Забыть кураева. Самый известный православный миссионер, служащий вне штата, Андрей Кураев о том, как устроен организм РПЦ и почему он болеет теми болезнями, которых нельзя не замечать. То есть во главе «голубого» лобби стоит

"Нужно быть совсем уж лицемерным, чтобы сказать: "Нет-нет, патриарх к этому не имеет отношения"

Патриарх Кирилл подверг протодиакона Андрея Кураева - на сегодняшний день, пожалуй, главного своего публичного оппонента в церковных рядах - серьезному дисциплинарному взысканию. На строптивого миссионера наложена епитимья: он отправлен замаливать грехи в московский Новоспасский монастырь. О своем конфликте с начальством и о том, насколько светла даль, в которую ведет РПЦ ее нынешний предстоятель, Андрей Кураев размышляет в интервью «МК».

Отец Андрей, ваши и до того непростые отношения с церковным руководством перешли, похоже, на новый уровень. Как долго продлятся прописанные вам «исправительные работы»?

Поскольку для священнослужителей не существует никакого трудового или исправительного кодекса, срок в принципе может быть любым. Но пока сказано: Сорокоуст, сорок литургий.

Поскольку я не большой знаток церковных обычаев, то перед нашей встречей заглянул во всезнающую, хотя порой и ошибающуюся, Википедию. И там сказано, что «в настоящее время в православии епитимья налагается редко, и в основном на тех, кто упорствует в каком-то грехе». Верная трактовка?

Верная. Никто, правда, мне не объяснил, в чем я должен каяться. Никакой указивки я на руки не получил. Просто позвонил телефон, и голос, похожий на голос епископа, сообщил, что я должен прибыть в Новоспасский монастырь.

- Но свое объяснение этому, своя версия у вас наверняка имеется…

Да, общие причины мне более-менее понятны. Очевидно, что это наказание за мою публицистическую деятельность. Когда в 2014 году меня увольняли из Московской духовной академии, формулировка была: «За эпатажные высказывания в Интернете и масс-медиа». Хотя можно вспомнить немало церковных деятелей, которые высказывались гораздо более эпатажно.

Некоторых из этих деятелей тоже уволили. Например, вашего заклятого оппонента Всеволода Чаплина, лишившегося поста руководителя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества. Кстати, в связи с этим возникла версия, согласно которой церковное руководство избавляется от любых крайностей - что на либеральном, что на консервативном фланге. Правильно такое видение ситуации?

Нет. Когда меня называют либералом, я всегда спрашиваю: по каким критериям вы меня к ним причисляете? По меркам, скажем, Западной Европы я ужасный мракобес. В РПЦ есть священники, которые куда более либеральны, чем я. И есть более правые, чем Чаплин. И все они высказываются без негативных для себя последствий. Так что нет, дело не в принадлежности к какому-то политическому лагерю. Думаю, дело в эмоциональной сиюминутной реакции патриарха. В моем случае, убежден, это была реакция на текст, размещенный в моем блоге в конце декабря 2013 года. Поясню, что когда я начал писать о проблеме педофилии среди церковных иерархов, у многих церковных людей это вызвало настоящий взрыв мозга. Они не могли поверить, что такое может быть.

И тут мне приходит письмо от одного пожилого человека, не скрывающего, что он является гомосексуалистом. Этот человек писал, что ему непонятно, почему патриарх Кирилл, умнейший человек, настроен против геев, ведь его учитель, митрополит Никодим Ротов, был из «наших». Все мы, мол, знаем, что Ротов входил в «нашу» ленинградскую тусовку. Вообще это было очень интересное письмо, неординарное, человеческое. И я как человек с историческим вкусом счел, что нельзя такой текст выбрасывать на помойку. И опубликовал его.

Именно это - упоминание Никодима в таком контексте - вызвало тогда гнев патриарха. Люди из патриархии мне говорили, что это сорвало его планы по канонизации Никодима. Все уже было готово для причисления патриаршего наставника к лику святых, но эта публикация оживила старые церковные слухи. А репутация у митрополита в годы его служения, в 60–70-е, и в самом деле была настолько определенной, что в церковной среде возник «мем»: никодимов грех.

Можно предположить, что нынешнее наказание связано с последними вашими усилиями в том же направлении - со скандалом, разразившимся после того, как вы предали огласке информацию о случаях педофилии в Тобольской семинарии…

Нет, не думаю, что дело в этом. Разговоры о том, что что-то такое для меня готовится, пошли еще зимой, до тобольского скандала.

- Ходили слухи, что вас собираются вовсе лишить сана.

Не могу исключить наличия у патриархии таких планов. Вполне вероятно, сценарий был таков: отправим Кураева в монастырь, он откажется, и это будет каноническим поводом для того, чтобы лишить его сана. Но я решил не давать такого красивого повода.

- Известно, что тобольским скандалом занимается Следственный комитет. Как далеко продвинулось следствие?

Не могу сказать. Знаю только, что процессуальные действия начались в середине апреля, после того, как в Тюменское управление Следственного комитета пришло письмо, аналогичное тому, которое опубликовано у меня. Я тоже не так давно давал показания по этому делу - меня приглашали в московский офис СКР. Кое-чем я поделился со следователями, передал им некоторые материалы.

Процитирую пресс-службу Тобольской митрополии: «За 26 лет через тобольские духовные школы прошли более 1600 учащихся, и, конечно, могут найтись недоброжелатели из числа не вписавшихся в регламент учебных заведений, которые могли бы подобным образом попытаться как-то навредить и школе, и ее руководству». А вы сами уверены на сто процентов, что это не клевета, вызванная какими-то сугубо личными мотивами?

В отношении по крайней мере одного свидетельства уверен на сто процентов. Потому что этот человек не находится в конфликте ни с патриархией, ни с епархией. Более того, у него есть основания по жизни быть благодарным Димитрию Капалину (митрополит Тобольский и Тюменский, главный фигурант сексуального скандала. - «МК»). Кстати, процитированное вами заявление производит довольно странное впечатление. Епархиальные чиновники как бы заранее стелют себе соломку. Они не говорят, что свидетелей нет и быть не может. Они говорят, что бывают разные люди, и некоторые могут мстить. Значит, предполагают, что свидетели и пострадавшие есть. Вторая интересная деталь: по словам пресс-секретаря митрополии, решение, подавать или нет на Кураева в суд, будет зависеть от результатов следственных действий. То есть они не верят тем картам, которые у них на руках. Боятся, что у Кураева все же есть прикуп…

- А у Кураева есть прикуп?

Ваша борьба с сексуальными девиациями в церковных рядах и с тем, что вы впоследствии назвали «гомосексуальным лобби в РПЦ», длится уже несколько лет. Можно подвести какие-то итоги? Что удалось, в чем вы потерпели неудачу? Изменилось ли что-то за эти годы?

Ну, что изменилось... Первое: судя по полушутливым жалобам, которые я слышу от епископов, жить им стало сложнее. «Народ, - говорят, - на нас косится и нас подозревает». И это хорошо. Если клирик ни к чему такому не причастен, подозрения ему нисколько не вредят и не ограничивают его жизнь и деятельность. Если же какая-то причастность есть - пусть даже на уровне снов и мечтаний, - оно сдерживает его активность в этом направлении. И тем самым судьбы каких-то молодых людей сберегаются в чистоте. Второй плюс - то, что молодые люди и их семьи тоже предупреждены и поэтому не всем улыбкам и не всем подаркам верят. Третье - снято табу на разговор на эту тему. Пока проблема табуируется, пока о ней нельзя даже говорить, она и не может быть решена. Все это уже неплохой результат.

Никакого эпического финала эта история, понятно, не получила: всерьез никто не наказан, не изгнан. Но я и не ждал чисток. Я рассчитывал всего лишь на карьерный стоп-кран. Достаточно не продвигать по карьерной лестнице тех людей, в отношении которых имеются соответствующие подозрения. В конце концов, это ведь не относится к числу общечеловеческих прав - быть епископом. Должны быть определенные запреты на профессию. Особенно внимательно надо присматриваться к тем клирикам, которые проявляют интерес к молодежной и детской работе. Ничего этого, к сожалению, нет. Реакция скорее даже обратна ожидаемой: мощным потоком на повышение идут люди с репутацией не то сомнительной, не то несомненной.

По версии исследователя Николая Митрохина, гомосексуализм в церкви - это не отклонение от нормы, а, собственно, сама норма: «На практике для гомосексуалов РПЦ - это довольно открытый и дружелюбный мир». Молодой человек с нестандартной ориентацией, отвергаемый сверстниками, «находит теплый прием в храме» и быстро начинает делать здесь карьеру. Как вам такой взгляд?

Правда тут в том, что в Средние века и Новое время монастыри как католиков, так и православных были настоящим убежищем для гомосексуалистов. Тогда были приняты ранние браки, и безбрачный человек в миру был слишком странен. Монастырь давал таким людям укрытие: сделай вид, что любишь Христа, уйди в монастырь, и там ты сможешь встретить себе подобных. Церковь предлагала гомосексуалистам отказаться от того, что для них не имело ценности, - гетеросексуального брака, а взамен предоставляла уважаемый образ жизни, доступ к деньгам и карьере. Что еще надо?..

