Социально-экономическое развитие России во II половине XVII века. Россия во второй половине XVII века

История России. Факторный анализ. Том 2. От окончания Смуты до Февральской революции Нефедов Сергей Александрович

1.10. Традиции и вестернизация во второй половине XVII века

Возвращаясь к описанию роли технологического (диффузионного) фактора, необходимо, прежде всего, дать краткую характеристику соотношения восточных и западных компонентов в российском обществе XVII века, в его социальной и материальной культуре. Европейцам, посещавшим Россию в этот период, бросалось в глаза отличие русских обычаев и порядков от привычных им. «И поныне у них оказывается мало европейских черт, а преобладают азиатские, – отмечал в 1680 году тосканский посол Яков Рейтенфельс. – Покрой одежды, пышность при общественных торжествах, обычный способ ведения хозяйства, приемы управления государством, весь, наконец, строй жизни отзывается у них более азиатской необузданностью, нежели европейскою образованностью…» Рейтенфельс описывает восточные обычаи русских: они имеют обыкновение спать после обеда, берут пищу с блюда пальцами, при встрече целуют друг друга или отвешивают глубокие поклоны, постоянно упражняются в верховой езде и стрельбе из лука, свободное время, как персы, проводят за игрой в шашки. «Пренебрегая каменными домами, они совершенно справедливо полагают, что гораздо здоровее, по причине сильных и постоянных холодов, запираться, подобно татарам и китайцам, в деревянные». Голландский путешественник Ян Стрейс писал, что в Москве много общественных бань, подобных турецким и персидским, что вследствие закона об одежде каждый должен одеваться по назначенному ему образцу, что «они пишут на коленях, хотя бы перед ними и стоял стол», что женщин «держат взаперти, почти как турчанок». Придворный врач царя Алексея Михайловича Самуэль Коллинс добавляет, что «красотою женщин почитают они толстоту», что женщины, чтобы понравиться мужьям, чернят свои зубы и белки глаз.

К восточным обычаям относилось и почитание царя. «Приветствуя же царя, они обыкновенно распростираются ниц всем телом по земле», – отмечает Я. Рейтенфельс: это был китайский обычай «челобития», «коу тоу». Такого же коленопреклонения требовали от западных послов, одаряя их взамен, по восточному обычаю, шубами. Московиты почитали царя наравне с Богом: «Мосхи постоянно открыто всюду заявляют, что Богу и царю все возможно и все известно, что только Богу и царю они готовы отдать все, что только имеют наилучшего, и даже самую жизнь».

В начале XVII века обычаи царского двора не отличались от народных, и москвичи чутко реагировали на случаи их нарушения: когда стало известно, что Лжедмитрий не спит после обеда, сразу же распространился слух, что царь «подмененный». Для Михаила Федоровича итальянские мастера построили каменный дворец, но он предпочитал жить в деревянных хоромах, находя их более здоровыми. Алексей Михайлович был настолько набожен, что стоял на службе 5–6 часов и отбивал по тысяче земных поклонов. В 1648 году царь официальным указом запретил работать по воскресеньям и праздникам, обязал всех ходить в церковь и соблюдать пост, а также запретил играть в карты и шахматы, приказал уничтожить музыкальные инструменты и т. д. Тогда же было запрещено курение, выращивание и продажа табака. В 1675 году Алексей Михайлович повелел объявить придворным, чтобы они «иноземных немецких и иных извычаев не перенимали, волос у себя на голове не подстригали, а также платья, кафтанов и шапок у себя не носили и людям своим потому же носить не велели». Летний дворец, построенный царем в Коломенском, имел вид русского терема: он был украшен резьбой и флюгерами и расписан внутри русским иконописцем Федором Ушаковым и армянином Иваном Салтановым. Царский трон Алексея Михайловича был сделан персидскими мастерами, а корона была привезена из Константинополя. Однако во дворце было множество зеркал и часов – это были первые признаки культурного влияния Европы.

Европейское культурное влияние прокладывало себе дорогу через экономические новации. При Алексее Михайловиче инициатором этих новаций выступал Б. И. Морозов; в своем обширном хозяйстве он экспериментировал с различными сельскохозяйственными культурами и осваивал новые по тем временам промыслы: разводил рыбу в искусственных прудах, занимался садоводством, создавал конские заводы. Новаторский дух этого предпринимателя хорошо отражает случай, произошедший в 1651 году: узнав, что полковник Крафорд имеет привезенные из Европы семена новой масленичной культуры, Морозов предложил ему лучшие земли и послал нескольких крестьян учиться у Крафорда. С помощью немецких монахов было заведено виноделие в Астрахани, и в 1658 году ко двору было доставлено оттуда больше тысячи ведер красного вина. В 1659 году Морозов познакомился с известным славянским просветителем Юрием Крижаничем, который приводит в своем трактате «Политика» множество социально-экономических рекомендаций в духе эпохи Просвещения. «Отчего я не молод, чему бы я еще смог научиться!» – воскликнул Морозов после беседы с Крижаничем.

А. И. Заозерский считает, что Морозов передал дух новаторского предпринимательства своему воспитаннику, царю Алексею: Алексей не раз бывал в морозовском поместье Покровское и был в курсе проводимых там хозяйственных экспериментов. В те времена ботанические сады были в моде в Европе. Марселис привез царю подарок герцога гольштинского – садовые розы из Готтфордского сада; Виниус достал саженцы персика, абрикоса, миндаля, испанской вишни. В 1662 году направлявшимся в Англию послам было приказано привезти оттуда «семян всяких». В 1664–1665 годах царь основал собственное экспериментальное хозяйство, поместье Измайлово; были разосланы гонцы, чтобы привести из различных мест семена или саженцы винограда, тутового дерева, хлопчатника, красильной травы марены, грецкого ореха и многих других культур. Попытки разведения тутовых деревьев и хлопчатника, естественно, закончились неудачей, но эксперименты продолжались: было освоено мануфактурное производство льняных тканей, построен сафьянный завод, два стекольных и три железоделательных завода.

Эксперименты и новшества вскоре вышли за рамки царского хозяйства. Еще в 1657 году царь приказывал своему голландскому эмиссару Гебдону нанять «алхимистов самых ученых, рудознатцев серебряных, медных и железных». Начиная с 1666 года нанятые «рудознатцы» отправляются с экспедициями для разведки руд в различные районы страны. Выдвигались торговые проекты, еще в 1663 году московский посол пытался договориться с курляндским герцогом об отправке кораблей в Индию. Переговоры закончились неудачей, тогда московское правительство стало искать торговые пути на юге. Торговый путь через Каспийское море уже давно привлекал к себе внимание западных купцов, просивших у Москвы разрешения организовать транзит персидского шелка в Европу. В 1663 году с «великим посольством» в Персию была отправлена большая торговая экспедиция, которая привезла товаров на 80 тысяч рублей.

В 1665–1667 годах главой московского правительства стал А. Л. Ордин-Нащокин, «царственных и государственных посольских дел боярин». Ордин-Нащокин организовал для Посольского приказа регулярный перевод иностранных газет (время от времени они переводились и раньше) и присылку большого количества книг. В это время во множестве печатаются переводные польские книги; если в первой половине XVII века было переведено с европейских языков лишь 13 книг, то во второй половине – 114 книг. Вслед за переводной беллетристикой появляются и первые русские повести, например, «История о российском дворянине Фроле Скобееве».

Одним из ближайших сотрудников Ордина-Нащокина был проживавший в Москве голландский купец Иоганн ван Сведен. Ван Сведен построил первую в России бумажную мельницу и первую суконную фабрику. В 1665 году Ордин-Нащокин поручил ван Сведену организацию регулярной почтовой службы, а в 1667 году – строительство первого корабля для каспийского флота. Прежде на Каспии плавали допотопные «царские бусы», обшивку которых вязали лыком, без гвоздей, так что эти суденышки годились только на один – два рейса. Теперь же предполагалось завести настоящий торговый флот, и первый корабль этого флота, «Орел», был построен весной 1669 года; он спустился по Волге к Астрахани, но был захвачен здесь казаками Разина. Тем не менее Ордин-Нащокин подписал договор с армянской компанией о транзите персидского шелка через Россию, и со временем эта торговля стала весьма значительной. В правление Софьи князь В. В. Голицын построил два фрегата, которые доставляли шелк из Шемахи в Астрахань.

Вторым лицом в правительстве 1660-х годов был окольничий Богдан Матвеевич Хитрово, друг царя и ближайший поверенный его личных дел. Как и Ордин-Нащокин, Хитрово был «западником», и говорили, что он получает от голландцев большие деньги. Под влиянием Хитрово царь назначил воспитателем своих детей западнославянского просветителя Симеона Полоцкого, который учил их латинскому и польскому языкам, и даже сочинению стихов. Полоцкий был одним из первых русских церковных философов и поэтов (он писал на церковнославянском языке), одно время он руководил школой в Спасском монастыре, которая знакомила с польской культурой молодых дипломатов и чиновников из Тайного приказа. Полоцкий содействовал также и распространению западной живописи, в это время появились первые царские парадные портреты и пейзажи, которыми украшали не только дома, но и аллеи парков.

