Тесты по биологии на тему "пищеварительная система". Процесс пищеварения в организме человека: по времени

Питание является сложным процессом, в результате которого поступают, перевариваются и всасываются необходимые организму вещества. Последние десять лет активно развивается специальная наука, посвященная питанию — нутрициология. В данной статье мы рассмотрим процесс пищеварения в организме человека, сколько по времени он длится и как обходится без желчного пузыря.

Строение пищеварительной системы

Представлена совокупностью органов, которые обеспечивают усвояемость питательных веществ организмом, являющихся для него источником энергии, необходимой при обновлении клеток и для роста.

Пищеварительная система состоит из: полости рта, глотки, тонкой, толстой и прямой кишки.

Пищеварение в ротовой полости человека

Процесс пищеварения в полости рта заключается в измельчении пищи. В данном процессе происходит энергичная обработка пищи слюной, взаимодействие между микроорганизмами и ферментами. После обработки слюной часть веществ растворяется и проявляется их вкус. Физиологический процесс пищеварения в полости рта заключается в расщеплении крахмала до сахаров ферментом амилаза, содержащимся в слюне.

Проследим действие амилазы на примере: во время минутного жевания хлеба можно ощутить сладкий вкус. Расщепление белков и жиров во рту не происходит. В среднем, процесс пищеварения в организме человека по времени занимает примерно 15-20 с.

Отдел пищеварения - желудок

Желудок является самой широкой частью пищеварительного тракта, имеющий способность к увеличению в размерах, и вмещает огромное количество пищи. В результате ритмического сокращения мышц его стенок процесс пищеварения в организме человека начинается с тщательного смешивания пищи с желудочным соком, имеющим кислую среду.

Попавший в желудок комок пищи находится в нем на протяжении 3-5 ч, подвергаясь за это время механической и химической обработке. Пищеварение в желудке начинается с подвергания пищи воздействию желудочного сока и соляной кислоты, которая присутствует в нем, а также пепсина.

В результате пищеварения в желудке человека белки с помощью ферментов перевариваются до низкомолекулярных пептидов и аминокислот. Начавшееся во рту переваривание углеводов в желудке останавливается, что объясняется потерей амилазам своей активности в кислой среде.

Пищеварения в полости желудка

Процесс пищеварения в организме человека происходит под действием желудочного сока, содержащего липазу, которая способна расщеплять жиры. При этом большое значение отдается соляной кислоте желудочного сока. Под воздействием соляной кислоты повышается активность ферментов, вызывается денатурация и набухание белков, оказывается бактерицидное действие.

Физиология пищеварения в желудке заключается в том, что обогащенная углеводами пища, находящаяся в желудке примерно два часа, процесс эвакуации проходит быстрее, чем пища, содержащая белки или жиры, задерживающаяся в желудке на 8-10 ч.

В тонкий кишечник пища, которая перемешана с желудочным соком и частично переварена, находясь в жидкой или полужидкой консистенции, переходит через одновременные промежутки небольшими порциями. В каком отделе еще проходит процесс пищеварения в организме человека?

Отдел пищеварения - тонкий кишечник

Пищеварению в тонком кишечнике, в который из желудка попадает пищевой комок, отводится наиболее важное, с точки зрения биохимии усвоения веществ, место.

В этом отделе кишечный сок состоит из щелочной среды из-за прибытия в тонкий кишечник желчи, сока поджелудочной железы и выделений стенок кишечника. Пищеварительный процесс в тонком кишечнике не у всех проходит быстро. Этому способствует наличие недостаточного количества фермента лактазы, который гидролизует молочный сахар, связанный с неусвояемостью цельного молока. В процессе пищеварения в данном отделе человека расходуется больше 20 ферментов, например, пептидазы, нуклеазы, амилаза, лактаза, сахароза и др.

Деятельность данного процесса в тонком кишечнике зависит от трех переходящих друг в друга отделов, из которых он состоит -двенадцатиперстная, тощая и подвздошная кишки. В двенадцатиперстную кишку поступает образовавшаяся в печени желчь. Здесь пища переваривается благодаря поджелудочному соку и желчи, которые воздействуют на нее. В представляющем собой жидкость, не имеющую цвета, содержатся ферменты, которые способствуют расщеплению белков и полипептидов: трипсина, химотрипсина, эластаза, карбоксипептидаза и аминопептидаза.

Роль печени

Немаловажная роль в процессе пищеварения в организме человека (кратко упомянем об этом) отводится печени, в которой образовывается желчь. Особенность пищеварительного процесса в тонком кишечнике обусловлена содействием желчи в эмульгировании жиров, всасывании триглицеридов, активировании липазы, также способствует стимулированию перистальтики, инактивированию пепсина в двенадцатиперстной кишке, обладает бактерицидным и бактериостатическим действием, увеличивает гидролиз и всасывание белков и углеводов.

Желчь не состоит из ферментов пищеварения, но важна при растворении и всасывании жиров и жирорастворимых витаминов. Если желчь вырабатывается недостаточно или выделяется в кишечник, то происходит нарушение процессов переваривания и всасывания жиров, а также увеличение их выделения в изначальном виде с калом.

Что происходит в отсутствии желчного пузыря?

Человек остается без, так называемого, небольшого мешочка, в который раньше откладывалась желчь «про запас».

Желчь необходима в двенадцатиперстной кишке только при наличии в ней пищи. А это не является процессом постоянным, только в период после приема пищи. По истечении некоторого времени двенадцатиперстная кишка опустошается. Соответственно, исчезает необходимость в желчи.

Тем не менее, работа печени не останавливается на этом, она продолжает выработку желчи. Именно для этого природой был создан желчный пузырь, чтобы выделенная в промежутках между приемом пищи желчь не испортилась и хранилась до появления потребности в ней.

