Что означает сатира в литературе. Сатиры

Сложный, многогранный жанр, встречающийся во многих видах искусства, - политическая сатира. Профессионально пользоваться ею - означает обладать широким кругозором, начитанностью, знанием политологии, воспринимать конструктивную критику, владеть искусством красноречия в совершенстве и серьезно подходить к этому жанру. Он не терпит нарочито субъективного взгляда, с его помощью легко задеть чужие чувства, оскорбить, унизить.

Сатира - это жанр литературы и искусства, который представляет собой комическое или поэтическое обличение негативных явлений в жизни и обществе при помощи иронии, сарказма, преувеличения, аллегории, пародий и гротеска. Суть сатиры заключается в том, чтобы использовать художественные приемы и литературные средства для достижения уничтожающей критики нелепостей, противоречий и пороков. Часто в сатире используют прием излишнего преувеличения. Жанру сатира много веков, и в каждую эпоху его использовали для выявления негативных общественных и политических событий. Сатира всегда нацелена на людей и явления.

Сатирические произведения могут быть моральными, политическими, религиозными. Критика в сатире ведется с позиции невыраженного идеала. В античные времена сатирическое представляло собой смесь стихов и прозы, позднее в Риме жанр получил самостоятельность. В нем использовались танцы, песни, поэзия. Образцы искусства сатиры созданы Ювеналом и Горацием. С помощью жанра высмеиваются порочные явления жизни. В литературе встречаются целые произведения сатирического, отдельные эпизоды, ситуации или образы. С политической сатирой следует быть осторожным, ведь этот жанр может быть ограничен цензурой.

Политическая сатира

Жанр политическая сатира всегда был популярен. Несмотря на то что он относится к литературе, сатирическое находит проявление в исполнительном и изобразительном искусстве. В политической сатире оголяются индивидуальные и социальные несовершенства, сумасбродства, злоупотребление властью, негативные действия политиков при помощи иронии, бурлеска и других методов. Жанр политической сатиры призван не только смешить аудиторию, но и нападать на неугодное явление действительности. Это главная цель, которая достигается посредством юмора.

Например сарказм, ирония, противопоставление, помогают добиться определенного результата. Родоначальниками жанра политическая сатира были Луцилий, Энний, Гораций, Аристофан. В нем обязательно должны присутствовать ноты мягкого юмора, который и призван сгладить критику в конкретный адрес. В противном случае сатира выглядит проповедью, сухим отчетом или лекцией.

Значение сатиры

Политическая сатира возникла благодаря литературе Древнего Рима. Она включает в себя поэтические и лирические произведения разного объема и значения. В них читатель находит негодующие, осуждающие в разных степенях отрицания - изображения конкретных лиц, групп, явлений. Сатиру - ответственный художественный жанр свободного слова - необходимо отличать от пасквиля и памфлета.

Художественная ценность политической сатиры и ее значение заключаются в общественном и моральном содержании, лирическом подъеме, высоте идеала сатирика. Лирический субъективный окрас сатирического произведения лишает жанр художественный объективности, поэтому политическая сатира носит характер мимолетности.

Известные сатирики

Проявляется политическая сатира во всех видах искусства - это ее главное отличие от чисто литературного жанра. Она встречается в театре, литературе, кинофильмах, журналистике. Ранее сатира процветала в Греции, арабских странах, Персии, средневековой Европе, Америке, викторианской Англии. Ее широко использовали как метод обличения в двадцатом веке, в период существования СССР и, конечно, в современности.

Известные И. Ильф и Е. Петров написали роман «12 стульев», который с помощью юмора и литературных приемов высмеивает новообразованное советское общество. Политической сатирой занимались: В. Маяковский, Ю. Олеша, Д. Хармс, М. Булгаков, С. Маршак. Многие советские сатирики подверглись репрессиям и цензуре за использование этого жанра.

В период «оттепели» появляются сатирические киноленты, телепередачи, которые открыто и с юмором обличают власть. Современные сатирики - это А. Райкин, Г. Хазанов, С. Альтов, А. Арканов, Л. Измайлов, М. Задорнов. Сегодня жанр политической сатиры в России не выходит на тот популярный, масштабный уровень, который был в советские годы.

Популярные цитаты и афоризмы

Самой интересной и запоминающейся была политическая сатира во время СССР. Именно оттуда родом потрясающие комедийные фильмы, стихи, проза, обличающие неугодные явления времени. В годы ходило множество анекдотов о нем и его политике. Всем известно, что Леонид Ильич любил медали и ордена, которыми сам себя награждал, порой незаслуженно. Именно поэтому появился следующий анекдот: «В Москве произошло землетрясение. Это случилось из-за того, что со стула упал пиджак Брежнева с медалями».

В 21 веке политическая сатира перешла из области литературы в художественное искусство. Сегодня карикатурные картинки можно часто встретить в общественно-политических газетах, крупных российских и зарубежных изданиях.

