Что читать дома в родительскую субботу. Молитва за усопших — проявление любви к ближним. Троицкая родительская суббота


ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШЕГО


Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.


ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)


Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.


ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ


Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.


ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ


Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших


Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.


ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" - "Да, конечно". - "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

Ника Кравчук

Родительская поминальная суббота - время молиться за усопших родственников

У Бога все живы — выражение известно многим. Смерть в православии воспринимается как дверь в иную жизнь, где человек все воспринимает, чувствует, но не может за себя молиться. Поэтому в церкви принято возносить молитвы за усопших. Существуют и специальные дни — родительские поминальные субботы. Одной из них является Дмитриевская, которая предшествует дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября).

  1. Мясопустная (Вселенская родительская);
  2. 2-й седмицы Великого поста;
  3. 3-й седмицы Великого поста;
  4. 4-й седмицы Великого поста;
  5. Радоница (на 9-й день после Пасхи);
  6. 9 мая — поминовение усопших воинов;
  7. Троицкая (перед праздником Пятидесятницы);
  8. Дмитриевская поминальная суббота.

Две из них — Мясопустная и Троицкая — имеют статус «вселенских». То есть, в эти дни Церковь молится за всех крещеных православных. Вообще все они именуются родительскими, так как в это время вспоминают, в первую очередь, самых близких людей — родителей и родственников.

В 2015 году Дмитриевская поминальная суббота выпадает на 7 ноября, накануне дня памяти святого Димитрия Солунского. Как дата особого поминовения она известна еще с 1380 года. Тогда Церковь молилась за умерших во время битвы на Куликовом поле. Но уже в источниках XV века она фигурирует как день, когда молятся за всех усопших, а не только за воинов.

Зачем поминать усопших в храме?

Умершие родственники, как никто другой, нуждаются в молитвенной помощи. После смерти человек проходит мытарства — частный суд, после которого становится известно, где человек будет пребывать до Второго пришествия. Если с праведниками все понятно — они заслужили райские обители, то грешники еще имеют шанс облегчить свой путь. Как? Только молитвами родственников и Церкви.

Поэтому каждая свечка, каждая частица на проскомидии, каждая милостыня, каждая буханка хлеба, принесенная в храм во время поминовения, каждая записочка и искренняя молитва может помочь дорогим для нас людям приблизиться к Царствию Небесному.

Чем отличается молитва за усопших во время родительских поминальных суббот?

В Церкви есть специальная служба за отошедших в мир иной, которую называют панихидой. Полагается совместное обращение ко Господу, чтобы Он простил грехи усопшего и даровал им вечное блаженство. Ее завершающая часть называется литией — краткое молитвенное обращение к Богу, которое может читаться даже мирянином дома либо на кладбище. Поминальные субботы иногда еще называют родительскими панихидами.

В пятницу вечером служится парастас — особое вечернее богослужение. Его еще называют Великой Панихидой, или заупокойной Всенощной. Его отличительной чертой является то, что в это время поются Непорочны (17-я кафизма из Псалтыри, ее обычно читают за умерших) и полный канон.

Зачем в храм несут продукты?

На панихиды принято приносить продукты, которые кладут на канун — столик с распятием. Именно на такой столик обычно ставят свечи об упокоении. Это тоже является частью нашей помощи усопшему ближнему.

Наверняка многие были свидетелями того, как даже люди, вообще отдаленные от Церкви, раздавали печенье и конфеты в день памяти их почивших родственников. Это совсем не случайно — Церковь верит, что помочь нашим близким можно молитвой и милостыней, раздаваемой за них.

Поэтому на панихиду в частности, и во время поминальных суббот приносят различные продукты питания — от хлебобулочных изделий до домашней консервации. Нет никаких правил, каждый ориентируется на собственные желания и доход. Очень часто приносят хлеб и сахар. Первый символизирует Христа (в Евангелии Иисус говорит о себе: Я есть Хлеб Жизни), а второй — сладость пребывания в Царствии Небесном. Принесенный кагор используется для причастия.

Принесенные в храм продукты потом раздаются служащим в церкви (певцы, те, кто обычно бесплатно трудятся за свечным ящиком, убирают) и всем нуждающимся (очень часто приходы помогают малоимущим, бездомным, многодетным семьям).

***

Ваша молитва во время родительской поминальной субботы станет маленькой благодарностью родным, отошедшим в мир иной. Вспомните все те случаи, когда эти люди были рядом, помогали вам в самых сложных ситуациях, поддерживали в трудную минуту. Сегодня вы своей искренней молитвой, участием в церковном поминовении и раздачей милостыни можете поддержать их.

