Собственная гордость. Закон о единой российской нации решили переименовать

Преамбула
Президент России Владимир Путин поддержал идею создания отдельного федерального закона о российской нации

Во время заседания Совета по межнациональным отношениям, которое президент Владимир Путин проводил в понедельник в Астрахани, завкафедрой Российской академии народного хозяйства и госслужбы Вячеслав Михайлов предложил «идти от стратегии к федеральному закону», который должен вобрать в себя все новации, связанные с межнациональными отношениями и называться «О российской нации и управлении межэтническими отношениями». Путин идею поддержал, передает ТАСС.

«Хорошее предложение», - приводит агентство слова президента.

«Но что точно совершенно можно и нужно реализовывать - это прямо над этим нужно подумать и в практическом плане начать работать - это закон о российской нации», - цитирует Путина «Интерфакс».

По словам президента, в такой закон может вырасти стратегия по развитию национальных отношений в России. «Нашу стратегию, которую мы с вами вместе вырабатывали, ее и преобразовывать - но только над этим нужно поработать тоже как следует», - сказал он.

Путин также поддержал предложение участников заседания провести год единства российской нации. «Но только выбрать нужно этот год», - отметил президент, пояснив, что год единства российской нации нужно выбрать так, чтобы он не пересекался с уже объявленными всероссийскими тематическими годовыми мероприятиями.

«Это могло бы быть большим, знаковым, консолидирующим событием, которое коснулось бы практически каждого этноса, каждого народа, который проживает в России», - добавил Путин.

В марте 2015 года по поручению Путина в России было создано Федеральное агентство по делам национальностей. В его задачи входит реализация государственной политики в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, «укрепление единства многонационального народа Российской Федерации», защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов страны, профилактика любых форм дискриминации по признакам расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности и предупреждение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти и вражды.

В 2012 году Путин утвердил Стратегию государственной национальной политики на период до 2025 года, в которой говорится, в частности, о «духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации), необходимости «сохранения и развития этнокультурного многообразия народов России» и «успешной социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов».

Президент России Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям в Астрахани одобрил идею создания отдельного федерального закона, посвященного межнациональным отношениям.

«Хорошее предложение», - прокомментировал он соответствующую идею.

В частности, прозвучало предложение «идти от стратегии к федеральному закону», который должен вобрать в себя все новации, связанные с межнациональными отношениями. Автор этой идеи - завкафедрой Российской академии народного хозяйства и госслужбы Вячеслав Михайлов. Он предложил и название закона - «О российской нации и управлении межэтническими отношениями».

Также Путин поддержал идею проведения Года единства российской нации.

Ранее журналисты спрашивали Путина, что он считает национальной идеей России. «Нам мало американской мечты о машине и оплаченном кредите», - ответил он. По словам президента, «для России очень важно чувство патриотизма, национальной идентичности, которое в некоторых странах сейчас утрачивается, к сожалению для них». «Это у нас внутри есть, в сердце - любовь к отечеству. Одна из наших национальных идей - это патриотизм», - добавил он.

Президент России Владимир Путин поддержал идею создания закона о российской нации. Предполагается, что закон будет регулировать межэтнические отношения.

Подробности: https://regnum.ru/news/polit/2199832.html Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.

«Но что точно можно и нужно реализовывать - это прямо над этим нужно подумать и в практическом плане начать работать - это закон о российской нации», - сказал президент на заседании совета по делам национальностей.

Кроме того, Путин поддержал идею проведения Года единства российской нации. «Это могло бы быть очень большим знаковым консолидирующим событием, которое коснулось бы практически каждого этноса, каждого народа, который проживет в России», - отметил глава государства, указав на необходимость выбора этого года.

Как сообщало ранее ИА REGNUM, в Госдуме неоднократно заявляли о необходимости принятия закона о национальностях в РФ. Кроме того, обсуждалась инициатива о возвращении обязательной графы «национальность» в паспорте.