Сатиры в эпоху классицизма

Сатиры в России

В России сатиры получили распространение вместе с классицизмом. Первые в истории русской литературы сатиры написал Антиох Кантемир в начале XVIII века . Эти девять сатир стали классикой. В XIX веке сатиры ещё имели неширокое распространение, однако в наши дни они окончательно забыты.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Сатира (жанр)" в других словарях:

    Вид комического (см. Эстетика), отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения. С. при своем зарождении являлась определенным лирическим жанром. Она представляла собой стихотворение, часто значительное по объему, содержание к… … Литературная энциклопедия

    - (лат. satira) проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Успехов в ней достигли … Википедия

    ЖАНР - литературный (от франц. genre — род, вид), исторически складывающийся тип литературного произведения (роман, поэма, баллада и т. д.); в теоретическом понятии о Ж. обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений… … Литературный энциклопедический словарь

    - (лат.). Род поэзии, имеющий целью осмеивать слабости и пороки современного общества. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. САТИРА лат. satira, древ лат. satura, от лат. satur, сытый, полный; сначала… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (латинское satira), 1) способ проявления комического в искусстве: уничтожающее осмеяние явлений, которые представляются автору порочными. Сила сатиры зависит от социально нравственной значимости позиции сатирика, от тональности комических средств … Современная энциклопедия

    - (лат. satira) 1) способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Сила сатиры зависит от социальной значимости занимаемой сатириком позиции, от эффективности комических … Большой Энциклопедический словарь

    САТИРА, ы, жен. 1. Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. 2. Обличающее, бичующее осмеяние. | прил. сатирический, ая, ое. С. жанр. С. стиль. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

    - (лат. satira) – уничтожающее осмеяние действительности, раскрывающейся в художеств. изображении как нечто превратное и внутренне несостоятельное. По классич. определению Ф. Шиллера, впервые рассмотревшего С. не как специфич. лит. жанр, а как… … Философская энциклопедия

    - (лат. satira, от более раннего satura Сатура, буквально смесь, всякая всячина) вид комического (См. Комическое); беспощадное, уничтожающее переосмысление объекта изображения (и критики), разрешающееся смехом, откровенным или подспудным,… … Большая советская энциклопедия

    Ы; ж. [лат. satira] 1. Способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. 2. Произведение искусства остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Латышские народные анекдоты , . Почти во всех жанрах латышского фольклора присутствуют элементы юмора и сатиры; особенно характерны они для опевальных песен, части бытовых сказок и пословиц. Однако наиболее широко и…

Сатира (от греч. satura - разное, смесь) - художественные произведения различных родов и видов (роман, повесть, рассказ, пьеса, стихотворение), в которых гневно осуждаются и резко осмеиваются порочные явления общественной и личной жизни.

«Под сатирой следует разуметь не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев, а гром негодования, грозу духа, оскорблённого позором общества...» (В. Г. Белинский).

В сатирическом изображении писатель правдиво показывает отрицательные стороны жизненных явлений, часто в нарочито подчёркнутом, преувеличенно комическом, иногда гротескном виде, благодаря чему отчётливее выступает их несообразность с высокой целью жизни человека, недопустимость их в жизни.

Тем самым сатирические образы вызывают негодование и отвращение к изображённым отрицательным, с точки зрения художника, явлениям жизни, зовут на борьбу с ними.

Известны сатирические произведения французского писателя Франсуа Рабле (XVI в.), английского писателя Джонатана Свифта (XVIII в.), разоблачавшие феодальный строй, духовенство, лицемерие господствующих классов.

Сатирой на царский строй, крепостническое и буржуазное общество были произведения Н. В. Гоголя («Мёртвые души», «Ревизор»), М. Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Сказки» и др.).

Сатирой в узком смысле слова называют стихотворения обличительного характера. Такие сатиры писали ещё древнеримские поэты Гораций, Ювенал.

В русской поэзии известны стихотворения-сатиры А. С. Пушкина («На выздоровление Лукулла» и др.), М. Ю. Лермонтова («Первое января», «Дума» и др.), Н. А. Некрасова («Рыцарь на час», «Размышления у парадного подъезда» и др.).

В советской литературе большой обличающей силы достигал «грозный смех» В. В. Маяковского, как называл поэт свои сатирические стихи, направленные против врагов советского строя, американских империалистов и буржуазного Запада, а также пережитков капитализма в сознании советских людей.

Сатира имеет большое значение в советской литературе и наших дней - в социалистическом обществе, где ликвидированы эксплуататорские классы, но продолжается борьба нового с отживающим старым, с влиянием буржуазной идеологии , с пережитками капитализма в сознании людей и быту, с нечестным отношением к своим общественным обязанностям, к государственной собственности, к труду.