Дмитриевская поминальная суббота закрывает цикл дней особой молитвы за умерших. Конечно, совершить службу за отошедших в мир иной можно и в другие дни. Но в этих семи определенных днях есть особая сила: все православные в разных храмах, городах и селах одновременно обращаются к Богу с общей просьбой — даровать жизнь бесконечную их умершим родным.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Есть особые дни в году, когда вся Церковь с благоговением и любовью молитвенно вспоминает всех "от века", т.е. во все времена, умерших своих собратьев по вере. По Уставу Православной Церкви такое поминовение усопших совершается по субботам . И это не случайно. И менно в Великую Субботу, накануне Своего Воскресения, Господь Иисус Христос пребывал во гробе.

Этот трогательный обычай коренится в глубокой вере православных христиан в то, что человек бессмертен и душа его, однажды родившись, будет жить вечно, что видимая нами смерть - это временный сон, сон для плоти, и время ликования для освобожденной души. Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход, преставление из этого мира в мир иной...

Дни особого поминовения умерших в 2019 году

Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову - 11 февраля

Парастас с греческого так и переводится – «ходатайство». Мы будем ходатайствовать, просить Бога за наших ближних. К счастью, этим вечером нам в храме будет всё более-менее понятно, потому что Великая панихида – это служба, на основе которой в сокращенном виде строятся наши привычные двадцатиминутные панихиды. Будет полностью читаться

Как можно чаще подавайте за умершего близкого человека в храме поминовение. Лучше подавать на проскомидию ЗАКАЗНУЮ ОБ УПОКОЕНИИ С ВЫНИМАНИЕМ ЧАСТИЦЫ ИЗ ПРОСФОРЫ. Приобретите Псалтирь и читайте за умершего человека. Да, сначала это будет сложно, нужен навык, но не бросайте.

В 9-й и 40-й день нужно прийти в храм, подать за усопшего заказную и панихиду. Никто не может заставить Вас присутствовать на ней, но священники говорят, что

Неужели этот компьютерный склад мышления и есть наша вечная память? И вообще, нужна ли вещественная память об ушедших людях или достаточно молитвенной памяти? Например, заплатил человек миллион за так называемое вечное поминовение - и спокоен, за него будут постоянно молиться. Или вечная память - это когда ты скорбишь внутри каждый день, что человека нет? Молишься ты о нем или нет, не важно, главное - помнишь. Или - это когда ты перебираешь вещи, оставшиеся от близкого человека; или бесконечно смотришь его фотографии? Или вечная память существует вне зависимости от тебя и твоих действий - у Бога?


Одно дело знание, другое – понимание. Тут и возникает пресловутый горизонт событий, за который невозможно заглянуть. Что за этой чертой? Как там наши родные умершие? Как там перед Богом? Во свете ходят или пребывают в «сени смертней»? Невозможно здесь не вспомнить Иакова, оплакивающего Иосифа и желающего в печали сойти к сыну в преисподнюю. Или Иова, потерявшего всех детей. Горизонт

Почти у каждого христианина имеетсямаленькая книжка, называемая помянник, - образ древнего диптиха, где написаны имена живых и усопших. Эту книжку он подаёт в храме на проскомидию и ектеньи, на молебны и панихиды, её он должен читать ежедневно в своих домашних молитвах.

Что означает список имён? Каждое имя знаменует собой человека: в списке живых - человеческую личность, в списке умерших - душу, ушедшую в другой мир, в неведомое нам бытие... д


Наша молитва весьма нужна усопшим. Зачем? Церковные песнопения влагают в уста почившего трогательные слова – просьбы о том, чтобы о нем молились. «Прошу всех и молю: непрестанно о мне молитися Христу Богу» (Погребение мирских человек. Стихира на Славу при последнем целовании). «Молю всех знаемых и другов моих: братие мои возлюблении, не забывайте мя, егда поете Господа, но поминайте братство и молите Бога, да упокоит мя с праведными Господь»

Перед началом и в дни Великого Поста, звучит под сводами храмов слово нашей любви ко всем тем, кто прежде нас шел дорогой жизни: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!» Это - молитва обо всех, ибо, по замечательному слову Анастасии Цветаевой, «тут только есть верующие и неверующие. Там - все верующие»

Мне недостаточно просто принести цветы на их могилы. Я читаю литию. Но при всем моем уважительном отношении и к могилам, и к памятникам у меня нет ощущения, что мой родной человек лежит там, под землей.