И тут встает вопрос об отсутствии этого «хранилища желчи». Как оказывается, человек может обходиться без желчного пузыря. Если вовремя сделать операцию и не спровоцировать другие болезни, связанные с органами пищеварения, то отсутствие в организме желчного пузыря переносится легко. Время процесса пищеварения в организме человека интересует многих.

После операции желчь может храниться только в желчных протоках. После выработки желчи клетками печени она выбрасывается в протоки, откуда легко и непрерывно направляется в двенадцатиперстную кишку. Причем это не зависит от того, принята ли пища или нет. Отсюда следует, что после удаленного желчного пузыря пищу первое время необходимо принимать часто и маленькими порциями. Это объясняется тем, что для обработки больших порций желчи не хватит. Ведь места ее накопления больше нет, а попадает она в кишку непрерывно, хотя и в небольших количествах.

Зачастую организм требует время, чтобы научиться функционировать без желчного пузыря, найти необходимое место для хранения желчи. Вот как проходит процесс пищеварения в организме человека без желчного пузыря.

Отдел пищеварения - толстый кишечник

Остатки непереваренной пищи продвигаются в толстый кишечник и находятся в нем примерно от 10 до 15 часов. Здесь происходят следующие процессы пищеварения в кишечнике: всасывание воды и микробная метаболизация питательных веществ.

В пищеварении, происходящем в отделе толстого кишечника, огромную роль имеют пищи, к которым относят неперевариваемые биохимические компоненты: клетчатка, гемицеллюлоза, лигнин, камеди, смолы, воски.

Структура пищи воздействует на быстроту всасывания в тонкой кишке и время передвижения сквозь ЖКТ.

Часть пищевых волокон, которые не расщепляются ферментами, принадлежащими желудочно-кишечному тракту, разрушается микрофлорой.

Толстая кишка является местом формирования каловых масс, в которые входят: непереваренные остатки пищи, слизи, отмершие клетки слизистой оболочки и микробы, непрерывно размножающиеся в кишечнике, и которые вызывают процессы брожения и газообразования. Сколько процесс пищеварения в организме человека длится? Это частый вопрос.

Расщепление и всасывание веществ

Процесс всасывания осуществляется на протяжении всего пищеварительного тракта, покрытого волосками. На 1 квадратном миллиметре слизистой находится около 30-40 ворсинок.

Чтобы происходил процесс всасывания веществ, которые растворяются жирами, а точнее жирорастворимых витаминов, в кишечнике должны присутствовать жиры и желчь.

Всасывание водорастворимых продуктов таких, как аминокислоты, моносахариды, минеральные ионы, происходит при участии кровеносных капилляров.

У здорового человека весь процесс пищеварения занимает от 24 до 36 ч.

Вот сколько по времени процесс пищеварения в организме человека длится.

Пищеварительная система

Вариант 1

1. В пищеварительном тракте белки расщепляются до

а) аминокислот

б) нуклеотидов

в) глюкозы

г) глицерина

2. Механическая обработка пищи происходит в части

пищеваритель­ной системы, обозначенной на ри­сунке цифрой

а) 1 в) 3

б) 2 г) 4

3. Углеводы в большом количестве содержатся в

а) картофеле

б) сале

в) горохе

г) орехах

4. На рисунке рыхлая соединитель­ная ткань зуба,

содержащая сосуды и нервы, обозначена цифрой

а) 1 в) 3

б) 2 г)

5. При глотании надгортанник

а) опускается

б) поднимается

в) неподвижен

г) открывает вход в гортань

а) человек рождается с молочными зубами

б) в зубе различают корень, шейку и коронку

в) у человека 8 клыков, 4 резца

г) в ротовой полости пищеварение не происходит

д) шейка зуба погружена в десну

е) коронка зуба выступает над десной

7. Установите соответствие.

Особенности пищеварения

А) происходит механическая обработка пищи

Б) происходит неполное расщепление белков

В) происходит неполное расщепление углеводов

Г) пищевой комок превращается в полужидкую кашицу

Д) ферменты активны в слабощелочной среде

Е) ферменты активны в кислой среде

Отдел пищеварительного канала

1) ротовая полость

2) желудок

д

Е

Пищеварительная система

Вариант 2

1. Вжелудочно-кишечном тракте жиры расщепля­ются до

а) белков

б) Сахаров

в) липидов

г) глицерина и жирных кислот

2. Биологические катализаторы, под действием

кото­рых происходит расщепление пищи, - это

а) витамины

б) гормоны

в) ферменты

г) субстраты

3. На рисунке орган, вырабатывающий желчь,

обозначен цифрой

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4

4. На рисунке тонкий кишечник обозначен цифрой

а) 4в) 6

б) 5г) 7

5. На рисунке твердая защитная оболочка зуба

обозначена циф­рой

а) 1в) 3

б) 2г) 4

6. Выберите три верных утверждения.

а) объем желудка взрослого человека достигает 3 литров

б) желудок расположен в правой части брюшной полости

в) желудок расположен в левой части брюшной полости

г) средний слой стенки желудка состоит из попе­речно-полосатой мышечной ткани

д) средний слой стенки желудка образован глад­кой мышечной тканью

е) в желудке пища находится от 20 минут до 1 часа

7. Установите правильную последовательность пере­мещения пищи, поступающей в пищеварительную систему человека.

А)глотка

Б) толстая кишка

В) желудок

Г) ротовая полость

Д) пищевод

Е) тонкая кишка

Ответ:

Пищеварительная система

Вариант 3

1. Начальный отдел тонкой кишки - это

а) прямая кишка б) подвздошная кишка

в) двенадцатиперстная кишка г) слепая кишка

2. В двенадцатиперстной кишке НЕ расщепляются

а) белкив) углеводы

б) жирыг) минеральные соли

3. Пища окончательно переваривается в

а) желудкев) толстой кишке

б) тонкой кишкег) прямой кишке

4. Всасывание питательных веществ в тонкой кишке происходит в

а) воротной вене б) кишечных ворсинках

в) печени г) аппендиксе

5. Установите соответствие.