«С»: Сага , Сарказм , Сатира , Свободный стих , Секстина , Сентиментализм , Силлабическое стихосложение , Силлабо-тоническое стихосложение , Символ , Символизм , Симплока , Синекдоха , Синоним , Ситуация ,

САТИРА - вид комического (см. «Эстетика» ), отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения. Сатира при своем зарождении являлась определенным лирическим жанром. Она представляла собой стихотворение, часто значительное по объему, содержание к-рого заключало в себе насмешку над определенными лицами или событиями. Сатира как жанр возникла в римской литературе. Самое слово «сатира» происходит от латинского названия мифических существ, насмешливых полубогов-полуживотных - сатиров. Филологически оно связано и со словом satura, означавшим в простонародье блюдо мешанины, что указывало на смешение различных размеров (сатурнический стих, наряду с греческими размерами) и на присутсвие в сатире самых разнообразных описаний всевозможных фактов и явлений в отличие от других лирических жанров, которые имели строго ограниченную и определенную область изображения. Римская сатира дала свои наиболее высокие образцы в произведениях Горация, Персия и особенно Ювенала.

С течением времени сатира утратила свое значение определенного жанра, как это произошло и с другими классическими жанрами (элегией, идиллей и пр.). Изобличающая насмешка стала основным признаком сатиры, определяющим ее основную сущность. Это свое назначение сатира выполняла при помощи разных литературных форм и жанров. Правда, всякий раз, когда возрождались в литературе формы античной литературы, возрождалась частично и старинная жанровая сатира Так было напр. в русской литературе второй половины XVIII в., когда классическая форма С. была использована Кантемиром, Сумароковым и др. Но одновременно с ней существовали и сатирическая комедия и сатирические журналы с их фельетонами, карикатурами, рассказами и др.

Комизм лежит в основе сатира вне зависимости от жанра. Смех всегда является огромным средством социального воздействия. «…Во всей морали нет лекарства более действительного, более сильного, чем выставление на вид смешного» (Лессинг , Гамбургская драматургия, Собр. сочин., т. V, стр. 76, изд. Вольфа, 1904).

«Дикий помещик», М.Е. Салтыков-Щедрин

Социальные функции комического определяют его форму: юмористическую, сатирическую и ироническую. Социальная функция смеха и сатиры заключается в действенной борьбе с комически изображаемым объектом. В этом отличие сатиры от юмора и иронии. От всех форм комического сатира отличается своей активностью, волевой направленностью и целеустремленностью. Смех всегда содержит отрицание. Наряду со смехом в сатире звучат поэтому не менее сильно негодование и возмущение. Иногда они так сильны, что почти заглушают смешное, оттесняют его на задний план. Слабость комического элемента в сатире давала повод некоторым исследователям утверждать, что сатира может совсем обходиться без комических приемов, что она может изобличать ничтожное и враждебное лишь своим негодованием. Но само по себе негодование при самой большой силе и напряженности не создает сатиру. Так, «Дума» и «На смерть Пушкина» Лермонтова при всем своем пафосе протеста и возмущения не является сатрой Элементы смеха и негодования могут по-разному комбинироваться в сатире Но вне комического построить сатиру нельзя. Отрицая комическое как необходимый метод построения сатиры, мы придем к отождествлению сатиры с критикой, с отрицанием вообще. Изобличение русского самодержавия и бюрократии может быть выражено в плане сатирическом (Салтыков-Щедрин) и в плане прямой критики и отрицания (Л. Н. Толстой). Маяковский сатирически изобличал мещанство и буржуазию, Горький тоже изобличал мещанство и буржуазию, но в плане прямого отрицания.

Специфика сатиры не в том, что она вскрывает отрицательные, вредные или позорные явления, но в том, что она всегда осуществляет это средствами особого комического закона, где негодование составляет единство с комическим изобличением, изобличаемое показывается как нормальное, чтобы затем обнаружить через смешное, что это норма - только видимость, заслоняющая зло. Это подтверждается всей историей сатиры. Достаточно назвать такие имена, как Рабле, Бомарше, Вольтер, Свифт, Салтыков-Щедрин. Поэтому классическое разделение сатиры на «смеющуюся» и «патетическую», которое проводит Шиллер в своей статье «О наивной и сентиментальной комедии», не имеет достаточного основания.

Сатиры на врага есть во-первых отрицание всей социально-политической системы. Этот тип сатиры создан величайшими мировыми сатириками, которые в разные эпохи дали гениальные образцы критики и отрицания социальной действительности своей эпохи. Рабле, Свифт, Салтыков-Щедрин - каждый со своими индивидуальными особенностями создавали именно этот тип сатиры.

В истории сатиры мы неоднократно встречаемся и со вторым типом сатиры, когда сатирик зовет к исправлению отдельных пороков, а не к уничтожению системы, породившей эти пороки. Эта сатира направлена большей частью на быт, нравы, культурные навыки и обычаи. С критикой своего подымающегося класса выступил Мольер. Образ «Мещанина во дворянстве», покрывающий целый ряд аналогичных мольеровских образов («Жорж Данден», «Смешные жеманницы») построен так, что при всех своих недостатках он является смешным, но не отрицательным. С недостатками этих персонажей нужно бороться, но их можно исправить. В таком же плане дан Фигаро у Бомарше. Комизм, связанный с этим образом, не приводит к его отрицанию. Таков Фонвизин, который стремился выдвинуть на место невежественного патриархального дворянства - дворянство европеизированное, культурное.