После смерти Алексея Михайловича на престол взошел ученик Симеона Полоцкого царь Федор Алексеевич (1676–1682). Молодой царь Федор был женат на польской дворянке Агафье Грушецкой, он знал латинский и польский языки и был поклонником польской культуры. Федор приказал придворным носить польские кафтаны; это был символический акт культурной переориентации с Востока на Запад, и царский летописец Адамов четко передал идейный смысл реформы: «платье народу российскому повелел носить от татар отменное». Новый царь попытался заставить москвичей строить каменные дома, приказал восстановить славяно-латинскую школу в Спасском монастыре и назначил ее руководителем другого ученика Полоцкого, Сильвестра Медведева.

В 1682 году смерть царя Федора, тяжелая болезнь его брата Ивана и малолетство другого наследника, Петра, вызвали кризис самодержавия. На арену снова вышли боярские группировки, начавшие борьбу за власть под видом поддержки царя Петра или царя Ивана. В эту борьбу вмешались московские стрельцы, недовольные злоупотреблениями своих начальных людей и опасавшиеся роспуска стрелецкого войска (стрелецкие полки вне Москвы уже были преобразованы в солдатские). Князь Хованский, возбуждая стрельцов, кричал, что «и вас, и нас отдадут в неволю чужеземному врагу, Москву погубят, а веру православную истребят». Это была традиционалистская реакция, направленная против военной реформы, проводимой по иноземному образцу.

Единственным представителем царской семьи, способным поддержать авторитет власти в обстановке начавшейся анархии, оказалась царевна Софья. Она укрылась вместе с братьями в Троице-Сергиевой лавре, призвала на помощь поместное ополчение и привела стрельцов к покорности. Таким образом, в критический момент монархия нашла опору в дворянстве; другой опорой Софьи стала боярская аристократия. В силу своего положения Софья не могла проявлять самовластие и поэтому искала поддержки знати, в большом количестве раздавая думные чины. Современники свидетельствуют, что Софья правила вместе с боярами.

Бояре, как и стрельцы, не были заинтересованы в сохранении полков «иноземного строя». Правительство было вынуждено пойти на уступки традиционалистам: около четырехсот иностранных офицеров (примерно треть) было уволено, и на службе остались только обрусевшие «немцы», которых принимали «по выбору». С другой стороны, дворянство воспользовалось слабостью центральной власти и уже во время сбора в Троице-Сергиевой лавре предъявило ей свои сословные требования, в первую очередь касавшиеся усиления сыска беглых крепостных. Другой уступкой дворянству был указ 1684 года, установивший, что поместья (даже большие) после смерти их владельца остаются в роду и делятся между наследниками сверх их поместных окладов – несмотря на то, что наследники не выслужили этой прибавки. Указ 1688 года разрешал продажу вотчинных крестьян без земли; указы 1688 и 1690 годов санкционировали право владельцев обменивать как вотчины, так и поместья. К концу XVII века различие между поместьем и вотчиной почти стерлось; поместья передавались по наследству по мужской линии, отдавались вдовам и незамужним девушкам «для прокорму» и иногда даже продавались.

Традиционалистская политика Софьи была вынужденной. Как и ее брат, царь Федор, Софья училась у Симеона Полоцкого; по некоторым сведениям, царевна владела польским языком. После смерти Полоцкого место духовника и наставника Софьи занял другой сторонник сближения с Западом, Сильвестр Медведев. Первым помощником Софьи в государственных делах (и ее возлюбленным) был начальник Посольского приказа известный «западник» князь В. В. Голицын. По свидетельству де ла Невилля, Голицын знал польский язык, он разрешил иностранцам свободный въезд в Россию, позволил дворянам посылать детей на обучение в Польшу, допустил в страну иезуитов и часто беседовал с ними. Ходили слухи, что Голицын намеревался сделать Сильвестра Медведева патриархом с тем, чтобы объединить греческую и латинскую церкви. Эти планы (или слухи о них) вызывали яростный протест патриарха Иоакима, который стал главным врагом Голицына и Софьи.

В 1687–1689 годах, во время войны с Турцией, Голицын был вынужден снова обратиться к найму иностранных офицеров, чтобы доукомплектовать 75-тысячное войско «иноземного строя». Знать (по польскому образцу) была расписана по регулярным ротам во главе с ротмистрами и хорунжими. Протестуя против этих нововведений, князья Б. Ф. Долгоруков и Ю. А. Щербатов явились на смотр, одетые вместе со своими людьми в черное траурное платье. Позже к протесту знати присоединился и патриарх Иоаким, который публично предрек несчастье армии, зараженной присутствием офицеров-иноверцев. Поход действительно закончился неудачей – и патриарх сразу же напомнил о своем пророчестве.

Неудача крымских походов пошатнула положение Софьи и Голицына. Когда в 1689 году вспыхнул конфликт между Софьей и царем Петром, патриарх Иоаким и многие князья (в том числе Долгоруковы и Щербатовы) немедленно перешли на сторону молодого царя. Таким образом – как это ни странно – победа Петра была обусловлена поддержкой традиционалистской партии. По словам М. М. Богословского, царь «в этой борьбе был все же гораздо более символом, чем активно действующим лицом с собственной инициативой». Поглощенный своими потехами, царь не занимался государственными делами, и власть оказалась в руках патриарха Иоакима и традиционалистски настроенных бояр, родственников матери Петра Натальи Нарышкиной. Де ла Невилль писал, что «те, кто радовался падению Голицына, вскоре раскаялись в его погибели, так как Нарышкины, которые управляют ими в настоящее время, будучи необразованны и грубы, начали… уничтожать все, что этот великий человек ввел нового…» Сильвестр Медведев был казнен, иезуитам пришлось покинуть Россию, полки «иноземного строя» были распущены по домам, а большинство иностранных офицеров были уволены.

В конечном счете боярское правление тяжело отразилось на дисциплине дворянства и состоянии полков «иноземного строя». В 1695 году, при первом походе на Азов, в боевой готовности оказалось лишь 14 тыс. солдат; остальное 120-тысячное войско состояло из ратников «русского строя», то есть из стрельцов и поместного ополчения. Впоследствии, в 1717 году, князь Я. Ф. Долгорукий говорил Петру, что его отец устроением регулярных войск путь ему показал, «да по нем несмысленные все его учреждения разорили», так что Петру пришлось почитай все вновь делать и в лучшее состояние приводить.

Таким образом, ослабление самодержавия было обусловлено в основном случайными факторами, но оно открыло дорогу традиционалистской реакции и привело к тому, что результаты второй военной революции были отчасти утрачены.

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 13. Англия во второй половине XVII века Период кромвелевской республикиМонархи Европы приняли в штыки революционные события в Англии, в особенности казнь короля. Даже республиканские Нидерланды предоставили приют сыну казнённого Карла I. А в далёкой России царь Алексей

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора

7. Во второй половине XVII века Романовы очистили русские кладбища от старых надгробий, которые были уничтожены либо использованы как строительный камень Раскопки 1999–2000 годов в Лужецком монастыре Можайска В Можайске находится один из древних русских монастырей -

Из книги Москва еврейская автора Гессен Юлий Исидорович

Илья Кунин ЕВРЕИ В МОСКВЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII века В 80-х и 90-х годах прошлого века московская Купеческая управа издала в девяти томах «Материалы для истории московского купечества». Эти «Материалы», несмотря на большую ценность сведений, заключающихся в них, до сих

Из книги Изгнание царей автора Носовский Глеб Владимирович

4.5. Очистка русских кладбищ от старых надгробий во второй половине XVII века Раскопки 1999–2000 годов в Лужецком монастыре Можайска Мы глубоко благодарны Ю.П. Стрельцову, обратившему наше внимание на факты, о которых пойдет речь в данном разделе.В Можайске находится

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

2. ГЕРМАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI И В НАЧАЛЕ XVII В. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УПАДОК ГЕРМАНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI В. Экономический подъем, происходивший в германских землях с 30 –40-х и особенно с 70-х годов XV в., сменился около середины XVI в. глубоким упадком, явившимся результатом

Из книги Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX вв. Часть 3: учебник для вузов автора Коллектив авторов

Италия во второй половине XVI–XVII вв. Опустошительные войны, усиление политической раздробленности, установление иностранного господства самым негативным образом отразились на социально-экономическом развитии итальянского общества. На короткое время установление