Признак

A) секретом желез является слюна

Б) вырабатывает соляную кислоту

B) происходит полное расщепление питательных веществ

Г) происходит основное всасывание воды

Д) происходит формирование каловых масс

Орган пищеварительной системы

1) ротовая полость 2) желудок

3) тонкая кишка 4) толстая кишка

Особенности строения и функционирования тол­стой кишки:

а) слизистая оболочка имеет многочисленные вор­синки

б) слизистая оболочка не имеет ворсинок

в) сок, выделяемый кишечными железами, содер­жит мало ферментов

г) бактерии толстой кишки способствуют расщеп­лению клетчатки

д) в толстой кишке происходит активное перева­ривание питательных веществ

е) в толстой кишке осуществляется основное вса­сывание продуктов пищеварения

7. Какие слова пропущены в тексте? Впишите на мес­те пропусков соответствующие буквы (форма слов изменена).

(1) Когда пища находится во рту, возникает... слюноотделительный рефлекс. (2) Центр данного реф­лекса находится в... мозге. (3) Вид хорошо сервиро­ванного стола или разговоры о еде вызывают у человека слюноотделение - это... рефлекс. (4) К за­щитным пищевым рефлексам относится... .

а) рвота

б) кашель

в) безусловный

г) продолговатый

д) условный

е) средний

Пищеварительная система

Вариант 4

1. Протоки поджелудочной железы и печени откры­ваются в

а) желудок

б) двенадцатиперстную кишку

в) печень

г) толстую кишку

2. Как называется самая крупная пищеварительная железа?

а) поджелудочная железа б) слюнная железа

в) печень г) селезенка

3. Бактерии, расщепляющие клетчатку, находятся в

а) желудке

б) двенадцатиперстной кишке

в) тонкой кишке

г) толстой кишке

4. Через кишечные ворсинки в кровь всасываются

а) аминокислоты и глюкоза

б) глицерин и жирные кислоты

в) аминокислоты и глицерин

г) жирные кислоты и глюкоза

5. В ротовой полости вырабатывается фермент

а) пепсин б) птиалин

в) трипсин г) химозин

6. Выберите три верных ответа.

Особенности функционирования печени:

а) вырабатывает большое количество пищевари­тельных ферментов

б) обезвреживает вредные вещества и выводит их в кишечник

в) выделяет желчь

г) осуществляет распад мочевины

д) запасает гликоген

е) синтезирует гормоны

7. Какие слова пропущены в тексте?

Впишите на мес­те пропусков соответствующие буквы (форма слов изменена).

(1) Всасывание питательных веществ происходит в... тонкой кишки.

(2) Глюкоза и аминокислоты по­ступают в... сосуды.

(3) Глицерин и жирные кислоты поглощаются... .

(4) Здесь они превращаются... .

(5) А затем поступают в... капилляры.

а) кровеносный

б) ворсинка

в) лимфатический

г) эпителий

д) жиры

е) белки

ж) печень

ОТВЕТЫ

Пищеварительная система

Вариант 1 Вариант 2

Вариант 4 Вариант 5

Задание 1.

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Объяснение: перекрестное опыление у растений может осуществляться с помощью ветра, так как пылинки легкие и могут перемещаться с потоком воздуха.

Правильный ответ - ветром.

Задание 2.

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны.

На каких уровнях организации живого изучают особенности реакций фотосинтеза?

1. Биосферном

2. Клеточном

3. Биогеоценотическом

4. Молекулярном

5. Тканево-органном

Объяснение: в реакциях фотосинтеза участвует огромное количество молекул и фотосинтез происходит на мембране и в строме хлоропластов клеток растений, поэтому на клеточном и молекулярном.

Правильный ответ - 24.

Задание 3.

В клетке эндосперма у вишни содержится 24 хромосомы. Какой набор хромосом имеет клетка ее листа? В ответе запишите только число хромосом.

Объяснение: двудольные растения содержат триплоидный эндосперм (3n) - 24 хромосомы, значит диплоидная (2n) клетка содержит 16 хромосом.

Правильный ответ - 16.

Задание 4.

Перечисленные ниже термины, кроме двух, используются для описания характеристики клеток, изображенных на рисунке. Определите два термина, "выпадающих" из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Эукариоты

2. Хемотрофы

3. Фотосинтетики

4. Вакуоль

5. Гликоген

Объяснение: на рисунке изображена растительная ткань. Растения - эукариоты, строящие органические вещества при помощи энергии света (а не с помощью окисления химических веществ), то есть фотосинтеза. В клетках они имеют вакуоли. Запасное вещество - крахмал, а не гликоген.

Правильный ответ - 25.

Задание 5.

Установите соответствие между характеристиками и организмами.

Характеристики

А. Состоит из двух перпендикулярно расположенных цилиндров

Б. Состоит из двух субъединиц

В. Образован микротрубочками

Г. Содержит белки, обеспечивающие движение хромосом

Д. Содержит белки и нуклеиновую кислоту

Органоиды

1. Клеточный центр

2. Рибосома

Объяснение: рибосома - немембранная органелла, осуществляющая синтез белка. Состоит из двух субъединиц, которые, в свою очеред, состоят из рРНК (рибонуклеиновой кислоты) и белков.

Клеточный центр - состоит из двух перпендикулярно расположенных микротрубочек, содержит белки, обеспечивающие движение хромосом.

Правильный ответ - 12112.

Задание 6.

Определите соотношение фенотипов у потомства при скрещивании двух гетерозиготных растений при неполном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке убывания.

Объяснение: скрещиваем две гетерозиготные особи.