И как бы ни была утешительна собственная молитва, то, что происходит в храме, для меня гораздо важнее, чем когда я прихожу на кладбище. В родительские субботы мы собираемся в нашем храме вместе – друзья, товарищи по приходу, клир. Стоя локоть к локтю, вместе со священником совершаем общую молитву о наших умерших близких. Мы соучаствуем в судьбах других, принимаем горе и боль разлуки, и сами разделяем свою беду с теми, кто понимает и любит нас


Совершая молитвы за усопших, мы тем самым свидетельствуем свою любовь к ним, выражаем сострадание, милосердие. А Господь сказал, что блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5:7).

Много имеется примеров, когда усердная молитва за усопших избавляла их от мучительного состояния. Приведем один пример достоверный, описанный святой мученицей III века Перпетуей. «Однажды,


Стоит отметить опасность соблазна многих прихожан поминать самоубийц в этот день, предполагая, что в Троицкую Родительскую Субботу поминаются абсолютно все усопшие , невзирая на то, как они покинули этот мир. Но это является заблуждением! Нет такого дня, в который можно было бы помянуть один раз в год в Церкви самоубийцу.

Такое неправильное поверие возникло из неправильного понимания текстов канона, который читается в церкви в Троицкую родительскую субботу. В нем речь идет о тех, кто утоп, о тех, кто был удавлен. Но не о тех, кто сам себя удавил...

"Взыщи, Господи, погибшую душу (отца) моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя".

Этой молитвой можно дома молиться о родственниках, самовольно лишивших себя...


Молитва 1-я за почивший свой род

Помяни, Господи, весь почивший род мой; всех, иже от праотца нашего Адама, усопших родоначальников, прародителей, праотцев, праматерей и всех от века и до днесь почивших сродников моих по плоти, ихже имена Ты вся веси, и ослаби, остави, помилуй и прости им вся согрешения их вольная и невольная и даруй им Царствие Небесное. Аминь.

Молитва 2-я за грехи своего рода

Господи Милосердный и Судия Праведный, наказывающий детей за нераскаянные грехи родителей до третьего и четвертого рода! Помилуй и прости меня, мою семью, моих живых и уже усопших сродников и весь усопший мой род за великие

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы . В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром, в поминальную субботу, совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду - ваше присутствие на Литургии и панихиде необходимо. Тем более, что наши умершие являются явными свидетелями того, присутствовали ли мы на богослужение, молились ли за них или просто отписались записочками и откупились свечами.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших . В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).

При этом нужно помнить, что в эти записки можно заносить имена только тех умерших, которые при жизни были крещены, т.е. являлись членами Церкви. О некрещеных же можно молиться дома или над их могилой на кладбище. О том, правильно написать записку читайте .

В эти дни свечи положено ставить не к иконам, а к Распятию, на специальный столик, называемый "канун " . Свеча есть наша жертва Богу и вместе символ нашей молитвы. Поэтому, когда христиане ставят свечи, они обязательно в этот момент просят Бога об упокоении их близких, называя имена усопших родственников.

С этим обычаем связан и другой, подобный ему: подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

В последнее время распространилось мнение, что нищие, просящие милостыню, чуть ли не самые богатые из всех нас. Что же, если кого-то это смущает, можно без труда найти среди своих знакомых или соседей человека больного, слабого, одинокого, да еще и живущего на одну убогую пенсию. Может быть, стоит в память о своих умерших родителях принести такому человеку сумку картошки с рынка... Кажется мне, что Бог примет нашу молитву и в такой форме. Только была бы она теплой и искренней, не отравленной горделивым самоодобрением. "Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут"(Мф.5,7).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии. Не положено приносить мясные продукты. Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Таким образом православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Необходимо помнить

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной.

Умерший не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Даже если ваши близкие умерли некрещеными, и Церковь их поминать не может, вы можете помолиться за них сами, дома, так же, как и за крещеных. Но лучше сделать это, придя в храм и на могилу в Димитриевскую родительскую субботу.

Традиция такого поминовения идет с незапамятных времен. Пожалуй, нет ни одного народа на Земле, который бы не имел традиции почитания памяти предков. Уклоняющиеся от этого люди покрывались заслуженным презрением сограждан. Например, в древнем Риме отличие уважаемых "патрициев" от презренных "плебеев" заключалось отнюдь не в размере богатства или общественного влияния - среди обоих групп были и богачи, и бедняки. Просто патриции помнили свою родословную на много поколений назад, а плебеи были теми, о которых говорят "без роду, без племени".