Основные типы сатиры отличаются не только по своему материалу и характеру отношения писателя к этому материалу. Можно наблюдать совершенно отличные формы построения сатиры. Буржуазная эстетика и история литературы не раз говорили о тенденциозности сатиры, о том, что сатира является полухудожественным, полупублицистическим жанром. Сатира - «пограничный вид художественных произведении», потому что в ней «наглядно-созерцательная живость» сочетается с «внеэстетическими целями» (Ионас Кон , Общая эстетика). К сожалению подобные взгляды проникли и в нашу советскую критику (см. предисловие к сб. «Сатира» в изд. «Academia», ст. Пиксанова в гослитиздатовском однотомнике «Салтыков-Щедрин», где непонимание специфики формы превращает великого сатирика в талантливого очеркиста).

Между тем формы сатирических произведений чрезвычайно своеобразны. Речь должна идти не только о степени художественности сатиры., но и о ее художественном своеобразии.

Если мы обратимся к тому типу сатиры, который построен на отрицании социальной системы, то увидим, что творчество великих сатириков - Рабле, Свифта, Салтыкова-Щедрина, - отделенное друг от друга временем и пространством, столь различное по своему социально-политическому генезису, представляет собой большую близость формы. Основная особенность сатиры этого типа заключается в том, что все изображаемое в ней дается в плане полного отрицания. Положительные идейные установки автора, во имя которых идет это отрицание, не даны в самом произведении. Их сущность ясна из комического обнаружения ничтожности изображаемого. Отсюда нередко встречающееся вульгарное утверждение, будто у сатириков этого типа нет положительного идеала.

Такая сатира обычно построена на гротескной гиперболистичности, превращающей реальную действительность в фантастику. Рабле рассказывает о необычайных великанах, о колоссальных аксессуарах их быта, об их фантастических приключениях, об оживающих колбасах и сосисках, о паломниках, путешествующих во рту Гаргантюа. Свифт фантастически смещает все человеческие понятия, сталкивая своего героя поочередно с лилипутами и великанами, рассказывает о летающем острове и т. п. Салтыков-Щедрин изображает градоначальника с заводным механизмом в голове, всегда произносящего одни и те же две фразы, и т. п.

Часто пытались найти объяснения гиперболизму и фантастике в необходимости для писателя говорить эзоповским языком. Но это разумеется не главное. Усиливая комическое до степени гротеска, придавая ему форму невероятного, фантастического, сатирик тем самым выявляет его абсурдность, его неопределенность, его противоречие с реальной действительностью.

Реалистически-гротескная фантастика сатириков как основа их стиля определяет целый ряд отдельных приемов. Главнейшие из них состоят в том, что фантастическое дается с точным и весьма обширным перечислением натуралистических подробностей (Рабле) или даже точным измерением его размеров (Свифт).

Стремление к всеобъемлющей реалистической критике социального строя определило и самый жанр сатиры этого типа. Великие писатели-сатирики, которые направляли свой дар на изобличение враждебной им социально-политической системы, сделали роман своим основным жанром. Форма романа давала возможность широкого охвата действительности. В то же время обычная форма романа в связи с ее сатирической функцией получала свои особенности как форма сатирического романа. Сатирический роман не связан рамками определенного сюжета. Сюжет здесь - лишь канва, на которую нанизывается все, что служит для изображения и изобличения той или другой стороны жизни. Сатирик не ограничивает себя количеством действующих лиц, так же как он не обязан следить до конца за их судьбой.

Этим определяется и особое построение образов-персонажей и их значение в общей композиции этого рода сатирического произведения. Не понимая этого своеобразия, Горнфельд напр. считает, что «тип в сатире - не столько живой поэтический образ, сколько схематическое изображение, лишенное индивидуализирующих деталей, которые придают такую жизненность и прелесть созданиям юмора… могучий перевес социально-этических интересов над эстетическими делает из него (сатирика - С. Н. ) лирика и подавляет в нем творца объективных типов».

Здесь явное непонимание методов сатиры. Сатирик не менее любого другого художника способен к художественному воплощению отражаемой им действительности. Достаточно вспомнить образы эпикурействующего философа Панурга у Рабле или Иудушку Головлева у Салтыкова-Щедрина. Но эта индивидуализация и типизация достигаются другими средствами, чем в юморе, - не путем психологического развертывания образа, а через большие обобщения, на которых построена сатира и которые дают возможность в каждом персонаже, взятом на очень небольшом отрезке места и времени, уловить социально-типическое. Но именно поэтому социально-типическое не становится схемой, оно воплощается в художественно убедительные индивидуализированные жизненные образы.

Подпишитесь на нас в telegram

Отсутствие твердого сюжета позволяет сатирику не стеснять себя требованиями развития единого действия, ибо композиционное движение сатиры определяется требованиями расположения той системы критики, которую автор стремится дать в своей сатира, а не требованиями композиционного развития единой сюжетной интриги. Этого не учитывают теоретики, которые, не понимая своеобразия сатирической формы, говорят о композиционной шаткости, расплывчатости сатиры как об одном из ее главных грехов против художественности. Универсализм критики в сатирическом романе определяет необходимость использования самого разнообразного материала. Сатирический роман использует в равной мере комические характеры, положения, диалоги и слова. В этом отличие сатиры этого типа от других видов.

