Чем отличаются власть и лидерство в организации. Власть и лидерство в современной организации

Существует определенное различие между управлением и лидерством.

Лидерство — возможность вести за собой людей. Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные и группы, направляя их усилия для достижения .

Говоря о влиянии, мы имеем в виду ситуацию, когда один человек вносит изменения в поведение другого. Как правило, влияние может оказываться только с помощью идей (К. Маркс).

Власть — означает способность (возможность) влиять на поведение других людей людей, с целью подчинить их своей воле.

Власть позволяет руководителю распоряжаться действиями подчиненных, направлять их в русло интересов организации, побуждать сотрудников и более эффективной работе, предотвращать возникающие в коллективе конфликты. Без власти нет организации и нет определенного порядка в деятельности.

Определение власти как организационного процесса подразумевает следующее:
  1. Власть существует у того, кто может ее использовать потенциально, т.е. она существует не только тогда, когда используется.
  2. Власть является функцией взаимозависимости, т.е. между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость.
  3. Власти не является абсолютной, т.е. тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.

Виды власти

В компании должен существовать баланс власти . Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Власть зависит от личности и ситуации. Существует власть подчиненных над руководством (например, контракты, которые могут получить артисты и спортсмены).

Основные виды власти:

  • Власть, основанная на принуждении. Влияние через страх.
  • Власть, основанная на вознаграждении. Положительное подкрепление, но ограничения в ресурсах при выдаче вознаграждения.
  • Экспертная — разумная вера. Исполнитель верит, что руководитель обладает исключительными знаниями, которые позволяют удовлетворить потребность. Данный тип власти менее устойчив, чем харизматическая.
  • Харизматическая власть . Слепая вера в личные качества руководителя. Свойства руководителя могут быть просто привлекательны для исполнителя (он хочет быть таким же, власть примера).
  • Законная власть — исполнитель верит, что руководитель имеет право отдавать приказы. Она основана на традициях. Может вредить . Подчиненные не хотят менять уклад руководства, структуру.

Власть должности возникает не из самой должности, а делегирует ее обладателю теми, кому он подотчетен. Основными формами проявления власти в этом случае будет выступать принуждение, вознаграждение, власть над ресурсами, власть связей.

Личная власть — это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных, основанная на близости их целей. Основными формами личной власти могут быть экспертная власть, власть примера, право на власть.

Формальная и реальная власть

Понятие "власть" и "влияние" взаимосвязаны, но это одно и тоже. Руководитель может иметь власть, но не имеет влияния. И, напротив, сотрудник может не обладать властью, но иметь большое влияние. Власть бывает формальной и реальной.

Формальная власть — это власть должности, обусловленная официальным местом лица, ее занимающего, в структуре управления организацией, и измеряется либо числом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться его распоряжениям, либо объемам материальных ресурсов, которыми данное лицо может распоряжаться без согласования с другими. В этом случае власть и руководство, представленные в виде служебной иерархии, пронизывают всю систему управления любой организации.

Реальная власть — это власть, как должности, так и влияние и авторитета. Она обусловлена местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиняться, либо степенью зависимости его от окружающих.

Понимание власти и влияния тесно связано с лидерством.

В основе лидерства лежит отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Лидерство является одним из важных механизмов реализации власти в группе и наиболее эффективным.

Лидеры используют власть как средство для ускорения этого достижения. Сама власть может строиться на личностных качествах или на занимаемой позиции в организации. Власть — это двусторонние отношения между лидером и подчиненными и между лидером и его начальником.

Существует несколько подходов к проблеме лидерства:
  • Поведенческий подход — стиль руководства как манера поведения. Автократичное и демократичное руководство. Первое не имеет успеха у зрелых подчиненных, второе по сути означает децентрализацию.
  • Ситуационный подход — наличие ситуационных факторов обусловливает различное поведение в различных ситуациях. Возможно переформировывать группы для психологической совместимости.
  • Адаптивное руководство . Менять на протяжении карьеры. К. Арджирис: «Лучший стиль руководства адаптивный, т. е. ориентированный на реальность».

Способы реализации власти

Убеждение и участие

Последнее время наблюдается снижение разрыва в образовании между руководителем и подчиненными. Убеждение — эффективная передача своей точки зрения. К исполнителю переходит часть власти руководителя. Но убеждение медленно воздействует на объект. Участие — привлечение к управлению. Исполнители вдохновляются потребностями более высокого уровня.

Распорядительство

Распорядительство можно представить как прямое руководство. Под распоряжением понимается сообщение, передаваемое руководителем подчиненному, касающееся содержания и результатов его деятельности. В него входят постановка обязательной для выполнения задачи, перечень ограничений, инструкции о порядке выполнения заданий.