Упоминание о молитвах за усопших можно найти в Ветхом Завете. Вообще, церковное учение исходит из того, что "у Бога все живы". Но что происходит там, за гробом? Все описания загробной жизни по определению носят весьма условный и символический характер. Если уж даже апостол Павел, перу которого принадлежит большая часть Книг Нового Завета, не мог найти подходящих слов для описания всей красоты "третьего неба", куда был взят Богом во время еще земной жизни, то что говорить об остальных.

"Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что уготовил Бог любящим Его", - восхищенно писал апостол Павел в Послании коринфянам. Но, к сожалению, кроме небесных красот переходящего в загробную жизнь могут ожидать и другие, куда более малоприятные моменты. На тему адских мучений написано горы литературы, но, как и в случае с "райскими садами", это не более, чем слабенькая попытка хоть как-то отобразить "в чувственном виде" реальность преисподней.

Не меньше мнений и относительно того, что лежит в основе как загробных мук, так и загробного блаженства. Если опять же, отбросить попытки отобразить духовные предметы грубо-материальными аналогиями, то можно сказать, что посмертное состояние человеческой души определяется желанием и способностью воспринять Божественную Любовь. И, если последняя воспринимается - это и есть райское блаженство, если нет - то…

Важно заметить, что, согласно христианскому вероучению, человек может совершенствоваться на своем пути к Богу лишь во время земной жизни. Принося деятельные плоды покаяния: сея вокруг себя добро и любовь в меру своих сил, тем самым и подготавливая себя для Вечности. Ведь, по словам самого Христа: "В чем застану - в том и сужу". Но многие ли из нас действительно готовы в любой момент встать на Его Суд?

Можно сказать, что Учителя Церкви были не только оптимистами, но и реалистами. Великий Отпуст, заключительные слова священника после Божественной Литургии вселяют в собравшихся надежду: "Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистые своей Матери … помилует и спасет нас, яко Един Благ и человеколюбец".

С другой стороны, в словах заупокойной службы исповедывается в отношении к Господу: "Ты бо един еси, кроме всякого греха" - и горько констатируется "несть бо человека, иже поживет и не согрешит". И принесенное на исповеди покаяние далеко не всегда подтверждается соответствующими делами. Особенно - когда на них уже просто нет ни сил, ни времени перед наступающим концом…Тем более, что в современной жизни даже перед ее окончанием у многих недостает времени и желания приобщиться к Таинствам Церкви.

Живущим на Земле неведомы суды Божьи и судьбы перешедших в иную жизнь. Доподлинно известно лишь о загробной участи святых, которых Бог прославляет через нетление их мощей, подачу через них чудотворений, исцелений и другие чудеса. Но ведь далеко не все святые прославлены поименно. Недаром земная Церковь отмечает День Всех Святых, понимая, что ей открыты далеко не все знания о небесной канцелярии. В тоже время верующие знают и о том, что какая-то часть умерших может и страдать, не имея возможности предпринять хоть что-то для улучшения своей участи.

Помогать ушедшим - удел оставшихся в живых, и каждый христианин считает своей прямой обязанностью молиться за умерших близких. Но общее церковное поминовение обладает еще большей, по сравнению с обычными поминками, благотворной силой для усопших. Ведь за него молится вся Церковь - живущие и перешедшие в Вечную Жизнь святые.

Виктория Стронина,
руководитель Группы работы с просителями – проекта православной службы помощи «Милосердие»

Виктория Стронина. Фото: miloserdie.help

Когда я только воцерковилась, я работала уборщицей при храме. На службе чистила подсвечники. Первое время вообще различала службы и праздники больше по внешним признакам, чем содержательно. Поэтому очень хорошо помню родительские субботы.

В эти дни я обычно стояла у канона и руки мои были в три слоя покрыты воском. Канон устанавливался посередине храма, а рядом с двух сторон высились горы корзин с хлебом. Конечно, меня удивляло и особенно запомнилось, что в родительские субботы людей в храме невероятно много, в разы больше, чем по воскресеньям. Это невозможно было не заметить.

А потом моя церковная жизнь стала глубокой и сознательной. Еще через какое-то время я стала вдовой, приходила поминать в родительские субботы Сашу. Однажды вдруг поймала себя на мысли, что людей в храме на родительские не стало. Храмы стоят полупустые, как в любой будний день. Полупустыми стоят каноны. Это меня как-то очень огорчило. С момента моего воцерковления прошло едва десять лет. И тогда я поняла, что умерло поколение тех, которые, может быть, не часто бывали в церкви, но всегда поминали своих близких в родительские субботы.