Вместо закона о единой российской нации будет разработан закон «Об основах государственной национальной политики». Такое решение приняла рабочая группа по подготовке концепции законопроекта.

Вызвано это, как объяснил «Ъ» ее руководитель академик Валерий Тишков, «неготовностью общества воспринять идею единой нации». В законе должны прописать «понятийный аппарат, разграничение полномочий между уровнями власти, систему мониторинга межнациональной ситуации». По мнению экспертов, сначала надо «сделать всесторонний анализ ситуации в межэтнической сфере» и «разблокировать дискуссии» по этому вопросу в обществе.
На первом заседании рабочей группы по подготовке концепции законопроекта о российской нации обсуждались предложения ее членов. По словам экс-главы Миннаца Валерия Тишкова, решено назвать законопроект «Об основах госнацполитики». «Так спокойнее. Оказалось, что общество не очень подготовлено к восприятию такого понятия, как единая нация, объединяющая все национальности. Учитывая, что и президент предложил переложить стратегию госнацполитики на язык закона, мы решили изменить его название»,- пояснил он «Ъ». Напомним, что 31 октября на заседании президентского совета по межнациональным отношениям экс-глава Миннаца Вячеслав Михайлов предложил разработать закон «О единстве российской нации и управлении межэтническими отношениями». Подготовить законопроект до 1 августа Владимир Путин поручил президиуму совета.
Концепция российской нации как единой политической нации вызвала дискуссию. В национальных республиках высказались против из опасения, что российская нация станет нацией русских, а остальные народы потеряют свою этничность. Казаки, наоборот, потребовали учесть в документе «государствообразующую роль» русского народа, законодательно определить статус русских и принять федеральную программу по их поддержке. Церковь озаботилась судьбой «русского мира», в который она включает всех русских, в том числе живущих за рубежом. Об объединяющей роли русского народа, языка и культуры в «русском мире», по словам источника «Ъ» в президентском совете по межнациональным отношениям, говорил, выступая на заседании рабочей группы, руководитель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
Согласно новой концепции законопроекта, которую, по словам господина Тишкова, рабочая группа представит через месяц, в документе будут прописаны понятийный аппарат, механизм разграничения полномочий между федеральной, региональными и местными властями, система мониторинга этноконфессиональных отношений в субъектах РФ, политика государства в отношении малых и коренных народов, принципы этнологической экспертизы законопроектов. Российской нации, отметил он, будет посвящен, скорее всего, специальный раздел. «Соберем предложения членов рабочей группы к заседанию президиума президентского совета в апреле, тогда можно будет говорить о концепции»,- отметил господин Тишков.
«Мы пока изучаем предложения экспертов»,- подтвердил «Ъ» член рабочей группы, экс-министр по делам национальностей Владимир Зорин. Он считает название закона «Об основах госнацполитики в РФ» «одним из рабочих вариантов». Главное, по его мнению, «закрепить еще раз на законодательном уровне идеи стратегии госнацполитики, которые вошли в реальную жизнь». Закон, считает господин Зорин, должен строиться на основе стратегии, в нем должны быть прописаны цели нацполитики: «упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа РФ (российской нации); сохранение и развитие этнокультурного разнообразия народов; гармонизация межнациональных отношений; адаптация и интеграция мигрантов». Господин Зорин уверен, что общество согласно с заявленными целями нацполитики, а дискуссии вокруг понятия «единая нация» носят политический характер.
Член комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации этноконфессиональных отношений протоиерей Всеволод Чаплин уверен, что «надо разблокировать дискуссии в обществе, загнанные под ковер, в том числе о российской нации». Господин Чаплин предлагает «снять разделение между элитой и народами и начать в обществе открытую дискуссию по основным проблемам», одной из которых он считает вопрос о государствообразующей роли русского народа. Решить его, по мнению господина Чаплина, можно, приняв два закона - о российской нации и о русском народе.
Эксперт по национальным вопросам Магомед Омаров уверен, что нормальный закон о госнацполитике можно написать только на основе «всестороннего анализа существующих в стране межнациональных проблем»: «Сейчас реальная ситуация неизвестна, нормальных социологических исследований нет, делаются только дежурные мониторинг и отчеты». Экспертное сообщество, по мнению господина Омарова, «не осмеливается сказать о реальных проблемах, не готово к откровенному разговору на эту тему с властью и обществом».
Наталья Городецкая

