Основные методы финансового планирования и прогнозирования. Планирование финансов

В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливаются параметры финансовой системы , величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов. При этом информационной базой для финансового планирования являются прогнозы социально-экономического развития (страны, региона, муниципального образования), программы, бизнес-планы , бизнес-проекты. В то же время в процессе финансового планирования вносятся предложения по уточнению пропорций и темпов развития отраслей, территорий, организаций, их отдельных подразделений, принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций.

В этой связи финансовое планирование можно рассматривать как осуществляемое субъектами власти и субъектами хозяйствования планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов. Оно направлено на достижение пропорционального и сбалансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста .

Следовательно, финансовое планирование создает условия для реализации финансовой политики государства . Посредством финансового планирования намечаются пропорции распределения финансовых ресурсов и их планомерного использования на цели, обеспечивающие стабильность экономики, определяются соотношение между объемом и темпами роста ВВП и консолидированного бюджета страны, между объемом финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, и перераспределяемых средств. При помощи финансового планирования государство определяет потребность в финансовых ресурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического развития страны, и устанавливает источники их покрытия; намечает количественные параметры формирования и использования бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов ; создает предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах государства.

Можно сделать вывод, что финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некомерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах , определяющих финансовую политику.

Цель финансового планирования - обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития. Она реализуется на основе использования распределительной функции финансов , позволяющей устанавливать научно обоснованные пропорции при определении источников и планировании объемов финансовых ресурсов, направлений их использования. Данные пропорции находят выражение в конкретных финансовых показателях, объединяемых субъектами финансового планирования в единый документ - финансовый план . Необходимость расчета плановых финансовых показателей и составления финансовых планов связана с тем, что натуральные показатели не отражают экономической эффективности заданий бизнес-планов и социально-экономических прогнозов, не позволяют определить затраты на производство ВВП на всех уровнях хозяйственной деятельности, а также охарактеризовать все процессы производства, распределения и потребления . Решить эти задачи могут только показатели, полученные в процессе финансового планирования. Таким образом, его результатом являются составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-планов, бизнес-проектов.

Финансовый план - это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период.

Финансовые планы служат инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязки материально-вещественных, трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки их экономической эффективности . Сбалансированность источников и потребностей в финансовых ресурсах свидетельствует о принципиальной возможности достижения необходимой увязки производства и потребления в материально-вещественных и конкретно-адресных разделах прогнозов социально-экономического развития, производственных бизнес-планах.

Вместе с тем в условиях динамично развивающейся рыночной экономики в отдельные конкретные периоды на первый план могут выдвигаться постоянно меняющиеся задачи, решение которых может потребовать дополнительных средств. Поэтому в рамках финансового планирования обеспечивается не только общее соответствие финансовых ресурсов потребности в них, но и определяются конкретные направления их использования. Такой подход создает условия для усиления воздействия финансового механизма на темпы, пропорции социально-экономического развития страны, отдельных территорий, субъектов хозяйствования.

Задачи, решаемые в процессе финансового планирования, сложны и многообразны, они обусловлены особенностями формирования и использования финансовых ресурсов. В этом процессе на всех уровнях должны обеспечиваться взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектов хозяйствования и субъектов власти, показателей производственных планов и прогнозов социально-экономического развития, соблюдение плановых пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов.

К основным задачам финансового планирования можно отнести:

  1. определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;
  2. определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;
  3. обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;
  4. создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  5. определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов - к планам, а также маневрировать ресурсами.

Финансовое планирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

Финансовое прогнозирование, его содержание и значение

К целям разработки перспективного финансового плана можно отнести: выявление необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики; комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ , программ, законов; определение среднесрочных тенденций развития экономики и социальной сферы; отслеживание долгосрочных негативных тенденций и своевременные разработка и принятие соответствующих корректирующих мер. В настоящее время ставится задача, чтобы перспективный финансовый план стал основой для формирования ежегодных бюджетных проектировок, отражающей финансовые последствия принимаемых решений1.

Перспективный финансовый план составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации и законодательно не утверждается. Это связано с тем, что показатели перспективного финансового плана носят расчетный характер и используются только для обоснования и взаимоувязки заданий различных планов и прогнозов.

Порядок формирования перспективного финансового плана основан на использовании методики скользящего планирования. Он разрабатывается на три года; первый год - это год, на который составляется бюджет; следующие два года - период, на который прогнозируются результаты реализации предложенной государственной (региональной, муниципальной) финансово-экономической политики. Перспективный финансовый план, исходной базой для формирования которого является бюджет на текущий год, ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития России, субъекта РФ, муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед, т.е. осуществляется актуализация показателей плана.

Перспективный финансовый план на федеральном уровне составляется с 1998 г.; в настоящее время разработан и используется перспективный план на период до 2006 г. (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Перспективный финансовый план на 2004-2006 гг.
Показатели 2004 2005 2006
Млн руб. % к ВВП Млн руб. % к ВВП Млн руб. % к ВВП
Доходы - всего 2740163,5 17,9 3012195,2 17,0 3398834,9 16,7
из них:
налоговые доходы 2068872,6 13,5 2321746,0 13,1 2634270,1 13,0
неналоговые доходы 219019,4 1,4 187451,6 1,0 191048,4 0,9
доходы целевых бюджетных фондов 14061,5 0,1 14407,6 0,1 14546,4 0,1
единый социальный налог 438210,0 2,9 488590,0 2,8 558970,0 2,7
Расходы - всего 2656760,1 17,4 2849924,5 16,1 3099758,6 15,2
из них:
процентные расходы 288770,6 1,9 344794,4 1,9 345546,0 1,7
непроцентные расходы (без расходов, финансируемых за счет ЕСН) 1929779,5 12,6 2016540,1 11,4 2195240,6 10,8
расходы, финансируемые за счет единого социального налога 438210,0 2,9 488590,0 2,8 558970,0 2,7
Профицит 83403,4 0,5 162270,7 0,9 299078,3 1,5

Использование в практике финансового прогнозирования на макроэкономическом уровне перспективных финансовых планов позволяет обеспечить стабильность бюджетного процесса , преемственность целей и задач финансово-экономической политики государства и прозрачность межбюджетных отношений на долгосрочный период времени.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой прогноз формирования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования в рамках конкретной административно-территориальной единицы страны, региона, муниципального образования. Назначением этого баланса являются обеспечение финансовыми ресурсами мероприятий, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития, формирование финансовых резервов.