Распоряжение по своей сути должны соответствовать стратегии организации; быть обоснованными и четко сформулированными, обеспеченными необходимыми материальными, организационными ресурсами; позволять проверять и оценивать результаты действий.

По способу отдачи распоряжения могут быть устными, письменными и смешанными.

По форме распоряжения могут быть приказами, указаниями, поручениями, советами.

Распоряжения могут усиливаться рядом мер воздействия на исполнителя: убеждением, апелляцией к логике, пожеланием или просьбой, обещанием вознаграждения, угрозами.

Неправильное пользование способами реализации власти может порождать конфликтные ситуации.

— это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Функциональный конфликт повышает эффективность организации.

Типы конфликтов:

  • Внутриличностный — два несовместимых распоряжения от руководителя.
  • Межличностный, например, из-за ограниченности ресурсов.
  • Между личностью и группой.
  • Межгрупповой, например, профсоюз и администрация.
Причины конфликтов:
  • распределение ресурсов,
  • взаимосвязь задач,
  • различия в целях, ценностях, жизненном опыте, манере поведения,
  • плохие коммуникации.
Управление конфликтами:
  • Структурные методы . Разъяснение требований, координационные механизмы — цепь команд, общие для организации цели (синергия, призыв не раскачивать лодку), эффективное вознаграждение по верным критериям (не выручка, а прибыль).
  • Межличностные методы . Уклонение, сглаживание (девиз: «мы все — одна команда»), принуждение (любой ценой добиться своего), компромисс (частичное принятие точки зрения другой стороны).

Анализ существа власти и ее влияния имеет большое значение для понимания работы организации. Каждое действие в организации свя­зано с проявлением власти. Надо иметь в виду, что властью пользуются как руководители, так и исполнители. Власть - важнейшая составляющая деятельности организации. Властью манипулируют, используют как во благо, так и во зло. Успех или неудача в использовании вла­сти во многом зависит от понимания ее существа, времени и объема ее применения, а также достаточно четкой оценки последствий ее при­менения.

Что же такое власть и как можно дать дефиницию этому понятию?

Определение

Наиболее простое определение может выглядеть так: «Власть -способность осуществлять свою деятельность по собственному усмотрению».

Власть существует и проявляется через определенную систему ком­муникаций, которая называется каналами власти. К ним относятся следующие.

1. Власть принуждения. Это побуждение людей к деятельности во­преки их желанию. Данный вид побуждения основан на страхе перед на­казанием. В качестве инструментов принуждения выступают замечания, выговоры, штрафы, увольнения, перевод на низкооплачиваемую работу.

Власть принуждения- традиционный канал власти, известный с древнейших времен. Но если человек использует только этот канал власти, она будет недолговечной, ведь рабский труд - самый непро­изводительный, и подчиненный будет постоянно искать способ осла­бить или избежать власти принуждения.

2. Власть влияния. Взаимодействие лидера с влиятельными лица­ми дает ему косвенную силу власти. Подчиненные, общаясь со своим лидером, ощущают не только его властную функцию, но и волю влия­тельного лица, стоящего над ним. От этого сила власти приобретает синергический эффект.

3. Власть компетенции. Лидер, если он профессионально подготов­ки, оказывается наделенным правом выступать в качестве эксперта и «судьи» по многим производственным проблемам. Подчиненные вос­принимают это как властный феномен.

Данный канал власти - заслуга личности, обладающей им. Он прочен и надежен, так как компетенция приобретается годами и сохраняются длительное время, чаще всего в течение всей профессиональной жизни человека.

Власть информации. Исполнители постоянно испытывают потребность в информации. Лидер обычно регулирует ее доступ к кон­кретным людям. Налицо проявление власти: какова информация, таково поведение людей.

Власть информации - очень мощный рычаг власти для руководителя, чем выше уровень иерархии, тем больший поток информации на него поступает.

5. Власть должностного положения. Чем выше должностная по­зиция лидера, тем выше степень его властного влияния на людей. Подчиненные, взаимодействуя со своим лидером в процессе дело­вого общения, прежде всего, сталкиваются с должностной позици­ей лидера: бригадира, мастера, начальника цеха, директора и т.д. Процесс общения сначала здесь завязывается на вертикали «на­чальник-подчиненный» и лишь потом, если начальник проявит свои лидерские функции, приобретает горизонтальную выражен­ность.



6. Власть авторитета. Руководитель, пользующийся у подчиненных авторитетом, осуществляет властное влияние на них без демонстрации своей властной уполномоченности. Подчиненные без протеста, порою даже с охотой, повинуются авторитетному руководителю.

Авторитет - категория, которая завоевывается годами и может быть потеряна в одночасье. Авторитет включает в себя как личностные, так и профессиональные качества человека. Мнение авторитет­ного специалиста (даже если оно не вполне правильное) принимается безоговорочно.