Вместо закона о единой российской нации будет разработан закон "Об основах государственной национальной политики". Такое решение приняла рабочая группа по подготовке концепции законопроекта. Вызвано это, как объяснил "Ъ" ее руководитель академик Валерий Тишков, "неготовностью общества воспринять идею единой нации". В законе должны прописать "понятийный аппарат, разграничение полномочий между уровнями власти, систему мониторинга межнациональной ситуации". По мнению экспертов, сначала надо "сделать всесторонний анализ ситуации в межэтнической сфере" и "разблокировать дискуссии" по этому вопросу в обществе.


На первом заседании рабочей группы по подготовке концепции законопроекта о российской нации обсуждались предложения ее членов. По словам экс-главы Миннаца Валерия Тишкова, решено назвать законопроект "Об основах госнацполитики". "Так спокойнее. Оказалось, что общество не очень подготовлено к восприятию такого понятия, как единая нация, объединяющая все национальности. Учитывая, что и президент предложил переложить стратегию госнацполитики на язык закона, мы решили изменить его название",— пояснил он "Ъ". Напомним, что 31 октября на заседании президентского совета по межнациональным отношениям экс-глава Миннаца Вячеслав Михайлов предложил разработать закон "О единстве российской нации и управлении межэтническими отношениями". Подготовить законопроект до 1 августа Владимир Путин поручил президиуму совета.

Концепция российской нации как единой политической нации вызвала дискуссию. В национальных республиках высказались против из опасения, что российская нация станет нацией русских, а остальные народы потеряют свою этничность. Казаки, наоборот, потребовали учесть в документе "государствообразующую роль" русского народа, законодательно определить статус русских и принять федеральную программу по их поддержке. Церковь озаботилась судьбой "русского мира", в который она включает всех русских, в том числе живущих за рубежом. Об объединяющей роли русского народа, языка и культуры в "русском мире", по словам источника "Ъ" в президентском совете по межнациональным отношениям, говорил, выступая на заседании рабочей группы, руководитель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Согласно новой концепции законопроекта, которую, по словам господина Тишкова, рабочая группа представит через месяц, в документе будут прописаны понятийный аппарат, механизм разграничения полномочий между федеральной, региональными и местными властями, система мониторинга этноконфессиональных отношений в субъектах РФ, политика государства в отношении малых и коренных народов, принципы этнологической экспертизы законопроектов. Российской нации, отметил он, будет посвящен, скорее всего, специальный раздел. "Соберем предложения членов рабочей группы к заседанию президиума президентского совета в апреле, тогда можно будет говорить о концепции",— отметил господин Тишков.

"Мы пока изучаем предложения экспертов",— подтвердил "Ъ" член рабочей группы, экс-министр по делам национальностей Владимир Зорин. Он считает название закона "Об основах госнацполитики в РФ" "одним из рабочих вариантов". Главное, по его мнению, "закрепить еще раз на законодательном уровне идеи стратегии госнацполитики, которые вошли в реальную жизнь". Закон, считает господин Зорин, должен строиться на основе стратегии, в нем должны быть прописаны цели нацполитики: "упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа РФ (российской нации); сохранение и развитие этнокультурного разнообразия народов; гармонизация межнациональных отношений; адаптация и интеграция мигрантов". Господин Зорин уверен, что общество согласно с заявленными целями нацполитики, а дискуссии вокруг понятия "единая нация" носят политический характер.