Р: Аа х Аа

Г: А, а х А, а

Получаем расщепление

F1: 1АА:2Аа:1аа

При неполном доминировании имеем три разных фенотипа. Записываем соотношение в порядке убывания - 211.

Правильный ответ - 211.

Задание 7.

Приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания дигетерозиготного генотипа. Определите эти две характеристики, "выпадающие" из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Содержит разные аллели одного гена

2. Имеет доминантный и рецессивный аллели гена

3. Включает две пары генов альтернативных признаков

4. При гаметогенезе образуется один тип гамет

5. Представлен двумя парами неаллельных рецессивных генов

Объяснение: дигетерозиготный генотип выглядит так - АаВв. То есть он содержит по два разных аллеля каждого гена (А и а, В и в), которые являются доминантными (А и В) и рецессивными (а и в). Гетерозигота представляет собой две пары генов альтернативных признаков. Образует 4 типа гамет (АВ, Ав, аВ, ав).

Правильный ответ - 45.

Задание 8.

Установите соответствие между особенностями развития растений и отделами.

Особенности развития

А. В цикле развития преобладает гаметофит

Б. Взрослое растение представлено гаплоидным поколением

В. Гаметофитом служит заросток

Г. Спорофитом является зигота

Д. Клетки взрослого растения диплоидны

Отделы

1. Зеленые водоросли

2. Папоротниковидные

Объяснение: рассмотрим жизненный цикл зеленых водорослей.

У зеленых водорослей в цикле развития преобладает гаметофит. Взрослое растение - гаплоидное поколение, зигота представляет собой спорофит.

Рассмотрим жизенный цикл папоротниковидных.


Заросток вырастает из споры и представляет собой гаметофит. Взрослое растение - спорофит - диплоидно.

Правильный ответ - 11212.

Задание 9.

Что позволило покрытосеменным, в сравнении с голосеменными растениями, занять господствующее положение на Земле?

1. Расположение семян внутри плодов

2. Наличие в клетках хлоропластов

3. Симбиоз с бактериями и грибами

4. Наличие цветка

5. Двойное оплодотворение

6. Размножение семенами

Объяснение: покрытосеменные - наиболее прогрессивная группа растений. Они отличаются от голосеменных наличием цветка и плода. Так же они имеют двойное оплодотворение, позволяющее образовывать плод.

Правильный ответ - 145.

Задание 10.

Установите соответствие между признаками растений и отделами.

Признаки

А. Образует древесный ярус леса

Б. Наличие стержневой корневой системы

В. Преобладание в цикле развития спорофита

Г. Произрастает в нижнем ярусе леса

Д. Наличие предростка (протонемы) в цикле развития

Е. Прикрепляется к почве ризоидами

Отделы

2. Моховидные

Объяснение: голосеменные - хвойные растения, образуют древесный ярус леса, стержневую корневую систему (в отличие от мхов вообще имеют корни), в их жизненном цикле преобладает спорофит. Моховидные растут в нижнем ярусе леса. Из споры вырастает предросток (протонема), так как не имеют корней, прикрепляются к почве ризоидами.

Правильный ответ - 111222.

Задание 11.

Установите, в какой последовательности расположены систематические группы животных, начиная с наибольшей.

1. Тигры

2. Позвоночные

3. Хищные

4. Хордовые

5. Кошачьи

6. Эукариоты

Объяснение: начинаем с наибольшего таксона.

Домен Эукариоты

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Отряд Хищные

Семейство Кошачьи

Род Тигры

Правильный ответ - 642351.

Задание 12.

Выберите три верных ответа из шести.

Особенность безусловных рефлексов заключается в том, что они

1. Возникают в результате многократного повторения

2. Являются признаком, характерным для отдельной особи вида

3. Генетически запрограммированы

4. Характерны для всех особей вида

5. Являются врожденными

6. Не передаются по наследству

Объяснение: безусловные рефлексы - видовой признак, имеются у особей с детства, то есть передаются по наследству (являются врожденными), значит закреплены в генах. Примеры: глотание, сосание, чихание и т.д.

Правильный ответ - 345.

Задание 13.

Установите соответствие между характеристиками и типами желез.

Характеристики

А. Образуют пищеварительные ферменты

Б. Выделяют секрет в полость тела или органа

В. Выделяют химически активные вещества - гормоны

Г. Участвуют в регуляции процессов жизнедеятельности организма

Д. Имеют выводные протоки

Типы желез

1. Внешней секреции

2. Внутренней секреции

Объяснение: железы внешней секреции выделяют секрет в проток, например, поджелудочная железа через проток выделяет пищеварительные ферменты в 12-перстную кишку.

Железы внутренней секреции выделяют гормон в кровь. Гормон - это биохимически активное вещество, осуществляющее регуляцию процессов жизнедеятельности.

Правильный ответ - 11221.

Задание 14.

Определите последовательность перемещения пищи, поступившей в пищеварительную систему человеку. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. Двенадцатиперстная кишка

2. Глотка

3. Пищевод

5. Желудок

6. Толстая кишка

Объяснение: последовательность органов пищеварительной системы выглядит так: глотка - пищевод - желудок - двенадцатиперстная кишка - толстая кишка - прямая кишка. Проверим на схеме строение пищеварительной системы.

Правильный ответ - 235164.

Задание 15.

Выберите из текста три предложения, которые характеризуют географический способ видообразования в эволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Обмен генами между популяциями при размножении особей сохраняет целостность вида. 2. В случае возникновения репродуктивной изоляции скрещивание становится невозможным и популяция встает на путь микроэволюции. 3. Репродуктивная изоляция популяций происходит при возникновении физических преград. 4. Изолированные популяции расширяют свой ареал путем сохранения адаптаций к новым условиям жизни. 5. Примером такого видообразования служит образование трех подвидов синицы большой, которые освоили территории восточной, южной и западной Азии. 6. Вид служит наименьшей генетически устойчивой надорганизменной системой в живой природе.