7. Власть награждать. Люди легко повинуются тому, кто имеет пра­во и возможности награждать и миловать. Все хотят больше получать, продвигаться по службе, пользоваться признанием. Человек, способ­ный влиять на такие ценности, пользуется у людей высоким авторите­том. Его власть может подниматься до значительных высот.

Здесь следует заметить, что власть награждать зачастую связана с должностным положением и носит временный характер. Изменение статуса, а это случается довольно часто, приводит к потере данного ка­нала власти.

Каналы власти используются как по горизонтали, так и по верти­кали. Человек, использующий только один канал власти, об­речен на неудачу. Сочетание двух и более каналов, в основе которых лежат компетенция и авторитет, позволит человеку быть не просто ру­ководителем, а лидером.

Менеджер и лидер

Лидерство - термин в организационном поведении, который вы­зывает много противоречий. Руководитель-это лидер? Ответ на это вопрос далеко не однозначен. Эффективный или успешный менед­жер-это лидер? Между этими понятиями тоже нельзя поставить знак равенства. Многие теоретики вообще отрицают саму идею лидерства. Тем не менее, роль личности (лидера) в истории мирового развития доказана временем, и с этим нельзя не считаться.

Если человек делает попытку повлиять на поведение других членов группы без использования принудительных форм власти, можно гово­рить о проявлении лидерства.

Что входит в понятие «эффективный менеджер»? Анализ управ­ленческой деятельности во Франции, например, указывает, что фран­цузские менеджеры рассматривают свою задачу как осуществление интеллектуальной деятельности, которая требует интенсивной ана­литической работы. Они превосходят других в сфере количественного анализа и стратегического планирования. Во Франции считается, что важнейшим качеством руководителей больших фирм является разви­тый интеллект, что отражено в объявлениях о приеме на работу, где почти никогда не упоминается о мотивации и энергичности как о не­обходимых для занятия должности менеджера качествах. Французы, кажется, предпочитают менеджеров с аналитическим складом ума, не­зависимостью и безупречным интеллектам. Интеллект для них важ­нее, чем способность к действиям. В отличие от англо-саксонского представления об управлении они не придают большого значения на­выкам межличностных контактов и коммуникаций, рассматриваемым в других странах как необходимые признаки организатора деятельно- сти компании.

Некоторые специалисты считают, что внимание к факторам эффек­тивности деятельности менеджеров преувеличено и что лидеры не могут сильно влиять на результаты деятельности организаций, потому что:

1) организации сами оказывают воздействие, ограничивающее типы поведения и снижающие влияние личностных особенностей людей при осуществлении ими организаторских и лидерских функ­ций;

2) другие члены организации ограничивают поведение лидеров че­рез нормы и ожидания, которые являются мощными ограничениями для любого действия;

3) внешняя среда также имеет существенное влияние на успех или неудачу организаций.

В качестве контраргумента приводится мнение о том, что внима­ние к роли лидеров основано на потребности усилить связь отдельных работников с успехами организации и ее неудачами. Опыт и здравый смысл показывают, что лидеры имеют сильное влияние на результаты деятельности организации. Например, замена руководителей может серьезно повлиять на оценку фирмы акционерами. Одно из исследо­ваний этой проблемы показало, что объявление о замене менеджеров высшего звена увеличивало краткосрочную стоимость акций неболь­ших фирм, если новый менеджер нанимался на стороне. Более важ­ным является тот факт, что менеджеры высшего звена могут иметь значительное влияние на выполнение задач фирмы. Однако имеется важный аргумент против. Замена руководителя - не панацея от всех бед. Необходимо, чтобы новый руководитель был лидером, а не ста­тистом.

Таким образом, можно заключить, что природа лидерства определяется не только личностными характеристиками руководителя, но и средой, в которой осуществляется деятельность компании. Необходимо разделять менеджеров и лидеров, так как их влияние на деятель­ность организации и коллектива далеко не однозначно.

Можно привести довольно много определений лидерства, но все они будут неполными, так как сущность лидерства проявляется во влиянии, власти, поведении и т.д., т.е. во всем, что рассматривает ор­ганизационное поведение. Тем не менее, из всего многообразия определений наиболее удач­ным представляется следующее.

Определение

Лидерство - это использование непринудительных форм воздействия на людей для их мотивации к достижению целей организации.

Данное определение не полностью отражает существо рассматри­ваемого понятия, но несет в себе одно позитивное зерно. Лидерство - это прежде всего мотивация персонала силой убеждения компетенции и авторитета.