Член комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации этноконфессиональных отношений протоиерей Всеволод Чаплин уверен, что "надо разблокировать дискуссии в обществе, загнанные под ковер, в том числе о российской нации". Господин Чаплин предлагает "снять разделение между элитой и народами и начать в обществе открытую дискуссию по основным проблемам", одной из которых он считает вопрос о государствообразующей роли русского народа. Решить его, по мнению господина Чаплина, можно, приняв два закона — о российской нации и о русском народе.

Эксперт по национальным вопросам Магомед Омаров уверен, что нормальный закон о госнацполитике можно написать только на основе "всестороннего анализа существующих в стране межнациональных проблем": "Сейчас реальная ситуация неизвестна, нормальных социологических исследований нет, делаются только дежурные мониторинг и отчеты". Экспертное сообщество, по мнению господина Омарова, "не осмеливается сказать о реальных проблемах, не готово к откровенному разговору на эту тему с властью и обществом".

Наталья Городецкая

Нужен ли в России закон о российской нации? Что можно предложить вместо него? Что такое нация наций? "РГ" рассказывает доктор социологических наук Института социологии РАН, члена Совета при президенте России по межнациональным отношениям Леокадия Дробижева.

Академик РАН Валерий Тишков , что закона о российской нации не будет из-за неготовности к нему общества. Почему к нему так настороженно относятся?

Леокадия Дробижева: Настороженность есть даже среди нас, членов рабочей группы по подготовке проекта закона. Мы готовим проект об укреплении гражданской нации, и вдруг всплыла тема закона о российской нации.

А закон о нации не нужен?

Леокадия Дробижева: Я считаю, что закона о нации быть не может. Нация формируется столетиями. Коллективная ментальность и историческая память не регулируются законодательством. И мы изначально говорили о том, что закон должен называться или "Об основах государственной национальной политики" или "О единстве российской политической нации".

Почему встал вопрос о нации? Разве до этого мы себя не чувствовали гражданами?

Леокадия Дробижева: Но не называли нацией. У нас исторически понятие "нация" закреплено за этническим образованием. А как быть с гражданским самосознанием? Именно оно объединяет и создает политическую нацию. Тут надо разделить гражданскую идентичность и политическую нацию? Идентичность - это осознание себя россиянином (членом политического сообщества) людей разных национальностей. Политическая нация - это народ, овладевший и управляющий государством. Именно в таком порядке. Я без иронии. Однажды на моих глазах президента Путина спросили: "Кем вы работаете?" Мало кто оценил его ответ: "Служу стране". Гражданское сознание в этом состоит. Оно образует гражданскую нацию - общность людей не только разных национальностей, но и разной культуры - городской, сельской, профессиональной, эстетической, этнической, идеологической. Эта общность и создает нацию.

Разве то, что мы, независимо от национальности, ощущаем себя россиянами, а за границей - русскими, не говорит о том, что мы и есть - нация?

Леокадия Дробижева: В 90-е, когда Институт социологии РАН проводил первые опросы о том, ощущают ли себя россияне россиянами и гражданской нацией, не поверите, в Москве только 27 и 25 процентов отвечали "Да". Сегодня по стране - 80-75 процентов. Самый высокий процент - более 91 - дают Томская область, Екатеринбург и Свердловская область, Татарстан, Башкирия, Калининград, Астрахань. Самые низкие показатели - 63-67 процентов - там, где люди отдалены от центров, - Кавказ, Дальний Восток, Камчатка. И то, я думаю, потому, что вопросы не совсем понимают.

До 80% россиян считают себя россиянами. Самый высокий процент - более 91 - дают Сибирь, Урал, Татарстан. Фото: reuters

То есть в части регионов до 30-35 граждан не ощущают себя россиянами?