Баланс финансовых ресурсов составляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и используется при составлении проекта бюджета . Показатели баланса финансовых ресурсов формируются на основе прогноза социально-экономического развития и отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год. Этот финансовый прогноз составляется на один календарный год.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой свод всех доходов и расходов консолидированного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, прибыли и амортизационных отчислений субъектов хозяйствования на территории конкретной административно-территориальной единицы (страны, субъекта РФ, муниципального образования). Он охватывает находящиеся в распоряжении органов власти, организаций основные источники средств, направляемых на развитие производства (капитальные вложения) и осуществление социальных программ, и не включает денежные средства населения .

С точки зрения межбюджетных отношений эти балансы позволяют на этапе макроэкономического прогноза определить целесообразность тех или иных предложений и решений, принимаемых органами государственной власти в отношении финансовой обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.

Баланс построен по методу двойной записи - доходы и расходы, содержит два раздела, отражающих потоки финансовых ресурсов: I раздел - Доходы, II раздел - Расходы. Таким образом, в балансе финансовых ресурсов осуществляется сопоставление доходов с расходами: превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса и требует указания источников его покрытия (направлений использования). Баланс фиксирует только годовые обороты ресурсов и не предназначен для отображения величин их остатков на начало и конец года, составляется в текущих ценах.

При расчете показателей раздела I баланса финансовых ресурсов учитываются показатели отчетного баланса, прогноза социально-экономического развития, изменения налогового и бюджетного законодательства , проведение мероприятий по реструктуризации задолженности прошлых лет по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, другие обстоятельства, которые могут повлиять на объем доходов субъектов хозяйствования и субъектов власти в прогнозируемом периоде. Кроме того, принимаются во внимание положения, связанные с проводимой государственной политикой в области межбюджетных отношений, в частности при разграничении и распределении доходов по уровням бюджетной системы , предоставлении финансовой помощи бюджетам других уровней.

Доходы баланса финансовых ресурсов, исчисленные на душу населения, определяют финансовую обеспеченность субъекта РФ, муниципального образования, которая может служить индикатором для оценки реальной потребности в дополнительных финансовых ресурсах, направляемых соответственно из федерального или регионального бюджета.

В разделе II баланса финансовых ресурсов отражаются расходы, прогноз которых осуществляется исходя из проектных расчетов доходных статей баланса с учетом необходимости снижения дефицита финансовых ресурсов. В расходной части баланса отражаются расходы, осуществляемые на территориях административно-территориальных единиц из всех финансовых источников. Структура бюджетных показателей расходов определяется в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации». При определении объема и направлений расходов принимается во внимание порядок, закрепляющий определенные обязательства (полномочия) за конкретным уровнем государственной власти или местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

В базовых показателях для расчета расходов принимается ожидаемая оценка на соответствующий период, учитываются прогнозные показатели возможной инфляции и индексация заработной платы и материальных затрат.

Баланс финансовых ресурсов на федеральном уровне составляется в форме сводного финансового баланса. Его основные показатели рассчитываются с учетом необходимости реализации основных положений ежегодного Бюджетного послания Президента РФ. Состав статей сводного финансового баланса РФ приведен в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Схема сводного финансового баланса Российской Федерации
Доходы Расходы
  1. Прибыль
  2. Амортизация
  3. Налоговые доходы
  4. Единый социальный налог
  5. Неналоговые доходы
  6. Средства целевых бюджетных фондов
  7. Безвозмездные перечисления
  8. Средства государственных внебюджетных фондов

Итого доходов

Превышение доходов над расходами

  1. Средства, остающиеся в распоряжении организаций
  2. Затраты на государственные инвестиции
  3. Фундаментальные исследования и содействие НТП
  4. Расходы на социально-культурные мероприятия
  5. Расходы на национальную оборону
  6. Расходы на проведение военной реформы
  7. Расходы на правоохранительнуюдеятельность и обеспечение безопасности государства
  8. Расходы на судебную власть
  9. Расходы на содержание органов государственной власти и местное самоуправление
  10. Расходы по международной деятельности
  11. Обслуживание государственного и муниципального долга
  12. Финансовая помощь бюджетам других уровней
  13. Целевые бюджетные фонды
  14. Прочие расходы

Всего расходов

Составление баланса финансовых ресурсов можно считать подготовительным этапом к адресному финансовому планированию, т.е. составлению проекта бюджета. Сбалансированность баланса служит гарантией того, что в процессе бюджетного планирования будет обеспечена сбалансированность бюджета.

Субъекты хозяйствования самостоятельно решают вопрос о целесообразности составления финансовых прогнозов. В частности, некоммерческие организации их, как правило, не составляют, а коммерческие организации разрабатывают по форме, аналогичной форме их финансового плана. Такой подход позволяет обеспечить преемственность финансового планирования и финансового прогнозирования. Кроме того, коммерческие организации могут составлять прогноз прибыли и убытков, прогноз движения денежных средств, прогноз активов и пассивов.

Можно сделать вывод, что финансовое прогнозирование, с одной стороны, предшествует финансовому планированию, а с другой - является его составной частью, так как разработка финансовых планов производится на основе показателей финансовых прогнозов.

Этапы и методы финансового планирования

Финансовое планирование охватывает ряд этапов: 1) анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах; 2) расчет плановых показателей; 3) составление финансового плана как документа.

На первом этапе финансового планирования применяется метод экономического анализа . Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероприятий по повышению эффективности использования финансовых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана.

В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:

  • горизонтальный анализ , в ходе которого сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;
  • вертикальный анализ , в результате которого определяются структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;
  • трендовый анализ , проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики финансовых показателей путем сравнения плановых или отчетных показателей за ряд лет (на основе ретроспективного анализа можно прогнозировать финансовые показатели на будущее);
  • факторный анализ , который заключается в выявлении влияния отдельных факторов на финансовые показатели.

На данном этапе финансового планирования экономический анализ позволяет: выявить факторы и причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущих и текущем годах, а также резервы роста финансовых ресурсов; обосновать основные параметры финансового плана; определить недостатки в работе органов управления финансами в ходе составления и исполнения финансовых планов, подготовить предложения по их устранению.

На втором этапе финансового планирования осуществляется расчет плановых показателей - числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий.

Расчет показателей базируется на определении условий хозяйствования в планируемом периоде и соответствующих финансовых задач; предполагает разработку нескольких вариантов показателей финансового плана и выбор оптимального варианта, корректировку финансовых показателей в увязке с показателями других планов и прогнозов.

Реальность показателей финансовых планов во многом зависит от выбора методов финансового планирования, их сочетания с учетом специфики каждого. Использование в процессе финансового планирования одновременно нескольких методов объясняется многогранностью этого процесса, сложностью решаемых задач, зависимостью его от характера и способов разработки прогнозов социально-экономического развития, бизнес-планов.