Эта огромная, большей частью безыменная сатирическая литература или литература забытых писателей, чрезвычайно разнообразная в различных странах в зависимости от конкретных условий борьбы нарождающейся молодой буржуазии, осознающего себя третьего сословия, венчается во Франции гениальным гротеском Рабле (см. ) «Гаргантюа и Пантагрюэль» - подлинной сатирической энциклопедией средневековья. Но по мере того как первый тур боев молодой буржуазии против феодализма закончился, по мере того как католическая реакция восторжествовала и феодализм после ряда своих отступлений закрепился на новых позициях, сатира, направленная на взрыв самых основ феодального общества, уступила место сатире, задачей к-рой была лишь критика частных недочетов системы («Комический роман» Скаррона, 1651; «Симплициссимус» Гриммельсгаузена, 1668, и др.). Эта сатира выступает против подражания иноземному, против забвения немецких основ жизни (Лауремберг, 1590-1658; Мошерош, 1601-1669), против одичания и огрубения нравов, принесенных тридцатилетней войной (Гриммельсгаузен, Мошерош). К этому времени относится возрождение классической формы римской сатиры как лирического стихотворения (Рахель), которая во французской литературе расцвела уже к концу XVI в. (Вире , «Satyres chrestiennes de la cuisine», дю Вердье , «Les omonymes, satire contre les mœur corrompues de ce siècle»).

Сатира отрицания опять начинает громко заявлять о себе, когда третье сословие в XVIII в. стало готовиться к решительному бою с феодализмом.

Конечно и в эпоху торжества католической реакции и абсолютизма третье сословие не отказалось от орудия сатиры. Достаточно вспомнить Мольера - первого классика французской буржуазии, создавшего такие шедевры сатиры, как «Тартюф» и «Мещанин во дворянстве».

Однако расцвет буржуазной сатиры происходит лишь в XVIII в. Сатира захватывала и смежные идеологические области, проникая в публицистику, в социологию. Так, для Монтескье его «Персидские письма» были формой политического изобличения произвола и беззакония французского абсолютизма и противопоставления ему английской системы парламентской власти. Буржуазное Просвещение XVIII в. потому использовало так широко сатиру, что задачей Просвещения была борьба с феодальной системой во имя торжества буржуазной. Совершенно закономерно, что классиком французской С. XVIII в. стал один из величайших просветителей Франции - Вольтер (см. ). Его «орлеанская девственница», его «Кандид», его памфлеты - шедевры сатирического отрицания и взрыва всех святынь феодально-католического общества, осмеяния основ, на которых веками покоилось это общество. Сатира сокрушительным изобличением церкви сливался другой центральный мотив сатиры Вольтера - борьба против произвола абсолютной монархии. Вольтер был высшим выражением сатирического отрицания феодального мира среди французских просветителей. Но его приход подготовили и его продолжали многочисленные сатирики, забытые или оставшиеся неизвестными. Шедеврами французской сатиры являются «Племянник Рамо» Дидро (см. ) и трилогия Бомарше (см. ).

Влияние чрезвычайно сильной и политически заостренной французской сатиры сказалось на сатире Просвещения в Германии. Но это только отзвуки на сильное политическое возбуждение соседней страны. Немецкий абсолютизм был силен, а немецкая буржуазия только нарождалась и не собрала свои силы на борьбу с ним. Поэтому немецкая сатира, лишенная политической остроты, приобретает морализирующий, нравоучительный характер. Она направлена против лживого адвоката, ничтожного ученого, против стремления среднего сословия к титулам. Лучшими ее представителями являются Лихтенберг , Рабенер и Лисков .

В эту же эпоху расцветает сатира в Англии. Но в Англии сатира была связана с борьбой аристократии против прочно утверждавшихся буржуазных отношений. Уже во второй половине XVII в. Драйден выступил ярым защитником аристократии и обличителем буржуазной ограниченности и буржуазной добродетели. Наряду с сатирой на быт и нравы буржуазии он дает остро сатирические зарисовки политических противников аристократии. Наиболее значительные памятники английской сатиры и в XVIII в. создавались аристократическими писателями: Поп (см. ), Свифт (см. Шеридан (см. ) «Школа злословия». Шедевром английской сатиры является «Путешествие Гулливера». Сатира Свифта мало касается религии, к-рая является основной мишенью для сатиры французских просветителей. Аристократический характер сатиры резко проявляется в стремлении унизить и осмеять всех законодателей и социальных реформаторов, которые думали «учить монархов познанию их истинных интересов, которые основаны на интересах их народов». Скептицизм Свифта в отношении возможных преобразований социальной действительности связан с его глубочайшим мизантропизмом. Критика его должна была вскрыть не только относительность всех человеческих установлений, но и относительность самой человеческой личности. Но положительное значение сатиры Свифта - в художественной остроте ее антибуржуазного характера.

Антибуржуазную сатирическую линию продолжил в английской литературе Байрон (см. ). Исключительной остротой отличились в его творчестве сатирические мотивы, направленные как на изобличение лживости и святошества аристократии, так и тупости и ограниченности буржуазии.