Леокадия Дробижева: Не так. У российской гражданской идентичности есть региональные и внутрикорпоративные иерархии. По данным опросов RLMS-YSE и ИС РАН, Калининград позиционирует себя как "мы - мост с Европой", Якутия, Чукотка и Крайний Север - "мы толерантные, у нас по-другому не выживешь", Астрахань - "мы южная столица России", Кавказ - "мы - южные ворота России", Татарстан и Башкирия - "мы первыми внедряем новшества". В Москве, Санкт-Петербурге, во Владивостоке, в Сочи, Сибири (Омск и Новосибирск) городская или научная культурная идентичность может преобладать над общероссийской. Есть преобладание крестьянской идентичности (станицы Кубани и Ростовской области, Тыва) или религиозной над общегражданской. Задача нового закона или подзаконного акта о нации сшивать эти иерархии.

И какой он гражданский портрет россиянина?

Леокадия Дробижева: У него три лица - традиционалиста, модерниста и человека, находящегося между тем и другим. Это нормально, когда складывается гражданская нация. Силы традиционалистов и модернистов примерно равны: 52% россиян убеждены, что перемены нужны всегда, 48% - "все перемены к худшему". Это связано с тем, как люди позиционируют личные интересы: 56% считают их главными в жизни, 44% готовы ограничивать личные интересы в пользу общественных.

Раскол или баланс?

Леокадия Дробижева: Равновесие. Примерно равные группы россиян являются носителями внутреннего контроля: мы за достаток, а не за богатство любым путем. Одна часть считает, что от них лично зависит их судьба (большие города), другая (моногорода, сельское население) понимают, что их личная инициатива ограничена объективным отсутствием возможностей или их ограниченностью возможностей.

Угроза общественных бурь исходит, не от снижения цен 
на нефть и не от националистов, а от внесудебных расправ

Зачем сшивать гражданскую нацию, если она эволюционирует?

Леокадия Дробижева: Проблема в том, что по нашим замерам, формирующийся российский центр европейской идентичности (институты гражданского общества, малый бизнес, часть бюджетников - врачи, ученые, еще священнослужители и частично офицеры) - лидер оппозиционных умонастроений. Именно этот совокупный лидер, а не креативная оппозиция создает антирейтинги ключевым общественным системам - профсоюзам, полиции, судебной системе и политическим партиям. По данным наших исследований, в глазах граждан самый высокий рейтинг недоверия вовсе не у профсоюзов (37%) и не у политических партий (40%), а у судебной системы - 49%. Мы давно говорим о том, что угроза общественных бурь исходит не от креативной оппозиции, не от снижения цен на нефть и не от националистов, а от внесудебных расправ. А государство борется за явку на выборы, хотя она у нас вполне на уровне развитых демократий. Или за межнациональный и межконфессиональный мир. А мы в Институте социологии были поражены, когда в 2012 и 2015 годах получили данные о том, что в Татарстане и Башкирии больше 80% людей по национальному признаку друг другу доверяют. Межрелигиозное доверие еще выше - 84%.

Гражданская ответственность за нормы общежития выше там, где люди не боятся 
формировать нацию "снизу"

Политолог Михаил Ремизов считает, что мы не готовы к формированию политической нации, потому что у нас нет доверия к институтам власти и закону.

Леокадия Дробижева: Доверие к институту парламента и судебной системе низкое, но оно есть. У нас очень высокое доверие к президенту. Межконфессиональное и межнациональное доверие гораздо выше, чем принято считать. И наоборот: лишь 30 процентов граждан чувствуют личную ответственность за судьбу страны и понимают, что она и от них зависит. Но в Якутии, например, этот процент выше 50. Так что элементы доверия к институтам власти и гражданского общества есть. Их надо развивать. Для этого и нужен закон о единстве российской нации.

Интересно, в чем конкретно выражается личная ответственность якутян за судьбу страны?

Леокадия Дробижева: В Якутии, в больших городах Сибири или в Санкт-Петербурге гражданская ответственность за нормы общежития выше. Там люди не боятся брать на себя груз формирования волонтерских или собственных мини-общин и организаций. Кто первыми в стране отказался платить коммунальщикам по завышенным тарифам за свет и тепло? Санкт-Петербург и Якутск. Вот это и есть понимание ответственности за свое дело и судьбу страны. Это и есть факты, подтверждающие, что невозможно гражданскую нацию формировать только "сверху". Нужно встречное движение "снизу".