В практике финансового планирования используются следующие методы расчета показателей финансовых планов:

  • экстраполяции . Заключается в определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Этот метод обычно используется как вспомогательное средство для первоначальных прикидок, так как имеет ряд недостатков: не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов; не способствует экономному использованию средств, так как планирование ведется от достигнутого уровня; не учитывает изменения отдельных факторов в планируемом году по сравнению с базовым для расчетов периодом;
  • нормативный . Суть его состоит в том, что плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и финансово-бюджетных нормативов. Предполагает наличие прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются качественной основой для финансового планирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии. Кроме того, нормы и нормативы служат необходимым условием для внедрения экономико-математических методов в финансовое планирование и прогнозирование. Так, например, в соответствии со ст. 65 БК РФ с момента введения в действие федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ должно базироваться на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности;
  • индексный . Предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. Его использование обусловлено развитием рыночных отношений , наличием инфляционных процессов. В настоящее время применяются индексы динамики экономических объектов (физических объемов), уровня жизни , роста цен и др. Из них наиболее важен один из индексов роста цен - индекс-дефлятор (коэффициент пересчета в неизменные цены);
  • программно-целевой . Позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Программы являются средством решения прежде всего межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых проблем. Для программ характерно наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансирования ее реализации. Например, федеральная целевая программа рассматривается как увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ.

На третьем этапе финансового планирования составляется финансовый план как документ, обязательный для исполнения, который, соответственно, подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом.

На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, бизнес-плана, уставных документов; расходы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций с их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п.; распределить по кварталам доходы и расходы. Его применение способствует обеспечению устойчивости субъектов хозяйствования, бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления.

Кроме того, в рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:

  • на микроэкономическом уровне : минимум приведенных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум времени на оборот капитала ; максимум дохода (прибыли) на рубль вложенного капитала и т.п.;
  • на макроэкономическом уровне : максимум доходов бюджета ; минимум текущих расходов бюджета; минимум непроцентных расходов бюджета; максимальная эффективность расходов бюджета; максимальный социально-экономический эффект капитальных расходов бюджета и др.

Виды финансовых планов, их характеристика

Основными финансовыми планами на общегосударственном и территориальном уровнях выступают бюджет (федеральный, региональный, местный) и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Бюджет как плановый документ представляет собой роспись доходов и расходов органов государственной власти или местного самоуправления. Составляется в форме баланса денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Конкретизация доходов и расходов бюджета осуществляется в соответствии с группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, установленной Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 15.08.1996 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».

Бюджет составляется исполнительным органом власти на один календарный год и утверждается в форме закона соответствующим законодательным (представительным) органом власти. Порядок составления и утверждения бюджета как планового документа регламентируется Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований, устанавливающими особенности бюджетного процесса в данных административно-территориальных образованиях.

Бюджет как план носит целевой и директивный характер, для него свойственны конкретность и адресность показателей; бюджет, по существу, стал в России основным документом, комплексно определяющим количественные и качественные параметры государственной (региональной, муниципальной) социально-экономической политики.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования) формируются в виде баланса доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на социальное обеспечение, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Состав доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов определен Бюджетным кодексом РФ.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этими фондами на один календарный год. Утверждаются органами законодательной власти в форме законов одновременно с принятием закона о федеральном (региональном) бюджете.

К финансовым планам, составляемым субъектами хозяйствования, относятся баланс доходов и расходов, сводный бюджет, смета доходов и расходов. Вид финансового плана, разрабатываемого коммерческими и некоммерческими организациями, определяется их организационно-правовой формой, а также учредительными (уставными) документами. Кроме того, в учредительных (уставных) документах определяется орган или должностное лицо, уполномоченные утверждать финансовый план организации. Порядок и сроки составления финансового плана, методика расчета его показателей устанавливаются: для бюджетных учреждений - Бюджетным кодексом РФ и нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти ; для коммерческих организаций и некоммерческих организаций других (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм - приказами, распоряжениями по организации.

При составлении финансовых планов в коммерческих организациях учитывается необходимость максимизации прибыли; оптимизации структуры капитала организации и обеспечения ее финансовой устойчивости; достижения прозрачности финансово-экономического состояния для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов ; обеспечения инвестиционной привлекательности ; использования рыночных механизмов привлечения финансовых средств.

Разработка финансовых планов коммерческих организаций осуществляется на основе бизнес-плана, в котором отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Финансовый план коммерческой организации может составляться в форме баланса доходов и расходов или сводного бюджета.

Баланс доходов и расходов содержит информацию о составе и объеме финансовых ресурсов коммерческой организации и направлениях их использования на планируемый период; составляется на календарный год с поквартальной разбивкой показателей.

В балансе доходов и расходов выделяют, как правило, следующие разделы: доходы и поступления, расходы и отчисления, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. При этом финансовый план должен быть сбалансирован: объем доходов и поступлений средств, в том числе из бюджета, должен быть равен сумме расходов, отчислений и платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. С целью проверки правильности расчета показателей баланса доходов и расходов к нему составляется проверочная таблица, по строкам которой детализируются виды и объемы финансовых ресурсов коммерческой организации, а по графам - направления их использования. Это позволяет не только проверить сбалансированность плана, но и проследить взаимосвязь отдельных видов доходов и расходов.

Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, в настоящее время в коммерческих организациях используется система управления финансами, основанная на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов. Система бюджетов, включающая бюджеты структурных подразделений, налоговый бюджет и сводный бюджет организации, позволяет установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием денежных средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии . Бюджеты составляются на месяц, квартал, календарный год.

Сводный бюджет коммерческой организации формируется на основе принципа декомпозиции: каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты структурных подразделений и налоговый бюджет конкретизируют сводный бюджет.

  • Прочие расходы
  • Дефицит бюджета (в случае превышения расходов над доходами)

    Бюджеты структурных подразделений формируются на основе следующих функциональных бюджетов: бюджета фонда оплаты труда ; бюджета материальных затрат; бюджета потребления энергии; бюджета амортизации; бюджета прочих расходов; бюджета погашения кредитов. Такая система бюджетов полностью охватывает все денежные потоки коммерческой организации. С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи в государственные внебюджетные фонды и часть налоговых платежей. Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть производственных затрат коммерческой организации. Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвестиционную политику предприятия. Бюджет прочих расходов позволяет экономить на наименее важных финансовых расходах. Бюджет погашения кредитов дает возможность осуществлять операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с планом-графиком платежей.

    Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный бюджет и бюджеты других уровней, а также в государственные внебюджетные фонды. Этот бюджет планируется только в целом по организации.