- Получается, что вы и впрямь подрываете устои.

Одно дело - дать человеку убежище, и совсем другое - власть над собой. Это, согласитесь, не одно и то же. Хочу подчеркнуть, что с точки зрения современного права домогательство начальствующего лица к подчиненному - это преступление независимо от пола и возраста жертвы. Они могут быть ровесниками, подчиненный может быть даже старше своего начальника, но использование власти для удовлетворения своей похоти - преступление в любом случае.

В фокусе вашего внимания находятся, однако, не только случаи, выходящие за рамки закона, но и содомский грех как таковой, с точки зрения светской морали и светского права нынче вполне допустимый. Как говорил классик, нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. Может быть, вы все-таки чересчур строги к коллегам по корпорации?

Что мешает этим людям создать свою педерастическую церковь? Пусть создают. Пусть у них будет своя паства, будут встречи убежденных и по-своему честных людей. А я со своей стороны обещаю не рисовать никаких гадостей на стенах их собраний. Я за свободу совести, но мне не нравится ложь. Конечно, никто не бывает ежеминутно правдив. Но не надо делать ложь системой и ключом к карьерному лифту.

Епископ Тихон Шевкунов, называя вас своим другом и признавая наличие той проблемы, по поводу который вы бьете в набат, тем не менее категорически не согласен с избранными вами методами. По его словам, вам следовало не писать в блогах, а обратиться к патриарху, попытаться встретиться с ним. Что вы могли бы возразить на это? Вы писали Кириллу, пытались с ним встретиться, объясниться?

Начнем с того, что патриарх очень надежно изолирован от тех, с кем он не желает встречаться. Когда он однажды в престольный праздник приехал служить в мой храм (храм Архангела Михаила в Тропареве, Москва. - «МК»), было категорическое требование протокола: меня там быть не должно. Так что к патриарху не прорваться. Второе: если Святейший захочет встретиться со мной, формально или неформально, проблем нет - один звонок, и я, естественно, явлюсь туда, куда скажут. Третье: я более-менее представляю, что могу услышать от патриарха, а он представляет, что может услышать от меня.

Если кто-то думает, что я скажу: «Ваше Святейшество, я знаю, как спасти Русскую церковь, дайте мне пять минут», - то он сильно ошибается. Я не настолько сумасшедший, у меня нет никакой идеи-фикс. И нет никаких тайных планов: что думаю, то и пишу. По моей информации, патриарх и сам читает мой блог, и регулярно получает доклады о моих «эпатажных» заявлениях. Кроме того, убежден, что о жизни своих епископов он знает намного больше, чем я. Мне известно, на стол ему кладут в том числе и видеозаписи некоторых развлечений.

- Людей, похожих...

Людей, похожих на епископов. Поэтому повторяю: ничего неизвестного патриарху про его «гвардейцев» я сообщить не могу.

А ведь в момент избрания Кирилла вы считались членом его команды. Какая кошка пробежала между вами? Можно припомнить какую-то ситуацию, какой-то момент истины, после которого ваши пути стали расходиться?

Они на самом деле никогда не сливались. Действительно, после смерти патриарха Алексия я опубликовал большую статью, где объяснял, почему считаю избрание Кирилла лучшим для нашей церкви исходом патриарших выборов. Вскоре после этого Кирилл, тогда еще митрополит, захотел встретиться со мной. Он начал беседу с фразы: «Отец Андрей, я благодарю вас за то, что вы меня защищаете». Я: «Владыка, я не вас защищаю. Защищая вас, я просто защищаю себя. Потому что при иных раскладах та миссионерская работа, которой я живу, скорее всего, окажется прикрытой». После секундной паузы местоблюститель отреагировал: «Это единственно правильная позиция». На участие в дележе портфелей я тогда совсем не рассчитывал, и мои ожидания вполне оправдались. Более того, вскоре после избрания Кирилла меня отправили в длительную командировку в Абхазию. Знающие люди сказали мне, что это форма вежливой ссылки.

Нет-нет. Дело не в обиде. Просто патриарху нужны люди, которых он, образно говоря, вскормил своей грудью. А я слишком взрослый. Он понял, что меня поздно «усыновлять». Что же касается моего разочарования в Кирилле как в патриархе, то могу даже назвать точную дату, когда это произошло: 23 мая 2009 года. На этот день, к моей радости, была анонсирована первая в истории встреча патриарха со светской молодежью. Первым шоком стало оцепление вокруг спорткомплекса «Измайлово», где проходила встреча. Пройти можно было только по пригласительному, которого у меня не было. В конце концов, проходившие потоком ребята меня чуть ли не силой протолкнули. Сказали охранникам: «Вы что, не понимаете, это же Андрей Кураев!» Но большой группе людей, прихожан, которые тоже хотели увидеть своего нового пастыря вблизи, попасть внутрь так и не удалось.

Второй шок - состав участников встречи. Огромный зал был набит не православной молодежью, а согнанными по разнарядке студентами вузов, в первую очередь - расположенного поблизости Университета физкультуры и спорта. То есть тех, кому был интересен патриарх, не пустили, а тех, кому неинтересен, - пригнали. Далее: выяснилось, что никакой «самодеятельности» не будет. Список вопросов составлен заранее, заранее распределены роли - кто когда к какому микрофону подходит и какую реплику озвучивает. Мне все это было непонятно. Я знал нового патриарха как умного человека, способного на импровизацию и живой диалог. Но у меня сложилось впечатление, что он боится разговора с паствой. И, значит, при его правлении диалога с обществом не будет. А это плохо: один человек, каким бы умным он ни был, такую ношу не потянет. В общем, я был тогда сильно разочарован. Надежды, которые я возлагал на патриаршество Кирилла, рухнули.

Та публикация в вашем блоге, в которой говорилось о нетрадиционной сексуальной ориентации духовного учителя патриарха и которая, как вы говорите, стала причиной вашего увольнения из духовной академии, была воспринята некоторыми как намек на то, что яблоко от яблони упало недалеко, что патриарх - тоже из «этих». Вы сами тогда решительно отвергли такую интерпретацию. Сегодня вы придерживаетесь той же точки зрения?

Да, той же. Но «голубое» лобби в церкви - это не только гомосексуалисты. Это и те «нормальные» иерархи, которые знают правду и, несмотря на это, поддерживают статус-кво. Или даже усугубляют течение болезни. Они прячут под сукно жалобы, гасят расследования, дают хорошие рекомендации и просто забывают про церковные законы в «неудобных случаях». Ложно понятое «спокойствие» они понимают как высшее церковное благо. Поскольку юность патриарха прошла в никодимовском кружке, полагаю, ему хорошо известны особенности поведения людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Оттого, видимо, такие люди не вызывают у него брезгливости.

- То есть во главе «голубого» лобби стоит...

У нас в церкви только один человек решает, кто станет епископом, а кто нет. И при этом я вижу, что люди с отчетливым «голубым» шлейфом косяком взлетают ввысь. Даже те, кто был подстрелен при Алексии, вновь встают на крыло. Простите, но нужно быть совсем уж лицемерным идиотом, чтобы сказать: «Нет-нет, патриарх к этому не имеет отношения». Это его решения, его выбор. Однажды мне сказали так: «Отец Андрей, пойми, ты поставил патриарха перед выбором: один заштатный протодиакон или сорок гомоепископов? Если он их выгонит, они организуют альтернативную церковь, а это раскол. История Кириллу этого не простит. Поэтому он выбрал их». Но не думаю, что это исчерпывающее объяснение. Главную роль, на мой взгляд, играет то обстоятельство, что такими людьми значительно проще управлять. Когда на человека имеется компромат, любую попытку сопротивления легко подавить. Достаточно сказать: «Ты что, забыл про свои приключения?..»

Тема «голубого» лобби, надо заметить, далеко не единственный повод для ваших разногласий с церковным руководством...

- «Голубая» тема - это не то, что меня вдохновляет и представляет для меня большой интерес. Публикации об этом я считаю своей, если хотите, общественной нагрузкой. И даже миссионерством. Ведь мало прийти в церковь - надо уметь выжить в ней, остаться. А розовые очки имеют привычку разбиваться стеклами внутрь, раня глаза. Я же говорю: можно оставаться в церкви даже после того, как ее лубочный имидж полинял. И никому нельзя сдавать свою совесть и голову на безответственное хранение. Люди, смотрите сами. У вас есть свои глаза, своя голова на плечах. Попробуйте не только умиляться. Не будете очарованы - избежите разочарования.

Но сегодня меня занимают более важные вопросы. Что такое, скажем, Нагорная проповедь Христа: красивые слова, годные лишь на то, чтобы заключить их в рамочку и повесить на стенку, или указание, как должны жить христиане? Как поступать с обидевшими вас? На мой взгляд, церковное руководство, начиная с истории с Pussy Riot, дает на этот счет ясное указание: надо мстить и давить. Моя позиция тоже известна. Кстати, Берл Лазар, главный раввин России, недавно чуть ли не буквально меня процитировал. Его спросили, что бы он сделал, если бы к нему в синагогу заскочили Pussy Riot и начали танцевать. Он ответил, что сводил бы их в столовую, угостил гефилте-фиш и поговорил с ними. Я, если помните, говорил пять лет назад, что накормил бы этих девах блинами. Почему эту нормальную христианскую реакцию я слышу из уст главного раввина, а не из уст главного попа? Именно это оскорбляет меня, мои религиозные чувства.