Сатира мельчает после Французской буржуазной революции конца XVIII в., когда проблемы разрушения враждебной буржуазному порядку феодальной системы в основном были разрешены. Сильные элементы сатиры мы сейчас находим лишь в творчестве оппозиционных демократических писателей, в первую очередь у Беранже (см. ). Трусость и предательство буржуазии после июльских дней изобличал Барбье (см. ) в своих «Ямбах» и «Сатирах», В. Гюго (см. ) в своей политической лирике (в «Châtiments»). Наиболее ярким проявлением сатиры XIX в. является политическая лирика Гейне , (см. ), направленная против неизжитого в Германии феодализма, против трусливой немецкой буржуазии («Зимняя сказка») обороны сатиры в лирической поэзии также Гервег и Фрейлиграт.

Буржуазная сатира к концу XIX в. переходит постепенно в скепсис и иронию. Здесь она подчас достигает большой остроты (А. Франс, Жан Жироду и мн. др.), но никогда больше не играет столь огромной всемирно-исторической роли, какую она играла в дни, когда была проникнута пафосом борьбы с феодальным порядком. Сильные элементы сатиры мы находим к концу XIX и в нач. XX вв. в английской литературе у Бернарда Шоу (см. ). Его сатира. направлена против капитализма, духовенства, мещанства. Но половинчатый характер отрицания буржуазной системы лишает их того революционного дерзновения, без которого их сатира превращается лишь в талантливое остроумничанье.

Русская сатира беднее западно-европейской. На Западе сатира развивалась в течение вековой борьбы третьего сословия со старым порядком. В России сатира, негодующая и бичующая, достигает своих высот тогда, когда на сцену русской истории выступили идеологи революционной демократии (Салтыков-Щедрин, Некрасов).

В предшествующие эпохи сатира тоже не раз становилась господствующим жанром в русской литературе - напомним расцвет русской С. во второй половине XVIII в. Но эта сатира, по чрезвычайно меткому выражению Добролюбова, «старалась уменьшить, а не истребить зло». Не говоря о той обильной сатирической журналистике, в которой непосредственное участие принимали правящие верхи («Были и небылицы», «Всякая всячина», «И то и се», «Ни то, ни се», «Поденщина», «Полезное с приятным», «Смесь», «Трутень»), даже новиковские издания («Парнасский щепетильник», «Вечера», «Живописец», «Кошелек»), сатиры Кантемира, Сумарокова, комедии Фонвизина обходили молчанием такие вопиющие явления, как например, крепостное право. Резкую противоположность сатиры такого типа представляют сатирические разоблачительные картины «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева.

Грибоедов (см. ) в своей комедии заклеймил Молчалиных и Скалозубов. Гоголь сатирически показывал «мертвые души» помещичьей России. И вопреки субъективным тенденциям Гоголя его сатира имела глубоко революционизирующее значение. На смену дворянской (Грибоедов, Гоголь), объективно выполнявшей огромную революционизирующую роль, пришла сатира революционно-демократическая, содержавшая решительное отрицание феодально-крепостнической, царски-бюрократической системы, не менее решительную критику хищнического русского капитализма и трусливости либеральной буржуазии. Эта сатира принципиально отличается от дворянской сатиры, которая шла не от отрицания, а от самокритики. Гоголь напр. всю свою жизнь стремился к созданию положительных образов и был неудовлетворен своими комическими персонажами. Салтыков (см. ) в них находил глубочайшее выражение своих идейных и художественных замыслов. Салтыков дает полное разложение, всесторонне показывает негодность, а главное вредность своего Иудушки Головлёва. Его лучшие произведения - гениальные гротески «Господа Головлёвы», «История одного города» и «Помпадуры и помпадурши» - необычайны по своей силе и меткости изобличения самодержавия, бюрократической тупости и глупости, крепостнического варварства и самодурства, либерального благодушия. Бессмертным образом Иудушки Головлёва Щедрин дал великий символ вырождения всей системы.

Сильные сатирические элементы находим и в творчестве великого поэта революционной демократии Некрасова (см. ) («Размышления у парадного подъезда», «Убогая и нарядная», «Современники» и др.). Против нового врага трудящихся, хищнического капитала и кулачества, направлена сатира Гл. Успенского (см. ) («Нравы Растеряевой улицы»). Новый расцвет сатиры после годов реакции связан с революцией 1905. За годы 1905-1908 возникает огромное количество сатирических журналов, большей частью либерально-демократических. Но в эти же годы создавалась уже пролетарская сатира, сатирические рабочие журналы, непосредственным продолжателем которых стал зачинатель пролетарской сатиры Демьян Бедный , и С. большевистских газет «Звезда» и «Правда». Своих вершин пролетарская сатира достигает в творчестве М. Горького.