    Финансовое планирование на основе составления системы бюджетов нацелено на:

    • повышение управляемости и быстрой адаптации организации к изменениям на товарных и финансовых рынках;
    • обеспечение оперативного получения информации и корректировки стратегии и тактики управления финансами коммерческой организации;
    • расширение возможности накоплений для модернизации производства, повышение инвестиционной привлекательности организации. Внедрение системы сквозного финансового планирования делает коммерческие организации информационно прозрачными для коммерческих банков и инвестиционных компаний, что способно расширить возможности организации при привлечении долгосрочных кредитов или размещении новых эмиссий на фондовом рынке на более выгодных условиях для эмитента.

    Целью составления финансовых планов некоммерческими организациями является определение объема финансовых ресурсов, необходимого им для выполнения уставных целей и задач, т.е. предоставления услуг социально-культурного, научно-технического и иного некоммерческого характера.

    Бюджетные учреждения, создаваемые органами государственной власти и органами местного самоуправления, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ обязаны составлять смету доходов и расходов. В смете доходов и расходов бюджетного учреждения указываются: ассигнования из бюджета, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, расходы, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Расходы указываются общей суммой, с выделением расходов, финансируемых из бюджета, и расходов, покрываемых за счет внебюджетных источников.

    Бюджетные учреждения сначала составляют проекты смет на основе показателей, доводимых до них соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления, таких, как задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг, предельные объемы финансирования и индексы-дефляторы по отдельным статьям сметы. Кроме того используются:

    • тарифная сетка и справочник тарификационно-квалифика-ционных требований, утвержденный соответствующим министерством, ведомством (например, Министерством здравоохранения и социального развития РФ для медицинских учреждений), данные о сотрудниках (образование, ученая степень, ученое звание, стаж работы и др.) - при расчете фонда оплаты труда бюджетного учреждения на планируемый год;
    • ставки единого социального налога (взноса), нормативы выплаты компенсаций и пособий, установленные действующим законодательством (как федеральным, так и региональным, местным), - при расчете начислений на фонд оплаты труда и размера трансфертов населению;
    • материальные и финансовые нормы и нормативы, установленные соответствующим органом государственной власти и местного самоуправления по отдельным кодам экономической классификации расходов бюджета, - при расчете показателей по отдельным нормируемым статьям расходов сметы;
    • положения договоров с ресурсоснабжающими организациями - при расчете расходов на оплату коммунальных и прочих услуг;
    • фактический объем расходов в текущем году - при планировании хозяйственных расходов.

    В проекте сметы доходов и расходов приводится поквартальная разбивка показателей на планируемый год.

    Утверждение сметы доходов и расходов происходит после принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год, когда на основании уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств, доводимых до бюджетных учреждений органами, исполняющими бюджет, учреждения уточняют показатели проектов смет. Право утверждения смет доходов и расходов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ предоставлено главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств. Утвержденная смета доходов и расходов является основным плановым документом для финансирования бюджетных учреждений.

    Некоммерческие организации иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм могут составлять как смету доходов и расходов, так и баланс доходов и расходов. Выбор конкретного вида финансового плана фиксируется, как правило, в учредительных документах некоммерческих организаций. Смету доходов и расходов составляют фонды, общественные и религиозные организации; у остальных финансовый план формируется в виде баланса доходов и расходов. Порядок составления финансового плана регламентируется нормативными документами, разрабатываемыми и утверждаемыми самой некоммерческой организацией. Следует отметить, что организационно-правовой и методический аспекты финансового планирования в некоммерческих организациях иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм в настоящее время максимально приближены к порядку, характерному для коммерческих организаций.

    Контрольные вопросы

    1. Дайте определение финансового планирования, сформулируйте его отличительные черты.
    2. Перечислите и раскройте основные задачи финансового планирования.
    3. Дайте определение финансового прогнозирования, охарактеризуйте его значение.
    4. Дайте характеристику этапов и методов финансового планирования.
    5. Перечислите специфические методы финансового прогнозирования.
    6. Назовите виды финансовых планов и прогнозов, составляемых на общегосударственном и территориальном уровнях, охарактеризуйте их назначение.
    7. Охарактеризуйте виды финансовых планов и прогнозов, составляемых коммерческими организациями.
    8. Перечислите финансовые планы, составляемые некоммерческими организациями, сформулируйте их особенности.

    Задания для самостоятельной работы

    1. Сформулируйте отличия перспективного финансового плана и баланса финансовых ресурсов, перспективного финансового плана и бюджета (федерального, регионального, местного).
    2. Дайте сравнительную характеристику финансовых планов, составляемых коммерческими и некоммерческими организациями; объясните, чем обусловлены существующие различия.

    Сравнительная характеристика финансового планирования и прогнозирования

    Ключевой составляющей управления экономическими и социальными процессами являются планирование и прогнозирование. Эти понятия не равнозначные, каждый из них имеет свое предназначение в системе управления предприятием.

    Определение 1

    Финансовое планирование – это процесс обоснования финансовых отношений и движения необходимых денежных средств на конкретный период времени. Финансовое планирование – это составной элемент управления финансами

    В рамках осуществления планирования финансами госорганы и рыночные субъекты оценивают свое финансовое состояние, размеры финансовых средств, определяют возможности их роста и направления эффективного применения.

    Определение 2

    Финансовое прогнозирование – это предсказание финансового состояния предприятия в будущем и подтверждение финансовых показателей.

    В целях разработки вероятных путей развития компании появляется необходимость в финансовом прогнозировании.

    Финансовое прогнозирование – это оценка вероятных финансовых последствий принимаемых решений и факторов внешней среды, которые оказывают воздействие на результаты деятельности предприятия. Начальной стадией финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им затрат, а конечным этапом и целью - расчет потребностей в дополнительном финансировании.

    Прогнозирование тесно связано с планированием. Это проявляется в следующем:

    • план и прогноз – это взаимно дополняющие друг друга этапы контроля деятельности субъектов на макроуровне и на уровне предприятия;
    • наличие функциональной направленности прогноза в зависимости от его отношения к плану (прогноз может следовать перед планом и после него или сопровождать процесс планирования).

    Основные отличия прогнозирования от планирования:

    1. прогноз – это фактор, ориентирующий текущее состояние объекта прогнозирования на возможное будущее развитие, а план - это инструмент, устраняющий управленческие недочеты.
    2. план носит нормативный характер, а прогноз – вероятностный;
    3. план – это однозначное решение, прогноз предполагает наличие вариантов;
    4. прогнозирование осуществляется на основе качественных методов, а планирование – на количественных методах;
    5. прогнозирование может существовать отдельно, будучи составным элементом планирования.

    Прогнозирование как основа финансового планирования

    Основой стратегического финансового планирования является прогнозирование, под которым понимают основанное на наблюдении вероятностное описание событий, которые будут происходить в финансовой среде в будущем. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в разработке финансовой политики.