Когда родной уходит от тебя, то, столкнувшись с утратой непосредственно, ты не можешь не скучать по нему. Первое время поминаешь его все время, каждый день, утром и вечером. А потом время проходит, память стирается. Возможно, ты молишься уже не так горячо, не так часто. И оказывается, что Родительская суббота – прекрасный повод понудить себя помянуть равно всех своих близких: тех, кто ушел недавно, тех, кто умер много-много лет назад.

В наследство от Саши, который занимался помощью онкологическим больным, мне достались много пациентов с саркомой, появилось много новых людей. Саркома – крайне агрессивная форма онкологии, поэтому многих приходится провожать. Мой поминальный список растет. И тем сильнее я люблю родительские субботы, потому что это замечательный повод постоять и подумать только о них и ни о ком, ни о чем больше.

Только об этих людях вспомнить, ощутить, что все мы вместе – часть одного мира. Слова поминальной службы – они же особенные, обращены именно к этой мысли – правильной и ясной. Слушаешь и понимаешь, как мир этот устроен.

Теперь я пришла работать в Марфо-Мариинскую обитель. Наша служба помощи раздает продукты и лекарства нуждающимся. Жертвователей, которые приходят и приносят продукты, мы вносим в записки о здравии, а их близких, если просят, в записки об упокоении. Сестры обители поминают всех и в родительские субботы, конечно же. Такой вот получается круг.

Именно молитвой я помогаю женам

Артем Безменов,
книжный иллюстратор, преподаватель рисунка в художественной школе

Артем Безменов

Есть два человека, теперь уже покойных, которые мне особенно дороги. Так вышло, что я дважды вдовец. Моя первая жена Анастасия неожиданно и трагически погибла. Со второй женой, Марией, мы боролись с болезнью 2 года.

Что теперь я могу сделать для них хорошее? Мы все не безгрешны, наша совместная жизнь не была безукоризненной. Но там, за гробом, человек уже не может изменить ничего. Ни изменить, ни улучшить свою посмертную участь. Я человек верующий и, как все, хочу, чтобы родственники мои были в раю. Поэтому надеюсь повлиять на то, что изменить, кажется, нельзя. Хочу, чтобы моя помощь оказалась действенной. Поэтому мне остается только молиться.

Я пишу их имена первыми в записках об упокоении. А когда священник молится о них за литургией, когда служится лития, панихида, когда слышу или произношу простые, по делу, правильные слова молитвы, меня не оставляет ощущение, что от меня пусть малая, но есть все-таки польза. Слова молитвы кажутся настолько действенными, что я ощущаю – именно молитвой помогаю женам.

Мне недостаточно просто принести цветы на их могилы. Я читаю литию. Но при всем моем уважительном отношении и к могилам, и к памятникам у меня нет ощущения, что мой родной человек лежит там, под землей.

И как бы ни была утешительна собственная молитва, то, что происходит в храме, для меня гораздо важнее, чем когда я прихожу на кладбище.

В родительские субботы мы собираемся в нашем храме вместе – друзья, товарищи по приходу, клир. Стоя локоть к локтю, вместе со священником совершаем общую молитву о наших умерших близких. Мы соучаствуем в судьбах других, принимаем горе и боль разлуки, и сами разделяем свою беду с теми, кто понимает и любит нас.

Может быть, я не прав, но это ощущение облегчает собственное состояние и наполняет чувством действенности этой помощи. Эта молитва происходит не в случайном месте и не среди случайных людей. Она не формальная, она живая.

Вместе с близкими умершими мы вспоминаем настоящих праведников

Отец Максим Бражников,
настоятель храма Казанской иконы Божией Матери города Орск

Священник Максим Бражников

Лет двадцать назад, а может быть и больше, когда вместе с родителями я только начинал воцерковляться, с нашей семьей очень дружила одна женщина. Ее звали Алла. Она была благочестивой христианкой, человеком огромной доброты, щедрости и совершенно исключительной праведности. Ее молитва была по-настоящему горячей. Это невозможно было скрыть. Сама по себе Алла была человеком не конфликтным. Мы знали это не понаслышке. Она работала вместе с мамой в госучреждении. То и дело между сотрудниками там возникали ссоры, проблемы, конфликты. Но Алла всегда их сторонилась.

Последний раз мы виделись с ней на службе в день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это было в 2001 году, я тогда еще алтарничал в церкви. Вскоре после богослужения нам позвонили и сообщили, что, когда Алла возвращалась домой, ее убили из огнестрельного оружия. Убийцу не нашли, причины и мотивы не известны, преступление не раскрыто. Кому и зачем это было нужно, так и осталось неясным.