Еще один важный вопрос, тоже богословского уровня: что такое церковь? Мы раз за разом видим, как это понятие отождествляется с узким кругом высших церковных чиновников. То есть церковь - это члены Синода? Но в семинарии меня учили иначе. Отождествлять мнение церкви и мнение патриарха - это, простите, больше, чем папизм. Вы заметили, кстати, как мало стало священников на наших телевизионных ток-шоу? Их там сегодня практически нет, потому что весной 2012 года, во время трапезы после службы в храме Христа Спасителя, патриарх заявил, что священникам не стоит появляться на ток-шоу. Это, мол, не наш формат.

Журналисты бросились ко мне: «Отец Андрей, вы не будете больше ходить на ток-шоу?» Я взял паузу и позвонил одному знакомому католическому священнику: «Поясните, если папа на каком-то обеде скажет, что священники, по его мнению, должны делать то-то и то-то или, напротив, чего-то не делать, это будет обязательным к исполнению для католического клира?» Его ответ был: «Конечно, нет! Это просто частное мнение частного лица».

- А как же догмат о непогрешимости папы?

Догмат о непогрешимости на самом деле является ограничителем папского произвола. Папское мнение авторитетно лишь при двух условиях: если он говорит о проблемах веры и морали и если говорит ex cathedra, в официальной форме. За весь XX век такое было лишь дважды. Заобеденные размышления папы о телевидении, политике, спорте и тому подобных вещах - не более чем его личная точка зрения. В общем, как говорит один мой знакомый католик: «Опасайтесь несертифицированного папизма!» А у нас сегодня этот «несертифицированный папизм», на мой взгляд, цветет и пахнет. И я считаю, что это мое церковное послушание, послушание Церкви Христовой: пищать, что я с этим не согласен. На такую мутацию моей родной церкви я не подписывался, принимая в ней крещение 35 лет назад…

Трудно найти сегодня тему, где ваши взгляды совпадали бы с позицией патриархии. Дело Pussy Riot и дело «ловца покемонов» Соколовского, передача Исаакиевского собора и запрещение «Свидетелей Иеговы» - во всех этих и многих случаях вы резко критикуете политику патриарха и, соответственно, то, как она меняет лицо РПЦ. Как бы вы сами, кстати, определили характер этой трансформации? Что происходит с Русской православной церковью?

Церковь - многомиллионный организм, и в ней одновременно много чего происходит. И доброго, и печального. Но если говорить конкретно о церковном аппарате, то тут диагноз требует латыни: ohuentus banalis. Упоение властью, деньгами, безнаказанностью, подмена реальности риторикой и отчетами.

- Тренд задается патриархом либо его, как говорится, играет свита?

Еще несколько лет назад я спрашивал людей, близких к патриарху: «Скажите, а остался ли еще в его окружении человек, который может сказать три страшных слова: нет, Ваше Святейшество?» Мне ответили: «Нет, таких людей уже не осталось». Но система без дискуссии и без обратной связи - это, мягко говоря, рискованный проект.

Помнится, Всеволод Чаплин после своего увольнения предрек скорую смену власти в патриархии: долго, мол, Кирилл не продержится. У вас другие предчувствия?

Конечно, усталость духовенства, в том числе и высшего, от патриарха Кирилла очень высока. Особенно у тех, кто находится рядом с ним. Я смотрю со стороны, совсем со стороны, - и все равно порой, что называется, офигеваю. Но, я считаю, у смены власти в патриархии может быть лишь одна причина - желание Владимира Владимировича Путина. В самой церкви нет реальных механизмов, которые могли к этому привести. Точнее, механизмы есть, но они могут быть приведены в действие лишь извне, из Кремля. А это такие сферы, которые для меня непрозрачны. Впрочем, могу сказать: если это произойдет, то причина не будет тайной. Это может случиться в тот момент, когда (и если) приближенные к первому лицу государства социологи сообщат ему, что имидж патриарха тянет вниз и личный рейтинг президента. В этом случае, думаю, меры будут приняты незамедлительно.

- Неужели «вертикали» насколько срослись, что светская власть может вот так запросто сменить церковную?

Как говорит в таких случаях сам патриарх, «это дело одного ужина». Речь, упаси Бог, не идет об отравлении или чем-то подобном. Просто если Путин сделает ему соответствующее предложение, он не сможет от него отказаться и послушно скажет: «Я устал, я ухожу». Кстати, из разных уст и уже не первый год я слышу, что у президента нет особой любви к патриарху. Личные отношения прохладны. Но в делах сегодня это не проявляется. Кроме, может быть, случая с Исаакием. Некоторые мои компетентные собеседники говорят, что эта история - как и история с «пуськами» - специально раскручивается провластными политтехнологами, чтобы канализировать протест, отвести его в сторону от главной «плотины». Ну и заодно показать, кто в доме хозяин: в стране должен быть лишь один национальный лидер - второй не нужен.

- Задумывались ли вы когда-нибудь о «смене юрисдикции» - переходе в другую церковь или даже иную конфессию?

Мне неоднократно приходили предложения «сменить прописку». Но нет, не дождетесь. Я не мальчик, чтобы верить в синюю птицу, в то, что где-то существует чистое небесное православие, в котором нет наших проблем. Это не так. Все, как говорится, украдено до нас. Все буратинки выструганы из кривой осинки.

- Надеетесь, что что-то изменится здесь?

Бог есть, а значит, есть и право на надежду. Но понятно, что произойдет это не при нынешнем патриархе. Когда меня спрашивают, что буду делать, если меня лишат сана, я отвечаю, что запишусь в фитнес-клуб. Чтобы дожить до следующего патриарха и подать апелляцию.

Времена нынче горячие, отец Андрей. Тех, кто плывет против течения, нынче сплошь и рядом метят зеленкой, и это еще, пожалуй, самый гуманный вариант расплаты за «непослушание». А для вас актуальна сегодня тема безопасности?

Угрозы я слышу часто. Ко мне в блог постоянно заходят люди, которые делятся своими мечтами о том, как бы они хотели «начистить мне морду» или устроить что-то посерьезнее. А какое-то время назад знакомые фээсбэшники сообщили мне, что я уже настолько достал некоторых товарищей из гей-лобби, что они готовы сброситься и нанять киллера. Речь идет не о самих гомоепископах, а о людях второго плана, которые к этим иерархам приближены. Они тоже желают возвышения, но считают, что мои публикации повредили их карьере и что я должен за это понести наказание.

- Ну и какие мысли у вас рождает эта информация?

Я в Бога верю.

- Делай, что должно, и будь, что будет?..

Знаете, в последнее время я часто вспоминаю анекдот из жизни Рублевки. Представьте себе Рублевское шоссе: дорогущие новые дома, чередующиеся с хибарами старых жителей, которых еще не успели оттуда выгнать… И одна бабушка-старожилка пробует перейти дорогу. Это ей, увы, не удается: старушку сбивает какой-то крутой «Мерседес». Ну а дальше начинается «гармошка»: в «Мерседес» врезается «Ламборджини», в «Ламборджини» - «Мазерати», в «Мазерати» - «Феррари», в «Феррари» - «Роллс-Ройс»… Из «Роллс-Ройса» выходит новый русский, закуривает сигаретку, смотрит на эту груду искореженного дорогущего железа и говорит: «Да, красиво бабка ушла…»

Сомнительная вообще-то красота... Довольно многие наши сограждане, испытывающие проблемы с безопасностью, решают их путем уезда из страны. Например, в ту же любимую вами Прагу. Не рассматриваете такой вариант?

Нет, не рассматриваю. Мне очень дороги слова Евтушенко: «Дай Бог поменьше рваных ран, когда идет большая драка. Дай Бог побольше разных стран, не потеряв своей, однако…» Мы подошли, между прочим, к теме моей мечты. Моя мечта - собрать и издать антологию «Молитвы советских атеистов».

- Отразился ли, кстати, ваш конфликт с патриархией на вашей писательской деятельности? Книги издаются?

Книги издаются, но уже не церковными издательствами. Ничего страшного: спрос есть. Важно понимать, что у меня нет личной обиды на патриарха, мне он ничем не навредил. Я это уже говорил и повторю вновь: патриарх три года назад сделал мне роскошный подарок - подарил свободу. Свободу совести. Не говоря уже о свободном времени. За вычетом, правда, этого Сорокоуста. За церковь, да, очень обидно. Обидно за то, что мы общими усилиями сделали с Евангелием. Как писал Губерман, «есть люди, их ужасно много, чьи жизни преданы тому, чтоб обосрать идею Бога своим служением Ему».