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

Глава 3 РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. § 1. ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАХВАТА МОСКОВСКИМИ КНЯЗЬЯМИ СОСЕДНИХ КНЯЖЕСТВ В течение XIII–XV вв. в Восточной Европе повышались температура и влажность. Населению Северо-Восточной Руси это позволило приступить к освоению

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ПОД ВЛАСТЬЮ МАНЬЧЖУРОВ: ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ДИНАСТИИ ЦИН ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВЕКА В октябре 1644 г. Фулинь был провозглашен императором новой династии Поднебесной - Цин, столицей которой стал Пекин. Маньчжуры тут же попытались ввести в городе свои порядки,

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Картлийское и Кахетское царства во второй половине XVII века 1. Бахтрионское восстание. В конце 50-ых годов XVII века в Кахети сложилось крайне тяжелое положение. Иранский шах Аббас II (1642–1666), подобно своему предку Аббасу I, стал заселять Кахети туркменскими племенами. Было

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Особенности развития культуры в Украине во второй половине XVI - первой половине XVII века Влияние западной культуры на Украину, начавшееся частично в первой половине XVI столетия, значительно усилилось после Люблинской унии и продолжалось почти до конца XVIII века. На рубеже

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

183. ЯН СТРЕЙС. ШЕМАХА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВЕКА Отрывок из сочинения Стрейса, посвященный описанию Шемахи, приводится по изданию «Три путешествия» (см. № 160).8-го вошли мы в знаменитый Персидский 2 торговый город Шемаху. Он лежит под 40°50? широты в долине Ширван или Мидии.

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Из книги Великое прошлое советского народа автора Панкратова Анна Михайловна

3. Народные движения против крепостного строя в середине и во второй половине XVII ВЕКА Степан Разин Польская и шведская интервенция тяжело отразилась на внутреннем состоянии Русского государства. Хозяйственная жизнь страны оказалась в полном расстройстве. Торговля

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 13. Англия во второй половине XVII века Период кромвелевской республикиФеодальные монархи Европы приняли в штыки революционные события в Англии, в особенности казнь короля. Даже буржуазная Голландия предоставила приют сыну казненного Карла I. А в далекой России царь

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

14. Во второй половине XVII века Романовы очистили русские кладбища от старых надгробий, которые были уничтожены либо использованы как строительный камень Раскопки 1999–2000 годов в Лужецком монастыре Можайска В Можайске находится один из древних русских монастырей -

Из книги Русско-литовская знать XV–XVII вв. Источниковедение. Генеалогия. Геральдика автора Бычкова Маргарита Евгеньевна

Польские традиции в русской генеалогии XVII века Русская генеалогия второй половины XVII в. испытывала большое влияние польской литературы. Это было связано как с общим интересом к польским авторам, который проявлялся в официальной деятельности Посольского приказа

Дополнительная литература

Основная литература

Список литературы

Основные понятия дисциплины

Княжеские съезды. Вече. Боярская дума. Русская Правда. Дружинники. Бояре. Удельные князья. Полюдье. Повоз. Огнищанин. Смерд. Рядович. Закуп. Холоп. Феодальная раздробленность. Судебник. Казна. Двор. Воевода. Наместники и волостели. Губной староста. Целовальник. Земский Собор. Опричнина. Семибоярщина. Система местничества. Соборное Уложение. Барщина и оброк. Приказы. Окольничий. Думный дьяк. Коллегии. Губернии и провинции. Сенат. Рекрутская повинность. Городничий. Министерства. Конституция. Земства. Городская дума. Государственный совет. Всеобщая воинская обязанность. Манифест. Государственная дума. Политическая партия. Цензура. Временное правительство. Всесоюзный съезд Советов. Совет народных комиссаров. ЦИК. Система советов. Верховный Совет. Политбюро. Центральный комитет партии. Президент. Всеобщая декларация прав и свобод 1948г. Верховный суд. Высший арбитражный суд. Конституционный суд.

1. История государства и права России. Под ред. Ю.П.Титова. М.: Проспект, 2006.- 541с.

2. История государства и права: словарь-справочник. Отв. Ред. М.И. Слушков – М.: Юридическая литература, 1997. – 303с.

3. Клеандрова В.М. История государства и права России. М.:Проспект, 2011. -563с.

4. История государства и права России. Отв. Ред. Чибиряев С.А. – М.: Былина, 1998. – 524с.

Боффа Дж. История Советского Союза. В 2-х т. – М., 1994.
Вернадский Г. В. История России. Древняя Русь. – М.,1996.
Герберштейн С. Записки о Московии. – М., 1998.
Государственные учреждения в России XYI – XYIII вв.// Под ред.Н.Б. Голиковой. – М., 1991г.
Документы свидетельствуют: из истории деревни накануне и в ходе коллективизации 1927 – 1932 гг.// Под.ред. В.Н. Данилова, Н.А.Ивницкого. – М..1989
Ефремова Н.Н. Судоустройство Российской империи XYIII – XX вв.-М., 1996.
Зайончковский П. А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. – М., 1978.
Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX в. – М.,1978.
Законодательство Петра I // Отв. ред. А. А. Преображенский, Т. Е. Новицкая. – М.,1997г..
Институты самоуправления. Историко-правовое исследование. – М.,1995.
Карамашев О. М. Законодательные основы формирования дворянского сословия Российской империи. – СПб.,1998.
Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте // Вопросы истории. 1991. № 4-11.
Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России.-Л.,1969.
Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание. История рождения и гибели. – М., 1997.
Развитие русского права в XY – первой половине XYII в.-М.,1986.
Развитие русского права во второй половине XIX в.- начале XX вв. //Отв. ред. Е. А. Скрипилев.- М. – 1997.
Рассел Б. Практика и теория большевизма. – М., 1991.
Реформы Александра II: Сб. // Сост. О. И. Чистяков, Т.Е.Новицкая. – М.,1998.
Российское законодательство X –XX вв: В9 т. // Под ред. О.И. Чистякова. –М.,1984-1994.
Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества (XII-XIII вв.).-М.,1982.
Сафронов М.М. Проблемы реформ в правительственной политике России на рубеже XYIII - XIX вв.-Л., 1998.
Свердлов М.В. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. – Л., 1983.
Скрынников Р. Г. Иван Грозный. – М.,1983.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Соч.: В 18 кн. – М., 1988-1996.
Торке Х. И. О так называемых земских соборах в России // Вопросы истории. 1991. №1
Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XYI –XYII вв. – М., 1978.
Черепнин Л. В. Образование русского централизованного государства. – М., 1978


С приходом к власти в России нового царя - Алексея Михайловича (1645-1676) – центральная власть решила продолжить курс царя Михаила Федоровича на укрепление самодержавия. Но при этом она столкнулась с рядом трудностей. Казна испытывала потребность в деньгах, как на со­держание разраставшегося аппарата власти, так и в связи с активизацией внешней политики. Прави­тельство царя Алексея Михайловича увеличило косвенные налоги, подняв в 1646 г. цену на соль в 4 раза. Но начался рост цен, и платежеспособ­ность населения была подорвана. Налог на соль был отменен уже в 1647 г.; было решено взыскать недоимки за три по­следних года. Это вызывало недовольство и привело к ряду восстаний, в том числе в Москве - «Соляной бунт» (1648). Под впечатлением от него царь созвал Земский собор, который завершился принятием Соборного уложения (1649).

Оно было необходимо для обеспечения дальнейшего развития Российского государства: Судебник 1550 года явно устарел и слишком много случаев оставлял на усмотрение судей. Поэтому уже вскоре после воцарения

″Алексей Михайлович … повелел … исправить судебник, дополнить его … новейшими указами царей и … прибавлениями на случаи, которые уже встречаются в судах, но ещё не решены законом ясным. ″ Неизменным оставался лишь курс на укрепление в России самодержавной православной монархии: согласно Соборному уложению любая критика церкви и богохуль­ство карались сожжением на костре. Лица, обвиняемые в измене и оскорблении чести государя, а также бояр, воевод, подвергались казни.

Соборное уложение регламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных кате­горий населения в государстве. Оно ″прикрепило служилых и тяглых людей к их состояниям, связав с каждым из этих состояний известные права и обязанности. Таким образом, прежние неустойчивые чины превращались в замкнутые … сословия, резко обособленные одно от другого.″ Вводился бессрочный сыск беглых и увезенных кре­стьян, запрещались крестьянские переходы от одного владельца к другому. Одновременно кре­постнические порядки распространялись и на черносошных и дворцо­вых крестьян, которым запрещалось покидать свои общины. В слу­чае бегства они также подлежали бессрочному сыску. Это означало юридическое оформление системы крепост­ного права. Соборное уложение ограничивало рост церковного землевладения, что отражало тенден­цию подчинения церкви государству. Эта тенденция встретила сильную оппозицию у духовенства.