В ранних исследованиях специалистов по организационному по­ведению лидерство рассматривалось как совокупность личных черт, или характеристик, тех людей, которые воспринимались как лидеры. Более поздние исследования определили лидерство как ряд действий, направленных на то, чтобы помочь коллективу достигнуть свои цели. Начиная с середины 60-х годов, внимание было сосредоточено на бур­но развивающихся теориях «случайного» (ситуационного) лидерства, т. е. теориях, утверждающих, что эффективное лидерство - это функ­ция ситуации, в которой лидер и подчиненные определенным образом взаимодействуют. В настоящее время рассматривают личностный, по­веденческий, процессный и ситуационный подходы к изучению ли­дерства.


НОУ ВПО «Институт Технологии и Бизнеса»

Реферат по организационному поведению

на тему « Соотношение лидерства и власти в современных организациях»

выполнила: студентка группы МН-32

Романенко В. А.

научный руководитель: Мищенко М. В.

Введение………………………………………………………………………3

1. Понятие и сущность власти………………………………………………4

1.1 Формы власти…………………………………………………………….6

1.2 Источники власти………………………………………………………..8

2. Сущность лидерства…………………………………………………..…10

2.1 Функции лидерства……………………………………………………..12

2.2 Типы лидерства………………………………………………………....15

2.3 Соотношение лидерства и власти………………………………………17

Заключение…………………………………………………………………..19

Список изученной литературы……………………………………………..20

Введение

Назначение на руководящую должность подразумевает передачу руководителю всей полноты власти. Грамотная власть в каждой организации необходима для эффективного осуществления функций планирования, организации, мотивации и контроля. Но руководитель предприятия должен быть не только компетентным специалистом, но и опытным дипломатом, и воспитателем, и авторитетом для всех подчиненных. В современных организациях лидерство является обязательным качеством руководителя.

Цель данного реферата является выявление соотношения власти и лидерства в современных организациях.

    раскрыть сущность власти и определить источники власти

    рассмотреть основные формы власти

    раскрыть понятие лидерства и рассмотреть типы лидерства

    выявить виды лидеров, типы и функции лидерства

    выявить соотношения власти и лидерства в современных организациях

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка изученной литературы.

1. Понятие и сущность власти

В основе руководства людьми находится влияние, то есть психологическое воздействие, которое сказывается на них с целью изменения поведения. Потенциальная или реальная возможность влияния на окружающих называется властью.

Власть является социальным отношением, которое характеризуется:

    асимметричностью (один субъект чем-то превосходит другого);

    постоянным стремлением к изменению существующего баланса – соотношения сил взаимозависимых субъектов, когда один из них использует её ровно столько, сколько необходимо для выполнения своих функций, не вызывая у других субъектов чувства протеста;

    целенаправленностью (осуществляется ради достижения какой-то цели);

    опорой на определённые ресурсы;

    наличием специфического механизма реализации;

    возможностью сопротивления и неподчинения;

    неполным охватом всех сфер организации, зависимостью необходимого объёма от характера решаемых задач.

С помощью влияния на поведение подчинённых, то есть властью над ними, руководители не просто ведут их к решению проблем организации, но и побуждают их к фактическому труду, необходимому для достижения целей организации. Власть применяется для того, чтобы сделать лидерство и влияние руководителя более эффективным.

Власть бывает единоличная (осуществляется одним лицом), коллективная (осуществляется группой совместно) и коллегиальная (осуществляется одним лицом с учётом общего мнения) организацию.

Но сам факт отдачи приказа ещё недостаточен для того, чтобы можно было судить о наличии отношений власти. Должно существовать обоснованное убеждение, что приказание будет выполнено, что оно встретит повиновение. В противном случае, отдающий приказания власти не имеет, или его власть недостаточна. Дело в том, что власть бывает формальной и реальной:

    Формальная власть – это власть должности. Она обусловлена официальным местом её обладателя в структуре управления организацией вне связи с его личными качествами и измеряется либо числом подчинённых, которые обязаны выполнять его распоряжения, либо объёмом материальных ресурсов, которыми данное лицо может распоряжаться без согласия с другими;

    Реальная власть – это власть, как должности, так и авторитета. Она определяется местом человека не только в официальной, но и неофициальной системе отношений и измеряется числом людей, которые готовы добровольно этому лицу подчиниться. Реальная власть – это степень уважительного и преданного отношения к её обладателю со стороны подчинённых.

Власть руководителю требуется потому, что он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне её. В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчинённых и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Для распределения обязанностей и направления деятельности всех этих людей руководитель должен опять же эффективно властвовать над ними.

1.1 Формы власти

Власть проявляется в определённых формах. Американские учёные выделили следующие пять форм власти:

    Власть, основанная на принуждении.

При этой форме подчинённый убеждён в том, что руководитель может помешать удовлетворению какой-либо его потребности. Это влияние через страх. Данная форма власти приводит к определённому результату, но она не способствует раскрытию потенциала работников. Эта форма власти требует значительных затрат на жесткий контроль, который в условиях научно-технического прогресса не всегда возможен. Кроме того, в условиях жёсткого контроля у работников появляется желание обманывать руководителей, искажать отчётные данные и т.д.