Советская пролетарская сатира отличается от сатиры капиталистических классов не только по своей тематике. Она представляет значительные качественные видоизменения. В собственническом обществе сатира представляла собой или отрицание всей социальной системы в целом или критику отдельных сторон этой системы. Советская сатира направлена прежде всего против действительности классово-враждебной, против прямого своего классового врага, противостоящего советской социалистической системе. Когда же советская сатира направлена на недостатки своей классовой действительности, она вскрывает эти недостатки как чуждые классовые наслоения, как результат иной, враждебной социальной системы, ибо эти недостатки не созданы строящимся социалистическим обществом, а неизжитым сознанием собственника. Остро формулирует значение советской сатиры М. Кольцов: «Возможна ли сатира, природой которой является недовольство существующим, гневное или желчное отношение к существующей действительности в стране, где не существует эксплоатации и где строится социализм? Да, возможна. Клинком сатиры советский писатель борется с низостями подхалимства, невежества и тупоумия.

«Двенадцать стульев», Ильф и Петров

Рабочий класс есть последний в истории классов, и смеяться он будет последний» (речь на Международном съезде писателей). Пролетарская сатира направлена не только на критику своих недостатков. Она изобличает прежде всего враждебную капиталистическую систему. Только с пролетарских позиций и возможна сейчас истинная сатира на капиталистический строй. Буржуазный сатирик не знает рецептов улучшения и исправления своей системы и не может примириться с ее полным отрицанием. Это делает его сатиру половинчатой, лишает ее остроты и действенности. Только перейдя на пролетарские позиции, он может дать всестороннюю сатирическую критику. Советская сатира занята изобличением недостатков в своих собственных рядах. На этом пути она сумела завоевать целый ряд самых разнообразных жанров: басни-сатиры Д. Бедного, сатиры Маяковского, новеллы Зощенко и большие сатирические романы Ильфа и Петрова, очерки и фельетоны М. Кольцова, комедии Безыменского («Выстрел»), Киршона («Чудесный сплав»), Константина Финна. Это внедрение сатиры почти во все жанры, это многообразие сатирических форм уже само по себе доказывает, сколь необходима и актуальна советская сатира.

Библиография: Теория : Lehmann R., Satire und Humor, в его кн. «Poetik», 2 Aufl., München, 1919; Wiegand J., Satire; Rehm W., Satirischer Roman, в кн. «Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte», Bd. III, Berlin, 1928-1929. Общие труды : Hannay J.,

Lectures on satire and satirists, L., 1854; Soldini E., Breve storia della satira, Cremona, 1891; Schneegans H., Geschichte der grotesken Satire, Strassb., 1894. Античная сатира : Fraenkel E., Das Reifen der horazischen Satire, в сб. «Festschrift für R. Reitzenstein», Lpz., 1931. Итальянская сатира : Cian V., La satira italiana, Milano, 1924. Английская сатира : Cranstoun G., ed., Satirical poems of the time of Reformation, 2 vv., Edinb., 1891-1833 (тексты); Alden R. M., The rise of formal satire in England under classical influence, Philadelphia, 1899; Hazlitt W., Lectures on the English comic writers, L., 1900; Tucker S. M., Verse satire in England before the Renaissance, N. Y., 1909; Previté-Orton C. W., Political satire in English poetry, N. Y., 1910; Russell F. T., Satire in the Victorian novel, N. Y., 1920; Walker H., English satire and satirists, L., 1925; Cazamian L., The development of English humour, N. Y., 1930. Немецкая сатира : Flögel K. F., Geschichte des Grotesk-Komischen, neubearb. v. F. W. Ebeling, Lpz., 1862; То же, neubearb. v. M. Bauer, 2 Bde, München, 1914; Ebeling F. W., Geschichte der komischen Literatur in Deutschland seit der Mitte des XVIII Jahrhunderts, 3 Bde, Lpz., 1862-1869; Schade O., Satiren und Pasquine aus der Reformationszeit, 2 Bde, 2 Aufl., Hannover, 1863; Geiger L., Deutsche Satiriker der XVI Jahrhunderts, Berlin, 1878; Glass M., Klassische und romantische Satire, Stuttg., 1905; Klamroth H., Beiträge zur Entwicklungsgeschichte der Traumsatire im XVII u. XVIII Jh., Diss., Bonn, 1912; Satirische Bibliothek, Quellen u. Urkunden zur Geschichte der deutschen Satire, hrsgb. v. O. Mausser, Bd. I-II, München, 1913; Wiegand J., Geschichte der deutschen Dichtung in Strenger Systematik… dargestellt, Köln, 1922. Французская сатира : Lenient C., La satire en France au Moyen-Âge, P., 1859; Его же , La Satire en France ou la littérature militante au XVI-e siècle, P., 1866; Gottschalk W., Die humoristische Gestalt in der französischen Literatur, Hdlb., 1928; Max H., Die Satire in der französischen Publizistik unt. bes. Berücks. d. franz. Witzblattes, Die Entwicklung v. d. Anfängen bis zum Jahre 1880, Diss., München, 1934; Lipps T., Komik und Humor, 2 Aufl., Lpz., 1922; Нагуевский Д. И., Римская сатира и Ювенал. Литературно-критическое исследование, Митава, 1879; Остолопов Н. Ф., Словарь древней и новой поэзии, ч. 3, СПБ, 1821; Белинский В. Г., Русская литература в 1843 г., «Отечественные записки», т. 32, 1844 (высказывания о сатире при оценке творчества Гоголя); Добролюбов Н. А., Собеседники любителей российского слова, «Полное собр. сочин.», под общей ред. П. И. Лебедева-Полянского, т. I, [М.], 1934 (первоначально в «Современнике», 1856, кн. VIII и IX за подписью Н. Лайбов); Его же , Ответ на замечания А. Д. Галахова по поводу предыдущей статьи, там же, т. I [М.], 1934 (первоначально в «Современнике», 1856, кн. IX; статья Галахова - Критика на «Были и небылицы» (в «Отечественных записках», 1856, окт.); Его же , О степени участия народности в развитии русской литературы, там же, т. I, [М.], 1934 (первоначально в «Современнике», 1858, кн. 2 за подписью: «-бов»); Его же , Русская сатира в век Екатерины, там же, т. II, [М.], 1935 (по поводу упомянутой ниже работы А. Афанасьева; первоначально в «Современнике», 1859, кн. 10, без подписи); Афанасьев А. Н., Русские сатирические журналы 1769-1774, М., 1859; То же, новое издание, Казань, 1921; Покровский В., О русских сатирических журналах: «Трутень», «Адская почта», «Пустомеля», «Живописец», «Трудолюбивый муравей и др., М., 1897 Его же , Щеголихи в сатирической литературе XVIII в., М., 1903; Лемке М. К., Из истории русской сатирической журналистики (1857-1864), «Мир божий», 1903, № 6-8; То же, в его книге: Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX ст., СПБ, 1904; Горнфельд А., Сатира, «Энциклопедический словарь», изд. Ф. А., И. А. Ефрон, полут. 56, СПБ, 1900; Чеботаревская Анастасия Из жизни и литературы. (Русская сатира наших дней), «Образование», 1906, № 5; Масанов И. Ф., Русская сатиро-юмористическая журналистика. Библиографическое описание, вып. I-III, Владимир, 1910-1913 («Труды Влад. уч. архивной комиссии», кн. XI, XV-XVIII); Сакулин П. Н., Социологическая сатира, «Вестник воспитания», 1914, № 4; Сатирич. сб. № 1 - Беранжеровцы, М., 1914; То же, сб. 2 - Гейневцы, М., 1917; Бегак Б., Кравцов Н., Морозов А., Русская литературная пародия, М. - Л., 1930; Мнимая поэзия, Материалы по истории поэтической пародии XVIII и XIX вв., под ред. Ю. Тынянова, изд. «Academia», М. - Л., 1931; Эпиграмма и сатира. Из истории литературной борьбы XIX в.,