    Замечание 1

    Главная цель финансового прогнозирования - это определение дополнительных потребностей финансирования, которые возникают вследствие повышения объемов сбыта товаров или оказания услуг.

    Основные задачи финансового прогнозирования: установление объективно складывающихся тенденций хозяйствования; оценка потенциала компании; определение альтернатив развития; формулирование проблем, требующих решения в прогнозный период.

    Различают следующие виды прогнозирования:

    1. в соответствии с горизонтом прогнозирования: краткосрочное (до 1 года) и долгосрочное (более 1 года);
    2. по типам прогнозирования: поисковое, интуитивное и нормативное;
    3. в зависимости от степени вероятности будущих событий: инвариантные и вариативные прогнозы;
    4. по способу представления результатов: точечный и интервальный прогноз.

    Под поисковым прогнозированием понимают предсказание от настоящего к будущему. Прогноз стоится с сегодняшнего дня на основе имеющейся информации и постепенно проникает в будущее. Выделяют традиционное прогнозирование (простая проекция в будущее) и альтернативное прогнозирование (разработка нескольких вариантов прогнозов).

    Интуитивное прогнозирование основано на творческом видении будущего, которое стоится на основе интуиции прогнозиста. А в рамках нормативного прогнозирования выявляются общие цели и стратегические направленности на будущее, исходя из которых, менеджеры оценивают финансовое развитие компании.

    Инвариантные прогнозы предполагают единственный вариант развития событий в будущем, а вариантные основываются на предположении о неопределенности будущей среды и наличии в этом случае нескольких альтернатив развития.

    Точечный прогноз включается в себя одно значение прогнозируемого показателя. В рамках интервального прогноза предполагается некоторый диапазон значений прогнозируемого показателя.

    Методы прогнозирования

    Компании используют в своей деятельности различные методы финансового прогнозирования:

    • метод экспертных оценок;
    • метод экстраполяции;
    • метод корреляционного моделирования;
    • метод многофакторного экономико-математического моделирования;
    • метод оптимизационного моделирования;
    • экономико-статический метод.

    Метод экспертных оценок строится на основе обработанных мнений компетентных в определенной области специалистов. Предмет исследования - динамика финансовых процессов, выявленных с помощью проведения интервью или анкетирования.

    Сущность метода экстраполяции заключается в распространении на будущий период тенденций, которые сложились в прошлом (ретроспективе). Степень использования данного метода в сфере финансов зависит от степени стабильности динамики развития экономики. Меньше всего метод экстраполяции применяется на уровне предприятий, так как финансовые показатели микроэкономики менее инерционны. Соответственно, в условиях макроэкономики данный метод используется в большей мере.

    Метод корреляционного моделирования применяется для установления взаимосвязи между исследуемыми финансовыми показателями в динамике. Данный метод имеет место при прогнозировании суммы активов компании и других показателей относительно изменения размеров сбыта производимой продукции.

    При использовании метода многофакторного экономико-математического моделирования в финансовом прогнозировании широко применяются разнообразные модели устойчивого роста компании. Эти модели определяют размеры внешнего финансирования предприятия относительно темпа роста сбыта продукции и другие.

    Метод оптимизационного моделирования состоит в оптимизации конкретного прогнозируемого показателя применительно к условиям его формирования. Этот метод применяется в финансовом менеджменте для прогнозирования структуры капитала, чистой прибыли и других показателей.

    Экономико-статистический метод – это изучение закономерностей динамики конкретного показателя и распространения темпов этой динамики на прогнозируемый период. В этом случае на основе данных показателей стоится линия тренда. Преимуществом данного метода является его простота, но точность прогноза низкая, так как не учитываются новые тенденции и факторы.

    Глотова Ирина Ивановна,научный руководитель, канд. экономических наук, доцент, ФГБОУ ВПО СтГАУ, г.Ставрополь

    Биджев Казбек Султанович,студент 3 курса, учетнофинансового факультета ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь[email protected]

    Финансовое планирование и прогнозирование

    Аннотация.Центральным звеном организации любого дела является планирование. Оно позволяет выбрать самый рациональный и эффективный способ достижения целей. Проработанный и согласованный план это средство, с помощью которого можно контролировать, производить и управлять бизнесом. Планирование не дает полной гарантии успеха, но планирование позволяет подготовиться к различного рода неожиданностям.Ключевые слова:Финансы, планирование, прогнозирование, стратегия, капитал, бизнес.

    Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельноcти сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в России предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений.Финансы предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.Финансовое планирование тесно связано с планированием производственнохозяйственной деятельности. При административнокомандной экономике составление финансового плана заключалось в механическом пересчете показателей производственного плана в финансовые показатели. Никакой самостоятельности у предприятий не было: все нормы спускались "сверху". Но сейчас, с развитием рыночных отношений финансы стали основным видом ресурсов, именно их ограниченность начинает лимитировать производство. В связи с этим в значительной степени возрастает роль финансового планирования, изменяется его содержание как на предприятиях, так и в рамках всей финансовой системы страны.Финансовый план систематически обновляется. В него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, на рынке, где действует фирма, так и в экономике в целом. Грамотно составленный план увеличивает шансы любой компании на успех.Важными направлениями работы финансового менеджера являются финансовое планирование и прогнозирование. План и прогноз -понятия не тождественные, каждый из них как инструмент управления выполняетсвою роль.В широком смысле слова финансовое прогнозирование заключается в изучении возможного финансового положения предприятия в будущем, разработке основных направлений стратегии в области финансов для обеспечения необходимой устойчивости предприятия при финансировании определенных расходов. Такой прогноз имеет значение прежде всего для самого предприятия, поскольку постоянными задачами при продолжающейся деятельности остается привлечение капитала и предупреждение банкротства. В условиях цивилизованного рынка конкуренция побуждает увеличивать объем продаж, снижать издержки, обеспечивать качество продукции, диверсифицировать производственную деятельность, что требует постоянного притока капитала и финансовой устойчивости.Наряду с этим понятие прогноза употребляется применительно к расчетам, необходимым для составления финансовых планов, например, прогноз объема реализации продукции, прогноз величины затрат и т.п. Это придает расчетам определенную гибкость, позволяет вносить коррективы в зависимости от изменившихся обстоятельств.Прогноз перспектив финансового состояния предприятия имеет значение и для внешних пользователей экономической информации. В их число входят банки, которые в процессе кредитования обеспечивают финансовыми ресурсами предприятие –ссудозаемщика, заинтересованы в своевременном погашении кредита, имеют доступ к текущей финансовой отчетности клиентов и возможности для анализа и прогнозирования. По опыту западных стран можно сказать, что в банках проводится значительная работа по прогнозированию банкротства предприятий.