Разрабатываемый вами закон не отнимет у этносов право на самобытность?

Леокадия Дробижева: Именно для того, чтобы снять у народов страны эти страхи, академик РАН Валерий Тишков предлагает назвать закон "Об основах государственной национальной политики". Эксперты Госдумы - "актом об укреплении единства многонационального народа России". Это говорит о том, что мы идем к пониманию того, что мы нация наций. Никто не отнимет понятие нации у народа. Но у нации есть еще и функция объединения людей разных национальностей и разных культурных интересов в нацию наций.

Все тот же Михаил Ремизов утверждает, что гражданская нация основана и крепится государством, а этническая нация может быть вне государства. Живут же русские вне России, что не мешает им ощущать себя русскими. А как же тогда быть с национальными республиками?

Леокадия Дробижева: Гражданская нация действительно имеет одно государство. И республики у нас по Конституции - "государство". Но было решение Конституционного суда о том, что этот статус не означает функции государств. Что, кстати, отражает сложившийся мировой опыт. Франция, как известно, светское государство, но в стране есть анклавные территории, где в виде исключения допускается закон шариата. Там специальное отступление разрешает детям ходить в школу в парандже, хотя, как все знают, закон ЕС это запрещает.

Если эту практику переносить на Россию, мусульманские платки можно специальным постановлением разрешить носить в школе?

Леокадия Дробижева: Платки к гражданской нации не имеют отношения. Это вопрос соблюдения закона и диалога. Даже в СССР были законы, которые на определенных территориях исполнялись в мягкой форме. Например, в СССР замуж выходили с 18 лет. А в Средней Азии, где девушки созревают раньше, были приняты специальные подзаконные акты, разрешавшие создание семьи с 16 лет. Так и с платками. Они - элемент не религии, а национальной культуры, традиции. Этничность и религиозность тесно сопряжены. Например, татары говорят, что именно ислам помог им сохранить и укрепить этническую идентичность, иначе бы они ее теряли в советских условиях.

Почему, например, США или Франция не принимают закон о нации?

Леокадия Дробижева: Я бы не сравнивала нас с Америкой. Там подавляющее большинство людей имеют корни эмигрантов. Государства, где ситуация близкая с российской - Франция, Великобритания, Испания. Эти страны принимали немало подзаконных актов, стимулирующих гражданское единство. Опыт британской идентичности, например, смягчил постколониальную ситуацию, но не спас от североирландского конфликта, а опасения новых притоков мигрантов, влияющих на идентичность британцев, стали одним из стимулов "брексита" и выхода страны из ЕС. Чем не стратегическая смена курса через меняющийся закон?

Есть опыт Франции, где сложилась политическая нация. Качество социума там таково, что нация переживает не только эксцессы с поджогами машин, но массовые террористические атаки подполья. Думаю, России ближе опыт Испании. Там есть нации каталонцев, кастильцев, басков, а все вместе они испанцы. И у нас большинство - коренные народы. Поэтому в Испании и у нас речь идет о складывании нации наций.

Статус этнического большинства - русского народа - отразится в законе?

Леокадия Дробижева: В структуре наций русский народ - сплачивающее ядро. Его позиции во многом определяют готовность граждан принять ответственность за судьбу страны. При этом этническое самочувствие русских - лакмус самочувствия других народов. По нашим исследованиям, ощущение единства с людьми своей национальности переживают 80% русских, россиян иных национальностей - 83-87%. Исследования так же установили высокую значимость религиозной идентичности. Близость с людьми своей веры испытывают 69% русских и 75% инонациональных граждан. Такая ценностная общность ставит вопрос о роли этнической солидарности. Этническая солидарность всех народов является, как показывают исследования, ресурсом будущего.