    Власть, основанная на вознаграждении.

Подчиненный верит, что руководитель имеет возможность удовлетворить его потребности. Рассматривается как наиболее эффективная форма власти. Однако её применение возможно в том случае, если руководитель обладает достаточными ресурсами. Кроме того, руководитель должен хорошо знать потребности подчинённых, а они могут сильно различаться у разных работников.

    Традиционная (законная) власть.

В данном случае человек реагирует на должность, т.е. выполняет рекомендации начальника, потому что так принято, сложилось исторически. Также эта форма власти называется административной. Она существует как в государственных, так и в негосударственных организациях – главное здесь, чтобы их деятельность официально регламентировалась.

    Экспертная власть.

Подчинённый верит в руководителя и ценность его знаний. Подчинённый убеждён, что специальные знания руководителя позволят удовлетворить его потребности.

    Эталонная власть (или власть, основанная на харизме).

Харизма – это власть, построенная не на логике, традиции, а на силе личных качеств и способностей лидера. Харизма – это привлекательность для окружающих тех или иных черт человека или его в целом. Ради возможности получить одобрение такого человека, быть рядом с ним, они готовы признать его власть. Подчинённый выполняет требования и распоряжения руководителя, потому что хочет ему подражать. Предполагается, что лидер должен иметь хорошие риторические способности, уметь хорошо держаться и т.д. Однако исследования показали, что харизматические лидеры не имеют стандартного набора характеристик. Если подчинённые видят в лидере идеальные в их понимании черты, достойные подражания, они подчиняются ему беспрекословно. Однако на практике такая власть очень непрочна, поскольку основывается на эмоциях, которые, как известно, очень переменчивы.

1.2 Источники власти

В современном управлении организациями выделяют несколько источников власти:

    Власть положения – это власть, которой наделён человек в результате своего положения в организации, т.е. человек получает власть из-за своей должности;

    Власть ресурсов – это власть, которой наделён человек в результате контроля таких ресурсов, как деньги, персонал, материалы, технологии, информация и т.д., т.е. человек получает власть в результате своего служебного положения и доверенных ему полномочий;

    Власть социальных связей основывается на способности и возможности по сбору информации, нужных знакомствах, положении в сети социальных связей и т.д., т.е. власть даётся в результате выявления у человека качеств, способствующих получению организацией важной информации и выгодному партнёрству с другими организациями;

    Власть эксперта существует тогда, когда окружающие признают превосходство человека над ними как эксперта. Различают два вида знаний, которые дают человеку власть эксперта – это технические знания и знания процесса;

    Власть личности основывается на личных качествах человека, т.е. власть даётся человеку, который, работая в организации, смог проявить себя с хорошей стороны и продемонстрировать все свои положительные качества своим подчинённым. Таким образом, он заслужил уважение, и ему хотят подчиняться;

    Власть информации является одним из важнейших источников власти, т. к. без точной и надёжной информации невозможны планирование и качественное принятие решений.

Самыми лучшими руководителями являются те люди, которые получили право управлять из таких источников власти, как власть личности и власть эксперта.

Из всего вышесказанного можно сделать общий вывод, что власть позволяет руководителю распоряжаться действиями и поведением подчинённых, направлять их в русло интересов организации, например, побуждать более эффективно работать, предотвращать или подавлять возникающие между ними конфликты.

2. Сущность лидерства

Лидерство – способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группы, направляя усилия всех на достижение целей организации.

В переводе с английского лидер означает «руководитель», «командир», «глава», «вождь», «ведущий».

Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может.

Лидера можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Понятие «лидер» приобретает значение лишь вместе с понятием «цель». Действительно, нелепо бы выглядел лидер, не имеющий цели.

Но иметь цель и достичь ее самостоятельно, в одиночку – недостаточно, чтобы назваться лидером. Неотъемлемым свойством лидера является наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей между людьми в системе, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Т.е. лидер – это элемент упорядочивания системы людей.

Существуют различные формулировки определения лидерства:

1) лидерство есть разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, и носителем такой власти выступает не большинство, но один человек или небольшая группа лиц – «лидерство-власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами» (Ж. Блондель);

2) лидерство есть управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Общество есть сложная, иерархически организованная система социальных статусов и соответствующих им социальных ролей. Социальный статус руководителя предполагает и даже, требует выполнения социальной роли в манере лидера; лидерство – это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов» (Л. Даунтон);

3) лидерство – это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер), но не любое, а отвечающее следующим условиям: а) постоянство влияния – это не разовое кратковременное воздействие; б) широта влияния – воздействие осуществляется на всех членов труппы; в) явный приоритет во влиянии, отношения лидера и ведомых асимметричны, односторонняя направленность от лидера к членам группы, г) организационный лидер опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или на признание правомерности руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, не может считаться лидером. С этим согласны не все исследователи (Блондель допускает использование системы принуждения);

4) лидерство – естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.