Но на ее отпевание собралось невероятно много людей. И когда мы ее провожали, то у всех было ощущение, что мы провожаем праведника. Праведника, для которого смерть, как сказано у апостола Павла: «Мне бо еже жити – Христос, и еже умрети приобретение есть» (Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение).

Мне также вспоминается наш семинарский духовник в Сретенской духовной семинарии – архимандрит Анастасий (Попов). Тогда, в начале нулевых, он был переведен в Москву из Псково-Печерского монастыря. Он всегда исповедовал семинаристов. Был чутким к нашим проблемам и вопросам. И в моменты уныния или тяжелые дни всегда мог шуткой разрядить ситуацию.

Отец Анастасий знал о своей смерти. За полгода до кончины вместе с братией он был в Иерусалиме и там стало известно, что у него рак мозга. Жить ему оставалось совсем немного. По возвращении в Москву он был пострижен в великую схиму и вскоре тихо и мирно скончался.

Когда его хоронили, храм едва мог вместить людей. Собралась вся братия, студенты-семинаристы, выпускники приехали из разных уголков страны. И до сих пор прихожане в монастыре помнят его, поминают его в своих молитвах и говорят, что порой даже молятся ему и чувствуют его поддержку.

В родительские субботы, когда мы вспоминаем в заупокойной литургии наших умерших, вместе с ними мы вспоминаем таких вот праведников. Становимся к ним ближе, потому что понимаем, что те люди, которые ушли от нас, но ожидали смерть спокойно, для которых она не была завершением земного существования, они эту смерть победили.

И еще больше утверждаешься в мысли, что даже если кончится наше земное бытие, душа наша не прекратится, она все равно будет жить.

Когда мы молимся за усопших, перестаем быть одинокими

Александр Бочаров,
заместитель председателя Межрегиональной общественной организации «Содействие больным саркомой»

Александр Бочаров

Моей жене были очень близки слова покаянного канона: «Не уповай, душе моя, на телесное здравие и на скоромимоходящую красоту, видиши бо, яко сильнии и младии умирают; но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго». Она выделила их карандашом в молитвослове и просила, чтобы эти строки стали эпитафией на ее памятнике. Несколько лет назад Анечки не стало.

Если при жизни молился о здравии, просил помощи у Бога, и вот она отошла ко Господу, то как можно перестать за нее молиться? Как можно не молиться за того, кого любишь? Нельзя, не получается.

На каждой литургии и в ежедневной домашней молитве молюсь за жену, за родных и друзей, с которыми прошел долгий путь лечения в РОНЦ им. Н.Н. Блохина.

Во время лечения я стал помогать и другим больным с саркомой, работая в пациентской организации, которая оказывает психологическую, правовую поддержку, а если человек верующий, то и духовную. За год-два сближаешься с человеком так, что он входит в твое сердце. Проходишь с ним: отмены терапии, рецидивы, ремиссии, прогрессирование болезни, и идешь до конца, до смерти, до отпевания, до погребения.

Человек уходит в Вечность, и поначалу этого не ощущаешь. А потом по слабости нашей накрывает тоской. Приходит понимание, что человека больше нет.

Сначала молишься по инерции. Вот было его имя в помяннике о здравии. А вот автоматически перешло в помянник об упокоении. Попадаешь на панихиду и достаешь свой список.

Первое время я не вдавался в смысл слов, которые слышал на панихиде. Мне просто нравилось, как поет хор. Но, постепенно вникнув в текст заупокойной литургии, я начал понимать глубину слов. Молитва об упокоении перестала быть формально прочитанным текстом.

Когда сам пережил болезнь и прошел с другими людьми тяжелейшие этапы их жизни, знаешь, что пришлось выдержать человеку в болезни, от слов заупокойных тропарей наступает внутреннее облегчение. Господь не оставил его: «Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, а може вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа».

Это «аллилуйя» утверждает меня в мысли – все мы с Богом. Если человек перешел в Вечность, то он точно находится с Богом. Где же ему еще быть? А у Бога нет ни боли, ни воздыхания, ни печали.

Первый период после смерти близкого человека его родные находятся в очень тоскливом состоянии. Им хочется продолжать с ним общаться, вновь увидеться. Часто люди заменяют молитву об усопших посещением кладбища. Но наши близкие вовсе не на кладбище.