Один из авторов XIX века - кажется, Кьеркегор - сказал очень верную мысль: в прошлые столетья христианство бывало разным - бывало любящим, бывало героическим, бывало гонящим, бывало страшным. Но только нашему времени удалось сделать христианство скучным. Я не хочу солидаризоваться со скукой.

- Да, без вас Русская православная церковь была бы, конечно, намного более скучной.

Поэтому и говорю: именно в своем «колючем» статусе я нужен официальной церкви. По-хорошему патриархия вообще должна приставить ко мне охрану и сдувать пылинки. В каком-то смысле я сегодня - их ходячая реклама. Потому что в ответ на умножающиеся обвинения в том, что патриархия деградировала до уровня тоталитарной секты, можно показать на меня пальцем и сказать: «Да вы что? Вон Кураев - он себе такое позволяет… Но патриарх его не трогает!»

В абсолютно всех сферах жизни человечества есть люди, деятельность которых у одних вызывает уважение порой даже восхищение, а других недовольство, граничащее очень часто с ненавистью. Не секрет, что особо сложные отношения возникают в религиозной среде, где любовь и почет сегодня-завтра могут трансформироваться в обвинения в неблаговидной деятельности и разжигании конфликтов. Одним из таких противоречивых, но при этом весьма колоритных персонажей современности является Андрей Вячеславович Кураев - хорошо известный церковнослужитель Русской православной церкви. О его жизни, работе и творчестве мы и поговорим максимально подробно в статье.

Появление на свет и семья

Биография Андрея Кураева гласит, что родился он в Москве 15 февраля 1963 года. Несколько лет своего детства мальчик прожил в столице Чехии, где на тот момент трудились его отец и мать. Кстати, стоит заметить, что все они были неверующими. Отец нашего героя, Вячеслав, трудился на должности секретаря Петра Федосеева, который был известным ученым Академии наук СССР. Мать же будущего церковника была сотрудником сектора в Институте философии АН СССР.

Ранние годы жизни

Нынешний протодиакон Русской православной церкви Кураев в детские годы воспитывался атеистом, что и не удивительно, ведь в советские времена верующих в бога людей было крайне мало, и практически все они подвергались гонениям. Если же молодой человек позиционировал себя как православный, то он вполне мог испытывать проблемы как с поступлением в вуз, так и последующим трудоустройством.

Будучи школьником, Андрей Вячеславович Кураев выпускал настенную газету со звучным названием «Атеист», в которой он последовательно объяснял свою позицию.

Получение высшего образования и приход к вере

В 1979 году Андрей Кураев, отзывы о котором будут приведены ниже в статье, стал студентом философского факультета МГУ. А уже буквально через три года молодой человек принял окончательное решение креститься и 29 ноября 1982 года свершил таинство в храме Как позже признался сам священник, на сей шаг его подвигло знакомство с творчеством Достоевского, а именно прочтение романа «Братья Карамазовы».

Само собой, что от такого шага семья Андрея Кураева находилась в абсолютном шоке. В один прекрасный день родители пришли домой и увидели, как их отпрыск читает Евангелие. После этого все надежды отца на блестящую собственную карьеру и светлое будущее сына можно было смело похоронить. Уговоры не дали никаких результатов, а мужчина вначале лишился престижной командировки во Францию, а чуть позже и вовсе был уволен. Несмотря на все сложности в семье, никакого существенного разлада между родителями и Андреем все же не случилось.

В 1984 году Кураев оканчивает обучение в МГУ, причем он получил за свои достижения красный диплом. Руководителем его научной работы в вузе был Кирилл Никонов. После этого Андрей поступил в аспирантуру по направлению зарубежной философии, но так и не окончил ее.

Учеба в духовных учебных заведениях

В 1985 году Кураев занимает должность секретаря Московской духовной академии. Параллельно он стал углубленно постигать азы религии в духовной семинарии, однако уже в 1986 году в ней произошел серьезный пожар. Андрей был вынужден пойти трудиться на стройку, где проработал до момента, когда здание полностью восстановили, и ректор семинарии вновь позвал его учиться обратно. Выпустился из семинарии Кураев только в 1988 году.

Робкие шаги

Первые публикации на тему богословия Андрей Вячеславович осуществил еще в 1988 году. При этом изначально он взял себе псевдоним Андрей Пригорин, а его труды печатались в журнале под названием «Выбор». Под настоящим именем духовник издавался в «Московских новостях» и в «Вопросах философии».

В период 1988-1990 годов мужчина проходил обучение в стенах Бухарестского университета на кафедре православного богословия. Стоит заметить, что на учебу в этот вуз он попал благодаря победе на открытом диспуте в Коломенском педагогическом институте, где смог безоговорочно обойти закоренелых атеистов.

Получение церковного сана

8 июля 1990 года стало для Кураева в некоторой степени историческим. Именно тогда в Патриаршем соборе в Бухаресте он был рукоположен патриархом Феоктистом в чин диакона.

После этого Андрей вернулся в Россию и до 1993 года был личным референтом патриарха Алексия Второго.

Повышение квалификации

В 1994 году Андрей Кураев, православие для которого стало делом всей его жизни, стал кандидатом философских наук благодаря успешной защите диссертации на базе Института философии РАН. Его научным руководителем в этом деле был Павел Гуревич. А еще через год церковник стал кандидатом богословия, отстояв свой труд под названием «Традиция. Догмат. Обряд» в Московской духовной академии. В 1996 году Второй назначил Кураева профессором богословия по рекомендации ученого совета РПУ.

Преподавательская деятельность

В 1993-1996 годах богослов Андрей Кураев занимал должность декана факультета философии в Российском православном университете святого Иоанна Богослова. Как теперь вспоминает сам служитель, он был не просто деканом, а одним из основателей этого престижного ныне вуза. Также в учебное заведение приглашали всемирно известных и уважаемых профессоров, которые читали лекции студентам. Их с удовольствием слушал и сам Кураев.

На протяжении двадцати лет (1993-2013) церковник был сотрудником Московской духовной академии и семинарии. Кроме того, он руководил кафедрой апологетики и богословия в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

Признание коллегами

В марте 2002 года Кураева на основании решения Синода включили в редакционную коллегию сборника, получившего название «Богословские труды». В декабре 2004 года он стал членом Синодальной богословской комиссии. А в последний мартовский день 2009 года его зачислили в ряды Церковно-общественного совета, курирующего вопросы защиты от алкогольной угрозы. Также профессор входил в экспертно-консультационный совет, занимающийся проблемами свободы совести, который функционировал на базе Комитета Госдумы РФ по делам религиозных объединений и различных общественных организаций.

Очень часто многие люди сегодня задают вопрос: «Где служит Андрей Кураев?» Достоверно известно, что до конца 2007 года он выполнял возложенные на него церковные обязанности в храме Рождества Иоанна Предтечи (Пресня, Москва), а после перешел в храм Архангела Михаила (Тропарево).

Шаг наверх

Протодиакон Андрей Кураев получил свой нынешний сан во время проведения литургии в стенах Исаакиевского собора 5 апреля 2009 года, которой руководил лично патриарх Кирилл. Наш герой был возвышен благодаря его активной и продуктивной работе с молодым поколением и рьяному миссионерству.

Кинолента

В ноябре 2007 года на базе тульской православной студии «Свет» режиссер Валерий Отставных, являющийся также религиоведом и сотрудником миссионерского отдела областной епархии, снял фильм под названием «48 часов из жизни диакона Андрея Кураева». С учетом всех технических нюансов киноработа в итоге вышла на экраны лишь спустя полтора года.

Проблемы

30 декабря 2013 года произошло событие, из-за которого многие посчитали, что Андрея Кураева отлучили от церкви. Причиной послужила новость о том, что духовника исключили из состава преподавателей и профессоров академии за довольно эпатажное поведение, а также провокационную работу в средствах массовой информации и интернет-пространстве (в блогах). Сам же церковник высказал свое возмущение по этому поводу и связал эту «атаку» на него со стороны своих руководителей с тем, что он выставил на всеобщее обозрение скандал, произошедший в Казанской духовной семинарии, на котором стоит остановиться детальнее.

В декабре все того же 2013 года в Казанское духовное учебное заведение прибыла специальная инспекция с протоиереем во главе. Такое пристальное внимание со стороны Учебного комитета РПЦ возникло к семинарии неспроста: многие студенты жаловались на домогательства сексуального характера со стороны ректора и других наставников. Как сказал по этому поводу протодиакон Андрей Кураев, молодые люди активно подтверждали все имеющиеся факты содомии перед приехавшей комиссией, молчали лишь несколько человек с пятого курса. В конечном счете увольнению подверглись проректор и пресс-секретарь игумен Кирилл.

Протодиакон Андрей Кураев, рассуждая на тему случившегося в Казани, в одном из своих интервью сказал, что подавляющее большинство церковнослужителей в России - это абсолютно нормальные, адекватные люди. Несмотря на то что в стране живет очень много монахов, даже среди этих добровольных затворников нет каких-либо проявлений гомосексуальных наклонностей. Однако, к огромному сожалению, есть некоторая группа церковно-офисных сотрудников, которая стала пользоваться своей властью и возможностями, забывая, для чего они вообще служат и на что они призваны изначально. При этом, рассуждая на тему о том, что его отлучили от церкви, Андрей Кураев сказал, что не боится быть выброшенным из лона православия, так как, опираясь на историю, он абсолютно уверен, что даже после потенциально возможного отлучения его неизменно восстановит уже следующий патриарх.