5) лидерство есть неформальное явление, это символ эмоционально-психологической общности группы и образец поведения для ее членов. Роль лидера возникает стихийно, ее нет в штатных расписаниях, лидерство – феномен психологический, тогда как руководство – социальный.

Лидерство – это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств лидера с качествами тех, на кого он пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа.

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

1) бытовой тип лидерства (и школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т.д.);

3) политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

Лидер управления – это особый тип социального лидера, которому свойственны определенные социально-психологические и профессиональные качества. Это авторитетный член коллектива, обладающий юридической или фактической властью в группе или организации.

2.1 Функции лидерства

С точки зрения групповой деятельности функции неформального лидера сводятся к двум основным.

Во-первых, он устанавливает и поддерживает эталоны приемлемого группового поведения. Например, доброжелательность, ответственность, взаимопонимание, производительность, или негативные формы поведения группы, такие как агрессивность, обособленность, стяжательство и пр.

Во-вторых, установив нормы, цели, обычаи и традиции, неформальный лидер мотивирует поведение каждого члена группы, заставляя его следовать эталонам группового поведения. Мотивацию лидер осуществляет, высказывая взглядом, жестом или словом свою оценку действий члена группы. К лидеру добровольно и не всегда полностью осознанно присоединяется большинство членов группы, одобряя или порицая своего товарища.

Административные приказы, выговоры, беседы, проработки начальства и лекции часто оказывают более слабое действие на поведение члена группы, чем один жест порицания неформального лидера или молчаливое выражение группового неодобрения.

Выделяют два полярных типа лидерства – инструментальный и эмоциональный.

Инструментальный (деловой) лидер – член группы, берущий на себя инициативу в решении проблемной ситуации, в соответствии с групповыми целями и обладающий соответствующими знаниями, информацией, навыками и методами.

Эмоциональный лидер – член группы, берущий на себя функцию регуляции группового настроения (экспрессивные функции) в проблемных ситуациях. Иногда позицию эмоционального лидера называют эпицентром эмоциональных контактов.

В позитивном плане эмоциональный лидер стремиться предупредить и уладить конфликты, сгладить и разрядить эмоциональное напряжение, возникающее у членов группы в проблемных ситуациях, и тем самым способствуют достижению групповых целей и повышению эффективности групповой деятельности.

В негативном плане эмоциональный лидер под влиянием неудач и трудностей может стать зачинщиком паники, недовольства, истерических реакций, асоциального поведения группы.

Между этими двумя полярными типами неформальных лидеров распределены все остальные.

2.2 Типы лидерства

Психоаналитики выделяют десять типов лидерства.

    «Соверен», или «патриархальный повелитель». Лидер в образе строгого, но любимого отца, он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почтения.

    «Вожак». В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака – носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе.

    «Тиран». Он становится лидером, потому что внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха, его считают самым сильным. Лидер-тиран – доминирующая, авторитарная личность, его обычно боятся и ему подчиняются.

    «Организатор». Он выступает для членов группы как сила поддержания «Я – концепции» и удовлетворения потребности каждого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.

    «Соблазнитель». Человек становится лидером, играя на слабостях других. Он выступает в роли «магической силы», давая выход подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают его недостатков.

    «Герой». Жертвует собой ради других; такой тип проявляется особенно в ситуациях группового протеста – благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер герой увлекает за собой людей.

    «Дурной пример». Выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.

    «Кумир». Влечет, притягивает, положительно заражает окружение; его любят, боготворят, идеализируют.

  1. «Козел отпущения».

Два последних типа лидеров, по существу, антилидеры, они являются объектом агрессивных тенденций, благодаря которым развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, но стоит ему исчезнуть, как группа начинает распадаться, так как пропал общегрупповой стимул.

Лидерство нельзя обозначить какой-то формулой. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают этим от природы. Другие обучаются этому. А третьи так никогда этого не постигают.

Лидеры бывают разные. В конце концов каждый находит свой стиль. Один динамичен, обаятелен, способен воодушевлять других. Другой спокоен, сдержан в речи и поведении. Однако оба они могут действовать с равной эффективностью – внушать к себе доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась быстро и качественно.

2.3 Соотношение руководства и лидерства

В психологии управления различают руководство и лидерство как деятельность относительно самостоятельных субъектов управления. Руководство представляет собой процесс организации и управления совместной деятельностью членов коллектива, осуществляемый официально назначенным руководителем, а лидерство – процесс организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляемый лидером, определившимся в ходе спонтанно формирующихся межличностных отношений.