За границей, как правило, все нас называют русскими. А кого сами русские считают русским?

Леокадия Дробижева: В определении того, кого сегодня можно назвать русским, гражданами всех национальностей чаще всего используется признак культурной принадлежности. Самый популярный ответ наших исследований - "того, кто вырос в России и воспитывался в традициях русской культуры". Субъективно мне он очень нравится. Объективно: есть все основания считать, что русская культура выступает интегратором российского гражданского общества.

Когда заработает закон о гражданской нации?

Леокадия Дробижева: Нацию наций надо искать в себе. В самоощущении и поступках. Таких, которые бы показывали наше умение жить по правилам, принятым нами, и не мешать жить другим. Но у нас об этом не говорят, ни в школе, ни в СМИ, ни в семье. Вот в Грузии, например, все знают о царице Тамаре, в Армении - о Ноевом ковчеге у Арарата. Малыша спросишь - ответит. Это и есть элемент закладки гражданства с младых ногтей. У нас о гражданском сознании говорят разве что ученые.

Совета по межнациональным отношениям речь шла в том числе и о разработке так называемого "закона о российской нации". Президент России Владимир Путин дал соответствующее поручение.

Само поручение звучит осторожно, и это правильно, поскольку речь идёт о материи предельно сложной. Появившиеся в интернете напористые комментарии автора этой инициативы завкафедрой РАНХиГС Вячеслава Михайлова меня, однако, насторожили. Понятно, что, раз он такую инициативу озвучил, в его личном видении этой проблемы должна присутствовать полная ясность. Но он говорит так, как будто факт назначения его руководителем соответствующей экспертной группы автоматически означает, что возобладать должно именно это видение. Не думаю, что это пошло бы на пользу дела, и вот почему.

В своё время известный историк, ученик Льва Гумилёва и просто мудрый человек Владимир Махнач говорил, что одной из ключевых ошибок коммунистов в СССР было поверхностное отношение к национальной политике. Он последовательно критиковал советское руководство за пренебрежение огромным наследием русской мысли в области национального самосознания, настаивал на уважительном отношении к народному началу.

Квинтэссенцией дилетантства в области науки об этносах он считал формулу "новая многонациональная общность — советский народ", подчёркивая, что верной с научной точки зрения была бы формулировка "многонародная (полиэтническая) общность — советская нация" и она многое бы поставила на своё место.

Советская нация существовала, как минимум, с 1941 года, и при всём признании величайшего вклада в победу русского, белорусского, украинского, казахского и любого другого народа СССР, победила в Великой Отечественной войне именно она. Странно было бы, однако, считать, что это была не общественно-политическая, а этническая общность.

К 1980-м годам основы этой нации в результате внешнего воздействия и внутреннего разложения оказались существенно подточены, и удержать единство страны она не смогла. В свою очередь, русский народ, как общность одновременно этническая и культурно-историческая, не был наделён в СССР должным статусом и ресурсом, чтобы осуществить миссию "удерживающего" на территории всей страны.

Ни в одном из новых независимых государств не существовало единых политических наций. Поэтому во всех из них присутствовал потенциал для межнациональных конфликтов. Где-то они нашли промежуточное решение, где-то вообще никакого решения не нашли и, судя по ряду признаков, вряд ли найдут, если политические обстоятельства в целом на территории бывшего СССР останутся неизменными.

Выработка верной формулы общенационального единства, основанного на уважении самобытности всех населяющих нашу страну народов, будет делом непростым.

Здесь в первую очередь надо преодолеть узкое понимание национализма, которое трансформирует его в шовинизм и этнорадикализм. Но надо преодолеть и примитивно понимаемый интернационализм, сторонники которого сводят суть этого понятия к приставке, забывая, что основное значение любого слова сосредоточено в корне.