Чуть позже последовала церковная реформа.Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Расширение связей с Украиной и православными народами бывшей Византийской империи требовало введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире. Распространение книгопечатания открывало, возможность унификации церковных книг.

Реформа началась в 1652 г. с избранием Никона московским патриархом. Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной служ­бы. За образец были взяты греческие правила и обряды. Но эта реформа вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены в церкви подорвут ее авто­ритет в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков - старообрядцы - отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Внешне разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами, среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводились к тому, по каким образцам - греческим или русским - унифицировать церков­ные книги. Спор между ними шел и о том, как следует крестить­ся - двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход - по ходу солнца или против солнца и т. д. В итоге церковный ″Собор 1667 г. …рекомендовал царю считать старообрядцев еретиками и схизматиками (раскольниками) и использовать всю мощь своей власти, чтобы наказать их.″ Ты­сячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедя­ми расколоучителей, бежали на Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения. Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг.

Трагически сложилась и судьба патриарха Никона. Никон вы­двинул и яростно отстаивал идею независимости и руководящей роли церкви в государстве. ″По его понятию, власть патриарха … даже выше верховной власти светской: Никон требовал полного невмешательства светской власти в духовные дела и вместе с тем оставлял за патриархом право на широкое участие и влияние в политических делах; в сфере же церковного управления Никон считал себя единым и полновластным владыкой.″ ″Никон получил ог­ромную власть и аналогичный царскому титул «Велико­го Государя» (1652). Но … Никон … не всегда был сдержан, распоряжаясь своей властью, не только по отношению к людям Церкви, но и по отношению к князьям и боярам.″ И вскоре патриарх переоценил своё влияние на царя. В 1658 г. он демонстративно покинул столицу, заявив, что не хочет быть патриархом в Мо­скве, а останется патриархом Руси. В 1666 г. церковный собор с участием Александрийского и Антиохийского патриархов, которые имели полномочия от двух других православных патриархов - Константинопольского иИерусалимского, сместил Никона с поста пат­риарха.

Тем временем изнурительные войны, которые вела в се­редине XVII века Россия, истощили казну. Болезненно ударила по эко­номике страны моровая язва 1654-1655 гг., унесшая десятки тысяч жизней. В поисках выхода из тяжелого финансового положения рус­ское правительство взамен серебряной монеты по той же цене стало чеканить медную (1654). За восемь лет медных денег (в том числе и фальшивых) было выпущено так много, что они совершенно обес­ценились. Правительство собирало налоги серебром, тогда как населе­ние должно было продавать и покупать продукты на медные деньги. Жалованье также платили медными деньгами. Возникшая в этих ус­ловиях дороговизна хлеба и других продуктов привела к голоду. До­веденный до отчаяния московский люд поднялся на восстание - «Медный бунт» (1662). Оно было жестоко подавлено, но была прекращена чеканка медных денег, которые вновь заменялись серебряными. Восстание в Москве 1662 г. было одним из предвестников новой крестьянской войны.

Эта война велась под предводительством С.Т. Разина в 1670-1671 гг. В ней приняли участие крепостные крестьяне, казаче­ство, посадское население, мелкие служилые люди, бурлаки, работ­ные люди. Среди народа распространились «прелестные письма» Разина, в которых излагались требования восставших: истреблять воевод, бояр, дворян, приказных людей. Разин повсюду обещал уничтожение крепостничества и холопства. Среди восставших был силен наивный монархизм. Крестьяне верили в доброго царя. Распространялся слух, что вместе с Разиным на Москву идут якобы сын царя Алексея Михайловича - Алексей (умерший в 1670 г.) и опальный патриарх Никон. Восстание охватило громадную территорию - от низовьев Волги до Нижнего Новгорода и от Слободской Украины до Заволжья. Оно было жестоко подавлено, но заставило правительство искать пути ук­репления существующего строя. Была усилена власть воевод на мес­тах, проведена реформа податной системы (с 1679 г. перешли к под­ворному обложению), усилился процесс распространения крепостни­чества на южные окраины страны. Соборное уложение 1649 г., разрешив обмен вотчин на поместья и наоборот, положило начало слиянию бояр и дворян в один замк­нутый класс-сословие. В 1674 г. черносошным крестьянам было за­прещено записываться в дворянство. Изменился титул московских государей, в котором появилось слово «самодержец». После воссо­единения Левобережной Украины с Россией он звучал так: «Вели­кий государь, царь и Великий князь всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец...» В 1682 г. (в короткое царствование Федора Алексеевича (1676-1682)) было отменено местничество, стал выдвигаться принцип служебного соответствия (чем открыт доступ к управлению страной выходцам из дворян и приказ­ных людей). С 80-х годов XVII в. прекратился созыв Земских соборов, к концу XVII века Боярская Дума также утратила былое влияние. В России конца XVII столетия завершался переход от самодержавия с Боярской думой, от сословно предста­вительной монархии к чиновничье-дворянской монархии, к абсолю­тизму. Абсолютизм - это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монар­ху. Власть достигает наивысшей степени централизации. Абсолют­ный монарх правит, опираясь на чиновничье-бюрократический аппа­рат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется и церковь как идеологическая сила.

Но по смерти царя Федора Алексеевича начались новая смута.По традиции наследовать Федору в 1682 г. должен был его брат Иван. Однако 15-летний царевич был болезнен­ным имало годился для роли царя. Собравшиеся во дворце патриарх Иоаким и бояре решили, что царем следует про­возгласить сына второй жены Алексея Михайловича Н. К. Нарышки­ной десятилетнего Петра, который в отличие от Ивана был здоровым, крепким и смышленым мальчиком. Опираясь на стрельцов, группи­ровка Милославских, среди которых наиболее активно и решительно выступала сестра Ивана Софья, решительно повела борьбу за власть.

Стрельцы не только несли военную службу, но и активно зани­мались хозяйственной деятельностью. В конце XVII в. в связи с соз­данием полков нового строя роль стрельцов упала, они потеряли многие свои привилегии. Обязанность платить налоги и пошлины с промыслов и лавок, частая задержка жалованья, самоуправство стрелецких полковников, рост имущественного неравенства среди са­мих стрельцов вызывали их резкое недовольство. По Москве был пущен слух, что Иван задушен. С барабанным боем вооруженные стрельцы вступили в Кремль (1682). Мать Петра Н. К. На­рышкина вывела на дворцовое крыльцо обоих царевичей - Петра и Ивана. Однако это не успокоило стрельцов. Три дня бушевало вос­стание, власть в Москве находилась в руках стрельцов. ″Теперь стрельцам стало всё нипочем. Они толпами ходили по улицам, грозили боярам, дерзко обращались со своими начальниками.″ Пользуясь этим, руководители стрельцов попытались поставить в качестве главы Российского государ­ева начальника Стрелецкого приказа князя И. А. Хованского («Хованщина»). Софье удалось пресечь выступления стрельцов. Хованский был обманом вызван к Софье и казнен (1682). Стрельцы пришли в повиновение. Столп на Красной площади был срыт, многие стрельцы казнены. Власть перешла к царевне Софье. Главой стрелец­кого приказа стал сторонник Софьи Ф. Шакловитый. Фактическим правителем при Софье (1682-1689) стал ее фаворит князь В.В. Голицын. Софья и ее окружение не стремились к радикальным переменам.

В 1689 г. Петр женился по совету матери на боярской дочери Евдокии Лопухиной. После женитьбы Петр считался совершеннолет­ним и имел все права на престол; столкновение с Софьей и ее сто­ронниками стало неизбежным. Оно произошло в августе 1689 г.: при поддержке верных Петру Преображенского и Семеновского полков Софья была отстранена от власти. Её, оказавшуюся в изоляции, заклю­чили в Новодевичий монастырь в Москве. Руководитель стрельцов Шакловитый был казнен, Голицын отправлен в ссылку. Трон перешел к Петру. Со смертью царя Ивана (1696) установилось единовластие Петра I (формальный соправитель с Иваном V (1689-1696), единоличное правление (1696-1725)). Однако летом 1698 г. вспыхнул новый стрелецкий мятеж в Москве. Он был подавлен. Следствием была установлена связь восставших стрельцов с московским боярством и опальной царевной Софьей. После этого Софья под надзором прожила до конца своей жизни в Новодевичь­ем монастыре. Стрелецкое войско подлежало расформирова­нию, силы боярской оппозиции российскому абсолютизму были подорваны.

Тем временем в сфере просвещения Россия безнадежно отставала от многих стран Европы: в XV-XVI веках во многих крупных европейских городах уже были университеты, а в России первое высшее учебное заведение было открыто лишь в 1689 г. (Славяно-греко-латинская Академия).

