда начинает выходить за рамки, то есть стороны переходят на личности, начинают оскорблять друг друга, отстаивая свои интересы. Но достаточно им объяснить, что их потребности могут быть удовлетворены в полной мере, как появляется возможность ведения конструктивного диалога.

Примеры деятельности посредника:

  • В семье. Между сестрой и братом возник конфликт на почве недопонимания, они начинают бурно выяснять отношения. В негативную ситуацию вмешивается отец детей - его авторитет непоколебим, а значит, к мнению родителя они прислушаются. Выступая в роли посредника, отец использует метод давления или метод склонения обеих сторон к примирению. Еще один пример - бракоразводный процесс. Третье лицо помогает участникам конфликта урегулировать вопрос о дальнейшем воспитании детей.
  • На работе. Один из работников выразил недовольство в отношении другого члена коллектива, на что тот ответил взаимными упреками. Это эскалировало конфликт. В роли посредника здесь выступает лицо, занимающее руководящий пост. Именно начальник может грамотно рассудить участников ссоры. В большинстве случаев посредник использует метод давления или для урегулирования ситуации.
  • На учебе. Конфликтующие школьники или студенты могут быть рассужены учителем, директором, деканом, лицом, обладающим авторитетом в их глазах. Столкновение подростков трудно предотвратить, но еще сложнее его урегулировать. Посредник в данной ситуации применяет метод дипломатии либо пытается мягко склонить к миру всех участников конфронтации.

Медиация – термин, используемый для определения одного из способов разрешения конфликта, т. е. это завершение конфликта с участием третьей стороны, не заинтересованной прямо в исходе конфликта. Задача посредника – медиатора состоит в том, чтобы помочь сторонам договориться, а не дать готовое решение. Участие медиатора заключается в организации переговоров, придании им более конструктивного характера. Разработка и применение методов посредничества стало делом профессиональных конфликтологов-медиаторов.

В роли третьей стороны чаще всего выступает один человек. Могут выступать группы профессионалов или даже государства (США, Россия в войне в Югославии).

Медиация – не менее древнее понятие, чем сам конфликт (в сфере социальных конфликтов, разумеется). Оно существовало еще в Китае, в странах Африки, где в качестве медиаторов выступали старейшины племени.

Как общественно значимая деятельность медиация возникла в США
в начале 60-х гг. Сейчас медиация – это специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации (с участием третьей стороны) процесса поиска конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволило бы прекратить конфликт. Без медиаторов в сфере экономики, политики, бизнеса
в США не проходит ни один серьезный переговорный процесс. В этой стране выпускаются журналы, освещающие проблемы медиации ("Ежеквартальный журнал по медиации"). Существует Национальный институт разрешения диспутов, который занимается разработкой новых методов медиации, действуют частные и государственные службы медиации.

Медиация (посредничество) – процесс, в ходе которого участники конфликта с помощью нейтрального посредника (медиатора) планомерно выявляют проблемы и пути их решения, ищут альтернативы и пытаются достичь консенсуса, который бы соответствовал их интересам.

Медиацию следует понимать, прежде всего, как процесс, продвигающий конфликт в сторону его разрешения. Это целенаправленное вмешательство.

Преимущества и недостатки медиации

Преимущества медиации:

· вступление в процесс медиации добровольное;

· решение вырабатывается самостоятельно;

· обе стороны удовлетворены решением и добровольно берут на себя обязательства;

· медиация нацелена на поиск согласия, а не на поиск виноватых;

· риск медиации минимален: в любой момент можно отказаться от нее, строго соблюдается конфиденциальность;

· процесс медиации непродолжителен и обходится дешевле, чем судебный процесс.

Недостатки медиации состоят в том, что она эффективна только тогда, когда обе стороны хотят разрешить конфликт. Она не используется в криминальных конфликтах или в случае наличия душевной болезни у одной из сторон. Медиация основывается на следующих принципах:

1) добровольности;

2) равноправия сторон;

3) нейтральности медиатора;

4) конфиденциальности.

Следование этим принципам требует от медиатора определенных усилий.

В принципе в качестве медиаторов могут выступать кто угодно. Существуют, однако, группы людей, которые, в силу их статуса, относятся к официальным медиаторам:

· межгосударственные организации (ООН);

· государственные правовые институты (арбитражный суд, прокуратура);

· государственные специализированные комиссии (например по урегулированию забастовок);

· представители правоохранительных органов (участковый в бытовых конфликтах);

· руководители структур по отношению к подчиненным;

· общественные организации (профсоюзы);

· профессиональные медиаторы-конфликтологи;

· социальные психологи.

Неофициальные медиаторы , к которым можно обратиться за помощью в силу их образования или большого опыта:

· представители религиозных организаций;

· психологи;

· социальные педагоги;

· юристы.

В роли спонтанных медиаторов могут выступать и все свидетели конфликтов, ваши друзья и родственники, неформальные лидеры и коллеги по работе. Но в этом случае нельзя говорить о профессиональной помощи.

В каких случаях вам разумно обратиться к медиатору?

· когда стороны изначально отстаивают взаимоисключающие интересы;

· все аргументы, средства исчерпаны, но выхода нет;

· изначально по-разному трактуются критерии оценки (например, законодательство);

· одной из сторон нанесен серьезный ущерб (психологический или физический);

· существует временное перемирие, но конфликт не исчерпан;

· требуется третья сторона для контроля за исполнением соглашения.

· В каких случаях необходимо выступить в качестве медиатора?

· происходит опасная эскалация конфликта, возникает угроза применения насилия;

· вам лично невыгоден этот конфликт;

· конфликт отрицательно влияет на подотчетную вам группу (вы – руководитель, а конфликтуют подчиненные);

· вы видите реальный выход из положения;

· у вас есть то, что устранит конфликт.

Выделяют пять типов медиаторов:

1) "третейский судья" – обладает максимальными возможностями для решения проблемы. Он изучает проблему всесторонне и его решение не обжалуется;

2) "арбитр" – то же самое, но стороны могут не согласиться с его решением и обратиться к другому арбитру;