Можно определить основные различия между руководством и лидерством, которые сводятся к следующему:

    Разновидности власти: у лидера – личностная власть, у руководителя – совокупность личностной и статусной при приоритете статусной.

    Лидерство связано с регулированием внутригрупповых межличностных отношений, носящих неофициальный характер, а руководство является средством регулирования отношений в рамках социальной организации.

    Лидерство возникает и функционирует преимущественно стихийно, характеризуется относительной стабильностью функций и проявлений, тогда как руководство представляет собой процесс целенаправленной и контролируемой деятельности социальных организаций и институтов и отличается большей стабильностью и постоянством в своих проявлениях.

    Процесс принятия решений в системе руководства носит более сложный и многократно опосредованный характер, чем в условиях лидерства.

Обобщая перечень различий, можно утверждать, что для поведения руководителя более характерны планирование действий подчиненных, распределение заданий и выявление путей их выполнения, разъяснение обязанностей, требование соблюдения определенных стандартов деятельности, критика неудовлетворительной работы. Руководство можно определить как процесс управления группой, осуществляемый начальником как посредником социальной власти на основе правовых норм и полномочий более широкой социальной общности, в которую включена данная малая группа.

Создается впечатление, что руководство и лидерство решают близкие социальные задачи: стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач, поиск средств для их эффективного решения. Однако лидерство представляет собой психологическую характеристику поведения отдельных членов группы, а руководство является определенным проявлением социальных отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления – подчинения.

Несмотря на уже рассмотренные определенные различия руководства и лидерства, они все-таки имеют немало общего. Существует представление о том, что их сближают следующие общие черты: руководитель и лидер осуществляют значимое социальное влияние в коллективе, только разными средствами; они выполняют роль координаторов, организаторов деятельности членов социальных групп и используют субординационные отношения: в первом случае они четко регламентированы, во втором – заранее не предусмотрены.

Заключение

Подводя итоги можно сделать следующие выводы.

Лидерство – способность влиять на других таким образом, чтобы они работали на достижение целей.

Власть – способность влиять на поведение людей чтобы они работали для эффективности организации, потому что руководители зависят от людей, над которыми у них нет прямой власти, или есть, но очень слабая.

Основные типы власти – это принуждение, вознаграждение, компетенция, пример и традиции. Руководитель может также влиять через разумную веру, вовлечение в принятие решений и убеждение.

Эффективность какого-то типа власти зависит от ситуации и от того, считает ли исполнитель, что руководитель может удовлетворить или не удовлетворить его потребность. Поэтому у каждого метода есть плюсы и минусы, и никто не способен руководить людьми во всех ситуациях.

Отрицательно влияет на результативность работы руководителя отсутствие уважения коллег при обсуждении и решении важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, пристрастное отношение к сотрудникам.

Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать и обосновать единую теорию.

Список изученной литературы власть выражает реальное лидерство . Власть означает...

  • Лидерство , влияние, власть (2)

    Закон >> Менеджмент

    И проанализировать лидерство и власть в менеджменте. Задачами курсовой работы являются: 1)Изучить роль власти и лидерства в управлении... формы. Френч и Рэйвен, исследователи в области власти и лидерства (руководства), разработали удобную классификацию основ...

  • Теория организации: конспект лекций Тюрина Анна

    7. Власть и лидерство в организации

    Власть руководителя организации или предприятия играет огромную роль в производственном процессе и оказывает сильное влияние на организацию трудовой деятельности. Сегодня для наибольшей эффективности деятельности организации необходимо установление баланса власти. Иными словами, руководитель не должен злоупотреблять своими властными полномочиями: отношения «руководитель – подчиненный» должны быть построены на доверии, уважении и взаимной поддержке. От этого зависит психологический климат в коллективе и, как следствие, состав и качество трудовых отношений.

    С точки зрения менеджмента как науки об эффективном управлении руководитель должен обладать определенным набором качеств.

    1. Интеллектуальные качества: оригинальность мышления, образованность, интуитивность, отсутствие авторитетов, любопытство, творческое начало.

    2. Личностные качества включают в себя уверенность руководителя в собственной деятельности, его целеустремленность, решительность, энергичность, упорство и высокую работоспособность. Кроме того, руководитель должен быть независим от чужого мнения. Но это, конечно, не значит, что работникам нельзя участвовать в принятии решений.

    3. Деловые качества подразумевают прежде всего способность кооперироваться. Это значит, что для принятия важных стратегических решений руководитель должен объединять усилия всех членов организации. Однако для этого крайне важным является умение разбираться в людях, выявлять у них творческие способности.

    Власть нетипична для всех организаций. В соответствии с этим выделяют три стиля управления.