В отличие от многих стран Европы, в которых благодаря расцвету городов оказалось возможным постепенно отменить крепостное право, в России конца XVII века крепостное право только что установилось. Это было вынужденной мерой – из-за постоянной нехватки денег. ″Но дело не могло ограничиться одним прикреплением сельского народонаселения к обрабатываемой земле: в городах живут так называемые посадские, тяглые … люди. Промышляют и торгуют они в очень небольших размерах, но платят подати, несут повинности в очень больших размерах″, что создает порочный круг: у них нет возможности содействовать развитию экономики, им бы не разориться. Не удивительно, что в России тех лет ″масштабы мануфактурного производства были незначительны. К кон­цу XVII века Россия выплавляла десятую часть железа, производимого Швецией. … Главную массу промышленной продукции в XVII в. выпускали не ма­нуфактуры, а мелкие ремесленные мастерские…. Внешняя торговля находилась всецело в руках ино­странных купцов, что вызывало … недовольство русского купе­чества. В 1653 г. власти повысили пошлины на иностранные товары. Протекционистская политика получила подтверждение в Новоторговом уста­ве 1667 г. Правительство удвоило пошлины на товары иноземных купцов, проданные ими за пределами Архангельска, и запретило этим купцам розничную торговлю по всей России.″ Но слабость российской промышленности этим нельзя было компенсировать. Низкая боеспособность российской армии проявилась во время Азовских походов 1695-1696 гг.

Для молодого Петра I была очевидна насущная необходимость радикальных реформ во всех сферах жизни Российского государства путем многочисленных заимствований из культур передовых стран Европы. ″Но в то время, когда в Москве … раздавались все громче и громче крики … о необходимости заимствования науки, искусства и ремесла у других образованнейших народов, не оставались в молчании люди, которые уперлись против движения народа на новый путь и в этом движении видели движение к царству антихристову, - не молчали раскольники.″ Да и большая часть населения (в том числе часть боярства и духовенства) относилась к подобному движению враждебно.


Карамзин Н.М. О древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях // Карамзин Н.М. История государства Российского: XII т. в 4-х кн. – М., 1997. – Кн. 4. Т. X-XII. - С. 501.

Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. – М., 1992. - С. 125.

Вернадский Г.В. Московское царство: в 2-х ч. – Тверь; М., 1997. – Ч. 2. – С. 126.

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М., 1993. - С. 398-399.

Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М., 2002. – С. 340.

Костомаров Н.И. Царевна Софья // Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. – М., 1989. - С. 92-93.

Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом - С. 432-433.

Скрынников Р.Г. Русь IX-XVII века. – СПб, 1999. – С. 300-301.

Соловьев С.М. Россия перед эпохой преобразования // Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. – М., 1989. - С. 384.

Причины народных выступлений во второй половине XVII века

XVII столетие современники не случайно назвали «бунташным веком»: именно на этот период приходятся две Крестьянские войны, стрелецкие восстания, городские бунты, Соловецкое сидение. Несмотря на разнородный состав участников движений - крестьяне, посадские люди, казаки, старообрядцы - причины их выступлений имели общие корни:

- политика закрепощения властей. На протяжении второй половины XVI - первой половины XVII вв. происходило формирование системы крепостного права. Серия указов поступательно ограничивала права свободы крестьянского и посадского населения и завершилась принятием в 1649 г. Соборного уложения Алексея Михайловича.

- злоупотребления властей. В 40-е гг. XVII в. правительство в 3-4 раза увеличило цены на соль. Соль была тем продуктом, без которого не представлялось возможным заготовить еду впрок. Дорогой соли было продано меньше прежнего, и казна понесла значительные убытки. Народ начал голодать, в то время как тысячи пудов рыбы сгнили на Волге: рыбопромышленники из-за дороговизны соли не смогли ее засолить. В конце 1647 г. соляной налог отменили, но предотвратить Соляной бунт правительство не смогло. В том же 1647 г. оно объявило о взыскании недоимок с населения за 3 предыдущих года.

В 50-е гг. XVII века царское правительство вело махинации с хлебом: передавало хлебные запасы Швеции в счет погашения русских долгов.

В 60-е гг. XVII века в условиях затянувшихся военных действий с Польшей правительство провело неумелую денежную реформу. Не имея запасов серебра, власти выпустили медную монету с принудительным курсом к серебряным деньгам. Сначала медные деньги пользовались полным доверием, но затем реформа превратилась в настоящую аферу: денежные мастера с Монетного двора не вынесли соблазна, покупали медь и производили для себя монеты. «Воровские» деньги наполнили страну, началось падение их цены. В начале 1662 г. за рубль серебра платили 4 медных рубля, в середине 1663 г. - 15 медных рублей. От резко обесценившихся денег страдали, прежде всего, люди, получавшие денежное жалование, солдаты и стрельцы, а также ремесленники и торговцы.

- войны во второй половине XVII в., которые неизбежно сопровождались ухудшением экономической ситуации в стране, ростом налогов, увеличением набора в армию «даточных» людей.

- церковный раскол, вызвавший движение старообрядничества и раскольничества как своеобразную форму социального протеста против властей.

Городские восстания

Центром движения посадских людей была Москва. 3 июня 1648 г. в Москве грянул Соляной бунт. Народ штурмовал ворота Кремля, разграбил двор главы царского правительства и инициатора денежной реформы боярина Б.И. Морозова, потребовав над ним расправу. В Кремле решили пожертвовать начальником Земского приказа Л. Плещеевым, который 4 июня был выведен палачом на Красную площадь и растерзан толпой. Царю удалось спасти лишь Б.И. Морозова, срочно отправив его в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь.

Восстание в Москве приобрело большой резонанс - волна движения летом 1648 г. охватила многие города: Козлов, Соль Вычегодскую, Курск, Устюг Великий и др.

Самые непримиримые и продолжительные восстания вспыхнули летом 1650 г. в Пскове и Новгороде, известные как «хлебные бунты». В обоих городах власть перешла в руки земских старост. Однако выборные власти в Новгороде не проявили ни стойкости, ни решительности и открыли ворота карательному отряду князя И.Н. Хованского. Псковичи же оказали правительственным войскам сопротивление. Осада Пскова длилась три месяца. В городе действовала Земская изба, распределявшая среди горожан хлеб, изъятый из боярских житниц. В связи с восстаниями был созван специальный Земский собор, утвердивший состав делегации для уговора псковичей. Они прекратили сопротивление только после того, как добились прощения всем участникам восстания.

Восстание в Москве в 1662 г., известное как Медный бунт, также сопровождалось погромами домов бояр и богатых купцов. Возбужденная толпа посадских людей, солдат и стрельцов осадила село Коломенское, где находился царь. Три стрелецких полка, защищавших царя и осуществлявших расправу с восставшими, стали своего рода гвардией и в последующие годы пользовались разнообразными царскими пожалованиями.

Крестьянская война под предводительством С.Т. Разина (1670-1671)

Городские восстания свидетельствовали о кризисном состоянии страны. Вершиной его стала Крестьянская война под предводительством Степана Тимофеевича Разина (1670-1671). Зачинателями крестьянских войн и их предводителями с этого времени были представители донского казачества.

Уклад жизни на Дону имел свои особенности. Здесь отсутствовало землевладение, а следовательно, и помещики. Отсутствовали также воеводы: войском управляли выборные. Донская вольница привлекала внимание беглых из южных и центральных уездов Российского государства. Правительство, нуждаясь в услугах донских казаков, избегало конфликтов с ними и мирилось с неписаным законом: «С Дона выдачи нет », то есть беглых крестьян не возвращали их владельцам.

Жизненные ресурсы казаки черпали из рыбных промыслов и охоты. Кроме того, они получали от правительства хлебное жалование и порох. Это была своеобразная плата за оборону границ - казаки принимали на себя удары от набегов крымских татар и ногайцев. Казаки широко пользовались еще одним источником пополнения своих ресурсов: организовывали «походы за зипунами». Объектами их нападений являлись Крымский полуостров и южное побережье Черного моря. Во второй половине XVII в. возможностей для «походов за зипунами» стало значительно меньше. После ухода казаков из Азова, которым они владели пять лет (1637-1642), турки сделали крепость неприступной и закрыли выход в Азовское и Черное моря. В 50-60-е гг. XVII века казаки пытались перенести свои набеги на Волгу, Каспийское море, где грабили казенные и купеческие караваны, а также иранские владения. Так, в июне 1669 г. казаки под предводительством С.Т. Разина разбили иранский флот. Их добычей стали Дербент, Баку, Решт, Фарабат, Астрабат. Захваченные ценности разинцы обменивали на русских пленных, пополнивших их ряды.

Действия Разина на Волге и Каспии в 1667-1669 гг. представляли собой стихийные выступления казачества с целью материального обогащения. Однако с конца 1669 г. они приобретают организованный характер. Поход донского казачества в 1670 г. превратился в Крестьянскую войну против бояр и «начальных людей», но не против царя: царистские иллюзии среди восставших были еще сильны. Сам Разин распространял слухи о том, что с ним якобы находится царевич Алексей Алексеевич и патриарх Никон, бывший тогда в опале.