Меня как-то не интересовало, почему и зачем были установлены родительские субботы. Я не вдавался в их богословский смысл. Церковью установлены, и точка. Но как-то сразу я почувствовал, что эти особенные дни – действительно дни соборной молитвы, которую ощущаешь физически. Когда мы молимся вместе об упокоении родных и близких, мы становимся не одиноки в своем горе, как и не одиноки в убежденности, что наши родные с Богом. Общение, которого жаждет наше сердце, в эти дни продолжается. Через молитву оно происходит в духовном измерении, и оно реально.

Записала Дарья Рощеня

В этот день я всегда ставлю свечу за тех, кто не дошел к своим близким

Лариса Пыжьянова,
кандидат психологических наук, работала заместителем директора Центра экстренной психологической помощи МЧС России

Лариса Пыжьянова. Фото Тамары Амелиной

Моих родителей уже нет в живых, однако они присутствуют в моей жизни постоянно, нет ни одного дня, чтобы я о них не вспоминала. Но Родительская суббота – это особый день, это как к живым родителям приходил в гости, а теперь, когда их рядом нет, приходишь в храм помолиться. Я очень люблю быть в эти дни в храме, там возникает особое молитвенное единение.

В Родительскую субботу я поминаю всех своих родственников, которых нет в живых. К сожалению, я не знаю имена уже на уровне своих прадедов, поэтому я молюсь за всех ушедших близких.

Еще в этот день я всегда ставлю свечу за тех, кто погиб – не доехал, не долетел, не дошел к своим близким, своим семьям – обо всех погибших в чрезвычайных ситуациях. О тех сотрудниках, которых я знала лично, о которых я только слышала, кто погиб, спасая чужие жизни. Это не так важно – была ли я знакома с этими людьми, они были, есть и навсегда останутся в моей жизни.

Я молюсь за жертв всех катаклизмов прошлого века

Екатерина Бурмистрова,
семейный психолог, писатель, мама 11 детей

Екатерина Бурмистрова

О своих усопших я молюсь всегда. Родительские субботы – это такие особые дни поминовения, когда, на мой взгляд, можно и правильно поминать ушедших близких независимо от степени их воцерковленности и даже крещенности.

В первую очередь, я, конечно, молюсь за родителей, они у меня рано скончались, еще сугубо молюсь за бабушек, дедушек, за тех, кто меня растил. Прошло несколько лет, как список пополнился друзьями, которые ушли очень рано, оставив совсем маленьких детей, они тоже навсегда в моем особом списке.

Так как мое личное воцерковление связано с Соловками, с пониманием, что за история была в ХХ веке с верующими, я молюсь за всех репрессированных – не только за новомучеников и пострадавших в гонениях на Церковь, но и за жертв всех катаклизмов прошлого века. Это всегда со мной, и в дни поминовения, такие как Родительская суббота, особенно.

Я последний год много перечитывала Ремарка, и то ли что-то автобиографическое влияет, то ли возраст сейчас у меня особенный, но именно погибших в Первую мировую войну стало особенно жалко, за них очень болит душа, не меньше, чем за погибших во Вторую мировую. Хотя, конечно, лично мы не могли быть знакомы с тем поколением, ведь даже фронтовики Отечественной войны – наши дедушки и бабушки, а те еще дальше, но для меня это одна и та же история бедствий ХХ столетия.

Еще я особенно молюсь за священников, с которыми я была знакома и которых уже нет на этом свете. За отца Михаила Шполянского я молюсь всегда, а в эти дни особенно. Это немного другое поминовение – не сокрушение, а светлая молитва, потому что я уверена, что все эти люди уже в хороших местах и можно не только за них, но и им молиться.

Записала Тамара Амелина

«Сегодня родительская!» - фраза, которую мы слышим несколько раз в году. У Бога все живы, и память и молитва о наших усопших родных и друзьях - важная часть христианской веры. Мы расскажем о том, какие бывают родительские субботы, о церковных и народных традициях дней особого поминовения усопших, о том, как молиться за умерших и надо ли ездить на кладбище в родительские субботы.

Что такое родительская суббота

Родительские субботы (а их в церковном календаре несколько) - это дни особого поминовения усопших. В эти дни в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан. Кроме того по традиции верующие посещают могилы на кладбищах.

Название «родительская» скорее всего произошло от традиции называть покойных «родителями», то есть отошедшими к отцам. Еще одна версия - «родительскими» субботы стали именоваться, потому что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей.

Среди прочих родительских суббот (а их в году семь) выделяют Вселенские, в которые Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Таких суббот две: Мясопустная (за неделю до Великого поста) и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы). Остальные родительсике субботы не относятся к вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.