Объяснение:

Географическое видообразование - образование нового вида в результате географической изоляции популяции. Обычно происходит вследствие разрыва ареала.

Этапы: изменение среды обитания и положения популяции, далее изменение направления естественного отбора, затем отбор наиболее приспособленных особей, потом географическая изоляция, далее отбор в новых условиях среды, затем возникновение подвидов, далее биологическая изоляция, и наконец возникновение нового вида.

Такой способ видообразования описывают предложения 3, 4, 5. Обращаем внимание на фразы "возникновение физических преград" (то есть изменение ландшафта), "расширяют свой ареал", "освоили территории восточной, южной и западной Азии".

Правильный ответ - 345.

Задание 16.

Установите соответствие между характеристиками естественного отбора и его формами.

Характеристики

А. Сохраняет среднее значение признака

Б. Способствует приспособлению к изменившимся условиям среды

В. Сохраняет особи с признаком, отклоняющимся от его среднего значения

Г. Способствует увеличению многообразия организмов

Формы отбора

1. Движущая

2. Стабилизирующая

Объяснение: Движущий отбор - такой отбор, при котором выживают особи с отклоняющимся от среднего значения признаком. Способствует увеличению приспособленности к условиям окружающей среды. То есть при такой форме отбора особи приспосабливаются к изменившимся условиям среды, сохраняются особи с отклоняющимися от среднего значением признака. Данная форма отбора увеличвает многообразие организмов, так как идет образование новых групп организмов.

Правильный ответ - 2111.

Задание 17.

Выберите три верных ответа из шести.

Попадание в водоемы органических веществ со сточными водами с животноводческих ферм может непосредственно привести к увеличению численности популяций.

1. Гетеротрофных бактерий

2. Ракообразных

3. Цветковых растений

4. Хищных растений

5. Одноклеточных водорослей

6. Бактерий-редуцентов

Объяснение: наличие большого количества органических веществ способствует увеличению численности гетеротрофных бактерий (так как они едят органические вещества), одноклеточных водорослей (большая часть из них являются и гетеротрофами (питаются органическими веществами путем пиноцитоза) и автотрофами) и бактерий-редуцентов (разлагают органические вещества до более мелких).

Правильный ответ - 156.

Задание 18.

Установите соответствие между примерами факторов и экологическими группами.

Примеры факторов

А. Повышение давления воздуха

Б. Конкуренция за территорию между растениями

В. Изменение численности популяции в результате эпидемии

Г. Изменение рельефа экосистемы

Д. Взаимодействие между особями одного вида

Экологические группы

1. Абиотические

2. Биотические

Объяснение: абиотические факторы - факторы неживой природы - повышение давления воздуха, изменение рельефа экосистемы. Биотические факторы - факторы живой природы - конкуренция за территорию, изменение численности популяции в результате эпидемии, взаимодействие между особями одного вида.

Правильный ответ - 12212.

Задание 18.

Установите последовательность процессов, происходящих в ходе интерфазы и митоза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Спирализация хромосом, исчезновение ядерной оболочки

2. Расхождение сестринских хромосом к полюсам клетки

3. Образование двух дочерних клеток

4. Удвоение молекул ДНК

5. Размещение хромосом в плоскости экватора клетки

Объяснение: митоз начинается с удвоения ДНК (так как в ходе митоза диплоидный набор хромосом должен сохраниться), затем хромосомы спирализуются и исчезает ядерная мембрана, далее хромосомы выстраиваются по экватору клетки, затем сестринские хромосомы расходятся к полюсам клетки, в итоге образуются две дочерние клетки.

Правильный ответ - 41523.

Задание 20.

Рассмотрите рисунок с изображением органа человека и определите, как называют его наружный и внутренний анатомические слои, процессы, обеспечивающие очищение крови от конечных продуктов метаболизма и структурное образование органа, в котором скапливаются растворы веществ для выведения их из организма человека.

Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Список терминов:

1. Корковый, мозговой

2. Мочевыделительная

3. Почечная лоханка

4. Петля Генле

5. Транспорт питательных веществ

6. Эпителиальный, мышечный

7. Фильтрация, обратное всасывание

Объяснение: на рисунке изображена почка, она имеет два слоя - корковый (наружный) и мозговой (внутренний). В почке происходит фильтрация и обратное всасывание. Вторичная моча накапливается в почечной лоханке, затем по мочеточнику попадает в мочевой пузырь.

Правильный ответ -

Задание 21.

Проанализируйте таблицу "Число долгожителей мужчин и женщин в период с 1940 по 1952 годы". Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа данных таблицы.


Каково соотношение числа мужчин и женщин долгожителей в период с 1940 по 1945 гг.?

1. Примерно одинаковое и составляет 1:1

2. Женщин в два раза больше, чем мужчин

3. Средний возраст женщин составляет 100 лет

4. Наибольшее число женщин на одного мужчину приходится на 1942 год

5. На одного мужчину приходится примерно 4-5 женщин

Объяснение: количество женщин-долгожителей значительно превышает количество мужчин-долгожителей, примерно в 4-5 раз.

Запишем соотношение мужчин и женщин с 1940 по 1945 гг.:

1940: 102/20 = 5,1

1941: 91/18 = 5,05

1942: 79/12 = 6,6

1943: 92/21 = 4,4

1944: 85/21 = 4,05

1945: 71/19 = 3,74

Действительно, соотношение в 1942-ом году наибольшее - 6,6.

Правильный ответ - 45.

Задание 22.

Какие виды экологических факторов способствуют регуляции численности волков в экосистеме? Ответ поясните.