    В широком смысле план это система целевых показателей развития и функционирования объекта, включая этапы, способы достижения и распределение ресурсов, а

    прогноз это предсказание о развитии и исходе событий или явлений на основе имеющихся данных.Менеджмент предприятия может планировать только те параметры и показатели, которые от него зависят и которыми он может управлять: как правило, большую часть расходов и меньшую часть доходов.

    Все, что касается развития и подвержено риску, является прогнозированием, то есть инструментом научного предвидения и вариантного анализа. К зоне развития и зоне риска относится большая часть доходов предприятия, его зависимость от баланса спроса и предложения, от действий конкурентов, экономического развития региона, влияния государства и многих других факторов.В классической технологии финансового планирования в качестве базы для планирования будущей деятельности предприятия используется плановый объем продаж, а затем под него составляются остальные параметры. Это означает, что сам способ планирования изначально предполагает высокий риск исполнения всех планов и бюджетов предприятия. Нереализованные планы приводят к потерям и убыткам, а приобретенные активы становятся бременем для предприятия. Знание и использование методов прогнозирования и учет всех существенных факторов позволяет сделать планы более точными и снизить риски.Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньшийсрок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объемпроизводства, который,в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. комплексные программы, которые представляют собой систему научноисследовательских, организационнохозяйственных и других мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, сбалансированных по ресурсам и исполнителям.Каждая страна, с учетом специфики национальной экономики, использует определенные подходы в прогнозировании и планировании экономических и социально значимых процессов, постоянно совершенствуя эти модели, применительно к изменяющимся условиям как внутри страны, так и на мировой экономической авансцене.Эффективность финансового планирования и прогнозирования, успех решения стоящих перед ними задач в определяющей степени зависят от комплексного взаимосвязанного использования всей системы финансовых планов, совершенствования методики их разработки, объективности и полноты информационной базы, уровня экономического анализа и оценки намечающихся тенденций, обоснованности их факторов.Таким образом, можно отметить, что вусловиях рыночной экономики существенно повышается значимость и актуальность финансового планирования. Очевидно, что от должной организации финансового планирования коренным образом зависит благополучие не только одного предприятия, но и всей страны в целом. Наиболее объективное и точное финансовое прогнозирование является залогом успеха внедрения и выполнения принятых методик и управленческих решений. Бизнес не можетрассчитывать на процветание, не разрабатывая финансовых планов и не контролируя их выполнение. Поэтому в развитых странах планирование –один из важнейших инструментов регулирования хозяйства.

    Ссылки на источники1. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб.пособие.–М.: Издательский Дом “Дашков и К”, 2012. –308 с.2. Ковалев В.В. Финансовый анализ. М.: "Финансы и статистика", 2011. –345 с.3. Володин А. А. Управление финансами предприятий: учеб. пособие, 2011. 128 с.4. Савкина. Р.В. Планирование на предприятии. –М.: Дашков и К, 2013.

  • 10. Финансовое планирование и прогнозирование: содержание, значение и методы
  • 11. Финансовый контроль: сущность, принципы организации
  • 12. Методы проведения финансового контроля
  • 13. Государственный финансовый контроль и его организация
  • 14. Виды негосударственного финансового контроля. Значение аудита в рыночной экономике
  • 15. Бюджет: понятие и значение для экономического развития страны в разные исторические периоды
  • 17. Принципы бюджетной системы России
  • 18. Бюджетный процесс. Состав и реализация отдельных этапов
  • 19. Роль Федерального казначейства в бюджетном процессе
  • 20. Доходы бюджета и их классификация. Современная структура доходов федерального бюджета России
  • 24. Несбалансированность бюджета и его значение для экономики страны. Способы достижения баланса
  • 26. Государственный долг: понятие и процесс образования. Особенности долговых обязательств органов власти различных уровней
  • 28. Внебюджетные фонды и их организация в России
  • 29. Пенсионная реформа в России: проблемы и перспективы
  • 30. Финансы предприятий: понятия, принципы организации и характеристика финансовых потоков
  • 32. Внеоборотные ативы: понятие и состав. Амортизация как способ восстановления основных фондов предприятия.
  • 33. Оборотные активы: понятие и состав. Амортизация как способ восстановления основных фондов.
  • 34. Организация финансовой работы на предприятии.
  • 41. Минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет.
  • 43. Финансовый рынок. Понятие, формы финансовых активов, структура и функции финансового рынка.
  • Структура финансового рынка
  • 44. Основные участники и индикаторы финансового рынка.
  • 45. Кредитный рынок, его сегменты и формирование спроса на них.
  • 46. Рынок ценных бумаг, его структура и характеристика отдельных составляющих.
  • 47. Ценные бумаги и их классификация.
  • 48. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и их особенности.
  • 49. Фондовая биржа и организация ее деятельности. Фондовые биржи в рф и других странах.
  • 50. Валютный рынок: функции, участники и классификация видов валютных рынков.
  • 51. Валютные операции. Либерализация валютных рынков на современном этапе.
  • 52. Страхование: участники и функции страхового рынка. Современное состояние страхового рынка в России и других странах.
  • 53. Отрасли и виды страховой деятельности. Перспективы развития страхования в России.
  • 54. Международные финансы и международная финансовая система.
  • 55. Финансовые системы разных стран: общие черты и особенности.
  • 56. Финансовая глобализация и мировые финансовые рынки.
  • 10. Финансовое планирование и прогнозирование: содержание, значение и методы

    Финансовое планирование представ­ляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соот­ветствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социаль­но-экономического развития, бизнес-планах, документах, определя­ющих финансовую политику.

    Цель финансового планирования - обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-плана­ми и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития.

    К основным задачам финансового планирования можно от­нести:

      определение объема финансовых ресурсов по каждому ис­точнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;

      определение объема и направлений использования финан­совых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;

      обеспечение сбалансированности материальных и финан­совых ресурсов, экономного и эффективного использования фи­нансовых ресурсов;

      создание условий для укрепления устойчивости организа­ций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

    Финансовое планирование охватывает ряд этапов:

      анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах;

    На первом этапе финансового планирования применяется ме­тод экономического анализа. Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероп­риятий по повышению эффективности использования финансо­вых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана.

    В рамках финансового планирования применяются следую­щие виды экономического анализа: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ, факторный анализ.

      расчет плановых показателей;

    На втором этапе финансового планирования осуществляется растет плановых показателей - числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых за­даний.

    В практике финансового планирования используются следу­ющие методы расчета показателей финансовых планов:

      экстраполяции. Заключается в определении финансовых по­казателей на основе установления устойчивой динамики их раз­вития.