т. I, 1800-1840, состав. В. Орлов, т. II, 1840-1880, сост. А. Островский, изд. «Academia», М. - Л., 1931-1932; Кравцов Н. и Морозов А., Сатира 60-х гг., ред. и пред. Н. Бельчикова, изд. «Academia», М. - Л., 1932; Поэты «Искры», ред. и примеч. И. Ямпольского, [Л.], 1933 (Биб-ка поэта, под ред. М. Горького); Виноградов Николай , Сатира и юмор в 1905-1907. Библиографический указатель, «Библиографические известия», 1916, № 3-4; Боцяновский В. и Голербах Э., Русская сатира первой революции 1905-1906 гг., Л., 1925; Дрейден С., 1905 г. в сатире и юморе, Л., 1925; Чуковский К. и Дрейден С., Русская революция в сатире и юморе: Л., 1925; Альбом революционной сатиры 1905-1906 гг., под общей ред. С. И. Мицкевича, М., 1926 (Музей революции СССР); Исаков С., 1905 г. в сатире и карикатуре, Л., 1928; Тимонич А. А., Русские сатирико-юмористические журналы 1905-1907 гг. в связи с сатирическими журналами XVIII и XIX вв. Материалы для библиографии, М., 1930 (стеклограф, изд.). А-в Ю., Сатирическая литература и подготовка к перевороту. (Из воспоминаний), «Время», 1917, № 887; Фриче В., Сатира, Сатирические журналы, «Энциклопедический словарь», изд. «Бр. А. и И. Гранат и К о », изд. 7, б. г.; Маевич А., Юмор и сатира, «Журналист», 1925, № 4; Шафир Я., Комические и сатирические приемы. (К характеристике сатирической журналистики 1917 г.), «Журналист», 1927, № 9-10; Л. Л., Сатира в 1917 году, «Читатель и писатель», 1928, № 10; Шафир А., К вопросу о сатирическом романе, «Печать и революция», 1929, № 12; Якубовский , Г., О сатире наших дней, «Литературная газета», 1929, № 12; Бойчевский В., Пути советской сатиры, «Земля советская», 1931, № 1; Нусинов И., Вопросы жанра в пролетарской литературе, «Литература и искусство», 1931, № 2-3; Мезиер 4. В., Словарный указатель по книговедению, П., 1924, стр. 277-279, 308-309. см. также литературу об отдельных сатирич. журналах и о писателях-сатириках.