Объяснение: экологические факторы бывают: биотические (факторы живой природы), абиотические (факторы неживой природы) и антропогенные (влияние человека). Но на численность волков влияют только биотические и антропогенные факторы, так как влияние абиотических факторов проявляется со временем и способствует эволюции. Биотические факторы: внутри- и межвидовая борьба за существование, недостаток пищи (корма), распространение болезней. Антропогенные факторы: уменьшение ареала обитания, отстрел (браконьерство).

Задание 23.

Какое деление и какая его фаза изображены на рисунке? Укажите набор хромосом (n), число молекул ДНК (с) в этот период. Ответ обоснуйте.

Объяснение: на рисунке изображена метафаза митоза, так как гомологичные хромосомы выстроены по экватору клетки (видно веретено деления, отсутствует ядерная мембрана(, набор хромосом - 2n (так как видны пары гомологичных хромосом). Набор молекул ДНК - 4с, так как каждая хромосома состоит из двух хроматид, а каждой хромосомы по две (2х2=4).

Задание 24.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Головной мозг человека состоит из переднего, среднего и заднего отделов. 2. Мост и мозжечок входят в состав переднего созга. 3. Продолговатый мозг является непосредственным продолжением спинного мозга. 4. Продолговатый мозг регулирует координацию движения. 5. Центры чихания, кашля, слюноотделения расположены в промежуточном мозге. 6. Мозжечок снаружи покрыт корой.

Объяснение: допущены ошибки в предложениях 2, 4, 5.

Предл. 2 - мост и мозжечок входят в состав не переднего, а заднего мозга.

Предл. 4 - координацию движений регулирует не продолговатый мозг, а мозжечок.

Предл. 5 - центры чихания, кашля, слюноотделения расположены не в промежуточном, а в продолговатом мозге.

Задание 25.

Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия неблагоприятных факторов среды? Объясните роль этих структур.

Объяснение: эпидермис - самый верхний слой кожи является защитой организма. За счет очень плотного расположения клеток обеспечивается защита организма от ультрафиолетовых лучей и проникновения микроорганизмов, вирусов и т.д.

При жаре (повышенной температуре окружающей среды) выделяется пот, при этом происходит охлаждение организма; подкожная жировая клетчатка обеспечивает согревание организма, как и кровеносные сосуды.

Волосы на голове поддерживают постоянной температуру головы, не давая ей переохладиться или перегреться.

Задание 26.

Что служит основой устойчивости экосистем? Укажите не менее трех причин их устойчивости.

Объяснение: основными признаками устойчивости экосистем является разнообразие организмов (растений, животных, грибов и т.д.), таким образом при выпадении (вымирании) одного вида, он легко заменится другим со схожими потребностями, так как при большом разнообразии в экосистеме развивается большая конкуренция; разветвленные пищевые сети (цепи) (при выпадении звена оно заменяется на другое со сходными потребностями); замкнутый круговорот веществ (обеспечивает постоянное поступление минеральных и органических веществ).

Именно по данным трем параметрам естественная экосистема отличается от искусственной.

Задание 27.

Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

Объяснение: для вегетативной клетки характерен набор n, для генеративной - n (это результат мейозf) спермиев - n (тоже результат мейоза). Вегетативная и генеративная клетка образуется при прорастании споры (имеют гаплоидный набор) путем митоза. Спермии образуются из генеративной клетки при митозе. У растений половые клетки образуются при помощи митоза, а споры при помощи мейоза.

Задание 28.

При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растения с морщинистыми неокрашенными семенами все гибриды первого поколения имели гладкие окрашенные семена. От анализирующего скрещивания гибридов F1 получено: 3800 растений с гладкими окрашенными семенами; 150 - с морщинистыми окрашенными; 4010 - с морщинистыми неокрашенными; 149 - с гладкими неокрашенными. Определите генотипы родителей и потомства, полученного в результате первого и анализирующего скрещиваний. Составьте схему решения задачи. Объясните формирование четырех фенотипических групп в анализирующем скрещивании.

Объяснение:

А - гладкие семена

а - морщинистые семена

В - окрашенные семена

в - неокрашенные семена

Проведем первое скрещивание:

Р1: ААВВ (гладкие окрашенные семена) х аавв (морщинистые неокрашенные семена)

Гаметы: АВ х ав

F1: АаВв - гладкие окрашенные семена (проявляется единообразие)

Проводим анализирующее скрещивание гибридов первого поколения.

Р2: АаВв х аавв

Гаметы: АВ, Ав, аВ, ав х ав

F2: АаВв 3800 - гладкие окрашенные семена

аавв 4010 - морщинистые неокрашенные семена

ааВв 150 - морщинистые окрашенные семена

Аавв 149 - гладкие окрашенные семена

При независимом наследовании признаков должно было получиться расщепление 1:1:1:1, то есть всех потомков по 25%. Делаем вывод, что гены наследуются сцепленно, а маленький процент морщинистых окрашенных (150) и гладких неокрашенных (149) объясняется небольшим процентом кроссинговера (обмена гомологичными участками хромосом).

Вариант 5. Биология. Комплекс материалов для подготовки учащихся к ЕГЭ 2018. Г.С. Калинова, Л. Г. Прилежаева.

Часть 1. Выберите (обведите) правильный ответ на вопрос: 1А.Переваривание пищи начина

ется вне пищеварительного канала у

1) пауков 3) ракообразных

2) насекомых 4) моллюсков

2А.В процессе эволюции кровеносная система впервые появ­ляется у

1) членистоногих 3) круглых червей

2) кольчатых червей 4) моллюсков

3А. Какое животное переносит возбудителя энцефалита?

1)вошь 3) чесоточный клещ

2) блоха 4) таежный клещ

4А. Какое животное имеет один круг кровообращения и двухкамерное сердце?

1) нильский крокодил 3) дельфин-белобочка

2) голубая акула 4) болотная черепаха

5А. Одно из доказательств родства птиц и пресмыкающихся

1) наличие двух пар конечностей

2) передвижение по суше с помощью задних конечностей

3) сухая кожа, лишенная желез, чешуйки на лапах.