Кроме того, Кураев считает, что дополнительным фактором нападок на него можно считать факт его выступлений в защиту нашумевшей в России панк-группы Pussy Riot. Она «прославилась» тем, что пыталась выступить в стенах Богоявленского собора и храме Христа Спасителя.

Мнение об исламе

Осенью 2004 года протодиакон Андрей Кураев стал единоличным автором статьи в газету «Известия». И хотя в ней он признал, что стратегически теракты планируются от имени ислама в западных государствах, все же напрямую церковник указал на полную ответственность непосредственно самого религиозного течения за увеличение террористических атак. Кураев считает: различные призывы с экранов телевидения и газетных страниц о том, что терроризм не имеет религии и национальности, абсолютно беспочвенны. В качестве аргументов говорит о том, что не буддисты захватывают школы, не даосы взрывают самолеты, не христиане берут людей в заложники. Также Кураев акцентирует внимание людей на том, что терроризм - это в некоторой степени следствие весьма искаженного понимания именно Корана, а не какой-либо другой книги. Причем авторами этих искажений являются очень образованные исламские мужи, а не безграмотные арабы. Но самое главное, по мнению Андрея, это то, что значительная часть всего мусульманского мира не считает террористов мерзавцами, а причисляет их к героям и очень часто пытается им в некоторой степени подражать.

Свою нелюбовь к исламу духовник проявил и в одной из его обителей - Крыму. В 2006 году лекции Андрея Кураева на этом полуострове был направлены на то, что необходимо противодействовать крайне радикальной политике меджлиса - этнического парламента крымских татар.

Отношение к ЛГБТ-сообществу

Церковник является ярым критиком гомосексуализма. Многие книги Андрея Кураева, в том числе и «Церковь в мире людей», сигнализируют верующим о том, что терпимость к гомосексуальным контактам - это своего рода прикрытие для «нападения на традиционную семью христиан». Кроме того, в одной из своих бесед с журналистами Андрей Вячеславович уравнял гомосексуализм и наркоманию, назвав жалость к этим грехам «предвестниками смерти». В 2007 году герой статьи заявил, что церковь просто обязана помогать тем геям, которые признают свою слабость и греховность. В то же время нераскаявшихся мужеложцев Кураев вообще назвал «мерзавцами».

В начале 2008 года Андрей сделал обращение к действующему на тот момент президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву с призывом дать максимально объективную оценку ряду новогодних программ, вышедших на канале НТВ, где якобы было очень много «гомосексуальных жестов» и полуобнаженных девушек. При этом Кураев подчеркнул, что если обращение не будет рассмотрено и не будет дан официальный ответ, то такая позиция власти будет расценена как желание руководителей страны растлевать молодежь и пропагандировать гомосексуализм.

В 2012 году возник масштабный общественный резонанс по причине предложения, вынесенного Кураевым. Все дело в том, что духовник хотел сорвать запланированный концерт американской поп-певицы Мадонны в Санкт-Петербурге, на котором эта всемирно известная женщина хотела высказать свое возмущение и недовольство законом против пропаганды гомосексуальных взаимоотношений. Давая ответ на вопрос одного из российских депутатов о том, как же поступить жителям Северной Пальмиры, Андрей произнес краткую речь: «Нормальный человек в таких ситуациях берет телефон и совершает звонок в ФСБ, говоря правоохранителям, что кто-то где-то заложил взрывчатку».

Словесные баталии с Лолитой Милявской

Чем же еще отличился работник РПЦ? Андрей Кураев также отличился еще и тем, что после рождения у Филиппа Киркорова дочери от суррогатной матери он потребовал отлучить народного артиста России от церкви. Духовник, описывая свое видение ситуации, объяснил, что суть данного вопроса не в суррогатном материнстве как таковом и не в позиции Церкви по данной ситуации, а основной момент заключается в вопросе достоинства человека. Проще говоря, если ты покупаешь или продаешь ребенка, то будь готов к тому, что через некоторое время и тебя точно также смогут либо продать, либо выкупить.

Свое мнение Кураев рьяно отстаивал в рамках телевизионной программы под названием «Поединок» 26 апреля 2012 года, где ему оппонировала Лолита Милявская. Кстати, справедливости ради стоит отметить, что победителем в этом споре оказался именно представитель православной церкви.

Украинская тема

Некоторые лекции Андрея Кураева и его интервью по теме политической ситуации на Украине всегда вызывали бурную реакцию в обществе. Например, 29 марта 2014 года духовник последовательно в девяти пунктах изложил свое видение ситуации о присоединении Россией полуострова. В результате своих мыслей и анализа ситуации Кураев пришел к печальному выводу, что Российская Федерация все-таки больше теряет из-за подобного конфликта, а не приобретает. Стоит ли говорить, что такое мнение церковника является по своей сути оппозиционным и не добавляет авторитета Андрею на территории страны.

Также крайне негативно отозвался Кураев и о молчании патриарха Кирилла о ситуации с Крымом, однако впоследствии Андрей Вячеславович уже в позитивном ключе отозвался о главном лице Русской православной церкви, отмечая, что тот находится под жестким давлением со стороны московской элиты.

Признание

Несмотря на громкие скандалы, за свою бурную во многих отношениях жизнь церковник был награжден следующими отличительными знаками:


О царе и кино

В 2017 году в России произошел скандал на почве выхода на экраны фильма «Матильда». Многие православные активисты посчитали, что кинолента является богохульной и выставляет последнего российского самодержца в негативном свете. Однако Кураев отмечает, что, по его мнению, в этой работе нет ничего такого, что могло бы очернить Николая Второго. Он считает, что все мы должны помнить причисленного к лику святых царя как великомученика, а не как обычного человека, имеющего грехи молодости и юности. Особое внимание духовник акцентировал на том, что Николай не совершил брачной измены.

Личное

Кто же дети Андрея Кураева? Это вопрос сегодня интересует большое количество людей. На него сам церковный деятель отвечает, что у него нет никаких кровных сыновей и дочерей. При этом благодаря своим многочисленным странствиям он встречается с обычными людьми, военнослужащими, заключенными в тюрьмах, студентами, учениками школ. При этом церковник всех их считает в некоторой степени своими отпрысками, хоть и духовными.

В заключение хотелось бы сказать о том, что можно как угодно относиться к герою статьи, однако никак нельзя отметить тот факт, что он все же является полноценным христианином, который пытается призвать общество одуматься и жить по законам Божьим.

Российский религиозный и общественный деятель, писатель, богослов. Автор официального учебника по основам Православной культуры. Деятельность и комментарии Кураева в общественном пространстве регулярно вызывают полярные мнения - от благодарностей за миссионерство до обвинений в разжигании межэтнической и межрелигиозной розни.

Биография

Будущий богослов Андрей родился в семье ярых атеистов в Москве. Отец, Вячеслав, был секретарем крупного партийного руководителя, мама преподавала в Академии наук диалектический материализм.

Андрея также воспитывали в духе атеизма, он с детских лет был уверен, что Бога не существует. Во время учебы в школе выпускал газеты, в которых приводил доказательства своих убеждений. Вообще это было нормой, в советские годы практически все были убежденными атеистами. Верующие люди буквально преследовались, а молодежь испытывала трудности при поступлении на учебу и при трудоустройстве.

В 1979-м Андрей стал одним из студентов высшего учебного заведения Москвы, изучал научный атеизм. Проучившись несколько лет, в 1982 году принял решение креститься в храме Рождества Предтечи Иоанна. Что стало причиной такого поворота в убеждениях – неизвестно. Но родители, мягко говоря, были не в восторге от выбора сына. Однажды вернувшись с работы, взрослые застали сына с Евангелием в руках. Все надежды на перспективное будущее сына и карьера отца могли обрушиться в один момент. Уговоры были тщетны, в результате папу не отпустили в командировку во Францию, уволили с работы. Но отношения между родителями и верующим сыном не испортились. Андрей Вячеславович доподлинно изучил историю религии, ознакомился с работами великих философов. Для поступления в семинарию необходимо было разрешение определенных органов. Для этого Андрей в 1984 году получил диплом, в 1985-м устроился на должность секретаря Духовной академии и попутно поступил в семинарию. Буквально через год здание семинарии сгорело при крупном пожаре, и Кураеву пришлось искать другое место работы. Он подрабатывал на стройке и ждал, пока восстановят здание и будет формироваться штат сотрудников, к которым по приглашению ректора примкнул и наш герой. В 1988-м была окончена Московская духовная семинария, начались публикации священника в журнале «Выбор».