13 апреля 1670 года 7-тысячный отряд С. Разина овладел Царицыным. 22 июня в результате штурма занял Астрахань. «Начальные люди», воеводы, дворяне были убиты; документы астраханского воеводства сожжены. Управление городом было организовано по казацкому образцу: во главе управления встали Василий Ус, Федор Шелудяка и другие атаманы.

Из Астрахани через Царицын казаки двинулись вверх по Волге. Без боя сдались Саратов и Самара. По всему Поволжью расходились «прелестные письма» Разина с призывом истреблять бояр, воевод, приказных людей, «мирских кровопийцев». 04 сентября 1670 года Разин подступил к Симбирску. Осада длилась месяц. Город во главе с воеводой князем Иваном Милославским выдержал четыре штурма повстанцев. 03 октября к Симбирску подошли из Казани правительственные войска под началом Юрия Барятинского и нанесли удар разинцам. Предводитель Крестьянской войны ушел на Дон, чтобы собрать новое войско, но был схвачен казаками и выдан правительству. 04 июня 1671 года его доставили в Москву и через два дня казнили на Красной площади. Имя Разина превратилось в легенду - народная память о нем сохранила множество песен и былин.

Восстание продолжалось и после казни Разина, но под натиском превосходящих сил правительства шло на убыль. Весной и летом 1671 г. отряд Федора Шелудяки пытался овладеть Симбирском. Попытка оказалась неудачной. Не удалось ему удержать и Астрахань, которая перешла в руки правительства в ноябре 1671 года. Крестьянская война потерпела поражение - участники движения подверглись жестоким репрессиям.

Соловецкое восстание (1668-1676 гг.)

После подавления Крестьянской войны сопротивление народных масс продолжалось в разных концах страны. Много людей уходило в далекие раскольничьи скиты. Именно в эти годы начались страшные самосожжения, когда раскольники предпочитали мученическую смерть заточению в царских острогах. В Соловецком монастыре, отказавшемся признать реформу Никона, раскольническое движение приобрело массовый характер.

Настоятель обители раскольник Никанор принимал всех беглых. Толстые каменные стены, пушки и пищали охраняли монастырь - все приступы царских войск оказались неудачными. Против них выступили и монастырские крестьяне; немало среди участников соловецкого сидения было бывших разинцев. Осада продолжалась 8 лет. Пали Соловки из-за предательства: чернец Феоктист перебежал ночью на сторону врага и указал тайный вход в обитель. Стрельцы проникли в монастырь и после ожесточенного боя заняли его.

Характерные черты и причины поражения народных движений

Народные выступления второй половины XVII века обладали общими чертами, которые в конечном итоге и определили их пораженческий исход. Наиболее характерными из них были:

Локальный характер движений;

Превосходство правительственных сил;

Стихийность;

Недостаточная организация народных масс;

Слабое вооружение;

Неоднородный состав восставших и разногласия в интересах и требованиях;

Отсутствие программы действий;

Предательство;

Наивное сознание восставших: вера в доброго царя.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Англия во второй половине XVII века

План. 1. Период кромвелевской республики. 2. Протекторат Кромвеля и реставрация Стюартов. 3. «Славная революция» и её итоги.

Период кромвелевской республики

После революции положение простого народа не улучшилось. Конфискованные земли короля, его сторонников и его епископов поступали в продажу большими участками. Только 9% этих земель попало в руки зажиточных крестьян, остальные были скуплены городской буржуазией и новым дворянством. Крестьяне земли не получили и не были освобождены от оброка.

Гражданская война привела к упадку хозяйственной жизни в стране: прервались экономические связи между графствами, особенно тяжело это отразилось на Лондоне - центре промышленности и торговли. Затруднения в сбыте сукна привели к массовой безработице. Поэтому часть населения не была довольна реформами парламента. В стране развернулись движения протеста.

Диггеры во главе с Джерардом Уистенли призывали бедняков занимать пустоши и свободно заниматься земледелием, исходя из того принципа, что каждый человек имеет право на землю. Как Вы думаете, как левеллеры и диггеры обосновывали свои взгляды? (Они исходили, что Бог создал людей равными и имущественные и правовые различия должны быть преодолены.) ?

Всюду диггеров разгоняли, арестовывали, жестоко избивали; уничтожали их посевы, разрушали хижины, калечили скот. Как вы думаете, почему? В этих мирных тружениках имущие классы увидели самых опасных врагов буржуазной собственности. ?

Подавив движение диггеров в Англии, Кромвель отправился в августе 1649 г. во главе армии для подавления ирландского восстания, а по существу для нового завоевания «Зеленого острова». Из полутора миллионов населения в Ирландии осталось немногим более половины. Последовавшие массовые конфискации земель восставших передали в руки английских собственников 2/3 ирландской территории.

В Шотландии 5 февраля 1649 сын Карла I был провозглашен королем Карлом II. Кромвель со своим войском направился туда и к сентябрю 1651 года шотландская армия была уничтожена полностью, король бежал и вскоре переправился на континент.

Кромвель понимал, что армия является основной опорой власти. Поэтому в стране целиком сохранял и сь тяжел ы е налоги для того, чтобы сохранить постоянную армию, численность которой в 50-е годы дошла уже до 60 тыс. человек.

Англию разоряли неурожаи, падение производства, сокращение торговли, безработица. Новые владельцы земли ущемляли права крестьян. Страна нуждалась в реформе права и в принятии конституции.

Протекторат Кромвеля и реставрация Стюартов

Между Кромвелем и парламентом назревал конфликт. В 1653г. Кромвель разогнал Долгий парламент и установил режим личной диктатуры, приняв титул пожизненного лорда- протектора. В стране принята новая конституция - "Орудие управления», с огласно ей, высшую пожизненную власть получал Кромвель. Протектор командовал вооруженными силами, ведал внешней политикой, имел право вето и т. п. Протекторат был по существу военной диктатурой. Протекторат – форма правления, когда во главе республики стоял пожизненный лорд-протектор.

Страна была поделена на 11 округов, во главе каждого из которых стоял подчиненный Кромвелю генерал-майор. Лорд-протектор запретил народные празднества, театральные представления, работу по воскресениям. - Как Вы думаете, почему? (Оливер Кромвель был убежденным пуританином, и, по его мнению, разнообразные увеселения противоречили христианским принципам.) ?

3 сентября 1658 г. Кромвель умер, и власть перешла к его сыну Ричарду, но в мае 1659 г. Ричард покидает свой пост. Английская политическая элита не желала нового диктатора. Как Вы думаете, почему? (Военная диктатура не была целью английской революции. Кроме того, режим Кромвеля не имел серьезной поддержки в обществе: его порицали и роялисты, и католики, и умеренные пуритане. Лорд-протектор опирался исключительно на армию.) ?

В 1660 г. вновь был созван двухпалатный парламент, в основном из пресвитериан. Богатые боялись «новой смуты», им нужна была законная власть. В этой среде все более зрел заговор в пользу «законной династии» Стюартов.

Генерал Монк вступил в прямые переговоры с сыном казнённого короля - королем-эмигрантом Карлом II об условиях восстановления (реставрации) монархии. 25 апреля 1660 г. новый парламент утвердил возвращение Стюартов; спустя месяц Карл II торжественно вступил в Лондон. Генерал Монк Карл II

Англия в период реставрации Стюартов

Карл стал королём на определённых условиях. Он подтвердил завоеванные новым дворянством и буржуазией права. Его лишили королевских земель, но назначили годовое содержание. Король не имел права создавать постоянную армию. Как Вы думаете, была ли его власть абсолютной? Но он редко созывал парламент, покровительствовал католикам, вновь учредил должность епископа, начались гонения на активных участников революции. Карл II ?

Виги –партия, к которой принадлежали буржуазия и джентри, которые отстаивали права парламента и выступали за реформы. Тори – партия, к которой принадлежали крупные лендлорды и духовенство, которые отстаивали сохранение традиций. В 70-х гг. начали формироваться две политические партии.

«Славная революция» и её итоги

После смерти Карла II престол занял его брат Яков II . Он делал все, дабы уменьшить роль парламента и установить католицизм. Это вызвало возмущение английской общественности. В 1688г. состоялась Славная революция, в результате которой Яков II был свергнут с престола, а королем и королевой были провозглашены правитель Голландии Вильгельм III Оранский и его жена Мария Стюарт, дочь Якова II. Яков II

При этом Вильгельм и Мария приняли корону на особых условиях. Они признали Билль о правах, согласно которому разграничивались полномочия короля и парламента. Также Билль о правах гарантировал свободу вероисповеданий на территории королевства. "Билль о правах" (билль – законопроект) окончательно заложил фундамент новой формы государственности - конституционной монархии. Вильгельм III Оранский

Утверждение принципа "король царствует, но не правит" означало, что все важнейшие вопросы будут решаться в парламенте, состоящем из представителей буржуазных партий. Партия, получившая большинство мест в палате общин, формирует правительство во главе с премьер-министром.