      нормативный. Суть его состоит в том, что плановые показа­тели рассчитываются на основе установленных норм и финансо­во-бюджетных нормативов. Предполагает наличие прогрессив­ных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые явля­ются качественной основой для финансового планирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии.

      индексный. Предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых по­казателей. Его использование обусловлено развитием рыночных отношений, наличием инфляционных процессов.

      программно-целевой. Позволяет оценить и выбрать предпоч­тительные варианты производственного, социально-экономи­ческого развития в целевом, отраслевом и территориальном ас­пектах. Для программ характерно наличие цели, конкретизиру­емой в нескольких задачах, сочетание различных источников фи­нансирования ее реализации.

      составление финан­сового плана как документа

    На третьем этапе финансового планирования составляется финансовый план как документ, обязательный для исполнения, который, соответственно, подлежит утверждению уполномочен­ным органом или должностным лицом.

    На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потреб­ностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономи­ческого развития, бизнес-плана, уставных документов; расходы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций с их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п.; распределить по кварталам до­ходы и расходы.

    Кроме того, в рамках третьего этапа финансового планирова­ния в современных условиях широко применяется метод опти­мизации плановых решений, сущность которого заключается в раз­работке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный.

    Финансовое прогнозирование представляет собой исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйство­вания и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предполо­жение об объемах и направлениях использования финансовых ресур­сов на перспективу.

    К основной цели финансового прог­нозирования, осуществляемого для научного обоснования показа­телей финансовых планов и способствующего выработке кон­цепции развития финансов на прогнозируемый период, можно отнести оценку предполагаемого объема финансовых ресурсов и определение предпочтительных вариантов финансового обеспе­чения деятельности субъектов хозяйствования, органов государ­ственной власти и местного самоуправления.

    Задачами финансового прогнозирования являются:

      увязка материально-вещественных и финансово-стоимост­ных пропорций на макро- и микроуровнях на перспективу;

      определение источников формирования и объема финан­совых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемый период;

      обоснование направлений использования финансовых ре­сурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти на прог­нозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов

      определение и оценка финансовых последствий принима­емых органами государственной власти и местного самоуправле­ния, субъектами хозяйствования решений.

    В процессе финансового прогнозирования для расчета фи­нансовых показателей используются такие специфические мето­ды, как математическое моделирование, эконометрическое прог­нозирование, экспертные оценки, построение трендов и состав­ление сценариев, стохастические методы.

    Математическое моделирование позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на показатели финансо­вого прогноза, выбрать из нескольких вариантов проекта прогно­за наиболее соответствующий принятой концепции производственного, социально-экономического развития и целям финан­совой политики.

    Эконометрическое прогнозирование основано на принципах экономической теории и статистики: расчет показателей прогно­за осуществляется на основе статистических оценочных коэффи­циентов при одной или нескольких экономических переменных, выступающих в качестве прогнозных факторов; позволяет рас­смотреть одновременное изменение нескольких переменных, влияющих на показатели финансового прогноза. Эконометрические модели описывают с определенной степенью вероятности динамику показателей в зависимости от изменения факторов, влияющих на финансовые процессы. При построении эконометрических моделей используется математический аппарат регрессионного анализа, который дает количественные оценки усред­ненных взаимосвязей и пропорций, сложившихся в экономике в течение базисного периода. Для получения наиболее надежных результатов экономико-математические методы дополняются экспертными оценками.

    Метод экспертных оценок предполагает обобщение и матема­тическую обработку оценок специалистов-экспертов по опреде­ленному вопросу. Эффективность этого метода зависит от про­фессионализма и компетентности экспертов. Такое прогнозиро­вание может быть достаточно точным, однако экспертные оценки носят субъективный характер, зависят от «ощущений» эксперта и не всегда поддаются рациональному объяснению.

    Трендовый метод, предполагающий зависимость некоторых групп доходов и расходов лишь от фактора времени, исходит из постоянных темпов изменений (тренд постоянных темпов роста) или постоянных абсолютных изменений (линейный временной тренд). Недостатком данного метода является игнорирование экономических, демографических и других факторов.

    Разработка сценариев не всегда исходит из научности и объек­тивности, в них всегда ощущается влияние политических пред­почтений, предпочтений отдельных должностных лиц, инвесто­ров, собственников, но это позволяет оценить последствия реа­лизации тех или иных политических обещаний.

    Стохастические методы предполагают вероятностный харак­тер как прогноза, так и связи между используемыми данными и прогнозными финансовыми показателями. Вероятность расчета точного финансового прогноза определяется объемом эмпири­ческих данных, используемых при прогнозировании.

    Результатом финансового прогнозирования является состав­ление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях бу­дущего развития и состоянии финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений.

    Задействование таких понятий, как прогнозирование и планирование финансов позволяет решить массу вопросов как материального обеспечения компании, так и ее развития. В целом рассматривают несколько кардинально противоположных по сути методов прогнозирования, которые направлены на улучшение функциональности бизнеса. Планирование и прогнозирование деятельности отрасли или целой компании – это в чем-то схожие, но все же отличающиеся понятия, которые решают разные задачи.


    Финансовое планирование – это…

    Один из инструментов в управлении и организации бизнеса, помогающий производить расчет всех фактических или планируемых доходов, которые в дальнейшем будут направлены на обеспечение деятельности компании, ее развитие. Главное отличие данного определения – это задействование конкретно финансовых активов компании, фактических денег, в то время как иные инструменты планирования могут предполагать задействование материальных ценных активов, акций, материальных ресурсов.

    Финансовое планирование классифицируется на перспективное (предположительное), обязательное годовое (текущее) и внеплановое.

    Основными целями планирования является выявление наиболее перспективных и эффективных ресурсов, помогающих установить соответствие между фактической потребностью и реальными возможностями. Это относится еще и к на предприятии. Также целевым предназначением, целью данного рода планирования являются:

    • обеспечение финресурсами в необходимом объеме на конкретный период отдельной отрасли/целого предприятия;
    • выбор эффективных направлений в производственной, финансовой деятельности отрасли/компании;
    • выявление необходимых методов инвестирования;
    • рациональная оценка выгодных предложений для капиталовложений;
    • гарантируемое временное обеспечение взаимовыгодных отношений между всеми структурами бизнеса;
    • выделение и выявление приоритетов;
    • обеспечение финансовой самостоятельности, независимости;
    • оптимизация существующих процессов;
    • контроль производственной деятельности;
    • выявление внутрихозяйственных резервов для увеличения прибыли;
    • изучение состояния (с финансовой точки зрения) отрасли или компании целиком.