В августе этого же года в журнале «Вопросы философии» стали появляться статьи молодого философа, и его пригласили на первый открытый диспут в Коломенский пединститут, где начинающий духовник одержал победу над убежденными атеистами. А победитель отправился в Румынию для учебы в православной церкви. Два года он проучился в Бухарестском университете на факультете православия. В 1990 году, в день Петра и Февронии получил сан диакона от патриарха Феоктиста. В 1990 году Андрей Кураев вернулся в Россию и три года работал первым помощником Алексия. Духовник до сих пор вспоминает великого патриарха как мудрого и милосердного человека. Для Кураева эти годы стали весьма полезными, он многому научился от своего учителя, обрел опыт и познания.

Начиная с 1991 года преподает Слово Божье на факультете журналистики. При этом священник продолжал развивать свое духовное образование и окончил МДА, а в 1993 году стал деканом факультета богословия. В 1994-м защитил еще один диссертационный проект, но уже в Институте философии, и получил статус кандидата наук. Его работа «Традиция. Догмат. Обряды» была отмечена бурными аплодисментами.

В 1996 году патриарх Алексий назначил Андрея Кураева профессором в секторе богословия. Ему было всего 35 лет, и в истории духовенства это первый случай, когда такой статус дается в столь молодом возрасте. Много времени уделял Андрей выпуску религиозной литературы и в соавторстве с Султановым, Чернышовым, Глазычевым, Кургиняном, Махначом выпустил цикл статей «Иное. Хрестоматия нового российского самосознания», в которых для общественности весьма доступным языком представлялась концепция веры.

Более 10 лет, с 1993 по 2013 год, работал в родной духовной семинарии. Попутно заведовал кафедрой богословия в Свято-Тихвине. Андрей Кураев неоднократно пользовался доверием Синода, состоял в редколлегии при выпуске сборника богословских трудов, в Синодальной комиссии и церковном совете по защите от алкогольной зависимости. До 2007 года служил на Пресне в храме Рождества, затем был переведен в Тропаревский в храм Архангела Михаила. Патриарх Всея Руси Кирилл в 2009-м возвел Кураева в сан протодиакона, за активное миссионерство возложен двойным орарем и камилавкой. Духовника можно часто увидеть на экранах в различных ток-шоу, в поездках по странам. Своим главным предназначением Кураев считает воспитание в молодежи веры, милосердия и любви к ближнему.

Широкая общественная популярность миссионера сыграла с ним злую шутку. В 2013 году Кураев был отчислен из преподавательского состава и исключен из числа профессоров Академии за эпатажную и провокационную деятельность в СМИ и блогосфере. Кураев был возмущен увольнением и связал его со своими записями в «Живом Журнале» оскандалах в духовных семинариях и с несогласием с уголовным преследованием и тюремным заключением участниц группы Pussy Riot.

В 2016 году был включен в список лиц, которым запрещен въезд в Латвию. А в мае 2017 года на Кураева была наложена епитимья (церковное наказание для мирян) в виде сорокоуста (ежедневные молитвы на протяжении 40 дней), который он совершал в Новоспасском монастыре.

Личная жизнь

Как-то Кураева спросили, что для него значит жизнь. Он ответил: «Моя жизнь – это две даты, между которыми поставлен знак «тире». Также он считает существование на земле командировкой для покойника. А что касается личной жизни, то она вся посвящена Божьему слову и миссионерству. География путешествий Андрея весьма широкая. С проповедями он посещал Казахстан, Белоруссию, европейские страны, Азию. Его слушателями являются ученики школ, студенты вузов, солдаты в армии, заключенные в тюрьмах.

Для Кураева все люди уважаемы, и каждому из них он готов донести истинную веру и рассказать об интересных фактах, подтверждающих существование Бога. Среди его друзей можно встретить рок-музыкантов, политиков, писателей. Андрей с удовольствием слушает Высоцкого, Макаревича, Галича, цитирует Булгакова, Шекспира, Пастернака. Духовник считает, что для общения с людьми необходимо знать современную литературу, музыку, быть в курсе политической жизни любого государства. Свою деятельность определяет как работу в «пограничной зоне», он не служитель Церкви и в то же время находится на пути к вере.

Год назад на Крещение Господне 19 января на главном сайте страны Kremlin.ru в 08.00 появился благостный фоторепортаж о том, как Владимир Путин поучаствовал в крещенских купаниях на озере Селигер. (http://kremlin.ru/events/president/news/56667). А в 18.40 дьякон Андрей Кураев разместил в своем блоге ЖЖ небольшую запись Провал путинского двойника. И в ней рассказал, что хорошо знает Владимира Владимировича как православного верующего. Президент, написал священник, точно исполняет все церковные правила, умеет правильно креститься. А показанный

08:38 16.09.2018

Андрей Кураев: наш Синод дал Фанару очень сильный аргумент

Диакон, богослов Андрей Кураев критикует первую реакцию РПЦ на позицию Константинопольской православной церкви (Вселенского патриархата Константинополя) по украинскому вопросу. Она, в частности, теперь уже может лишить российских священников возможности посещать монастыри Афона в Греции. Синод заявил о разрыве сослужения с Константинополем, - пишет в своём Живом Журнале Андрей Кураев. - Объявлен раскол второго уровня: не сослужат только патриархи и епископы (третий - воротят друг от друга лики священники; четвертый - и миряне присоединяются к

10:41 12.03.2018

За кого пойдем голосовать 18 марта - за Путина или его двойника?

12 января стране показали, как глава Центризбиркома Элла Памфилова вручает корочки кандидата в президенты от КПРФ директору процветающего совхоза им. Ленина г-ну Грудинину П.Н. Тот в знак благодарности чмокнул главбабушку ЦИКа в щечку и начал позировать перед журналистами с полученной ксивой. А вечером 19 января дьякон Андрей Кураев сделал в своем ЖЖ сенсационную запись под заголовком Провал путинского двойника. Святой отец утверждал, что в селигерской проруби на Крещение окунался не президент Путин, а его двойник. Потому что он не осенил

14:30 23.02.2018

Идти или не идти жителям Крыма на выборы 18 марта?

Вот говорят, будто Владимир Владимирович должен представить широкой публике свою предвыборную программу. Совершенно с этим несогласен. Во-первых, потому что мы не знаем, где он и что с ним. Дьякон Андрей Кураев 19 января в ЖЖ авторитетно заявил: в крещенской проруби на Селигере окунался не президент, а его двойник. Он не крестился, как православный верующий, а на католический манер слева направо обмахнулся треугольником. Явный двойник. Опровержений не последовало ни от г-на нырнувшего, ни от г-на вынырнувшего. Значит, прав слуга господа

09:34 12.09.2017

Андрей Кураев обвинил патриарха в создании "православного экстремизма"

Протодиакон Андрей Кураев заявил, что именно с подачи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в православии появились радикальные течения, которые, в частности, и создали нынешнюю ситуацию вокруг картины Матильда режиссера Учителя. Кураев предположил, что внутри РПЦ достаточно много радикальных течений, представляющих угрозу для общества, поэтому ими должны заниматься правоохранительные органы, пишет URA.RU. По мнению протодиакона, радикализм пустил глубокие корни и в православии: сам Патриарх побуждает православных на ненависть. Все

12:16 14.04.2017

В Тобольской епархии назревает скандал в связи с обвинением в педофилии

В Тобольской митрополии выступили с резкой критикой протодиакона Андрея Кураева за публикацию в его блоге, где он приводит анонимные свидетельства о гомосексуализме местного архиерея, заявление пресс-службы опубликовано на сайте епархии. Речь идет о записи в блоге Андрея Кураева от 11 апреля, озаглавленной Тобольские жалобы. Он приводит анонимное письмо о том, что митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин) ходит в баню вместе с воспитанниками пансиона для несовершеннолетних школьников при тобольской семинарии и просит их натирать

12:00 12.04.2017

Диакон Кураев опубликовал жалобу о развращении мальчиков тобольским митрополитом РПЦ

Диакон Андрей Кураев опубликовал в ЖЖ анонимную жалобу с обвинениями тобольского митрополита Димитрия в педофилии и подтвердил, что сам давно знает о привычках митрополита. Дело касается пансиона для несовершенолетних школьников при тобольской семинарии. Там живут почти 100 детей от 1 до 11 класса, которые учатся в православной гимназии. Уже много лет есть традиция, что гимназисты ходят в баню с владыкой Димитрией (Капалиным). Надевать трусы или полотенца в бане строго запрещено. Митрополит ходит голым в толпе голых мальчиков, пьет чай,

10:15 28.03.2017

Андрей Кураев: изгнание бесов - это церковный бизнес

Несколько дней назад НИ сообщили о том, как в одном из монастырей уральским школьникам продемонстрировали обряд экзорцизма (изгнания дьявола). Вот как прокомментировал этот случай протодьякон Андрей Кураев Поводом стал инцидент, произошедший 23 марта со школьниками гимназии Екатеринбург Париж, которые во время экскурсии в Среднеуральский женский монастырь стали случайными свидетелями процесса отчитки и были крайне напуганы. По свидетельству родителей, изгнание демонов производилось из 12-летней девочки, она якобы лаяла и кричала мужским