Форма правления в Англии – парламентская монархия Законодательная власть Исполнительная власть Парламент Палата лордов Палата общин Король Правительство Премьер-министр Выборы на основе имущественного ценза Как называется такая форма правления, которая сложилась в Англии после революции?

После смерти Вильгельма III и его жены трон перешел дочери ЯковаII Анне Стюарт (1702-1714). В период ее правления в 1707 г. была заключена уния между Англией и Шотландией. Парламент Шотландии распускался, а представители этого региона заседали с этого момента в английском парламенте. Анна Стюарт (1702-1714г.)

Основные этапы буржуазной революции в Англии.

Вопросы для закрепления: 1. Почему новые собственники пошли на реставрацию Стюартов? 2. Что сделало необходимым окончательное отстранение Стюартов от власти? Чему они мешали и чем грозило их правление? 3. Чем отличались события 1688-1689 гг. от событий 1642- 1649 гг. ? Почему они названы «славной революцией» ? 4. В чем суть режима парламентской монархии? Какая форма правления существует в Англии наших дней? 5. В чем причина долговечности двухпартийной системы? ?

Ниже приведены причины революции в Англии. Укажите неверный ответ. Недовольство парламента стремлением Стюартов править единолично. Недовольство парламента экономической политикой Стюартов. Казнокрадство и взяточничество при королевском дворе. Перевод Библии на английский язык и ведение на этом языке богослужений.

Знаком «да» или «нет» отметьте, согласны ли вы с данными суждениями: 1 2 3 4 5 Революция в Англии уничтожила абсолютизм. Английская революция установила в стране парламентскую монархию. После революции в стране стал развиваться капитализм. Английский парламент стал однопалатным. Государственной религией в стране стал католицизм. да да да нет нет

Словарь терминов и даты: 1688 - государственный переворот в Англии, свержение династии Стюартов. 1689 - принятие "Билля о правах"- начало парламентской монархии в Англии. РЕСТАВРАЦИЯ – восстановление. ПРОТЕКТОР - покровитель, охранитель.

Домашнее задание: подготовиться к тестированию по теме «Английская революция 17 века».


Внешне он удался на славу. Единственной, но крайне существенной (а может быть, и решающей) для всех участников «помаркой» было то, что в одном из залов дворца король обнаружил портрет Луизы де Лавальер, своей возлюбленной. Слухи о том, что добрая Луиза, несмотря на искреннюю любовь к своему Луи, согрешила также и с тщеславным Фуке, живо восстали в раздраженном сознании повелителя…
Через месяц Фуке арестуют, осудят; он закончит свои дни в крепости Пиньероль. Во-ле-Виконт конфискуют. Лучшее из обстановки замка, включая апельсиновые деревья в серебряных кадках (они до сих пор очень ценны и дороги на рынке флоры) король заберет для своего строящегося дворца. Туда же перекочует и команда гениев, создавших Во-ле-Виконт.
Им предстоит создать еще более прекрасный и грандиозный по размерам шедевр – знаменитый дворцово-парковый ансамбль в Версале.

Кто вы, король Людовик?

Людовик Четырнадцатый любил повторять, что ему нравятся люди веселые и добродушные. Каким же был сам король, которого то называли великим и солнцем, то поверхностным и заурядным себялюбцем, то гуманным, то бездушным? Людовик прожил 77 лет, из которых был на троне 72 года. Находясь всю жизнь в центре внимания современников, мог ли он скрыть от них свое истинное лицо?
Вот и мы протестируем личность Людовика по нескольким показателям.
ИНТЕЛЛЕКТ. Людовик не получил почти никакого образования. Детство у него было довольно трудным, – во всяком случае, скудным. Он рано лишился отца, а возможный отчим Мазарини был так скуп, что, по рассказам некоторых современников, ребенком Людовик спал на продранных простынях. Тогда вовсю бушевала Фронда, положение матери и регентши Анны Австрийской было шатким, – короче, образованием Людовика никто не озаботил себя занять. Даже и в старости он не любил читать, используя для этого дар Расина, который не только с листа переводил ему римских авторов, но и облекал это с ходу в изысканный французский язык. Тем не менее, невежественный Людовик был человеком остроумным, от природы тонким, а главное, умело и успешно осуществлял политику гегемона Европы в течение нескольких десятилетий. Не имея образования, он был превосходно воспитан, не имея выучки, действовал умно и логично. Можно сказать, Людовик был практиком до мозга костей и человеком, который сам себя сделал. Впрочем, он владел и теорией вопроса, то есть имел непоколебимые убеждения по поводу своих прав как абсолютного монарха и по поводу божественного происхождения королевской власти. Даже религиозность его приобретала в связи с этим несколько гротескные черты. Так, узнав об одной проигранной битве, он меланхолично заметил: «Как видно, господь забыл все то хорошее, что я для него сделал!» Эти, уже несколько архаичные представления, и «помогли» ему совершить ряд политических ошибок в старости. Однако вряд ли умственно ограниченный человек способен на самокритику. Людовик умел раскритиковать себя, – в юности он просил министров указать ему, если они обнаружат, что какая-либо дама его сердца начнет влиять на политику, и обещал, что расстанется с этой особой в тот же час, а умирая, сказал с глубокой грустью: «Я слишком любил войну…»
МУЖЕСТВЕННОСТЬ, СИЛА ВОЛИ. Говорят, что чувство, которое король внушал тем, кто впервые видел его, был страх. Высокий, величественный, немногословный, он сперва подавлял людей. Возможно, они чувствовали именно давление особой, «монструозной» физики этого человека. Людовик родился с двумя зубами во рту, так что больше месяца никакая кормилица у его колыбели не выдерживала. А после смерти короля-солнца обнаружилось, что желудок и кишечник у него в два раза больше обычных человеческих. (Отсюда и его зверский аппетит). От природы он был чрезвычайно вынослив, и пока придворные спасались от сквозняков Версаля, кутаясь в медвежьи шкуры, как маркиза де Рамбулье (Рамбуйе), он распахивал настежь окна в комнате, где находился. Людовик не понимал и не учитывал хворей окружающих, но свои переносил с огромным мужеством. Ему были удалены свищ, а также часть верхнечелюстной кости (отчего пища иногда лезла через ноздри наружу), но во время этих чудовищных из-за отсутствия анестезии операций король-солнце не только не «пикнул», но даже сохранил ровный пульс!.. А ведь операция по удалению свища продолжалась шесть часов, – столько, сколько длилась казнь через колесование…
ГУМАННОСТЬ. Говорят, король не желал и слышать о нищете и бедствиях народа. Думается, однако, это не из-за черствости, а из-за ощущения собственного бессилия изменить что-то в лучшую сторону. Был ли Людовик жесток? Вряд ли. Во всяком случае, это убедительно опровергает новая версия о том, кто же скрывался за «железной маской», выдвинутая французскими историками и приводимая в книге: С. Цветков. Узники Бастилии. – М.. 2001. – С. 180–194. Оказывается, во-первых, маска была не железной, а из черного бархата. Во-вторых, очень убедительно доказывается, что самый загадочный узник короля-солнца не мог быть его братом или родственником. По новейшим исследованиям, им мог оказаться, скорее всего, граф Эрколе Антонио Маттеоли, министр Карла Четвертого, герцога Мантуанского. Он был свидетелем и участником политического конфуза Людовика Четырнадцатого, которому при посредничестве Маттеоли вечно нуждавшийся в деньгах герцог Мантуанский продал один из своих городов. Город считался ключом к Северной Италии. Маттеоли проболтался о сделке, Европа встала на уши, справедливо видя в действиях французов незаконную аннексию, а Людовику пришлось срочно сделать вид, что никакой сделки вовсе и не было. Маттеоли, однако, схватили и, вероятно, доставили во Францию, где ему предстояло десятилетиями носить на лице маску и умереть в Бастилии. Маску же он носил потому, что это был практиковавшийся в венецианских тюрьмах обычай (сделка произошла в Венеции), а также потому, в первую очередь, что в тюрьмах, где он был, находились узники итальянцы, которые хорошо знали Маттеоли, – а ведь французский посол объявил и гибели графа во время дорожной катастрофы! Кроме того, маска должна была напоминать ему о его предательстве. В скором на расправу 20 веке все эти бархатные укоры совести кажутся детской шалостью. Но Людовик, вероятно, просто еще не дорос до кадровой политики мудрого Сталина, утверждавшего: «Нэт чэловэка – нэт и проблэми!» Потому и «пррэдатэль» Маттеоли, даже находясь в застенке, питался из золотой и серебряной посуды…
АРТИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ВКУС. Один из родственников иронически назвал Людовика «монархом сцены» (см.: Н. Митфорд), а великий министр финансов Кольбер писал о своем патроне, – писал в отчаянии: «Знаете ли вы так же хорошо, как я, человека, с которым мы оба имеем дело? Знаете ли вы его пристрастие к эффектам, оплаченным любою ценой?» (цит. по: Ж. Ленотр, с. 68). Людовик и впрямь был наделен утонченным вкусом (который развил в нем страстный коллекционер Мазарини), тонким чувством языка, талантом танцовщика, – почти до сорока лет король выступал в придворных балетах. Он не слишком любил театр, особенно в старости, потому что театральным действом была вся его жизнь, наполненная церемониями и интригами, и нескончаемым, слепящим блеском золота и бриллиантов. Страсть к великолепию, страсть играть роль монарха и сиять, подобно земному солнцу, была в Людовике так велика, что и в глубокой старости, за семь месяцев до смерти, он в последний раз вышел на сцену в роли монарха, когда дал аудиенцию персидскому послу зимой 1715 года. Бриллиантов на одеянии Людовика была такая пропасть, что он едва ноги передвигал. И перед кем же он так старался? Перед каким-то полуавантюристом, который сгинул в своей Персии (а может, еще и в России), ничего так и не сделав для интересов Франции… (См: Ж. Ленотр, с. 104–110).
ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ. В отношениях с людьми король был сама любезность. Говорят, за всю жизнь он только трижды вышел из себя, и из этих трех раз лишь однажды позволил себе ударить человека: лакея, который стащил бисквит со стола, – однако нервы сдали уже у Людовика-старика и разгневался он, собственно, не на лакея, а на своих родственников. Людовик ценил таланты, но превыше всего он ценил себя и заметно ревновал к чужой славе. Вот почему своих по-настоящему талантливых родичей он постоянно держал в тени. Любимцем Людовика был ничтожный паяц герцог дю Мэн, его сын от маркизы де Монтеспан, – остроумный, но пустой человек. Однако дю Мэн был хром, а к больному ребенку отец относится иначе, чем к здоровому, так что по-человечески здесь все очень даже понятно. Придворных он называл по титулу и фамилии, что придавало его обхождению налет официальности. Зато с простым народом Людовик церемонился меньше и держал себя порой почти запросто. С этим связан известный анекдот. Как-то король вошел в комнату и увидел человека, который залез на стремянку и отвинчивал от стены дорогие часы. Король вызвался подержать лестницу. Когда же человек ушел, выяснилось: Людовик помогал вору, которого он принял за придворного механика!.. Анекдот этот вполне правдоподобный, если учесть, что парки и парадные покои Версаля были открыты для посещения всех желающих круглые сутки. Когда во время французской революции женщины Парижа пошли на Версаль, гвардейцы попытались затворить ворота парка, но тщетно: за сто с лишним лет петли всегда открытых ворот проржавели намертво…
О других нюансах отношений короля с людьми мы скажем чуть позже.
А пока вынесем свой ВЕРДИКТ:
Людовик Четырнадцатый не был ни тираном, ни деспотом. Он был, прежде всего, талантливым эгоцентриком с хорошо развитым чувством долга, которое, впрочем, воспринимал как фанфарный глас королевской судьбы.