4) отсутствие зубов, роговой чехол на челюстях

6А. Какие животные дышат с помощью легких и кожи?

1) ящерицы

2)крокодилы

4) лягушки

7А. Артериальная кровь в сердце не смешивается с венозной у

1) большинства пресмыкающихся

2) птиц и млекопитающих

3) хвостатых земноводных

4) бесхвостых земноводных

8А.

1) Простейшие

2) Плоские черви

3) Кишечнополостные

4) Кольчатые черви

Часть 2.

В1. Какие признаки характеризуют пресмыкающихся как назем­ных животных?

1) кровеносная система имеет два круга кровообращения

2) неполная перегородка в желудочке сердца

3) оплодотворение внутреннее

4) имеется орган слуха

5) конечности расчленены, состоят из трех отделов

6) имеется хвост

В2. Установите соответствие между особенностью строения членистоногих и классом, для которого она харак­терна.

ОСОБЕННОСТЬКЛАСС

СТРОЕНИЯЧЛЕНИСТОНОГИХ

A) отделы тела: голова, грудь,1) Паукообразные

Б) 3 пары ходильных ног2) Насекомые

B) наличие паутинных желез

Г) 4 пары ходильных ног

Д) отделы тела: головогрудь,

Е) наличие усиков

В3.

А)Кистепёрые рыбы

Б)Пресмыкающиеся

Г)Бесчерепные хордовые

Часть 3.

С1. Назовите не менее трёх признаков отличающих строение Земноводных и Пресмыкающихся.

вариант 1 Часть 1. Выберите (обведите) правильный ответ на вопрос:

1А. Укажите признак, характерный только для царства животных.

1) дышат, питаются, размножаются

2) состоят из разнообразных тканей

3) Имеют механическую ткань

4) имеют нервную ткань

2А. Животные какого типа имеют наиболее высокий уро­вень организации?

1) Кишечнополостные 3) Кольчатые черви

2) Плоские черви 4) Круглые черви

3А. Какое животное обладает способностью восстанавли­вать утраченные части тела?

1) пресноводная гидра

2) большой прудовик

3) рыжий таракан

4) человеческая аскарида

4А.Внутренний скелет - главный признак

1) позвоночных 3) ракообразных

2) насекомых 4) паукообразных

5А. Чем отличаются земноводные от других наземных по­звоночных?

1) расчлененными конечностями и разделенным на отделы позво­ночником

2) наличием сердца с неполной перегородкой в желудочке

3) голой слизистой кожей и наружным оплодотворением

4) двухкамерным сердцем с венозной кровью

6А. К какому классу относят позвоночных животных имеющих трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке?

1) пресмыкающихся 3) земноводных

2) млекопитающих 4) хрящевых рыб

7А. Повышению уровня обмена веществ у позвоночных животных способствует снабжение клеток тела кровью

1) смешанной

2) венозной

3) насыщенной кислородом

4) насыщенной углекислым газом

8А. Заражение человека аскаридой может произойти при употреблении

1) немытых овощей

2) воды из стоячего водоема

3) плохо прожаренной говядины

4)консервированных продуктов

Часть 2.

Выберите (обведите) три правильных ответа из шести:

В1. У насекомых с полным превращением

1) три стадии развития

2) четыре стадии развития

3) личинка похожа на взрослое насекомое

4) личинка отличается от взрослого насекомого

5) за стадией личинки следует стадия куколки

6) во взрослое насекомое превращается личинка

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

В2. Установите соответствие между видом животного и особенностью строения его сердца.

ВИД ЖИВОТНОГО ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ СЕРДЦА

A) прыткая ящерица 1) трехкамерное без перегород­ки в желудочке

B) озёрная лягушка

Г) синий кит 2) трехкамерное с неполной перегородкой

Д) серая крыса

Е) сокол сапсан 3) четырехкамерное

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений и т.п.. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

В3. Установите последовательность появления групп хордовых животных в процессе эволюции:

А)Млекопитающие

Б)Пресмыкающиеся

Д) Бесчерепные хордовые

Часть 3.

Дайте полный свободный ответ на вопрос:

С1. Назовите не менее трёх признаков отличающих строение Пресмыкающихся и Млекопитающих.

вариант 2

Часть 1.

Выберите (обведите) правильный ответ на вопрос:

1А. Какую функцию у зеленой эвглены выполняют органоиды, содержащие хлорофилл?

1) образуют органические вещества из неорганических на свету

2) накапливают запас питательных веществ

3) переваривают захваченные частицы пищи

4) удаляют избыток воды и растворенных в ней ненужных веществ

2А. Заражение человека бычьим цепнем может произойти при употреблении

1) немытых овощей

2) воды из стоячего водоема

3) плохо прожаренной говядины 4)консервированных продуктов

3А. У насекомых, в отличие от других беспозвоночных,

1) на головогруди четыре пары ног, брюшко нечленистое

2) конечности прикрепляются к головогруди и брюшку

3) на голове две пары ветвистых усиков

4) тело состоит из трех отделов, на груди крылья и три пары ног

4А.В какой класс объединяют животных, имеющих жабры с жаберными крышками?

1) костных рыб 3) хрящевых рыб

2) земноводных 4) ланцетников

5А.Пресмыкающихся называют настоящими наземными животными, так как они

1) дышат атмосферным кислородом

2) размножаются на суше

3) откладывают яйца

4) имеют легкие

6А. Признак приспособленности птиц к полету -

1) появление четырехкамерного сердца

2) роговые щитки на ногах

3) наличие полых костей

4) наличие копчиковой железы

7А. Позвоночные с трехкамерным сердцем, легочным и кож­ным дыханием, -

1) Земноводные

2) Хрящевые рыбы

3) Млекопитающие

4) Пресмыкающиеся

8А. Форма тела головастиков, наличие у них боковой линии, жабр, двухкамер­ного сердца, одного круга кровообращения свидетельствуют о родстве

хрящевых и костных рыб

ланцетника и рыб

земноводных и рыб

пресмыкающихся и рыб

Часть 2.