15:34 28.08.2016

"Как же дорого пасти вас, овцы!". Скандал в Русской православной церкви

Новый церковный скандал начал известный своими острыми высказываниями диакон Андрей Кураев. На своих страницах в соцсетях он выложил пост под названием Как же дорого пасти вас, овцы! с критикой московского мужского монастыря за торговлю роскошной и очень дорогой утварью, сообщает URA.Ru . Возмущение Кураева вызвали цены в онлайн-магазине Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы. Например, один только посох архиерейский там стоит более 1,5 млн рублей. Он выполнен из серебра с позолотой, украшен множеством драгоценных камней, включая

17:44 22.06.2016

Тайну скандального кабинета патриарха Кирилла раскрыл Андрей Кураев

15:00 29.01.2014

«Реальное покаяние - это не декларации»

Андрей Кураев и Михаил Ардов - об итогах патриаршего служения владыки Кирилла 1 февраля исполнится пять лет, как на Поместном соборе РПЦ был избран патриархом митрополит Кирилл. За эти годы в РПЦ и вокруг патриарха произошло множество скандалов: двушечка фигурантов дела Pussy Riot, разоблачение нехорошей патриаршей квартиры, история с заретушированными часами Брегет. И аккурат к пятилетнему юбилею новый скандал: известный богослов и популярный блогер Андрей Кураев заявляет о существовании в РПЦ голубого лобби. Что сегодня происходит в РПЦ,

16:06 17.01.2014

В РПЦ призвали Кураева отказаться от интриг и покаяться

Москва. 17 января. INTERFAX.RU - Московский патриархат заявил в пятницу, что за информационными вбросами протодиакона Андрея Кураева по поводу "голубого лобби" в РПЦ кроется стремление к мести и самопиару. Глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что суждения Кураева вызваны местью за увольнения из Московской духовной академии. Такое мнение он высказал в эфире программы "Комментарий недели" на православном телеканале "Союз". По его словам, уволенный в конце декабря из МДА Кураев

08:06 12.01.2014

Протодиакон РПЦ Андрей Кураев встретился с Pussy Riot

Протодиакон Русской православной церкви Андрей Кураев встретился с участницами панк-группы Pussy Riot Марией Алехиной и Надеждой Толоконниковой, сообщает Фонтанка. После встречи миссионер РПЦ рассказал, что он радосвобождению девушек по амнистии, приуроченной к 20-летию Российской Конституции. Я рад, что они не намерены повторять в храмах акции, подобные тем, что привела их в тюрьму. Я рад тому, что в зонах они ходили в храмы и ждали внимания к ним священников. Я рад, что они будут помогать открытию храмов в зонах. Я рад, что они намерены

13:39 09.01.2014

Андрей Кураев о суррогатном материнстве

Позиция Церкви по поводу суррогатного материнства ясно выражена в Основах социальной концепции нашей Церкви, принятой Архиерейским собором в 2000 году. Суррогатное материнство... противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. Суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и

20:57 24.12.2013

Кого страдания делают лучше?

Андрею Кураеву хватило такта назвать только что совершенно безвинно отсидевшую, в том числе, и стараниями организации, в которой он, Кураев, играет непоследнюю роль, два года Марию Алехину дурой, бросив ей заодно и упрек в недостатке материнских чувств. Причина? Мария продолжает думать, что обличение ею и ее подругами язв общества и церкви было дело правильным. По-моему, умение сохранять справедливое мнение вопреки мнению толпы как раз признак зрелого ума. Меня как раз куда больше покоробили прозвучавшие прошлой осенью разговоры про этическую Андрей Кураев: Геи вышли из спален и двинулись в большую политику

Представитель Русской Православной Церкви, протодиакон и профессор Московской духовной академии Андрей Кураев в интервью НСН высказался резко против нападок на российскую чемпионку Елену Исинбаеву и назвал ЛГБТ- активистов жестоким и тоталитарным противником Разразившийся скандал с трехкратной чемпионкой мира Еленой Исинбаевой еще больше разбередил и без того болезненный для российского общества вопрос о правах представителей ЛГБТ-движений, в свете недавно принятого закона о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних.

13:00 13.07.2013

Батюшки шутят, батюшки продолжают шутить

В период перехода от хрущевской оттепели к брежневскому застою среди интеллигенции были популярны две маленькие книжки: Физики шутят и ее продолжение Физики продлжают шутить. Острословы быстро придумали тогда и название для третьей, никогда не изданной книги этой серии Физики дошутились. Эта история вспомнилась мне в связи с двумя последними выступлениями Андрея Куравева: о вреде праздника Нептуна и о необходимости скорректировать процедуру зажигания олимпийского огня в языческой Греции, коль скоро ему предстоит быть доставленным в такую

17:52 12.07.2013

Андрей Кураев: Учебник «Основ православной культуры» получился странным

Купил учебник Основы православной культуры для 4 класса. Автор А. В. Муравьев. Руковидитель проекта - М. М. Шахнович.Изд-во Просвещение. Учебник, а не пособие и не книга для учителя.Рекомендован (а не просто "допущен") Министерством образования. Положительные заключения РАН и РАО.160 страниц.Книга большая. Полагаю, учителя найдут в ней немало полезного материала. Всем учителям советую приобрести эту книгу. Но вот идти ли с нею в класс вопрос более сложный, так как с методической точки зрения текст вышел странный.Методисты говорят, что нельзя

Конспект лекции:

Определение терминов: экклесия

Иллюстрацию к пониманию Церкви отец Андрей подобрал парадоксальную. В одном фантастическом романе описываются телепаты. Их способности по наследству не передаются, поэтому для сохранения себя как клана - носителя власти каждый год телепаты приходят в вузы, где сдают вступительные экзамены молодые люди, и «думают»: «Кто нас слышит, зайдите в комнату такую-то». Те ребята, которые услышат эту мысль, но еще не осознают, что это именно телепатические способности, а не радио, не пойдут сдавать экзамены, явятся в назначенную комнату, где с ними начнут проводить воспитательную работу.

В этом сюжете есть нечто очень похожее на жизнь Православной Церкви. Те люди, которые слышат голос Бога, хотя бы в виде тоски, собираются в стаи.

Что значит слово «церковь»? Греческим словом «экклесия», обозначавшим в Древней Греции народное собрание, был переведен в Септуагинте еврейский термин «кагал» (собрание, община). Отсюда и получено слово «церковь», обозначающее собрание верных - «некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Петр., 2:10).

Чувствуя, что дело идет к эзотерически-гностическому пониманию Церкви, лектор пояснил:

Притчи о талантах никто не отменял. Людей вовсе бесталанных нет. И понятно, что Христос говорил не о таланте инженера или скрипача, а о религиозной отзывчивости.

Приход: «Церковь бомжующая»

Другое важное для понимания Церкви слово - приход. Это тоже попытка перевода, уже изначально греческого термина парикиа (дословно: вне дома). От существительного «парик» («бездомный») святой муж апостольский Игнатий Богоносец создает этот глагол. И использует его в письмах местным Церквам, к которым обращается, когда его везут на суд и казнь в Рим: «Церкви Божией, пребывающей…» (в Смирне, Риме и т. д.). То есть Церкви бездомной, бомжующей.

Само это слово является аллюзией на слова апостола Павла: «У нас нет здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем» (Евр 13, 14). И здесь уже необходимо обратить внимание на эсхатологическое настроение древней Церкви.

Как ожидание Христа ломало стены храмов

Самоощущение христианина отец Андрей охарактеризовал стихами Марины Цветаевой:

Ты как тварь, ждущая утра,

Чем-то - здесь, всем - за окном

(Поэма Лестницы).

Мотив ожидания выразился даже в архитектуре. Кураев напомнил о существовании в православном храме апсиды - восточная стена, выгнутая на восток, откуда грядет Христос. -Надеюсь, у нас «реформа вежливости» не будет принята, и алтарь не будет обращен на запад, - заметил богослов. - Батюшка не к вам обращается, а к Богу от вашего имени.

Если священник оборачивается к людям и смотрит им в глаза, значит, между ним и паствой существует конфликт. Кстати, этим же святитель Григорий Нисский объяснял, почему Моисей не мог смотреть в лицо Богу, а видел лишь «задняя Его»: смотреть в лицо Бога может тот, кто идет против него.

Пастырь - священник - пред-стоятель. Отец Андрей указывает на эту связь. Овцы пасутся не так, как привычные нам коровы - они идут за пастырем. Если пастырь стоит спиной к прихожанам - мы вместе с ним идем за Христом. Если лицом - мы никуда не идем, динамика закончена.

В апсиде выразилось устремление Древней Церкви на Восток, радостное ожидание Христа. Так что мы не столь при-хожане, сколько пре-хожане.

Почему апостолы не писали Типикон?

Апостолы не ожидали, что история настолько затянется, - объясняет богослов главную трудность экклезиологии. - Ранние христиане не думали, что будет большой зазор между Вознесением и возвращением Христа. Первая сенсация для христиан - смерть ап. Стефана. Как христианин может умереть, уже вкусив источника бессмертия?!

Вновь отец Андрей обращается к поэзии Цветаевой:

Не штык-так клык,так сугроб,так шквал,

В Бессмертье что час-то поезд.