Без любви к своему народу, без уважения к его традиции никакой любви к другим населяющим твою страну народам, никакого уважения к их традициям не получится. Соответственно, не получится и искренней любви к стране в целом, уважения к политической нации как общности граждан одного государства, но детей разных народов. Национальное самосознание и патриотизм — это не противоречащие друг другу, а дополняющие друг друга явления.

В период существования нашей страны в виде СССР упор делался на социально-политической основе общенационального единства. Полной денационализации, однако, не произошло, да и не могло произойти, поскольку этнос — это категория не столько культурно-историческая и социальная, сколько природная.

Есть, конечно, среди граждан России и те, кто за последние десятилетия под влиянием глобалистских идей отгородился от своей этнической принадлежности, но таких меньшинство. В людях всегда присутствует стремление к удержанию незыблемых основ своего бытия, и национальное самосознание, отеческая традиция — одна из важнейших в этом плане.

Итак, общенациональное единство в нашей стране, как мне это видится, уже формируется и будет далее формироваться многоступенчато, то есть не путём объединения отдельных представителей различных населяющих её народов в некую безнациональную общность (такая общность была бы химерой), а на межэтнической основе.

Все этносы в нашей стране равны, и говорить о каком-то особом положении, особых привилегиях одного из них было бы неуместно. В то же время, в силу объективных причин некоторые этносы наделены особой ответственностью. Здесь я имею в виду не желание взять эту ответственность на себя — пожелать сделать это могут и должны многие, — а способность осуществить эту ответственность в общенациональном масштабе.

Я в этом качестве "стержневого этноса" (определение взято мною из книги Владимира Махнача и Сергея Елишева "Политика. Основные понятия") вижу русский народ. И стою я на этой позиции не потому, что я сам русский, а просто объективно охватывая взглядом и многовековую историю нашей страны, и её современность.

Говоря это, хочу подчеркнуть ещё раз: разговор о "стержневом этносе" — это разговор не об особых правах и особом положении в общей системе, а об особых обязанностях, о культурно-историческом долге, если угодно.

Оценивая с точки зрения сказанного новую инициативу в области национальной политики, её положительной стороной назову то, что не был поставлен вопрос о разработке закона "российском народе". С этим я как русский человек никогда бы не согласился. Русский и россиянин — это просто разные категории, одно другим тут не заменишь, как не заменить русский язык языком "российским". Это, кстати говоря, пытались сделать Михаил Ломоносов вместе с Екатериной II, причём в период активнейшего имперского строительства, но ничего у них не получилось. История же многострадального XX века однозначно свидетельствует: чем меньше в россиянине оставалось русского, тем ближе мы стояли к краю культурно-исторической пропасти.

Правильным будет в принципе сделать новый заход на совершенствование стратегии и законодательной базы государственной национальной политики.

В то же время, некоторые прозвучавшие по итогам заседания Совета комментарии настораживают. К ним я отношу, например, мысль о "необходимости замкнуть единство гражданско-политической и этнической наций" и тем самым "выйти на уровень европейского правового поля", а также тезис о возможности "управлять межнациональными отношениями".

Ну и, конечно, как ясно из сказанного мною выше, категорически не могу согласиться с трактовкой понятия "российская нация" как понятия этнического. Рассматривать его нужно сугубо в гражданско-политической и культурно-исторической плоскостях. Иначе делу межнационального согласия в нашей стране будет нанесён серьёзный ущерб.

Кто-то, возможно, скажет: "А что это неспециалист берётся оценивать такую важную законодательную инициативу"? Отвечу. Научной степени я, действительно, не имею.

Но, во-первых, у меня за плечами двадцать пять лет службы в МИДе, из которых десять я предметно занимался международными и межнациональными отношениями на постсоветском пространстве, да и последующее десятилетие участия в российской внутриполитической жизни многому научило. А во-вторых, я будущий субъект этого закона. Не объект, подчеркну это ещё раз, а субъект. Мне по нему жить, мне пожинать его плоды. Поэтому то, каким он будет мне, да и всем нам, должно быть небезразлично.