    1. Автократический. Вся власть сосредоточена в руках руководителя, он принимает все решения лично под свою ответственность, отдает распоряжения подчиненным и осуществляет жесткий формальный контроль. В такой организации проявление инициативы подчиненными не разрешается, существуют лишь вертикальные нисходящие коммуникативные связи. Достоинством такого стиля управления являются быстрота и четкость выполнения заданий. Однако явным недостатком является снижение работоспособности рабочего коллектива, их заинтересованности в труде.

    2. Демократический. Такой стиль построен на взаимном сотрудничестве, характеризуется наличием горизонтальных связей среди персонала. В такой организации заметно растут квалификация и преданность персонала, что определяет развитие трудовых отношений, трудовой дисциплины и характер трудовой деятельности.

    3. Либеральный стиль: невмешательство руководителя в работу персонала, вследствие чего работникам предоставлена большая свобода, чем они могут злоупотреблять, оказывая давление на руководство.

    Несмотря на столь дифференцированные взгляды на власть, принято считать, что демократический стиль наиболее приемлем для современной организации.

    Лидерство в организации определяется как способность оказывать воздействие на других людей, направлять их деятельность на достижение поставленных целей организации. Основой лидерства являются власть и влияние. Власть – возможность индивида контролировать трудовой процесс работника или группы, а влияние – это действия, основанные на власти.

    Иными словами, руководитель может влиять на процессы принятия решений и их реализацию только в том случае, если обладает долей власти. Таким образом, лидерство представляет собой несиловую форму влияния.

    В современных организациях менеджер должен устанавливать баланс власти, не злоупотреблять своими полномочиями. Это можно осуществить посредством создания системы делегирования процесса принятия решений, что в результате увеличивает власть менеджера.

    Из книги Организационное поведение: Практикум автора Громова Ольга

    Глава 5 Лидерство в организации Организационное лидерство – это деятельность, которая гармонично сочетает компетенции менеджера и лидера.Практика показывает, что легче стать хорошим менеджером, чем лидером организации (см. главу 6 учебника «Организационное

    Из книги Менеджмент: конспект лекций автора Дорофеева Л И

    ЛЕКЦИЯ № 10. Лидерство в организации 1. Природа лидерства и его основа Любая организация может рассматриваться с двух сторон: как формальная и неформальная. В них возникают два типа отношений: формальные – должностные, функциональные и неформальные – эмоциональные,

    Из книги Управление жизненным циклом корпорации автора Адизес Ицхак Калдерон

    Власть Наряду с полномочиями власть является вторым источником управленческой энергии, необходимой для осуществления решений.Я определяю власть как способность наказывать или вознаграждать. Выполнение конкретных организационных задач требует сотрудничества многих

    Из книги Организационное поведение: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

    Тема 8 Лидерство в организации 8.1. Природа лидерства, лидерство и менеджмент8.2. Цельность личности и нравственность лидера8.3. Понятие власти и ее источники8.4. Автократичные и демократичные лидеры, поведенческие подходы к лидерству8.5. Ситуационные подходы8.6. Концепция

    Из книги Жить в России автора Заборов Александр Владимирович

    8.9. Виртуальное лидерство и лидерство-служение В наши дни становится все более популярной работа на виртуальных рабочих местах, на которых сотрудники удалены друг от друга и от своих начальников. Все это бросает вызов лидерству. Сейчас многие специалисты, используя

    Из книги Структура в кулаке: создание эффективной организации автора Минцберг Генри

    Из книги Менеджмент автора Цветков А. Н.

    ВЛАСТЬ Организации далеко не всегда принимают диктуемые им безличными условиями (возрастом и размером, используемой технической системой, стабильностью, сложностью, разнообразием и враждебностью внешней среды) условия. В дизайне структуры важную роль играют и факторы

    Из книги Безжалостный менеджмент. Реальные законы управления персоналом автора Парабеллум Андрей Алексеевич

    Раздел 8 Руководство, лидерство и власть в

    Из книги Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии автора Прает Дуглас Ван

    Вопрос 139 Как соотносятся руководство, власть и лидерство? Ответ Руководство (лидирование) является процессом влияния или воздействия на людей для достижения определенной цели.Власть является инструментом руководства и лидирования. Обладая властью, личность или группа

    Из книги Быстрее, лучше, дешевле [Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов] автора Хаммер Майкл

    Информация – это власть Ваши подчиненные для эффективного управления никогда не должны знать столько, сколько знаете вы. Проиллюстрируем этот тезис анекдотом. В лесу жил лев, большой и важный, но почему-то его никто не уважал. В этом же лесу жил кот-консультант, о котором

    Из книги Психология эффективного менеджера. Гибкость. Эффективное управление. Психология менеджера. Книга 1. Ситуация управления автора Завалкевич Леонард