Сколько в году родительских суббот

В календаре Русской Православной Церкви семь дней особого поминовения усопших. Все, кроме одного (9 мая - Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату.

Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота)

Суббота 2-й седмицы Великого поста

Суббота 3-й седмицы Великого поста

Суббота 4-й седмицы Великого поста

Радоница

Суббота Троицкая

Суббота Димитриевская

Родительские субботы в 2017 году

18 февраля - Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота)

11 марта - Суббота 2-й седмицы Великого поста

18 марта- Суббота 3-й седмицы Великого поста

25 марта - Суббота 4-й седмицы Великого поста

25 апреля - Радоница

9 мая - Поминовение усопших воинов

3 июня- Суббота Троицкая

28 октября - Суббота Димитриевская

Что такое вселенские родительские субботы

Среди прочих родительских суббот (а их в году семь) выделяют Вселенские, в которые Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Таких суббот две: Мясопустная (за неделю до Великого поста) и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы). В эти два дня совершаются особые богослужения - вселенские панихиды.

Что такое вселенские панихиды

В родительские субботы Православная Церковь совершает вселенские или родительские панихиды. Словом «панихида» христиане называют заупокойное богослужение, на котором верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов.

Что такое панихида

Панихида в переводе с греческого значит «всенощный». Это заупокойное богослужение, на котором верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов.

Вселенская (мясопустная) родительская суббота

Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) - это суббота за неделю до начала Великого поста. Мясопустной она называется, потому что приходится на Мясопустную неделю (неделя перед Масленицей). Называют ее также Малой масленицей.

В этот день православные христиане поминают всех крещеных усопших от Адама до наших дней. В храмах служится вселенская панихида - «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Троицкая родительская суббота

Троицкая - это вторая вселенская родительская суббота (после Мясопустной), в которую Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Приходится она на субботу, предшествующую празднику Троицы, или Пятидесятницы. В этот день верующие приходят в храмы на особую вселенскую панихиду - «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста

Во время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается, если нет большого праздника.Следовательно и главно литургическое поминовение усопших тоже совершается реже. Чтобы не лишать умерших молитвенного представительства о них Церковь установила три особых дня для молитвы о них Великим постом. Это субботы 2-й, 3-й и 4-й недель поста. Тут важен факт возможности быть лично на Литургии и молиться за усопших. То есть не просто подать записку о упокоении или заказать сорокоуст, чтобы в храме поминали в течение сорока дней или сорока Литургий. Или не попросить кого-то помолиться за своих родных. Но есть возможность лично принять участие в молитве.

Радоница

Радоница, или Радуница, - это один из дней особого поминовения усопших, который приходится на вторник после Фоминой недели (второй недели после Пасхи). В Фомино воскресенье христиане вспоминают, как после воскресший Иисус Христос сошел во ад и победил смерть, и Радоница, непосредственно с этим днем связанная, тоже говорит нам о победе над смертью.

На Радоницу по традиции православные идут на кладбище, и там, у могилок своих родных и близких людей, славят Христа Воскресшего. Радоница, собственно, называется так именно по слову «радость», радостная весть о Воскресении Христовом

Поминовение усопших воинов - 9 мая

Поминовение усопших воинов - это единственный день особого поминовения усопших в году, который имеет фиксированную дату. Это 9 мая, день победы в Великой Отечественной войне. В этот день после литургии в храмах служат панихиду о воинах, которые отдали свою жизнь за Родину.

Димитриевская родительская суббота

Димитриевская родительская суббота - суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, который отмечается 8 ноября по новому стилю. Если день памяти святого приходится тоже на субботу, родительской все равно считается предыдущая.

Димитриевская родительская суббота стала днем особого поминовения усопших после победы русских воинов в Куликовой битве в 1380 году. Сначала в этот день поминали именно тех, кто погиб на поле Куликовом, потом, с течением веков, традиция менялась. В новгородской летописи XV века мы читаем о Димитриевской родительской субботы уже как о дне поминовения всех умерших.

Заупокойное поминовение в родительскую субботу

Накануне родительской субботы, то есть вечером в пятницу, в православных хармах служится великая панихида, которую также называют греческим словом «парастас». В саму субботу, утром, служат заупокойную Божественную литургию, после нее - общую панихиду.

На парастас или на заупокойную Божественную литургию можно подать записки об упокоении с именами близких вашему сердцу умерших.

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Молитва об усопшем христианине

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

Молитва вдовца

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела.

Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва вдовы

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя - правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва родителей о почивших детях

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше - молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва детей об усопших родителях

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим {родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) - , душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрещения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ся) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.