О т нежного сердца герцогини де Лавальер к « черным мессам » маркизы де Монтеспан

И все же образ короля-солнца в трудах историков двоится и зыбится. Время неумолимо загоняет его под те своды нашей памяти, где исторические лица блуждают, подобно смутным теням героев мифов. Даже сведения об его внешности выглядят противоречиво. Во всяком случае, в книге: А.Г. Сергеев. Светские и духовные властители Европы за 2000 лет. – М., 2003, утверждается, что Людовик «имел рост всего 1.59 м и поэтому ввел в мужскую моду туфли на высоком каблуке. Кроме того, имея от рождения огромную шишку на голове, он всегда носил высокие шапки» (с. 481). Вполне естественно, что король хотел и умел выглядеть выше окружавших его людей, – отчего многим мемуаристам он и казался отменно высоким. Но, если указанный рост соответствует реалу, то брат короля Филипп Орлеанский (о котором дружно пишут, что он был почти в два раза ниже Людовика) до метра значительно не дотягивал, даже с кепкой!.. Однако карликом Филипп все ж таки не считался.
Столь же противоречивы и сведения о событиях личной жизни великого короля. Бесспорным остается лишь то, что он, как и большинство Бурбонов, отличался повышенным либидо. На женщин Людовик начал заглядываться еще ребенком, а мужчиной стал в 15 лет в объятьях сорокалетней придворной дамы. Мужскую силу король сохранил до старости, – его вторая жена набожная де Ментенон жаловалась духовнику, что вынуждена заниматься «этим делом» с Людовиком каждый день! Королю было тогда около семидесяти лет…
У Людовика была масса мимолетных увлечений и больше десятка незаконных детей. При этом король почитал своим долгом дважды в месяц разделять постель с нелюбимой (но страстно любившей его) королевой.
Историки делят его царствование на три периода, по фамилиям трех его главных фавориток: период Лавальер (1661–примерно 1675), Монтеспан (1675–примерно 1683) и Ментенон (1683–1715). Мы пишем «примерно», поскольку король любил держать при себе как только что вошедшую в фавор, так и уже почти отставленную любовницу. Бедная королева была вынуждена все это терпеть. Например, как-то на войну Людовик отправился сразу с женой, а также с Лавальер и Монтеспан, причем все три женщины не только сидели в одной карете (и толпа сбегалась посмотреть на «трех королев Франции»!..), но и в походном королевском шатре из шести комнат каждая имела свою отдельную спальню…
Историки дружно приводят формулу одной мемуаристки, которая написала, что Лавальер любила Людовика как человека, Монтеспан – как короля, а Ментенон – как мужа. Есть и другой вариант этой формулы: Лавальер любила его как любовница. Монтеспан – как госпожа, а Ментенон – как гувернантка.
В этой главке мы расскажем о первых двух.
Луиза де Лавальер – имя этой чистой душой, бескорыстной дамы осеняет молодость короля. Она не была слишком красива: рябовата и немного хромала. Она не шла ни в какое сравнение с блистательными красавицами, эта скромная провинциальная дворяночка, фрейлина Генриетты Английской (Генриетта была дочерью Карла Первого Английского и женой Филиппа Орлеанского). Генриетта сама влюбилась в Людовика, но он предпочел ей милую Лавальер, которая страстно, нежно и беспомощно смотрела на него из толпы придворных.
Так «красиво» Людовик никого не любил, – ни до, ни после. Рассказывают, что однажды гроза застала их под открытым небом. Влюбленные укрылись под деревом, и король два часа прикрывал Лавальер от дождя своей шляпой. Они поклялись не затягивать никакую ссору между собой до следующего дня. И когда король однажды ее «затянул», Луиза бежала в монастырь. Монарх бросился в погоню. Нечего говорить, что ссора завершилась бурным, неистовым примирением.
Лавальер подарила Людовику четырех детей, из которых двое дожили до зрелых лет. Однажды Луиза рожала в муках. Всем казалось, что она умирает. «Верните ее мне и возьмите все, что у меня есть!» – вскричал Людовик сквозь слезы.
Сперва любовники скрывали свои отношения от королевы-матери и королевы-жены. На следующий день после родов Лавальер уже устремлялась на бал, чтобы их величества ничего не узнали о рождении ребенка от короля. Но обе «испанки», обе «их христианнейшие величества», всё очень скоро поняли. «Эта женщина – любовница короля!» – сказала по-испански Мария-Терезия своей фрейлине, когда Лавальер проходила мимо. А Анна Австрийская стала читать сыну мораль. «Когда нас утомит любовь, когда мы пресытимся ею и состаримся, тогда и мы в свой черед ударимся в ханжество и пустимся в нравоучения», – парировал Людовик (цит. по: 100 великих любовниц. – М., 2004. – С. 294). Он почти напророчил. «Почти» – потому что без секса так и не смог до последнего обойтись…
А бедная Лавальер страдала, – угрызения совести терзали ее, ведь связь с королем (женатым человеком) была очень большим грехом.
Терзал ее и ветреный «сир». Существует красивая легенда, будто Версаль он задумал как памятник своей любви к Лавальер. Но король все же так широко не мыслил: Версаль с самого начала задумывался как памятник лично ему, королю-солнцу. Когда в 1667 году Лавальер был дарован герцогский титул, придворные увидели в этом знак охлаждения Людовика. Он задаривал любовницу, словно чувствуя свою вину перед ней. Она его любила, а он ее – уже нет. Сердцем короля овладела другая женщина – Франсуаза-Атенаис, маркиза де Монтеспан.