Выберите (обведите) три правильных ответа из шести:

В1. Какие признаки характерны для животных?

1) синтезируют органические вещества в процессе фотосинтеза

2) питаются готовыми органическими веществами

3) активно передвигаются

4) растут в течение всей жизни

5) способны к вегетативному размножению

6) дышат кислородом воздуха

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

В2. Установите соответствие между признаком живот­ах и классом, для которого этот признак характерен.

ПРИЗНАККЛАСС

А) оплодотворение внутреннее 1) Земноводные

Б) оплодотворение у большинствавидов наружное

В) непрямое развитие (с превращением)

Г) размножение и развитие проис­ходит на суше 2) Пресмыкающиеся

Д) тонкая кожа, покрытая слизью

Е) яйца с большим запасом пита­тельных веществ

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений и т.п.. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

В3. Установите последовательность появления групп животных в процессе эволюции:

А)Плоские черви

Б)Круглые черви

В)Простейшие

Г)Кишечнополостные

Д)Плоские черви

Часть 3.

Дайте полный свободный ответ на вопрос:

С1 . Назовите не менее трёх признаков отличающих строение Рыб и Земноводных.

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

В3. Установите соответствие между птицами и их местообитаниями.
А) цапля 1)водоём,побережье
Б)лебедь 2)болото
В)кедровка 3)лес
Г)дятел 4)степь
Д)дрофа
Е)гусь

Установите правильную последовательность отделов биологических процессов,практических действий

В4. Установите последовательность отделов пищеварительной системы голубя
А)зоб
Б)ротовая полость
В)жилистый желудок
Г)пищевод
Д)прямая кишка
Е)мускулистый желудок
Ж)клоака
З)тонкая кишка
И)двенадцатиперстная кишка

.1)Установіть правильну послідовність стадій гаметогенезу на прикладі овогенезу (2 бали): А стадія дозрівання: утворення овоциту ІІ порядку і т

рьох полярних тілець;

Б стадія розмноження: мітотичний поділ оогонія до народження дівчинки в яєчниках;

В стадія формування: дозрівання яйцеклітини у фолікулі з овотиди;

Г стадія росту: ріст овоцитів І порядку, накопичення поживних речовин

2)Під час сперматогенезу утворюються:

А 4 яйцеклітини;

Б 1 яйцеклітина

В 3 сперматозоїди;НЕ ЗНАЮ((((

Г 4 сперматозоїди.

P.S ПЕРЕВОД НА РУССКИЙ

1) Установите правильную последовательность стадий гаметогенеза на примере овогенеза (2 балла):
А стадия созревания: образование овоцитов II порядка и трех полярных телец;
Б стадия размножения: митотическое деление оогонии до рождения девочки в яичниках;
В стадия формирования: созревание яйцеклетки в фолликуле с овотиды;
Г стадия роста: рост овоцитов И порядке, накопление питательных веществ

2) При сперматогенеза образуются:
А 4 яйцеклетки;
Б 1 яйцеклетка
В 3 сперматозоиды; НЕ ЗНАЮ ((((
Г 4 сперматозоиды.

у дождевого червя пищеварительная система начинается ртом и состоит из перечисленных отделов. Установите правильную последовательность отделов

пищеварительной систнмы дождевого червя

«Перемещение при равноускоренном движении» - Движение с постоянным ускорением. Чтобы оторваться от земли, самолет должен набрать скорость 180 м/с. Автомобиль движется по шоссе со скоростью 20 м/с Определите перемещение автомобиля за 10 с. Равнозамедленное движение. Автомобиль увеличил скорость с 20 м/с до 30 м/с Определите перемещение автомобиля за 10 с.

«Предел последовательности» - Предел последовательности. Предел суммы равен сумме пределов: Предел функции на бесконечности. Обсудим результаты, полученные в примерах с геометрической точки зрения. Интервал (а-r; a+r) называют окрестностью точки а, а число r – радиусом окрестности. Вычисление пределов последовательности. Если расходится, то о сумме геометрической прогрессии не говорят.

«Пределы последовательностей и функций» - Желаем удачи! Решение. 3. Принадлежит ли точка окрестности точки радиуса, если: Цели: Например. Пояснительная записка. Предел последовательности и функции. Содержатся. Предел числовой последовательности. Изучение данного учебного элемента разбито на несколько этапов. Называют пределом. Ответ: начиная с n0=4 все члены последовательности (хn) попадают в окрестность (-0.1;0.1).

«Перемещение» - Прямолинейное движение – движение, при котором траекторией является прямая линия. Равномерное прямолинейное движение… …любые равные… 2. Какими способами можно сложить два вектора? Ускорение. Скорость равномерного …(спидометр). Перемещение определяют по площади фигуры. 4. Что называют проекцией вектора на оси?

«Перемещение 9 класс» - Иванов, почему вы сегодня опоздали на работу? Л.Н.Толстой предлагает задачу: Затем в третий, и снова не туда. Внимание!... - Направленный отрезок, соединяющий начальное и конечное положение тела. Движение: криволинейное прямолинейное. Н.Рубцов. «Не пришла» Что представляют собой штрихи, образованные падением снега?

«Здоровая пища» - Всем нам знакомо из школьного курса биологии понятие пищевой цепочки. Процесс переваривания и усвоения пищи гораздо сложнее. Калорийная теория - вообще заблуждение, пришедшее к нам еще из позапрошлого века. Такая пища уже не относится к здоровой и полезной. Да, человек может есть все. Что же такое цельные, естественные продукты?