Пришла и знала одно:вокзал.

Раскладываться не стоит.

(Поезд жизни)

Кураев отмечает псхиологическую ошибку, совершаемую современными христианами: у нас принято все установления Церкви относить к апостолам: они так устроили и мы ничего не меняем.

Не выходит. Апостолы не могли написать Типикон. Они не собирались здесь раскладываться. Все нормы и каноны складываются потом, как правила дорожного движения.

Простой пример лектора - дорога. Она может ремонтироваться, тогда правила предписывают движение со скоростью 30 километров в час, может превратиться в хайвей, тогда ее скорость будет не меньше 120 километров в час. Назначение дороги не меняется, меняются правила.

Отсюда - формула русского богослова В. В. Болотова: «В Церкви канонично то, что полезно для Церкви». Здесь, правда, встает опасный вопрос: кому дано решать, что для Церкви полезно?

Святая Церковь

В Символе веры к Церкви относятся четыре атрибута: единая, святая, соборная, апостольская. Все это предметы веры, то есть совсем не очевидные вещи. Чаще мы видим отнюдь не святые аспекты церковной жизни.

Лектор советует обратить внимание на термин «темный двойник Церкви» из работы С. Фуделя «У стен Церкви».

Этот двойник на спорткарах и с побрякушками очень хорошо виден. Увидеть ее за ним - сложно.

В чем же святость Церкви? Кураев предлагает следующее решение. Церковь свята в ветхозаветном смысле - она предназначена, отделена. Святой сосуд не используется для профанных целей. Израильский народ священен не в том смысле, что среди евреев больше хороших людей, а в том, что у Бога о нем был свой замысел.

В исполнении этого замысла проявляется и забота Христа о Церкви. И это далеко не забота няньки. Лектор напомнил историю про цадика (еврейский праведник), рассказанную митрополитом Сурожским Антонием. Некий очень благочестивый цадик жил крайне бедно, в тяжелых обстоятельствах, но на недоумение окружающих людей отвечал убеждением, что Бог его любит: «Если Господь щедро одарил меня нищетой, значит, Он решил, что это мне полезно».

Божья любовь бывает не только болеутоляющей, но и болепричиняющей, - жестко заявляет миссионер.

Кому служит Церковь?

Итак, Церковь полностью отделена от мира.

Поэтому меня тошнит от фраз: «Русская Церковь служит своему Отечеству!» - чистосердечно признается отец Андрей. - Церковь не для службы Отечеству создавалась.

Отца Андрея покоробило выступление на инаугурации Барака Обамы архиерея Константинопольской Церкви. В речи говорилось о священных обязанностей Обамы.

Кто его за язык тянул?! - возмущен миссионер. - Американское либеральное сознание воспринимает президента как обслугу. Общество нанимает таджиков работать на дороге, а Обаму нашли в Кении, чтобы нанять работать президентом. Единственное, чему я обрадовался, - тому, что это было сказано не у нас. Иначе сколько бы опять на Патриарха полилось.

Если архиереи не одолели Церковь, или Немного о святости Церкви

Лектор посоветовал обратиться к работе Н. Бердяева «О достоинстве христианства и недостоинстве христиан». В этом тексте есть ссылка на «Декамерон»: молодой француз уговаривает друга - еврейского купца креститься. Тот согласен, но хочет для начала посетить Рим. Француз его в ужасе отговаривает - ничего хорошего в Риме эпохи Возрождения нет. Еврей, тем не менее, едет в Рим, после чего немедленно крестится. Он видел все чревоугодие, разврат, двуличие и уверен: римское духовенство прикладывает все усилия к уничтожению Церкви. Раз она еще существует, то Сам Господь ей помогает.

Если архиереи не одолели Церковь, то и врата адовы не одолеют ее! - подытоживает Кураев.

Главное - самих себя включать в число терпимых, а не терпящих: не я терплю - меня терпят. -Знание мерзости церковной истории тоже преисполняют оптимизма, - замечает миссионер, и приводит иллюстрацию: во время турецкого владычества некий паша требует от греческого священника отпеть его собачку. Священник упирается, отказывается, говорит, как последний аргумент, что епископ не позволит. Паша обещает все вопросы с епископом решить и настаивает на отпевании животного.

Разумеется, епископ, узнав о таком нарушении, наказывает священника, запрещает его в служении. Паша приходит к архиерею с мешком золота, и тот вновь вызывает священника: «Как ты смел отпевать собаку такого человека без меня!»

«И после этого еще кто-то нас обвиняет в сергианстве!» - иронизирует Кураев.

Святость Церкви - это святость веры и таинств. К личной святости это отношения не имеет.

Единство Церкви

Говоря о таком атрибуте Церкви, как единство, отец Андрей обращается к злободневному примеру: широко обсуждаемой судьбе священника Димитрия Свердлова, выведенного за штат и запрещенного в служении на пять лет. Напомним, формальной причиной запрета стал отказ священника служить в том храме, куда он был направлен. Сам отец Димитрий объяснил это тем, что его направили служить под руководство священника, с которым он находился в состоянии тяжелого конфликта.

Один из важнейших вопросов богословия: не совпадает правда каноническая и правда нравственная. Отец Дмитрий сказал: «Я не пойду на новый приход, потому что знаю, что настоятель терпеть меня не может. Если бы я пошел на тот приход, я должен был бы с ним сослужить, говорить: «Христос посреди нас!» - а этого на самом деле нет».

В самом деле, при сослужении клирики должны эти слова сказать друг другу. В алтаре. Держа в руках Тело Христово. Вроде бы, это уж точно не место и не время для совершения греха лжесвидетельства. А если эти священники знают, что у них не то что недобрые отношения - у них они продолжатся такими же и после Причастия?

С другой стороны, есть правило, согласно которому клирик, отказывающийся от сослужения и Причастия с другим клириком без благовидной причины, подлежит лишению сана.

В какой степени наши грехи нарушают наше единство? В силах ли человек порвать нешвенный хитон Христа? Или там, где мы подвели черту, Бог ее может не принять?

Другой пример отца Андрея: отношения с Зарубежной Церковью - сколько анафем было, а «телеграмма до неба не дошла». И таких случаев в истории Церкви было много.

-«Что свяжете на земле, то будет связано на небесах», - цитирует миссионер Писание. - Это кому сказано?

Католическая экклезиология утверждает, что эти слова - для священноначалия. А протестанты уверены, что эти слова сказаны каждому христианину: что я в своей душе скажу, то остается навсегда. «В чем застану, в том и сужу», - цитирует Христа св. Иустин Философ - или по Достоевскому: «На земле все начинается, но не кончается». Раны, нанесенные человеком своей душе, будут вечны.

Граница Церкви

Церковь подобна сталактиту, растущему от Неба к земле. От Троицы - к Боговоплощению - к людям.

Вопрос о границах Церкви не очевиден. Единство Церкви определяется тем, что она - Тело Христово. Но где начинается и заканчивается тело? Волосы? Зубы? Бактерии в организме?

На уровне догматики Церковь - Тело Христово, единое в кровоснабжении. Кто не участвует во Вселенской литургии - в Теле не участвует. С формальной точки зрения не имеет значения по каким причинам и при каких обстоятельствах человек лишился пальца. Но с точки зрения канонов расстояние и мотив отпадения от Церкви имеют значение. Поэтому и прием в Церковь осуществляется по-разному: через крещение, миропомазание и покаяние. Василий Великий сам не знал, откуда приходит это различие.

Каждый из нас частично в Церкви и частично вне ее, - делает вывод Кураев. - Граница Церкви проходит по мне, и она подвижна, потому что я - разный.

Соборность Церкви

В оригинале слово «соборность» не имеет к соборам («синод») никакого отношения и звучит как «кафолики». Это слово не разговорное, из лексикона Аристотеля, и Кирилл и Мефодий его не переводили. Блаженный Августин, напоминает отец Андрей, определяет качество кафоличности следующим образом: «по всему миру». Но это был ответ донатизму - локальному и замкнутому явлению..

Кирилл Иерусалимский говорил, что кафоличность значит: «Содержит в себе все, необходимое для спасения, полноту благодати».

В результате, в древних богослужебных книгах идет разнобой: в «Повести временных лет», например, перевода этому слову вообще нет.

Иногда переводят словом «повсемная». Слово «соборный» утверждается в славянской письменности лишь к ХIV веку. Почему? Одна из причин: патриархаты Рима и Константинополя уже взяли себе соответствующие термины, поэтому был избран этот - чтобы не воспринимать Символ Веры как присягу на верность.

Апостольская Церковь

Представьте себе, что апостол Павел попадает в наш XXI век, в храм Христа Спасителя. Скорее всего, его не пустит охрана, потому что он неадекватно одет. Но предположим, он сможет возникнуть внутри собора. Что он скажет?

Сначала у него будет просто дикий шок: «Это мои ученики и преемники?!» Но я все же надеюсь, что если он не сразу убежит, а останется, всмотрится - он признает в нас Своих.

Мария Сеньчукова

Православие и мир