    Планирование и прогнозирование деятельности предприятия играют весомую, основополагающую значимость в формировании поочередных четких планов по развитию структур, усовершенствования (модернизации) всего предприятия.

    Примечательно, что весь поток финансового планирования осуществляется ответственными органами или владельцами компании. Поскольку на этапе поступления финансы принадлежат только владельцу, только он имеет право распоряжаться деньгами в полном объеме. Далее идет перенаправление финансов в те или иные сферы.

    Финансовое планирование: методы

    Методы финансового планирования определяются спецификой направленности предприятия, его масштабами, сроками реализации и индивидуальными особенностями. Основные методы дополняются, корректируются в зависимости от ряда факторов. Главное – это улучшение функциональности предприятия.

    №1 Способ экономического рассмотрения

    Определяет основообразующие направленности в перемещении естественных характеристик, материальных запасов отрасли/предприятия. На базовой основе отчетной/учетной информации составляется оценка финансового состояния бизнеса, отношения внутри отрасли и с партнерами.

    Метод рассмотрения (фин. анализа) охарактеризовывает и показывает в виде графика или цифровой таблицы платежеспособность и доход, эффективность внедряемых нововведений и степень развития. На основании такого анализа руководство или ответственное лицо может принимать обоснованные решения насчет развития или приостановления инноваций, смене направления отраслевой активности.

    №2 Нормативный метод

    Основная цель такого варианта планирования – это определение прибыльности бизнеса или отдельной его отрасли на базе определенных общепризнанных и технико-экономических нормативов. За основу анализированных актов берутся заблаговременно установленные показания необходимости в экономических ресурсах нормативов отдельного хозяйственного субъекта.

    В качестве нормативов могут выступать как налоговые отчисления, так и нормы амортизационных (демпферных) отчислений. Главная и основополагающая цель – это определение вариантов для наиболее выгодного вложения инвестиционного плана, ресурсов на выгодное развитие отрасли.

    №3 Баланс-расчет

    Метод позволяет определить потребность в финансовых ресурсах в будущем. За основу берутся показания и расчеты на основе прогнозов поступления средств (плановые, внеплановые, по контракту).

    Важно выбрать подходящую дату, соответствующая периоду активной эксплуатации отрасли (в пик выработки).

    Простое решение данного метода – это составить четкий график планируемого прихода от предприятия, и сопоставить его с растратами на этот же период. Используется такой метод при сезонных или непостоянных изменениях в отрасли, как вариант – введение нового товара для нескольких сезонов в качестве частичного эксперимента.

    №4 Материальные потоки

    Является универсальным методом, который служит наиболее эффективным инструментом с целью моделирования объемов производственного товарооборота и сроков его реализации. Теория прогнозирования денежных потоков держит за основу планируемые в полном объеме поступления на конкретную указанную дату с учетом издержек, общих затрат и фактических расходов.

    №5 Комплексный вариант вычисления

    Метод комплексного подхода будет предоставлять наиболее обширную информацию во всех сферах. Используется уже развитыми компаниями, которые на основе расчетов, нормативов, анализов и альтернативных плановых поступлений выбирают наиболее оптимальный вариант развития.

    Главное отличие планирования от прогноза – это наличие составления плана во временных рамках. То есть, есть четкая структура взаимодействия, которая рассчитана на конкретный период (год, пять лет, месяц).

    Может использоваться сразу несколько методов планирования: в одном учитывается спад производства, убыточность (фактическая и регулируемая), инфляция, девальвация используемой валюты (национальной или иностранной), в другом методе просчитываются перспективы роста процентных ставок, темпы роста экономики, снижение цен на продукцию.

    Универсальность данного метода – существующая возможность анализа деятельности предприятия в разных экономических ситуациях.

    Методы модели прогнозирования и четкого планирования финансов дают четкие цифры по планируемому приросту финансов, их количества и на самых выгодных вариантах приумножения.

    Очерёдность действий или этапы формирования плана

    Составление плана финансового планирования условно целесообразно поделить на определенные и четкие этапы, которые в совокупности дают четкое понимание того, в какую сторону нужно продолжать движение развития. Этапы по очереди выполнения:

    1. финансовый анализ объекта/компании/отрасли;
    2. формирование и составление аналитическим отделом прогнозных смет, бюджетированного анализа;
    3. определение необходимости данного направления с учетом финансовых ресурсов;
    4. поиск и прогнозирование структуры источников для предполагаемого финансирования;
    5. разработка контролирующих органов, системы управления;
    6. корректировка внедряемых планов;
    7. внедрение структуры документа в реальные позиции бизнеса.

    Прогнозирование – суть метода

    Если из указанного выше контекста становится понятным, что планирование – это изначально составление плана, по которому весь коллектив будет ориентироваться указанный срок, прогнозирование – это предполагаемая выгода для отрасли или предприятия, которая имеет характерное отличие – широкие рамки для возможных коррекций.

    Простыми словами, прогнозирование за основу держит расчеты, которые показывают возможную, вероятную выгоду для предприятия. Конечно же, за основу также берутся математические расчеты, формулы и теоретических осуществляемых продаж. Однако суть данного метода – это теория, предположения, которые теоретически будут выгодны для бизнеса в дальнейшем.

    Прогнозирование и планирование финансовой деятельности является обязательным связующим пунктом, который берется во внимание при составлении бизнес-плана пакета капиталореализуемого проекта.

    Методы финансового прогнозирования определяются, скорее, спецификой конкретного предприятия, его отраслевых особенностей и прогнозов рынка сбыта. Так, во внимание берутся такие моменты:

    • состояние рынка на данный момент;
    • прогноз плана продаж на основе предыдущего аналогичного периода;
    • возможные расширенные возможности предприятия, которые увеличивают производственные мощности, а вместе с тем и увеличивают продажи;
    • девальвация валюты;
    • прогноз возможных продаж в результате заключенных сделок.

    По своему принципу такое прогнозирование несет скорее, рекомендационный характер, нежели четкий план действий для каждого сотрудника, руководства. Он имеет массу особенностей и нестабильных положений, которые могут значительно отличаться в начале реализации и в конце периода планирования.

    Также в ряде случаев прогнозирование используется при привлечении дополнительных источников инвестиционной группы из вне рассматриваемого бизнеса. К примеру, если для расширения отрасли или для увеличения продаж потребуется привлечение инвестора, который не имеет отношения к производству, то разрабатывается бизнес-план, который состоит (в том числе) и из плана финансового планирования на основе финансового прогнозирования.

    Конечно же, в основу берется четкий план действий на основе финансового планирования, однако, для более широкого обзора возможных рисков и преимуществ инвестирования во внимание могут браться и экспертные оценки рынка, которые относятся к финансовому прогнозированию.